Классовая структура общества. Возникновение и тенденции развития класса


План работы:

3. Стратификационная теория социальной структуры общества (теория М. Вебера).

4. Дополнительный вопрос для рассмотрения:
Мировоззренческое разделение общества.

Социальная структура общества
1. Социальная структура общества: определение, элементы и их взаимодействие.

Определение:
Общество есть сложная организация взаимодействий и взаимосвязей человека, групп, каст, слоев, прослоек, классов.
Структура общества - это совокупность больших и малых социальных групп, коллективных и индивидуальных отношений между ними.
Социальной группой называют общность (объединение) людей, выделяемую на основе определенного признака (например, характер совместной деятельности, общность интересов и ценностей).
Современная социология определяет социальное взаимодействие как систему взаимообусловленных социальных действий, связанных с циклической зависимостью, в которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов.
П.А. Сорокин выделял следующие элементы социального взаимодействия:
- субъекты взаимодействия;
- взаимные ожидания субъектов взаимодействия;
- целенаправленная деятельность каждой из сторон;
- проводники социального взаимодействия.
Классификация форм социального взаимодействия проводится по различным основаниям.
В зависимости от количества участников:
- взаимодействие двух людей между собой (два товарища);
- взаимодействие одного и многих (лектор и аудитория);
- взаимодействие многих и многих (сотрудничество государств, партий и т.п.)
В зависимости от сходства или различия качеств участников взаимодействия:
- одного или разных полов;
- одной или разных национальностей;
- сходных или различающихся по уровню богатства и т.д.
В зависимости от характера актов взаимодействия:
- одностороннее или двухстороннее;
- солидарное или антагонистическое;
- организованное или неорганизованное;
- шаблонное или нешаблонное;
- интеллектуальное, чувственное или волевое.
В зависимости от продолжительности:
- кратковременное или длительное;
- имеющее кратковременные или долговременные последствия.
В зависимости от природы проводников - непосредственное или опосредованное.
В зависимости от частоты повторений и устойчивости в социологии выделяются следующие виды социального взаимодействия: социальные контакты, социальные отношения, социальные институты.
Под социальным контактом в социологии принято понимать тип кратковременного, легко прерываемого социального взаимодействия, вызванного соприкосновением людей в физическом и социальном пространстве.
Социальные контакты можно разделить по разным основаниям. Наиболее четко выделены типы социальных контактов у С. Фролова. Он структурировал их в следующем порядке:
Пространственные контакты, помогающие индивиду определить направление предполагаемого контакта и сориентироваться в пространстве и во времени. Два типа пространственных контактов:
Предполагаемый пространственный контакт, когда поведение человека изменяется в силу предположения о присутствии индивидов в каком-либо месте. Например, водитель уменьшает скорость, увидев плакат «На этом участке дороги работает система видеонаблюдения и контроля скорости».
Визуальный пространственный контакт, или контакт «молчаливого присутствия», когда поведение индивида изменяется под влиянием визуального наблюдения других людей.
Контакты заинтересованности подчеркивают социальную избирательность нашего выбора. Например, при нападении на вас, вы будете искать человека с большой физической силой или обладающего властью.
Контакты обмена. Это уже более высокая ступень в стремлении индивидов к социальному взаимодействию. Главное, что подчеркивают при анализе данного вида контактов, - это отсутствие в действиях индивидов цели изменить поведение или иные социально значимые характеристики друг друга, т.е. внимание индивидов пока акцентируется не на результате связи, а на самом процессе.
«Социальные отношения» - последовательности, «цепочки» повторяющихся социальных взаимодействий, соотнесенные по своему смыслу друг с другом и характеризующиеся устойчивыми нормами и образцами поведения.
Следующим видом и качественно новым уровнем развития социального взаимодействия является социальный институт.

2. Классовая теория социальной структуры общества (теория К. Маркса).

Несмотря на то, что социальный класс является одним из центральных понятий в социологии относительно содержания этого понятия у ученых до сих пор нет единой точки зрения. Впервые развернутую картину классового общества мы находим в работах К. Маркса Можно сказать, что социальные классы у Маркса это экономически детерминированные и генетически конфликтные группы. Основой разделения на группы является наличие или отсутствие собственности. Феодал и крепостной в феодальном обществе, буржуа и пролетарий в капиталистическом обществе - это антагонистические классы, которые с неизбежностью появляются в любом обществе, имеющем сложную иерархическую структуру, основанную на неравенстве. Маркс допускал также существование в обществе мелких социальных групп, способных повлиять на классовые конфликты...
А меньшинству, наиболее полновластному в обществе и воспроизводящему себя в преемственности поколений в каждом культурно своеобразном обществе на вполне определённой нравственно-этической основе, предназначены «мозаики», развиваемые в направлении «от общего к частному» как более функциональные и обеспечивающие превосходство в дееспособности их носителей над остальными членами общества.

Литература:
Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей: Юрайт-М, 2001. – 511 с. ISBN 5-7042-0893-2 ISBN 5-94227-012-0
Фролов С. С. Социология- Учебник. – 3-е изд., доп. – М.- Гардари
ВП СССР. Основы социологии. Постановочные материалы учебного курса. Том 1. - М.: НОУ "Академия управления", 2010 г. - 412 с.
в том числе:
Sorokin.html
soc_a

«Теория социальной структуры общества»


I. Социальная структура общества и ее элементы

Любое общество предстает не как нечто однородное и монолитное, а как внутренне расчлененное на различные социальные группы, слои и национальные общности. Все они находятся между собой в состоянии объективно обусловленных связей и отношений - социально-экономических, политических, духовных. Более того, только в рамках этих связей и отношений они и могут существовать, проявлять себя в обществе. Это обусловливает целостность общества, его функционирование как единого социального организма, суть которого раскрывали в своих теориях О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер, Т. Парсонс, Р. Дарендорф и другие социологи. Можно сказать, что социальная структура общества представляет собой совокупность тех связей и отношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности людей по поводу экономических, социальных, политических и духовных условий их жизнедеятельности.

В основе развития социальной структуры общества лежат общественное разделение труда и отношения собственности на средства производства и его продукты.

Общественное разделение труда обусловливает появление и дальнейшее существование таких социальных групп, как классы, профессиональные группы, а также большие группы, состоящие из людей города и деревни, представителей умственного и физического труда.

Отношения собственности на средства производства экономически закрепляют эту внутреннюю расчлененность общества и складывающуюся внутри него социальную структуру. Как общественное разделение труда, так и отношения собственности являются объективными социально-экономическими предпосылками развития социальной структуры общества.

На большую роль разделения труда в жизни общества, в появлении разнообразных видов деятельности людей, развитии материального производства и духовной культуры обоснованно указывали в свое время О. Конт и Э. Дюркгейм, русские мыслители М.И. Туган-Барановский, М.М. Ковалевский, П.А. Сорокин и др. Развернутое учение о роли общественного разделения труда в историческом процессе, в том числе в развитии социальной структуры общества, содержится в социально-экономической теории марксизма, которая раскрывает также роль отношений собственности в этом процессе.

К основным элементам социальной структуры общества можно отнести:

Классы, которые занимают различное место в системах общественного разделения труда, отношений собственности на средства производства и распределения общественного продукта. С таким их пониманием согласны социологи разных направлений;

Жителей города и деревни;

Представителей умственного и физического труда;

Сословия;

Социально-демографические группы (молодежь, женщины и мужчины, старшее поколение);

Национальные общности (нации, народности, этнические группы).

Почти все элементы социальной структуры неоднородны по составу и в свою очередь делятся на отдельные слои и группы, предстающие как самостоятельные элементы социальной структуры с присущими им интересами, которые они реализуют во взаимодействии с другими субъектами.

Так что социальная структура в любом обществе достаточно сложна и является предметом внимания не только социологов, но и представителей такой науки, как социальное управление, а также политиков и государственных деятелей. Важно понять, что без уяснения социальной структуры общества, без четкого представления о том, какие социальные группы внутри него существуют и каковы их интересы, т.е. в каком направлении они будут действовать, нельзя сделать ни шагу вперед в руководстве обществом, в том числе в области экономики, социальной, политической и духовной жизни.

Таково значение проблемы социальной структуры общества. К ее решению необходимо подходить на основе глубокого понимания социальной диалектики, научного обобщения исторических и современных данных общественной практики.

II. Социальные отношения и типы социальных структур

1. Социальные отношения

Взаимосвязь существующих в обществе социальных групп и общностей людей отнюдь не статическая, а скорее динамическая, она проявляется во взаимодействии людей по поводу удовлетворения их потребностей и реализации интересов. Это взаимодействие характеризуется двумя основными факторами:

1) самой деятельностью каждого из субъектов общества, направляемой определенными побуждениями (их-то чаще всего и надо выявить социологу);

2) теми общественными отношениями, в которые вступают социальные субъекты ради удовлетворения своих потребностей и интересов.

Речь идет об общественных отношениях как стороне функционирования социальной структуры. И эти отношения весьма разнообразны. В широком смысле все общественные отношения можно назвать социальными, т.е. присущими обществу.

В узком смысле социальные отношения выступают как специфические отношения, существующие наряду с экономическими, политическими и другими. Они складываются между субъектами, в том числе между социальными группами, по поводу удовлетворения их потребностей в соответствующих условиях труда, материальных благах, улучшении быта и досуга, получении образования и доступа к предметам духовной культуры, а также в медицинском обслуживании и социальном обеспечении. Речь идет об удовлетворении потребностей в области так называемой социальной сферы жизнедеятельности людей, потребностей воспроизводства и развития их жизненных сил и их социального самоутверждения, заключающегося, в частности, в обеспечении основных условий их существования и развития в обществе.

Важнейшей стороной функционирования социальной сферы жизни общества является совершенствование возникающих здесь социальных отношений между людьми.

2. Типы социальных структур

В зависимости от уровня развития разделения труда и социально-экономических отношений исторически складывались различные типы социальных структур.

Так, социальную структуру рабовладельческого общества составляли классы рабов и рабовладельцев, а также ремесленники, торговцы, землевладельцы, свободные крестьяне, представители умственной деятельности - ученые, философы, поэты, жрецы, учителя, врачи и т.д. Достаточно вспомнить яркие свидетельства развития научной мысли и духовной культуры Древней Греции и Древнего Рима, ряда стран Древнего Востока, чтобы убедиться, насколько велика роль интеллигенции в развитии народов этих стран. Это подтверждают и высокий уровень развития политической жизни в античном мире, и знаменитое римское частное право.

Представляют интерес свидетельства о профессиях и видах деятельности внутри рабовладельческого хозяйства в одной из стран Средиземноморья:

Помимо рабов, занятых на работах в имениях, были управители, казначеи, садовники, повара, пекари, кондитеры, заведующие парадной и обычной утварью, одеждой, спальники, цирюльники, носильщики, банщики, массажисты, сукновалы, красильщики, ткачихи, швеи, сапожники, плотники, кузнецы, музыканты, чтецы, певцы, писари, врачи, повивальные бабки, строители, художники, многочисленные слуги без особых профессий.

Эта во многом типичная картина красноречиво свидетельствует об уровне разделения и специализации труда в древних рабовладельческих обществах, об их профессиональной и социальной структурах.

Социальная структура феодального общества хорошо просматривается в развитии европейских стран докапиталистической эпохи. Она представляла собой взаимосвязь основных классов - феодалов и крепостных крестьян, а также сословий и различных групп интеллигенции. Указанные классы, где бы они ни возникали, различаются между собой по их месту в системе общественного разделения труда и социально-экономических отношений.

Особое место в ней занимают сословия. В отечественной социологии сословиям уделено мало внимания. Остановимся на этом вопросе немного подробнее.

Сословия - это социальные группы, место которых в обществе определяется не только их положением в системе социально-экономических отношений, но также сложившимися традициями и правовыми актами. Этим определялись права, обязанности и привилегии таких сословий, как светские феодалы и духовенство. Во Франции, давшей классический образец деления феодального общества по сословиям, наряду с двумя указанными сословиями правящего класса существовало непривилегированное третье сословие, в которое входили крестьяне, ремесленники, купцы, представители зарождающихся буржуазии и пролетариата. Подобные сословия существовали и в других странах.

В России существовали такие сословия, как дворянство, духовенство, крестьянство, купечество, мещанство. Ведущее из этих сословий - дворянство, о котором ныне много говорят и пишут, появилось в XII-XIII вв. как часть феодального военно-служивого сословия (дворовые люди), находившегося на военной службе у русских князей. С XIV в. эти дворовые люди (дворянство) стали получать за свою службу земли - поместья. В XVII в. дворянство составляло основную массу российских феодалов, в интересах которых было оформлено крепостное право, утвержденное Соборным Уложением 1649 г. в царствование Алексея Михайловича - отца Петра I.

Много для дворянского сословия сделала Екатерина II. Ее велением в 1775 г. привилегии дворянства были закреплены так называемой Жалованной Грамотой. В этом же году был утвержден орган дворянского сословного самоуправления - дворянское собрание, просуществовавшее до 1917 г. Дворянские собрания собирались раз в три года и решали насущные вопросы жизни этого сословия. Существовали губернские и уездные дворянские собрания, на которых избирались предводители дворянства, исправники и другие чиновники, которые занимались делами дворянства.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

АО Медицинский Университет Астана

Кафедра философии и социологии

Самостоятельная работа студента

На тему: «Марксистская теория классов и социальной структуры общества»

Выполнил: Молдабаев Арман 237 ОМ

Проверила: Абдрхимова С.Е.

Астана 2013

План

Введение

1. Понимание термина «классы» у Маркса

2. Узкий подход к пониманию теории классов К. Маркса

3. Широкий подход к пониманию теории классов Маркса

4. Социальная стратификация

5. Понятие социальной структуры общества

6. Марксистское учение о классах как основном элементе социальной структуры

Заключение

Литература

Введение

Социальная структура - это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенные позиции (статус) и выполняющие определенные социальные функции (роли), объединение этих индивидов на основе их статусных признаков в группы, социально-территориальные, этнические и иные общности и т.д. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, роли, слои, группы и т.д., указывая на различное положение людей по отношению друг к другу по многочисленным критериям. Каждый из элементов социальной структуры, в свою очередь, является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями.

1. Понимание термина «классы» у Маркса

Теория социальных классов является важнейшей частью творческого наследия К. Маркса. На основании того, как часто говорил о классах Маркс, можно заключить, что это главная тема его сочинений. И хотя слово “класс” встречается в большинстве его работ, К. Маркс никогда не исследовал вопрос систематически. Он не оставил потомкам стройной теории, не дал четкого и ясного определения класса. Неоконченный третий том “Капитала” обрывается на 54-й главе, от которой до нас дошло всего две страницы. Это была единственная глава, посвященная классам, где он, кажется, собирался пространно высказаться по этому поводу.

К. Маркс употреблял термин “класс” в самых разных значениях. Можно насчитать десятки выражений, так или иначе относящихся к классам. Маркс пишет о дворянстве как классе крупных землевладельцев, называет буржуазию господствующим классом, а пролетариат -- рабочим классом. Таким же, как у Маркса, было отношение к классам у Ф. Энгельса. Бюрократия именуется “третьим классом”, мелкая буржуазия, независимые фермеры, мелкое дворянство (юнкеры) -- “новыми классами”. Между классом и сословием чаще всего не проводится никакого различия, и оба термина употребляются как синонимы, хотя Маркс и Энгельс в нескольких местах дают понять, что класс олицетворяет определенную группу в народном хозяйстве данной страны, например в крупной промышленности и сельском хозяйстве, чего никак нельзя сказать о сословиях. К классу он относит как буржуазию в целом, так и ее слои, а именно финансовую аристократию, промышленную буржуазию, мелкую буржуазию и т.д. Классом называют мещанство, крестьянство, рабочие и др.

2. Узкий подход к пониманию теории классов К. Маркса

Поскольку Маркс точно не указал критерии классообразования, то специалисты затрудняются дать однозначную трактовку его теории. Тем не менее его теорию классов можно реконструировать, используя все его сочинения, а также работы, подготовленные им совместно с Ф. Энгельсом, и произведения, написанные Энгельсом после смерти Маркса. Для того чтобы получить общее представление о его теории, ее приходится восстанавливать из различных фрагментов, разбросанных по сочинениям разных лет. Для правильного понимания классовой теории Маркса надо обращать внимание не на словесную форму, а на скрытое под ней социально-экономическое содержание, которое выявляется благодаря использованию метода социологической реконструкции мировоззрения. Именно это и позволяет нам провести логическую реконструкцию теории Маркса.

Подобная реконструкция позволяет утверждать, что, во-первых, Маркс анализировал классы через отношение к собственности на капитал и средства производства. Классообразующей основой у него выступала экономика, т.е. характер и способ производства. Он не придавал особого значения размерам дохода (хотя подчеркивал важность способа его получения), общности интересов людей и роли психологических факторов. Во-вторых, он выделял два основных класса -- буржуазию (собственников средств производства) и пролетариат (субъектов наемного труда, получающих заработную плату). Внутри двух главных классов, на которые распадается любое общество, существует множество отдельных групп. В-третьих, класс, основываясь на всем своде произведений Маркса, можно характеризовать как некоторое количество людей, занимающих одну и ту же позицию в экономической структуре. Для Маркса эта позиция основывалась на отношении человека к средствам производства -- владение или невладение собственностью, а для самих собственников -- на типе собственности. Источником дохода, размеры которого он не включал в число классобразующих признаков, служит не только собственность, соответственно, количество вещей, которые можно купить на эти деньги, но также власть или контроль над экономическими ресурсами, а через них -- над людьми.

3. Широкий подход к пониманию теории классов Маркса

Однако возможен и более широкий подход. Вполне вероятно, и это прослеживается в логике его размышлений, что Маркс придерживался не одного, экономического, а нескольких критериев классообразования. Это означает, что в основу деления людей на классы автор “Манифеста Коммунистической партии” положил: 1) экономические факторы (источники и величину дохода); 2) социальные факторы (владение или невладение средствами производства) и 3) политические факторы (господство и влияние в структуре власти). В таком виде теория классов Маркса напоминает теорию классов Вебера, в которой также выделены три классообразующих признака: экономический (собственность), социальный (престиж) и политический (власть). Но таково лишь внешнее сходство, в дальнейшем мы убедимся, что две теории существенно отличаются друг от друга. класс маркс стратификация социальный

В отличие от Вебера Маркс считал, что отношения между двумя главными классами общества являются антагонистическими, т.е. непримиримыми, не только потому, что одни господствуют, а другие подчиняются, но еще и потому, что одни эксплуатируют других. Эксплуатацией называется безвозмездное присвоение чужого неоплаченного труда. Рабы, крестьяне и рабочие производят богатства (товаров и услуг) больше, чем им необходимо для собственного пропитания, т.е. удовлетворения первичных жизненных потребностей. Иными словами, они создают прибавочный продукт. Но они не имеют возможности использовать то, что сами же и производят. Те, кто владеют средствами производства, извлекают из прибавочного продукта то, что они называют “прибылью”. Таков экономический источник эксплуатации, а также конфликта между классами, который обычно проявляет себя в форме классовой борьбы.

4. Социальная стратификация

В марксизме классы выступают универсально-исторической и главной формой стратификации, пронизывающей все формации, все исторические эпохи. Маркс считал, что все общества, когда-либо существовавшие и существующие ныне, являются в том или ином смысле классовыми. Универсально-историческим типом стратификации делает классы тот факт, что при всех формациях существовал один из главных признаков -- эксплуатация чужого труда. Во всех типах общества собственники, составляющие господствующий класс, эксплуатируют несобственников, представляющих другой класс. Вовсе исторические времена одна часть населения, как правило, меньшинство, владела средствами производства и распоряжалась материальными ресурсами общества, эксплуатируя чужой труд, а другие группы населения этого не имели. В античном Риме патриции владели землей, а рабы вынуждены были трудиться на них, получая только прожиточный минимум, прежде всего еду и жилье. В средневековой Европе феодалы владели землей, а крепостные крестьяне исполняли хозяйственную и военную повинность, оплачивая взятый в аренду участок земли. При капитализме буржуазия владеет предприятиями, землей и банками, а пролетарии, не имеющие никакой собственности, кроме собственности на свои рабочие руки, вынуждены становиться наемными работниками. Получаемая ими зарплата компенсирует только часть затрат, поскольку устанавливается на уровне прожиточного минимума.

Однако класс как ведущий тип стратификации претерпел существенную эволюцию и только при капитализме явил себя в наиболее зрелой и полной форме. В предшествующих формациях его отодвигали на второй план другие типы стратификации, например сословный тип. Маркс различал классовое и сословное деление, но доказать подобное предположение нельзя, поскольку Маркс нигде не объяснил, чем различаются и как взаимосвязаны эти два типа стратификации. Вместе с тем его сподвижник Ф. Энгельс указывал на то, что при рабстве и феодализме классовое деление общества принимает форму сословной стратификации.. Классы вынуждены подчиняться сословному типу расслоения в определенные исторические периоды потому, что классообразующий фактор -- отношение к средствам производства и свободный наемный труд -- уступает ведущее место, в частности, при феодализме другому критерию -- личной зависимости, которая является отличительным свойством сословной иерархии. Как только капитализм набирает силу, личная зависимость отступает на второй план, а свободный наемный труд выходит на первый.

От предшествующих формаций в каждой следующей сохраняются остаточные классы, в результате чего классовая структура общества представляет собой не двухслойный, например пролетариат и буржуазия, а многослойный пирог. Маркс указывал, что два основных класса капиталистического общества распадаются на “фрагменты”. К примеру, внутри буржуазии различаются промышленники, финансисты, землевладельцы, купцы, между которыми могут существовать конфликтные отношения. Промышленники могут быть недовольны высокой рентой, выплачиваемой землевладельцам, а купцы - процентами банковских ставок.

Пролетариат подразделяется на тех, кто имеет гарантированную занятость, и не имеющих таковой (безработные и люмпен-пролетариат), на занятых в промышленности и в сфере обслуживания. Кроме них существует крестьянство и дворянство, которые не попадают в двухчленную классификацию классов. Они сохранились от предшествующих формаций. Крестьяне и мелкие собственники для современного капитализма являют собой атавизмы, которые, согласно марксовой теории, должны отмереть по мере развития капитализма. Отмирание промежуточных и унаследованных от прошлого страт диктовалось у Маркса теоретическими постулатами его учения. Дело в том, что классовая борьба только тогда становится движущей силой истории, когда она строится на непримиримом противоречии двух антагонистических классов. Появление дополнительных мешает ей проявиться, сбивает революционный настрой эксплуатируемого класса. Зрелое общество должно быть двухполюсным.

5. Поняти е социальной структуры общества

Понятие социальной структуры в обществе обычно употребляют в следующих основных смыслах. В широком смысле социальная структура - это строение общества в целом, система связей между всеми его основными элементами. При таком подходе социальная структура характеризует все многочисленные виды социальных общностей и отношения между ними. В узком смысле термин «социальная структура общества» чаще всего применяется к социально-классовым и социально-групповым общностям. Социальная структура в этом смысле - это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом классов, социальных слоев и групп.

6. Марксистское учение о классах как основном элементе социальной структуры

В социологии существует большое множество концепций социальной структуры общества, исторически одной из первых является марксистское учение. В марксистской социологии ведущее место отводится социально-классовой структуре общества. Социально-классовая структура общества, согласно этому направлению, представляет собой взаимодействие трех основных элементов: классов, общественных прослоек и социальных групп. Ядром социальной структуры являются классы. Наличие классов в обществе отмечалось в науке и до Маркса в начале XIXв. Это понятие широко использовали французские историки Ф. Гизо, О. Тьери и английские и французские политэкономы А. Смит и Д. Рикардо. Однако наибольшее развитие учение о классах получило в марксизме. К. Маркс и Ф. Энгельс основали экономические причины возникновения классов. Они утверждали, что деление общества на классы есть результат общественного разделения труда и формирование частнособственнических отношений. Процесс образования классов происходил двумя путями: путем выделения в родовой общине эксплуататорской верхушки, которая первоначально состояла из родовой знати, и путем обращения в рабство военнопленных, а также обнищавших соплеменников, попадавших в долговую кабалу.

Этот экономический подход к классам зафиксирован в знаменитом определении классов, которое сформулировал В. И. Ленин в работе «Великий почин» и которое стало хрестоматийным в марксизме на протяжении 70 лет.

«Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы - это такие группы людей, из которых одна может присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства». Таким образом, по Ленину, главный признак класса - отношение к средствам производства (владение или не владение) определяют роль классов в общественной организации труда (управляющие и управляемые), в системе власти (господствующие и управляемые), их благосостояние (богатые и бедные). Борьба классов служит движущей силой общественного развития.

Марксизм делит классы на основные и неосновные.

Основными классами являются такие, чье существование непосредственно вытекает из господствующих в данной общественно-экономической формации экономических отношений, прежде всего, отношений собственности: рабы и рабовладельцы, крестьяне и феодалы, пролетарии и буржуазия.

Неосновные - это остатки прежних классов в новой общественно- экономической формации или зарождающиеся классы, которые придут на смену основными и составят основу классового деления в новой формации. Помимо основных и неосновных классов структурным элементом общества являются общественные слои (или прослойки).

Социальные слои - это промежуточные или переходные группы, не имеющие ярко выраженного специфического отношения к средствам производства и, следовательно, не обладающие всеми признаками класса. Социальные слои могут быть внутриклассовыми (часть класса) межклассовыми. К первым можно отнести крупную, среднюю,. Мелкую, городскую и сельскую монополистическую и немонополистическую буржуазию, промышленный и сельский пролетариат, рабочую аристократию и т.д. Историческим примером межклассовых слоев является «третье сословье», в период вызревания первых буржуазных революций в Египте - городское мещанство, ремесленничество. В современном обществе - интеллигенция. В свою очередь, межклассовые элементы современной структуры могут иметь свое внутреннее членение. Так, интеллигенция подразделяется на пролетарскую, мелкобуржуазную и буржуазную. Таким образом, социально- слоевая структура не вполне совпадает с классовой. Использование понятия социального строя по мысли марксистских социологов, позволяет конкретизировать социальную структуру общества, указать на ее многообразие и динамизм.

Несмотря на то, что в условиях идеологического диктата и процветания догматизма в марксистской социологии абсолютное господство имело ленинское определение классов, основанное не сугубо экономическом подходе, часть марксистских социологов осознавала, что классы - это более широкое образование. Следовательно, концепция социально-классовой структуры общества должна включить в себя политические, духовные и иные связи отношения. При более широком подходе в интерпретации социальной структуры общества значительное место отводится понятию «социальные интересы».

Интересы - это реальные жизненные стремления индивидов, групп и иных общностей, которыми они осознанно или неосознанно руководствуются в своих действиях и которые обуславливают их объективное положение в социальной системе. В социальных интересах находят наиболее обобщенное выражение актуальные потребности представителей тех или иных социальных общностей. Осознание интересов осуществляется в ходе непрерывно происходящего в обществе процесса социального сравнения, то есть сопоставления жизненного положением сопоставлением других социальных групп. Для понимания классов существенное значение имеет термин «коренные социальные интересы», который отражает наличие у крупных социальных интересов, которые определяют его существование и общественное положение. На основе всего вышеизложенного можно предложить такое определение классов: классы - это большие социальные группы, различающиеся по их роли во всех сферах жизнедеятельности общества, которые формируются на основе коренных социальных интересов. Классы имеют общие социально-психологические характеристики, ценностные ориентации, свой «кодекс» поведения.

Каждая социальная общность является субъектом деятельности и отношений. Классы как социально-политическая общность имеют общую для всех своих членов программу деятельности. Эту программу, соответствующую коренным интересам этого или иного класса, вырабатывают его идеологии.

Социальные слои при таком подходе представляют собой социальные общности, объединяющие людей на основе каких-то частных интересов.

Заключение

Современная история доказала ошибочность некоторых положений Маркса. Вопреки его предсказаниям, не произошло пауперизации (обнищания) рабочего класса. Напротив, по мере индустриализации общества, повысились стандарты его жизни. Вопреки его прогнозу, численность рабочего класса постоянно сокращалась, его зарплата повышалась, а революционность уменьшалась. С другой стороны, частная собственность сейчас не концентрируется в руках немногих людей, а распределяется среди широких масс держателей акций. Несбывшийся прогноз относительно усиления социальной поляризации в современном обществе подорвал доверие к классовой теории Маркса.

Л итература

1. А.А. Радугин, К.А. Радугин «Социология» 1999 -160с.

2. Добреньков В.И, Кравченко А.И_Учебник_2001 -624

3. Радаев В. В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация: Учебное пособие. М., 1995. С. 71

4. Классы, социальные слои и группы в СССР / Отв. ред. Ц.А. Степанян и B.C. Семенов. - М.: Наука, 1968.

5. Материалы интернет сайтов

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие классовой структуры общества. Представления о стратификации общества. Основные буржуазные теории социальной стратификации. Классы в постиндустриальном обществе по Э. Гидденсу. Пирамидальность структуры современного капиталистического общества.

    реферат , добавлен 02.06.2016

    Характеристика социальной структуры общества, изучение ее основных элементов: классы, сословия, жители города и деревни социально-демографические группы, национальные общности. Особенности социальной мобильности и анализ проблемы гражданского общества.

    реферат , добавлен 01.02.2010

    Понятие социальной структуры общества, описание его элементов. Аналитический обзор социальной структуры общества в целом. Состояние социальной структуры общества в постсоветской России, ее трансформация в настоящее время, поиски путей ее улучшения.

    курсовая работа , добавлен 06.05.2010

    Группы, слои, классы - важнейшие элементы социальной структуры общества. Соотношение классовой теории социальной структуры общества и теории социальной стратификации и мобильности. Виды социальных общностей людей, их особенности и характеристика.

    реферат , добавлен 15.03.2012

    Понятия, элементы и уровни социальной структуры общества, анализ ее состояния и трансформации в постсоветской России. Предложения и рекомендации по формированию новой социальной стратификации и среднего класса социальной структуры российского общества.

    курсовая работа , добавлен 06.05.2010

    Изучение социальной системы общества: характеристики и тенденций развития. Основные функции социальной стратификации. Анализ противоречий в обществе. Понятие социальной структуры. Особенности и признаки социальной группы. Виды социальной мобильности.

    курсовая работа , добавлен 05.03.2017

    Социология как наука об обществе. Понятие "социальная система" в трудах древних мыслителей. Элементы социальной структуры общества. Значение элементов, их место в структуре, существенные связи. Типы социальной общности. Концепции социальной структуры.

    реферат , добавлен 13.02.2010

    Класс – главный элемент социальной стратификации общества. Возникновение классов. Социальная классификация общества. Стратификация современного российского общества. Изучение классового сознания: различные подходы. "Средний класс" в современной России.

    реферат , добавлен 04.04.2008

    Основные элементы украинской социальной структуры. Скрытые и явные элементы социальной структуры. Теория социальной стратификации и ее роль в исследовании социальной структуры современного украинского общества. Социальное неравенство общества в Украине.

    контрольная работа , добавлен 09.01.2008

    Понятие структуры общества, ее основные элементы и динамика развития. Теории социальной стратификации. Статус личности и престиж как основа стратификации общества. Социальная мобильность: групповая и индивидуальная, горизонтальная и вертикальная.

Классы, представляющие большие группы людей, являются, согласного марксистам, основными субъектами исторического процесса в послепервобытной истории человечества. Род и община с их внутренне слабо дифференцированной общностью по мере социального расслоения общества привели к возникновению классов, более широких и стабильных социальных общностей людей. Вообще общество делится на различные группы людей, отличающиеся друг от друга, например, по возрасту, полу, национальности, расе. Это естественное, можно сказать, природное деление, и оно не ведет к социальным различиям. Только классовое деление людей вызывает в обществе общественное неравенство, нестабильность и революции. Отсюда огромная важность придается выяснению причин, вызывающих деление общества на классы. Марксизм однозначно считает, что деление общества на классы обусловлено экономическими причинами. Его источником является разделение труда и, как следствие этого, обособление лиц, занимающихся различными видами производства и обменом продуктами труда между ними, в большие группы людей. Первыми, как известно, выделяются в особые отрасли труда скотоводство и земледелие, после этого труд ремесленников отпочковывается от сельскохозяйственного, а умственный от физического. Общественное разделение труда и развитие обмена приводит к распаду общинной совместной собственности и появлению частной собственности, находящейся в распоряжении отдельных лиц. Итогом подобных преобразований является появление в обществе классов, богатых и бедных, а в конечном счете социального неравенства, являющегося в свою очередь источником экономической и социально-политической нестабильности.

Исторически первой формой деления общества на классы была рабовладельческая формация. Хотя при рабстве существует грубая физическая форма принуждения, это вовсе не означает, что оно возникло только с помощью насилия. Их возникновение становится возможным благодаря экономическим факторам, в первую очередь росту производительности труда, в силу чего существование рабов становится вполне оправданным. Формирование первых в истории человечества классов происходило следующим путем: во-первых, обособление от своих соплеменников тех лиц, которые обладали властью – военной, административной, религиозной. Затем эта социальная прослойка, постепенно превращавшаяся в класс, пополнялась за счет появившихся богатых людей. Во-вторых, через обращение в рабов воинов, захваченных в плен во время войн. Затем их ряды пополнялись теми, кто в силу разных причин, в первую очередь экономических, попадали в долговую зависимость.

Определяющим фактором принадлежности к тому или иному классу становится наличие или отсутствие частной собственности. В последующие периоды образование новых классов происходило уже по апробированной схеме. Те лица, которые захватывали командные высоты в экономической и социально-политической жизни, образовывали господствующие классы, другие же, попадавшие в зависимость от них, становились угнетенными классами. Управление общественным производством в классовом обществе осуществляется тем классом, в руках которого находятся средства производства. Владение средствами производства делает из собственников богатыми людьми, поскольку каждый работник, нанятый ими помимо рабочего времени, необходимого для поддержания его самого, вынужден еще затрачивать прибавочное время для того, чтобы содержать собственника средств производства. А поскольку собственником выступает одно или несколько лиц, а работники исчисляются сотнями или даже тысячами, то становится ясным происхождение богатства. Оно возникает за счет эксплуатации одних людей другими. Владение господствующим классом средствами производства обеспечивает ему доминирующие позиции во всех других сферах общественной жизни и прежде всего политических и идеологических, с помощью которых он поддерживает свое господство.

Уход с исторической сцены одних и приход других классов обусловлен необходимостью смены производственных отношений, становящихся препятствием для развития производительных сил. Господствующий класс теряет свою организаторскую и руководящую роль в производстве, становится тормозом экономических и общественных преобразований и в силу уже только этого должен уступить место новому классу. Вся человеческая история свидетельствует, что именно так происходила смена социально-классовой структуры во всех общественно-экономических формациях.

Помимо основного классообразующего фактора, заключающегося в отношении к средствам производства, существуют и другие тоже существенные, но все же уступающие по значимости первому. Это – роль в общественной организации труда, способы и размеры получаемого общественного дохода. Господствующие классы, овладевая властью, прежде всего защищают свои интересы, подчиненные классы вынуждены выполнять те функции, которые им определены власть имущими. Каждое улучшение ими своего положения – повышение заработной платы, социальные гарантии достигается за счет борьбы с господствующими классами, с использованием различных форм классовой борьбы.

Способы и размеры получения людьми доходов весьма разнообразны и являются существенным класообразующим признаком, но только в совокупности с другими. Сам по себе он таковым не является. С учетом сказанного “классами, – по определению Ленина, – называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства”.

Классовое деление общества проявляется не только в экономике, но в политике и духовной жизни. Чтобы сохранить определяющую роль в экономической жизни, господствующий класс должен постоянно обладать политической властью, чтобы проводить и отстаивать нужные для него законы. В духовном и идеологическом плане он обязан утверждать те принципы, которые соответствуют его положению и устремлениям. Учитывая многообразие социальных различий, существующих в обществе, вместе с тем следует всегда выделять главные, по сути дела, определяющие. Таковыми являются классовые, которые, во-первых, определяют природу существующего строя и его основные сферы жизнедеятельности; во-вторых, классы представляют собой наиболее многочисленные и мощные группы людей, от взаимоотношения между которыми, по существу, зависит ход истории общества, его экономическая, социальная и политическая жизнь.

Социальной структурой общества называется совокупность классов, общественных слоев и групп и система взаимоотношений между ними. Смена социальной структуры общества происходит вслед за сменой способа производства и связанного с этим распределения средств производства. При смене способа производства в обществе появляются новые классы и одновременно более или менее длительное время сохраняются старые классы. Поэтому в каждой социальной структуре общества обычно продолжают сосуществовать наряду с основными классами, которые порождаются господствующим в нем способом производства, неосновные, или переходные, классы. Их существование предопределено или остатками ранее функционировавшего способа производства, или появлением ростков нового способа производства. Так, анализируя прежние общественно-экономические формации, нетрудно заметить, что при рабовладельческом строе наряду с рабовладельцами и рабами, существовали мелкие свободные земледельцы-крестьяне, а также ремесленники. При феодализме, по мере развития городов, рос слой ремесленников и торговцев, из которых в позднее средневековье незначительная часть превратилась в капиталистов, а большая – в наемных работников.

Одним из важнейших положений марксистского учения о социальной структуре общества является положение о классовой борьбе как важнейшем факторе общественного развития. Марксизм исходит из того, что вся история человеческой цивилизации после распада первобытной общины – это история борьбы между классами. Согласно марксизму, классовая борьба является основным двигателем исторического развития, а ее высшей формой проявления является социальная революция. Основным направлением экономической борьбы трудящихся масс является борьба за повышение заработной платы, улучшение условий труда, увеличение продолжительности оплачиваемого отпуска. Как правило, организующей силой в данном случае выступают профсоюзы. Ни в коей мере не отрицая классовую борьбу и ее значение в историческом развитии, нам представляется, что марксизм несколько абсолютизирует ее роль и в какой то степени даже вступает в противоречие с основополагающими положениями своей доктрины. Известно, что фундаментальными теоретическими и методологическими принципами марксизма являются законы материалистической диалектики, первым из которых является закон о единстве и борьбе противоположностей. Коротко, суть этого противоречия заключается в том, что каждая вещь, явление и процесс содержат в себе противоречия и противоположности. Когда они “снимаются” или взаимно “перегорев” нейтрализуются, то вещь, явление, процесс не исчезают, а продолжают существовать и даже развиваться, находясь в относительном единстве. Так вот, это единство, имея универсальный характер, распространяется в том числе и на социальные явления. Следовательно, можно сделать вывод, что сама марксистская теория допускает не только борьбу, но и единство в социальных процессах.

социальная мобильность - изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность ) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность ). Проще говоря, это изменение места человека в обществе в связи с ростом или падением престижа, продвижением по карьерной лестнице, изменением дохода и т.д... Такие изменения в позиции человека в конечном итоге сказываются на его поведении, системе отношений в группе, потребностях, установках, интересах и ориентациях.

Резко ограниченная в кастовом и сословном обществе, социальная мобильность значительно возрастает в условиях индустриального общества.

Горизонтальная мобильность - переход индивида с одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Различаютиндивидуальную мобильность - перемещение одного человека независимо от других, игрупповую - перемещение происходит коллективно. Разновидностью горизонтальной мобильности являетсягеографическая мобильность - перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса.Вертикальная мобильность - продвижение человека по служебной лестнице вверх или вниз.

Все социальные перемещения личности или социальной группы включают в процесс мобильности. Согласно определению П.Сорокина, «под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой ».

П.Сорокин различает два типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность - это переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне. Во всех этих случаях индивид не меняет социального слоя, к которому он принадлежит, или социального статуса. Наиболее важным процессом является вертикальная мобильность, представляющая собой совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида или социального объекта их одного социального слоя в другой. Сюда входит, например, служебное повышение, существенное улучшение благосостояния или переход в более высокий социальный слой, на другой уровень власти.

Общество может возвышать статус одних индивидов и понижать статус других. И это понятно: одни индивиды, обладающие талантом, энергией, молодостью, должны вытеснять с высших статусов других индивидов, не обладающих этими качествами. В зависимости от этого различают восходящую и нисходящую социальные мобильности, или социальный подъем и социальное падение. Восходящие течения профессиональной, экономической и политической мобильности существуют в двух основных формах: как индивидуальный подъем, или инфильтрация индивидов их низшего слоя в высший, и как создание новых групп индивидов с включением групп в высший слой рядом с существующими группами этого слоя или вместо них. Аналогично нисходящая мобильность существует в форме как выталкивания отдельных индивидов с высоких социальных статусов на более низкие, так и понижение социальных статусов целой группы. Примером второй формы нисходящей мобильность может служить падение социального статуса группы инженеров, которая некогда занимала весьма высокие позиции в нашем обществе, или снижение статуса политической партии, теряющей реальную власть по образному выражению П.Сорокина, «первый случай упадка напоминает падение человека с корабля; второй - корабль, затонувший со всеми находящимися на борту ».

Механизм инфильтрации в вертикальной мобильности. Для того чтобы понять, как происходит процесс восхождения, важно изучить, каким образом отдельный индивид может преодолеть барьеры и границы между группами и подниматься вверх, то есть повышать свой социальный статус. Это стремление достичь более высокого статуса обусловлено мотивом достижения, который в той или иной степени имеется у каждого индивида и связан с его потребностью добиваться успехов и избегать неудач в социальном аспекте. Актуализация этого мотива порождает в конечном итоге силу, с которой индивид стремится к достижению высшей социальной позиции или к тому, чтобы удержаться на имеющейся и не скатиться вниз. Реализация силы достижения зависит от многих причин, в частности от ситуации, складывающейся в обществе. Анализ проблем, возникающих при реализации мотива достижения, полезно рассматривать, пользуясь терминами и идеями, высказанными К.Левиным в его теории поля.

Для того чтобы достичь более высокого статуса, индивид, находящийся в группе с более низкими статусами, должен преодолеть барьеры между группами или слоями. Индивид, стремящийся попасть в более высокую статусную группу, имеет определенную энергию, направленную на преодоление этих барьеров и расходующуюся на прохождения расстояния между статусами более высокой и более низкой групп. Энергия индивида, стремящегося к более высокому статусу, находит выражение в силе F, с которой он пытается преодолеть барьеры перед высшим слоем. Удачное прохождение барьера возможно только в том случае, если сила, с которой индивид стремится достичь высокого статуса, будет больше силы отталкивания. Измерив силу, с которой индивид стремится проникнуть в верхний слой, можно с определенной вероятностью предсказать его попадание туда. Вероятностный характер инфильтрации обусловлен тем, что при оценке процесса следует учитывать постоянно меняющуюся ситуацию, которая складывается из многих факторов, в том числе их личностных отношений индивидов.

Термин «структура» применительно к человеческому обществу начал ис­пользоваться в XIX в. Понятие «социальная структура» было введено в тео­ретическую социологию в конце 1920-х - начале 1930-х гг. Первая попытка расчленения социальной структуры на позиции, занимаемые отдельными людьми, членами общества, была предпринята американским антропологом Ральфом Л и нтоном (1893-1953). Он назвал каждую из таких позиций (по­ложений) статусом. С тех пор термины «положение», «позиция» и «статус» употребляются как синонимы.

Как мы уже выяснили, в социологии (и не только в ней, а, пожалуй, в лю­бой другой социальной науке) наибольшие споры разгораются вокруг фун­даментальных понятий. Не избежала такой участи и категория «социальная структура». При этом выдвигаются разные точки зрения. Для одних социо­логов, и их немало, социальная структура видится как всякая повторяюща­яся модель социального поведения. Любое повторяющееся действие со вре­менем превращается либо в привычку, когда речь идет об отдельном чело­веке, либо кристаллизуется в институт. Если жители страны привыкли годами ходить по правой стороне улицы, а возвращаться полевой, то постепенно все движение транспорта становится правосторонним, правительство издает законы и инструкции, регулирующие соблюдение подобных правил, а вся ин­фраструктура общества, его законы, учреждения и институции учитывают данную норму как обязательную в своей деятельности. В таком случае впол­не можно рассматривать социальную структуру как результат существования продолжительных, упорядоченных и типичных связей между индивидами и институтами общества. Видимо, отсюда проистекает неоднократно повторя­ющаяся попытка сравнивать общество с машиной или организмом.

Социальная структура в социологии анализируется в тесной связи с по­нятиями статусов, социальных институтов и социальных изменений.

В теории структурации Э. Гидденса структура понимается как набор правил, которые являются одновременно и результатом, и условием действия индиви­да. Субъект в одно и то же время и создает правила, и воспроизводит их, следу­ет им. Институты при этом выступают как социальные практики, протяженные во времени и пространстве. Таким образом, социальная структура - это меха-



низмы поддержания устойчивых форм социального действия, создаваемые в процессе повторения действий. Повторяющиеся действия формируют структу­ру, которая направляет последующие действия, контролирует их.

Различие взглядов и подходов скорее всего отражает не личные пристрастия или поиск научной истины, а принадлежность специалиста к тому или иному идеологическому лагерю, теоретическому направлению, методологической ори­ентации или научной школе. В частности, Р. Миллс понимал социальную струк­туру как комбинацию институциональных порядков, т.е. совокупность инсти­тутов в различных сферах общества. Для Дж. Бернарда и Л. Томпсона социальная структура - особый порядок (расположение) институтов, помогающий людям

взаимодействовать и устраивать совмес­тное проживание 1 . Этим социологам при­сущ так называемый институционалист-ский подход.

Напротив, П. Бергер и Т. Лукман, при­верженцы феноменологической социо­ логии, уверены, что онтологическим статусом, а потому и объективным бытием социальные институты не обла­дают. Лишена такого качества и производная от них - социальная структу­ра. И вообще, полагают известные социологи, окружающий мир человек кон­струирует сам - из своих ожиданий, стереотипов, правил, традиций. Так паук плетет свою паутину. Поскольку социальные структуры конструируются са­мим человеком, только для него одного они и существуют. Их не способны увидеть слоны или носороги. В этом смысле социальные структуры, соци­альные системы и институты не только относительны нашего бытия, но они и нематериальны. Скажем, огромный валун на дороге объективен и матери­ален, поскольку его обходит не только человек, но и слон с носорогом.

Обобщение всех точек зрения дает два основных варианта истолкования социальной структуры. Первый можно условно назвать структуралистским, а второй - интеракционистским. Во многом они противоположны друг дру­гу. Для структуралистов социальная структура существует независимо от воли, сознания и поведения людей, для вторых структура неразрывно связа­на с сознанием и поведением, более того, выступает результатом субъектив­ных намерений и действия людей.

Условное обозначение первого подхода как структуралистского объясня­ется тем, что к нему можно отнести представителей самых разных идеоло­гических и методологических ориентации, сходных между собой лишь тем, что они в целом одинаково понимают социальную структуру. В рамках струк­туралистского подхода выделяют две крупнейшие социологические школы (направления): структурно-функциональный подход (Э. Дюркгейм, Т. Пар-сонс, Р. Мертон и др.) и марксистский (К. Маркс, Ф. Энгельс и др.)

Для представителей марксистского подхода, в том числе и его советской разновидности, социальная структура общества создается совокупностью больших социальных групп людей, прежде всего социальных классов. Отсюда второе название - «классовая структура общества». Таким образом, исход­ными кирпичиками построения социальной структуры общества здесь выс­тупают реальные группы населения.

Bernard J., Thompson L.F. Sociology. Nurses and their Patients in a Modern Society. Saint Louis, 1970.

Марксистский взгляд на общество прочно утвердился в отечественной на­уке. В справочной литературе конца 1980-х и начала 1990-х гг. приводится оп­ределение социальной структуры, в котором соединяются принципы группо­вого и институционального подходов: социальная структура - «совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, а также соци­альных институтов и отношений между ними» 2 .

Для представителей структурного функционализма исходными кирпичи­ками, напротив, служат позиции - клеточки-ячейки в социальной структу­ре, которые впоследствии занимают люди. Структурой скрепляются позиции, но не сами индивиды. Структуры не связаны однозначно с конкретными ин­дивидами, а образуют совокупность позиций участия индивидов в системе. За­полнение тех или иных позиций означает для участвующих индивидов при­обретение некоторого социального статуса 3 .

Структура здесь - жесткий каркас, скрепляющий между собой непод­вижные ячейки, функцию которых могут выполнять социальные статусы, уч­реждения, институты. Позиции, чаще их именуют статусами, являются ос­новными структурными элементами, а то, что ими исполняется, именуется функцией. В соответствии с этим само разделение на структуры и функции становится весьма условным: то, что с одной точки зрения выступает как структура, с другой является функцией, и наоборот.

Оба подхода в рамках структуралистского варианта исходят из того, что струк­тура первична, а люди вторичны. В менеджменте структурализму соответству­ет классический подход, согласно которому вначале нужно создать хорошо спла­нированную структуру организации, выраженную в ее должностной схеме, а затем подбирать исполнителей. Не человек красит место, а наоборот.

Правда, между этими подходами наблюдаются известные расхождения. Для К. Маркса источником трансформации социальной структуры общества служит характер господствующего способа производства, т.е. экономика и техника. Для Т. Парсонса структура связана с нормами и социальными от­ношениями: нормы связывают социальные отношения в жесткую конструк­цию, которую следует называть социальной структурой.

«Структура - это совокупность относительно устойчивых стандартизо­ванных отношений элементов. А поскольку элементом социальной системы является актор, то социальная структура представляет собою стандартизованную систему социальных отношений акторов друг с другом» 4 . Действующие люди предъявляют друг к другу ожидания, эти ожидания составляют непременное условие действия каждого актора, часть его ситуации, а «системы стандартизованных ожиданий, рассмат­риваемые относительно их места в общей системе и достаточно глубо­ко пронизывающие действие, чтобы их можно было принять без дока­зательств как законные, условно называются институтами» 5 .

Это стабилизирующая часть социальной структуры. Институты наиболее четко воплощают в себе типы общей ценностной интеграции системы дей­ствия. Парсонс связывал с социальной структурой два процесса - социали-

2 Краткий словарь по социологии. М., 1988. С. 392.

Анурин В.Ф. Основы социологических знаний. Н. Новгород, 1998. С. 115.

4 Парсонс Т. О структуре социального действия. 2-е изд. М., 2002. С. 320.

5 Там же. С. 319.

зацию и социальный контроль и понимал ее как «институционализованные образцы нормативной культуры». В 1964 г. появился его фундаментальный труд «Социальная структура и личность», где он утверждал, что источником изменений социальной структуры выступает культура, в которую включаются ценности, значения, верования, символы.

Структурализм носит антипсихологический, объективистский характер, поскольку стремится объяснить поведение индивида или группы с точки зре­ния их места в социальной структуре. С этим же связана другая его особен­ность - признание детерминирующей роли социальной структуры по отно­шению к составляющим ее элементам 6 . Один из ведущих представителей структурного функционализма Р. Мертон считал, что в формировании со­циальной структуры решающую роль играет неравенство власти и богатства. Неравенство формирует иерархию социальных страт, которые создают клас­совую структуру. Поэтому социальная структура может рассматриваться как структура власти, где решающие позиции занимает класс собственников, которому удалось институционализировать в законы, управляющие поведе­нием всех членов общества, свои собственные интересы.

В противоположность этому для символического интеракционизма соци­альная структура формируется в повседневном общении и взаимодействии людей 7 . Как только люди прекращают взаимодействовать, исчезает и струк­тура. Она не является чем-то прочным и независимым от сознания людей, а достаточно подвижна и аморфна.

Таким образом, две социологические перспективы - структуралистская и интеракционистская - рассматривают социальную структуру общества неодинаково.

Для структурного функционализма социальная структура общества суще­ствует независимо от воли и сознания людей как нечто устойчивое, застыв­шее. Она, подобно огромной империи, простирающейся надо всеми поддан­ными, независима от личностей, субъективных эмоций и поступков людей. Нельзя сказать, что структуралисты игнорируют, а интеракционисты вы­двигают на первый план роль социального взаимодействия людей. Оба под­хода исходят именно из него, но видят объект под разными углами. Струк­туралисты пытаются обнаружить в быстро меняющейся ткани человеческих поступков и действий какие-то устойчивые элементы, своего рода инвари­анты социального действия, и, сгруппировав их, называют социальной струк­турой. Интеракционисты полагают, что социальное взаимодействие ничем и никак неразложимо, оно - творимо. Взаимодействие - творческий акт лю­ дей, проекция их ценностей, верований, привычек, эмоций, значений. Ткань со­циального взаимодействия как раз пересоздается заново, и то, что существует сейчас, не будет существовать завтра. Если в ней и есть нечто устойчивое, так это скорее способы создания этой ткани, процедуры и алгоритмы взаимодей­ствия или, выражаясь иначе, социальные практики.

^ Современная западная социология: Словарь. М., 1990. С. 335.

См.: Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива / Пер. с англ.; Под Ред. Г.С. Батыгина. М., 1996.

Итак, структурный функционализм не отказывается рассматривать соци­альные взаимодействия людей. Они важны для него в той же мере, в какой они важны для символического интеракционизма.

Иными словами, в первом случае люди вступают в отношения и взаимо­действуют только после того, как займут предписанные им ячейки в соци­альной структуре. Учитель выказывает определенное отношение к ученику только после того, как он занял пост учителя, но не ранее.

Напротив, во втором случае социальная структура является следствием вза­имодействия людей, а не его причиной. Некто может наставлять, учить жизни (выступать в роли гуру), советовать и передавать мудрость независимо оттого, занимает он пост учителя или нет, поскольку учительство или наставничество для него - неотъемлемая черта его образа жизни. В обыденной жизни отноше­ния учитель-ученик встречаются гораздо чаще, нежели это предписано школь­ным уставом: родители поучают детей, старшие - младших, жена - мужа (и наоборот), офицер - солдата, полицейский - провинившегося и т.д.

Следуя такой логике рассуждения, в человеческом обществе в глубокой древности должны были сложиться устойчивые типы поучающего взаимо­действия (в племени старики поучали молодежь) и лишь по прошествии многих тысячелетий они приобрели институциональную форму (формиро­вание школы как института) и организовали жесткий каркас социальной структуры общества.

Трудно сказать, какая из двух точек зрения более правильная. Они обе отра­жают объективную реальность с верных позиций, но освещают ее под разными углами. Сциентистская и гуманистическая перспективы социологии не проти­воречат и не отвергают друг друга, хотя их методологические принципы проти­воречивы. Их надо рассматривать по принципу дополнительности. Оба подхо­да необходимы для составления полной картины социальной реальности.

Не умаляя достоинств ни одного из них, тем не менее в данной главе за основу в понимании социальной структуры общества мы возьмем структур­но-функциональный подход. Его преимущество в том, что он имеет дело с нынешним обществом, имеющим уже готовые структуры и сложившиеся институты, которые превратились в столь властные факторы социальной жизни, что буквально подавили волю отдельных индивидов. В современном обществе структуры не создаются из повседневной практики общения и от­ношений людей.

С позиций сциентистской перспективы социальная структура - это ана­томический скелет общества. Под структурой понимается совокупность фун­кционально взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строе­ние объекта. Однако в социологии нет единства мнений относительно того, что именно или кого конкретно считать «элементом» общества. Напри­мер, А. Р. Радклифф-Браун понимал социальную структуру как общие зако­номерные отношения между элементами в виде отдельных людей, а для С.Ф. Нейдла элементами являлись роли. Значительная часть социологов, в частности функционалисты, в качестве элементов социальной структуры предлагает рассматривать социальные институты как организованные образ­цы социального поведения. Функциональные отношения между социальны­ми институтами, представляющие огромную и незримую для глаза соци­альную паутину, собственно говоря, и создают ту социальную структуру, о которую сломано немало полемических копий.

На наш взгляд, элементами социальной структуры выступают социальные статусы и роли. Их количество, порядок расположения и характер зависи­мости друг от друга определяют содержание конкретной структуры конкрет­ного общества. Совершенно очевидно, что социальные структуры древнего и современного обществ различаются очень сильно.

Хотя структура описывает устойчивый, неподвижный момент строения общества, исторически она изменяется. Подвижность ей придают соци­альные роли, которые выполняются в процессе взаимодействия индивидов.

Многоаспектностъ социальной структуры проявляется и в том, что она может рассматриваться в трех планах (рис. 25) - функциональном (как упо­рядоченная совокупность сфер общественной деятельности, социальных ин­ститутов и других форм общественной жизни), организационном (как сово­купность связей, образующих различные типы социальных групп; единица­ми анализа при этом являются коллективы, организации и их структурные элементы) и, наконец, как система ориентации социальных действий (еди­ницы анализа здесь - цели и средства, мотивы, стимулы, нормы, образцы, программы и подпрограммы социального действия) 8 .

Рис. 25. Три теоретические модели социальной структуры:

а - марксизм: социальная структура - совокупность реальных групп:

6 - структурный функционализм: социальная структура - совокупность позиций:

в символический интеракционизм: социальная структура - результат взаимодействия людей

Основываясь на изложенных выше теоретических подходах к социальной структуре, сформировавшихся за многие годы в мировой социологии, авто­ры представляют собственное видение этой темы.

В широком смысле социальная структура - это форма или модель соци­альных отношений в группах, причем не уточняют, что это за группы -лю­дей, гоминид или муравьев. Предполагается, что социальная структура ха­рактеризует взаимоотношения в группах не только социальных животных и людей (которых можно считать высшим типом социальных животных), но и вообще живых существ, например стаи птиц или колонии вирусов.

Философская энциклопедия. М., 1970. Т. 5. С. 142-144.

В узком значении социальная структура относится только к людям, но также характеризует форму отношений в группах и сообществах - от малых групп и социальных организаций до общества в целом.

Каждый вид живых существ, разумеется, и человек тоже, обладает не од­ной, а множеством моделей социальных (внутригрупповых) отношений. К примеру, социальная структура шимпанзе зависит от места обитания: по­пуляции, населяющие границу саванны, в отличие от лесных сородичей, об­разуют сплоченные и многочисленные сообщества, реже разбиваются на мелкие группки в поисках добычи. Вариабельность социальных структур обусловлена многим: экологическими условиями, временем года и реальны­ми погодными условиями (например, небывалой засухой или обилием дож­дей), наличием соседних сообществ (т.е. плотностью популяции) или второй близкородственной группы, претендующей на сходные ресурсы питания. Так, в периоды сильной засухи стада павианов анубисов формируют необыч­ные для себя группы, которые напоминают гаремы павианов гамадрилов 9 .

Обобщив все, что создано в зарубежной и отечественной науке в области теории социальной структуры, попытаемся это понятие связать с другим, о котором говорилось выше, - понятием социального пространства. С его по­мощью мы изобразили все позиции, которые человек или группа могут за­нимать в обществе. И называются они социальными статусами.

На пересечении осей OYw (Асоциального пространства (рис. 26) фор­мируется новое понятие - «социальная структура общества».

Рис. 26". Социальная структура общества в двухмерном измерении как единство социальной стратификации и социального состава населения

Социальную структуру нужно понимать по меньшей мере в двух значени­ях. В широком значении социальная структура - совокупность всех соци­альных групп и слоев, включая классы, а в узком - совокупность функцио­нально взаимосвязанных статусов, существующих у данного общества в дан­ный исторический момент. Иными словами, в первом случае это сумма осей OYw OX, а во втором -сумма точек (называемых в социологии статусами) в социальном пространстве.

4 Бутовская М.Л. Эволюция человека и его социальной структуры // Природа. 1998. № 9.

В социальную структуру общества входят не только страты, группы, но также институты. Разместить социальные институты на двух осях декарто­вой системы координат негде - они обе уже заполнены. Нельзя располагать социальные институты на одной оси с социальным составом или социаль­ной стратификацией, поскольку это - совершенно особенное явление.

Социальный институт представляет собой совокупность норм и учреж­дений, регулирующих определенную сферу общественных отношений. Со­циальные институты организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различ­ных сферах общественной жизни. Например, такой социальный институт, как школа, включает роли учителя и ученика, а семья - роли родителей и детей. Между ними складываются определенные ролевые отношения. Эти от­ношения регулируются набором специфических норм и предписаний. Наи­более важные нормы закрепляются законодательно, другие поддерживают­ся традициями, обычаями, общественным мнением. Любой социальный институт включает в себя систему санкций - от правовых до морально-эти­ческих, которые обеспечивают соблюдение соответствующих ценностей и норм, воспроизводство соответствующих ролевых отношений.

Социальные институты упорядочивают, координируют множество инди­видуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый характер, обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.

Таким образом, институт не то же самое, что социальный класс, напри­мер класс богатых, или социальная группа, скажем, все пенсионеры. Те и другие - совокупности людей. Социальный институт - механизм или сово­купность учреждений, но не механическая совокупность элементов. Стоит приглядеться к любому учреждению, или лучше - социальной организации, как мы увидим четко налаженные контроль, планирование, учет, штат ра­ботников, здания и оборудование, управленческую иерархию и многое дру­гое, чего нет ни в классах, ни в демографических или профессиональных группах.

Поскольку у них разная сущность, следует ввести третью ось OZb схему социального пространства (рис. 27).

Вместо двухмерного социального пространства мы получаем трехмерное. Третьей осью (^выступает все множество социальных институтов. Вкратце охарактеризуем их.

Социальная структура представляет собой одну из трех предметных обла­стей - структура, организация, личность, - которые в совокупности обра­зуют единое целое и формируют фундаментальное знание общей социологии. Социальная структура с ее многочисленными подструктурами (социопрофес-сиональной, социостатусной, социорегиональной, социоэтнической) изоб­ражает статику общества, его «социальный скелет». Напротив, социальная организация показывает общественную жизнь в развитии, которое всегда происходит через возникновение и разрешение противоречий, столкновение интересов различных групп, через борьбу исторически отживших, исчерпав­ших себя форм и новых, только еще нарождающихся. Речь идет о «социаль­ной физиологии» общества, его исторической динамике.

На пересечении структуры и организации находится личность. Она рас­сматривается социологией не в терминах индивидуально неповторимых черт

(это задача психологии), а в терминах социально-типических. Иными сло­вами, в социологии личность - не столько частичка малой контактной груп­пы, сколько типичный представитель большой социальной группы, носитель присущих этой группе норм, традиций, ценностей, интересов и отношений.

Рис. 27. Трехмерная система изображения социальной структуры общества

Социальная структура - совокупность статусов и ролей, функционально свя­занных между собой. Статус - социальное положение индивида в обществе. Роль - модель поведения, соответствующая данному статусу, его динамичес­кая характеристика. Содержание статуса раскрывается через совокупность прав и обязанностей. Педагог - статус в системе образования. Он обязан передавать новые знания учащимся, оценивать и проверять уровень их знаний, следить за их дисциплиной. В свою очередь, обязанность учащихся - регулярно посещать школу, усваивать новые знания, выполнять домашние задания и т.п. Как у пе­дагога, так и у учащегося есть свои права. Совокупность прав и обязанностей педагога - содержание статуса «педагог», совокупность прав и обязанностей учащегося - содержание статуса «учащийся». Статус педагога имеет смысл толь­ко по отношению кстатусу учащегося. Они связаны между собой функциональ­но (функция педагога - передавать знания, учащегося - усваивать их). Для своих коллег педагог просто товарищ. Статус «солдат» имеет смысл только по отношению к статусу «командир» и т.д. Статусы занимают определенное место в статусной иерархии. Она создается общественным мнением. В обществе ста­тус банкира ценится выше статуса сантехника и т.д. Место в иерархии называ­ется рангом. Ранги статуса могут быть высокими, средними и низкими.

Чем выше ранг, чем больше общество ценит статус, тем большими при­вилегиями, благами, почестями, символами, наградами и престижем он на­делен. Ранг статуса может приобрести формальное закрепление, или леги­тимацию. В этом случае он называется титулом, званием. Барон, лорд, князь, граф - титулы высших статусов в феодальном обществе, получившие фор­мальное закрепление. Офицер - родовой титул (звание), разновидностями которого выступают полковник, майор, лейтенант и т.д. Большинство ран­гов статусов в обществе не имеет формального закрепления, они существу­ют только в массовом сознании как некоторые оценки. У каждого человека

несколько статусов и социальных ролей: отец (мать), мужчина (женщина), инженер, член профсоюза, человек среднего возраста, русский, православ­ный, республиканец и т.д. Человек ведет себя соответственно своему стату­су, т.е. выполняет роль, которая определяется социальными нормами со сто­роны общества и ожиданиями (экспектациями) со стороны окружающих людей. Нет статуса без роли и роли без статуса. Каждый статус - пустая ячей­ка подобно ячейке в пчелиных сотах. Все ячейки скреплены между собой функционально - взаимными правами и обязанностями.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА - это еще и совокупность всех функцио­нально связанных статусов, существующих в данное историческое время в данном обществе.

Если расположить все множество пустых ячеек, скрепленных друг с дру­гом, на плоскости, получим социальную структуру общества.

В примитивном обществе мало статусов: вождь, шаман, мужчина, жен­щина, муж, жена, сын, дочь, охотник, воин, собиратель, ребенок, взрослый, старик. В принципе их можно пересчитать по пальцам. А в современном об­ществе одних только профессиональных статусов около 40 000, семейно-брач-но-родственных отношений более 200 (деверь, сноха, кузина... продолжите перечень сами), многие сотни политических, религиозных, экономических. На нашей планете 3000 языков, за каждым из них стоит этническая группа - нация, народ, народность, племя. И это тоже статусы. Они входят в демо­графическую систему наряду с половозрастными статусами.

Таким образом, социальная структура строится по принципу «один ста­тус - одна ячейка». Когда ячейки заполняются индивидами, мы получаем для каждого статуса по одной большой социальной группе. В современном об­ществе миллионы водителей, инженеров, почтальонов, десятки тысяч про­фессоров, врачей и т.д.

Совокупность больших социальных групп (заполненных статусов) дает новое понятие - социальный состав населения. Если большие социальные группы расположить по вертикали и выстроить их по степени неравенства доходов, власти, образования и престижа, то получится еще одно понятие - «социальная стратификация». Таким образом, стратификация - это те же статусы, но сгруппированные по иным критериям и расположенные по «по­лочкам» (стратам) сверху вниз. Образец стратификации - классовое рассло­ение общества.

Социальный статус - понятие родовое. Его разновидностями выступа­ют демографические (национальность, раса, пол, возраст), семейно-род-ственные (муж, жена, сын, дочь, отец, племянник, тесть, свекровь, кузи­на, сводный брат, вдова, холостяк, незамужняя, невеста и т.д.), экономи­ческие (предприниматель, собственник, наемный работник, капиталист, бизнесмен и т.д.), профессиональные (инженер, шофер, шахтер, банкир и т.д.), религиозные (священник, прихожанин, верующий и т.д.), полити­ческие (либерал, демократ, избиратель и т.д.), территориально-поселенчес­кие (горожанин, селянин, временно прописанный и т.д.). Указанные груп­пы статусов образуют подструктуры социальной структуры общества. В итоге мы имеем экономическую, политическую, религиозную, демогра­фическую, профессиональную, семейно-родственную, территориально-по­селенческую структуры общества. Каждую из этих подструктур можно рас-

смотреть под иным углом - как институциональные сферы. Семейно-род-ственная структура описывает институт семьи и брака, профессиональная и экономическая - самые многочисленные и разнородные - образуют сразу несколько социальных институтов - государство и право, производство, об­разование. Религиозная структура относится к институту религии. Только демографическая и территориально-поселенческая структуры не создают социальных институтов.

Итак, три фундаментальных понятия социологии - «социальная структу­ра», «социальная стратификация» и «социальные институты» - тесно связа­ны между собой благодаря статусам и ролям. Историческим механизмом, об­щим для всех них, является общественное разделение труда. Углубление раз­деления труда и специализация создали все многообразие статусов и ролей.

Социальную структуру с полным основанием можно именовать коллек­тивным статусным портретом (по аналогии с индивидуальным), или ста­тусным портретом общества.

Можно изобразить социальную структуру как плотно пригнанные друг к другу статусные ячейки, где одна ячейка - одно название статуса (мать, русский, шахтер, ученик и т.д.). Все существующие в обществе статусы (а их десятки тысяч) мы оставили пустыми - наподобие незаполненных медом ячеек улья (рис. 28). Людей нет, есть только пустые статусы: одно назва­ние - один статус. Совокупность пустых, т.е. незаполненных людьми ста­тусов, образует социальную структуру общества. Но лишь в узком понима­нии этого слова.

Рис. 28. Социальная структура - совокупность всех статусов, существующих в данный исторический момент в данном обществе

Итак, сделаем вывод: первокирпичики предмета социологии и социаль­ной структуры - статусы. Они дают статическую картину общества. Но это и не удивительно, ведь термин «структура» как раз и подразумевает ограни-

ценное число элементов, жестко связанных между собой наподобие кристал­лической решетки.

Как и у индивида, у любого общества в любой исторический момент есть характерный только для него статусный портрет - совокупность всех стату­сов, существующих в нем. У первобытного общества их не более двух десят­ков. Российское общество в 1913 г. имело в своей социальной структуре та­кие статусы, которые исчезли у нее после революции 1917 г., например им­ператор, полицмейстер, дворянин.

Таким образом, коллективный статусный портрет (социальная структура общества), как и индивидуальный статусный портрет (статусный набор), очень индивидуальны. Они рассказывают буквально все о данном обществе, его куль­туре и экономике, уровне развития в данный исторический момент. Сравни­вая коллективные портреты разных обществ в одну эпоху, скажем Франции и России XVII в., или одного общества в разные эпохи, например Московской и Киевской Руси, можно сделать множество интересных наблюдений.