Наполеоновские войны. «Разгром империи Наполеона Разгром империи наполеона венский конгресс кратко

Европа в эпоху Наполеоновских войн.

Великая французская революция (*), явившаяся огромным по своему значению событием, дала мощный стимул для развития капитализма. Ее идеи, выражавшие общие устремления, распространялись во всей Европе.

(*)- Началом революции стало взятие Бастилии 14 июля 1789 года, а её окончанием разные историки считают 26 июля 1794 (Термидорианский переворот) или 9 ноября 1799 года (Переворот 18 брюмера).

Французская буржуазия, недовольная режимом Директории (*), стала готовить заговор с целью установления военной диктатуры. Подходящей фигурой на роль диктатора она сочла кандидатуру генерала Наполеона Бонапарта.

(*) – Директория – правительство французской республики с ноября 1795 по ноябрь 1799гг. Законодательная власть сосредотачивалась в двух палатах – Совете 500 и Совете старейшин; исполнительная вручалась Директории (состояла из пятерых человек и ежегодно обновлялась на одну пятую своего состава). В Директорию первого состава вошли Л. М. Ла Ревельер-Лепо, Ж. Ф. Ребель, Ф. Л. О. Летурнер, П. Баррас, Л. Н. Карно.

Наполеон Бонапарт родился в 1769 г. на о. Корсика в семье обедневших дворян. Он блестяще окончил военное училище и в 24 года стал генералом. Будучи сторонником революции, принимал участие в подавлении мятежей роялистов, чем заслужил доверие буржуазии. Бонапарт командовал армией в Северной Италии, которая нанесла поражение австрийцам, участвовал в военной экспедиции в Египет в 1798 г. Государственный переворот 9 ноября (18 брюмера по революционному календарю VIII года республики) 1799 г. открыл во Франции период послереволюционной стабилизации. Буржуазия нуждалась в твердой власти для обогащения и господства. По новой конституции 1799 г. законодательная власть ставилась в зависимость от исполнительной власти, которая сконцентрировалась в руках первого консула - Наполеона Бонапарта. Он осуществлял руководство внутренней и внешней политикой авторитарными методами. В 1804 г. Наполеон был объявлен императором Франции под именем Наполеон I. Кодексы Наполеона I - гражданский, уголовный, коммерческий - закрепляли принципы, провозглашенные революцией: равенство граждан перед законом, неприкосновенность личности, свобода предпринимательства и торговли, право частной собственности как абсолютное и нерушимое. Диктаторская власть Наполеона I содействовала упрочению позиций буржуазии и не допускала реставрации феодальных порядков. Во внешней политике Наполеон I вступил на путь борьбы за военно-политическое и торгово-промышленное господство Франции в Европе и мире. Этот великий полководец, расчетливый политик, тонкий дипломат отдал свой талант на службу буржуазии и своему безмерному честолюбию.

Между тем Наполеон Бонапарт, ставший в результате 18 брюмера (9 ноября 1799 г.) первым консулом (*), начал проводить политику в интересах крупной французской буржуазии. Были приняты законы , закрепившие за новыми владельцами приобретенное ими в годы революции имущество, составлены кодексы законов о собственности, торговле и другие, поддерживающие развитие капиталистической промышленности.

Но народные массы были лишены многих прав, завоеванных в ходе революции: запрещены союзы и стачки рабочих, в судопроизводстве показания работодателя против рабочих принимались на веру . Во Франции установился режим термидорианской реакции, означавший восстановление привилегий дворянства и установление буржуазных порядков.

(*) – Консульство состояло из Государственного Совета (подготовка законов), Трибуната (проверка соответствия законов Конституции), Законодательный корпус (принятие законов). Консулат – три консула, избравшиеся на 10 лет, осуществляли руководство исполнительной властью в центре и на местах. Первый Консул – Наполеон Бонапарт, Второй и Третий исполняли функции помощников. В 1802г. - объявлен пожизненным Консулом.

Противостояние и войны.

Основным противником наполеоновской Франции выступила Англия. Она опасалась нарушения баланса сил в Европе, стремилась сохранить свои колониальные владения. Главную задачу Англия видела в свержении Наполеона и в возвращении к власти Бурбонов.
Амьенский мирный договор 1802 г. между Францией и Англией предусматривал сохранение существующего положения в Европе. Англия обязывалась очистить Египет и Мальту. Однако обе стороны рассматривали мир как временную передышку, и в 1803 г. война между ними возобновилась. Наполеон I, создавший самую мощную в Европе сухопутную армию, не мог противостоять морским силам Англии. 21 октября 1805 г. объединенный франко-испанский флот в составе 33 линейных кораблей и 7 фрегатов был разбит английской эскадрой под командованием адмирала Нельсона у мыса Трафальгар. Английский флот насчитывал 27 линейных кораблей и 4 фрегата. Нельсон был смертельно ранен в момент победы. Разгром французского флота положил конец наполеоновским планам высадки на Британских островах.

В Европе сложилась третья антифранцузская коалиция , в которую вошли Англия, Россия, Австрия и Неаполитанское королевство. Французская армия двинулась в Австрию. 20 ноября 1805 г. произошло сражение при Аустерлице, получившее название битва трех императоров. Объединенные силы Австрии и России потерпели поражение. По условиям Пресбургского мира император Священной Римской империи Франц II стал называться австрийским императором Францем I. В 1806 г. Священная Римская империя перестала существовать. Австрия признала свое поражение и вынуждена была предоставить французам полную свободу действий в Италии.

Ликвидировав Священную Римскую империю, Наполеон объединил 16 германских государств в Рейнский союз и стал его протектором. Возникла четвертая антифранцузская коалиция , в которую вошли Англия, Россия, Пруссия и Швеция. Однако в сражениях при Иене и Ауэрштедте прусская армия потерпела поражение 14 октября 1806 г. Наполеон торжественно вошел в Берлин, и в ноябре 1806 г. подписал декрет о континентальной блокаде, направленный против Англии (которая запрещала французским торговцам и зависимым от Франции странам вести торговлю с Англией).

Внешняя политика правительства Наполеона становилась все более агрессивной, особенно после 1804 г., когда он был провозглашен «императором французов» и восстановлена монархия. Это делало международную обстановку в Европе напряженной. В не прекращавшейся войне Франции против России произошли сражения в феврале при Прейсиш-Эйлау и в июне 1807 г. под Фридландом. Россия вынуждена была подписать тяжелый Тильзитский мир, который давал Наполеону свободу действий в Западной Европе, а Александру I – на Севере и Юго-Востоке Европы. Россия присоединилась к континентальной блокаде и согласилась на оборонительный и наступательный военный союз с Францией против Англии. Тильзитский мир наносил большой ущерб развитию экономики и международному престижу России.

После Тильзитского мира Наполеон I приступил к подчинению Португалии и Испании. В конце 1807 г. французская армия оккупировала Португалию, король которой сбежал в Бразилию. Затем началось вторжение в Испанию. Испанский народ поднялся на борьбу против французских захватчиков. Героически обороняли свой город жители Сарагосы. Они более двух месяцев находились в блокаде пятидесятитысячной французской армии.

Австрийское правительство, воспользовавшись отвлечением сил Франции на покорение Испании, стало готовиться к новой войне. В 1809 г. возникла пятая коалиция , включавшая Англию и Австрию. Австрийская армия в апреле 1809 г. начала военные действия, но потерпела поражение в битве при Ваграме 5 - 6 июля. Обе стороны понесли большие потери (более 60 тыс. убитых и раненых). По Шенбрунскому миру Австрия потеряла выход к морю, вынуждена была уплатить контрибуцию и присоединиться к континентальной блокаде.

Войны Наполеона I сыграли важную роль в разрушении феодальных отношений в Европе. Сократилось количество мелких государств в Германии. Наполеоновское господство в итальянских землях сопровождалось ликвидацией остатков личной крепостной зависимости крестьян, упразднением помещичьего суда, введением французского гражданского кодекса. В Испании были отменены гильдии, цехи, ряд феодальных повинностей крестьян. В Герцогстве Варшавском упразднялась личная крепостная зависимость крестьян, вводились Кодексы Наполеона.

Разгром наполеоновской империи.

К 1810 г. империя Наполеона I достигла зенита своего могущества. Почти вся континентальная Европа работала на Францию. Французское промышленное производство продвинулось вперед. Выросли новые города, строились порты, крепости, каналы, дороги. Из страны стали вывозить много товаров, особенно шелковых и шерстяных тканей. Внешняя политика принимала все более агрессивный характер.

Наполеон I приступил к подготовке войны с Россией, единственной державой на континенте, ему не подвластной. Цель французского императора состояла в разгроме России, затем Англии и утверждении своего мирового господства. 24 июня 1812 г. армия Наполеона I перешла границу России. Но уже 18 октября 1812 г. французы вынуждены были отступить от Москвы. После переправы через Березину Наполеон I бросил свою армию и тайно сбежал в Париж.

Разгром наполеоновской армии в России привел к росту национально-освободительных движений в странах Европы. Сложилась шестая коалиция , в которую вошли Россия, Англия, Швеция, Пруссия, Испания, Португалия, а затем Австрия. 16 - 19 октября 1813 г. в битве под Лейпцигом, получившей название битвы народов, французская армия была разгромлена и отступила за Рейн. Весной 1814 г. военные действия развернулись на территории Франции. 31 марта 1814 г. союзные войска вступили в Париж. Во Франции была восстановлена династия Бурбонов, Наполеон I сослан на о. Эльба.

30 мая 1814 г. в Париже был подписан мирный договор , по которому Франция лишалась всех захваченных территорий. Договор предусматривал созыв международного конгресса для решения вопросов, связанных с крушением империи Наполеона I. Однако Наполеон I попытался еще раз вернуться к власти. Он сбежал с Эльбы, высадился на юге Франции, собрал армию и начал поход на Париж. Ему удалось овладеть Парижем и продержаться у власти 100 дней (март-июнь 1815 г.). Сложилась последняя, седьмая, коалиция . 18 июня 1815 г. в битве при Ватерлоо французская армия была разгромлена союзниками под командованием герцога Веллингтона. Наполеон I сдался в плен и был сослан на о. Святой Елены в Атлантическом океане, где умер в 1821 г.

ИТОГИ :

Венская система международных отношений. Священный Союз. В сентябре 1814 г. открылся Венский конгресс, на котором были представлены все европейские государства. Он продлился до июня 1815 г. Конгресс утвердил международный порядок, который вошел в историю под названием Венская система. Она включала два основных элемента - реставрацию, насколько возможно, донаполеоновских порядков и новые границы в интересах победителей.

Новые владельцы сохраняли приобретенную собственность, уравнивалось в правах старое и новое дворянство буржуазного происхождения. На Францию накладывалась контрибуция в 700 млн франков, до ее выплаты северо-восточные департаменты страны оккупировались союзными войсками, а действия французского правительства попадали под контроль четырех союзных (английского, русского, австрийского, прусского) послов в Париже.

Венский конгресс утвердил новые границы в Европе. Франция сохраняла свою территорию в границах 1792 г. Закреплялась раздробленность Германии и Италии. Создавался Германский союз из 38 немецких государств под покровительством Австрии. Пруссия расширялась за счет Саксонии и западно-немецких земель вокруг Рейна, части Герцогства Варшавского с г. Познань. Ломбардия и Венеция передавались Австрии. В состав Российской империи вошла часть Герцогства Варшавского под названием Царство Польское с относительно большой внутренней автономией. Норвегия отнималась у союзника Наполеона I - Дании и передавалась под власть Швеции. Англия расширяла свои колониальные владения за пределами Европы.
Значительным дополнением к Венской системе стал Священный Союз, созданный по предложению Александра I. Его главная цель состояла в оказании взаимной помощи для защиты монархической власти, христианской религии, основ Венской системы. Священный Союз превратился в инструмент вооруженного подавления революций и национально-освободительных движений 20 - 40-х гг. XIX в.
Венская система просуществовала несколько десятилетий и носила противоречивый характер. По многим вопросам европейской и мировой политики между ее основателями существовали разногласия.

План § 12:1. Жизнь во время империи.
2. Причины ослабления наполеоновской
империи.
3. Поход в Россию.Освобождение
европейских государств.
4. Венский конгресс.
5.«Христианский ответ на Французскую
революцию».

Задание на урок:

Почему такая
могущественная
империя распалась?

Жизнь во времена империи:

Наполеон
Бонапарт
После Тильзитского
мира империя
Наполеона
достигла своего
могущества.
Император был
неутомимым
тружеником,
работавшим
практически целые
сутки.

Жизнь во времена империи:

По приказу Наполеона
в Париже возвели
мосты в честь
Аустерлица и Йены,
построили новые
церкви,
Триумфальные арки
и Биржу.
Триумфальная арка

Жизнь во времена империи:

Лувр,
называвшийся
музеем
Наполеона, стал
хранилищем
шедевров,
вывезенных из
завоёванных
стран.
Лувр

Жизнь во времена империи:

В распоряжении
Наполеона было три
королевских дворца, к
национальным
французским
праздникам
прибавился ещё один
– день рождение
императора, к его
жене, Жозефине,
обращались « мадам»
Жозефина, первая жена
Наполеона

Жизнь во времена империи:

Жизнь во времена империи:

Мария – Луиза
Австрийская
Наполеон II –
сын Бонапарта
В 1810 г. Наполеон женится на дочери австрийского императора
Марии –Луизе, подарившая ему наследника, который умер
молодым.

Причины ослабления наполеоновской империи:

Неурожайные годы
Континентальная блокада вызвала
спад в промышленности и торговли
Недовольство непрерывными войнами
и рекрутскими наборами
Сложные отношения с завоёванными
странами
Поборы и контрибуции
Ненависть к угнетателям со стороны
завоёванных народов

Определение:

контрибуция -
Денежная сумма,
налагаемая на побежденное
государство победителям

Поход в Россию

Уже в 1810 году
Наполеон пришёл к
выводу, что
сокрушительный удар
по Англии может быть
нанесён только в
Москве. У него созрел
план: направить
Великую армию в
Россию, взять Москву
и заключить договор с
императором
Александром I.

Поход в Россию

В 1812 году Великая
армия перешла реку
Неман, вторглась в
Россию и двинулась
к Москве. В главном
сражении у
Бородино Наполеон
не смог разбить
армию Кутузова.

Поход в Россию

Наполеон рассчитывал,
что Александр I сам
запросит мира, но этого
не случилось. С
наступлением холодов
армия Наполеона
покинула сожжённый
город и вынуждена
была двинуться
обратно.

Император создал
новую армию,
поставив под
ружьё вчерашних
юнцов. В 1813 в
сражении под
Лейпцигом –
« Битве
народов» - армия
была разбита.

Освобождение европейских государств.

31 марта 1814 года
войска коалиции
вошли в Париж.
Верхом на белом
коне ехал
русский
император
Александр I.

Освобождение европейских государств.

Наполеона заставили
подписать отречение,
но оставили ему
императорский титул.
Отправили в ссылку
на о.Эльба у берегов
Италии

Освобождение европейских государств.

Королём Франции был
провозглашён
Людовик XVIII.Из
армии были уволены
20 тыс.
наполеоновских
офицеров.
Недовольство
Бурбонами нарастало.
Людовик XVIII

Полёт орла

1815 г. битва при
Ватерлоо
После вторичного
отречения
Наполеон был
сослан на остров
Святой Елены в
Атлантическом
океане, где он
скончался 5 мая
1821 года.

Венский конгресс

После свержения Наполеона в 1814 году в
Вене собрался первый дипломатический
конгресс представителей почти всех
государств (кроме Турции)

Венский конгресс 1814-1815 гг. -
общеевропейская конференция, в ходе
которой была выработана система
договоров, направленных на
восстановление феодальноабсолютистских монархий,
разрушенных французской революцией
1789 года и наполеоновскими войнами,
и были определены новые границы
государств Европы. .

Венский конгресс нем.Wiener Kongress
Дата проведения сентябрь 1814-июнь
1815 г.
Место
проведения Вена, Австрийская империя
Участники Российская империя
Великобритания
Австрийская империя
Пруссия
Франция
Португалия

Рассмотренные вопросы:
Пересмотр итогов наполеоновских войн
Результаты:
Парижские мирные договоры;
Создание Священного союза
Венская система международных
отношений

Участники
Россию на конгрессе представляли Александр
I, К. В. Нессельроде и А. К. Разумовский (в
работе спецкомиссий принимал участие Иоганн
фон Анштетт);
Великобританию - Р. С. Каслри и
А. У. Веллингтон;
Австрию - Франц I и К. Меттерних,
Пруссию - К. А. Гарденберг, В. Гумбольдт,
Францию - Шарль Морис де ТалейранПеригор
Португалию - Педро де Соуза Гольштейн де
Палмела

Решения
Европа после Венского конгресса
Все решения Венского Конгресса были собраны в Акте Венского
Конгресса.
Конгресс санкционировал включение в состав нового королевства
Нидерландов территории Австрийских Нидерландов
(современная Бельгия), однако все остальные владения Австрии
вернулись под контроль Габсбургов, в том числе Ломбардия,
Венецианская область, Тоскана, Парма и Тироль.
Пруссии досталась часть Саксонии, значительная территория
Вестфалии и Рейнской области.
Дания, бывшая союзница Франции, лишилась Норвегии,
переданной Швеции.
В Италии была восстановлена власть папы римского над
Ватиканом и Папской областью, а Бурбонам вернули Королевство
Обеих Сицилий.
Был также образован Германский союз.
Часть созданного Наполеоном герцогства Варшавского вошла в
состав Российской империи под названием Царство Польское, а
русский император Александр I становился и польским королём.

Значение
Конгресс определил новую расстановку
сил в Европе, сложившуюся к концу
наполеоновских войн, на долгое время
обозначив ведущую роль странпобедительниц - России, Австрии и
Великобритании - в международных
отношениях.
В результате конгресса сложилась Венская
система международных отношений и был
создан Священный союз европейских
государств, имевший целью обеспечение
незыблемости европейских монархий.

Венский конгресс

Прочитайте пункт на стр.93 и
выполните задание 5 на стр.95
Страны
-победительницы
РОССИЯ
ПРУССИЯ
АВСТРИЯ
АНГЛИЯ
Территории +

Подведём итог урока

Вопросы на стр. 94-95

Задание на урок:

Почему такая
могущественная
империя распалась?

Домашнее задание

§ 12,
вопросы по плану,
записи

В работе использованы ресурсы:
http://napoleona.ru/photo/dnevnik-jizni-napoleona/
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%83%D0%B2%D1%80
http://images.rambler.ru/search?query=%D0%B2%D1%8A
%D0%B5%D0%B7%D0%B4+%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA
%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B0+%D0%9F
%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE+%D0%B2+
%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B6+%D0%BD%D0%B0+
%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B5
Антоненкова Анжелика Викторовна
учитель истории МОУ Будинской ООШ
Тверской области

Вопрос 01. Расскажите о жизни парижской знати во времена империи. Как возвеличивали власть Наполеона?

Ответ. Знать была новой, сформированной из крупной буржуазии и верхушки армии. Она старалась во многом копировать жизнь дореволюционной знати при наличии новый лозунгов (тостов, песен). Копировать старую аристократию получалось, прежде всего, в роскоши, но в области вкуса, изысканности манер новой знати не хватало воспитания и образования. Возвеличивание власти Наполеона было главным проявлением лояльности и ключом к карьерному росту. К национальным праздникам добавился день рождения императора, все мессы в костёлах заканчивались молитвой об императоре и т. д.

Вопрос 02. Перечислите причины ослабления наполеоновской империи.

Ответ. Причины:

1) сильнейшие неурожаи в течении двух лет;

2) континентальная блокада вызвала спад производства;

3) из-за постоянных войн налоги повышались;

4) продолжавшаяся война на Пиренейском полуострове требовала всё больше ресурсов;

5) огромный удар империи нанесла гибель почти всей Великой армии в России.

Вопрос 03. По какому поводу были сказаны слова «блестящая химера»? Объясните их смысл. Согласны ли вы с мнением Фуше?

Ответ. Данные слова министр Фуше якобы сказал о планах покорения Наполеоном России. Но известно это только из его мемуаров, потому возможно он приписал себе эту фразу, когда результат похода был уже давно известен. Относительно правильности этой фразы стоит напомнить, что Наполеон не собирался завоёвывать Россию, он хотел разбить её армию (желательно не далеко от границы) и этим вынудить Александра I на деле соблюдать континентальную блокаду.

Вопрос 04. Какие события получили в истории название «Сто дней Наполеона»? Расскажите о них.

Ответ. Так называют период между возвращение Наполеона с острова Эльба до его вторичного отречения от престола, в результате которого он оказался на острове Св. Елены. Наполеон самовольно покинул место своей ссылки с горсткой солдат и высадился на французском побережье. Правительство несколько раз посылало против него войска, но те переходили на сторону императора. Наполеон даже отправил Людовику XVIII шутливое послание: «Король, брат мой, не посылайте мне больше солдат, их у меня достаточно». Очень быстро Бонапарт снова подчинил себе всю Францию и пошёл в Белгию, где потерпел поражение в битве при Ватерлоо от объединённой армии Великобритании, Пруссии, Нидерландов, Ганновера, Нассау и Брауншвейг-Люнебурга. После этого император спешно прибыл в Париж и подписал там своё второе и окончательное отречение.

Вопрос 05. Завершите составление таблицы (см. задания к § 11).

Вопрос 06. Определите значение решений Венского конгресса в истории Европы. Покажите на карте территориальные изменения.

Ответ. Венский конгресс определил послевоенное устройство Европы. Он впервые в истории документально закрепил принципы международных отношений, которые должны были предотвратить новые общеевропейские войны. Однако многие другие возможные последствия удалось предотвратить французской дипломатии во главе с Талейраном. Последний смог посеять взаимное недоверие между делегациями стран-победительниц, в результате Франция не понесла значительных территориальных потерь и сохранила статус великой европейской державы.

Вопрос 07. Какие страны образовали Священный союз? Какие задачи они поставили перед организацией?

Ответ. Священный союз создали Австрия, Пруссия и Россия, но скоро к нему присоединились все другие европейские государи и правительства, не исключая и Швейцарии с немецкими вольными городами; не подписались под ним только английский принц-регент и Папа Римский, что не мешало им в своей политике руководствоваться теми же принципами; турецкий султан не был принят в члены Священного союза как государь нехристианский.

Члены союза поставили перед собой задачу сохранения законных правителей во всех странах Европы и противодействие любым проявлениям революции всеми средствами вплоть до введения своих войск на территорию других государств даже без согласия монархов этих государств.

Ход урока.

1. Орг. начало урока.

  1. 1801г. - заключил соглашение (конкордат) с Римским папой о нормализации отношений. Отделение церкви от государства отменялось.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока истории 8 класс "Разгром империи Наполеона. Венский конгресс"»

« Разгром империи Наполеона. Венский конгресс»

Цели: - рассмотреть причины краха империи Наполеона;

Охарактеризовать послевоенное обустройство империи;

Выяснить, кто участвовал в Венским конгрессе, какую цель преследовали участники конгресса, каков его итог; развитие УУД, умения работать с картой, обобщать, делать выводы.

Оборудование: учебники, тетради учащихся, рабочие листы, компьютер, презентация, карта «Европа в 1799-1815 гг.

Ход урока.

1. Орг. начало урока.

2. Проверка домашнего задания.

1) Вспомните дату государственного переворота, в результате, которого Наполеон стал главой государства.

2) расскажите о внутренней политике консульства Наполеона

    Способствовал развитию предпринимательской деятельности. Крупной буржуазии предоставлялись выгодные государственные заказы.

    Провел реформу финансовой системы, включая создание французского банка и укрепление новой денежной единицы - франка.

    Развернул в стране большое строительство. Столица Франции стала еще красивее.

    Ускорил промышленный переворот, создал новые рабочие места.

    Запретил стачки и союзы рабочих. Тех, кто проявлял недовольство политикой Первого консула, ожидали казни, аресты, высылки.

    1801г. – заключил соглашение (конкордат) с Римским папой о нормализации отношений. Отделение церкви от государства отменялось.

    Объявил амнистию эмигрантам. Лично назначал бывших аристократов на важные государственные посты.

    Создал мощную машину полицейского сыска.

3)Когда Наполеон стал императором? (1804)

4) Какую из своих реформ Наполеон считал лучшей? («Гражданский Кодекс» 1804)

5) Что из себя представлял «Гражданский Кодекс» Наполеона? (Провозгласил равенство граждан перед законом, неприкосновенность личности и собственности, свободу совести и др. Это было законодательство, отражающее либеральные ценности. Со старыми порядками во Франции было покончено навсегда. Кодекс распространился по всем европейским странам.

6) Используя кластер, который вы должны были составить дома, охарактеризуйте завоевательную политику Наполеона.

7) какие меры включала Континентальная блокада? (запрет на торговлю с Англией)

8) Почему на Ваш взгляд Наполеон одерживал блистательные победы над своими противниками? (В значительной мере потому, что Франция – более прогрессивное государство, имела прогрессивный общественный строй и военную организацию).

3. Работа с картой.

Ребята, на партах у вас лежат контурные карты. Сейчас мы поработаем с ними. Откройте карту на стр.43 учебника, изучите условные обозначения. Пользуясь картой учебника, обозначьте стрелками на ваших картах направления походов Наполеона, годы походов, годы и места основных сражений.

Один ученик работает у карты на оценку.

4. Сообщение темы и целей урока.

На прошлом уроке мы выяснили причины успеха Наполеона. На сегодняшнем уроке нам предстоит узнать о крахе Наполеона и сделать вывод о причинах его краха.

Откройте тетради, запишите число и тему: «Разгром империи Наполеона. Венский конгресс».(слайд №1)

Задание на урок.

Почему могущественная империя Наполеона распалась? (Слайд №2)

Даты: (Слайд № 3)

1815 г. – договор об образовании Священного союза.

На партах перед вами лежат рабочие листы, которые вы должны будете заполнять в течении урока.

4. Изучение нового материала.

1) рассказ учителя.

После 1807 года империя Наполеона достигла своего могущества. Император был неутомимым тружеником – работал неистово. Мог проснуться ночью и написать приказ. Спал не более четырех часов. Все было под его контролем. Однако империя его уже клонилась к закату. (Слайд № 4,5,6) (прочти стр. 89-90 пункт 1.)

    Был ли у Наполеона наследник?

Назови жен Наполеона

Стремление к укреплению своей власти привело к разводу с Жозефиной, т.к. у них не было общих детей. Кроме того, Бонапарт страстно стремился породниться с какой-либо законной династией. В 1810 г. Наполеон женится на дочери австрийского императора Марии –Луизе, подарившая ему наследника, который умер молодым.

(Слайд № 7,8)

5. Самостоятельная работа учащихся:

Прочитайте пункт на стр. 90 и попытайтесь выделить причины ослабления наполеоновской империи. Зафиксируйте их в своих рабочих листах.

Учащиеся выполняют задания, затем вместе с учителем совместно проверяют.

(Слайд №9) Причины ослабления империи Наполеона:

    Неурожайные годы

    Поборы и контрибуции

С временем в Наполеоне крепло убеждение, что Англию можно « поставить на колени»,только разорив её континентальной блокадой, в которой должны участвовать все покорённые им страны. Среди государств, которые тайно нарушали эту блокаду была Россия. Уже в 1810 году Наполеон пришёл к выводу, что сокрушительный удар по Англии может быть нанесён только в Москве. У него созрел план: направить Великую армию в Россию, взять Москву и заключить договор с императором Александром I.

(Слайд № 10) В 1812 году Великая армия перешла реку Неман, вторглась в Россию и двинулась к Москве. В главном сражении у Бородино Наполеон не смог разбить армию Кутузова.

Наполеон рассчитывал, что Александр I сам запросит мира, но этого не случилось. С наступлением холодов армия Наполеона покинула сожжённый город и вынуждена была двинуться обратно.

Вернувшись в Париж, Наполеон развернул кипучую деятельность по созданию новой армии. Но ситуация резко обострилась. Во главе с Россией возникла коалиция, в состав которой вошли Англия, Австрия, Швеция, Пруссия, Испания и Португалия.

Император создал новую армию, поставив под ружьё вчерашних юнцов. В решающем трёхдневном сражении под Лейпцигом – « Битве народов» - армия была разбита. (Слайд №11)

31 марта 1814 года войска коалиции вошли в Париж. Верхом на белом коне ехал русский император Александр I.

Внимательно слушайте мое объяснение и кратко восстановите последовательность последних событий жизни Наполеона.

Наполеона заставили подписать отречение, но оставили ему императорский титул. Попрощавшись со старой гвардией и поцеловав знамя 1-го гренадёрского полка, он покинул дворец. Его отправили в почётную ссылку на остров Эльба у берегов Италии.

(Слайд № 12) Королём Франции был провозглашён Людовик XVIII. Из армии были уволены 20 тыс. наполеоновских офицеров. Недовольство Бурбонами нарастало.

После вторичного отречения Наполеон был сослан на остров Святой Елены в Атлантическом океане, где он скончался 5 мая 1821 года.

Пребывание Наполеона на о-ве Св. Елены не было слишком тягостным (у него даже была собственная свита), так как англичане относились к нему как знатному пленнику.

Однако проблемы со здоровьем ухудшали последние годы жизни императора. По мнению самого Наполеона и его свиты, причинами ухудшения самочувствия стало не только ограничение деятельности Бонапарта, а и нездоровый климат острова. Лечащий врач Наполеона диагностировал у него гепатит, но Бонапарт подозревал рак, переданный ему по наследству отцом. В 1821 году в виду резкого ухудшения самочувствия – Наполеону уже трудно было передвигаться самостоятельно, постоянные боли сильно мучили его, он составил завещание. Наполеон скончался 5 мая 1821 года и был погребен недалеко от Лонгвуда. Но в 1840 году Бонапарт был перезахоронен во Франции в Доме инвалидов в Париже (это было его последней волей).

6. Выступление учащегося с сообщением о Венском конгрессе (Слайд № 13).

Учащиеся по ходу выступления, используя учебник, заполняют рабочий лист, затем совместно с учителем проверяют.(Слайд № 14)

Какие территории отошли?

Герцогство Варшавское

Мальта, Цейлон, Капская земля.

Венеция и Ломбардия

Часть Рейнской области и Вестфалия

Норвегия.

7. Подведение итога урока.

Почему могущественная империя Наполеона распалась?

    Неурожайные годы

    Континентальная блокада вызвала спад в промышленности и торговли

    Недовольство непрерывными войнами и рекрутскими наборами

    Сложные отношения с завоёванными странами

    Поборы и контрибуции

    Ненависть к угнетателям со стороны завоёванных народов

    потеря армии в России вследствие таланта русских полководцев, массового героизма русских людей;

    создание новой антифранцузской коалиции;

    длительные войны истощили ресурсы Франции.

8. Домашнее задание (Слайд № 15):

Параграф 12, учить даты; выполнить оставшееся задание на рабочем листе.

9. Выставление оценок.

Разгром империи Наполеона. Венский конгресс.

Дата проведения:

Цель урока : выяснить основные причины разгрома империи Наполеона.

Тип урока : комбинированный с элементами дискуссии.

Задачи:

- образовательные: познакомить учащихся с основными событиями «французской революции».

- развивающие : усовершенствовать навыки работы с текстом учебника и историческими датами.

- воспитательные : способствовать целостному мировоззрению учащихся.

Планируемые результаты :

- предметные : знать основные события «французской революции»; уметь искать, анализировать, оценивать информацию о событиях.

- личностные: расширение представлений учащихся о народах и государствах мира, формирование коммуникативной компетенции.

- метапредметные: умение отбирать информацию, формировать мысль, организовывать совместную деятельность с учителем, учащимися.

Новые понятия : Венский конгресс.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Microsoft Power Point», учебник, индивидуальные карточки.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Приветствие, организация внимания школьников.

Подготовка класса к работе

3. Актуализация знаний

На экране слова Сперанского: «Его детище сильно и могущественно, но держится на войне, от которой устал народ и будущее становится зыбким и неопределенным ». (Слайд)

1.Скажите, о ком идет речь в данной цитате?

2.Как вы понимаете понятие «детище»?

3.Что можно назвать детищем Наполеона?

4. Действительно ли Империя Наполеона сильна и могущественна? Какие факты могут свидетельствовать об этом?(Учитель поэтапно складывает схему на доске из ответов учащихся (карточки).

5. Ребята, скажите, почему Сперанский считает, что будущее могущественной империи становится «зыбким и неопределенным»?

Демонстрируют знания, умения по предыдущей теме

1.Наполеон.

2. Высказывают свое понимание данного понятия (То, что создано собственными усилиями).

3. Империю Наполеона.

4. Перечисляют факты (могущественная армия, авторитет личной власти)

5. Так как народ действительно устал от войны, завоеванные народы устали от гнета и низкого уровня жизни.

2. Постановка цели и задач урока

Ребята, скажите, о чем же сегодня мы будем говорить?

(Учитель подытоживает ответы учеников)

Верно, ребята! Главная цель нашего урока:
выяснить основные причины разгрома империи Наполеона

Выдвигают варианты формулировок темы урока, цели; участвуют в их обсуждении. Анализируют.

(О падении империи Наполеона.)

Записывает тему в тетрадь. (Слайд)

4. Усвоение новых знаний

Учитель рассказывает новый материал:

    После заключения Тильзитского мира империя Наполеона достигла вершины могущества. Наполеон окружил себя знатью.

Но, что бы закрепиться на троне ему нужен был наследник царских кровей. Поэтому, считая свою жену Жозефину бесплодной, он разводится с нею и берет в жены принцессу австрийскую Марию-Луизу, в браке с которой у него рождается сын и который умирает в младенчестве.

Но внешняя идиллия нарушалась внутренним кризисом. Два последних года стали неурожайными и вызвали спад промышленности и торговли. В это время наполеоновские поборы достигли вершины, душил народ и «налог кровью».

Со временем Наполеон понял, что поставить Англию «на колени» можно только в Москве.

(Опираясь на материал Истории России, ребята, скажите, что предпринимает Наполеон?)

Наполеон собирает армию и идет на Москву. (Карта на экране) Этот поход был успешен, войдя в Москву Наполеон увидел пустой город. Погодные условия, непривычные для французов, уменьшают в количестве Великую армию. Император, оставив ее, бежит в Париж. Но русская армия(возглавившая антифранцузскую коалицию) настигает его. Император создал новую армию, поставив под ружьё вчерашних юнцов. В решающем трёхдневном сражении под Лейпцигом – «Битве народов» - армия была разбита.(16-19 октября 1813г) (Слайд)

после чего Наполеон подписывает пакт от отречении от престола.

Его ссылают на остров Эльба у берегов Италии.

После падения Наполеона королем провозглашают Людовика XVIII. Но народ был недоволен новым правителем, т.к тот стремился вернуть старые - до наполеоновские порядки. Воспользовавшись этим Наполеон бежит с Эльбы и собирает не многочисленную армию. На встречу ему Людовик отправляет армию, но в последствии она полностью переходит под командование Наполеона. Приближаясь к Парижу Наполеон увеличивает численность армии за счет признавших в нем императора граждан. В этого момента наступают 100 дней правления Наполеона.

(Ребята, скажите, почему только 100 дней правил Наполеон, что же помешало его правлению?)

1 марта 1815 г. (Слайд) - состоялось сражение при Ватерлоо, в ходе которой французская армия потерпела поражение. Наполеон второй раз подписывает акт об отречении от престола, но при этом еще и лишается титула императора. Его ссылают на остров Святой Елены, где в последствии он скончается.

После свержения Наполеона представители всех стран (кроме Турции) собрались на мировой дипломатический конгресс (Венский конгресс), с целью урегулирования вопросов о распределении территорий захваченных Наполеоном.

(Ребята, я попрошу вас взять на краю стола конверты с задание №1. Перед вами таблицы для самостоятельного заполнения)

Все решения Венского Конгресса были собраны в Акте Венского Конгресса.

(Слайд)

1) Конгресс санкционировал включение в состав нового королевства Нидерландов территории Австрийских Нидерландов (современная Бельгия),

2) однако все остальные владения Австрии вернулись под контроль Габсбургов, в том числе Ломбардия, Венецианская область, Тоскана, Парма и Тироль.

3) Пруссии досталась часть Саксонии, значительная территория Вестфалии и Рейнской области.

4) Дания, бывшая союзница Франции, лишилась Норвегии, переданной Швеции.

5) В Италии была восстановлена власть папы римского над Ватиканом и Папской областью, а Бурбонам вернули Королевство Обеих Сицилий.

6) Был также образован Германский союз.

7) Часть созданного Наполеоном герцогства Варшавского вошла в состав Российской империи под названием Царство Польское, а русский император Александр I становился и польским королём.

Делают запись в тетрадь (Записывают причины ослабления наполеоновской империи:

(Слайд) Причины ослабления империи Наполеона:

Неурожайные годы

Континентальная блокада вызвала спад в промышленности и торговли

Недовольство непрерывными войнами и рекрутскими наборами

Сложные отношения с завоёванными странами

Поборы и контрибуции

Ненависть к угнетателям со стороны завоёванных народов

Отвечают на вопрос (Отечественная война 1812г.)

Записываю дату в тетрадь.

Записываю дату в тетрадь.

Отвечают на вопрос (Так как Наполеон вновь собирает армию для похода на Москву)

Записывают дату в тетрадь.

Самостоятельно читают учебник: А.Я.Юдовская «Всеобщая история. История Нового времени 8 класс» -стр.93 и заполняют таблицу «Решение Венского конгресса»

(По истечении времени (5 мин) проверяют вместе с учителем)

5. Первичная проверка понимания

Учитель задает вопросы:

    Ребята, как вы считаете могло ли все сложиться по другому для империи Наполеона?

    Что пошатнуло могущество империи?

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение, анализируют.

6. Первичное закрепление материала

Ребята, возьмите конверты №2.

Вам необходимо выполнить тестирование.

(После окончания работы (3 мин) учащиеся обмениваются заданием с соседом по парте и проверяют работы друг друга.

Выполняют задание (тестирование).

Обмениваются работами для проверки.

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

После проговаривания всех вариантов ответов, корректировки ошибок учащиеся сверяют свои ответы с ответами на экране)(Слайд)

Анализирую, доказывают свою точку зрения.

8.Домашнее задание

§12 стр.89-97, карточка (конверт №3)

Делают запись в дневник

Оценочная деятельность

5. Рефлексия

Ребята, наш урок подходит к концу и я попрошу вас сделать выводы, используя незаконченные фразы на экране. (Слайд)

сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…

Выставление оценок.

Благодарю всех за работу.

Урок окончен.

Делают выводы.

Оценивают результат собственной деятельности

Слайд 2

План § 12:

  1. Жизнь во время империи.
  2. Причины ослабления наполеоновской империи.
  3. Поход в Россию.Освобождение европейских государств.
  4. Венский конгресс.
  5. «Христианский ответ на Французскую революцию».
  • Слайд 3

    Задание на урок

    Почему такая могущественная империя распалась?

    Слайд 4

    Жизнь во времена империи

    После Тильзитского мира империя Наполеона достигла своего могущества. Император был неутомимым тружеником, работавшим практически целые сутки.
    Наполеон Бонапарт

    Слайд 5

    По приказу Наполеона в Париже возвели мосты в честь Аустерлица и Йены, построили новые церкви, Триумфальные арки и Биржу.
    Триумфальная арка

    Слайд 6

    Лувр, называвшийся музеем Наполеона, стал хранилищем шедевров, вывезенных из завоёванных стран.
    Лувр

    Слайд 7

    Жизнь во времена империи:

    В распоряжении Наполеона было три королевских дворца, к национальным французским праздникам прибавился ещё один – день рождение императора, к его жене, Жозефине, обращались «мадам».
    Жозефина, первая жена Наполеона

    Слайд 8

    Жизнь во времена империи

  • Слайд 9

    В 1810 г. Наполеон женится на дочери австрийского императора Марии–Луизе, подарившая ему наследника, который умер молодым.
    Мария – Луиза Австрийская

    Наполеон II – сын Бонапарта

    Слайд 10

    Причины ослабления наполеоновской империи

    • Неурожайные годы;
    • Континентальная блокада вызвала спад в промышленности и торговли;
    • Недовольство непрерывными войнами и рекрутскими наборами;
    • Сложные отношения сзавоёванными странами;
    • Поборы и контрибуции;
    • Ненависть к угнетателям со стороны завоёванных народов.
  • Слайд 11

    Определение

    Контрибуция - денежная сумма, налагаемая на побежденное государство победителям.

    Слайд 12

    Поход в Россию

    Уже в 1810 году Наполеон пришёл к выводу, что сокрушительный удар по Англии может быть нанесён только в Москве. У него созрел план: направить Великую армию в Россию, взять Москву и заключить договор с императором Александром I.

    Слайд 13

    В 1812 году Великая армия перешла реку Неман, вторглась в Россию и двинулась к Москве. В главном сражении у Бородино Наполеон не смог разбить армию Кутузова.

    Слайд 14

    Наполеон рассчитывал, что Александр I сам запросит мира, но этого не случилось. С наступлением холодов армия Наполеона покинула сожжённый город и вынуждена была двинуться обратно.

    Слайд 15

    Освобождение европейских государств.

    Император создал новую армию, поставив под ружьё вчерашних юнцов. В 1813 в сражении под Лейпцигом - « Битве народов» - армия была разбита.

    Слайд 16

    Освобождение европейских государств

    31 марта 1814 года войска коалиции вошли в Париж. Верхом на белом коне ехал русский император Александр I.

    Слайд 17

    Наполеона заставили подписать отречение, но оставили ему императорский титул. Отправили в ссылку на о. Эльба у берегов Италии.

    Слайд 18

    Королём Франции был провозглашён Людовик XVIII.Из армии были уволены 20 тыс. наполеоновских офицеров. Недовольство Бурбонами нарастало.
    Людовик XVIII