Й праведный халиф: Осман (Усман). Биография Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах) Усман ибн аффан третий праведный халиф

Арабский халиф, правивший в 644-656 гг. Род. ок. 575 г. † 17 июня 656 г. Усман ибн Аффан был одним из первых учеников и последователей Мухаммада. С самого начала он играл важную роль в мусульманской общине и выполнял важные дипломатические поручения пророка. Около 614 г. во время гонений, которые начались в Мекке, часть мусульман во главе с Усманом на время эмигрировала в Эфиопию. Незадолго до этого он породнился с Мухаммадом, женившись на его дочери Рукаййи. Спустя десять лет, когда она умерла, Мухаммад отдал ему в жены другую свою дочь Умм Кулсум. После смерти пророка Усман был ближайшим советником двух первых халифов Абу Бакра и Умара. В 644 г., незадолго до своей кончины, Умар назвал имена шестерых наиболее уважаемых ветеранов ислама и поручил им выбрать из своей среды нового халифа. Старейший из числа этих выборщиков, Абд ар-Рахман ибн Ауф, сразу отказался от претензий на престол и взял на себя ведение переговоров. Еще одного выборщика - Талха - в то время не оказалось в Медине. Таким образом, всего претендентов было четверо: Усман, двоюродный брат и зять пророка Али ибн Абу Талиб, Саад ибн Абу Ваккас и аз-Зубайр. Каждому из них Абд ар-Рахман задал с глазу на глаз один и тот же вопрос: кого он выберет, если не выберут его? Али указал на Усмана, Усман - на Али, Саад и аз-Зубайр - на Усмана. Собрав затем всех претендентов, Абд ар-Рахман сказал: "Вы не сошлись на одном из этих двоих, Али и Усмане". После этого он взял Али за руку и спросил: "Клянешься ли ты следовать книге Аллаха и обычаю пророка и деяниям Абу Бакра и Умара?" Али ответил: "О Боже! Нет, клянусь только стараться делать это в меру сил". Усман ответил на тот же вопрос утвердительно, без всяких оговорок, и Абд ар-Рахман, подняв голову к потолку мечети, возгласил: "О Боже! Слушай и свидетельствуй. О Боже, возлагаю то, что висело на моей шее, на шею Усмана!" - и первый присягнул ему. За ним принесли присягу остальные выборщики, а потом остальные горожане. Так Усман сделался халифом. Сравнение нового правителя с его предшественником было явно не в пользу Усмана. После сурового и умного Умара, он казался слабохарактерным и недалеким. К тому же он не хотел подражать его простой жизни и стал первым из халифов, кто воспользовался своим высоким положением для личного обогащения. Пишут, что он выстроил в Медине большой каменный дом и вообще старался окружить себя пышностью, достойной главы могущественного государства. Немало недвижимости было приобретено им за пределами Аравии. В годы правления Усмана произошло много важных событий. Прежде всего следует указать на продолжение крупномасштабных завоеваний. В 648 г. наместник Египта Абдаллах ибн Саад разгромил африканского экзарха Григория и на короткое время подчинил себе Карфаген. Впрочем, Ифрикия в то время еще не была завоевана. В том же году правитель Сирии Муавийя ибн Абу Суфайн на 220 кораблях предпринял первую в истории Халифата морскую экспедицию - попытался завоевать остров Крит. А весной 655 г. арабский флот уже одержал в сражении у Фойника (у берегов Малой Азии) первую в своей истории морскую победу над греками. После этого арабы стали хозяевами восточной части Средиземного моря. Но завоевать Малую Азию, несмотря на все старания, Муавийи не удалось - арабское продвижение было остановлено хребтами Тавра. На севере продолжались регулярные походы в Армению. Постепенно власть арабов признало большинство тамошних правителей. В 653 г. Халифату покорились Грузия и азербайджанская Албания. Овладев Дербентом, мусульмане в том же году предприняли большой поход в глубь владений хазар, но потерпели от них жестокое поражение. Самые обширные завоевания при жизни Усмана были осуществлены на востоке. В 645-646 гг. окончательно покорились Рей и Исфахан. Затем в течение нескольких лет в войне с персами царило относительное затишье. Новый импульс завоеваниям придал молодой и энергичный Абдаллах ибн Амир, назначенный в 649 г. наместником Басры. В том же году он овладел Истахром, завершив тем самым завоевание Фарса. В 650 г. арабы вторглись в Северо-восточный Иран, взяли Ширеджан и главный город Систана - Зарендж. В 651 г. был убит последний шах из династии Сасанидов Йездигер III. После этого арабы легко овладели всем Хорасаном, причем достойный отпор оказал им только Нишапур, оборонявшийся в течение нескольких месяцев. Без боя сдались Ниса и Абивард. В 652 г. арабы двинулись вверх по течению Мургаба, разбили большое тюркско-эфталитское войско и заняли Мерверруд. Крупнейший город Тохаристана Балх сдался им по договору. Этим было завершено завоевание земель, когда-либо принадлежавших Сасанидам. Едва ли Усман оказывал большое влияние на все эти события, происходившие далеко от Медины. В столице его власть, конечно, осуществлялась более непосредственно. Хотя и здесь арабские историки не отмечают за халифом больших заслуг. В декабре 649 г. Усман велел разрушить прежнюю, построенную пророком, глинобитную мечеть, крытую пальмовыми листьями, и к осени 650 г. выстроил новую, более просторную из тесанного камня, с колоннами и потолком из индийского тикового дерева. Несмотря на то что новая мечеть была красивее, просторнее и удобнее прежней, многие мусульмане отнеслись к этой перестройке отрицательно. Точно так же неоднозначным было отношение тогдашних мусульман к самому важному из всех деяний Усмана - изданию канонического текста Корана. Необходимость в этой мере назрела давно. Как известно, сам пророк не написал ни строчки. Но запись его проповедей и речений, особенно в последние годы жизни, вели секретари. Многие сподвижники и близкие Мухаммада тоже имели какие-то записи, пользовавшиеся признанием у той или другой группы мусульман. Некоторые проповеди хранились и передавались изустно. Никакого сводного текста не существовало, и ко времени Усмана каждый из крупных провинциальных центров имел свою, авторитетную для него редакцию Корана. Такое положение не могло больше продолжаться. Во избежание догматических споров Усман велел составить единый для всех мусульман список Корана. В основу его канонического текста были положены записи мединцев Зайда ибн Сабита и Хафсы. С их списка было сделано несколько копий, которые разослали в крупные гарнизонные города. Остальные редакции Усман приказал уничтожить. При этом некоторые из старых сподвижников пророка были до глубины души оскорблены тем, что их списки не приняли во внимание. Оппозиционные настроения по отношению к третьему халифу нарастали постепенно. Первые шесть лет его правления, то есть примерно до 650 г., не вызывали недовольства мусульман. Затем начались конфликты, причина которых не вполне ясна. Можно предположить, что с годами халиф стал меньше считаться с мнением мединской знати, зато охотно прислушивался к советам своих родичей. Родственники халифа, большинство из которых оказались людьми недостойными, вскоре заняли все важные посты в Халифате. Усман не раз одаривал их из фондов, считавшихся общим достоянием общины. Понятно, что такое самоуправство вызывало возмущение. Некоторое время недовольство не проявлялось открыто. Поводом к его явному выражению стало, как можно думать, разрушение старой мечети. Тогда многие стали обвинять халифа в том, что он изменил сунне пророка. Пишут, что однажды Абд ар-Рахман, Али и аз-Зубайр упрекнули Усмана за то, что он подарил некоему Сааду ибн ал-Асу 100 тыс. дирхемов. Усман будто бы ответил: "Он родственник, связанный со мной кровными узами". "А разве у Абу Бакра и Умара не было близких и кровных родственников?" - спросили они. На что последовал ответ: "Абу Бакр и Умар проявляли благочестие, отстраняя своих родственников, а я проявляю свое благочестие, награждая близких". "Ей-богу, их поведение нам милее, чем твое поведение", - заметили соратники. "Ничего не поделаешь", - ответил им Усман. Много недовольных Усманом было в провинциях. Тамошняя военная верхушка тяготилась постоянным и не всегда уместным вмешательством халифа и его родичей в их дела. Во время хаджа 656 г. отряды недовольных из Египта, Басры и Куфы соединились в Медине и предъявили Усману различные претензии - от чисто религиозных (зачем сжег старые записи Корана?) до конкретных финансовых злоупотреблений. Они также требовали лишить получаемого жалованья некоторых знатных мединцев (в основном это были родственники халифа), которые отсиживались в столице, и передать его тем, кто завоевал на это право в боях с неверными. Усман принял все условия недовольных, однако, когда те отправились в свои гарнизоны, отправил гонцов к наместникам областей с приказом казнить виновных. Но случилось так, что египетские арабы перехватили одного из гонцов и таким образом открыли коварство халифа. Они немедленно вернулись в Медину и потребовали, чтобы Усман отрекся от престола. Усман отказался. Мятежники окружили дом халифа и сорок дней вели его осаду. Обстановка накалялась с каждым днем. В конце концов мятежники пошли на штурм. Сломив сопротивление немногочисленных сторонников халифа, они ворвались в его комнату. Усман встретил врагов с Кораном в руках, заклиная их не посягать на жизнь наместника пророка. Но священная книга не остановила убийц. Один из них повалил старика на пол и держал его за бороду, в то время как другие перерезали ему горло.


Смотреть значение Усман Ибн Аффан в других словарях

Али, Ибн Абу Талиб — (? - 661 гг.) – имам, четвертый халиф (с 656 года) Арабского халифата. Двоюродный брат и приемный сын и зять пророка Мухаммеда. Шииты почитают Али как святого, особыми узами........
Политический словарь

Мухаммад Ибн Абд Аль-ваххаб — (1703– 1791) – основатель религиозного и общественно-политического движения в Аравии, названного по его имени «ваххабизмом». В начале XIX века ваххабиты под руководством........
Политический словарь

Абдаллах Ибн Хусейн (1882-1951) — король Иордании в 1946-51 (с 1921 эмирТрансиордании). Проводил проанглийскую политику. Убит членомантианглийской террористической организации.

Антара Ибн Шаддад (525-615) — арабский поэт. Стихи о битвах, в которыхучаствовал Антара ибн Шаддад, любовная лирика. Герой народного романа,восходящего к 12 в., - "Жизнь и подвиги Антары".
Большой энциклопедический словарь

Башшар Ибн Бурд (714-783) — арабский поэт. Основоположник "нового стиля",во многих чертах отрицавшего каноны доисламской поэзии. Панегирические исатирические стихи, лирика.
Большой энциклопедический словарь

Ибн — (араб. - сын) - в собственном имени ставится перед именем отца(образуя "отчество") у народов, пользующихся арабским языком (напр., Ахмедибн Абдуллах - Ахмед, сын Абдуллаха).
Большой энциклопедический словарь

Ибн Абд Раббихи (860-940) — испано-арабский поэт и прозаик. Лирическиестихи. Составитель прозаической антологии по литературе и истории 7-8 вв."Уникальное ожерелье".
Большой энциклопедический словарь

Ибн Аль-араби (1165-1240) — арабский мыслитель и поэт; мистик. Развивалучение суфизма о едином начале бытия и о познании через внутреннееозарение. Основные сочинения: "Каменья мудрости", "Мекканские........
Большой энциклопедический словарь

Ибн Аль-асир (1160-1233) — арабский историк. Основные труды по всеобщейистории, биографический словарь сподвижников Мухаммеда.
Большой энциклопедический словарь

Ибн Аль-кутийя (?-977) — арабо-испанский историк. Сочинения по историиПиренейского п-ова в 8-10 вв.
Большой энциклопедический словарь

Ибн Аль-мутазз (861-908) — арабский поэт и филолог. Стихотворная хроникаправления халифа аль-Мутадида (892-902), афоризмы, сочинения по поэтике"Книга о новом".
Большой энциклопедический словарь

Ибн Аль-хайсам — (латинизир. Альгазен) (965-1039) - арабский ученый. Труд пофизиологической и геометрической оптике "Сокровище оптики" (7 кн.,переведен на латинский язык в 12 в., 1-е печатное издание........
Большой энциклопедический словарь

Ибн Аль-хатиб (1313-74) — арабо-испанский ученый, поэт. Ок. 60 трудов поистории, географии, философии, медицине, литературе, в т. ч. по историимусульманской Испании.
Большой энциклопедический словарь

Ибн Баджа — (латинизированная форма Авемпас - Авенпаце, Avempace, Avenpace)(ум. 1139), арабский ученый, философ, государственный деятель, поэт имузыкант. Жил в Сарагосе, Гранаде, городах Марокко.........
Большой энциклопедический словарь

— арабский путешественник. Описание путешествий поЕгипту, Аравии, Месопотамии, Сирии, М. Азии, Ирану, Крыму, южным районамРуси, Ср. Азии, Индии, Китаю, Испании, Зап. и Центр. Судану.
Большой энциклопедический словарь

Ибн Гебироль — (латинизир. Авицеброн - Avicebron) Соломон (ок. 1021-1055 или1070), еврейский поэт и философ-неоплатоник. Жил в Испании. В трактате"Источник жизни" (на арабском языке) истолковывал........
Большой энциклопедический словарь

Ибн Дауд — Авраам (ок. 1110 - ок. 1180) - еврейский философ и богослов,предшественник Маймонида. Жил в Испании. Писал на арабском языке. Главноесочинение "Возвышенная вера" (1161).
Большой энциклопедический словарь

Ибн Зайдун (1003-71) — испано-арабский поэт. Диван лирических,панегирических, элегических стихов.
Большой энциклопедический словарь

Ибн Кузман — (ок. 1080-1160) - испано-арабский поэт. Создал новый видстрофической поэзии - заджал (мелодия). Оказал влияние на раннююпровансальскую лирику, поэзию вагантов.
Большой энциклопедический словарь

Ибн Курра — (Сабит ибн Курра) (836-901) - багдадский математик. Переводчик икомментатор трудов древнегреческих ученых.
Большой энциклопедический словарь

Ибн Кутайба — (828 ок. 889) - арабский прозаик, филолог, историк.10-томная историко-литературная антология "Источники сведений",библиографический словарь "Книга поэзии и поэтов".
Большой энциклопедический словарь

Ибн Мискавайх (?-1030) — арабоязычный историк и философ. Труды по всеобщейистории, трактаты по философии и этике.
Большой энциклопедический словарь

Ибн Рушд — (Ибн Рошд) (латинизир. Аверроэс) (1126-98) - арабский философ иврач, представитель арабского аристотелизма. Жил в Андалусии и Марокко,был судьей и придворным врачом. В трактате........
Большой энциклопедический словарь

Ибн Сауд (1880-1953) — король Саудовской Аравии в 1932-53. Вел войны заобъединение Аравии. В 1902-27 эмир Неджда, в 1927-32 король государстваХиджаз, Неджд.
Большой энциклопедический словарь

Ибн Сида — (ок. 1006-66) - филолог и лексикограф арабской Испании.
Большой энциклопедический словарь

Ибн Сина — (латинизир. Авиценна - Avicenna,) (ок. 980-1037), ученый,философ, врач, музыкант. Жил в Ср. Азии и Иране, был врачом и везиром приразных правителях. В философии продолжал традиции........
Большой энциклопедический словарь

Ибн Фадлан — арабский путешественник 10 в. Описал путешествие через Бухаруи Хорезм к волжским болгарам.
Большой энциклопедический словарь

Ибн Хальдун (1332-1406) — арабский историк и философ. Последователь ИбнРушда. В сочинении "Книга назидательных примеров..." изложил свои взглядына развитие общества (идея исторических циклов;........
Большой энциклопедический словарь

Ибн Эзра — Авраам бен Мейр (1092-1167) - еврейский поэт, филолог и философ.Один из первых критиков текста Ветхого Завета Библии. Сочинение "ОсноваБлагоговения" в духе неоплатонизма.........
Большой энциклопедический словарь

Ибн Юнус — (Ибн Юнис) Али ибн Абд Рахман (950-1009) - арабский астроном,работал ок. Каира. Составил употреблявшиеся ок. 200 лет таблицы движенияЛуны, Солнца и планет.
Большой энциклопедический словарь

От Абдуллаха ибн Саляма сообщается: «Когда я пришёл к Усману Ибн Аффану поприветствовать его, а это было то время, когда его окружили недруги, он сказал мне: “Приветствую тебя, брат мой. Этой ночью во сне я видел Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Он спросил меня:

– О Усман, они окружили тебя?

– Да, о Посланник Аллаха, ответил я.

– Они лишили тебя воды?

– Да, о Посланник Аллаха.

Тогда он протянул ко мне сосуд с водой. Я выпил, пока не утолил жажду, и прохладу той воды я чувствую в груди до сих пор. После этого Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал мне: «Если пожелаешь, ты получишь помощь против них и одолеешь их, а если пожелаешь, то можешь разговеться с нами». И я выбрал второе – разговеться с Пророком (мир ему и благословение)”. В тот день Усмана (да будет доволен им Аллах) убили» (см. аль-Бидая ва аль-Нихаят, том 7-й, стр. 177, издательство «Даруль Кутубиль Ильмийяти»).

В эпоху правления третьего праведного халифа Усмана ибн Аффана были значительно расширены границы Халифата, исламское государство включало следующие области: Мекка, Медина, Бахрейн, Йемен, Хазрамавт, Шам, Армения, Египет, Басра, Куфа, были укреплены государственные институты.

Почему именно в тот период, когда в течение 10 лет правления Усмана арабы, не знавшие, что такое комфорт, жили в благополучии, имели всё, что пожелают, их настигла эта смута?

За событиями того исторического периода стоял масштабный, тщательно спланированный заговор, который в исламской истории встречался не раз. Известно, что во время правления Усмана территории Ислама расширились. Расширение границ Ислама – это, конечно, хорошо, но нельзя забывать и о том, что с ростом Халифата росло и число врагов. К примеру, византийцы и персы, в ту пору являвшимися владыками всего мира, потеряли всё. Но потеря власти не означало их смирение. Они были готовы предпринять любые попытки вернуть свою власть над народом. Но, они понимали, что открыто победить Ислам не возможно, и поэтому стали прилагать все усилия взорвать его изнутри. А для того, чтобы ослабить исламское государство изнутри нужно найти слабые места, по которым можно нанести удар.

Что же это за слабые места? Первым и самым основным слабым местом мусульман было их невежество. Невежество не касается сподвижников Пророка и приближенных к ним людей. Вовсе нет. Не секрет, что с расширением территорий Ислама, видя красоту религии, её учение, в Ислам стали обращаться толпами люди других конфессий и верований, которые об Исламе имели поверхностные познания.

И именно они и стали представлять собой прекрасную среду для смуты. Причиной тому служила их близость к неверию, от которой они недавно отошли; скромное познание Ислама и слабое её понимание. Именно это и послужило тому, что они легко поддались козням недругов Ислама.

Но нельзя исключать и того, что среди них были и лицемеры, принявшие Ислам на словах, но вера, не проникла в их сердца. Они желали зла Исламу и мусульманам, строили козни и с готовностью устремлялись навстречу любой смуте.

Одним из них был Абдулла ибн Саба.

Али Бурхануддин аль-Халяби в своей книге «Сиратуль Халябийяти» пишет: «Абудулла ибн Саба был иудеем, который во время правления Умара (да будет доволен им Аллах) (в некоторых данных – во время правления Усмана) на словах принял Ислам, поставив перед собой цель разрушить её изнутри» (см. Сиратуль Халябия, 2 том, 216 стр. ).

عبد الله بن سبأ كان يهوديا وأمه يهودية سوداء ومن ثم كان يقال له ابن السوداء أظهر الإسلام فى خلافة عمر رضى الله تعالى عنه وقيل فى خلافة عثمان رضى الله عنه وكان قصده بإظهار الإسلام بوار الإسلام (السيرة الحلبية في سيرة الأمين المأمون)

Прислушались ли к его призыву мусульмане? В тех местах, где Ислам был сильно развит, нет. Так как его лживым учениям мусульмане давали жёсткий научный отпор. Его лживые учения и призывы к смуте не нашли ответ в Мекке и Медине. Ибну Асир в своей книге «Аль-Камилю фи Тарих» пишет: «Для того чтобы ввести людей в заблуждение, он отправился в Хиджаз, затем в Басру, затем в Куфу, затем в Шам, но не нашёл там отзыва. Жители Шама вовсе его прогнали. Тогда он направился в Египет и остался там » (см. «Аль-Камилю фи Тарих ли Ибни Асир», 2-й том, 8-я стр.).

ثم تنقل في الحجاز ثم بالبصرة ثم بالكوفة ثم بالشام يريد إضلال الناس فلم يقدر منهم على ذلك، فأخرجه أهل الشام، فأتى مصر فأقام فيهم (الكامل في التاريخ لإبن الأثير)

Также, Ибн Сабе легко поддались грубые, невежественные бедуины. Они плохо понимали религию, равнодушно относились к учёным, не желая перенимать их знания.

Среди бедуинов появилась прослойка людей, которых называли чтецами, однако то, что они читали, не переходила дальше глотки. Они не понимали правил Шариата, которые были призваны помогать верующим отводить от себя зло и вред и получать благо и пользу.

Этим людям казалось, что они достигли уже в религиозном знании таких высот, что в знаниях учёных и их понимании религии они больше не нуждаются. У них появился девиз, выражающий их

отношение к учёным: «Они – такие же люди, как мы!»

Именно их невежеством и воспользовался Ибн Саба и его приспешники. Они легко поддавались любой смуте, так как их религиозный пыл не сопровождался знаниями и умом.

Пользуясь этим невежественным контингентом людей, Абдулла ибн Саба говорил своим приближённым помощникам (цитата его слов из книги «Аль-Камилю фи Тарих ли Ибни Асир»): «Критикуйте ваших наместников под предлогом побуждения к одобряемому и удерживания от порицаемого, чтобы склонить их внимание к себе» (см. «Аль-Камилю фи Тарих ли Ибни Асир», 2-й том, 8-я стр.).

وابدأوا بالطعن على أمرائكم وأظهروا الأمر بالمعروف والنهي عن المنكر تستميلوا به الناس.

Таким образом, под предлогом побуждения к одобряемому и удерживания от порицаемого, распространялась дезинформация, факты извращались, выдвинутые обвинения были искажёнными. Передёргивая факты, он ставил перед собой цель создать обстановку критики и конфликта.

Обвинения, выдвинутые против правителя Усмана

Какие обвинения, под предлогом побуждения к одобряемому и удерживания от порицаемого, выдвигали приспешники Ибн Сабы против правителя Усмана? Вот некоторые из них:

1) Усман не участвовал в битве при Бадре.

Действительно, Усман не участвовал в битве при Бадре, но на то была веская причина – Посланник Аллаха (мир ему и благословение) лично его попросил остаться в Медине, присмотреть за своей женой Рукият, которая являлась дочерью Пророка (мир ему и благословение) , так как она находилась при смерти. Но откуда же знать этот факт невежественным его последователям.

2) Усман снимает с ответственных должностей сподвижников Пророка (мир ему и благословение) и на их место назначает своих родственников.

3) Абдула ибн Саба начал распространять слухи, что Усман избивает сподвижников, но никто не подумал удостовериться в этой информации, на самом ли деле это так.

4) Он начал говорить, что Усман выслал Абузара из Медины. А как же было на самом деле? Абузар, видя ту роскошь, в которой начали жить арабы и не желая жить в этой роскоши, решил отойти от этого, предпочитая жить скромной жизнью, и Усман не раз отправлял за ним с просьбой вернуться. Но Абузар просил оставить его вдали от Медины. Таким образом враги искажали истину.

5) Абдула ибн Саба говорил, что Усман поджигал Коран. Для чего ему это делать, если он сам собрал его воедино? Он велел поджигать другие, чтобы не исказить настоящий, и чтобы у мусульман был один экземпляр Корана. Поэтому Али говорил, что если бы Усман не велел поджечь Коран, то он сам повелел бы, чтобы подожгли остальные.

6) Абдула ибн Саба обвинил Усмана в том, что во время хутбы он встал на ту ступень, где стоял сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение) . Во времена Пророка (мир ему и благословение) он стоял на третьей ступени минбара, Абубакр в своё время спустился на ступень ниже, Умар стоял на первой ступени, а для Усмана не осталось ступени. Если бы он не встал на ступень, получилось бы, что он вообще на минбаре не стоит. Если бы он так поступил, то в дальнейшем другие последователи в землю уходили бы. И это было бы бидатун-сайиятун (плохое нововведение). Во избежание этого, чтобы его голос доходил до всех, Усман встал на ступень, где стоял Посланник Аллаха (мир ему и благословение) .

7) Обвинение Усмана в том, что он добавляет новшества в религию, введя второй азан в пятничный день. Мы знаем, что сегодня мы читаем два азана в пятничный день. Это действительно было введено Усманом.

Все незнающие люди последовали за лицемером Абдулой, обманулись, и это стало причиной того, что они убили третьего халифа мусульман.

А где были сподвижники?

Где были сподвижники в это время? Почему они его не защитили? Сподвижники были рядом с ним. Они ждали хотя бы намёка на разрешение начать действовать. Но такого приказа не последовало.

Ибну Касир рассказывает: «Усмана окружили с конца месяца зуль каидат до пятничного дня 18 числа месяца зуль хиджа. За день до последнего дня Усман обратился с проповедью к тем, кто находился возле него – мухаджирам и ансарам – их было приблизительно 700 человек, среди них Абдулла ибн Амр, Абдулла ибн Зубайр, Хасан, Хусайн, Марван, Абу Хурайра. И если бы Усман позволил бы им предпринять меры, то они, жертвуя собой, встали бы на его защиту. Но он сказал им: «Я заклинаю вас, чтобы вы ничего не предпринимали и возвращались домой». Так же он обратился к своему рабу: «Свободен от рабства тот, кто положит меч в ножны, я отпускаю его на волю». После этих слов пыл внутри сподвижников охладел, а снаружи, у врагов, разгорелся ещё сильнее (см. «аль-Бидая ва аль-Нихаят», том 7-й, стр. 176, издательство «Даруль Кутубиль Ильмийяти»).

Усман постоянно повторял, что он не разрешает никому кого-либо убивать, чтобы из-за него пролилась кровь мусульман. Он всегда помнил наставление Пророка (мир ему и благословение) , которое он завещал ему. Что это за наставление?!

От супруги Пророка (мир ему и благословение) Айши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение) попросил её позвать одного из его сподвижников. «Я спросила, – рассказывает Айша, – Абу Бакра?» «Нет», – ответил Посланник Аллаха (мир ему и благословение) . «Умара?» «Нет!» «Али?» «Нет!» «Усмана?» «Да», – ответил Посланник Аллаха (мир ему и благословение) . Когда Усман (да будет доволен им Аллах) пришёл, Пророк (мир ему и благословение) сказал ему: «Отойди в сторонку». После этого Пророк (мир ему и благословение) стал что-то сообщать ему по секрету, и цвет лица Усмана в это момент изменился. И в день, когда Усман был окружён, мы спросили его: «О Правитель правоверных, ты не будешь сражаться с ними?» Он ответил: «Нет, поистине Посланник Аллаха (мир ему и благословение) наказал мне одно дело, и я буду верен своему обещанию, данному Пророку (мир ему и благословение) исполнять его» (см. «аль-Бидая ва аль-Нихаят», том 7-й, стр. 175, издательство «Даруль Кутубиль Ильмийяти»).

Что это за обещание, которое исполняет Усман, и намерен исполнить его даже под страхом смерти. Наказом Пророка (мир ему и благословение) было проявлять терпение и смирение и ни при каких обстоятельствах не допускать фитны и пролития крови мусульман.

Поэтому в эти смутные дни Усман сказал Мугире Ибн Шабату, который пришёл к нему с предложением, в то время, когда халифа окружили: «У тебя есть выбор встать на войну против них. Если ты встанешь, то на твоей стороне много твоих сторонников и у тебя есть сила дать им отпор». На что Усман ответил: «Я не стану первым из преемников Посланника Аллаха (мир ему и благословение) , пролившим кровь мусульман» (см. «Тарихуль Ислям ли Имами Захаби», 3-й том, 452 стр.).

وقال الأوزاعي: حدثني محمد بن عبد الملك بن مروان، أن المغيرة ابن شعبة، دخل على عثمان وهو محصور فقال: إنك إمام العامة، وقد نزل بك ما نرى، وإني أعرض عليك خصالاً: إما أن تخرج تقاتلهم، فإن معك عدداً وقوة. وإما أن تخرق لك باباً سوى الباب الذي هم عليه، فتقعد على رواحلك فتحلق بمكة، فإنهم لن يستحلوك وأنت بها، وإما أن تلحق بالشام، فإنهم أهل الشام، وفيهم معاوية. فقال: إني لن أفارق دار هجرتي، ولن أكون أول من خلف رسول الله صلى الله عليه وسلم في أمته بسفك الدماء. تاريخ الإسلام للذهبي

Почему Усман отказался от помощи мухаджиров и ансаров в противодействии этой смуты? Потому что он знал, что бунтовщикам нужен только он. И поэтому он не хотел использовать других сподвижников и его сторонников в качестве щита.

Сподвижники не при чём

Мусульманину нужно знать, что некоторые хотят приписать убийство Усмана сподвижникам, что, мол, они не были согласны с его правлением. Это гнусная клевета на сподвижников. К убийству Усмана сподвижники не имели никакого отношения, среди них нет виновных в пролитии его крови. Об этом чётко и ясно пишет Имам Навави в своей книге «Шархуль Муслим»:

«В убийстве Усмана не участвовал никто из сподвижников. Его убили варвары и невежественные люди, которые являются отбросами племенных сообществ, самые подлые из представителей разных племён. Они собрались и пришли вместе из Египта. Сподвижники, которые находились в Медине, не смогли защитить его...»

(см. «Шархуль Муслим ли Имами Навави», 15-й том, 148 стр.).

واما عثمان رضي الله عنه فخلافته صحيحة بالاجماع وقتل مظلوما وقتلته فسقة لان موجبات القتل مضبوطة ولم يجر منه رضي الله عنه ما يقتضيه ولم يشارك في قتله احد من الصحابة وانما قتله همج ورعاع من غوغاء القبائل وسفلة الاطراف والارذال تحزبوا وقصدوه من مصر فعجزت الصحابة الحاضرون عن دفعهم فحصروه حتى قتلوه رضي الله عنه

Параллель исторических событий с сегодняшними реалиями

Ознакомившись с вышеупомянутыми плачевными событиями тех времён и причиной их возникновения, давайте пропустим их сквозь призму сегодняшних реалий нашего положения:

«Мы будем молча хоронить»

Обратите внимание: скольких исламских учёных и мирных жителей сегодня поубивали? С какой целью всё это делается? Для того, чтобы поднять народ и спровоцировать его на братоубийственную войну. Разумному это стало ясно уже давно. И поэтому, во избежание смуты, так же, как в своё время сподвижник Пророка (мир ему и благословение) Усман проявлял терпение, чтобы не допустить разгореться искре, которая переросла бы в кровопролитие, так же и сегодня наши духовные наставники, чтобы ни случилось, призывают нас к спокойствию. «Наших будут убивать, а мы будем молча совершать по ним заупокойную молитву и хоронить». Этот призыв наших духовных наставников есть учение сподвижников. В чём смысл этого учения? Почему мы должны молча, сжав зубы, с кровоточащей раной в сердце провожать наших алимов, родственников и не предпринимать ничего?

Смысл в том, чтобы мы не стали теми, кто ведётся на провокации. Потому что от нас этого и ждут. Усман, когда против него сплотились и окружили, лишив воды и питья, не видел другого выхода, кроме как пожертвовать собой ради общины – ради сохранения её целостности и силы. Отдал бы он приказ сподвижникам, то, несомненно, началась бы смута, погибли бы и ни в чём не повинные люди. Понимая ситуацию изнутри, он выбрал меньшее из двух зол, чтобы посредством самопожертвования не пролилась чья-либо неповинная кровь.

Так же и сегодня, наши духовные наставники не видят лучшего выхода из сложившейся ситуации, кроме как идти на самопожертвования и терпеть во что бы то ни стало. Они не хотят допустить того, чтобы мусульмане оказались пушечным мясом в руках врагов Ислама, которые пытаются изнутри разжечь огонь вражды между нами, чтобы мы покончили с самими собой нашими же руками. Видя эту грязную политику, так же как и Усман призывал к спокойствию, к этому же спокойствию и сегодня нас призывают духовные наставники. Источник учения Усмана и духовных наставников один – это Посланник Аллаха (мир ему и благословение) , поэтому и призыв их одинаков.

Правитель мусульман, сподвижник Пророка (мир ему и благословение) Усман – бидатчик?

Сегодня учёных ахлю сунны обвиняют в том, что они вводят нововведения в религию и тем самым попадают в заблуждения. Не буду углубляться в тему дозволенности или запретности новшеств, разбирая безосновательность их ложных суждений. Это отдельная тема, которую не раз разбирали, но нужно уловить самый важный момент.

Сегодня недруги Ислама для того, чтобы разделить умму используют те же методы, к которым они прибегали в те далёкие времена, когда мусульманами правил третий праведный халиф Усман. Основной упор они делают на то, что якобы мусульмане вводят новшества, и это нужно остановить любыми путями. А ведь в новшествах обвиняли Сабаиты (последователи Ибн Сабы) и сподвижника Усмана. История повторяется. Сегодня потомки тех сабаитов, которые оклеветали и убили Усмана, обвиняя его в неверии, за то, что он ввёл новшества в религию, вводят в заблуждение многих неопытных мусульман, используя те же проверенные методы: обвиняют имамов в заблуждении, в том, что они вносят новшества в религию. Цель разобщить мусульман и стравить их друг против друга. Поэтому молодым людям, необходимо быть бдительными, не слушать тех, кто обвиняет человека в новшестве, и если в его сердце закралось сомнение, не держать в сердце, а спросить у знающего человека и развеять сомнения. Иначе можете стать очередной игрушкой в руках у недругов Ислама.

Хитрый метод

К каким методам прибегал Абдулла бин Саба, чтобы повлечь за собой людей и разобщить мусульман? Для этого сначала он призывал людей к добру и остерегаться зла. Услышав его красивые слова, они доверились ему и пошли за ним. Затем он стал поднимать людей против местных правителей, якобы, они не достойны правления и что Усман поставил их не по праву. Получив поддержку от обманутых людей, он встал против Усмана, говоря, что он не годится для правления, что он слишком мягкий и получил власть незаконным путём.

Обратите внимание, как схожи реалии тех времён с нашими. Сегодня потомки тех сабаитов начали с призыва людей к добру и остерегаться зла. Почему именно с него? Потому что сначала надо собрать за собой невежественных последователей, которые, обманувшись их красивыми речами, будут не задумываясь исполнять их приказы. Собрав людей, они начали критиковать назначенных имамов, что, мол, они невежественны в вопросах Ислама и что нужно их снять с этих должностей…

Понимаете? Методы – старые, но проверенные на практике и удивительно срабатывающие. Нам же необходимо быть бдительными, в полученной информации удостовериться и тогда мы сами уличим этих недругов во лжи.

Ислам не остановить убийствами

Разве враги Ислама смогли остановить распространение Ислама убийством Усмана?! Нет. Так же и сегодня, убийствами алимов не смогут этого сделать. Все течения появлялись, исчезали, сабаиты появлялись – исчезали, их течения появляются и будут исчезать, только ахлю сунна валь джамаа останется до Судного дня!

Нам же остаётся изучать историю Ислама и не попадать на уловки недругов Ислама.

Колодец «Рума»

На северо-западе Медины, на расстоянии примерно 5 км от мечети Пророка (мир ему и благословение) расположено место, которое сегодня известно как колодец Усмана (да будет доволен им Аллах), а во времена называлось «биру Рум».

Это место уже более 1400 лет наполнено неиссякаемой милостью. Это благодать третьего праведного , образца жертвенности и щедрости, качеств, отличавших этого человека.

В районе Вади Эль-Акик расположен сад с колодцем, занимающим особое место в истории Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах). Это колодец рума.

История этого колодца напрямую связана с событиями (переселения) и последующими годами, когда наряду с ростом города и его населения возросла нужда в новых источниках воды.

Колодцем владел человек, который никому не позволял пользоваться им бесплатно.

Вода в нём была вкусная, её очень любил Пророк (мир ему и благословение). Посланник Аллаха (мир ему и благословение) просил хозяина позволить людям пить из него бесплатно, обещав, что в награду он получит колодец в Раю. Но тот отказался, мотивируя это тем, что он и его дети живут за счёт этого колодца.

Все платили за воду одному человеку, владевшему колодцем «Рума», так как это был единственный пресный источник в этой местности.

Когда об этом узнал Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах), самый богатый и щедрый из сподвижников, он выкупил колодец за 35 тысяч дирхемов и отдал его во всеобщее пользование (вакф).

Этот колодец сохранился как историческая достопримечательность, но иссяк. Позже его стены отстроили и многое изменили.

Биография Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах)

Жизнеописание Усмана (да будет доволен им Аллах) представляет собой типичный пример судьбы, облагороженной Исламом. Пророк (мир ему и благословение) придавал огромное значение развитию в сподвижниках их положительных качеств.

Пророк (мир ему и благословение) поручал каждому сподвижнику именно то дело, к которому был предрасположен. К примеру, он использовал богатство и щедрость Усмана (да будет доволен им Аллах), поручая ему вопросы даров и подношений. Ведь такие качества, как щедрость, готовность помочь, сострадание проявились в Усмане (да будет доволен им Аллах) в полной мере.

Говорят, что Усман (да будет доволен им Аллах) родился и вырос в Таифе, и это оказало определённое влияние на формирование его личных качеств.

Где бы ни родился Усман (да будет доволен им Аллах) – в Мекке или в Таифе, бесспорно то, что он рос в богатой семье, которая вела обширную торговлю.

Омейядская ветвь курайшитов соединяется с родом Пророка (мир ему и благословение) на Абдуманафе. Она занимала видное место в Мекке.

Во времена джахилийи курайшиты делились на несколько групп или родов, самым крупным из которых считался род Хашима, затем Махзума и т.д. Омейяды были одним из таких родов, принадлежа, таким образом, к верхушке мекканской знати.

Курайшиты очень любили Усмана (да будет доволен им Аллах). Существовала даже поговорка: «Да полюбит тебя Милостивый, как курайшиты Усмана». Это ясно показывает, какое место он занимал в сердцах соплеменников.

Усман (да будет доволен им Аллах) принял Ислам почти сразу после ниспослания пророчества, в возрасте 30 лет. Важную роль в этом сыграл (да будет доволен им Аллах).

Когда Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах) принял Ислам, на него ополчился его дядя, требуя, чтобы он вернулся к религии предков. Но Усман (да будет доволен им Аллах) был непреклонен и защищал свою веру; в конце концов, её принял и дядя.

Переселение в Эфиопию

Когда первые мусульмане подверглись сильным притеснениям со стороны курайшитов, Усман (да будет доволен им Аллах) был в числе первых мухаджиров в Эфиопию.

Их путь пролегал к гавани Шуайба, к юго-западу от Мекки.

Сподвижники – Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах) и ещё 12 мусульман, в том числе его жена Рукийя, дочь Посланника Аллаха (мир ему и благословение), вышли в этом направлении, к порту Шуайба. Там они наняли два маленьких судна и направились в Эфиопию.

По этой же дороге мусульмане совершили и второе переселение в Эфиопию, так как в то время это была основная дорога, а Шуайб был основным портом.

Слова Пророка (мир ему и благословение) «Если бы у меня была ещё одна дочь, я и её отдал бы Усману» свидетельствуют о том, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) высоко ценил его благородство.

После переселения в Медину Усман (да будет доволен им Аллах) помогал мусульманам и Пророку (мир ему и благословение), деля с братьями по вере всё, чем владел.

Он участвовал во всех сражениях. Единственным сражением, в котором он не принял участие, была битва при Бадре, так как Пророк (мир ему и благословение) оставил его ухаживать за своей заболевшей дочерью.

Худайбия

Последующие события, произошедшие в Худейбийе, привели к клятве «Ридван» и худейбийскому перемирию. Эта клятва напрямую связана с Усманом (да будет доволен им Аллах).

Пророк (мир ему и благословение), прибыв в Худейбийю, послал Усмана (да будет доволен им Аллах) к курайшитам, зная, что они его уважали.

Когда Усман (да будет доволен им Аллах) задержался в Мекке, пошёл слух, что язычники его убили. Мусульмане решили отомстить и присягнули Пророку (мир ему и благословение), принесли известную присягу.

С того места, где расположились мусульмане, желавшие совершить паломничество, Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах) отправился послом к неверным. Сначала Пророк (мир ему и благословение) хотел послать (да будет доволен им Аллах), но тот посоветовал отправить Усмана (да будет доволен им Аллах) из-за уважения, которым он пользовался у курайшитов.

Многобожники поприветствовали его и сказали: «Соверши таваф вокруг Каабы». Но он отказался, сказав: «Нет, пока не совершит Пророк (мир ему и благословение)».

И начались переговоры. Когда пошел слух, что Усман (да будет доволен им Аллах) убит в Мекке, и Пророк (мир ему и благословение) захотел отомстить за него, к западу от Мекки, была принесена присяга, известная как клятва Ризван или клятва под деревом, да будет Аллах доволен мусульманами, давшими её.

Во время принесения присяги сподвижники, складывали свои ладони, один поверх другого. И когда это осталось сделать только Усману (да будет доволен им Аллах), вместо него свою руку положил Пророк (мир ему и благословение).

Щедрость Усмана (да будет доволен им Аллах)

При жизни Пророка (мир ему и благословение) и в последующем Усман являлся образцом щедрости и готовности помочь в трудную минуту. Это особенно ярко проявилось на 9 году Хиджры, при подготовке к походу на Табук, когда он снарядил бедных мусульман, выступивших против объединённой армии византийцев.

Поход на Табук был одним из самых трудных для мусульман.

Усман (да будет доволен им Аллах) снарядил армию бедняков, всех до единого. Он снабдил их всех копями, оружием, едой – всем необходимым.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «С сегодняшнего дня Усману не повредит сделанное им».

Когда мечеть Пророка (мир ему и благословение) стала тесной, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) пожелал приобрести рядом с ней землю для расширения, и Усман (да будет доволен им Аллах) купил её.

Пока земля, купленная Усманом, находится в пределах мечети, а это так и по сей день, иншаалах, он получит награду за каждый поклон, за каждую суджда, сделанные на нем мусульманами.

Усман был хорошим помощником Абу Бакру и Умару (да будет доволен ими всеми Аллах), являлся одним из членов совета Шуры. После убийства Умара он был избран халифом в возрасте 68 лет.

Достоинства Усмана бин Аффана (да будет доволен им Аллах)

Усман бин Аффан, прозванный «обладателем двух сияний». Обладателем двух сияний был наречен оттого, что был женат на двух дочерях Пророка (мир ему и благословение). Вторую дочь Пророка (мир ему и благословение) он взял в жены после смерти первой. Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если бы у меня была еще дочь, то и ее я отдал бы за Усмана».

Он был одним из тех восьмерых, которыми был доволен Пророк Мухаммад (мире ему и благословение). Двое умерли, осталось шестеро. Из их среды и избрали халифа. Выбирали между Усманом и . Всё решил Абдуррахман ибн Авф, который сказал: «Я посоветовался со всеми, даже с теми, кто проходил по улицам, и убедился, что все отдают предпочтение Усману».

Он был старше, очень щедрым и являлся одним из чтецов.

В эпоху Усмана (да будет доволен им Аллах) было завоёвано много стран; был основан военно-морской флот, захвативший Кипр.

К достижениям Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах) относится и то, что он продолжил завоевания Умара (да будет доволен им Аллах). Исламское государство продолжало расширятся. Началась эпоха морских завоеваний, исламское государство превратилось в морскую державу.

Одним из самых больших его достижений было составление 4 копий Корана, которые отвезли в центры областей халифата. Все они были копиями экземпляра, собранного во время Абу Бакра (да будет доволен им Аллах).

Это было вершиной его блестящей деятельности: он составил несколько копий Корана и раздал их по крупным областям, дабы они стали основным источником для копирования и изучения Книги Всевышнего.

Усман (да будет доволен им Аллах) продолжил и развил многие начинания Умара и особое внимание уделил судебным делам.

Усман (да будет доволен им Аллах) был первым, кто построил здание суда в истории Ислама. Суд стал учреждением. Кроме того, он первым в исламском государстве основал полицию.

В эпоху Усмана (да будет доволен им Аллах) его финансовая политика и расширение государства привели к росту общего благосостояния и распространению роскоши. Сподвижники, привыкшие к аскетизму, не могли быть этим довольны.

В среде мусульман начало проявляться недовольство, определённую роль в этом сыграло и коварство врагов.

Всё это привело к тому, что известно в истории Ислама под названием «Великая смута», которая началась с убийства Усмана (да будет доволен им Аллах).

Заговор против Усмана (да будет доволен им Аллах) и его убийство

Это был заговор определённых лиц, которые смогли воздействовать на некоторых мусульман, но не на сподвижников Пророка (мир ему и благословение). В убийстве Усмана (да будет доволен им Аллах) не участвовал ни один сподвижник.

Одним из самых ярых подстрекателей был тайный иудей Абдула ибн Саба. Своими интригами он смог натравить группу людей на Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах).

Достоверно, что Абдулла ибн Саба был иудеем, родом из Саны (Йемен). Его называли ибн Савда (сын чёрной). Он притворялся мусульманином и, переезжая с одного места в другое, собрал вокруг себя сторонников и распространил среди них много нечестивых нововведений, которые принесли вред исламскому обществу.

Усман (да будет доволен им Аллах) мог подавить недовольных силой, но вместо этого прибегнул к диалогу. Он обсуждал со своими противниками их доводы, но они продолжали свои козни, закончившиеся его убийством.

Усман (да будет доволен им Аллах) дал приказ не применять силу оружия против кого-либо, чтобы не говорили: «Усман убивает людей».

Так что они смогли добраться до Усмана (да будет доволен им Аллах) и убить его во время чтения, так что его кровь капала на Коран, на слова аята: «Им достаточно Аллаха».

Они ударили и его жену, защищавшую своего мужа.

Усман был убит невинно. После Умара (да будет доволен им Аллах) он стал вторым убитым халифом. Похоронили его на кладбище Баки.

Кладбище Баки, как вы знаете, является очень важным для мусульман.

Говорят, что там похоронены десятки тысяч сподвижников. Это достоверно известно. Каждый мусульманин желает быть похороненным здесь, рядом со сподвижниками, на этом благословенном кладбище.

Величайшим из покоящихся здесь мусульман после Пророка (мир ему и благословение) и похороненных в его комнате Абу Бакра и Умара (да будет доволен ими Аллах) является Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах).

Усман (да будет доволен им Аллах) умер на 82-м году жизни, но история сохранила для нас его великие качества, такие как скромность, щедрость, милосердие, терпение и великодушие, а также его ненависть к кровопролитию даже перед лицом смертельной опасности.

Да смилостивится Аллах над обладателем двух нуров и да будет доволен им, и да приведёт его к довольству.

Материал переведен с арабского и подготовлен телекомпанией «Махачкала-ТВ»

Усман ибн Аффан , Осман ибн Аффан (574 - 20 июня 656) - один из сподвижников Мухаммеда и третий арабский халиф (с 644 года) . При Усмане была завершена кодификация Корана. Сунниты рассматривают его как одного из четырех праведных халифов, наряду с Абу Бакром, Умаром и Али. Шииты считают его узурпатором.

Усман родился в Мекке. Будучи представителем влиятельного клана Омейядов, до принятия ислама был состоятельным купцом. Он стал одним из первых сподвижников Муха ммеда, хотя на первых порах Омейяды относились к его проповеднической деятельности с большим подозрением. В благодарность за его поддержку Мухаммед позволил ему взять в жёны одну из своих дочерей. Несмотря на большой авторитет своего клана и участие в Хиджре, Усман долгое время оставался в тени. После убийства второго халифа Умара, созданный последним совет выбрал халифом Усмана, известного своей близостью к Пророку, но активного участия в политической жизни не принимавшего. Фигура Усмана на тот момент оказалась компромиссной. Усман не был столь сильной личностью, как его предшественник, и в своём правлении опирался не столько на личную харизму, сколько на авторитет исламской традиции. В этом отношении ключевую роль сыграла предпринятая им кодификация Корана. При нём ислам проник на Кавказ, в Иран и Кипр, а клан Омейядов вернул утраченные при Мухаммаде позиции. Усман проводил политику централизации племенного союза, который представляли собой арабы при жизни Мухаммада. Руководящие посты в завоёванных землях он раздавал преданным членам своего клана, им же доставалась большая часть награбленного в завоевательных походах. Влияние родственников на Усмана вызывало недовольство военной верхушки. В 650 г. против Усмана восстали ряд провинций Ирака и Египта. Столицей Усмана была Медина. В 655 г. египетские повстанцы достигли его дворца, но после переговоров вернулись восвояси. На следующий год, однако, Усман был осаждён в своих покоях группой мусульман, недовольных его политикой, и после нескольких дней отчаянного сопротивления был умерщвлён. С этого эпизода начинается первая в истории халифата гражданская война - фитна.

4-й праведный халиф: Али (стал халифом после убийства взбунтовавшимися солдатами халифа Усмана, впоследствии был убит хариджитами).

Абу́ль-Ха́сан Али́ ибн Абу́ Та́либ аль-Кураши́ , более известен как Али ибн Абу Талиб (17 марта 599 - 24 января 661) - выдающийся политический и общественный деятель; двоюродный брат, зять и сподвижник пророка Мухаммеда, четвёртый праведный халиф (656-661), первый из двенадцати почитаемых шиитами имамов . Согласно многим источникам, особенно шиитским, это единственный человек, который родился в Каабе; первый ребёнок и первый среди лиц мужского пола, принявший ислам ; во время своего правления получил титул амир аль-муминин (глава правоверных). Али был активным участником всех важных событий ранней истории ислама и всех битв, которые Пророку пришлось вести с противниками своего вероучения. «Если я- город наук, то Али- ключ к этому городу» , - говорил Мухаммед. Али стал халифом после убийства взбунтовавшимися солдатами халифа Усмана. Различные события стали причиной гражданской войны с Муавией, а закончились гибелью халифа от рук убийцы-хариджита. В историю ислама Али вошёл как трагическая фигура. Сунниты рассматривают его как последнего из четырёх праведных халифов.Шииты почитают Али как первого имама и как святого, особыми узами близости связанного с Мухаммадом, как праведника, воина и вождя. Ему приписываются многочисленные воинские подвиги и чудеса. Среднеазиатская легенда утверждает, что у Али семь могил, ибо хоронившие его люди видели, как вместо одного верблюда с телом Али стало семь и все они пошли в разные стороны.

Муавия I - основатель династии Омейядов в 661. Когда последний из четырёх Праведных халифов, Али ибн Абу Талиб, был убит хариджитами, Муавия ибн Абу Суфьян из рода Омейядов стал единоличным правителем в Халифате. В течение последующих лет после убийства Али преемники Муавии проклинали память Али в мечетях и на торжественных собраниях, а последователи Али отплачивали тем же трём первым халифам, как узурпаторам, и «собаке Муавии». Между тем Омейя́ды или бану Умайя - династия халифов, правившая в Дамасском халифате до середины VIII века, находились у власти в халифате почти 90 лет (Омейяды Суфьянидской и Марванидской ветвей). Основатель и первый халиф династии Омейядов c 661 года, перенёс столицу халифата в Дамаск. В 661 году сын Али ибн Абу Талиба - Хасан после своего непродолжительного правления признал право Муавии на трон халифа. Муавия вёл войну с Византией в Северной Африке, где его армии захватили Ливию. Он также осадил Константинополь в 674-677 годах. В 678 году флот Муавия был сожжен под Константинополем. Преемником Муавии на посту халифа стал его сын Язид I. В 750 году в результате восстания Абу Муслима династия Омейядов была свергнута Аббасидами, а все Омейяды были уничтожены, кроме внука халифа Хишама Абд ар-Рахмана, основавшего династию в Испании (Кóрдовский халифат). Предком династии был Омайя ибн Абдшамс сын Абдшамса ибн Абдманафа и двоюродный брат Абдулмутталиба. Абдшамс и Хашим были братьями-близнецами.

Фа́тима бинт Муха́ммад (Мекка, 605- Медина, 633) - младшая дочь пророка Мухаммеда, проповедника монотеизма и основателя исламской религии, от его первой жены Хадиджи. Единственная из всех детей Мухаммеда дожила до его смерти. Её рождение выпало на период, когда курайшиты начали ожесточённо притеснять мусульман. Во время родов служанки Хадиджи покинули её, отказав ей в помощи, - рожать пришлось самостоятельно. В соответствии с традицией арабов всех детей Хадиджа отдавала кормилицам из числа кочевых арабов для удаления их от очагов болезней, распространённых среди оседлых арабов, а также для изучения чистого арабского языка. Фатиму жеХадиджа с рождения воспитывала сама . Первые годы жизни Фатимы совпали с экономической блокадой курайшитов против мусульман, им был перекрыт доступ к продовольствию и занятию торговлей, и мусульмане три года страдали от голода, сосредоточившись в квартале Абу Талиба. В 10-м году пророчества умирают мать Фатимы и её дед Абу Талиб, после чего притеснения мусульман усиливаются, и Фатима становится свидетелем унижений и насилия против её отца и его последователей.

Когда Фатима достигла возраста замужества, к ней приходили свататься многие знатные и богатые женихи, в т.ч. Абу Бакр и Умар. Однако Мухаммад с согласия Фатимы выдал её замуж за своего двоюродного брата Али. Это произошло в 622 или 623 году. Махр, данный Фатиме, составил 500 динаров, полученных Али от продажи своей кольчуги. Церемония бракосочетания прошла скромно, как это и приветствуется в исламе.Их брак продлился 10 лет и закончился смертью Фатимы. Фатима почитается мусульманами как образец богобоязненности и терпения, а также наилучших нравственных качеств. С Фатимой связан амулет хамса , имеющий в исламе также название«Рука Фатимы». По легенде, однажды Фатима помешивала еду на огне, а её муж Али вошёл в дом с девушкой, на которой он только что женился. Фатима, пораженная горем, уронила ложку и продолжила помешивать еду рукой, не обращая внимания на боль. С тех пор её рука стала символом терпения и веры.

Хусейн ибн Али - аль-Хусайн ибн Али ибн Аби Талиб ибн Абд аль-Мутталиб ибн Хашим ибн Абд аль-Манаф ((627 - 10 октября 680) - третий шиитский имам . Внук пророка Мухаммеда, сын Али ибн Абу Талиба и Фатимы. День его гибели во время сражения с войском халифа Язида отмечается шиитами как шахсей-вахсей. После смерти его брата Хасана он перенял руководство восстанием в Куфе, однако потерпел поражение против Омейядов. 10 октября 680 (10 Мухаррама 61 года Хиджры) он погиб во время битвы под Кербелой. Согласно традиции, Хусейн был похоронен в Кербеле около места своей гибели. Большинство источников говорит, что голова его была найдена позже и присоединена к его телу. Имеются также рассказы, что голова имама попала в Сирию, а также многочисленные другие легенды. На его могиле был построен Храм имама Хусейна, который превратился в место паломничества шиитов. Шиитская традиция считает Хусейна праведником и мучеником. Многие мнения сходятся к тому, что он знал о безнадёжности своей борьбы, но принял мученичество ради спасения ислама, чтоы община не была уничтожена Язидом. Шииты считают, что это была добровольная жертва ради необходимости. Хусейн - образец того, как герой может бороться против тирании и быть хорошим мусулманином. День Ашура (шахсей-вахсей) отмечается по поводу этого события и жертвоприношения. Есть шиитская пословица «Всегда - в Ашуре, везде - в Кербеле» . Означает готовность бороться за себя и за других при любых обстоятельствах так, как это делал имам Хусейн.

Зейд ибн Сабит (ум. в 665) - один из известных сподвижников пророка Мухаммеда и его личный секретарь. Возглавлял комиссию по окончательной редакции Корана. Родился в Медине и происходил из племени Хазрадж. Родился за 11 лет до хиджры. Его отец погиб в результате междоусобной войны между мединскими племенами Аус и Хазрадж. Зейд был очень способным и грамотным человеком, отличался хорошей памятью. Кроме арабского, он изучил сирийский и древнееврейский языки и помогал пророку Мухаммеду в переводе писем, которые поступали к нему на этих языках. Будучи секретарем пророка Мухаммада, он записывал ниспосылаемые ему Божественные откровения и был одним из лучших знатоков Корана, который он знал наизусть. Он также был знатоком толкования (тафсира ) Корана. В период правления первых халифов Абу Бакра и Омара, Зейд был их приближенным и занимал различные государственные должности. В период правления халифа Османа, он был ответственным за государственную казну. Он умер в Медине, в возрасте приблизительно 54 лет.

Имя Зейда ибн Сабита прочно вошло в историю, в связи с его усилиями по работе над окончательной редакцией текста Корана. Эта работа была поручена ему Абу Бакром и Омаром после битвы в Йамаме против лжепророка Мусайлимы, во время которой погибли около 70 знатоков (хафизов ) Корана. Обеспокоенные тем, что количество знатоков Корана со временем неизбежно будет сокращаться, Абу Бакр и Омар обязали Зейда начать работу по собранию аятов Корана в единую книгу. А тот, в свою очередь, собрал знатоков Корана, и они, совместными усилиями, проделали эту работу и собрали первый полный письменный экземпляр Корана (мусхаф). Этот экземпляр хранился у жены пророка Мухаммада Хафсы до периода правления третьего Праведного халифа Османа.

Во время работы над собранием Корана, Абу Бакр поручил Зейду не полагаться на свою память, и поставил условием, что он обязан для доказательства точности каждого аята, который он соберет в окончательный список, иметь два письменных свидетельства. Абу Бакр объявил о начале работы над собранием Корана по всей Медине и потребовал у горожан, которые имеют письменные фрагменты Корана, принести их в мечеть и сдать Зейду. Контролировал принесенные населением фрагменты Омар, который знал, какие из этих фрагментов были проверены пророком Мухаммадом, а какие нет. Два принесенных фрагмента Корана являлись письменным свидетельством их подлинности, но они сравнивались с третьим элементом. Третьим элементом являлись данные Зейда ибн Сабита, так как он был одним из лучших знатоков Корана, который знал его наизусть. Принесенные фрагменты он сопоставлял со своими знаниями. В то же время, были и некоторые исключения из этого правила. В период халифата Османа среди мусульман возникли некоторые споры относительно правильного чтения Корана. Поэтому Осман распорядился составить окончательную редакцию Корана. Для этого он создал комиссию его лучших знатоков. Председателем этой комиссии стал Зейд ибн Сабит. Количество членов комиссии и их имена в разных хрониках приводятся по-разному. Эта комиссия размножила экземпляр Корана, который был собран в период правления Абу Бакра, после чего халиф Осман разослал его во все основные центры Халифата.

Хасан аль-Басри (21/641-110/728) - известный мусульманский правовед, знаток Корана и хадисов из поколения табиунов. Полное имя с куньей Абу Саид аль-Хасан ибн Йасар аль-Басри. Его отец был родом из иракского селения Майсан. В период правления халифа Омара он, вместе со своей семьей, переехал в Медину. С ранних лет стремился к науке, стал одним из самых ранних мусульманских классиков. Он вел аскетический образ жизни, был знаком с тремястами сподвижниками пророка Мухаммада. Мировоззрение его соответствовало положениям ортодоксального Ислама. Он признавал наличие Божественного предопределения, и возможность лицезрения Аллаха в раю, считал обязательным исполнение всех религиозных предписаний. Всех мусульман, совершающих большие грехи, он считал лицемерами. Обязательным моральным качеством верующего он считал наличие искренней, а не показной веры в Аллаха, которому известно обо всех помыслах людей. Вера человека заключается не в словах, а в его делах и поступках. Согласно Хасану аль-Басри, аскетизм (зухд ) заключается не в отшельничестве или затворничестве, а в любви к Аллаху, борьбе человека со своими греховными страстями и отдалении от ложных прелестей материального мира. Любовь к Аллаху является вершиной духовности человека. К толкованию Корана и хадисам тносился в высшей степени строго и критично. Он знал о том, что многие люди объясняли аяты Корана и хадисы древнееврейскими преданиями (исраилият ). Поэтому он призывал их отказаться от этой практики и следовать только тем преданиям, которые исходили непосредственно от самого пророка Мухаммада. Хасан аль-Басри ненавидел тиранию и тиранов, не побоялся выступить против произвола омейядского наместника Ирака Хаджадж ибн Йусуф. Хасан сыграл большую роль в развитии доктрины суннитского Ислама (См. Ахль ас-Сунна ва’ль-Джамаа )

АРА́БСКИЙ ХАЛИФА́Т (Исламский халифат ‎)

· 1 Мединская община

· 2 Праведный халифат (632-661)

· 3 Омейядский халифат (661-750)

· 4 Аббасидский халифат (750-1258)

o 4.1 Первые Аббасиды

o 4.2 «Золотой век» арабской культуры

o 4.3 Потеря политической власти халифов

§ 4.3.1 Гонения на свободомыслие

§ 4.3.2 Каирский халифат

o 4.4 Последние халифы из династии Аббасидов

o 4.5 Вторжение сельджуков

o 4.6 Вторжение монголов


| | 3 | | | | |

В единую книгу.

Родившись в известном мекканском клане бану Умайя из племени курайшитов, он сыграл важную роль в ранней исламской истории и известен тем, что заказал компиляцию стандартной версии Корана . Усман стал преемником после смерти халифа Умара ибн аль-Хаттаба на совете (шуре), состоящим из тех, кого выбрал Умар.

Усман был женат на дочери пророка Мухаммеда и Хадиджи Рукайе и после её смерти женился на другой дочери Пророка Умм Кульсум. Женившись на двух дочерях Мухаммеда, он заслужил почетный титул Зу аль-Нурайн («Обладатель двух светочей») . Таким образом, он был также свояком четвёртого халифа Али, чья жена Фатима была младшей сестрой жён Усмана.

Под руководством Усмана Арабский халифат распространилась на Фарс (современный Иран) в 650 году и некоторые районы Хорасана (современный Афганистан) в 651 году. Завоевание Армении началось в 640-х годах . В его правление широко распространились протесты и беспорядки, которые в конечном счете привели к вооруженному восстанию и его убийству халифа.

‘Усман был среднего роста, широкоплечий, с тонкой кожей и густыми волосами. Борода его была длинной и густой, он красил её в жёлтый цвет. По словам Аз-Зухри :

«Усман был человеком среднего телосложения, с хорошими волосами и красивым лицом, с лысиной, с орлиным носом и мощными голенями, с длинными предплечьями, которые покрывали густые волосы. У него была красивая улыбка, а волосы его спускались ниже ушей. Согласно наиболее достоверной версии, он был светлокожим. Хотя согласно некоторым версиям, его кожа была смуглой» .

У ‘Усмана и пророка Мухаммеда был общий предок по мужской линии, которого звали Абд Манаф. Отец ‘Усмана, Аффан ибн Аби аль-Ас, погиб в молодом возрасте ещё в доисламские времена. Путешествуя с торговыми караванами, отец оставил Усмана с большим наследством. Мать, Арва бин Курайз из рода Абд Шамс, приняла ислам и скончалась в эпоху его правления. Мать Арвы звали Умм Хаким бинт Абду-ль-Мутталиб, что сделало Арву двоюродной сестрой пророка Мухаммеда . Родители происходили из богатых курайшитских кланов Мекки.

У Усмана была родная сестра, которую звали Амина . В доисламские времена она вышла замуж за аль-Хакама ибн Кайсана, который был вольноотпущенником Хишама ибн аль-Мугиры. Во время войны между мусульманами и мекканскими многобожниками он был взят в плен. Находясь в Медине, он принял ислам и остался с мусульманами. Погиб в 626 г. во время трагических событий у источника Мауна. Амина бинт Аффан оставалась язычницей до самого покорения Мекки . После завоевания Мекки пророком Мухаммедом она вместе с матерью и сестрами приняла ислам. У Усмана по матери было трое братьев и сестра. Их звали: аль-Валид, Умара, Халид и Умм Кульсум .

Всего у Усмана было восемь жён, на которых он женился уже после принятия ислама. Сначала Усман женился на дочери пророка Мухаммеда Рукайе, которая родила ему сына АбдуЛлаха. После смерти Рукайи он женился на её сестре Умм Кульсум . Усман также женился на Фахите бинт Газван, которая родила ему Абдуллаха-младшего. После этого он женился на Умм Амр бинт Джундуб аль-Аздийя, которая родила ему пятерых детей: Амра, Халида, Абана, "Умара и Марьям. Ещё одной женой Усмана стала Фатима бинт аль-Валид. Она родила ему аль-Валида, Саида и Умм Саад. После Фатимы он женился на Умм аль-Банин бинт Уяйна, и она родила ему Абдуллаха. Ещё одной женой Усмана была Рамля бинт Шейба, родившая ему Аишу, Умм Абан и Умм Амр. Усман также взял в жёны Наилю бинт аль-Фарафиса, которая была христианкой и приняла ислам перед началом их супружеской жизни .

Таким образом, у Усмана от пяти жён родилось девять сыновей и семь дочерей также от пяти жён. Старший сын Усмана и Рукайи родился за два года до переселения в Медину. Однако в первые дни их жизни в Медине петух клюнул мальчика в лицо около глаза. Рана воспалилась и в конце концов распространилась на всё лицо. Ребёнок умер в возрасте шести лет. Сын Усмана - Амр известен тем, что передавал немногочисленные хадисы от своего отца и Усамы ибн Зейда . Он женился на дочери Муавии ибн Абу Суфьяна и скончался в 80 году от хиджры. Сын Умм Амр бинт Джундуб - Абан носил кунью Абу Саид. Он был факихом и в эпоху правления Абдул-Малика ибн Марвана занимал должность правителя Медины. Сын Фатимы бинт аль-Валид по имени Саид в эпоху Муавии ибн Абу Суфьяна был назначен правителем Хорасана .

Точное место и дата рождения Усмана неизвестны. По наиболее распространённой версии, он родился в Мекке через шесть лет после «года слона » (около 576 г.), а по другой версии - в Таифе .Сообщается также, что он родился в 583 году .

До начала пророческой миссии Мухаммеда Усман относился к числу наиболее уважаемых и влиятельных курайшитов. Он отличался от других стыдливостью. По словам самого Усмана, даже в доисламские времена он никогда не поклонялся идолам, не пил вино и не прелюбодействовал. Усман знал родословные арабов, их пословицы и их историю, много путешествовал и общался с представителями других народов . Усман стал торговцем как его отец, и его бизнес процветал. Усман был одним из самых богатых людей среди курайшитов . Он числится одним из 22 мекканцев «на заре ислама», который умел писать .

Вернувшись из поездки в Сирию в 611 году, Усман узнал о начале пророческой миссии Мухаммеда. После разговора с Абу Бакром Усман решил принять ислам, и Абу Бакр привел его к Мухаммеду, чтобы объявить о своей вере. Так Усман оказался в числе первых мусульман. Вероятнее всего Усман стал четвёртым мужчиной, принявшим ислам, после Абу Бакра, Али и Зейда . Его обращение в ислам вызвало гнев его клана, бану Уммайи, который решительно выступил против учения Мухаммеда .

В первые годы после начала пророческой миссии Мухаммеда мусульмане подвергались гонениям со стороны мекканских многобожников . С каждым днём их положение осложнялось. Усман ибн Аффан также подвергся испытаниям от своего дяди аль-Хакама ибн Абуль-Аса, который однажды связал его и обещал развязать только после того, как Усман отречётся от своей религии. Усман остался непреклонен, и аль-Хакам оставил его в покое. После гибели Ясира и его жены Сумайи от рук язычников Мухаммед сказал своим сподвижникам, что им нужно переселиться в Эфиопию. В 615 году мусульмане (десять мужчинам и три женщины) тайно покинули Мекку, добравшись до берега Красного моря сели на два корабля и уплыли в Абиссинию (совр. Эфиопия). Множество мусульман присоединились к ним позже . Среди участников первого и второго переселения в Эфиопию был и Усман со своей женой Рукайей бинт Мухаммад. В Мекке остались лишь те, кто имел поддержку со стороны своих родственников .

Поскольку Усман уже имел некоторые деловые контакты в Абиссинии, он продолжал торговать и приумножать своё богатство . Через четыре года среди мусульман в Абиссинии распространилась новость о том, что мекканские курайшиты приняли ислам, и это убедило Усмана, Рукайю и ещё 39 мусульман вернуться в Мекку. Однако, когда они достигли Мекки, они обнаружили, что новость о принятии исламом курайшитов была ложной. Тем не менее Усман и Рукайя вновь поселились в Мекке . Усману пришлось начать свой бизнес заново, но контакты, которые он уже установил в Абиссинии, работали в его пользу, и его бизнес снова процветал .

Когда Али женился на Фатиме, Усман купил доспехи Али за пятьсот дирхамов. Четыреста дирхамов были выделены в качестве махра для Фатимы, а оставшаяся сотня пошла на все остальные расходы. Позже Усман подарил Али доспехи в качестве свадебного подарка .

В 632 году, когда умер пророк Мухаммед, Усман принял участие в Прощальном паломничестве .

У Османа были очень близкие отношения с Абу Бакром, так как именно благодаря ему Усман принял ислам. Когда Абу Бакр был выбран в качестве халифа, Усман был первым человеком после Умара, который присягнул ему. Во время Войн ридда (Войн веротступничества) Усман оставался в Медине, выступая в качестве советника Абу Бакра. На смертном одре Абу Бакр продиктовал свою волю Усману, сказав, что его преемником должен был стать Умар .

В 644 г. Умар ибн аль-Хаттаб был смертельно ранен и незадолго до своей кончины назвал имена шестерых наиболее уважаемых мусульман, которые должны были выбрать из своей среды нового халифа. Самым старшим из числа этих выборщиков был Абдуррахман ибн Ауф . Он сразу отказался от претензий на престол и взял на себя ведение переговоров. Тальхи ибн Убайдуллаха в то время не оказалось в Медине, и таким образом, в числе претендентов оказались Усман, Али ибн Абу Талиб , Саад ибн Абу Ваккас и аз-Зубайр ибн аль-Аввам . Абдуррахман ибн Ауф с глазу на глаз стал задавать каждому претенденту один и тот же вопрос: кого он выберет, если не выберут его? Али указал на Усмана, Усман - на Али, Саад и аз-Зубайр - на Усмана. После этого Абдуррахман ибн Ауф объявил, что из четырёх претендентов осталось двое: Али и Усман. Абдуррахман ибн Ауф взял за руку Али ибн Абу Талиба и спросил: «Клянешься ли ты следовать книге Аллаха и обычаю пророка и деяниям Абу Бакра и Умара?» Али ответил: «О Аллах! Нет, клянусь только стараться делать это в меру сил». Когда Абдуррахман ибн Ауф задал тот же вопрос Усману, он ответил утвердительно, без всяких оговорок. После этого Абдуррахман ибн Ауф первым присягнул Усману, а за ним это сделали остальные выборщики и горожане. Таким образом Усман ибн Аффан стал третьим Праведным халифом .

Примерно в 650 году Усман начал замечать небольшие различия в произношении Корана, когда ислам распространился за пределы Аравийского полуострова в Персию, Левант и Северную Африку. Чтобы сохранить неприкосновенность текста, он приказал комиссии во главе с Зейдом ибн Сабитом использовать копию халифа Абу Бакра и подготовить стандартную копию Корана . Таким образом, в течение 20 лет после смерти Мухаммеда Коран был записан в письменной форме. Этот текст стал эталоном, по которому были изготовлены и распространены в центры мусульманского мира копии Корана. Другие версии Корана со временем были уничтожены .

После покорения в 645-646 годах Рея и Исфахана в войне с персами в течение нескольких лет наступило относительное затишье. Назначенный в 649 году наместником Басры молодой и энергичный Абдуллах ибн Амир овладел Истахром, завершив тем самым завоевание Фарса. Вторгшись в 650 году в Северо-восточный Иран, арабы взяли Ширеджан и Зарендж, а через год убили последнего шаха из династии Сасанидов Йездигерда III . После овладения Хорасаном арабы двинулись вверх по течению Мургаба, заняли Мерверруд . Завоеванием Балха было завершено завоевание земель, когда-либо принадлежавших Сасанидам .

Суд стал учреждением. Два его предшественника-халифа, как известно, осуществляли судопроизводство в мечети. Кроме того, он первым в исламском государстве основал полицию (начальник стражи порядка). На эту должность первым был назначен Ибн Кунфуз ибн "Умайр аль-Кураши