Методический доклад. Оптимизация учебного процесса в современных условиях

Два обстоятельства, сложившиеся в области педагогики к 70-80-м годам, породили еще одно направление поиска в дидактике- оптимизацию процесса обучения. Во-первых, уже были исследования по алгоритмизации обучения, программированному и проблемному обучению, обобщен липецкий опыт по совершенствованию обучения. Во-вторых, к этому времени уже состоялись существенные разработки по общей теории оптимального управления (раздел кибернетики). И еще одно: скорее всего, не психолого-педагогический, а идейно-политический лозунг «Школа без второгодников!», утвердившийся уже к тому времени в стране, и подсказали мысль об исследовании этой проблемы.

Что представляет собой оптимизация

Оптимизация (от лат. optimus - «наилучший») в общем виде означает выбор наилучшего, самого благоприятного варианта из множества возможных условий, средств, действий и т.п. Если оптимизацию перенести на процесс обучения, то она будет означать выбор такой его методики, которая обеспечивает достижение наилучших результатов при минимальных расходах времени и сил учителя и учащихся в данных условиях.
Оптимизация достигается не одним каким-то хорошим, удачным методом. Речь идет о сознательном, обоснованном выборе учителем одного из многих возможных вариантов.

Критерии оптимальности методики учебного процесса

Чтобы оценить оптимальность (или неоптимальность) методики учебного процесса, надо определить ее критерии. Ю.К. Бабанский и М.М. Поташник выделили 4 критерия.
1. Максимально возможные результаты в формировании знаний, учебных умений и навыков.
2. Минимально необходимые затраты времени учащихся и учителей на достижение определенных результатов.
3. Минимально необходимые затраты усилий на достижение определенных результатов за отведенное время.
4. Минимальные, по сравнению с типичными, затраты средств на достижение определенных результатов за отведенное время.
Говоря обобщенно, учебный процесс будет оптимальным, если его результат высокий и достигается в короткий срок с минимальными усилиями учащихся и учителей.

Подбор оптимальных форм и методик

Оптимизация учебного процесса предполагает выбор оптимальных форм и методов. При всем их разнообразии нельзя утверждать, что какой-то метод или форма самые лучшие, так сказать, без «изъянов». Дело в том, что один метод будет оптимальным при одних конкретных условиях, но не лучшим - при других. Другой метод лучше проявит себя в иных условиях и окажется неудачным в первой ситуации.
Ю.К. Бабанский, И.Т. Огородников с коллегами и другие ученые исследовали сравнительные возможности (эффективность) разных методов обучения при решении основных образовательных задач. Так, Ю.К. Бабанский полагает, что словесные методы обучения успешнее других решают задачи по формированию теоретических и фактических знаний, словесно-логического мышления и речи. Но эти же методы слабо решают задачи формирования практических и трудовых умений, наглядно-образного мышления, его самостоятельности, хотя при этом достигается быстрый темп обучения. Учебные дискуссии успешно формируют теоретические знания, словесно-логическое мышление, самостоятельность мышления, речь, познавательный интерес, развивают навыки учебной работы, волю, эмоции, но темп обучения медленный. Таким же образом анализируются и оцениваются возможности 12 других методов по 13 параметрам. И готовясь к уроку, преподаватель учитывает разные условия учебного процесса: цель урока, особенности содержания учебного материала и т.д. - для каждого этапа урока отбирает оптимальный метод.
Исследователи не считают оптимизацию особым методом или приемом обучения. Это целенаправленный (не стихийный или случайный) отбор и выбор методов для конкретного учебного занятия.

Этапы проектирования оптимального варианта обучения по Ю.К. Бабанскому

Проведя экспертную оценку работы учителей-мастеров, Ю.К. Бабанский предложил ряд этапов проектирования оптимального варианта обучения.
1. Формулирование задач обучения.
2. Отбор и конкретизация содержания обучения.
3. Выбор наилучшего сочетания форм обучения для данных условий.
4. Выбор рационального сочетания методов обучения.
5. Составление оптимального плана обучения.
6. Максимально возможное улучшение условий для реализации плана обучения.
7. Реализация избранного плана обучения.
8. Анализ оптимального решения поставленных задач.
Надо сказать, что Ю. К. Бабанский в предыдущей монографии назвал лишь 6 этапов действий учителя, хотя общие комментарии в той иной монографии совпадают. Нам кажется, указанный вариант более понятен педагогу-практику, поэтому именно его и приводим.
Оптимизация процесса обучения предполагает и учет особенностей интеллектуального развития школьника, его общеучебных умений и способностей. В зависимости от этого уровень учебных достижений у разных учащихся будет неодинаковым. При оптимизации обучения предполагается, что каждый школьник достигает возможно высшего для себя уровня.
Таким образом, оптимизация процесса обучения синтезирует различные формы и методы в определенном сочетании, каждый раз наилучшим образом для конкретной ситуации.

В настоящей книге рассматриваются теоретические основы оптими­зации учебного процесса, обосновывался критерии и процедура выбо­ра оптимальной структуры обучения, обобщается передовой опыт рабо­ты школ в этом направлении. Общие положения теории оптимизации конкретизируются на при­мере предупреждения неуспеваемости младших подростков, а также- организации процесса обучения наиболее подготовленных школьников. Книга предназначена для научных работников, преподавателей- студентов и учителей общеобразовательной школы

Глава 1. Структура процесса обучения

Глава 3. Анализ типичных затруднений учителей в деятельности по оптимизации учебно-воспитательного процесса

Глава 4. Условия оптимального построения процесса обучения

ГЛАВА 5. Система мер по оптимизации процесса обучения с целью предупреждения неуспеваемости школьников

Книги и учебники по дисциплине Менеджмент:

  1. Е.Л.Драчева, Л.И.Юликов. Менеджмент: учебник для студ. учреждений сред. проф. об­разования. - 16-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», - 304 с. - 2016 год
  2. В. С. Мазур. Навчально-методичний комплекс "Менеджмент: теорія і практика" до вивчення курсу та проведення практичних занять з дисципліни "Менеджмент" для студентів економічних спеціальностей усіх напрямів підготовки та спеціальностей - Тернопіль: ТНЕУ, - 200 с. - 2015 год
  3. Стахів О. Г., Явнюк О. І., Волощук В. В.. Основи менеджменту: Навчальний посібник. / За наук. ред. док. екон. наук, проф. М. Г. Бойко. - Івано-Франківськ, «Лілея-НВ», - - 336 с. - 2015 год
  4. Т. В. Назарчук, О. М. Косіюк. Менеджмент організацій [Текст]: Навчальний посібник. - К.: «Центр учбової літератури», - 560 с. - 2015 год
  5. Шеметев Александр Александрович. Международные стандарты инновационного менеджмента Учебное пособие (для студентов вузов и авангардных преподавателей - 2014 год
  6. Виханский О. С., Наумов А. И.. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - 5-е изд. стереотипн. - М.: Магистр: ИНФРА-М, - 576 с. - 2014 год
  7. Сергей Ирокез. Тайм-менеджмент наоборот Как научиться делать меньше, а успевать больше - 2013 год
  8. Светлана Хлуднева. Управление отделом продаж. 10 секретных технологий, как выжать максимальные результаты из ваших менеджеров - 2013 год
  9. Минько Э. В., Минько А. Э.. Менеджмент качества: Учебное пособие. Стандарт третьего поко­ления. - СПб.: Питер, -272 с. - 2013 год
  10. Лариса Александровна Бирман. Общий менеджмент. Учебное пособие»: Издательский дом «Дело» РАНХиГС; Москва; - 544 с. - 2013 год
  11. Драчева Е.Л., Л.И.Юликов. Менеджмент: учеб. для студ. учреждений сред. проф. об­разования / Е.Л. Драчева, Л.И.Юликов. - 13-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», - 304 с. - 2012 год

В настоящей книге рассматриваются теоретические основы оптимизации учебного процесса, обосновываемся критерии и процедура выбора оптимальной структуры обучения, обобщается передовой опыт работы школ в этом направлении.
Общие положения теории оптимизации конкретизируются на примере предупреждения неуспеваемости младших подростков, а также организации процесса обучения наиболее подготовленных школьников.
Книга предназначена для научных работников, преподавателей-студентов и учителей общеобразовательной школы.

Структурные связи в процессе обучения.
Для раскрытия структурных связей в процессе обучения необходимо опереться на логико-методологическую концепцию связей как категории научного познания.

Анализ современной философской литературы позволяет выделить следующие основные виды связей, которые крайне важна изучать при структурном подходе к исследованию любых явлений и процессов:
а) универсальная закономерная связь - взаимодействие всех вещей и явлений;
б) причинно-следственная связь - предельный случай членения универсальной связи, когда из универсальной связи выделяются два явления, связанные между собой закономерно;
в) функциональная связь - форма устойчивой взаимосвязи между явлениями или величинами, при которой изменение одних явлений вызывает вполне определенное изменение других;
г) далее различают ряд связей по порядковому принципу:
иерархические связи (что выше, что ниже, что значимее);
связи управления (что активнее) - они являются наиболее
характерными системообразующими связями и образуют разновидность либо функциональных, либо связей развития;
генетические связи (что начально, что следует после) - они описывают порождение одних объектов другими;
связи функционирования, поддерживающие существование объекта;
связи развития, вызывающие изменения в функционировании.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
ГЛАВА I.
Структура процесса обучения
1. Процесс обучения и его основные компоненты
2. Основные звенья процесса обучения 15
3. Структурные связи в процессе обучения 22
4. Принципы обучения 26
5. Формы и методы обучения 39
6. Виды обучения и определяющие их психологические и дидактические концепции 46
ГЛАВА II.
Теоретические основы оптимизации процесса обучения 55
1. Понятие «оптимизация процесса обучения» -
2. Критерии оптимизации процесса обучения 58
3. Методологические требования к выбору оптимальной структуры процесса обучения 64
4. Методика выбора оптимальной структуры процесса обучения 73
ГЛАВА III.
Анализ типичных затруднений учителей в деятельности по оптимизации учебно-воспитательного процесса 85

1. Программа изучения деятельности учителей -
2. Типичные недостатки и затруднения в деятельности учителей 91
ГЛАВА IV.
Условия оптимального построения процесса обучения 104

1. Специальная научно-методическая подготовка учителей
2. Совершенствование методики изучения школьников 119
3. Обеспечение должных учебно-материальных, гигиенических и морально-психологических условий 146
ГЛАВА V.
Система мер по оптимизации процесса обучения с целью предупреждения неуспеваемости школьников 154

1. Программа изучения причин неуспеваемости -
2. Анализ типичных причин неуспеваемости школьников 162
3. Характеристика системы мер по оптимизации процесса обучения с целью предупреждения неуспеваемости школьников loo
4. Пути преодоления неуспеваемости школьников 191
ГЛАВА VI.
О путях оптимизации процесса обучения наиболее подготовленных школьников 226

Заключение 241
Литература 249.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Оптимизация процесса обучения, Бабанский Ю.К., 1977 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Синдром дошкольно-школьной дезадаптации, Диагностика, профилактика, коррекция, Бочкарева Т.И., 2006
  • Программы элективных курсов, Обществознание, Литература, Экономика, Предпрофильное обучение, 9 класс, Семенина С.К., 2007

кам школьный учебник, на форзаце которого приведена таблица к данному уроку. Наконец, вы-
бираю способы контроля за усвоением материала учащимися». Таким образом, Г. П. Гордеева
обычно уделяет первостепенное внимание выбору методов стимулирования интереса к учению,
затем избирает наглядные методы, методы самостоятельной работы, проблемно-поисковые мето-
ды и, наконец, методы контроля.
Интервью с В. Г. Алпатовым, учителем школы № 1 (стаж 32 года, участник Всесоюзных
педагогических чтений 1979 г.), по поводу урока в VI Б классе на тему «Плоские черви»: «VI Б
класс интересуется зоологией, хорошо организован, хотя в нем есть 6-7 слабоуспевающих уче-
ников. Вначале обдумываю содержание урока. Решаю сравнить планарию и гидру по внешнему
виду и поставить проблемную задачу: «Кто сложнее, гидра или червь?» Затем уже намечаю путь
подробного изучения планарии. Ребята должны посмотреть под микроскопом, что у нее внутри, а
я - сделать соответствующие пояснения. Одновременно должен проверить, насколько усваивают
материал слабоуспевающие школьники. После этого решаю применять сравнительное обобщение
типов и дать характеристику нового типа в целом. Наконец продумываю общие выводы, исполь-
зуя «родословное древо». Следовательно, В. Г. Алпатов продумывает вначале использование
проблемно-поисковых методов, логических методов, наглядно-практических методов, словесных
методов и методов контроля.
Интервью с Т. Б. Державиной, учительницей школы № 80 (стаж 24 года), по поводу урока
в X А классе на тему «Изменения в биогеоценозе»: «Вначале продумываю содержание урока.
Исхожу из того, что хорошо знаю класс, так как работаю с ним шесть лет. Ученики средних спо-
собностей, за исключением 3 человек, но большие труженики. Много думаю о максимальной само-
стоятельности учащихся на этом уроке, об использовании индуктивной логики раскрытия темы,
так как ученики могут использовать собранные ими коллекции, гербарии, дневники, составленные
во время работы по изучению природного комплекса «Ленинские горы». Думаю, как обыграть этот
материал, чтобы ученики весь урок мыслили и работали в максимально возможной мере само-
стоятельно. Затем уже обдумываю конкретный ход урока - фронтальную беседу, ее вопросы,
сообщения учащихся с выводами из наблюдений, проверочные работы путем заполнения схемы
биоценозов. Наконец делаю общие выводы». Следовательно, Т. Б. Державина продумывает
последовательно использование методов самостоятельной работы, логических методов, практи-
ческих, словесных, наглядных и проблемно-поисковых методов.
Интервью с Л. И. Долговой, учительницей школы № 520 (стаж 8 лет), по поводу урока в
VIII А классе на тему «Гормоны. Железы внутренней и внешней секреции»: «При планировании
исхожу из того, что класс со средними способностями. Обдумываю 3-4 основных понятия, кото-
рые будут отрабатываться на уроке (гормоны, железы внутренней и внешней секреции, нервная
и гуморальная регуляция). Затем выбираю средства, которые будут использованы для изучения
этих понятий, - муляжи, кинофрагменты, таблицы, влажные препараты. После этого продумываю
от начала и до конца последовательность изучения каждого из выделенных понятий». Как видно
из интервью, Л. И. Долгова в основном продумывает использование словесных и наглядных
методов обучения.
Интервью с О. Н. Самбуровой, учительницей школы-интерната № 61 (стаж работы 5 лет),
по поводу урока на тему «Гормоны. Железы внутренней и внешней секреции»: «VIII класс очень
слабый по уровню подготовки. Весь год изощряюсь в отборе на каждый урок интересного мате-
риала, так как без интереса не будет ни дисциплины, ни рабочего настроя. С этого и начинаю
обдумывать будущий урок. Обдумываю домашнее задание, так как завуч все полугодие требует
устранения перегрузки. Вместе с тем сразу прикидываю, что нужно вместе обсудить, а что они
могут сами прочесть. Только после того размышляю над последовательностью урока: решаю
применить проблемную беседу о гормонах, работу с микроскопом (железа в разрезе), рассказ о
значении эндокринологии». Таким образом, О. Н. Самбурова размышляет последовательно при
подготовке к уроку над методами стимулирования интереса к учению, методами собственного
изложения материала в сочетании с самостоятельной работой учеников, над проблемно-поиско-
выми, словесными и практическими методами.
Интервью с В. С. Коноваловой, учительницей школы № 19 (стаж работы 46 лет, отличник
народного просвещения РСФСР), по поводу урока на тему «Гормоны. Железы внутренней и внеш-
ней секреции»: «Без наглядности, натуральных объектов, природы - биологии нет. Содержание
меня не затрудняет, поэтому обдумываю прежде всего то, что можно показать на этом уроке:
заспиртованные железы, таблицы, фотографии людей с гипер- и гипофункцией той или иной же-
лезы. Далее думаю над тем, вокруг чего будем размышлять с учениками на уроке, какую проблему
решим (ничтожное количество гормонов и огромная роль их в организме). Далее продумываю
степень самостоятельности школьников на уроке, причем разных по уровню подготовленности
групп учеников». Итак, В. С. Коновалова продумывает последовательное применение наглядных,
проблемно-поисковых методов и методов самостоятельной работы.
Интервью с К. И. Цветковым, ^учителем школы № 626 (стаж 31 год, отличник народного
просвещения РСФСР), в связи с его подготовкой урока на тему «Гормоны. Железы внутренней
и внешней секреции»: «VIII А класс обычный, интересуется предметом. В нем имеется 6-8 слабо-
успевающих учеников. Считаю, что анатомия преподается в школе для того, чтобы ученик познал
самого себя, и поэтому продумываю, что утилитарно-практического вынесет он для себя с урока.
В данном случае он должен понять, как важно следить за функцией щитовидной железы, про-

Термин «оптимальный» (от лат. optimus - наилучший) означает наиболее соответствующий определенным условиям и задачам вариант деятельности. Следовательно, оптимизация педагогического процесса - это выбор наилучшего из возможных вариантов его заданной конкретной ситуации. Четверть века назад известный педагог Ф. Ф. Королев писал: «Будущее приведет к тому, что идеи оптимального управления процессами развития станут характерными для всех областей деятельности, будут руководящими... и в педагогике». То есть проблему оптимизации учебного процесса новой не назовешь. В начале 80-х гг. прошлого столетия академик Ю. К. Бабанский издал книгу «Оптимизация учебно-воспитательного процесса», в которой выделил следующие критерии оптимизации:

Достижение каждым учеником реально возможного для него в данный период уровня успеваемости, воспитанности и развитости, но не ниже удовлетворительного в соответствии с принятыми нормами оценок.

Соблюдение учеником и учителем установленных для них норм времени на урочную и домашнюю работу.

Минимально необходимые усилия, затрачиваемые педагогом и учеником для достижения поставленных учебно-воспитательных целей.

Пути оптимизации учебного процесса:

Комплексное планирование и конкретизация задач обучения и развития школьников;

Обоснование соответствия содержания задачам обучения с выделением главного, существенного;

Выбор наиболее удачной структуры урока и педагогических акцентов;

Осознанный выбор наиболее рациональных методов и средств обучения для решения учебно-воспитательных задач;

Дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам, который предполагает оптимальное сочетание групповых и индивидуальных форм обучения;

Создание благоприятных психологических, эргономических, материальных условий для обучения:

Специальные меры по экономии времени учителей и учащихся, выбор оптимального темпа обучения (использование вклеек, раздаточного материала) и технических средств (кодоскопы, проекторы и др.);

Анализ результатов обучения и затрат времени с позиции оптимальности.

Оптимизацию учебного процесса можно осуществлять уже на стадии педагогического проектирования путем сравнения коэффициентов эффективности преподавания. Кэф, но еще обоснованнее это может сделать педагог, хорошо знающий индивидуальные особенности своих учащихся, уровень их интеллектуального развития, их жизненный опыт, характер восприятия информации.

В последние годы значительно выросла потребность в разнообразных средствах обучения. Педагогу необходимо иметь на уроке дидактический материал высокого качества, который должен быть тщательно продуман и подготовлен заранее (схемы, графики, чертежи). С его помощью организуется фронтальная и индивидуальная работа по изучению, закреплению и повторению учебного материала. Умелое применение средств обучения позволяет значительно экономить время на уроках, повысить темп обучения, увеличить долю самостоятельности учащихся, уделить больше внимания вопросам формирования у них логического мышления, умственной активности, развитию их индивидуальных особенностей.


Современное развитие науки и техники способствует увеличению разнообразия средств обучения. К последнему слову можно отнести учебное телевидение, компьютерную технику, тренажеры. Однако в условиях экономических проблем нашего государства, незначительного финансирования учебных заведений и их ограниченных возможностей в коммерческой деятельности приобретение ультрасовременных дорогостоящих технических средств обучения производится в единичных экземплярах и не может обеспечить каждую учебную дисциплину в полном объеме.

В то же время любой преподаватель, творчески подходя к процессу выбора более доступных, проверенных временем средств обучения и педагогически правильно их используя, всегда может получить необходимый эффект.

Например, на уроке черчения учитель демонстрирует сборочный узел «Клапан обратный». Однако демонстрация клапана еще не обеспечивает полного формирования понятия. Внешний вид объекта нередко обусловливает восприятие его второстепенных признаков, поэтому педагог предъявляет готовый сборочный чертеж, помогающий оттенить существенные признаки изучаемого объекта. По чертежу демонстрируются детали узла и объясняется принцип его действия. Изучив существенные признаки объекта по чертежу, преподаватель возвращается к самому объекту (клапану), показывает их на нем, чтобы запечатлеть их реальный образ.

Необходимо шире использовать дидактические возможности других наглядных пособий: плакатов, рисунков, фотографий, макетов, моделей для иллюстрации, детализации учебного материала, для акцентирования внимания на отдельных положениях учебных вопросов, а также для обобщения и систематизации усвоенной информации. Наряду с перечисленными пособиями учебные кабинеты должны быть оснащены множеством дидактического раздаточного материала (билеты, карточки, задания, таблицы), специальной справочной литературой. Дидактические материалы дают возможность рационально использовать время, дифференцировать процесс обучения, осуществлять оперативный контроль знаний и умений, корректировать учебную деятельность.

Высока эффективность использования на уроках наиболее универсального и доступного дидактического материала - различного вида картотек, содержащих задания примеры. Их применение на уроках математики, физики, химии, биологии, географии, литературы дает возможность значительно увеличить число рассматриваемых упражнений. Они позволяют с большей наглядностью выделить основные методы, приемы и алгоритмы выполнения заданий, а также дифференцировать упражнения по степени сложности.

Современный учебный процесс предполагает активное использование различных технических средств обучения, с помощью которых предъявляется учебная информация и контролируется ее усвоение. Непосредственным и носителями учебной информации являются кино- и диафильмы, диапозитивы, слайды. Последние привлекают внимание преподавателей прежде всего возможностью значительно экономить время на занятиях, глубже раскрывать природу различных явлений, содействовать повышению научности обучения. Большое воспитательное значение, экранных пособий состоит именно в предоставлении обучаемым возможности знакомства с ролью современного эксперимента и принципа моделирования в науке. Экранные пособия позволяют выходить за рамки учебной программы, расширять кругозор учащихся и пробуждать в них интерес к познанию. Они также дают возможность добиться мгновенной подачи готового учебного материала. Умело манипулируя таким процессом, педагог легко может получить желаемый эффект. Например, используя кодоскоп, можно весьма быстро проверить составленные учащимися математические задачи или любые другие домашние задания (лишь бы они заранее были написаны и нарисованы на полиэтиленовой или любой другой пленке или прозрачной бумаге). Быстрый переход от одной порции учебного материала к другой позволяет сконцентрировать внимание учащихся на существенных сторонах изучаемого материала и значительно активизировать их мыслительную деятельность.

Сегодня нет сомнения в том, что техническая оснащенность является одним из объективных предварительных условий применения новшеств в технологии обучения. Эффективность использования различных средств обучения зависит от профессиональной подготовленности педагога. Его умение педагогически правильно использовать средства обучения будет складываться не только из овладения навыками работы с проекционной, звуковоспроизводящей и другой аппаратурой, но и за счет творческого подхода к методике использования средств обучения, его совершенствования и развития. Это зависит и от того, насколько глубоко учитель изучит все возможности имеющегося оборудования и технических средств обучения по каждому разделу и каждой теме преподаваемой им дисциплины.

Оптимизация не есть какой-то особый метод или прием обучения, а представляет собой направленный подход учителя к построению педагогического процесса на основе закономерностей и принципов обучения, сознательный, научно обоснованный (а не стихийный, случайный) выбор наилучшего для конкретной ситуации варианта построения урока и учебного процесса в целом. При таком подходе учитель не просто пробует один из возможных вариантов обучения, а осознанно выбирает наиболее удачный вариант урока или системы уроков.

Ю. К. Бабанский и М. М. Поташник к основным критериям оптимизации содержания учебных программ отнесли следующие:

Критерий целостности содержания образования, предполагающий достаточно полное отражение основных направлений современной науки, производства, социальной жизни и культуры;

Критерий научной и практической значимости элементов содержания образования, который обеспечивает вычленение главных, наиболее существенных компонентов;

Критерий соответствия содержания образования возрастным возможностям учащихся;

Критерий соответствия содержания образования времени, отведённому па изучение данного материала;

Критерий соответствия содержания образования международному опыту в этой области;

Критерий соответствия содержания образования возможностям учебно-материальной базы современной школы с учетом перспектив ее развития на ближайший период.

Оптимизация методов обучения ориентирует учителя на осознанный и обоснованный их выбор с учетом:

Задач урока (обучение, воспитание, развитие);

Степени сложности материала;

Уровня подготовленности класса, характеристики класса на основе выводов педагогического консилиума;

Сравнительной характеристики возможностей, сильных и слабых сторон различных методов обучения;

Особенностей, сильных сторон личности самого учителя;

Возможностей учебного кабинета;

Наличия учебного времени;

Сложившихся морально-психологических условий в школе и др.

Такой подход к отбору методов обучения предостерегает учителей как от абсолютизации отдельных методов, так и от необоснованного отказа от выбора ведущего, доминирующего на конкретном уроке метода.

К оптимизации обучения относится и дифференцированный подход педагогов к учащимся.

Хорошие уроки (если судить по результатам) свидетельствуют о том, что педагог либо целенаправленно использовал идеи оптимизации, либо, не будучи с ними знаком, интуитивно к ним пришел и реализовал их. Поиски оптимальных путей обучения уже давно ведутся в школе. Вот почему любой урок, хороший с точки зрения максимума возможного в приобретении учащимися знаний, умений, навыков, в повышении уровня их воспитанности и развитости есть урок оптимальный независимо от того, употреблял ли учитель этот термин, использовал ли он процедуру оптимизации или, не зная о ней, годами шел к ней эмпирически.

Оптимизация учебного процесса:

Помогает учителю научиться комплексно решать задачи обучения, воспитания и общего развития школьников;

Формирует у учителя умение изучать реальные учебные возможности школьников, т. е. осуществлять в доступной мере прогнозирование ожидаемых успехов школьников в учебе и учитывать их особенности при планировании урока;

Учит постоянно выделять главное, существенное в содержании учебного материала;

Формирует умение выбирать наиболее рациональные методы и средства обучения, освобождая учителя от механического требования применять все методы на одном уроке;

Учит дифференцированному подходу к слабоуспевающим, наиболее подготовленным и ко всем остальным ученикам;

Учит создавать оптимальные учебно-материальные, гигиенические, морально-психологические и эстетические условия;

Соединяет поиск большей эффективности обучения с обязательной экономией времени учеников и учителей, с предупреждением их перегрузки;

Открывает простор для развития методического творчества учителей, их диалектического мышления, ограждает педагогов от шаблонных требований при контроле за качеством уроков.

В целом же оптимизация учебно-воспитательного процесса является одним из реально доступных шагов на пути к внедрению научной организации педагогического труда. Без овладения методикой оптимизации научная организация труда учителя лишается своей сердцевины, сосредоточиваясь на многих внешних факторах и условиях, а не на самой структуре учебного процесса.

Овладение методикой оптимизации повышает общий уровень педагогической культуры учителя, позволяет ему в целостной взаимосвязи, а не разрозненно воспринимать через нее категории, закономерности и принципы педагогики, руководствоваться всей системой их при выборе наилучших в данной ситуации методических подходов к организации учебно-воспитательного процесса. А это, в свою очередь, способствует более успешному решению усложняющихся задач современной школы при рациональных затратах времени и усилий.

В этом состоит не только социально-практическое, но и гуманистическое значение идей оптимизации для современной школы.

Измеряй все доступное измерению и делай недоступное измерению измеренным.