Лазурский александр федорович вклад в психологию. Александр федорович лазурский, отечественный врач и психолог

Александр Федорович Лазурский родился 12 апреля (31 марта по старому стилю) 1874 года в городе Переяславе Полтавской губернии (ныне — Переяслав-Хмельницкий Киевской области). Через несколько лет после его рождения его отец, священнослужитель, получил приход в уездном городке Лубны. Здесь Лазурский поступил в мужскую гимназию, с отличием ее окончил, а в 1891 году уехал отсюда в Петербург, где поступил в Военно-медицинскую академию.

В Петербурге судьба свела его с крупнейшим ученым того времени, одним из основоположников целостного человекознания в отечественной науке, В.М. Бехтеревым. Под его руководством в анатомо-физиологической лаборатории при клинике душевных и нервных болезней Лазурский, будучи третьекурсником, сделал свои первые шаги на нелегком пути научного познания.

На раннем этапе научной деятельности интересы молодого ученого были сосредоточены в сфере анатомии мозга. Этому были посвящены его первые научные работы, выполненные в студенческие годы и опубликованные в издававшемся в Казани журнале «Неврологический вестник».

В ноябре 1896 года на собрании врачей Санкт-Петербургской клиники душевных и нервных болезней студенты Лазурский и Акопенко представили на обсуждение результаты выполненного ими психофизиологического исследования «О влиянии мышечных движений (ходьба) на скорость психических процессов». В работе рассматривалась динамика протекания психических процессов (простой реакции, процессов различения, выбора, счета чисел и подбора рифм) до мышечной нагрузки и после нее. Авторы пришли к выводу, что мышечные движения «ускоряющим образом» влияют на психические процессы, хотя указанный эффект проявляется применительно к конкретным исследуемым явлениям по-разному. Обращает на себя внимание высказанная уже в этой ранней работе мысль, что при анализе соотношения психических и физиологических процессов необходимо «считаться с индивидуальностью».

С самого начала творческой деятельности Лазурский активно участвовал в жизни научного сообщества. В журнале «Обозрение психиатрии» неоднократно публиковались его отчеты о научных дискуссиях той поры, в которых он сам принимал участие. Своеобразным признанием молодого ученого явилось его избрание в 1899 году действительным членом Петербургского общества психиатров и невропатологов.

После окончания академии с отличием в 1897 году Лазурский был оставлен в клинике для продолжения исследований и «научного усовершенствования». Научную деятельность он совмещал с лечебной практикой, работая в доме призрения душевнобольных, а также в школе для детей с нервно-психическими отклонениями.

Уже в ранних работах Лазурского закладывались основы объективного, естественно-научного подхода к пониманию человека и исследованию его психики. Ученый был глубоко убежден, что прогресс в развитии психологического знания обусловлен его связью с естественно-научной методологией. Следуя традиции клинической школы Бехтерева, Лазурский большое значение придавал также изучению психопатологии, рассматривая последнюю в качестве важного условия углубления познания механизмов функционирования психики в норме.

Постепенно интересы Лазурского переключились с анатомии и физиологии ума на собственно психологические исследования. В немалой степени этому способствовало открытие в 1895 году Бехтеревым в клинике душевных и нервных болезней специальной Психологической лаборатории. В 1897 году именно Лазурскому Бехтерев поручил руководство этой лабораторией.

Еще более укрепилась психологическая ориентация ученого под влиянием зарубежной командировки, в которую он был направлен по решению академии «на казенный счет» с ежегодным содержанием в 3500 рублей на два года (1901—1902) «для усовершенствования» после получения степени доктора медицины. Во время своего пребывания за границей Лазурский посетил наиболее важные центры мировой психологической науки того времени. Он практиковался в Психологическом институте В. Вундта в Лейпциге, работал в лаборатории экспериментальной психологии Э. Крепелина в Гейдельберге, слушал лекции К. Штумпфа в Берлине.

Первые психологические работы Лазурского появились в 90-е годы ХIХ века. Молодой ученый учитывал сложившиеся в данной области традиции, но они становились предметом серьезного критического осмысления. Главным критерием истинности вывода, основным способом получения научной фактологии Лазурский однозначно признавал опыт. Опытная стратегия исследования психической активности в работах самого ученого, его учеников и сотрудников Психологической лаборатории оставалась неизменно доминирующей. И поэтому естественным являлось обращение Лазурского к эксперименту в поисках наиболее точного объективного изучения психической реальности. В своих экспериментальных исследованиях он отдавал дань традиционным для того времени проблемам психологии — изучению объема сознания (памяти), процесса образования ассоциаций.

Уже ранние психологические работы Лазурского привлекли к себе внимание научной общественности. Так, после доклада о методе наблюдения (1898 год) в собрании врачей психиатрической клиники состоялась беседа ученого с репортером «Петербургской газеты», а его доклад «О взаимной связи душевных свойств и способах ее изучения» на одном из заседаний Санкт-Петербургского философского общества под председательством А.И. Введенского в марте 1890 года обсуждался с 9 утра до полуночи.

Такой интерес к работам Лазурского был вызван не только актуальностью, новизной и оригинальностью развиваемых им идей, но и четко обозначенной естественно-научной методологической позицией. Правда, научные сообщения и статьи Лазурского подвергались критике сторонниками традиционной метафизической психологии. Так, уже упомянутый доклад в Философском обществе, по оценке самого Лазурского, потерпел «торжественный провал».

Это было следствием развернувшейся в этот период в русской психологии борьбы между принципиально различными подходами в познании психической реальности, водоразделом между которыми явилось понимание роли эксперимента и интроспекции в психологических исследованиях. Лазурский, оказавшийся одним из участников этих достаточно жестких и нелицеприятных дискуссий, тяжело переживал сложившуюся ситуацию и едва не забросил свои изыскания в психологии.

Ученый встал на путь, который до него еще никем в отечественной науке не был пройден. Наряду с традиционными для той поры научными проблемами, его чрезвычайно привлекла задача изучения не отдельных психических процессов, а целостной личности. Именно к этому вопросу ученый обратился в первом, опубликованном им в 1897 году психологическом труде «Современное состояние индивидуальной психологии».

Вероятно, подготовка этой статьи, содержащей обзор ключевых мировых и отечественных исследований по изучению характера и темперамента, определила сферу будущих научных интересов Лазурского. Ею стала психология индивидуальности. Цель ее он видел в рассмотрении того, «как видоизменяются душевные свойства у различных людей и какие типы создают они в своих сочетаниях».

Уже в этой работе четко обозначена перспектива научных исследований Лазурского, которая приведет его к созданию нового самостоятельного направления психологической науки — «научной характерологии». Именно она и стала фундаментальным вкладом Лазурского в сокровищницу отечественной психологической науки.

При этом важно отметить, что «индивидуальная психология» полностью отождествлялась им с характерологией, то есть русский ученый выдвинул на передний план решение типологических задач путем выявления наиболее обобщенных типов характеров. Тем самым он противопоставлял свой подход взглядам В. Штерна, который ограничивал задачи дифференциальной психологии анализом индивидуально-психологических различий.

В 1906 году тиражом 1000 экземпляров вышел в свет первый крупный труд Лазурского — «Очерк науки о характерах». Как отмечает автор, «две мысли положены в основу этой книги: во-первых, возможность сознательного, научного изучения человеческих характеров; во-вторых — необходимость пользоваться для этой цели понятием наклонности или душевного качества».

Основой книги послужил авторский курс лекций по характерологии, прочитанный в Петербурге на педологических курсах при экспериментально-педагогической лаборатории А.П. Нечаева. Лазурский с гордостью писал брату: «Смело могу сказать, что это первый и единственный на сегодня на земном шаре систематический курс характерологии, основанной на современных данных». Именно с этого сочинения начинается известность Лазурского как специалиста по индивидуальной психологии.

Большое внимание ученый уделял поиску и исследованию интегральных личностных образований, которые в наибольшей степени отражали бы специфику индивидуальности человека. В этом контексте особый интерес представляет учение Лазурского о способностях, поскольку понятия «наклонность», «склонность», «способность», «душевное качество» занимают центральное место в его концепции личности.

В феврале 1913 года на заседании Петербургского философского общества он сделал доклад, изложив свою «новую классификацию личностей». До последних дней жизни именно эта проблема оставалась центральной в его творчестве.

В декабре 1910 года на I съезде экспериментальной педагогики он выступил с докладом о «естественном эксперименте», в котором изложил суть нового метода. Эта суть состоит в том, что любой вид реальной деятельности рассматривается с точки зрения того, какая группа личностных характеристик выступает в нем ярче всего.

Особую ценность этого метода Лазурский видел в его применении в школьной практике для составления целостной характеристики школьника, так как он давал возможность педагогу «глубже заглянуть в психическую жизнь своих питомцев с помощью тех средств, которые всегда находятся в руках». Таким образом, можно сказать, что Лазурский одним из первых в отечественной психологии осуществил конкретно-эмпирическое исследование психики ребенка в условиях деятельности, заложив тем самым первые кирпичики в будущую психологическую теорию деятельности. С.Л. Рубинштейн подчеркивал высокую ценность и значимость предложенного Лазурским метода естественного эксперимента.

Занимаясь разработкой острейших для своего времени вопросов психологии, Лазурский постоянно сталкивался с негативным отношением к себе со стороны как метафизических психологов, так и некоторых психиатров, которые находили его психологические исследования надуманно-умозрительными. Вследствие назревшего конфликта в 1913 году он увольняется из Военно-медицинской академии и устраивается штатным клиническим ассистентом по психиатрии в Женский медицинский институт.

Безвременная кончина Лазурского в марте 1917 года не позволила завершить большие творческие планы. В частности, осталась незаконченной книга «Классификация личностей», над которой он работал в последние годы. Подготовить эту разработку к изданию по инициативе товарищей и учеников было предложено ближайшему его сотруднику В.Н. Мясищеву. Книга была опубликована в 1921 году.

Александр Федорович Лазурский (1874-1917)

ЖУРНАЛ НЕВРОПАТОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ ИМЕНИ С. С. КОРСАКОВА
ТОМ 77 1977 ВЫП. 6

ИСТОРИЯ ПСИХИАТРИИ

В. А. Журавель

РОЛЬ А. Ф. ЛАЗУРСКОГО В СОЗДАНИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.

Музей В. М. Бехтерева (зав. - А. М. Шерешевский) Ленинградского научно-исследовательского психоневрологического института им. Б. М. Бехтерева (дир. М.М. Кабанов)

«Трудно представить себе более самоотверженного и преданного научному делу человека, забывавшего ради науки все земные блага»,- сказал акад. В. М. Бехтерев о крупнейшем русском психологе начала XX века Александре Федоровиче Лазурском, одном из пионеров медицинской психологии .

А. Ф. Лазурский родился 12 апреля 1874 г. В 1897 г. он окончил со степенью «лекаря с отличием» Военно-медицинскую академию и был оставлен по конкурсу для научного усовершенствования в руководимой В. М. Бехтеревым клинике душевных и нервных болезней. Исследовательская деятельность А. Ф. Лазурского началась еще на первых курсах академии в лабораториях этой клиники. Проблема психологии уже тогда заняла центральное место в его научных интересах, чему способствовали не только широкий кругозор и глубокая эрудированность А. Ф. Лазурского в области наук о человеке, но и вся атмосфера клиники, где в 1895 г. была открыта психологическая лаборатория . По окончании академии молодой врач стал заведовать этой лабораторией.

Являясь штатным Врачом клиники, А. Ф. Лазурский в течение 16 лет вел большую лечебную работу. Некоторое время он также возглавлял различные отделения в доме призрения душевнобольных в Петербурге . В последствии А. Ф. Лазурский был врачом и консультантом по вопросам медицинской педагогики в организованной им вместе с другими врачами школе для детей с пониженной успешностью, нервных и слаборазвитых» . Со времени окончания академии он принимал активное участие в работе Петербургского общества психиатров и невропатологов, а в 1899г. был избран его действительным членом . Тогда же А. Ф. Лазурский сдал экзамены на степень доктора медицины, которые проводились по всем медицинским дисциплинам.

Разработка А. Ф. Лазурским сенов медицинской психологии опиралась на его многогранную научно-исследовательскую работу, в частности нейроморфологические исследования .

Параллельно в связи с запросами психоневрологической клиники он провел основательное физиологическое исследование «О влиянии мышечной работы на мозговое кровообращение» (9). Исследование проводилось по оригинальной экспериментальной методике, его результаты с большим успехом были защищены в диспуте в качестве докторской диссертации с официальными оппонентами И. П. Павловым, В. М. Бехтеревым и М. С. Добротворским. И. П. Павлов высоко оценил работу, отметив «выдающийся интерес темы» в теоретическом и практическом отношениях, а В. М. Бехтерев подчеркнул важность проведенного исследования для клиники .

Большой интерес вызвали в свое время работы А. Ф. Лазурского по клинической психофизиологии, касающиеся сомато-психических соотношений. В одной из них рассматривались изменения физиологических функции внешнего дыхания и кровообращения в гипнотическом сне . А. Ф. Лазурским было также проведено изучение влияния непосредственно внушенных эмоций радости, горя, страха и гнева на некоторые физиологические функции ,

Ранние исследования способствовали формированию прогрессивного естественно-научного мировоззрения А. Ф. Лазурского, на которое впоследствии опиралась его деятельность клинического психолога. Проследив развитие психологии с древнейших времен, А. Ф. Лазурский показал зависимость этапов ее истории от успехов естествознания в целом . Особое значение он придавал физиологии и, в частности, физиологии мозга, так как именно благодаря ей стало ясно, что «головной мозг является... седалищем нашей психической деятельности», а поэтому «немыслимо изучать психологию, не имея основательных познаний по анатомий и физиологии центральной нервной системы». Успехи психопатологии как раздела медицины, считал ученый, также важны для прогресса психологии, ибо «данные, добытые патологией души, заставили пересмотреть, а во многих случаях и подвергнуть основательной переработке многие важные отделы нормальной психологии» .

Становлению А. Ф. Лазурского как психолога способствовала работа в психиатрической клинике с психологической лабораторией Эмиля Крепелина в Гейдельберге и Психологическом институте Вильгельма Вундта в Лейпциге во время двухгодичной научной командировки, куда он был направлен в 1900 г. после защиты диссертации. Однако первые психологические исследования, выполненные экспериментальными методами, были начаты А. Ф. Лазурским еще в 1896 г. . В последующие годы он провел ряд разработок, обогативших классическую экспериментальную психологию . Став профессором Психоневрологического института по кафедре обшей и экспериментальной психологии, А. Ф. Лазурский организовал и возглавил там в 1909 г. психологическую лабораторию, которая со временем превратилась в центр по изучению психической активности в эксперименте . Он создал интересный учебник «Психология общая и экспериментальная», выдержавший ряд изданий, в том числе и в советское время . С момента основания В. М. Бехтеревым журнала «Вестник психологии» А. Ф. Лазурский являлся редактором раздела экспериментальной психологии. Впоследствии он фактически возглавил это периодическое издание. Он принимал активное участке в редактировании русского перевода многотомных «Основ физиологической психологии.» Вундта . Признанием заслуг А. Ф. Лазурского в области экспериментальной психологии явилось избрание его ученым секретарем созданного В. М. Бехтеревым и И. П. Павловым Русского общества нормальной и патологической психологии, а также почетным членом Московского общества экспериментальной психологии.

В своих экспериментальных психологических исследованиях А. Ф. Лазурский стремился к получению данных, характеризующих индивидуальность изучаемых людей. Первоначально эта тенденция выступала лишь как исследовательская ориентация, но с начала 900-я годов изучение индивидуальных различий и в целом психологии личности стало главным делом жизни А. Ф. Лазурского1. В этих центральных разделах психологии он сумел перейти от априорных классификаций и представлений предшественников к принципиально важным эмпирическим разработкам посредством специально созданной им «Программы исследования личности» . Ученый справедливо считал, что высшие уровни психики людей следует изучать так же конкретно, как клиницист изучает их физическую и физиологическую организацию [ 23]. А. Ф. Лазурский неустанно работал над созданием методических приемов, адекватных такого рода исследованиям. Он предложил и широко использовал метод систематического наблюдения, сочетая его со специально подобранными методиками экспериментальной психологии . Вершиной методических изысканий А. Ф. Лазурского является, созданный им к 1910 г. «метод естественного эксперимента», благодаря которому устраняется искусственность лабораторного опыта и значительно возрастает ценность данных наблюдения, поскольку испытуемый не вырывается из привычной для него среды, но становится в то же время в строго запрограммированные и контролируемые условия . А. Ф. Лазурским была выдвинута концепция отношении личности, развитая уже на основе диалектического и исторического материализма видным советским психологом, учеником А. Ф. Лазурского В. Н. Мясищевым, который применил ее, в частности, в клинике неврозов и пограничных состояний . Талантливый теоретик, один из создателей индивидуальной психологии - «науки о характерах», как он ее называл , А. Ф. Лазурский никогда не замыкался в кругу абстрактных построений, в его живая мысль проникала в различные области практики. Создание основ клинической психологии и преподавание психологии в высших медицинских учебных заведениях стали одним из основных направлений его научно-практической и педагогической деятельности.

Опыт первых лет клинической работы привел А. Ф. Лазурского к следующему выводу: «Введение психологии в курс медицинских наук является необходимым и в высшей степени желательным как для довершения общемедицинского образования, так и для успешного пользования психотерапией в самом широком смысле этого слова» . Реализация этой идеи началась циклом лекций «О значении эксперимента в психологии» и «О чувственной афазии», которые он прочитал в Военно-медицинской академии в конце 1903 г. . Более десяти лет он читал слушателям академии лекции и вел практические занятия по патологической психологии с подробным психологическим анализом важнейших болезненных симптомов. Кроме того, в те же годы при непосредственном содействии А. Ф. Лазурского в клинике ряд диссертаций, посвященных различным теоретическим вопросам психологии и изучению душевнобольных психологическими методами, был выполнен его учениками .

Формирование научных основ медицинской психологии и развитие ее преподавания в значительной мере связано с деятельностью А. Ф. Лазурского в Женском медицинском институте (ныне I Ленинградский медицинский институт им. И. П. Павлова). В октябре 1908 г. он был избран преподавателем этого института и вскоре представил программу лекций для слушательниц младших курсов. Программа предусматривала курс, аналогичный тому, который А. Ф. Лазурский читал в Психоневрологическом институте, и состояла из следующих разделов: предмет и задачи психологии, отношение ее к пограничным областям знания, методы психологии, психофизика и анализ ощущений различных модальностей; процессы восприятия, памяти, мышления и воображения; эмоции и воля и, наконец, раздел о личности, темпераменте и характере. Впоследствии он значительно дополнил эту программу вопросами патологической психологии и психологии детства, а также ввел практические занятия по экспериментальной психологии. Такое расширение курса было вызвано стремлением А. Ф. Лазурского максимально приблизить преподавание к запросам жизни. Рассмотрение расстройств восприятия и мышления, исследование ассоциаций у душевнобольных, изучение патологических аффектов и другие вопросы патопсихологии он считал необходимым введением в психиатрию. Дополнение курса разделом о психологии детства было вызвано тем, что значительное число выпускниц института становились школьными врачами. Поэтому практические занятия включали опыты, подтверждающие теоретические положения общей психологии, методики объективного исследования душевнобольных, а также составление детских характеристик по «Программе» А. Ф. Лазурского. Расширенный курс лекций читался в течение всего учебного года по два часа, а практические занятия проводились дважды по два часа в неделю, собирая большое число слушательниц, несмотря на необязательность посещения.

Опираясь на опыт первых лет преподавания психологии, убедившись в крайней необходимости введения психологии в систему медицинского образования, А. Ф. Лазурский выступил перед медицинской общественностью с призывом о распространении психологических знаний среди будущих врачей. На III съезде отечественных психиатров в начале 1910 г. он убежденно заявил, что полноценного школьного врача может создать психиатрическая и в особенности психолого-педагогическая подготовка . В апреле того же года он выступил в секции душевных и нервных болезней XI Пироговского съезда русских врачей с докладом «О преподавании психологии на медицинских факультетах», в котором обосновал необходимость введения психологии в систему медицинских наук. А. Ф. Лазурский подчеркнул, что серьезные познания в этой области могут быть получены только «из уст специалиста и в лаборатории». Он предложил план преподавания психологии будущим врачам, особо отметив необходимость проведения практических занятий. Выступивший в прениях В. М. Бехтерев подчеркнул, что немыслимо вести курс психиатрии без психологии и что психиатр должен так же опираться на психологию, как терапевт опирается на физиологию, а хирург на анатомию. В резолюции съезда подтверждалась необходимость преподавания психологии, причем обязательно на основе объективных методов .

Получив поддержку представительного съезда, - А. Ф. Лазурский с еще большей энергией продолжал совершенствовать курс психологии и его преподавание. В 1912г. он с удовлетворением констатировал завершение формирования такого курса, который «наиболее соответствует потребностям медицинского факультета и который с полным правом может быть назван курсом медицинской психологии» (разрядка А. Ф. Лазурского). В заключение он выразил надежду, что начатое дело не заглохнет, а будет далее развиваться.

В конце 1913 г. А. Ф. Лазурский наряду с преподаванием психологии начал вести клинические занятия по психиатрии со слушательницами выпускного курса, а вскоре стал читать систематический курс психиатрии. Объединение преподавания психологии и психиатрии в руках выдающегося ученого, несомненно, обеспечило глубокие познания будущих врачей как в общей и клинической психологии, так и в психиатрии. Лекции А. Ф. Лазурского по общей и экспериментальной психологии слушали также студенты медицинского факультета Психоневрологического института, а также участники курсов повышения квалификации невропатологов и психиатров, которые периодически организовывались при институте .

Таким образом, А. Ф. Лазурскому удалось претворить в жизнь свои идеи совершенствования медицинского образования введением преподавания психологии в трех высших учебных заведениях.

26 марта 1917 г. тяжелая болезнь оборвала жизнь выдающегося ученого-новатора, которому было всего 43 года.

А. Ф. Лазурский чрезвычайно много сделал для развития психологии, особенно в деле создания на материалистической основе собственно психологической теории личности и адекватных ей методов исследования. Он явился одним из пионеров внедрения идей научной психологии в клиническую медицину через клинику психиатрии и заложил теоретические основы клинической персонологии, получающей в наши дни все большее развитие. В целом творческие достижения блестящего, ученого-психолога и клинициста, в силу ряда причин недостаточно широко известные в наши дни, показывают его выдающуюся роль в создании основ отечественной медицинской психологии.

Лазурский Александр Федорович (1874 – 1917) - русский врач и психолог. Разработал учение о личности и типах характера на основе выделения двух психических сфер: врожденных особенностей, к которым относил темперамент и характер („эндопсихика“), и складывающихся на протяжении жизни прежде всего в форме отношений личности к окружающему миру („экзопсихика“). Предложил стратегию изучения личности в привычных условиях ее деятельности .

Был сотрудником В. М. Бехтерева , профессором Педагогической академии и Психоневрологического института в Санкт-Петербурге. Разработал учение о личности и типах характера (« характерологию ») на основе выделения двух психических сфер: врожденных особенностей, к которым относил темперамент и характер («эндопсихика»), и складывающихся на протяжении жизни прежде всего в форме отношений личности к окружающему миру («экзопсихика»). В своей классификации опирался на известные к его времени данные о деятельности нервных центров. Одним из первых начал проводить исследование личности в естественных условиях деятельности испытуемого.

А. Ф. Лазурский создал новое направление в дифференциальной психологии – научную характерологию. Он стоял за создание научной теории индивидуальных различий. Основной целью дифференциальной психологии он считал «построение человека из его наклонностей», а также разработку возможно более полной естественной классификации характеров.

Он выступает за естественный эксперимент, при котором преднамеренное вмешательство исследователя в жизнь человека совмещается с естественной и сравнительно простой обстановкой опыта.

Важным в теории Лазурского было положение о теснейшей связи свойств характера с нервными процессами. Это было объяснение свойств личности нейродинамикой корковых процессов. Научная характерология Лазурского строилась как опытная наука, опирающаяся на изучение нейродинамики корковых процессов. Не придавая вначале значения количественным методам оценки психических процессов, используя только качественные методы, он позднее ощутил недостаточность последних и попытался использовать графические схемы для определения способностей ребенка.

Значение этой концепции в том, что впервые было выдвинуто положение об отношениях личности, представляющих собой ядро личности. Особое же значение ее еще и в том, что идея отношений личности стала отправной для многих отечественных психологов, прежде всего представителей ленинградской-петербургской школы психологов.

Взгляды А. Ф. Лазурского на природу и структуру личности формировались под непосредственным воздействием идей В. М. Бехтерева в пору, когда он работал под его руководством в Психоневрологическом институте.

По мысли А. Ф. Лазурского основная задача личности – это приспособление (адаптация) к окружающей среде, которая понимается в самом широком смысле (природа, вещи, люди, человеческие взаимоотношения, идеи, эстетические, моральные, религиозные ценности и т. п.) . Мера (степень) активности приспособления личности к окружающей среде может быть разной, что находит отражение в трех психических уровнях – низшем, среднем и высшем. Фактически эти уровни отражают процесс психического развития человека.

Личность в представлении А. Ф. Лазурского это единство двух психологических механизмов. С одной стороны, это эндопсихика – внутренний механизм человеческой психики. Эндопсихика обнаруживает себя в таких основных психических функциях как внимание, память, воображение и мышление, способность к волевому усилию, эмоциональность, импульсивность, т. е. в темпераменте, умственной одаренности, наконец, характере. По А. Ф. Лазурному эндочерты в основном являются врожденными.

Другую существенную сторону личности составляет экзопсихика, содержание которой определяется отношением личности к внешним объектам, среде. Экзопсихические проявления всегда отражают на себе внешние, окружающие человека условия. Обе эти части связаны между собой и влияют друг на друга. Например, развитое воображение, обусловливающие и способности к творческой деятельности, высокая чувствительность и возбудимость – все это предполагает к занятиям искусством. То же в отношение экзокомплекса черт, когда внешние условия жизни как бы диктуют и соответствующее поведение.

Процесс адаптации личности может быть более или менее успешным. А. Ф. Лазурский в связи с этим принципом выделяет три психических уровня.

Низший уровень характеризует максимальное влияние внешней среды на психику человека. Среда как бы подчиняет такого человека себе, не считаясь с его эндоособенностями. Отсюда противоречие между возможностями человека и усвоенными им профессиональными навыками. Средний уровень предполагает большую возможность приспособиться к окружающей среде, найти в ней свое место. Более сознательные, обладающие большей работоспособностью и инициативой, люди выбирают занятия, соответствующие их склонностям и задаткам. На высшем уровне психического развития процесс приспособления осложняется тем, значительная напряженность, интенсивность душевной жизни, заставляет не только приспособиться к среде, но и порождает желание переделать, видоизменить ее, сообразно своим собственным влечениям и потребностям. Иными словами, здесь скорее мы можем встретиться с процессом творчества.

Итак, низший уровень дает людей недостаточно или плохо приспособленных, средний – приспособившихся, а высший – приспособляющихся.

На высшем уровне психического уровня благодаря духовному богатству, сознательности, скоординированности душевных переживаний экзопсихика достигает наивысшего развития, а эндопсихика составляет ее естественную подоснову. Поэтому деление идет по экзопсхическим категориям, точнее, по важнейшим общечеловеческим идеалам и их характерологическим разновидностям. Важнейшими среди них, по мнению А. Ф. Лазурского являются: альтруизм, знание, красота, религия, общество, внешняя деятельность, система, власть.

Номинация «Проект года в психологической науке»

Реферат проекта

«А.Ф. Лазурский (1874-1917). Теория личности: 100 лет забвения и развития» (комплекс мероприятий, посвященных 100-летию со дня смерти А.Ф. Лазурского: монография, международная конференция, памятная доска)

Актуальность

В 2017 году исполнилось 100 лет со дня смерти Александра Фёдоровича Лазурского выдающегося российского ученого - психолога, психотерапевта, психиатра, педагога.

Цель проекта

Привлечение внимания широкой научной общественности к наследию А. Ф. Лазурского - автора первой в мире теории личности, одного из основателей Психоневрологического института, автора первого курса «медицинской психологии» в России, одного из основателей отечественной коррекционной педагогики, первого секретаря Русского общества нормальной и патологической психологии.

В рамках проекта «Петербургской школы психотерапии и психологии отношений» был реализован комплекс мероприятий:

  1. Издана коллективная монография: А. Ф. Лазурский. Теория личности: 100 лет забвения и развития/ сост. В. Ю. Слабинский, Н. М. Воищева; под ред. В. Ю. Слабинского; вступ. Ст. В. Ю. Слабинского, закл. Ст. С. А. Подсадного. – СПб.: Невский Архетип, 2017. – 490 с. – (Серия «Классики психотерапии и психологии»). В данную книгу вошла монография А. Ф. Лазурского «Классификация личностей». Основные идеи, изложенные в книге, намного опередили своё время и остаются актуальными по сей день, что иллюстрируется в ряде избранных работ, развивающих идеи А. Ф. Лазурского, написанные известными психотерапевтами, психологами, психиатрами: В. Н. Мясищевым, В. Я. Басовым, В. А. Журавелем, Д. А. Леонтьевым, Е. И. Чехлатым, В. Ю. Слабинским, С. А. Подсадным, Н. М. Воищевой, В. А. Урываевым, Д. С. Дамте, Л. М. Кульгавиным. Монография позволяет восстановить смысловые лакуны и не просто увидеть преемственность поколений в российской психологии личности, но обрести целостное видение сложной, но непротиворечивой и гармоничной концепции личности, являющейся базисом Петербургской, а шире – Российской школы психологии и психотерапии. Экземпляры книги переданы в дар в библиотеки СПбГУ, ФГБУ НМИЦ им. В. М. Бехтерева, ряду других российских библиотек и ВУЗов. Презентации книги были проведены в Санкт-Петербурге, Москве, Твери, Владивостоке.
  2. Организована и проведена международная научно-практическая конференция IX Чтения, посвященные памяти А. Ф. Лазурского. Конференция состоялась в 13 октября 2017 года в Санкт-Петербурге, в ПСПбГМУ имени И.П. Павлова, в рамках Четвертой международной научно-практической конференции «Медицинская (клиническая) психология: исторические традиции и современная практика». Место проведения конференции было выбрано не случайно. Именно здесь А. Ф. Лазурский заведовал кафедрой и читал авторский курс по медицинской психологии.
  3. В 2017 году была завершена 5-летняя работа инициативной группы (в составе В. Ю. Слабинского, Н. М. Воищевой, В. А. Журавеля) по созданию памятной доски А. Ф. Лазурскому. Председатель конкурсной комиссии – проф. Н. Г. Незнанов. Автор эскиза – известный скульптор, принимавший участие в реставрации Алтаря Храма Христа Спасителя и залов Кремлевского дворца в Москве, Алтаря Морского Никольского Собора в Кронштадте Р. Г. Сайфутдинов (Москва). Воплощение проекта – В. Е. Егорова, лауреат Президентской стипендии в области дизайна, член Союза дизайнеров России (компания «Цифровые мануфактуры», Санкт-Петербург). Памятная доска будет установлена в начале 2018 года в главном корпусе ФГБУ НМИЦ им. В. М. Бехтерева.

Швец (Чурилова) Виктория Александровна Считаю, что данный проект вносит вклад в развитие истории психологической науки и знакомит с творчеством А. Ф. Лазурского очень подробно
Голос из ВКонтакте

Байбакова Елена Витальевна Интересный и важный проект, сохраняющий для современников и будущих поколений труды российского ученого, психолога Александра Федоровича Лазурского и его последователей, развивавших уровневую теорию личности.

Шершнева Наталья Сергеевна Очень интересно было узнать о Лазурский, как об основателе "Теории личности", на котором основанна моя любимая позитивная динамическая психотерапия.

Анохина Ирина Владимировна Что привлекло НЕнаучную общественность, т.е. меня -что А.Ф. Лазурский - автор первой в мире теории личности и один из основателей отечественной коррекционной педагогики. Буду изучать, рада, что столкнулась с этим именем, не слышала раньше.

Потапенко Елена Витальевна Считаю что подобные ученые никак не могут быть забыты их опыт и наработки должны применяться и тиражироваться по этому очень важно их популяризировать, что данный проект и призван делать это важно и нужно

Козленко Елизавета Валерьевна Считаю важным вопрос о Личности и исторический контекст развития этой темы, а также вклад российской научной мысли в этот вопрос.

Каменева Ольга Владимировна Книга заинтересовала. Хочу приобрести. Я и не знала про теорию Лазурского. Коллективом проделана большая научная и социальная работа для сохранения и поддержания традиции.

Машоха Виктория Александровна Прочитала книгу, осталась очень довольна. Много полезной информации взяла для себя. Помнить, чтить, развивать вклад великих русских психотерапевтов-необходимое, важное дело для современного мира.

Барановская Маргарита Игоревна Огромная работа проделана коллегами, браво! Конференция была интересной и содержательной. Молодцы, что довели до реализации проект с памятной доской Александру Фёдоровичу!

Букина Валерия Олеговна Считаю архиважным работу данного коллектива по сохранению и развитию уникального наследия А.Ф. Лазурского, Методики, развиваемые В.Ю. Слабинским эффективны, проверено на личном опыте

Секачева Ирина Николаевна Очень важный и нужный проект, направленный на возрождение русских традиций в психологии и психотерапии. Спасибо авторам проекта.

Чернова Елена Андревна Народ, не помнящий своих корней, свою историю, погибает, растворяется в многоликом мире. Так и любая наука не может жить и развиваться, если она не основана, не базируется на предыдущем опыте поколений.
Голос из ВКонтакте

Софьина Елизавета Павловна замечательная работа, посвященная деятельности выдающегося русского ученого Лазурского - одного из первых отечественных психологов, который увидел целостную личность главным объектом исследований!

Балакин Никита Сергеевич Прекрасный проект, позволяющий со всей полнотой оценить вклад Александра Фёдоровича Лазурского в развитие отечественной психологической мысли.

Моргачева Татьяна Витальевна Я голосую за возрождение и популяризацию отечественной науки в сфере психологии и психотерапии. Отличный проект, качественная литература.

Капитанова Елена Анатольевна Мой голос в поддержку данного проекта по причине личного интереса к теме и доступности изложения.
Голос из ВКонтакте

Кравченко Михаил Владимирович Для того чтобы двигаться дальше, нужно вспомнить ранее сделанные значимыми учеными наработки, обеспечить доступность качественных фундаментальных материалов широкому кругу особенно (!) специалистов. Эта работа -- пример системного подхода к решению задачи.

Титаева Ольга Евгеньевна Лазурский - великий учёный, глубокий и абсолютно актуальный. Важно пользоваться открыттями, а не изобретать "велосипед".

Антипова Надежда Евгеньевна Такие мероприятия поддерживают науку и ученых, восстанавливают звенья научной мысли в истории. Горжусь!

Волгина Ксения Александровна Мне удалось ознакомиться с мероприятиями в данной номинации, и это именно то, что позволяет сохранять имена... Хочется выразить благодарность авторам.

Лазурский Александр Федорович (31.03.1874-27.02.1917), русский врач и психолог, создатель характерологии и нового метода психологического исследования - “естественного эксперимента” (1911), дающего возможность объективного научного изучения конкретной личности в ее реальных жизненных ситуациях. Один из организаторов и активных участников съездов по психологии и экспериментальной педагогике.

В. Горячев.

Большой словарь Русской цивилизации.

Лазурский, Александр Федорович (1874-1917) - русский психолог. Сотрудник В. М. Бехтерева , профессор Психоневрологического института. Разработанная Лазурским методика естественного эксперимента (1911) впервые сближала психологическое исследование с непосредственной жизненной ситуацией и оказала влияние на современную педагогическую психологию.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. - Изд. 2-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2013, с 184.

Лазурский Александр Федорович (1874-1917) - русский врач и психолог. Биография . Сотрудник В. М. Бехтерева, профессор Психоневрологического института. Исследования . Разработал учение о личности и типах характера на основе выделения двух психических сфер: врожденных особенностей, к которым относил темперамент и характер («эндопсихика»), и складывающихся на протяжении жизни прежде всего в форме отношений личности к окружающему миру («экзопсихика»). В его генетической «классификации личностей» (Классификация личностей. Пг., 1924 ) были предложены четкие принципы разделения индивидуальных типов: но уровню личностного развития и по преобладанию психических функций. Для оценки уровня личностного развития были разработаны следующие критерии: общее количество и степень разнообразия индивидуальных психических проявлений (переход от «смутности» основных вопросов к их широте и дифференцированности); интенсивность этих проявлений, степень развития соответствующих способностей; степень их осознанности, тенденция к сознательному определению своего отношения к окружающему миру и ориентации в нем; координация всех (или большинства) отдельных психических качеств, образующих индивидуальность человека, их концентрация в направлении определенного, но широкого и разностороннего вида деятельности. Для выделения разных уровней развития личности основой служит прежде всего сознательная активность человека. Так, на низшем уровне развития человек полностью подчинен внешним обстоятельствам, он не определен в интересах и поступках и оказывается не в силах реализовать свои задатки для достаточного и стойкого приспособления к среде. Напротив, люди среднего уровня приспособлены адекватно, они занимают в своей среде достойное место, соответствующее их склонностям, задаткам и способностям, которые продолжают развиваться. Наконец, на высшем уровне развития высокоодаренные люди, занятые интенсивной и плодотворной творческой деятельностью, не ограничиваются приспособлением к среде, но стремятся к ее конструктивному изменению. Помимо принадлежности к определенному уровню личностного развития различные индивидуальности могут быть разделены по преобладанию психических функций (эмоций, мышления, воли). Это - аффективные, рассудочные, деятельные, мечтательные типы и т. д., которые встречаются на каждом уровне личностного развития. Методы . В 1911 г. предложил метод психологического изучения личности в привычных условиях ее деятельности - «естественный эксперимент».

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 287.

Далее читайте:

Ученые с мировым именем (биографический справочник).

Сочинения:

Влияние естествознания на развитие психологии // Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии. 1900. № 8; О взаимной связи душевных свойств и способах ее изучения // Вопросы философии и психологии. 1900, Кн, 53; Душевные способности как основные биологические функции // Вопросы философии и психологии. 1910. Кн, 101; Программа исследования личности в ее отношениях к среде // Русская школа. 1912. № 1, 2 (совм. с С. Л. Франком); Школьные характеристики. СПб., 1913; К учению о психической активности. М., 1916; Очерк науки о характерах. Пг„ 1917; Естественный эксперимент и его школьное применение. Пг., 1918; Психология общая и экспериментальная. Пг., 1923; Альтруизм // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейгер, А. А. Пузырей. М.: Изд-во МГУ, 1982; Избранные труды но психологии. М.: Наука, 1997.