О силе великокняжеской власти говорит отказ Василия II признать союз (унию) между католической и православной церквами под главенством папы, заключенную во Флоренции в 1439 ᴦ. Этот союз римский папа навязывал Руси под предлогом спасения Византийской империи от завоевания османами. Митрополит Руси грек Исидор, поддержавший унию, был низложен. На его место был избран рязанский епископ Иона, кандидатуру которого предложил Василий II. Этим было положено начало независимости русской церкви от Константинопольского патриарха. А после взятия Константинополя османами в 1453 ᴦ. выбор главы русской церкви определялся уже в Москве.
Подводя итог развития Руси в первые два столетия после монгольского разорения, можно утверждать, что в результате героического созидательного и ратного труда русского народа на протяжении XIV и первой половины XV в. были созданы условия для создания единого государства и свержения золотоордынского ига. Борьба за великое княжение шла уже, как показала феодальная война второй четверти XV в., не между отдельными княжествами, а внутри Московского княжеского дома. Активно поддержала борьбу за единство русских земель православная церковь. Процесс образования Российского государства со столицей в Москве стал необратим.
6.Завершение объединения русских земель в конце 15 в – начале 16 в. Образование Российского государства.
Конец XV в. многие историки определяют как переход от средневековья к Новому времени. Достаточно вспомнить, что в 1453 ᴦ. пала Византийская империя. В 1492 ᴦ. Колумб открыл Америку. Были совершены многие Великие географические открытия. В странах Западной Европы в это время наблюдается скачок в развитии производительных сил. Появляется книгопечатание (1456, Гутенберг). Это время в мировой истории получило название Эпохи Возрождения.
Конец XV в. столетия - это время завершения образования национальных государств на территории Западной Европы. Историки давно заметили, что процесс смены раздробленности единым государством - закономерный итог исторического развития.
Объединение княжеств и земель периода раздробленности проходило в наиболее развитых странах Западной Европы в связи с ростом материального производства, обусловленного развитием товарно-денежных отношений и разрушением натурального хозяйства как основы экономики. К примеру, урожайность в передовых странах Западной Европы составила сам-5 и даже сам-7 (ᴛ.ᴇ. одно посаженное зерно давало соответственно урожай в 5-7 зерен). Это в свою очередь позволяло быстро развиваться городу и ремеслу. В странах Западной Европы начался процесс преодоления экономической раздробленности, возникали национальные связи.
В сложившихся условиях королевская власть, опираясь на богатство городов, стремилась объединить страну. Процесс объединения возглавлял монарх, стоявший во главе дворянства - господствующего класса того времени.
Складывание централизованных государств в различных странах имело свои особенности. Сравнительно-исторический метод исследования исторических процессов дает основание сказать, что даже при наличии соответствующих социально-экономических причин объединение может или вообще не произойти, или сильно задержаться в силу субъективных или других объективных причин (к примеру, Германия и Италия были объединены только в XIX столетии). Имелись определенные особенности и в образовании Российского государства, процесс создания которого хронологически совпадает со многими западно-европейскими странами.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2 слайд
Описание слайда:
Тема: Ферраро - флорентийский собор и Русское православие Время второй четверти 15-го века было временем серьезного испытания в стойкости веры для многих православных стран. Время, когда каждый правитель и иерарх стоял перед нелегким выбором: сохранить ли внешнее видимое благополучие или сохранить веру отцов. Это испытания связано с вопросом о унии с католической Церковью, утвержденной в 1439г. на Флорентийском соборе. К чести Русской Православной Церкви и крепнущего Московского государства это испытание было пройдено весьма достойно, что явилось залогом будущих успехов и осознанной в этих испытаниях самостоятельности.
3 слайд
Описание слайда:
4 слайд
Описание слайда:
В начале 1437г., митрополит Исидор прибыл в Москву. Его сопровождал не получивший назначения, избранник русской паствы владыка Иона. По человечески понятно, что первое встреча с князем при таком положении дел вряд ли могла быть сердечной. Но вскоре новоназначенный митрополит, проявив свои дипломатические таланты, добился расположения Василия II. Почти сразу по приезде, Исидор стал готовиться к путешествию в Италию на предстоящий собор. «Напрасно великий князь Василий Васильевич убеждал митрополита не ездить в латинскую землю и даже запрещал ему своею властию. Наконец, видя упорство Исидора, Василий сказал ему: «Если уже ты непременно желаешь идти на Собор, то принеси нам оттуда наше древнее Православие; а нового и чуждого не приноси нам, - мы того не примем». Исидор дал клятву стоять за православие и отправился в Италию.»
5 слайд
Описание слайда:
6 слайд
Описание слайда:
Василий II и митрополит Исидор «Если уже ты непременно желаешь идти на Собор, то принеси нам оттуда наше древнее Православие; а нового и чуждого не приноси нам, - мы того не примем»
7 слайд
Описание слайда:
Собор был открыт в Ферраре 9 апреля 1438 года, под председательством папы Евгения, при котором было 11 кардиналов и до 150 латинских епископов.
8 слайд
Описание слайда:
НАЧАЛО ПРЕНИЙ Для ведения прений назначены были с обеих сторон по шести лиц и в числе их со стороны греков блаженный Марк, митрополит Ефесский, и Исидор, митрополит Русский.
9 слайд
Описание слайда:
Марк Эфесский защитник Православия. Преодолеть мощное давление папского окружения, усиленное Исидором и его единомышленниками, был в состоянии только один святитель Марк. Вокруг Марка Эфесского сгруппировались все защитники Православия.
10 слайд
Описание слайда:
ПЕЧАТЬ МИТРОПОЛИТА ИСИДОРА 5 июля 1439г. была подписана уния. Митрополит Исидор, как незаменимый помощник папы среди православного духовенства был достойным образом отмечен. За услуги, оказанные католичеству, папа возвел Исидора в сан кардинала-пресвитера.
11 слайд
Описание слайда:
В Москву он прибыл постом - 19 марта 1441 г.» Возвращался на свою кафедру он уже в новом качестве, в сане кардинала и легата от ребра апостольского, дарованном ему папой. В Москву он вступил решительно, с преднесением католического креста. На первой же литургии возносилось имя папы Евгения и было зачитано решение Флорентийского собора. На что он рассчитывал, проводя такой стремительный натиск на паству. Может на неграмотность и доверчивость русских христиан, или на свой непререкаемый авторитет первосвятителя? «Показательна реакция московской знати на объявление Исидором условий унии: «вси князи умолчаша, и бояре и иные мнози, еще же паче и епископы русские, вси умолчаша и воздремаша и уснуша» Но это молчание продолжалось недолго. В сердцах православных боролись желание отстоять свою правую веру и почтение, которое вызывал у каждого православного сан митрополита. Но вскоре всем стало очевидно, на чьей стороне правда. «Первым опомнился великий князь. Он доказал Исидору, что русское сердце благоговейно чтило полноту живой веры, а не привычную обрядность и бездушное послушание. Назвав митрополита «ересным прелестником, лютым волком, лжепастырем, губителем душ», Василий велел заточить Исидора в Чудовом монастыре и созвал русское духовенство на собор для рассмотрения флорентийской соборной грамоты. Определение было признано незаконным
12 слайд
Описание слайда:
НЕ ПРИНЯТИЕ УНИИ ВАСИЛИЕМ II Назвав митрополита «ересным прелестником, лютым волком, лжепастырем, губителем душ», Василий велел заточить Исидора в Чудовом монастыре и созвал русское духовенство на собор для рассмотрения флорентийской соборной грамоты. Определение было признано незаконным
Флорентийская уния (1439 г.) Падение Константинополя (1453 г.) Падение татаро-монгольского ига (1480 г.) Активная внешняя политика на Западном и Северо-Западном направлениях Венчание на царство Ивана IV (1547 г.) Присоединение Казанского (1552 г.) и Астраханского (1556 г.) ханств
Памятники «Филофеевского цикла»: Послание великокняжескому дьяку М. Мисюрю-Мунехину (ок гг.) Послание вел. кн. Василию Ивановичу (не позднее марта 1526 г.) Сочинение «Об обидах церкви» (1530-е – начало 1540-х гг.)
«Старого убо Рима церкви падеся от Аполинариевы ереси, втораго же убо Рима Констянтинграда Церкви агаряне внуцы секирами и оскорды разсекоша дверия ея, сия же нынъ третьяго Рима, державного твоего царствиа святая соборная апостольская Церкви, иже в концъх вселенныя в православнъи христианстеи въре во всеи поднебеснъи паче солнца свътитца»
Эсхатологический Измена православию Падение 1-го и 2-го Рима Москва – единственное православное государство Падение Москвы Конец Света Назидательный Русский государь – единственный православный государь Обязан заботиться о Церкви и бороться с беззаконием Основные мотивы
Московские государи – потомки Пруса (сродника/брата императора Августа) Славные деяния русских князей-язычников (успешные походы Руси на Византию) Независимость русского православия от греческого (ап. Андрей, кн. Ольга, кн.Владимир) Идея преемственности столиц (Киев-Владимир- Москва)
Публикация посланий Филофея в «Православной собеседнике» в 1860-е гг. Влияние внешнеполитической ситуации на популярность идеи (Русско-турецкая война гг.) Внимание публицистов и философов к «геополитической» составляющей идеи Представление о теории как обосновании экспансионистской политики в западной историографии 1950-х гг.
Время создания: рубеж х гг. Создатель: Андрей, протопоп Благовещенского собора, духовник Ивана IV, ближайший сотрудник митрополита Макария
Летописи (Никоновская, Воскресенская, Софийская I и др.) Русский Хронограф редакции 1512 г. Агиография (Киево-Печерский и Иерусалимский патерики, Память и похвала» Иакова Мниха, жития Ольги, Владимира, Александра Невского, Сергия Радонежского, митрополитов Петра, Алексея, Ионы и др.) Памятники церковного права (Устав Владимира, «Правила о церковных людях») Другие источники («Азбуковник» старшей редакции, Послание митрополита Фотия Василию I)
Рюрик – потомок императора Августа Осуждение язычества первых русских князей Княжеские междоусобицы как результат вмешательства сатаны и его слуг Краткое изложение или игнорирование периодов, богатых княжескими междоусобицами Преемственность столиц (Киев-Владимир- Москва)
Представление всех правителей Орды как принципиальных врагов христианской веры Значение Церкви и ее святых, которые обеспечивали богоизбранность всех «ступеней» «лествицы» российских правителей Восхваление богоизбранности русских самодержцев, их знания Св. Писания, забот о Церкви и чистоте веры
Ерусалимский К.Ю. История на посольской службе: дипломатия и память в России XVI в. М., Покровский Н.Н. Исторические концепции Степенной книги царского родословия // Степенная книга царского родословия по древнейшим спискам. Т. 1 / под. ред. Г. Д. Ленхофф и Н. Н. Покровского. М., С. 89–119. Усачев А.С. «Долгий XVI век» российской историографии // Общественные науки и современность С Усачев А.С. «Третий Рим» или «Третий Киев»? (Московское царство XVI века в восприятии современников) // Общественные науки и современность С
Слайд 2
Флорентийская уния
В 1439 г. для того, чтобы обеспечить защиту Византии от нашествия турок на Вселенском соборе в итальянском городе Флоренция православная церковь подписала с католической церковью унию - документ об объединении восточной и западной христианских церквей.
Слайд 3
Этим документом признавался догмат о главенстве папы Римского над всеми христианскими церквями, но сохранялось для православия право совершать обряды по его каноническим правилам.
Слайд 4
Поместный Собор 1448 г.
- Флорентийская уния была отвергнута.
- Участвовавший во Вселенском соборе и подписавший унию ставленник Константинопольского патриарха митрополит Исидор был низложен
Слайд 5
Поместный Собор 1448 г.
В 1448 г. Собор русских епископов впервые без участия Константинополя избрал митрополитом русского человека - Иону. Русская Православная церковь стала независимой.
Слайд 6
Соловецкий монастырь – основан тремя монахами на Соловецких островах Белого моря
Слайд 7
Монастыри в конце XV – нач. XVI в.
В 1479 г. Иосиф Волоцкий основал Иосифо -Волоколамский монастырь
Слайд 8
Троице-Сергиев монастырь основан Сергием Радонежским
Слайд 9
Ереси в конце XV – нач. XVI в.
Ересь (греч. «выбор, направление, мнение») - сознательное отклонение от догматов веры, предлагающее иной подход к религиозному учению; выделение из состава церкви новой общины.
Слайд 10
Стригольники
Дьякон Карп – новгородский цирюльник выступали против взяточничества отвергали церковные обряды выступали против монашества возрождали языческие ритуалы
Слайд 11
Ересь «жидовствующих»
Люди из свиты литовского князя – Великий Новгород Христос только пророк, а не сын Божий Отрицали Святую Троицу выступали против икон и икон, крестов, храмов против монашества выступали за западноевропейские порядки
Слайд 12
«Нестяжатели»
Нил Сорский выступали против «стяжания» церковью земель и другого имущества за аскетизм церковь должна быть независима от государства за сильную княжескую власть
1. Флорентийская уния 2. Поместный Собор 1448 года 3. Монастыри в конце XV начале XVI века 4. Ереси в конце XV начале XVI века 5. Теория «Москва – Третий Рим» Чупров Л. А. МКОУ СОШ № 3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края
В 1439 г. для того, чтобы обеспечить защиту Византии от нашествия турок на Вселенском соборе в итальянском городе Флоренция православная церковь подписала с католической церковью унию - документ об объединении восточной и западной христианских церквей.
Этим документом признавался догмат о главенстве папы Римского над всеми христианскими церквями, но сохранялось для православия право совершать обряды по его каноническим правилам.
Флорентийская уния была отвергнута. Участвовавший во Вселенском соборе и подписавший унию ставленник Константинопольско го патриарха митрополит Исидор был низложен
В 1448 г. Собор русских епископов впервые без участия Константинополя избрал митрополитом русского человека - Иону. Русская Православная церковь стала независимой.
Ересь (греч. «выбор, направление, мнение») - сознательное отклонение от догматов веры, предлагающее иной подход к религиозному учению; выделение из состава церкви новой общины.
Дьякон Карп – новгородский цирюльник Ø выступали против взяточничества Ø отвергали церковные обряды Ø выступали против монашества Ø возрождали языческие ритуалы
Люди из свиты литовского князя – Великий Новгород Христос только пророк, а не сын Божий Отрицали Святую Троицу выступали против икон и икон, крестов, храмов против монашества выступали за западноевропейские порядки
Нил Сорский выступали против «стяжания» церковью земель и другого имущества за аскетизм церковь должна быть независима от государства за сильную княжескую власть