Доспехи короля-многоженца. Золотые доспехи королей европы Доспехи Генриха VIII, короля Англии

Король Англии Генрих VIII (1497 – 1547 гг.) большинству людей известен главным образом тем, что был королем-многоженцем, ну и что он завел в Англии так называемую «англиканскую» церковь, причем не столько ради, собственно, веры, сколько ради того, чтобы иметь возможность жениться без помех. Однако куда важнее то, что он был ещё и умный государственный деятель, правление которого английские историки рассматривают как период, когда старое заменялось новым, и одновременно как эпоху заката и расцвета доспехов из цельнокованых пластин.

Рождение «гринвичского стиля»

Начать надо с того, что это Генрих VIII преобразовал английскую армию из традиционного средневекового войска, которое состояло из рыцарской конницы и некоторого количества пехотинцев и лучников, в армию «современную», спаянную дисциплиной, незнакомой феодальному воинству, и одерживающей над ним верх благодаря своему огнестрельному и очень длинным копьям, позволявшим ее пехотинцам бороться с рыцарской конницей на равных. Правда, новое оружие в Англии пока что не производилось, а привозилось с материка. Однако король сохранил и «старый добрый английский лук», всячески поощрял занятия стрельбой из него и не разрешал своим стрелкам ставить мишени ближе, чем на расстояние в 220 ярдов (ок. 200 м).

Знаменитый «рогатый шлем» Генриха VIII. Королевский Арсенал. Лидс.

Самого Генриха нельзя было назвать выдающимся полководцем, пусть даже он и участвовал в двух военных походах за пределами страны. Но зато в молодые годы он сражался на турнирах, любил заниматься борьбой и стрелял из лука, а когда состарился, пристрастился к соколиной охоте. Два раза, в 1524 и 1536 гг., участвуя в турнирах, он едва не лишился жизни – настолько турнирные забавы были опасны даже для королей.


Портрет Генриха VIII кисти Гольбейна.

Но он был еще и умен, и то, что Британия зависела от импорта оружия и доспехов с континента, считал недопустимым. Чтобы начать собственное производство, он пригласил в Англию мастеров из Италии, но почему-то в тот раз дело закончилось неудачей. Но король был настойчив и в 1515 г. он нашел мастеров-оружейников в Германии и во Фландрии, согласившихся переехать в Англию и работать у него в специально открытой для них мастерской в Гринвиче.

Вот так и получилось, что в Англии смешались сразу две школы: германо-фламандская, но также и итальянская, и вот так и родился знаменитый «гринвичский стиль».

Конечно, надо иметь в виду, что главным образом король старался для самого себя! Потому, что дешевые доспехи для своей пехоты он по-прежнему предпочитал заказывать за границей и, в частности, в Италии, где в конце 1512 г. он приобрел 2000 комплектов латных доспехов во Флоренции (ценой 16 шиллингов за доспех); а через год – купил еще и 5000 однотипных доспехов в Милане. Затем, в 1539 г., еще 1200 комплектов дешевых доспехов король заказал и в Колони, и еще 2700 в Антверпене. Причем современники отмечали, что тут Генрих явно решил сэкономить, так как Антверпен «славился» выработкой доспехов «низкого качества», которые использовались только лишь в пехоте. Но вот себя самого король не обидел! Только в Королевском Арсенале Лондонского Тауэра хранятся сразу четыре доспеха, принадлежавших Генриху VIII. Пятый доспех находится в Виндзорском замке, а еще двумя, которые, как считают специалисты, также принадлежат именно Генриху VIII, владеет Метрополитен-музей в Нью-Йорке.


Серебряные и гравированные доспехи Генриха VIII из Метрополитен-музея в Нью-Йорке. Высота 1850 мм. Вес 30.11 кг. Считается, что их привезли в Англию или фламандцы, или миланцы Филиппо де Грамнис и Джованни Анджело де Литтис. Доспехи ранее были позолоченными, но сейчас они полностью покрыты серебром, и гравировка сделана по серебру.

Король очень любил пешие поединки, поэтому первый доспех (около 1515 г.) был сделан для него именно для участия в них. Все детали его подогнаны одна к другой самым тщательным образом, так что доспех напоминает не столько латы, сколько настоящее произведение искусства. Украшает их гравировка, сюжетом которой стало состоявшаяся в 1509 г. бракосочетание Генриха VIII е Екатериной Арагонской. На кирасе спереди было помещено изображение Св. Георгия, а сзади Св. Варвары. Орнаментом являлись вьющиеся растения, среди которых были и розы Тюдоров, и также гранаты Арагона. На крыльях наколенников изображались связки стрел – то есть эмблема отца Екатерины, короля Фердинанда II Арагонского. Носки сабатонов были украшены символическими изображениями крепости Кастилии и другая эмблема рода Тюдоров – решетка замковых ворот на цепях. Вдоль нижней части «юбки» доспеха шла кайма из переплетенных инициалов «Н» и «К» - то есть «Генрих» и «Екатерина». Задняя часть наголенника несла изображение женской фигуры, которая появлялась из чашечки цветка; причем фигура слева имела на своем воротнике надпись «GLVCK». Доспехи подчеркивают высокий, даже для нашего времени, рост и прекрасную физическую форму молодого монарха.

В 1510 г. Генриху VIII император Максимилиан I подарил конский доспех – как память о войне с французами, и вот он-то особенно хорошо показывает, насколько совершенна была в то время подобная броня. Сделан он был фламандским мастером Мартином ван Рояном, а состоит он из таких деталей, как наглавник, нашейник, нагрудник, двух боковых пластин фланчардов и массивного выпуклого накрупника. Для украшения пластин использовались гравировка и чеканка, а также позолота. Металлические пластины поводьев были гравированы, а все остальные крупные металлические пластины, передние и задние луки седла украшали выпуклые изображения веток и плодов граната, и вдобавок еще и ветвистые кресты ордена Золотого Руна, обладателем которого Генрих VIII стал в 1505 г. Меньше всего была украшена нашейная пластина этого доспеха, однако и на ней была сделана гравированная кайма, на которой изображались гранаты. Есть мнение, что эта часть принадлежит другому доспеху и была выполнена фламандским мастером Полом ван Врелантом. Впрочем, позднее в Гринвиче оказались оба этих мастера. Так что Генрих, видимо, подбирал себе людей, известных ему по работе над заказами императора Максимилиана I.

Кто знает, может быть в этих посеребренных и покрытых прекрасной гравировкой доспехах 1515 г. больше работы итальянских, нежели фламандских мастеров, но вполне может быть, что их части были изготовлены во Фландрии, хотя можно сказать почти наверняка, что отделывали их уже непосредственно в Англии, где Генрих VIII в 1515 г. уже имел свою оружейную мастерскую.

В 1520 г. королю потребовались еще одни доспехи для пешего турнира, который должен был состояться на известном свой роскошью «Поле золотой парчи», и вот именно эти доспехи оказались настолько совершенными, что, имея вес 42,68 кг, в них не было ни одной части тела, не закрытой цельнокованой сталью. Но эти доспехи не были закончены, и до сегодняшних дней дошли именно вот в таком, незавершенном виде.


Рыцарский доспех Генриха VIII 1520 г. Рисунок современного художника.

Другой доспех Генриха VIII относится к тому же году. Называется он «стальная юбка», и ясно почему - ведь это главный его элемент. Очевидно и то, что доспех этот делали в большой спешке, из-за чего часть его деталей была позаимствована от какого-то другого доспеха, и только некоторые из них изготовлены заново.

Отличает его очень большой бацинет, изначально сделанный в Милане (поскольку на нем стоит штамп мастерской города Миссагли), но с измененным на нем забралом. Наручи взяли также от старых доспехов, причем они имели вид ряда узких и тонких пластин, закрывавших локтевые суставы изнутри, а вот снаружи их прикрывали пластины покрупнее.


Турнирный доспех «стальная юбка».

Поножи имели петли и специальные пазы под шпоры, требовавшихся всаднику, но вовсе не требовавшихся для пешего бойца. Только лишь наплечники из пластин, перекрывавших друг друга (что стало отличительной чертой оружейников из Гринвича) и еще стальная юбка (тонлет) были совершенно новыми. Гравировки на них до сих пор сохраняют следы золочения. В качестве украшений для него использовались фигуры Св. Георгия, Девы Марии и младенца, по краю шли розы Тюдоров, знак ордена Подвязки был выгравирован на вороте, а на левом наголеннике имелось гравированное изображение ордена Подвязки.


Знак Ордена Подвязки.

С одной стороны, получается, что доспехи резко специализировались, с другой – их поистине невероятная стоимость, равная иногда стоимости города (!) средних размеров, вызвала к жизни доспешные гарнитуры, в которых доспех можно было «модернизировать» путем добавления к нему разных деталей. И таким образом одни и те же латы можно было использовать и в качестве турнирных, и боевых одновременно.

Самый известный из гарнитуров, дошедших до наших дней, это комплект, сделанный для Генриха VIII его мастерами в Гринвиче в 1540 г. Это полные латы для джостры, на что указывает очень массивный левый наплечник, который составляет одно целое с баффом – то есть дополнительным бронелистом, который крепился на кирасу так, что закрывал подбородок, шею и еще часть груди. Если его использовали в пешм турнирном поединке, то к этим латам можно было пристегнуть удлиненные набедренники. Наплечники имели симметричную форму, а вот гульфик – предмет, который король очень любил и ценил, был цельнометаллическим. Комбинированием частей доспеха можно было получить несколько доспехов: турнирной; так называемый «дротиковый доспех» или «в три четверти», у которого набедренники закрывали ноги лишь до колен, и полудоспех пехотинца с кольчужными рукавами, латными перчатками, набедренники и опять же с цельнометаллическим гульфиком, но без копейного крюка на его кирасе. Шлем не имел забрала. Отсутствовала на нем и латная обувь.


Рыцарский гарнитур Генриха VIII. Современный рисунок.

Таким образом, всего с одним таким гарнитуром Генрих VIII, получалось, имел сразу несколько доспехов. Возможно, что такое решение было продиктовано экономическими соображениями, так как доспехи были очень уж дорогими. Но, возможно, что это была и некая «игра ума», и обладать такими доспехами было просто престижно. Ведь в 1544 г. ему потребовались еще два доспеха уже для булоньской кампании. Основой для их гравировки послужили эскизы художника Ганса Гольбейна. Но почему же тогда он не использовал свой доспешный гарнитур?

Уникальной принадлежностью доспеха 1545 г. стала особая набрюшная пластина, которую Генриху VIII предложил использовать французский король Франциск I в 1520 г. Она стала особенностью гринвичской школы, но применялась только на этих королевских доспехах и больше нигде. Это деталь из трех стальных пластин, соединенных между собой и заходящих одна на другую. Она закреплялась спереди на простеганном дублете с кольчужными рукавами и с короткими кольчужными рейтузами с гульфиком. У нагрудной кирасы в центре на груди было отверстие для Т-образного штифта, который скреплял эту пластину с кирасой. Такое приспособление помогало распределить вес кирасы по телу, кроме того, многослойная броня становилась ну просто абсолютно «пулемечекопьенепроницаемой».


Доспех Генриха VIII 1545 г.

Что же касается парадных доспехов, то мастера-оружейники, стараясь угодить своим заказчикам, на здравый смысл в это время внимания уже не обращали, что доказывает нам знаменитый «рогатый шлем» Генриха VIII, который все тот же император Максимилиан I подарил ему в 1514 г.


Строевые доспехи Вильяма Сомерсета, Третьего графа Вустерского, главного эксквайра Генриха VIII. Вес доспеха 53,12 кг. В этих доспехах граф Вустерский изображен на двух портретах, один из которых был написан не ранее 1570 г., когда его наградили орденом Подвязки, который на нем виден. Изготовлены в Гринвиче под руководством Джона Келте. В комплект входят детали доспеха для коня и седло с защитной облицовкой. Первоначально доспехи были фиолетового цвета с золочеными фестонами.

От самого доспеха только этот шлем и сохранился. У него откидывающееся вверх забрало, имеющее форму человеческого лица, очки без стекол (и понятно почему, зачем они нужны на доспехах?!) и зачем-то… прикрепленные к нему витые бараньи рога! Сделал его мастер Конрадом Зойзенхофером из Инсбрука в 1512 г., и вне всякого сомнения он представляет собой выдающееся произведение доспешного искусства начала ХVI в. Вот только сражаться в нем было, скорее всего, совсем неудобно.


Вот он – столь знаменитый «рогатый шлем»!

Понимали ли это оружейники? Не могли не понимать! Но, видимо, это был оригинальный сувенир и не более, чисто «королевский подарок» короля – королю, поэтому-то они его таким и сделали!

Ну а доспехи от этого шлема так и не найдены, и есть подозрение, что то, что от них осталось, продали на металлолом еще в 1649 г., в годы Гражданской войны в Англии. Шлем этой участи избежал лишь потому, что его хранили от них отдельно (у них, возможно, могли быть и другие шлемы). Уже в ХVII в. этот шлем был показан в Тауэре как деталь «доспехов Уилла Сомерса», который был у Генриха VIII придворным шутом. Кто был на самом деле его хозяином, долгое время было вообще неизвестно.


Шлем-маска 1515 г. Кольман Хельсшмидт. Вес 2146 г.

Правда, в последнее время опять у специалистов появились определенные сомнения в его подлинности. И вот вопрос: рога барана и очки были на нем с самого начала, или их добавили к нему потом? И самое главное - с чего бы это столь причудливый предмет Максимилиан I решил подарить Генриху VIII? Ответить на эти вопросы, скорее всего, так и не удастся, но… пусть это и единственная часть этих доспехов, но она поистине удивительна и потому… особенно прекрасна! С другой стороны, возможно, что такие вопросы неуместны вообще. Просто время между 1510 и 1540 гг. пришлось на пик популярности так называемых максимилиановских доспехов, а шлемы армэ у многих из них имели забрала в виде гротесковых человеческих лиц. Отсюда и желание мастеров-оружейников угодить своему венценосному заказчику по максимуму и сделать нечто совершенно оригинальное, что еще не встречалось, и, надо отметить, что в этом они своей цели добились!

Опубликовано: Декабрь 1, 2015

Любимые доспехи Генриха VIII (1491-1547 года)

В истории немало тайн и загадок, однако, как правило, время - лучший помощник в их разгадывании. Ну, например, ещё совсем недавно не только в школьных учебниках, но даже и в серьёзных книгах утверждалось, что рыцарские доспехи были настолько тяжелы, что облачённый в них воин, упав, уже не мог подняться самостоятельно, зато сегодня, посетив Музей оружия в английском городе Лидсе, вы можете увидеть, как облачённые в металлические доспехи эпохи Тюдоров рыцари не только сражаются друг с другом на мечах, но и совершают в них прыжки, что кажется совсем невероятным. Однако были ведь и ещё более совершённые рыцарские латы, принадлежавшие королям, и в частности, королю Генриху VIII.

Любитель воинских упражнений

Известно, что английский король Генрих VIII (1491-1547 года) был большим любителем воинских упражнений. Он мастерски стрелял из лука , играл в мяч, охотился, однако всему этому предпочитал рыцарские турниры . В 1515 году он пригласил славившихся своим искусством немецких и фламандских оружейников к себе в Англию и поселил их в местечке Гринвич под Лондоном. Так родилась ставшая со временем всемирно известной Гринвичская оружейная мастерская, специализировавшаяся на доспехах для самого короля и его приближённых.

Первые доспехи король заказал мастерам в том же 1515 году, причём предназначались они для пеших турнирных поединков . Высота их в собранном виде достигает 185 сантиметров при весе 30,11 килограмма, что лишний раз доказывает: все рассказы о том, что Генрих был видным мужчиной, отнюдь не выдумки!

Доспехи эти раньше золочёные, сегодня покрыты серебром и к тому же украшены изящной гравировкой. Интересно, что темой отделки этих доспехов является свадьба Генриха VIII и Екатерины Арагонской, которая состоялась в 1509 году. На нагрудной части кирасы изображена фигура святого Георгия, а на задней - святой Барбары. Все остальные части украшены орнаментом из вьющихся растений, среди которых видны розы Тюдоров и гранат Арагона. Крылья наколенников украшены связками стрел - эмблемой Фердинанда II Арагонского и эмблемой Екатерины Арагонской - розой и плодом граната, носки - эмблемой крепости Кастилии и решёткой ворот - эмблемой Тюдоров. На кайме юбки доспеха - золотые инициалы Генриха и Катерины: «Н» и «К».

Поскольку королю пешком ходить не подобает, в передней и задней части юбки были сделаны вырезы, благодаря которым король в этих доспехах мог как влитой сидеть верхом на коне. На время поединка вырезы закрывали закреплявшимися на юбке съёмными деталями, и она становилась похожей на колокол. Такая конструкция не мешала перемещаться по ристалищу, и в то же время удар ниже пояса цели не достигал!

«Стальной скафандр»

Следующие доспехи Генриха VIII, заказанные им в 1520 году, иначе как «стальным скафандром» и не назовёшь. Они не оставляли ни единого не защищенного металлом кусочка тела. Причём - так как эти доспехи тоже предназначались для пешего поединка - в них было надёжно защищено даже седалище великого монарха и внутренняя поверхность бёдер. Сделал их мастер Мартин Ван Райн, и они также дошли до нашего времени. Доспехи эти ничем не украшены, но зато это совершеннейшая по конструкции и по исполнению - статуя из стали»! Вес их достигал уже 42,64 килограмма, а высота - 187,9 сантиметра.

Доспехи эти уже в наше время изучали специалисты из НАСА и были очень удивлены тем, насколько точно древние мастера сумели подогнать их по фигуре короля - они практически не ограничивали его движений!

Загадка нагрудной пластины

Поскольку сплошные доспехи были очень дороги (иные стоили столько же, сколько небольшой городок!), при Генрихе вошло в моду заказывать себе так называемые доспешные гарнитуры. Это были доспехи с несколькими дополнительными деталями, благодаря которым защита рыцаря трансформировалась в зависимости от потребности. Таков был и знаменитый доспешный гарнитур короля выпуска 1540 года, позволявший на основе одного доспеха иметь целых шесть! Во-первых, это был полный рыцарский доспех, так сказать, на любой случай, заменой шлема , поножей и набедренников эти латы легко превращались в доспех всадника-копейщика, а путём ещё большего облегчения - в доспех всадника лёгкой конницы. Кроме того, это был также ещё и полный турнирный доспех для боя на копьях, усиленный доспех, с массивными пластинами на левую руку, часть груди и шлем, а также и полный турнирный доспех для пешего поединка!

Интересно, что в этом доспехе под кирасу надевалась ещё и специальная нагрудная пластина, состоявшая из трёх элементов. В центре пластины находился винт, при помощи которого она соединялась с нагрудной кирасой через имевшееся на ней отверстие. Помимо усиления защитной функции доспеха эта пластина, как выяснилось, играла и другую роль, а именно - помогала распределить вес всего доспеха равномерно по плечам и груди! На других доспехах подобных пластин не встречалось, и это лишний раз говорит нам о том, что Генрих VIII был не просто сильным, но ещё и умным монархом, гораздым на всевозможные технические ухищрения! Впрочем, самые оригинальные доспехи Генриха VIII до нас не дошли. От них сохранился всего лишь один шлем, украшенный почему-то… очками и огромными витыми бараньими рогами!

Это был подарок, и подарок подлинно королевский, поскольку пользы от него - никакой, так как в реальном сражении такой шлем вряд ли можно было бы носить! Считается, что так называемый бараний шлем был изготовлен мастером Конрадом Зейсенхофером в Инсбруке в 1511-1514 годах, а подарил его Генриху император Максимилиан I, точно такой же, как и король, любитель турниров и ценитель доспехов!

Королевское кропило

Кстати, о том, что король Генрих очень любил всяческие военные диковины, свидетельствует и сохранившаяся до наших дней его «прогулочная» палица .

Она представляла собой ошипованный шар на деревянной рукоятке, внутри которого размещались короткие пистолетные стволы с запальными отверстиями, закрытыми специальными сдвигающимися крышками. Легенда гласит, что, вооружившись такой палицей, называвшейся ещё королевским кропилом, король любил инкогнито расхаживать по Лондону. Как-то раз за ношение неподобающего оружия он был даже задержан ночным патрулем и отведён в Тауэр. Когда наутро недоразумение разъяснилось, и начальник патруля уже мысленно прощался с жизнью, король вызвал его к себе и даже наградил за усердие, так как «закон един для всех »! Ну а замечательными доспехами Генриха VIII мы можем любоваться и в Метрополитен-музее в США, и в Королевском музее оружия в Лидсе . Причём знаменитый бараний шлем является сегодня чуть ли не его визитной карточкой!

- Присоединяйтесь!

Ваше имя:

Комментарий:


Доспехи, призванные защищать воина, подчеркивать его статус или запугивать неприятеля, оставались востребованными на протяжении многих столетий. А талант и фантазия их создателей, мастеров оружейного дела прошлых лет, даже сегодня, в XXI веке, продолжают удивлять и восхищать.

Первые доспехи для защиты воинов от копий и мечей представляли собой просто грубо обработанные металлические пластины. Но c усложнением используемого оружия совершенствовались и доспехи, они становились более прочными и, вместе с тем, легкими и гибкими.




В средние века облаченный в доспехи всадник с мечом или копьем в руках представлял собой страшное и зачастую непобедимое оружие, ничто не мешало ему напасть практически на любого.




Но постоянно воевать невозможно, и постепенно на смену сражениям пришли рыцарские турниры, при этом доспехи в большей степени стали отражением социального положения и благосостояния их владельцев.




Доспехи становились все дороже и вскоре стали доступны лишь для богатых людей. А самые лучшие доспехи стоили так дорого, что их могли приобрести лишь самые высокие особы королевских кровей.



Доспехи короля Генриха VIII – его краса и гордость

В Средние века наряду с оружейными мастерами в создании доспехов непосредственно участвовали и сами рыцари, которые неплохо разбиралась в рыцарской экипировке. Особо пристальным вниманием к оружейному делу отличался английский король Генрих VIII, знавший все его тонкости.


Большинство людей знают Генриха VIII как короля-многоженца. У него было шесть жен: с двумя он развелся, двух казнил, две умерли сами.




Король был также большим любителем изысканного вооружения и доспехов, рыцарских турниров. И он не мог смириться с тем, что Британия в то время импортировала и оружие, и воинское снаряжение из Европы.

Первыми по его приглашению в Англию прибыли итальянские оружейники, но с ними ничего не вышло. Тогда Генрих сделал ставку на немецких и фламандских мастеров. Приехав в Англию в 1515 году и поселившись неподалеку от Лондона, в Гринвиче, они основали там оружейную мастерскую, в которой стали изготавливать доспехи для Генриха и его приближенных. И дело пошло, со временем эта мастерская обрела всемирную славу. Здесь в рамках культурных традиций Англии родился совершенно уникальный гринвичский стиль, в котором смешались оружейные традиции нескольких стран – Германии, Голландии, Италии. Гринвичские доспехи представляют собой интересную «сборную солянку».

Конечно, большая заслуга в становлении и развитии оружейного дела в Англии принадлежала Генриху VIII, но, все же, при этом он во многом старался лично для себя. Его королевские доспехи изначально разрабатывались не для военных целей, поэтому и выглядели очень благородно и совсем не устрашающе. А для своих пехотинцев он так и продолжал заказывать дешевые доспехи в Италии.

Доспех 1515 года




В 1515 году для 23-летнего Генриха изготовили турнирный доспех, предназначенный для пеших поединков, поскольку король был большим любителем таких турниров. Вначале доспехи были золочеными, но впоследствии их покрыли серебром и украсили весьма изящной гравировкой, темой декора послужила свадьба Генриха и Екатерины Арагонской. На деталях доспеха можно увидеть изображения Св. Георгия и Св. Варвары, орнамент из вьющихся растений - роз Тюдоров и гранатов Арагона. Кайма юбки украшена переплетающимися начальными буквами имен Генриха - «Н» и Екатерины - «К».
На юбке доспеха сделаны специальные вырезы для того, чтобы королю в доспехе было удобно восседать на лошади. Эти вырезы при необходимости можно было закрыть съемными деталями.

В 1520 году по заказу короля для знаменитого турнира на «Поле золотой парчи» изготовили несколько комплектов доспехов.

«Стальной скафандр» 1520 года



Этот комплект изготовили в 1520 году по заказу короля для знаменитого турнира на «Поле золотой парчи». И выделялся он не своим декором, поскольку был совершенно ничем не украшен, а совершенством конструкции и мастерством исполнения. Его конструкция такова, что не было ни одного участка тела, который бы оставался открытым и незащищенным. Настоящий «скафандр» из стали … Вес этих доспехов, изготовленных мастером Мартином Ван Райном, - 42,64 кг, а высота - 187,9 см. Но этот доспех так и остался не до конца завершенным.

Турнирный комплект «Стальная юбка» 1520 года


Второй доспех для знаменитого турнира весом 29,28 кг при высоте 1875 мм отличается тем, что отдельные его части были изготовлены индивидуально мастерами из разных стран. На шлеме изображены Святой Георгий и Богородица с ребенком. На одной из деталей возле шеи - орден подвязки, а около левого колена на поножи - имитация ленты этого ордена. Юбка украшена растительным орнаментом и розами Тюдоров.

Доспехи Генриха VIII из Метрополитен-музея, Нью-Йорк



Доспешный гарнитур 1540 года





При Генрихе VIII появились так называемые доспешные гарнитуры. Возможно, это было связано с тем, что доспехи стали очень дорогими и позволить себе иметь несколько комплектов мог далеко не каждый. А доспешные гарнитуры, представляя собой полный рыцарский доспех, отличались тем, что имели несколько дополнительных деталей - шлемов, поножей и набедренников, комбинируя которые можно было получать доспехи для разных целей. Для Генриха такой гарнитур изготовили, когда ему было 48 лет.



Потерянные доспехи и «Рогатый шлем» Генриха VIII


В те времена пользовались спросом и парадные доспехи, которые к военному делу не имели ни малейшего отношения. Поэтому при их изготовлении были совершенно иные приоритеты, воевать в таких доспехах вряд ли было возможно. Такой парадный комплект подарил Генриху в 1514 году император Максимилиан I. К сожалению, от всего комплекта сохранился лишь этот «рогатый шлем». В комплект входило несколько шлемов, но этот хранился отдельно, это его и спасло.

Польские крылатые гусары


«Крылатые» гусары были элитной кавалерией Королевства Польского. Известность гусары обрели не только благодаря одержанным победам, но из-за своего довольно необычного внешнего вида - при движении у них за спиной развевались крылья.


Первые упоминания о крылатых польских всадниках появились лишь в середине 17 века, а о всадниках с огромными парами крыльев на спине, знакомых нам по кинофильмам, лишь в конце 17 века. Именно тогда гусары одержали целый ряд серьезных побед на поле боя.


О предназначении этих крыльев, являющихся своеобразной «визитной карточкой» гусар, до сих пор ведутся споры. Наиболее предпочтительной является версия о том, что гусарские крылья выполняют чисто декоративную функцию.


Кстати, впервые использовали в своей экипировке крылья не польские гусары, а турецкие всадники «дели».

Известно, что всякий средневековый шлем является средством защиты головы не только рядового воина, но и воинствующего короля от повреждений, наносимых, преимущественно, холодным оружием. В этой статье можно увидеть пять Великих монархов Европы, которые вели ожесточенные, кровопролитные, средневековые войны.

Рыцарский шлем закрытый маской (1515), работа приписывается немецкому оружейнику Kolman Helmschmid (German, Augsburg 1471–1532):

1. Карл V Габсбург (24 февраля 1500, Гент, Фландрия - 21 сентября 1558, Юсте, Эстремадура) - король Испании (Кастилии и Арагона) под именем Карлос I (исп. Carlos I) с 23 января 1516 года, король Германии (римский король) с 28 июня 1519 (коронован в Аахене 23 октября 1520 года) по 1556 годы, император Священной Римской империи с 1519 года (коронован 24 февраля 1530 года в Болонье папой римским Климентом VII). Крупнейший государственный деятель Европы первой половины XVI века, внёсший наибольший вклад в историю среди правителей того времени. Карл V - последний император, официально коронованный римским папой, он же - последний император, отпраздновавший в Риме триумф.

Императору Священной Римской империи Карла V Габсбургу принадлежат следующие рыцарские шлема:


2. Максимилиан II (нем. Maximilian II, 31 июля 1527, Вена - 12 октября 1576, Регенсбург) - император Священной Римской империи и эрцгерцог Австрии с 25 июля 1564 года до своей смерти, король Чехии (коронован 14 мая 1562 года под именем Максимилиана I), король Германии (римский король, коронован 28 ноября 1562 года), король Венгрии и Хорватии (коронован 8 сентября 1563 года). Представитель династии Габсбургов.

Шлем принадлежащий императору Священной Римской империи Максимилиану II , 1557 год. находиться в художественно-историческом музей, в Вене:

3. Людовик II или Людвик II, а также Лайош II (1 июля 1506, Буда, Венгрия - 29 августа 1526, Мохач, Венгрия) - последний король Чехии и Венгрии (с 1516 года) из династии Ягеллонов. Погиб в Мохачском сражении.

Рыцарский шлем короля Венгрии и Чехии Людовика II :



4. Ге́нрих VIII Тюдо́р (28 июня 1491, Гринвич - 28 января 1547, Лондон) - король Англии с 22 апреля 1509, сын и наследник короля Англии Генриха VII, второй английский монарх из династии Тюдоров. С согласия Римской католической церкви, английские короли именовались также «Повелителями Ирландии», однако в 1541 году, по требованию отлучённого от католической церкви Генриха VIII, ирландский парламент наделил его титулом «Король Ирландии».

Шлем известный, как Рогатый шлем, принадлежит Генриху VIII :

5. Карл I (19 ноября 1600 - 30 января 1649, Лондон) - король Англии, Шотландии и Ирландии с 27 марта 1625 года. Из династии Стюартов. Его политика абсолютизма и церковные реформы вызвали восстания в Шотландии и Ирландии и Английскую революцию. В ходе гражданских войн Карл I потерпел поражение, был предан суду парламента и казнён 30 января 1649 года в Лондоне.

Позолоченный шлем короля Англии Карла I , который мог легко использоваться в английской гражданской войне 1642-1651 года:

Кроме вышеописанного, в качестве небольшого бонуса предлагаю просто взглянуть на рыцарские боевые и турнирные средства защиты головы воина от повреждений с 7-го по 17 век, которые ютятся в Нью - Йоркском музее "Метрополитен".

Как видно из разнообразия европейских головных "уборов" конструкция шлема весьма различается по своей форме, и поверхности, может быть как открытыми, так и закрытыми, цельнокованной, литой или собранной из нескольких частей (клёпаной или паяной).

Сам шлем может быть из железа, стали, бронзы, меди или другого материала. Может дополняться защитными элементами, такими, как: науши, наносник, назатыльник, бармица, поля, козырёк, личина, забрало, полумаска.