Характеристика предложения образец. Синтаксическая характеристика предложения Характеристика сложного предложения в русском

Урок русского языка

9 класс

Тема: Общая характеристика сложного предложения.

Цель: активизация и расширение знаний об основных свойствах сложного предложения

Задачи:

обозначить отличие СП от простого, дать формальную, смысловую и интонационную характеристику СП;

развивать умения отличать СП от простых осложненных предложений, расставлять знаки препинания в СП;

развивать аналитическое мышление, внимание, умения сравнивать, определять отличия между сравниваемыми объектами;

развивать речь учащихся

ХОД УРОКА

Орг. момент

Определение темы и целей урока

Сравните эти предложения, чем они различаются?

1. По твоим делам о тебе судят.

2. Друг есть такое лицо, с которым я могу быть искренним.

Догадались, какова тема сегодняшнего урока? (Общая характеристика СП)

Целевая установка

Вы уже знаете многое о СП. Сегодня мы обобщим все, что вам известно, дополним ваши знания новыми характеристиками СП, потренируемся отличать СП от простых предложений, а также самим составлять сложные предложения.

Работа по теме урока

1. Сравнительный анализ записных предложений.

Выделите грам. основу предложений. Чем СП отличается от простого?

(Эта характеристика СП называется ФОРМАЛЬНОЙ)

Этой характеристики достаточно для отличия СП от простого?

Сформулируйте понятие СП.

Могут ли части СП быть самостоятельными? Ясны ли они по отдельности?

(Эта характеристика СП называется СМЫСЛОВОЙ)

Произнесем эти предложения и понаблюдаем за интонацией. Что мы видим? (интонация к середине предложения повышается, а к концу предложения понижается. Т. о. простое предложение интонационно закончено, а части СП – нет.)

(Эта характеристика СП называется ИНТОНАЦИОННОЙ)

2. Обобщение

Характеристики СП

ФОРМАЛЬНАЯ

СМЫСЛОВАЯ ЗАКОНЧЕННОСТЬ

ИНТОНАЦИОННАЯ

Практикум

1. Определите, где целое простое предложение, а где часть СП, опираясь на характеристики СП:

* Хаджи-Мурат задумался

* Хаджи-Мурат так задумался

* Пётр чувствовал

* Объездчик слушал со вниманием и соглашался со всем

* Медведь так полюбил Никиту

2. Охарактеризуйте данные предложения по смыслу:

Осень наступила, и птицы улетели в теплые края. (присутствует оттенок причинности отлета птиц)

Сухой треск ракетницы - и в небе вспыхивают два рассыпчатых зелёных огня.

Имеет ли значение то, как записать что-либо – простыми предложениями или одним СП?

3. Упражнение 82 пис.

Понятие о союзных и бессоюзных СП.

Определите, как соединяются части этих СП друг с другом? (При помощи союзов, или без них)

5 . Определить виды записанных СП по средству связи (союзное или бессоюзное)

6. Составление СП: дополните эти предложения так, чтобы получилось СП:

На небе уже сияла луна…

Олег понял…

Если лето дождливо…

Рефлексия

Каковы признаки СП?

На какие две группы делятся СП? По какому признаку?

Итоги урока

Домашнее задание

п.4 упр. 85 пис

* Хаджи-Мурат задумался

* Хаджи-Мурат так задумался

* Пётр чувствовал

* Объездчик слушал со вниманием и соглашался со всем.

* Медведь так полюбил Никиту

Осень наступила. Птицы улетели в теплые края.

Осень наступила, и птицы улетели в теплые края.

Сухой треск ракетницы. В небе вспыхивают два рассыпчатых зелёных огня.

Сухой треск ракетницы, и в небе вспыхивают два рассыпчатых зелёных огня.

Солнце зарыла огромная чёрная туча…

На небе уже сияла луна…

Олег понял…

Если лето дождливо…

Знакомство с основными средствами связи предложений в СП

Средства связи :

а) Основные средства связи в СП (определяют тип СП в традиционной классификации):

· сочинительные союзы (ССП);

· подчинительные союзы или союзные слова (СПП);

· интонация (БСП).

б) Дополнительные средства связи в СП (от типа СП не зависят):

· местоименная замена;

· синонимическая замена;

· лексические повторы;

· использование однокоренных слов;

· параллелизм строения – это симметричное расположение главных и второстепенных членов в предикативных единицах (Каков поп, таков и приход);

· структурная неполнота последующих частей;

· указательные слова (Это был тот день, который…), встречаются в СПП и БСП;

· использование слов с родовидовыми отношениями (Мебель: …стол, шкаф);

· использование слов одной тематической группы (Холодный – ледяной);

· соотношение видовременных или модально-временных форм сказуемого, которые указывают на одновременность совершения событий, их разноплановость, последовательную смену и проч.;

· интонация незавершенности первой или нескольких частей: первая единица произносится с повышением тона голоса в конце;

· наличие вводных слов.

Пример анализа средств связи в СП :

Княжна Марьяпридумывала те слова, которые она скажет ему при встрече.

Основное средство связи : союзное слово которые , выраженное относительным местоимением.

Дополнительные средства связи :

· в первой части есть указательное слово те, выраженное указательным местоимением,

· есть местоименные замены (княжна Марья - она, слова – которые),

· интонация незавершенности первой части,

· используются слова одной тематической группы - глаголы со значением мысли, речи, чувства (придумывала, скажет);

· соотношение временных форм указывает на последовательность событий – придумывала (несов. в., прош. в),скажет (сов.в., буд. в.).

Цель: Рассмотрим основные черты сложного предложения в рамках следующих аспектов:

I. Структурный аспект.

II. Семантический аспект.

III. Коммуникативный аспект.

IV. Функциональный аспект.

I.Структурный аспект. Основные признаки сложного предложения

1) Сложное предложение состоит из нескольких предикативных единиц, характеризующихся сложным механизмом взаимодействия, который передается с помощью системы грамматических средств связи.

Открытый урок русского языка 11 класс

Урок______ Дата____________

Тема: Типы сложных предложений

Цель : углубление знаний о сложном предложении и его видах.

Задачи : - повторить теорию о СП и его видах; - формировать навык постановки знаков препинания в СП;

Развивать умение синтаксического анализа предложения;

Совершенствовать коммуникативные навыки (культура речи акцентологическая норма);

Овладевать технологией написания сочинения, части С, а именно, находить различия между комментарием проблемы и авторской позицией.

Ход урока.

Организационный момент .

Актуализация изученного материала.

Давайте вспомним, какие существуют виды предложений по количеству грамматических основ? (простые и сложные )

    Чем сложное предложение отличается от простого? (количеством ГО, объемом передаваемой информации)

    Дайте определение сложного предложения, приведите примеры, используя предложения домашнего задания. (№85)

(СП – предложение, состоящее из двух и более грамматических основ, которые связаны между собой сочинительной, подчинительной или бессоюзной связью; приводят пример с доказательством).

Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы продолжим углублять знания о СП, вспомним классификацию СП и средства связи простых предложений в состав сложного, а также продолжим работу по написанию сочинения в части С ЕГЭ.

Анализ языкового явления.

Прочитайте предложения на карточках, обращая внимание на правильную постановку ударения, и охарактеризуйте данные предложения по количеству грамматических основ, в тетрадь запишите схемы предложений.

Бронированные двери, закупоренные окна и закрытые жалюзи создавали мрачноватую атмосферу, но опытный менеджер Ирина Ильинична, избалованная судьбой, не унывала.

Наслаждаясь ароматом душистых ирисов, она листала украинский каталог кухонной мебели за прошлый квартал и думала о том, что необходимо заключить новые договоры на оптовые поставки готовой продукции.

Работа была начата задолго до назначенных сроков: занятость не позволяла ей забыть о документах даже дома.

К обеду Ирина Ильинична созвонилась с поставщиками, которые обрадовались продлению договора, и ясно осознала: пришло время отдохнуть.

Мельком взглянув на окно, Ирина Ильинична надкусила бутерброд с языковой колбасой и приступила к поглощению салата из вареной свеклы.

    Что вы можете сказать о видах сложного предложения и знаках препинания в нем?

Изучение нового материала , формирование умений и навыков.

Запись схемы:

Виды сложного предложения

Союзные бессоюзное с разными видами связи

сложносочиненное сложноподчиненное

    Почему существуют разные виды СП (средства связи разные, смысловые отношения –перечисления, противопоставления, следствия, градации, условия и т.д.) )

    Какое предложение называется ССП? (сложное предложение, части которого равноправны по отношению к друг другу и связаны сочинительными союзами ) Какой знак препинания ставим на границе простых предложений? Выпишите из текста (57)ССП, объяснив пунктуацию.

    Какое предложение называется СПП?

    БСП? (части связаны только интонационно)

    Сложное предложение с разными видами связи всегда содержит больше чем две грамматических основы, которые могут быть связаны и сочинительной, и подчинительной, и бессоюзной связью.

Итак, мы дали общую характеристику сложному предложению, вспомнили его классификацию, общую постановку знаков препинания в сложном предложении. Следующие уроки будут посвящены каждому виду отдельно, и тогда мы остановимся на тонкостях и нюансах каждого вида.

Практикум

работа с учебником

Рефлексия

Что вы узнали сегодня о СП?

Что было легко, а что показалось трудным?

Итоги урока

Домашнее задание

    Подготовка к написанию сочинения части С ЕГЭ.

    Где вам пригодятся полученные знания о СП и пунктуации в нем?

(При написании ЕГЭ: есть задания теоретического характера в части А, В, а также при написании сочинения, мы используем очень часто СП.)

    Мы продолжаем подготовку к сочинению. Вы знаете, что критериев оценивания сочинения 12, мы с вами отработали ранее первых три. Давайте вспомним изученный материал, опираясь на них.

    Что такое проблема? (вопрос, требующий решения; вопрос, над которым размышляет автор) Как сформулировать проблему? (два способа: проблема чего, в виде вопроса)

    Что такое комментарий к сформулированной проблеме? (это рассуждения, пояснительные замечания по поводу заявленной проблемы текста)

    Именно эти критерии нами были рассмотрены на предыдущих уроках. Вашему вниманию предлагаются два ученических сочинения на текст 53. Прочитайте их и соотнесите с критериями оценивания К1, К2, К3, прокомментируйте свои наблюдения.

Жестокий мир, жестокие сердца… Этими словами можно охарактеризовать современное время, когда такая черта как милосердие постепенно исчезает и становится редкостью. Д. Гранин поднимает в тексте острую проблему нехватки милосердия в современном обществе.

Чувствуя, что сострадание, чуткое, гуманное отношение к ближнему становятся редкостью не только в отношениях человеческих, но и в литературе «нашей», Д. Гранин не случайно обращается к русской прозе 19 века, вспоминая Пушкина и Достоевского, Чехова и Некрасова. Ведь их произведения – ярчайшие примеры нравственных требований и обязанностей человека. Творения русских писателей особенно близки и дороги нам тем, что, читая их, мы учимся состраданию, отзывчивости, чуткости, человеколюбию.

Писатель-публицист убеждает нас в важности милосердия в современном обществе. Эта необходимая черта должна воспитываться в человеке литературой, семьей, обществом. Д. Гранин с грустью пишет о том, что призыв к милосердию мы получаем все реже и реже. Он взволнован опустошенностью современного общества, но убежден, что мы не можем отказаться от пушкинского завета «и милость к падшим» призывать.

Нельзя не согласиться с Д. Граниным в том, что отсутствие источника милосердия ведет к исчезновению его в обществе. Русская литература и 19 века, и 20 дает богатый материал читателю для размышления над этой же проблемой. Отсутствие гуманности и результат этого мы видим в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница», главная героиня которой стала жертвой жестокого мира дельцов. А вот А. И. Солженицын в рассказе «Матренин двор» рисует поистине сильную, красивую душой героиню, которая несет все лучшие качества человечества, несмотря на горести и беды жизненного пути. И мы, читатели, понимаем, что без милосердия мир станет холодным и жестоким.

Часто ли мы проявляем внимание друг другу? Способны ли мы к состраданию? Над этими вопросами задумывались многие писатели. Проблема «кризиса» милосердия по-прежнему жива и актуальна, именно её поднимает в своем тексте Д. Гранин.

Писатель обращается к строчкам стихотворения «Памятник» А. С. Пушкина, в котором есть прямой призыв к милосердию. Д. Гранин считает, что милосердие необходимо воспитывать. Он убежден, что милосердие – необходимость, о важности которой в последнее время люди все менее и менее задумываются.

Я разделяю точку зрения автора, ведь отсутствие сострадания, милосердия в поступках одного человека ведет к нарушению гармонии во всем обществе. Русская литература, как ничто другое, способна воспитать в человеке гуманистические идеалы. Одним из писателей-гуманистов 19 века является Ф. М. Достоевский. В его романе «Идиот» утверждается идея человеколюбия, сострадания ко всем падшим, отвергнутым, непонятым. Главный герой князь Мышкин – человек бесконечной доброты – идеал писателя. Тема милосердия поднимается и в литературе 20 века. Ярким примером может служить повесть А. Платонова «Котлован». Грубых, измученных работой людей, героев произведения, объединяет любовь и жалость к девочке Насте.

Своим текстом Д. Гранин заставляет нас задуматься над проблемой упадка милосердия и призывает сделать так, чтобы сострадание и милосердие прочно вошли в нашу жизнь и были естественными её составляющими.

    Как развести в сочинении понятия комментарий к сформулированной проблеме и отражение позиции автора исходного текста?

Ключевые понятия

Синтаксическая характеристика предложения, которую иначе называют "синтаксический разбор", требуется для систематизации его конструкций, что помогает более полно понять его смысл и не допустить ошибки при постановке знаков препинания. Как правило, подобная письменная работа требуется в заведениях среднего образования, так как впоследствии она проводится мысленно на автоматическом уровне.

Если предложение оказалось простым, характеризуем его по типу основы - односоставное или двусоставное. В первом случае необходимо указать разряд (назывное, определенно- или неопределенно-личное, безличное). Во втором - полное предложение или неполное.

После этого идет характеристика предложения по наличию второстепенных членов - оно может быть распространенным или нераспространенным. Далее указываем наличие осложняющих структур - вводных слов, обращений, причастных и деепричастных оборотов, однородных членов, прямой речи, обособленных конструкций. И в завершение - разбираем все члены предложения, указывая части речи, которыми они выражены. Объясняем расстановку знаков препинания. Характеристика предложения, если оно простое, на этом заканчивается.

Характеристика несколько отличается от описанной выше схемы. После второго пункта следует указание типа связи между его частями - она может быть союзной или бессоюзной. При обнаружении союзной связи определяем - сложносочиненное или сложноподчиненное.

После этого отдельно разбираем каждую простую конструкцию, как если бы это были отдельные предложения по алгоритму, приведенному выше. Точно так же указываются состав, наличие второстепенных членов, осложненность и так далее. На этом характеристика предложения завершается.

Итак, мы видим, что любая характеристика предложения в конечном итоге сводится в объяснению знаков препинания. То есть она нужна для проведения систематической самопроверки. Кроме того, данная процедура помогает избежать распространенных в частности, неверного согласования между частями предложения. Характеристика предложения в большинстве случаев довольно проста, но здесь есть и обратная сторона медали. Малейшая ошибка может повлечь к неправильному толкованию предложения или неверному его написанию. Конечно, при работе с готовыми примерами это не так страшно. Но в заданиях, где от зависит постановка знаков препинания, нужно стараться подходить к характеристике как можно более серьезно. И тогда вы сможете избежать множества ошибок.

Сложносочиненные

Сложноподчиненные:

  • С придаточными определительными
  • С придаточными изъяснительными
  • С придаточными обстоятельственными: времени, места, образа действия, меры и степени, причины, цели, сравнительные, условия, уступки, следствия, присоединения
  • Бессоюзные

Виды синтаксической связи между простыми предложениями в составе сложного.

Сочинительная связь Подчинительная связь Бессоюзная
Слова или предложения равноправны, не зависят друг от друга (между ними нельзя поставить вопрос). Между простыми предложениями составе сложносочинённого: Слух обо мне пройдёт по всей Руси ве­ликой, и назовёт меня всяк сущий в ней язык... (Пушкин). Слово или предложение подчинено другому слову или предложению, от одного из них (главного) можно поста­вить вопрос к другому (зависимому). Между простыми предлож. в составе сложноподчинён­ного. Для меня невозможно счастье (поче­му?), если я не могу разделить это сча­стье с другом. Предложения соединены только при помощи интонации. Еще косою острою в лугах трава не скошена, еще не вся черемуха тебе в окошко брошена.

Сложносочиненные предложения - это предложения, в кото­рых простые предложения связываются друг с другом с помощью интонации и сочинительных союзов.

Например: Конечно, он всегда оказывался и самым умным в конце концов но он из самых нижних этажей.

Сложноподчиненные предложения связываются интонацией, подчинительными союзами или союзными словами. Например: Сказки, в которых отразились мечты, чаяни я народа, порывы его к небу, к горным вершинам духа, навсегда остались в моей памяти.

Бессоюзные - это предложения, которые связываются только интонацией:

И в тех же сказках были указаны пути достижения целей: надо жить честно, справедливо, любить людей.

Сложные бессоюзные предложения.

Бессоюзное сложное предложение - это предложение, в ко­тором простые предложения объединены между собой только по смыслу и интонационно.

Смысловые отношения между предложениями Знаки препинания Примеры
Перечисление Запятая 1) Одето небо черной мглою, 2) в тумане месяц чуть блестит. (М. Лермонтов)
Перечисление, но вну­три частей сложного предложения есть дру­гие знаки препинания Точка с за­пятой 1) Дорога вилась передо мной между густыми кустами орешника, уже за­литыми мраком; 2) я продвигался вперед с трудом. (И. Тургенев)
Причина (вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой) Двоеточие 1) Я не мог заснуть: 2) передо мной во мраке все вертелся мальчик с белыми глазами. (М. Лер­монтов)
Разъяснение смысла первой части Двоеточие 1) Об одном вас прошу: 2) стреляйте скорее. (М. Лермонтов)
Пояснение сказуемого первой части Двоеточие 1) Я знаю: 2) в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. (А. Пушкин) Однажды все прояснилось: они приходили пожевать яблоки. Я услышал: яблоки похрустывали на чьих-то зубах. Я приподнялся и уви­дел: один лось захватывал яблоки...
Время, условие Тире 1) Ехал сюда - 2) рожь начинала жел­теть. (М.Пришвин) 1) Поработаешь до поту - 2) поешь в охоту. (Пословица)
Причина (первая часть указывает на причину того, о чем говорится во второй части, а вторая часть указывает на следствие того, о чем говорится в первой) Тире 1) Распахнули окна - 2) запах сосен вступил на веранду. (В.Кочетов)
Противопоставление Тире 1) Лето припасает - 2) зима поедает. (Пословица)
Быстрая смена событий Тире 1) Сыр выпал - 2) с ним была плу­товка такова. (И. Крылов)

Сложноподчиненное предложение

С несколькими придаточными

  • Последовательное подчинение
    Гл. пред. - Прид. I ст - прид. II ст.

Он достиг последнего лестничного марша и увидел (что?), что кто-то сидит на ступеньках пониже площадки (какой) , на которую выходила его дверь.

  • Параллельное подчинение

· Ели завтра увидите его, то попросите его, чтобы он ко мне заехал на минутку.

  • Однородное подчинение

· Оленин знал, что в лесу опасно, что абреки всегда скрываются в этих местах.

Рассмотрим основные черты сложного предложения в рамках следующих аспектов:

I. Структурный аспект.

II. Семантический аспект.

III. Коммуникативный аспект.

IV. Функциональный аспект.

I.Структурный аспект. Основные признаки сложного предложения

1) Сложное предложение состоит из нескольких предикативных единиц, характеризующихся сложным механизмом взаимодействия, который передается с помощью системы грамматических средств связи.

2) Средства связи :

а) Основные средства связи в СП (определяют тип СП в традиционной классификации):

· сочинительные союзы (ССП);

· подчинительные союзы или союзные слова (СПП);

· интонация (БСП).

б) Дополнительные средства связи в СП (от типа СП не зависят):

· местоименная замена (могут использоваться не только личные местоимения);

· синонимическая замена (категориальные, общеязыковые, контекстуальные);

· лексические повторы;

· использование однокоренных слов;

· параллелизм строения – это симметричное расположение главных и второстепенных членов в предикативных единицах (Каков поп, таков и приход);

· структурная неполнота последующих частей;

· соотносительные слова, в школе они называются указательными (Это был тот день, который…), встречаются в СПП и БСП;

· использование слов с родовидовыми отношениями (Мебель: …стол, шкаф);

· использование слов одной тематической группы (Холодный – ледяной);

· соотношение видовременных или модально-временных форм сказуемого, которые указывают на одновременность совершения событий, их разноплановость, последовательную смену и проч.;

· интонация незавершенности первой или нескольких первых предикативных единиц (ПЕ): первая единица произносится с повышением тона голоса в конце;

· наличие вводных слов.

*Особое средство – использование частиц в значении союзов. Пример1 : Вот приедет барин, барин нас рассудит. Комментарий к примеру: частица вот используется в значении союза когда . Варианты – это БСП, это СПП. Примеры 2, 3 : Кругом темно, только светится далекая луна. Он спросил, скоро ли экзамен . Часто частица сохраняет свои свойства частицы и поэтому подобные конструкции можно считать БСП, но при этом она приобретает свойства союза , поэтому эти же конструкции можно считать союзными за счет синкретичных свойств частиц-союзов.

Пример анализа средств связи в СП :

Княжна Марьяпридумывала те слова, которые онаскажет ему при встрече.

Основное средство связи : союзное слово которые , выраженное относительным местоимением.

Дополнительные средства связи :

· в первой части есть указательное слово те, выраженное указательным местоимением,

· есть местоименные замены (княжна Марья - она, слова – которые),



· интонация незавершенности первой части,

· используются слова одной тематической группы - глаголы со значением мысли, речи, чувства (придумывала, скажет);

· соотношение временных форм указывает на последовательность событий – придумывала (несов. в., прош. в), скажет (сов.в., буд. в.).

  1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
  2. По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
  3. По наличию грамматических основ: простое или сложное.
  4. Затем, в зависимости от того, простое предложение или сложное:
Если простое :

5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).

6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.

7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.

8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Если сложное :

5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.

6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы.

7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).

8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца.

9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Пример синтаксического разбора простого предложения

Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся , распространённое, осложнено однородными подлежащими.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа ученики и ученицы учатся , распространенное, осложненное однородными подлежащими.

Пример разбора сложного предложения

Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что , сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что , СПП.

1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространенное, не осложнено.

2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы с классом поехали, распраненное, не осложнено.

Пример схемы (предложение, после него схема)


Другой вариант синтаксического разбора

Синтаксический разбор. Порядок при синтаксическом разборе.

В словосочетаниях:

  1. Выделяем из предложения нужное словосочетание.
  2. Рассматриваем строение – выделяем главное слово и зависимое. Указываем, какой частью речи является главное и зависимое слово. Далее указываем, каким синтаксическим способом связано данное словосочетание.
  3. И, наконец, обозначаем каким является его грамматическое значение.

В простом предложении:

  1. Определяем, каково предложение по цели высказывания – повествовательное, побудительное или вопросительное.
  2. Находим основу предложения, устанавливаем, что предложение простое.
  3. Далее, необходимо рассказать о том, как построено данное предложение.
    • Двусоставное оно, либо односоставное. Если односоставное, то определить тип: личное, безличное, назывное или неопределенно личное.
    • Распространённое или нераспространённое
    • Неполное или полное. Если предложение является неполным, то необходимо указать, какого члена предложения в нём не хватает.
  4. Если данное предложение чем–либо осложнено, будь то однородные члены или обособленные члены предложения, необходимо это отметить.
  5. Дальше нужно сделать разбор предложения по членам, при этом указав, какими частями речи они являются. Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определяются сказуемое и подлежащее, затем второстепенные, которые входят в состав сначала – подлежащего, затем – сказуемого.
  6. Объясняем, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.

Сказуемое

  1. Отмечаем, чем является сказуемое - простым глагольным или составным (именным или глагольным).
  2. Указать, чем выражено сказуемое:
    • простое - какой формой глагола;
    • составное глагольное - из чего оно состоит;
    • составное именное - какая употреблена связка, чем выражается именная часть.

В предложении, имеющем однородные члены.

Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо посредством интонации, либо и интонации с союзами.

В предложениях с обособленными членами:

Если перед нами простое предложение, то при его разборе, нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее, разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.

В предложениях с обособленными членами речи:

Сначала отмечаем, что в данном предложении, есть прямая речь. Указываем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. Чертим схему предложения.

В сложносочиненном предложении:

Сначала, указываем, какое предложение по цели высказывания – вопросительное, повествовательное или побудительное. Находим в предложении простые предложения, выделяем в них грамматическую основу.

Находим союзы, с помощью которых соединяются простые предложения в сложном. Отмечаем что это за союзы – противительные, соединительные или разделительные. Определяем значение всего данного сложносочиненного предложения – противопоставление, чередование или перечисление. Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания. Затем каждое простое предложение, из которых состоит сложное, необходимо разобрать таким же образом, как разбирается простое предложение.

В сложноподчинённом предложении с придаточным (одним)

Сначала, указываем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное. Зачитываем их.

Называем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Объясняем, каким именно сложноподчинённым предложением оно является, обращаем внимание на то, как оно построено, чем соединяется придаточное к главному предложению и к чему оно относится.

Объясняем, почему именно так расставлены знаки препинания в данном предложении. Затем, придаточное и главное предложения необходимо разобрать, таким образом, как разбираются простые предложения.

В сложноподчинённом предложении с придаточными (несколькими)

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Указываем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Необходимо указать, каковым является подчинение в предложении – либо это параллельное подчинение, либо последовательное, либо однородное. Если существует комбинация нескольких видов подчинения, необходимо это отметить. Объясняем, почему, таким образом, в предложении расставлены знаки препинания. И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений.

В сложном бессоюзном предложении:

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Находим грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит данное сложное предложение. Зачитываем их, называем количество простых предложений, входящих в состав сложного. Определяем, какими по смыслу являются отношения между простыми предложениями. Это может быть – последовательность, причина со следствием, противопоставление, одновременность, пояснение или дополнение.

Отмечаем, каковы особенности строения данного предложения, каким именно сложноподчинённым предложением оно является. Чем в данном предложении соединены простые и к чему они относятся.

Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.

В сложном предложении, в котором присутствуют разные виды связи.

Называем, каким по цели высказывания, является данное предложение. Находим и выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Устанавливаем, что данное предложение будет являться предложением, в котором присутствуют разные виды связи. Почему? Определяем, какие связи присутствуют в данном предложении – союзная сочинительная, подчинительная или какие – либо другие.

По смыслу устанавливаем, каким образом в сложном предложении сформированы простые. Объясняем, почему именно таким образом расставлены в предложении знаки препинания. Все простые предложения, из которых составлено сложное, разбираем таким образом, как разбирается простое предложение.

Всё для учебы » Русский язык » Синтаксический разбор предложения

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.


Ссылка: https://сайт/russkij-yazyk/sintaksicheskij-razbor