Августин Бетанкур: забытый гений. Августин бетанкур - биография, фотографии Августин бетанкур биография

Я хочу остановиться на личности удивительной судьбы человека, инженера Августина Августиновича де Бетанкур и Молины . Он родился на Канарских островах, служил в Испании и Франции, где стал признанным знатоком инженерного дела. Затем началась его плодотворная служба в России, где он стал генерал-лейтенантом, главным управляющим путями сообщений, видным инженером и государственным деятелем. Он сделал много полезных дел во славу России; он строил мосты дороги, заводы, гидротехнические сооружения, создал ряд важных изобретений. Интересна и его посмертная судьба: он был погребён на Смоленском лютеранском кладбище, но в 1979 году его прах и надгробие были перенесены в Некрополь XVIII века (бывшее Лазаревское кладбище) в Александро-Невской лавре.

В статье приводится биография инженера и государственного деятеля и сведения о его могиле.

Биография:

БЕТАНКУР Августин Августинович (Августин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделярия де Бетанкур и Молина) (1 февраля 1758 – 14 июня 1824 ) – генерал-лейтенант (с 1809).
Из старинного испанского дворянского рода. Сын подполковника Августина де Бетанкура и Кастро от брака с Леонорой де Молина и Бриолис. Родился в Пуэрто де ла Крус, на острове Тенерифе, в группе Канарских островов. В июле 1777 поступил на испанскую службу. В 1780 окончил королевское училище Святого Исидора в Мадриде, одновременно учился рисованию в Мадридской Академии изящных искусств; в 1780-е годы продолжил обучение в Париже, а в 1790-е годы совершенствовался в области инженерного дела в Англии; состоял генерал-инспектором корпуса инженеров дорог и мостов, интендантом провинций, членом совета финансов, директором королевского кабинета машин, интендантом армии и главным директором почт. В 1807-1808 жил в Париже, где опубликовал на французском языке ряд своих научных трудов (в том числе «Курс построения машин», 1808), с 1809 член-корреспондент Парижской АН. В 1807 приезжал в Россию.
В сентябре 1808 был представлен в Эрфурте императору Александру I и как искусный инженер в ноябре 1808 принят на российскую службу в чине генерал-майора с зачислением в Свиту Е. И. В. и причислен к ведомству путей сообщения. В августе 1809 произведён в генерал-лейтенанты. С 1809 член совета Корпуса инженеров путей сообщения; осуществлял инспекцию и разрабатывал проект реконструкции Вышневолоцкой, Тихвинской и Мариинской водных систем; в том же году подготовил проект реконструкции Тульского оружейного завода. В 1810-1811 по проекту Бетанкура на Ижорском заводе построена первая землечерпалка для очистки и углубления акватории Кронштадтского порта, в 1812 по его проекту построен литейно-пушечный завод в Казани. В 1816-1818 под руководством Бетанкура и по его проекту сооружено здание Экспедиции заготовления государственных бумаг в Санкт-Петербурге (производство оснащено станками и механизмами конструкции Бетанкура). По проектам Бетанкура возведены также мосты на Московском тракте через реки Славянка и Ижора под Санкт-Петербургом, Каменноостровский и Бумажный мосты в Санкт-Петербурге, Манеж в Москве. Руководил технической частью строительства Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.
Бетанкур – один из организаторов инженерного образования в России: по его проекту в 1810 в Санкт-Петербурге был открыт институт Корпуса инженеров путей сообщения (до конца жизни Бетанкур состоял его инспектором, заведующим хозяйственной и учебной частью и одновременно читал лекции по инженерному делу). В 1816 организовал и возглавил Комитет для строений и гидравлических работ в Санкт-Петербурге, на который возлагались «рассмотрение чертежей на все без изъятия общественные, казённые и партикулярные в сей столице здания и другие постройки». Осенью 1816 назначен председателем Комитета по переносу Макарьевской ярмарки в Нижний Новгород. В 1818-1822 участвовал в проектировании и строительстве первой в России крупной шоссейной дороги Санкт-Петербург – Новгород – Москва.
В апреле 1819 – августе 1822 главный директор Главного управления путей сообщения. По его инициативе в 1819-1820 в Санкт-Петербурге созданы Военно-строительная и Кондукторская школы, готовившие специалистов для ведомства путей сообщения. С февраля 1824 в отставке. Удостоен ряда высших российских орденов, до ордена Святого Александра Невского включительно (1811). Скончался в Санкт-Петербурге в возрасте 66 лет; похоронен там же на Смоленском лютеранском кладбище.
Видный инженер, много сделавший для России, Бетанкур, по свидетельству современников, был человеком невысокого роста, большим высоким лбом и большими, умными и немного грустными глазами. Знавшие его люди вспоминали о нём как о добром и хорошем человеке, очень благожелательном к своим сотрудникам и подчинённым, вспыльчивым, подобно всем южанам, и чересчур доверчивым. По свидетельству Ф. Ф. Вигеля, «ума у него было пропасть, и разговор его был занимателен. Аристократическое чувство, правда, никогда не покидало его, даже за станком, за которым он трудился, когда не было у него другого дела». Не зная русского языка, он даже подписывался по-французски, и официальные бумаги его во время его управления путями сообщений нередко также писались по-французски. Несмотря на то, что он имел сильных врагов в России, он пользовался неизменной поддержкой императора Александра I.
От брака (с 1790) с Анной Журдан (умерла в 1853) имел трёх дочерей и сына, Альфонса Августиновича (1805-1875), служившего офицером в гвардии, а затем генерал-лейтенанта и генерал-адъютанта.

Биография публикуется по:

  • В. И. Федорченко. Императорский Дом. Выдающиеся сановники: Энциклопедия биографий: В 2 тт. Красноярск: Бонус; М.: Олма-Пресс, 2003. Т. 1. Стр. 124-125.

    Могила:
    Августин Августинович
    (Августин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделярия) де Бетанкур и Молина скончался 14 июня 1824 в Санкт-Петербурге.
    И был погребён на Смоленском лютеранском кладбище , но в 1979 году перезахоронен в Некрополе XVIII века .
    Погребён в Некрополе XVIII века (бывшее Лазаревское кладбище ) в Александро-Невской лавре в городе Санкт-Петербург . Могила находится на дорожке, которая в честь него называется Бетанкуровская . Она идёт налево от входа в музей-некрополь, в сторону надвратного храма и гостиницы «Москва». Надгробие на могиле А. А. де Бетанкур и Молины – самое высокое на этом некрополе.

    Изяслав Тверецкий,
    июнь 2010
    .

  • 18.05.2010 - 12:50

    Судьба Августина Бетанкура кажется нам удивительной. Он немало сделал для Испании и совершил множество подвигов во славу России, которой верой и правдой служил до самой своей смерти. Но, к сожалению, в нашей стране имя этого замечательного человека известно немногим.

    Король Канарских островов

    Интересна судьба предков этого знаменитого испанца. В середине XIV века в Нормандии появился на свет Жан де Бетанкур - в будущем воин и мореплаватель, мечтавший о завоевании новых земель. В 1402 году он с командой солдат и матросов отправился на Канарские острова в качестве представителя Кастильского королевства - и далеко не с мирными намерениями, а с целью их порабощения.

    Вначале был захвачен остров Лансароте. Его судьбу разделили острова Иерро, Фуэртевентура и Гомера. Причем радушно приняли Бетанкура и подчинились ему - здесь существовала древняя легенда о белых людях, похожих на богов, которые принесут островитянам счастье. Но аборигены жестоко поплатились за свою доверчивость. Все они были взяты в рабство.

    Бетанкур стал хозяином Лансароте и Фуэртевентуры и неофициальным правителем всех Канарских островов. Он прожил на Канарских островах до восьмидесяти трех лет, а затем вернулся в Нормандию. За эти годы он обзавелся многочисленным потомством. Многие жители Канар носили и до сих пор носят фамилию Бетанкур с приставкой «де» и без нее. Впоследствии острова вошли в состав Испании. Потомки первого короля всегда оставались богатыми землевладельцами - виноделами и ткачами, причем вполне европейского склада.

    Потомок королей

    Именно в такой богатой семье появился на свет Августин Бетанкур. Произошло это 1 февраля 1758 года на острове Тенерифе в городе Пуэрто де ла Крус. Полное имя этого выдающегося человека тоже было замечательным - Августин-Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделярия де Бетанкур и Молина. Образование мальчик получил самое лучшее - приходящие учителя занимались с ребенком точными науками, учили языкам, развивали художественный вкус.

    В 22 года он покинул родной дом и отправился в Испанию получать знания. Августин окончил Академию изящных искусств в Мадриде, где проявил необычайные способности в точных науках. В возрасте 25 лет он продемонстрировал восхищенной публике подъем первого в Испании воздушного шара. Правительство, оценившее способного юношу, после окончания Академии посылает юношу за границу для знакомства с инженерным делом Германии, Голландии и Франции.

    В 1787 году испанский инженер закончил Парижскую школу мостов и дорог, приобретя хорошие знания в этой области. После возвращения на родину блестящий механик становится директором королевского кабинета машин и механизмов в Мадриде. На этой должности он занялся любимым делом – изобретательством и усовершенствованием различных механизмов. Он придумал паровую землечерпалку, насосы нового типа и т.д. Кроме того, Бетанкур разработал новые методики отбеливания шерсти, совершенствования добычи каменного угля и т.д.

    В 1797 году Бетанкур отправился в Лондон помогать английским инженерам в создании механизмов для добычи золота и серебра. Работал он так усердно, что его обвинили в промышленном шпионаже и отправили восвояси. Через год Бетанкур принял самое активное участие в создании первого телеграфа в Испании. В 1799 г. ученый стал генералом-инспектором путей сообщения, а затем занил должности интенданта провинций, члена совета финансов, интенданта армии и главного директора почт. В 1802 году Бетанкур открывает Мадридскую школу инженеров дорог, каналов и мостов и руководит ею в течение пяти лет.

    Но вскоре Церковь обвиняет Бетанкура в…. сношениях с дьяволом посредством построенного им телеграфа. Плюс наветы завистников, разногласия с правительством - и Бетанкур оказывается парией в Испании.

    В Россию

    Русский посланник в Мадриде И.М. Муравьев-Апостол не преминул воспользоваться затруднительным положением видного инженера и предложил ему пойти на службу русскому царю, заманивая замечательными перспективами. И испанец принял выгодное предложение. К слову говоря, Россия всегда считалась обетованной землей для иностранцев, и не одно зарубежное состояние было сколочено именно на наших бескрайних просторах. Бетанкур зачисляется в свиту его величества для особых поручений в чине генерал-майора и служит в Ведомстве путей сообщения.

    Александр I поручает Бетанкуру разработку проекта первого в России транспортного учебного заведения, в котором изучались бы и общие науки и инженерные тонкости. Новоявленный институт Корпуса инженеров путей сообщения (ныне университет путей сообщения) разместился во дворце на Фонтанке, купленном у князя Юсупова, а Бетанкур был назначен его инспектором. Он сам подбирал преподавателей, читал лекции студентам - графским и княжеским сыновьям. Кроме того, по инициативе Бетанкура были открыты Школа кондукторов путей сообщения и Военно-строительная школа подготовки младших специалистов строителей и десятников, мастеров, чертежников для ведомства путей сообщения, что положило начало системе среднего специального образования в России.

    В 1816 году Бетанкур получил чин генерал-лейтенанта и возглавил Комитет строений и гидравлических работ в Петербурге, а в 1819 г. стал директором Главного управления путей сообщения. Он много путешествовал по России, знакомясь с ее системой сухопутных и водных дорог. В докладе императору он отмечал, что в России слабо используются многочисленные пути сообщения, и предлагал методы решения одной из двух основных российских бед. В 1818-1822 при участии Бетанкура была построена первая крупная в России шоссейная дорога Петербург - Новгород - Москва.

    Славные дела

    Августин Бетанкур слыл чрезвычайно порядочным и мягким человеком в отношениях с подчиненными. В свою команду он собирал профессионалов и каждому старался предоставить возможность для полного и всестороннего проявления талантов и способностей. Причем Бетанкур умел все делать сам - до последней инженерной мелочи.

    Под его руководством переоборудовали Тульский оружейный завод - там установили паровые машины, а в Казани возвели литейный цех для производства пушек.

    Морские дела также не остались без внимания инженера. По его расчетам было произведено углубление порта в Кронштадте. При помощи изобретенной Бетанкуром паровой землечерпательной машины проложили канал между Ижорским заводом и Петербургом.

    В 1817 году в Москве под его руководством был построен Манеж- здание размером 166 на 44 метра. Его особенность заключалась в том, что здесь не имелось ни одной колонны. Такое смелое решение было применено впервые в мировой практике и потребовало от Бетанкура точных расчетов. Манеж пережил очень многое, но уникальная конструкция пострадала только от сильного пожара, случившегося в прошлом году. Реставраторы работали над тем, чтобы восстановить уникальное здание именно в соответствии с замыслом его создателя.

    В Нижнем Новгороде Бетанкур создал ярмарочный комплекс (собор, Гостиный двор, каналы), не имевший себе равных в тогдашнем градостроительстве. Сам Бетанкур считал, что многолетним трудом создал архитектурный ансамбль, «один из замечательнейших в Европе, производством которого я полагаю оказать истинную пользу России».

    По проектам Бетанкура были также построены Георгиевская церковь на Большеохтинском кладбище и Таицкий водопровод, снабжающий водой Царское Село.

    Деньги и мосты

    Одно из самых выдающихся достижений Бетанкура - здание Экспедиции для изготовления государственных бумаг (ныне Гознак). Также он принял самое деятельное участие в ее оснащении новым оборудованием. Более того, инженер занимался и дизайном российских денег и даже их защитой от подделок. Так, предложенный Бетанкуром способ защиты денежных билетов («двойное тиснение») нашел применение в банкнотах ряда стран, в том числе в билетах банка России образца 1997 г.

    После окончания этих грандиозных работ, Бетанкур тесно занимался строительством, стал одним из основоположников российского мостостроения. Под его руководством были построены арочные мосты в Ижоре, Петергофе, Туле, на Московском шоссе, Исаакиевский понтонный мост через Неву, мост через Малую Невку между Аптекарским и Каменным островами в Санкт-Петербурге... Кстати, последний - единственный мост, уцелевший в Петербурге при наводнении 1824 года.

    В число многих обязанностей выдающегося инженера-архитектора входила и работа в составе комиссии по строительству Исаакиевского собора в Петербурге. Леса и подъемные механизмы, созданные по чертежам Бетанкура, позволили поднять и установить все колонны Исаакиевского собора. Испанец лично занимался расчетами фундаментов, проектированием лесов и подъемных механизмов. Позже, после смерти инженера, по этому же принципу был воздвигнут и Александрийский столп.

    14 июля 1824 года Августин Бетанкур скончался. Огюст Монферран соорудил гениальному инженеру памятник на Смоленском лютеранском кладбище в Петербурге. В 1979 году прах Бетанкура и надгробие были перенесены на кладбище Александро-Невской лавры.

    • 3540 просмотров

    Портрет 1810 -х годов. Автор неизвестен.

    Августи́н де Бетанкур и Молина , полное имя Августин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделария де Бетанкур и Молина (исп. Agustín José Pedro del Carmen Domingo de Candelaria de Betancourt y Molina) — испанский, затем российский государственный деятель и учёный, генерал-лейтенант русской службы, архитектор, строитель, инженер-механик и организатор транспортной системы Российской империи.

    Августин Бетанкур родился в Испании, на Канарских островах, на острове Тенерифе 1 февраля 1758 года. Происходил из древнего и очень влиятельного как в древние времена, так и по сию пору дворянского рода. Основателем рода был прославленный мореплаватель Жан (Хуан) де Бетанкур, нормандский дворянин, покоритель Канарских островов. К этому роду предположительно* принадлежал католический святой Педро де Сан-Хосе Бетанкур . Из живущих ныне представителей рода наиболее известны - Лилиан Бетанкур , владелица компании L"Oréal и колумбийский политик и сенатор Ингрид Бетанкур .

    Образование Августин Бетанкур получил в Париже. Испанское правительство направляло Бетанкура во Францию, Англию, Германию и Нидерланды для ознакомления с системами судоходства по каналам, с новыми паровыми машинами и другими открытиями в области техники. Затем в Лондоне он изучал машины по осушению золотых и серебряных рудников.

    В 1798 году Бетанкуру была поручена организация испанского Корпуса инженеров путей сообщения. В Испании он назначался генерал-инспектором королевского кабинета машин, интендантом армии, главным директором почт.

    В 1801 году Бетанкур покинул отечество и переехал в Париж. Во Франции он опубликовал ряд научных трудов по гидравлике и создал проект нового шлюза, предназначенного для небольших каналов. Осенью 1807 года Августин Бетанкур приехал в Россию и был принят на государственную службу с чином генерал-майора, но уже спустя два года стал генерал-лейтенантом.

    Бетанкур блестяще подтвердил свою репутацию ученого и инже¬нера-механика: под его руководством был переоборудован и оснащен паровыми машинами Тульский оружейный завод, сооружен Таицкий водовод, снабжавший водой Царское Село; ему принадлежит принципиально новое решение устройства арочной системы мостов в Туле, Ижоре, Петергофе, в Петербурге на Каменном острове; он руководил постройкой и оборудованием литейного завода в Казани, составил проекты и руководил строительством знаменитой Нижегородской ярмарки. Одна из значительных работ Бетанкура — сооружение огромного экзерциргауза (помещения для военных упражнений в ненастную погоду) в Москве - всем известный Манеж, гениальные перекрытия которого, созданные Бетанкуром, дожили до 2004 года..

    Особенно велик вклад Бетанкура в развитие инженерного образования в России. По его инициативе и проекту в 1809 году в Петербурге был основан первый в стране Институт инженеров путей сообщения. Для размещения этого учебного заведения государственной казной был приобретен дворец князя Юсупова на Фонтанке. Директором института по предложению Бетанкура был назначен французский офицер Сенновер. Попечителями были принц Ольденбургский и сам генерал-лейтенант Бетанкур, назначенный главным начальником института.

    В 1816 году Бетанкур стал председателем вновь учрежденного в Петербурге Комитета по делам строений и гидравлических работ, по сути — учреждения, руководившего всеми строительными работами в городе.

    С 1819 года он руководит Главным управлением путей сообщения. Этому талантливому инженеру принадлежит ряд изобретений. Он создал уникальную машину для очистки акватории Кронштадтского морского порта.

    В 1820-м по инициативе Бетанкура были открыты Школа кондукторов путей сообщения и Военно-строительная школа подготовки младших специалистов строителей и десятников, мастеров, чертежников для ведомства путей сообщения, что положило начало государственной системе специального средне-технического образования в России.

    Августин Бетанкур был членом научных обществ России и Европы, его перу принадлежат научные труды, изданные в Париже, Лондоне, Петербурге и других городах Европы. Приспособления и механизмы, созданные им, нашли широкое применение в строительстве.

    Бетанкур создал школу широко образованных инженеров. Его ученики принимали участие в строительстве Исаакиевского собора (в том числе знаменитый Монферран).

    Бетанкур скончался 26 июля (14 июля по старому стилю) 1824 года. Он похоронен в Петербурге на Смоленском лютеранском кладбище и перезахоронен в 1979 году в Некрополе Александро-Невской лавры.


    Могила А. А. Бетанкура на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

    В год 300-летия Санкт-Петербурга в дань памяти знаменитому ученому и инженеру — Августину Бетанкуру установлен памятник перед корпусом Петербургского государственного универси¬тета путей сообщения (ПГУПС), основателем и первым ректором которого он был. Автор проекта памятника — скульптор, заслуженный деятель культуры РСФСР академик Владимир Горевой.

    Текст из книги:

    Знаменитые кронштадтцы. - СПб.: Русская классика. 2012. - 336 с. Стр. 42 - 43.

    Примечание:
    * На Канарских островах фамилию Бетанкур носят как потомки племянника Жана де Бетанкура - Масио, сменившего дядю в качестве правителя Канар, так и потомки туземцев - гуанчей , которым Жан де Бетанкур при крещении давал свою фамилию


    Портрет 1810 -х годов. Автор неизвестен.

    Августи́н де Бетанкур и Молина , полное имя Августин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделария де Бетанкур и Молина (исп. Agustín José Pedro del Carmen Domingo de Candelaria de Betancourt y Molina) — испанский, затем российский государственный деятель и учёный, генерал-лейтенант русской службы, архитектор, строитель, инженер-механик и организатор транспортной системы Российской империи.

    Августин Бетанкур родился в Испании, на Канарских островах, на острове Тенерифе 1 февраля 1758 года. Происходил из древнего и очень влиятельного как в древние времена, так и по сию пору дворянского рода. Основателем рода был прославленный мореплаватель Жан (Хуан) де Бетанкур, нормандский дворянин, покоритель Канарских островов. К этому роду предположительно* принадлежал католический святой Педро де Сан-Хосе Бетанкур . Из живущих ныне представителей рода наиболее известны - Лилиан Бетанкур , владелица компании L"Oréal и колумбийский политик и сенатор Ингрид Бетанкур .

    Образование Августин Бетанкур получил в Париже. Испанское правительство направляло Бетанкура во Францию, Англию, Германию и Нидерланды для ознакомления с системами судоходства по каналам, с новыми паровыми машинами и другими открытиями в области техники. Затем в Лондоне он изучал машины по осушению золотых и серебряных рудников.

    В 1798 году Бетанкуру была поручена организация испанского Корпуса инженеров путей сообщения. В Испании он назначался генерал-инспектором королевского кабинета машин, интендантом армии, главным директором почт.

    В 1801 году Бетанкур покинул отечество и переехал в Париж. Во Франции он опубликовал ряд научных трудов по гидравлике и создал проект нового шлюза, предназначенного для небольших каналов. Осенью 1807 года Августин Бетанкур приехал в Россию и был принят на государственную службу с чином генерал-майора, но уже спустя два года стал генерал-лейтенантом.

    Бетанкур блестяще подтвердил свою репутацию ученого и инже¬нера-механика: под его руководством был переоборудован и оснащен паровыми машинами Тульский оружейный завод, сооружен Таицкий водовод, снабжавший водой Царское Село; ему принадлежит принципиально новое решение устройства арочной системы мостов в Туле, Ижоре, Петергофе, в Петербурге на Каменном острове; он руководил постройкой и оборудованием литейного завода в Казани, составил проекты и руководил строительством знаменитой Нижегородской ярмарки. Одна из значительных работ Бетанкура — сооружение огромного экзерциргауза (помещения для военных упражнений в ненастную погоду) в Москве.

    Особенно велик вклад Бетанкура в развитие инженерного образования в России. По его инициативе и проекту в 1809 году в Петербурге был основан первый в стране Институт инженеров путей сообщения. Для размещения этого учебного заведения государственной казной был приобретен дворец князя Юсупова на Фонтанке. Директором института по предложению Бетанкура был назначен французский офицер Сенновер. Попечителями были принц Ольденбургский и сам генерал-лейтенант Бетанкур, назначенный главным начальником института.

    В 1816 году Бетанкур стал председателем вновь учрежденного в Петербурге Комитета по делам строений и гидравлических работ, по сути — учреждения, руководившего всеми строительными работами в городе.

    С 1819 года он руководит Главным управлением путей сообщения. Этому талантливому инженеру принадлежит ряд изобретений. Он создал уникальную машину для очистки акватории Кронштадтского морского порта.

    В 1820-м по инициативе Бетанкура были открыты Школа кондукторов путей сообщения и Военно-строительная школа подготовки младших специалистов строителей и десятников, мастеров, чертежников для ведомства путей сообщения, что положило начало государственной системе специального средне-технического образования в России.

    Августин Бетанкур был членом научных обществ России и Европы, его перу принадлежат научные труды, изданные в Париже, Лондоне, Петербурге и других городах Европы. Приспособления и механизмы, созданные им, нашли широкое применение в строительстве.

    Бетанкур создал школу широко образованных инженеров. Его ученики принимали участие в строительстве Исаакиевского собора (в том числе знаменитый Монферран).

    Бетанкур скончался 26 июля (14 июля по старому стилю) 1824 года. Он похоронен в Петербурге на Смоленском лютеранском кладбище и перезахоронен в 1979 году в Некрополе Александро-Невской лавры.


    Могила А. А. Бетанкура на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

    В год 300-летия Санкт-Петербурга в дань памяти знаменитому ученому и инженеру — Августину Бетанкуру установлен памятник перед корпусом Петербургского государственного универси¬тета путей сообщения (ПГУПС), основателем и первым ректором которого он был. Автор проекта памятника — скульптор, заслуженный деятель культуры РСФСР академик Владимир Горевой.

    Текст из книги:

    Знаменитые кронштадтцы. - СПб.: Русская классика. 2012. - 336 с. Стр. 42 - 43.

    Примечание:
    * На Канарских островах фамилию Бетанкур носят как потомки племянника Жана де Бетанкура - Масио, сменившего дядю в качестве правителя Канар, так и потомки туземцев - гуанчей , которым Жан де Бетанкур при крещении давал свою фамилию

    Дата рождения: 1 февраля 1758 года
    Место рождения: Канарские острова, Испания
    Дата смерти: 26 июля 1824 года
    Место смерти: Санкт-Петербург, Российская империя

    Августин де Бетанкур (Бетанкур Августин Августинович ) – испанский и русский государственный деятель, архитектор.

    Августин де Бетанкур был рожден 1 февраля 1758 года на Тенерифе. По происхождению был дворянином, предком мореплавателя, который объявил себя королем этих островов.

    В 1781 году выпустился из академии изящных искусств и поступил в школу мостов и дорог в Париже. Потом уехал в Англию для знакомства с паровыми машинами.

    Уже в 30 лет стал знаменитым инженером и исследователем инженерных наук. В 1788 году Бетанкура назначают директором Королевского кабинета машин в Мадриде и руководителем постройки телеграфа.

    Бетанкур был создателем бинарной кодировки с присвоением каждой букве восьмибитового кода. Тем самым он стал первым кодировщиком информации, почти на 50 лет опередивший Морзе и его азбуку.

    В 1800 году Август создает корпус путей сообщений, где трудится генерал-инспектором. В его же власти находились все испанские дороги и мосты. Затем он работает интендантом провинций и входит в совет Финансов.

    В 1803 году становится основным интендантом армии и генеральным шефом почты.

    В 1807 году уезжает во Францию, а через год в Россию, куда его приглашают в Ведомство путей сообщения.

    В России он остался на 16 лет, и за это время провел множество операций по усилению технической мощи страны.

    Так, Бетанкур создал новые чертежи для Тульского завода оружия и установил туда паровые машины. Ему же принадлежит заслуга по строительству Казанской литейной для прозводства пушек, переоборудования мануфактур по изготовлению хлопчатобумажных тканей в Павловске. Бетанкур провел проект углубления Кронштадтского порта.

    В 1810 году создал паровую машину для черпания земли и применил ее в постройке канала между Петербургом и Ижорским заводом.

    В этом же 1810 году он основал Институт путей сообщений и стал его ректором и главой. В своем институте он применил специальную учебную технику, готовящую инженеров.

    В 1816 году его назначили главным в Комитете по делам строений и гидравлических работ, а через 3 года директором путей сообщения страны.

    В 1818 году начинается постройка Экспедиции заготовления государственных бумаг по чертежам, разработанным Бетанкуром. Ее необходимость была в защите официальной валюты от подделок. Именно Бетанкур трудился над созданием специальной бумаги для денег.

    За свою работу он получил орден Владимира и признание императора, а также бумага, произведенная на его заводе получила право экспорта заграницу.

    Бетанкуру принадлежит проект возведения Манежа в Москве.

    В 1817 году он работает над постройками в Нижнем Новгороде: строит Нижегородскую ярмарку, а в 1820 на ее территории Гостиный двор.

    В 1820 году выдвигает инициативу по созданию Школы кондукторов путей сообщения и Военно-строительного учебного заведения для подготовки младшего строительного персонала.

    Бетанкур был в составе комиссии, собранной для организации возведения Исаакиевского собора, а также создавал все оборудование для его постройки.

    Придумал воплотил в жизнь несколько мостов: Каменный, Исаакиевский, арочный сквозь малую Невку.

    С 1818 по 1822 строил австостраду Петербург-Новгород-Москва, водопровод в Таицке, Монетный двор Варшавы и Георгиевскую церковь Санкт-Петербурга.

    Бетанкуру принадлежат изобретения машин для организации работ в шахтах, машин по добыче ртути, устройства для очистки угля от примесей, оптического телеграфа, мотальной установки для шерсти, водяной землечерпалки и машин для спиливания свай.

    За все эти изобретения был удостоен награды ордена Александра Невского.

    Достижения Августина Бетанкура:

    Положил начало системе специального среднетехнического образования
    изобрел множество машин и построил огромное количество зданий
    первым в истории запустил воздушный шар

    Даты из биографии Августина Бетанкура:

    1 февраля 1758 года – родился в Испании
    1781 год – обучение в королевской академии изящных искусств и Парижской школе мостов и дорог
    1788 год изобрел телеграф
    1807 год – переезд во Францию
    1808 год – переезд в Россию
    14 июля 1824 года - смерть

    Интересные факты Августина Бетанкура:

    В его честь утверждена памятная медаль
    воспитывал трех дочерей, одна из которых скончалась за год до его смерти, и сына
    его имя принадлежит улице в Нижнем Новгороде