Бальмонт К.Д. Основные даты жизни и творчества

Бальмонт Константин Дмитриевич хронологическая таблица жизни и творчества русского поэта-символиста, одного из виднейших представителей русской поэзии Серебряного века.

Константин Бальмонт хронологическая таблица

1867, 3 (15) июня – родился в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии. Біл третьим из семерых сыновей.

1876 – поступил в подготовительный класс Шуйской гимназии

1884 – вынужден уйти из 7 класса гимназии за принадлежность к нелегальному кружку. Переводится в гимназию города Владимира.

1885 – напечатаны первые три стихотворения в петербургском журнале «Живописное обозрение» (декабрь).

1886 –поступил на юридический факультет Московского университета, где сблизился с П. Ф. Николаевым, революционером-шестидесятником

1887 – исключен из университета за участие в студенческих беспорядках, выслан в Шую.

1887–1889 – занимается переводами немецких и французских авторов.

1890 – издает на собственные деньги первый «Сборник стихотворений».

1892 – первая поездка в Петербург. Знакомство с Н.М.Минским, Д.С.Мережковским, З.Н.Гиппиус.

1894 – сборник «Под северным небом».

1895 – сборник «В безбрежности».

1896 – поездка в Западную Европу. Посетил Францию, Голландию, Испанию, Италию.

1897 – читает в Англии в Оксфорде лекции по русской поэзии.

1899 – избран членом Общества любителей российской словесности.

1900 – сборник «Горящие здания».

1901 – выслан из Петербурга.

1902 – четвертый сборник стихов «Будем как Солнце»

1903 – сборник «Только любовь. Семицветник».

1904–1905 – выходит собрание стихов в двух томах (издательство «Скорпион»).

На нашем сайте) написал очень много. Но большую часть им написанного можно смело откинуть как незначительную, в том числе все стихи после 1905 г., большинство его многочисленных переводов (полный метрический перевод Шелли особенно плох; Эдгар По , напротив, вполне приемлем) и всю без исключения прозу – довольно вялую и напыщенную. В пантеоне подлинных поэтов он останется шестью стихотворными сборниками, опубликованными с 1894 по 1904 г. Даже в этих книгах Бальмонт очень неровен, потому что, хотя у него в ту пору был настоящий песенный дар, он никогда не умел работать над стихом, а только пел, как птичка. Но у него было острое чувство формы, которая играет в его стихах важную роль, потому что главное в них – звук и напев.

Константин Дмитриевич Бальмонт, фото 1880-х гг.

В 1890-х и в начале 1900-х гг. читатели были поражены богатством его ритмов и вокальным узором, который казался даже излишним, смущающим, а для уха радикальных пуритан – безнравственным. В русской поэзии такое пиршество звука было новшеством; элементы его были заимствованы (без рабского подражания) у Эдгара По и у Шелли, автора Облака , Индийской серенады и К ночи . Но Бальмонт менее точен и математичен, чем По, и бесконечно менее тонок, чем Шелли. Успех бросился ему в голову, и сборник Будем как солнце переполнен восклицаниями типа: «Я – изысканность русской медлительной речи». Такая нескромность не совсем безосновательна, так как по звуку Бальмонт действительно превзошел всех русских поэтов. Но его стихам не хватает именно изысканности. Они удивительно лишены оттенков и «окончательной отделки».

У Бальмонта был достаточно широкий диапазон чувств: от смелого fortissimo наиболее характерных стихов из Будем как солнце до нежных, приглушенных тонов Былинок и Сонной одури , но каждый раз чувство получается у него простым, монотонным, однообразным. Еще один серьезный недостаток поэзии Бальмонта, – присущий также Брюсову , – полное отсутствие чувства русского языка, что, видимо, объясняется западническим характером его поэзии. Стихи его звучат как переводы с иностранного.

Поэты России ХХ век. Константин Бальмонт. Лекция Владимира Смирнова

О стиле Бальмонта можно получить полное представление по его хорошо известному стихотворению Камыши .

Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.

О чем они шепчут? О чем говорят?
Зачем огоньки между ними горят?

Мелькают, мигают – и снова их нет.
И снова забрезжил блуждающий свет.

Полночной порой камыши шелестят.
В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.

В болоте дрожит умирающий лик.
То месяц багровый печально поник.

И тиной запахло. И сырость ползет.
Трясина заманит, сожмет, засосет.

«Кого? Для чего? – камыши говорят, –
Зачем огоньки между нами горят?»

Но месяц печальный безмолвно поник.
Не знает. Склоняет все ниже свой лик.

И, вздох повторяя погибшей души,
Тоскливо, бесшумно, шуршат камыши.

Более подробный разбор творчества поэта – см. в блестящей статье Стихи Бальмонта , принадлежащей перу выдающегося литературного критика Ю. Айхенвальда.

Бальмонт Константин Дмитриевич - это русский поэт, работавший в направлении символизма, переводчик, эссеист, одна из самых значимых фигур в поэзии Серебряного века. В числе авторов, переводами трудов которых занимался Бальмонт, Эдгар Аллан По , Шарль Бодлер , Уильям Блейк, Оскар Уайльд , Герман Зудерман. Среди его трудов мемуары, трактаты филологической направленности, историко-литературные исследования, критические эссе, поэтические и прозаические сборники. Родился великий поэт во Владимирской области, в селе Гумнищи Шуйского уезда 15 июня 1867 года. Отец Бальмонта служил в Шуйском уездном суде, а мать занималась литературой, устраивала любительские спектакли и выступала в печати. Маленький Бальмонт самостоятельно выучился читать, когда подсматривал за уроками грамоты, которые давала его мама старшему брату. Она же познакомила его с лучшими образцами русской поэзии (Некрасов , Лермонтов , Пушкин).

Спустя 10 лет после рождения Константина Дмитриевича, его семья перебралась в Шую, потому как старших детей пора было отдавать учиться. В 1877 году юный Бальмонт поступил в Шуйскую гимназию, но обучение быстро наскучило ему, хоть он и делал большие успехи в учебе. Будущий поэт все больше времени проводил за чтением, французские и немецкие книги он читал в оригинале. В десятилетнем возрасте он начал сочинять свои первые стихи. В 1884 году Бальмонта исключают из гимназии за участие в революционном кружке и распространение прокламаций «Народной воли». Поэт перевелся в гимназию во Владимире, где жил у учителя греческого языка. Три его стихотворения были напечатаны в журнале «Живописное обозрение», что вызвало у наставника Бальмонта негативную реакцию. Он запретил ему публиковать свои произведения до окончания гимназии. Позже обучение там поэт сравнил с тюремным заключением.

Позже, в 1886 году, Константин Дмитриевич поступил на юридический факультет Московского государственного университета, но через год был исключен за участие в беспорядках. Попытки получить «казенное образование» продолжились в 1888, но Бальмонт оставил их. В 1889 году поэт издает свой первый «Сборник стихотворений», который не получил никакого отклика общественности, из-за чего Бальмонт уничтожил весь тираж. Расцвет творческой деятельности приходится на 1890-е годы. В это время творец много читает, изучает иностранные языки и совершает путешествия. В 1894 году он переводит «Историю скандинавской литературы» Горна, а в 1897 - «Историю итальянской литературы» Гаспари.

На это время приходится и трагический эпизод жизни поэта - в 1890 году он попытался покончить жизнь самоубийством, выпрыгнув с окна третьего этажа. Почти год он провел в постели, и это время Бальмонт позже назвал невероятно продуктивным и жизнерадостным. В 1894 году поэт издает свой стихотворный сборник «Под северным небом», публикует свои труды в таких издательствах, как «Скорпион», «Весы». В 1895 и 1898 появляются две новые книги - «В безбрежности» и «Тишина». 1896 год - поездка за границу, в Европу. В это время он путешествует, читает в Англии лекции о русской поэзии. Событие 1901 года сделало его героем в Санкт-Петербурге. Бальмонт участвует в массовой демонстрации студентов, немного позже в зале Городской думы он читает стихотворение «Маленький султан», где присутствует критика политического режима в России. В 1903 выходит четвертый поэтический сборник Бальмонта под названием «Будем как солнце». Он завоевал большую популярность у читателей и принес автору успех. В 1905 году Константин Дмитриевич вновь выезжает за границу, посещает Мексику, Калифорнию.

В 1905 году Бальмонт принимает активное участие в революционных действиях, читает стихи и лекции студентам. Его увлеченность революцией была неглубокой, в 1906 году поэт уезжает в Париж. Сборники его стихов запрещают в России, среди них «Песни мстителя», «Злые чары», «Зеленый вертоград». В Россию Бальмонт возвращается только в 1915 году. Тогда же выходит его теоретический этюд под названием «Поэзия как волшебство», который можно расценивать как продолжение декларации «Элементарные слова о символической поэзии», выпущенной в 1900. Здесь Бальмонт пишет о сущности и предназначении лирической поэзии, говорит о «заклинательно-магической» силе слова. В эти годы поэт пишет больше 200 сонетов, из которых составляет сборник «Сонеты Солнца, Неба и Луны». Многие критики обвиняли автора в однообразии творчества и избытке «банальных красивостей».

Бальмонт тепло принимает революцию 1917 года, но быстро разочаровывается в новой власти. В 1920 году он совершает последний переезд во Францию, где пишет несколько негативных статей о большевиках и новом режиме. В Париже Константин Дмитриевич публикует несколько поэтических сборников («Дар Земле», «Светлый час», «Марево»), в 1923 году - мемуары «Под новым серпом» и «Воздушный путь». Бальмонт тосковал по родной стороне, жалея, что навсегда покинул ее. Эта тема часто поднимается в его стихах. В те годы здоровье творца становится все хуже, возникают финансовые проблемы. У него обнаруживают серьезное психическое расстройство. Его жизнь оборвалась 23 декабря 1942 года от воспаления легких, в Нуази-ле-Гран. Бальмонт стал первым представителем символистской поэзии, который получил всероссийскую славу. Его поэзия отличалась невероятной музыкальностью, воздушностью и красотой.

Константин Дмитриевич Бальмонт (15.06.1867, Гумнищи, Владимирская губерния - 23.12.1942, Нуази-ле-Гран, Франция) — русский поэт.

Константин Бальмонт: биография

По происхождению будущий поэт был дворянином. Хотя его прадед носил фамилию Баламут. Позднее названная фамилия была переделана на иностранный лад. Отец Бальмонта был председателем Обучение Константин получал в Шуйской гимназии, правда, был исключён из неё, поскольку посещал нелегальный кружок. Краткая биография Бальмонта повествует, что первые свои произведения он создал в возрасте 9 лет.

В 1886 г. Бальмонт начал обучение на юридическом факультете Московского университета. Спустя год из-за участия в студенческих беспорядках его исключили до 1888 г. Вскоре он покинул университет по собственному желанию, поступив в Демидовский юридический лицей, из которого также был отчислен. Именно тогда был напечатан первый поэтический сборник, который написал Бальмонт.

Биография поэта повествует, что в это же время он из-за постоянных размолвок с первой женой пытался покончить с собой. Попытка самоубийства закончилась для него и пожизненной хромотой.

Среди К. Бальмонта стоит упомянуть сборники «Горящие здания» и «В безбрежности». Отношения поэта с властями были напряжёнными. Так, в 1901 г. за стих «Маленький султан» его на 2 года лишили права проживания в университетских и столичных городах. К. Бальмонт, биография которого исследована довольно подробно, уезжает в усадьбу Волконских (ныне Белгородская область), где работает над поэтическим сборником «Будем как солнце». В 1902 г. переезжает в Париж.

В начале 1900-х Бальмонт создаёт много романтических стихов. Так, в 1903 г. вышел сборник «Только любовь. Семицветник», в 1905 г. - «Литургия красоты». Названные сборники принести Бальмонту славу. Сам же поэт в это время путешествует. Так, к 1905 г. он успел побывать в Италии, Мексике, Англии и Испании.

Когда же в России начинаются политические волнения, Бальмонт возвращается на родину. Он сотрудничает с социал-демократическим изданием «Новая жизнь» и с журналом «Красное знамя». Но в конце 1905 г. Бальмонт, биография которого богата путешествиями, снова приезжает в Париж. В последующие годы он продолжает много путешествовать.

Когда в 1913 г. политическим эмигрантам была предоставлена амнистия, К. Бальмонт возвращается в Россию. Поэт приветствует но выступает против Октябрьской. В связи с этим в 1920 г. он снова покидает Россию, обосновываясь во Франции.

Пребывая в эмиграции, Бальмонт, биография которого неразрывно связана с родиной, активно работал в русских периодических изданиях, издававшихся в Германии, Эстонии, Болгарии, Латвии, Польше и Чехословакии. В 1924 он издал книгу воспоминаний под названием «Где мой дом?», написал очерки о революции в России «Белый сон» и «Факел в ночи». В 20-тых Бальмонт публикует такие сборники стихов, как «Дар Земле», «Марево», «Светлый час», «Песня рабочего молота», «В раздвинутой дали». В 1930 г. К. Бальмонт закончил перевод древнерусского произведения «Слово о полку Игореве». Последний сборник его стихов вышел в 1937 г. под названием «Светослужение».

В конце жизни поэт страдал от душевной болезни. Скончался К. Бальмонт в приюте, известном как «Русский дом», расположенном недалеко от Парижа.

Константин Дмитриевич Бальмонт (1867-1942) - русский поэт, прозаик, критик, переводчик.

Константин Бальмонт родился 3 (15) июня 1867 в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии в семье земского деятеля. Как и сотни мальчиков его поколения, Бальмонт увлекся революционно-бунтарскими настроениями. В 1884 его даже исключили из гимназии за участие в "революционном кружке". Бальмонт закончил гимназический курс в 1886 во Владимире и поступил на юридический факультет Московского университета. Через год из университета его тоже отчислили - за участие в студенческих беспорядках. После непродолжительной ссылки в родную Шую Бальмонта восстановили в университете. Но полного курса Бальмонт так и не закончил: в 1889 он бросил учебу ради занятий литературой. В марте 1890 впервые пережил острое нервное расстройство и пытается покончить с собой.

В 1885 г. Бальмонт дебютировал как поэт в журнале "Живописное обозрение", в 1887-1889 гг. активно переводил немецких и французских авторов, а в 1890 г. в Ярославле на свои средства издал первый сборник стихотворений. Книга оказалась откровенно слабой и, уязвленный небрежением читателей, Бальмонт уничтожил почти весь ее тираж.

В 1892 г. Бальмонт совершил путешествие в Скандинавию, там познакомился с литературой "конца века" и восторженно проникся ее "атмосферой". Он принялся за переводы сочинений "модных" авторов: Г. Ибсена, Г. Брандеса и др. Перевел также труды по истории скандинавской (1894) и итальянской (1895-1897) литератур. В 1895 г. издал два тома переводов из Эдгара По. Так началась деятельность Бальмонта как крупнейшего русского поэта-переводчика рубежа веков. Обладая уникальными способностями полиглота, за полвека своей литературной деятельности он оставил переводы с 30 языков, в том числе балтийских, славянских, индейских, санскрита (поэма древнеиндийского автора Асвагоши "Жизнь Будды", изданная в 1913; "Упанишады", ведийские гимны, драмы Калидасы), грузинского (поэма Ш.Руставели "Витязь в тигровой шкуре"). Больше всего Бальмонт работал с испанской и английской поэзией. Еще в 1893 перевел и издал полное собрание сочинений английского поэта-романтика П.-Б. Шелли. Однако переводы его очень субъективны и вольны. К.Чуковский даже назвал Бальмонта - переводчика Шелли "Шельмонтом".

В 1894 появился стихотворный сборник "Под северным небом", с которым Бальмонт по-настоящему вошел в русскую поэзию. В этой книге, как и в близких к ней по времени сборниках "В безбрежности" (1895) и "Тишина" (1898), Бальмонт, сложившийся поэт и выразитель жизнечувствования переломной эпохи, еще отдает дать "надсоновским", восьмидесятническим тонам: его герой томится "в царстве мертвого бессильного молчанья", он устал "напрасно весны ждать", боится трясины обыденного, что "заманит, сожмет, засосет". Но все эти знакомые переживания даны здесь с новой силой нагнетания, напряжения. В результате возникает новое качество: синдром упадка, декаданса (от фр. decadence - упадок), одним из первых и наиболее ярких выразителей которого в России и стал Бальмонт.

Наряду с А.Фетом, Бальмонт - наиболее яркий импрессионист русской поэзии. Даже названия его стихов и циклов несут в себе нарочитую акварельную размытость красок: "Лунный свет", "Мы шли в золотистом тумане", "В дымке нежно-золотой", "Воздушно-белые". Мир стихов Бальмонта, как на полотнах художников этого стиля, размыт, распредмечен. Здесь господствуют не люди, не вещи и даже не чувства, а бесплотные качества, образованные от прилагательных существительные с абстрактным суффиксом "ость": мимолетность, безбрежность и т.д.

Эксперименты Бальмонта были оценены и восприняты большой русской поэзией. В то же время уже к концу 1900-х они породили немыслимое количество эпигонов, прозванных "бальмонтистами" и доводящих до предела пошлости пышную декоративность своего учителя.

Зенита творчество Бальмонта достигает в сборниках начала 1900-х "Горящие здания" (1900), "Будем как солнце" (1903), "Только любовь" (1903), "Литургия красоты" (1905). В центре поэзии Бальмонта этих лет - образы стихий: света, огня, солнца. Поэт шокирует публику своей демонической позой, "горящими зданиями". Автор поет "гимны" пороку, братается через века с римским императором-злодеем Нероном. Большинство соратников по перу (И.Анненский, В.Брюсов, М.Горький и др.) сочли маскарадными "сверхчеловеческие" претензии этих сборников, чуждых "женственной природе" "поэта нежности и кротости".

В 1907-1913 Бальмонт жил во Франции, считая себя политическим эмигрантом. Много путешествовал по всему миру: совершил кругосветное плавание, посетил Америку, Египет, Австралию, острова Океании, Японию. В эти годы критика все больше пишет о его "закате": фактор новизны бальмонтовского стиля перестал действовать, к нему привыкли. Техника поэта оставалась прежней и, по мнению многих, перерождалась в штамп. Однако Бальмонт этих лет открывает для себя новые тематические горизонты, обращается к мифу и фольклору. Впервые славянская старина зазвучала еще в сборнике "Злые чары" (1906). Последующие книги "Жар-птица", "Свирель славянина" (1907) и "Зеленый вертоград", "Слова поцелуйные" (1909) содержат обработку фольклорных сюжетов и текстов, переложения "былинной" Руси на "современный" лад. Причем основное внимание автор уделяет всякого рода чародейским заклинаниям и хлыстовским радениям, в которых, с его точки зрения, отражается "народный разум". Эти попытки были единодушно оценены критикой как явно неудачные и фальшивые стилизации, напоминающие игрушечный "неорусский стиль" в живописи и архитектуре эпохи.

Февральскую революцию 1917 Бальмонт встретил с воодушевлением, но Октябрьская революция заставила его ужаснуться "хаосу" и "урагану сумасшествия" "смутных времен" и пересмотреть свою былую "революционность". В публицистической книге 1918 "Революционер я или нет?" он представил большевиков носителями разрушительного начала, подавляющими "личность". Получив разрешение временно выехать за границу в командировку, вместе с женой и дочерью в июне 1920 он навсегда покинул Россию и через Ревель добрался до Парижа.

Во Франции он остро ощущал боль отъединенности от прочей русской эмиграции, и это чувство усугубил еще и самоизгнанничеством: он поселился в маленьком местечке Капбретон на побережье провинции Бретань. Единственной отрадой Бальмонта-эмигранта на протяжении двух десятилетий оставалась возможность вспоминать, мечтать и "петь" о России. Название одной из посвященных Родине книг "Мое - Ей" (1924) - последний творческий девиз поэта.

До середины 1930-х творческая энергия Бальмонта не ослабевала. Из 50 томов его сочинений 22 вышли в эмиграции (последний сборник "Светослужение" - в 1937). Но ни нового читателя, ни избавления от нужды это не принесло. Среди новых мотивов в поэзии Бальмонта этих лет - религиозная просветленность переживаний. С середины 1930-х все отчетливей проявляются признаки душевной болезни, омрачившей последние годы жизни поэта.

Умер Бальмонт 24 декабря 1942 в Нуази-ле-Гран во Франции, слушая чтение своих стихов, в богадельне близ Парижа, устроенной Матерью Марией (Е. Ю. Кузьминой-Караваевой).