Особенности проведения боевой стрельбы. Рекомендации командира роты по подготовке и проведения занятий по огневой подготовке Этап боевой стрельбы на cd

Напоминает тему, цели занятия, разбирает действия взвода, объявляет оценку и создает новую тактическую обстановку для действий при возвращении в часть Создает тактическую обстановку и ставит задачу взводу на преследование. Подает сигнал на начало движения и следит за действиями взвода при свертывании его в линию отделений, подходе бронетранспортеров к своим отделениям и посадке личного состава в них. В ходе преследования проверяет организацию наблюдения во взводе и отделениях за наземным и воздушным противником умело ли используются складки местности при движении; как осуществляется выход взвода на пути отхода противника и поражение его огнем и атакой с ходу, во фланг и тыл. Ставит задачу взводу на закрепление захваченного рубежа на выс. 181,6 и проверяет доведение ее до личного состава, организацию системы огня, вопросы восстановления боеспособности взвода (оказание первой медицинской помощи раненым и отправку их на БМП, пополнение боеприпасами. заправку горючим, восстановление поврежденной техники, пополнение продовольствием и другими предметами снабжения) Разрешает выдать личному составу боеприпасы и подает команду на выдвижение взвода к рубежу перехода в атаку и учит личный состав выдерживать заданную скорость, соблюдать дистанции между машинами, наблюдать за противником. С выходом на рубеж перехода в атаку - развертываться в боевой порядок, спешиваться с БТР на ходу. В ходе атаки следит за управлением командиром взвода и командирами отделений огнем и своими подразделениями, передвижением бронетранспортеров и уничтожением огнем огневых средств противника; за порядком преодоления минно-взрывных заграждений личным составом и бронетранспортерами, за тем, как личный состав атакует передний край с криком «Ура» и забрасывает его гранатами В ходе наступления требует от командира взвода выдерживать направление наступления, очаги сопротивления уничтожать атакой во фланг и тыл под прикрытием дымов. С выходом взвода на безымянную высоту контролирует действия командира взвода по отражению контратаки с выгодного рубежа и переходу в атаку. По достижении взводом рубежа прекращения огня подает команду на разряжение оружия Проверяет правильность занятия взводом исходного положения, организацию наблюдения, размещение личного состава н бронетранспортеров. Ставит задачу командиру взвода и дает указания по организации взаимодействия. Добивается четкой отдачи командиром взвода боевого приказа. Проверяет знание личным составом боевой задачи Позывные: командир роты – «Орел» командир 1-го взвода – «Орел-1» командир 2-го взвода – «Орел-2» командир 3-го взвода – «Орел-3» циркулярный – «Грач»

Организация и методика проведения боевых стрельб.

Занятия по огневой подготовке, как правило, организуются и проводятся в масштабе роты, а в учебных подразделœениях и военно-учебных заведениях - в масштабе взвода. Занятия в роте обычно организуются повзводно, а во взводе - по отделœениям. Такая организация занятий позволяет каждому командиру учить своих подчинœенных и повышает его ответственность за их огневую подготовку. При крайне важно сти солдаты некоторых специальностей (к примеру, гранатометчики, снайперы) могут выделяться на занятиях в отдельные ротные (взводные) группы.

Стрелковые тренировки и стрельбы из группового оружия проводятся в составе штатных расчетов (экипажей), а в учебных подразделœениях и военно-учебных заведениях -в составе сводных экипажей, создаваемых, как правило, на весь период обучения. При этом механики-водители БМП (водители БТР) привлекаются только на тренировки, проводимые перед стрельбами для слеживания подразделœений, а также для совершенствования их навыков в стрельбе. Занятия по огневой подготовке крайне важно организовывать так, чтобы максимальную часть времени, отводимого на занятия, обучаемые использовали на практические действия при вооружении (с оружием) и решали огневые задачи с полным напряжением физических и моральных сил.

Любое занятие по огневой подготовке подразделяется на вводную, основную и заключительную части.

Вводная часть включает проверку наличия обучаемых, их внешнего вида, готовности к занятию, степени усвоения пройденного материала, знаний условий упражнения, порядка его выполнения и мер безопасности; объявление темы, учебных целœей, отрабатываемых вопросов и порядка проведения занятия.

Основная часть включает изложение учебных вопросов изучаемой темы или отработку упражнений, нормативов, приемов, закрепление знаний и навыков, проверку практического усвоения изучаемого материала.

Заключительная часть включает разбор занятия, задание на самоподготовку, объявление темы очередного занятия.

Вводная и заключительная части должны занимать не более 10 % учебного времени, отводимого на занятие.

В огневой подготовке обычно применяются следующие методы обучения: рассказ, лекция, объяснение, показ, тренировка (упражнение), беседа, самостоятельная работа и стрельба. Выбор методов обучения зависит от темы, цели и содержания занятия и степени подготовленности обучаемых. На каждом занятии могут применяться несколько методов. Так, к примеру, при обучении приемам стрельбы (действиям при вооружении) бывают применены показ, объяснение и тренировка.

Рассказ -это краткое повествовательное изложение изучаемого материала. Он применяется при изучении боевых свойств оружия и некоторых вопросов по материальной части оружия и основ стрельбы.

Лекция - это развернутое научно-теоретическое изложение базовых, наиболее сложных вопросов изучаемой темы. Главное назначение лекции - помочь обучаемым в их последующей работе. В военно-учебных заведениях лекции обычно применяются при изучении некоторых тем, особенно основ и правил стрельбы.

Объяснение - это изложение сущности изучаемых явлений, процессов, действий. Объяснение применяется при изучении всœех разделов огневой подготовки и, как правило, в сочетании с показом изучаемого оружия (боеприпаса, прибора) или действия с оружием. При объяснении следует излагать материал ясно и четко, строго формулируя выводы и определœения.

Показ является наиболее доступным методом обучения. При этом методе обучаемые наглядно видят, что должны изучить или чему должны научиться. Показ образцовых действий с оружием может проводиться самим командиром или хорошо подготовленным обучаемым. Прием (действие) вначале показывается в целом в крайне важно м темпе, затем - в замедленном темпе по элементам с кратким объяснением действий и характерных ошибок, допускаемых обучаемыми при изучении данного приема (действия). Важно, чтобы показываемый предмет (прием, действие) был хорошо виден обучаемым.

Тренировка (упражнение) - метод обучения, при котором путем многократного, целœенаправленного и сознательного повторения изучаемых действий у обучаемых вырабатываются и совершенствуются необходимые умения и навыки.

Тренировки (упражнения) по огневой подготовке бывают индивидуальные и групповые (в составе расчета͵ подразделœения). Индивидуальные тренировки (упражнения) применяются для выработки у обучаемых умений и навыков, необходимых отдельному воину. Οʜᴎ характеризуются тем, что отдельные обучаемые под руководством командира или самостоятельно по его заданию выполняют одни и те же действия (к примеру, тренируются в однообразии прицеливания и производстве выстрела). Групповые тренировки (упражнения) применяются для выработки у обучаемых умений и навыков в коллективных действиях и для слаживания расчета и подразделœения. Οʜᴎ характеризуются тем, что каждый обучаемый выполняет действия в соответствии со своей специальностью или временно занимаемой им на данном занятии должностью (к примеру, приведение вооружения БМП в боевое положение или решение огневых задач в составе подразделœения).

Тренировки (упражнения) по огневой подготовке проводятся, как правило, путем выполнения нормативов и специально разработанных подготовительных упражнений. При этом условия выполнения нормативов и подготовительных упражнений по мере приобретения обучаемыми умений и навыков должны усложняться.

Беседа - это такой метод обучения, при котором командир спрашивает обучаемых, требуя ответов на поставленные вопросы. Допускается также, чтобы обучаемые задавали вопросы руководителю, в случае если характер вопросов не нарушает содержания и плана беседы.

Беседа применяется в целях закрепления, повторения изучаемого материала, проверки знаний обучаемых и сообщения им новых знаний. Характер построения беседы главным образом будет зависеть от того, какую она имеет цель.

Беседа применяется на занятиях по всœем разделам огневой подготовки, особенно по основам и правилам стрельбы. Беседа должна вызывать активность всœех обучаемых. При постановке вопроса следует обращаться ко всœем обучаемым: сначала поставить вопрос, дать крайне важно е время на обдумывание и только после этого приступить к опросу. При этом нельзя допускать проведения беседы только с более успевающими, нужно привлекать к беседе и тех, кто сам активности не проявляет.

В тех случаях, когда обучаемый затрудняется дать ответ, когда ответ неправильный или неполный, командир требует ответа на тот же вопрос от другого обучаемого. В нужных случаях он обобщает ответы обучаемых и дает правильную формулировку.

Самостоятельная работа - это метод, при котором обучаемые без непосредственного участия командиров закрепляют ранее приобретенные знания, умения и навыки или овладевают новыми, используя руководства, инструкции, плакаты, схемы, макеты, учебное оружие и другие учебные пособия.

Стрельба - это метод, при котором обучаемые практически применяют полученные знания, умения и навыки в боевом использовании штатного оружия и боеприпасов для поражения различных целœей. Стрельбы позволяют не только закрепить приобретенные знания, умения и навыки, но и выявить недостатки в огневой подготовке. По этой причине результаты стрельб должны тщательно анализироваться и на базе их приниматься меры по повышению огневой выучки личного состава.

Организация и методика проведения боевых стрельб. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Организация и методика проведения боевых стрельб." 2017, 2018.

      1. Подготовка боевых стрельб взводов…………………… ……..3 1.1.Этапы подготовки БСВ……………… ………………………..3

      1.2.Обязанности командиров по организации и

      проведению БСВ…………………………………………………..4

      1.3. Исходные данные для БСВ…………………………………... 6

      1.4.Район проведения БСВ………………………………………. .7

      1.5.Тактическая обстановка на БСВ……………………………...9

      1.6.Мишенная обстановка на БСВ……………………………… 10

      1.7. План проведения БСВ………………………………………. .12

      1.8.Подготовка личного состава к проведению БСВ…………...13

      2. Проведение боевых стрельб взводов………………………….15

      2.1.Работа командира взвода по оценке исходной

      обстановки…………………………………………………… …...18

      2.2. Действия командира взвода в ходе боевой стрельбы……...19

      2.3.Действия командира взвода с выходом на рубеж

      Прекращения огня………...………………………………………20

      Заключение……………………..………………………… ………38

      Список использованной литературы …………..………………. 39

Введение

Боевые стрельбы являются высшей формой обучения взводов, на которых тактические действия связаны с выполнением огневых задач, и проводятся на завершающем этапе их слаживания.

Сущность боевых стрельб взводов заключается в том, что командиры отделений и их личный состав обучаются ведению боя (действий) с практическим выполнением подразделениями огневых задач боевым патроном (снарядом) штатными и приданными средствами. При их проведении основное внимание должно уделяться правильным тактическим действиям, умелому и эффективному применению вооружения и военной техники для выполнения огневых задач и управлению подразделениями и их огнем в ходе боя.

Боевые стрельбы проводятся по одной из тем тактической подготовки, предусматривающей действия подразделения в наступлении, в обороне, в походном охранении днем и ночью.

Тему боевой стрельбы для взвода определяет командир батальона.

Боевые стрельбы проводятся, как правило, на директрисах боевых машин или войсковых стрельбищах.

Основным методом обучения на боевых стрельбах является практическая работа по выполнению всеми обучаемыми своих функциональных обязанностей, в том числе и в решении огневых задач.

Боевая стрельба взвода организуется и проводится под руководством командира роты.

1. Подготовка боевых стрельб взводов

1.1.Этапы подготовки БСВ.

Подготовка боевой стрельбы взвода представляет собой комплекс мероприятий, проводимых командиром роты до ее начала, и включает: личную подготовку руководителя к боевой стрельбе, определение (уточнение) исходных данных, выбор района проведения боевой стрельбы, разработку плана проведения боевой стрельбы, подготовку обучаемых, участка местности и средств материально-технического обеспечения к боевой стрельбе.

1.2.Обязанности командиров по организации и проведению БСВ.

Подготовка командира роты проведению боевой стрельбы осуществляется на показных боевых стрельбах, инструкторско-методических занятиях, сборах и инструктажах. Основным методом подготовки является самостоятельная работа. В ходе работы командир роты обязан изучить необходимые приказы, положения Боевого устава, наставлений и руководств, проанализировать состояние тактической подготовки командиров и подразделения в целом.

Командир роты несет полную ответственность за боевую стрельбу взвода, ее своевременную подготовку и качественное проведение.

Он обязан:

до начала боевой стрельбы:

Изучить руководящие документы и методическую литературу;

Уяснить тему боевой стрельбы;

Определить цели и учебные вопросы;

Определить состав, положение и характер действий противника, подлежащего обозначению мишенями и макетами;

Уточнить расход моторесурсов, боеприпасов и других материально- технических средств, необходимых для проведения боевой стрельбы;

Уточнить район проведения боевой стрельбы и организовать его подготовку;

Определить основные вопросы плана проведения боевой стрельбы и приступить к разработке основных документов для его подготовки и проведения;

Провести рекогносцировку участка боевой стрельбы, в ходе которой определить: основное направление стрельбы; боковые защитные зоны; направления, в которых запрещается ведение огня; рубежи открытия и прекращения огня; количество и состав целей, в том числе резервных, порядок, способы показа и имитации их огня; порядок светового обеспечения (при проведении боевой стрельбы ночью); места, время и порядок выдачи боеприпасов, заряжания и разряжания оружия; сигнал прекращения огня и требования безопасности в ходе боевой стрельбы;

Разработать и утвердить у командира батальона план проведения боевой стрельбы с докладом его на местности в районе проведения боевой стрельбы или на макете местности;

Установить требования безопасности на боевой стрельбе и обеспечить условия их соблюдения;

Определить характер и объем мероприятий по оборудованию участка боевой стрельбы; места пунктов управления мишенной обстановкой; организацию связи и порядок управления мишенной обстановкой; организацию оцепления участка боевой стрельбы; меры по сохранению материальных средств всех видов собственности;

Определить порядок и сроки подготовки вооружения, военной техники, боеприпасов и обучаемого личного состава к боевой стрельбе и руководить их подготовкой;

Провести контрольное тактическое занятие.

в ходе боевой стрельбы:

Ввести обучаемых в исходную тактическую обстановку и контролировать их действия;

Заслушивать в качестве старшего командира решения командира взвода, изучать его работу, обучать организации боя и управлению взводом в ходе его ведения;

Оценивать решения командира взвода, на основе принятого им решения определять порядок розыгрыша боевых действий, уточнять порядок показа мишенной обстановки, время и порядок выдачи боеприпасов;

Принять доклады командира взвода, начальника учебного тактического поля и начальника оцепления о готовности обучаемых, тактического поля и оцепления к боевой стрельбе;

Руководить действиями командира взвода во время боевой стрельбы, учить его осуществлять разведку противника до начала и в ходе его огневого поражения, добиваться от обучаемых командиров умелого управления огнем и поддержания непрерывного взаимодействия штатных и приданных подразделений, оценивать тактические действия обучаемых в ходе боевой стрельбы;

Не предоставлять успеха стреляющему подразделению без надежного огневого поражения противника (не менее 50 %);

Проводить боевую стрельбу в поучительной обстановке, следить за тем, чтобы не допускались упрощения и не нарушались требования безопасности;

Изыскивать новые приемы организации и ведения боя, способы боевого применения вооружения и военной техники в условиях различной обстановки;

По окончании боевой стрельбы объявить частный отбой, организовать разряжание оружия и изъятие неизрасходованных боеприпасов;

Осмотреть мишенное поле, определить результаты стрельбы и общую оценку за результаты огневого поражения на этапе с боевой стрельбой;

Обеспечить организованное возвращение подразделения в место постоянной дислокации;

Провести разбор боевой стрельбы.

1.3. Исходные данные для БСВ.

Исходными даннымидля боевой стрельбы являются: тема, учебные цели, учебные вопросы, состав обучаемых, время (днем, ночью), продолжительность, район проведения, количество вооружения, военной техники, нормы расхода боеприпасов, имитационных средств и моторесурсов.

Определение (уточнение) исходных данных начинается с уяснения темы боевой стрельбы. При этом командир роты должен уяснить возможные варианты условий обстановки, в которых можно отработать данную тему, и конкретно определить, в каких условиях целесообразно начать отработку темы, какие основные боевые эпизоды она в себя включает и чем должна закончиться ее отработка.

Уяснив тему и содержание боевой стрельбы, руководитель определяет ее учебные цели. Учебные цели должны быть конкретными, направленными на достижение высокой полевой выучки и слаживания подразделения.

Количество учебных вопросов зависит от содержания темы и отведенного времени. Формулировки учебных вопросов должны отражать работу и действия всех основных категорий обучаемых. При организации боя могут отрабатываться такие учебные вопросы, как принятие решения, проведение рекогносцировки, постановка боевых задач, организация взаимодействия и другие.

При уточнении состава обучаемых руководитель определяет, какие подразделения и в каком составе привлекаются на боевую стрельбу.

Время проведения (днем, ночью) и продолжительность боевой стрельбы определяется вышестоящим командиром и указываются в плане боевой подготовки и расписании занятий.

При производстве расчета времени на отработку учебных вопросов руководитель должен исходить из степени важности каждого учебного вопроса и уровня своего методического мастерства, выделяя для отработки наиболее важных и сложных вопросов большую часть учебного времени.

Определяя исходные данные, руководитель должен уточнить, какое количество боеприпасов, моторесурс отпускается на боевую стрельбу, а также возможности учебного тактического поля по созданию мишенной обстановки.

1.4.Район проведения БСВ.

При выборе района проведения боевой стрельбы руководитель должен учитывать его размеры и характер местности.

Район проведения боевой стрельбы должен включать: исходный район для обучаемого подразделения; полосу местности, на которой будут проходить действия сторон при отработке вопросов темы; место (район) окончания боевой стрельбы. Он должен обеспечивать безопасность ведения огня из всех видов оружия, а также размещение мишенной обстановки на глубину 2-3 км.

При отработке вопросов наступательного боя район проведения боевой стрельбы должен обеспечивать возможность скрытного выдвижения подразделения на рубеж перехода в атаку, развертывание его в предбоевой и боевой порядок, стремительность атаки, овладение объектом атаки (выполнение боевой задачи), осуществления маневра в глубине обороны противника и т.д.

При проведении боевой стрельбы по оборонительной тематике местность должна способствовать правильному выбору позиций и опорных пунктов, скрытному расположению подразделений и проведению мероприятий маскировки, защите от современных средств поражения, организации системы огня и хорошему наблюдению за действиями своих подразделений и противником.

Для отработки вопросов разведки, действий на марше и в походном охранении местность выбирается с таким расчетом, чтобы на маршруте движения и в стороне от него имелись местные предметы и различные препятствия, вызывающие необходимость их осмотра и преодоления (лес, открытые участки, овраги, высоты, рощи, населенные пункты, разрушенные и заболоченные участки дорог, водные преграды, мосты и т.д.).

Краткое описание

Боевые стрельбы являются высшей формой обучения взводов, на которых тактические действия связаны с выполнением огневых задач, и проводятся на завершающем этапе их слаживания.
Сущность боевых стрельб взводов заключается в том, что командиры отделений и их личный состав обучаются ведению боя (действий) с практическим выполнением подразделениями огневых задач боевым патроном (снарядом) штатными и приданными средствами. При их проведении основное внимание должно уделяться правильным тактическим действиям, умелому и эффективному применению вооружения и военной техники для выполнения огневых задач и управлению подразделениями и их огнем в ходе боя.
Боевые стрельбы проводятся по одной из тем тактической подготовки, предусматривающей действия подразделения в наступлении, в обороне, в походном охранении днем и ночью.

Содержание

Введение……………………………………………………………3
1. Подготовка боевых стрельб взводов…………………………..3 1.1.Этапы подготовки БСВ………………………………………..3
1.2.Обязанности командиров по организации и
проведению БСВ…………………………………………………..4
1.3. Исходные данные для БСВ…………………………………...6
1.4.Район проведения БСВ………………………………………..7
1.5.Тактическая обстановка на БСВ……………………………...9
1.6.Мишенная обстановка на БСВ………………………………10
1.7. План проведения БСВ………………………………………..12
1.8.Подготовка личного состава к проведению БСВ…………...13
2. Проведение боевых стрельб взводов………………………….15
2.1.Работа командира взвода по оценке исходной
обстановки………………………………………………………...18
2.2. Действия командира взвода в ходе боевой стрельбы……...19
2.3.Действия командира взвода с выходом на рубеж
прекращения огня………...………………………………………20
Заключение……………………..…………………………………38
Список использованной литературы …………..………………. 39

ЕВРАЗИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Имени Л.Н.ГУМИЛЕВА

ВОЕННАЯ КАФЕДРА

Экземпляров _____

Экземпляр №_____

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

По ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ для студентов, обучающихся

По специальности «Боевое применение мотострелковых подразделений, частей и соединений на БМП» (ВУС-021001)

Программа 2011 года

Тема № 24: «Методика организации и проведения боевой стрельбы взвода»

Обсуждена на заседании предметно-методической комиссии военной кафедры

Протокол № ___ от «____» ____________ 201__г.

Уточнена: «____»_____________201__г.

«____» ____________ 201__г.

«____» _____________201__г.

«____»____________201__г.

По книге учета методических документов цикла №_____

Г. АСТАНА

УТВЕРЖДАЮ

Начальник военной кафедры

ЕНУ им. Л.Н.Гумилева

Генерал-майор У.Еламанов

«___»____________201__г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

По ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ для студентов, обучающихся по специальности «Боевое применение мотострелковых подразделений, частей и соединений на БМП» (ВУС- 021001)

Программа 2011 года

Тема 24: «Методика организации и проведения боевой стрельбы взвода»

Занятие 1: «Методика организации и проведения боевой стрельбы взвода»

Учебные вопросы:

1. Цель боевой стрельбы взвода. Экипировка личного состава взвода.

2. Подготовка руководителя к проведению боевой стрельбы взвода. Документы и их содержание для проведения боевой стрельбы взвода. Создание тактической обстановки и расположения целей.

3. Действия руководителя боевой стрельбы, порядок и время показа целей. Расчет мишеней и боеприпасов. Позывные и сигналы управления. Схема связи. Общие рубежи открытия и прекращения огня, рубежи начала и окончания показа целей. Оценочные показатели боевой стрельбы взвода.

4. Особенности организации и проведения боевой стрельбы взвода в горах.

Учебные и воспитательные цели:

1. Ознакомить обучаемых с целью боевой стрельбы взвода и экипировкой личного состава взвода.

2. Довести до обучаемых подготовку и действия руководителя боевой стрельбы взвода.



3. Воспитать у обучаемых чувство патриотизма и уважения к Вооруженным Силам РК.

Вид занятия: групповое упражнение.

Место: класс тактической подготовки.

Время: 6 ч.

Материально-техническое обеспечение: плакаты, стенды, макет местности.

Литература:

1. Тактика отделения, танка, мотострелкового и танкового взвода, МО РК ГУ БП СВ., кн.1., г.Астана., 2002 г.;

2. Учебник сержанта мотострелковых войск., МО РК., Астана., 2001г.

Учебные вопросы и примерное распределение времени

№ п/п Учебные вопросы Время (мин)
I. Вводная часть -принять доклад дежурного по взводу; - проверить наличие студентов, их внешний вид, готовность к занятию; - объявить тему и учебные вопросы занятия.
II. Основная часть 1. Цель боевой стрельбы взвода. Экипировка личного состава взвода. 2. Подготовка руководителя к проведению боевой стрельбы взвода. Документы и их содержание для проведения боевой стрельбы взвода. Создание тактической обстановки и расположения целей. 3. Действия руководителя боевой стрельбы, порядок и время показа целей. Расчет мишеней и боеприпасов. Позывные и сигналы управления. Схема связи. Общие рубежи открытия и прекращения огня, рубежи начала и окончания показа целей. Оценочные показатели боевой стрельбы взвода. 4. Особенности организации и проведения боевой стрельбы взвода в горах.
III. Заключительная часть - напомнить тему и учебные цели занятия; - провести разбор занятия; - ответить на вопросы студентов; - дать задание на самоподготовку.

ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Групповое упражнение по теме: «Методика организации и проведения боевой стрельбы взвода»является основой выработки навыков при совершении обу­чаемыми приемов и действий с постепенным усложнением условий.

Она имеет цель научить обучаемых применять знания на практике, и поэтому считается основным методом овладе­ния воинским мастерством.

I. Вводная часть

- принять доклад дежурного по взводу;

Проверить наличие студентов, их внешний вид, готовность к занятию;

Объявить тему и учебные вопросы занятия.

II. Основная часть

1-учебный вопрос: Цель боевой стрельбы взвода. Экипировка личного состава взвода.

Боевая стрельба проводится обычно на завершающем этапе под­готовки отделения (взвода). Сущность его заключается в том, что командиры и подразделения обучаются ведению боя с реальным ведением огня из всех видов штатных и приданных средств. Про­тивник в ходе такого занятия и его действия обозначаются мише­нями, имитационными и другими средствами.

Боевые стрельбы проводятся по одной из тем тактической под­готовки, предусматривающей действия в наступлении (в походном охранении, в обороне) как днем, так и ночью. В отличие от обыч­ных тактических занятий на боевых стрельбах огневые задачи реша­ются практически.

Основной метод обучения - практическая работа в занимаемых должностях.

2-учебный вопрос: Подготовка руководителя к проведению боевой стрельбы взвода. Документы и их содержание для проведения боевой стрельбы взвода. Создание тактической обстановки и расположения целей.

Подготовка боевой стрельбы осуществляется в такой же последова­тельности, как и обычного тактического занятия, но с имеющимися особенностями, обусловленными спецификой выполнения поставлен­ной отделению (взводу) боевой задачи.

Определяя исходные данные, руководитель должен уточнить, какое количество боеприпасов, имитационных средств, моторесурсов отпускается на боевую стрельбу, а также возможности войскового стрельбища (директрисы стрельбы полигона) по оборудованию ми­шенного поля.

Район боевой стрельбы должен обеспечивать безопасность веде­ния огня из всех видов оружия, а также размещение мишенной об­становки на глубину: для отделения -1-2 км, для взвода - 2-3 км.

Проводя рекогносцировку района, командир взвода (роты) уточ­няет (определяет): тактическую обстановку; исходный район (пункт) для подразделений и их боевые задачи; места расположения целей (мишеней) обозначенного противника, порядок их показа и имита­ции; общие рубежи открытия и прекращения огня; места пунктов управления руководителя и операторов; порядок организации свя­зи; меры безопасности; место проведения разбора; характер и объем работ по подготовке участка (района) боевой стрельбы, мишенной обстановки; силы и средства, потребные для этой цели.

Тактическую обстановку на занятие руководитель разрабатывает, исходя из ее темы, которую определяет для отделения командир роты, для взвода - командир батальона.

Уточняя тактическую обстановку, руководитель должен наметить, учитывая возможности стрельбища, где будет проходить передний край обороны противника, его опорные пункты на переднем крае и ближайшей глубине, расположение огневых средств, на каком рубеже возможна его контратака, в обороне - возможные рубежи развертывания и перехода в атаку; боевые задачи взвода (роты), соседних подразделений, их рубежи развертывания во взводные ко­лонны, перехода в атаку (исходное положение), а в обороне - по­зиции (опорные пункты); места проходов в заграждениях и перехо­дов через препятствия. Определяя исходный район (пункт), руко­водитель должен учитывать нормы отпускаемых на стрельбу моторесурсов и отводимое на нее время. В целях экономии учебно­го времени и моторесурсов БМП (БТР, танков) исходный район (пункт) для начала занятий по теме "Наступление отделения (танка, взвода) с ходу" целесообразно брать на рубеже развертывания роты но взводные колонны, а для организации наступления в этом райо­не надо оборудовать макет местности.

Уточняя на рекогносцировке места расположения целей (мишеней) обозначенного противника, руководитель должен иметь с собой за­ранее разработанную схему мишенной обстановки, которую он при­низывает к местности (сх. 1).

Мишенная обстановка представляет собой конкретный боевой порядок и действия противника, обозначенные мишенями, макета­ми и другими средствами. Поэтому она должна соответствовать за­мыслу боевой стрельбы, максимально отображать боевой порядок и характер действий подразделений вероятного противника и обеспе­чивать выработку у обучаемых командиров практических навыков и организации и ведении наблюдения, оценке целей, выборе вида оружия и способа ведения огня для их поражения, целеуказании, постановке огневых задач, подаче команд на открытие огня, в на­блюдении за результатами и корректировании его огня.

Исходя из этого, а также из количества привлекаемых в отделении (взводе) огневых средств, руководитель боевой стрельбы опре­деляет количество, расположение и порядок показа целей. При этом он должен выбрать участки для стрельбы по воздушным целям, рубежи метания ручных боевых гранат, ведения огня из орудия БМП (крупнокалиберного пулемета, установленного на БТР), а также ведения огня ночью с использованием ночных прицелов (если бое­вая стрельба планируется ночью). Дополнительно к установленно­му для отделения (взвода) количеству мишеней предусматривается выставление резервных групп целей, а также целей для подраз­делений усиления.

Фронт мишенной обстановки зависит прежде всего от ширины бое­вого порядка стреляющего подразделения и определяется по формуле

Ш ф = Ф+0,5 (П, + П 2),

где Ш ф - ширина фронта мишенной обстановки, м; Ф - фронт наступления (обороны) подразделения

согласно Боевому уставу Сухопутных войск, м;

П^ П 2 - ширина промежутков с соседями, м.

Так, например, мотострелковый взвод наступает на фронте до 300 м с промежутками между соседними подразделениями до 100 м. Нетрудно подсчитать, что ширина фронта мишенной обстановки должна быть в пределах 400 м.

Схема 1. Тактическая и мишенная обстановка для проведения боевой стрельбы.

Глубина мишенной обстановки зависит от глубины боевой зада­чи подразделения и характера его последующих действий. Так, взводу в наступлении указываются объект атаки на глубину построения обороняющего взвода противника и направление дальнейшего на­ступления, которое должно обеспечивать совместное с соседними подразделениями уничтожение обороняющегося противника в глу­бине его ротного опорного пункта (до 1100 м). В последующем взвод должен быть готовым в составе роты завершать уничтожение противника на позициях его батальонных резервов, которые, как правило, располагаются на удалении до 3 км от переднего края обороны. Следовательно, и глубина мишенного поля, подготовлен­ного для боевой стрельбы участка местности, на котором создана мишенная обстановка, может составлять для взвода 2-3 км.

Аналогично можно определить и глубину мишенной обстановки для боевой стрельбы отделения.

В соответствии с замыслом определяется и количество рубежей, на которых планируется устанавливать цели (мишени), и количе­ство самих мишеней. Так, отделение, наступая на фронте до 50 м, может встретить на переднем крае обороны до 4-5 стрелков, причем одного из них - пулеметчика (мпо противника в составе 8-10 чело­век обороняется на фронте до 100 м), а с учетом огневого воздей­ствия по противнику в период огневой подготовки оно может встре­тить до 2-3 стрелков.

Как правило, отделение противника действует на БМП (БТР), которая занимает огневую позицию за первой траншеей на удале­нии до 200 м. Следовательно, командир отделения должен предус­мотреть ее уничтожение огнем БМП.

С овладением передним краем обороны противник будет стре­миться свои оставшиеся боеспособные силы отвести в глубину обо­роны, следовательно, атакующее отделение перед фронтом своего наступления может встретить до 1-2 отходящих солдат противника и 1-2 солдат, обеспечивающих отход огнем с выгодного рубежа.

С овладением наступающими взводными опорными пунктами и продвижением в глубину им может противостоять противник, обо­роняющийся во взводном опорном пункте, составляющем второй эшелон мотопехотной роты. В этом случае перед фронтом отделе­ния может обороняться до 1-2 солдат противника, которых отделе­нию предстоит уничтожить.

При бое за взводный опорный пункт второго эшелона роты или же с его овладением противник может предпринять контратаку сво­ими резервами. В этом случае отделению придется совместно с со­седями с выгодного рубежа уничтожать его танки и пехоту (один танк и до 2 солдат контратакующей пехоты).

После успешного отражения контратаки противника и с началом его отхода отделение должно произвести посадку в БМП (БТР) и осуществлять его преследование совместно с соседями. Встретив от­дельные отходящие группы противника (1-2 солдата), оно на ходу уничтожает их.

Таким образом, нетрудно подсчитать, что в ходе выполнения своей задачи отделению может противостоять до 8-13 солдат пехоты противника, один танк и один БМП (БТР). Поэтому на боевую стрельбу отделения количество целей (мишеней) для стрельбы из стрелкового оружия и оружия БМП (БТР) может быть 10-15, кото­рые будут располагаться на 3-4 рубежах.

При расчете количества рубежей и целей на боевую стрельбу взвода обоснование осуществляется таким же порядком, но с уче­том того, что до атаки средствами старших командиров противнику будут нанесены потери, поэтому взводу на переднем крае обороны будет противостоять не более одного отделения и 1-2 БМП (БТР), в промежутке между взводами, опорными пунктами первого и второго эшелонов роты - до 2-3 человек, в опорном пункте второго эшело­на роты -- до 3 человек, между ротными опорными пунктами первого и второго эшелонов мотопехотного батальона - до 2-3 человек, во взводном опорном пункте роты второго эшелона батальона - 2-3 человека, во взводном опорном пункте в глубине роты второго эше­лона мотопехотного батальона 2-3 человека, в контратаке может участвовать до 3 танков (БМП, БТР) и до отделения пехоты.

Таким образом, основываясь на вероятных действиях подразделений противника и с учетом его возможных потерь, на боевую стрельбу взвода предусматривается для стрельбы из стрелкового оружия и БМП (БТР) 25-35 целей (мишеней). При этом руководитель дол­жен учитывать, что из общего количества мишеней должно быть не менее 10% мишеней для стрельбы из орудий БМП, ручных противо­танковых и станковых гранатометов, не менее 20% целей (мишеней) должны быть движущимися, остальные появляющимися. Если боевая стрельба проводится ночью, то не менее 30% мишеней оборудуются имитаторами "вспышек выстрелов" и инфракрасных прожек­торов, а остальные цели освещаются.

Количество рубежей на боевую стрельбу взвода, как следует из примера, может быть 4-5.

Порядок показа целей руководитель намечает в соответствии с разработанным замыслом и в зависимости от характера целей, пред­полагаемых решений и действий обучаемых, дальностей стрельбы и времени суток. Общее время показа целей определяется временем, необходимым для прохождения стреляющими или целями расстоя­ния от рубежа начала до рубежа окончания показа целей. При этом цели обычно показываются многократно. Промежуток между пока­зами может составлять 10-30 с.

В период проведения рекогносцировки руководитель должен на­метить также дальности открытия огня и рубежи прекращения огня по целям. Дальности открытия огня руководитель определяет с уче­том боевых возможностей оружия, характера целей, времени, необ­ходимого для их обнаружения и поражения, а также с учетом поло­жения для стрельбы (способа стрельбы) и отпускаемого количества боеприпасов. Рубежи прекращения огня по каждой из групп целей выбираются по местным предметам и отмечаются для себя руково­дителем с таким расчетом, чтобы дальность между стреляющими (машинами) и целями не сократилась: при стрельбе из стрелкового оружия, пулеметов на БМП (БТР) и ручных противотанковых гранатометов днем - менее 150 м, ночью - менее 100 м; при стрельбе из орудия БМП по крупным целям днем - менее 600 м, ночью - менее 400 м, а при стрельбе по целям средних размеров (по танку и другим огневым средствам в окопе) днем - менее 400 м, ночью - менее 300 м.

После проведения рекогносцировки руководитель боевой стрель­бы дает указания своему помощнику по мишенной обстановке и операторам о порядке подготовки мишенного поля к стрельбе, пос­ле чего приступает к разработке плана проведения боевой стрельбы, который разрабатывается в виде схемы. В нем обычно указываются: тема, учебные и воспитательные цели, время проведения занятия, нормы расхода моторесурсов, боеприпасов и имитационных средств, учебные вопросы и время на их отработку, тактическая обстановка, действия командира, проводящего занятие, сигналы управления и взаимодействия.

К плану боевой стрельбы разрабатывается схема мишенной об­становки, в которой указываются: расчеты потребного количества мишеней и боеприпасов; расположение и нумерация целей, порядок и продолжительность их показа и имитации; общие рубежи откры­тия и прекращения огня; способы и продолжительность освещения целей ночью; места пунктов управления и организации связи по управлению мишенной обстановкой.

Схема мишенной обстановки разрабатывается помощником ру­ководителя по мишенной обстановке. Цели на схеме обозначаются мишенями с учетом их реального расположения.

Исходными данными для расчета потребного количества боеп­рипасов на боевую стрельбу являются: количество мишеней по наи­менованию для каждого вида оружия; положение для стрельбы (спо­соб стрельбы), из которого в соответствии с созданной тактической обстановкой наиболее целесообразно выполнять огневые задачи; средние дальности стрельбы; средние нормы количества боеприпа­сов, необходимые для поражения одной цели на средних дальностях стрельбы. При этом следует иметь в виду, что средняя дальность стрельбы определяется как среднеарифметическая величина между дальностями открытия и прекращения огня. Например, при даль­ностях открытия огня 400 м и прекращения огня 200 м средняя дальность стрельбы будет составлять 300 м. Средние нормы количе­ства боеприпасов, необходимые для поражения цели на средних даль­ностях стрельбы, определяются по таблицам, имеющимся в курсе стрельб.

При стрельбе ночью количество боеприпасов, указанное в табли­цах, увеличивается в 1,3 раза.

Таким образом, при подсчете количества боеприпасов для пора­жения целей из каждого вида оружия необходимо определить поло­жения для стрельбы и средние дальности стрельбы, а затем, руковод­ствуясь указанными в таблицах курса стрельб средними нормами, подсчитать количество боеприпасов, необходимое для поражения це­лей на средних дальностях стрельбы, при этом патронов с трассирую­щими пулями должно быть не более 25% общего их количества. При неблагоприятных условиях (порывистый ветер, снегопад, дождь, ту­ман и т.д.) руководитель боевой стрельбы может увеличить количе­ство боеприпасов, но не более чем в 1,3 раза.

План проведения боевой стрельбы командир взвода утверждает у командира роты не позднее чем за 3 дня до начала стрельбы.

Накануне боевой стрельбы руководитель проводит практический инструктаж лиц, привлекаемых к стрельбе. Инструктаж проводится в такой последовательности. Вначале руководитель, пользуясь схемой мишенной обстановки, сообщает тактический замысел занятия и по­казывает на местности рубеже перехода в атаку (исходное положение для наступления), рубеж открытия огня, места расположения целей, рубеж метания ручных боевых гранат, места посадки отделения (взво­да) на БМП (БТР), рубеж прекращения огня. Затем он устанавливает последовательность показа целей, способы имитации действий про­тивника, определяет рубежи начала и окончания показа целей, сигна­лы и порядок связи с оператором, определяет меры безопасности при проведении стрельбы.

Накануне боевой стрельбы с отделением (взводом) проводится тактико-строевое занятие, личный состав выполняет упражнение в метании учебно-имитационных гранат. В часы самоподготовки с ним изучаются меры безопасности при проведении стрельб. Личный со­став, не усвоивший меры безопасности, к стрельбе не допускается.

3-учебный вопрос: Действия руководителя боевой стрельбы, порядок и время показа целей. Расчет мишеней и боеприпасов. Позывные и сигналы управления. Схема связи. Общие рубежи открытия и прекращения огня, рубежи начала и окончания показа целей. Оценочные показатели боевой стрельбы взвода.

Проведение боевой стрельбы. Выдвижение в район начала заня­тий, организация наступления (обороны, походного охранения) по теме боевой стрельбы осуществляются применительно к обычному тактическому занятию.

Руководитель занятия после отработки вопросов организации боя и доклада командира отделения (взвода) о готовности к выполнению боевой задачи дает разрешение на выдачу подразделению боеприпа­сов. Личный состав снаряжает магазины (ленты) и укладывает их в сумки (коробки). Наводчики-операторы (наводчики пулеметов) за­гружают боеприпасы в БМП (БТР).

Убедившись в готовности к боевой стрельбе, руководитель дает команду на подачу сигнала "Слушайте все", "Огонь" и имитирует начало огневой подготовки, после чего в зависимости от темы заня­тия дает сигнал на переход в атаку (на движение к рубежу перехода в атаку), а затем в соответствии со своим планом осуществляет показ целей и, находясь рядом с обучаемым командиром (при действиях на БМП (БТР) - водной с ним машине), контролирует его работу по управлению подразделениями и их огнем, своевременно наращива­ет обстановку, следит за тем, чтобы в стремлении командира и лич­ного состава поразить цели не допускалось упрощения в тактичес­ких действиях, осуществляет контроль за соблюдением мер безо­пасности, при грубом их нарушении немедленно подаст сигнал на прекращение огня.

В наступлении, когда значительная часть целей не поражена, руководитель может задержать продвижение подразделения и по­требовать от командира отделения (взвода) правильных действий по уничтожению противника (поражению целей), а в обороне непо­раженные цели он может показать одновременно с целями на дру­гих рубежах. В зависимости от замысла занятия и решения коман­дира отделения (взвода) руководитель может на определенном рубе­же показать резервную группу целей.

Помощник руководителя по мишенной обстановке в ходе бое­вой стрельбы находится вместе с руководителем и управляет пока­зом целей в соответствии с планом проведения боевой стрельбы и указаниями руководителя, немедленно докладывает руководителю о не показавшихся целях, руководит действиями операторов. По окон­чании боевой стрельбы он проверяет поражение целей (мишеней) и докладывает руководителю результаты стрельбы.

Боевая стрельба обычно заканчивается после выполнения по­ставленной отделению (взводу) задачи и достижения учебных и воспитательных целей. В этом случае с выходом подразделения на рубеж прекращения огня подается соответствующий сигнал и объяв­ляется частный отбой. По этому сигналу отделение (взвод) останавливается на достигнутом рубеже, стрельба прекращается, ору­жие разряжается.

Командир отделения (взвода) лично проверяет разряжание ору­жия и изымает неизрасходованные боеприпасы и сигнальные сред­ства, после чего докладывает руководителю стрельбы. После доклада руководитель наращивает обстановку на движение отделения (взво­да) в исходное положение, где по возвращении подразделения и производит разбор.

Общая оценка за боевую стрельбу выводится на основе двух частных оценок - за тактические действия и за результат поражения целей в соответствии с требованиями, изложенными в курсе стрельб.

4-учебный вопрос: Особенности организации и проведения боевой стрельбы взвода в горах.

Боевые стрельбы и тактические учения с боевой стрельбой в горах проводятся на горном тактическом учебном поле, которое как правило, должно иметь следующие эле­менты: предгорье, низкие горы, средневысокие и высокие горы с расчлененными возвышенностями высотой более 2000 м, с перевалами высот до 800 м, углами места целей не менее 15о, один-два перевала, серпантин, каньон, лощину, ущелье, террасу, обрывы, хребты.

На этапе боевой стрельбы предусмат­ривается ведение огня из различных видов оружия под большими углами места цели снизу вверх, сверху вниз, вдоль склонов хреб­тов, через бойницы (поверх бортов) БМП (БТР), пуск ПТУР из БМП и носимых комп­лексов и метание ручных боевых гранат, а также стрельба подразделениями на боль­шие дальности и по воздушным целям.

Мишенная обстановка на этапе с боевой стрельбой по наступательной теме созда­ется многоярусной (не менее чем на двух-трех ярусах) с большими, чем на равнине, промежутками между опорными пунктами как по фронту, так и по глубине.

При движении и стрельбе снизу вверх ми­шени, обозначающие огневые средства про­тивника с тяжелым вооружением (танки, БМП, БТР, ПТУР, противотанковые орудия), располагаются ближе к первому ярусу в ме­стах, удобных для ведения ими прицельного огня, а при движении и стрельбе сверху вниз - в глубине опорного пункта или вне его, в том числе и на противоположных ска­тах высот.

При стрельбе снизу вверх цели (мишени) устанавливаются появляющимися, разрешает­ся не более 20% из них выставлять неподвижными.

При стрельбе сверху вниз все цели устанавливаются появляющимися и не менее 10% из них движущимися.

В предгорье, в долинах, на плоскогорье и в широких лощинах цели (мишени) устанавливаются как на равнине.

Общее количество мишеней должно быть в пределах: при проведении боевой стрельбы отделения - 8-(20*), танкового взвода - 15-(25*), мотострелкового взвода- 30-(80*). При проведении тактического учения с бое­вой стрельбой с танковой ротой - 45-(75*), танковой ротой с приданным мотострелковым взводом - 75-(150*), с мотострелковой ротой - 130-(270*), мотострелковой ротой с приданным танковым взводом - 150-(300) мишеней.

На батальонные тактические учения коли­чество мишеней выставляется как обычно.

Примечание: * - количество мишеней при проведении учений по оборонительной тематике.

Огонь по целям (мишеням) прекращается, когда дальность между стреляющими (боевыми машинами) и целями сократится при стрельбе днем и ночью:

Из стрелкового оружия и ручных проти­вотанковых гранатометов днем - до 150 м, ночью - до 100 м;

Из орудия БМП, станкового противотан­кового гранатомета, носимого комплекса ПТУР по крупным целям (танкам, БМП, БТР) днем - до 500 м, ночью - до 300 м (из БМП - 2 днем - до 600 м, ночью - до 400 м); по целям средних размеров (по танкам, БМП, БТР в окопах) днем - до 400 м, ночью - до 300 м (из БМП-2 днем - до 500 м, ночью - до 400 м);

Из автоматического гранатомета на станке (АГС-17) и установленного на боевой машине днем - до 700 м, ночью - до 400м;

Из танковых пушек штатными артиллерийскими выстрелами днем по крупным целям - до 600 м, по целям средних размеров - до 500 м, при стрельбе ночью по любым целям - до 400 м.

Из вкладных стволов для танковых пушек днем - до 500 м, ночью - до 400 м;

Из крупнокалиберных пулеметов днем - до 400 м, ночью - до 200 м;

Из 7,62-мм пулеметов, установленных на боевых машинах, днем и ночью - до 200 м.

В предгорье, долинах, широких лощинах из всех видов оружия по всем целям, а также по отходящим, контратакующим (атакующим и отходящим), группам огонь прекращается в соответствии с требованиями ст. 34 (КС СО, БМ и Т СВ-02).

При определении количества боеприпасов для поражения целей (мишеней) руководствоваться требованиями ст. 35 (КС СО, БМ и Т СВ-02), при этом об­щее количество их и патронов с трассирую­щей пулей увеличивается в 1,5 раза.

III. Заключительная часть

Напомнить тему и учебные цели занятия;

Провести разбор занятия;

Ответить на вопросы студентов;

Дать задание на самоподготовку: 1. Тактика отделения, танка, мотострелкового и танкового взвода., кн.1, г. Астана., 2002г. – с.348-356 «Организация и проведение боевой стрельбы».

Разработал: старший преподаватель

записка, составляемая при подготовке к стрельбе по данной цели из крепостных или осадных орудий, чтобы во время производства стрельбы не справляться с таблицами. В крепостной и осадной артиллерии, в противоположность полевой, хотя дистанции до цели и известны, имеется несколько калибров, притом еще каждый из них стреляет несколькими зарядами, отчего при стрельбе нельзя обойтись без записи табличных данных на различные случаи стрельбы. В крепостной войне стрельба ведется обыкновенно неторопливо, и пользоваться П. является полная возможность. В записке для данного орудия и данной дистанции помещаются: табличные остановки для подготовления орудия и снаряда к первому выстрелу, данные для корректирования установок по результатам первого выстрела, вероятные отклонения траекторий и точек разрыва снарядов в дальности, вертикальные и боковые для определения наименьших поправок в угле возвышения и отклонений целика, ряд пределов вилок, выраженных в градусах квадранта, исходя от начального угла возвышения, вероятность попадания в цели, цены одного деления наблюдательных приборов.

  • - кратчайшее расстояние между точкой вылета и точкой разрыва снаряда. Необходимая Д. с. обеспечивается путём изменения угла возвышения оружия, а у ряда артиллерийских орудий и миномётов и изменением заряда...

    Словарь военных терминов

  • - 1) определение отклонений разрывов снарядов от цели и введение корректур в ходе стрельбы на поражение...

    Словарь военных терминов

  • - свойство оружия, характеризуемое отклонением точек падения снарядов относительно центра нх группирования прн стрельбе на одинаковых установках прицела...

    Словарь военных терминов

  • - степень совмещения средней траектории с целью. Зависит от мастерства стреляющего, а также совершенства и технического состояния оружия, боеприпасов, приборов стрельбы п наблюдения...

    Словарь военных терминов

  • - отклонение точки падения снаряда, пули или центра группирования точек падения от точки прицеливания. О. с. являются следствием ошибок в подготовке стрельбы и прицелы"...

    Словарь военных терминов

  • - ме роприятия по обеспечению готовности огневых средств к эффективному выполнению огневых задач...

    Словарь военных терминов

  • - расстояние по прямой от дульного среза орудия до точки разрыва снаряда...

    Морской словарь

  • - свойство оружия группировать точки падения снарядов на некоторой ограниченной площади при стрельбе на одинаковых установках прицела. Один из основных показателей качества оружия...

    Морской словарь

  • - степень совмещения средней точки попадания снарядов с целью...

    Морской словарь

  • - отклонение точки падения снаряда, пули и др. или центра группирования точек падения от точки прицеливания...

    Морской словарь

  • - вертикальная плоскость, проведенная через ось канала орудия...

    Морской словарь

  • - свойство или способность данного орудия произвести ожидаемое от него действие...
  • - из охотничьих ружей отливают из чистого свинца или с небольшой примесью к нему других веществ, напр., сернистого мышьяка, олова, сурьмы...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - один из видов боевой подготовки войск. Они проводятся боевыми снарядами или боевыми патронами и носят учебный и тренировочный характер...
  • - кратчайшее расстояние между точкой вылета и точкой разрыва снаряда...

    Большая Советская энциклопедия

  • - стре́льбы мн. Учебные, тренировочные занятия, во время которых стреляют в...

    Толковый словарь Ефремовой

"План стрельбы" в книгах

НОЧНЫЕ СТРЕЛЬБЫ

Из книги На румбе - Полярная звезда автора Волков Михаил Дмитриевич

НОЧНЫЕ СТРЕЛЬБЫ Катера все чаще выходили в море, отрабатывая ночные торпедные атаки. Близились зачетные стрельбы, и каждый командир еще и еще раз проверял, все ли у него готово. На отдых почти не оставалось времени. В море уходили вечером, возвращались под утро. Короткий

Ночные стрельбы

Из книги Позывной – «Кобра» (Записки разведчика специального назначения) автора Абдулаев Эркебек

Ночные стрельбы Тема занятий - действия группы специального назначения в ночных условиях. На территории оперативного полка организуем засаду. На дороге ставим управляемые по проводам мины. За неимением других используем противотанковые. Они по пехоте работают тоже

Стрельбы

Из книги Рота, подъем! автора Ханин Александр

Стрельбы То ли запас продуктов в части подошел к концу, то ли это была самый дешевый продукт вооруженных сил СССР, но на ужин уже в который раз нам дали пшенную кашу. Абдусаматов поковырял рыбу выгнутой вилкой, приподнял, понюхал и бросил посуду обратно на стол:– Утром

Стрельбы

Из книги Нас время учило автора Разумовский Лев Самсонович

Стрельбы Сегодня у нас первые стрельбы. Наконец-то! Нам выдают боевые патроны. Настоящие!К этому дню уже давно шла подготовка: в течение месяца мы обучались обращению с винтовкой, изучали устройство затвора и патрона. Команда «Тремя патронами заряжай!» до сих пор не

5 Кучность стрельбы

Из книги Отечественные автоматы (записки испытателя-оружейника) автора Малимон Александр Андреевич

5 Кучность стрельбы За истекший период после войсковых испытаний АК-47, охватывающий примерно 5-летний срок его пребывания в массовом производстве, кучностные характеристики этой системы не претерпели существенных изменений и продолжали оставаться практически на уровне

Документ № 9 ПЛАН ЛЕКЦИИ В. И. ЛЕНИНА ПО КУРСУ "НАЧАЛА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ" ЛЕКЦИЯ IV (план написан ранее 9 февраля 1911 года)

Из книги Ленин во Франции автора Каганова Раиса Юльевна

Документ № 9 ПЛАН ЛЕКЦИИ В. И. ЛЕНИНА ПО КУРСУ "НАЧАЛА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ" ЛЕКЦИЯ IV (план написан ранее 9 февраля 1911 года) (В. И. Ленин. ПСС, т. 20, стр. 413, текст на стеклографе) Российская социал-демократическая рабочая партияКурсы социальных наукЛенин.Начала политической

Глава девятнадцатая ЛЕНИНСКИЙ ПЛАН ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ РОССИИ (план ГОЭЛРО)

Из книги Советская экономика в 1917-1920 гг. автора Коллектив авторов

Глава девятнадцатая ЛЕНИНСКИЙ ПЛАН ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ РОССИИ (план

Что дальше? План Бухарина и план Сталина

Из книги СССР: от разрухи к мировой державе. Советский прорыв автора Боффа Джузеппе

Что дальше? План Бухарина и план Сталина Постановка вопроса XV съезд ВКП(б) состоялся в декабре 1927 г. и проходил в напряженной атмосфере, вызванной внутренними трудностями и тревожным международным положением. В руководящих кругах партии к этому времени утвердилась не

3. ПЕРВЫЙ ПЯТИЛЕТНИЙ ПЛАН - ПЛАН ПОСТРОЕНИЯ ФУНДАМЕНТА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том седьмой автора Коллектив авторов

3. ПЕРВЫЙ ПЯТИЛЕТНИЙ ПЛАН - ПЛАН ПОСТРОЕНИЯ ФУНДАМЕНТА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ Создание плановых органов. Плановая система - детище социализма, выражение его коренных преимуществ по сравнению с капитализмом. Ее основы были определены великим В. И. Лениным. В

Показательные стрельбы R-12

Из книги Американские подводные лодки от начала XX века до Второй Мировой войны автора Кащеев Л Б

Показательные стрельбы R-12 12 июня 1943г. американская подводная лодка SS- 89 R-12 должна была продемонстрировать офицерам бразильского флота маневр погружения и выхода в торпедную атаку. Лодка уже 24 года находилась в строю и была, мягко говоря, не из новых. Учение проводилось в

Боевые стрельбы

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БО) автора БСЭ

ЗАКОНЫ КОМПОЗИЦИИ В ФОТОГРАФИИ МЕЛКИЙ ПЛАН, СРЕДНИЙ ПЛАН, КРУПНЫЙ ПЛАН (ФРАГМЕНТ)

Из книги Фотосъемка. Универсальный самоучитель автора Кораблев Дмитрий

ЗАКОНЫ КОМПОЗИЦИИ В ФОТОГРАФИИ МЕЛКИЙ ПЛАН, СРЕДНИЙ ПЛАН, КРУПНЫЙ ПЛАН (ФРАГМЕНТ) Эти понятия являются базовыми в фотографической композиции. Если брать изображение человека или какого-либо объекта, то на мелком плане они будут изображены полностью на фоне какого-либо

Глава 10. План продаж. План по достижению успеха

Из книги Взрывной рост продаж в розничном магазине автора Крутов Дмитрий Валерьевич

Глава 10. План продаж. План по достижению успеха Возможно, среди читающих эту книгу есть те, кто не использовал в своей работе план продаж. Однако мысль, вынесенная в заголовок этой главы, справедлива на 100%. И поэтому мы сейчас подробно рассмотрим все аспекты планирования

9. Организационный план (план-график контрольных сроков)

Из книги Выставочный менеджмент: стратегии управления и маркетинговые коммуникации автора Филоненко Игорь

9. Организационный план (план-график контрольных сроков) Реально процесс подготовки выставочного проекта распределен во времени, в пространстве, человеческих ресурсах. Каждый из этапов подготовки имеет стандартный по своей структуре набор организационных мероприятий

Как составить эффективный маркетинговый план и PR-план вашей компании

Из книги Разумный маркетинг. Как продавать больше при меньших затратах автора Юрковская Ольга

Как составить эффективный маркетинговый план и PR-план вашей компании Составление маркетингового плана – одна из важных частей деятельности компании. Процесс планирования маркетинга должен осуществляться как часть общего процесса планирования и составления бюджета