Малая группа. презентация к уроку на тему

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Презентацию на тему "Малая группа" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Социология. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 7 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Малая группа

Выполнила: Раднабазарова Е

Слайд 2

Определение

Малая группа – небольшое по размеру объединение индивидов на основании общего для них качества или признака. В.П. Позняков

Слайд 3

Слайд 4

Отличии малой группы от других:

наличие общего дела (цели, деятельности и т.п.), личное знакомство друг с другом, непосредственное взаимодействие друг с другом, существование установившихся личных и деловых взаимоотношений между членами группы, наличие внутренней организованности: лидерства, распределения ролей, групповых норм и т.п.

Слайд 5

Основные критерии, характеризующие, малую группу как предмет социально-психологического исследования:

сходство мотивов, целей, ценностных ориентация и социальных установок членов, идентификация индивидов со своей группой (осознание своей принадлежности), осознание членами группы имеющихся между ними сходства и общности и отличий своей группы от других, наличие социально-психологических характеристик, которые присущи группе в целом, а не отдельным индивидам (сплоченность, социально-психологический климат и т.п.).

Слайд 6

Параметры малой группы:

1) состав или композиция группы 2) структура группы 3) групповые процессы 4) групповые нормы 5) положение1 индивида в группе 6) групповые ожидания 7) групповые санкции

Слайд 7

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.

Тема 3

Психология малой группы

Основные вопросы:

Цель занятия:

  • Определение понятия «малая группа» её границ и признаков.
  • Классификация малых групп.
  • Социально-психологические явления и процессы в малой группе.
  • Психологическая структура малой группы.
  • познакомиться с понятием «малая группа», её количественными характеристиками, основными признаками и видами;
  • изучить и осмыслить социально- психологическую структуру и процессы малой группы;
  • уметь применять полученные знания о психологическом взаимодействии людей в своей профессиональной деятельности.

Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

Признаки малой группы:

  • наличие двух и более людей;
  • осуществление непрерывных контактов

и общение между ними;

  • наличие общей цели и совместной деятельности;
  • возникновение взаимных эмоциональных и других связей;
  • проявление чувства принадлежности к данной группе;
  • формирование приемлемых для всех членов группы общих норм и ценностей;

Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

Количественные характеристики

Нижний предел:

  • «диада» (2 человека),
  • «триада» (3 человека)

Верхний предел:

количественные параметры, которые продиктованы потребностями совместной деятельности.

:

Социально-психологические проблемы группы


Тема 3 .3. Понятие и классификация малых групп

Малая группа –

немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, благодаря которому возникают эмоциональные отношения, групповые нормы и групповые процессы.

Социально-психологические проблемы группы


Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

Классификация малой группы

Социально-психологические проблемы группы


Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

Социально-психологические явления и процессы малой группы:

  • взаимоотношения в малой группе
  • групповые устремления,
  • групповое мнение,
  • групповые настроения
  • групповые традиции

Социально-психологические проблемы группы


Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

Психологическая структура малой группы

МАЛАЯ ГРУППА

КОМПОЗИЦИОННАЯ ПОДСТРУКТУРА

ПОДСТРУКТУРА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ

ПРЕДПОЧТЕНИЙ

КОММУНИКАТИВНАЯ ПОДСТРУКТУРА

Подструктура функциональных отношений

Социально-психологические проблемы группы


Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

Динамические процессы в малой группе

Групповая динамика

- это совокупность динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии (ее развитие).

Социально-психологические проблемы группы


Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

Динамические процессы:

  • процесс образования малых групп (феномен группового давления на индивида, развитие групповой сплоченности);
  • процессы лидерства и принятия групповых решений), процесс развития коллектива.

Социально-психологические проблемы группы


Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

  • Процесс образования малой группы

Феномен группового давления - «конформизм»

Конформность - это степень «подчинения» индивида групповому давлению, которая констатируется только при наличии конфликта между мнениями индивида и группы.

Социально-психологические проблемы группы


Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

Виды конформности:

  • Внешняя конформность (соглашаясь внешне с мнением группы, индивид продолжает ему сопротивляться)
  • Внутренняя конформность (действительное принятие мнения группы).

Социально-психологические проблемы группы


Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

Сплоченность

Это формирование особых связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность, единство людей.

Социально-психологические проблемы группы


Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

Структура малой группы состоит из трех слоев («страт»):

  • Внешний слой - непосредственные эмоциональные межличностные отношения, которые традиционно измерялись социометрией.
  • Второй слой - ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ), т.е. совпадение ориентации на ценности, касающиеся процесса деятельности. Отношения строятся не на основе симпатий или антипатий, а на основе сходства ценностных ориентации относительно деятельности.
  • Третий слой - единство (общность) целей групповой деятельности у членов группы, поэтому у них значимые мотивы выбора членами группы друг друга. Этот слой отношений - «ядро» групповой структуры.

Социально-психологические проблемы группы


Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

Сплоченность - это процесс развития внутри-групповых связей, соответствующий развитию групповой деятельности.

Социально-психологические проблемы группы


Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

  • Проблема лидерства и руководства

Б. Д. Парыгин называет следующие отличия:

  • лидер регулирует межличностные отношения а руководитель - официальные;

2) лидерство возникает в условиях микросреды (малая группа), руководство может быть элементом макросреды;

3) лидерство возникает стихийно, а руководитель назначается или избирается (целенаправленный процесс);

4) лидерство менее стабильно;

5) руководство обладает -более определенной системой санкций;

6) процесс принятия решения руководителем более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств.

Социально-психологические проблемы группы


Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

Феномен лидерства и руководства

Это элемент групповой структуры (лидер или руководитель немыслим в одиночку) поэтому он относится к динамическим процессам малой группы.

Социально-психологические проблемы группы


Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

Вопрос о природе лидерства и причинах его происхождения решался в трех основных теоретических подходах:

  • «Теория черт» (иногда называется «харизматической») концентрирует внимание на врожденных качествах лидера. В американской психологии особенно тщательно составлялись наборы этих черт, однако выяснилось, что, задача по составлению таких перечней не решаема.
  • «Ситуационная теория лидерства». В конкретных ситуациях жизни группы выделяются отдельные ее члены, которые превосходят других хотя бы в одном качестве. Если это качество оказывается необходимым в этой ситуации, то обладающий им человек становится лидером.
  • Две противоположные теории породили компромиссный вариант -«синтетическую теорию лидерства», рассматривающую лидерство как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер - субъект управления этим процессом. Лидерство - функция группы, но и важны особенности личности лидера.

Социально-психологические проблемы группы


Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

стили лидерства

К. Левин выделил 3 стиля:

  • «авторитарный»,
  • «демократический»,
  • «попустительский» («анархический»).

Социально-психологические проблемы группы


Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

  • Директивный ( авторитарный) руководитель сам определяет цели группы, информируя только о непо­средственных задачах.
  • Коллегиальный стиль предполагает инструкции в форме предложений, товарищеский тон.
  • Попустительский стиль характеризуется тем, что дела в группе идут сами собой, лидер не дает указаний никакого сотрудничества.

Социально-психологические проблемы группы


Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

Процесс принятия группового решения (тесно связан с проблемой лидерства и руководства).

Выявлены две закономерности:

1) групповая дискуссия позволяет участникам увидеть разные стороны проблемы;

2) если решение принято группой, то оно, являясь выводом дискуссии, превращается в групповую норму.

Социально-психологические проблемы группы

МАЛЫЕ ГРУППЫПлан:
1. Что такое малая группа?
2. Какими бывают малые группы?
3.
КАКУЮ РОЛЬ ИГРАЮТ МАЛЫЕ ГРУППЫ В
СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ?

Понятие малой группы

Малая группа – ……?

Понятие малой группы

Малая группа –
немногочисленная по составу совокупность людей, члены
которой объединены общей деятельностью (целями и
задачами) и находятся в непосредственном личном
общении.

Малая группа представляет собой небольшое объединение людей от 2-3 до 20-30
человек, занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых
взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную
ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни.
Малые группы могут быть разными по величине, по характеру и структуре
отношений, существующих между их членами, по индивидуальному составу,
особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых
участниками, по межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности.
Примерами малых групп, наиболее
значимых для человека, являются семья,
школьный класс, трудовой коллектив,
объединения близких людей, приятелей.

МАЛЫЕ ГРУППЫ

Существует ли, на ваш взгляд, единое
мнение социологов по определению
нижней и верхней границы численности
малой группы?

МАЛЫЕ ГРУППЫ

Могут группы численностью более 30-40
человек определяться как малые?
ПОЧЕМУ? (сл.4)
Приведите примеры очевидных малых групп
в соответствии с определением понятия
«малая группа»

Характеристики малой группы

Существуют определенные характеристики
малых групп?
(сл.слайд)

Характеристики малой группы

Психологическая
общность
Основана на том, что люди
осознают свою
принадлежность к
определенной группе –
группе, имеющей свои особые
интересы, нормы, ценности,
цели.
Основой для возникновения
эмоциональных отношений в
группе - ???
Поведенческая
общность
Групповые нормы –
определенные правила,
которые выработаны или
приняты группой и которым
должно подчиняться
поведение её членов.

КАКИМИ БЫВАЮТ ГРУППЫ?

Виды групп

Условные (номинальные) –
группы, в которые объединяют людей,
не имеющих непосредственных
взаимоотношений и контактов друг с
другом.
ПРИМЕРЫ-?
Реальные –
действительно существующие
объединения людей, связанных между
собой определенными отношениями и
осознающих свою принадлежность к
нему.
ПРИМЕРЫ-?
Лабораторные
Создаются специально
социальными психологами
для экспериментальных
заданий.
ПРИМЕРЫ-?
Естественные:
Возникают в ходе развития общества.
Большие Этнические,
Профессиональные,
Половозрастные.
Малые Классы,
Спорт. команды,
дворовые
компании друзей.

Естественные группы

Первичные
Между людьми существуют
непосредственные
контакты. Эту группу
отождествляют с малой
группой.
Семья, группа друзей, команда.
Вторичные
Группы, где нет
непосредственных
контактов между членами
группы, а для общения
используются
«посредники».

Малые группы

Формальные
Создаются определенной
организацией со
специфическими
задачами по достижению
каких-либо конкретных
целей (отношения по
вертикали)
Неформальные
Добровольные
сообщества,
складывающиеся на
основе общих интересов,
дружеских связей,
взаимных симпатий
(отношения по горизонтали)

Референтные группы

Группы, реальные или условные,
значимые для человека, с которыми он
соотносит себя как с эталоном, нормы,
ценности, мнения и оценки которых он
разделяет, сравнивает с ними свои взгляды
и поступки, называют референтными
группами (Г.Хаймен)
Основание для выделения
референтных групп – СТЕПЕНЬ
ЗНАЧИМОСТИ

Функции референтных групп:

Нормативная
Состоит во влиянии
группы на нормы
поведения, соц.
установки и ценностные
ориентации индивида.
Сравнительная
Проявляется в том, что
система ценностей,
норм и правил группы
выступает для индивида
своеобразным эталоном
поведения, с помощью
которого он может
оценить себя и других.

Три способа реагирования человека
на давление группы
КоллективизмВнушаемостьбессознательное
принятие линии
поведения, мнения
группы
Конформность
(конформизм)внешнее согласие
при внутреннем
расхождении с
мнением группы
сознательное
согласие с мнением
группы, принятие
и активное
отстаивание
её ценностей,
норм, идеалов.

Межличностные отношения в группе – это сложная система связей с группой и каждым ее членом. Эти отношения ощущаются и субъективно пережив

Межличностные отношения в группе
Межличностные отношения в группе – это сложная система связей с
группой и каждым ее членом. Эти отношения ощущаются и субъективно
переживаются личностью.
Виды отношений:
Официальные
Неофициальные
Деловые
Личные
Отношения по вертикали
Отношения по горизонтали
Рациональные
Эмоциональные

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Сформулировать 3 вопроса, которые можно
было бы использовать для закрепления
изученного материала.

Определение малой группы. Малая группа есть - «любое количество лиц, находящееся во взаимодействии друг с другом в виде одной непосредственной встречи или ряда встреч, при которых каждый член группы получает некоторое впечатление или восприятие каждого другого члена...» (Р. Бейлз) Малая группа - двое или более лиц, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо влияет и подвергается влиянию каждого другого лица. (М. Шоу) Р. Браун -относит к числу важных признаков малой группы – осознание ее существования (именно как целого) другими лицами, находящимися вне группы. По Андреевой Г.М. речь идет о такой группе, «в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов»




Малая группа и коллектив «…всякий коллектив представляет собой малую группу, но не всякая группа может быть признана коллективом..» Коломинский, 1976 Коллектив есть особое качественное состояние малой группы, достигшей высокого, уровня социально-психологической зрелости, имея в виду степень развития ее социальных и психологических характеристик.


Малая группа и команда Команда - малое число людей (возможный объем – от 2 до 25, но обычно не более 10 человек) с взаимодополняющими умениями, связанных единым замыслом, стремящихся к общим целям и разделяющих ответственность за их достижение. Членам команды присуща, высокая степень владения рядом важных прикладных умений, а именно: 1)технические или функциональные умения (чем шире диапазон таких умений у людей, тем успешнее действует команда); 2) умения принимать решения и решать проблемы (причем на начальной стадии жизни команды такие умения могут быть лишь у части ее членов, остальные развивают их в процессе работы); 3) интерперсональные умения (речь идет об умениях строить отношения с другими людьми, эффективно используя разнообразные коммуникативные средства).


Классификация малых групп 1) естественные и лабораторные Лабораторные - специально создаваемые для выполнения экспериментальных заданий в лабораторных условиях. Естественные – группы, функционирующие в реальных жизненных ситуациях. 2)организованные и спонтанные (Те и другие относятся к категории естественных групп.) Организованные (формальные, официальные) представляют собой элементарные ячейки социальной организации, возникновение которых обусловлено необходимостью реализации соответствующих организационных функций. Спонтанные (неформальные, неофициальные) зарождаются непроизвольно, стихийно, как в недрах организованных групп, так и вне их, в процессе общения индивидов, являясь результатом взаимных психологических (эмоциональных) предпочтений последних.


Классификация малых групп 3) открытые – закрытые Расматривается степень открытости, доступности группы влиянию окружающей ее социальной среды, общества. 4) стационарные и временные Рассматриваем исходя из фактора продолжительности существования групп. 5)группы членства и референтные группы Основанием для данной классификации является степень значимости группы для индивида с точки зрения его ориентации на групповые нормы и ценности, влияния группы на систему его установок.




Классификация малых групп М. Аргайла Семья - модель малой группы, в которой теснейшим образом переплетены элементы внутриорганизационного взаимодействия и неформальных отношений. Подростково-юношеские группы – модель малых групп с выраженной досуговой ориентацией и преобладающим развитием эмоциональных отношений, порождаемых аффилиативной мотивацией и взаимными симпатиями людей.


Классификация малых групп М. Аргайла Рабочие группы – модель малых групп с четкой трудовой направленностью и доминирующими отношениями делового характера, относительно которых эмоциональные связи играют соподчиненную роль. Комитеты и группы по решению проблем - модель коммуникативных малых групп, чья основная задача состоит в принятии эффективных решений. Тренинговые и терапевтические группы - не являются моделью какой-либо разновидности естественных групп. Они символизируют собой созданную психологами некую искусственную реальность, полезную, однако, членам группы в плане развития навыков социального взаимодействия и преодоления эмоциональных нарушений.