Презентация на тему борис васильев. Борис васильев

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

«Ходынкой началось – Ходынкой и кончится», – так говорили в народе о царствовании последнего русского императора Николая II. Жуткая давка, устроенная при коронационных торжествах, унесла не одну сотню жизней, стала мрачным предзнаменованием грядущих несчастий для династии и государства. Ходынской трагедии посвящены самые яркие и горькие страницы повествования Бориса Васильева. Но, разумеется, автор не ограничивается описанием лишь этого события. В романе – размышления о русской интеллигенции, о чести и долге перед Отечеством, о тех мучительных испытаниях, которые ему предстоит пережить...

3 слайд

Описание слайда:

Была назначена коронация нового императора, 28-восьмилетнего Николая II. Коронацию решено было провести в Москве на Ходынском поле (1896 г)

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Николая II привлекала Москва - город исконно русский, святой и благочестивый, в котором он хотел показать себя царем Всея Руси и подарить народу разные милости. Казалось, в истории Российского государства наступал день, который должен был символизировать единство царя и народа. Губернатор Москвы Великий князь Сергей Александрович объявил, что на следующий после коронации государя императора день состоятся народные гулянья на Ходынском поле, во время которых будут раздаваться царские подарки. Это была радостная весть, такого еще никто не помнил.

6 слайд

Описание слайда:

Из близлежащих городов и деревень приезжали тысячи любопытных - всем хотелось увидеть нового царя, его немецкую жену, посмотреть красочную церемонию коронования и получить подарки. Массовые народные гулянья были назначены на восемнадцатое мая. На Ходынское поле к двум часам дня должны были прибыть коронованный Николай II с супругой Александрой, а также приглашенные высокие особы и дипломаты. Там заблаговременно для встречи дорогих гостей уже соорудили императорский павильон. Вся площадь, примерно в один квадратный километр, была к тому же окружена небольшим забором.

7 слайд

Описание слайда:

По разным оценкам, на этом огражденном поле (площадью в один квадратный километр) собрались от пятисот тысяч до полутора миллионов человек. Но это было еще не все, народ продолжал стекаться. Близлежащие улицы были заполнены людьми, шли мужчины и женщины, шли целыми семьями до самого утра, рассчитывая попасть на Ходынку.

8 слайд

Описание слайда:

Уже к пяти часам утра восемнадцатого мая около 150 палаток и 20 павильончиков началось столпотворение. Как писал потом в официальном отчете министр юстиции Н.В. Муравьев, «над народною массой стоял густым туманом пар, мешавший различать на близком расстоянии лица. Находившиеся даже в первых рядах обливались потом и имели измученный вид». Конечно, при таком скоплении народа можно было ожидать всяких беспорядков. Первые жертвы появились еще до того, как разразилась главная паника. Ослабевшие и потерявшие сознание люди падали, и несколько человек умерли. Трупы выталкивали из толпы и так над головами из рук в руки передавали к краю поля. Отодвинуться от покойников в сторону было невозможно, и это еще больше увеличивало давку. Раздавались крики, стоны, вопли, но вырваться из замкнутого квадрата не удавалось никому, никто не хотел расстаться со своим местом. Огражденной территории для такой толпы было явно маловато, и давка уже начиналась.

9 слайд

Описание слайда:

В результате всеобщей паники (по официальным данным) на Ходынском поле погибли 1389 человек и полторы тысячи получили различные увечья. По неофициальным данным - от четырех до пяти тысяч. Сколько погибло на самом деле, никто не знает. На Ваганьковском кладбище сохранился памятник, посвященный жертвам Ходынской катастрофы.

10 слайд

Описание слайда:

Тогда не только Москва, вся Россия оцепенела от ужаса. Это была страшная трагедия, в которой увидели страшное предзнаменование. От царя ожидали, что он отменит празднества, назначит комиссию по расследованию, распорядится об аресте ответственных за невинно убиенных, выступит перед народом со словами скорби.

11 слайд

Описание слайда:

Но ничего этого не произошло. В тот самый вечер царь, в душе сильно переживавший случившееся, но не будучи в силах противостоять настояниям своего двора, согласно церемониалу, танцевал кадриль у французского посла. А для успокоения москвичей на следующий день повелел выдать каждой семье, в которой был погибший, по одной тысяче рублей.

12 слайд

Описание слайда:

Об этом трагическом для России событии позднее вспоминали многие журналисты и писатели, в частности, Максим Горький в своем обширном произведении «Жизнь Клима Самгина» подробно передал смятение и тревогу москвичей, переживших эту трагедию.

13 слайд

Описание слайда:

Почему стала возможной ходынская трагедия? Как на этот вопрос отвечает автор? В романе возникает спор о том, что есть соблюдение исторических традиций. Оправдывая намечающиеся широкие празднования коронации, генерал замечает: «Народ без исторических традиций превращается в толпу ванек, не помнящих родства своего».

14 слайд

Описание слайда:

Роман Трифонович Хомяков утверждает, что великая традиция и великая честь есть забота о подданных своих, а не парады с иллюминациями. Отсутствие подлинной заботы о народе властей послужило причиной ходынской трагедии. Приготовленных 400 000 подарков для всего народонаселения Москвы было слишком мало, и в этом уже таилась причина давки. К тому же не были приняты меры для обеспечения безопасности людей. Великолепие, пышность «священной коронации» - вот главная забота императорского двора. Фото "Икона Божией Матери "Утоли моя печали"" автора Сергея Васильева

15 слайд

Описание слайда:

Прав ли Каляев, увидевший главного виновника трагедии в лице князя Сергея Александровича, генерал-губернатора Москвы? В какой-то мере прав. Сергей Александрович, как генерал-губернатор, ответствен за порядок в городе и безопасность граждан, особенно в период проведения массовых мероприятий. Ответствен он и за нежелание нарушить традицию и предложить императору приостановить коронационные торжества. Неправ Каляев в том, что он возлагает вину только на великого князя. Виновна система, основанная на равнодушии властей к народу и его судьбам.

16 слайд

Описание слайда:

В романе затрагивается проблема политического террора. Как автор относится к героям, ставшим на путь террора? Почему это произошло с Каляевым? Автор сочувствует людям, ставшим на путь террора, как личностям, с симпатией говорит об их человеческих качествах. Не случайно Машеньку и Ивана он ставит в ситуацию сложнейшего выбора, когда вместе с объектом запланированного террористического акта оказываются дети. Одна пожертвовала собственной жизнью, другой на время отменил исполнение задуманного. Иван Каляев не был прирожденным преступником. На путь убийства градоначальника он встал от отчаяния: государство не наказало виновных в трагедии, наоборот, прикрыло их вину. Не найдя другого способа, Каляев посвящает свою жизнь мщению за горы убитых людей и тысячи истерзанных сердец. И в этом заключено предупреждение обществу: зло, равнодушие порождают ответное зло. В романе отвергается идея политического террора, как и массовых революций.

17 слайд

Описание слайда:

Какое значение имеет в романе образ Маши Олексиной? Внесюжетный персонаж - Машенька Олексина, одна из первых революционерок-террористок, - имеет существенное значение в романе. Ее образом показывается несостоятельность терроризма как способа борьбы за свободу. Она уже привела в действие бомбу, предназначенную для уфимского губернатора, но, увидев, что он сидит в санях вместе с детьми, прикрыла ее собственным телом и погибла сама от взрыва.

18 слайд

Описание слайда:

Как вы понимаете слова писателя, что для России точкой отсчета нового столетия стала «священная коронация царствующего монарха», а «у жителей второй русской столицы и особенно московской интеллигенции точкой отсчета стала не коронация, а ходынская трагедия»? Официальные оценки событий конца XIX века разошлись с мнением московской интеллигенции. Ходынская трагедия, несомненно, наложила огромный отпечаток на дальнейший ход истории, начав длинную череду катастроф XX века: войны, революции, локальные неисчезающие конфликты, природные катастрофы. В уста Наденьки, тяжело пережившей гибель людей на Ходынском поле, автор вкладывает пророческие слова: «Ходынский колокол был колоколом по России».

19 слайд

Описание слайда:

Проанализируйте диалог Елисаветы Федоровны и Ивана Каляева. В чем его смысл? Как можно понять слова великой княгини: «Кто оценит долги наши? Люди? Бог? Будущее?» Великая княгиня Елисавета Федоровна, впоследствии канонизированная Русской православной церковью за великомученический подвиг, пришла к Каляеву, чтобы позаботиться о спасении его души. Между ними происходит диалог о долге. Каляев осознает, что причинил ей горе, но утверждает, что выполнил долг. Он готов принять смертную казнь, помилование для него неприемлемо - его и власть разделяет ходынская трагедия. Вопрос Елисаветы Федоровны содержит сомнения в праве Каляева на исполнение такого долга. Кто может наделить человека правом судить других и распоряжаться чужой жизнью? Принося в дар иконку Божьей Матери «Утоли моя печали» и обещая молиться за него, она призывает к смирению души, к очищению себя и своей совести перед Богом, а также надеется на душевное успокоение, которое принесет ему эта чудотворная икона.

20 слайд

Описание слайда:

В чем вы видите смысл названия романа «Утоли моя печали…»? Главная героиня романа Наденька Олексина, потрясенная трагедией на Ходынском поле, ощущая свою вину за гибель Фенечки, исповедуется перед иконой Божьей Матери «Утоли моя печали», известной своей помощью людям во дни массовых бедствий. Исповедь приносит героине облегчение, смирение и в дальнейшем благочестивую семейную жизнь с Викентием Корнелиевичем Вологодовым. В романе не только даются картины ходынской давки, но и содержатся глубокие размышления о русской интеллигенции, о дальнейшей судьбе России. Заглавие романа, в основу которого положено название чудотворной иконы, имеет символический смысл. Автор ищет утоления печали нашей многострадальной отчизны, ее многострадального народа.

21 слайд

Описание слайда:

Почему роман «Утоли моя печали…», посвященный событиям рубежа XIX-XX веков, обращен к сегодняшнему читателю? Сегодняшняя эпоха для России, особенно годы создания романа, - эпоха кризисная. Изменился общественный строй, подверглись деформации нравственные и культурные ценности, возникают и продолжаются вооруженные конфликты. Именно в эти годы, как полагает Борис Васильев, важен трезвый исторический анализ прошлого, особенно просчетов, допущенных властью, чтобы в будущем избежать противостояния народа и власти, произвола и беззакония, ведущих к кровопролитиям. В этом смысле роман «Утоли моя печали…» можно рассматривать как предупреждение.

22 слайд

Описание слайда:

Домашнее задание: 1. выучить наизусть стихотворение на стр. 163 – 178; 2. подготовить презентацию «Великая Отечественная война в лирике поэтов ХХ века» (стр. 163 – 178, выбрать автора и понравившееся произведение); 3. выбрать стихотворения о Вов для собственного сборника стихов.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

«Ходынкой началось – Ходынкой и кончится», – так говорили в народе о царствовании последнего русского императора Николая II. Жуткая давка, устроенная при коронационных торжествах, унесла не одну сотню жизней, стала мрачным предзнаменованием грядущих несчастий для династии и государства. Ходынской трагедии посвящены самые яркие и горькие страницы повествования Бориса Васильева. Но, разумеется, автор не ограничивается описанием лишь этого события. В романе – размышления о русской интеллигенции, о чести и долге перед Отечеством, о тех мучительных испытаниях, которые ему предстоит пережить...

3 слайд

Описание слайда:

Была назначена коронация нового императора, 28-восьмилетнего Николая II. Коронацию решено было провести в Москве на Ходынском поле (1896 г)

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Николая II привлекала Москва - город исконно русский, святой и благочестивый, в котором он хотел показать себя царем Всея Руси и подарить народу разные милости. Казалось, в истории Российского государства наступал день, который должен был символизировать единство царя и народа. Губернатор Москвы Великий князь Сергей Александрович объявил, что на следующий после коронации государя императора день состоятся народные гулянья на Ходынском поле, во время которых будут раздаваться царские подарки. Это была радостная весть, такого еще никто не помнил.

6 слайд

Описание слайда:

Из близлежащих городов и деревень приезжали тысячи любопытных - всем хотелось увидеть нового царя, его немецкую жену, посмотреть красочную церемонию коронования и получить подарки. Массовые народные гулянья были назначены на восемнадцатое мая. На Ходынское поле к двум часам дня должны были прибыть коронованный Николай II с супругой Александрой, а также приглашенные высокие особы и дипломаты. Там заблаговременно для встречи дорогих гостей уже соорудили императорский павильон. Вся площадь, примерно в один квадратный километр, была к тому же окружена небольшим забором.

7 слайд

Описание слайда:

По разным оценкам, на этом огражденном поле (площадью в один квадратный километр) собрались от пятисот тысяч до полутора миллионов человек. Но это было еще не все, народ продолжал стекаться. Близлежащие улицы были заполнены людьми, шли мужчины и женщины, шли целыми семьями до самого утра, рассчитывая попасть на Ходынку.

8 слайд

Описание слайда:

Уже к пяти часам утра восемнадцатого мая около 150 палаток и 20 павильончиков началось столпотворение. Как писал потом в официальном отчете министр юстиции Н.В. Муравьев, «над народною массой стоял густым туманом пар, мешавший различать на близком расстоянии лица. Находившиеся даже в первых рядах обливались потом и имели измученный вид». Конечно, при таком скоплении народа можно было ожидать всяких беспорядков. Первые жертвы появились еще до того, как разразилась главная паника. Ослабевшие и потерявшие сознание люди падали, и несколько человек умерли. Трупы выталкивали из толпы и так над головами из рук в руки передавали к краю поля. Отодвинуться от покойников в сторону было невозможно, и это еще больше увеличивало давку. Раздавались крики, стоны, вопли, но вырваться из замкнутого квадрата не удавалось никому, никто не хотел расстаться со своим местом. Огражденной территории для такой толпы было явно маловато, и давка уже начиналась.

9 слайд

Описание слайда:

В результате всеобщей паники (по официальным данным) на Ходынском поле погибли 1389 человек и полторы тысячи получили различные увечья. По неофициальным данным - от четырех до пяти тысяч. Сколько погибло на самом деле, никто не знает. На Ваганьковском кладбище сохранился памятник, посвященный жертвам Ходынской катастрофы.

10 слайд

Описание слайда:

Тогда не только Москва, вся Россия оцепенела от ужаса. Это была страшная трагедия, в которой увидели страшное предзнаменование. От царя ожидали, что он отменит празднества, назначит комиссию по расследованию, распорядится об аресте ответственных за невинно убиенных, выступит перед народом со словами скорби.

11 слайд

Описание слайда:

Но ничего этого не произошло. В тот самый вечер царь, в душе сильно переживавший случившееся, но не будучи в силах противостоять настояниям своего двора, согласно церемониалу, танцевал кадриль у французского посла. А для успокоения москвичей на следующий день повелел выдать каждой семье, в которой был погибший, по одной тысяче рублей.

12 слайд

Описание слайда:

Об этом трагическом для России событии позднее вспоминали многие журналисты и писатели, в частности, Максим Горький в своем обширном произведении «Жизнь Клима Самгина» подробно передал смятение и тревогу москвичей, переживших эту трагедию.

13 слайд

Описание слайда:

Почему стала возможной ходынская трагедия? Как на этот вопрос отвечает автор? В романе возникает спор о том, что есть соблюдение исторических традиций. Оправдывая намечающиеся широкие празднования коронации, генерал замечает: «Народ без исторических традиций превращается в толпу ванек, не помнящих родства своего».

14 слайд

Описание слайда:

Роман Трифонович Хомяков утверждает, что великая традиция и великая честь есть забота о подданных своих, а не парады с иллюминациями. Отсутствие подлинной заботы о народе властей послужило причиной ходынской трагедии. Приготовленных 400 000 подарков для всего народонаселения Москвы было слишком мало, и в этом уже таилась причина давки. К тому же не были приняты меры для обеспечения безопасности людей. Великолепие, пышность «священной коронации» - вот главная забота императорского двора. Фото "Икона Божией Матери "Утоли моя печали"" автора Сергея Васильева

15 слайд

Описание слайда:

Прав ли Каляев, увидевший главного виновника трагедии в лице князя Сергея Александровича, генерал-губернатора Москвы? В какой-то мере прав. Сергей Александрович, как генерал-губернатор, ответствен за порядок в городе и безопасность граждан, особенно в период проведения массовых мероприятий. Ответствен он и за нежелание нарушить традицию и предложить императору приостановить коронационные торжества. Неправ Каляев в том, что он возлагает вину только на великого князя. Виновна система, основанная на равнодушии властей к народу и его судьбам.

16 слайд

Описание слайда:

В романе затрагивается проблема политического террора. Как автор относится к героям, ставшим на путь террора? Почему это произошло с Каляевым? Автор сочувствует людям, ставшим на путь террора, как личностям, с симпатией говорит об их человеческих качествах. Не случайно Машеньку и Ивана он ставит в ситуацию сложнейшего выбора, когда вместе с объектом запланированного террористического акта оказываются дети. Одна пожертвовала собственной жизнью, другой на время отменил исполнение задуманного. Иван Каляев не был прирожденным преступником. На путь убийства градоначальника он встал от отчаяния: государство не наказало виновных в трагедии, наоборот, прикрыло их вину. Не найдя другого способа, Каляев посвящает свою жизнь мщению за горы убитых людей и тысячи истерзанных сердец. И в этом заключено предупреждение обществу: зло, равнодушие порождают ответное зло. В романе отвергается идея политического террора, как и массовых революций.

17 слайд

Описание слайда:

Какое значение имеет в романе образ Маши Олексиной? Внесюжетный персонаж - Машенька Олексина, одна из первых революционерок-террористок, - имеет существенное значение в романе. Ее образом показывается несостоятельность терроризма как способа борьбы за свободу. Она уже привела в действие бомбу, предназначенную для уфимского губернатора, но, увидев, что он сидит в санях вместе с детьми, прикрыла ее собственным телом и погибла сама от взрыва.

18 слайд

Описание слайда:

Как вы понимаете слова писателя, что для России точкой отсчета нового столетия стала «священная коронация царствующего монарха», а «у жителей второй русской столицы и особенно московской интеллигенции точкой отсчета стала не коронация, а ходынская трагедия»? Официальные оценки событий конца XIX века разошлись с мнением московской интеллигенции. Ходынская трагедия, несомненно, наложила огромный отпечаток на дальнейший ход истории, начав длинную череду катастроф XX века: войны, революции, локальные неисчезающие конфликты, природные катастрофы. В уста Наденьки, тяжело пережившей гибель людей на Ходынском поле, автор вкладывает пророческие слова: «Ходынский колокол был колоколом по России».

19 слайд

Описание слайда:

Проанализируйте диалог Елисаветы Федоровны и Ивана Каляева. В чем его смысл? Как можно понять слова великой княгини: «Кто оценит долги наши? Люди? Бог? Будущее?» Великая княгиня Елисавета Федоровна, впоследствии канонизированная Русской православной церковью за великомученический подвиг, пришла к Каляеву, чтобы позаботиться о спасении его души. Между ними происходит диалог о долге. Каляев осознает, что причинил ей горе, но утверждает, что выполнил долг. Он готов принять смертную казнь, помилование для него неприемлемо - его и власть разделяет ходынская трагедия. Вопрос Елисаветы Федоровны содержит сомнения в праве Каляева на исполнение такого долга. Кто может наделить человека правом судить других и распоряжаться чужой жизнью? Принося в дар иконку Божьей Матери «Утоли моя печали» и обещая молиться за него, она призывает к смирению души, к очищению себя и своей совести перед Богом, а также надеется на душевное успокоение, которое принесет ему эта чудотворная икона.

20 слайд

Описание слайда:

В чем вы видите смысл названия романа «Утоли моя печали…»? Главная героиня романа Наденька Олексина, потрясенная трагедией на Ходынском поле, ощущая свою вину за гибель Фенечки, исповедуется перед иконой Божьей Матери «Утоли моя печали», известной своей помощью людям во дни массовых бедствий. Исповедь приносит героине облегчение, смирение и в дальнейшем благочестивую семейную жизнь с Викентием Корнелиевичем Вологодовым. В романе не только даются картины ходынской давки, но и содержатся глубокие размышления о русской интеллигенции, о дальнейшей судьбе России. Заглавие романа, в основу которого положено название чудотворной иконы, имеет символический смысл. Автор ищет утоления печали нашей многострадальной отчизны, ее многострадального народа.

21 слайд

Описание слайда:

Почему роман «Утоли моя печали…», посвященный событиям рубежа XIX-XX веков, обращен к сегодняшнему читателю? Сегодняшняя эпоха для России, особенно годы создания романа, - эпоха кризисная. Изменился общественный строй, подверглись деформации нравственные и культурные ценности, возникают и продолжаются вооруженные конфликты. Именно в эти годы, как полагает Борис Васильев, важен трезвый исторический анализ прошлого, особенно просчетов, допущенных властью, чтобы в будущем избежать противостояния народа и власти, произвола и беззакония, ведущих к кровопролитиям. В этом смысле роман «Утоли моя печали…» можно рассматривать как предупреждение.

22 слайд

Описание слайда:

Домашнее задание: 1. выучить наизусть стихотворение на стр. 163 – 178; 2. подготовить презентацию «Великая Отечественная война в лирике поэтов ХХ века» (стр. 163 – 178, выбрать автора и понравившееся произведение); 3. выбрать стихотворения о Вов для собственного сборника стихов.

Охватывает целый век.

Первый роман, Роман "Были и небыли " Борис Васильев писал о своем деде по рассказам мамы и тетушки. В биографии братьев Алексеевых были и аресты, и ссылки под надзор полиции, и побег в Америку, где в штате Канзас Алексеевы пытались построить коммуну. По возвращению на родину один из братьев стал учителем старшего сына Льва Николаевича Толстого . Все эти события описаны в "Былях и небылях", вот только романная фамилия героев - Олексины.

Следующей книгой стала история об отце: "Дом, который построил Дед". По словам Бориса Васильева, основная идея романа заключалась в том, что "отцы собственными руками построили Дом, в котором мы живем и до сей поры. Дом на развалинах прежней России, щедро политых кровью ее сынов и дочерей". В те времена, когда писалась эта история, вряд ли кто мог предположить, что и этот Дом будет разрушен.

И вот в третьем романе, "Утоли моя печали", Борис Васильев возвращается к событиям тысяча восемьсот девяносто шестого года. К коронации государя императора Николая второго и государыне императрицы Александры Федоровны. К страшной трагедии на Ходынском поле.

Центральная фигура романа - Наденька Олексина. Как и все женщины этой семьи, Надя ищет свою судьбу, не желая идти проторенной дорожкой от первого бала к помолвке, а потом к замужеству. Она решается на дерзкий шаг: стать журналистом. Женщинам в те времена в газетах было не место, но Наденька уверена, что вполне справится. Да и как иначе, если кругом шумит Москва, в доме бывает столько интересных людей, тот же Немирович-Данченко , а Наденькин рассказ как раз опубликовали в журнале "Задушевное слово".

Первыми ее репортажами станут истории тех, кто пришел на Ходынку за государевыми подарками. Надя со своей горничной сбегает ночью из дома и отправляется на Ходынское поле. Полная радужных планов. К полудню следующего дня находят уже совсем другую Надю: пережившую давку, страшный бег в толпе - шаркая, не отрывая ног от земли, чтобы не споткнутся, - бег по тем, кто все-таки упал, по мертвым и еще живым. Как вновь собрать ее душу "по старым чертежам"? Чем склеить, сшить разлетевшиеся кусочки?

Да только ли одну Надю изменила Ходынка?

Вчерашний робкий влюбленный студент становится жестоким мстителем и видит перед собой одного виновника в тысячах смертей: генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича.

Роман Трифонович Хомяков, промышленник, один из богатейших людей Москвы, помогает бежать за границу Беневоленскому, высланному отбывать бессрочную каторгу в Сибири за противоправительственную пропаганду. Помогает - и постепенно все ближе входит в круг недовольных царским правительством.

К тысяча восемьсот девяносто шестому году род Олексиных приходит в упадок: кого убили, кто погиб, кто поставил крест на своей жизни. Но всех его немногих представителей коснулась Ходынка.

Мне чудились в романе параллели: история России и жизнь Наденьки. А в центре - Ходынка.

Конкурс «Мозаика презентаций» Презентация к уроку по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» БОРИС ЛЬВОВИЧ ВАСИЛЬЕВ 21.05.1924 – 11.03.2013 ПАМЯТИ ПИСАТЕЛЯ ПОСВЯЩАЕТСЯ… РОДИТЕЛИ Б. Л. Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске. В одном из интервью журналисту «Дружбы народов» в 1997 году писатель говорил о родителях следующее: «Отец – Васильев Лев Александрович. Из дворян. Офицер трех армий: царской, Красной и Советской. Чудом пережил три армейские чистки, бившие больше всего по бывшим офицерам царской армии...» Мать – Алексеева Елена Николаевна. Из известного старинного дворянского рода, связанного с именами Пушкина и Толстого, с общественным движением XIX века. «Глубокомысленный вопрос: «с чего начинается Родина?» – подразумевает простейший ответ: с уважения к истории своего народа вообще и к своим родителям в частности». Поколение Васильева – первое поколение, родившееся после кровопролитий Гражданской войны, – выросло в условиях продолжающейся тайной гражданской войны. «Конечно, мы не ощущали всего ужаса террора, – напишет он позже, – но наши родители, родственники, старшие братья и сестры испытали его в полной мере. Ни отец, ни мама никогда мне ничего не рассказывали о себе. Ни о своем детстве, ни о своей молодости. Они исходили из главного принципа того времени, когда я был ребенком: чем меньше я буду знать о прошлом, тем спокойнее будет моя жизнь». СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ На вопрос о том, какую роль играло семейное воспитание в его формировании как личности, Васильев отвечал: «Решающее. Мать заложила нравственные начала, поскольку понятие «порядочности» было стержнем ее существа. Отец внушил мне представление о том, что воля есть первый признак культуры, а потому для человека «НАДО» всегда, при любых обстоятельствах важнее, чем «ХОЧУ». Он же, исходя из своего представления о воле, приучил меня к строгому режиму как к первому, внешнему проявлению воли». СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ Б. Васильев вспоминал: «А эстетическим воспитанием занималась бабушка (с материнской стороны), с которой мне на редкость повезло. Она была полугречанкой: брюнеткой с синими глазами, на добрых 25 лет моложе деда и довольно известной в свое время шансонетной певицей. Она обладала невероятно живым характером и талантом все превращать в игру. Историю, географию, литературу – все, что, по ее мнению, мне следовало знать. Мы разыгрывали с ней исторические сценки, путешествовали по миру («Сегодня, Боренька, мы с тобой поедем в Париж. Гарсон, устриц и бутылку светлого божоле!.. «) СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ «В нашей семье существовала единственная ценность: книги, поскольку я был сыном командира Красной Армии. Его часто переводили с места на место и при этом обеспечивали всем необходимым по прибытии. Мебелью, посудой, постельным бельем, питанием. Поэтому для меня с детства все оказалось второстепенным, кроме книг. Книги были единственным сокровищем семьи, их НЕ ВЫДАВАЛИ комендатуры по прибытии». «Читала обычно моя старшая (на десять лет старше меня) сестра Галя, мама чинила одежду, бабушка перебирала пшено, а отец ремонтировал обувь. Он умел делать все. А читали, как правило, русскую классику, которую я, естественно, воспринять не мог, но ритм которой неведомыми путями в меня проник. Может быть, эти ежевечерние чтения и определили мои последующие пристрастия: я и сейчас ловлю фальшь на слух, а скудость словарного запаса автора – по первым строкам его сочинения чисто интуитивно, что ли». СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ «Меня воспитывали еще по старинке, как это было принято в провинциальных семьях русской интеллигенции, почему я безусловно человек конца XIX столетия. И по любви к литературе, и по уважению к истории, и по вере в человека, и по абсолютному неуменью врать...» Это было созидательное воспитание. В отличие от разрушительного воспитания советского времени с его лозунгами, идеологией, его враждебностью к любому инакомыслию, показательными судами над «врагами народа» и массовыми репрессиями и расстрелами. УЧЁБА В 1932 году семья переехала в Воронеж. Учась в воронежской школе, он играл в любительских спектаклях, выпускал вместе со своим другом рукописный журнал. Когда окончил 9-й класс, началась война. ВОЙНА Борис Васильев ушел на фронт добровольцем в составе истребительного комсомольского батальона и 3 июля 1941 года был направлен под Смоленск. Попал в окружение, вышел из него в октябре 1941 года; потом был лагерь для перемещенных лиц, откуда по личной просьбе он был направлен сперва в кавалерийскую полковую школу, а затем в пулеметную полковую школу, которую и окончил. Служил в 8-м гвардейском воздушно-десантном полку 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Во время боевого сброса 16 марта 1943 года попал на минную растяжку и с тяжелой контузией был доставлен в госпиталь. ВОЙНА Мальчишкам, родившимся в год смерти Ленина, суждено было почти всем сложить свои головы в Великой Отечественной войне. В живых их осталось только 3 процента, и Борис Васильев чудом оказался среди них. «...Мне и вправду выпал счастливый билет. Я не умер от тифа в 34-м, не погиб в окружении в 41-м, парашют мой раскрылся на всех моих семи десантных прыжках, а в последнем – боевом, под Вязьмой, в марте 43-го – я нарвался на минную растяжку, но на теле не оказалось даже царапины». СЕМЬЯ Осенью 1943 года он поступил в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени И. В. Сталина (впоследствии имени Малиновского), где встретил свою будущую жену Зорю Альбертовну Поляк, которая училась в той же академии, ставшую его спутницей на всю жизнь. Драматичный эпизод в начале их совместного пути стал, по словам Бориса Васильева, эпиграфом ко всей последующей жизни: «…Я уже набрал букетик, когда вдруг увидел минную растяжку. Проследил глазами и заметил мину, к которой она вела. И понял, что меня занесло на неразминированный участок обороны. Осторожно развернулся к юной жене, а она оказалась передо мною. Лицом к лицу. – Мины. – Я знаю. Боялась кричать, чтобы ты не бросился ко мне. Сейчас мы осторожно поменяемся местами, и ты пойдешь за мной. Шаг в шаг. – Первым пойду я. Я знаю, как и куда смотреть. – Нет, ты пойдешь за мной. Я вижу лучше тебя. Говорили мы почему-то очень тихо, но лейтенант Васильева говорила так, что спорить было бессмысленно. И мы пошли. Шаг в шаг. И – вышли. С той поры я часто попадал на минные поля… Вот уже более шести десятков лет я иду по минному полю нашей жизни за Зориной спиной. И я – счастлив. Я безмерно счастлив, потому что иду за своей любовью. Шаг в шаг». НАЧАЛО ЛИТЕРАТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ После окончания в 1946 году инженерного факультета он работал испытателем колесных и гусеничных машин на Урале. Уволился из армии в 1954 году в звании инженер-капитана. В рапорте назвал причиной своего решения желание заниматься литературой. Начало литературной деятельности оказалось для писателя полным непредвиденных осложнений. Первым произведением, вышедшим из-под его пера, стала пьеса «Танкисты» (1954) – о том, как непросто в человеческом и профессиональном планах проходила в послевоенной армии смена поколений. Эта пьеса под названием «Офицер» была принята к постановке в Центральном театре Советской Армии, но после двух общественных просмотров в декабре 1955 года незадолго до премьеры спектакль без всяких объяснений был запрещен Главным политическим управлением армии. Непросто складывалась судьба и первого прозаического произведения Васильева «Иванов катер» (1967): А.Т. Твардовский принял повесть для публикации в «Новом мире». Но после его смерти она почти 3 года пролежала в редакционном портфеле и увидела свет лишь в 1970 году. Приходилось писать ради заработка сценарии для телепередачи КВН, сочинять подтекстовки к киножурналам «Новости дня» и «Иностранная хроника»... «А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ…» В 1969 году в восьмом номере журнала «Юность» была напечатана другая повесть автора – «А зори здесь тихие...». Именно с нее, получившей огромный читательский резонанс, писательская судьба Бориса Васильева начала неуклонно набирать высоту. «Зори...» многократно переиздавались и переиздаются вплоть до нынешнего дня, претерпели множественные музыкальные и сценические интерпретации, по ним был снят в 1972 году одноименный фильм, удостоенный многих премий, в том числе Государственной премии СССР. «А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ…» Замысел повести возник у Васильева в результате внутреннего несогласия с тем, как освещаются в литературе те или иные военные события и проблемы. Серьезная увлеченность «лейтенантской прозой» сменилась с годами убежденностью, что он видит войну совсем другими глазами. Васильев вдруг осознал, что это не «его» война. Его притягивают судьбы тех, кто оказался на войне оторванным от своих, лишенным связи, поддержки, медицинской помощи, кто, защищая Родину до последней капли крови, до последнего дыхания, должен был рассчитывать только на собственные силы. Тут не мог не сказаться военный опыт писателя. Мотив патриотизма звучит в повести высоко и трагично, и вместе с тем проза эта устремлена навстречу вечно продолжающейся жизни. Повесть вобрала в себя характерные особенности васильевской прозы. Ее философско-нравственная, с мелодраматическим оттенком, составляющая несет на себе печать авторской личности – романтически увлекающейся, чуткой и слегка сентиментальной, склонной к иронии и прозорливой. Это проза мужественного и честного писателя, органически не принимающего компромисса между истиной и ложью. ВОЕННАЯ ПРОЗА Тему войны и судьбы поколения, для которого война стала главным событием в жизни, Васильев продолжил в повестях «В списках не значился» (1974); «Завтра была война» (1984), в рассказах «Ветеран» (1976), «Великолепная шестерка» (1980), «Вы чье, старичье?» (1982), «Неопалимая купина» (1986) и др. Борис Васильев не щадит читателя: концовки его произведений в основном трагичны, ибо он убежден, что искусство не должно выступать в роли утешителя; его функции – обнажать перед людьми жизненные опасности в любых их проявлениях, будить совесть и учить сочувствию и добру. ВОЕННАЯ ПРОЗА Рассказы Васильева о послевоенных судьбах фронтовиков неизменно проникнуты горечью – слишком многие из недавних солдат оказались потерянными в мирной жизни – и чувством вины перед ними за равнодушие и бессердечие общества. Писатель видит в этом закономерные последствия войны, ни миллионные жертвы которой, ни громкие победы не в силах предотвратить чудовищное падение нравов воюющих сторон. Война узаконивает убийства и развращает души вседозволенностью, она возвращает в мирную жизнь людей опустошенных. А это опасно сказывается и на последующих поколениях, и на ходе всей истории. «НЕ СТРЕЛЯЙТЕ БЕЛЫХ ЛЕБЕДЕЙ» Роман «Не стреляйте белых лебедей» (1973) занимает в творчестве писателя особое место. В поединке с циничными и жестокими браконьерами гибнет забитый ими до смерти главный герой, воспринимаемый в деревне как «божий бедоносец», Егор Полушкин, вступившийся за доверенную его охране природу. Веривший в свою правоту и человеческую справедливость, он становится жертвой зла, вызывая у читателя гневную реакцию по отношению к убийцам. Стреляющие в лебедей и забивающие ногами их защитника, они прежде всего убивают в себе все человеческое. Острую жалость и безмерное сострадание вызывает нелепо оборвавшаяся судьба лесника. Добро уязвимо, как всякое нравственное начало, и требует от нас защиты не в одиночку, а всем миром. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА История русской интеллигенции, переплетенная с историей России, нашла свое художественное воплощение в романе «Были и небыли», повествующем об истории рода Алексеевых (в романе и в других книгах – Олексиных), об участии двух прадедов автора в русско-турецкой войне. Избрав жанр семейного романа, наиболее полно отвечающего его замыслам, Васильев отслеживает на примере семьи зарождение русской интеллигенции, пытается определить ее сущность. Исторические романы Бориса Васильева содержат многие аналогии, повествуя о яростной борьбе за власть («Вещий Олег». М., 1996), о предпосылках Смутного времени и его последствиях («Князь Ярослав и его сыновья». М., 1997), о коварстве и жестокости княжеской власти, о первых обращениях русов к христианству («Ольга – королева русов». М., 2002). Обращаясь к истории, он утверждает: «Да, историю – не в записи, разумеется, – исправить невозможно, но можно – и нужно! – попытаться сгладить последствия деяний прошлого, если эти деяния сказываются в дне сегодняшнем». ФИЛЬМОГРАФИЯ По сценариям и книгам Б. Л. Васильева снято 15 кинофильмов: «Очередной рейс» (1958), «Длинный день» (1961), «След в океане» (1964), «Королевская регата» (1966), «На пути в Берлин» (1969), «Офицеры» (1971), «А зори здесь тихие» (1972), «Иванов катер» (1972), «Аты-баты, шли солдаты...» (1976), «Подсудимый» (1985), «По зову сердца» (1986), «Наездники» (1987), «Завтра была война» (1987) , «Вы чье, старичье?» (1988), «Я – русский солдат» (1995). О РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ Писатель постоянно напоминает о необходимости установления и поддержания приоритета культуры, которую определяет как традиционную, выработанную тысячелетиями систему выживания русского народа, с горечью признавая, что «революция и воспоследовавшая за нею Гражданская война, а в особенности сталинские репрессии практически уничтожили культурную мощь России. Цивилизованные страны перестали воспринимать нас как свою составную культурную часть: такова, увы, данность сегодняшнего дня...» О ПРИРОДЕ ПАТРИОТИЗМА Размышляя о природе патриотизма, Васильев с болью говорит: «Ныне это великое понятие затрепано, замусолено и затаскано бесстрастными, не обладающими хотя бы крупицами харизмы коммунистическими вождями в Государственной думе. ...Неужели не ясно, что любовь доказывается только делами, только поступками и решительно не чем иным?» ОБ ОТНОШЕНИИ ВЛАСТИ К НАРОДУ Так же бескомпромиссно он размышляет о сложившемся, часто уничижительном отношении власти к народу, взаимосвязи территории и уровня жизни в России, с тревогой говорит об отсутствии гражданского общества в нашем государстве. ПРИЗНАНИЕ Борис Львович Васильев – лауреат Государственной премии СССР, премии Президента России, Независимой премии движения имени академика А. Д. Сахарова «Апрель», международной литературной премии «Москва-Пенне», премии Союза писателей Москвы «Венец», Российской академии кинематографических искусств «Ника» – «За Честь и Достоинство». Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» II степени, Трудового Красного Знамени, двумя орденами Дружбы народов, многими медалями. НО ГЛАВНОЕ – ПРИЗНАНИЕ И ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ ЧИТАТЕЛЕЙ ЕГО КНИГ И ЗРИТЕЛЕЙ ФИЛЬМОВ ПО ЕГО СЦЕНАРИЯМ. О чем бы ни писал Борис Васильев, масштаб личности писателя, уровень его мышления и таланта придают каждой строке широкое общечеловеческое звучание, вызывая у читателей благодарный отклик и чувство гордости за возможность причислить себя к его современникам. 11 марта 2013 года писателя не стало… Но его книгам и фильмам, очень хочется в это верить, предстоит долгая жизнь… Источники информации http://ru.wikipedia.org/wiki/Васильев,_Борис_Львович http://bookmix.ru/authors/index.phtml?id=143 http://persona.rin.ru/view/f/0/32239/vasilev-boris-lvovich http://www.peoples.ru/art/literature/prose/detectiv/vasilev/ http://www.kp.ru/daily/26043.5/2957740/ http://geroiros.narod.ru/wwsoldat/200/ARTICLES/BIO/vasilyev_bl.htm http://slovo.ws/bio/rus/Vasilev_Boris_Lvovich/index.html http://booket.ru/book-40831.html http://shopping-time.ru/product.php?id=539091 http://www.chaskor.ru/article/daty_nedeli_17302 http://xit-avto.ru/author/vasilev-boris-lvovich.html http://books.j5.ru/tov/pobediteli-_1 http://www.rudata.ru/wiki/Новости_кино/Архив_2008_май http://www.kinomost.ru/index.asp?case=17&kw=10145 http://society.lb.ua/life/2010/05/05/42828_boris_vasilev_istoriya_nar odu_.html http://www.booqs.ru/Details.aspx?ProductID=29110 http://www.timetolive.ru/rubriki/4159/ Источники информации http://www.kino-teatr.ru/kino/screenwriter/sov/28758/foto/53923/ http://www.pravlenie.ru/society/142889/ http://control.audiopedia.su/audio/13972 http://www.bookin.org.ru/book/1919780 http://top.rbc.ru/photoreport/11/03/2013/848612.shtml http://www.echel.ru/press/?page=33&ctgr=1&id=1074 http://royalcheese.ru/people/1607-pamyati-borisa-vasileva.html http://www.neva24.ru/a/2013/03/11/Skonchalsja_avtor_povesti/galle ry/8609/71963/ http://subscribe.ru/catalog/rss.262751 http://kniga-kam.ru/?p=7424 http://blogs.privet.ru/community/legendi_kino/106065274 http://blog.i.ua/search/?type=label&words=4092&p=6&brief=0 http://soft-podborka.com/film-online/military/97531-aty-baty-shlisoldaty.html http://spek.keytown.com:81/sites/default/files/rasIIIProg/5_tvorch/V asil_prj/old_smol/biograf/biograf.htm

Лирикаэпосдрама Выразительный род Литературы Изображение человеческой личности В переживаниях и раздумьях Внутренний мир человека Изобразительный род литературы Изображение человеческой личности объективно, во взаимодействии с другими людьми и событиями Предмет Реальная действительность Изобразительный род литературы Изображение человеческой личности в действии, в конфликте Объективное материальное событие


Малые формы: рассказ, очерк, новелла Средняя форма – повесть (повествование о перипетиях человеческой жизни, на этом примере показываются закономерности самой жизни) Большая форма – роман (повествование о множестве действующих лиц, чьи судьбы переплетаются; предмет изображения – жизнь в её сложности и противоречивости)





Содержание Содержание художественная Художественная форма Тема; Проблема; Идея; Конфликт; Пафос Героический Драматический Трагический Романтический Сентиментальности Комический: Сатира Ирония юмор Сюжет; Композиция; Центральные и второстепенные персонажи; Характеры; Приёмы создания образов персонажей Прямая авторская характеристика Портрет Описание среды обитания Психологический анализ Через действия и поступки Речевая характеристика Пейзаж; Художественные детали; Речь художественная


1. Поиски смысла жизни представителями русской интеллигенции в конце 19 века, накануне приближающихся революций. 2. Судьбы членов семьи Олексиных в тревожное для России время. 3. О бунтарстве и терроризме. 4. О примирении перед лицом Бога. 5. Трагедия на Ходынском поле. 6. Тема толпы.










Духовность не в том, чтобы медяки нищим разбрасывать да бесплатными обедами их кормить. Духовность – строить для них школы, дешевые дома, богадельни. В.И. Немирович-Данченко (известный журналист, писатель) «Мы поразим мир блеском и мощью России» (генерал Федор Олексин). Разговор о предстоящих событиях Хомякова, Федора и Николая Олексиных. – Жить надо по карману, – буркнул Хомяков. – А мы – по амбициям. Великая держава, великая держава! Великая держава не та, что может моим кумачом всю страну завесить, а та, в которой народ достойно живет. «Россия прогневила Бога» (Алевтина, горничная, и др. простолюдины: Феничка, человек на Ходынском поле) -Забота о подданных своих есть великая честь и великая традиция, а не парады с иллюминациями


Фёдор Олексин: - Мы поразим мир блеском и мощью России. Хомяков: - Это судороги давно состарившегося самодержавия. Красивая обертка не означает, что внутри нечто высококачественное. Николай: - Но традиции? Без них мы – толпа ванек, не помнящих родства своего. Хомяков: - А что считать традицией? Форму или содержание? Гавриил пустил себе пулю, т.к. не мог понять и простить императора Александра Второго, предавшего, с его точки зрения, болгарский народ.









События, длившиеся минут, описываются так, будто длятся БЕСКОНЕЧНО. Ход событий идет через восприятие главной героини, чтобы читатель глубину и силу трагедии почувствовал, стал участником. Начало трагедии: «Легкой пеленой висел пар от дыхания десятков тысяч людей. Освещаемое лучами солнца это зрелище было даже красиво внешне(форма). Но вместе с паром поднимался гул, несущий в себе что-то грозное».


« Слышалось только громкое, единое по вдохам и выдохам дыхание, точно бежали не люди, даже не стадо, а – зверь. Косматый и беспощадный зверь, сотворенный растерявшими облик человеческий и уже озверевшими людьми». Масса людей превратилась в «ЖИВОЕ БЕЗГОЛОВОЕ ЧУДОВИЩЕ». Как изменились судьбы героев в результате пережитой трагедии? Ходынка разделила жизнь на до и после трагедии. В чём нашла успокоение Наденька? Какой путь избрал для себя Иван Каляев? Почему автор изменил название романа «Олексины» на «Утоли моя печали…» Как автор относится к поступку Каляева? Какой путь – смирения и покаяния или террора он считает предпочтительным?




Идея произведения Надо жить по образу и подобию Божьему - что символизирует икона в романе? - Оплакивание - Всепрощение - Помни имя своё - Символ надежды на …»Россия вспрянет ото сна») Д/З Эссе на выбор 1. Какие уроки можно извлечь для себя современному читателю? 2. Какую страну я называю великой? 3. Может ли быть оправдан террор?