Расшифровка аббревиатуры. Что такое ММС? Расшифровка аббревиатуры Напоследок: как понимать современные сокращения в английском языке

Мобильные телефоны уже не первое десятилетие являются неотъемлемым элементом жизни любого современного человека. Трудно даже представить, чтобы в наше время у кого-то не было сотового. Помимо своей основной функции, то есть, звонков, сотовый телефон позволяет отправлять текстовые сообщения. Такую аббревиатуру, как SMS, знают все, но мало кто задумывается о её расшифровке и о том, кто был автором данного термина.

SMS (СМС) дословно переводится с английского языка как Short Message Service, что буквально означает «служба (передачи) коротких сообщений ». Данная технология позволяет отправлять и принимать короткие текстовые сообщения при помощи мобильного телефона.

SMS-технология была изобретена в 1984 году в рамках стандарта GSM, но на практике была реализована лишь в 1989 году. В этом участвовала многочисленная группа инженеров ведущих сотовых компаний Запада. Согласно другой версии, апробирование сервиса коротких сообщений произошло в декабре 1992 года в Великобритании.

Надо отметить, что тестировалась не передача SMS с телефона на телефон, а передача текста на мобильный телефон с персонального компьютера в сети GSM от компании Vodafone. Самое первое SMS в истории человечества содержало такие строки: «Счастливого Рождества!» .

В настоящее время технология SMS входит в стандарты сотовой связи и применяется каждым вторым обладателем мобильника. «SMS-ка», как её зачастую называют, в считанные секунды передаётся на нужный номер, нисколько не загружая сеть. Для того чтобы написать SMS с мобильного, обычно используют клавиатуру телефона с буквами и цифрами.

Для смартфонов и коммуникаторов возможно применение экранной клавиатуры. Отправка SMS-сообщения может происходить не только с сотового, но также и с городского телефона. Главное, чтобы данная технология поддерживалась аппаратом стационарной связи.

Для отправки SMS в телефоне необходимо правильно указывать номер SMS-центра (SMSC), который относится к оператору вашей мобильной связи. Он, как правило, вписан в вашу SIM-карту автоматически, поэтому лишний раз лучше не настраивать его вручную. Входящие и переданные SMS сохраняются на SIM-карте или в памяти телефона, либо на всякий случай в черновиках.

Доставка SMS осуществляется в течение нескольких секунд. Если вы хотите быть уверенными в том, что ваше SMS точно доставлено, можно получать соответствующие уведомления. Если телефон абонента в данный момент выключен или плохо ловит сеть, сообщение будет доставлено только при включении телефона, либо улучшении связи.

Отправка SMS не является помехой, если адресат в данное время занят разговором. Применяя EMS, то есть, расширенный вариант SMS, вы можете получать и отправлять мелодии звонков, пиктограммы, чёрно-белые рисунки и многое другое.

Цена отправки SMS в настоящее время варьируется от нуля по специальным акциям внутри сети до нескольких десятков рублей за 1 штуку в роуминге. При этом входящие SMS, начиная с 2006 года, всегда бесплатны. Оплата за сообщения, отправленные с официальных сайтов сотовых операторов, как правило, не взимается.

Это касается и , с помощью которых можно отправлять анонимное СМС любому адресату. Стоимость SMS во многом зависит от того, сколько сегментов (частей) оно в себе содержит. Один сегмент SMS составляет 70 символов на кириллице и 160 символов на латинице (транслите). Каждый из этих сегментов тарифицируется как отдельное сообщение.

Отдельно стоит упомянуть и об SMS-рассылках. Они могут носить информационный, либо коммерческий характер (мобильный маркетинг ). Взаимодействие с пользователями по SMS-каналу в этом случае становится очень удобным. Это могут быть SMS-оповещения о курсе валют, погоде, скидках, акциях, а также извещения «мобильного банка». Любые из этих рассылок должны быть предварительно согласованы с абонентами. Навязывание платных услуг с последующим спамом недопустимо.

Также существуют Premium-SMS со специальными короткими номерами, отправка сообщений на которые может ощутимо ударить по вашему кошельку. Premium-SMS на короткие номера используются в сервисах мобильной коммерции, таких, как продажа мобильного контента, оплата услуг в Интернет-ресурсах, голосования. В сообщении находятся данные для получения услуги, то есть код этой самой услуги или дополнительная информация .

План.

ЛЕКЦИЯ № 3-4. Классификация и характеристика программных средств ИКТ

План.

1. О роли исторического опыта вхождения в нашу жизнь ИКТ.

2. Система образования и новые ИКТ.

3. Совершенствование качества и доступности высшего образования.

4. ИКТ в деле обеспечения качества общего образования.

Примерное содержание.

Смена исторических эпох определяется сменой коммуникационных технологий…

Герберт Маршалл Маклюэн

1. Тезис известного исследователя массовых коммуникаций Г.М. Маклюэна, приведенный в качестве эпиграфа, получил в настоящее время свое новое подтверждение: в конце ХХ в. человечество вступило в стадию развития называемую постиндустриальным или информационное общество. Однако суждение «Мы живем в век информации и коммуникаций» не совсем верно, поскольку и информация, и коммуникации (коммуникации - специфическая система связи, например, язык) были всегда, но постиндустриальное общество уникально тем, что его характеризует исключительно развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), а их возможности становятся беспрецедентными для развития человека, для эффективного решения многих профессиональных, экономических, социальных и бытовых проблем. Грамотно, умело распорядиться этими возможностями смогут лишь те члены общества, которые будут обладать необходимыми знаниями, позволяющими ориентироваться в новом информационном пространстве. Благодаря легкости и оперативности коммуникаций люди, живущие в разных городах и странах, на разных континентах могут работать над одним целостном проектом, вести совместные исследования и оперативно обмениваться результатами. Таким образом, ИКТ, по сути, расширяют границы таких фундаментальных понятий, как знание и язык.

Стремительное вхождение в нашу жизнь ИКТ (менее чем за поколение) стало возможным благодаря широкому распространению персональных компьютеров и созданию глобальной сети Internet. Происходящие перемены имеют только один исторический аналог из всех открытий, ранее оказавших влияние на всемирный обмен информацией и знаниями (телефон, радио, телевидение), аналогичное влияние на жизнь общества оказало изобретение Иоганном Гутенбергом в 40-х гг. XV в. печатного станка. (В чем же была сущность этого открытия в контексте рассматриваемой проблемы?).

Печатный станок решительно изменил мир: обеспечил быстрое создание и распространение материалов, способствовал усовершенствованию и унификации шрифтов, чем значительно облегчил чтение – печатных книг по сравнению с рукописями. Книги становились дешевле, а число издательств быстро увеличилось. К примеру, через 30 лет после изобретения печатного станка только в Венеции, бывшей тогда одним из признанных европейских культурных и торговых центров, в типографиях работало более 150 станков. Все это, безусловно, способствовало, большей доступности образования, достижений науки и культуры.


В дальнейшем открытие Гутенберга повлекло за собой развитие форм связи, оперативного обмена информацией – от газет до телевидения и Internet.

Таким образом, параллели с тем, что мы наблюдаем сегодня в связи с бурным развитием ИКТ, достаточно очевидны. В частности, изменив способы и расширив возможности коммуникаций, новые технологии уже влияют и, видимо, будут все в большей степени влиять на науку, образование, культуру, политику.

2. Вопрос о роли современных ИКТ в деле совершенствования и модернизации сложившейся образовательной системы остается актуальным на протяжении последних двух десятилетий. Однако наибольшую остроту он получил в ходе внедрения в практику учебного процесса персональных компьютеров, объединенных как в как в локальные сети, так и имеющих выход в глобальную сеть Internet. Этот процессинициирует, во-первых, совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информатизации общества; во-вторых, создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую, творческую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации; в-третьих, совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования информационных технологий управления, Интернет-ресурсов с научно-педагогической, организационно-методической информацией и дидактическими материалами, а также коммуникационных сетей, в-четвертых, создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.

Процесс информатизации образования в настоящее время затронул практически все сферы деятельности школы: информационные технологии во многих школах применяются на уроках, в управлении учебными заведениями, для организации досуга, в открытом образовании, для создания обучающих программ и учебных пособий, а также для формирования единого информационного образовательного пространства школы.

В настоящее время важной и неотъемлемой частью информатизации образования является модернизация его информационного обеспечения. Если раньше основным источником знаний была книга, а учебный процесс обеспечивался информацией с помощью школьных и городских библиотек, то нынешнее развитие информационных технологий и электроники позволяет использовать не только печатные издания – книги, журналы – но и мультимедийные образовательные ресурсы: аудиокассеты, видеокассеты, диапозитивы, а также электронные учебные пособия, записанные на CD-ROM-дисках или других цифровых носителях информации.

В связи с нарастающими изменениями в обществе должен измениться сам характер образования: консервативное по своей сущности, нацеленное на сохранение и воспроизведение в поколениях людей опыта и знаний, накопленных на предыдущих этапах общественного развития, оно должно стать опережающим, прогностическим, ориентированным на предвидение ситуации, которая возникает в результате общественного развития.

На современном этапе развития информатизации образования особую значимость приобретает научное направление, связанное с совершенствованием педагогических технологий, использующих средства ИКТ для преподавания общеобразовательных предметов.

Новые информационные технологии воздействуют на все компоненты системы обучения: цели, содержание, методы и организационные формы обучения, средства обучения, что позволяет решать сложные и актуальные задачи педагогики, а именно: развитие интеллектуального, творческого потенциала, аналитического мышления и самостоятельности человека. Однако все далеко не так просто, и при более внимательном рассмотрении здесь обнаруживается весьма принципиальное противоречие – между качеством и доступностью образования. Так, для каждого педагога, будь то школьный учитель или вузовский преподаватель, главная цель – обеспечение качества образования, чему в большей степени может способствовать использование ИКТ. В то же время для руководителя помимо качества очень важной задачей является организация максимально широкого доступа к имеющемуся оборудованию и другим учебным ресурсам. И зачастую вместо обеспечения доступного качественного образования делается выбор в пользу решения только одной из этих задач. Поскольку определяющим является рассмотрение соответствующих проблем на этапе подготовки педагогических кадров, остановимся более подробно на ситуации, сложившейся в системе высшего образования.

3. Применение ИКТ в высшем образовании традиционно сводится к двум основным направлениям. Первое состоит в использовании возможностей этих технологий для увеличения доступности образования, что осуществляется путем включения в систему образования тех лиц, для которых иной способ может быть вообще недоступен. Необходимо сказать, что такая дистанционная форма обучения встречает множество возражений. Ее противники справедливо отмечают, что будущие студенты будут лишены всего того, что требуется для получения подлинно качественного образования: работа в лабораториях, доступ к научным библиотекам, общение с преподавателями и другими студентами на семинарах и в неофициальной обстановке.

Второе направление предполагает использование ИТ для изменения того, ч е м у учить и к а к учить, т.е. содержания и способов обучения в рамках традиционной очной формы. Но здесь возникает весьма щепетильная проблема, связанная с тем, что внедрение передовых технологий часто создает дополнительные преимущества наиболее успевающим, активным и способным студентам, не влияя на уровень подготовки основной массы. Подобная ситуация может быть связана, например, с тем, что используемые технологии не адаптированы для системы образования и работа с ними требует специальной подготовки. Иными словами, может оказаться так, что внедрение информационных технологий в обучение на практике способствует росту или доступности образования, или его качества, - но для избранных. В то время как потребность общества состоит, естественно, в получении и доступного, и качественного образования.

Действительно, между доступностью образования и его качеством существуют вполне объяснимые противоречия. Ключевые образовательные ресурсы присутствуют в строго ограниченном количестве и имеют совершенно определенный денежный эквивалент: места в аудитории, книги в научной библиотеке, лабораторное оборудование, квалифицированные преподаватели. Что предпочтительнее – концентрировать или распылять эти ресурсы, улучшать качество или расширять доступность? Или, быть может, так поднять цену образования, чтобы стало возможным обеспечение всеми необходимыми ресурсами каждого из многочисленных студентов? На первый взгляд видны только такие пути развития образования.

Тем не менее одновременное улучшение качества и расширение доступности образования возможно - история знает, по крайней мере, две таких, по своему существу, революции. Однако проблема состоит в том, что, как и в любых революциях, если что-то становится более доступным для многих, кто-то этого же лишается. То же с качеством и доступностью - улучшение в одном направлении подчас приводит к ухудшению в другом.

Две предыдущие революции одновременно расширили возможности образования как системы, добавив новые средства и изменив ее структуру. Был осуществлен переход:

От устного диалога времен Сократа - к образовательным формам, которые включили чтение и письмо;

От независимых ученых времен раннего Средневековья, обучающих независимых учеников тогда, когда им заблагорассудится, - к новой образовательной структуре, в которой организованные ученые и студенты работают вместе в пределах университета, колледжа, а учителя и ученики объединены в стенах школы.

Представим себе наставника, обучающего маленькую группу своих учеников только с помощью устных объяснений и обсуждений. И вот теперь те же педагог и обучаемые (школьники, студенты) смогли положиться также на чтение и письмо. Безусловно, это значительно расширило доступность образования. Слова и мысли преподавателя, ученого, мыслителя доходили уже не только до маленькой группы учеников, которым посчастливилось присутствовать в нужное время в нужном месте. Сотни учеников, а, в конечном счете, сотни миллионов учеников смогли изучать Платона спустя тысячелетия после его смерти. Чтение, письмо и, безусловно, добавившийся позднее печатный станок заложили основу для значительного увеличения масштабов образования даже при увеличении расстояния между учеником и педагогом. Можно сказать, что дистанционное обучение появилось на свет в тот момент, когда учитель дал ученику рукопись и сказал: «Иди и читай».

Благодаря этому «расстоянию» каждый умеющий читать уче­ник мог теперь изучить большее число предметов. В пределах каждой предметной области ученики получили возможность познакомиться с большим количеством суждений, версий, фактов. За знания ученика уже не нес ответственности только его непосредственный преподаватель. Как это ни парадоксально, но такой рост Расстояния между обучаемым и преподавателем помог улучшению их диалога. Ведь не всякий ученик или студент готов сразу включиться в равноправное общение с преподавателем, а читатели могут не торопиться интерпретировать вопрос преподавателя или автора книги, а думать над составлением ответа в приемлемом для них темпе. И подготовка к семинару с предшествующим чтением и записями только обогащает устный обмен мнениями.

Однако эти достоинства повлияли на стоимость образования. И хотя значительное количество учеников получило доступ к размышлениям ученых, только чтение не гарантировало понимания и, соответственно, получения знания. Ведь узнать, понял ли читатель автора, невозможно без диалога между ними. Те, кто был неграмотен, также теряли всякий доступ к образованию как учителю для многих, не имея возможности стать учеником, получающим знания из рукописей и книг. Но достижения, связанные с ростом доступности и качества образования и, соответственно, новым уровнем культуры, несопоставимы с отмеченными отрицательными моментами.

Почти через два тысячелетия после первой вторая революция собрала воедино научные ресурсы, преподавателей и студентов. Лекционные залы и библиотеки - суть тех механизмов, которые дали новый толчок к росту доступности и качества образования, поскольку интеллектуальные ресурсы были не просто собраны, но и организованы в специальные, способствующие их развитию и сохранению, структуры, в рамках которых научные исследования и обучение тесно переплелись. Получение образования оказалось теперь жестко связанным не только с местом, но и временем его получения, и это соединение в сочетании с коллективным творчеством оказали фундаментальное воздействие на наши представления об организации взаимосвязи исследовательской работы и обучения. Высшее образование стало представлять государственную ценность, появилось понятие университетского города. Конечно, такие преобразования имели свою цену. Наряду с принципиальным увеличением доступа для кого-то образование становилось невозможным, например, потому, что концентрация научных сил в университетских городах способствовала разрушению научных школ на местах. Возникли проблемы преподавания, связанные с распространением лекционной формы работы в больших аудиториях: пассивность студентов, потеря контакта со слушателями у лекторов.

Если то, что происходит в плане информатизации образова­ния, можно назвать «третьей революцией», то здесь отчетливо просматриваются параллели с первыми двумя. Признаки этого третьего круга совершенствования доступности и качества образования легко заметить:

1) новые формы представления информации. Непосредственная, живая, или записанная предварительно мультимедийная информация, включающая не только текст, но и графические изображения, анимацию, звук и видеофрагменты, передается с помощью сети Internet или других телекоммуникационных средств, записывается на компакт-диски;

2) новые библиотеки. Возрастает объем и достижимость интеллектуальных ресурсов. Internet в сочетании с электронными каталогами библиотек обеспечивают доступ к гигантским собраниям информации, которая открыта вне зависимости от расстояния и времени. Конечно, такие библиотеки не предоставляют полного доступа к хранящейся в них информации;

3) новые формы учебных занятий. Если первая революция изменила семинар, добавив к устной форме необходимость чтения и ведения записей, а вторая революция обогатила учебный процесс благодаря лучшей его организации, то в настоящее время появилась совершенно новая возможность асинхронной, но в то же время совместной работы студентов и преподавателей в режиме виртуальных семинаров и лабораторий. Для ряда студентов такие формы работы более благоприятны, нежели традиционные, поскольку позволяют им лучше раскрыть свои возможности, работая по удобному для них графику и не сталкиваясь с лишними замечаниями;

4) новые структуры образования. Чтение и письмо способствовало появлению потребности в переписчиках рукописей, библиотекарях, а позднее - в печатниках и издателях. Появление университетской структуры образования потребовало как административных усилий по поддержанию их деятельности, так и дополнительных штатов, обеспечивающих функционирование научных лабораторий. Сегодня для придания образованию новых возможностей существующие структуры должны быть дополнены системами телекоммуникаций, и иметь специалистов, обладающих необходимой компетентностью для внедрения информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс.

Говоря об образовательной среде как о совокупности тех ресурсов, учебных материалов, оборудования, технологий, которыми располагают педагоги и обучаемые, необходимо отметить, что каждая из рассмотренных революций коренным образом расширяла и изменяла текущее состояние этой среды. На каждом из этапов соответствующие технологии оказывали помощь, как педагогам, так и обучаемым, способствовали появлению и развитию новых форм и методов обучения, научных направлений и специальностей, меняли отношения системы образования и общества.

Применение этих технологий помогало, и унифицировать, и разнообразить учебные ресурсы. Столь похожее влияние оказали совершенно несхожие технологии, определявшие особенности каждой из трех революций. Бумага, перо и печатный станок - в первой; классные комнаты, лекционные аудитории, лаборатории библиотеки - во второй; микропроцессоры и телекоммуникации - в третьей.

Однако сами по себе технологии, будь то бумага, аудитория или компьютер, не несут никаких перемен. Последствия их применения определяются тем, каким образом и с какой целью мы их используем. Именно поэтому в поисках оптимальных путей внедрения информационных и коммуникационных технологий в образование стоит обратиться к тому огромному опыту, который накоплен на протяжении столетий использования и совершенствования ключевых технологий двух первых революций, с целью повышения качества и расширения доступности образования в современных условиях.

4. В сложившейся структуре общего образования вопрос о его доступности решается на более высоком уровне, чем в отдельном учебном заведении. В отличие от вузов, перед педагогами и директорами школ, гимназий и других учебных заведений стоит следующая задача - обеспечение нового качества образования на основе применения современных информационных и коммуникационных технологий.

Переход от преподавания информатики к реальной информатизации общего образования возможен на основе единой образовательной информационной среды, формируемой всеми участниками образовательного процесса.

Создание такой среды может начаться со школьной Internet- библиотеки с наглядным и доступным для учащихся структурированным предоставлением информации. Для создания такой библиотеки возможно использование локальных компьютеров с перспективой дальнейшего их подключения к сети Internet. Современное программное обеспечение позволяет учителям и учащимся самим формировать образовательную среду, включающую как ссылки на найденные в библиотеке электронные ресурсы, так и творческие работы учащихся. В русскоязычной части Internet можно найти много примеров таких разработок (…). Для эффективной работы школьной Internet -библиотеки необходимо создание вспомогательных обзорных страниц по отдельным дисциплинам в школах, специализированных методических центрах и в высших учебных заведениях. Непременным требованием остается универсальность использующихся технологий и возможность гибкого изменения и расширения библиотеки, совершенствование возможностей работы в ней для педагогов и учащихся.

Организация широкого доступа к необходимым учебным ресурсам на практике способствует кооперации учебных заведений различного уровня по созданию регионального образовательного пространства. (Хорошим примером в этом отношении может служить Новосибирская областная образовательная сеть (…).)

В настоящее время уже назрела потребность в специализированных учебно-методических центрах, в рамках которых опытные учителя в сотрудничестве со специалистами в области педагогики, психологии и информационных технологий могли бы вести подготовку учебных материалов нового поколения для размещения в школьных Internet -библиотеках. Работа больших коллективов (быть может, объединенных сетью Internet), разнообразие разработок (базы данных, игровые, обучающие и моделирующие программы и т.д.), возможность широкого предварительного обсуждения и экспертизы всеми заинтересованными сторонами непосредственно в Internet выведет учебно-методическую работу на качественно новый уровень.

Подлинно новое качество образования невозможно без установки учащихся на активное отношение к учебе. Внедрение информационных и телекоммуникационных технологий стимулирует широкое использование активных методов обучения, таких новых форм работы, как дистанционные олимпиады и конкурсы, виртуальные семинары, объединяющие учащихся различных регионов и стран, использование электронной почты для участия в обсуждениях глобальных проблем в рабочих группах (…).

Использование информационных технологий обучения не должно разрушать тот опыт, который накоплен и используется при выработке подходов к оценке качества обучения. Переход к тестовой системе требует применения единых критериев оценивания - для всех учителей и всех изучаемых дисциплин. Но, так же как и в дистанционном образовании, при использовании тестов необходимо дополнительно оценивать творческое отношение, инициативность и стремление учащихся выйти за рамки школьной программы. Необходимо готовить их к тому, что знания будут оцениваться с помощью тестов. Руководством Центра тестирования Министерства образования РФ уже неоднократно высказывались предложения по организации объективного и независимого рубежного тестирования учащихся V-XI классов по любому предмету (…). Как и в вузовской системе, адаптации учащихся к особенностям тестирования может способствовать организация текущей проверки знаний с помощью специальных систем, открытых для работы в любое время. Такие системы должны адаптироваться к ответам учащегося, обеспечивать подробное комментирование ошибок и предоставлять материал для выработки верного ответа. Тем самым осуществляется подготовка к прохождению тестирования в режиме обратной связи с виртуальным преподавателем.

Создание соответствующих структур, например, системы учебно-методических центров, на которые было бы возложено решение вышеперечисленных задач, оснащение школ и соответствующая подготовка педагогов, - это, видимо, тот минимум, который необходим для начала модернизации образования на основе внедрения современных информационных и коммуникационных технологий с целью обеспечения его доступности и качества.

1. Терминология понятия информационная технология (ИТ).

2. Программное обеспечение и его категории:

Обучающие, контролирующие и тренировочные системы,

Системы для поиска информации,

Моделирующие программы,

Микромиры,

Инструментальные средства познавательного характера,

Инструментальные средства универсального характера,

Инструментальные средства для обеспечения коммуникаций.

Примерное содержание.

1. Для понимания роли информационных технологий в образовании необходимо разобраться с сутью этого понятия.

Говоря об информационной технологии , в одних случаях подразумевают определенное научное направление, в других же - конкретный способ работы с информацией: это и совокупность знаний о способах и средствах работы с информационными ресурсами, и способ и средства сбора, обработки и передачи информации для получения новых сведений об изучаемом объекте.

В контексте образования мы будем руководствоваться последним определением. В каком-то смысле все педагогические технологии (понимаемые как способы) являются информационными, так как учебно-воспитательный процесс всегда сопровождается обменом информацией между педагогом и обучаемым. Но в современном понимании информационная технология обучения (ИТ) - это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

Таким образом, ИКТ следует понимать как приложение информационных технологий для создания новых возможностей передачи знаний (деятельности педагога), восприятия знаний (деятельности обучаемого), оценки качества обучения и, безусловно, всестороннего развития личности обучаемого в ходе учебно-воспитательного процесса. А главная цель информатизации образования состоит «в подготовке обучаемых к полноценному и эффективному участию в бытовой, общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества».

Понятие компьютерная технология обучения (КТО), с учетом широких возможностей современных вычислительных средств и компьютерных сетей, часто используется в том же смысле, что и ИКТ. Но применение аббревиатуры КТО вместо ИКТ встречает возражения. Они связаны с тем, что информационные технологии могут использовать компьютер как одно из возможных средств, не исключая при этом применения аудио- и видеоаппаратуры, проекторов и других технических средств обучения. Кроме того, понимание роли компьютера как вычислительной машины (англ. computer - вычислитель) стало уже анахронизмом. Поэтому сам термин «компьютерная (буквально - вычислительная) технология» выглядит неудачно.

Систематические исследования в области применения информационных технологий в образовании ведутся более сорока лет. Система образования всегда была очень открыта внедрению в учебный процесс информационных технологий, базирующихся на программных продуктах самого широкого назначения. В учебных заведениях успешно применяются различные программные комплексы - как относительно доступные (текстовые и графические редакторы, средства для работы с таблицами и подготовки компьютерных презентаций), так и сложные, подчас узкоспециализированные (системы программирования и управления базами данных, пакеты символьной математики и статистической обработки).

В то же время эти программные средства никогда не обеспечивали всех потребностей педагогов. Начиная с 60-х гг., в научных центрах и учебных заведениях США, Канады, Западной Европы, Австралии, Японии, России (ранее СССР) и ряда других стран было разработано большое количество специализированных компьютерных систем именно для нужд образования, ориентированных на поддержку разных сторон учебно-воспитательного процесса.

В современном мире такие технологии, как СМС и ММС, завоевали большую популярность. Стоит более подробно разобраться, что же представляет собой услуга ММС в телефонном аппарате, какова ее роль. Что такое ММС, вы узнаете, когда прочитаете данный материал.

Ознакомление с функцией "ММС-сообщение"

Что означает эта аббревиатура? Как пользоваться такой услугой? ММС - что это такое? Расшифровка поясняет, что это мультимедийное сообщение (Multimedia Messaging Service). Передача этих сообщений происходит в сети сотовой связи. Их особенностью является то, что они отправляются не только на мобильный телефон, но и на почтовый ящик e-mail. Данная опция отличается от СМС тем, что не обладает ограничительными рамками по виду и размеру передаваемой информации. С помощью таких сообщений можно отправлять разные мультимедийные файлы (музыку, голосовые сообщения, видеозаписи, различные фото и т. д.).

А как же расшифровывается СМС?

В этой статье мы рассмотрим не только услугу ММС (расшифровка аббревиатуры приведена выше), но и которая обозначает службу передачи коротких сообщений. Данная технология позволяет отправлять, а также принимать небольшие текстовые сообщения на свой мобильный аппарат.

Функциональные свойства

Функции данного типа обмена сообщениями обширнее, чем нам кажется. Возможности этих сообщений можно разделить на несколько типов групп, которые буквально и поясняют нам то, что такое ММС:

  • Обмен сообщениями. Послания, которые не помещаются в одно или более СМС, можно компактно оформить в ММС. Например, хочется послать поздравление на день рождения другу, а оно содержит большой объем информации, который не влезает в СМС. Можно просто отправить голосовое сообщение с поздравлениями - так будет даже более реалистично и приятно.
  • Услуги информации, то есть обширные возможности при оформлении сообщений.
  • Услуги в сфере бизнеса. Эта технология расширяет возможности для деловых личностей. К примеру, пользователь может получить на свой телефон биржевые сведения, их графики и гистограммы стабильности за выбранный промежуток времени.
  • Развлекательная сторона. Британские учёные выяснили, что больше 70 % ММС в Англии содержат информацию спортивного или романтического характера. Кроме этого, у оператора связи есть возможность предложить своим пользователям другие интересные сервисы, например чат, игры или знакомства и многое другое.

Пользование сообщениями

Узнать, что такое ММС и как этим пользоваться, нам помогут настройки данной функции передачи/отправки сообщений. Где взять эти настройки? Чтобы их получить, необходимо обратиться в специальную службу поддержки своей сотовой связи и оповестить специалиста о том, чтобы выслали нужные настройки. После получения нужно сохранять эти настройки. Если мобильный телефон не поддерживает данную функцию, то пришлют ссылку, которая будет отображаться обычным сообщением.

Передачами и обрабатыванием данных сообщений управляет коммутационный центр. Этот центр также имеет связь с остальными операторами сотовой связи.

Если отправить ММС с нашего телефона на e-mail, то на указанный почтовый адрес оно придет в виде обычного сообщения. Есть ещё приспособления, с помощью которых можно отправить письмо, и оно поступит на собственный мобильный аппарат.

ММС-ящик

Если часто пользоваться данной услугой, то позже может возникнуть вопрос о том, где хранить личные сообщения. Вариант с телефонной памятью сразу же отпадает.

Данная проблема решается следующим образом: оператор мобильной связи создает специальную базу информации, которая носит название «мультимедийный ящик». Эта база позволяет пользователю хранить личные сообщения в промежутке некоторого времени. Помимо всего этого, у пользователя есть возможность посылать и формировать сообщения без предварительно загруженной информации в мобильный телефон. Для этого абонент отправляет в специализированный центр услуг сообщение, которое содержит информацию о получателе и вложениях, далее центр поддержки в автоматическом режиме делает подцепку из мультимедийного ящика пользователя. А также у абонента есть возможность получить доступ к своим сообщениям через Всемирную паутину.

Специальный альбом сообщений

Чтобы наполнить сообщения собственной информацией, оператор формирует специальную базу, которую называют «мультимедийным альбомом». Данная информационная база имеет расположение на специальном сервере и хранит видео/аудио файлы, фотографии, которые пользователь может в свободном доступе скачать для написания сообщения.

Есть ли максимальный размер ММС-сообщения?

Размер данного типа сообщений не имеет ограничения. Это было осуществлено для того, чтобы не было проблем, с которыми сталкивались в СМС при пределе в 160 текстовых знаков. Для того чтобы уточнить, что такое ММС, нужно указать, что его величина в общих чертах зависима от технологий связи, при этом еще имеет зависимость от оператора сотовой связи, который вправе указать стандартную величину сообщения для расчетов его стоимости.

Можно ли отправить ММС на телефон без поддержки функции "ММС-сообщения"?

Передача ММС на такие виды мобильных телефонов поддерживает шлюз TGW (Terminal Gateway). Данная система вычисляет тип мобильного аппарата, который принимает сообщение, и, не отправляя сообщение, сохраняет его на web-страницу. Потом на мобильный телефон отправляется СМС-сообщение, в котором указана ссылка на страницу интернет ресурса.

Какие изменения вносятся в сеть для работы ММС?

Бывает вероятность, что телефонный аппарат, который принимает сообщение, будет отключен или находится не в зоне действия сети. Поэтому для хранения данных сообщений до времени приема желательно обратиться к новейшему элементу сети - MMSC. Также MMSC обладает такими возможностями, как соединение с сетями и функциями по управлению приложениями, обеспечение работоспособности других различных услуг.

Возможно ли отправить ММС на телефон с монохромным дисплеем?

Главным типажом является цветное изображение. Исходя из этого, для полной работоспособности требуется разноцветная система телефона. Но есть и несколько подходов для воспроизведения цветного изображения на черно-белых моделях телефонов. Если мобильный аппарат с черно-белой системой поддерживает ММС-сообщения, то, с точки зрения теории, он имеет возможность получать мультимедиа, и изображения в разных тонах можно будет просмотреть на черно-белом дисплее.

Подключение ММС на сотовой связи "Билайн"

Чтобы подключить ММС и GPRS-WAP, по-другому называется «Пакет трех услуг», необходимо выполнить следующие действия:

  • Позвонить на номер 06709181.
  • Набрать на мобильном телефоне *101*181#.

После подключения данной услуги нужно перезапустить мобильный аппарат. После этого необходимо изменить настройки. Требуется заказать их на официальном портале «Билайн» или же в службе поддержки абонента по данному вопросу. Потом, когда настройки придут в виде СМС-уведомления, их надо сохранить и перезапустить мобильный аппарат, чтобы зарегистрироваться в ММС-системе. И в конечном итоге отправить мультимедийную услугу с любой информацией на номер 000, дождаться текстового сообщения о подтверждении окончательной активации пакета услуг.

В этой статье мы рассказали вам подробно, что обозначает расшифровка СМС и ММС. Такие знания нужны любому человеку, который пользуется интернетом и сотовой связью. Также вы теперь знаете, как отправить ММС.

Помимо привычной нам голосовой связи стандарт GSM подразумевает массу различных возможностей. В их числе: отправка факса, соединение с Интернетом (отправка файлов и электронной корреспонденции), отправка коротких текстовых сообщений. Именно о последнем функционале пойдет речь в данной статье: СМС - что это такое, как расшифровывается эта аббревиатура, какие особенности присущи данному сервису?

Общее описание

На текущий момент современный человек не может без мобильного аппарата: с его помощью мы решаем рабочие вопросы, общаемся с друзьями и близкими, консультируемся по волнующим нас вопросам, узнаем нужные сведения. СМС - это базовая услуга, которая подключается на номер, и одна из самых востребованных и популярных. Посредством коротких сообщений можно легко отправить своему коллеге или родственнику необходимые данные, которые достаточно сложно воспринять на «слух», например, адрес, номер телефона и т.д.

История возникновения

Идея об обмене текстовыми сообщениями появилась еще в 1989 году, но тогда группа инженеров и программистов даже не догадывалась, что их наработки получат название СМС. Это привело к тому, что уже спустя пару лет удалось частично реализовать эту идею. Почему частично? Первое текстовое сообщение на мобильный аппарат, было отправлено посредством компьютера. В нашей стране функционал общения посредством текстовых сообщений появился в начале нулевых. Причем в Московской области несколько позже, чем в других.

Как расшифровывается СМС?

Многим интересно, что скрывается под тремя буквами - СМС. Как можно их расшифровать? Short Message Service - SMS. Значения данной аббревиатуры в переводе на русский язык можно свести к одному понятию - "Сервис короткий сообщений".

Основные преимущества текстовых сообщений

  • возможность отправки другому человеку информации, которая будет сохранена у него в соответствующем журнале - в любой момент он сможет просмотреть полученные данные;
  • передать данные можно, даже если мобильное устройство адресата выключено - как только произойдет регистрация абонента в сети (при условии, что время ожидания не будет превышено) - послание будет доставлено;
  • многие организации используют СМС в качестве рекламного канала: обзванивать людей и предлагать им какие-то услуги и товар достаточно затратно и не всегда удобно для обеих сторон, чего нельзя сказать про СМС-рассылки;
  • стоимость отправки текстового сообщения меньше, нежели голосового звонка, в частности, это выгодно тем, кто находится в роуминге.

Что касается доставки сообщения на номер, который не в сети (например, смартфон отключен или сим-карта находится вне зоны действия сети), то стоит учитывать, что у каждого оператора время, в течение которого послание может находиться на сервере и ожидать отправки, индивидуально. В случае если абонент не был зарегистрирован в сети длительное время, то сообщение будет уничтожено.

Принцип работы СМС

СМС - это не прямой способ взаимодействия с другим человеком, в отличии от голосового вызова, когда связь устанавливается непосредственно, между двумя устройствами. После того как сообщение отправлено абонентом, оно идет сначала на сервер, который, в свою очередь, осуществляет проверку, может ли оно быть доставлено по указанному номеру. В случае если результат проверки положительный, послание отправляется адресату. В противном случае остается на сервере в течение некоторого время, ожидая отправки.

Что необходимо для работы сервиса СМС на мобильном телефоне?

Требуется ли производить какие-то настройки для использования сервиса СМС?Это что такое - было рассмотрен ранее. На современных смартфонах и планшетных ПК ручная установка параметров службы не требуется. Они определяются автоматически после того, как SIM-карта установлена в слот устройства. В некоторых случаях требуется некоторое время для корректного подключения услуг связи. Как правило - не более суток. При возникновении проблем с отправкой или принятием текстовых сообщений операторы сотовой связи рекомендуют проверять, не сбился ли в настройках сервиса номер СМС-центра - при необходимости его нужно скорректировать. Для каждого оператора и региона устанавливается персональный номер. Уточнить его можно на официальном ресурсе сотовой компании, на страничке с описанием услуги или через контактный центр.

Способы отправки

СМС - это популярный способ общения. С развитием технологий передача текстовой информации стала возможна не только между устройствами посредством стандарта GSM, но и другими способами:

  • через Интернет (подобная возможность доступна на сайте операторов связи; несмотря на то, что рассылка осуществляется анонимно, пользователю все же придется авторизоваться на ресурсе);
  • через специальные программы (по сути, они осуществляют рассылку также через порталы операторов сотовой связи);
  • через СМС-сервисы (существует ряд организаций, которые за определенную плату выполняют массовые рассылки, как правило, рекламного или информационного характера).

Заключение

В текущей статье мы рассмотрели услугу СМС. Это один из наиболее популярных сервисов, которым пользуются абоненты сотовой связи. В частности, это связано с тем, что пользоваться службой достаточно просто, дешево, быстро и удобно. Являясь базовой услугой на каждом номере, СМС не требует особых условий для функционирования - достаточно иметь необходимую сумму для отправки текста и находиться в зоне действия сети оператора.

К уточнению понятия «Компьютерноопосредованной КОММУНИКАЦИЯ» ПРОБЛЕМЫ ТЕРМИНОВЕДЕНИЯ

Е. И. Горошко

кафедра межкультурной коммуникации и иностранного языка Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт», 211 ауд. корп. У-1, ул. Фрунзе 21, Харьков, 61002 Украина [email protected]; olena [email protected]

АННОТАЦИЯ

В работе рассматриваются терминологические вопросы, связанные с уточнением понятийной области «компьютерно-опосредованная коммуникация» (КОК). Приводится описание различных терминов в области изучения КОК и анализируется их связь с позиций дисциплинарного и междисциплинарного научного подходов. Также освещаются вопросы, связанные с рассмотрением работ в области КОК, в рамках междисциплинарного направления интернет-студий.

The article enlightens terminological questions concerning the Computer-Mediated Communication knowledge-area. It specifies existing terms, coins and usages in this area from interdisciplinary and disciplinary perspectives. It also debates issues on terminological obfuscation in CMC research. In addition the article delineates the relations between CMC and Internet Studies.

Ключевые слова

компьютерно-опосредованная коммуникация, интернет-коммуникация, интернет-студии, терминологический инструментарий.

Computer-Mediated Communication (CMC), Internet-Communication, Internet Studies, terminological obfuscation.

Введение

В англоязычной терминологии для описания общения с помощью компьютерных технологий используется понятие Computer-Mediated Communication (CMC) (дословно: общение, опосредованное компьютером или коммуникация,

опосредованная компьютером (сокращенно: КОК)1. Ему обычно

противопоставляется непосредственное личное общение, определяемое как лицом к лицу или с глазу на глаз. За этим общением закреплен термин Face-to-Face Communication (FtF, F2F) (англ.). Впервые этот термин был использован Найоми Барон в работе «СМС как источник языковых инноваций» . Данным термином автор обозначила коммуникацию, протекающую через доступные в то время коммуникативные сервисы: электронную почту, доски сообщений и текстовые конференции. В современной теории СМС этот термин используется предельно широко для обозначения всех видов общения и передачи информации через компьютерные сети, включая сеть Интернет . При этом сам процесс коммуникации в зависимости от ее целей подразделяется на информационный этап (получение и поиск информации (англ.: informatics)) и собственно коммуникативный акт (англ.: conferencing).

1 В русском языке постепенно входит в речевой оборот английская аббревиатура СМС (очевидно по аналогу с использованием аббревиатуры SMS для обозначения определенного формата мобильной коммуникации).

Теоретический анализ проблемной области

В русскоязычной научной литературе термин КОК определяется как «... новое прикладное направление, в котором исследуется использование людьми электронных сообщений чаще мультимедийных) для формирования знания и взаимопонимания в разнообразных средах, контекстах и культурах. Важным является то, что эти исследования служат практическим целям достижения эффективной коммуникации и развития коммуникативной компетентности в различных областях человеческой деятельности. Таким образом, мы придерживаемся использования данного термина, как наиболее точно характеризующего основной объект наших исследований - коммуникацию, сохраняющего формальную близость к исходному англоязычному термину и соединяющего в себе наиболее важные слова для понимания термина (компьютер, среда, коммуникация)» .

Однако в тоже время в русскоязычной научной терминологии параллельно с существующим понятием КОК используются и такие словосочетания как интернет-коммуникация, электронная коммуникация, электронный дискурс, компьютерный дискурс, онлайновые исследования и т.д. (см. Литературу к работе). В. А. Маслова в учебном пособии, посвященном современным направлениям в лингвистике, замечает, что «. под электронной коммуникацией понимается особый вид коммуникации, используемый для взаимодействия людей в киберпространстве, т. е. виртуальном пространстве Интернета. Электронная коммуникация является дальнейшим развитием знаковой метасистемы человеческой коммуникации» . По мнению В. А. Масловой, данное понятие является примерным аналогом англоязычного термина CMC. Введение термина в русскоязычный научный дискурс ученая датирует 2004 годом .

При этом считается, что термин электронный дискурс или электронная коммуникация употребляется теми учеными, которые описывают особенности речевой деятельности и функционирования языка в электронной среде, а термин КОК «. больше применяется тогда, когда хотят подчеркнуть влияние канала передачи сообщения и роль медийной среды в составе речевой деятельности» . Некоторые исследователи, работающие в этом направлении, «разводят» также понятия, как электронное общение и электронный дискурс, считая второе более узким понятием, описывающим языковые и речевые особенности компьютерного «текстового» общения, изучаемые методами дискурсивного или лингвистического анализа (англ.: CMDA - computer-mediated discourse analysis). Таким образом, в англоязычной научной терминологии электронный дискурс является составной частью более широкого понятия электронная коммуникация .

Реализация (практическая часть)

Для того чтобы «посмотреть» представленность и функционирование данного термина в его природной среде (а именно в коммуникативном пространстве Интернета) я провела информационный поиск по данному понятийному ряду (электронный дискурс, электронная коммуникация, интернет-коммуникация и компьютерно-опосредованная коммуникация) через поисковую систему Google, а также проверила три первые ссылки на каждый термин по введенному запросу. Необходимо заметить, что поисковая страница Google показывает как частоту встречаемости анализируемого понятия в сети Интернет, так и упорядочивает поисковые данные по частоте обращаемости к веб-странице по данному запросу.

При введении словосочетаний электронный дискурс, электронная коммуникация, интернет-коммуникация и компьютерно-опосредованная

коммуникация в поисковую систему был получен следующий результат: электронный дискурс - 41500 словоупотреблений, электронная коммуникация -4280000 словоупотреблений, словосочетание интернет-коммуникация встретилось 1920 раз и на компьютерно-опосредованную коммуникацию было найдено 1270 словоупотребления.

Каким образом можно проинтерпретировать полученные данные?

Обсуждение результатов

Я полагаю, что по полученным частотным показателям этих терминов можно сделать, во-первых, вывод о степени популярности того или иного термина. Результаты явно показывают различную степень их популярности. Становится понятным, что термин электронный дискурс является самым распространенным в русскоязычной коммуникации, а термин компьютерно-опосредованная коммуникация только «входит» в научное обращение.

Во-вторых, проведенный контент-анализ содержания первых трех страниц, выпадающих по запросу по данному термину, выполненного поисковой машиной Google, показал, что электронный дискурс является термином с более широким контекстуальным значением нежели остальные термины.

Следует также заметить, что употребление того или иного термина часто связано с дисциплинарными рамками, в которых проводится исследование коммуникативных процессов в Интернете. Например, в социологии коммуникаций или политологии чаще используют термин интернет-коммуникация, а в коммуникативистике компьютерно-опосредованная коммуникация . В

лингвистике чаще встречаются определения электронный или компьютерный дискурс, т. к. языковеды прежде всего изучают особенности текста, функционирующего в определенной среде, в данном случае в интернет-пространстве . Некоторые авторы употребляют и выражение тексты на электронном носителе (вероятно, по аналогии с бумажными носителями) . Однако такое определение мне кажется очень узким и не учитывающим условий функционирования текста в электронной среде.

Иногда под электронной коммуникацией подразумевают любую коммуникацию, опосредованную электронным каналом передачи информации, включая мобильную телефонию, телетайп или телеграф . При этом необходимо отметить, что с развитием высоких технологий происходит «сращение» коммуникативных платформ Интернета и мобильной телефонии, и, по всей видимости, термин электронная коммуникация будет родовым понятием (а также более распространенным) по отношению к видовым терминам КОК или интернет-коммуникация. При анализе интернет-коммуникации в культурологи и философии используют словосочетания виртуальный дискурс и виртуальные или сетевые коммуникации . Иногда в эти термины вкладывается элемент

противопоставления (реальный/виртуальный), а также (сетевой/линейный). Часто под сетевыми коммуникациями подразумеваются также коммуникации,

протекающие в сетевом обществе, в отличие, например, от аграрного или индустриального типа обществ.

Необходимо отметить, что к настоящему моменту в изучении

терминологического инструментария КОК наблюдается явление, которое некоторые ученые определяют как cascading binaries (англ.: кумулятивный диморфизм). Это определение употребляют для описания ситуации, когда в исследовательской парадигме «навязываются» только бинарные противопоставления . Например, использование термина «половой диморфизм» в естественных науках, или «нормативная гетеросексуальность» в гендерных исследованиях (когда можно иметь только один - мужской или женский гендер) могут быть названо cascading binaries. Аналогичные дихотомии прослеживаются и в предметной области КОК. Так, достаточно сравнить лишь антонимы (реальный/виртуальный, компьютерно-опосредованный/лицом-к-лицу, оффлайн/онлайн). Эти зачастую навязываемые доминирующим научным дискурсом дихотомии давлеют над концептуальными рамками этого направления, вынуждая исследователей вписываться в заранее предлогаемые схемы и делать категоризации, которые мешают посмотреть на то или иное явление и оценить его с другой (не бинарной) позиции.

Что касается определения языка сети Интернет, то в англоязычной научной литературе для его определения используются различные термины: е-language, netlingo, e-talk, geekspeak, netspeak, weblish и прочее, а коммуникативное пространство, в котором он функционирует, называют КОК. Однако следует заметить, что термин СMC в английском языке используется двояко, поскольку обозначает как функциональную разновидность языка, так и особую

коммуникативную среду его функционирования, что я особо подчеркнула в начале этой статьи.

Ряд западных лингвистов выстраивает такую концептуальную цепочку (от более широкого понятия к более узкому):

Интернет (Internet) - глобальная среда общения, коммуникативное пространство);

Компьютерная коммуникация (Computer-Mediated Communication

Компьютерная коммуникация с помощью текстов, функционирующих в сети Интернет (Computer-Mediated Discourse (CMD));

Компьютерный разговор, что в моем понимании можно обозначить как компьютерная речь (Computer-Mediated Conversation) (CMCs). Эта речь сильно зависит от коммуникативной платформы, в которой она функционирует (формата коммуникации) - чат, форум, почта, блог, мгновенный мессенджер и т. д.;

Компьютерная синхронная и асинхронная текстовая коммуникация (SCMC и ACMC) .

Примечательна в связи с эти позиция П. Е. Кондрашова, который предлагает ввести термин «компьютерный дискурс» , считая, что например, термин компьютерно-медийный дискурс устраивает далеко не всех исследователей, использующих параллельно с ним и вместо него конкурирующее наименование «сетевой дискурс» или «дискурс в Сети» . В ряде работ для обозначения компьютерно-медийного дискурса уже можно встретить и совсем простой термин online discourse, который в русском переводе звучит примерно как «сетевой дискурс» или даже «онлайновый дискурс» . По мнению П. Е. Кондрашова, широкому распространению термина «компьютерно-медийный дискурс» в работах отечественных исследователей препятствует второй компонент составного наименования «-медийный», который еще не закрепился в современном русском языке и не употребляется самостоятельно в значении «средство коммуникации» . Хотя необходимо заметить, что всё чаще начинают использовать термин медиа, под которыми подразумевается современные СМИ, включая Интернет.

Использование же словосочетания «сетевой дискурс» в качестве терминологического также не отвечает требованиям, предъявляемым к терминам, но уже по другой причине: в русском элементе «сетевой», во-первых, ощущается многозначность, нежелательная для специальных наименований . Во-вторых, перевод «сетевой» не вполне соответствует смысловому наполнению английского слова online (буквально: «находящийся в сети», т. е. доступный для общения), поскольку такой перевод указывает скорее на средство или характер передачи информации, чем на ситуацию порождения дискурса . При этом возникает вопрос, а как же быть с асинхронной оффлайновой коммуникацией в сети Интернет? К какому направлению относится этот вид деятельности?

П. Е. Кондрашов в своем диссертационном исследовании «Компьютерный дискурс: социолингвистический аспект» (2004) также дает определения всему терминологическому ряду из области компьютерной коммуникации:

1. «Виртуальный дискурс» - термин, употребляемый в диссертационной

работе Е. Н. Вавиловой , опирается сразу на два лексических значения слова

виртуальный:

Возможный; такой, который может или должен проявиться при определенных условиях, но в реальности не существующий;

Созданный на экране компьютера; воспроизводимый

компьютерными средствами».

При этом Е. Н. Вавилова оговаривает, что не все составляющие общения посредством компьютера реальны, некоторые из них лишь манифестируются

собеседниками: «Негативные эмоции не обязательно испытываются реально, так как характерной особенностью межличностных отношений в данной ситуации является их виртуальность, варьируемая по степени: от реальных собеседников, хорошо знакомых между собой в реальности, или достаточно часто и давно общающихся в конференциях, до совершенно незнакомых людей и даже возможных “виртуалов”. При рефлексии говорящего может возникать и эффект собственной виртуальности -

некоторого несоответствия своего речевого поведения в реальном и виртуальном общении» . Однако точка зрения Е. Н. Вавиловой, по мнению Кондрашова, может вызывать критику, т. к. согласно её точке зрения, и театральный, и поэтический, и сказочный - вообще любой эстетический, а также игровой дискурсы придется признать виртуальнымы, поскольку виртуальны его герои, за которыми, тем не менее, всегда стоит реальный человек - автор, рассказчик, исполнитель. Так и в компьютерном общении: манифестация реально не испытываемых «виртуалами» эмоций на самом деле является лишь «карнавальной маской» реального коммуниканта (об особенностях репрезентации языковой личности в компьютерном дискрусе, а также об элементах карнавальности в компьютерном дискурсе ). И хотя второе значение слова «виртуальный» как будто вполне соответствует отмеченному терминологическому применению, но сохраняющийся смысловой компонент значения «нереальности» не способствует, как видится, обозначению данным термином процесса коммуникации через компьютер.

2. Существует термин и «интернет-дискурс» , который имеет в отличие от словосочетания «виртуальный дискурс» совсем другой семантический акцент -указывает не на средство общения, а на одну из возможных областей применения компьютерного дискурса. Дело в том, что в настоящее время компьютерный дискурс расширяет область своего «влияния»: помимо общения в мировой сети Интернет он используется также и в «околокомпьютерном» общении: компьютерных журналах, мобильной телефонии, профессиональной речи компьютерщиков.

3. Если же проанализировать употребление терминов компьютерноопосредованная форма общения и электронное общение, то они в качестве базового компонента специального наименования содержат элемент «общение», что уместнее в собственно социологических исследованиях. Кроме того, сочетание «электронное общение» широко используется в письменных текстах различных стилей и жанров (научно-популярных, официально-деловых, публицистических) и не обязательно в значении «общение посредством компьютера»: коммуникация, посредством факса, телефона или телетайпа например, тоже причисляется к электронной, поэтому использование данного наименования как терминологического представляется спорным. Термин «компьютерно-опосредованная форма общения», в свою очередь, обладает неэкономной формой, что также признается существенным недостатком для специальных обозначений .

4. П. Е. Кондрашов указывает также, что близкий к названным термин «компьютерный дискурс» проецирует исследование на область языковых категорий и понятий и представляется более удачным, так как его опорный компонент «дискурс» семантически насыщеннее и определеннее, чем понятие «форма общения», и, вбирая в себя и последнее, им не ограничивается .

Таким образом, наиболее приемлемым, с точки зрения П. Е. Кондрашова, является термин компьютерный дискурс, под которым понимается не только процесс и результат общения посредством компьютера, но и «околокомпьютерная» сфера коммуникации: общение специалистов этой области знаний, публикации об общении этого рода, тексты компьютерных игр и т. д. .

В качестве дополнительных наименований КОК и в несколько более широком смысле используются термины компьютерное общение, компьютерная коммуникация, а в более узком - интернет-общение, общение в интернете, интернет-коммуникация и интернет-дискурс . А вот И. Н. Розина полагает, что использование термина КОК обусловлено отсутствием подходящего синонима в русском языке и стремлением к терминологичности и «корреспондируемости» с его англоязычным аналогом .

Заключение

Итак, проведенный анализ терминологии данного направления показал следующее:

Во-первых, это направление достаточно быстро терминологически оформляется. Происходит интенсивное формирование его понятийного и инструментального, методологического аппарата, о чем свидетельствует большое

разнообразие терминов, используемых даже для обозначения данной исследовательской области.

Во-вторых, к настоящему моменту можно выстроить терминологический ряд, построенный на иерархических отношениях. Так, самым общим термином здесь будет выступать понятие электронное общение, включающее в себя как компьютерно-опосредованное, так и интернет-общение. Интернет-общение является частью компьютерно-опосредованного общения.

В-третьих, возникает терминологическая неясность не только с первым компонентом словосочетания электронное общение, но и со вторым определяемым термином. Так, существует электронная коммуникация, электронное общение и электронный дискурс. В современной социальной парадигме знания понятия общение и коммуникация не являются тождественными. Так, под общением понимается социально обусловленный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в различных сферах их познавательно-трудовой и творческой деятельности, реализуемый главным образом при помощи вербальных средств коммуникации. Прежде всего, общение рассматривается как непосредственное взаимодействие между индивидами .

Коммуникация же представляет собой, прежде всего, передачу информации от источника (коммуникатора) к получателю (реципиенту) посредством определенного коммуникационного канала (в случае КОК - электронного). И именно в такой формулировке особое место занимает вопрос «обратной связи», под которой понимают различные процессы, посредством которых коммуникатор получает информацию о том, в какой мере и с каким качеством предполагаемый адресат получил сообщение .

Дискурс же является достаточно многозначным термином, используемым в гуманитарных науках, предмет которых прямо или опосредованно предполагает изучение функционирования языка, - лингвистики, литературоведения, семиотики, социологии, философии, этнологии и антропологии. Четкого и общепризнанного определения термина «дискурс», охватывающего все случаи его употребления, не существует, и не исключено, что именно это способствовало столь широкой его популярности, которую он приобрел за последнее время: связанные нетривиальными отношениями различные понимания удачно удовлетворяют различные понятийные потребности, модифицируя более традиционные представления о речи, тексте, диалоге, стиле и даже языке . Термин же «дискурс», например в языкознании, близок по смыслу к понятию «текст», однако при этом подчеркивается динамический, разворачивающийся во времени характер речевого общения. В противоположность этому текст мыслится преимущественно как статический объект, результат языковой деятельности. Иногда «дискурс» понимается как включающий одновременно два компонента: и динамический процесс языковой деятельности, вписанной в ее социальный контекст, и ее результат (т.е. текст); именно такое понимание является предпочтительным . Применительно к электронной среде, под термином электронный дискурс скорее подразумеваются особые условия функционирования языка в коммуникативной среде новых медиа (например, мобильной телефонии или интернет-среде) и тогда употребляются термины интернет-дискурс или мобильный дискурс.

В-четвертых, полученная нечеткость и размытость всего

терминологического ряда, описывающего коммуникативные процессы, протекающие в новых медиа (включая сеть Интернет) «показывают» достаточную сложность как объекта изучения (например, интернет-пространства), так и предмета изучения (языка, функционирующего в Сети) .

В-пятых, употребление того или иного термина в этой области сильно зависит от дисциплинарных рамок работы, в которой данный термин используется. Так, виртуальная коммуникация или виртуальный дискурс более часто используется в философских исследованиях, а компьютерно-опосредованное общение или электронная коммуникация чаще встречается в педагогике или лингвистике .

В-шестых, наиболее уместным к настоящему моменту является подход к рассмотрению КОК, предложенной И. Н. Розиной. Исследовательница определяет КОК как новое прикладное направление, объектом которого является изучение использования людьми электронных (включая мультимедийные) сообщений для

формирования знания и взаимопонимания в разнообразных средах, контекстах и культурах .

В-седьмых, при оценке использования того или иного термина или же введения в русскоязычный оборот новой терминологии в данной области знания было бы целесообразно придерживаться некоторых правил, которые были разработаны в этом направлении в англоязычном научном дискурсе. Так, предложения в этой области включают следующее:

1. следует избегать использования неясной, устаревшей и/или «оценочно»-нагруженной терминологии;

2. использовать обобщающие, родовые термины только при уже существующем и успешно апробированном базовом, ключевом термине.

3. исключить лексику, которую можно отнести к популяризаторской и не

имеющей четкой предметной соотнесенности с конкретной областью научного знания (например, употребление термина «web 2.0» (англ.: веб 2.0) или

использование прилагательных real/virtual (англ.: реальный/виртуальный) при обозначении различного типа коммуникаций, опосредованных разными каналами передачи информации) .

На мой взгляд, описываемое направление КОК «переживает» всё ещё начальный период развития на постсоветском научном пространстве. Мне кажется, что постепенно с институализацией этого направления будет происходить и терминологическое оформление его концептуальной базы. При этом необходимо заметить, что формирование этого направления в СНГ осуществляется при несколько иных условиях и дисциплинарных рамках, чем на Западе, где коммуникативистика является давно институализированным научным направлением. У нас как сама дисциплина, так и её теоретико-концептуальный аппарат фактически стали развиваться последние 10-15 лет. Так, это направление на настоящий момент, например на Украине, отсутствует в перечне специальностей и научных направлений Министерства науки и образования Украины, и в стране невозможно получить научную степень в этой области. Естественно, происходит подгонка терминологии под дисциплинарные рамки направления, по которому проводится диссертационное исследование, например: социология коммуникаций, политология или

филологические науки.

Влияет на терминологическую неустойчивость данного направления (даже его названия) и междисциплинарных характер всех исследований коммуникативного пространства сети Интернет, а также отсутствие в русскоязычном научном дискурсе направления интернет-студий, в рамках которого могла бы успешно идти институализация исследований в области изучения интернет-коммуникаций, как это происходит на Западе .

Ф. О. Смирнов замечает, что «...изучение Интернета вступает в новую фазу развития, в ходе которой различные дисциплины смогут сфокусировать внимание на отдельных характеристиках общего объекта с применением собственного инструментария и методической базы» , что в конечном итоге привело к возникновению интернет - студий или кибер - студий - междисциплинарной отрасли знания, изучающей воздействие Интернета на человеческое общество и культуру (Burnett, Marshall, 2003; Gauntlett, 2000). Уже сейчас можно наблюдать, как постепенно воздействие Интернета на человеческую цивилизацию изучается не только в рамках таких гуманитарных дисциплин как психология, культурология, лингвистика, социология и прочее), но и в междисциплинарном ракурсе (как предмет интернет-студий, нового междисциплинарного направления, находящегося на стыке таких дисциплин как коммуникативистика, информатика, лингвистика и социология коммуникаций) .

Из науковедения известно, что системный подход предусматривает, что для адекватного описания какого-либо объекта или явления необходимо его рассмотрение в рамках более широкой системы. Поэтому для решения сложных проблем во многих случаях требуется расширение функциональных возможностей концептуального аппарата науки. О. Л. Каменская указывает, что на «шкале развития» любой современной науки можно выделить три основные «точки роста»: дисциплинарная наука, исследование на стыке наук и междисциплинарный подход. Так, при дисциплинарном подходе применяются внутрисистемные методы, и он используется непосредственно в задачах, которые возникли в определенном

историческом контексте развития предмета. Эти методы являются устоявшимися и общепринятыми в парадигмальных рамках данной дисциплины. При исследовании же на стыке наук используются методы других наук, но каждая из них сохраняет свою идентичность. При междисциплинарном подходе достигается высокая степень интеграции взаимодействующих наук, создается (выявляется или конструируется) специальный аппарат исследования общих свойств этих наук . При этом, по мнению ученой, возможны два способа взаимодействия: исследования на стыке наук и междисциплинарный подход. О. Л. Каменская также полагает, что непосредственный переход от дисциплинарного подхода к междисциплинарному теоретически возможен, но практически, как правило, не может миновать этапа исследования на стыке наук .

Интернет является сложной социотехнической системой, непрерывно работающей и постоянно видоизменяющийся. В соответствии с системным подходом для адекватного описания столь сложного объекта его следует рассмотреть в рамках более широкой системы и расширить функциональные возможности парадигмального оператора или исследовательской парадигмы с привлечением в этих целях дополнительной информации из других дисциплин. Подчеркнем, что каждая наука при этом должна сохранять свою внутреннюю структуру и основные постулаты . При междисциплинарном подходе (что являет собой

возникновение интернет-студий) происходит взаимопроникновение (диффузия) структур разных наук (входа, выхода, оператора) и создается новая междисциплинарная наука. Используя динамическую метафору, О. Л. Каменская описывает этот процесс таким образом: «... можно представить себе как чай, в котором растворили сахар, - нет прежнего чая, нет сахара, а есть сладкий чай» . Другими словами, исходные компоненты теряют свое самостоятельное значение, и их функции переходят и с успехом выполняются новой структурой, которая является носителем новой междисциплинарной парадигмы, которая и реализуется сейчас постепенно в интернет-студиях.

Литература

1. Асмус Н. Г. Интернет-дискурс в свете нового типа коммуникации -компьютерного общения // Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах: Тезисы межд. науч.-практической конф. Челябинск, 2001. С.74-75.

2. Бергельсон М. Б. Языковые аспекты виртуальной коммуникации. М., 1999. иКЬ: http://www.rik.ru/vculture/seminar/index.html. (дата обращения 12.12.2008).

3. Буданов Г. В. Делокализация как обретение смысла, к опыту междисциплинарных технологий // Онтология и эпистемология синергетики. М.: Ифран, 1997. С.87-100.

4. Быков И. А. Интернет как средство политической коммуникации: анализ

российского опыта. - Дис. канд. полит. наук. - СПб, 2005. - 205с.

5. Вавилова Е. Н. Жанровая классификация дискурса телеконференций Фидонет: Автореф. дисс.... канд. филол. наук. Томск, 2001. 20с.

6. Галичкина Е. Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках (на материале жанра компьютерных конференций): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2001. 24с.

7. Галкин Д. Виртуальный дискурс в культуре постмодерна // Критика и семиотика. Вып. 1-2. 2000. С.26-34.

8. Горошко О. І. Інтернет студії - соціологія Інтернету - кіберсоціологія:

можливості вивчення Інтернету з міждисциплінарних позицій // Зб. наук. праць «Соціологія управління». Сер. «Спеціальні та галузеві соціології». Донецьк:

ДонДУУ, 2007. Т. 8. - вип. 3 (80). С. 185-190.

9. Горошко Е. И. Психолингвистика интернет-коммуникаций // Вопросы

психолингвистики. 2008а. Вып.7. С.5-11.

10. Горошко Е. И. Интернет-коммуникация: настоящее и будущее // О некоторых чертах цивилизации будущего. Научное издание по материалам Международного

Форума к 90-летию со дня рождения академика РАН Н. Н. Моисеева. Под редакцией А. T. Никитина и С. А. Степанова. М.: Изд-во МНЭПУ, 2008б. С.455-466.

11. Дедова О. В. Лингвосемиотический анализ электронного гипертекста (на материале русскоязычного Интернета). Дисс. докт. филол. наук. М. МГУ, 2006. 525с.

12. Демьянков В. З. Англо-русские термины по прикладной лингвистике и автоматической переработке текста. Вып. 2. Методы анализа текста // Всесоюзный центр переводов. Теории новых терминов. Т. 39. М., 1982. С.45-55.

13. Дискурс // Энциклопедия кругосвет (б.д.). URL:

http://www.krugosvet.ru/articles/82/1008254/1008254a1 .htm. (Дата обращения

14. Захарова Т. И. Семиотические средства выражения гендера в тексте на электронном носителе (на материале немецких чатов). Автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2006. 24с.

15. Иванов Л. Ю. Язык интернета: заметки лингвиста // Словарь и культура русской речи. М.: Азбуковник, 2000. С. 35-45.

16. Иванов Л. Ю. Язык в электронных средствах коммуникации // Культура русской речи. М.: Флинта - Наука, 2003. С. 791-793.

17. Каменская О. Л. Гендергетика - наука будущего // Гендер как интрига познания, М.: Рудомино, 2002. С. 13-19.

18. Ковальская Л. Г. Синхронный компьютерно-медийный дискурс: механизм действия и коммуникативные цели // Язык и межкультурная коммуникация. Международный лингвистический журнал. Майкоп. №1. 2003. С. 56-66.

19. Кондрашов П. Е. Компьютерный дискурс: социолингвистический аспект: Дис. канд. филол. наук. Краснодар, 2004. 156с.

20. Кочкин М. Ю. Сети Интернета, или территория смерти // Вестник СНО. № 15. Волгоград, 2000. С. 91-95.

21. Леонтович О. А. Компьютерный дискурс: языковая личность в виртуальном мире // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс. Волгоград,

2000. С. 191-199.

22. Маслова В. А. Современные направления в лингвистике. М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 272с.

23. Нестеров В. Ю., Нестерова Е. А. Карнавальная составляющая как один из факторов коммуникативного феномена чатов, М.: 2003. URL:

http://psynet.carfax.ru/texts/nesterov4.htm (Дата обращения 12.12.2008).

24. Розина И. Н. Технологии исследования и продвижения компьютерноопосредованной коммуникации // Educational Technology & Society, 10(2) 2007. С. 230-245.

25. Розина И. Н. Педагогическая коммуникация в электронной среде: теория, практика и перспективы развития // Educational Technology & Society 7(2) 2004. C. 257-269.

26. Рязанцева Т. И. Некоторые особенности реализации коммуникативных принципов и стратегий в условиях компьютерно-опосредованнного общения // Вестник МГУ. Серия Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2007. №1. С.202-211.

27. Самелюк М. М. Интернет-досуг в контексте трансформации социального времени. Дис. ... канд. социологических наук: 22.00.01. М., 2006. 164с.

28. Смирнов Ф. О. Национально-культурные особенности электронной коммуникации на английском и русском языках. Дис. ... канд. филол. наук. Ярославль, 2004. 136с.

29. Тальнишних Н. К. Культура сетевых сообществ. Дис. . канд. философ. наук. Ростов-на-Дону, 2004. 145с.

30. Barnes S. Computer Mediated Communication: Human to Human Communication Across the Internet. Boston, MA: Allyn and Bacon. 2002. 345p.

31. Baron N. S. Computer Mediated Communication as a Force in Language Change // Visible Language. 1984. P.118-141.

32. Crystal, D., Language and the Internet. Cambridge: Cambridge University Press,

33. Herring, S. C. (2007). A faceted classification scheme for computer-mediated

discourse // Language@Internet. Available at:

http://www.languageatinternet.de/articles/2007/761. Accessed on 04.12.2009.

34. Herring, S. Computer-mediated discourse analysis: An approach to researching online behavior // S. A. Barab, R. Kling, and J. H. Gray (Eds.), Designing for Virtual Communities in the Service of Learning. New York: Cambridge University Press, 2004. P. 338-376.

35. Hunsinger, J. Toward a Transdisciplinary Internet Research // The Information Society, 2005. N21. P. 270-283.

36. Jones, S. Fizz in the Field: Toward a Basis for an Emergent // Internet Studies. The Information Society. 2005. N21. P. 233-237.

37. Lange, P. G. Terminological Obfuscation in Online Research // The Handbook of Computer-Mediated Communication. USA: Idea Group Inc., 2008. P. 437-450.

38. Markham A. M. Disciplining the Future: A Critical Organizational Analysis of Internet Studies // The Information Society. 2005. N21. P.257-267.

39. Simpson, J. Meaning-making online: Discourse and CMC in a Language-learning community // Recent Research Developments in Learning Technologies. 2005. Available on: http://www.formatex.org/micte2005. (Дата обращения 12.12.2008).

40. Thurlow C., The Internet and language // Concise Encyclopedia of Sociolinguistics, Elseivier, 2001. P. 1002-1007.