Солдатский полк состоящий из русских людей. Презентация по обж на тему " история создания вооруженных сил "

История государственной службы в России представляет процесс расширения начала повинности на счет начала свободного соглашения. В Руси домосковской, как и в феодальной Европе, встречается одновременное применение обоих начал.
Древнерусские князья отправляли суд и управление через тивунов, тивуны же обыкновенно были рабы, холопы: взять на себя тивунство, не оговорив своей свободы, считалось равносильным поступлению в рабство. И у первых московских князей рабы состояли в должности тивунов, ключников, казначеев дьяков, вообще приказных людей. Военная служба отправлялась вольными слугами, которые награждались кормлениями. В институте вольных слуг начало свободного соглашения достигло высшего своего проявления.
С усилением власти московских государей право отъезда вольных слуг постепенно падает и служба становится для них обязательной; а так как вольные слуги большею частью были вотчинники, то устанавливается, таким образом, обязанность нести службу с вотчины. Еще раньше стала развиваться поместная система — раздача московским князьями земель в пользование под условием службы.
Во второй половине XVI в. окончательно устанавливается понятие о служилой земле: все землевладельцы обязаны государю службою. В конечном своем результате политика московских государей привела к тому, что сложилось особое служилое сословие, которое при Петре I прозвано было шляхетством, а затем получило наименование дворянства. За исправным отбыванием службы следило особое всесильное учреждение — разряд, или разрядный приказ, которое при Петре I преобразовано было в герольдию. При Петре I характер государственной службы как повинности достигает своего апогея. При нем же впервые выделяется служба в различных государственных установлениях, как особый самостоятельный вид государственной службы, получающий название статской, или гражданской, которую в Московской Руси несли дьяки и подьячие. Вместе с этим изменяется и прежний способ вознаграждения, заключавшийся в раздаче поместий. В предшествующую эпоху денежное жалованье было назначаемо служилым людям только в виде исключения, в случае нужды или в качестве награды. В 1722 г., а потом в 1723 г. назначено было гражданским чинам определенное денежное жалованье по соответствию с рангами воинской службы.
Потребность в значительной военной силе заставляла Петра Вел. и его преемников заботиться о снабжении служащими армии и флота преимущественно перед канцеляриями. Так, герольдмейстеру предписано было наблюдать, чтобы в "гражданстве более одной трети от каждой фамилии не было. Обыкновенно должности по гражданской службе замещались лицами, негодными к военной службе. Через все царствование Петра, как и при преемниках его, тянется ряд строгих мер, чтобы заставить шляхетство служить. С этой целью учреждались правильные смотры дворянским недорослям, на которые они должны были неоднократно являться по достижении ими известного возраста. Смотры имели целью, кроме разбора и приема годных на службу, еще поверку знаний, которые недоросли приобретали дома или в школах. Уклонявшиеся от явки на службу — так называемые нетчики — лишались вотчин и поместий; указы грозят им "жестоким наказанием". Несмотря на суровые указы царя, недоросли и дворяне являлись на службу весьма неохотно, что видно из часто повторявшихся распоряжений Петра, которые грозили нетчикам все более и более жестокими наказаниями и даже объявляли их вне закона.
При Анне Иоанновне установлен точный порядок для смотров дворянских недорослей и правила, по которым они распределяются по полкам и канцеляриям; определение к должностям производилось сенатом. При избрании на престол Анны Иоанновны дворянство прямо выразило свое недовольство крепостною пожизненною службою государству и заявило желание, чтобы служба была ограничена 20-ю годами. В 1736 г. служба дворянства из пожизненной была обращена в срочную и ограничена 25-ю годами, а манифестом 18 февр. 1762 г. обязательная служба дворянства была совершенно отменена. Отмена эта была в 1785 г. подтверждена жалованной грамотой дворянству.
Перестав быть повинностью дворянства, государственная С. сделалась его привилегией : законодательство наше поныне продолжает смотреть на дворянство, как на сословие, по преимуществу призванное к государственной С. С течением времени привилегии, предоставленные в этом отношении потомственным дворянам и детям личных дворян, были распространены и на другие разряды: сыновей лиц, находившихся на государственной С., сыновей коммерции советников и купцов 1 гильдии, сыновей священнослужителей и т. д. Запрещено было принимать на государственную службу лиц податного состояния, детей купцов 2 гильдии, личных почетных граждан и сыновей, не служивших обер-офицерских детей, пользующихся по службе своих дедов званием потомственных почетных граждан. Из этого правила с течением времени установлены многочисленные исключения, частью для отдельных родов службы (финансов, контроля, телеграфа и мн. др.), частью для отдельных местностей. С другой стороны, целый ряд должностей в настоящее время может быть замещаем по вольному найму.
С правами по происхождению в значительной степени конкурируют права по образованию. Высшее образование, а также окончание курса средних учебных заведений с отличием дает право на поступление на государственную С. и тем лицам, которые не имеют его по своему происхождению. Лица, имеющие дипломы, при поступлении на С. утверждаются в том классном чине, на который им дают право их ученая степень, звание или аттестат заведения (высшее образование дает право на утверждение в чинах XII, X, IX и даже VIII класса).
При поступлении на С. соблюдаются следующие условия: принятым на службу можно быть не ранее достижения 14 л., но начало действительной службу считается лишь с 16-летнего возраста. Различие вероисповедания или племени не препятствует поступлению на службу Исключением из этого правила является недопущение на гражданскую С. евреев, не получивших высшего образования; впрочем, в нашей административной практике установилось в последнее время почти полное недопущение на службу евреев, а также ограничение числа служащих католиков определенным процентным отношением к общему числу служащих.
Наше законодательство в противоположность германскому не требует, чтобы лица, вступающие в ту или другую отрасль службы , непременно имели известный уровень образования. Для поступления на службу канцелярским служителем лицу, не имеющему по образованию права на классный чин, достаточно уметь читать и писать и знать основания грамматики и арифметики.
Для производства в первый классный чин требуется экзамен в объеме курса уездного училища, а затем для производства во все дальнейшие чины, и, следовательно, для назначения на все административные должности не требуется уже никакого образовательного ценза. Установлено лишь, чтобы поступающие на государственную службу получили образование непременно в России, по крайней мере в возрасте от 10 до 18 лет: лица, воспитывавшиеся в этом возрасте за границей, лишаются права поступления на государственную С. без особого высочайшего разрешения.
По Петровскому законодательству практическая подготовка служащих обеспечивалась тем, что чины соответствовали должностям, прохождение службы обязательно начиналось с первого чина и дальнейшее производство шло в строгой последовательности. С начала XIX стол. правительство начинает заботиться о надлежащей подготовке чиновников. Указ 1809 г., составленный по мысли Сперанского, предписывал сдавать особенный экзамен для получения чина коллежского асессора. Эта мера вызвала всеобщее неудовольствие не только со стороны чиновников, но даже со стороны таких людей, как Карамзин; тотчас после удаления Сперанского появились многочисленные изъятия из этого закона, а в 1834 г. он был вовсе отменен. В настоящее время, когда нет уже более строгого соответствия между чином и должностью, чинопроизводство не может более иметь прежнего значения подготовки опытных служащих. Между тем, в законе не установлено ничего другого для обеспечения правильной практической подготовки к занятию государственных должностей: законодательство ограничивает даже предварительное практическое испытание лиц, поступающих на службу , установляя, что оно может длиться отнюдь не долее четырех месяцев. Лишь некоторые ведомства требуют предварительного специального образования для служащих: напр. для занятия судебных должностей требуется юридическое образование (которое может быть заменено опытностью, приобретенною на службу по судебной части). Потребности других ведомств, требующих служащих со специальными познаниями (народного просвещения, горное, межевое, путей сообщения, лесное, медицинское и т. д.), удовлетворяются многочисленными специальными школами.
По общему правилу, иностранцы не принимаются на службу ; исключение установлено для ученой части, а также для лиц, выдержавших экзамен на медицинские и аптекарские звания, для механиков, мастеров, художников и вообще сведущих в горнозаводском, соляном и монетном деле; наконец, права государственной службы могут быть предоставлены иностранцам в виде награды.
Лица женского пола допускаются на службу в общественные и правительственные учреждения: к занятиям по счетной и письменной части в заведениях Ведомства учреждений императрицы Марии, к занятию должностей в женских лечебных заведениях, к занятиям на воспитательном поприще, на должности телеграфистов, по счетной и письменной части в учреждениях государственного контроля и управлениях железных дорог (без прав государственной С.), к занятиям врачебным (также без прав государственной службы ) и др.
Утрата права вступать на службу является последствием лишения всех или некоторых прав состояния, а временное лишение этого права — последствием выхода или исключения из духовного звания.
Для поступления на службу требуется подача прошения на высочайшее имя. Принятие на службе и определение к должностям совершается приказами подлежащих властей, публикуемыми в "Правительственном вестнике" и "Сенатских ведомостях" или в местных "Губернских ведомостях". Непосредственно верховной властью замещаются должности первых трех классов; должности четвертого и некоторые пятого класса — ею же по представлению министров; определение чиновников на должности пятого и шестого классов предоставляется министрам и главноуправляющим; остальные должности замещаются директорами департаментов (в центральных учреждениях) и губернскими властями (в губернских установлениях). При первоначальном определении на С. служащие обязаны приносить верноподданническую присягу. Назначение на известную должность обусловливается соответствием должности и чина, хотя строгое совпадение чинов и должностей, установленное табелью о рангах 1722 г., в настоящее время уже не существует.
Хотя военная и гражданская С. у нас разделены, однако в виде изъятия военные чины допускаются к занятию гражданских должностей.
Никто не может занимать должность одновременно в разных ведомствах или занимать две или более должности в одном и том же ведомстве; но эти правила соблюдаются строго лишь в судебном ведомстве и в отношении некоторых должностей других ведомств, вообще же соединение двух или более должностей в одном и том же ведомстве может быть разрешено высочайшим повелением, а дозволение служить в различных ведомствах одновременно предоставляется взаимному соглашению подлежащих начальств.
Запрещается определять членами присутственных мест чиновников, соединенных родством или свойством с председателем или другими членами тех же мест. Запрещается определять к губернаторам чиновников для особых поручений из родственников и однофамильцев.
Служащий должен иметь свое место жительства там, где он служит; отлучки служащих возможны только с дозволения начальства.
На служащем лежит обязанность хранить свято и нерушимо всякую вверенную ему тайну, касающуюся службы и пользы Е. И. В. Служащий обязан оказывать уважение начальству и исполнять его законные приказания; он обязан также и в частном быту вести такой образ жизни, который бы не подрывал достоинства власти. Начальники обязаны наблюдать за поведением и обхождением своих подчиненных. Наконец, служащим воспрещаются некоторые занятия, не совместимые с государственной службой .
Содержание служащих определяется по чину, по должности, по высочайшему усмотрению или по особому распоряжению начальства. Содержание состоит из жалованья, столовых и квартирных денег; при увеличении содержания, получаемого служащим, производятся известные вычеты. Служащий имеет при определении на С. право на пособие, а при выходе в отставку — право на пенсию или единовременное пособие. Он имеет право на усиленную уголовную охрану от преступлений при исполнении или по поводу исполнения судебных обязанностей. Для предания суду самих должностных лиц по преступлениям должности установлен особый порядок, и самое предание суду зависит не от судебных органов, а от начальства служащего. Чиновники гражданского ведомства имеют право носить установленную форменную одежду.
Служебные отношения прекращаются, по общему правилу, увольнением от службы согласно прошению служащего. Прошения об увольнении от службы могут быть подаваемы во всякое время (кроме лиц, обязанных срочной службой за стипендию, которую они получали в учебном заведении); подаваемые прошения должны быть мотивированы, ибо закон дозволяет просить об увольнении по домашним и другим обстоятельствам. Просьбы подаются тем же порядком, как и просьбы об определении на службу ; увольнение от должности зависит от той же власти, которая назначает на должность, но никто не может быть уволен до сдачи должности установленным порядком. Увольнение от должности (без прошения), отрешение от нее и исключение из службы являются последствием осуждения за преступление должности. На основ, ст. 838 п. 3 Уст. о службе граждан, чиновник, по убеждению начальства, неспособный к исправлению возложенной на него должности, или почему либо неблагонадежный, или сделавший вину, известную начальству, но такую, которая не может быть доказана фактами, может быть, по усмотрению начальства, от которого зависит определение к должности, уволен от С. без просьбы с его стороны и без объяснения причин (так называемое увольнение по третьему пункту). Хотя начальствам вменяется в обязанность приступать к подобному увольнению чиновников с достаточной осмотрительностью, но это лишь благой совет: в сущности, такая власть ставит подчиненного в безусловную зависимость от начальства. Это противоречит тому положению нашего законодательства, в силу которого подчиненный исполняет лишь законные распоряжения начальника. В Пруссии и Баварии начальство может по своему усмотрению удалить чиновника от занимаемой им должности, но не может лишить его присвоенного должности содержания без вины, признанной судебным или дисциплинарным порядком; таким образом, полная материальная обеспеченность служащего совмещается в этих государствах с надлежащей свободой правительства в распоряжении служебным персоналом.
О каждом служащем чиновнике ведутся на месте его служения особый послужной (формулярный) список. Собрание подробных сведений о С. всех чинов, занимающих классные должности, составление общего расписания классных должностей в империи, составление списков чинам первых четырех классов (три раза в год) и издание адрес-календаря, или общей росписи служащих в государстве (на каждый год), относится к обязанностям инспекторского отдела Собственной Его Императорского Величества канцелярии.

При увольнении в отставку чиновник получает аттестат.
Правами государственной службы , хотя с некоторыми ограничениями — напр. без права на пенсию, — пользуются определенные должности по выборам в дворянских, земских и городских учреждениях, а также служащие в некоторых благотворительных учреждениях (Имп. человеколюбивом обществе, учреждениях Красного Креста и др.), управляющие частными железными дорогами и др. Законоположения о государственной С. изложены в Своде Уставов о С. гражданской (Св. Зак., т. III, изд. 1896 г.), в состав которого не введены особые правила о С. гражданской в губерниях Царства Польского. При новом издании в 1896 г. III т. Св. Зак. правила о службе по выборам перенесены в законы о состояниях и в др. части Св. Зак. Служба по выборам в сословных учреждениях отличается тем, что в известных пределах она поныне сохранила характер обязательной повинности.
Указом 5 октября 1906 г. всем русским подданным, кроме инородцев, предоставлены одинаковые права в отношении государственнойы, применительно к правам дворян, с упразднением всех особых сословных преимуществ по занятию некоторых должностей. Соответственно с этим установлено деление канцелярских служителей на разряды, в зависимости от образовательного ценза: к I разряду принадлежат окончившие курс в гимназиях или равных им учебных заведениях, ко II разряду — не обладающие этим цензом. Канцелярские служители I разряда производятся в классный чин по выслуге одного года, служители II разр., имеющие соответствующую образовательную подготовку (см.) — по выслуге двух лет. Не принадлежащие к дворянскому сословию офицеры из лиц, пользующихся в отношении отбывания воинской повинности правами II разр. (казачьи офицеры по II и III разр.), при переходе на гражданскую службу, переименовываются в соответственный гражданский чин независимо от времени службы их в офицерском звании.
"Брокгауз и Ефрон"



  • Дворянина обязанного пожизненно нести военную службу называли ________________.

  • Отряды вспомогательного назначения состоявшие из крестьян плохо вооруженных и малопригодных для боевых действий называли ______________.

  • Пехота вооруженная топорами и ружьями- ___________.

  • Вооруженное войско состоящая из дворянской конницы называли __________________ войско.

  • Солдатский полк состоящий из русских людей, в которых офицерами были иноземцы на русской службе назывался полк _______________ строя.

  • Человек из крестьянского двора направленный на пожизненную военную службу подвергался ____________________ набору.



СЛУЖИВЫЙ .

  • Дворянин обязанный пожизненно нести военную службу называли СЛУЖИВЫЙ .

  • Отряды вспомогательного назначения состоявшие из крестьян плохо вооруженных и малопригодных для боевых действий называли ОПОЛЧЕНИЕМ.

  • Пехота вооруженная топорами и ружьями- СТРЕЛЬЦЫ .

  • Вооруженное войско состоящая из дворянской конницы называли ПОМЕСТНОЕ войско.

  • Солдатский полк состоящий из русских людей, в которых офицерами были иноземцы на русской службе назывался полк НОВОГО строя.

  • Человек из крестьянского двора направленный на пожизненную военную службу подвергался РЕКРУТСКОМУ набору.





Правильный вариант ответа

  • Правильный вариант ответа

  • I) Основу вооруженных сил Московского государства в XVI веке составляли: 1) дворянские формирования + 2)регулярная армия 3)стрельцы+ 4)конница 5) артиллерия II) Первые постоянные части стрельцов были сформированы при: 1) Иван III 2) Петр I 3) Иван Грозный + 4) Павел I 5) В.И.Ленин (Ульянов) III) Первая регулярная армия была создана при: 1) Иван Грозный 2) Петр 1+ 3) В.И.Ленин 4) Екатерина II 5) Иван III IV) Основная причина военной реформы, проведенной в 60-70-х гг. XIX столетия: 1) Поражение в Крымской войне + 2) Междоусобные войны 3) Крестьянские волнения 4) Победа в русско-турецкой войне 5) Русско-японская война V) Дата введения в России всеобщей воинской повинности: 1) 1918 г 2) 1904 г 3) 1776 г 4) 1874 г + 5) 1550 г

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

План урока: Организация вооруженных сил Московского государства XIV-XV веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века. Военная реформа Петра I в первой четверти XVIII века, создание регулярной армии и флота. Военные реформы 1860-1870 годов под руководством военного министра Д.Ю.Милютина, их особенности. Военные реформы 1905-912 годах и их особенности.

3 слайд

Описание слайда:

Работа с таблицей Год проведения реформ Руководитель проводимых реформ Основное содержание реформ

4 слайд

Описание слайда:

Работа над определениями Определение Правильный ответ Дворянина обязанного пожизненно нести военную службу называли … Отряды вспомогательного назначения состоявшие из крестьян плохо вооруженных и малопригодных для боевых действий называли … Пехота вооруженная топорами и ружьями Вооруженное войско состоящая из дворянской конницы называли … войско Солдатский полк состоящий из русских людей, в которых офицерами были иноземцы на русской службе назывался полк … строя Человек из крестьянского двора направленный на пожизненную военную службу подвергался … набору

5 слайд

Описание слайда:

История – могучий фактор воспитания сознательного патриотизма. Принижать свою историю, забывать её - значит оплёвывать могилы своих предков, боровшихся за родную землю… Пикуль В.

6 слайд

Описание слайда:

Куликово поле, Полтавское поле, Бородинское - овеяло славой российского оружия, родившие свободу и могущество нашей страны. Все они стали величественными мемориалами истории. Во все времена русский народ выходил единой дружной семьей для изгнания алчных завоевателей, пришедших на нашу землю, был стойким защитником своего родного обиталища - земли Российской.

7 слайд

Описание слайда:

Развитие и становление ВС России связано с историей Российского государства. России постоянно приходилось вести вооруженную борьбу, защищая свои земли от иностранных захватчиков. В период с XIV по XVII в. практически нет ни одного мирного года, когда на рубежах Российского государства было бы спокойно и не нужно было давать отпор неприятелю. Поэтому государство находилось в постоянной готовности к войне, и его устройство соответствовало этому требованию

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Истоки зарождения в нашем Отечестве военной организации уходят в период правления Ивана III (1462-1505), который приступил к массовой раздаче земельных наделов и поместий слугам княжеского двора, а также вольным людям при условии несения ими службы, то есть положил начало формированию служилого дворянства. Усилия Ивана III по созданию сильной военной организации Российского государства продолжил Иван IV, создавший одну из крупнейших по численности армий в Европе - 250-300 тысяч человек (около 3 % населения Руси).

10 слайд

Описание слайда:

В период с 1550 по 1571 гг. Иваном Грозным были проведены военные реформы, начало которым положил указ от 3 октября 1550 года о разделе земель вокруг Москвы 1000 помещиков, занявших ключевые командные штаты в армии.

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Поместное войско (дворянская конница, составлявшая основной род русского войска в XV-XVII веках) имело характер ополчения. В организационном отношении делилось на сотни. Все годные к службе владельцы поместий и вотчин по Уложению о службе 1556 года являлись в поход со своими лошадьми, припасами и оружием и выставляли по 1 вооруженному ратнику с каждых 50 десятин принадлежавшей им земли. Реорганизовано Петром I в 1701 году в регулярные полки драгун.

13 слайд

Описание слайда:

Стрелецкое войско - первое постоянное войско в Русском государстве середины XVI - начала XVIII веков. Комплектовалось из свободного городского и сельского не тяглого (не облагавшегося налогами) населения, имело на вооружении пищали и бердыши, управлялось воеводами. Организационно состояло из «приборов» (отрядов), затем приказов (по 500-1000 человек), с 1681 - полков, и находилось в ведении Стрелецкого приказа. В 80-х годах XVII века было реорганизовано по образу полков «нового строя». Расформировано по указу Петра I в начале XVIII века.

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

Регулярная русская армия была создана при Петре I в начале XVIII в. Ее созданию способствовало поражение русских войск в 1700 г. под Нарвой в битве со шведской армией. Стрелецкие полки и дворянская конница показали свою полную беспомощность. Русская армия потеряла под Нарвой более 6 тыс. человек и всю артиллерию.

16 слайд

Описание слайда:

Петр I ввел новую систему комплектования армии. Оно стало осуществляться по принципу рекрутского набора, когда 10- 20 крестьянских дворов по жребию поставляли одного человека на пожизненную военную службу. Это позволило Петру I значительно увеличить численность постоянного войска. Офицерский корпус русской армии состоял из дворян, для них государственная служба была обязательной и пожизненной. Чтобы получить офицерский чин, дворянин должен был отслужить солдатом в гвардейских полках - Преображенском или Семеновском.

17 слайд

Описание слайда:

По организации, вооружению, боевой подготовке реформы Петра I выдвинули русскую армию на одно из первых мест в Европе.

18 слайд

Описание слайда:

Основное содержание: создание русской регулярной армии и флота, основанных на рекрутской системе комплектования; упразднение ранее существовавших разнородных воинских формирований и введение однотипной организации и вооружения в пехоте, коннице и артиллерии; введение единой системой воинского обучения и воспитания, регламентированных уставами; централизация военного управления, учреждение должности главно­командующего, при котором был создан полевой штаб; открытие военных школ для подготовки офицерских кадров и регламентирование службы офицеров; проведение военно-судебных реформ.

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд

Описание слайда:

Преобразование в вооруженных силах России под руководством военного министра Д. А. Милютина. Имели цель создать массовую армию, ликвидировать военную отсталость России, выявленную в Крымской войне 1853-56 гг.

21 слайд

Описание слайда:

В 1874 г. был утвержден Устав о воинской повинности. Отменили рекрутские наборы в армию и ввели всеобщую воинскую повинность, которая распространилась на мужское население всех классов и сословий, достигшее возраста 21 год. Общий срок службы устанавливался в 15 лет: из них 6 лет приходилось на действительную военную службу, а 9 лет - на пребывание в запасе. Особое внимание уделялось повышению профессиональной подготовки офицерского состава. Была признана необходимой грамотность солдат, поэтому обучение их чтению и письму стало обязательным.

22 слайд

Описание слайда:

Основное содержание: реорганизация боевой подготовки войск (разработка и введение в войсках новых воинских уставов), а также системы подготовки офицерских кадров (замена кадетских корпусов военными гимназиями, учреждение военных и юнкерских училищ); выделение нового «Положения о полевом управлении войсками в военное время», перевооружение армии нарезным стрелковым оружием и артиллерией; учреждены постоянные военные суды (полковые, военно-окружные и главные). замена рекрутской повинности всесословной воинской повинностью, создание обменного резервного запаса, образование военно-окружной системы управления (15 округов);

23 слайд

Описание слайда:

Д. А. Милютин вспоминал: «Самые записные враги мои должны были признать, что никогда еще русская армия не являлась на театр войны так хорошо подготовленной и снабженной». Военно-судебные реформы 1860-1870 годов способствовали усилению русской армии.

24 слайд

Описание слайда:

25 слайд

Описание слайда:

После поражения в русско-японской войне правительство Николая II приняло меры к возрождению боевой мощи Российских вооруженных сил. К этому вынуждала сложная международная обстановка.

26 слайд

Описание слайда:

Надвигалась Первая мировая война, которая началась 19 июля 1914 г. Германия объявила войну России, а вслед за ней и Франции. В считанные дни после этого в войну вступили основные европейские государства. Первая мировая война стала для истории России и ее вооруженных сил еще одной героической и в то же время трагической страницей.

27 слайд

Описание слайда:

28 слайд

Описание слайда:

Работа с таблицей Год проведения реформ Руководитель проводимых реформ Основное содержание реформ 1550-1571 Иван Грозный комплектование поместного войска; централизованное управление и снабжение армии; создание стрелецкого войска. 1701-1711 Петр I введение рекрутского набора; создание регулярной армии; военное обучение; создание русского флота. 1864-1874 Д.А. Милютин создание мобилизационного запаса на время войны; профессиональная подготовка; обучение грамоте солдат; перевооружение армии. 1905-1912 Николай II усилена централизация военного управления; сокращены сроки службы; приняты новые образовательные программы для училищ; новые образцы артиллерийских орудий; улучшение материального снабжения.

29 слайд

Описание слайда:

Определения. Правильные ответы Определение Правильный ответ Дворянина обязанного пожизненно нести военную службу называли … СЛУЖИВЫЙ Отряды вспомогательного назначения состоявшие из крестьян плохо вооруженных и малопригодных для боевых действий называли … ОПОЛЧЕНИЕМ Пехота вооруженная топорами и ружьями СТРЕЛЬЦЫ Вооруженное войско состоящая из дворянской конницы называли … войско ПОМЕСТНОЕ Солдатский полк состоящий из русских людей, в которых офицерами были иноземцы на русской службе назывался полк … строя НОВОГО Человек из крестьянского двора направленный на пожизненную военную службу подвергался … набору РЕКРУТСКОМУ

30 слайд

Описание слайда:

Проверь себя! Основу вооруженных сил Московского государства в XVI веке составляли: дворянские формирования регулярная армия стрельцы конница Первые постоянные части стрельцов были сформированы при: Иван III Петр I Иван Грозный Павел I Первая регулярная армия была создана при: Иван Грозный Петр 1 Екатерина II Иван III Основная причина военной реформы, проведенной в 60-70-х гг. XIX столетия: Поражение в Крымской войне Междоусобные войны Победа в русско-турецкой войне Русско-японская война Дата введения в России всеобщей воинской повинности: 1918 г 1904 г 1874 г 1550 г

31 слайд

Описание слайда:

Правильные ответы Основу вооруженных сил Московского государства в XVI веке составляли: дворянские формирования регулярная армия стрельцы конница Первые постоянные части стрельцов были сформированы при: Иван III Петр I Иван Грозный Павел I Первая регулярная армия была создана при: Иван Грозный Петр 1 Екатерина II Иван III Основная причина военной реформы, проведенной в 60-70-х гг. XIX столетия: Поражение в Крымской войне Междоусобные войны Победа в русско-турецкой войне Русско-японская война Дата введения в России всеобщей воинской повинности: 1918 г 1904 г 1874 г 1550 г

Описание слайда:

Используемая литература А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, В.А.Васнев – «Основы безопасности жизнедеятельности» 10 класс. – М., «Просвещение, 2004. Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, Л.М. Ляшенко; под ред. А.Ф. Киселева, Н.И. Павленко – «История России с древнейших времен до конца XIX века, 10 класс. Базовый уровень, Учеб. для общеобразовательных учреждений/ – М. : Дрофа, 2007. Интернет ссылки http://s61.radikal.ru/i171/0810/4f/686893489f48.jpg http://www.sva-slava.ru/kartini/bubnov/Utro_na_kulikovom_pole.jpg http://f.rodon.org/p/10/080214111434d.jpg http://vnnews.ru/static/images/2008-12/1454/4958964343b74_3.jpg http://bioserge.narod.ru/images/vasnetsov_grozny.jpg http://img.encyc.yandex.net/illustrations/krugosvet/pictures/4/4e/1011585-PH05273.jpg http://www.artsait.ru/art/g/glazunovIS/img/50.jpg http://www.ot.clan.su/_nw/4/98491.jpg http://www.vzmakh.ru/parabellum/image/14/14_08.gif http://www.emezk.ru/forum/file/1158.jpg http://history-gatchina.ru/owners/dog/imgdog/petr.jpg http://img12.nnm.ru/imagez/gallery/4/1/4/8/9/41489a9935835d70e947112d1bea0f89_full.jpg http://rosneft.division.ru/pics/1700/1700_3-a_big.jpg http://www.lomonosovo.ru/joom/resources/image/Mozaika/poltava_1_400.jpg http://www.rchobbymaster.ru/private/rchobbymaster/shop_load/47/italeri_6053.jpg http://images.izvestia.ru/145833.jpg http://www.beenergy.ru/uploads/posts/2008-10/1224674129_38935.jpg http://kds.eparhia.ru/www/biblio/1_67421412037.jpg http://www.rucoin.ru/files/nikolay2.jpg http://zforum.zyablikovo.net/uploads/post-9336-1153751789.jpg

Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...

конспект урока по литературе.Работа в группах...

Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча...

Применение ИКТ в обучении способствует раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей у школьников, присущего каждому человеку уникального сочетания личностных качеств; формированию у учащихся познавательных способностей, стремление к совершенствованию; обеспечению комплексности изучения явлений действительности, неразрывности взаимосвязи между естествознанием, техникой, гуманитарными науками и искусством; постоянному динамическому обновлению содержания, форм и методов процесса обучения и воспитания.

Главные итоги применения ИКТ на уроках ОБЖ:

· Рост уровня самостоятельности и самодеятельности учащихся на уроке;

· Положительное отношение учащихся к предмету ОБЖ, к учителю, друг к другу;

· Обозначение объективной направленности деятельности учеников на развитие своей личности;

· Появление и рост у учащихся познавательного интереса;

· Воспитательная и развивающая подвижка личности, возникшая в ходе урока.

Из всего вышеизложенного можно сделать один единственный вывод: использование информационных и коммуникационных технологий в преподавании ОБЖ – это не дань моде, а назревшая необходимость, ИКТ являются одним из существенных средств реализации целей и задач процесса обучения.


Литература

1. Левин А.Ш. Самоучитель CorelDRAW / А.Ш.Левин. – Санкт-Петербург: Питер, 2005. – 205с.

2. Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2007 / В.П. Леонтьев. – Москва: ОЛМА медиагрупп, 2007. – 896с.

3. Бубнов В.Г. Атлас добровольного спасателя. Учебное пособие / В.Г. Бубнов, Н.В. Бубнова; Под редакцией Г.А. Короткина. – Москва: АСТ Астрель, 2004. – 80с.

4. Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов. – Москва: АСТ-ЛТД, 1997. – 160с.

5. Соловьёва Л.Ф. Компьютерные технологии для преподавателя / Л.Ф. Соловьёва. – Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2008. – 453с.

6. Крымов Б., Pinnacle Studio 10. Русская версия: Учебное пособие / Б. Крымов. – Москва: Триумф, 2006. – 256с.

7. Тонких А.П. Российские образовательные интернет-ресурсы для учителей начальной школы / А.П. Тонких // Начальная школа. – 2007. - №1. – С.117-124.

8. Ставрова О.Б. Применение компьютера в профессиональной деятельности учителя / О.Б. Ставрова. – Москва: Интеллект-Центр, 2007. – 144с.

9. Комаров В.Н. Технология применения компьютерных технологий в преподавании ОБЖ. – http://www.in-n.ru.

10. 3.Угринович Н. Информатика и информационные технологии 10-11: Москва. Бином. Лаборатория знаний, 2002г.

11. 4.Шафрин Ю. Информационные технологии: Москва. Бином. Лаборатория знаний, 2003г.

12. 6. Азевич А.И. Несколько компьютерных программ. - журнал «Математика в школе» №10/2002г., стр41.

13. 7. Смирнова И.М., Смирнов В.А. Изображение пространственных фигур с помощью «Adobe illustrator» - журнал «Математика в школе» №10/2002г., стр. 46.

14. Гликман И. Педагогическая технология – это одно из средств педагогической методики // Директор школы.– 2004.– № 7.– с. 46–49.

15. Кондаков А. О таком Интеренете, как в Аргентине, мы можем только мечтать // Первое сентября.– 2 апреля 2005 г.

16. Масленникова А. Педагогические и образовательные технологии: определение и классификация // Директор школы. – 2004. – № 7. – с. 50–56.


Приложения

Приложение 1

ПРИМЕРНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ

Военные реформы 1550-1571 годов при Иване III

По данным отечественных историков, Московское государство в XVI в. могло располагать армией в 150-200 тыс. воинов.

В наиболее серьезных и важных военных походах к боевым частям присоединялись отряды вспомогательного назначения - ополчение.

Ополчение состояло из посадских людей и крестьян, которые были плохо вооружены и малопригодны к боевым действиям. Ополченцы в основном использовались для охраны обозов, строительства дорог, выполнения инженерных работ при осадах вражеских крепостей. В таких походах общая численность войска могла составлять до 300 тыс. человек.

Основу вооруженных сил Московского государства в этот период составляли дворянские формирования. За военную службу дворяне получали от московских государей земельные владения с крестьянами (поместья). Во время смотров, на которых проверялась готовность дворянских отрядов к боевым действиям, каждый дворянин обязан был явиться на смотр в полном вооружении, имея два коня - боевого и запасного, одного или несколько вооруженных слуг. В случае неявки на смотр, опоздания в поход, прибытия плохо снаряженным или без положенного числа вооруженных слуг полагался штраф или уменьшение размеров земельного владения.

На протяжении всей жизни дворяне обязаны были нести военную службу, все они считались служилыми людьми из поколения в поколение, от деда к отцу, от отца к сыну.

За долгие годы занятий военным делом они приобретали навыки воинов-профессионалов.

Историки отмечают, что в допетровское время русская система военной организации и управления войсками была хорошо приспособлена к решению стоящих перед ней задач. Русское правительство, стремясь не отстать от Европы, проводило военные реформы и прикладывало в этом направлении максимально возможные усилия и никогда для этого не жалело средств.

Военные реформы при Петре I

Регулярная русская армия была создана при Петре I в период с 1701 по 1711 г. Толчком к ускорению ее создания послужило поражение русских войск в 1700 г. под Нарвой от шведской армии. Стрелецкие полки и дворянская конница в битве под Нарвой показали полную свою беспомощность. Русская армия под Нарвой потеряла более 6 тыс. человек и всю артиллерию.

С созданием армии Петр I ввел новую систему комплектования войск. Оно стало осуществляться по принципу рекрутского набора, когда 10-20 крестьянских дворов по жребию поставляли одного человека на пожизненную военную службу. Введение рекрутской повинности позволило Петру I увеличить численность войск. С 1705 г. уже вся русская армия комплектовалась рекрутами. Офицерский корпус русской армии состоял из дворян, для них государственная служба была обязательной и пожизненной. Чтобы получить офицерский чин, дворянин должен был отслужить солдатом в гвардейском Преображенском или Семеновском полку.

Всего было создано 47 пехотных и 5 гренадерских (отборных пехотных) полков, 33 кавалерийских полка, в составе которых была и артиллерия.

Всеми делами, касающимися армии, стал ведать Правительственный сенат и подчиненная ему Военная коллегия (прообраз министерства обороны). В этот период на Балтийском море создается военный флот. Вводится постоянная подготовка полков к тактике боя. Войска выводились в летние лагеря для проведения двухсторонних боевых учений. Создание регулярной армии, организация ее боевой подготовки повысили боевую мощь русской армии. Все это определило победу России в Северной войне (1700-1721).

Военные реформы 1860-1870 годов

Следующая крупная военная реформа вооруженных сил России была проведена после поражения в Крымской войне (1853-1856), которая вскрыла военную отсталость России от европейских государств.

Военные реформы осуществлялись под руководством военного министра Дмитрия Алексеевича Милютина, который был назначен на этот пост в 1861 г. Главную задачу военных преобразований он видел в том, чтобы в мирное время численность армии была минимальной, а в военное время - максимальной за счет обученного запаса. С 1864 по 1867 г. численность войск уменьшилась с 1 млн. 132 тыс. до 742 тыс., а военный запас увеличился до 553 тыс. человек.

В 1874 г. был утвержден новый Устав о воинской повинности. С этого времени в России были отменены рекрутские наборы в армию и введена всеобщая воинская повинность, которая распространилась на мужское население всех классов и сословий, достигшее возраста 21 года.

Общий срок службы устанавливался в 15 лет: из них 6 лет приходилось на действительную военную службу, а 9 лет - на пребывание в запасе.

Особое внимание уделялось повышению профессиональной подготовки офицерского состава. Была признана необходимой грамотность солдат, обучение их чтению и письму становится обязательным. Расширяется сеть специальных военных учебных заведений.

Важной составной частью преобразований в армии явилось ее перевооружение. На вооружение пехоты в 1891 г. была принята магазинная нарезная пятизарядная винтовка Мосина калибра 7,62 мм. На вооружение артиллерии стали поступать стальные с нарезным стволом орудия, имевшие большую дальность стрельбы.

В результате проведенных мероприятий были созданы массовые вооруженные силы, значительно повысилась их боеспособность.

Военные реформы 1905-1912 годов

В истории развития вооруженных сил России были не только победы, но и поражения, как в русско-японской войне 1904-1905 гг. В начале XX в. на Дальнем Востоке обострилась борьба за раздел сфер влияния в Китае, где столкнулись интересы России и Японии. Война была неизбежна. Но Япония подготовилась к ней значительно лучше. Несмотря на героизм и доблесть солдат и матросов, война была проиграна. Война закончилась заключением Портсмутского мирного договора, по которому к Японии отошли Ляодунский полуостров с крепостью Порт-Артур и южная часть острова Сахалин.

После поражения в русско-японской войне правительство Николая II приняло меры к возрождению боевой способности Российских вооруженных сил. К этому вынуждала сложная международная обстановка. Надвигалась первая мировая война, которая разразилась в июле 1914 г.

19 июля Германия объявила войну России, а вслед за ней и Франции. В считанные дни после этого в войну вступили основные европейские государства. Первая мировая война стала для истории России и ее вооруженных сил еще одной героической и в то же время трагической страницей.


Приложение 2

ТАБЛИЦА ТЕРМИНОВ