Инстинктивная деятельность. Инстинктивная форма регуляции поведения

До сих пор не существует четкого определения понятия инстинкт отражающего все стороны этого сложного биологич. явления, характеризующегося переплетением врожденных и приобретаемых в процессе индивидуального развития организма компонентов. В связи с этим предпочитают говорить не об И., а об инстинктивном поведении, к-рое может быть достаточно четко выделено в общем комплексе поведенческих реакций животного. С позиций современной биологии И.- это врожденная и строго координированная форма поведения животного, осуществляемая под влиянием основных биологич. потребностей. И. отражает полезный опыт предыдущих поколений данного биологич. вида, реализуемый в виде поведенческих реакций животного, направленных на получение результата, полезного для данного животного или вида.

Представление об И. возникло в глубокой древности. Древнегреч. философ Хрисипп использовал его для описания поведения птиц и других животных. Связь И. с телесной организацией животного, его нервной системой, а также автоматич. характер действия подчеркнул франц. мыслитель и врач Ж. Ла-метри. С течением времени менялись взгляды на И. Так, одни ученые считали, что И. сформировался вследствие редукции ума (т. е. снижения умственных способностей), другие, наоборот, рассматривали И. как «зародыш» ума. По Ч. Дарвину, инстинкт сформировался в результате унаследования свойств, приобретенных в процессе разумной деятельности, и естественного отбора свойств, случайно возникших и полезных для данного вида животных. И. М. Сеченов и И. П. Павлов выявили рефлекторный характер И.

Способность к совершенствованию инстинктивных действий передается по наследству, причем, как отмечал еще Ч. Дарвин, особенности этих жестко запрограммированных действий столь же характерны для животных определенного виДа, как и особенности строения их тела.

Разнообразие и удивительная целесообразность наблюдаемых в природе видов инстинктивного поведения, считавшиеся одними из самых таинственных явлений жизни, всегда привлекали внимание различных исследователей. Понять, почему пчелы строят соты или как паук плетет свою паутину, можно лишь с позиции эволюционного учения. Все живые существа на нашей планете в течение миллионов лет встречаются с. такими повторяющимися явлениями природы, как смена времен года, дня и ночи и др.; они строят жилища, встречаются с врагом, ищут полового партнера и т. п. Начальные стадии этих явлений стали сигналами, оповещающими организм о наступлении последующих стадий, что позволяет живому существу к ним подготовиться. Эту способность живых организмов строить свею деятельность с учетом тех событий, к-рые должны произойти в ближайшем или отдаленном будущем, П. К. Анохин назвал «опережающим отражением действительности». Под воздействием естественного отбора постепенно выделялись те животные, к-рые обладали наилучшими генетически запрограммированными способностями распознавать наиболее важные для данного вида сигналы, поступающие из окружающей среды, и реагировать на них необходимыми действиями. Любые отклонения в передаваемой по наследству информации об инстинктивных действиях в ходе эволюции подвергались строгой проверке. Животные, носители вредных для вида отклонений, погибали, а полезные отклонения постепенно становились достоянием всего данного вида и его характерным признаком.

Природу и структуру инстинктивного поведения лучше всего продемонстрировать на хищных млекопитающих. Инстинктивное поведение не совершается само по себе. Прежде всего должно возникнуть соответствующее биологич. влечение (мотивация). Напр., при возникновении чувства голода животное начинает активно исследовать окружающую среду, отыскивая с помощью своих органов чувств внешние сигналы, к-рые связаны с возможностью удовлетворения возникшей мотивации. Это так наз. поисковая (подготовительная) фаза инстинктивного поведенческого акта. Эта фаза пищедобывательного цикла продолжается до тех пор, пока не будет найден пусковой раздражитель - внешний сигнал, запускающий жестко запрограммированную и строго координированную инстинктивную двигательную реакцию. Напр., вид или голос добычи будет тем пусковым раздражителем, к-рый вызывает у хищника определенную последовательность двигательных реакций (подкрадывание, нападение, схватывание, умерщвление жертвы, а иногда и перенос туши в другое место). Инстинктивные действия, соответствующие этой заключительной фазе, т. е. собственно акт еды, практически одинаковы для всех животных данного вида.

Инстинктивные реакции целесообразны лишь при постоянстве условий окружающей среды и при резком их изменении становятся нецелесообразными. Напр., инстинктивная оборонительная реакция ежа (свертывание в колючий клубок) теряет свое назначение, когда он оказывается застигнутым автомобилем на шоссе. В данном случае еж рискует своей жизнью.

Формы инстинктивной деятельности могут быть разнообразны и очень сложны, напр, деятельность насекомых, птиц и других животных по добыванию пищи, постройке гнезда и выведению потомства, сезонные перелеты птиц и т. д. Тем не менее инстинктивная деятельность всегда совершается по шаблонному типу и только длительные изменения условий существования могут вызвать в ней сдвиги или формирование нового И.

Существует тесная связь между уровнем развития центральной нервной системы и уде ль ным весом инстинктивной деятельности в жизнедеятельности организма. Если у насекомых И. играет ведущую роль, то у млекопитающих животных по мере возрастания уровня организации и усложнения центральной нервной системы все большее значение приобретает прижизненный опыт. У человека И. играет подчиненную роль и находится под контролем разума и соц. норм нравственности.

Морфологически инстинктивная деятельность высших животных строится на врожденных связях подкорковых центров с корой головного мозга, что стало основой для образования в индивидуальной жизни различных новых связей, накопления жизненного опыта, формирования высшей нервной деятельности. Любая форма обучения человека строится на основе И., к-рые постепенно отступают на второй план, а ведущую роль начинают играть уже соц. факторы. Именно поэтому воспитание человека строится в направлении выработки способности подавлять и направлять инстинктивную деятельность в необходимое русло. Вместе с тем следует учитывать, что в ряде случаев, когда контроль коры мозга за нижележащими, подкорковыми, структурами ослабевает (напр., в состоянии сна, опьянения, при действии наркотиков и т. д.), инстинктивная деятельность людей проявляется в яркой форме (напр., в форме гиперсексуализма, агрессивности и т. д.)

ИНСТИНКТ (лат. instinctus побуждение) - целенаправленная приспособительная деятельность, обусловленная врожденными механизмами и совершающаяся под влиянием основных биологических потребностей.

С эволюционной точки зрения И. представляет собой полезный для особи «информационный опыт» предыдущих поколений данного вида животных (или человека) по удовлетворению основных биол, потребностей, запечатленный в определенных структурах организма. Исторически главную роль в реализации наследственной информации, заложенной в генетическом аппарате клеток организма, приняла на себя нервная система, и в частности гипоталамическая область (у высших животных и человека), регулирующая все формы ритмической деятельности организма (метаболические процессы, рост, развитие и т. д.) и определяющая трансформацию внутренних биол, потребностей в поведение, направленное на их удовлетворение (см. Лимбическая система). Будучи выражением наследственных механизмов организма, И. определяет основы его поведения и индивидуального развития.

Понятие «инстинкт» впервые применил древнегреческий философ Хрисипп для характеристики поведения птиц и других животных. Франц. мыслитель и врач Ж. Ламетри положил начало научному анализу И., связав этот феномен с телесной организацией животных, со строением их нервной системы и подметив его автоматический характер. Франц. ученый Ж. Кювье подчеркнул такие особенности И., как врожденность и стереотипность. Ученые по-разному объясняли происхождение И. Кондильяк (Е. В. Condillac) характеризует И. как редукцию ума, X. Де Руа - как зародыш последнего, а Ж. Ламарк - как унаследование привычек, возникших в результате удовлетворения жизненно важных потребностей. По Ч. Дарвину, существуют два источника формирования И.- унаследование свойств, приобретенных в результате разумной деятельности, а также благодаря естественному отбору случайно возникших, полезных для данного вида животных.

И. М. Сеченов и И. П. Павлов выявили рефлекторные механизмы И. По И. П. Павлову, И.- это сложный, в отличие от простых безусловных рефлексов (мигание, чиханье, кашель и т. д.), безусловный рефлекс, т. е. ряд последовательных рефлекторных движений, из которых каждое предыдущее является начальным толчком для каждого последующего. И. нередко просто отождествляется с безусловными рефлексами, между тем И.- это не только физиол., но и неосознанное психическое явление, физиол, механизмом которого являются безусловные рефлексы. Огромную роль в осуществлении инстинктивной деятельности играют железы внутренней секреции. Анатомо-физиол, субстрат инстинктивных реакций созревает в различные периоды эмбриональной и постэмбриональной жизни организма.

Для проявления И. необходимо наличие безусловных сигнальных стимулов, напр, половой И. птиц и млекопитающих пробуждается при появлении комплекса эколого-сексуальных факторов. Так, для птиц сигнальными раздражителями являются длина светового дня, гнездовой микроландшафт и др.; для млекопитающих (копытных) - резкий температурный скачок, появление зелени, а такжe особи противоположного пола и др.

Инстинктивные реакции имеют целесообразный характер лишь при постоянстве внешних условий. При резком изменении условий они становятся нецелесообразными (напр., при нарочитом разрушении человеком дна ячеек в сотах пчелы продолжают наполнять ячейки медом). Однако на фоне стереотипности и шаблонности инстинктивной деятельности имеет место пластичность, изменчивость и развитие. Предопределяя форму поведения, врожденные механизмы у значительной части животных не определяют объекта этого поведения: только что вылупившиеся птенцы одинаково клюют и зерна, и опилки. Выбор объекта дается индивидуальным опытом. При этом в чистом виде И. проявляется у высших животных сразу после рождения; так, у новорожденного организма включаются механизмы так наз. импринтинга (впечатывания, запечатления), с помощью которых организм вступает в первоначальное взаимодействие с окружающим миром. В дальнейшем инстинктивные реакции развиваются в онтогенезе в сочетании и взаимодействии с процессами обучения. И в реальном взаимодействии организма и окружающей среды участвуют психофизиол, механизмы как видового, так и индивидуально приобретенного опыта. При этом чем выше уровень развития ц. н. с., тем больший удельный вес в поведении занимают реакции, приобретенные в индивидуальной жизни.

Если у насекомых И. играют ведущую роль, а у млекопитающих по мере возрастания уровня организации ц. н. с. все больший удельный вес приобретает жизненный опыт, то у человека И. играют уже подчиненную роль, находясь под контролем разума и социальных норм нравственности.

Данные современной нейрофизиологии и попытки моделирования рефлекторной деятельности показали, что обычная схема безусловного рефлекса (т. е. стимул-реакция) недостаточна для объяснения И. Основу любого И. составляют внутренние биол, потребности, а они в свою очередь приводят в действие врожденные физиол, механизмы «основных влечений», или мотиваций,- голода, страха, полового возбуждения, заботы о потомстве, строительстве жилищ и т. п. (см. Мотивации).

С точки зрения теории функциональной системы П. К. Анохина, функциональная организация И. имеет общую с приобретенными формами поведения архитектонику (см. Функциональные системы). И. включает аппараты афферентного синтеза (см.), принятия решения, постановки цели к действию, действие, достижение результата, удовлетворяющего доминирующую потребность, и оценку достигнутого результата.

В отличие от приобретенных форм целенаправленной деятельности (см. Целенаправленные реакции), центральная архитектоника И. основывается гл. обр. на врожденных механизмах мотиваций, памяти, принятия решения, постановки цели к действию, поведения и оценки его результатов. Вместе с тем, по Тинбергену (N. Tinbergen), в реализации механизмов И. принимают участие и специальные внешние - так наз. ключевые или освобождающие, раздражители.

Любая инстинктивная деятельность, так же как и приобретенные формы поведения, строится по единой схеме: формирование соответствующей потребности - ее удовлетворение. В процессе деятельности организма, направленной на удовлетворение той или иной потребности, в ц. н. с. происходит оценка каждого этапного и конечного результата. Причем в инстинктивной деятельности на основе врожденных механизмов программируется вся цепь результатов - от промежуточных до конечного и вся сложная деятельность, обеспечивающая их достижение. При этом в отличие от приобретенных механизмов удовлетворения биол, потребностей И. характеризуется жестким программированием поэтапных результатов, ведущих к удовлетворению возникшей потребности. В случае отсутствия этапного результата (и соответственно обратной афферентации о нем) конечный результат не может быть достигнут и животное делает многочисленные попытки достичь этапного результата.

Инстинктивная деятельность, используемая из поколения в поколение для удовлетворения основных влечений организма, может быть очень сложной. Примером таких сложных И. может служить деятельность насекомых, птиц и других животных по добыванию пищи, постройке гнезда и выведению потомства, сезонные перелеты птиц и т. д. Тем не менее инстинктивная деятельность всегда развертывается по шаблонному типу; только длите ль-ные изменения условий существования могут вызвать в ней некоторые сдвиги.

Инстинктивное поведение высших животных строится на основе врожденных связей подкорковых лимбических структур с минимумом корковых центров (поясная орбитальная и височная кора). И хотя участие коры головного мозга в инстинктивной деятельности ограничено, оно является основой для образования в индивидуальной жизни различных навыков, определяя важное значение И. в формировании в. н. д. человека (см. Высшая нервная деятельность).

На основе различных И. происходит обучение в любой форме. Однако в процессе обучения И. постепенно отступает на второй план; ведущая роль переходит к внешним, преимущественно социальным, факторам. Воспитание человека в значительной степени строится именно в направлении выработки способности подавлять и направлять инстинктивную деятельность, приурочивать ее к определенному месту и времени.

В процессе индивидуального обучения организм накапливает собственный опыт, который строится на основе синтеза раздражений внутреннего и внешнего мира (афферентный синтез, по П. К. Анохину). В этой синтетической деятельности ведущее значение приобретает деятельность коры головного мозга, к-рая все в большей степени способна подавлять подкорковые механизмы И.

Однако И. может проявиться в яркой форме, в частности когда деятельность коры ослаблена и нарушается контроль над нижележащими подкорковыми структурами (напр., в состоянии сна, при употреблении наркотических веществ или алкоголя).

В клин, практике имеются многочисленные примеры того, как в результате ненормального возрастания активности подкорковых центров или понижения тормозных влияний на них со стороны коры больших полушарий резко усиливается инстинктивная деятельность. При этом могут наблюдаться такие явления, как гиперсексуализм, обжорство, агрессивность и т. д.

Не менее часты случаи, когда повышенная активность подкорковых структур, ответственных за реализацию И., но имея возможности проявиться в соответствующем поведении, «прорывается» в форме ненормально повышенного влияния на деятельность внутренних органов, приводя к повышению кровяного давления, спазму различных гладкомышечных сфинктеров жел.-киш. тракта и т. п.

Описаны также патол, формы снижения инстинктивной деятельности (афагия, адипсия, импотенция и др.).

Специфика И. как объективно целесообразного действия сделала его излюбленным предметом различного рода телеологических и богословских рассуждений в доказательство мудрости творца или различного рода виталистических и спиритуалистических доктрин, противопоставляющих И. разуму как якобы более действенную силу, связанную с глубинными истоками творческого жизненного порыва и потому будто бы превосходящую разум определенностью и достоверностью своих достижений. Некоторые представители иррационализма, гипертрофирующие роль инстинкта в поведении человека (см. Фрейдизм), считают, что разум постоянно находится в поисках; он исследует и очень часто, если не большей частью, впадает в противоречия и заблуждения. И. же никогда ничего не ищет, но всегда находит. Подобные рассуждения опровергаются достижениями современной науки.

Библиография: Крушинский Л. В. Формирование поведения животных в норме и патологии, М., 1960, библиогр.; С л о-н и м А. Д. Инстинкт, загадки врожденного поведения организмов, Л., 1967, библиогр.; он же, Среда и поведение, Л., 1976, библиогр.; Хайнд Р. Поведение животных, пер. с англ., М., 1975, библиогр.; Ш о в e н Р. Поведение животных, пер. с франц., М., 1972, библиогр.; Tinbergen N. The study of instinct, Oxford, 1955, bibliogr.

К. В. Судаков, А. Г. Спиркин.

Врожденное квантование поведения, как правило, наблюдается в случаях приспособления живых существ к относительно стабильным условиям существования, к жесткой специальной окружающей «обстановочной нише». Инстинктивная деятельность также проявляется на ранних стадиях онтогенетического развития высших животных, и главным условием ее проявления могут быть относительно постоянные условия существования для многих поколений того или иного вида животных.

Общие закономерности формирования
врожденных форм поведения

1). Каждый системный квант инстинктивной деятельности развертывается на основе внутренней потребности и действия специальных ключевых факторов внешней среды.

2). Генетически детерминированный системный квант поведения характеризуется жестким программированием этапных и конечного результатов поведения, удовлетворяющих доминирующую потребность организма.

3). Развертывание инстинктивной деятельности животных по удовлетворению их доминирующих потребностей в условиях жесткого программирования происходит при постоянной оценке параметров достигнутых результатов и сравнении их с генетически запрограммированными свойствами акцептора результатов действия. В случае отсутствия соответствующей информации (например, при невозможности осуществления этапного результата деятельности) продвижение животного к конечному результату останавливается до тех пор, пока не будет получена полноценная информации об успехе достигнутого этапного результата. Т.е. обязательным условием удовлетворения ведущей потребности животных в этом случае является достижение всех этапных результатов. Только получив информацию о конечном результате, удовлетворяющем доминирующую потребность, животные завершают инстинктивный системный квант поведения и переключаются на другие формы деятельности.

4). Для осуществления инстинктивной деятельности необходимы стабильные условия существования живых существ.

5). Инстинктивное квантование поведения практически не использует механизмы индивидуального обучения. Как правило, инстинктивное поведение более выражено у животных, не встречающихся со своими родителями.

Поведение в изменяющейся среде,
приобретенное поведение.

Поведение в изменяющейся среде существования связано с обучением животных. В меняющейся среде квантование поведенческой деятельности строится с помощью приобретенных механизмов.

Генетические механизмы приобретенного поведения составляют начальный этап системных квантов. Врожденными являются механизмы подкрепления и ориентировочно-исследовательской реакции, на основе которых происходит обучение.



Онтогенез обучения

Импринтинг . На первых стадиях онтогенеза обучение происходит по принципу запечатления, импринтинга. Импринтинг способствует обогащению аппарата акцептора результата действия. Каждый фактор внешней среды, особенно несущий жизненно важную информацию для организма в плане удовлетворения его ведущих потребностей, оставляет своеобразный, только ему присущий «след» на структуре возбужденных соответствующей потребностью нервных элементов. Этот «след» по опережающему типу «оживляется» всякий раз при очередном возникновении данной потребности и направляет животное к более успешному ее удовлетворению.

Обучение с помощью родителей. В обучении животных на ранних стадиях онтогенеза важная роль принадлежит родителям. Значение родителей тем необходимее, чем выше находится животное на иерархической лестнице эволюционного развития. Родители обучают потомков выделять из внешней среды специальные раздражители или целые события, способствующие или, наоборот, препятствующие удовлетворению их жизненно важных потребностей и, в конечном счете - сохранению их жизни по принципу: «Это можно, это - нельзя».

Индивидуальное обучение . Животные путем общения со средой обитания обогащают системные кванты поведенческой деятельности. Процесс обучения в первую очередь затрагивает механизмы предвидения результатов, удовлетворяющих ведущие потребности организма, а также совершенствование способов и средств достижения жизненно важных результатов.

Роль игры в обучении. Самостоятельному обучению в значительной степени способствуют игры. В играх формируются и совершенствуются двигательные навыки. Животные обучаются выделять сигналы (объекты), способствующие или препятствующие удовлетворению их ведущих потребностей. По отношению к этим сигнальным раздражителям строятся динамические программы поведения, включающие в себя реакции, опережающие действительные события.



Программирование приобретенного
поведения на основе условных рефлексов

В отличие от инстинктивных форм поведения программирование осуществляется с ориентацией во внешней среде только на определенные, жизненно важные в плане удовлетворения ведущих потребностей раздражители. Менее значимые раздражители, ранее сопровождавшие удовлетворение потребностей, могут при этом не учитываться. Значение условных раздражителей, кроме того, может меняться в зависимости от их связи с подкрепляющими раздражителями; они могут сохранять или утрачивать свою сигнальную роль.

Все формы психики и поведения животных строятся на основе биологических форм существования, вырабатываясь в процессе приспособления к среде. По своей мотивации все они исходят из неосознанных, слепо действующих биологических потребностей. Но в «инстинктивном» в широком смысле поведении животных выделяются инстинктивные формы поведения в более специфическом смысле слова.

В инстинктивных действиях преобладает фиксированность за счет лабильности: для них характерна относительная стереотипность; различные индивидуальные акты инстинктивного поведения у различных индивидов одного и того же вида остаются в основном как бы в рамках одной общей им структуры. Так, птенцы, вылупившиеся в инкубаторе и воспитанные в вольере, никогда не видавшие, как их родители или вообще птицы того же вида строят гнезда, всегда строят гнезда в основном того же типа, что и их предки.

Под инстинктами обычно разумеют далее действия или более или менее сложные акты поведения, которые появляются сразу как бы готовыми, независимо от выучки, от индивидуального опыта, будучи наследственно закрепленным продуктом филогенетического развития. Так, только что вылупившийся из яйца утенок, будучи брошен в воду, начинает плавать, цыпленок клюет зерна. Это умение не требует упражнения, выучки, личного опыта.

Говоря о наследственности, филогенетической закрепленности или врожденности инстинктивного действия, нужно учитывать, что каждый конкретный акт поведения включает в единстве и взаимопроникновении и наследственные, и приобретенные компоненты. Развитие форм поведения, являющихся продуктом филогенеза, у каждого индивида тоже должно быть опосредовано его онтогенезом. В некоторых случаях, как показывают новейшие, более детальные исследования об инстинкте, инстинктивные действия фиксируются лишь в процессе первых выполнении этих инстинктивных действий, затем уже сохраняя установившийся в них шаблон (опыты Л. Верлена). Таким образом, не приходится внешне противопоставлять друг другу наследственное в инстинкте и приобретенное в других формах поведения (навык). Внутри самого инстинкта имеется некоторое единство этих противоположностей с господством - в инстинкте - наследственного.

Инстинктивные действия отличаются часто большой объективной целесообразностью, т. е. приспособленностью или адекватностью по отношению к определенным, жизненно важным для организма ситуациям, совершаясь, однако, без осознания цели, без предвидения результата, чисто автоматически.

Есть немало примеров высокой целесообразности инстинкта. Самка листоверта, изготовляя из листа березы воронку, в которую она потом откладывает свои яйца, предварительно разрезает этот лист, как это требуется, чтобы можно было свернуть его, - в полном соответствии с тем решением этой задачи, которое дано было знаменитым математиком и физиком X. Гюйгенсом, определившим способ построения так называемой эволюты по данной эвольвенте. Пчела строит свои соты так, как если бы она владела математическими методами для разрешения задач на максимум и минимум: на наименьшем пространстве с минимумом материала она строит соты, имеющие при данных условиях максимальную вместимость. Все это «инстинкты» - действия совершаются без знания и учета их значения и последствий, - но их «целесообразность» для организма бесспорна.

Эта целесообразность инстинкта сделала его излюбленным детищем метафизической телеологии различных толков и видов, - начиная с наивных телеологических размышлений старых авторов о целесообразности инстинктивной деятельности организмов как доказательстве мудрости их творца и кончая утонченной виталистически-спиритуалистической концепцией А. Бергсона, который противопоставляет интеллекту, обращенному вовне, к материи, инстинкт как более глубокую силу, связанную с самыми истоками творческого жизненного порыва и потому превосходящую интеллект надежностью своих достижений: интеллект всегда ищет, исследует - и очень часто, если не большей частью, заблуждается; инстинкт никогда не ищет и всегда находит.

Эта же пресловутая целесообразность дала повод другим проводить в сравнительной психологии антропоморфические тенденции - приписывать животным на ранних ступенях развития человекоподобные интеллектуальные способности , объясняя инстинкт как первоначально разумные действия, наследственно закрепившиеся и автоматизировавшиеся (Д. Романес, В. Вундт).

Нетрудно, однако, убедиться в том, что эта пресловутая целесообразность инстинкта неразрывно связана и с крайней его нецелесообразностью.

Действительно, наряду с данными, говорящими о высокой целесообразности инстинкта, есть не меньше фактов, свидетельствующих о его исключительной слепоте. Так, пчела столь же старательно будет закупоривать ячейку соты, в которой проткнуто дно, как если бы все было в порядке, несмотря на полную бесцельность этой операции. Гагарка, яйцо которой во время полета за пищей было переложено на другое место, по возвращении садится с математической точностью на прежнее место, усердно греет грудью и «высиживает» площадку на скале, нимало не заботясь об яйце, находящемся в поле ее зрения (из наблюдений Г. С. Рогинского). Подобных фактов множество. Таким образом, целесообразность инстинктивного поведения носит далеко не такой абсолютный характер , как это иногда представляется.

Совершенно очевидно, что эта целесообразность по существу не что иное, как приспособленность, адаптированность к определенным условиям, жизненно важным для существования организмов данного вида. Она должна быть предметом не метафизического размышления, а научного объяснения. Это научное объяснение включает и выяснение механизмов инстинктивного действия.

Основными механизмами, посредством которых осуществляются инстинктивные действия, являются рефлексы (безусловные).

На основании этого сделана была попытка свести инстинкт к рефлексу, определив инстинктивное действие как цепной рефлекс, т. е. как цепь прилаженных друг к другу рефлексов, так что ответная часть предшествующего служит раздражителем для следующего.

Эта попытка несостоятельна по ряду причин. Прежде всего эта концепция дискуссионна в генетическом аспекте. Исследования Г.Э.Когхилла и Дж.Хэррика эмбриона одного вида саламандры дают экспериментальные основания предполагать, что рефлекс, т. е. выдифференцированная реакция отдельного нервного механизма, не является такой генетически первичной формой, из которой суммативным путем получаются сложные целостные реакции организма. Вначале имеются скорее малодифференцированные целостные реакции организма, из которых затем выделяются отдельные рефлекторные дуги; вместе с тем усложняется структура сначала более или менее аморфной целостной реакции. Генетически инстинкт, таким образом, скорее всего, не является просто суммой или цепью рефлексов.

Инстинкт не сводится к простой сумме или цепи рефлексов также и потому, что как форма поведения он не исчерпывается совокупностью механизмов, посредством которых осуществляется, а предполагает определенную «мотивацию», которой определяется или регулируется действие этих механизмов. Существенная особенность инстинктивного действия заключается в том, что источником мотивации его является определенное органическое состояние или изменение этого состояния, обусловленное физиологическими изменениями в организме (в частности, эндокринной системой, обусловливающей деятельность половых желез при половом созревании). Это органическое состояние делает особо значимыми для животного определенные раздражители и направляет его действия.

С изменением этого состояния изменяется отношение животного к объектам окружения; одни раздражители утрачивают свою значимость, другие, прежде безразличные, ее приобретают (самка перестает привлекать и начинает привлекать пища и т. д.). Зависимость от органического состояния, той или иной значимости раздражителей, направленности деятельности и объединения различных реакций в целое отличает инстинктивное действие как форму поведения от простой суммы рефлексов. Ограниченность «мотивации» поведения органическими состояниями и изменениями отличает инстинктивное поведение от других, более высоких, форм поведения.

Инстинктивное поведение характеризуется: 1) специфическим способом мотивации и 2) специфическими механизмами выполнения. Инстинктивное действие - это сложное действие, исходящее из органической мотивации - из биологических потребностей - и выполняемое посредством первично автоматических реакций.

Хотя инстинктивная деятельность осуществляется автоматически, посредством более или менее фиксированных механизмов, она, однако, коренным образом отличается от чисто рефлекторного действия, поскольку включает некоторую, большую или меньшую, долю лабильности.

В естественных условиях на животное действует не изолированный и искусственно выделенный внешний раздражитель, а совокупность их, составляющая единую ситуацию. Эта последняя находится во взаимосвязи с внутренним состоянием организма. Под регулирующим воздействием этого состояния, создающего известную готовность действовать в определенном направлении, и разворачивается деятельность. В процессе этой деятельности конкретная ситуация во взаимосвязи внешних и внутренних условий непрерывно меняется. Даже простое перемещение животного с одного места на другое уже изменяет для него ситуацию; вместе с тем в результате деятельности животного может измениться и его внутреннее состояние (насыщение после еды и т. п.).

Таким образом, в результате действий животного изменяются условия, в которых они протекают, а изменение условий, в которых они протекают, не может не вызвать изменения и самих действий. Поведение животного не фиксировано от начала до конца. Вступление в действие тех или иных рефлексов, тех или иных сенсо-моторных реакций обусловлено изменяющимися условиями, в которых протекает деятельность животного, и самой этой деятельностью. Как всякое действие живого организма, оно в процессе своего осуществления изменяет условия своего протекания и потому само изменяется. Осуществляясь посредством относительно фиксированных механизмов, инстинктивное поведение, однако, все же никак не является механическим актом. Именно в силу этого инстинктивные действия могут быть в известной мере приспособленными к ситуации и изменяться в соответствии с изменением ситуации, внешне этим сближаясь с разумными действиями.

Отличаясь от индивидуально-изменчивых форм поведения (от навыка и интеллекта), инстинкт, однако, теснейшим образом связан с ними. В поведении каждого животного, взятом в его конкретной реальности, обычно функционируют в единстве и взаимопроникновении разные формы поведения, а не один лишь изолированный инстинкт или же такой же изолированный навык и т. д. Так, клевание у цыпленка - инстинктивный механизм, готовый к моменту рождения. Но вначале цыпленок клюет и зерна, и маленькие камешки, бисер и т. п. Лишь затем он научается отличать зерна и клевать только их. Таким образом, биологически важный акт питания осуществляется посредством реакций, в которых инстинкт и навык сплетены. Здесь навык функционирует как бы внутри инстинкта. Точно так же внутри инстинкта могут функционировать элементы интеллекта.

Инстинкты имеются у живых существ на разных уровнях развития. Инстинктивные действия наблюдаются в весьма специфической форме у высших беспозвоночных, у членистоногих: в частности известно, какую большую роль инстинктивные формы поведения играют у пчел и муравьев. Яркие примеры инстинктивного поведения у позвоночных наблюдаются у птиц. Об инстинктах говорят и применительно к человеку. Инстинкты на столь различных ступенях или уровнях развития - это, очевидно, разные инстинкты. Различие в характере и уровне инстинктивного поведения связано: 1) с особенностями рецепции, с тем, как дифференцируются раздражители инстинктивных действий, - насколько дифференцированно и генерализованно воспринимаются объекты, на которые направлено инстинктивное действие, и 2) со степенью шаблонности и стереотипности инстинктивного действия. Характер рецепции и характер действия теснейшим образом взаимосвязаны.

Слепота и неразумность многих инстинктивных действий и их нецелесообразность при нестереотипных условиях объясняются прежде всего тем, что многие инстинктивные действия вызываются как бы условным раздражителем, который филогенетически закреплялся в качестве сигнала, вызывающего соответствующие действия без надлежащей дифференциации тех объектов, на которые по существу направляется инстинктивное действие.

Слепыми, «неразумными» являются инстинктивные действия, которые исходят из ощущения отдельных чувственных свойств без восприятия того предмета, на который направляется действие, и совершаются в виде реакций на отдельный. сенсорный раздражитель.

Это имеет место, например, в тех случаях, когда бабочка делает попытку к совокуплению с любым предметом, от которого исходит запах самки. Совсем иное получается, когда инстинктивное действие детерминируется отчетливым, достаточно дифференцированным и генерализованным восприятием предметов и некоторых общих, в частности пространственных, свойств ситуации. В этих случаях инстинктивные действия поражают своей разумностью, т. е. адекватностью ситуации. Такие формы инстинкта встречаются у животного с развитыми внешними рецепторами, в частности у птиц, отличающихся хорошо развитым зрением. В качестве особенно яркого примера можно привести наблюдения над вороной (в опыте М. Герц). Орехи в этом опыте были покрыты на глазах у вороны небольшими горшочками. Ворона клювом сбила горшочек и достала орех, но, схватив орех, она сделала попытку захватить и горшочек, - в результате орех выпал из клюва. Тогда ворона взяла орех, засунула его в горшочек и, схватив клювом горшочек, унесла его вместе с орехом.

Как ни сложно и ни разумно в данном случае было поведение вороны, нет нужды предполагать, что здесь имело место решение задачи посредством интеллектуальной операции. Ворона принадлежит к числу животных, которые готовят себе пищу про запас, пряча ее в полые поверхности. В силу этих биологических условий у вороны должно быть хорошо развито восприятие полых поверхностей, так как с этим связан акт прятания пищи. Поэтому поведение вороны можно и в данном случае трактовать как инстинктивный акт. Однако это не исключает того, что этот акт оказывается как бы на грани действия разумного. В основе разумных инстинктивных действий, приспособленных к разным ситуациям, лежит в большинстве случаев более или менее генерализованное восприятие пространственных свойств, общих многим ситуациям.

На разных ступенях развития изменяется и характер инстинкта, и его взаимоотношение с другими формами поведения. Если говорят об инстинктах у человека (пищевом, сексуальном), то это инстинкты, которые уже коренным образом отличаются от инстинктов животных. Недаром для их обозначения вводят часто и новый термин - влечение. Для перехода от инстинктов животных к влечениям потребовались коренные сдвиги в развитии - переход от биологического развития к историческому, и этим обусловлено развитие сознания.

Инстимнкт -- совокупность врождённых тенденций и стремлений, играющих мотивационную роль в формировании поведения. В узком смысле, совокупность сложных наследственно обусловленных актов поведения, характерных для особей данного вида при определённых условиях.Инстинкты составляют основу поведения животных. У высших животных инстинкты подвергаются модификации под влиянием индивидуального опыта

Инстинктивное поведение характеризуется: 1) специфическим способом мотивации и 2) специфическими механизмами выполнения. Инстинктивное действие - это сложное действие, исходящее из органической мотивации - из биологических потребностей - и выполняемое посредством первично автоматических реакций.

Хотя инстинктивная деятельность осуществляется автоматически, посредством более или менее фиксированных механизмов, она, однако, коренным образом отличается от чисто рефлекторного действия, поскольку включает некоторую, большую или меньшую, долю лабильности.

Большинство психологов, вероятно, согласится со следующим определением: инстинкт представляет собой более или менее сложный паттерн поведения, вызываемого более или менее сложным паттерном стимулов (внутренних или внешних), при условии, что эта последовательность действий не может быть рез-том научения. Кроме того, термин "инстинкт" обычно предполагает, что: 1) определенная последовательность действий заканчивается к.-л. формой консумматорного (завершающего) поведения или носит приспособительный характер; 2) поведение является специфическим и имеет место у всех особей одного пола и вида без исключения; 3) поведение стереотипно и ригидно, хотя в какой-то степени может видоизменяться у нек-рых индивидов и видов. Понятие инстинкта приобрело дурную славу в 20-х гг. XX в., когда для объяснения поведения в разное время и под разными названиями было предложено неск. тысяч инстинктов. Подобное злоупотребление этим понятием привело к отказу от него. Неспециалисты продолжают и сейчас неверно употреблять его, уравнивая инстинкты и устоявшиеся привычки. Как специальный термин он был возрожден этологами К. Лоренцем и Н. Тинбергеном, и ему придали сходное, но гораздо более теорет. значение, чем в приведенном выше определении. Этологи создали специальную терминологию и описали инстинктивные, или генетически запрограммированные, паттерны поведения в виде последовательности событий: сигнальный стимул ("релизор") > врожденный механизм запуска (ВМЗ) > фиксированный паттерн действий (ФПД). ВМЗ, нейрологический процесс, приводится в действие сигнальным стимулом и опосредует ФПД - врожденные, стереотипные реакции. Этологический анализ описывает консумматорные (завершающие) акты, напр., строительство гнезда или копуляцию, не предполагая движения животного к цели иметь гнездо или произвести на свет потомство. Вместо этого он исходит из предположения о том, что реакция вызывается при наличии соотв. релизора. Последовательность "релизор - реакция" подразумевает, что в типичном случае реакция вызывает релизор, приводящий к возникновению следующей реакции в последовательности, к-рая ведет к следующему релизору, и т. д. по цепи. В таких случаях элементы цепи "стимул - реакция" (S - R) не приобретаются в процессе научения, а носят инстинктивный характер. Однако признание цепи поведенческих реакций инстинктом вовсе не означает, что анализ такого поведения следует на этом прекратить. Необходимо определить условия, при к-рых возникает эта цепь, напр., идентифицировать сигнальные стимулы или релизоры. Инстинкты - это отнюдь не свободные реакции, возникающие в пустоте. Они связаны со стимулами; лишь в очень редких случаях это внутренние стимулы, к-рые оказываются к тому же настолько сильными, чтобы вызвать проявление инстинкта без поддержки внешних стимулов (в пустоте). Экологи склонны рассматривать поведение либо как врожденное, либо как приобретенное, но, по всей видимости, это не совсем верно. Большинство психологов считает проблему "природа или воспитание" псевдопроблемой. Поведение всегда определяется совместным влиянием наследственности и окружающей среды, и часто невыгодно тратить силы и время на определение доли влияния той или иной составляющей. На начальных этапах окружающая среда может влиять на развитие и генетически обусловленное поведение, а научение всегда связано с модификацией конкретного врожденного поведения. Научение подразумевает всего лишь повышение частоты или точности поведенческих актов, входящих в уже имеющийся у организма репертуар поведения, их привязку к новым стимулам, установление связи с одними стимулами, а не с др., или выстраивание определенных последовательностей поведенческих реакций

СТИМУЛ КЛЮЧЕВОЙ - специальные раздражители - внешние факторы, обусловливающие "запуск" инстинкта. В их роли могут выступать сигналы любой модальности: цвета, запахи, звуки, зрительные формы, движения и пр. В естественных условиях обычно действует несколько признаков, объединяясь в "пусковую ситуацию".

Согласно этологической теории, инстинкт обусловлен действием как внешних, так и внутренних факторов.

К внешним факторам относятся специальные раздражители, которые получили название "ключевых стимулов".

К настоящему времени изучено большое количество ключевых стимулов у многих видов животных. Как оказалась, в этой роли могут выступать сигналы любой модальности: цвета, запахи, звуки, зрительные формы, движения и т.п. В естественных условиях обычно действуют несколько признаков, объединяясь в -"пусковую ситуацию".

Внешние раздражители, составляющие в своей совокупности пусковую ситуацию, получили название «ключевые раздражители», или релизеры. Каждый ключевой стимул запускает соответствующий ему комплекс стереотипных действий. Ключевые раздражители являются такими признаками внешней среды, на которое животные могут реагировать независимо от индивидуального опыта врожденным поведенческим актом. Для каждого ключевого стимула в центральной программе поведения существуют механизмы запуска соответствующей поведенческой реакции, реализация которой не зависит от последствий для организма

Сверхстимулы

В ходе исследований было открыто интересное явление действия сверхстимулов, или сверхоптимальных стимулов.

Так, например, упомянутый самец бабочки-бархатницы особенно охотно преследует предметы, которые имеют более темную окраску, чем натуральный цвет самки и в 3-4 раза превосходят ее размеры.

Чайка предпочитает "высиживать" макет яйца в 10 раз больший, чем ее собственное яйцо, оставляя последнее без внимания.

Сверхстимулы часто служат животным в естественных условиях. Примеры - огромные "глаза" на крыльях некоторых бабочек, отпугивающие пернатых хищников, или большой раскрытый клюв кукушонка, который заставляет певчую птичку кормить его более охотно, чем собственных птенцов.

К внутренним факторам относится эндогенная стимуляция центров инстинктивных действий, которая приводит к понижению порога их возбуждения.Исследования обнаружили существование сверхстимулов, или сверхоптимальных стимулов, не встречающихся в естественных условиях, но действующих эффективнее, чем природные стимулы. Например, чайка предпочитает высиживать макет яйца, много больший, чем настоящее яйцо, оставляя последнее.