Сообщение о кикта фрески софии киевской. В.Кикта «Фрески Софии Киевской

О звуко-изобразительности в творчестве русских композиторов классической школы говорят на уроках музыки в 6 классе. "Фрески Софии Киевской" - симфония для арфы с оркестром композитора Валерия Кикты - приводится в качестве примера использования автором так называемого подражания колоколу или "колокольности".

О композиторе

Валерий Георгиевич Кикта, написавший симфонию "Фрески Софии Киевской", в своём творчестве чаще всего обращался к темам русской истории и литературы. Кажется, что сама судьба предопределила такое направление его деятельности. Этот композитор даже родился в знаковый для истории нашей страны год - 1941-й. Раннее детство он провел в одном из сел Украины. В десятилетнем возрасте мать повезла его в Москву для поступления в Хоровое училище, которым руководил известный на весь Союз хормейстер Свешников. Обучаясь в этом заведении, мальчик уже в детском возрасте познакомился с произведениями русской духовной музыки.

Фрески Софии Киевской он впервые увидел именно во время своей учебы в Хоровом училище. Во время гастролей московского хора, которым руководил Сергей Свешников, ученики также участвовали в выступлениях. Одним из городов, которые пришлось посетить тогда, был Киев. Свешников сам водил своих подопечных в Киево-Печерскую лавру, а также в собор Святой Софии. Он рассказывал ученикам о фресках и мозаиках, которые им удалось увидеть.

Свешников сумел привить студентам любовь к отечественной истории, которая осталось у них на всю жизнь. Позже Валерий Георгиевич не раз ещё побывал в Киеве. Так, во время одного из своих визитов в этот город автор симфонии "Фрески Софии Киевской", будучи на экскурсии в соборе, увидел в хранилище храма фреску, которая изображала святую княгиню Ольгу. Лик произвёл на него столь сильное впечатление, что композитор немедленно принялся за создание оратории, посвященной этой правительнице Древней Руси.

О людях, повлиявших на творчество композитора

Автор концертной симфонии для арфы с оркестром, В. Г. Кикта, после окончания Московского хорового училища поступил в столичную консерваторию на композиторское отделение. Его преподавателем в этом учебном заведении стал Тихон Николаевич Хренников. Он привил молодому композитору необыкновенное чувство стиля, а также уважение к достижениям великих мастеров прошлого.

Отголоски этого влияния проявились в том, что в творчестве Валерия Георгиевича бок о бок существуют традиции русской классической музыки, духовных произведений для хора, а также многие приемы, характерные для современной музыки. Например, у композитора есть произведение, написанное для синтезатора с симфоническим оркестром. Кроме Тихона Хренникова, огромное влияние на становление творческой личности оказал Иван Козловский, с которым Кикте посчастливилось познакомиться в годы обучения в Московской консерватории.

Этот прославленный тенор был большим знатоком русского и украинского фольклора. Именно он вдохновил Валерия Георгиевича на создание многих произведений, основанных на традициях украинской народной музыки. Молодой человек неоднократно бывал в гостях у своего старшего знакомого. Там он видел некоторые иконы и картины признанных мастеров живописи.

Излюбленные инструменты

Симфония "Фрески Святой Софии Киевской" написана для арфы с симфоническим оркестром. Этот инструмент не зря выбран автором в качестве солирующего. Ведь именно он способен имитировать звучание древнерусских гуслей, что способствует созданию необходимого музыкального колорита.

Владимир Георгиевич Кикта является председателем русского общества арфистов. Он также делал доклады, посвященные использованию этого инструмента в русской классической музыке, на международных семинарах.

Автор "Фресок Софии Киевской" также создал множество произведений для органа. Для данного инструмента впервые появляется произведение, посвящённое художественному жанру фресок. Выбор этих двух инструментов определяется тем, что они лучше всего подходят для исторической тематики, которая является главной в творчестве композитора.

Особенности музыки "Фресок Софии Киевской"

Произведение написано в жанре концертной симфонии. То есть в этом сочинении сочетаются черты двух видов музыкальных произведений: концерта и симфонии. Композитор отходит от классической четырехчастной формы, характерной для большинства образцов, написанных в данном жанре. Его симфония состоит из девяти разделов. Это обусловлено не простым желанием автора создать нечто новаторское, а характером росписи храма, которая заключает в себе множество частей.

В этом произведении три вида разделов. Некоторые из частей автор называет фресками, они посвящены определённым изображениям на стенах собора.

Следующий вид - это орнамент. Орнамент не несет какого-либо конкретного образного содержания, а является своеобразным украшением. Такие орнаменты присутствуют рядом с фресками собора Софии Киевской.

Третья разновидность музыкальных частей этого произведения - бытовая зарисовка, изображающая какой-либо фрагмент жизни из времён, когда создавались росписи стен храма.

Автор о своём произведении

Валерий Георгиевич Кикта в одном из интервью признался, что его концертная симфония не содержит какого-либо религиозного послания. Она посвящена чисто художественным образам, которые композитор неоднократно видел на стенах знаменитого храма. По его глубокому убеждению, даже в произведениях духовной тематики перед художниками прежде всего стоит задача передать внешние особенности героев.

Мозаики и фрески Софии Киевской

Стоит сказать несколько слов о той живописи, которая вдохновила композитора на создание такого монументального симфонического произведения. Собор Святой Софии в Киеве был построен почти тысячу лет назад по приказу князя Ярослава Мудрого.

Изысканностью своего убранства и грандиозными размерами храм должен был превосходить все существующие на тот момент церкви Киевской Руси. Художественное оформление помещения основано на использовании двух видов изобразительной техники: мозаики и фресок. Первыми из них были украшены главные части храма - купол и алтарь. В мозаике нашли воплощение главные фигуры православного вероучения.

В центре так называемого "неба", то есть художественно оформленного купола собора, находится лик Иисуса Христа. Левая рука господа касается священного писания, а правая - поднята. Пальцы Спасителя сложены определенным образом, характерным для жеста благословения. Подобные изображения Иисуса Христа принято относить к особому иконографическому типу, который называется "Вседержитель". Главная особенность и ценность внутреннего оформления храма заключается в том, что большая часть фресок Софии Киевской, а также мозаика являются подлинными творениями художников одиннадцатого века.

Произведения великих известных и неизвестных мастеров

К сожалению, имена художников, которые расписывали стены и купол Собора Святой Софии, а также выполняли работы по созданию мозаичных полотен, не сохранились до наших дней. Однако те части фресок и мозаик, которые были со временем утрачены, восстанавливались известными живописцами.

Так, например, фигуры ангелов, которых изначально было четыре, но к девятнадцатому веку сохранилась только одна, были впоследствии дописаны классиком русской живописи Михаилом Врубелем. Всего мозаикой покрыто более двухсот квадратных метров собора. Площадь фресок составляет несколько тысяч квадратных метров.

Светские мотивы

Среди фресок Софии Киевской встречаются не только изображения религиозных сюжетов и персонажей Ветхого и Нового Заветов, но и некоторые детали светской жизни одиннадцатого века. Например, стены лестничных проходов в башнях, которые вели к специальной ложе, где находился во время церковных служб князь Ярослав со своим семейством, расписаны именно в таком стиле. Эти зарисовки нашли свое воплощение в концертной симфонии Кикты "Фрески Софии Киевской".

"Музыкант" - такое название имеет эта часть данного произведения. Среди настенных росписей собора встречаются многочисленные изображения артистов, играющих на различных инструментах. Наибольший интерес вызывает картина, представляющая собой портрет органиста. Это единственное известное изображение данного инструмента во всей древнерусской художественной культуре. Также на стенах башен Софийского собора можно увидеть много скоморохов, играющих на рожках, и других музыкантов. Кроме человеческих фигур, здесь можно встретить некоторых животных - как реальных, так и мифологических.

Эти картины, кроме своей художественной ценности, представляют большой интерес для историков. Они являются одними из немногочисленных сохранившихся до наших дней иллюстраций жизни княжеского двора и зарисовками светских увеселений простого народа.

Роспись дверных и оконных проемов

Собор Святой Софии в Киеве имеет множество окон, проемы которых украшены изысканными орнаментами. Как правило, они состоят из растительных деталей, таких как цветы, почки, стебли и так далее. Намного реже среди орнаментов данного храма встречаются геометрические узоры.

Эти детали росписи внутреннего помещения собора служат для обрамления дверных и оконных проемов, а также для выделения отдельных значимых частей архитектуры здания. В симфонии Валерия Кикты "Фрески Софии Киевской" орнамент представлен несколько раз. Так называются отдельные части этого произведения, которые служат для обрамления других разделов композиции.

История восстановления шедевра

Как уже было сказано, собор Святой Софии в Киеве был создан по заказу князя Ярослава Мудрого в далеком одиннадцатом веке. Тогда над внутренним убранством храма трудились лучшие мастера Руси, а также приехавшие из Византии живописцы. К 16-17 векам роспись стен сильно обветшала и требовала реставрации.

Поскольку подобные работы в то время, как правило, не проводились, было решено поверх старой древнерусской отделки храма произвести новую роспись.

Эти фрески шестнадцатого-семнадцатого веков не отличались той изящностью и мастерским исполнением, которые были присущи древнерусским вариантам. Впоследствии стены собора многократно изменяли свой внешний вид. Поэтому к 19 веку о существовании старинной живописи на стенах храма, которая сохранилась под многослойным покрытием, знали только немногочисленные люди, интересовавшиеся древнерусской историей. Интерес к оригинальной росписи стен проснулся только ко второй половине 19 века. В конце столетия были наняты несколько мастеров для реставрации и реконструкции некоторых мозаик и фресок. Тогда же для выполнения этих работ был приглашен и знаменитый художник, прославившийся впоследствии собственными картинами на религиозные темы - Михаил Александрович Врубель.

Новый этап восстановления древнерусской живописи на стенах храма начался в тридцатые годы XX века. Несмотря на всеобщую политику уничтожения религиозных построек и реликвий православной веры, было принято решение реставрировать древние шедевры живописи, сохранившиеся на стенах собора. Работы по восстановлению и закреплению уцелевших росписей велись на протяжении нескольких десятков лет. На данный момент все сохранившиеся до наших дней фрагменты древнерусской отделки стен прошли реставрацию.

Другие произведения Валерия Кикты

В настоящее время произведение композитора В. Г. Кикты "Фрески Софии Киевской" включено в программу школьного предмета "Музыка". Как правило, на уроках, посвященных этой симфонии, во время прослушивания аудиоматериала ученикам показывают репродукции росписи стен киевского храма.

Кроме данного музыкального произведения, композитор написал более 10 балетов. Среди самых известных из них можно назвать такие: "Дубровский", "Владимир-креститель" и многие другие. Также он создал многочисленные инструментальные произведения для симфонического оркестра, например, "Украинские колядки, щедривки и веснянки". Большой интерес для любителей академической музыки представляют его произведения для хора и вокальные циклы для сольного исполнения. Валерий Кикта является автором музыки для нескольких кинофильмов, а также мультипликационных лент. Наиболее известным из них является мультфильм 1973 года "Василиса Микулишна".

И сегодня композитор не прекращает своей творческой и преподавательской деятельности. Он возглавляет кафедру инструментовки в Московской консерватории. Валерий Георгиевич преподает предметы "Чтение симфонических партитур" и "Инструментовка". Он является научным руководителем нескольких аспирантов. Многие из его бывших студентов стали впоследствии известными композиторами. Среди последних творений Валерия Георгиевича Кикты стоит отметить балет "Андрей Рублев".

Цель:

1.Расширить представление о жизненных прообразах и народных истоках музыки, раскрыть взаимосвязь музыки и изобразительного искусства через произведения живописи и музыки.

Задачи:

Образовательная : Познакомиться с концертной симфонией В.Г. Кикты «Фрески Софии Киевской»; показать как музыка и изобразительное искусство разными средствами художественной выразительности отражают создание музыкальных и художественных произведений.

Познакомить с понятиями: «музыкальный орнамент», «фреска». Историей возникновения фрески.

Развивающая : развивать осознанное восприятие музыки и живописных полотен, воображение, словарный запас. Развить навыки анализа музыкального произведения; Развивать исполнительские навыки:, пение в активной певческой позиции, работа над дикцией в исполняемых песнях.

Воспитательная : приобщать к духовной национальной культуре, воспитывать чувство патриотизма, уважительного отношения к шедеврам музыкального и изобразительного искусства. Воспитывать навык слушательской культуры, эмоциональную отзывчивость.

ТИП УРОКА: Урок - экскурсия

ТЕХНОЛОГИИ: информационная (защита презентаций)

деятельностная («создание образа под музыку»);

здоровьесберегающая (метод пластического движения,

вокальные упражнения, подвижный способ обучения);

ФОРМЫ РАБОТЫ: фронтальная, индивидуальная, групповая (в парах)

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер с мультимедийной установкой, DVD–плеер,

магнитофон, бубны, треугольник, два

колокольчика (большой, маленький), трещотки, колпаки,

рубахи, музыкальные инструменты для скоморохов

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ: презентация к уроку, учебник, видео,

музыкальные файлы. (В.Г.Кикта концертная симфония

для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской»,

фрагменты: «Орнамент»; «Групповой портрет дочерей

Ярослава Мудрого»; «Скоморохи ». Песня «Пришли

скоморохи» (ансамбль «Русь изначальная», поэма для

хора и оркестра и русских народных инструментов,

композитор М. Фирсов).

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: тестовые справочные материалы,

альбомы для рисования, карандаши.

^ ХОД УРОКА

«Есть музыка , которая к нам идет ,

и - другая , которая требует ,

чтобы мы к ней шли ».

венгерский композитор XIX в. Ференц Лист

i.
Орг. момент. (2мин) :

Слайд 1 (Звучит песня «Сто церквей»)

Учитель ИЗО:

Выберите одну из 4-х картинок на доске которой соответствует ваше сегодняшнее настроение и прикрепите самоклеющийся листочек зеленого цвета на доске около соответствующей картинки (учащиеся прикрепляют на доске свои листочки около соответствующих картинок)




  1. Проверка домашнего задания (3 мин.)

Слайд 2,3

Учитель музыки:

Угадайте, какое произведение звучит, назовите его композитора?

(звучат отрывки из произведений П. Чеснокова «Да исправится молитва моя», М.С. Березовского «Не отвержи мене во время старости», «Пляска скоморохов» из оперы Н. Римского-Корсакова «Снегурочка»)

К какому жанру музыки относятся эти произведения?

Слайд 4

(Русская духовная музыка, Русская народная музыка или русский музыкальный фольклор)

«Есть музыка, которая к нам идет, и - другая, которая требует,

чтобы мы к ней шли». Ференц Лист

Слайд 5

Эти слова великого венгерского композитора, подходят к нашему сегодняшнему уроку, на котором мы совершим экскурсию.

^ III. Объяснение нового материала (25 мин.)

Учитель ИЗО:

Внимание на экран.

(Фото города Киева,Украина, Собор Софии Киевской

на фоне колокольного звона)

Как вы думаете, куда мы сегодня отправимся с вами путешествовать?

(ответы детей: В собор , в храм, в церковь)

Да, сегодня мы совершим с вами экскурсию в г. Киев в Собор Софии Киевской, который является памятником архитектуры мирового значения

Мы с вами совершим путешествие по Древней Руси, возвратимся к истокам её культуры. На сегодняшнем уроке мы сможем:

Слайд 6


  • Расширить представление о жизненных прообразах и народных истоках музыки;

  • Познакомиться с концертной симфонией В.Г.Кикты «Фрески Софии Киевской»;

  • Развить навыки анализа музыкального произведения;

  • Выявить общность музыки и изобразительного искусства;

  • Познакомить с понятием «Фреска», с историей её возникновения;

  • Расширить представление о различных видах орнамента.

(Видео о соборе Софии Киевской, картинки с фресками.

на фоне музыки В. Кикта «Орнамент»)

^ Слайд 7 (видео)

По велению князя Ярослава Мудрого в начале XI ВЕКА В Киеве воздвигли величественный собор святой Софии. Считалось, что святая София – символ премудрости Божией. Вплоть до нашего времени собор продолжает поражать удивительной пышностью, уникальным многоцветьем фресок, белоснежной резьбой алтаря, золотом мозаичных сводов.



^ Учитель ИЗО:

Обратите внимание, что собор украшен фресками.

А кто знает, что такое фреска?

Слайд 8

Фре́ска (от итал. affresco - свежий ) ,выполняется она по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность а секко (росписи по сухому). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной.

В настоящее время термином «фреска» могут называть любую стенную живопись, вне зависимости от её техники (а секко, темпера, живопись масляными, акриловыми красками и т. д.). Впервые этот термин появился в трактате итальянского художника Ченнино Ченнини (1437). Иногда по уже сухой фреске пишут темперой.

^ Учитель ИЗО:

О истории возникновения фрески нам расскажет ученик.

История

Точная дата появления фресок неизвестна, но уже в период Эгейской культуры (2-е тыс. до н. э.) фресковая живопись получила широкое распространение. Это была живопись красками, где в качестве связующего использовались клей или казеин, а сама техника была близка к «а секко». Доступность исходных материалов (известь, песок, окрашенные минералы), относительная простота техники живописи, а также долговечность произведений обусловили большую популярность фресковых росписей в античном мире. В христианском искусстве фреска стала излюбленным способом украшения внутренних и (реже) внешних стен каменного храма.

В Древней Руси техника стенной росписи в основном была смешанная - живопись водными красками по сырой штукатурке дополнялась темперно-клеевой техникой (фон, верхние прописки) с различными связующими (яйцо, животные и растительные клеи).

Давайте повнимательнее рассмотрим элементы, которые украшают Киевский собор.

Слайд 9

Да, украшает их орнамент. Давайте вспомним, а что такое орнамент?

Ответ детей.

Орнаменты - это последовательное повторение отдельных узоров или целой их группы. Основное назначение орнамента украсить поверхность предмета, подчеркнуть его форму. Ритмическое повторение одного или нескольких элементов (мотивов) орнамента называется раппортом.

^ Учитель ИЗО:

А какие виды орнаментов вам уже известны?

Слайд с картинками видов орнаментов.

По своим мотивам орнамент может быть:
- геометрический, состоящий из различных геометрических элементов;
- меандровый - в виде беспрерывных ломаных линий, широко применявшийся в искусстве Древней Греции и получивший свое название от извилистой реки Меандр;
- растительный, составленный из рисунков стилизованных цветов, плодов, листьев, веток и т.п.;

Язык каждого орнамента тесно связан с историей и культурой народа, его восприятием окружающей среды.

^ Учитель музыки:

Слайд 10

Все это великолепие уже в XX веке навеяло композитору Валерию Григорьевичу Кикте прекрасные, яркие образы, которые он воплотил в Концертной симфонии для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской». Выделение арфы в качестве солирующего инструмента - ассоциации со звучанием славянских гуслей. Арфа здесь присутствует как символ древности, внося одновременно элемент повествовательности и некой временной пространственности, как бы воспаряющей под купола храма в Бесконечность.

^ Краткое сообщение о композиторе учащегося с презентацией.

Слайд 11

Примерная информация.

^ Валерий Григорьевич Кикта́ (р. 22 октября 1941 в поселке Владимировка Волновахского р-на Донецкой области Украина) -композитор, профессор консерватории. В 1960 году окончил Московское хоровое училище, в 1965 г. - композиторское отделение Московской консерватории. В 1967-1993 годах ведущий музыкальный редактор издательства «Советский композитор». С 1968 года - член Союза композиторов СССР, с 1989 г. - член правления Союза композиторов Москвы и председатель комиссии музыкального театра Союза композиторов Москвы, с 2006 г. - секретарь Союза композиторов России. С 1989 г. - член редакционной коллегии журнала «Балет».Выступал на Мировом конгрессе арфистов в Женеве на тему «Музыка для арфы в России» (2002).С 2004 г. - председатель Русского хорового общества (Москва).Автор сочинений различных жанров - В. Г. Киктой написано 11балетов («Дубровский», «Владимир-креститель» и др.), симфонические произведения («Украинские колядки, щедривки и веснянки», «Фрески Св. Софии Киевской»), оратории и кантаты, инструментальные концерты, хоровые произведения, произведения для органа, арфы, музыка для детей и юношества и другие. Вокальный цикл на стихи А.Пушкина " Пробуждение".

Итак, мы знакомимся с его симфоническим произведением «Фрески Софии Киевской» написал он ее в честь 1000 –летия крещения Руси.

И мы продолжим совершать экскурсию, только уже музыкальную по фрескам собора. Пеструю вереницу музыкальных картин и образов, в которых раскрывается единство небесного и земного скрепляет музыкальная тема, которая является путеводителем в симфонии, которая как рефрен повторяется в них несколько раз.

Проведём маленькое исследование. Рассмотрите рисунки у вас на столе.

Найдите повторы в рисунке и нотах. Кто уже нашёл?

Объясните ход своих мыслей.

^ Один ученик показывает на экране с объяснением (Сначала находим повторение узора в изобразительном орнаменте. Это начальный и последний узоры. Такие же повторы мы наблюдаем и в нотном фрагменте в виде коротких длительностей на нижней строчке. Значит оба этих фрагмента являются орнаментом).

Послушайте фреску с которой начинается симфония.

^ Слушание фрагмента

Попробуйте дать ему название?(орнамент) Какие ощущения вас охватили когда вы слушали «Орнамент»?

Как вы думаете, почему композитор назвал эту часть произведения «Орнаментом?»

С каким жанром русского музыкального фольклора имеет сходство эта тема?

Звучание какого музыкального инструмента имитирует композитор в этой теме? (гусли)

Слайд 12

Такое жанровое сходство с русским фольклором не случайны – так композитор отражает эпоху Древней Руси: «Орнамент» - говорит композитор, - самый значительный образ. Это те чувства, которые охватывают вас, когда вы присутствуете в этом храме: это и ощущение, что здесь бывал Ярослав Мудрый, что здесь происходили центральные события, связанные с историей Киевской Руси, и мысль – сколько раз разрушалась Киевская София, и всегда она возрождалась во всей своей красоте»…

В симфонии 9 фресок и каждая музыкальная фреска имеет свое название.

Слайд 13

1.
Орнамент 1

2.
Зверь нападает на всадника

3.
Орнамент 2

4.
Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого

5.
Михайловский Придел

6.
Борьба Ряженых

7.
Музыкант

8.
Скоморохи

9.
Орнамент 3

Учитель ИЗО:

- Откройте учебник Музыка 6 класс на 60 стр., перед нами живописная фреска «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого».

Слайд 14

Учитель музыки:

Четвертая часть концертной симфонии носит название «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого»

Вы уже знаете, что такое фреска (роспись на сырой штукатурке). Значит и музыка здесь должна звучать непростая, а живописная. Во время прослушивания фрагмента вам необходимо определить общие черты музыки и ИЗО.

У вас на столах имеются парные элементы музыкальной и живописной выразительности.

(раздаточные, тестовые справочные материалы )

МУЗЫКА ЖИВОПИСЬ
Линия – прямая, ломаная
МУЗЫКА ЖИВОПИСЬ
Мелодия – поступенная, скачкообразная Линия – прямая, ломаная
Тембр инструментов – ударные: ксилофон, барабан; струнные: арфа, скрипка-тремоло; деревянные духовые: дудки, гудки. Колорит – ясный, мерцающий, яркий.
Форма – рондо, вариация, двухчастная Композиция – расположение частей равномерное, повторное, хаотичное
Развитие музыки – инструментальное, динамическое, темповое, контраст Развитие художественной идеи – приближение, дополнение, борьба

^ Учитель ИЗО:

- У вас в таблице одной из характеристик живописной выразительности является – калорит.

- Давайте вспомним, что такое колорит?

Слайд 15

Колорит изображения (отлат.

color - краска, цвет) - общая эстетическая оценка цветовых качеств произведения искусства, характер цветовых элементов изображения, их взаимосвязи, согласованности цветов и оттенков.

^ Учитель музыки:

Одной из характеристик музыкальной выразительности является форма и среди указанных форм это рондо.

Слайд 16

Рондо - музыкальная форма, в которой главная тема (рефрен) повторяется не менее 3-х раз, чередуясь с различными эпизодами: A B A C A... А - главная тема - рефрен.

Двухчастная Форма рондо

А В A + B + A + C + A, где А – рефрен, ВС – эпизоды

IV. Самостоятельная работа учащихся в парах (2мин).

Работаем в парах один из вас – художник, определяет, глядя на фреску, элемент живописи и подчёркивает его, другой – музыкант, находит в соответствии элемент музыкальной речи и также выделяете его.

Слайд 17

Проверьте друг друга, музыканты проверят художников, а художники проверят музыкантов и поставьте количество правильных ответов…

^ Правильный вариант ответов

Слайд 18

Давайте проанализируем музыку:

Слайд 19

1.
Как вы считаете, где происходит действие, запечатленное на этой фреске?

2.
Что свидетельствует об этом?

3.
Как вы считаете, в изображении девушек будущих королевы Франции, Норвегии, Венгрии больше фантастичности, сказочности или реальности?

4.
Какими чертами наделена музыкальная фреска? Найдите эти черты на стенах нашего кабинета.

^ Слова на стенах кабинета:

трепетность,

изящность,

загадочность,

тревожность,

взволнованность,

восторженность,

смятение,

вдохновение,

меланхолия,

мрачность,

грозность,

праздничность,

^ Учитель музыки:

Попробуйте дать название следующей фреске

Слайд 20

звучит фреска «Скоморохи»

Какие, на ваш взгляд, элементы музыкальной речи здесь проявляются ярче всего?

(бряцанье струнных инструментов, безостановочное движение, перезвон бубенцов, балалаечный и свирельный наигрыш)

Какое название вы дали бы этой музыке? О чем, на ваш взгляд она рассказывает?

(«Скоморохи»)

Слайд 20

(Слушание части полностью, ответы на поставленные вопросы).

Вспомните, кто такие скоморохи? За что этих людей так любили на Руси?

Слайд 21

(Вокально-театрализованная разминка 4 мин.)

Давайте попробуем отправиться в наше прошлое и примерим на себя скоморошье ремесло. А поможет нам в этом русская народная песня «Пришли скоморохи» (ансамбль Русь изначальная». Прослушайте…

- работа с текстом на экране; (слова песни проговариваются)

- разучивание мелодической линии;

- исполнение с театрализацией: (раздаются инструменты, колпаки, рубахи).

Перевоплощаемся, а по окончанию этого выступления, мы с вами выберем лучшего скомороха- певца, скомороха-музыканта, скомороха- танцора.

Победителям вручаются медали: «Скомороха- певца», «Скомороха-музыканта», «Скомороха- танцора».

Слайд 22

Внимание звучит следующая фреска («Музыкант»)

Догадались, какое название имеет эта фреска? («Музыкант»)

^ Учитель ИЗО:

Слайд 23

Попробуйте изобразить, какая фреска была перед глазами композитора во время ее написания, украсьте эту фреску соответствующим орнаментом. Таким образов вы выполните свой собственный мини-проект.

(Учащиеся рисуют эскизы фресок с орнаментом- мини проект фрески)

^ V. Самостоятельная работа учащихся под музыку «Музыкант»

На одном из простенков между окнами центрального подкупольного барабана уцелела верхняя часть мозаичной фигуры апостола Павла, а над подпружными арками, поддерживающими барабан главного купола - изображение Христа в образе Иерея и наполовину утраченное изображение богоматери.

Из четырех мозаичных изображений в парусах подкупольного барабана сохранилось лишь одно - евангелиста Марка на юго-западном парусе.

В подпружных арках центрального купола сохранилось 15 из 30 мозаичных изображений в медальонах севастийских мучеников. Утраченные мозаики опять же дописаны маслом в XIX веке.

Центральное место во внутреннем убранстве Софии Киевской занимают мозаики ее главной апсиды. Над коихой сохранилась мозаичная композиция "Деисус", скомпонованная в виде трех медальонов с полуфигурами, а на двух столбах восточной арки перед апсидой сохранилась мозаичная композиция "Благовещение" в виде фигур во весь рост: архангела Гавриила на северо-восточном и девы Марии на юго-восточном столбах. Классическая ясность, пластичность, строгая пропорциональность, мягкая прорисовка фигур связывает художественные произведения Софии Киевской с лучшими образцами античного искусства Эллады.

Значительное место в убранстве храма отведено мозаичным орнаментам, которые украшают обрамление конхи, боковые части главной апсиды и ее горизонтальные пояса, оконные проемы и внутренние вертикали подпружных арок. Применены как растительные мотивы орнаментов, так и чисто геометрические. Конха центральной апсиды обрамлена красочным орнаментом растительного характера в виде кругов со вписанными в них пальметками, а над шиферным карнизом, отделяющим фигуру Оранты от композициии "Евхарстия" идет очень красивая полоса орнамента чисто геометрического характера. Тонкие белые линии на темно-синем фоне переливаются с эффектом перламутра. Эффектны и другие орнаменты, каждый из которых оригинален и красив.

Фрески украшают нижнюю часть стен вимы и столбов до шиферного карниза, заходя за его пределы лишь в выше отмеченных местах, три ветви центрального креста, все четыре придела и хоры. Это основное ядро фресковой декорации восходит к эпохе Ярослава если не целиком, то во всяком случае в своих основных частях. Верхним хронологическим пределом наиболее поздних фресок из данного комплекса мы склонны считать 60-е годы XI в. Что же касается фресок наружной галереи, крещальни и башен, то они относятся уже к иной эпохе - к XII в. Вопрос о их точной дате сможет быть разрешен лишь после внимательного анализа их стиля.

Среди фресок собора Святой Софии сохранилось несколько изображений нецерковного, светского, содержания. Например, два групповых портрета семьи великого князя киевского Ярослава Мудрого и несколько бытовых сценок - охота на медведя, выступления скоморохов и акробатов.

Фрески Софии Киевской, как, впрочем, и большинство памятников подобного рода, имеют свою длительную и многострадальную историю. Эта история являет собою ярчайший пример того варварского отношения к памятникам старины, которое нередко находило себе место в XVIII и XIX в. и в результате которого погибла не одна сотня выдающихся произведений искусства.

Судьба киевских фресок была непрерывно связана с судьбой самого храма св. Софии. По мере того, как разрушалась постройка, портились и его фрески. Они не только выцветали от времени и получали различные механические повреждения, но и осыпались от сырости протекавших крыш. В 1596 г. собор был занят униатами, в чьих руках он находился до 1633 г., когда Петр Могила отобрал его у униатов, очистил и возобновил. С этого времени начинается эпоха неоднократного освежения фресок. В 1686 г. собор подвергся новому обновлению стараниями митрополита Гедеона. Существует довольно распространенное мнение, что все фрески были побелены униатами. (См., например: Н. М. Сементовский. Указ. соч., стр. 74; С. П. Крыжановский. О древней греческой стенной живописи в Киевском Софийском соборе. - «Северная пчела», 1843, № 246 (2.XI), стр. 983–984; № 247 (3.XI), стр. 987–988.)

В 1843 г. в алтаре придела преподобных Антония и Феодосия случайно обвалившаяся верхняя часть штукатурки обнажила следы старой фресковой живописи. Причетник собора, вместе с ключарем протоиереем Т. Сухобрусовым сообщили об этом открытии академику живописи Ф. Г. Солнцеву, находившемуся в то время в Киеве для наблюдения над обновлением великой церкви Киево-Печерской лавры. В сентябре 1843 г. он получил у Николая I аудиенцию в Киеве и вручил государю свою краткую записку о Софийском соборе. В этой записке предлагалось, ради сохранения знаменитого храма «в должном благолепии», освободить старую фреску от штукатурки и «но возможности возобновить [ее], а затем, где сего исполнить будет невозможно, то обить стены и купола медью и расписать оные вновь изображением древних священных событий нашей церкви, в особенности таких, кои совершились в Киеве». Осмотрев 19 сентября 1843 г. новооткрытые в Софийском соборе фрески, Николай I приказал препроводить в Синод записку Солнцева, которая получила там поддержку. Солнцев, выступавший все время как крупный специалист в области реставрационного дела и знаток древнерусского искусства, на самом же деле являвшийся человеком не только ярко выраженного дурного вкуса, но и весьма ограниченных знаний.

В июле 1844 г. начались работы по очистке стен от новой штукатурки и новой живописи, лежавших поверх старых фресок. Эти работы, проводившиеся самым примитивным образом. Всего в Софии Киевской единоличных стенных фресок было открыто 328 (в то числе поясных 108), и вновь написано 535 (в том числе поясных 346) (Скворцев. Указ. соч., стр. 38, 49.)

После «реставрационных» работ 1844–1853 гг. роспись Софии Киевской претерпела незначительные изменения. В 1888 и 1893 гг., в связи с ремонтом иконостаса, были обнаружены нетронутые реставрацией единоличные изображения (8 фигур на столбах триумфальной арки, среди них фигура великомученика Евстафия, 6 фигур в боковых приделах). (См. Н. И. Петров. Историко-топографические очерки древнего Киева. Киев, 1897, стр. 132; Н. Пальмов. К предполагаемой реставрации Киево-Софийского собора. - «Труды Киевской Духовной академии», 1915, апрель, стр. 581. )

Гораздо проще решался вопрос о новых фресках, выполненных в XVII–XIX вв. в дополнение к старым (в виме, центральном корабле и других местах). Эти фрески, поскольку они никак не были связаны с первоначальной иконографической системой, решено было прикрыть нейтральным тоном, позволившим более четко выявить основные архитектурные линии интерьера. Так оказались скрытыми от глаз современного зрителя уродливейшие «Соборы», «Рождество Христово», «Сретение» и другие образцы малярной живописи, отчего внутренний вид Софии Киевской бесконечно выиграл. Исследователь фресок Софии Киевской всегда должен помнить о том, что они ни в какой мере не выдерживают сравнения в смысле подлинности с мозаиками.

Мозаики, особенно после последней расчистки, выглядят более или менее такими, какими они были в XI в. Фрески же претерпели немало изменений, их цвета ослабли и пожухли от времени, от побелок и от покрытия горячей олифой, которой пользовались как своеобразной грунтовкой при записи маслом (Эта олифа во многих местах настолько пропитала поверхность старой фрески, что придала ей блестящий, как бы полированный характер.); они имеют множество механических повреждений - царапин, выбоин, стертостей; в них сплошь и рядом утрачены старые подлинные прописи, сделанные al secco. Ко всему этому следует присоединить, что целый ряд фресок сохранил (уже после последней реставрации) позднейшие прописи маслом, которые, как они ни тонки, все же искажают первоначальную форму. Вообще состояние сохранности фресок далеко не одинаковое: попадаются (правда, редко) относительно хорошо уцелевшие фигуры и лица, но гораздо чаще приходится иметь дело с сильно попорченными фрагментами. По-видимому, здесь решающую роль сыграли «люди» митрополита Филарета и «комнатных живописных дел мастер Фохт», которые безжалостно драли старую живопись. Вот почему последняя выглядит теперь более простоватой и примитивной, нежели она была в свое время. В силу утраты прописей al secco в ней сильнее выступил линейный каркас, по причине же выцветания красок и пропитанности их олифой она воспринимается теперь более монохромной.

Тема: Изобразительность в музыке

1.Композитор Валерий Григорьевич Кикта «Концертная симфония для арфы с оркестром»

Мы сегодня продолжим разговор о «колокольности» в русской музыке. Тебе известно, что все русские композиторы обращались к этой теме. Современные композиторы в своих музыкальных сочинениях также развивают эту традицию. На этом уроке ты познакомишься с творчеством В.Г.Кикты, который в названиях своих музыкальных произведениях использует понятия из области живописи: орнамент, фреска, портрет.


Композитор Валерий Григорьевич Кикта (р. в 1941 г.), «дитя» двух славянских культур - украинской и русской, родился на Украине, учился в Московской консерватории. В своих музыкальных сочинениях он повествует о событиях седой древности или недавнего прошлого: в его музыкальных фресках всегда есть место и для тонких пейзажных зарисовок, для психологических пор­третов. В диалоге с голосами ушедших времён он остается убеж­дённым романтиком-лириком. Он пристально... вслушивается в зву­ковую ауру той или иной эпохи; проникая в её сердцевину, извлека­ет прекрасные в своей простоте интонации или целые мелодии и выстраивает на этом прочном основании собственную, оригинальную музыкально-архитектурную композицию - либо уходящий куполами в небо храм, либо скромную часовню, либо средневековый рыцарский замок.

Валерий Григорьевич Кикта написал концертную симфонию для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской». Она посвящена 1500-летию Киева.


Композитор со­чинил её под впечатлением от красоты и величия собора Святой Софии в Киеве главного православного храма Древней Руси, возведённого по велению русского князя Ярослава Мудрого в начале XI в.

В 1-ом классе ты знакомился с фрагментом концертной симфонии для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской» - «Орнамент1».

Фреска - Настенная живопись, в древности называли стенную роспись по сырой штукатурке.

Орнамент - Узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.



Портрет - Воспроизводить что-либо черта в черту, изображение

или описание какого – либо человека, либо группы людей.

Эта часть име­ет сходство с жанром русского музыкального фольклора - былиной. Композитор имитирует в этой теме русский народный музыкальный инструмент - Гусли. Та­кие жанровые переклички 1-й части симфонии с фольклором не случайны - так композитор отражает эпоху Древней Руси и своё восприятие древнего памятника русской архитектуры.

2.Задание1



Ответь на вопросы:

1. Какой жанр русского фольклора положен в основу этой части?

2. Какому музыкальному инструменту Древней Руси подражает арфа?

3. Почему эта часть имеет название "Орнамент" и повторяется в симфонии три раза?

3. Портрет в музыке и фресках

Белоснежная резьба алтаря, золото мозаичных сводов, многоцветье фресок, стенных росписей собора навеяли ком­позитору прекрасные, яркие образы. Это не обычная симфо­ния: в ней не четыре части, как принято, а девять. В них композитор обращается не только к духовным образам храма («Орнаменты», «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого», «Михайловский придел»), но и к образам народной жизни «Зверь нападает на всадника», «Борьба ряженых», «Музыкант», «Скоморохи»).


Мерцающие мозаики храма Софии, её фрески - уникальное создание греческих и русских мастеров. Фрески эти были в XIX в. варварски записаны масляными красками, причём произведённая «реставрация» исказила ряд образов и многое оказалось безвоз­вратно утерянным.

В тематику фресок входили не только сюжеты из Евангелия («Благая весть» о жизни Иисуса Христа), но и сцены игр на константинопольском ипподроме.

На фресках можно увидеть византийского императора, колесни­цы, музыкантов, скоморохов в колпаках, ряженых, травлю медведей, волков, кабанов... Портрет Ярослава в росписи не сохранился, но можно распознать четырех его дочерей, стройно выступающих в ряд со свечами в руках. Участие русских мастеров в этой фресковой росписи более чем вероятно. Об этом свидетельствуют жизнеутвер­ждающие мотивы в евангельских фигурах, большеглазые женские лица, крепкие, приземистые фигуры, а в сценах ипподрома - звери наших лесов и даже чисто русские приемы охоты. Так «небесное и земное» соединилось в искусстве фресковой росписи киевского со­бора.

«Фрески Софии Киевской» В. Кикты - это своего рода большая инструментальная былина, которую сам композитор назвал «концертная симфония».


Рассмотри древние фрески и послушай 4-ую часть концертной симфонии для арфы с оркестром

На фресках изображе­ны призрачные женские фигуры, идущие друг за другом, вероятнее всего в храме. Одухотворенность фигур, нето­ропливость их поступи свидетельствуют об определенном эмоциональном состоянии, которое может испытывать человек, пришедший в церковь для молитвы. В изображении девушек больше загадочности, фантастичности, сказочности, чем ре­альности.

Какими чертами наделена музыкальная фреска? Вслушайся в постоянно повторяющийся акком­панемент - однообразное звучание переливов арфы. На этом фоне в верхнем регистре настороженно, таинственно звучат
трели скрипки. Нисходящее движение выдержанных звуков постоянно повторяется в этой пьесе, что создает ощущение неподвижности, призрачности звучания, вносит в него коло­рит таинственности.

4.Задание 2

Найди сходные и различные черты художественного воплощения образов в фресковой живописи и в музыке 2-ой части симфонии - "Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого".

5. Живописность музыки



Контрастом к 4-й части послужит 8-я часть симфонии - Вслушайся в интонацию, которая звучит в начале пьесы. В ней ты услышал танцевальные ритмы, яркие акценты. Ты смог убедиться в том, что главные интонации постоянно повторяются, звучат на разной высоте, с разнотембровой окраской. Быстрый темп усиливает впечатление зажигательного движения. Ком­позитор мастерски подражает звучанию таких русских народных инструментов, как свирели (в симфоническом оркестре-флейта), гусли (арфа), бала­лайки (струнные). Велика роль в этой части и ударных инст­рументов, их звенящие, бряцающие тембры создают ощуще­ние веселья, праздничности.

Обрати внимание на то, что в звучание повторяющейся «скоморошьей» темы вторга­ется песенная мелодия, которая напоминает тему «Орнамен­та». Она звучит дважды. Первый раз отдаленно, на фоне ак­компанирующей арфы. Стремительное движение основной интонации-попевки вверх приводит к кульминации части. И здесь вновь звучит широкая песенная мелодия. Она завер­шает эту жанровую сценку. Живописность музыки достигается композитором разными способами: появлением таких звучностей, которые напоминают яркие, красочные пятна, создани­ем эффекта удаления «толпы весёлых бродяг» (скоморохов) в конце произведения.

Подводя итог нашего урока, можно сделать вывод: в основе профессиональной музыки лежат народные истоки. Каждый композитор сознательно или бессознательно отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, ко­торым стремились следовать многие поколения русских лю­дей. Именно такая музыка становится близкой и понятной нам и будущим поколениям.

6. Задание 3

Ответь на вопросы:

1.Почему композитор ввёл в симфонию , посвящённую Софийскому собору, образы народных весельчаков и балагуров - скоморохов?

2. Какие особенности музыкального языка можно отметить в 8-ой части "Скоморохи"?

Слайд 2

Валерий Григорьевич Кикта

Заслуженный деятель искусств РФ и Украины, лауреат премии мэрии Москвы в области литературы и искусства, лауреат премии Союза композиторов России, секретарь правления Союза композиторов России, член редакционной коллегии журнала «Балет», председатель правления Русского арфового общества, президент Фонда им. И.С. Козловского - все это звания и должности Валерия Кикты.

Слайд 3

Современный композитор, родился в Украине в 1941 г, а музыкальное образование получил в Москве. В своих крупных сочинениях композитор обращается к интонациям и образам христианской славянской культуры. Он, словно летописец, бережно сохраняет для потомков события древности, насыщая их собственной интонацияей.

Слайд 4

Концертная симфония для арфы с оркестром "Фрески Софии Киевской" В.Кикты

"Фрески" были созданы в семидесятые годы, во время эпохи застоя, когда сам факт обращения в творчестве к храму был достаточно смелым, так как мог повлечь за собой серьезные последствия. Подобная тематика стала модной гораздо позже. Появление этого произведения могло быть исключительно внутренней потребностью композитора, вызванной неизгладимым впечатлением от фрескового цикла в храме Святой Софии в Киеве. "Фрески" - взгляд современного художника на события старины. Автор проводит идею вечности живого прошлого через сближение искусств - музыки и древней живописи.

Слайд 5

"Фрески" -произведение с чертами смешанной жанровости. В подзаголовке - "концертная симфония для арфы с оркестром" фиксируется концертность и симфоничность замысла. Тип композиции напоминает сюиту (девятичастное произведение):

1 Орнамент 1 2 Зверь нападает на всадника 3 Орнамент 2 4 Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого 5 Михайловский придел 6 Борьба ряженых 7 Музыкант 8 Скоморохи 9 Орнамент 3

Слайд 6

№1,№3,№9 «Орнамент»

Пеструю вереницу музыкальных картин и образов, в которых раскрывается единство небесного и земного, скрепляет музыкальная тема «Орнамент». Она звучит во «Фресках» несколько раз. Это те чувства, которые охватывают вас, когда вы присутствуете в этом храме: это и ощущение, что здесь бывал Ярослав Мудрый, что здесь происходили центральные события, связанные с историей Киевской Руси. «Орнамент» – это и красота, и неповторимость, и изменяемость….

Слайд 7

№4 «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого»

В этом фрагменте два пласта звучания. Первый – нисходящие мелодические попевки скрипок, тремоло которых создает трепетное, зыбкое, изящное звучание. Второй – повторяющиеся пятизвучные нисходящие интонации арфы, которые звучат неопределенно, неясно, словно мерцающие свечи. Так композитор рисует образы загадочных и утонченных девушек – дочерей князя, изображенных неизвестными мастерами-живописцами на фресках собора, будущих королев Франции, Норвегии и Венгрии.

Слайд 8

№6 «Борьба ряженых»

В «Борьбе ряженых» жесткие короткие ритмы ксилофона в разных регистрах перемежаются с напряженным журчанием арфы. Быстрый темп музыки, ее безостановочное движение усиливает яркий, радостно-тревожный характер части.

Слайд 9

№7 «Музыкант»

Одна из самых драматических частей симфонии. Музыка рисует образ одинокого музыканта-скрипача. Композитор использует тембр солирующего альта, который подражает звучанию древнего струнного инструмента – гудка, предка современной скрипки. Фон для главной темы этой части составляют монотонный долгий звук и отзвуки арфы.

Слайд 10

№8 «Скоморохи»

В «Скоморохах» композитор рисует «беспечное племя веселых бродяг». Эта часть построена на коротких плясовых повторяющихся интонациях с шутовством, насмешкой, безостановочным движением, бряцанием струнных инструментов, перезвоном бубенцов, подражанием балалаечным и свирельным наигрышам.

Слайд 11

По словам композитора "Фрески" выражают всю гамму чувств, которые вызывает образ родного Киева с его уникальным художественным наследием. Это произведение глубоко личное. Оно было создано с желанием запечатлеть мгновение, когда под куполом храма для композитора ожили и зазвучали фрески. Тем интереснее тот факт, что "Фрески Софии Киевской" стали необыкновенно популярны и постоянно звучат в концертном исполнении, на телевидении и радио.

Слайд 12

Собор Святой Софии

заложен в 1037 году великим русским князем Ярославом Мудрым, в честь 50-летия принятия христианства на Руси, сохранил до наших дней не только богатство древней архитектуры, но и живописное убранство XI века. В Софии Киевской гармонично сочетаются два вида монументальной живописи - мозаики и фрески. Мозаики выделяют главные части интерьера - центральный купол и алтарь. Все остальное пятинефное пространство, вторые этажи, обе лестничные клетки и открытые галереи были украшены фресками. До наших дней сохранилось 260 квадратных метров мозаик и около трех тысяч квадратных метров фресковой росписи.

Слайд 13

Росписи, сюжеты, размещение изображений подчинены четкому идейному замыслу, вытекавшему из назначения собора София Киевская как главного храма Древнерусского феодального государства. Посвященный Софии как символу мудрости, Киевский Собор Святой Софии, его архитектура и живопись должны были утверждать и укреплять христианское вероучение, а вместе с ним и феодальную власть.

Слайд 14

Большинство фресок Софии Киевской, среди которых преобладают единоличные изображения святых, исполнены в смелой и энергичнной манере. В лицах художники всячески подчеркивают пристально устремленные на зрителя большие глаза. Поскольку в Софии Киевской греческие мастера работали бок о бок с русскими, нетрудно объяснить наличие русских черт в ряде изображений.

Слайд 15

Фрески Софийского собора в Киеве

  • Посмотреть все слайды