Как общаются глухонемые люди? Правила и этика общения с глухими и слабослышащими людьми. — "Ваш собеседник" При общении с глухим можно

Привлеките внимание другого человека, прежде чем начать общаться или заговорить с ним. Установите зрительный контакт. При необходимости вы можете помахать или легко дотронуться до человека, чтобы привлечь его внимание. Но вы должны быть внимательными и не тыкать людей, так как среди глухих это считается невежливым, поэтому слегка касайтесь людей, которых вы не знаете. Лучше всего дотронуться до плеча, несколько раз слегка нажав на него.

Оставайтесь для них в поле зрения. Старайтесь, чтобы ваши глаза были на том же уровне, что и у них (сядьте, если человек сел, встаньте, если человек встал, компенсируйте большую разницу в высоте), вы должны находиться от него немного дальше, чем обычно (3-6 фунтов, 1-2 метра). Это необходимо для того, чтобы увидеть все жесты. Если вы находитесь в помещении, то убедитесь, что достаточно света и собеседник хорошо вас видит. Если вы находитесь на улице, встаньте лицом к солнцу, чтобы на него не падала тень, и не было бликов.

Поздоровайтесь нормальным голосом и тоном. Шепот или крик будут искажать ваши губы, и собеседник может не понять, что именно вы говорите (многие умеют читать по губам в определенной степени). Аналогично, если вы ускоряете движения рта, то вас будет труднее понять, чем, если бы говорили нормально. Повышение голоса помогает только, если человек плохо слышит, но у этого способа есть негативные стороны такие, как привлечение постороннего внимания, и человек, с которым вы общаетесь, будет неловко себя чувствовать. Если вы видите, что человек не умеет читать по губам, вы можете с ним общаться с помощью блокнота и ручки. Напишите приветствие, свое имя и вступление.

Продумайте суть того, что собираетесь говорить. Как только глухой установит суть разговора, ему будет проще вас понять. Не меняйте резко тему разговора: даже тот, кто идеально может читать по губам, понимает только 35 процентов от того, что вы говорите, остальное он угадывает по контексту. Остановитесь и спросите, понимает ли он вас. Pause often and ask if they are following you.

Установите зрительный контакт. Вы, наверное, не понимаете, как много они общаются при помощи ваших глаз и мимики. Если у вас есть очки, снимите их. Если вы можете применить мимику, чтобы обозначить точку (улыбка, движение глаз и бровей), сделайте это.

Используйте жесты и визуальные подсказки. Остановитесь или задержитесь на любом предмете, о котором вы говорите, дождитесь, пока человек не посмотрит на вас, а затем продолжайте разговор. Вы также можете употреблять мимические действия такие, как употреблять алкоголь, прыжок или еда, чтобы проиллюстрировать свои слова. Поднимите пальцы, чтобы показать цифры, строчите в воздухе, чтобы показать, что вы пишите письмо и т.д.

Будьте вежливыми. Если вас отвлекают вещи, которые глухой может не заметить, такие, как телефонный звонок или стук в дверь, объясните, почему вы отвлеклись. Не шутите над их слухом (в их присутствии), не прерывайте общение после того, как вы узнали, что он глухой. Не показывайте раздражения после того, как вас попросили повторить. Позвольте ему высказать свое разногласие, словно вы общаетесь не с глухим другом. Среди глухих есть хорошие и плохие люди, так же как и среди хорошо слышащих. Относитесь к ним вежливо, и вы будете выглядеть прилично.

Выучите язык жестов. Для более полноценного общения с глухими людьми, которые лучше общаются жестами, чем словами, изучите язык жестов. Язык жестов – это обычный язык со своими грамматическими и синтаксическими особенностями. Например, американская фраза «я даю вам» это одно слово, или знак, в Американском Языке Знаков (АЯЗ). В большинстве стран есть свой язык жестов. Эти языке сильно отличаются друг от друга, в зависимости от географического положения (например, Британский язык жестов сильно отличается от АЯЗ). Многие местные колледжи, университеты или местные организации глухих предлагают обучение для всех уровней знаний.

ОБЩЕНИЕ СО СЛАБОСЛЫШАЩИМИ (ГЛУХИМИ) ЛЮДЬМИ (ИЛИ С ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМИ СЛУХОВЫХ АППАРАТОВ).

Советы для нормально-слышащих людей, способствующие оптимальному общению с плохослышащими.

Общение.
Чаще всего нарушение слуха влияет на способность общаться с другими людьми.
Способность общаться – основополагающая потребность для всех людей, поэтому
важно понимать, что в любом процессе общения участвуют как минимум два
человека. Их этого следует, что Вы также должны взять на себя ВАШУ ДОЛЮ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ при общении со слабослышащим человеком.

Данная брошюра предлагает несколько полезных советов, касающихся процесса
общения со слабослышащими людьми и пользователями слуховых аппаратов.
Привыкание к слуховому аппарату (СА).
Если Вы общаетесь со слабослышащим человеком, Вам очень полезно иметь общее
представление о слуховых аппаратах. Многие думают, что слуховые аппараты могут
полностью восстановить слух, но, к сожалению, ЭТО СОВСЕМ НЕ ПРАВИЛЬНО.
Слуховой аппарат является бесценным вспомогательным устройством для слабослышащего
человека. Однако, впервые надев СА, человек должен сначала привыкнуть к его
использованию. Изменяется не только общее звучание окружающего мира, но и
собственный голос пользователя слухового аппарата звучит по-другому. Человек
теперь способен слышать звуки, которые он, может быть, не слышал очень давно. В
любом случае для привыкания к СА требуется время, но сам процесс привыкания
значительно облегчается, когда слабослышащий человек чувствует поддержку семьи,
знакомых и коллег.
Чтение по губам, зрительная связь и физический контакт.
Слабослышащие люди вынуждены в значительной степени полагаться на остальные
органы чувств. Зрение, осязание и интуиция – важные средства коммуникации, так
как пользователи СА широко использует ЧТЕНИЕ ПО ГУБАМ, делая это сознательно
или бессознательно, старайтесь при общении всегда СТОЯТЬ ЛИЦОМ к слабослышащему
собеседнику.
Когда Вы обращаетесь к пользователю СА, смотрите на него и используйте его имя.
Если Вы близкие знакомые, Вы можете, например, слегка тронуть руку Вашего собеседника,
чтобы привлечь его внимание.
Расстояние.
При общении со слабослышащим человеком расстояние также играет важную роль.
Крайне важно, чтобы Вы находились близко от слабослышащего человека, с которым
Вы разговариваете. При удвоении расстояния громкость Вашего голоса уменьшается
наполовину. Из этого следует, что даже небольшое увеличение расстояния может
стать ПРИЧИНОЙ НЕДОПОНИМАНИЯ.
Не кричите – это не поможет!!!
Многие люди с нормальным слухом полагают, что при общении со слабослышащим
человеком они должны кричать. Однако, чаще всего главная проблема
слабослышащего человека состоит не в громкости Вашего голоса, а в ВАШЕЙ
НЕВНЯТНОЙ АРТИКУЛЯЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ЗВУКОВ. Поэтому постарайтесь говорить более
четко и медленнее, но БЕЗ ПРЕУВЕЛИЧЕНИЙ. На самом деле, пользователю СА так же
неприятно, как нормально слышащему человеку, когда его собеседник кричит.
Некоторые звуки труднее слышать, чем другие.При нарушении слуха человек чаще всего теряет способность слышать определенные
звуки или начинает путать некоторые звуки с другими. Слабослышащий человек
может слышать некоторые слова в предложении, но не понимать его общего смысла.
В такой ситуации постарайтесь переформулировать предложение, используя другие
слова, таким же образом, как, например, если бы Вы разговаривали с человеком,
не очень хорошо знающим русский язык.
Важно запомнить, что любой фоновой шум значительно ухудшает способность
слабослышащего человека понимать речь. Так как слабослышащий человек, скорее
всего, НЕ ЖЕЛАЕТ ПРИЧИНЯТЬ ВАМ ЛИШНЕГО БЕСПОКОЙСТВА, он может не попросить Вас,
например, выключить телевизор или радио. Поэтому для создания условий
эффективного общения устраните все источники шума прежде, чем начать беседовать
со слабослышащим человеком. КРИКИ ДЕТЕЙ И ШУМ НА ВЕЧЕРИНКЕ, где все перебивают
друг друга – это тоже ситуации, когда слабослышащий человек может быть ВЫНУЖДЕН
ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ОБЩЕНИЯ. В этом случае Вам МОЖЕТ ПОКАЗАТЬСЯ, ЧТО ОН ЗАМКНУЛСЯ В
СЕБЕ.
Психологические последствия нарушения слуха.
У некоторых людей нарушение слуха может стать причиной эмоциональных или
социальных проблем. Неспособность понимать то, что говорят другие люди, может
привести к чувству изоляции, одиночеству и депрессии. Поэтому очень важно,
чтобы семья и близкие знакомые слабослышащего человека поддерживали его и при
необходимости советовали ему обратиться к врачу за помощью.
Некоторые люди с пониженным слухом СТЕСНЯЮТСЯ ПРИЗНАТЬСЯ в том, что они не
понимают то, что им говорят. В этом случае поддержка и понимание с Вашей
стороны играет большую роль.
Зачастую люди с пониженным слухом ВЫНУЖДЕНЫ ПРИЛАГАТЬ МНОГО УСИЛИЙ для того,
ЧТОБЫ СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ НА СЛУШАНИИ, что может привести К ПОЯВЛЕНИЮ УСТАЛОСТИ и
стрессу. Поэтому важно, чтоб семья, коллеги и начальник слабослышащего человека
выражали свое понимание и поддержку.

Брошюра из Центра слухопротезирования и диагностики слуха «Аудиостар».
Может быть эта брошюра с советами даст вам, нормально
слышащим, пользу в общении с плохослышащими:)
Удачи!!

Жестовая речь, дактильная азбука, чтение с губ и письмо - таковы простейшие способы преодоления помех, создаваемых глухотой. Выбор того или иного способа зависит, как правило, от цели и условий общения с глухими.

Мы отмечали, что на улице при встрече с незнакомыми людьми, в магазине, в метро или автобусе чтение речи с губ является единственным средством общения. Но в полутемном зале театра или на собрании, когда расстояние от сцены до глухого зрителя велико, пользоваться этим способом трудно, а иногда невозможно. В таких условиях преимущества на стороне жестовой речи, дополняемой дактильной азбукой. Этот способ общения требует специальных переводчиков. Он остается не-заменимым и, пожалуй, единственным при обучении глухих в техникумах или институтах.

Скорость восприятия и передачи речи у людей с нормальным слухом сравнительно велика. Дикторы радио читают свои тексты со скоростью 700-800 букв в минуту. При средней протяженности слов русского язы-ка семь букв, такая скорость соответствует произнесению 100 слов в минуту. Скорость передачи и восприятия дактильной азбуки по крайней мере вдвое меньше этой величины. Она лежит в пределах 300-400 букв в минуту. Такова же скорость восприятия речи по губам и лицу говорящего. Любопытно, что эта величина - 300-400 букв в минуту - была получена советскими педагогами для русского языка и независимо от них американскими исследователями - для английского (21).

Общение при помощи письма происходит медленно. Впрочем, здесь следует различать два последовательных действия - запись и восприятие (прочтение письма глухим или слышащим).

Рукописное письмо осуществляется со скоростью 80-120 букв в минуту (12-18 слов). Эта величина примерно в 7 раз меньше скорости чтения текстов дикторами радио. Прочтение заранее подготовленной записки, текста, отпечатанного на машинке, или субтитров к кинофильмам происходит со скоростью, заметно превышающей скорость дикторской речи. Чтение «про себя» много быстрее. Для людей с завершенным средним образованием оно составляет 1600 и даже 2000 букв в минуту.

Мы привели эти сведения не только по соображениям" общего характера. Чтение тоже должно быть отнесено к безмолвному разговору. Известна великая роль
книг в становлении интеллекта слышащих. Но свободное общение с книгами вдвое, втрое важнее глухим. Телевизор и звуковые кинофильмы никак не могут заменить книгу: слишком большой урон в информации доставляет неслышащим утрата звукового сопровождения.

Остановимся еще на одном показателе - времени, необходимом для освоения того или иного способа общения глухих. С этой точки зрения три способа, с которыми мы познакомились, должны быть расположены в следующей последовательности: дактильная азбука (наименьшее время), жестовая речь, чтение с губ и лица говорящего (наибольшее время).

Как мы уже отмечали, дактилирование - наиболее простой и доступный способ общения. Грамотный осваивает этот способ за несколько дней, а
упражнения на протяжении месяца позволяют добиться вполне приемлемой скорости передачи информации глухому.

Сложнее обстоит дело с жестовой речью. Вместо знаков, отображающих 33 буквы русского алфавита, здесь даже для простого разговора на бытовые темы надо знать около 200 жестовых образов. Чаще всего переводчиками, в совершенстве владеющими такой речью, работают близкие родственники глухих. Освоение жестовой символики с раннего детства позволяет таким людям правильно и быстро переводить речь окружающих. Чтение с губ говорящего является, пожалуй, самым трудным, но тем не менее важным и необходимым способом.

Квалифицированные переводчики, как правило, пользуются всеми тремя способами одновременно. Основой является жестовая речь, дополняемая по необходимости дактилированием и одновременным проговариванием слов без голоса. Такой способ перевода обеспечивает наряду с высокой скоростью, близкой к обычной речи, надежное восприятие сообщения.

Далеко не все педагоги и воспитатели глухих убеждены в необходимости использования трех или четырех способов общения, о которых мы рассказали.

Существует мнеьие, что раннее обучение жестам затрудняет освоение грамматики и лексики родного языка. В Советском Союзе и за рубежом есть педагоги, пропагандирующие чисто устный метод обучения. Некоторые из них запрещают своим воспитанникам пользоваться жестовой речью, а иногда - и дактильной.

Мы позволим себе не согласиться с этим мнением. Никто не оспаривает чрезвычайной важности овладения техникой чтения речи с губ говорящего. Но опыт показывает, что никакие запреты в школах, руководители которых придерживаются устного способа обучения, не могут остановить проникновения в среду неслышащих быстрого и удобного жестового общения. Кроме того, выпускники школ, в которых наложен запрет на жестовую речь, продолжая образование в техникуме или институте в группе глухих, все равно вынуждены осваивать этот способ, потому что только он позволяет воспринимать перевод со скоростью речи педагога. Глухие в разговорах между собой вместе с чтением с губ применяют жесты.

Мы не располагаем достаточно достоверными сведениями об относительных объемах речевой информации, которые получают глухие при помощи каждого из рассмотренных способов. Наш опыт взаимодействия с московскими глухими показывает, что более половины информации при общении друг с другом они получают языком жестов.

Когда глухой работает в коллективе слышащих, более половины информации он получает в письменном виде. Если у глухого устная речь недостаточно развита, он предпочитает отвечать на обращенные к нему вопросы тоже письменно. В клубах, на лекциях в техникумах или институтах для перевода глухим предпочтение отдается жестовому языку, сопровождаемому проговариванием без голоса.

Мы начали рассказ о «безмолвных» разговорах глухих с жестового общения. К сожалению, несмотря на широкое распространение, такому способу уделяется недостаточное внимание. Отсутствуют учебные пособия, нет кинофильмов, демонстрирующих правильные жесты. Малограмотные глухие часто используют неправильную, излишне активную жестикуляцию, их мимика иногда напоминает гримасы. Правильный язык со скупыми жестами и сдержанной мимикой может быть ясным, красивым, изящным.

Разумеется, педагоги и воспитатели при выборе последовательности обучения маленького глухого ребенка должны учитывать особенности чтения речи с губ, пальцевой азбуки и жестового языка. Но не следует отдавать предпочтение какому-либо одному из этих способов. Глухота - прежде всего тяжкое нарушение возможности общения людей. Для ее преодоления нужно использовать все возможные средства.

В США и ряде стран Западной Европы принцип использования всех способов общения с глухими получил название тотальной коммуникации. Международный конгресс обучения глухих (Гамбург, 1980) решительно высказался за использование этого принципа при обучении глухих.

Из книги "Человек не слышит".

Большинство из нас освоили язык на слух и передают свои мысли с помощью речи. Мы воспроизводим в своем уме слова и фразы и произносим их, выражая таким образом то, что хотели сказать. Но как общаются глухонемые?

Глаза вместо ушей

Человеческое желание общаться очень сильное и способно преодолеть любые препятствия. У неслышащих людей функцию изучения языка обычно принимает на себя зрение. Жизнь сводила таких людей вместе, и они сами разрабатывали особый способ общения, известный как жестовый (кинетический) язык. Со временем он обрастал новой лексикой и являл собой целую лингвистическую систему. Конечно же, многие из нас хотя бы раз видели, как общаются глухонемые.

Раньше неслышащим во многих школах запрещали использовать жесты, при этом заставляли их читать по губам, а свои мысли выражать на письме. Но те из них, которые вначале освоили кинетическую речь, легче справлялись с учебой и быстрее научились читать и писать.

А на каком языке думают На своем родном — жестовом. Слышащие люди формулируют свои мысли в голове на том же языке, на котором общаются. Так же дело обстоит и с глухими.

Многие ошибочно думают, что неслышащие не могут говорить. Но как правило, звуковой аппарат у них не поврежден, просто он не разработан.

Со стороны кажется, что это усовершенствованная пантомима, так как там тоже активно используются мимика, телодвижения и окружающее пространство.

Также его называют языком картинок, потому что некоторые жесты напоминают внешний вид предметов, которые они обозначают (например, чтобы показать слово "дом", две ладони соединяют в виде крыши). Правда, и то, и другое мнение правильно только отчасти. Дело в том, что большинство жестов вообще никак не напоминают те объекты, о которых идет речь. Особенно это касается абстрактных понятий. Например, чтобы сказать "спасибо" на русском жестовом языке, надо сжатым кулаком дотронуться сначала до своего лба, а потом до подбородка.

Разработана также специальная дактильная азбука — система ручных знаков, соответствующих буквам. Если каждое слово передавать с ее помощью, то в таком случае выражение мысли занимает много времени.

Есть такие кинетические языки (кубинский, португальский, испанский), где мимика играет главнейшую роль, она бывает даже слишком выразительна. Обычно это присуще тем народностям, которые сами по себе более эмоциональны по своему психотипу. Но мимика в основном исполняет еще и грамматическую функцию. С ее помощью можно отличить вопрос от повеления, от утверждения.

В географическом отношении ареал использования жестовых и устных языков не всегда совпадает. Русская кинетическая речь распространена на территории Украины, Белоруссии, Израиля. В Пуэрто-Рико глухие общаются с помощью американских жестов, хотя слышащих — испанский.

А как общаются глухонемые из разных стран? Ведь для того, кто владеет британским жестовым языком, американский — то же, что иностранный. Поэтому ученые со всего мира разработали универсальную систему обозначений, в которую входит примерно 1500 понятий.

Кроме лексики каждый кинетический язык имеет свою грамматику. Например, в его американском варианте, равно как и в русском, в начале предложения указывается предмет обсуждения, а затем о нем что-то сообщается. Если в устной речи определение обычно стоит перед подлежащим, то в жестовой все наоборот. Основная черта многих таких языков состоит также в построении событий исключительно в хронологической последовательности.

Понимают ли глухие написанный текст?

Чтение очень тесно связано со слуховой памятью. То есть слышащий ребенок знает звучание фонемы "а", и когда в букваре ему показывают, как она обозначается на письме, ему довольно несложно запомнить эту связь. Глухим же тяжело сопоставить графические изображения со звуками устной речи. Трудность также состоит в том, что в жестовых языках совсем иное построение предложений, там нет падежей и склонений. Но несмотря на такие трудности, большинство неслышащих таки овладевают и могут выражать свои мысли на письме.

Понять мир глухих

Многие ошибочно считают, что неслышащие очень ограничены в приобретении знаний. Но на самом деле не примитивны, а очень богаты. С их помощью можно выразить мысль любой сложности. Поэтому люди, общающиеся на языке жестов, могут освоить все отрасли знаний, без проблем получают высшее образование. Наблюдая за тем, как общаются глухонемые, мы видим, что отсутствие слуха не мешает им заводить друзей, создавать семью, воспитывать детей, словом, вести нормальную жизнь.

Присущи им в той же мере, что и другим людям. Их глубоко задевает, когда их считают ущербными или инвалидами.

А как общаться с глухонемыми людьми? Для полноценного обмена мыслями надо выучить их родной язык — жестовый — или хотя бы дактильную азбуку. Другого способа понять их мышление нет.

Начиная с 2011 года в России реализуется программа «Доступная среда». Доступная среда — это создание совместными усилиями условий для интеграции в общественную жизнь инвалидов. Это комплексный подход по обустройству и реализации безбарьерной среды, с помощью которой инвалиды будут быстрее адаптироваться в общество и чувствовать себя счастливее. Программа «Доступная среда» для инвалидов рассчитана на все маломобильные группы населения. Сюда входят и инвалиды-колясочники, и инвалиды по зрению, и инвалиды по слуху. Результатом данной программы должно быть наличие доступности всех объектов инфраструктуры — транспорт, учебные заведения, государственные учреждения, культурные объекты и т.д. для всех категорий граждан.

Государственный университет «Дубна» согласно Федеральному закону от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ведет активную работу, обеспечивающую условия для обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Толерантная модель общения, основанная на гуманизме и взаимоуважении, между студентами разных физических возможностей, является нормой университетской жизни.

Стратегия государственного университета «Дубна» в отношении студентов с ограниченными возможностями здоровья: подготовка грамотных, экономически независимых профессионалов, способных внести вклад в развитие как Московской области, так и всей России; доступность всех уровней высшего образования: бакалавриат, магистратура, специалитет; интеграция в образовательную среду университета через совместные лекционные занятия в общих группах на этапах обучения бакалавриата, магистратуры, специалитета. Государственный университет «Дубна» предоставляет возможность гражданам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам получить высшее образование в зависимости от уровня подготовки и индивидуальных способностей каждого. Лучшие выпускники имеют возможность поступить в аспирантуру и заниматься научной работой. Вся работа структур университета строится на строго индивидуальном подходе к каждому студенту и слушателю, на методических материалах, разработанных специалистами институтов, центров и университетских кафедр с применением современных компьютерных и информационных технологий.

В государственном университете «Дубна» реализуется совокупность постоянно развивающихся элементов современной социальной реабилитации:

  • профессиональное образование;
  • инклюзивная система обучения в общих группах, так же обучение с применением дистанционных образовательных технологий;
  • довузовская подготовка в составе общей системы довузовской подготовки абитуриентов;
  • профессиональная ориентация в форме консультаций по вопросам приема и обучения;
  • вступительные испытания сопровождаются предоставлением отдельных аудиторий для абитуриентов-инвалидов, увеличением продолжительности вступительных испытаний, а так же других форм, установленных действующим законодательством Российской Федерации;
  • социально-психологический инжиниринг (социальная и психологическая коррекция);
  • реабилитационный спорт и физкультура;
  • социально-средовая адаптация и социально-бытовая ориентация и интеграция;
  • организация безбарьерной архитектурной среды для студентов с ОВЗ, инвалидов.

Комплексное сопровождение образовательного процесса и здоровьесбережение студентов с инвалидностью осуществляется в соответствии с «Индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида)» на основании приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 июля 2015 г. N 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» и по утвержденной в нем форме. Комплексное сопровождение образовательного процесса студентов с ОВЗ осуществляется в соответствии с рекомендациями Психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) на основании Выписки из протокола ПМПК.

Сопровождение привязано к структуре образовательного процесса и определяется его целями, построением, содержанием и методами. В составе комплексного сопровождения образовательного процесса студентов с инвалидностью и студентов из числа лиц с ОВЗ выделяется организационно-педагогическое, психолого-педагогическое и социальное сопровождение студентов с инвалидностью и студентов из числа лиц с ОВЗ, установление особого порядка освоения студентами с инвалидностью и студентами из числа лиц с ОВЗ дисциплины «Физическая культура».

Организационно-педагогическое сопровождение студентов с инвалидностью и студентов из числа лиц с ОВЗ направлено на контроль освоения образовательной программы в соответствии с графиком учебного процесса и типовым или индивидуальным учебным планом и включает в себя, при необходимости, контроль за посещаемостью занятий; помощь в организации самостоятельной работы; организацию индивидуальных консультаций; контроль по результатам текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации; коррекцию взаимодействия преподавателей и студентов данной категории; консультирование по психофизическим особенностям студентов с инвалидностью и студентов из числа лиц с ОВЗ, проведение инструктажей и семинаров для преподавателей и сотрудников.

Психолого-педагогическое сопровождение студентов с инвалидностью и студентов из числа лиц с ОВЗ осуществляется для обучающихся, имеющих проблемы в обучении, общении, социальной адаптации и направлено на изучение, развитие и коррекцию личности студента, ее профессиональное становление с помощью психодиагностических процедур, психопрофилактики, коррекции личностных достижений.

Социальное сопровождение студентов с инвалидностью и студентов из числа лиц с ОВЗ включает меры комплексного сопровождения образовательного процесса, в том числе:

  • мероприятия, направленные на их социальную поддержку, включая решение бытовых проблем, проживания в общежитии, социальных выплат, выделения материальной помощи, стипендиального обеспечения;
  • установление особого порядка освоения студентами с инвалидностью и студентами из числа лиц с ОВЗ дисциплины «Физическая культура», определенного Положением о реализации дисциплины «Физическая культура» для отдельных категорий обучающихся;
  • создание в Университете толерантной социокультурной среды, необходимой для формирования гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности всех членов коллектива к общению, сотрудничеству, способности толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия.