Басенный мир И.А.Крылова " Всегда ли в басне прячется мораль?". Мораль басни Крылова помогает жить! Почему мы любим басни Крылова

Сочинение

В баснях Крылова отчетливо проявился мужицкий демократизм, симпатии автора к народу-труженику. Поэт выступает обличителем пороков, смело бичует царей и их прислужников, изрекает истину, не боясь кары. А. А. Бестужев, отмечавший подвижничество писателей-сатириков, подчеркнул народность и национальную самобытность творчества Крылова: «…Самобытный, неподражаемый Крылов обновлял повременно и ум, и язык русский во всей их народности. Только у него были они свежи собственным румянцем, удалы собственными силами: Мужички его - природные русские мужички…» Он же справедливо утверждал: «И. Крылов возвел русскую басню в оригинально-классическое достоинство. Невозможно дать большего простодушия рассказу, большей народности языку, большей осязаемости нравоучению. В каждом его стихе виден русский здравый ум. …Его каждая басня - сатира, тем сильнейшая, что она коротка и рассказана с видом простодушия». Бестужев считал, что Крылов говорил от имени народа, а сам народ говорил устами баснописца.

Баснописец воспевал труд, тружеников и высмеивал бесполезную трату сил, симуляцию работы в баснях «Обезьяна», «Туча», «Две Бочки», «Белка» и др. У пахаря-крестьянина пот катится градом, а с мартышки он льется рекой. Ее усилия суетны и бесполезны. Это симуляция работы. В басне «Две Бочки» бочка с вином плетется шажком, а пустая несется вскачь с громким стуком. Это же мы видим и в «Белке»:

* Посмотришь на дельца иного:
* Хлопочет, мечется, ему дивятся все,
* Он, кажется, из кожи рвется,
* Да только все вперед не поддается,
* Как Белка в колесе

Обличая видимость труда, поэт утверждал и воспевал подлинный, но незаметный труд («Листья и Корни»). Крылов утверждал, что человеческие добродетели немыслимы без трудового вклада индивидуума. И мерило здесь - степень пользы обществу, а не жажда наживы. Все это вместилось в небольшую басню «Обезьяна», в которой обрисован труд Мартышки из тщеславных побуждений. А тщеславие всегда было противопоказано труду и правде. Крылов - выразитель народной мудрости. В народе искони было презрительное отношение к бездельникам, тунеядцам и уважительное отношение к труду. В басне «Старик и трое Молодых» Старик степенно говорит бездельникам:

* Из детства я к трудам привык,
* А если от того, что делать начинаю,
* Не мне лишь одному я пользы ожидаю,
* То, признаюсь, За труд такой еще охотнее берусь.

Крестьянский труд Крылов поэтизировал и в других баснях. Проблеме соотношения личности и среды посвящена басня «Ручей». Пастух жалобно пел о своей тоске: любимый ягненок утонул в реке - в этой ненасытной прорве. Вот он бы, ручей, и курице зла не причинил. Но прошла туча, вздулся ручей, вышел из берегов и поглотил Пастуха со всем его стадом. И предельно ясна мораль:

* Как много ручейков текут так смирно, гладко
* И так журчат для сердца сладко,
* Лишь только оттого, что мало в них воды!

Личность целиком зависит от общества: им определяются ее поступки, поведение.

Проблема личности, ее активности в обществе лежит в основе басен «Фортуна в гостях» и «Охотник». В последней басне поэт выступает против свойственного человеку правила «еще успею», осуждает леность, пассивность, косность, нерасторопность. Мораль сформулирована так:

* …Коль дело есть, скорей его кончай,
* Иль после на себя ропщи - не на случай…

В «Фортуне в гостях» поэт порицает пассивность личности, стремление неудачи оправдать фортуной, невезением:

* На укоризну мы. Фортуне тороваты:

* Кто не в чинах, кто не богат,
* За все, про все ее бранят,
* А поглядишь, так сами виноваты.

Человек должен быть активной личностью, только при этом условии ОН может преуспевать в жизни, делах. Многие басни Крылова весьма злободневны и в наше время, помогают формировать у молодого поколения нравственно-этические качества. Цикл басен нравственно-философских - свидетельство мудрости баснописца, знания мм психологии человека. Они воспитывают скромность, товарищеское отношение друг к другу. Весьма интересен цикл басен о дружбе, товариществе, верности. Эта тема является вечной для всех литератур. Она начата Крыловым ранней басней «Два Голубя» (1809) и кончается «Двумя Мальчиками» (1843). В первой басне дана идиллическая картина: дружба вечна. Дружба помогает избавиться от житейских невзгод и потрясений. Иной тип дружбы поэт дает в басне «Собачья дружба» (1815). Здесь совсем противоположное говорится о дружбе: как только бросили кость, «С Пиладом мой Орест грызутся,- Лишь только клочья вверх летят…». Крылов уточняет мораль басни:

* Про нынешних друзей нельзя молвить,
* не греша, Что в дружбе все они едва ль не одиноки:
* Послушать - кажется, одна у них душа,
* А только кинь им кость, так что твои собаки
* В басне «Собака, Человек, Кошка и Сокол» поэт изображает подобие дружбы:
* Клялись делить они и радость и заботу,
* Друг другу помогать,
* Друг за друга стоять.
* И, если надо, друг за друга умирать.

Однако все обернулось по-другому: при первой же опасности - «Сокол на воздух, Кошка в лес». Только Собака высвободила Человека от объятий медведя, но верную Собаку он оставил в беде. Поэт делает вывод: «К стыду, из нас не всякий /’Сравнится в верности с собакой!» И вывод уточняется: «Как редки таковы друзья!»

Любопытно решается тема дружбы в басне «Лев, Серна и Лиса». В погоне за Серной Лев остановился перед пропастью, которую Серна перемахнула очень легко. «На эту пору друг его вблизи случился/’Друг этот был - Лиса». Она похвалила легкость и крепость Льва, который после этого прыгнул вслед за Серной, разбившись «до смерти». И далее раскрывается истинное лицо «друга»:

* А что ж его сердечный друг?
* Он по тихохонькую в овраг спустился
* И, видя, что уж Льву ни лести, ни услуг
* Не надо более, Он, на просторе и на воле,
* Справлять поминки другу стал,
* И в месяц до костей он друга оглодали

Вот она дружба! Правильнее назвать ее антидружбой. Здесь лицемерие, смыкающееся с предательством. Предательство, воплощающееся в философии индивидуализма, баснописец рисует в «Дереве». Само Деревцо, погубив всех окружающих, пало жертвой бурь и непогоды. А в басне «Мальчик и Червяк» обнажается предательство в законченной форме. Червяк попросил Мальчика поделить с ним яблоко, зная, что, подтачивая яблоко, он приносит вред крестьянину, который пустил его в сад. Подточенное яблоко упало, Мальчик съел его. А сползшего с дерева за своей добычей Червяка Мальчишка расплющил пятой.

С предательством Крылов связывал и холуйство, угодничество. В «Двух Собаках» баснописец описал дворнягу Барбоса, стерегущего хозяйский двор, мокнущего под дождем и получающего постоянные побои. А Жужу, кудрявая болонка, всегда в холе, ест и пьет на «серебре». И наивный Барбос не понимает, за что же ей такие привилегии. Она ему пояснила: «На задних лапках я хожу». Крылов обобщает: «Как счастье многие находят. Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!». Осуждение холопства, холуйства, прихлебательства будет впоследствии подхвачено всей русской литературой - Грибоедовым, Салтыковым-Щедриным, Чеховым.

Кумовство Крылов осмеивает в басне «Совет Мышей». Задумав себя прославить, Мыши решили создать Совет, в который надо включить только их - Мышей, у коих хвост «длиной во весь их рост». Ведь общепринято судить об уме «по платью или по бороде». Но в Совете оказалась крыса без хвоста, на что сразу обратил внимание молодой Мышонок, сказавший об этом седой Мыши. И услышал ответ:

* Молчи! все знаю я сама;
* Да эта крыса мне кума.

Ответы к школьным учебникам

К стр. 67

1.Кто главные герои басни? В каких строчках заключена мораль басни? В чём смысл морали?

Главные герои басни - Ворона и Лисица.

Мораль басни заключена в первых 3-х строчках:

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Смысл морали в том, чтоб дать урок нравственности: льстить плохо, вредоносно, но люди обожают лесть. Но лесть никогда не употребляют люди с незапятнанным сердечком.

2.Какая ситуация подтверждает эту мораль? Как относится автор к Вороне и Лисице? Как он называет Лисицу? Какие хитрости пускает в ход Лисица, чтобы отобрать у Вороны сыр? Как передаёт баснописец состояние Вороны, услышавшей слова лести? Кого осуждает Крылов? Кого высмеивает? Могло ли что-то подобное произойти с людьми? Были ли у вас похожие ситуации?

Ситуация, когда Лисица околпачивает Ворону, подтверждает эту мораль. Создатель относится к Вороне с издевкой и легким сочувствием, а к Лисице с осуждением.

Крылов именует Лисицу «плутовкой». Чтоб отобрать у Вороны сыр, Лисица пускается на хитрости: она льстит Вороне, хвалит ее надуманную красоту, глас и провоцирует ее на то, чтоб она зрела.

У Вороны, услышавшей похвалы Лисицы, кружится голова от счастья, «От радости в зобу дыханье сперло», другими словами Ворона надулась от значимости.

Крылов осуждает Лисицу и высмеивает глуповатую Ворону. Подобные ситуации нередко происходят с людьми.

3.Прочитайте самостоятельно басни «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак», «Две бочки». Подготовьте анализ одной из них, определите мораль, аллегорический смысл басен, подготовьте вопросы для викторины, например:
а)Из какой басни взяты слова?
А ларчик просто открывался...
б)Из каких басен извлечена мораль?
-Невежи судят точно так:
В чём толку не поймут, то всё у них пустяк.
-Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт...

«Квартет».
Мораль (выражена в словах Соловья):
«...А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь».
Аллегорический смысл этой басни в том, что никакие внеш-ние изменения не помогут человеку, если у него нет способно-стей, таланта и умения.
«Лебедь, Щука и Рак».
Мораль:
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Аллегорический смысл: общее дело можно сделать, только объединив совместные усилия.
«Две бочки».
Мораль:
Кто про свои дела кричит всем без умолку,
В том, верно, мало толку;
Кто дёлов истинно, - тих часто на словах.
Великий человек лишь громок на делах,
И думает свою он крепко думу Без шуму.

Аллегорический смысл басни в том, чтобы показать различие между трудолюбивым человеком, который молча делает свое дело, и пустым, бесполезным человеком, который громко шумит о. своих якобы делах.

Вопросы для викторины.

1) Из каких басен слова?

а) «...Так поди же, попляши!»

б) Избави бог и нас от таких арбитров.

в) «...Слона-то я и не приметил».

г) «...Посильнее кошки зверька нет!»

2) Из каких басен мораль?

а) Случается часто нам

И труд и мудрость созидать там,

Где стоит только додуматься,

За дело просто взяться.

б) Примолвить к речи тут годится,

Но ничьего не трогая лица,

Что делом, не сведя конца,

Не нужно хвалиться.

в) Свет полон дружбою такою.

Про сегодняшних друзей льзя молвить, не греша,

Что в дружбе они все чуть ль не одиноки:

Слушать - кажется, одна у их душа, -

А только кинь им кость, так что твои собаки!

г) Невежи судят точно так:

В чем толку не усвоют, то все у их пустяк.

3) Из каких басен эти герои?

а) Слон, овцы, волки.

б) Крестьянин, Дерево, Змея.

в) Мужчина, гуси, прохожий.

г) Собака, Лев, Волк, Лиса.

Басни Крылова читать мы любим с самого детства. В памяти хранятся крыловские образы, которые частенько всплывают в голове в различных жизненных ситуациях, мы обращаемся к ним и каждый раз не перестаем удивляться проницательности Крылова.

Бывает, вспомнится Моська, которая лает на Слона, чтобы произвести впечатление храброй и бесстрашной или неожиданно перед глазами всплывает Обезьяна, которая насмехалась сама над собой, не узнав отражение в Зеркале. Смех, да и только! А уж как часто происходят встречи, которые невольно сравниваются с Мартышкой, что по собственной невежести, не зная ценности Очков, разбила их о камень. Маленькие басни Крылова короткие по размеру, но не по значению, ведь крыловское слово – острое, а морали басен давно превратились в крылатые выражения. Басни Крылова сопровождают нас по жизни, сроднились с нами и в любой период найдут в нас понимание и помогут заново осознать ценности.

Крылов – известнейший писатель. Из всех детских стихов и басен – произведения Крылова всегда самые-самые лучшие, они врезаются в память и всплывают в течение жизни при встрече с людскими пороками. Часто говорят, что, мол, Крылов писал не для детей, но разве смысл его басен не понятен детям? Обычно ясно написана мораль, поэтому басни Крылова читать с пользой сможет даже самый маленький ребенок.

На нашем сайте мы размещаем самые лучшие произведения автора в оригинальном изложении, а также отдельно выделяем мораль для удобства и лучшего запоминания порой философских мыслей. Как ребенок, так и взрослый найдет много смысла в этих маленьких жизненных историях, в которых животные символизируют людей, их пороки и нелепое поведение. Басни Крылова онлайн замечательны тем, что в них представлен не только текст, но и примечательная картинка, удобная навигация, познавательные факты и рассуждения. После прочтения автор наверняка станет вашим любимым, а его жизненные очерки в виде юмористических басен запомнятся на долгие годы.

Баснописец вел абсолютно открытую жизнь, много общался, печатал книги одну за другой и нисколько не чурался своей тучности и лености. Курьезы, происходившие с Крыловым, выражались им в поучительных сценках, простота которых обманчива. Он был не баснописцем, он был мыслителем-философом, способным с детской ненавязчивостью и легкостью комично описывать недостатки людей в доступной только ему потрясающей форме. Не нужно искать в баснях Крылова только сатиру, на этом их ценность не заканчивается. Содержание и смысл скорее философские, чем юмористические. Кроме людских пороков, подаются в легкой форме истины бытия, основы поведения и отношений между людьми. Каждая басня – это сочетание мудрости, морали и юмора.

Басни Крылова читать начинайте ребенку с малых лет. Они покажут ему, чего нужно остерегаться в жизни, какое поведение окружающие осуждают, а за какое могут поощрять. Законы жизни по Крылову естественны и мудры, он презирает искусственность и корысть. Мораль, очищенная от любых примесей и веяний, понятна и лаконична, содержит в себе разделение между верным и неверным. Замечательная манера письма привела к тому, что каждая мораль стала народной пословицей или веселым афоризмом. Произведения написаны таким языком, что хотя и выглядят как литературные формы, но на самом деле несут в себе интонации и насмешки, присущие только великому народному уму. Маленькие басни Крылова изменили общий взгляд на этот жанр. Новаторство проявилось в реалистичности, философской нотке и житейской мудрости. Басни стали маленькими романами, иногда драмами, в которых проявилась веками накопленная мудрость и лукавство ума. Замечательно, что при всем этом автор не превратил басню в сатирическое стихотворение, а сумел сохранить глубокую содержательную часть, состоящую из небольшого рассказа и морали.

Басня Крылова проникла в суть вещей, характеров персонажей и стала практически недостижимым другими авторами жанром. Несмотря на сатиру, баснописец любил жизнь во всех ее проявлениях, только очень бы хотел, чтобы простые и естественные истины наконец сменили низкие страсти. Жанр басни под его пером стал настолько высоким и отточенным, что, перечитав басни других авторов, вы поймете – другого такого нет, и вряд ли будет.

В разделе басен Крылова онлайн мы предлагаем вам познакомиться с народной мудростью. Короткие философские произведения не оставят равнодушными ни детей, ни взрослых.

Знаменательной вехой в развитии русской литературы первой трети XIX явилось басенное творчество И.А. Крылова, одного из крупнейших и самобытнейших писателей своего времени. Его творчество таит в себе такое огромное богатство, к которому следует постоянно обращаться и из которого можно бесконечно черпать, «особенно в эпохи нравственных оскудений и художественного упадка».

«Свой» жанр Крылов искал долго и трудно. Но именно в баснях раскрылся во всей полноте сатирический талант Крылова. За сорок лет им было написано более двухсот басен.

Басни Крылова - способ народного мышления, мудрость народа, его житейская философия.

Слово в баснях Крылова - средство выражения народной смекалки, национальной самобытности русского мужика.

Только в баснях Крылова мы встречаемся с подлинно народными, реалистическими традициями басенного творчества: у Крылова персонажи являются типическими, обобщающими образами, в них ярко отражены человеческие пороки.

Белинский писал: «Самые олицетворения в басне должны быть живыми, поэтическими образами». У Крылова всякое животное имеет свой индивидуальный и проказница-мартышка, участвует ли она в квартете, ворочает ли чурбан или примеривает очки, и лисица, везде хитрая, уклончивая, бессовестная и больше похожая на человека, чем на лисицу с пушком на рыльце; и косолапый мишка - добродушно-честный, неповоротливо-сильный; лев - грозно-могучий, величественно-страшный.

Столкновение этих животных у Крылова всегда образует маленькую драму, где каждое лицо существует само по себе, а все вместе образуют одно общее целое. Это еще с большею характерностью, более типически и художественно совершается в тех баснях, где героями выступают толстый откупщик, который не знает, куда ему деваться от скуки со своими деньгами, и бедный, но довольный своей участью сапожник; повар - любитель морали; недоученный философ, оставшийся без огурцов от излишней учености; мужики-политики и другие персонажи. Тут уже настоящая комедия!

«Звериный маскарад» еще более усиливает сатирический комизм басни, придавая ей гротескную остроту. Животные, наделенные свойствами людей, лишь подчеркивают нелепость и комизм ситуаций. «Простодушное» восприятие их проделок делает еще более смешными поведение и речи басенных персонажей.

Баснописцем выведены сказочные звери, но, несмотря на это, настолько естественны их разговоры, настолько реальны и правдоподобны все отношения между персонажами, лишь слегка завуалированные условностью басенного сюжета. Более того, именно этот элемент сказочной фантастики придает особую остроту сатире, превращая повседневное, обычное в гиперболический гротеск.

Обратимся к одному из маленьких шедевров Крылова - его басне «Квартет». Поводом к ее созданию явилось желание Крылова осмеять образование Государственного совета с его четырьмя департаментами, возглавляемыми Завадовским, Лопухиным, Аракчеевым и Мордвиновым.

Басня приобрела широкое сатирическое значение, высмеивая любую бюрократическую затею. Смешна комичная самоуверенность Мартышки, убежденной, что она в состоянии создать квартет из зверей, никогда никакого отношения к музыке не имевших. Все они очень серьезно взялись за дело, вовсе не представляя себе, что для игры на музыкальном инструменте мало одного желания, нужно еще и умение. Мартышка же уверена, что вся беда в том, что исполнители не так сидят:

Стой, братцы, стой! - кричит Мартышка. - Погодите!

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.

Ты с басом, Мишенька, садись против альта;

Я, прима, сяду против вторы;

Тогда пойдет уж музыка не та:

У нас запляшут лес и горы!

В басне «Две собаки» разыгрывается сценка-диалог между дворовым псом Барбосом, честно несущим, несмотря на лишения, свою сторожевую службу, и изнеженным барским любимцем Жужу. В честном труженике Барбосе и избалованном подхалиме Жужу легко узнаются людские типы. В диалоге звучат два голоса - простой, откровенный Барбоса и хвастливый, изнеженный Жужу, развязно и самодовольно повествующего о своих успехах:

Ну что, Жужутка, как живешь С тех пор как господа тебя в хоромы взяли? Ведь помнишь: на дворе мы часто голодали. Какую службу ты несешь?

Жужу, разоткровенничавшись, отвечает:

«Чем служишь! Вот прекрасно!

С насмешкой отвечал Жужу.

На задних лапках я хожу».