Религиозный экстремизм. Религиозный экстремизм как враг истинной веры Религиозный экстремизм

В последние десятилетия экстремисты все чаще обращаются к организованному и религиозно-обоснованному использованию террористических актов как к средству достижения своих целей.
Общеизвестно, что в современных условиях реальную угрозу, как для всего мирового сообщества, так и национальной безопасности того или иного государства, его территориальной целостности, конституционных прав и свобод граждан представляет экстремизм в различных формах его проявления. Особо опасен экстремизм, прикрывающийся религиозными лозунгами, ведущий к возникновению и эскалации межэтнических и межконфессиональных конфликтов.

Основная цель религиозного экстремизма – признание своей религии ведущей и подавление других религиозных конфессий через их принуждение к своей системе религиозной веры. Наиболее ярые экстремисты ставят своей задачей создание отдельного государства, правовые нормы которого будут заменены нормами общей для всего населения религии. Религиозный экстремизм часто смыкается с религиозным фундаментализмом, суть которого заключена в стремлении воссоздать фундаментальные основы “своей” цивилизации, очистив ее от чуждых новаций и заимствований, вернуть ей “истинный облик”.

Под экстремизмом зачастую понимают разнородные явления: от разнообразных форм классовой и освободительной борьбы, сопровождающейся применением насилия, до преступлений, совершаемых полууголовными элементами, наемными агентами и провокаторами.

Экстремизм (от лат. extremus – крайний, последний) как специфическая линия в политике означает приверженность политических течений, находящихся на крайне левых или крайне правых политических позициях, радикальным взглядам и таким же крайним методам их реализации, отрицающим компромиссы, договоренности с политическими противниками и стремящимся добиться поставленных целей любыми средствами.

Важной особенностью ряда неправительственных религиозно-политических организаций экстремистского толка является наличие в них фактически двух организаций – открытой и тайной, законспирированной, что облегчает им политическое маневрирование, помогает быстро менять методы деятельности при изменении обстановки .

В качестве основных методов деятельности религиозно-экстремических организаций можно назвать нижеследующее: распространение литературы, видео-аудиокассет экстремистского толка, в которых пропагандируются идеи экстремизма.

Экстремизм, как известно, в самом общем виде характеризуется как приверженность к крайним взглядам и действиям, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила. Экстремизм, проявляющийся в политической сфере общества, называется политическим экстремизмом, экстремизм же проявляющийся в религиозной сфере получил название религиозного экстремизма. В последние десятилетия все более широкий размах приобретают такие экстремистские явления, которые имеют связь с религиозными постулатами, но происходят в политической сфере социума и не могут быть охвачены понятием «религиозный экстремизм».

Религиозно-политический экстремизм – это религиозно мотивированная или религиозно камуфлированная деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на возбуждение в этих целях религиозной вражды и ненависти.

Так же, как и этнонационалистический экстремизм, религиозно-политический экстремизм является разновидностью политического экстремизма. Своими характерными признаками он отличается от других видов экстремизма .

1. Религиозно-политический экстремизм – это деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства. Преследование политических целей позволяет отличить религиозно-политический экстремизм от религиозного экстремизма. По названному признаку он отличается также от экономического, экологического и духовного экстремизма.

2. Религиозно-политический экстремизм представляет собой такой вид противозаконной политической деятельности, которая мотивируется или камуфлируется религиозными постулатами или лозунгами. По этому признаку он отличается от этнонационалистического, экологического и других видов экстремизма, у которых существует иная мотивация.

3. Преобладание силовых методов борьбы для достижения своих целей – характерная черта религиозно-политического экстремизма. По этому признаку религиозно-политический экстремизм можно отличить от религиозного, экономического, духовного и экологического экстремизма.

Религиозно-политический экстремизм отвергает возможность переговорных, компромиссных, а тем более консенсусных путей решения социально-политических проблем. Сторонники религиозно-политического экстремизма отличаются крайней нетерпимостью по отношению ко всем, кто не разделяет их политических взглядов, включая единоверцев. Для них не существует никаких «правил политической игры», границ дозволенного и недозволенного.

Конфронтация с государственными институтами – их стиль поведения. Принципы «золотой середины» и требования «не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе», являющиеся основополагающими для мировых религий, отвергаются ими. В их арсенале главными являются насилие, крайняя жестокость и агрессивность, сочетающиеся с демагогией.

Авантюристы, использующие религиозные идеи и лозунги в борьбе за достижение своих противозаконных политических целей, хорошо понимают возможности религиозных учений и символов как важного фактора привлечения людей, мобилизации их на бескомпромиссную борьбу. Одновременно они учитывают, что «повязанные» религиозными клятвами люди «сжигают мосты», им трудно, если не невозможно, «выйти из игры».

Расчет делается на то, что даже лишившимся иллюзий и осознавшим неправедность свих действий участникам экстремистского формирования очень трудно будет покинуть его ряды: они будут страшиться, что их отказ от конфронтации с властями и переход к нормальной мирной жизни могут быть восприняты как предательство религии своего народа, как выступление против веры и Бога.

Введение понятия «религиозно-политический экстремизм», прежде всего, позволит более четко отделить явления, происходящие в религиозной сфере, от действий, совершаемых в мире политики, но имеющих религиозную мотивацию и религиозный камуфляж.

В самом деле, разве можно считать однопорядковыми действия тех, кто обвиняет своих единоверцев в ереси за контакты с людьми других вероисповеданий или оказывает моральное давление на намеревающихся уйти из одной христианской религиозной общины в другую христианскую конфессиональную общность, и действия, подпадающие под статьи уголовного кодекса, которые предусматривают ответственность за переход государственной границы с оружием в руках с целью нарушения государственного единства страны или завоевания власти, за участие в бандформированиях, в убийствах людей, захвате заложников, даже если они мотивированы религиозными соображениями?

В обоих случаях мы имеем дело с экстремистскими действиями. Однако разница между ними чрезвычайно велика. Если в первом случае речь идет о проявлениях религиозного экстремизма, то во втором – налицо действия, входящие в содержание понятия «религиозно-политический экстремизм». Между тем и в средствах массовой информации и в специальной литературе все подобные действия объединяются одним понятием «религиозный экстремизм» (»исламский экстремизм», «протестантский экстремизм» и т.д.) .

Дифференциация понятий позволит более точно определить причины, порождающие ту или иную разновидность экстремизма, будет способствовать более правильному выбору средств и методов борьбы с ними, а, следовательно, будет способствовать прогнозированию событий и нахождению эффективных путей предупреждения и преодоления разных форм экстремизма.

Религиозно-политический экстремизм наиболее часто проявляется:

В виде деятельности, имеющей целью подрыв светского общественно-политического строя и создание клерикального государства;

В виде борьбы за утверждение власти представителей одной конфессии (религии) на территории всей страны или ее части;

В виде религиозно обосновываемой политической деятельности, осуществляемой из-за рубежа, имеющей целью нарушение территориальной целостности государства или ниспровержение конституционного строя;

В виде сепаратизма, мотивированного или камуфлированного религиозными соображениями;

В виде стремления навязать в качестве государственной идеологии определенное религиозное учение.

Субъектами религиозно-политического экстремизма могут выступать как отдельные лица и группы, так и общественные организации (религиозные и светские) и даже (на определенных этапах) целые государства и их союзы.

Религиозно-политический экстремизм можно отнести к одной из форм нелегитимной политической борьбы, т.е. не соответствующей нормам законности и этическим нормам, разделяемым большинством населения.

Использование насильственных способов борьбы и исключительная жестокость, проявляемая сторонниками религиозно-политического экстремизма, как правило, лишают его поддержки широких масс, в том числе и относящихся к тому вероисповеданию, последователями которого объявляют себя лидеры экстремистской группы. Как и легитимная политическая борьба, религиозно-политический экстремизм реализуется в двух основных формах: практико-политической и политико-идеологической.

Для религиозно-политического экстремизма характерно стремление к быстрому решению сложных проблем независимо от «цены», которую приходится платить за это. Отсюда упор на силовые методы борьбы. Диалог, договоренность, консенсус, взаимопонимание отвергаются им. Крайним проявлением религиозно-политического экстремизма является терроризм, представляющий собой совокупность особо жестоких форм и средств политического насилия. В последние десятилетия религиозно-политический экстремизм все чаще обращается к террору как средству достижения своих целей. Многочисленные факты такого рода мы наблюдаем в Чечне, Узбекистане, Югославии, Ольстере, на Ближнем Востоке и в других регионах Земли .

Стремясь вызвать или усилить в массах недовольство существующим строем и заполучить у них поддержку своих планов, сторонники религиозно-политического экстремизма в идейно-политической борьбе нередко берут на вооружение методы и средства психологической войны, обращаются не к разуму и логическим аргументам, а к эмоциям и инстинктам людей, к предрассудкам и предубеждениям, к разнообразным мифологическим конструкциям.

Манипулирование религиозными текстами и ссылки на богословские авторитеты в сочетании с представлением извращенной информации используются ими для создания эмоционального дискомфорта и подавления способности человека логически мыслить и трезво оценивать происходящие события. Угрозы, шантаж и провокации являются составными элементами «аргументации» религиозно-политических экстремистов.

Факторами, порождающими религиозно-политический экстремизм в нашей стране, следует назвать социально-экономический кризис, массовую безработицу, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, ослабление государственной власти и дискредитацию ее институтов, неспособных решать назревшие вопросы общественного развития, распад прежней системы ценностей, правовой нигилизм, политические амбиции религиозных лидеров и стремление политиков использовать религию в борьбе за власть и привилегии.

Среди причин, способствующих усилению религиозно-политического экстремизма в России нельзя не назвать нарушения прав религиозных и этнических меньшинств, допускаемые должностными лицами, а также деятельность зарубежных религиозных и политических центров, нацеленная на разжигание в нашей стране политических, этнонациональных и межконфессиональных противоречий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный Закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ “О противодействии экстремистской деятельности”. Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30.
  2. Авцинова Г.И. Экстремизм политический // Политическая энциклопедия. В 2 томах. – М., 1999. Т. 2.
  3. Амирокова Р.А. Политический экстремизм: к постановке проблемы // Социокультурные, политические, этнические и гендерные проблемы современного российского общества: Материалы 49-й научно-методической конференции «Университетская наука – региону». – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004.
  4. Арухов З.С. Экстремизм в современном исламе. Очерки теории и
    практики. – Махачкала. 1999.
  5. Бондаревский В. П. Политический экстремизм // Социально-политическое взаимо­действие на территории: механизмы, трансформации, регулирование. – М., 1999.
  6. Бочарников И. Внутриполитическая безопасность России и потенциальные причины конфликтов на ее территории // Вестник аналитики. – 2002. – №3 (9).
  7. Кудряшова И.В. Фундаментализм в пространстве современного мира //
    Полис. – 2002. – № 1.
  8. Бурковская В.А. Актуальные проблемы борьбы с криминальным религиозным экстремизмом в современной России. – М.: Издатель Пресс, 2005. – 225 с.
  9. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. – М. 1990.
  10. Залужный А.Г. Некоторые проблемы защиты конституционных прав и свобод граждан от экстремистских проявлений // Конституционное и муниципальное право. – 2007, № 4.
  11. Залужный А.Г. Экстремизм. Сущность и способы противодействия. // Современное право. – 2002, № 12.
  12. Иванов А.В. Нюансы уголовно-правового регулирования экстремистской деятельности как разновидности группового совершения преступлений // Государство и право, 2003, № 5.
  13. Козлов А.А. Проблемы экстремизма в молодежной среде. Серия: Система воспитания в высшей школе. – М.: 1994. Выпуск 4.
  14. Мшюславский Г.В. Интеграционные процессы в мусульманском мире. – М.: 1991.
  15. Решетников М. Исламские истоки терроризма // Аргументы и факты. –
    2001. – № 42.
  16. Саидбаев Т.С. Ислам и общество. – М. 1993.
  17. Социальная и идеологическая сущность религиозного экстремизма / Под ред. Э. Г. Филимонова. – М.: Знание. – 1983, 63 с.
  18. Устинов В. Экстремизм и терроризм. Проблемы разграничения и классификации // Российская юстиция. – 2002, № 5.
  19. Хлобустов О.М., Федоров С.Г. Терроризм: реальность сегодняшнего
    состояния // Современный терроризм: состояние и перспективы. Под ред. Е.И. Степанова. – М.: Эдиториат УРСС, 2000.

Экстремизм в действиях и отношениях людей. Формы экстремизма. Экстремизм религиозный и нерелигиозный (политический, этнический, социальный). Примеры «правого» и «левого» политического экстремизма.

Характеристики религиозного экстремиста: резкое отрицание инакомыслия, упорство в утверждении избранных образа мыслей и образа действий вплоть до готовности «смерти за веру». Образцы «мучеников веры».

Экстремизм внутрирелигиозный, внутриконфессиональный и межрелигиозный, межконфессиональный. «Сращивание» в определённых условиях религиозного экстремизма с политическим, этническим, с этноцентризмом. Религиозно-политический и религиозно-этнический экстремизм.

Экстремизм религиозных индивидов, групп, организаций по отношению к внерелигиозным группам, учреждениям, культуре и экстремизм нерелигиозных индивидов, групп, формирований по отношению к религиозным индивидам, группам, общинам, организациям, к религиозной культуре. Экстремизм антиэкстремизма.

Криминальный религиозный экстремизм, его признаки и связь с терроризмом. Применение насилия в экстремистски-религиозной практике. Использование террористическими формированиями экстремистски ориентированных религиозных индивидов и групп для достижения целей террористической деятельности. Террористические религиозные группы.

Текст лекции.

План лекции.

1. Понятие экстремизма.

2. Формы экстремизма: социальная, этническая, политическая, религиозная.

3. Религиоведческая классификация видов религиозного экстремизма: интра- и экстраконфессиональный, личностно-ориентированный; этно-религиозный; религиозно-политический; социальный.

4. Этно-религиозный экстремизм в контексте этно-политических конфликтов.

5. Понятие криминального религиозного экстремизма (КРЭ). Криминологическая классификация его проявлений.

Религиозный экстремизм – сравнительно молодое понятие, не получившее еще легального определения в законодательных актах. Объясняется это многогранностью проявления экстремизма как такового в общественной жизни. Помимо религиозной, исследователи выделяют различные формы экстремизма : «Экстремизм (Э.) распространяется как на сферу общественного сознания, общественной психологии, морали, так и на отношения между социальными группами (социальный Э.), этносами (этнический или национальный Э.), общественными объединениями, политическими партиями, государствами (политический Э.), конфессиями (религиозный Э.)».

Вообще, экстремизм (фр. extremisme, восходящ. к лат. extremus – крайний) чаще всего носит политический характер и обозначает приверженность в политической жизни (как в идеологии, так и в деятельности) к крайним взглядам и поступкам. «Крайность» здесь – аксиологически нагруженный эпитет, призванный подчеркнуть опасное балансирование экстремистски мыслящих и действующих субъектов на грани дозволенного моралью и правом (в случае перехода за эту грань деяние может быть по степени общественной опасности квалифицироваться как девиантное, делинквентное, криминальное).

Немецкие криминологи (Эгон Рёссман, Х.-Ю. Кернер) до недавнего времени вообще были склонны отождествлять экстремизм именно с его политической формой. Такой экстремизм может быть, например, «правым» или «левым» . С их точки зрения, в Германии к представителям правого экстремизма «…относятся лица, организации и группы, выступающие против авторитарности, плюрализма, парламентаризма, национализма… Отличительной чертой правых экстремистов в ФРГ являлись их расистские взгляды… Левых экстремистов всех оттенков объединяет вера в «бесклассовое общество». Отправной точкой может служить как марксизм-ленинизм, так и анархизм. …Левых экстремистов делят на две группы: «ортодоксальные коммунисты» и «новые левые» <догматического и недогматического толка>. К новым левым догматического толка относятся группы, ориентированные на марксистско-ленинское учение и одновременно критикующие бюрократизм и империализм советской системы. «Новые левые» недогматы отрицают марксизм-ленинизм. У них нет твердой идеологической основы».

Российское легальное определение экстремизма содержится в федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. N114-ФЗ. Законодатель здесь применил дескриптивный метод и задал определение простым перечислением (ст. 1 в ред. от 27 июля 2006 г.), поэтому целесообразно воспроизвести его целиком:

«1) экстремистская деятельность (экстремизм) :

а) деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо редакций средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:

насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

подрыв безопасности Российской Федерации;

захват или присвоение властных полномочий;

создание незаконных вооруженных формирований;

осуществление террористической деятельности либо публичное оправдание терроризма;

возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;

унижение национального достоинства;

осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;

пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;

воспрепятствование законной деятельности органов государственной власти, избирательных комиссий, а также законной деятельности должностных лиц указанных органов, комиссий, соединенное с насилием или угрозой его применения;

публичную клевету в отношении лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением, соединенную с обвинением указанного лица в совершении деяний, указанных в настоящей статье, при условии, что факт клеветы установлен в судебном порядке;

применение насилия в отношении представителя государственной власти либо на угрозу применения насилия в отношении представителя государственной власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей;

посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность;

нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда здоровью и имуществу граждан в связи с их убеждениями, расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, социальной принадлежностью или социальным происхождением;

создание и (или) распространение печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов (произведений), предназначенных для публичного использования и содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных настоящей статьей;

б) пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

в) публичные призывы к осуществлению указанной деятельности, а также публичные призывы и выступления, побуждающие к осуществлению указанной деятельности, обосновывающие либо оправдывающие совершение деяний, указанных в настоящей статье;

г) финансирование указанной деятельности либо иное содействие в планировании, организации, подготовке и совершении указанных действий, в том числе путем предоставления для осуществления указанной деятельности финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материально-технических средств».

Несложно заметить, что в данной статье федерального закона в качестве синонимичных употребляются слова «экстремизм» и «экстремистская деятельность», хотя очевидно, что смысл их должен быть различим. Законодатель практически исчерпывающе попытался перечислить формы экстремистской деятельности, но не раскрыл суть экстремизма и его природу. Анализ приведенного в законе перечня показывает, что экстремистская деятельность по своему содержанию может выражаться в трех самостоятельных группах деяний: а) физические действия (например, осуществление террористической деятельности, осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды); б) распространение в обществе экстремистских идей и мыслей (возбуждение расовой, национальной или религиозной розни и т.п.); в) финансирование экстремистской деятельности (п. «г» ст. 1 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. N114-ФЗ). Этот закон дополняет и уточняет составы преступлений, предусмотренные стт. 148, 149, 243, 244, 280, 282 1 и 282 2 УК РФ.

Существует взаимосвязь и взаимовлияние религиозного и нерелигиозного экстремизма; они относятся друг к другу как общее и особенное – все причины экстремизма как такового наличествуют и в контексте религиозного экстремизма, однако, последний сохраняет свою специфику.

На наш взгляд, наиболее адекватное описание феномена религиозного экстремизма дал отечественный религиовед А. П. Забияко: «Экстремизм религиозный (Э. р.)… – тип религиозной идеологии и деятельности, который отличается крайним радикализмом, ориентированным на бескомпромиссную конфронтацию со сложившимися традициями, резкий рост напряженности внутри религиозной группы и в социальном окружении. Э. р. представлен течениями, возникшими: 1) внутри определенной конфессии в результате радикализации существующих догматов, ценностей и норм (анабаптизм в христианстве, ваххабизм в исламе и др.); 2) вне сложившихся конфессий в результате синкретизации разных вероучений или создания новой доктрины (АУМ синрикё и др.) <…> Сложные и противоречивые тенденции, сопровождающие формирование религий, обусловливают то, что в вероучении и практике многих конфессий заложены элементы, интенсификация которых создает возможность Э. р. <…> Целью Э. р. является коренное реформирование существующей религиозной системы… С т. зр. целей различаются два основных типа Э. р. – внутриконфессионально ориентированный и социально ориентированный. <…> Следствием Э.р. в религиозной жизни является конфронтация внутри конфессии, которая приводит либо к подавлению радикального течения, либо к компромиссу с ним и возникновению реформированной религии, либо к расколу и появлению нового религиозного движения, секты».

Важно, что цитируемый источник содержит также попытку видовой классификации религиозного экстремизма , на что не способен ни один законодатель, поскольку законотворчество ориентировано на выявление и регулирование общего, а не частного. Так, в зависимости от основной направленности, религиоведы выделяют: 1) интраконфессиональный (термин наш. – И. Д.) или же внутриконфессиональный (межконфессиональная борьба внутри одной религии, сектантский сепаратизм, может вестись конституционными методами, но противоречить принципам религиозного права, к примеру, церковного/канонического христианского права, исламского фикха в интерпретации конкретных мазхабов и т. п.), 2) экстраконфессиональный (термин наш. – И. Д.) или иноконфессиональный (нелигитимная борьба с другими религиями внутри одной страны, перенос объекта агрессии во вне, на иноверцев, а не на «инославцев»), 3) личностно-ориентированный (деструктивная трансформация личности, вплоть до т. наз. «психической смерти личности»), 4) этнорелигиозный (подавление чуждых этнорелигиозных групп внутри страны и за ее пределами, может сопровождаться расовой/этнической сегрегацией – «чисткой»), 5) религиозно-политический (деформация правовой системы государства под прикрытием религиозных лозунгов с целью завоевания политической власти) и 6) социальный (трансформация социально-экономических общественных отношений обычно с надеждой реставрации архаичных или устаревших религиозно-правовых институтов) религиозный экстремизм.

На фоне сравнительно недавних попыток возведения понятия религиозно-политического экстремизма в родовое, существенным моментом здесь является включение религиозно-политического экстремизма в контекст религиозного экстремизма в качестве видовой составляющей однородных явлений.

Этно-религиозный (религиозно-этнический) экстремизм обычно имеет широкий этно-политический подтекст, что подчеркивается современными политологами и востоковедами. Религиозный фактор зачастую играет ключевую роль в самоидентификации представителей титульной нации. Речь идет не просто о религиозности, а о принадлежности к исторически обусловленному вероисповеданию (конфессии) или же строго очерченному внутриконфессиональному учению (например, конкретному мазхабу суннитского фикха – ханбалитскому или ханифитскому). В условиях суверенизации на постсоветском пространстве титульность (т. е. принадлежность к титульной – культуро- и государствообразующей этнической группе или народу) стала приносить прибыль, поскольку оказалась тесно переплетена с механизмами распределения властных полномочий и финансовых потоков.

Все этно-политические конфликты (с религиозной составляющей в том числе) конфликтологи подразделяют на пять типов в зависимости от истинных (зачастую закамуфлированных) целей вовлеченных в них соперничающих сторон:«1) Конфликты, в основе которых лежит сепаратизм, стремление к отделению от другого этно-национального образования. К ним относятся абхазо-грузинский конфликт, Приднестровье, Косовский конфликт. 2) Конфликты, обусловленные ирредентизмом, т.е. стремлением этнической группы воссоединиться с основной частью своего этноса или получить исторически принадлежавшие ей земли, находящиеся под иностранным правлением. Это – Нагорный Карабах, Южная Осетия. 3) Споры относительно административного статуса той или иной территории, выдвигаемые от имени этноса требования его повышения, например, от автономии к субъекту федерации. 4) Пограничные споры, требования изменения границ. 5) Социально-политические конфликты на основе требования расширения представительства во власти и выравнивания уровня жизни в различных регионах. Например, такого рода … конфликт в Таджикистане … имел квазиэтническое измерение. В условиях слабости национальной идентификации северные таджики нередко воспринимались на юге … как представители нетаджикского этноса…». Интересно наблюдение, что интенсивность окраски этно-политического конфликта в религиозные тона обратно пропорциональна прочности позиций на данной территории традиционной для нее конфессии – чем ниже был авторитет легализованной доктрины, тем чаще этнический конфликт прикрывается лозунгами религиозного ренессанса.

Под религиозным экстремизмом современные криминологи понимают социальное явление, проявляющеся в четырех взаимосвязанных формах: а) религиозного сознания, б) религиозной идеологии, в) религиозной деятельности, г) религиозной организации. Ими отмечается тенденция криминализации массового сознания в России в последнее десятилетие, чему, на их взгляд, способствовало распространение неонацистских и религиозно-националистических движений, а также нетрадиционной/ альтернативной религиозности, вызывающей всплески агрессивной ксенофобии у определенной части населения.

Религиозным экстремизм делает – 1) религиозное общественное (реже индивидуальное) сознание, если и только если ему присущи признаки тоталитаризации и гиперболизации ценности определенного конгломерата религиозных идей в ущерб всем остальным религиозным и светским идеям (например, нигилизм и фанатизм); 2) религиозная идеология, характеризующаяся произвольным провозглашением «абсолютной истины», сопровождающееся игнорированием или пренебрежением значимости альтернативных точек зрения. При этом аксиологически мир рисуется монохромно, с резким отграничением своего («белого») от всего остального «черного»; 3) религиозная деятельность, направленная на воплощение в жизнь провозглашенной идеологии с использованием методов физического и психического насилия; 4) религиозные организации, подпадающие под легальное определение «экстремистской организации» (например, тоталитарные секты, деструктивные культы). Религиозному экстремизму могут быть присущи такие черты, как партикуляризм, конформность умонастроений, иррациональность мышления, иррегулярность проявления, стереотипизация поведения (социальная ригидность) – слепое копирование образцов, чреватых «славой Герострата». Современные исламоведы в процессе изучения исламского экстремизма на Кавказе и в Центральной Азии приходят к неутешительным выводам и прогнозам.

Следует особо подчеркнуть, что далеко не всякий религиозный экстремизм сопряжен с обязательным насилием, но если таковое наблюдается в форме запрещенных уголовным законом общественноопасных, антиконституционных или аморальных деяний, целесообразно использовать понятие криминального религиозного экстремизма , который имеет пять типичных проявлений: 1) институциональное (подразумевает наличие незаконных организационных форм, прямо запрещенных уголовным законом – стт. 239, 282 1 , 282 2 УК РФ); 2) обособленное внеинституциональное (признак отношения к религии прямо указан в тексте закона – ст. 282 УК РФ); 3) необособленное внеинституциональное (признаки религиозного мотива или отношения к религии прямо не прописаны в тексте закона – ст. 280 УК РФ); 4) террористическое (любые преступления террористического характера, совершаемые по религиозным мотивам, такой криминальный религиозный экстремизм входит в компетенцию террорологии, поскольку имеет весьма специфическую феноменологию и факторную обусловленность); 5) «неспецифическое» (термин условен. – И. Д. Объединяет все остальные общественноопасные злоупотребления – в широком смысле слова – свободой совести и вероисповедания, сопряженные с посягательством на различные социальные ценности).

Криминологами подчеркивается, что криминальный религиозный экстремизм (далее КРЭ) – самостоятельный подвид религиозного экстремизма, имеющий собственную детерминацию. Физическое насилие или угроза такового не является эссенциальными признаками деятельностной формы КРЭ, что усложняет задачу правоохранительных органов по безошибочной квалификации составов преступлений. В то же время, сущностной характеристикой деятельностной формы КРЭ выступает специфическое психическое насилие, проявляющееся в подавлении духовного самосознания индивидуума, свободы его духовного самоопределения и самоидентификации, в навязывании альтернативных/не свойственных ему религиозных идей и ценностей против или помимо его воли (выделять в качестве родового понятия самостоятельный «духовный экстремизм» эвристически не имеет смысла). Самовоспроизводство КРЭ возможно лишь посредством его организованных форм, что является квалифицирующим признаком соответствующих составов преступлений и отягчающим вину подсудимого обстоятельством. Особенностью современного КРЭ может стать злоупотребление как легальными организационными формами, так и легальными средствами реализации прав и свобод человека и гражданина, в частности, свободы совести и вероисповедания. Система профилактики КРЭ может быть эффективной при условии ее направленности на все составляющие феномена религиозного экстремизма – сознание, идеологию, деятельность, организации. Собственно, в контексте этнорелигиозного терроризма как уголовно наказуемого деяния, речь может вестись исключительно о КРЭ.

Терроризм – «сложное социально-политическое и криминальное явление, обусловленное … противоречиями общественного развития… Представляет собой многоплановую угрозу для жизненно важных интересов личности, общества и государства, одну из наиболее опасных разновидностей политического экстремизма в глобальном и региональном масштабах. <…> Терроризм включает несколько взаимосвязанных элементов: идеологию терроризма (теории, концепцию, идейно-политические платформы); террористические структуры (террористические…, экстремистские – религиозные <в т.ч.>, структуры организованной преступности), а также собственно террористическую практику (…деятельность)».

Типологий терроризма множество. Одна из наиболее последовательных называет семь типов терроризма: 1) политический – связан с борьбой за публичную власть и направлен на устрашение политического противника и его сторонников (его подтипами могут выступать – идеологический, классовый, сепаратистский, этнический, субверсионный, экологический); 2) государственный – претворяется в жизнь государственной машиной в целях установления тоталитарного режима и порабощения собственного населения в тиранических государствах; 3) этнорелигиозный (который нас и будет в дальнейшем интересовать par excellence) – осуществляется ради торжества своих националистических и религиозных идей (его подтипами могут быть названы – межрелигиозный, межконфессиональный, внутриконфессиональный, сектантский); 4) общеуголовный (корыстный, «мафиозный») – совершается преступными организациями в целях обогащения и устранения конкурентов с высокодоходного рынка, а также ради запугивания слабых правительств (его подтипами могут оказаться в ряде случаев как политический, так и религиозный); 5) военный – деморализующий армию и гражданское население противника, может осуществляться с применением оружия массового поражения (химического, ядерного и т. п.); 6) «идеалистический» – присущ лицам с ущербной психикой, террористам-одиночкам, ратующим за «победу справедливости во всем мире» и торжество «великой идеи» (примером может служить образ фидаи – жертвующего собой за «святое дело»); 7) партизанский – характеризует действия невоеннослужащих в их вооруженной борьбе с агрессором.

Терроризм следует отличать от террора – «метода политической борьбы, заключающийся в массовом и целенаправленном осуществлении акций по устрашению и подавлению политических и иных противников, включая их физическое уничтожение». Террор в террорологии (науке о терроре и рерроризме) обычно подразделяется на военный и гражданский, а каждый из них, в свою очередь, может быть: а) революционным/ контрреволюционным; б) подрывным/репрессивным; в) идеологическим (духовным); г) экономическим. Террор является конституирующим признаком для таких явлений, как «террористические акты» – посягательства на жизнь государственного/общественного деятеля; «акты терроризма» (сюда включают собственно терроризм и не совсем ясную категорию «преступлений террористического характера») и «преступления против мира и безопасности человечества» (развязывание агрессивной войны, геноцид, экоцид, нападения на лиц/учреждения, пользующихся международной защитой – дипломатической неприкосновенностью и т. п.).

Этнорелигиозный терроризм представляет собой крайне агрессивную и общественно опасную форму проявления криминального религиозного экстремизма, выделенную криминологами в особый тип. Этнорелигиозный терроризм специфичен, т.к. использует механизм сакрализации религиозно-идеологической платформы, и является видом терроризма и типом КРЭ, поскольку «…преступление стимулируется мотивами обеспечения торжества своей нации и <народностно-национальной> религии <или же конфессии>, реализации национальных и религиозных идей, в том числе сепаратистских, за счет подавления или даже уничтожения других национальных и религиозных групп (причем и в рамках одной религии). Этнорелигиозный терроризм вырастает на почве экстремизма, национальной и религиозной нетерпимости, вражды и ненависти, неумения и нежелания видеть в других группах партнеров для переговоров и компромиссов…». Террористические формирования, не обязательно ставящие перед собой религиозные цели, безусловно, эксплуатируют чувства и умонастроения экстремистски ориентированных религиозных индивидов с авторитарным синдромом характера, которыми, в силу их бескомпромиссности, очень легко манипулировать, заманивая популистскими и политиканскими лозунгами («газавата», «джихада», «шариата», «четвертого рейха», «армагеддона» и т. п.) , идеалами вождизма и гуруизма.

Криминологический портрет экстремиста хорошо известен и изучен – как правило, наиболее криминальной категорией являются не учащиеся и не работающие подростки и молодые люди 15-25 лет, с низким уровнем образования, культуры и правосознания, избытком свободного времени и отсутствием социально-значимых интересов. И это не удивительно, поскольку на индивидуальном уровне вступление в религиозную экстремистскую организацию, тоталитарную секту или террористическое формирование является следствием социально-психологической дезадаптации и относительной депривации (т. е. краха социальных, этических, эмоциональных, экономических надежд и идеалов). Совершению преступления экстремистской направленности нередко предшествует длительная антиобщественная или противоправная деятельность, административно, реже – уголовно наказуемая.

Особую группу составляют «убежденные ксенофобы», «профессиональные борцы с инакомыслием», привлекавшиеся к ответственности по пункту «б» части 2 ст. 282 УК РФ, – в 40% случаев это лица мужского пола, старше среднего возраста (55-65 лет), имеющие высшее образование и занимающие должности редакторов и директоров ксенофобских изданий. Интересно отметить, что 90,5% террористов, осужденных судами РФ – верующие люди (по критерию субъективной самоидентификации), только 9,5% – неверующие или индифферентно относящиеся к религии. Для сравнения – в среднестатистической группе преступников (осужденных за различные преступления нетеррористического характера) число верующих не превышает 63,2%. Из вышеназванных 90,5% подавляющее большинство – мусульмане.

Еще одну, к счастью относительно немногочисленную, группу составляют женщины – суицидальные террористки (шахидки, «невесты Аллаха»), обычно это 30-40-летние вдовы, потерявшие мужей и/или сыновей и 17-25-летние девушки из фанатично религиозных семей, выросшие, как правило, без родного отца, ранее не судимые. Глубокая религиозная вера и изоляционизм обусловливает такое явление, как групповой нарциссизм «шахидок» – аутоидеализацию своего поведения как единственно праведного, святого, богоугодного. Групповой нарциссизм – весьма опасное явление, так как прямо воздействует на общественное сознание, героизирует преступников в глазах малообразованного социального окружения и наделяет фанатиков-смертников ореолом святости и религиозного почитания. В криминологии эта форма терроризма получила наименование «жертвенный терроризм» – совершение экстремистских гомицидальных преступлений общественно опасным способом исполнителями-самоубийцами. Зачастую организаторами на эту роль избираются именно женщины, может быть потому, что среди женщин реже случается эксцесс исполнителя.

Но есть и другой аспект этого явления – потенциальные «шахидки» оказываются заложницами тоталитарных сект, террористических формирований, хорошо замаскированных и мимикрирующих, например, под джамаат (ваххабитскую общину). Такие женщины (и подростки) на поверку оказываются насильственно завербованными и обманутыми жертвами, и их поведение находится в компетенции виктимологии – учении о потерпевших и жертвах преступлений. Некоторые религиозные общины экстремистским способом умудрялись компенсировать дефицит объектов почитания – обширный пантеон мучеников и реликвий праведников позволяет религиозной общине конкурировать на рынке религиозных услуг, добиваясь высокого рейтинга и притока неофитов. Их деяния не всегда подпадают под определение именно терроризма, но всегда – под определение криминального религиозного экстремизма.

Юристы строго определили понятие террористической организации – это «устойчивое объединение лиц, созданное в целях осуществления террористической деятельности или признающее возможность использования в своей деятельности терроризма. Признаками Т.о. являются: иерархическое построение, специализация участников по выполняемым функциям, наличие, как правило, уставных и программных документов. Организация признается террористической, если хотя бы одно из структурных подразделений осуществляет террористическую деятельность с ведома хотя бы одного из руководящих органов данной организации». Религиозная организация редко создается именно как террористическая, чаще она таковой признается пост фактум, например, в ходе судебных слушаний, поскольку на них открывается, что религиозные лидеры данной организации допускали возможность использования террористических методов борьбы с несогласными.

В заключение еще раз подчеркнем, что экстремизм многогранен – религиозные сепаратисты и ксенофобы могут применять экстремистскую тактику в борьбе с инакомыслием, уничтожая даже памятники чуждой им религиозной культуры; экстремизм может быть и светским, направленным как против всех религий («борьба с религией» в условиях авторитарного режима), так и выборочно – против определенной конфессии, особенно в контексте этнорелигиозного конфликта. Существует опасность и экстримизации антиэкстремистской деятельности (по принципу «клин клином вышибают»). Антиобщественные акции, даже угрожающие перерасти в экстремистские, органы государства и общественные организации в соответствии с их правовым статусом и компетенцией должны предупреждать, контролировать и пресекать, не нарушая норм российского законодательства. К примеру, меры политического, идеологического, информационно-пропагандистского, правового и специального характера по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию религиозной экстремистской деятельности, минимализации ее последствий должны осуществляться с соблюдением прав верующих.

Аннотация содержания темы.

В последние десятилетия все более широкий размах приобретают такие экстремистские явления, которые имеют связь с религиозными постулатами, но происходят в политической сфере социума и не могут быть охвачены понятием “религиозный экстремизм”. Религиозный экстремизм - это религиозно мотивированная или религиозно камуфлированная деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на возбуждение в этих целях религиозной вражды и ненависти. Экстремизм на религиозной основе - это приверженность в религии к крайним взглядам и действиям. Основу такого экстремизма составляют насилие, крайняя жестокость и агрессивность, сочетающиеся с демагогией. Причинами такого рода экстремизма в обществе являются:

Социально-экономические кризисы,

Деформация политических структур,

Падение жизненного уровня значительной части населения,

Подавление властями инакомыслия и оппозиции,

Национальный гнет, амбиции лидеров политических партий и религиозных групп, стремящихся ускорить реализацию выдвигаемых ими задач и т. д.

Среди причин, способствующих усилению религиозного экстремизма в России можно “назвать нарушения прав религиозных и этнических меньшинств, допускаемые должностными лицами, а также деятельность зарубежных религиозных миссионеров, нацеленная на разжигание межконфессиональных противоречий”.

Иногда причиной распространения экстремизма на религиозной основе считают провозглашенную в результате демократических преобразований свободу совести. Однако свобода совести - важная и ценная свобода граждан в современном правовом государстве, ее толкование как вседозволенности религиозных объединений (в т. ч. международных), позволило создать условия для появления в обществе экстремистских идеологий.

Базу экстремизма составляют маргинальные слои населения, представители националистических и религиозных движений и недовольная существующим порядком часть интеллигенции и студенчества, некоторые группы военных.



Экстремизм на религиозной основе тесно связан с политикой и национализмом, представляя единое целое, поэтому часто в научной литературе используется термин “религиозно-политический экстремизм”3. Например, боевики Исламского движения Узбекистана (ИДУ), с оружием в руках пресекали границу с целью захвата власти в 1999-2000 гг., неоднократно заявляя о намерении силой ниспровергнуть политические режимы в молодых постсоветских республиках и создать клерикальное государство. Между тем, сторонники экстремизма стремятся путем демагогии, организации беспорядков, актов гражданского неповиновения дестабилизировать и разрушить существующие общественные структуры для достижения своих целей. При этом широко используют силовые методы - террористические акты, партизанскую войну и т. д.; в принципе отрицают переговоры, соглашения, компромиссы, основанные на взаимных уступках.

Существует “Энциклопедия террора” - заметки написанные от руки на арабском языке и ломанном английском, в которых наставники Аль-Каиды рассказывают о правилах внедрения в западный мир. Этот “учебник” найден в покинутом доме в Фарм Хаде, недалеко от Джелабада, журналисткой Washington Post. Вот лишь некоторые выдержки из него:

ПРИКРЫТИЕ. Очень важно стереть любой внешний признак, который может указать на то, что внедренный агент - мусульманин. От обязательного бритья бороды - по крайней мере за неделю до отъезда на Запад - до слушания музыки. Нижнее белье должно быть “обычным”, а часы нужно носить на левом запястье. Практикующие мусульмане полагают, что левая часть тела не чистая. Неплохо также носить золотую цепь.

ГОСТИНИЦА. Должна быть чистой, спокойной и никаких наркоманов. Вмешательство полиции может подвергнуть риску миссию.

ПОВЕСТКА ДНЯ. Террорист должен определить место для секретных встреч с сообщниками, создать “мертвую яму” (тайник, в котором можно прятать сообщения), установить незаметное наблюдение и наконец, “поразить мишень”).

НАБЛЮДЕНИЕ. Когда ведется наблюдение за домом или какой-то особенной целью внедренный агент должен узнать, сколько автомобилей и людей останавливается около здания, изучить возможные меры по безопасности, подготовить пути входа и бегства.

РАЗВЕДКА. От террориста, работающего в западной стране, требуется тщательная оценка “вражеской территории”: “еретические привычки”, жители, присутствие военных, религиозная практика, политические сведения, представители меньшинств и мусульман.

РАПОРТ. После завершения расследования экстремист готовит рапорт, указывает необходимое количество человек, технику (оружие, бомбы), укрытия. Прилагает карты и фотографии и подписывает слово “Обычный” или “срочный”.

КУЛЬТУРА. Путешествуя с фальшивыми документами, агент должен знать культуру стран, которые он посещает, по возможности язык, имя Президента, основные города, валюту, внутренние проблемы.

ПОЕЗДКИ. “Купи себе билет на самолет сам, доберись до нужного места, совершив прежде остановку в каком-либо туристическом местечке. Твоя одежда всегда должна быть в порядке. Одевайся со вкусом, правильно подбирая сочетания цветов”.

ДУХИ. Необходимо чтобы террорист разбирался в духах и лосьонах после бритья. “Если воспользуешься женскими духами беды не миновать”.

Между тем, экстремизм на религиозной основе в сочетании с терроризмом предполагает готовность пожертвовать жизнью в доказательство верности идее, но трудно назвать героическим поступком распространение бактерий ботулизма или сибирской язвы. Экстремизм на религиозной основе имеет признак фанатизма, т. к. только абсолютный этический релятивизм может оправдать насильственное лишение человека жизни для достижения политических или идеологических целей. В современном мире появилось множество сомнительных новых религиозных течений (некоторые из них можно назвать “фанатическими сектами”, которые необходимо изучать и предотвращать их разрушительную деятельность), но чем меньше группа, тем больше в ней фанатизма.

В последние годы имеет место идея о конце света, т. е. апокалиптические движения, имеющие значительные финансовые средства. Проповедники этой идеи не призывают к актам насилия и считают себя вестниками возрождения или рождения нового человека. Другие утверждают, что чем скорее воцарится Антихрист, тем скорее исчезнет этот прогнивший мир и установится рай на Земле, как предвидели Иоанн в “Откровениях”, Нострадамус и другие пророки. Некоторые сторонники таких движений стремятся подтолкнуть ход истории, провоцируя войну, голод, эпидемии.4 Хотя крайне апокалиптические группы являются потенциальными террористами, на них мало кто обращает внимание.

В последние десятилетия возникли десятки агрессивных движений, проповедующих различные варианты национализма, религиозного фундаментализма, фашизма и идеи конца света - от индуистских националистов до неофашистов в Европе и новых религиозных движений (“Ветвь Давида”, Уэйко, штат Техас, Аум Синрикё и др).

Экстремистские религиозные группы используют химические, биологические и отравляющие вещества, например, “АУМ Синрикё” - газ зарин в токийском метро, а также бактерии сибирской язвы с балкона здания в Токио.

Экстремизм на религиозной основе может использовать тактику информационного терроризма и кибернетических войн. В компьютеризированном обществе трудно сохранять секреты, а меры защиты оказались не вполне эффективными. Изменились и цели экстремистов: зачем убивать политического деятеля или бросать бомбу в толпу, когда достаточно нажать несколько кнопок для достижения драматических и широкомасштабных результатов. Если религиозный экстремизм направит свои действия на информационные средства боевых действий, его разрушительная сила многократно превзойдет силу любых видов оружия. В современном мире необходимо научиться различать различные мотивы, подходы и цели разных религиозных групп, возможно нужны новые определения и новые термины для предотвращения новой волны религиозного экстремизма. Хотя из 100 попыток совершения глобального террористического акта 99 будут наверняка безуспешными, но одна успешная попытка принесет больше жертв и материального ущерба и паники, чем все, что испытал мир до сих пор.5 К сожалению, до настоящего времени недостаточно адекватны меры, предпринимаемые правоохранительными органами для предотвращения экстремизма. Необходимо отметить, что экстремизм нарушает духовные основы общества и угрожает безопасности России и всему миру в целом, поэтому должен быть объектом пристального внимания и изучения, особенно в правоохранительной системе.

В плане борьбы с распространением религиозного экстремизма проблемой остается бесконтрольный выезд молодежи на учебу в зарубежные (особенно мусульманские) учебные учреждения. Не существует статистики по количеству выехавших, данных о конкретных учебных заведениях. В результате экстремистские религиозные организации (в т. ч. ваххабитские) имеют возможность опекать молодежь, направлять и оплачивать их обучение. Необходимо решить вопрос по обучению граждан в религиозных учебных заведениях за пределами Российской Федерации. Эта проблема сложная, т. к. не существует общегосударственного механизма в этой сфере.

С экстремизмом на религиозной основе должно бороться общество и государство. Методы борьбы могут быть различными. Государство должно устранить социально- экономические и политические условия, способствующие возникновению экстремизма и пресекать противозаконную деятельность экстремистов, а общество при помощи общественных и религиозных объединений, СМИ и т. п. должно противодействовать религиозному экстремизму, противопоставляя экстремистским идеям гуманистические идеи и принципы толерантности, гражданского мира и согласия. Для преодоления такого рода экстремизма могут применяться политические, социологические, психологические, информационные, силовые и другие формы борьбы. Важную роль призвана сыграть правоприменительная практика. В соответствии с нормами права ответственности подлежат не только организаторы и исполнители преступных акций экстремизма, но и их идейные вдохновители. Эффективность борьбы против религиозного экстремизма в нашей стране зависит от того, насколько последовательно и строго выполняются требования закона.

Однако, принятой концепции национальной безопасности Российской Федерации недостаточно. Поэтому учеными и религиозными деятелями предложено подготовить и утвердить на уровне Президента РФ концепции государственно-конфессиональной политики Российской Федерации. Однако, эти предложения не находят поддержки во властных структурах. Между тем она была бы не только надежным ориентиром для государственных органов для обеспечения строгой законности в сфере государственно-конфессиональных отношений и организации межрелигиозного взаимодействия в духе культуры мира и ненасилия, а также важным фактором по предотвращению религиозного экстремизма.

Религиозный экстремизм - тенденция, выражающая отрицательную реакцию консервативных религиозных кругов (19-20 вв.) на секуляризацию, т.е. эмансипацию науки, культуры и общественной жизни от религии, что стало причиной маргинализации последней. Противоположная тенденция - модернизм. Термин восходит к серии предпринятых некоторыми североамериканскими протестантами антимодернистских публикаций - "The Fundamentals. A Testimony to the Truth" ("Основы. Свидетельства истины", 1910-12), в которых провозглашалась верность таким традиционным вероучительным представлениям, как безошибочность Священного писания в каждой детали, рождение Христа от девы, его физическое воскресение и физическое второе пришествие, заместительная теория искупления (согласно которой Богочеловек Христос пострадал на кресте вместо человека). Эти публикации вызвали ожесточенные споры между экстремистами и модернистами. В настоящее время термин приобрел более широкое значение: под религиозным экстремизмом понимается устойчивая религиозная установка или один из типов современного религиозного сознания, характерный прежде всего для т.н. авраамических религий - иудаизма, христианства и ислама, но имеющий также параллели в индуизме, сикхизме, буддизме, конфуцианстве. Несмотря на то, что в различных религиозных контекстах проявление экстремистских тенденций имеет различные причины, можно говорить о глобальном религиозном экстремизме как особом феномене, появление которого датируется серединой 1970-х годов и связано с такими явлениями, как рост христианского экстремизма в протестантских церквах США и Латинской Америке, с типологически схожими католическими движениями (например, Opus Dei), с "исламским фундаментализмом" аятоллы Хомейни, израильским движением Gush Emunim и др.

Религиозный экстремизм является оппозицией процессу десакрализации культуры. Он апеллирует к абсолютному авторитету божественного откровения, выраженного в священном писании (Тора, христианская Библия, Коран) или иных канонических религиозных текстах (Талмуд, святоотеческие писания, папские энциклики, законоположения шариата). При этом установка на буквальное следование тексту предполагает его однозначное понимание, что является отказом от герменевтического подхода, согласно которому возможно множество интерпретаций любого текста. Иными словами, религиозный экстремизм предлагает "веру помимо интерпретации", что на практике приводит к требованию принять собственную интерпретацию его лидеров в качестве единственно верной. Соответственно религиозный экстремизм выступает против плюрализма мнений, который, с его точки зрения, неизбежно ведет к релятивизму, т.е. к допущению равноправия многих истин даже в пределах одной религиозной традиции. Следствием такой религиозной установки, как правило, является политическая позиция, которая характеризуется поддержкой крайне правых политических сил. Смысл истории, с точки зрения религиозного экстремизма, заключается в противоборстве сил Бога и дьявола, Христа и антихриста. Подобная историософия означает отрицание идей исторической эволюции и развития и порождает усиленные апокалиптические ожидания. Мировая история последних столетий сторонникам религиозного экстремизма представляется победой сил зла и "концом мира", под которым может пониматься безверие и нравственное разложение общества (для западных христиан), победа секулярной сионистской идеологии (для иудеев), политико-экономическая экспансия Запада (для мусульман). Причина видится в том, что религия утратила свое определяющее влияние в обществе, уступив давлению безрелигиозного гуманизма. В этой ситуации религиозные экстремисты считают себя избранным народом, призванным обеспечить победу Бога в истории (христианский милленаризм, иудейский мессианизм, претензии мусульман на универсальную значимость своей религии и образа жизни).6 Особенность религиозного экстремизма заключается в том, что, призывая вернуться к Традиции в формах прошлого, исторически изжитого способа доминирования религии в жизни общества, он является, в отличие от консерватизма в обычном понимании, современным проектом построения "нового мирового порядка", основанного на отвержении принципов гуманизма и демократии и утверждении тоталитарной религиозной идеологии с использованием технических средств современной цивилизации. Исходя из религиозной аксиомы греховности человека, его неспособности адекватно воспринять божественный призыв и следовать законам, ниспосланным свыше, религиозные экстремисты предлагают восстановить в мире порядок, опирающийся на абсолютный авторитет действующей от имени Бога религиозной власти, лишая общество завоеванного в последние столетия права на автономию. Религиозный экстремизм есть радикальное неприятие характерного для современной эпохи разделения светского и религиозного и попытка интерпретировать религию исключительно в терминах власти над человеком как в духовном, так и в политическом отношении. Так же, как и этнонационалистический экстремизм, религиозно-политический экстремизм является разновидностью политического экстремизма. Своими характерными признаками он отличается от других видов экстремизма.

1. Религиозный экстремизм - это деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства. Преследование политических целей позволяет отличить религиозно-политический экстремизм от религиозного экстремизма. По названному признаку он отличается также от экономического, экологического и духовного экстремизма.

2. Религиозно-политический экстремизм представляет собой такой вид противозаконной политической деятельности, которая мотивируется или камуфлируется религиозными постулатами или лозунгами. По этому признаку он отличается от этнонационалистического, экологического и других видов экстремизма, у которых существует иная мотивация.

3. Преобладание силовых методов борьбы для достижения своих целей - характерная черта религиозно-политического экстремизма. По этому признаку религиозно-политический экстремизм можно отличить от религиозного, экономического, духовного и экологического экстремизма.

Итак, экстремизм – это сложный социальный феномен, характеризующийся приверженностью к крайним взглядам и действиям, включающий самые разные формы и проявления радикализма.

Понятию «экстремизм» ПАСЕ дала определение в 2003 году. Согласно этому определению, «экстремизм – это такая форма политической деятельности, которая прямо или косвенно отвергает принципы парламентской демократии».

Основные признаки экстремизма :

1) публичные призывы к установлению в России диктатуры, то есть строя, значительно ущемляющего политические и гражданские права граждан России;

2) публичные призывы к насильственному свержению конституционного строя или к захвату власти;

3) создание вооруженных формирований;

4) разжигание социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной розни и публичное выражение намерений ограничить права граждан по этим признакам;

5) представление своих целей, идеалов или отличительных признаков с помощью символики, в недалеком прошлом присущей национал-социалистическому режиму Германии и фашистскому режиму Италии;

6) публичное одобрение национал-социалистических, фашистских и иных тоталитарных режимов; отрицание преступлений, совершенных такими режимами, оправдание их лидеров и политики.

Религиозный экстремизм – отрицание системы традиционных для общества религиозных ценностей и догматических устоев, а также агрессивная пропаганда "идей", противоречащих им. Во многих, если не во всех, конфессиях можно обнаружить религиозные представления и соответствующие им действия верующих, которые имеют антиобщественный характер, то есть в той или иной степени выражают неприятие светского общества и других религий с позиций того или иного религиозного вероучения. Это проявляется, в частности, в желании и стремлении приверженцев определенной конфессии распространить свои религиозные представления и нормы на все общество.

В последнее время в СМИ наиболее часто говорят об исламских радикалах (сторонниках "исламизма", или "политического ислама"), которые, во имя чистоты веры, как они ее понимают, выступают против т.н. традиционного российского ислама, как он сложился в нашей стране на протяжении столетий.

Элементы религиозного экстремизма имею определенное распространение и в среде православных христиан. Он проявляется в радикальном антизападничестве, пропаганде "теории заговора", религиозно обоснованном национализме, неприятии светского характера государства. Так, например, существуют религиозные группы, призывающие верующих к отказу от ИНН и даже от получения паспортов установленной формы.

Очевидно, что к разряду экстремистских необходимо отнести и некоторые религиозные объединения закрытого типа, в обиходе называемые "тоталитарными сектами". Необходимость борьбы с экстремизмом, в том числе и религиозно окрашенным должна быть целью всего общества и каждого гражданина .

Государство может допустить только такую религиозную деятельность, которая не вступает в противоречие с конституционным правом на свободу совести и вероисповедания и принципом светского характера государства.

Конкретные религиозные представления приверженцев той или иной религии, которые оказываются несовместимыми с этими принципами, подпадают под термин "религиозный экстремизм" и должны быть признаны антиобщественными и антигосударственными.

Следует выявлять и публично обсуждать такие проявления религиозности, для которых характерно стремление к благу своей конфессии или религиозной общины в ущерб благу всего общества.

2. Формы религиозного экстремизма. Социально-экономические и
политические причины религиозного экстремизма. Религиозно-политический экстремизм.

В последние десятилетия экстремисты все чаще обращаются к организованному и религиозно-обоснованному использованию террористических актов как к средству достижения своих целей.
Общеизвестно, что в современных условиях реальную угрозу, как для всего мирового сообщества, так и национальной безопасности того или иного государства, его территориальной целостности, конституционных прав и свобод граждан представляет экстремизм в различных формах его проявления. Особо опасен экстремизм, прикрывающийся религиозными лозунгами, ведущий к возникновению и эскалации межэтнических и межконфессиональных конфликтов.

Основная цель религиозного экстремизма – признание своей религии ведущей и подавление других религиозных конфессий через их принуждение к своей системе религиозной веры. Наиболее ярые экстремисты ставят своей задачей создание отдельного государства, правовые нормы которого будут заменены нормами общей для всего населения религии. Религиозный экстремизм часто смыкается с религиозным фундаментализмом, суть которого заключена в стремлении воссоздать фундаментальные основы "своей" цивилизации, очистив ее от чуждых новаций и заимствований, вернуть ей "истинный облик".

Под экстремизмом зачастую понимают разнородные явления: от разнообразных форм классовой и освободительной борьбы, сопровождающейся применением насилия, до преступлений, совершаемых полууголовными элементами, наемными агентами и провокаторами.

Экстремизм (от лат. extremus – крайний, последний) как специфическая линия в политике означает приверженность политических течений, находящихся на крайне левых или крайне правых политических позициях, радикальным взглядам и таким же крайним методам их реализации, отрицающим компромиссы, договоренности с политическими противниками и стремящимся добиться поставленных целей любыми средствами.

Важной особенностью ряда неправительственных религиозно-политических организаций экстремистского толка является наличие в них фактически двух организаций – открытой и тайной, законспирированной, что облегчает им политическое маневрирование, помогает быстро менять методы деятельности при изменении обстановки .

В качестве основных методов деятельности религиозно-экстремических организаций можно назвать нижеследующее: распространение литературы, видео-аудиокассет экстремистского толка, в которых пропагандируются идеи экстремизма.

Экстремизм, как известно, в самом общем виде характеризуется как приверженность к крайним взглядам и действиям, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила. Экстремизм, проявляющийся в политической сфере общества, называется политическим экстремизмом, экстремизм же проявляющийся в религиозной сфере получил название религиозного экстремизма. В последние десятилетия все более широкий размах приобретают такие экстремистские явления, которые имеют связь с религиозными постулатами, но происходят в политической сфере социума и не могут быть охвачены понятием «религиозный экстремизм».

Религиозно-политический экстремизм – это религиозно мотивированная или религиозно камуфлированная деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на возбуждение в этих целях религиозной вражды и ненависти.

Так же, как и этнонационалистический экстремизм, религиозно-политический экстремизм является разновидностью политического экстремизма. Своими характерными признаками он отличается от других видов экстремизма .

1. Религиозно-политический экстремизм – это деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства. Преследование политических целей позволяет отличить религиозно-политический экстремизм от религиозного экстремизма. По названному признаку он отличается также от экономического, экологического и духовного экстремизма.

2. Религиозно-политический экстремизм представляет собой такой вид противозаконной политической деятельности, которая мотивируется или камуфлируется религиозными постулатами или лозунгами. По этому признаку он отличается от этнонационалистического, экологического и других видов экстремизма, у которых существует иная мотивация.

3. Преобладание силовых методов борьбы для достижения своих целей – характерная черта религиозно-политического экстремизма. По этому признаку религиозно-политический экстремизм можно отличить от религиозного, экономического, духовного и экологического экстремизма.

Религиозно-политический экстремизм отвергает возможность переговорных, компромиссных, а тем более консенсусных путей решения социально-политических проблем. Сторонники религиозно-политического экстремизма отличаются крайней нетерпимостью по отношению ко всем, кто не разделяет их политических взглядов, включая единоверцев. Для них не существует никаких «правил политической игры», границ дозволенного и недозволенного.

Конфронтация с государственными институтами – их стиль поведения. Принципы «золотой середины» и требования «не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе», являющиеся основополагающими для мировых религий, отвергаются ими. В их арсенале главными являются насилие, крайняя жестокость и агрессивность, сочетающиеся с демагогией.

Авантюристы, использующие религиозные идеи и лозунги в борьбе за достижение своих противозаконных политических целей, хорошо понимают возможности религиозных учений и символов как важного фактора привлечения людей, мобилизации их на бескомпромиссную борьбу. Одновременно они учитывают, что «повязанные» религиозными клятвами люди «сжигают мосты», им трудно, если не невозможно, «выйти из игры».

Расчет делается на то, что даже лишившимся иллюзий и осознавшим неправедность свих действий участникам экстремистского формирования очень трудно будет покинуть его ряды: они будут страшиться, что их отказ от конфронтации с властями и переход к нормальной мирной жизни могут быть восприняты как предательство религии своего народа, как выступление против веры и Бога.

Что такое религиозный экстремизм?

Религиозный экстремизм - это жесткое неприятие идей другой религиозной конфессии, агрессивное отношение и поведение к иноверцам, пропаганда незыблемости, «истинности» одного вероучения; стремление к искоренению представителей другой веры вплоть до физического устранения (что получает теологическое оправдание и обоснование). Также религиозный экстремизм это отрицание системы традиционных для общества религиозных ценностей и догматических устоев, а также агрессивная пропаганда идей, противоречащих им. Религиозный экстремизм следует рассматривать как крайнюю форму религиозного фанатизма.

Во многих конфессиях можно обнаружить религиозные представления и соответствующее им поведение верующих, которые в той или иной степени выражают неприятие светского общества или других религий с позиции того или иного вероучения. Это проявляется, в частности, в желании и стремлении приверженцев определенной конфессии распространить свои религиозные представления и нормы на все общество.

В последнее время в СМИ наиболее часто говорят об исламских радикалах (сторонниках «исламизма» или «политического Ислама»), которые во имя чистой веры, как они ее понимают, выступают против так называемого «традиционного Ислама», как он сложился на протяжении столетий. Элементы религиозного экстремизма имеются и в среде православных христиан, которые проявляются в радикальном антизападничестве, пропаганде «теории заговора», религиозно обоснованном национализме, неприятии светского характера государства.Так, например, существуют религиозные группы, призывающие к отказу от ИНН и даже от получения паспортов установленной формы.

Необходимость борьбы с экстремизмом, в том числе и религиозно окрашенном, должна быть целью всего общества и каждого гражданина. Государство может допустить только такую религиозную деятельность, которая не вступает в противоречие с конституционным правом на свободу совести и вероисповедания и принципом светского характера государства. Конкретные представления приверженцев той или иной религии, которые оказываются несовместимыми с этими принципами, попадают под термин «религиозный экстремизм» и должны признаться антиобщественными и антигосударственными. Следует выявлять такие проявления религиозности, для которых характерно стремление к благу своей конфессии в ущерб благу всего общества.

В последнее десятилетие экстремисты все чаще обращаются к религиозно-обоснованному использованию террористических актов как к средству достижения своих целей. В современных условиях экстремизм представляет реальную угрозу, как для всего мирового сообщества, так и для национальной безопасности того или иного государства, его территориальной целостности, конституционных прав и свобод граждан. Особо опасен экстремизм, прикрывающийся религиозными лозунгами, ведущий к возникновению и эскалации межэтнических и межконфессиональных конфликтов.

Основной целью религиозного экстремизма является признание своей религии ведущей и подавление других религиозных конфессий через их принуждение к своей системе религиозной веры. Наиболее ярые экстремисты ставят своей задачей создание отдельного государства, правовые нормы которого будут заменены общими для всего населения нормами религии.

Религиозный экстремизм часто смыкается с религиозным фундаментализмом, суть которого заключается в стремлении воссоздать фундаментальные основы «своей» цивилизации, вернуть ей «истинный облик».

В качестве основных методов деятельности религиозно-экстремистских организаций являются: распространение литературы, видео-аудиокассет, в которых пропагандируются идеи экстремизма.

В последнее время все более широкий размах приобретаю экстремистские явления, которые имеют связь с религиозными постулатами, но происходят в политической сфере социума. Здесь уже вместо термина «религиозный экстремизм» используется термин «религиозно-политический экстремизм».

Религиозно-политический экстремизм - это религиозно мотивированная или религиозно камуфлированная деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства, на возбуждение в этих целях религиозной вражды и ненависти.

Основной стиль поведения религиозных экстремистов - конфронтация с институтами государства. Принципы «золотой середины» и «не поступай по отношению к другим так, как не хотел бы, чтоб другие поступали по отношению к тебе» отвергаются ими. Авантюристы, использующие религиозные идеи и лозунги для достижения своих целей, хорошо понимают возможности религиозных учений для привлечения людей, мобилизацию их на бескомпромиссную борьбу. Одновременно они учитывают, что «повязанные» религиозными клятвами люди «сжигают все мосты» и им уже трудно выйти из «игры».

Расчет делается на то, что даже осознавшим несправедливость своих действий участникам экстремистского формирования очень трудно будет покинуть их ряды. Они будут пугаться, что их отказ от конфронтации с властями и переход к мирной жизни будет расцениваться как предательство своей веры, религии.