«Мотив возрождения падшего ангела в поэме Лермонтова «Демон. Тема: Поэма «Демон»

Учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей №1 имени А.П.Гужвина город Камызяк» Мамаева О.Р.

Интегрированный урок по литературе и МХК


Образ демонического героя в литературе и живописи

(по поэме М.Ю. Лермонтова «Демон» и творчеству М.А. Врубеля) 10 класс


Цели урока: познакомить учащихся с понятиями «демонизм», «демоническая личность», выявить черты демонического героя в лирике Лермонтова и творчестве Врубеля; научить анализировать поэтическое произведение;

развивать навыки анализа поэтического текста, умение воспринимать, истолковывать, интерпретировать не только литературный текст, но и произведения изобразительного искусства; развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, навыки исследования и самоподготовки, работы с источниками и справочной литературой; продолжить формирование «человека культуры».

Оборудование

Портреты М. Лермонтова и М. Врубеля, репродукции картин Врубеля «Демон сидящий», «Демон летящий», «Демон поверженный», иллюстрации к поэме «Демон».

Эпиграфы к уроку

Хочу я с небом примириться,

Хочу любить, хочу молиться,

Хочу я веровать добру…

И проклял Демон побеждённый

Мечты безумные свои,

И вновь остался он, надменный,

Один, как прежде, во вселенной

Без упованья и любви!

Поэма М.Ю.Лермонтова «Демон».

На доске записаны варианты именования Демона и названия произведений:

Сатана (поэма «Потерянный рай» Джона Мильтона)

Люцифер (драма «Каин» Джорджа Байрона)

Мефистофель (трагедия «Фауст» Гёте)

Воланд (роман «Мастер и Маргарита» М.Булгакова)

Демонизм – вера в злого духа, свойство демонических натур.

Черты демонического героя (учащиеся заполняют самостоятельно по ходу урока )

Ход урока

I . Организационный этап.

II . Мотивационный этап.

Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы будем говорить о самом загадочном и противоречивом образе в творчестве Лермонтова – образе Демона, выясним влияние этого образа на творчество великого русского художника М.Врубеля и на искусство в целом. Анализируя поэму, слушая выступления исследовательских групп, мы должны будем составить портрет демонического героя в лирике Лермонтова, также внимательно рассмотреть репродукции картин.

III . 1. Слово учителя. Обратили ли вы внимание на дату написания поэмы, о чём она говорит? (1829-1841)

С отрочества и до конца жизни работал Лермонтов над поэмой «Демон». Он рос духовно вместе с ней. Начало ей было положено, когда поэту было 15 лет. Известно 8 редакций поэмы. Опубликована она была впервые в Германии в 1856 году (через 15 лет после смерти поэта), в России в 1860г. У поэмы глубокие культурно-исторические корни.

2. Выступление 1 группы (реализация опережающего домашнего задания).

Ответы на вопросы:

– Что означает слово «демон»?

– Как понимался этот образ в эпоху античности, в христианской мифологии?

– Что отличает Демона Лермонтова от «предшественников»?

Одно из первых упоминаний о Демоне относится к античности, где «демоническое» знаменует самые разнообразные человеческие порывы-стремления к знанию, мудрости, счастью. Это двойник человека, его внутренний голос, часть его «непознанного» я. Для древнегреческого философа Сократа «демоническое» сопряжено с познанием самого себя.

Библейский миф гласит о демоне – падшем ангеле, взбунтовавшемся против Бога. Демон как дух отрицания в средневековых легендах, в стихотворениях. Здесь демон – двойник сатаны, «враг человеческий».

Демон Лермонтова совмещает мефистофельское и человеческое, это скиталец, отвергнутый небом и землёй, и в то же время внутреннее сознание человека. Демон Лермонтова отличается многосторонностью, совмещает в своей природе человеческое, ангельское, сатанинское.

– Итак, каков же Демон Лермонтова? Перескажите кратко сюжет.

Как вы понимаете первую строку («Печальный демон, дух изгнанья…»)?

Определение «печальный» погружает нас в мир человеческих переживаний: Демон наделён способностью к страданью. Но «демон», «дух изгнанья» – бесплотное созданье, чуждое «грешной земле». Вместе с тем «дух изгнанья» – персонаж библейской легенды (в прошлом «счастливый первенец творенья», изгнанный из «жилища света»).

3. Выступление 2 группы.

– Какие определения даны Демону в поэме? Какой образ создается в 1 части? Назовите основные черты.

Противоречивость, пугающее равнодушие, мир небесной гармонии и красоты чужд ему, земля представляется «ничтожной», весь Божий мир он окидывает презрительным оком. Демон безразличен и к цели, сущности бытия:

Он сеял зло без наслажденья,

Нигде искусству своему

Он не встречал сопротивленья-

И зло наскучило ему…

4. Эвристическая беседа.

– Что происходит с Демоном, когда он видит Тамару? (Чтение фрагмента 9 главы 1 части)

– Как вы думаете, возможно ли возрождение Демона? (Эпизод гибели жениха Тамары)

– О чем поёт Демон Тамаре, к чему её призывает?

(Забыть всё земное, быть беспечной, ничего не чувствовать, он опьяняет её «сладкой песней», «золотыми снами»)

– Каков же Демон во 2 части поэмы?

– Почему действие 2 части перенесено в монастырь?

– Что значит для Тамары уход в монастырь?

– Что чувствует Демон там?

5.Выступление 3 группы.

– В чем смысл противостояния Демона и Бога?

– Какую роль в поэме играет Ангел?

– Сравните 2 эпизода: встреча Ангела с героем в келье и на небесах.

Любовь Демона противоречива, как и его натура. Клятва в келье – отречение от злых стяжаний и средство обольщения. В любви его слились человеческое волнение, порыв, «мечта безумная», жажда возрождения и вызов Богу. Как персонаж Бог не появляется ни разу. Но его присутствие безусловно, именно к нему обращает свой бунт Демон. На протяжении всей поэмы к Богу мысленно устремляется и прекрасная дочь Гудала. Уходя в монастырь, она становится Его послушницей, Его избранницей. От имени Бога в поэме действует Ангел, бессильный на земле, он побеждает Демона на небе. Первая встреча с Ангелом в келье Тамары пробуждает в «сердце, полном гордыни» ненависть. Очевидно, что в любви Демона происходит фатальный поворот – теперь он сражается за Тамару с Богом:

Здесь больше нет твоей святыни,

Здесь я владею и люблю.

Отныне (или изначально) любовь Демона, его поцелуи настояны на ненависти и злобе. Страшен его образ, лишённый поэтического ореола, после «посмертной измены» Тамары:

Каким смотрел он злобным взглядом,

Как полон был смертельным ядом

Вражды, не знающей конца,

И веяло могильным хладом

От неподвижного лица.

– Кто побеждает в этом поединке?

– Можно ли сказать, что Демон повержен?

6. Выступление 4 группы (анализ эпизода клятвы Демона).

Чтобы лучше понять образ Демона, необходимо услышать его голос. (Ученик выразительно читает наизусть отрывок) Какие интонации вы слышите? Выпишите ключевые слова.

(«Царь познанья и свободы, враг небес, зло природы, новый ангел в блеске новом, раб твой, кого никто не любит)

Отчего Демон презирает человеческую любовь, само существо человека? Чем соблазняет он Тамару?

Любовь Демона открывает Тамаре «пучину гордого познанья», она отлична от «минутной» любви человека. Клятва героя пропитана презрением к человеческому прозябанию на земле, «где нет ни истинного счастья, ни долговечной красоты».

– Какой приём используется? (А нтитеза, анафора )

– Почему поцелуй Демона оказался смертельным для Тамары? Почему её душа отправляется в рай? В чём внутренний конфликт героя?

Промежуточные выводы.

– Итак, какие черты Демона вы можете назвать?

Противоречивость, гордость, возвышение себя, одиночество, равнодушие как к добру, так и к злу, разочарованность, знание тайн человеческой души и умение воздействовать на души людей .

– Есть ли в творчестве Лермонтова ещё один такой герой? (Печорин)

– Назовите схожие черты этих героев. Можно ли сказать, что Печорин – это Демон, сошедший на землю?

7. Слово учителя.

Мотив демонизма, демонической личности доминирует в творчестве Лермонтова. Демоническая личность – герой умный, сильный, гордый, возвышающийся над остальными людьми, играющий «демоническую»роль в их судьбах. Это трагический герой, отвергнувший мир и отвергнутый миром, живущий без любви, без дружбы, без надежды.

– Почему образ Демона привлекателен для людей? Существуют ли такие люди в действительности, в современной жизни?

Образ Демона волновал не только поэтов, но и художников, композиторов. Решающую и трагическую роль сыграл он в жизни и творчестве гениального художника к. XIX – нач. XX века М. Врубеля.

8. Выступление 5 группы.

Образ Демона в творчестве М. Врубеля. Влияние этого образа на судьбу художника

IV . Работа с репродукциями картин.

1. «Демон сидящий».

– Что вы видите на картине? Какой образ возникает? Какие краски использует художник?

Сидящий Демон молод, и его печаль незлобна, им владеет только тоска по живому миру, полному цветения и тепла, от которого он отторгнут. Цветы же, которые его окружают, холодные, каменные цветы: художник подсмотрел их формы и краски в изломах горных пород с их причудливыми вкраплениями и прожилками. Передано то странное состояние души, когда охватывает чувство бесконечного одиночества и кажется, что от всего окружающего ты отгорожен непроницаемой стеклянной стеной .

2. «Демон поверженный». Какой здесь возникает образ?

С этой картиной связывают болезнь художника (сумасшествие). Известно, что когда картина уже была выставлена, Врубель каждый день переписывал её.

Демон низринут в ущелье среди скал. Некогда могучие руки стали плетьми, жалко заломленными. Тело деформировано, крылья разметались. Вокруг упавшего лиловый мрак и голубые струи. Дико и жалко лицо падшего с мучительно искривлённым ртом, хотя в его венце ещё горит розовый отблеск.

Золото, сумрачно-синий, млечно-голубой, дымно-лиловый и розовый – все излюбленные цвета Врубеля образуют здесь феерическое зрелище. «Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел».

– Какой из Демонов Врубеля не подходит к образу Лермонтова, почему?

V . Выводы.

Сегодня на уроке мы попытались понять образ демона и демонической личности в творчестве Лермонтова и живописи Врубеля. Зло всегда привлекательно для людей. Бес, дьявол, сатана, демон привлекают своей свободой, силой, бунтарством. Однако мы не должны забывать, что это силы зла, а они разрушают человека. Это видно и на судьбах героев литературных произведений, и на судьбах реальных людей.

Выставление и обоснование оценок.

Попробуйте сами оценить свой вклад в урок и проделанную работу дома. Каждая группа получает лист самооценки, где ставятся оценки руководителем группы и каждым её участником (по 10-балльной шкале).

VI . Домашнее задание (на выбор).

А) Напишите сочинение на тему: «В чём внутренний конфликт Демона?»

Б) Рассмотрите репродукции и ответьте на вопрос: «Какой из «Демонов» М. Врубеля наиболее полно воплощает лермонтовский образ?»

В) Нарисуйте свою иллюстрацию к поэме «Демон», подберите к ней строки из произведения.

Калиничева Елена Александровна,

учитель русского языка и литературы

МОУ Холбонской СОШ

Муниципального района

«Шилкинский район»

Забайкальского края.

Литературно-романтический смысл образов Демона и Тамары в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».

Творчество великого русского поэта М.Ю. Лермонтова, проникнутое призывом к свободе и счастью, сыграло огромную роль в развитии русской и мировой литературы. Проблематика произведений М.Ю. Лермонтова весьма разнообразна. Одна из наиболее волнующих поэта проблем – демонизм. Философы 19 века писали о диалектике зла, опасаясь его воцарения в душах людей. Тема бесов, демонизма, мёртвых душ была отнюдь не случайной в то время. Идея сверхчеловека витала в воздухе. Один из идеалов мятежного, беспокойного века – сильная личность, способная подчинить разум и волю людей. М.Ю. Лермонтов серьёзно разрабатывал проблему демонизма, осознавая в себе самом его признаки. В шестнадцать лет поэт напишет:

И гордый демон не отстанет,

Пока живу я, от меня ...

Демонизм превращает человека в «сверхчеловека», наделяя его богоборческими чертами вселенской гордости, самолюбия, презрения к миру. Юный Лермонтов ощущал притягательную для людей силу зла, ведь в этом проявилась греховная сущность человека.

Бестианский романтизм в полной мере отразился в поэме «Демон», произведении загадочном и противоречивом. Лермонтов работал над "Демоном" довольно долго, с 1829 г. по 1841г.
В его основе лежит библейская легенда о духе зла, низвергнутом с неба за восстание против Бога. Наряду с этим в фольклоре народов Кавказа были широко распространены предания о горном духе, погубившем девушку-грузинку. Глубокий философский и психологический смысл произведения скрыт под великолепным мистическим сюжетом. Действие разворачивается на фоне поразительного по своей красоте романтического пейзажа.
Демон, дух изгнанья, полюбил земную женщину, княжну Тамару. Пленённый её красотой, Демон хочет изменить свою жизнь, впустив в своё одинокое и холодное сердце любовь. Но героям не суждено быть вместе. Тамара умирает, а её душу забирает ангел. Демон же опять превращается в бездушное чудовище.
Главный герой поэмы М.Ю. Лермонтова "Демон" является падшим ангелом. Демон, безусловно, романтический герой. Он страшно одинок, разочарован, противопоставлен всему божьему миру. Он страдает от того, что является игрушкой в руках сил, неподвластных ему. Демон низвергнут с небес. Ему уготован удел вечного скитальца, ненавидимого всеми и всех ненавидящего. Эпитет «печальный» сразу задаёт тон повествования. Нет ничего радостного в жизни вечного изгнанника. Лермонтову удаётся создать впечатление неземного величия и исключительности своего героя, так как пейзаж вокруг него поистине космический: кометы, светила, вечные туманы. Особую торжественность придают тексту старославянизмы. Демон - исключительная и таинственная личность, которая пребывает в необычайных обстоятельствах. Он вынужден творить зло на земле. Таков его удел. Но приносит ли это удовлетворение герою? Ничуть. «Он сеял зло без наслажденья». Почему? Потому что люди охотно поддавались ему, давая волю тёмным сторонам души. И «зло наскучило ему». Демон теряет смысл существования, он глубоко несчастен. Пролетая над горами Кавказа, демон замечает дикую красоту природы. Возвышенная поэтическая лексика помогает нам увидеть романтический пейзаж глазами художника Лермонтова. Однако герой остаётся равнодушным. Ещё бы! Ведь это творение его врага. Пейзажи Грузии не менее прекрасны и величественны, нежели всё, что до этого наблюдал Демон. В них есть согревающее присутствие человека. Но что могут люди сделать или сказать такого, что удивило бы Демона? «И всё, что пред собой он видел, Он презирал иль ненавидел». И вот Демон замечает красавицу Тамару. Автор рисует поистине божественную красоту:

С тех пор как мир лишился рая,

Клянусь, красавица такая

Под солнцем юга не цвела .

Демон взволнован. В его пустой и холодной душе, оказывается, есть место для красоты, добра и правды? Он испытывает бурю эмоций, как слепой, внезапно увидевший великолепие мира:

В нем чувство вдруг заговорило

Родным когда-то языком.

То был ли признак возрожденья ?

Кажется, герой нашёл путь к возрождению, к возвращению в царство света. Однако далее мы наблюдаем события, которые происходят с женихом Тамары. Спеша к невесте, он забывает помолиться у часовни и, как следствие, становится добычей злых сил. Жених погибает – Тамара свободна. Закрадывается сомнение: а так ли уж чиста и бескорыстна любовь Демона? Не он ли, злой дух, преградил путь избраннику княжны? Демон спешит утешить Тамару. Он нашёптывает ей слова утешения:

«Не плачь, дитя! не плачь напрасно!

Твоя слеза на труп безгласный

Живой росой не упадет …»

Демон старается обольстить Тамару, вытеснить собой образ возлюбленного из её души, и это ему удаётся. Тамара во власти Демона. Читатель воспринимает её чувства через ключевые слова: «умер», «смятенье», «печаль», «испуг», «рвала», «огонь», «возмутил», «грустно». Отныне Тамара обречена на страдание. Поняла ли она, кто был её ночной утешитель? Конечно. Тамара умоляет отца поместить её в монастырь, так как боится Демона:

Меня терзает дух лукавый…

Отдай в священную обитель

Дочь безрассудную свою;

Там защитит меня Спаситель

Тамара находит в себе силы противостоять влиянию Демона. Она тоже сильная натура. Может быть, именно это почувствовал в ней мятежный дух и посчитал её равной себе, способной стать достойной спутницей ангела ада.

В обители Тамара старается молиться, но зерно соблазна уже дало ростки в её душе. Для неё нет божественной благодати. Героиня испытывает мучения, страх, тоску. Разум и самообладание оставляют девушку:

Перед божественной иконой

Она в безумье упадёт

И плачет…

Святым захочет ли молиться –

А сердце молится ему

Демон симпатичен нам, потому что он симпатичен автору. Мы проникаемся сочувствием к герою, начинаем оправдывать некоторые его поступки. Нечеловеческие слёзы Демона прожигают не только камень, но и сердце читателя. Однако автор предостерегает: зло, даже если оно обольстительно, всё равно губительно для человека. Настораживает фраза:

была минута,

Когда казался он готов

Оставить умысел жестокой .

Значит, всё-таки Демон задумал недоброе, значит, зло неисправимо? Какие слова он находит, чтобы соблазнить Тамару! Он бросает к её ногам целый мир, всю вселенную. Демон старается пробудить в душе героини жалость, обвиняя небеса во всех своих бедах. Он убеждает возлюбленную в том, что зло, которое он творил, было задумано не им, а высшими силами, Богом. Никакие мольбы Тамары не принимаются им во внимание. Он убеждён в своей исключительности и правоте. Демон считает, что вечность, власть над миром и его любовь – достойная плата за благосклонность героини. Но Тамаре не важны власть и неземные блага. Она, как всякая женщина, мечтает о любви. Героиня любит Демона, но любовь эта греховна, в ней нет ничего от света и добра. Её необыкновенный возлюбленный испытывает в решающую минуту лишь торжество обладания!

В финале поэмы Демон – «бездны адский дух», который борется за обладание юной душой с силами добра. Он встаёт на пути ангела, уносящего душу Тамары в царство небесное. Погубив Тамару, он больше не испытывает любви к ней. Теперь он стал самим собой:

Каким смотрел он злобным взглядом,

Как полон был смертельным ядом

Вражды, не знающей конца,-

И веяло могильным хладом

От неподвижного лица .

И героиня, однажды обманутая им, также прозревает и сопротивляется. Поэма завершается победой Добра над Злом. Демон бессилен перед Творцом:

И проклял Демон побежденный

Мечты безумные свои,

И вновь остался он, надменный,

Один, как прежде, во вселенной

Без упованья и любви !..

Лермонтов создал, безусловно, прекрасный романтический образ, притягательный и завораживающий. Демон глубок, трагичен, в нём сильны богоборческие устремления. Он бунтарь и романтик, противопоставивший себя Богу. Личность его обладает притягательностью настолько, что читатель оказывается перед необходимостью оправдания поступков этого сильного героя. Нельзя не согласиться с высказыванием критика Белинского, который утверждал, что «Демон… тем и страшен, тем и могущ, что едва родит в вас сомнение в том, что доселе считали вы непреложною истиною, как уже кажет вам издалека идеал новой истины». В произведении можно наблюдать эволюцию образа Демона, связанную с изменением взглядов поэта на проблему демонизма. За 12 лет Лермонтов многое переосмыслил и стал склоняться к общепринятой точке зрения: Бог – это добро, красота, правда, а Демон – лживый, лукавый и злобный дух ада. Поэтому финал поэмы предопределён.

Романтический образ Демона создан гением М.Ю. Лермонтова и останется в литературе сверкающей недосягаемой вершиной, покорить которую пока никто не в силах.

Библиография.

    Горелов, А.Н. Мятежный гений /А.Н. Горелов //Очерки о русских писателях. Л.: Советский писатель. – 1984.

    Зонов, Д.С. Лермонтов и русская критика /Д.С. Зонов //М.Ю. Лермонтов в русской критике. М.: Государственное издательство русской литературы. – 1955.

    Лермонтов, М.Ю. Демон / М.Ю. Лермонтов // Стихотворения, поэмы, Маскарад, Герой нашего времени. М.: Художественная литература. – 1981.

    Шер, Н.С. Михаил Юрьевич Лермонтов / Н.С. Шер //Рассказы о русских писателях. М.: Детская литература. – 1982.

Образ демонического героя

в поэме «Демон»

Цель урока : расширить знания о творчестве, помочь студентам понять образ главного героя поэмы «Демон».

Задачи :

Обучающие:

1. познакомить обучающихся с понятиями «демонизм», «демоническая личность», выявить черты демонического героя в лирике Лермонтова;

Развивающие:

1. продолжить развитие навыков анализа поэтического текста, умения воспринимать, истолковывать, интерпретировать литературный текст;

Воспитывающие:

1. продолжить формирование «человека культуры» через знакомство обучающихся с классикой мировой культуры;

2. продолжить воспитание духовно-нравственных ценностей

Тип урока : урок изучения нового материала

Методы : беседа, использование художественного слова, использование иллюстраций, мультимедийной презентации

Формы : групповая, фронтальная

Оборудование: Лермонтова, репродукции картин М. Врубеля «Демон сидящий», «Демон летящий», «Демон поверженный», текст поэмы «Демон»; аудиозапись: Р. Вагнер «Полет Валькирий», мультимедийная презентация, мультимедийное оборудование: компьютер, проектор, экран.

Межпредметные связи : мировая художественная культура

Компетенции, формирующиеся у обучающихся в ходе урока: коммуникативная (устная коммуникация/публичное выступление), информационная (извлечение информации, обработка информации)

План урока :


Организационный момент. Объявление темы урока, цели. Анализ произведения. Работа с репродукциями картин. Общие выводы по уроку. Выставление и обоснование оценок. Домашнее задание.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово преподавателя.

В мировом искусстве есть образы, волнующие умы людей на протяжении многих веков. Со временем они меняются, но не исчезают. Все новые и новые поколения поэтов, художников, композиторов обращаются к ним, чтобы разгадать тайну и сказать свое слово. Демон – один из таких образов.

Сегодня на уроке мы будем говорить о самом загадочном и противоречивом образе в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова – образе Демона. Анализируя поэму, слушая друг друга, мы должны будем составить портрет демонического героя в поэме Лермонтова, также внимательно рассмотреть репродукции картин М. Врубеля, соотнести Демона Лермонтова и Врубеля. Цель нашего урока : расширить знания о творчестве, попытаться понять образ главного героя поэмы «Демон»

Запишем тему нашего урока в тетрадях: «Образ демонического героя в творчестве ».

III. Анализ произведения.

Звучит музыка Вагнера «Полет Валькирий».

– Какие ассоциации у вас вызывает слово «демон»?

Студенты отвечают.

– Как понимался этот образ в эпоху античности, в христианской мифологии?

Студенты отвечают на вопросы (опережающее домашнее задание)

Студенты отвечают: Одно из первых упоминаний о Демоне относится к античности, где «демоническое» знаменует самые разнообразные человеческие порывы-стремления к знанию, мудрости, счастью. Это двойник человека, его внутренний голос, часть его «непознанного» я. Для древнегреческого философа Сократа «демоническое» сопряжено с познанием самого себя.

Библейский миф гласит о демоне – падшем ангеле, возгордившемся своим могуществом и взбунтовавшемся против Бога. Демоны – падшие ангелы, которые служат сатане. Согласно Святому Писанию, они обладают силой, но ограничены Богом в своих действиях.

Демон как дух отрицания в средневековых легендах, в стихотворениях. Здесь демон – двойник сатаны, «враг человеческий». В древнегреческой мифологии: демон – дух, который может обладать как положительными, так и отрицательными качествами.

Давайте обратимся к истории создания и публикации поэмы «Демон» (смотрят видеофрагмент)

Что мы узнали из просмотренного видеофрагмента? Сколько лет работал над поэмой? Менялось ли содержание поэмы?

Студенты отвечают

Итак, каков же Демон Лермонтова? Перескажите кратко сюжет.

Как вы понимаете первую строку («Печальный демон, дух изгнанья…»)?

Студенты отвечают: Определение «печальный» погружает нас в мир человеческих переживаний: Демон наделён способностью к страданью. Но «демон», «дух изгнанья» – бесплотное созданье, чуждое «грешной земле». Вместе с тем «дух изгнанья» – персонаж библейской легенды (в прошлом «счастливый первенец творенья», изгнанный из «жилища света»).

– Каким вы увидели Демона в поэме «Демон»? Найдите описание характера, поступков героя; выберите все «за» и «против», относящиеся к характеристике Демона. Назовите основные черты. И пока каждый из вас устно характеризует Демона, остальные записывают его характеристику в таблицу.


Положительные черты

Отрицательные черты

– Можем ли мы сказать, больше положительного или отрицательного начала, добра или зла, ангельского или сатанинского заложено в характере, поступках героя?

Студенты отвечают.

Вывод: в основе образа – противоречие, конфликт между добром и злом. Понятия добра и зла не абсолютны, порой пересекаются одно в другом в разных обстоятельствах.

Беседа по вопросам.

– Что происходит с Демоном, когда он видит Тамару? (Чтение фрагмента 9 главы 1 части)

– Как вы думаете, возможно ли возрождение Демона? (Чтение эпизода гибели жениха Тамары)

– Каков же Демон во 2 части поэмы?

– Почему действие 2 части перенесено в монастырь?

– Что значит для Тамары уход в монастырь?

– Что чувствует Демон там?

Анализ эпизода клятвы Демона.

Чтобы лучше понять образ Демона, необходимо услышать его голос. (Ученик выразительно читает отрывок с клятвой) Какие интонации вы слышите? Выпишите ключевые слова.

(«Царь познанья и свободы, враг небес, зло природы, новый ангел в блеске новом, раб твой, кого никто не любит)

– Отчего Демон презирает человеческую любовь, само существо человека? Чем соблазняет он Тамару?

Студенты отвечают: Любовь Демона открывает Тамаре «пучину гордого познанья», она отлична от «минутной» любви человека. Клятва героя пропитана презрением к человеческому прозябанию на земле, «где нет ни истинного счастья, ни долговечной красоты».

Как мы с вами видели, в поэме происходит противостояние Демона и Бога. В чем его смысл?

– Какую роль в поэме играет Ангел?

– Сравните 2 эпизода: встреча Ангела с героем в келье и на небесах.

Любовь Демона противоречива, как и его натура. Клятва в келье – отречение от злых стяжаний и средство обольщения. В любви его слились человеческое волнение, порыв, «мечта безумная», жажда возрождения и вызов Богу. Как персонаж Бог не появляется ни разу. Но его присутствие безусловно, именно к нему обращает свой бунт Демон. На протяжении всей поэмы к Богу мысленно устремляется и прекрасная дочь Гудала. Уходя в монастырь, она становится Его послушницей, Его избранницей. От имени Бога в поэме действует Ангел, бессильный на земле, он побеждает Демона на небе. Первая встреча с Ангелом в келье Тамары пробуждает в «сердце, полном гордыни» ненависть. Очевидно, что в любви Демона происходит фатальный поворот – теперь он сражается за Тамару с Богом:

Здесь больше нет твоей святыни,

Здесь я владею и люблю.

Отныне (или изначально) любовь Демона, его поцелуи настояны на ненависти и злобе. Страшен его образ, лишённый поэтического ореола, после «посмертной измены» Тамары:

Каким смотрел он злобным взглядом,

Как полон был смертельным ядом

Вражды, не знающей конца,

И веяло могильным хладом

От неподвижного лица.

– Кто побеждает в этом поединке?

– Можно ли сказать, что Демон повержен?

– Почему поцелуй Демона оказался смертельным для Тамары? Почему её душа отправляется в рай? В чём внутренний конфликт героя?

Промежуточные выводы.

Слово преподавателя.

Мотив демонизма, демонической личности был характерен для творчества Лермонтова. Демоническая личность – герой умный, сильный, гордый, возвышающийся над остальными, играющий «демоническую» роль в их судьбах. Это трагический герой, отвергнувший мир и отвергнутый миром, живущий без любви, без дружбы, без надежды.

Образ Демона волновал не только поэтов, но и художников, композиторов. Решающую и трагическую роль сыграл он в жизни и творчестве гениального художника к. XIX – нач. XX века М. Врубеля.

IV. Работа с репродукциями картин.

1. «Демон сидящий».

– Что вы видите на картине? Какой образ возникает? Какие краски использует художник?

Сидящий Демон молод, и его печаль незлобна, им владеет только тоска по живому миру, полному цветения и тепла, от которого он отторгнут. Цветы же, которые его окружают, холодные, каменные цветы: художник подсмотрел их формы и краски в изломах горных пород с их причудливыми вкраплениями и прожилками. Передано то странное состояние души, когда охватывает чувство бесконечного одиночества и кажется, что от всего окружающего ты отгорожен непроницаемой стеклянной стеной.

2. «Демон поверженный». Какой здесь возникает образ?

С этой картиной связывают болезнь художника (сумасшествие). Известно, что когда картина уже была выставлена, Врубель каждый день переписывал её.

Демон низринут в ущелье среди скал. Некогда могучие руки стали плетьми, жалко заломленными. Тело деформировано, крылья разметались. Вокруг упавшего лиловый мрак и голубые струи. Дико и жалко лицо падшего с мучительно искривлённым ртом, хотя в его венце ещё горит розовый отблеск.

Золото, сумрачно-синий, млечно-голубой, дымно-лиловый и розовый – все излюбленные цвета Врубеля образуют здесь феерическое зрелище. «Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел».

– Какой из Демонов Врубеля подходит к образу Лермонтова, почему?

V. Выводы.

Сегодня на уроке мы попытались понять образ демона и демонической личности в творчестве Лермонтова и живописи Врубеля. Зло всегда привлекательно для людей. Бес, дьявол, сатана, демон привлекают своей свободой, силой, бунтарством. Однако мы не должны забывать, что это силы зла, а они разрушают человека. Это видно и на судьбах героев литературных произведений, и на судьбах реальных людей.

Суть героя – в непримиримых противоречиях, в утверждении, что даже такие понятия, как Добро и Зло не абсолютны. Эти противоречия заложены в самой жизни. Человек получает способность к познанию и борьбе, а в душе каждого живет свой демон.

Демон появляется в поэме как дух изгнанья, летящий над грешной землей, бессильный оторваться от нее и приблизиться к небесам. Он изгнан из рая, сброшен с неба и оттого печален. Он сеет зло, но это не приносит ему наслаждения. Все, что он видит, приносит либо холодную зависть, либо презрение и ненависть. Ему все наскучило. Но он горд, он не способен подчиняться воле других, пытается преодолеть самого себя…

Неземная любовь помогает герою бороться со злом внутри себя, а его страдающая душа хочет примириться с небом, хочет веровать добру. Этот конфликт добра и зла похож на столкновение света с тьмой. В нем сливаются два начала, и он предстает перед нами, готовый повернуться лицом как к добру, так и к злу:

То не был ада дух ужасный,

Порочный мученик – о нет!

Он был похож на вечер ясный:

Ни день, ни ночь, – ни мрак, ни свет!...

Душа, вечно балансирующая на грани «двойного бытия », как сказал:

О вещая душа моя,

О сердце, полное тревоги!

О, как ты бьешься на пороге

Как бы двойного бытия!

Выставление и обоснование оценок.

VI. Домашнее задание (на выбор).

А) Напишите сочинение на тему: «В чём внутренний конфликт Демона?»

Б) Рассмотрите репродукции и сделайте письменный анализ, ответив на вопрос: «Какой из «Демонов» М. Врубеля наиболее полно воплощает лермонтовский образ и почему?»

В) Нарисуйте свою иллюстрацию к поэме «Демон», подберите к ней строки из произведения.