Краткое сообщение о бактериях. Бактерии опасные и полезные, их роль в жизни человека

Цели урока:

образовательные:

  • расширить знания о самой древней группе живых существ – бактерий.
  • выявить особенности их строения, питания, размножения и распространения.
  • показать многообразие форм.

развивающие:

  • продолжить формирование навыка работы с натуральными объектами;
  • отработать навык сбора биологического конструктора;
  • сформировать потребность соблюдения элементарных гигиенических норм в быту.

воспитательные:

  • воспитание навыка коллективной работы;.
  • привитие правил экологической культуры поведения.

Тип урока: Комбинированный (урок обобщение с элементами исследовательской деятельности).

Оборудование: Таблицы “Бактерии”, карточки “Формы бактерий”, чашки Петри с колониями бактерий на питательных средах, мыслительные листы, видеофильм.

План урока

Вступительное слово:

Отправимся в путь без сомнений и муки,
Чтоб тайны своить великой науки.
Раскроим сегодня бактерий секреты –
Без ядер, зато санитары планеты!
Их изучали до нас очень многие
Открыли секреты заведомо строгие.
Придется пройти нам по дебрям науки
Желательно только без лени и скуки
Но все же она молода, как всегда
Красавица в мире наук – биология –
Наука о жизни!
Вперед, господа!

ХОД УРОКА

Как вы и догадались, речь сегодня пойдет о бактериях.

Бактерии обнаружены везде: в капле даже самой чистой родниковой воды, в крупинках почвы, в воздухе, на скалах, в полярных снегах, в песках пустынь, в добытой с огромных глубин нефти и даже в воде горячих источников с t+80°С. Бактерии переносят высушивание, сильные холода, нагревание до 90°С, не теряя при этом жизнеспособности.

Что же это за не видимые нами организмы?

Каково их строение многообразие?

Каково их роль в природе и в жизни человека?

Познание этого является целью нашего урока.

Из истории открытия бактерий

Великий врач Древней Эллады Гиппократ подружился с Демокритом. Демокрит рассказывал Гиппократу об атомах, а Гиппократ Димокриту – о людских болезнях. Почему бы, подумал Гиппократ, не быть атомом болезней? Они бы переносились от больных людей к здоровым, подобно тому, как атомы влаги могут отрываться от моря. Точно также и здоровый человек заболевает находясь рядом с больным. (Не забывайте, что ни Демокрит, ни Гиппократ не чего не знали о клетке, о микроорганизмах, т.к. микроскоп еще не был изобретен. Все это было их предположением)

Нужно было обладать большой фантазией, чтобы предположить существование целого мира не доступного нашему глазу.

В наше время, любому шестикласснику под силу рассказать о строение бактериальной клетки.

Давайте, восстановим наши знания (Сбор биологического конструктора)

У вас на столах имеются части бактериальной клетки, к ним прилагаются мыслительные листы.

За одну минуту обсудите, что за часть у вас имеется, какую функцию она выполняет? (Отчет групп)

Бактерии многочисленные организмы и разнообразные по своей форме.

На доске представлено все многообразие форм бактериальных клеток. На обратной стороне модели имеется буква. Если вы правильно подберете в соответствие названия и формы, то в результате получится слово (на обороте, состоящее из букв), которое обозначает второе название бактерии.

  1. Кокки (бактериальные клетки округлой формы) (М)
  2. Стрептококки (цепочки из кокков) (И)
  3. Спириллы (спиралевидные бактерии) (К)
  4. Вибрионы (в виде запятой) (Р)
  5. Диплококки (кокки, слитые попарно) (О)
  6. Бациллы (в виде палочек) (Б)
  7. Стафилококки (в виде виноградной грозди) (Ы)

В итоге получается слово МИКРОБЫ.

Размножаются бактерии делением пополам.

Давайте, определим, какие же существуют способы дыхания бактерий?

Великая честь показать роль бактерий в заболеваниях выпала Роберту Коху (1843-1910) . В то время Кох был молодым, увлеченным, мечтательным человеком, лишь недавно получившим диплом врача. Ему приходилось заниматься практикой в самых разных местах Германской империи. Как-то раз, в один из дней рождения своего супруга, фрау Кох подарила ему микроскоп и тотчас же буквально лишилась своего мужа. Новая “игрушка” вскоре была освоена. Роберт Кох стал изучать все, что попадало ему под руку. Он рассматривал все подряд, пока на глаза ему не попалась капля крови овцы, погибшей от сибирской язвы. В поле зрения ученого лежали многочисленные палочки, в которых Кох заподозрил микробов. Р.Кох хотел экспериментировать, но для опытов покупать овец у него не было возможности (молодой врач с трудом обеспечивал свою семью). Тогда Кох решил купить, самых обычных домашних мышей. По городу поползли слухи, что молодой доктор совсем сошел с ума. В течение всей своей жизни Кох изучил много болезней, открыл их возбудителей и пути распространения. В том числе он открыл возбудителя туберкулеза (“палочку Коха”).

В кабинетных условиях, увы, мы не можем открыть новых возбудителей болезней, но предотвратить их попадание в наш организм и доказать значение элементарных гигиенических правил в наших силах. Для этого мы проделаем следующие наблюдения: каждая группа получает свои задания, на основании этих заданий и ваших наблюдений вы должны сделать соответствующие выводы.

Все группы получают чашки Петри

I гр. – Посев сделан с пальцев грязной руки.

II гр. – Посев сделан с рук, промытых водой без мыла.

III гр. – Посев сделан с рук, вымытых водой с мылом.

IV гр. – Посев сделан с денежной купюры.

(Отчет по группам). Каждая группа делает вывод о наличии бактерий на наших руках во всех трех случаях, о наличии бактерий на денежных купюрах… о способах попадания бактерий в наш организм. Значимость выражения: “Мойте руки перед едой”, “Чистота – залог здоровья”.

Но каково же значение бактерий?

Роль их в природе и жизни человека огромна. Бактерии, обитая практически во всех средах, часто определяют различные процессы, происходящие в природе. Вспомните, какие организмы появились на Земле раньше других? Конечно, первыми обитателями Земли были бактерии. Первые бактерии возникли на земле более 3 миллиардов лет назад.

Благодаря воздействию бактерий внешний облик и химический состав оболочек Земли изменился, и благодаря этому стало возможно появление других форм жизни (например, растений). Благодаря бактериям стала развиваться живая оболочка Земли – биосфера. Бактерии, вышедшие на сушу раньше растений, участвовали в почвообразовании и создали условия для выхода растений на сушу.

Велика роль бактерий и теперь.

1. Почвенные бактерии – бактерии гниения.

Они перерабатывают мертвое органическое вещество.

Как вы думаете, что произошло бы не земле без участия этих бактерий? (Дети отвечают)

Поверхность земли покрылась бы толстым слоем останков погибших организмов. Круговорот веществ в природе обеспечивают именно эти бактерии. Разлагают мертвые останки до минеральных солей, которые усваиваются растениями.

2. Азотфиксирующие бактерии.

Поселяются на корнях бобовых культур (гороха, люцерны) и усваивают азот из воздуха, тем самым обогащают почву этим элементом, необходимым для роста растений.

3. Молочнокислые - используют для приготовления сметаны, кефира, ряженки, сыра, квашеной капусты, а также для производства силоса.

4. Кишечная палочка – спутник человека. Обитает в кишечнике, помогает расщеплять молочный сахар и вырабатывать витамины.

5. Болезнетворные бактерии – являются возбудителями многих заболеваний таких как: туберкулез, чума, дизентерия, столбняк.

6. Любуясь голубыми язычками пламени на вашей газовой плите, вспомните о мельчайших тружениках, которые сделали для вас природный газ. Это метанобактерии , они перерабатывают донные остатки, в результате чего образуется болотный газ – метан, который мы используем в быту.

7. Биотехнология, генная инженерия – отрасль современной биологии, где без бактерий тоже не обойтись. Встраивая нужные гены в ядерное вещество бактерий, ученые заставляют производить их инсулин – препарат, применяемый при лечении сахарного диабета.

Делаем вывод урока.

Выносим вердикт – бактерии жить, т.к. без нее многие процессы остановятся, и нарушается экологическое равновесие.

Ах, эта среда обитания!
Все связанны между собой
Обменом, цепями питания,
Составом, структурой, судьбой…

В чащобах, и в грядах, и в весях,
Где дышит и движется жизнь,
Да будет всегда равновесие!
Его потревожить страшись!

Беречь и родство, и соседство
И дружество – прежде всего,
И слушать веление сердца,
И следовать зову его.

Внос таинственной шкатулки.

“Здесь находится объект, который, как мне кажется, лучше всего передает суть отношений организмов друг с другом и с окружающей средой. Как вы думаете, что это такое? Это цепь – символ взаимосвязи, единства. Уберем из цепи одно звено – нарушится целостность. И человеку, который тоже является звеном в цепи природы, всегда нужно помнить об этом”.

В связи с этим я предлагаю, думаю, что, и вы со мной согласитесь, выдать бактерии путевку в жизнь (Паспорт бактерии). Этому организму необходимо существовать, т.к. от него зависит жизнь многих других организмов и нас с вами в том числе.

Карточки – задания для групп

Строение бактерий.

Клеточная стенка.

Клетка бактерии окружена плотной клеточной стенкой, которая защищает бактерию и выполняет опорную функцию (придает клетке определенную форму). Часто поверх клеточной стенки имеется слой слизи – капсула , которая предохраняет клетку от потери влаги.

Вам предоставлена чашка Петри с питательной средой. На этой среде мы оставили отпечатки грязных рук. Через несколько дней там образовались колонии бактериальных клеток. Почему?

Сделайте вывод.

На питательной среде образовались колонии микробов потому, что на грязных руках содержится огромное количество ______. Они делятся и образуют группы ______. Колоний очень много так как и видов ______ на грязных руках тоже велико. Если не мыть руки перед едой, то эти бактерии ______.

Строение бактерий

Цитоплазма

Внутри клетки имеется цитоплазма . Цитоплазма бактерий густая не подвижная. Она имеет слоистое строение. В ней размещаются различные ферменты и запасные питательные вещества.

Вам предоставлена чашка Петри с питательной средой. На этой среде мы оставили отпечатки рук, вымытых водой без мыла. Что появилось в чашках Петри? Почему?

Сделайте вывод.

На питательной среде образовались колонии микробов потому, что на руках содержится большое количество ______. Когда мы моем руки водой без мыла, то мы удаляем лишь малую часть ______, а большая часть ______ остается на руках и может попасть в организм человека и вызвать серьезные заболевания.

Строение бактерий

Ядерное вещество

В центральной части клетки расположено ядерное вещество , несущее наследственную информацию. Но ядерное вещество бактерий не имеет ядерной оболочки (мембраны), поэтому бактерий относят к доядерным организмам.

Вам предоставлена чашка Петри с питательной средой. На этой среде мы оставили отпечатки рук, вымытых водой с мылом. Появились ли колонии бактерий? Почему?

Сделайте вывод.

Питательная среда осталась практически чистой. Когда мы моем руки с мылом, то мы удаляем с них ______. Соблюдая правила личной гигиены, мы можем обезопасить себя от многих ______. Многие кишечные заболевания называют “болезнью грязных рук” потому что ______.

Строение бактерий

Жгутики

На поверхности бактериальной клетки имеются длинные жгутики (один, два или много). С помощью этих жгутиков бактерии могут передвигаться.

Вам предоставлена чашка Петри с питательной средой. На этой среде мы оставили отпечатки денежной купюры. Появились ли колонии бактерий? О чём это говорит?

Сделайте вывод.

В чашке Петри появились колонии микроорганизмов. Их очень много. Это говорит о том, что на деньгах содержится огромное количество ______. Передавая деньги друг другу люди совершают контакт и ______ попадают от одного человека к другому, от больного к здоровому. Так может произойти ______ каким-нибудь заболеванием.

С бактерий началась жизнь на нашей планете. Ученые полагают, что ими все и закончится. Ходит шутка, что когда инопланетяне изучали Землю, то они не могли понять, кто же ее настоящий хозяин - человек или бацилла. Самые интересные факты о бактериях подобраны ниже.

Бактерия - это отдельный организм, который и размножается с помощью деления. Чем благоприятней среда обитания, тем скорее она делится. Живут эти микроорганизмы во всех живых существах, а также в воде, продуктах питания, в трухлявых деревьях, в растениях.

Этим список не ограничивается. Бациллы прекрасно выживают на предметах, которые трогал человек. Например, на поручне в общественном транспорте, на ручке холодильника, на кончике карандаша. Интересные факты о бактериях недавно открыли из Аризонского университета. По их наблюдениям на Марсе обитают «спящие» микроорганизмы. Ученые уверены, что это одно из доказательств существования жизни на других планетах, кроме того, по их мнению, инопланетные бактерии можно «оживить» на Земле.

Впервые микроорганизм рассмотрел в оптический микроскоп голландский ученый Антоний ван Левенгук еще в конце 17 века. В настоящий момент известных видов бацилл насчитывается порядка двух тысяч. Все их можно условно разделить на:

  • вредные;
  • полезные;
  • нейтральные.

При этом вредные обычно воюют с полезными и нейтральными. Это одна из наиболее частных причин, из-за которых болеет человек.

Самые любопытные факты

В целом, одноклеточные организмы участвуют во всех жизненных процессах.

Бактерии и люди

С рождения человек попадает в мир полный различных микроорганизмов. Какие-то помогают ему выжить, другие вызывают инфекции и болезни.

Самые любопытные интересные факты о бактериях и людях:

Получается, бацилла может как полностью излечить человека, так и уничтожить наш вид. В настоящее время уже существует и бактериальные токсины.

Как бактерии помогли нам выжить?

Вот еще некоторые интересные факты о бактериях, которые приносят пользу человеку:

  • некоторые виды бацилл защищают человека от аллергии;
  • с помощью бактерий можно утилизировать опасные отходы (например, продукты из нефти);
  • без микроорганизмов в кишечнике человек бы не выжил.

Как рассказать малышам о бациллах?

Малыши о бациллах готовы разговаривать уже в 3-4 года. Чтобы правильно донести информацию, стоит рассказать интересные факты о бактериях. Для детей, к примеру, очень важно понимание того, что существуют злые и добрые микробы. Что добрые способны превратить молоко в ряженку. А также, что они помогают животику переваривать пищу.

Внимание нужно обращать на злых бактерий. Рассказывать, что они очень маленькие, поэтому их не видно. Что, попадая в тело человека, микробов быстро становится много, и они начинают нас кушать изнутри.

Ребенок должен знать, чтобы злой микроб не попал в организм нужно:

  • Мыть руки после улицы и перед едой.
  • Не есть много сладкого.
  • Ставить прививки.

Лучше всего показать бактерии с помощью картинок и энциклопедий.

Что должен знать каждый школьник?

С ребенком постарше лучше говорить уже не о микробах, а рассказывать про бактерии. Интересные факты для школьников важно аргументировать. То есть, рассказывая о важности мытья рук, можно поведать, что на ручках туалетов живут 340 колоний вредных бацилл.

Можно вместе найти информацию о том, какие бактерии вызывают кариес. А также рассказать школьнику, что шоколад в небольшом количестве обладает антибактериальным эффектом.

Даже ученик младших классов сможет понять, что такое вакцина. Это когда в организм вводится небольшое количество вируса или бактерий, а иммунная система их побеждает. Поэтому так важно ставить прививки.

Уже с детских лет должно прийти понимание, что страна бактерий - это целый, еще не до конца изученный, мир. И пока есть эти микроорганизмы, есть и сам человеческий вид.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Каширинская средняя общеобразовательная школа им. Белоусова Д.А.»

Исследовательская работа на тему:

Бактерии, находящиеся на коже человека и их влияние на организм человека.

учитель биологии Захарова Екатерина Алексеевна

Каширино 2018г

Введение

Глава 1. Бактерии и их виды

Глава 2. Микрофлора кожи человека

Глава3. Методика исследования (практическая часть)

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Бактерии одноклеточные организмы состоящие из одной клетки.

Бактерии встречаются повсеместно, населяя все среды обитания. Наибольшее количество их находится в почве на глубине до 3 км. Бактерии обнаружены в пресной и солёной воде, на ледниках и в горячих источниках. Их много в воздухе, в организмах животных и растений (как живых, так и мёртвых). Не является исключением и организм человека. Причём, 20% бактерий находится в полости рта, 20% - на кожных покровах, 15% - в глотке, 15% - в половых органах, 30% - в желудочно-кишечном тракте. Мне всегда было интересно знать, можно ли обнаружить бактерии на коже человека и какие бактерии там обитают?

Цель работы : исследовать кожу рук мальчиков и девочек, найти и изучить бактерии, обитающие на коже человека, сравнить полученные результаты и сделать выводы.

Задачи исследовательской работы:

Обнаружить бактерии на коже мальчиков и девочек;

Сформировать общее представление о бактериях обитающих на коже;

Раскрыть их влияние на организм;

Указать причины появления бактерий и использовать полученные

данные на уроке биологии в 5и 8 классе;

Раскрыть методы профилактики борьбы с бактериями.

Актуальность: выбранная тема актуальна, так как в настоящее время уделяется большое внимание изучению бактерий,их влияние на человек.

Гипотеза: я хочу предположить, что количество бактерий на коже человека напрямую зависит от того, какой образ жизни он ведёт и как он соблюдает правила личной гигиены.

Глава 1. Бактерии и их виды

В воздухе всегда содержится то или иное количество микроорганизмов. Посредством воздуха происходит их распространение. Воздушным путем распространяются патогенные микробы, вызывающие болезни растений животных и человека.

Количество микроорганизмов в 1 кубическом метре воздуха разных мест может достигать следующих размеров: на скотном дворе до 2 млн; в жилых помещениях - 20 тыс.; на улицах городов - 5 тыс. ; в парках - 200; в морском воздухе - 1-2.

Бактерии - это надцарство безъядерных микроорганизмов, у них нет четкой ядерной мембраны. Бактериальная клетка кружена плотной оболочкой, благодаря которой они сохраняют постоянную форму. В настоящее время описано около десяти тысяч видов бактерий. Бактерии бывают трех типов: патогенные, непатогенные.

Патогенные бактерии - это бактерии вызывающие болезни человека, животных и растений. Многие патогенные бактерии образуют скопление в организме в виде биоплёнок.

Кокки - это бактерии шаровидной формы. Распространены очень широко. В зависимости от расположения клеток по отношению друг к другу различают группы: микрококки, стрептококки, сарцины, тетракокки, диплококки, стафилококки. Спор не образуют. Большинство кокков, обитающих в почве, воде, воздухе, инертны в обычных условиях. Патогенные виды вызывают воспаления и гнойные заболевания.

Бациллы - род грамположительных палочковидных бактерий, образующих внутриклеточные споры. Большинство бацилл - сапрофиты. Некоторые бациллы вызывают болезни животных и человека.

Спириллы - род грамотрицательных бактерии, имеющие форму спирально извитых палочек. Подвижны. Спор не образуют. Некоторые патогенны. Обитают обычно в соленых и пресных водоемах.

Вибрионы - род грамотрицательные, изогнутые в виде запятой палочки, способны к быстрым колебательным движениям (отсюда название). Обитают в водоемах, почве, содержимом кишечника. Патогенные виды вибрионов вызывают холеру у человека и вибриоз у животных.

Непатогенные бактерии - это бактерии нормальной микрофлоры организма, не вызывающие развитие заболеваний, а часто помогающие организму (лактобактерии, бифидумбактерии, энтерококки, кишечная палочка и др.). Например, отдельные непатогенные бактерии, живущие на коже и в кишечнике человека, приносят пользу животному организму, поскольку способны вытеснять любую инфекцию с занятого ими участка поверхности. Биопрепараты из живых непатогенных бактерий (эубиотики) используются для профилактики и лечения дисбактериоза. Однако при определенных состояниях некоторые бактерии, считающиеся не болезнетворными, могут стать патогенными.

Размеры бактерий

Размеры бактерий в среднем составляют 0,5-5 мкм. Escherichia coli, например, имеет размеры 0,3-1 на 1-6 мкм, Staphylococcus aureus - диаметр 0,5-1 мкм, Bacillus subtilis 0,75 на 2-3 мкм. Крупнейшей из известных бактерий является Thiomargarita namibiensis, достигающая размера в 750 мкм (0,75 мм). Второй является Epulopiscium fishelsoni имеющая диаметр 80 мкм и длину до 700 мкм и обитающая в пищеварительном тракте хирурговой рыбы Acanthurus nigrofuscus. Achromatium oxaliferum достигает размеров 33 на 100 мкм, Beggiatoa alba - 10 на 50 мкм. Спирохеты могут вырастать в длину до 250 мкм при толщине 0,7 мкм. В то же время к бактериям относятся самые мелкие из имеющих клеточное строение организмов. Mycoplasma mycoides имеет размеры 0,1-0,25 мкм, что соответствует размеру крупных вирусов, например, табачной мозаики, коровьей оспы или гриппа.

Способы передвижения

Среди бактерий есть подвижные и неподвижные формы. Подвижные передвигаются за счёт волнообразных сокращений или при помощи жгутиков (скрученные винтообразные нити), которые состоят из особого белка флагеллина. Жгутиков может быть один или несколько. Располагаются они у одних бактерий на одном конце клетки, у других - на двух или по всей поверхности.

Но движение присуще и многим иным бактериям, у которых жгутики отсутствуют. Так, бактерии, покрытые снаружи слизью, способны к скользящему движению.

У некоторых лишённых жгутиков водных и почвенных бактерий в цитоплазме имеются газовые вакуоли. В клетке может быть 40-60 вакуолей. Каждая из них заполнена газом (предположительно азотом). Регулируя количество газа в вакуолях, водные бактерии могут погружаться в толщу воды или подниматься на её поверхность, а почвенные бактерии - передвигаться в капиллярах почвы.

Размножение бактерий

Большинство бактерий размножаются путём деления надвое, реже почкованием, а некоторые (например, актиномицеты) - с помощью экзоспор или обрывков мицелия. Известен способ множественного деления (с образованием мелких репродуктивных клеток).

Некоторые бактерии характеризуются сложным циклом развития, в процессе которого могут меняться морфология клеток и образовываться покоящиеся формы: цисты, споры.

Отличительной особенностью бактерий является способность к быстрому размножению. Например, время удвоения клеток кишечной палочки (Escherichia coli) составляет 20 мин. Подсчитано, что потомство одной клетки в случае неограниченного роста уже через 48 ч превысило бы массу Земли в 150 раз.

Вывод: невидимые, но вездесущие. Простые, но способные принимать самые разные формы. Микроскопические, но иногда смертельные.

Бактерии - самые настоящие невидимые хозяева Земли.

Глава 2.Микрофлора кожи человека

Кожа - наружный покров организма человека, защищающий тело от широкого спектра внешних воздействий, участвующий в дыхании. Терморегуляции, обменных и многих других процессах.

Вы себе и представить не можете, какое количество микробов обитает на коже и в теле человека. В основном, они находятся на коже и на слизистых оболочках. Те же самые организмы, что и в окружающей воздушной среде, находятся на коже человека. Как правило, это палочки, кокки и грибки.

Наша кожа, в связи с её постоянным контактом с внешней средой, становится местом обитания для огромного количества транзиторных микроорганизмов. Кроме этого, кожа имеет свою собственную, постоянную и хорошо изученную микрофлору. Её состав различается в разных анатомических зонах в зависимости от содержания кислорода в окружающей бактерии среде (аэробы — анаэробы) и близости к слизистым оболочкам (рот, нос), особенностей секреции и даже одежды человека. Особенно обильно заселены микроорганизмами те области кожных покровов, которые защищены от действия света и высыхания: подмышечные впадины, межпальцевые промежутки, паховые складки. В составе микрофлоры кожи и слизистых оболочек присутствуют: стафилококки, стрептококки, энтеробактерии, микрококки и т.д. Например, золотистый стафилококк. Эту бактерию можно подхватить где угодно - в больницах, детском саду, школе, спортзале, магазине, других общественных местах. Микробы стрептококки и стафилококки всегда находятся на поверхности кожного покрова человека. В норме, то есть когда иммунитет сдерживает их размножение, эти бактерии не активны и не раздражают организм. Однако, под воздействием определенных условий бактерии начинают очень быстро размножаться. Такое явление может иметь место при условии утраты кожей своих защитных свойств. Например, механической травмой может быть нарушена целостность кожного покрова, а организм остается беззащитен перед атакой микробов из окружающей среды.

2.1 Влияние бактерий на организм человека

B норме кожа человека заселена огромным количеством бактерий, мирно сосуществующих на ее поверхности или в волосяных фолликулах.

Однако кожа обладает определенными свойствами, защищающими ее от инфицирования бактериями. К ним относятся плотный и сухой ороговевший слой, практически непроницаемый для микроорганизмов, и клейкое межклеточное вещество — сложная смесь липидов, плотно соединяющая клетки слоя и также защищающая кожу, закупоривая вход в волосяные фолликулы.

Другие факторы, останавливающие проникновение патогенных микроорганизмов, включают постоянное обновление клеток кожи, кислое значение среды, наличие иммуноглобулинов в составе пота и различные виды кожной флоры.

Кожные инфекции, как правило, развиваются только тогда, когда травма, избыточная гидратация или воспалительные заболевания кожи нарушают эти защитные свойства. Организмы, вызывающие кожные инфекции, могут быть частью постоянной кожной флоры или ближайших слизистых оболочек или происходить из внешних источников, таких как другой человек, окружающая среда или зараженные объекты. Приведу примеры отрицательного влияния бактерий на кожу человека.

Гнойники на коже - это воспалительные элементы, образующиеся на кожном покрове человека. При развитии и созревании воспалений образуется гной. Причиной образования гнойников на коже являются специфические болезнетворные микроорганизмы, которые в процессе своей жизнедеятельности вырабатывают гной. К таким патологическим бактериям следует относить стафилококки и стрептококки, которые могут населять кожный покров и слизистые оболочки ротовой полости. Микробы также могут обнаруживаться в почве, воде и воздухе. Возбудители гнойников на коже имеют различное строение и по-разному выглядят на предметном стекле микроскопа.

Кожа вырабатывает около 500 мл пота в день. Сам пот не имеет запаха, и именно благодаря бактериям появляется запах тела. Наша кожа - это микромир, в котором живёт больше 1000 видов бактерий и около 1- го миллиарда отдельных бактерий.

Здоровая кожа характеризуется тем, что способна своими силами бороться с патогенными микроорганизмами, которые проникают на ее поверхность. Такая способность кожи объясняется несколькими моментами, в частности, химическим составом кожи. Органические кислотные соединения, входящие в структуру кожного покрова, кожное сало и другие составляющие кожи преграждают болезнетворным микробам путь к размножению. Особенность кожи, состоящая в самоочищении, реализуется за счет комбинации воздействия органических кислот, возможности обновляться и солнечного света, воздействующего на кожу. Причины, провоцирующие развитие гнойников на коже, запах пота, многочисленны и разнообразны. Они могут быть как человеческого происхождения, то есть развиваться из организма самого человека, а могут быть обусловлены негативным воздействием окружающей среды.

Вывод: так или иначе, по причине воздействия тех и других факторов кожа утрачивает способность противостоять болезнетворным бактериям. Чистая кожа гораздо эффективнее справляется с атакой вредных микроорганизмов, а грязная имеет заметно сниженный иммунитет. Следует иметь в виду, что загрязнение кожного покрова случается очень быстро, в частности, если человек постоянно соприкасается с загрязняющими факторами, например, на рабочем месте. Даже такие простые бытовые процедуры, как нерегулярная замена постельного или нижнего белья может привести к ослаблению защитной функции кожи, к образованию на ней гнойников, фурункулов и других заболеваний кожного покрова.

Глава 3. Методика исследования

Исследование проводилось на учениках. Добровольное участие приняли 6 девочек лет и 6 мальчиков.

Цель исследования: изучить бактерии, находящиеся на коже рук мальчиков и девочек, а также сравнить полученные результаты и сделать выводы.

Оборудование: стерильные чашки Петри; твёрдая питательная среда; микроскоп; предметные и покровные стёкла; фотоаппарат.

Методика исследования: применён метод переноса бактерий на чашку Петри с кожи рук человека (с ладоней и предплечья).

1. Подготовка питательной среды. Для этого нам нужен желатин и мясной бульон. Желатин - это желе, которое используют в кулинарии. Делается желатин из красных и бурых водорослей. Он представляет собой идеальную среду для микроорганизмов.

Я смешала бульон с порошком желатина, на огне в ёмкости, довела до кипения, кипятила в течение минуты.

Питательная среда считается готовой, когда порошок полностью растворился, а сама жидкость - прозрачная.

Дал питательной среде остыть, затем перешёл к следующим шагам.

2. Подготовка чашек Петри. Это небольшие плоские чашки из стекла. Чашки Петри должны быть стерильны, иначе результаты эксперимента по выращиванию бактерий пойдут насмарку. Очень аккуратно залила питательную среду в нижнюю половинку чашки тонким слоем, только лишь покрывающим дно. Быстро закрыл чашку Петри, чтобы не допустить попадания в бактерий из воздуха. Дал чашкам Петри спокойно постоять минут 30-120, пока питательная среда не остынет и не затвердеет (готовая питательная среда напоминает желе).

3. Посадка бактерий в чашку Петри. Желатин тверд, чашка Петри комнатной температуры - все готово к продолжению эксперимента! А что дальше по плану? Правильно, подсадка культуры бактерий в питательную среду! Все, что потребуется - ватные палочки.

С помощью обычных ватных палочек я взяла пробы с тестируемых поверхностей. Просто провела палочкой там, откуда хотел взять образец микрофлоры, затем провела тем же концом палочки по поверхности питательной среды. Перенесла то, что собрала в чашки Петри. Обязательно подписала, что и откуда растет в каждой конкретной чашке, иначе потом не вспомню. Через пару дней я увидела интересные и ужасные результаты своего эксперимента!

5. Помещение чашек Петри в теплое и темное место. Скажем, на несколько дней, чтобы бактерии могли спокойно расти. Оптимальная температура - 20-37 по Цельсию. Я дала бактериями 7 дней на рост.

6. Запись своих результатов. Через несколько дней я заметила, что в каждой чашке Петри густо колосится что-то свое - бактерии, плесень, грибки и т.д. Я записала свои наблюдения за каждой чашкой и сделал выводы о том, где было больше всего бактерий.

Показатели

Мальчики

Девочки

Количество детей

Абсолютно число колоний на предплечье

Всего колоний

88

34

Результаты исследования: число микроорганизмов (бактерий) на кожи рук мальчиков в 2,5 раза выше, чем у девочек этого возраста.

У мальчиков и девочек выявлены кокковые формы бактерий на ладонях и на коже предплечья. Кокки - шаровидные бактерии. Наиболее известны их представители стафилококки и стрептококки. Кожа - естественная среда обитания стафилококков. Приблизительно 20% бактерий обитает на кожных покровах. На коже рук испытуемых обнаружены колонии золотистого стафилококка.

Стафилококки это бактерии небольших размеров округлой формы. Питаются стафилококки в основном разлагающейся пищей, а также отмирающими тканями организма. На коже и слизистых человека расположено огромное количество стафилококков, однако если человек здоров, а его кожа и слизистые оболочки не повреждены, эти микробы не вызывают никаких болезней. Их агрессивные свойства появляются только в условиях ослабленного организма или если на коже или слизистых оболочках есть повреждения. Стрептококки не обнаружены.

С чем связано, что у мальчиков больше бактерий на коже рук? Я думаю, что это связано с тем, что у мальчиков травмирование кожи рук выше, чем у девочек, а малейшие повреждения кожи достаточны для того, чтобы открыть ворота стафилококковой инфекции. Также мальчики хуже соблюдают гигиенические нормы.

Вывод: метод отпечатков на чашки Петри позволяет наглядно показать и изучить бактерии, обитающие на коже рук человека. Количество и характер бактерий, живущих на коже человека, зависит от состояния организма и факторов внешней и внутренней среды, которые оказывают непосредственное влияние на состояние кожи.

Заключение

Проведённые мною исследования доказывают, что у любого человека на коже можно обнаружить бактерии. А вот количество бактерий напрямую зависит от того, какой образ жизни ведёт человек и как он соблюдает правила личной гигиены. Как отмечает академик В. И. Покровский в «Популярной медицинской энциклопедии», стафилококки и стрептококки, обитающие на поверхности кожи здоровых людей, при определенных условиях приобретают способность вызывать гнойничковые заболевания.

Установлено, что приблизительно 80 % инфекционных болезней передаются контактным способом. Центры контроля и профилактики заболеваний предоставляют следующую информацию: 36 000 человек умирает от гриппа и подобных гриппу болезней ежегодно, поэтому лучшая защита для нас - частое мытье рук. Мытье рук перед едой, после посещения туалета и после прихода с улицы должны стать обязательными условиями личной гигиены. Использование средств гигиены значительно уменьшает количество микроорганизмов на поверхности кожи человека. Согласно литературным источникам во время мытья кожи удаляется до 1,5 млрд. микробов с ее поверхности.

Поэтому соблюдение правил личной гигиены, у каждого человека эт должно стать его осознанной потребностью.

Список литературы

Покровский В. И. Популярная медицинская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1991.

Брехман И. И. Валеология - наука о здоровье. М.: 1990.

Энциклопедия домашней медицины. М.: ЗАО Издательство Центрполиграф: СПБ: Колита-2, 2002.

Пономарёва И.Н., Корнилова О.А. Биология 6 класс. М.: Вентана-Граф, 2011.

Фролов М. Ю. Помоги себе сам человек. Донецк: «Донеччина» , 2004.

Приложение

Подготовка чашек Петри и питательной среды


Посадка бактерий в чашку Петри

Результаты




Результаты подсчётов представлены в таблице.

Показатели

Мальчики

Девочки

Количество детей

Абсолютно число колоний на ладони

Абсолютно число колоний на предплечье

Всего колоний

88

34

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

Бактерии окружают нас всюду. Многие из них очень нужны и полезны человеку, а многие наоборот, вызывают страшные заболевания.
Знаете ли Вы, каких форм бывают бактерии? А как они размножаются? А чем питаются? Хотите узнать?
.сайт) поможет Вам найти в этой статье.

Формы и размеры бактерий

Большинство бактерий – это одноклеточные организмы. Они отличаются большим разнообразием форм. В зависимости от формы бактериям даны и названия. Например, бактерии округлой формы называются кокками (всем известные стрептококки и стафилококки), бактерии в виде палочек называются бациллами, псевдомонадами или клостридиями (к бактериям такой формы относится знаменитая туберкулезная палочка или палочка Коха ). Могут бактерии иметь форму спиралек, тогда их имена спирохеты, вибриллы или спириллы . Не так часто, но случаются бактерии в форме звездочек, разных многоугольников или иных геометрических фигур.

Бактерии совсем не велики, их размеры колеблются от половины до пяти микрометров. Самая большая бактерия имеет размер семьсот пятьдесят микрометров. После обнаружения нанобактерий оказалось, что их размеры намного меньше, чем ранее представляли себе ученые. Однако, на сегодняшний день, нанобактерии не слишком хорошо изучены. Некоторые ученые даже сомневаются в их существовании.

Агрегаты и многоклеточные организмы

Бактерии могут прикрепляться друг к другу при помощи слизи, образуя клеточные агрегаты. При этом каждая отдельная бактерия представляет собой самодостаточный организм, жизнедеятельность которого никак не зависит от приклеенных к ней сородичей. Иногда же бывает так, что бактерии приклеиваются для того, чтобы осуществить какую-то общую функцию. Некоторые же бактерии, как правило, нитчатой формы могут образовывать и многоклеточные организмы.

Как они передвигаются?

Есть бактерии, которые сами не в состоянии передвигаться, но есть и такие, которые снабжены специальными устройствами для передвижения. Одни бактерии передвигаются при помощи жгутиков, а другие умеют скользить. Каким образом бактерии скользят, пока не до конца понятно. Есть мнение, что бактерии выделяют специальную слизь, которая облегчает скольжение. А еще есть бактерии, которые умеют «нырять». Для того чтобы опуститься в глубину какой-либо жидкой среды, такой микроорганизм может менять свою плотность. Чтобы бактерия начала движение в каком-то направлении, она должна получить раздражение.

Питание

Есть бактерии, которые могут питаться лишь органическими соединениями, а есть такие, которые могут перерабатывать неорганику в органику и уже после этого использовать для собственных нужд. Энергию бактерии получают тремя способами: с использованием дыхания, брожения или фотосинтеза.

Размножение

По поводу размножения бактерий можно сказать, что он тоже не отличается однородностью. Есть бактерии, которые не делятся на полы и размножаются простым делением или почкованием. Некоторые цианобактерии обладают способностью к множественному делению, то есть за один прием они могут выдать до тысячи «новорожденных» бактерий. Есть и бактерии, которые размножаются половым способом. Конечно же, у них все это происходит очень примитивно. Но при этом две бактерии передают новой клетке свои генетические данные – это главная особенность полового размножения.

Бактерии, несомненно, заслуживают Вашего внимания не только потому, что вызывают множество болезней. Эти микроорганизмы были первыми живыми существами, которые населили нашу планету. История бактерий на Земле насчитывает почти четыре миллиарда лет! Самыми древними из существующих на сегодняшний день являются цианобактерии, они появились три с половиной миллиарда лет назад.

Испытать на себе полезные свойства бактерий Вы можете благодаря специалистам корпорации Тяньши, которые разработали для Вас