Семь Ефесских отроков: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин. Семь отроков ефесских (глава из книги «икона божией матери одигитрия ефесская в судьбах россии») В чем помогает молитва семи отрокам Эфесским

Это было во времена гонений, когда по всей Римской империи преследовали христиан, заставляя их отрекаться от Христа и поклоняться языческим богам.

В городе Эфесе жили семь мальчиков. Они вместе молились и подавали милостыню. Когда император Декий повелел эфесским христианам принести жертвы богам, друзья пошли не на площадь, где стояли идолы, а в церковь.

Об этом донесли Декию, и он приказал схватить отроков. Их привели, закованных в кандалы.

Почему вы не принесли жертву богам? - спросил разгневанный император.

У нас один Бог,- ответил ему юный Максимилиан,- а вашим идолам мы поклоняться не станем.

Декий повелел снять с них воинские пояса (такие пояса носили мальчики из знатных семей, будущие римские воины) и хотел предать христиан пыткам. Но, видя, что они совсем еще дети, пожалел их и отпустил - на время, пока он снова не приедет в Эфес.

Мальчики решили уйти из города. Они поселились в большой пещере на горе Охлон и там молились, прося Бога укрепить их на предстоящий подвиг.

Самого младшего - его звали Ямвлих - посылали за покупками. Часть денег он тратил на милостыню, а остальное на еду. Идя в город, мальчик всегда переодевался, чтобы его не узнали. В нищенской одежде он ходил по улицам и как бы невзначай расспрашивал, скоро ли приедет император.

И вот однажды он увидел, как Декий въезжает в Эфес. Скоро появились глашатаи и прочли императорский указ - всем знатным горожанам, чиновникам и военачальникам было велено на следующий день явиться в идольский храм и принести жертвы богам. Упомянули и о семи мальчиках - император приказал им вместе со всеми участвовать в жертвоприношении.

Ямвлих очень испугался и побежал к друзьям. Узнав, что завтра они должны предстать перед императором, отроки с плачем бросились на колени и стали молиться.

Наступил вечер. Ямвлих разделил хлеб, и все немного поели. Друзья тихо разговаривали, утешая и ободряя друг друга, и так сидя задремали.

На следующий день император, узнав, что мальчики убежали из Эфеса, велел привести во дворец их родителей.

Мы твои верные подданные,- сказали те,- приносим жертвы богам и детей христианству никогда не учили. И денег на милостыню им не давали - они взяли сами, без спросу, и убежали на гору Охлон. Говорят, они прячутся там в большой пещере.

Декий велел заложить вход в пещеру камнями, чтобы дети не смогли выйти и умерли там в темноте от голода и жажды.

Когда стена была почти готова, императорские писцы (они были тайные христиане) написали имена юных мучеников на оловянной пластинке и вложили в ларец, а ларец спрятали в щель между камнями.

Но мальчики ничего не слышали - они спали. Это был не простой сон: Господь повелел им заснуть на долгие-долгие годы...

Умер Декий, после него правили такие же, как он, язычники и гонители христиан; много лет спустя на престолах воссели христианские цари - а отроки все не просыпались.

В царствование благочестивого императора Феодосия Младшего в Эфесе уже не было язычников. Кругом стояли православные храмы, и от мала до велика все назывались христианами.

Но не все сохранили истинную веру - появились еретики, которые отрицали воскресение мертвых. Царь Феодосий очень печалился об этом и со слезами и с постом молил Бога утвердить Православие.

В то время некий человек задумал строить на горе Охлон каменную ограду для овец. В одном месте на склоне было особенно много пригодных для ограды камней. Рабочие понемногу вынимали их, пока не открылся узкий проход; но они не знали, что это вход в пещеру, и не зашли туда.

Однажды рано утром семь отроков проснулись - Господь воскресил их, как прежде Своего друга Лазаря. Встав, они помолились и пожелали друг другу доброго утра. Дети были уверены, что проспали всего лишь ночь - ведь ни лица, ни одежда их совсем не изменились.

Помня, что им предстоит пострадать за Христа, они послали Ямвлиха в город и наказали ему узнать, что там происходит.

Купи хлеба и скорей возвращайся,- сказал Максимилиан.- Мы не будем долго сидеть тут, как трусы. Готовьтесь - сегодня пойдем и умрем за веру!

У входа в пещеру Ямвлих заметил груду камней и удивился - вчера вечером камней не было, откуда они взялись?

Спустившись с горы, он со страхом приблизился к городским стенам и не поверил своим глазам - на воротах был большой крест. Улицы и дома, видневшиеся за стенами, были вовсе не похожи на Эфес. В изумлении Ямвлих пошел к другим воротам - и там было изображение креста. Обойдя город кругом, он пришел в недоумение. "Уж не сон ли это? - подумал мальчик.- Ведь еще вчера кресты прятали, чтоб их никто не увидел".

Наконец он собрался с духом и вошел в ворота. Встречные были очень странно одеты - совсем не так, как вчера. Но еще удивительнее было слышать их разговоры - горожане поминали имя Божие, говоря: "Слава Богу!", "Боже сохрани!", "Господи, помилуй!" "Ясно - я заблудился",- решил Ямвлих.

Какой это город? - спросил он у прохожего.

- Эфес,- ответил тот, но Ямвлих ему не поверил.

"Надо скорей купить хлеба и бежать отсюда, пока я не потерялся окончательно",- подумал он.

Но булочник, взяв серебряную монету, не спешил давать сдачу. Он позвал своего товарища, тот другого, и скоро Ямвлиха обступили со всех сторон.

Откуда у него такая старинная монета? - перешептывались люди.- Наверное, нашел клад.

Мальчик, считая, что его узнали и сейчас отведут к императору, испугался и сказал:

Пожалуйста, возьмите деньги себе, а я пойду.

Скажи-ка, кто ты такой и где нашел старинную монету? - допытывались они.- Поделись с нами, или мы тебя сейчас отведем к судье.

С него сняли пояс и, обвязав шею, крепко держали. Сбежался народ; мальчик надеялся, что в толпе увидит знакомых, но если еще вчера он знал в лицо чуть ли не всех горожан, то сегодня его окружали чужие люди.

Ямвлиха привели к правителю города, который в это время как раз беседовал с епископом Эфесским. Они подивились древности монеты и спросили мальчика, где он откопал клад.

Не знаю я никакого клада! - ответил тот.- Это обыкновенные деньги, я их у родителей взял.

Кто же твои родители и где они живут?

Ямвлих назвал по имени своего отца, мать, деда и всех родственников, но никто и не слыхал о них.

Какие странные имена,- удивился правитель.- Да ты нам морочишь голову! Вот я тебя в тюрьму посажу - будешь сидеть, пока не признаешься, где нашел клад!

Скажите,- взмолился мальчик,- где сейчас император Декий, в Эфесе или нет, и жив ли он?

Не слышно, чтобы где-нибудь царствовал император с таким именем,- ответил епископ Стефан.- Разве что в древние времена; а сейчас нами правит благочестивый царь Феодосий.

Так пойдемте со мной,- воскликнул Ямвлих,- я покажу вам, где мы с друзьями прячемся от Декия. Вчера я видел, как он приехал в Эфес... Хотя я не уверен теперь, Эфес это был или нет.

"Господь хочет открыть нам какую-то тайну через этого отрока",- подумал епископ и сказал правителю:

- Пойдем с ним - нас ждет чудо.

И все отправились на гору Охлон. Ямвлих первым вбежал в пещеру, а епископ, который шел не спеша, заметил у входа среди камней ларец с серебряными печатями. В нем лежала оловянная пластинка, а на ней была вырезана надпись: "Святые семь отроков - Максимилиан, Ямвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Эксакустодиан и Антонин - бежали от императора Декия и скрылись в этой пещере. По повелению Декия вход в пещеру был замурован, и святые отроки мученически скончались, приняв смерть за Христа".

Правитель, епископ и все, кто был с ними, удивлялись и громко прославляли Бога. А в пещере их ждали святые отроки - радостные, с красивыми и веселыми лицами, сияющие Божией благодатью.

Епископ и правитель немедленно написали обо всем в Константинополь царю Феодосию, и он очень скоро приехал в Эфес со всей свитой. Увидев святых отроков, Феодосий упал им в ноги; они поспешили поднять царя с колен, и он обнимал и целовал их со слезами, славя Бога, Который услышал его молитвы и явил такое чудо во образ будущего воскресения мертвых.

Феодосий долго беседовал с отроками, а все слушали их и не могли наслушаться.

Потом святые склонили головы и снова уснули. Их нетленные тела

Остались почивать в пещере до всеобщего воскресения,

А души отошли ко Господу, Ему же слава, честь

И поклонение со Отцом и Святым Духом

Всегда, ныне и присно

Молитва святым Семи отрокам, иже во Ефесе: Максимилиану, Иамвлиху, Мартиниану, Иоанну, Дионисию, Ексакустодиану (Константину), Антонину.

Молитва первая
Боже великий, хвальный и непостижимый, и неисповедимый, создавый человека рукою Твоею, персть взем от земли, и образом Твоим почтивый его, Иисусе Христе, прежелаемое имя, со Безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, явися на рабе Твоем (имярек), и посети его душу и тело, умоляем от преславныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, святых Небесных Сил Безплотных, и честнаго славнаго пророка, и Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных и всехвальных апостолов, иже во святых отец наших, и вселенских учителей, Василия Великаго, Григория Богослова, Иоанна Златоустаго, Афанасия и Кирилла, Николая иже в Мирех, Спиридона чудотворца, и всех святых священноначальников, святаго апостола первомученика и архидиакона Стефана, святых славных великомучеников Георгия Победоносца, Димитрия Мироточца, Феодора Стратилата, и всех святых мучеников, преподобных и богоносных отец наших Антония, Евфимия, Саввы Освященнаго, Феодосия общаго жития начальника,
Антония и Феодосия Киево-Печерских, Онуфрия, Арсения, Афанасия Афонскаго, и всех преподобных, святых и исцелителей, безсребренников Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, Фалалея и Трифона и прочих, святаго праведнаго Иоанна Кронштадтскаго, святаго преподобнаго Иоанна Рыльскаго, святыя блаженныя Ксении Петербуржской и всех Твоих святых.
И даждь ему сон упокоения, сон телесный здравия и спасения и живота, и крепость душевную и телесную, якоже посетил еси иногда Авимелеха угодника Твоего во храме Агриппове, и дал еси ему сон утешения, еже не видети падения Иерусалимова, и сего успивый сном питательным, и паки сего воскресивый во едином мгновении времене, в славу Твоея благости.
Но и святыя Твоя славныя седмь отроки, исповедники и свидетели Твоего явления показавый, во дни Декия царя и отступника, и сия успивый в вертепе на лет сто и осмьдесят, яко младенцы согреваемыя в ложеснах матере своея, и никакоже претерпевшыя тления, в похвалу и славу человеколюбия Твоего, и в показание, и извещение нашего пакибытия, и воскресения всех.
Сам убо человеколюбче Царю, предстани и ныне наитием Святаго Твоего Духа, и посети раба Твоего (имярек), и даруй ему здравие, крепость, и благомощие, Твоею благостию, яко от Тебе есть всяко даяние благо, и всяк дар свершен. Ты бо еси врач душ и телес наших, и Тебе славу и благодарение и поклонение возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая
О пречуднии святии седмочисленнии отроцы, Ефеса града похвало и всея вселенныя упование! Воззрите с высоты небесныя славы на нас, любовию память вашу чтущих, наипаче же на младенцы христианския, вашему заступлению от родителей своих препорученныя. Низведите на ня благословение Христа Бога, рекшаго: оставите детей приходити ко Мне. Болящия убо в них исцелите, скорбящия утешите; сердца их в чистоте соблюдите, кротостию исполните я, и в земли сердец их зерно исповедания Божия насадите и укрепите, во еже от силы в силу им возрастати. И всех нас, святей иконе вашей предстоящих рабов Божиих (имена), и тепле вам молящихся, сподобите Царствие Небесное улучити и немолчными гласы радования тамо прославляти великолепое имя Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Молитва третья

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, грядый судити живых и мертвых, молитв ради седми отроков ефесских, помилуй нас грешных, прости грехопадения всей нашей жизни, и имиже веси судьбами сокрый нас от лица антихриста в сокровенной пустыне спсения Твоего.

Тропарь святым семи отрокам Ефесским

Тропарь, глас 4
Велия веры чудесе, в пещере яко в чертозе царском святии седмь отроцы пребыша,
и умроша без тли, и по мнозех временных восташа яко от сна,
во уверение воскресения всех человеков: тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас.

Кондак, глас 4
Мира сущая тленная презревая и нетленныя дары приемше, умерше кроме тления пребыша: темже востают по многих летех, все погребше лютех неверие:
яже во хвалении днесь вернии восхваляюще, Христа воспоим.

Тропарь, глас 8-й:

Благочестия проповедники и воскресения умерших изобразители, Церкви столпы седмочисленныя, отроки всеблаженныя песньми восхвалим: тии бо по многих летех нетления, аки от сна воставше, всем возвестиша яве мертвых востание.
Кондак, глас 4-й:

Прославивый на земли святыя Твоя, прежде втораго и страшнаго пришествия Твоего, Христе. Преславным востанием отроков показал еси Воскресение неведящим е, нетленна одеяния и телеса явив, и царя уверил еси вопити: воистинну есть мертвых востание.

Им молятся при бессоннице, особенно о младенцах неспящих

Молитва:

О, пречуднии святии седмочисленнии отроцы, Ефеса града похвало и всея вселенныя упование! Воззрите с высоты небесныя славы на нас, любовию память вашу чтущих, наипаче же на младенцы христианския, вашему заступлению от родителей своих препорученныя: низведите на ня благословение Христа Бога, рекшаго: оставите детей приходить ко Мне: болящия убо в них исцелите, скорбящия утешите; сердца их в чистоте соблюдите, кротостию исполните я, и в земли сердец их зерно исповедания Божия насадите и укрепите, во еже от силы в силу им возрастити; и всех нас, святей иконе вашей предстоящих, мощи же ваша с верою лобызающих и тепле вам молящихся, сподобите Царствие Небесное улучити и немолчными гласы радования тамо прославляти великолепое имя Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

СЕМЬ ЭФЕССКИХ ОТРОКОВ (IIIв)

Семь отроков Эфесских — христианские мученики, заживо замурованные в пещере и проспавшие там несколько веков. Почитаются также в исламе.

Семь Эфесских отроков: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин , жили в III веке. Святой Максимилиан был сыном ефесского градоначальника, остальные шесть юношей - сыновьями других знатных ефесских граждан. Юноши были друзьями с детства. Все состояли на военной службе и были христианами.

Когда император Декий (249-251) прибыл в Эфес, он повелел всем гражданам явиться для принесения жертвы языческим божествам; непокорных же ожидали мучения и смертная казнь. По доносу искавших расположения императора к ответу были призваны и семь эфесских отроков. Представ перед императором, святые отроки исповедали свою веру во Христа. Тогда император приказал снять с них знаки воинского отличия — воинские пояса, но тем не менее, отпустил их на свободу, надеясь, что они передумают, пока он воюет. Юно-ши ушли из го-ро-да и укрылись в пещере на горе Охлон, где про-во-ди-ли вре-мя в мо-лит-вах, готовясь к мученическо-му по-дви-гу. Са-мый млад-ший из них - свя-той Иамвлих, оде-ва-ясь в нищен-ское ру-би-ще, хо-дил в го-род и по-ку-пал хлеб. В один из та-ких выходов в го-род он услы-шал, что им-пе-ра-тор вер-нул-ся и их ищут, чтобы пред-ста-вить на суд. Свя-той Мак-си-ми-ли-ан во-оду-ше-вил дру-зей вый-ти из пеще-ры и доб-ро-воль-но явить-ся на суд.

Святых отроков приговорили принять смерть в своей пещере — император приказал заложить вход в неё камнями, чтобы отроки умерли от жажды и голода. Два сановника, присутствовавших при закладке входа, были тайными христианами и, чтобы память о мучениках сохранилась, они вложили в кладку ковчежец с 2 оловянными дощечками, где были написаны имена семи отроков и обстоятельства их страданий и смерти.

Но по воле Божьей отроки не умерли, а заснули чудесным сном, длившимся почти два столетия. К то-му вре-ме-ни го-не-ния на хри-сти-ан пре-кра-ти-лись, хотя при святом бла-го-вер-ном ца-ре Фе-о-до-сии Млад-шем (408-450) яви-лись ере-ти-ки, от-вер-гав-шие вос-кре-се-ние мерт-вых во вто-рое при-ше-ствие Гос-по-да на-ше-го Иису-са Хри-ста. Од-ни из них го-во-ри-ли: «Как мо-жет быть вос-кре-се-ние мертвых, ко-гда не бу-дет ни ду-ши, ни те-ла, так как они уни-что-жат-ся?» Другие утвер-жда-ли: «Толь-ко од-ни ду-ши бу-дут иметь воз-да-я-ние, так как невоз-мож-но те-лам вос-стать и ожить по-сле ты-ся-чи лет, ко-гда не оста-нет-ся от них и пра-ха». То-гда-то Гос-подь и от-крыл тай-ну ожи-да-е-мо-го вос-кре-се-ния мерт-вых и бу-ду-щей жиз-ни через Сво-их семь от-ро-ков.

Вла-де-лец участ-ка зем-ли, на ко-то-рой на-хо-ди-лась го-ра Ох-лон, на-чал каменную по-строй-ку, и ра-бо-чие разо-бра-ли вход в пе-ще-ру. Гос-подь ожи-вил от-ро-ков, и они просну-лись слов-но от обык-но-вен-но-го сна, не по-до-зре-вая, что про-шло по-чти 200 лет. Те-ла их и одеж-ды бы-ли со-вер-шен-но нетлен-ны.

Го-то-вясь при-нять му-че-ния, от-ро-ки по-ру-чи-ли свя-то-му Иам-вли-ху еще раз купить им хле-ба в го-ро-де для под-креп-ле-ния сил. По-дой-дя к го-ро-ду, юно-ша по-ра-зил-ся, уви-дев на во-ро-тах свя-той крест. Услы-шав сво-бод-но произносимое Имя Иису-са Хри-ста, он стал со-мне-вать-ся, что при-шел в свой го-род. Рас-пла-чи-ва-ясь за хлеб, свя-той от-рок по-дал тор-гов-цу мо-не-ту с изобра-же-ни-ем им-пе-ра-то-ра Де-кия и был за-дер-жан, как скрыв-ший клад старин-ных монет. Свя-то-го Иам-вли-ха при-ве-ли к гра-до-на-чаль-ни-ку, у ко-то-ро-го в то вре-мя на-хо-дил-ся Эфес-ский епи-скоп. Слу-шая недо-умен-ные от-ве-ты юноши, епи-скоп по-нял, что Бог от-кры-ва-ет через него ка-кую-то тай-ну, и сам от-пра-вил-ся вме-сте с на-ро-дом к пе-ще-ре. У вхо-да в пе-ще-ру епи-скоп вы-нул из гру-ды кам-ней за-пе-ча-тан-ный ков-че-жец и от-крыл его. Он про-чел на оловянных до-щеч-ках име-на се-ми от-ро-ков и об-сто-я-тель-ства за-му-ро-ва-ния пеще-ры по по-ве-ле-нию им-пе-ра-то-ра Де-кия. Вой-дя в пе-ще-ру и уви-дев в ней жи-вых от-ро-ков, все воз-ра-до-ва-лись и по-ня-ли, что Гос-подь через пробуждение их от дол-го-го сна от-кры-ва-ет Церк-ви тай-ну вос-кре-се-ния мертвых.

Вскоре сам император прибыл в Эфес и беседовал с юношами в пещере. Тогда же свя-тые от-ро-ки на гла-зах у всех скло-ни-ли го-ло-вы на землю и опять за-сну-ли, на этот раз до все-об-ще-го вос-кре-се-ния. Им-пе-ра-тор хотел каж-до-го из от-ро-ков по-ло-жить в дра-го-цен-ную ра-ку, но, явив-шись ему во сне, свя-тые от-ро-ки ска-за-ли, чтобы те-ла их бы-ли остав-ле-ны в пе-ще-ре на зем-ле.

Остатки древнехристианского храма, построенного на месте пещеры, в которой чудесно спали и пробудились Эфесские отроки

Легенда о семи эфесских отроков широко распространилась в Малой Азии и Сирии. Благодаря восточному происхождению легенда популярна и в мусульманском мире — её использует Мухаммед в Коране - повествование «Пещера» 18-й суры. В суре рассказывается об отроках, заснувших в пещере. Этот рассказ запутан и труднодоступен для понимания. Срок сна составляет 309 лет. Указаний на конкретное место сна отроков в тексте нет. Имена юношей даются в комментариях Ат-Табари, который указывает, что отроков было шесть, и они проходили военную службу на территории Сирии (именно поэтому их пещера в Аммане, а не в Эфесе). В Коране местонахождение пещеры точно не указано. Семь спящих в Османской империи считались покровителями мореплавания.

В ХII веке рус-ский па-лом-ник игу-мен Да-ни-ил упоминает об отроках в своём «Хождении» в Святую землю. Посетив Эфес, он записал в своей книге: «И ту есть пещера, иде же лежат телеса 7-ми отрок, иже спали 300 и 60 лет; при Декии цари успоша, а при Феодосии цари явишася».

Православная церковь совершает память семи отрокам дважды: 4 августа и 22 октября (по юлианскому календарю).

Семь Ефесских отроков: Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин (из цикла Мульткалендарь)

Молитва святым семи отрокам во Ефесе
О, пречуднии святии седмочисленнии отроцы, Ефеса града похвало и всея вселенныя упование! Воззрите с высоты небесныя славы на нас, любовию память вашу чтущих, наипаче же на младенцы христианския, вашему заступлению от родителей своих препорученныя: низведите на ня благословение Христа Бога, рекшаго: оставите детей приходить ко Мне: болящия убо в них исцелите, скорбящия утешите; сердца их в чистоте соблюдите, кротостию исполните я, и в земли сердец их зерно исповедания Божия насадите и укрепите, во еже от силы в силу им возрастити; и всех нас, святей иконе вашей предстоящих, мощи же ваша с верою лобызающих и тепле вам молящихся, сподобите Царствие Небесное улучити и немолчными гласы радования тамо прославляти великолепое имя Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. А минь.

Тропарь семи отроков Ефесских, глас 4
Велия веры чудесе,/ в пещере, яко в чертозе царском,/ святии седмь отроцы пребыша,/ и умроша без тли,/ и по мнозех временех восташа, яко от сна,/ во уверение воскресения всех человеков.// Тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас.

Кондак семи отроков Ефесских, глас 4
Мира сущая тленная презревше/ и нетленныя дары приемше,/ умерше, кроме тления пребыша./ Темже востают по многих летех,/ все погребше лютых неверие,/ яже во хвалении днесь, вернии, восхваляюще,// Христа воспоим.

Продолжаем экскурсию в Эфес. Об истории и достопримечательностях Эфеса читайте в статьях и .

Недалеко от руин античного города Эфес находится еще одно не менее легендарное место – Пещера семи спящих или Пещера семи спящих отроков (Yedi uyuyanlar).

Существует несколько легенд, связанных с этим местом.

По одной из них семь отроков жили в Эфесе в III веке н.э. Среди них был сын градоначальника Эфеса, впоследствии известный как святой Максимилиан, и шестеро его друзей из знатных семей города (Мартиниан, Иамвлих, Иоанн, Ексакустодиан (Константин), Дионисий и Антонин.) В Западной Европе распространена легенда с указанием других имен. Юноши находились на военной службе римского императора, и были христианами.

Однажды в Эфес прибыл император Декий (Деций Троян, 249-251 г. н.э.) и приказал приносить жертвы многочисленным богам. Юноши отказались подчиниться императору, за что были лишены воинского звания, но отпущены, полагая, что в скором времени они вернутся и подчинятся императору.

Семь юношей покинули родной город Эфес и в пещере на горе Пион (Селион, Охлон – существуют разные вариации) нашли приют, в молитве готовясь к принятию мученической смерти. Когда местные жители сообщили, что император вновь вернулся в Эфес и ищет их, юноши добровольно вернулись на суд. Приговор суда был суров – их приговорили к смерти в заточении в той самой пещере.

Согласно легенде отроки по воле Божьей не умерли, а уснули. Лишь спустя почти 200 лет при Феодосии Младшем один житель тех мест разобрал камни, закрывающие пещеру, чтобы устроить там загон для скота. В этот момент юноши проснулись, не зная, что прошло так много времени. Отправившись в город за хлебом, Иамвлих удивился, что христианство отныне не является запретной религией, а кресты можно увидеть повсюду. Он расплатился старой монетой времени императора Декия, за что был схвачен, как скрывающий клад с древними монетами. Об этом стало известно епископу, который понял, что юноша хочет сообщить миру что-то важное. Жители Эфеса пошли за юношей к пещере и нашли еще шесть живых отроков. Легенда гласит, что сам император прибыл на место и беседовал с Сембю спящими отроками, которые чудесным образом воскресли. Через некоторое время отроки умерли естественной смертью и были похоронены в той же пещере. В христианстве пробуждение Семи спящих отроков связано с одним из главных чудес – воскрешением из мертвых.

По другой легенде юноши были сразу замурованы в пещере и проснулись через 360 лет во времена правления императора Феодосия Великого.

Легенда о Семи спящих отроках почитается не только в христианстве, но и исламе, где указываются другие имена юношей и сопровождающая их собака.

Всего насчитывается 33 пещеры в Передней и Средней Азии, Испании, Иордании, связанных с именами семи спящих. Это свидетельствует об особом отношении христиан к подвигу святых. Но эфесская Пещера Семи спящих отроков считается самой «достоверной».

После пробуждения Семи спящих отроков слава о пещере распространилась далеко за пределы Эфеса. Многие желали быть захоронены именно в этом месте. Позже здесь была построена небольшая церковь, а потом и монастырь. Количество могил увеличивалось вплоть до VI столетия, а до XII столетия это место было местом поклонения многих христианских паломников. После XII столетия эти места были покинуты жителями.

Главная часть комплекса Пещеры Семи спящих отроков — церковь на том месте, где юноши уснули.

Пещерная церковь отделана кирпичом, и имеет высокие своды. Повсюду видны погребальные ниши в стенах и в апсиде храма. Считается, что места захоронения отроков – пустые ниши в полу.

На месте захоронений были обнаружены во время раскопок в 1920-30 годы небольшие терракотовые лампы с христианской символикой и библейскими сюжетами. В это же время были обнаружены изображения языческих храмов и богов, что является свидетельством того, что в 5 веке язычество еще было распространено в Эфесе.

Пещеру Семи спящих отроков можно посетить после осмотра античного города Эфес. К ней ведет указатель на английском и турецком языках (Yedi uyuyanlar).

Пещера расположена довольно высоко на горе, к ней ведет небольшая тропинка. Для преодоления пути вверх, а потом и вниз, рекомендуется обувь, в которой будет достаточно удобно совершать подъем.

При осмотре пещеры будьте острожны и смотрите под ноги. Иногда провалы в грунте не огорожены.

Внизу у начала тропинки находится небольшой ресторан, где можно перекусить и передохнуть.

Если вы хотите получать новые статьи сайта, узнавать о курсах валют, событиях и новостях Мармариса, подпишитесь на RSS или получайте их на электронную почту! А также все новости сайта, все события и погода в Мармарисе теперь в нашей

На западе Московской области недалеко от Звенигорода есть маленькое село Локотня, когда-то принадлежавшее легендарному Саввино-Сторожевскому монастырю. Сегодня здесь проживает лишь несколько десятков жителей, однако за последние годы в Локотне буквально чудом удалось возродить местную Покровскую церковь. В 30-х годах прошлого века этот величественный по сельским меркам храм был закрыт и разорен богоборцами. А в начале Великой Отечественной войны очень сильно пострадал в ходе битвы за Москву. Во время Великой Отечественной войны здесь, в здании храма, находится штаб 144-й дивизии 5-й армии генерала Говорова. Из-за того, что храм фактически участвовал в военных действиях, он получил серьезные повреждения.

Только в 2002 году в Покровском храме начала возрождаться церковная жизнь. Сегодня основные восстановительные работы завершились и началось благоукрашение этого дома Божия. В этом деле настоятель и прихожане уповают на помощь Небесных покровителей храма - Пресвятую Богородицу, чьему празднику Покрова посвящена сама церковь и ее главный предел. И конечно, святителя Николая Чудотворца, а также Семи Эфесских отроков - святых, которым посвящены два придела Покровского храма. Что примечательно, храм в Локотне один из немногих во всем православном мире имеет престол в честь этих удивительных Эфесских святых.

Из Жития Семи Отроков, иже во Ефесе

"Семь Эфесских отроков жили в III веке в разгар антихристианских гонений. Когда император Декий повелел всем жителям Эфеса принести языческую жертву, отроки отказались, исповедав свою веру во Христа. Скрываясь от суда, юные исповедники уединились в далекой пещере, но вскоре на них донесли, и император велел заложить вход в пещеру камнями, чтобы убить непокорных христиан. Господь навел на юношей чудесный сон, продолжавшийся почти два столетия. Очнувшись же, своим явлением миру Эфесские отроки открыли тайну грядущего воскресения мертвых, опровергнув еретиков, отрицавших это чаяние всех христиан..."

Как отмечает иерей Григорий Федотов, помощник благочинного Одинцовского церковного округа, в сотстав которого входит и храм в Локотне:

"Отроки восстали ото сна: и нет их гонителей - все уже давным-давно скончались, вокруг христианское царство. Так, что даже люди, встреченные ими, искренне удивлялись: какие гонители? Никого уже нет, их след простыл! То есть, с одной стороны, мы видим торжество христианства. А с другой стороны, в их житии мы видим, что если человек доверяет Богу, то Господь о нем печется, причем не только в короткий промежуток времени, но Промысл Божий простирается на века..."

Зримую помощь Эфесских отроков можно встретить не только в древности (а известно, что они издревле почитаются не только среди христианских народов), но и в нашей современной жизни. О чем есть немало интересных свидетельств. Так, отец Григорий Федотов поделился с Царьград.TV личной историей:

"У меня был друг, который, когда мы были студентами, активно воцерковлялся, но ему не хватало последнего шага, чтобы уверовать и принять все учение христианства. И вот однажды он прибегает ко мне радостный и говорит: "Знаешь, случилось чудо! Я до последнего сомневался в Воскресении, и когда сегодня пришел в храм, оказалось, что сегодня праздник именно Семи отроков Эфесских, услышал их житие. Для меня это было ответом, что именно мне дал его Господь, чтобы я не сомневался, а стал православным христианином".

И сегодня, когда в храме подмосковной Локотни регулярно совершаются богослужения, каждый может приехать сюда и поклониться дивной иконе этих исповедников Воскресения - Семи отроков Эфесских.

Ок.).

Семь эфесских отроков: Максимилиан , Иамвлих , Мартиниан , Иоанн , Дионисий , Ексакустодиан (Константин) и Антонин , жили в III веке. Святой Максимилиан был сыном эфесского градоначальника, остальные шесть юношей - сыновьями других знатных эфесских граждан. Юноши были друзьями с детства, и все состояли на военной службе.

Когда император Декий (249-251) прибыл в Эфес , он повелел всем гражданам явиться для принесения жертвы языческим божествам; непокорных же ожидали мучения и смертная казнь. По доносу искавших расположения императора к ответу были призваны и семь эфесских отроков.

Представ перед императором, святые отроки исповедали свою веру во Христа. С них немедленно были сняты знаки воинского отличия - военные пояса. Однако Декий отпустил их на свободу, надеясь, что они изменят решение за то время, пока он находится в походе. Юноши ушли из города и скрылись в пещере горы Охлон , где проводили время в молитвах, готовясь к мученическому подвигу. Самый младший из них - святой Иамвлих , одеваясь в нищенское рубище, ходил в город и покупал хлеб. В один из таких выходов в город он услышал, что император вернулся и их ищут, чтобы представить на суд. Святой Максимилиан воодушевил друзей выйти из пещеры и добровольно явиться на суд. Узнав, где скрываются отроки, император велел заложить вход в пещеру камнями. чтобы отроки умерли в ней от голода и жажды. Двое из сановников, присутствовавших при замуровании входа в пещеру, были тайными христианами. Желая сохранить память о святых, они вложили среди камней запечатанный ковчежец, в котором находились две оловянные дощечки. На них были написаны имена семи отроков и обстоятельства их страданий и смерти.

Но Господь навел на отроков чудный сон, продолжавшийся почти два столетия. К тому времени гонения на христиан прекратились, хотя при святом благоверном царе Феодосии Младшем (408-450) явились еретики, отвергавшие воскресение мертвых во Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа . Одни из них говорили: "Как может быть воскресение мертвых, когда не будет ни души, ни тела, так как они уничтожатся?" Другие утверждали: "Только одни души будут иметь воздаяние, так как невозможно телам восстать и ожить после тысячи лет, когда не останется от них и праха". Тогда-то Господь и открыл тайну ожидаемого воскресения мертвых и будущей жизни через Своих семь отроков.

Около г. владелец участка земли, на котором находилась гора Охлон , начал каменную постройку, и рабочие разобрали вход в пещеру. Господь оживил отроков, и они проснулись словно от обыкновенного сна, не подозревая, что прошло 194 года. Тела их и одежды были совершенно нетленны. Готовясь принять мучения, отроки поручили святому Иамвлиху еще раз купить им хлеба в городе для подкрепления сил. Подойдя к городу, юноша поразился, увидев на воротах святой крест. Услышав свободно произносимое Имя Иисуса Христа, он стал сомневаться, что пришел в свой город. Расплачиваясь за хлеб, святой отрок подал торговцу монету с изображением императора Декия и был задержан, как скрывший клад старинных монет. Святого Иамвлиха привели к градоначальнику, у которого в то время находился эфесский епископ. Слушая недоуменные ответы юноши, епископ понял, что Бог открывает через него какую-то тайну, и сам отправился вместе с народом к пещере. У входа в пещеру епископ вынул из груды камней запечатанный ковчежец и открыл его. Он прочел на оловянных дощечках имена семи отроков и обстоятельства замурования пещеры по повелению императора Декия. Войдя в пещеру и увидев в ней живых отроков, все возрадовались и поняли, что Господь, через пробуждение их от долгого сна, открывает Церкви тайну воскресения мертвых. Вскоре сам император прибыл в Эфес и беседовал с юношами в пещере. Тогда же святые отроки на глазах у всех склонили головы на землю и опять заснули, на этот раз до всеобщего воскресения. Император хотел каждого из отроков положить в драгоценную раку, но, явившись ему во сне, святые отроки сказали, чтобы тела их были оставлены в пещере на земле. В XII веке русский паломник игумен Даниил видел в пещере эти святые мощи семи отроков.

Память семи отроков празднуется