Флорентийская уния и русь сообщение. Флорентийская уния (1439 г.) Падение Константинополя (1453 г.) Падение татаро-монгольского ига (1480 г.) Активная внешняя политика на Западном и Северо-Западном

О силе великокняжеской власти гово­рит отказ Василия II признать союз (унию) между католической и пра­вославной церквами под главенством папы, заключенную во Флоренции в 1439 ᴦ. Этот союз римский папа навязывал Руси под предлогом спасе­ния Византийской империи от завоевания османами. Митрополит Руси грек Исидор, поддержавший унию, был низложен. На его место был избран рязанский епископ Иона, кандидатуру которого предложил Ва­силий II. Этим было положено начало независимости русской церк­ви от Константинопольского патриарха. А после взятия Константинопо­ля османами в 1453 ᴦ. выбор главы русской церкви определялся уже в Москве.

Подводя итог развития Руси в первые два столетия после монголь­ского разорения, можно утверждать, что в результате героического со­зидательного и ратного труда русского народа на протяжении XIV и первой половины XV в. были созданы условия для создания единого государства и свержения золотоордынского ига. Борьба за великое кня­жение шла уже, как показала феодальная война второй четверти XV в., не между отдельными княжествами, а внутри Московского княжеского дома. Активно поддержала борьбу за единство русских земель право­славная церковь. Процесс образования Российского государства со сто­лицей в Москве стал необратим.

6.Завершение объединœения русских земель в конце 15 в – начале 16 в. Образование Российского государства.

Конец XV в. многие историки определяют как переход от средневе­ковья к Новому времени. Достаточно вспомнить, что в 1453 ᴦ. пала Ви­зантийская империя. В 1492 ᴦ. Колумб открыл Америку. Были совер­шены многие Великие географические открытия. В странах Западной Европы в это время наблюдается скачок в развитии производительных сил. Появляется книгопечатание (1456, Гутенберг). Это время в мировой истории получило название Эпохи Возрождения.

Конец XV в. столетия - это время завершения образования нацио­нальных государств на территории Западной Европы. Историки давно заметили, что процесс смены раздробленности единым государством - закономерный итог исторического развития.

Объединœение княжеств и земель периода раздробленности проходило в наиболее развитых странах Западной Европы в связи с ростом мате­риального производства, обусловленного развитием товарно-денежных отношений и разрушением натурального хозяйства как основы эконо­мики. К примеру, урожайность в передовых странах Западной Европы составила сам-5 и даже сам-7 (ᴛ.ᴇ. одно посаженное зерно давало соот­ветственно урожай в 5-7 зерен). Это в свою очередь позволяло быстро развиваться городу и ремеслу. В странах Западной Европы начался процесс преодоления экономической раздробленности, возникали на­циональные связи.

В сложившихся условиях королевская власть, опираясь на богатство городов, стремилась объединить страну. Процесс объединœения возглав­лял монарх, стоявший во главе дворянства - господствующего класса того времени.

Складывание централизованных государств в различных странах имело свои особенности. Сравнительно-исторический метод исследова­ния исторических процессов дает основание сказать, что даже при на­личии соответствующих социально-экономических причин объединœение может или вообще не произойти, или сильно задержаться в силу субъ­ективных или других объективных причин (к примеру, Германия и Ита­лия были объединœены только в XIX столетии). Имелись определœенные особенности и в образовании Российского государства, процесс созда­ния которого хронологически совпадает со многими западно-европейскими странами.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Тема: Ферраро - флорентийский собор и Русское православие Время второй четверти 15-го века было временем серьезного испытания в стойкости веры для многих православных стран. Время, когда каждый правитель и иерарх стоял перед нелегким выбором: сохранить ли внешнее видимое благополучие или сохранить веру отцов. Это испытания связано с вопросом о унии с католической Церковью, утвержденной в 1439г. на Флорентийском соборе. К чести Русской Православной Церкви и крепнущего Московского государства это испытание было пройдено весьма достойно, что явилось залогом будущих успехов и осознанной в этих испытаниях самостоятельности.

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

В начале 1437г., митрополит Исидор прибыл в Москву. Его сопровождал не получивший назначения, избранник русской паствы владыка Иона. По человечески понятно, что первое встреча с князем при таком положении дел вряд ли могла быть сердечной. Но вскоре новоназначенный митрополит, проявив свои дипломатические таланты, добился расположения Василия II. Почти сразу по приезде, Исидор стал готовиться к путешествию в Италию на предстоящий собор. «Напрасно великий князь Василий Васильевич убеждал митрополита не ездить в латинскую землю и даже запрещал ему своею властию. Наконец, видя упорство Исидора, Василий сказал ему: «Если уже ты непременно желаешь идти на Собор, то принеси нам оттуда наше древнее Православие; а нового и чуждого не приноси нам, - мы того не примем». Исидор дал клятву стоять за православие и отправился в Италию.»

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Василий II и митрополит Исидор «Если уже ты непременно желаешь идти на Собор, то принеси нам оттуда наше древнее Православие; а нового и чуждого не приноси нам, - мы того не примем»

7 слайд

Описание слайда:

Собор был открыт в Ферраре 9 апреля 1438 года, под председательством папы Евгения, при котором было 11 кардиналов и до 150 латинских епископов.

8 слайд

Описание слайда:

НАЧАЛО ПРЕНИЙ Для ведения прений назначены были с обеих сторон по шести лиц и в числе их со стороны греков блаженный Марк, митрополит Ефесский, и Исидор, митрополит Русский.

9 слайд

Описание слайда:

Марк Эфесский защитник Православия. Преодолеть мощное давление папского окружения, усиленное Исидором и его единомышленниками, был в состоянии только один святитель Марк. Вокруг Марка Эфесского сгруппировались все защитники Православия.

10 слайд

Описание слайда:

ПЕЧАТЬ МИТРОПОЛИТА ИСИДОРА 5 июля 1439г. была подписана уния. Митрополит Исидор, как незаменимый помощник папы среди православного духовенства был достойным образом отмечен. За услуги, оказанные католичеству, папа возвел Исидора в сан кардинала-пресвитера.

11 слайд

Описание слайда:

В Москву он прибыл постом - 19 марта 1441 г.» Возвращался на свою кафедру он уже в новом качестве, в сане кардинала и легата от ребра апостольского, дарованном ему папой. В Москву он вступил решительно, с преднесением католического креста. На первой же литургии возносилось имя папы Евгения и было зачитано решение Флорентийского собора. На что он рассчитывал, проводя такой стремительный натиск на паству. Может на неграмотность и доверчивость русских христиан, или на свой непререкаемый авторитет первосвятителя? «Показательна реакция московской знати на объявление Исидором условий унии: «вси князи умолчаша, и бояре и иные мнози, еще же паче и епископы русские, вси умолчаша и воздремаша и уснуша» Но это молчание продолжалось недолго. В сердцах православных боролись желание отстоять свою правую веру и почтение, которое вызывал у каждого православного сан митрополита. Но вскоре всем стало очевидно, на чьей стороне правда. «Первым опомнился великий князь. Он доказал Исидору, что русское сердце благоговейно чтило полноту живой веры, а не привычную обрядность и бездушное послушание. Назвав митрополита «ересным прелестником, лютым волком, лжепастырем, губителем душ», Василий велел заточить Исидора в Чудовом монастыре и созвал русское духовенство на собор для рассмотрения флорентийской соборной грамоты. Определение было признано незаконным

12 слайд

Описание слайда:

НЕ ПРИНЯТИЕ УНИИ ВАСИЛИЕМ II Назвав митрополита «ересным прелестником, лютым волком, лжепастырем, губителем душ», Василий велел заточить Исидора в Чудовом монастыре и созвал русское духовенство на собор для рассмотрения флорентийской соборной грамоты. Определение было признано незаконным

Флорентийская уния (1439 г.) Падение Константинополя (1453 г.) Падение татаро-монгольского ига (1480 г.) Активная внешняя политика на Западном и Северо-Западном направлениях Венчание на царство Ивана IV (1547 г.) Присоединение Казанского (1552 г.) и Астраханского (1556 г.) ханств







Памятники «Филофеевского цикла»: Послание великокняжескому дьяку М. Мисюрю-Мунехину (ок гг.) Послание вел. кн. Василию Ивановичу (не позднее марта 1526 г.) Сочинение «Об обидах церкви» (1530-е – начало 1540-х гг.)




«Старого убо Рима церкви падеся от Аполинариевы ереси, втораго же убо Рима Констянтинграда Церкви агаряне внуцы секирами и оскорды разсекоша дверия ея, сия же нынъ третьяго Рима, державного твоего царствиа святая соборная апостольская Церкви, иже в концъх вселенныя в православнъи христианстеи въре во всеи поднебеснъи паче солнца свътитца»


Эсхатологический Измена православию Падение 1-го и 2-го Рима Москва – единственное православное государство Падение Москвы Конец Света Назидательный Русский государь – единственный православный государь Обязан заботиться о Церкви и бороться с беззаконием Основные мотивы




Московские государи – потомки Пруса (сродника/брата императора Августа) Славные деяния русских князей-язычников (успешные походы Руси на Византию) Независимость русского православия от греческого (ап. Андрей, кн. Ольга, кн.Владимир) Идея преемственности столиц (Киев-Владимир- Москва)


Публикация посланий Филофея в «Православной собеседнике» в 1860-е гг. Влияние внешнеполитической ситуации на популярность идеи (Русско-турецкая война гг.) Внимание публицистов и философов к «геополитической» составляющей идеи Представление о теории как обосновании экспансионистской политики в западной историографии 1950-х гг.




Время создания: рубеж х гг. Создатель: Андрей, протопоп Благовещенского собора, духовник Ивана IV, ближайший сотрудник митрополита Макария





Летописи (Никоновская, Воскресенская, Софийская I и др.) Русский Хронограф редакции 1512 г. Агиография (Киево-Печерский и Иерусалимский патерики, Память и похвала» Иакова Мниха, жития Ольги, Владимира, Александра Невского, Сергия Радонежского, митрополитов Петра, Алексея, Ионы и др.) Памятники церковного права (Устав Владимира, «Правила о церковных людях») Другие источники («Азбуковник» старшей редакции, Послание митрополита Фотия Василию I)




Рюрик – потомок императора Августа Осуждение язычества первых русских князей Княжеские междоусобицы как результат вмешательства сатаны и его слуг Краткое изложение или игнорирование периодов, богатых княжескими междоусобицами Преемственность столиц (Киев-Владимир- Москва)


Представление всех правителей Орды как принципиальных врагов христианской веры Значение Церкви и ее святых, которые обеспечивали богоизбранность всех «ступеней» «лествицы» российских правителей Восхваление богоизбранности русских самодержцев, их знания Св. Писания, забот о Церкви и чистоте веры



Ерусалимский К.Ю. История на посольской службе: дипломатия и память в России XVI в. М., Покровский Н.Н. Исторические концепции Степенной книги царского родословия // Степенная книга царского родословия по древнейшим спискам. Т. 1 / под. ред. Г. Д. Ленхофф и Н. Н. Покровского. М., С. 89–119. Усачев А.С. «Долгий XVI век» российской историографии // Общественные науки и современность С Усачев А.С. «Третий Рим» или «Третий Киев»? (Московское царство XVI века в восприятии современников) // Общественные науки и современность С

Слайд 2

Флорентийская уния

В 1439 г. для того, чтобы обеспечить защиту Византии от нашествия турок на Вселенском соборе в итальянском городе Флоренция православная церковь подписала с католической церковью унию - документ об объединении восточной и западной христианских церквей.

Слайд 3

Этим документом признавался догмат о главенстве папы Римского над всеми христианскими церквями, но сохранялось для православия право совершать обряды по его каноническим правилам.

Слайд 4

Поместный Собор 1448 г.

  • Флорентийская уния была отвергнута.
  • Участвовавший во Вселенском соборе и подписавший унию ставленник Константинопольского патриарха митрополит Исидор был низложен
  • Слайд 5

    Поместный Собор 1448 г.

    В 1448 г. Собор русских епископов впервые без участия Константинополя избрал митрополитом русского человека - Иону. Русская Православная церковь стала независимой.

    Слайд 6

    Соловецкий монастырь – основан тремя монахами на Соловецких островах Белого моря

    Слайд 7

    Монастыри в конце XV – нач. XVI в.

    В 1479 г. Иосиф Волоцкий основал Иосифо -Волоколамский монастырь

    Слайд 8

    Троице-Сергиев монастырь основан Сергием Радонежским

    Слайд 9

    Ереси в конце XV – нач. XVI в.

    Ересь (греч. «выбор, направление, мнение») - сознательное отклонение от догматов веры, предлагающее иной подход к религиозному учению; выделение из состава церкви новой общины.

    Слайд 10

    Стригольники

    Дьякон Карп – новгородский цирюльник выступали против взяточничества отвергали церковные обряды выступали против монашества возрождали языческие ритуалы

    Слайд 11

    Ересь «жидовствующих»

    Люди из свиты литовского князя – Великий Новгород Христос только пророк, а не сын Божий Отрицали Святую Троицу выступали против икон и икон, крестов, храмов против монашества выступали за западноевропейские порядки

    Слайд 12

    «Нестяжатели»

    Нил Сорский выступали против «стяжания» церковью земель и другого имущества за аскетизм церковь должна быть независима от государства за сильную княжескую власть

    1. Флорентийская уния 2. Поместный Собор 1448 года 3. Монастыри в конце XV начале XVI века 4. Ереси в конце XV начале XVI века 5. Теория «Москва – Третий Рим» Чупров Л. А. МКОУ СОШ № 3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края

    В 1439 г. для того, чтобы обеспечить защиту Византии от нашествия турок на Вселенском соборе в итальянском городе Флоренция православная церковь подписала с католической церковью унию - документ об объединении восточной и западной христианских церквей.

    Этим документом признавался догмат о главенстве папы Римского над всеми христианскими церквями, но сохранялось для православия право совершать обряды по его каноническим правилам.

    Флорентийская уния была отвергнута. Участвовавший во Вселенском соборе и подписавший унию ставленник Константинопольско го патриарха митрополит Исидор был низложен

    В 1448 г. Собор русских епископов впервые без участия Константинополя избрал митрополитом русского человека - Иону. Русская Православная церковь стала независимой.

    Ересь (греч. «выбор, направление, мнение») - сознательное отклонение от догматов веры, предлагающее иной подход к религиозному учению; выделение из состава церкви новой общины.

    Дьякон Карп – новгородский цирюльник Ø выступали против взяточничества Ø отвергали церковные обряды Ø выступали против монашества Ø возрождали языческие ритуалы

    Люди из свиты литовского князя – Великий Новгород Христос только пророк, а не сын Божий Отрицали Святую Троицу выступали против икон и икон, крестов, храмов против монашества выступали за западноевропейские порядки

    Нил Сорский выступали против «стяжания» церковью земель и другого имущества за аскетизм церковь должна быть независима от государства за сильную княжескую власть