Основы православной культуры. Презентация по основам православной культуры на тему "Архитектурные особенности православного храма" (4 класс) Основы православной культуры 2 урок презентация

Слайд 1

Х Р И С Т И А Н С Т В О

Слайд 2

Более 2000 лет назад, в I веке на краю огромной Римской империи, в Палестине, возникла новая религия – ХРИСТИАНСТВО. Ее основатель- Иисус Христос, чья земная жизнь была короткой и неприметной для миллионов людей, населявших империю

Слайд 3

Христиане верят в единого Бога и считают, что именно от Него они получили дар в этот мир, и поэтому называют Бога Творцом. Бог для христиан – это тот, кто способен чувствовать и оценивать

Слайд 4

Священная книга у христиан – Б И Б Л И Я. Она состоит из 2 частей- Ветхого Завета и Нового Завета. В Библии рассказывается о сотворении Богом мира и людей. Бог сотворил землю, отдал ее во власть людям и возложил на человека ответственность за все живое и неживое на ней. Вот почему христиане убеждены, что люди должны сохранять природу и беречь нашу планету, заботиться о них.

Слайд 5

Для совершения богослужений и молитв христиане строят соборы, храмы и церкви. Алтарь- самое священное место в христианском храме. Храмы украшены иконами и фресками с изображением лика святых. Христианские храмы и церкви славятся своими колоколами.

Слайд 6

Искусство в христианстве

Слайд 7

Главное богослужение Христианской церкви, которое может совершаться каждый день – это таинство ЕВХАРИСТИИ. Освещается хлеб и вино, принесенные верующими. Главным событием в жизни верующего является КРЕЩЕНИЕ. Это таинство вхождения в христианскую общину.

Слайд 8

ЗАПОВЕДИ ХРИСТИАН
Возлюби Бога твоего Возлюби ближнего твоего, как самого себя Не убивай Не укради Не греши Не завидуй Не обманывай

Слайд 9

В наши дни в христианстве существуют следующие основные направления:
Православие – верующие считают, что Главой Церкви является Иисус Христос. Католицизм – верующие считают, что глава католической церкви Папа Римский. Особо они почитают Деву Марию – Божью Матерь. Протестантизм – верующие считают, что только Библия достойна полного доверия как Слово Божие.

Слайд 10

ПРАЗДНИКИ ХРИСТИАНСТВА
Главный праздник – Рождество – день рождения Иисуса. Он отмечается 7 января. Воскресение Христово – Пасха. Верующие люди воспринимают Пасху как праздник победы жизни над смертью.

Тема. АРХИТЕКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ

Заочная экскурсия

Цель

Задачи

Познакомить учащихся с особенностями архитектуры православных храмов.

Формировать целостное представление учащихся о символической сущности храма как начала будущего Царствия Небесного.

Формы проведения заочной экскурсии

Самостоятельная работа группы учащихся с текстом экскурсии, подготовленным учителем, самими учащимися или взятым из специальной литературы: чтение и выполнение заданий.

Рассказ группы учащихся, сопровождающийся видеорядом.

Ход занятия.

I . Вступительная беседа

Православный храм означает Царство Божие в единстве трех его областей: Божественного, небесного и земного. Отсюда трехчастное деление храма:

Алтарь знаменует собой область бытия Божия

Собственно храм - область горнего ангельского мира (духовное небо)

Притвор - область земного бытия.

Освященный по особому чину, увенчанный крестом и украшенный святыми изображениями, храм являет собой прекрасное знамение всего мироздания во главе с Богом его Творцом и Создателем.

II . Выбор проблемы для работы в группе

Что символизируют типы храмовой архитектуры?

Почему купола имеют разные формы?

Что символизирует цвет купола?

Что означает количество куполов церкви?

III . Подбор материалов учащимися по выбранной проблеме. Работа в группах.

IV . Презентация и защита отобранного материала.

1. Типы храмовой архитектуры и их символичность

Храмы Православной Церкви своими архитектурными особенностями символически выражают канонику церковного вероучения. Существует несколько общеизвестных типов храмовой архитектуры.

  • Храмы в форме креста строились в знак того, что Крест Христов - основа Церкви.
  • Храмы в форме круга говорят о бесконечности существования Церкви, ее нерушимости в мире по слову Христа:
  • Храмы в форме восьмиконечной звезды символизируют Вифлеемскую звезду, приведшую волхвов к месту, где родился Христос.

Например, храм Василия Блаженного. Вокруг центрального шатра расположены восемь глав, которые в плане образуют фигуру из двух квадратов. Пересекающихся под углом 45 градусов. И образующих восьмиконечную звезду, которая является символом Пресвятой Богородицы, а также день Воскресения Христа (по древнееврейскому календарю он был 8-м днем), а также напоминает о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к Христу-младенцу. Совмещенные квадраты также символизируют распространение Евангелия на все четыре стороны света.

  • Храм в форме корабля. Церковь, подобно кораблю, спасает верующих от гибельных волн житейского плавания и ведет их к Царствию Божию.

2. Многоглавие храмов

Здания всех православных храмов всегда завершаются куполами, которые символизируют духовное небо. Купола же, в свою очередь, непременно увенчиваются крестами, как знамением искупительной победы Христа.

Православной крест, воздвигаемый над храмом, имеет восьмиконечную форму, иногда в его основании находится полумесяц, имеющий очень много присваиваемых ему символических значений, одно из которых - якорь христианской надежды на спасение по вере в крестные заслуги Христа. Восемь концов Креста означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой - это жизнь Будущего Века.

Количество глав храмов связано с посвящением главного престола храма, а также часто и с количеством престолов, соединенных в одном объеме.

  • Одноглавый купол знаменует собой единство Бога.
  • Два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа.
  • Три купола символизируют Пресвятую Троицу.
  • Четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света.
  • Пять куполов, один из которых возвышается над остальными, символизируют Христа, как Главу Церкви, и четырех евангелистов.
  • Семь куполов символизируют семь Таинств церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей.
  • Девять куполов связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников.
  • Тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов.
  • Двадцать пять глав могут быть знамением апокалиптического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев (Откр. 11, 15-18) или обозначать похвалу Пресвятой Богородице (25 икосов и кондаков древнейшего акафиста Богородице), в зависимости от посвящения храма.
  • Тридцать три главы - число земных лет Спасителя.

3. Форма и цвет купола также имеют символический смысл.

  • Форма и цвет купола также имеют символический смысл. Купола синие со звездами – храм посвящен Богородице.
  • Храмы с зелеными куполами посвящались Пресвятой Троице.
  • Храмы, посвященные святым, увенчивались как зелеными, так и серебряными куполами.
  • Золотой – храм посвящен Богу и 12 праздникам.

4. Цвет куполов.

Первые купола на Руси были невысокие, полукруглые. Они повторяли форму куполов византийских храмов. Затем появились шлемовидные купола, а еще позднее - луковичные.

Шлемовидная формасимволизирует ту духовную брань, которую Церковь с момента своего основания ведет с силами зла (шлем, шелом - старинный воинский металлический головной убор).

Форма луковицы символизирует пламень свечи, о которой свидетельствует Евангелие.

V . Задания для повторения. Работа с иллюстративным материалом

Определи тип храмовой архитектуры. Что он символизирует?

Что символизирует цвет куполов и их форма?

Что означает количество куполов?

VI . Подведение итогов. Заключительная беседа.

Храм как символ Царствия Небесного

По учению Церкви весь видимый материальный мир является символическим отражением мира невидимого, духовного. Символика храма объясняет верующим сущность храма как начала будущего Царства Небесного, ставит перед ними образ этого Царства.

Если первообраз - Царство Небесное - это область истины, правды и красоты, то подобные характеристики должны прилагаться и к архитектуре храма, претендующей на отображение небесного первообраза.

Образ единства Церкви, возглавляемой Христом, зримо воплощают одноглавые кубические объемы древнерусских храмов. Святость Церкви образно выражается белизной стен храмов и сиянием золотых куполов. Соборность и апостольская преемственность выражается, как и в иерархическом устройстве самой Церкви, центричностью композиции, иерархической упорядоченностью частей храма, подчиненной центральному подкупольному пространству.

Слайд 1

Икона в православной культуре
Презентация по предмету «Основы православной культуры» Составители: Т.О. Ерицян Н.А. Гегамян Т.Б. Рогова С.И. Степанян М.И. Багдасарьян Л.Н. Кукота

Слайд 2

Дорог мне, перед иконой В светлой ризе золотой, Этот ярый воск, Возжженный чьей неведомо рукой. Знаю я – свеча пылает, Клир торжественно поет: Чье-то горе утихает, Кто-то слезы тихо льет, Это – светлое мгновенье В диком мраке и глуши, Память слез и умиленья В вечность глянувшей души... А.Майков

Слайд 3

Икона – это удивительное, совершенно уникальное явление в мировой человеческой культуре. Различные изображения Христа, Богородицы и святых мы можем встретить и в католических и в протестантских храмах, но иконы в том смысле, какой она приобрела в православной культуре, нет больше нигде. Икона – это один из главных символов православного искусства.

Слайд 4

Икона является неотъемлемой частью православной традиции. На Руси повелось издавна: рождался человек или умирал, вступал в брак или начинал какое-то важное дело – его сопровождал иконописный образ. Вся история России проходит под знаком иконы, многие чудотворные и прославленные иконы были свидетелями и участниками важнейших исторических перемен в судьбе страны.

Слайд 5

Слово «икона» имеет греческое происхождение и буквально означает «образ». Поэтому на Руси иконы часто называли образáми. Икона – писанная молитва в православии. Её содержание составляют не исторические эпохи и не богатство душевной жизни человека, а единение человека с Богом.

Слайд 6

Без православных икон невозможно представить православный храм. Ряд икон, отгораживающий (соединяющий) алтарь от центральной части храма – это иконостас. В центре иконостаса находятся двери, которые называются Царские врата (ворота). Справа от Царских врат всегда икона Христа. Слева – всегда икона Марии, Божией Матери…

Слайд 7

Икона помогает верующему в молитве и является как бы «окном» в духовный мир, «проводником» к Богу. Благодаря иконе и молитве православный человек может обратиться к Нему, духовно с Ним соединиться. Поэтому верующие бережно относятся к иконам, почитают их, выражая этим свои чувства к Богу, к Богородице, к святым людям, которые по учению Церкви все живы в духовном мире, с ними можно общаться, обращаясь к ним в молитве.

Слайд 8

Всякое недостойное обращение с иконой считалось святотатством (оскорблением религиозной святыни). Входящий в дом, прежде всего, кланялся иконам, а потом уже здоровался с хозяевами. С древнейших времен почти каждый крупный город или монастырь имел свою, особо чтимую чудотворную икону Пресвятой Богородицы, которую считал своей славой и утверждением.

Слайд 9

Живописная икона заметно отличается от картины. Это потому, что задача иконы – показать сокровенный мир души святого человека (в том числе и Богочеловека Христа). Икона – это не обычная картина. Известный историк и искусствовед Николай Михайлович Тарабукин в одной из своих книг написал: «Смысл иконы таинственен …смысл иконы – чудотворение».
Тайная вечеря
Картина Леонардо да Винчи
Икона

Слайд 10

Портрет и икона замечательного русского флотоводца, адмирала Федора Федоровича Ушакова.

Слайд 11

На иконе, в отличие от картины, нет заднего плана и горизонта. Когда смотришь на яркий источник света (солнце или прожектор), то теряется ощущение пространства и глубины. Икона светит нам в глаза, и в этом свете всякая земная даль становится невидимой.

Слайд 12

Свет является главным в иконе. В Евангелии Свет – одно из имен Бога и одно из Его проявлений. Золотой фон иконы иконописцы называют «свет». Это символ бесконечного божественного Света.

Слайд 13

Голову святого окружает золотой круг. Святой как бы и наполняется светом и сам же, напитавшись им, излучает его. Это нимб (ореол) – знак Божией благодати, которая пронизала жизнь и мысль святого и вдохновила его любовь. Этот нимб часто выходит за края иконного пространства. Это не потому, что художник ошибся и не рассчитал размеров своего рисунка. Это означает, что свет иконы струится в наш мир.
Архангел Михаил

Слайд 14

Одна из сложностей в развитии христианской живописи состояла в том, что надо было дать ответ на непростой вопрос: как вообще можно писать иконы, если сама Библия подчеркивает, что Бог невидим.

Слайд 15

Икона стала возможна потому, что вслед за Ветхим Заветом пришел Новый Завет. Евангелие говорит, что Бог, который оставался невидим в ветхозаветные времена, затем Сам родился как человек. Апостолы воочию видели Христа. А то, что видно, можно изобразить.

Слайд 16

Иконописцем мог быть только человек, имеющий особый дар от Бога. Всю свою жизнь он должен был нести непрестанный подвиг молитвы, стремиться к нравственному совершенству. Иконописцы в Древней Руси были почти исключительно иноками (монахами).

Слайд 17

Первым иконописцем был евангелист Лука, а первым русским иконописцем Алимпий Печёрский. Иконы известных иконописцев Андрея Рублева, Феофана Грека, Дионисия, Симона Ушакова и тысяч безымянных мастеров входят в сокровищницу мирового духовного искусства, но, прежде всего, являются достоянием русского народа.

Слайд 18

Иконописцы изображают на иконах Пресвятую Троицу, Иисуса Христа, Божию Матерь, ангелов, святых, заслуживших своей праведной жизнью почитания и после смерти, а также события из Ветхозаветной и Новозаветной Священной Истории, которые отмечаются Православной Церковью как праздники. Самые распространенные и известные – это иконы Иисуса Христа и Богородицы.

Слайд 19

«Троица» преподобного Андрея Рублева (ок. 1414 г.) признана вершиной русской иконописи и является одним из наиболее известных шедевров мирового христианского искусства.

Слайд 20

Икона Преподобного Сергия Радонежского
Икона Святого Николая Чудотворца

Слайд 21

Икона Святого Александра Невского
Икона Блаженной Матроны Московской

Слайд 22

Первая икона Иисуса Христа имеет чудесное, сверхъестественное происхождение. По преданию она появилась ещё при жизни Иисуса Христа. Это «Спас Нерукотворный» (или «Спас на убрусе») (убрус – кусок полотна, на котором, как гласит древнее церковное предание, отпечатлелся Образ (Лик) Иисуса Христа).
Икона Спас Нерукотворный (VI в.) из храма Сан-Сильвестро ин Капите в Ватикане считается одним из ближайших списков с легендарного «оригинального» Нерукотворного Образа Христа

Слайд 23

Слайд 24

Над входом в северную галерею Благовещенского собора Кремля находится образ «Спаса Нерукотворного» – фреска, созданная, предположительно, Симоном Ушаковым в 1661 году.

Слайд 25

На основе этого первого изображения Господа Иисуса Христа впоследствии сложилась иконография Иисуса Христа, принятая в Церкви. Первые дошедшие до нас изображения Христа относятся ко второму веку после Рождества Христова.

Слайд 26

Особое место в душе православного христианина занимает Божия Матерь – наша Заступница, Покровительница и Утешительница, выбравшая православную Русь в качестве Своего избранного удела.
Икона Богородицы Умиление

Слайд 27

С самых первых веков принятия христианства русский народ проникся глубокой любовью и почитанием Богоматери. Одна из первых церквей, построенная в Киеве ещё при князе Владимире, была посвящена Богородице. В 12 веке в русский церковный календарь был введён новый праздник – Покров Пресвятой Богородицы. Этот праздник свидетельствовал о том, что православные верят в покровительство Божьей Матери русской земле.

Храм. Православная культура. Православная молитва. Православный храм. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Основы православной культуры. Храм Василия Блаженного. Православные храмы. Никольский храм. Храм Гроба Господня. Храмы России. Раскол в Русской Православной Церкви. Введения во храм Пресвятой Богородицы. Русские храмы. Дорога к Храму.

Христианский храм. Храм Победы. Устройство православного храма. Возрождение храмов. Русский православный храм. Православный храм Иконостас. Христианский труд. Тема: Православный храм. Православный храм I часть. Праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы. Нравственные основы православной культуры. Модуль: основы православной культуры.

О россии петь-что стремиться в храм. Архитектура русских храмов. Древний деревянный храм. Знаменитые храмы России. Православные храмы нашего края. Модуль "Основы православной культуры". Храм Петра и Павла в Прохоровке. Великие храмы РОССИИ. Храмы города Саратова. Христианское учение о спасении. Храмы родного края.

Самые знаменитые храмы мира. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны. Православные храмы Нижнего Новгорода. Основы Православной культуры и технология. Человек и Бог в православной культуре. Методика преподавания «Основ православной культуры». Купола и главы храмов. Я поклонюсь всем храмам до земли….

1. Храм Артемиды в Эфесе. История храма: от прошлого к настоящему. Архитектура современных православных храмов. Воскресная школа при храме «Всех скорбящих Радость». О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви. Основы православной культуры: «Христианин в труде».