Теоретический семинар по технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры

Однажды я уже писала про то, как можно стимулировать развитие ребенка с раннего возраста, а сегодня я хочу рассказать вам о развивающих играх Воскобовича. Это уникальный комплекс разноплановых игровых пособий, направлен на обучение ребенка основным знаниям в рамках игрового пространства.

Игры Воскобовича развивают память, наблюдательность, воображение, творческую мысль. Они помогают освоить математические понятия, учат различать буквы и звуки, вырабатывают навык чтения. Самое интересное, что развивающие игры Воскобовича будут интересны, а значит полезны не только дошкольникам, но и младшим школьникам.Они не просто учат, отрабатывают навыки и закрепляют умения, в каждой игре ребенок проживает вместе со сказочными персонажами различные сюжеты и события.

История создания игр и методика Воскобовича

Вячеслав Владимирович Воскобович никогда специально не связывал свою жизнь с педагогикой. По профессии он инженер-физик. Но так сложились обстоятельства в родной стране, что молодому отцу Воскобовичу пришлось углубиться в педагогику с головой.

Когда у Вячеслава Владимировича появились дети, он всерьез задумался о их всестороннем развитии. К сожалению, в те годы не было большого выбора среди х игр, а те педагоги-новаторы, кто предлагал методику раннего обучения, советовали изготавливать все игры из подручных материалов. Вдохновившись работами Зайцева и Никитина, Воскобович решил создать что-то совершенно новое, что было бы интересно не только его детям, но и их сверстникам.

Пусть у Вячеслава Воскобовича не было педагогического образования, но интуиция в выборе методов для воспитания своих детей, открыла перед ним двери настоящего педагогического творчества. Создавая свою первую игру, он придумал интересную сказку, в ходе которой герои должны вместе с ребятами разгадать загадку новой игры и сделать интересное открытие.

Позднее в своей технологии Воскобович скажет о том, что ни одна игра не может быть одноразовой, что она нуждается в хорошем сюжетном сопровождении. Создание сказочного, методического пространства к каждому развивающему и обучающему пособию в технологии Воскобовича носит ключевой характер. Главной особенностью его технологии является то, что ее легко внедрить в обычный игровой процесс, не меняя и не перестраивая привычные рамки. А взрослый в этих сказочных сюжетах становится полноправным партнером ребенка, без оглядки на возраст и опыт.

Наверное, поэтому все развивающие игры Воскобовича имеют интересный, загадочный сказочный мир, населенный разными героями и персонажами. К слову сказать, данная технология быстро пришлась по вкусу многим родителям в Санкт-Петербурге, а вскоре стала интересным открытием для детских садов по всей России.

На сегодняшний день во многих городах создаются клубы родителей, желающих учить ребенка по играм Воскобовича, по его технологии работают детские сады, клубы, кружки по интересам. За последнее десятилетие автором выпущено более 50 игр, охватывающихразные возрастные категории, но интересных как детям трех лет, так и тем, кто уже учится в начальной школе.

В чем же заключается такая популярность развивающих игр Воскобовича и можно ли их использовать дома, а не в саду, кружке, клубе? Давайте разберемся вместе.

Самые известные игры Воскобовича

Все развивающие игры Воскобовича делятся по типам:

1. Игры, направленные на логико-математическое развитие. Среди них выделяется Геокон-конструктор .

Это пособие представляет собой игровое поле с нанесенными лучами-осями и геометрическими фигурами, обозначенными буквами. В каждой точке пересечения лучей закреплен гвоздик с номером. Натягивая между гвоздиками специальные резиночки, ребенок может создавать различные фигуры и отрезки, как в пособии или включая свою фантазию.

С помощью Геокона формируются первые математические представления, происходит знакомство с геометрическими фигурами, и закрепление знаний цветов. По своей сути – это уникальная и многоплановая развивающая игра, которую можно приобрести в магазинах или создать самим.

Ребенок может складывать из них всевозможные геометрические фигуры, тренируя память, мелкую моторику, расширяя представления о геометрических понятиях.

Квадраты Воскобовича небольшого размера и их можно брать с собой в поездки, в поликлиники и даже на прогулки.

Еще одним игровым пространством в освоении математических понятий является Кораблик Брызг-Брызг. Это игра для самых маленьких. Макет пятимачтового корабля. На каждой мачте нанизаны разноцветные флажки.

Малыш с легкостью может снимать их и надевать обратно. С таким пособием можно начать осваивать счет, можно учиться различать цвета, можно развивать память и выдумку. Более того, это пособие отлично заменяет пирамидку и развивает мелкую моторику.

Есть и альтернативный вариант данной игры.

Универсальное пособие-игра, которое подходит как маленькому ребенку, так и младшему школьнику. С его помощью, летом мы тренируемся с сыном в счете, а с дочкой учим числа и знаки. Речь идет о “Цифроцирке “.

2. Игры с буквами, звуками, словами.

Особое место среди развивающих игр Воскобовича занимают Теремки Воскобовича .
Это настоящая авторская методика по раннему обучению чтению в игре. В игре 24 кубика. 12 кубиков теремков – согласные буквы, и 12 кубиков – вкладок-окошек – гласные буквы. С помощью этой игры малыши учатся складывать буквы в слоги, слог в слова. Формируется естественный навык чтения в игровой, понятной ребенку среде.

Серия игр “Ромашка”, “Снеговик”, “Яблонька” научат наших детей словотворчеству.

Некоторые примеры сказочных сюжетов, для совместных игр

Выше я упоминала, что все развивающие игры Воскобовича имеют сказочную составляющую. Расскажу немного подробнее об этом.

Итак, для деток от 3 до 10 лет, Вячеслав Владимирович разработал целую методику под названием «Сказочные лабиринты игры». Мир, в котором происходит развитие персонажей и все связанные с ними приключения, называется «Фиолетовый лес», и он делится на много зон, территорий и домов. Для каждой своей игры Воскобович придумалсюжетную линию, и проблему, которую ребенок решает вместе с персонажем.

Мальчик Гео, с которым мы путешествуем

В « Геоконе» незадачливый паучок Юкк решил сделать для мальчика Гео красивую паутинку, но сильно захотел пить и отправился в магазин за соком. Пока он отсутствовал, его внук решил помочь и по незнанию запутал все нити паутины.

Паучок Юкк

Теперьдедушка паук не знает, каквсе распутать и просить ему помочь. Он так хотел порадовать Гео.
Затем ребенку предлагается по координатам восстановить узор паутинки.

«Игровой квадрат» , или вечное оригами. Здесьможно фантазировать вместе сребенком. Треугольники на квадратном поле располагаются так. Что можно создавать домик для собачки, скворечник для вороны и многое другое. Можно создавать силуэты мышки, котика. В принципе, тут нет ограничений. Автор сам говорит, что игра должна жить, и поэтому, подключая свою творческую мысль, выпитаете игру энергией.

Еще одна интересное пособие в развивающих играх Воскобовича: «Прозрачный квадрат» . Это 30 прозрачных пластин с нанесенными на них изображениями квадратов, ромбов, трапеций и треугольников.

Ведущий рассказывает сказку о том, что мальчик Гео решил навестить свою бабушку, а ворон Метр, провожая его в дорогу, дал на память нетающие льдинки Айс. Мальчик удивился такому подарку, но ворон сложил из льдинок фигуру коня и Гео смог часть пути проскакать на волшебном скакуне.

Создаем прозрачные квадраты сами

Но самая интересная и таинственная игра ждет маленького следопыта Гео на заколдованной поляне. Помочь ее пройти и не заблудиться может только «Конструктор букв» , так как чтобы найти правильный путь и расколдовать все предметы, необходимо подбирать буквы к заколдованным словам.

Вот в такой незатейливой игровой форме, путешествуя по сказочным мирам развивающих игр Воскобовича, ребенок осваивает счет, чтение и даже основы геометрических понятий. Создать такое пространство в детской комнате очень легко. Можно купить все необходимое в магазинах. Можно сшить, вырезать декорации. Но главное, это не учить ребенка по играм, а играя в сказку узнавать с ним что-то новое и необычное.

Вы и сами не заметите, как развивающие игры Воскобовича раскрасят жизнь яркими красками веселого познания!

Методическая разработка

Использование технологии В. Воскобовича
«Сказочные лабиринты игры» в работе логопеда с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР)

Куликова Ирина Николаевна, ГБДОУ № 125 компенсирующего вида Центрального района г. Санкт-Петербурга, учитель-логопед,

Овеснова Светлана Петровна, ГБДОУ № 125 компенсирующего вида Центрального района г. Санкт-Петербурга, учитель-логопед

Пояснительная записка

Актуальность проблемы

Дошкольный возраст - период активного развития познавательной деятельности. В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения.

Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым, а на более поздних этапах - и самостоятельной. Развивающие игры технологии, разработанной В. Воскобовичем, важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны. Они включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям в непринуждённой обстановке проявлять речевую активность, контролирует правильность выполнения действий. Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными. Учитывая особенности высшей психической деятельности рассматриваемой категории детей, всё вышеперечисленное приобретает наибольшую значимость. Многофункциональность, многообразие и возрастная адекватность развивающих игр В. Воскобовича позволяет использовать их для решения указанной проблемы - коррекции и формирования речевых и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с ТНР (ОНР).

Игровая технология Вячеслава Вадимовича Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» соответствует требованиям ФГОС. Она раскрывает каждую из пяти представленных областей развития ребёнка. Задачи, поставленные ФГОС по каждой области развития, и задачи, решаемые игровой технологией В. Воскобовича, во многом совпадают.

Применение игровой технологии В.Воскобовича адаптировано нами с учётом особенностей психического и речевого развития детей с ОНР.

Известно, что при общем недоразвитии речи нарушено формирование всех компонентов речевой системы: лексики, фонетики, грамматического строя, связной речи.

Неречевые психические функции детей с ТНР (ОНР) 5-7го года жизни сформированы не в полной мере.

Опыт работы с детьми, имеющими ОНР, показывает, что они испытывают трудности слухового внимания, зрительного восприятия, зрительно-пространственного гнозиса и праксиса. Дети затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном для них расположении, представленных в виде контурных или схематических изображений, особенно если они перечеркнуты или перекрывают друг друга.

Страдает также и целостность восприятия. Дети с общим недоразвитием речи испытывают трудности при вычленении отдельных элементов из объекта, который воспринимается как единое целое.

Недостатки восприятия приводят к тому, что дети с ОНР ограниченно воспринимают информацию об окружающем их мире, «не видят» многого из того, что показывает педагог, демонстрируя наглядные пособия, картины.

У рассматриваемой категории детей не сформирована моторная сфера: общая и ручная моторика. Как правило, объём движений неполный, движения неточные, недостаточно скоординированные, затруднена их переключаемость. Манипуляция с предметами, в частности, действия со шнурками (шнуровка) страдают.

С учетом актуальности проблемы организации коррекционно- образовательного и воспитательного процесса таким образом, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно, нами была разработана система коррекционных мероприятий для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи. Работа проводилась в два последовательных этапа: старшая и подготовительная группы для детей с ОНР.

Цель применения данной технологии - коррекция нарушений речи и развитие сопутствующих неречевых процессов посредством игры, в непринуждённой игровой обстановке.

Задачи:

1. Развивать психические процессы внимания, памяти, словесно-логического и творческого мышления, воображения.

2. Развивать навыки познавательной активности.

3. Актуализировать, обогащать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки.

4. Прививать интерес к играм со звуком и словом.
5. Формировать положительный эмоциональный настрой на восприятие обучающего материала.

6. Развивать тонкую моторику руки.

7. Воспитывать навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции, согласовывать свои действия с правилами игры, с действиями сверстников и педагога.

Расширение базовой программы обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи посредством включения в неё игровой технологии В.В. Воскобовича способствует более эффективному проведению коррекционных мероприятий.

Основные принципы использования технологии "Сказочные лабиринты игры" в воспитании и обучении детей с ОНР

1. Игровое обучение детей старшего дошкольного возраста с тяжёлым нарушением речи (ОНР). "Сказочные лабиринты игры" - это форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игра плюс сказка). При этом образовательные задачи включены в содержание игры. В сюжеты методических сказок органично вплетается система заданий, упражнений, вопросов. Ребёнок слушает сказку и по ходу сюжета выполняет задания.

2. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали» от простого к сложному). В результате такого подхода развивается речь и неречевые психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, мелкая моторика. Такой подход позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности, в любой игре добиваться того или иного «предметного» результата.

3. Принцип сензитивности. Авторы технологии "Сказочные лабиринты игры" не являются сторонниками раннего форсированного развития детей. Весь материал является сензитивным, то есть наиболее благоприятным для восприятия детей дошкольного возраста, с учетом их психологических особенностей.

4. Формирование раннего творческого развития дошкольников. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Педагог, используя естественную потребность ребёнка в игре, постепенно вовлекает его в более сложные формы игровой активности.

Все вышеперечисленные принципы гармонично сочетаются с принципами обучения и воспитания детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР).

Формы и режим занятий

Форма организации занятий с использованием игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» - подгрупповая или индивидуальная.

Подгрупповые занятия проводятся 1 раз в неделю с детьми старшей и подготовительной к школе групп в рамках изучаемой темы в качестве дополнительного коррекционного образования.

Индивидуальные занятия - по мере необходимости.

Ниже приведено примерное перспективное планирование подгрупповых занятий с детьми с ОНР в старшей и подготовительной группах компенсирующей направленности.Использование игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» включает диагностику, коррекцию и развитие лексико-грамматических компонентов речи, фонетико-фонематических процессов, подготовку и начальные этапы обучения грамоте. Благодаря разнообразию и многофункциональности разработанных В.В. Воскобовичем игр, совершенствуются графомоторные навыки, происходит формирование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса, что, в конечном итоге, служит профилактикой нарушения чтения и письма при дальнейшем обучении в школе. Представленное перспективное планирование отображает все вышеперечисленные аспекты коррекционно-развивающей деятельности с детьми 5 - 7 лет.

Ожидаемые результаты

В процессе коррекционно-развивающих мероприятий воспитанники овладевают:

1. Сформированными сенсорными способностями: обогащается их сенсорный опыт, совершенствуется аналитическое восприятие, развивается умение выделять свойства предметов с помощью разных органов чувств. Дети овладевают разными способами обследования и устанавливают связи между ними и познаваемыми свойствами предмета.

Как результат, дети с ОНР овладевают соответствующим словарём (упругий, шероховатый, треугольный, цветной и т.д.), сначала в импрессивной, затем - в экспрессивной речи.

2. Развитым зрительно-пространственным гнозисом и праксисом. Как результат, актуализация в словаре детей наречий типа слева, справа, а также предлогов пространственного значения.

3. Сформированными компонентами устной речи (лексико-грамматическими категориями, правильным звукопроизношением, диалогической и монологической формами связной речи) в соответствии с возрастом и с учётом тяжести речевого нарушения.

4. Интонационной выразительностью речи. Эмоционально реагируют, сопереживают персонажам сказок и игровых ситуаций.

5. Базовыми знаниями, умениями и навыками, предотвращающими и/или снижающими риск возникновения в дальнейшем нарушений чтения и письма.

6. Мотивацией активного включения в коллективные познавательные игры, общения со сверстниками в поиске рациональных способов решения игровых проблемных ситуаций, взаимопомощи.

7. Развитием умения свободно, в спонтанной речи, общаться со взрослыми, обращаться к ним с вопросами, предложениями в процессе игровых действий.

Планирование занятий в старшей группе

Тема занятия

Оборудование

Кол-во занятий

СЕНТЯБРЬ

Цветные карточки

(из ковролина)

«Семь гномов».

« Ходит осень в нашем парке….»

(Осень. Деревья.)

Звуки вокруг нас.

Развивать зрительно-пространственный

Развивать слухоречевое внимание.

Знакомить с соотношением части и целого.

Разноцветные веревочки.

«Фиолетовый лес»

Чудо-крестики-1

« Мы в лес пойдем, грибов, ягод наберем…»

(Лес. Грибы. Ягоды)

Звук и буква У.

Развивать воображение.

Развивать сенсорные способности (цвет, форма, размер).

« Фиолетовый лес»

Математические корзинки.

Разноцветные веревочки.

« Приходи к нам в огород…»

(Огород. Овощи)

Звук и буква А. Звуки А-У

Создание зрительного образа звука и буквы.

Развивать зрительно-пространственный гнозис, сенсорные способности (цвет, форма, размер).

Логоформочки.

Лепестки.

« Яблонька шумит листвою...»

(Сад. Фрукты)

Звук и буква И.

Звуки А-У-И

Развивать зрительно-пространственный гнозис, развивать сенсорные способности (цвет, форма, размер).

Создание зрительного образа звука и буквы.

Лепестки.

Разноцветные веревочки.

Трафареты.

Забавные буквы.

« Большие ноги бегут по дороге..»

(Наше тело. Человек)

Звук и буква О. Звуки У-О

Знакомить с соотношением целого и части.

Чудо-крестики-1

Разноцветные веревочки.

« Хороши штанишки у нашего малышки…»

(Одежда. Головные уборы)

Звук и буква Ы. Звуки И-Ы

Трафареты.

Логоформочки.

Фонарики.

« Чок-чок каблучок…»

Звук и буква Э. Гласные звуки и буквы

У,А,О,И,Ы,Э.

Развивать лексико-грамматические функции.

Развивать моторные функции.

Трафареты.

Логоформочки.

Игровизор.

« Мы на улицу пойдем…»

(Одежда - обувь- головные уборы)

Звуки П-П’. Буква П.

Продолжать развитие лексико-грамматических функций.

Формировать сенсорные способности (цвет, форма, размер).

Трафареты.

Логоформочки.

Фонарики.

« Вдруг закрыли небо тучи…»

Звуки Т-Т’. Буква Т.

Продолжать развитие сенсорных способностей (цвет, форма, размер).

«Фиолетовый лес»

Карточки: лев, пони, лань, павлин.

« Мы строители лихие…»

Звуки К-К’. Буква К.

Продолжать развитие сенсорных способностей (цвет, форма, размер).

Создание зрительного образа звука и буквы.

Квадрат Воскобовича.

«Нетающие льдинки».

Буквенный конструктор.

« Это стул- на нем сидят…»

Звуки П-Т-К

(буквы п-т-к).

Формировать навыки конструирования различными способами.

Развивать зрительно-пространственный гнозис.

Логоформочки.

Прозрачные буквы.

« Мы слепили снежный ком...»

Зимние забавы

Звуки Н-Н’. Буква Н.

Создание зрительного образа звука и буквы.

Шнур-затейник.

Трафареты.

« Мы на елке веселились…»

Новый год.

Звуки М-М’. Буква М. Звуки Н-М

Развивать лексико-грамматические функции.

Продолжать развитие сенсорных способностей (цвет, форма, размер).

Обучать моделированию различными способами.

«Нетающие льдинки».

Трафареты.

Разноцветные веревочки и точки.

« На моей тарелочке…»

Посуда. Продукты питания.

Гласные, согласные звуки

Развивать лексико-грамматические функции.

Развивать сенсорные способности, зрительно-пространственный гнозис.

Закрепление звуко-буквенных связей и графического образа букв.

Трафареты.

Шнур-затейник

Забавные буквы

« На подворье нашем…»

Домашние животные и птицы

Звуки Б-Б’. Буква Б.

Развивать лексико-грамматические функции.

Продолжать развивать

«Нетающие льдинки».

Квадрат Воскобовича.

Буквенный конструктор.

« Под высокой сосной скачет зайка косой…»

Животные наших лесов

Звуки Б-П (буквы Б-П).

Развивать лексико-грамматические функции.

Развивать сенсорные способности, зрительно-пространственный гнозис.

«Фиолетовый лес».

«Нетающие льдинки».

Разноцветные веревочки и точки

« В зоопарке»

Животные

Звуки В-В’. Буква В.

Формировать навыки конструирования различными способами.

Развивать психические процессы.

«Фиолетовый лес»

Логоформочки.

Буквенный конструктор.

Карточки: лев, павлин, лань, пони.

« Это птица- воробей...»

Звуки Ф-Ф’. Буква Ф.

Развивать лексико-грамматические функции.

Обучать моделированию различными способами.

«Нетающие льдинки».

Чудо-цветик

Трафареты

« Я сегодня был танкистом…»

Наша армия

Звуки В-Ф (буквы в-ф).

Актуализировать лексику.

Развивать зрительно-пространственный гнозис.

Развивать моторные функции.

Прозрачные буквы

Чудо-крестики

Звуки Х-Х’. Буква Х.

«Фиолетовый лес».

Трафареты.

Волшебные веревочки и точки

« Мама, так тебя люблю…»

Звуки К-Х (буквы к-х).

Развивать лексико-грамматические функции.

Продолжать развивать зрительно-пространственный гнозис и праксис.

Обучать моделированию различными способами.

Трафареты

Чудо-цветик

Волшебные веревочки и точки

« Как у нас семья большая…»

Звуки К-Г-Х (буквы к-г-х).

Развивать сенсорные способности.

Обучать конструированию различными способами.

Чудо-крестики

Волшебные веревочки

Буквенный конструктор.

« Все работы хороши…»

(Профессии)

Звуки Д-Д’. Буква Д.

Развивать лексико-грамматические функции.

Продолжать развивать зрительно-пространственный гнозис и праксис, графо-моторные функции.

Шнур-затейник

Чудо-крестики

Игровизор

« На окне в горшочках поднялись цветочки…»

Комнатные растения

Звуки Д-Т (буквы Д-Т).

Развивать воображение,

сенсорные способности (цвет, форма, размер), зрительно-пространственный гнозис.

Чудо-цветик.

Логоформочки

Волшебные веревочки

Прозрачные буквы

« Мы едем, едем…»

(Транспорт)

Звуки С-С’. Буква С.

Развивать грамматические функции.

Продолжать развитие сенсорных способностей (цвет, форма, размер).

Формировать навыки конструирования различными способами.

Создание зрительного образа звука и буквы.

Автосказки.

Буквенный конструктор.

Коврограф

« Ларчик»

Волшебные веревочки

« Вот мы в космос полетим..»

Звуки З-З’. Буква З.

Формировать навыки конструирования различными способами.

Формировать лексико-грамматический строй речи.

Развивать психические процессы.

Автосказки.

Буквенный конструктор.

Коврограф

« Ларчик»

Волшебные веревочки

« Красный свет - дороги нет…»

(Правила дорожного движения)

Звуки С -З (буквы с-з).

Развивать лексико-грамматические функции.

зрительно-пространственный гнозис и праксис.

Обучать моделированию различными способами.

Автосказки

Прозрачные буквы.

Коврограф «Ларчик»

« С добрым утром, рыболов!»

Звуки Л-Л’. Буква Л.

Развивать лексико-грамматические функции.

Развивать сенсорные способности(цвет, форма),

зрительно-пространственный гнозис и праксис.

Квадрат Воскобовича.

Нетающие льдинки

Шнур-затейник

Звук Ш. Буква Ш.

Развивать лексико-грамматические функции.

Продолжать развивать сенсорные способности(цвет, форма),

зрительно-пространственный гнозис и праксис.

Коврограф

Образные пространственные карточки.

Волшебные веревочки и точки

«Геоконт».

«Бабочка-красавица...»

Насекомые

Звук Ж. Буква Ж. ЗвукиЖ -Ш (буквы ж-ш).

Продолжать развивать сенсорные способности(цвет, форма, размер),

зрительно-пространственный гнозис и праксис.

Обучать моделированию различными способами.

«Фиолетовый лес»

Чудо-цветик

Чудо-крестики

Прозрачные буквы

« Носит одуванчик желтый сарафанчик…»

Звуки Ж -Ш-З- С (буквы ж-ш-з-с).

Формировать навыки конструирования различными способами,

сенсорные способности (цвет, форма, размер),

зрительно-пространственный гнозис и праксис.

Формировать лексико-грамматический строй речи.

Развивать психические процессы.

Логоформочки

«Нетающие льдинки»

Волшебные веревочки и точки

Прозрачные буквы

Звуки и буквы (повторение).

Развивать сенсорные способности, зрительно-пространственные функции.

Закрепление зрительного образа звука и буквы.

«Фиолетовый лес».

Логоформочки

Волшебные веревочки и точки

Забавные буквы

Планирование занятий в подготовительной группе

Тема занятия

Оборудование

Кол-во занятий

СЕНТЯБРЬ

Диагностика психоречевого развития детей.

Обследование детей 5-6 лет. Выявление знаний о цвете, форме, размере и умении ориентироваться в пространстве.

Составление диагностических карт с целью дальнейшего мониторинга.

Цветные карточки

(из ковролина)

« Семь гномов»

Использование поля коврографа.

Чудо-крестики-1

Картинки: лев, лань, павлин, пони.

« Утром с мылом лоб мы мыли…»

(Наше тело. Человек)

Звуки вокруг нас.

Развивать зрительно-пространственные функций.

Знакомить с соотношением целого и части.

Развивать слуховое внимание.

« Фиолетовый лес»

Чудо-крестики-1

« Листья осенние тихо кружатся….»

(Осень. Деревья.)

Звук и буква У

Развивать воображение, творческие способности.

Продолжать развитие сенсорных способностей (цвет, форма, размер).

Развивать зрительно-пространственный гнозис.

« Фиолетовый лес»

Разноцветные веревочки.

Забавные буквы.

Буквенный конструктор («Ларчик»)

« Вдоль лесных дорожек…»

(Лес. Грибы. Ягоды)

Звук и буква А; У-А

Развивать грамматические функции.

Продолжать развитие сенсорных способностей (цвет, форма, размер).

Развивать зрительно-пространственный гнозис.

Математические корзинки.

Разноцветные веревочки.

Забавные буквы.

Прозрачные буквы.

« Одарила нас Природа

Принесли мы с огорода…»

(Огород. Овощи)

Звук и буква И

Продолжать знакомить с соотношением целого и части.

Учить конструировать буквы.

Развивать зрительно-пространственный гнозис.

Разноцветные точки и веревочки.

Нетающие льдинки (ослик)

(Сад. Фрукты)

Звук и буква О; О-У

Упражнять в соотношении целого и части предмета.

Продолжать развивать зрительно-пространственный гнозис.

Разноцветные точки и веревочки.

Забавные буквы.

Прозрачные буквы.

Дикие животные наших лесов

Развивать грамматические функции.

Продолжать развитие сенсорных способностей (цвет, форма, размер).

Развивать зрительно-пространственный гнозис.

Фиолетовый лес

Буквенный конструктор.

Забавные буквы.

Прозрачные буквы.

« В реках Африки живет

Злой зеленый пароход…»

Животные холодных и жарких стран.

Звуки буква Э; Звук и буква Ы; Ы-И

Развивать зрительно-пространственный гнозис.

Продолжать развитие сенсорных способностей (цвет, форма, размер).

Обучать моделированию букв различными способами.

Разноцветные точки и веревочки.

Забавные буквы.

Трафареты.

Перелетные птицы

Звук и буква М,Б

Развивать грамматические функции.

Развивать зрительно-пространственные функции.

Познакомить с возможностью квадрата трансформироваться.

Квадрат Воскобовича.

Игровизор.

(И глядят уныло голые кусты…)

Звук и буква Д,Н

Обобщить и систематизировать знания об осени.

Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

Продолжать развитие сенсорных способностей (цвет, форма, размер).

Способствовать развитию мелкой моторики, творческому воображению.

« Фиолетовый лес»

Разноцветные веревочки.

Шнур-затейник.

Складушки.

Зимующие птицы

Звуки и буквы В, Г

Развивать грамматические функции.

Развивать зрительно-пространственные функции.

Развивать фантазию, воображение.

«Нетающие льдинки»

Разноцветные точки и веревочки.

Трафареты.

Звуки и буквы П,Т

Развивать грамматические функции.

Продолжать развитие сенсорных способностей (цвет, форма, размер).

Обучать моделированию букв различными способами.

Чудо-крестики-2

Конструктор букв.

Шнур-затейник.

« Нарядили ножки в новые сапожки…»

Звук и буква К,Ф

Формировать сенсорные способности.

Продолжать развивать зрительно-пространственный гнозис.

Проводить активную подготовку руки к письму, создание моторного образа буквы.

Прозрачные буквы.

Нетающие льдинки.

« Снего-снего-снегопад.»»

Зимние забавы. Новый год

Звук и буква Х. Согласные (закрепление).

Закрепить понятия: звуки и буквы, согласные и их основные характеристики.

Продолжать развитие сенсорных способностей (цвет).

Развивать звуковой анализ и синтез слогов и слов.

Формировать навыки конструирования.

Кораблик

« Плюх-Плюх»

(синий, зеленый, красный флажки)

Трафареты

(Снеговик)

« Чтобы дом построить новый…» (Наш дом).

Звук и буква С

Развивать грамматические функции.

Продолжать развитие сенсорных способностей (цвет, форма, размер).

Формировать навыки конструирования различными способами.

Квадрат Воскобовича.

Разноцветные веревочки.

« Много мебели в квартире...»

(Мебель. Домашняя техника).

Звук и буква З

Продолжать формировать навыки конструирования различными способами.

Продолжать развивать психические процессы.

Квадрат Воскобовича.

Чудо-крестики-2

Конструктор букв.

« Вот и чайник за кофейником бежит…»

(Посуда. Продукты питания)

Звуки З-С

Учить сравнивать, анализировать, объединять части в целое, выстраивать логические связи и зависимости.

Логоформочки.

Разноцветные точки и веревочки.

Прозрачные буквы.

Домашние животные и птицы

Звук и буква Ш

Развивать грамматические функции.

Продолжать развитие сенсорных способностей (цвет, форма, размер).

Формировать навыки конструирования различными способами.

Трафареты.

«Нетающие льдинки».

Шнур-затейник.

Дикие и домашние животные

Звук и буква Ж

Развивать грамматические функции.

Продолжать развитие сенсорных способностей (цвет, форма, размер).

Проводить подготовку руки к письму, создание моторного образа буквы.

Квадрат Воскобовича.

Конструктор букв.

Наша армия

Продолжать развивать зрительно-пространственный гнозис.

Подготовка к обучению чтению.

Чудо-крестики-3.

Лабиринт букв

« Зима недаром злится, прошла ее пора...»

Обобщить и систематизировать знания о зиме.

Формировать навыки конструирования различными способами.

Проводить подготовку руки к письму, создание моторного образа буквы, подготовка к обучению чтению.

«Нетающие льдинки».

Снеговик.

« Мама, так тебя люблю…»

Закрепить понятия: согласные звуки и их характеристики.

Обучать послоговому чтению.

Учить сравнивать, анализировать, объединять части в целое, создавать моторный образ буквы

«Лепестки»

Прозрачные буквы.

Игровизор.

Звук и буква Ц; С-Ц

Развивать грамматические функции.

Продолжать развитие сенсорных способностей (цвет, форма, размер).

Способствовать развитию психических процессов.

Чудо-крестики-2

Прозрачные буквы.

Шнур-затейник.

« Все работы хороши…»

(Профессии)

Звук и буква Щ; Щ-Сь

Обучать свободному моделированию различными способами.

Квадрат Воскобовича

Игровизор.

Конструктор букв.

Комнатные растения

Звук и буква Ч; Ч-Ть

Продолжать развитие сенсорных способностей (цвет, форма, размер).

Продолжать развивать зрительно-пространственные функции.

Познакомить с «Теремками».

« Лепестки»

Трафареты

Волшебные веревочки.

Теремки Воскобовича.

« Мы едем, едем…»

(Транспорт)

Звук и буква Й

Способствовать развитию лексико-грамматических способностей.

Формировать

психические процессы.

Автосказки.

Квадрат Воскобовича.

Волшебные веревочки.

Конструктор букв.

« Не шофер и не пилот

Водит он не самолет…»

Звук и буква Л; Л-Й

Формировать звуковой анализ и синтез слогов и слов.

Совершенствовать навыки конструирования

Трафареты.

Кораблик

« Плюх-Плюх»

Чудо-крестики-1

Прозрачные буквы.

« Рыбка плавает в водице...»

Звук и буква Р; Р-Л

Продолжать развитие сенсорных способностей,

зрительно-пространственных функций.

Формировать навык звуковой анализ и синтез слогов и слов.

Способствовать развитию психических процессов.

Разноцветные точки.

Конструктор букв.

Кораблик

« Плюх-Плюх»

« Родился ландыш в майский день…»

Закрепить понятия: звуки и буквы, гласные и согласные; основные характеристики согласных.

Обучать послоговому чтению.

Учить сравнивать, анализировать, объединять части в целое.

« Лепестки»

Логоформочки.

Разноцветные точки.

Конструктор букв.

Теремки Воскобовича.

« Люблю тебя, Петра творенье…»

(Наша Родина. Санкт- Петербург)

Формировать зрительно-пространственный гнозис.

Обучать послоговому чтению.

Составлять из кубиков простые слова, меняя в них буквы, слоги.

Волшебные веревочки.

Игровизор.

Картинки: лев, лань, павлин, пони.

Конструктор букв.

Теремки Воскобовича.

« Мне теперь не до игрушек, я учусь по букварю…» (Школа)
Буква Ё

Формировать представление о школе.

Развивать лексико-грамматические функции.

Продолжать развитие сенсорных способностей.

Способствовать развитию психических процессов.

Квадрат Воскобовича.

Шнур-затейник.

Конструктор букв.

Теремки Воскобовича.

Яблонька.

«Мы не заметили жука…»

(Насекомые)
Буква Ю

Развивать лексико-грамматические функции.

Продолжать развитие сенсорных способностей Обучать свободному моделированию различными способами.

Продолжать подготовку к обучению чтению.

Логоформочки.

«Нетающие льдинки».

Лабиринты букв-2

Теремки Воскобовича.

Яблонька.

« Травка зеленеет, солнышко блестит…»

Буквы Я,Е,Ё,Ю. Мягкий знак.

Обобщить и систематизировать знания о весне.

Развивать лексико-грамматические функции.

Совершенствовать навыки конструирования различными способами.

Продолжать развитие сенсорных способностей.

Продолжать подготовку к обучению чтению.

«Фиолетовый лес»

Лабиринты букв-2

Шнур-затейник.

Геоконт-алфавит.

Теремки Воскобовича.

Список литературы

  1. Бондаренко Т.М. Практический материал по освоению образовательных областей в подготовительной группе детского сада. - Воронеж, 2013.
  2. Бондаренко Т.М. Практический материал по освоению образовательных областей в старшей группе детского сада. - Воронеж, 2013.
  3. Воскобович В.В. Сказочные лабиринты игры. СПб, 2011.
  4. Кондратьева Л.А. Реализация ФГОС ДО средствами игровой технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры». Развивающие игры В.В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. СПб, 2014.
  5. Нищева Н.В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет). СПб, 2013.

You have no rights to post comments

Процесс модернизации всей системы образования, предъявляет высокие требования к организации дошкольного образования, интенсифицирует поиск новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к процессу образования детей дошкольного возраста.
Выделение системы дошкольного образования в самостоятельную образовательную ступень и принятие ФГОС ДО является важным этапом модернизации всей образовательной системы, обеспечивающим преемственность детского сада и школы. Проанализировав данные нормативные документы, пришла к выводу, что профессиональное педагогическое сообщество предъявляет к выпускнику детского сада достаточно высокие требования. Следовательно, успешность ребенка в будущей школьной жизни во многом будет зависеть от того, насколько развитие, воспитатание и образование воспитанников в детском саду будет эффективным.
Система дошкольного образования на современном этапе ищет пути достижения высоких и стабильных результатов в работе с детьми. Реагируя на все изменения социальных условий и требований, дошкольная педагогика осуществляет поиск и создает все новые и новые подходы к воспитанию, обучению детей дошкольного возраста. При организации образовательной деятельности педагоги в первую очередь обращают внимание на выбор методов, методик и технологий, а также опираются на их эффективность в практической деятельности.
Социокультурная ситуация в обществе и процессы реорганизации образовательной системы подталкивает педагогов к осознанию невозможности работы по-старому, используя стереотипные приемы и единой формы организации детской деятельности. Возникает необходимость использования современных педагогических технологий образования, в свете нового восприятия реалий сегодняшнего дня.
Инновационные (современные) технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамических изменений в личностном развитии ребенка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и традиционные, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.
Существует несколько видов технологий.
1. Педагогические технологии на основе деятельностного подхода.
К технологиям деятельностного подхода относятся:
· Педагогическая технология – метод проектов. Авторы: Дж. Дьюри, В. Килпатрик.
· Технология развивающего обучения.
· Педагогические технологии программы “сообщество”. Авторы: К. Хансен, Р. Кауфманн, К. Уолш.
· Педагогическая технология самостоятельной исследовательской деятельности детей.
· Педагогическая технология детского экспериментирования.
2. Игровые педагогические технологии.
Одной из таких технологий является Педагогическая технология развивающих игр Б.П. Никитина.
Следующие:
· Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста “Сказочные лабиринты игры” Авторы: В.В. Воскобович, Т.Г. Харько, Т.И. Балацкая.
· Педагогическая технология “Блоки Дьенеша”
· Педагогическая технология “Палочки Кюизенера”
· Педагогическая технология тренинга.
3. Педагогические технологии обучения и развития.
К этим технологиям относятся:
· Педагогическая технология экологического образования детей дошкольного возраста.
· Педагогическая технология, основанная на триз (теории решения изобретательских задач).
· Педагогическая технология формирования основ безопасной жизнедеятельности.
Проштудировав эти технологии, свой выбор остановила на игровой педагогической технологии, а именно на Технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста “Сказочные лабиринты игры” В.В. Воскобовича.
Меня привлекло, что основная идея технологии заложена в основу игр и становится максимально действенной, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. Особенность ее в том, что в этой игре реально выстраивается почти весь процесс обучения ребенка и у нее широкий возрастной диапазон участников игры от 2-3 лет до средне школы.
Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры»
(В.В. Воскобович и др)
Авторская методика Воскобовича отличается высокой эффективностью и доступностью. Ее легко и быстро осваивают как педагоги, так и родители дошкольников. В процессе игры создается особая доверительная атмосфера между ребенком и взрослым, благотворно влияющая на гармоничное развитие малыша.
Первые игры В. В. Воскобовича появились еще в начале 90-х годов. Сейчас разработано более 40 игровых пособий. Достоинство данных развивающих игр - широкий возрастной диапазон участников игр и их многофункциональность. С одной и той же игрой могут заниматься дети и трех, и семи лет, а иногда и ученики средней школы. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий.
С помощью игр можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры или буквы; узнает и запоминает цвет или форму; учиться считать, ориентироваться в пространстве; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение. К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи. Такая вариативность определяется конструкцией игры и сочетанием материалов, из которых она сделана.
Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям, и взрослым. Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течение длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг».
Цели и задачи игровой технологии В. В. Воскобовича:
1. Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.
2. Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.
3. Развитие воображения, креативности, мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).
4. Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начала.
5. Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических), речевых умений.
6. Развитие мелкой моторики и всех психических процессов.
Познакомимся поближе с играми Вячеслава Вадимовича Воскобовича.
Наглядное представление о том, как эти общие положения проявляются на практике, можно получить, ознакомившись хотя бы с двумя самыми известными играми - "Геоконт" и "Квадрат Воскобовича".
Геоконт - в народе эту игру называют "дощечкой с гвоздиками". Но для ребят - это не просто доска, а сказка "Малыш Гео, Ворон Метр и я, дядя Слава" (в названии сказки зашифровано слово "геометрия"), в которой пластмассовые гвоздики, закрепленные на фанере (игровом поле), называются "серебряными". На игровое поле "Геоконта" нанесена координатная сетка. На "серебряные" гвоздики натягиваются "паутинки" (разноцветные резиночки), и получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов. Малыши создают их по примеру взрослого или по собственному замыслу, а дети старшего возраста - по схеме-образцу и словесной модели.
Квадрат Воскобовича ("Игровой квадрат")
У этой игры имеется множество "народных" названий - "Кленовый листок", "Косынка", "Вечное оригами". Все это, по сути, верно. "Игровой квадрат" представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных на гибкую основу с двух сторон. Благодаря такой конструкции квадрат легко трансформируется, позволяя конструировать как плоскостные, так и объемные фигуры. В сказке "Тайна Ворона Метра" квадрат оживает и превращается в образы: домик, мышку, ежика, башмачок, самолетик и котенка. Двухлетние малыши с помощью взрослого складывают домик с красной или зеленой крышей, конфетку. Более взрослые дети осваивают алгоритм конструирования, находят спрятанные в "домике" геометрические фигуры, придумывают собственные предметные силуэты. Квадрат можно определенным образом разрезать. Например, разрез крестом дает необычные объемные фигуры. Возможны манипуляции его элементами - своеобразный пальчиковый театр. Игры с "Квадратом Воскобовича" развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать.
Непременным условием развития детского интеллекта является обогащенная предметно-пространственная среда, данная методика уделяет этому вопросу большое внимание.

Фиолетовый Лес - это методическая, развивающая среда в виде сказок. Сказки Фиолетового Леса содержат сюжеты с чудесными превращениями, приключениями забавных персонажей и одновременно занимательными вопросами, проблемными задачами, упражнениями на моделирование и преобразование предметов. По сути, Фиолетовый Лес - это сенсомоторный уголок, в котором ребенок действует самостоятельно: играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной деятельности с взрослым; занимается исследованием, экспериментированием.

Обогащение образовательной среды младшей группы детского сада играми Воскобовича приводит к решению нескольких задач в организации деятельности педагога:

1. Обогащается предметное пространство группового помещения, при этом оно становится развивающим;

2. Оптимизируется процесс мотивирования воспитанников в процессе организации непосредственно образовательной деятельности детей, как самостоятельной, так и совместно с педагогом;

3. Систематическое, поэтапное использование игровой технологии неизменно дает устойчивый положительный результат в развитии дошкольников.

Трехлетние малыши не путают цвета. Они называют желтый цвет желтым, а красный именно красным, не путая его с оранжевым. К концу года, дети отличают оранжевый цвет от желтого, синий не путают с зеленым или фиолетовым, голубой цвет отличают от синего и серого цветов. У детей, почти нет проблем со счетом, знанием геометрических фигур, умением ориентироваться на плоскости.

Действительно, неплохо, когда у детей, можно сказать на глазах, развивается понятливость и формируется довольно высокий уровень познавательного развития, поскольку полноценное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста остается актуальным всегда. Известно, что комплексное развитие интеллектуальной сферы в дошкольном возрасте повышает успешность обучения детей и играет большую роль в образованности взрослого человека.

Дошкольники с развитыми мыслительными операциям, процессами и функциями быстрее запоминают материал, более уверены в собственных силах, легче адаптируются в новой обстановке. Игра же, как ведущий вид деятельности ребенка в дошкольном детстве способствует превратить обучение в увлекательный процесс, а значит, позволяет осуществлять необходимое естественное развитие в самом привлекательном для дошкольников виде деятельности.

Важное достоинство игровой деятельности - это внутренний характер ее мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс.

Развивающие игровые технологии делают учение интересным занятием для ребенка, снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам, а значит, помогают в реализации основной цели образовательной деятельности любого педагога – создание условий для полноценного развития воспитанника.

Зверева Олеся Борисовна,

воспитатель,

МБДОУ детский сад “Детство”

комбинированного вида

детский сад № 160

г. Нижний Тагил

Список используемой литературы

1. Бражников А. Интеллектуальные игры как способ привлечения детей к чтению. Москва: Чистые пруды, 2008.

2. Воскобович В.В. Технология интенсивного интеллектуального развития детей дошкольного возраста 3-7 лет “Сказочные лабиринты игры”. СПб.: НИИ “Гириконд”, 2000.

3. Сумнительная С. И., Сумнительный К. Е. Домашняя школа Монтессори. Москва. “Карапуз Дидактика”, 2005.

4. Толстикова О. В., Савельева О.В., Иванова Т.В. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. Екатеринбург: ИРО, 2013.

Технология "Сказочные лабиринты игры"
У методик раннего развития обычно два пути: один - от некоего теоретического положения к его практическому подтверждению (вальдорский детский сад), другой - напротив, от практического опыта, через его обобщение, к теоретическому обоснованию. Технология Воскобовича - это как раз путь от практики к теории. Почему технология, а не методика? В принципе, это очень сходные понятия. И термин "педагогическая технология" появился в педагогике совсем недавно. В методиках больше представлены содержательные стороны, в технологиях - процессуальные.

Особенности игр

Конструктивные элементы
В "Геоконте" средством конструирования выступает динамичная "резинка", отличительные свойства "Квадрата Воскобовича" - жесткость и гибкость одновременно, конструктивным элементом в "Прозрачном квадрате" является прозрачная пластинка с непрозрачной частью, а в "Шнуре-затейнике" - шнурок и блочка.

Широкий возрастной диапазон участников
Одна и та же игра привлекает детей и трех, и семи лет, а иногда даже учеников средней школы. Это возможно потому, что в ней есть как упражнения в одно-два действия для малышей, так и сложные многоступенчатые задачи для старших детей.

Многофункциональность
С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.
Универсальность по отношению к образовательным программам.
Как показала практика, игры прекрасно вписались в программы образовательных учреждений, например "Детство", "Развитие", "Радуга".

Творческий потенциал
С какой игрой ребенок играет дольше всего? Конечно, с той, которая дает ему возможность воплощать "задумки" в действительность. Сколько интересного можно придумать и сделать из деталей "Чудо-головоломок", разноцветных "паутинок" "Геоконта", "вечного оригами" "Квадрата Воскобовича": машины, самолеты, корабли, бабочки и птицы, рыцари и принцессы - целый сказочный мир! Игры дают возможность проявлять творчество и взрослым.

Сказочная "огранка"
Интерес детей к сказкам - это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Ребята с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а с Нетающими Льдинками Озера Айс и разноцветными паутинками Паука Юка, не изучают дроби, а разгадывают вместе с Малышом Гео секреты Чудо-Цветика. Новое, необычное и нестандартное всегда привлекает внимание малышей и лучше запоминается.

Знакомимся поближе
Наглядное представление о том, как эти общие положения проявляются на практике, можно получить, ознакомившись хотя бы с двумя самыми известными играми - "Геоконт" и "Квадрат Воскобовича".

"Геоконт"
В народе эту игру называют "дощечкой с гвоздиками". Но для ребят - это не просто доска, а сказка "Малыш Гео, Ворон Метр и я, дядя Слава", в которой пластмассовые гвоздики, закрепленные на фанере (игровом поле), называются "серебряными".
На игровое поле "Геоконта" нанесена координатная сетка. На "серебряные" гвоздики натягиваются "паутинки" (разноцветная резинка-продежка), и получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов. Малыши создают их по примеру взрослого или по собственному замыслу, а дети старшего возраста - по схеме-образцу и словесной модели. Ученики начальной и средней школы при помощи этой игры доказывают теоремы. Ведь в самом названии сказки - зашифровано слово "геометрия".
В результате у ребят развиваются моторика кисти и пальчиков, сенсорные способности (ощущение цвета, формы, величины), мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей), творческие способности.

"Квадрат Воскобовича" ("Игровой квадрат")
У этой игры имеется множество "народных" названий - "Кленовый листок", "Косынка", "Вечное оригами". Все это, по сути, верно. "Игровой квадрат" представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных на гибкую основу с двух сторон. Благодаря такой конструкции квадрат легко трансформируется, позволяя конструировать как плоскостные, так и объемные фигуры. В сказке "Тайна Ворона Метра" квадрат оживает и превращается в образы: домик, мышку, ежика, башмачок, самолетик и котенка. Двухлетние малыши с помощью взрослого складывают домик с красной или зеленой крышей, конфетку. Более взрослые дети осваивают алгоритм конструирования, находят спрятанные в "домике" геометрические фигуры, придумывают собственные предметные силуэты.
Квадрат можно определенным образом разрезать. Например, разрез крестом дает необычные объемные фигуры. Возможны манипуляции его элементами - своеобразный пальчиковый театр.
Игры с "Квадратом Воскобовича" развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать, творчество.

Основные принципы технологии

Игра плюс сказка
Первым принципом технологии "Сказочные лабиринты игры" является игровое обучение детей дошкольного возраста. Особенность ее в том, что в этой игре реально выстраивается почти весь процесс обучения ребенка. "Сказочные лабиринты игры" - это форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в содержание игры.
Дополнительную игровую мотивацию создают и методические сказки. В их сюжеты органично вплетается система вопросов, задач, упражнения, заданий. Очень удобно - взрослый читает сказку, ребенок ее слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи, выполняет задания.

Интеллект
Второй принцип технологии Воскобовича - построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Постоянное и постепенное усложнение игр ("по спирали") позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то "предметного" результата.
Не случайно так много внимания уделяется развитию интеллекта у детей дошкольного возраста. В этом возрасте у них, как правило, развивают вербальный, то есть "приобретенный", интеллект. Мама читает ребенку книжки, рассматривает с ним энциклопедии, водит его в музеи. В результате он много знает, о многом слышал. Таких ребят школьные учителя называют "натасканными". Но нет гарантии, что такие дети будут в дальнейшем хорошо учиться. И невербальный, то есть "врожденный" интеллект, у них может быть развит плохо. Что такое врожденный интеллект? Это психические процессы внимания, способность к анализу, синтезу, сформированность причинно-следственных связей, мелкая моторика, память. Игры Воскобовича в первую очередь направлены на их развитие, и одним из концептуальных положений технологии "Сказочные лабиринты игры" является развитие именно невербального интеллекта у детей.
Авторы технологии "Сказочные лабиринты игры" не являются сторонниками раннего форсированного развития детей. Весь материал является сензитивным, то есть наиболее благоприятным для восприятия детей дошкольного возраста, с учетом их психологических особенностей.

Творчество
Третий принцип "Сказочных лабиринтов игры" - раннее творческое развитие дошкольников. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.

Развивающая среда - Фиолетовый лес
По сути, это развивающая сенсомоторная зона. Ее делают из фанеры, ковролина, рисуют на стене, ткани. Ребенок действует здесь самостоятельно: играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной деятельности со взрослым. В Фиолетовом Лесу обязательно находятся сказочные персонажи - Незримка Всюсь, Ворон Метр, Малыш Гео, Лопушок и другие.

Способы реализации технологии
Особенности "Сказочных лабиринтов игры" таковы, что не надо перестраивать работу учреждения или ломать привычный уклад жизни дома. Технология органично вплетается в уже существующие порядки. В отношениях "взрослый-ребенок" здесь не предполагается положение взрослого над ребенком, только партнерские отношения. Ребенок окружается непринужденной, веселой, интеллектуально-творческой атмосферой. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда малыш знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и ощущения внутренней раскованности за счет поддержки его творческих начинаний.

Результаты
Исследования, проведенные в детских садах, работающих по технологии Воскобовича, показали: в группах много детей с нормальным, высоким и очень высоким интеллектом. (Градация изменений интеллектуального развития выглядит так: интеллект ниже среднего, средний интеллект, норма, высокий, очень высокий, превосходный). Лучше всего у малышей развивается понятливость, умение анализировать, сравнивать. Пяти-шестилетние ребята умеют концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца. Трехлетние малыши легко различают и называют желтый, красный, синий, не путают зеленый, фиолетовый, голубой, оранжевый и другие цвета. Особенно хочется отметить высокий уровень развития пальцевой и кистевой моторики детских рук. Кроме того, у ребят, с которыми работали по Воскобовичу, нет проблем со счетом, знанием геометрических фигур, умением ориентироваться на плоскости. Они рано начинают читать. Решенным оказывается и вопрос мотивационной готовности малышей к школе. Дети, которые постепенно переходят к взрослой "форме" обучения и "наигрались" в дошкольном детстве, хотят идти в школу и учиться ради самого учения. И, как правило, делают это хорошо и с интересом.

Игры, обучающие чтению
"Теремки Воскобовича" - базовая разработка. Есть кубик, есть теремок. Кубик вкладываем в Теремок - получается слияние. Таким образом составляются слова. Всего в комплекте - 12 кубиков, 12 теремков. В рамках статьи невозможно описать всю игру. Остановимся только на двух кубиках - синем и зеленом, так называемых кубиках начального этапа. Что на них расположено? На пяти гранях - буква и образ, на шестой - подсказка, где какая буква находится. Каждую букву представляют шуты, принимая ее позу. В позе буквы А - Арлекин. Если шут представляет букву О, то его зовут Орлекин. А если У? - Урлекин. Ярлекин, Ырлекин, Юрлекин - сказочные персонажи, с которыми ребенку до поры до времени интересней, чем со знаком.
"Конструктор букв" позволяет из элементов, сконструировать любую букву алфавита. Элементы можно прикреплять на поле эластичным шнуром, можно выкладывать на столе.
"Игровизор" и приложение "Лабиринты букв". "Гуляя" маркером по лабиринтам, ребенок знакомится с буквами, составляет слова. На каждую букву - свой лабиринт.
Читайки 1 и 2. Игры на развитие навыков чтения. Загибаем попеременно уголки, и получаем разные слова. На маленьком "пятачке" (области чтения) 4 слова, а всего в каждой игре их - больше сотни.
Коврограф "Ларчик", веревочки ("прилипают" к коврику) . Он позволяет в игровой форме решать самые разнообразные задачи. Например: "Росли в лесу два дерева - одно высокое, другое - низкое. (Длинную и короткую веревочку располагаем недалеко друг от друга на коврике). Высокое деревце любило похвастать: "Я - самое высокое дерево, Я - самое сильное." А низкое дерево стояло в тени высокого, вздыхало и помалкивало. Забрел как-то в те леса гуляка ветер. Какое деревце приметил? Высокое. Стал раскачивать его из стоны в сторону. (показываем на коврике). В конце концов дерево сломалось и у упало к корням низенького (сгибаем длинную веревочку, чтоб получить букву И). Последнее, что успело прокричать высокое дерево: "Помоги-и-и-и…". Еще долго-долго последний звук носило лесное эхо." Какой звук? Звук И. А какую мы букву построили - букву И. Звук и буква - через сказку, через образ, через детские руки. "Ромашка", "Яблонька", "Парусник", "Снеговик" - Это новинки 2004 года. Каждая из них позволяет написать более 20 слов… шнурком.

С мамой и папой
Дома можно и нужно создавать развивающую среду, и не обязательно в виде Фиолетового Леса. Можно ли играть в эти игры без авторских сказок? Конечно, можно. Взрослым просто нужно придумать свой способ привлечь внимание ребенка к игре. Сегодня с логотипом "Развивающие игры Воскобовича" предлагаются десятки игр, пособий, игровых развивающих комплексов. В нынешнем году Вячеслав Вадимович и его коллеги планируют выпустить "родительский" вариант технологии "Сказочные лабиринты игры".

Процесс модернизации всей системы образования, предъявляет высокие требования к организации дошкольного образования, интенсифицирует поиск новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к процессу образования детей дошкольного возраста.
Выделение системы дошкольного образования в самостоятельную образовательную ступень и принятие ФГОС ДО является важным этапом модернизации всей образовательной системы, обеспечивающим преемственность детского сада и школы. Проанализировав данные нормативные документы, пришла к выводу, что профессиональное педагогическое сообщество предъявляет к выпускнику детского сада достаточно высокие требования. Следовательно, успешность ребенка в будущей школьной жизни во многом будет зависеть от того, насколько развитие, воспитание и образование воспитанников в детском саду будет эффективным.
Система дошкольного образования на современном этапе ищет пути достижения высоких и стабильных результатов в работе с детьми. Реагируя на все изменения социальных условий и требований, дошкольная педагогика осуществляет поиск и создает все новые и новые подходы к воспитанию, обучению детей дошкольного возраста. При организации образовательной деятельности педагоги в первую очередь обращают внимание на выбор методов, методик и технологий, а также опираются на их эффективность в практической деятельности.
Социокультурная ситуация в обществе и процессы реорганизации образовательной системы подталкивает педагогов к осознанию невозможности работы по-старому, используя стереотипные приемы и единой формы организации детской деятельности. Возникает необходимость использования современных педагогических технологий образования, в свете нового восприятия реалий сегодняшнего дня.
Инновационные (современные) технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамических изменений в личностном развитии ребенка в современных социокультурных условиях. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Инновационные технологии сочетают прогрессивные креативные технологии и традиционные, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.
Существует несколько видов технологий:
1. Педагогические технологии на основе деятельностного подхода.
2. Игровые педагогические технологии.
Одной из таких технологий является Педагогическая технология развивающих игр Б.П. Никитина.
Следующие:
· Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста “Сказочные лабиринты игры” Авторы: В.В. Воскобович, Т.Г. Харько, Т.И. Балацкая.
· Педагогическая технология “Блоки Дьенеша”
· Педагогическая технология “Палочки Кюизенера”
· Педагогическая технология тренинга.
3. Педагогические технологии обучения и развития.
К этим технологиям относятся:
· Педагогическая технология экологического образования детей дошкольного возраста.
· Педагогическая технология, основанная на триз (теории решения изобретательских задач).
· Педагогическая технология формирования основ безопасной жизнедеятельности.
Проштудировав эти технологии, свой выбор остановила на игровой педагогической технологии, а именно на Технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста “Сказочные лабиринты игры” В.В. Воскобовича.
Меня привлекло, что основная идея технологии заложена в основу игр и становится максимально действенной, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. Особенность ее в том, что в этой игре реально выстраивается почти весь процесс обучения ребенка и у нее широкий возрастной диапазон участников игры от 2-3 лет до средней школы.
Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры»
(В.В. Воскобович и др)
Авторская методика Воскобовича отличается высокой эффективностью и доступностью. Ее легко и быстро осваивают как педагоги, так и родители дошкольников. В процессе игры создается особая доверительная атмосфера между ребенком и взрослым, благотворно влияющая на гармоничное развитие малыша.
Первые игры В. В. Воскобовича появились еще в начале 90-х годов. Сейчас разработано более 40 игровых пособий. Достоинство данных развивающих игр - широкий возрастной диапазон участников игр и их многофункциональность. С одной и той же игрой могут заниматься дети и трех, и семи лет, а иногда и ученики средней школы. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий.
С помощью игр можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры или буквы; узнает и запоминает цвет или форму; учиться считать, ориентироваться в пространстве; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение. К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи. Такая вариативность определяется конструкцией игры и сочетанием материалов, из которых она сделана.
Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям, и взрослым. Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течение длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг».
Цели и задачи игровой технологии В. В. Воскобовича:
1. Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.
2. Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.
3. Развитие воображения, креативности, мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения).
4. Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начала.
5. Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических), речевых умений.
6. Развитие мелкой моторики и всех психических процессов.

Геоконт - в народе эту игру называют "дощечкой с гвоздиками". Но для ребят - это не просто доска, а сказка "Малыш Гео, Ворон Метр и я, дядя Слава" (в названии сказки зашифровано слово "геометрия"), в которой пластмассовые гвоздики, закрепленные на фанере (игровом поле), называются "серебряными". На игровое поле "Геоконта" нанесена координатная сетка. На "серебряные" гвоздики натягиваются "паутинки" (разноцветные резиночки), и получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов. Малыши создают их по примеру взрослого или по собственному замыслу, а дети старшего возраста - по схеме-образцу и словесной модели.
Квадрат Воскобовича ("Игровой квадрат")
У этой игры имеется множество "народных" названий - "Кленовый листок", "Косынка", "Вечное оригами". Все это, по сути, верно. "Игровой квадрат" представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных на гибкую основу с двух сторон. Благодаря такой конструкции квадрат легко трансформируется, позволяя конструировать как плоскостные, так и объемные фигуры. В сказке "Тайна Ворона Метра" квадрат оживает и превращается в образы: домик, мышку, ежика, башмачок, самолетик и котенка. Двухлетние малыши с помощью взрослого складывают домик с красной или зеленой крышей, конфетку. Более взрослые дети осваивают алгоритм конструирования, находят спрятанные в "домике" геометрические фигуры, придумывают собственные предметные силуэты. Квадрат можно определенным образом разрезать. Например, разрез крестом дает необычные объемные фигуры. Возможны манипуляции его элементами - своеобразный пальчиковый театр. Игры с "Квадратом Воскобовича" развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать.
Непременным условием развития детского интеллекта является обогащенная предметно-пространственная среда, данная методика уделяет этому вопросу большое внимание.

Фиолетовый Лес - это методическая, развивающая среда в виде сказок. Сказки Фиолетового Леса содержат сюжеты с чудесными превращениями, приключениями забавных персонажей и одновременно занимательными вопросами, проблемными задачами, упражнениями на моделирование и преобразование предметов. По сути, Фиолетовый Лес - это сенсомоторный уголок, в котором ребенок действует самостоятельно: играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной деятельности с взрослым; занимается исследованием, экспериментированием.

Обогащение образовательной среды младшей группы детского сада играми Воскобовича приводит к решению нескольких задач в организации деятельности педагога:

1. Обогащается предметное пространство группового помещения, при этом оно становится развивающим;

2. Оптимизируется процесс мотивирования воспитанников в процессе организации непосредственно образовательной деятельности детей, как самостоятельной, так и совместно с педагогом;

3. Систематическое, поэтапное использование игровой технологии неизменно дает устойчивый положительный результат в развитии дошкольников.

Трехлетние малыши не путают цвета. Они называют желтый цвет желтым, а красный именно красным, не путая его с оранжевым. К концу года, дети отличают оранжевый цвет от желтого, синий не путают с зеленым или фиолетовым, голубой цвет отличают от синего и серого цветов. У детей, почти нет проблем со счетом, знанием геометрических фигур, умением ориентироваться на плоскости.

Действительно, неплохо, когда у детей, можно сказать на глазах, развивается понятливость и формируется довольно высокий уровень познавательного развития, поскольку полноценное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста остается актуальным всегда. Известно, что комплексное развитие интеллектуальной сферы в дошкольном возрасте повышает успешность обучения детей и играет большую роль в образованности взрослого человека.

Дошкольники с развитыми мыслительными операциям, процессами и функциями быстрее запоминают материал, более уверены в собственных силах, легче адаптируются в новой обстановке. Игра же, как ведущий вид деятельности ребенка в дошкольном детстве способствует превратить обучение в увлекательный процесс, а значит, позволяет осуществлять необходимое естественное развитие в самом привлекательном для дошкольников виде деятельности.

Важное достоинство игровой деятельности - это внутренний характер ее мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс.

Развивающие игровые технологии делают учение интересным занятием для ребенка, снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам, а значит, помогают в реализации основной цели образовательной деятельности любого педагога – создание условий для полноценного развития воспитанника.