Структура самоанализа профессиональной деятельности педагога. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке

В специальной школе наиболее важным является коррекционно-развивающий аспект. Поэтому на уроках СБО использую коррекционные технологии, технологии компенсирующего обучения. Учитываю индивидуальные особенности развития психических процессов, ведущий канал восприятия (например, если у ученика ведущий канал восприятия – зрительный – обязательно использую наглядные опоры, схемы, а если ученик – кинестетик, то основной акцент - на выполнение практических работ).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самоанализ учителя СБО

специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья г.Саянска

Комаровой Галины Александровны

Я – Комарова Галина Александровна, работаю учителем социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) школе - интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья г. Саянска. Мой педагогический стаж составляет 25 лет, из них 6 лет работаю с детьми – сиротами. Образование средне-специальное, окончила Иркутское педагогическое училище №2.

Образовательный процесс организую по программе «Социально-бытовая ориентировка» В.И.Романиной и Н.П.Павловой из сборника «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9классы» под редакцией В.В. Воронковой, допущенной МО РФ.

Настоящая программа направлена на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся. Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь.

Для успешного выполнения образовательной программы, систематически работаю над повышением своего профессионального уровня через прохождение курсов повышения квалификации:

  1. 2008г. ИПКРО г.Иркутск «Основные аспекты коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе»(72часа);
  2. 2009г. курс подготовки по программе превентивного обучения «Полезные навыки» ЦПРК – 16ч.;

Большое место в повышении уровня своего мастерства я отвожу самообразованию. Согласно программе развития наша школа-интернат своей конечной целью ставит формирование личности, обладающей комплексной компетентностью, необходимой для жизни в современном обществе. Для этого в школе создана система сопровождения воспитанников и профессионального взаимодействия педагогов в коррекционно-образовательном процессе, которая представлена Центрами. Я вхожу в состав Центра социально-трудового развития и работаю над созданием условий для формирования соответствующей (т.е. социально – трудовой) компетентности воспитанников. Усвоение социальных норм и правил невозможно вне сферы быта. Поэтому я выбрала тему по самообразованию «Формирование социально-трудовой компетентности у обучающихся старших классов через развитие бытовых умений при взаимодействии учителя СБО и воспитателя».

Выбор моей методической темы обусловлен не только основными направлениями развития школы-интерната, но и особенностями развития наших воспитанников. Воспитанники с интеллектуальной недостаточностью испытывают трудности в овладении бытовыми навыками и умениями. У них наблюдается неустойчивость мыслительных операций, узость и недостаток внимания и восприятия, нарушения памяти, недоразвитие устной речи. Дети школы-интерната не могут полностью и самостоятельно понимать, осмысливать и использовать полученные знания в решении социальных и бытовых задач. Время, отведенное на изучение СБО, позволяет, в основном, лишь ознакомить обучающихся с базовыми сведениями социально-бытового характера, отсутствует полноценное закрепление многих знаний и умений. Предполагается, что практические навыки ученики смогут приобрести в семье, во взаимодействии с учреждениями и предприятиями, в ближайшем социуме. Такой возможности лишены дети, воспитывающиеся в школах-интернатах. Дефицит социального опыта приводит к тому, что выпускники подобных учреждений зачастую оказываются беспомощными в самостоятельном жизнеустройстве. Следовательно, необходима организация дополнительной работы учителя и воспитателя по социально-бытовой подготовке. Поэтому мною создана учебно-методическая разработка интегрированных с воспитателем занятий для обучающихся 5-6 классов «Мир, в котором я живу». Их цель - помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь разнообразными видами деятельности, выработать достаточный уровень самостоятельности при выборе социально приемлемых выходов из обыденных проблемных ситуаций. На данных занятиях обучение и воспитание идет по следующим разделам: «Питание», «Жилище», « Одежда и обувь», «Личная гигиена».

Методическое и дидактическое обеспечение разделено по блокам: тематические планы, конспекты занятий; занимательный материал; сюжетно-ролевые игры; операционные, технологические и инструкционные карты; мультимедиа и диагностический материал. Диагностику результативности данных занятий осуществляю по параметрам: навыки по уходу за помещением, навыки стирки и утюжки, приготовления пищи и сервировки стола, культурно-гигиенические навыки и уровень самостоятельности учеников при выполнении новых учебных и трудовых заданий Данные по параметрам на каждого воспитанника заносятся в индивидуальную карту сформированности социально-бытовых навыков (1 раз в четверть). Исходя из результатов диагностики, определяю направление индивидуальной работы. Условно выделяю три уровня сформированности умений и навыков:

1-й уровень – низкий, потенциальный;

2-й уровень – средний, реальный;

3-й уровень – высокий, актуальный;

Занятия провожу совместно с воспитателем (один раз в четверть). Они имеют игровую и занимательную форму, ведущих персонажей и направлены на обобщение, систематизацию знаний, умений и навыков, и применение их в обыденных ситуациях.

В течение двух лет апробирования учебно-методической разработки произошел отбор содержания материала, определены задачи для каждого раздела и предполагаемый результат, подобран педагогический и диагностический инструментарий. Занятия позволяют развивать творческие, познавательные способности учащихся, их положительную мотивацию к урокам СБО.

Мониторинг результативности данной разработки показывает положительную динамику.

П\п

Раздел

2008-2009у.г.

2009-2010у.г.

Динамика

5-ый класс

6-ой класс

Навыки по уходу за помещением

Навыки стирки и утюжки

Навыки приготовления пищи и сервировки стола

Культурно-гигиенические навыки

Уровень самостоятельности

Опыт работы по данному направлению был представлен в 2008году на областном семинаре «Формирование социально-трудовой компетентности воспитанника специальной (коррекционной) школы-интерната в процессе психолого-педагогического сопровождения»; педагогическом совете в 2009 г. «Взаимодействие учителя и воспитателя в формировании коррекционно-образовательной среды школы».

В специальной школе наиболее важным является коррекционно-развивающий аспект. Поэтому на уроках СБО использую коррекционные технологии, технологии компенсирующего обучения. Учитываю индивидуальные особенности развития психических процессов, ведущий канал восприятия (например, если у ученика ведущий канал восприятия – зрительный – обязательно использую наглядные опоры, схемы, а если ученик – кинестетик, то основной акцент - на выполнение практических работ). Наиболее эффективными методами и приёмами считаю те, которые требуют включения различных анализаторов, как слуховых, так зрительных и тактильных (например, при изучении в 6 кл темы «Крупы. Виды блюд из круп» не только показываю сами крупы, проговаривая их названия, но и даю их пощупать, понюхать, определить цвет). Для реализации коррекционного компонента разработала и использую задания и упражнения по коррекции и развитию зрительно-пространственного восприятия (например, среди буквенного текста вставлены слова. Ученик должен найти и подчеркнуть эти слова. Пример: Иглабдниткауцнаперстокджножницыгш;Свеклашщперецждкартофельэыморковьгн), памяти («Цепочка» например, называю одно транспортное средство, ребенок повторяет его и добавляет свое и т.д.), внимания (например, «Посмотри и запомни», с вариантами усложнения игры, в которых предлагаю неверный ответ);

координации движений (например, упражнение на пришивание различными способами пуговиц, плетение различных видов косичек) , речи (например, б еру три слова из темы урока, ученики составляют как можно больше предложений, включающих эти слова) ; мышления («найди товар, неверно завезенный в магазин» - например, карандаши, тетради, тарелка, пластилин; найди и исправь ошибку в плане работы по наложению заплаты)

Для формирования положительной мотивации к изучению материала урока, психологического настроя на работу применяю занимательный материал - загадки, кроссворды, использую игровые, коммуникативные технологии - ситуационные задачи, сюжетно-ролевые игры, игры-соревнования. Для формирования понимания необходимости уроков СБО, для лучшей ориентировки в быту, формирования умения ориентироваться в записях и пополнять их по мере необходимости ведутся рабочие тетради воспитанников, которые называются «Энциклопедия ведения домашнего хозяйства». После окончания школы ученик забирает тетрадь и может вносить в нее дополнительную информацию, использовать как справочник.

Игровые технологии, помогают мне осуществлять обучение в более доступной и привлекательной форме, сделать его более активным. Использую режиссерские игры, когда ребенок управляет игрушками, моделями, действует через них; сюжетно-ролевые, где роли исполняются самими детьми; проблемные ситуации, требующие применения знаний и умений в измененных условиях (создаются в процессе сюжетно-ролевых игр, моделирования реальных ситуаций и т. д.); имитирующие игры, когда имитируется какой-то процесс (стирка одежды, чистка обуви, пришивания пуговиц и так далее).

Использую лабораторный метод, например, наблюдение за обезжириванием поверхности тарелки под воздействием жидкости для мытья посуды, за результатами замачивания белья перед стиркой, выведение домашними средствами пятна с одежды, измерение температуры воды, приготовление маринада для консервирования и т. д.

Используя программированный метод обучения, применяю созданные мною таблицы и алгоритмы; перфокарты, дающие возможность правильного выбора ответа из серии предложенных, позволяющие осуществить самопроверку и взаимопроверку; перфоконверты развивают письменную речь и способствуют выработке навыков самоконтроля.

Используя технологии дифференциации и индивидуализации (индивидуальная работа, в парах, группах), я включаю в урок задания различной сложности по содержанию и объему материала; провожу разноуровневые, вариативные контрольные работы, тесты. С целью приобщения учащихся к чтению дополнительной литературы и развития их творческого потенциала я практикую разные типы творческих заданий: рефераты, сообщения.

На уроках использую здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии: кинезотерапию, позволяющую активизировать межполушарное взаимодействие; физминутки; упражнения для глаз (на концентрацию «Письмо носом», для отдыха, движения в различных направлениях «сквозь пальцы»); комплексы пальчиковых гимнастик; комплексы дыхательных упражнений.

Успешному обучению способствует полноценная предметно-развивающая среда, созданная в школе – интернате. Кабинет СБО оформила с максимальной приближенностью к домашней обстановке, организовала различные зоны для практической и теоретической работы.

Я провожу различные внеурочные мероприятия и занятия. Это и участие в традиционном конкурсе «Мисс осень» в этапах «Хозяюшка», «Модельер одежды»; инсценирование сказок («Сказка о девочке-грязнуле», «Заюшкина избушка»); праздники («Чудо овощ - картофель», «Парад овощей»); конкурсы стенгазет и рисунков («Чистота – залог здоровья», «Нет - сигаретам»).

Реализуя принцип межпредметной связи, практикую интегрированные уроки: например, СБО+ОБЖ («Правила поведения на воде» в 6кл.), СБО+ русский язык («Учреждения и организации.Трудоустройство»в 9кл.) СБО+математика («Бюджет семьи» в 8кл.), СБО+ биология (« Лекарственные растения » в 7кл), СБО+история («Одну меня не съешь никогда,а без меня не вкусная еда. Соль» в 9кл), СБО+география («Родными тропами. Путешествие по родному краю» в 9 кл); РКИ+СБО («Питание. Приготовление блюд из рыбы», «Рецепты приготовления блюд русской кухни»; «Чайные посиделки») «Имидж молодого человека», «Береги платье снову». Занятия с использованием современных информационных технологий содержат в себе разнообразные наглядные мультимедиа-учебники, интерактивные задания-упражнения, справочные материалы, диагностические, обучающие и игровые задания. Я подобрала ряд учебных и развивающих компьютерных программ («Электронная кулинарная книга», «Дизайн одежды», «Иллюстрированная энциклопедия молодого человека», «Энциклопедия Кирилла и Мефодия. Одежда. Человек и его здоровье» «Домоводство»).

Для мониторинга результативности коррекционно-образовательного процесса применяю технологию Галеевой Н.Л., наблюдая динамику изменений основных параметров учебной зоны развития учащихся: сформированность ОУУН (мыслительные, коммуникативные, организационные и информационные), уровень обучаемости (4группы по В.В.Воронковой), степень обученности (СОУ). Для определения уровня владения учащимися мыслительными ОУУН ежегодно провожу специальные КМС.Остальные ОУУН оцениваю по результатам наблюдений на уроках. Группу обучаемости ученика определяю, исходя из итогов КМС, спроектированных мною. Степень обученности каждого воспитанника определяю соответственно группе обучаемости. Все эти данные заношу в Карту индивидуального стиля учебной деятельности

Проводя качественный и количественный анализ контрольных работ, выявляю типичные и нетипичные ошибки учащихся, исходя из этого строю последующую работу: фронтальную и индивидуальную. Отслеживаю результативность своей работы, проводя сравнительный анализ по годам.

показатели

Классы

2007 – 2008г.

2008 – 2009г.

2009 – 2010г.

Динамика

СОУ

5класс

74,6%

75,9%

80,9%

6,3%

6класс

75,9%

77,8%

84,8%

8,9%

7класс

75,8%

12,2%

8класс

82,5%

90,5%

9класс

82,9%

85,9%

91,2%

12,8%

итого

78,4%

80,4%

8,6%

% кач -ва

5класс

100%

100%

6класс

100%

100%

100%

7класс

100%

8класс

100%

3,5%

9класс

100%

итого

91,4%

94,5%

100%

8,6%

ОУУН

5класс

6класс

7класс

8класс

9класс

итого

Таким образом, применение различных технологий, методик, методов и приемов на уроках дает постоянные неплохие показатели по различным параметрам мониторинга коррекционного обучения.

Сотрудничаю с коллегами, принимаю участие в предметных неделях, в рамках которых провожу открытые уроки и занятия, выпуск газет, ежегодные выставки и ярмарки работ воспитанников. Мои ученики - участники городского конкурса «Пожарным можешь ты не быть» -2 место 7-й класс: Полозов Иван, Ушакова Екатерина, Райкова Дарья (2007г.); городской конкурс «Юные поварята» - 2 место 9-ый класс: Новикова Ольга, Семенова Кристина, Богдан Анна(2008г); городской конкурс «Безопасное колесо» 6-й класс-1 место - Дубинина Анастасия, 2 место - Бабаев Роман (2008г.); городской конкурс заготовок овощей «Дары осени» - дипломант – ученица 9 класса Коробкова Жанна (2009г.); 2009г. - диплом за активное участие в городском конкурсе кулинаров, посвященный Дню Защитников Отечества – 8-ой класс: Шмакова Елена, Комисарова Яна, Люкшин Иннокентий, Шептаев Александр; городская выставка сувениров на тему «Рождество Христово» 3-е место 7-й класс Устюжин Марк, Курганов Сергей – 2010г.

Являюсь классным руководителем 8 класса. На данный момент уровень психологической атмосферы оценивается как благополучный (по результатам социометрического опроса). Большинство ребят входят в благополучные статусные категории (звёзды, принимаемые). Есть и те, которые не получили выбора, но несмотря на это, все ребята удовлетворены взаимоотношениями (КУВ высокий- 72,7%) и свой класс они оценивают как дружный (по результатам анкеты «Межличностные отношения»). Изучила интересы, склонности и личные качества учащихся своего класса (анкета «Твои увлечения», игра «Путешествие по морю любимых занятий») и составила карту интересов и увлечений. Для формирования классного коллектива провела мастерскую общения «Давайте жить дружно!», классный час «Погружение в мир своего Я», оформляем альбом-эстафету «Наш класс». Для создания благоприятной эмоционально-психологической атмосферы класса провожу праздники именинников, походы на природу, купание в бассейне, экскурсии на выставки, в музеи, еженедельные «Часы общения» в соответствии с тематическим планированием.

Ученики моего класса активно участвуют в региональных, областных, городских и школьных конкурсах, соревнованиях: региональный туристический слет «Земляничная поляна» команда 6 класса 1место (2007г); городские соревнования по тяжелой атлетике (2, 3 место) 2008г.; областные соревнования по боксу – Токарь Игорь -1место, Решетников Дмитрий – 3место(2008г.); региональные соревнования по боксу г.Томск –Токарь Игорь 4место (2008г.); городская спортивно–патриотическая игра «Зарница» 2009г - 3 место; городские соревнования по плаванию – Устюжин Марк, Дубинина Анастасия – 2,3 места (2007-209гг.); региональный конкурс «Воспитатель года» команда 7 класса «Экипаж» - 1 место (2010г); команда класса - призер областных соревнований по легкой атлетике на приз губернатора; городские соревнования по футболу среди образовательных учреждений (2 место) 2010г.;

Активно распространяю свой педагогический опыт. Выступала с докладами и сообщениями на методических объединениях, педсоветах: 2007 г. «Экскурсии как средство расширения социокультурного опыта воспитанников школы-интерната»; 2008 г. «Досуг в системе социокультурной адаптации личности воспитанников школы - интерната».

Основной проблемой для учителя СБО, на мой взгляд, является отсутствие методических, информационных материалов, программ, пособий для работы с данной категорией детей. Приходится корректировать и адаптировать существующий материал по технологии, домоводству и ОБЖ для общеобразовательных школ.

Перспективы моей дальнейшей деятельности:

  1. доработка учебно-методической разработки «Мир, в котором я живу» для обучающихся 7 -9 классов;
  2. апробация и рецензирование учебно-методической разработки;

    Подписи к слайдам:

    Презентация учителя СБО специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья г. Саянска Комаровой Галины Александровны

    В специальной школе наиболее важным является коррекционно-развивающий аспект

    Учебно-методическая разработка интегрированных с воспитателем занятий для обучающихся 5-6 классов «МИР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»

    Занятия провожу совместно с воспитателем 1 раз в четверть.



    …не должно наступать никогда то время, когда надо махнуть рукой и сказать, что тут ничего уже не сделаешь. Сделать всегда можно. (Василий Шукшин) …не должно наступать никогда то время, когда надо махнуть рукой и сказать, что тут ничего уже не сделаешь. Сделать всегда можно. (Василий Шукшин) На мой взгляд, понятие профессионализма применяется, главным образом, не к работе, а к работнику. Это умение делать свою работу без скидок и ссылок на вдохновение и настроение. «Умри, но сделай и самым добросовестным образом», – вот это и есть профессионализм. Есть вдохновение – прекрасно, нет, – обойдись без. (Борис Натанович Стругацкий)


    Цели анализа урока: 1.Контроль, за качеством преподавания, качеством знаний, умений и навыков учащихся. 2. Контроль, за состоянием учебно-воспитательного процесса. 3. Инструктирование педагога. 4. Помощь в овладении более высоким педагогическим мастерством. 5. Выяснение причин успехов и неудач учителя, преодоление недостатков в его работе. 6.Выявление системы работы учителя и др.


    Применяемые термины демократичность, технология, личность, развитие, личностные качества, личностный опыт, субъектность, мотивирование, самоорганизация, самостоятельность, сознание, познавательный интерес, познавательная активность, творчество, рефлексия, релаксация, взаимоконтроль, мышление и т.д.


    Типы анализа урока Полный - контроль качества организации учебно-воспитательного процесса, изучение стиля деятельности учителя, опыта его работы; Краткий – Общая оценка качества основных дидактических категории; Комплексный - Единство и взаимосвязь цели, задач, содержания, методов и форм организации урока, анализ дидактических, психологических и других основ урока. Аспектный - Более глубокое рассмотрение какой-то одной стороны урока с целью выявления недостатков или установления эффективности отдельных приемов деятельности учителя. Структурный- Выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность.


    Виды анализа: Дидактический (реализация дидактических категорий -отбор методов, приемов, средств обучения, обработка учебного материала), Психологический (учет психологических особенностей -уровень организованности учащихся, отношения к учению; приемы развития внимания, памяти, мышления, воображения и т.д.) Воспитательный (анализ формирования на уроке ценностных качеств- воспитательные задачи урока, формирование убеждений, идеалов и мировозрения), Методический (целесообразность отбора методов, их адаптация к возрастным и индивиуальным особенностям учащихся) Организационный (анализ рациональной организации урока- плотность урока,количество и частота чередования видов учебной деятельности).


    Общая схема анализа урока (работа по бланку анализа) Учебное заведение, класс, предмет, фамилия учителя, количество учащихся по списку, и присутствовавших на уроке. Тема урока, цель и образовательные, развивающие и воспитательные задачи урока. Организационное начало урока. Организационная структура урока. Анализ содержания учебного материала урока. Общепедагогические и дидактические требования к уроку Деятельность учителя. Деятельность учащихся. Выводы. Рекомендации.


    Дидактические требования к уроку: Четкое определение цели, формирование триединых задач Определение оптимального содержания урока Прогнозирование уровня формирования компетенций и усвоения учащимися ЗУНов Выбор наиболее рациональных методов, приемов, средств обучения, стимулирования и контроля Реализация дидактических принципов Создание условий успешного учения учащихся


    Дидактические принципы: (основные положения определяющие организацию учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями) Природосообразности (Я.А. Коменского); Сознательности и активности; Наглядности; Систематичности и последовательности; Прочности; Научности; Доступности; Связи теории с практикой.


    УРОВНИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА Высший: прогнозирование способов перевода школьников к заданному целями обучения результату на основе обратной связи и преодоления возможных затруднений в работе с учащимися. Высокий: включение учащихся в разрешение гипотезы, предусмотренной задачам урока. Средний: выявление знаний и умений учащихся и сообщение информации соответственно теме и задачам урока. Низкий: организация опроса школьников и объяснение нового материала по заранее составленному плану без активизации познавательной деятельности учащихся, направленной на получение положительного результата.


    Основные компетенции педагога: умение формулировать цель темы урока; обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач урока; знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций; умение выделять позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок; характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на уроке; обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и средств; психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых учащимися на уроке; оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различных этапах урока; эффективность выполнения намеченных задач урока; оценка педагогической целесообразности действий на уроке; умение показать взаимосвязь этапов урока и оценить их; обосновывать удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами); сформулировать намечаемые меры по устранению недостатков


    Сущность самоанализа урока: Самоанализ - рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности. Самоанализ - показатель профессионализма учителя, степени его осмысления задач образования, а не только целей и задач одного урока.


    Уровни самоанализа урока Эмоциональный - непроизвольный уровень, (удовлетворенность или неудовлетворенность своей педагогической деятельностью). Оценочный- оценка соответствия результата урока намеченной цели и триединой задачи. Методический- анализ урока с позиции существующих требований к уроку. Рефлексивный- определяются причинно-следственная связь всех аспектов урока (высший уровень анализа, для осуществления которого необходимо привлечь психолого-педагогическую теорию).


    САМОАНАЛИЗ УРОКА УЧИТЕЛЕМ Дать краткую характеристику класса, выделить группы учащихся с различным уровнем овладения программным материалом. Охарактеризовать тему урока: степень сложности вообще и трудности для данного класса или отдельных учеников. Обосновать постановку цели урока, тип и его структуру. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на РР обучения на уроке. Показать, как другие этапы работали на главный этап. Дать оценку успешности достижения ТДЗ урока, обосновать показатели РР (реального результата). Наметить перспективы совершенствования своей деятельности.


    Коммуникативный аспект Роль учителя и его влияние на ход урока (Кто он? Дирижер, советчик, собеседник) Оптимальность стиля делового общения с учащимися выбранного учителем и его влияние на ход урока. Осуществляется ли учениками диалог, свободное высказывание своего мнения? Создается ли педагогом ситуация успеха для каждого ученика?


    Психологический аспект Как стимулируется интерес к содержанию урока, учитывается фон восприятия при изложении материала? Как создается установка быть внимательным, создается установка на восприятие преподаваемого материала? Как контролируется и учитывается точность и полнота формирующихся в сознании учащихся образов? Соответствуют ли управляющие действия учителя на уроке закономерностям мыслительной деятельности учеников?


    Рефлексия педагога по итогам семинара Для чего необходим учителю самоанализ урока? Назовите основные требования к современному уроку. По каким аспектам можно проводить анализ урока? Назовите основные критерии оценки эффективности урока.

    Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Педагогика"

    Скачать готовые презентаций по педагогике. Педагогика – Наука о воспитании и обучении. Разнообразие презентации по педагогике, доступных для скачивания на нашем сайте, позволят вам эффективно и интересно провести школьные занятия, посвященные самым разным темам. Грамотная структура подачи информации и большое количество слайдов помогут передать информацию в понятной форме.

    Модель структурного анализа урока

    Урок рефлексии

    Учитель: ____________________________________________________ Класс: ______________

    Тема урока: __

    I

    Мотивация к коррекционной деятельности (1-2 мин)

    ДНЦПМВТ

    1. Созданы условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность .

    2. Исходя из решенных ранее задач, установлены тематические рамки содержания .

    3. Вместе с обучающимися определена основная цель урока.

    4. Выдержаны примерные временные рамки.

    II

    Актуализация знаний и пробное учебное действие (12-15мин)

    ДНЦПМВТ

    1. Организовано повторение используемых способов действий.

    2. Способы действий зафиксированы в буквенной или знаковой форме.

    3. Проведена самостоятельная работа

    4. В соответствии с уровнем класса для обязательного выполнения предусмотрены необходимые и достаточные задания для проведения самоконтроля по выделенным способам действий.

    5. Для учащихся, справившихся с обязательным уровнем, предусмотрены дополнительные задания.

    б. Организована самопроверка учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией результатов (без исправления ошибок).

    7. Выдержаны примерные временные рамки.

    III

    Локализация затруднений ( 3 - 4 мин )

    ДНЦПМВТ

    1. Проанализировали решение, определили место ошибки (где?).

    2. Указали способы действий, в которых допущены ошибки

    3. На этой основе учащиеся уточнили цель дальнейшей деятельности.

    1. Сравнили свое решение с предложенным эталоном.

    2. Выполняют задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.

    IV

    Построение проекта выхода из затруднения {8- 9 мин)

    ДНЦПМВТ

    1. Учащиеся, конструируя проект выявления причин и исправления допущенных ошибок (алгоритм исправления ошибок):

    а) самостоятельно выдвигали и обосновывали гипотезы;

    б) участвовали в побуждающем к гипотезам диалоге;

    в) участвовали в подводящем диалоге.

    2. Учащиеся выявили, в чем именно заключается ошибки в указанных способах действий.

    3. Причина ошибки зафиксирована знаково.

    4. Пользуясь алгоритмом исправления ошибок, учащиеся исправили свои ошибки самостоятельно или на основе предложенного эталона.

    5. Выдержаны примерные временные рамки.

    VI

    Обобщение затруднений во внешней речи (2-3 мин)

    Д Н Ц П М В Г

    I . Организовано обсуждение типовых затруднений.

    2. Учащиеся проговорили формулировки способов действий, которые вызвали затруднения.

    3. Выдержаны примерные временные рамки.

    VII

    Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

    ДНЦПМВТ

    Учащиеся, допустившие ошибки:

    1. Выполнили самостоятельную работу, выбирая только те задания, в которых были допущены ошибки.

    2. Провели самопроверку своих работ по готовому эталону и зафиксировали знаково результаты.

    Учащиеся, не допустившие ошибки:

    1. Выполнили самопроверку заданий творческого уровня по предложенному образцу.

    2. Выдержаны примернее временные рамки.

    VIII

    Включение в систему знаний и повторение (4 – 5 мин.)

    ДНЦПМВТ

    При положительном результате предыдущего этапа:

    1. Учащиеся выполняли задания, в которых рассматриваются способы действий, связаны с ране изученными и между собой. Также решались задания на подготовку к изучению следующих тем.

    При отрицательном результате предыдущего этапа:

    1. Учащиеся повторили предыдущий этап для другого варианта.

    2. Выдержаны примерные временные рамки.

    I X

    Рефлексия деятельности (итог урока) (2-3 мин)

    ДНЦПМВТ

    1. Учащиеся проанализировали, где и почему были допущены ошибки, способы их исправления.

    2. Учащиеся проговорили способы действий, вызвавшие затруднение.

    3. Зафиксирована степень, соответствия поставленной цели и результатов деятельности, намечены цели последующей деятельности.

    4. Учащиеся проанализировали и оценили деятельность всего класса на уроке.

    5. Учащиеся проанализировали и оценили свою деятельность на уроке.

    6. Домашнее задание предложено в соответствии с достигнутыми результатами урока.

    7. Домашнее задание содержит элементы выбора, творчества.

    8. Выдержаны примерные временные рамки.

    Условные обозначения

    Плюс

    Деятельность учителя и учеников полностью соответствует требованиям к этапу

    Плюс - Минус

    Требования к этапу выполнены, но есть замечания и рекомендации. Замечания и рекомендации прописаны.

    Минус - плюс

    Требования к этапу не выполнены, но есть верные шаги. Проанализировано соотношение

    выполненного – выполненного.

    Минус

    Требования к этапу не выполнены

    Буквы взяты в скобки

    (д)н ц(м)п В Т

    Успешная реализация дидактических принципов на данном этапе урока

    Зачеркивание буквы

    Д Н Ц М П В Т

    Неудачная реализация дидактических принципов на данном этапе урока

    1 слайд

    2 слайд

    Требования к уроку 1. Научность. 2. Воспитывающий и развивающий характер каждого урока. 3. Осуществление связи с жизнью, теории с практикой 4. Содержание коллективных форм работы учащихся с групповыми и индивидуальными. 5. Организация активной познавательной деятельности учащихся. 6. Сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению новых знаний и умений применять их на практике 7. Оперативный контроль со стороны учителя за деятельностью класса в целом и отдельных учащихся.

    3 слайд

    Виды анализа урока Комплексный анализ (полный) Системный (единый) Оценочный(краткий) Структурный (поэтапный) Аспектный (целевой)

    4 слайд

    Уровни самоанализа урока Эмоциональный - непроизвольный уровень, когда учитель чувствует удовлетворенность или неудовлетворенность своей педагогической деятельностью. Оценочный, когда оценивается соответствие результата урока намеченному целям и плану. Методический, когда анализируется урок с позиций существующих требований к уроку. Рефлексивный, когда определяются причины и вытекающие из них последствия.

    5 слайд

    Самоанализ урока Это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся.

    6 слайд

    А. Каков был замысел, план проведенного урока? 1. Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока? 1.1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе, т.е. в системе уроков? 1.2. Как он связан с предыдущими, на что в них опирается? 1.3. Как содержание урока работает на достижение целей последующих уроков? 1.4. Как были учтены при подготовке к уроку программные требования? 1.5. На формирование каких ключевых компетенций было направлено содержание урока? 1.6. В чем своеобразие урока (его особенное предназначение)? 1.7. Как и почему были выбраны такой тип и форма урока?

    7 слайд

    2. Какие особенности учащихся были учтены при подготовке к уроку? 3. Какие задачи решались на уроке? 4. Чем обосновывается выбор структуры и темпа проведения урока? 5. Каков характер взаимодействия учителя и учащихся? Как соотносятся между собой на уроке целевой, содержательный и технологический компоненты?

    8 слайд

    Б. Были ли изменения (отклонения, усовершенствования) по сравнению с первоначальным вариантом плана? Если да, то какие и почему? Каков полученный результат? В. Удалость ли решить на необходимом (или даже оптимальном) уровне поставленные задачи и получить адекватные им оценки? Какова общая самооценка урока? Г. Каковы причины успешности урока и причины выявленных недостатков урока? Что следовало сделать иначе? Д. Какие выводы из урока необходимо сделать на будущее?

    9 слайд

    Самоанализ урока 1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе. Связь его с предыдущими, опора на них. Как этот урок работает на последующие уроки. 2. Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся данного класса. Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока. Была ли опора на диагностику общеучебных, специальных умений. 3. Какие задачи я решаю на уроке, были ли они решены: а) Общеобразовательные б) Воспитательные в) Развивающие Какие задачи были главными, стержневыми и как при этом учитывались особенности класса и отдельных групп школьников. 4. Рациональность выбранной структуры урока. Рациональность распределения времени для опроса, изучения нового материала, закрепления, разбора домашнего задания. Логическая связь между различными этапами урока.

    10 слайд

    5. На каком содержании (понятиях, идеях, положениях, фактах) делается главный акцент на уроке и почему? Выделен ли ясно и чётко объект прочного усвоения, чтобы дети не потерялись в объеме второстепенного? 6. Какое сочетание форм и методов обучения выбрано для раскрытия главного материала. 7. Как был организован контроль усвоения знаний, умений, навыков учащихся. В каких нормах, и какими методами он осуществлялся. 8. Как использовался на уроке учебный кабинет и его возможности. Целесообразно ли использовались технические средства обучения, средства наглядности. 9. За счёт чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся в течение всего урока. 10. Как на уроке поддерживалась психологическая атмосфера, в чём конкретно проявилась культура общения учителя с классом. 11. Как и за счёт чего обеспечивалось на уроке рациональное использование времени, предупреждение перегрузки. 12. Какие были продуманны запасные ходы для непредвиденных ситуаций. Были ли предусмотрены методические варианты проведения урока. 13. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи. Если не удалось, то почему? Когда планируется выполнение нереализованных задач?


    ОСНОВНЫЕ ТИПЫ УРОКОВ И ИХ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ Урок ознакомления с новым материалом Комбинированный урок Урок применения знаний и умений Повторение и систематизация знаний Урок проверки знаний Урок-зачет Ознакомление учащихся с крупным блоком нового материала Ознакомление учащихся с новым материалом и проведение первичного закрепления изученного Формирование умений и навыков учащихся проводить анализ заданий и способов их выполнения, рационализацию этих способов. Проведение внешнего контроля и самоконтроля Выделение наиболее общих и существенных понятий, основных теорий и ведущих идей, усвоение широких категорий понятий и их систем Выявление уровня овладения учащимися комплексом знаний и умений a b c d e f




    Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе Формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания Указана в программе! ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ


    1. Речь 2. Мышление 3. Сенсорная сфера (развитие глазомера, ориентировка в пространстве и времени) 4. Двигательная сфера (овладение моторикой мелких мышц, умение управлять своими двигательными действиями) РАЗВИВАЮЩИЙ АСПЕКТ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ 4 ОСНОВНЫХ БЛОКА:


    Развитие умений преодолевать трудности при решении математических задач Развитие мышления через умение обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать Развитие мышления через обучение анализировать, сравнивать, строить аналогии Формирование логического, абстрактного мышления Воспитание культуры умственного труда СПЕЦИФИКА РАЗВИВАЮЩИХ ЦЕЛЕЙ УРОКА МАТЕМАТИКИ:


    Воспитание ответственности, самостоятельности, критического отношения к себе Воспитание рациональной организации времени Воспитание добросовестного отношения к труду, дисциплине, инициативе, творчеству, предприимчивости и деловитости Формирование ответственности, организованности, дисциплинированности Воспитание самостоятельности, настойчивости, положительного эмоционального отношения к математике Воспитание аккуратности СПЕЦИФИКА ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ УРОКА МАТЕМАТИКИ:










    Постановку триединой цели урокаПравильность отбора содержания урокаОценка правильности выбора форм познавательной деятельности Обеспечение включения каждого обучаемого в активную познавательную деятельность Оценка правильности выбора методовОптимальность результатов обучения на урокеЭффективность системы контроля ПРИ САМОАНАЛИЗЕ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ:


    Признаки эффективной системы контроля: Оптимальность сочетания контроля, взаимоконтроля на учебном занятии для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов Получение достоверной и своевременной информации о достижении всеми обучаемыми планируемы результатов обучения Адекватность самооценки обучаемого оценке педагога Получение всеми обучаемыми результатов о реальных результатах учения Признаки самостоятельной работы: Наличие цели самостоятельной работы Наличие конкретного задания Четкое определение формы выражения результатов («+» или «– », или оценка) Выполнение самостоятельной работы каждым учащимся ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ!


    ПАМЯТКА САМОАНАЛИЗА УЧИТЕЛЕМ 1. Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся по данным психологической диагностики. Какие особенности были учтены при планировании данного урока 2. Каково место данного урока в теме, разделе? Как связан с предыдущим, на что в них опирается? Как этот урок работает на последующие? В чем специфика этого урока? Каков его тип? 3. Какие задачи решались на уроке? а) Образовательные б) Воспитательные с)Развивающие задачи Была ли обеспечена их взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены в задачах особенности класса, отдельных групп учеников?


    ПАМЯТКА САМОАНАЛИЗА УЧИТЕЛЕМ 4. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли распределено время для опроса, изучения нового материала, закрепления, домашнего задания и т.д.? Логичны ли «связки» между этапами урока? 5.На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях) делался главный акцент на уроке и почему? Выбрано ли главное, существенное? 6. Какое сочетание методов обучения избрано для объяснения нового материала? Дать обоснование методов 7. Какое сочетание форм обучения было избрано для раскрытия материала? Необходим ли был дифференцированный подход? Как он осуществлялся и почему именно так?


    ПАМЯТКА САМОАНАЛИЗА УЧИТЕЛЕМ 8.Как использовать на уроке учебный кабинет, какие средства обучения? Почему? 9. Анализ домашнего задания 10.Запасные методические «ходы» на случай непредвиденной ситуации 11. Удалось ли полностью реализовать поставленные цели? Если нет, то почему? Когда и как учитель планирует восполнение нереализованного?


    Первое, что должен сделать учитель, это определить?????? место в теме, в общем курсе, а также задать себе вопрос, насколько стало ясным это место для учащихся после урока Попытаться соотнести поставленные цели урока с достигнутыми на уроке и определить причины успеха и неудачи Определить уровень формирования на уроке знаний (логичность подачи материала, научность, доступность, трудность) и умений (прочность отработанных умений, степень их автоматизма) САМОАНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ


    Ответить на вопрос: что нового дал урок для развития ума, памяти, внимания, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения, для формирования интереса к математике Подумать, насколько оптимально был выстроен урок. Соответствовал ли он вашим интересам, уровню учебной подготовки и развития учащихся, специфике класса. Адекватна ли была организация деятельности учащихся обучающим, развивающим и воспитательным целям урока? САМОАНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ


    Попробовать оценить степень активности на уроке, сколько раз и кто из них выступал на уроке, почему молчали остальные, как стимулировалась их работа, насколько были продуманы их действия при подготовке к уроку, что из этого получилось? Каким был темп урока? Поддерживался ли интерес учащихся к уроку на всем протяжении? Как была организована смена видов деятельности учащихся на уроке? Как был организован учебный материал, что было дано в виде «готовых заданий», до чего «додумались» сами учащиеся? САМОАНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ


    Ответить на вопрос, как в ходе урока была организована опора на предыдущие знания, насколько актуальным был для них учебный материал? Очень важным моментом является та его сторона, которая связана с контролем за деятельностью учащихся. Надо постараться оценить, как эта работа была организована на уроке, как контролировалась домашняя работа? Весь ли труд учеников был проверен? Насколько быстро и эффективно это было сделано? САМОАНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ


    Охарактеризовать психологическую атмосферу урока, степень доброжелательности, взаимной заинтересованности всех участников урока, характер их общения Наконец, немаловажным является настроение учителя после урока. Изменилось ли оно по сравнению с тем, каким оно было до него? В чем причина этих изменений? Что теперь после того, как урок прошел, целесообразно было бы изменить в нем? Что можно поставить себе в плюсы, а что в минусы? САМОАНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ