Социально культурная анимация в туризме. Понятие «анимация» в социально-культурном сервисе и туризме

Массовые праздники и зрелища имеют богатую историю, уходящую своими корнями в глубь веков, в древние народные обряды и действа. По народным празднествам, т.е. по одному из самых массовых и демократичных искусств, мы можем судить о стране, об эпохе, о народе. Сопоставление массовых празднеств разных времен и народов подтверждает это.

Античность

История массовых праздничных действ насчитывает около 30 веков. Родились они в Древней Греции и отличались необычайной красочностью, массовостью и превосходной организацией. Первыми празднествами можно считать Дионисии - праздник весны, плодородия, здоровья.

Следует упомянуть четыре ежегодных праздника Диониса. Малые (Сельские) Дионисии в декабре - январе были приурочены к первой пробе молодого вина. В эти дни устраивались веселые процессии с песнями и танцами, играми и шутками, переодеваниями, шествиями ряженых и т. д. (характер этих праздников в чем-то напоминает красочные народные обряды русского крестьянства).

Второй праздник Диониса - Линей (январь - февраль) сходен по характеру с первым, но проводился он значительно торжественнее - в самих Афинах - и продолжался несколько дней. Линей характерен тем, что здесь впервые стали происходить театральные состязания, ставшие составной частью народного празднества.

Третий праздник Диониса - Анфестерий (февраль - март) продолжался 3 дня. Первый день был посвящен детям: с утра все спешили на площадь, где в этот день открывался рынок игрушек. Все дети получали подарки, и город был заполнен звонким смехом детей, радостью, играми. Во второй день праздника по Афинам ходили горожане, устраивая импровизированные процессии ряженых, персонажи которых были заимствованы их мифологии, - сатиры, нимфы, вакханки. Последний день праздника носил совершенно иную тональность: он посвящался памяти усопших.

Самым главным был четвертый праздник Великих Дионисий (март). В эти веселые дни кредиторам запрещено было преследовать должников, судьям - провинившихся. Аресты на время праздников были также запрещены, и даже преступников выпускали из заточения на поруки.

Когда по окончании Великих Дионисий созывалось народное собрание, подводящее итоги празднеств, то утверждались народным собранием имена победителей, отмечались заслуги устроителей и организаторов праздника. Участники собрания отдавали дань афинской государственной администрации, награждая отличившихся венками, воздвигая в их честь статуи.

Древний мир любил массовые зрелищные мероприятия. Еще в Древней Греции проводились Олимпийские игры, на которые стекалось большое количество народа. История Олимпийских игр уходит к IV в. до н.э. Игры проводились в честь бога Зевса каждые 4 года летом в священной области Олимпия. Постепенно из культовых игр, имевших лишь религиозное значение, Олимпийские игры превратились в крупнейшее, уникальное событие спортивной и культурной жизни Греции.

В древнем мире наряду с культурным туризмом и посещением важных религиозных и спортивных праздников существовала традиция развлекательных путешествий. Люди того времени охотно посещали массовые зрелищные мероприятия. Под открытым небом стали обустраиваться каменные сооружения - театры. В V - IV вв. до н.э. такие места для зрелищ были почти во всех греческих городах. Афинский театр был устроен на склоне Акрополя и вмещал до 17 тыс. зрителей.

Первый каменный театр в Риме был построен по приказу императора Помпея, на которого произвели впечатление греческие театры. В римских театрах ставились греческие трагедии и комедии, римские авторы также любили сочинять пьесы для театра. В I в. в Риме был построен сохранившийся и поныне величественный амфитеатр Колизей, вмещавший до 50 тыс. зрителей.

В Древнем Риме проводили Пятилетние игры по образцу Олимпийских и других древнегреческих игр. В ряду массовых зрелищ, продолжающих эту линию, стоят и римские триумфы. Это были массовые традиционные парады, парады-спектакли, где народ принимал участие лишь в качестве зрителя.

В числе массовых празднеств Древнего Рима следует отметить «Столетние торжества», которые справлялись каждые 100 лет. Подготовка к этим празднествам начиналась задолго. Популярны были в Риме и луперкалии - празднования в честь Фавна, «Праздник перепутий» и малые триумфы - овации, во время которых триумфатор входил в город пешком, в не въезжал на колеснице, как в большом триумфе. (15, с. 7-11)

Средневековье

Средневековая площадь была средоточием административной, общественной и религиозной жизни города, где стояли рядом церковь и ратуша. Ратушу, как правило, украшали единственные в городе часы. В определенные дни площади становилась шумным рынком, где собирался буквально весь город и куда съезжались люди из дальних окрестностей. Рынок был не просто торговым предприятием. Рынок - это был и клуб, и ателье мод, и трактир, и всевозможные зрелищные развлечения. На средневековом рынке в честь знаменательного события или праздника, превращенных в ярмарку, зародились ростки профессионального анимационного искусства - в сатирических песенках, акробатических трюках и танцах, исполняемых на ярмарке жонглерами, универсальными актерами-одиночками, предшественниками славного племени артистов театра и эстрады.

На городской площади выступали и импровизаторы, по предложению зрителей мгновенно сочинявшие стихи на любую тему и любым размером. Искусство жонглеров, сказителей, импровизаторов впоследствии войдет составной частью в итальянское карнавальное действо, когда карнавал, возникший как и многое в Средневековье, на городской площади, станет значительным фактором общественной жизни Италии той эпохи.

Карнавал - это народное действо, уходящее своими корнями в древние фольклорные обрядовые игрища. Центром возникновения карнавала считается Венеция. Главнейшая часть любого карнавала - шествие по главным улицам города. Его участниками обязательно были шуты и ряженые.

Начиная с XI в. Городские праздники приурочивались к дням кануна Великого поста. Однако точных сроков празднеств не было, и они время от времени стихийно возникали на улицах и городской площади. (15, с. 11-13)

Возрождение

В эпоху Возрождения народные празднества получили идеологическую и эстетическую оценку, обрели признание как важный фактор общественной и культурной жизни народа.

Своеобразие в карнавальное празднество внес XV в. Появились мимы, жонглеры, буффоны. Буффоны - те же шуты, основа искусства которых - злободневная сатира на городской быт и нравы. В вихре карнавального веселья возникла и такая неожиданная профессия, находящаяся на стыке искусства и торговли, как зазывалы.

В XVI в. На карнавальном празднестве возникает одно из самых значительных явлений искусства эпохи Возрождения - комедия дель арте. Комедия дель арте несла в себе лучшие черты народного творчества: оптимизм, жизнеутверждающее начало, сатирическое отношение к власть имущим, к духовенству.

Карнавалы получили распространение по всей Европе. Карнавальные шествие обычно устраивались на масленичной неделе. Появился и бродячий традиционный сюжет, определяющий драматургию масленичного увеселения, -

«битва Карнавала и Поста».

Существовали «Праздники дураков». Шутовские общества еше в XV в. Создали особый жанр комедийной драматургии - соти (дурачество). Это было своего рода обозрение, составленное из многих сатирических эпизодов, и по форме оно приближалось скорее к эстрадному ревю, чем к театральному спектаклю. (15, с. 14-15)

Эпоха Просвещения

Издавна в Европе были известны праздники на воде - феерические зрелища, которые пользовались большой популярностью у знати. Они устраивались в европейских столицах или их окрестностях в XVII - XIX вв. В качестве примера можно привести праздник в Лондоне на Темзе. Король с приближенными плыл по реке на небольшом корабле. Его сопровождал корабль, где оркестр под управлением немецкого композитора Г.Ф.Генделя исполнял только что сочиненную композитором пьесу. Премьера нового произведения Г.Ф.Генделя состоялась посреди Темзы, за что и получила название «Музыка на воде».

В 1760 г. При дворе короля Станислава Августа на озерах парка в Лазенки был создан «Театр на воде».

Во Франции 14 июля 1790 г. Состоялся праздник Федерации. Основным местом действия этой первой революционной торжественной церемонии избрали Марсово поле. Батальоны Национальной гвардии в парадной одежде, огромные сводные оркестры, многочисленные толпы народов - вся эта пестрая и, казалось бы, никем не управляемая масса была вместе с тем отлично организована. В честь праздника Федерации на специальной сцене под открытым небом, установленной на Марсовом поле, были представлены массовые героические эпизоды из осады города Лилля. Эта постановка считается первым шагом к организации народного национального театра Франции. (15, с. 15-16)

Новейшее время

В первые послереволюционные годы сверхзадачу создания народно-героического жанра взяли на себя поэзия и массовые агитационные политические представления. Одним из аспектов партийной пропагандистской работы стал народно-героический массовый агиттеатр.

Массовые патриотические народные спектакли под открытым небом, в которых участвовали многотысячные группы исполнителей, ставились в Германии в городах Базель, Шафгаузен, Вале, Аарау. (15, с. 16-17)

Эволюция празднеств и зрелищ в России

В народном быту зародились массовые празднества и зрелища. Достаточно вспомнить наиболее характерные из них: кузьминки (девичий праздник), семик, ночь на Ивана Купалу, веснянки, Масленицу, колядки. Особенно популярны были гуляльные (или катальные) ледяные горы на Рождество и на Масленицу (гулянье «под горами») и народные гулянья, катания на качелях летом («под качелями»). Непременными участниками и заводилами старинных народных праздников и гуляний всегда были скоморохи.

Допетровская Россия не знала светских официальных торжеств. Начало им положил Петр I, устроив в Москве в 1697 г. Первое «триумфирование» по случаю взятия Азова. С тех пор подобные торжества стали обычаем.

Истоки фейерверочного искусства на Руси восходят к глубокой старине и связаны они, как и многое а истории русской народной культуры, со скоморохами. Это они ввели в обиход «огненные потехи», используя сухой плаун (ликоподий), обладающий способностью мгновенно вспыхивать. Традиционные в конце XVII - начале XVIII в. Российские фейерверовочные действа стали позже неотъемлемым компонентом больших праздников: на Новый год, в дни Рождества, на Масленицу.

Театрализованные представления послепетровской эпохи, память о которых дошла до нашего времени, были официозно-пышными дворцовыми зрелищами. В процессии-маскараде, прошедшем по улицам Москвы в честь дня рождения Елизаветы Петровны, приняли участие многие сотни людей. Маскарад продолжался несколько дней, закончившись всеобщим народным гулянием с театральным представлением, со специально приготовленными по этому случаю спектаклями балаганов и цирка.

Массовое народно-героическое представление, политически четко направленное, точно и убедительно выстроенное художественно, родилось в агиттеатре, который был рожден революцией. Театр народных масс с первых же дней советской власти принимал самое деятельное участие в культурной революции, проводимой в стране.

Война 1941 г. Прервала развитие жанра массовых зрелищ, всегда связанного с участием больших масс людей, огромной организационной работой, материальными затратами. Возрождение его началось в послевоенные годы. И хотя нельзя отнести к этому жанру парады, невозможно не затронуть самый волнующий и торжественный всенародный послевоенный праздник - Парад Победы, состоявшийся на Красной площади в Москве 24 июня 1945 г. В параде участвовали сводные полки всех фронтов, сводный полк Военно-Морского Флота и Военно0Воздушные силы. Принимал Парад Победы маршал Советского Союза Г.Жуков.

Памятные даты, связанные с Великой Отечественной войной, отмечаются ежегодно. В этих народных праздниках ведущее место принадлежит массовым митингам-концертам.

Вскоре после войны начали проводиться Международные фестивали молодежи мира - грандиозные всемирные форумы, ставшие важнейшим фактором в объединении молодежи разных стран и континентов. Традицией молодежных фестивалей наряду с многими формами массовых представлений стали манифестации в память погибших во Второй мировой войне. Та форма, в которой проводились эти манифестации, может быть определена как митинг-реквием.

Массовые народные действа Олимпиады-80 убедительно продемонстрировали, какая колоссальная сила эмоционального воздействия заключена в самой сущности жанра, сколько еще неиспользованных возможностей и выразительных средств таит в себе жанр массового действа. (15, с. 21-31)

Туристская анимация сегодня

Хотя и прослеживается история связи развлечений и гостеприимства через века от самых древних времен до наших дней, все же предпосылками возникновения туристской анимации в ее современном понимании являются негативные последствия индустриализации и урбанизации.

Реакцией на эти негативные последствия является желание выехать из города на чистую природу, прикоснуться к духовным ценностям (истории, культуре, искусству), разнообразить жизненные впечатления, устранить физическую и психическую усталость, познать новое, новых людей, найти и проявить себя в общении с ними, побыть среди своих родных в обстановке отдыха и развлечений. И как следствие этого - повышенный спрос на такие туристские услуги.

В обиходе туристской деятельности и терминологии гостиничного обслуживания возникло понятие «туристская анимация» - вид деятельности, направленной на удовлетворение анимационных потребностей туриста.

Простые формы анимации всегда являлись органичной частью туристской деятельности и турпродукта, но массовым, индустриальным явлением туранимация становится в 1970-е годы в результате увеличения потребительского спроса на разнообразные турпродукты и услуги в разных странах, а также в результате отклика турпредприятий на этот спрос.

Технико-технологический прогресс позволял создать необходимое материально-техническое оснащение анимационных программ.

В СССР высоких вершин достигло русское чудо - самодеятельный спортивный туризм. Это массовое явление, элементы которого стали развиваться в западных странах. В США мощнейшее развитие получили клубный отдых и отдых в национальных парках.

Организация такого отдыха связана с формированием и реализацией таких программ развлечений, которые бы отвлекали отдыхающего от повседневных жизненных проблем, проводили его эмоциональную разрядку, являясь не только средством избавления от усталости, но и средством нейтрализации негативных сторон повседневной жизни.

Анимация в туризме


Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей экономики и за быстрые темпы он признан экономическим феноменом столетия.

Сегодня создание устойчивого развития туризма возможно только при условии постоянного повышения качества предоставляемых услуг, способных удовлетворить потребности современного туриста в организации его досуга. Высокий уровень качества туристского продукта является необходимым условием для развития турбизнеса.

В настоящее время в сфере туризма сформировалось новое направление - туристская анимация, которая стала специфичным туристским продуктом и необходимым элементом туристских программ.

1. В Туристском терминологическом словаре анимационное обслуживание определено как оживление программ развлечений, отдыха и досуга туристов. Анимация – это деятельность по разработке и осуществлению специальных программ проведения свободного времени, организация развлечений и спортивного проведения досуга.

Социально-культурная анимация носит многосторонний характер, соответствующий разнообразию потребностей, интересов и запросов отдыхающих. Назначение социально-культурной анимации состоит в активном приобщении человека к культуре на основе творчества, создания условий для снятия психологического напряжения, раскрытия интеллектуальных возможностей личности, раскрепощения инициативы, включения в реальную жизнь.

Социальные функции анимационной деятельности определяются учеными по-разному. Они трактуются следующим образом:

Производство новых знаний, норм, ценностей, ориентаций и значений;

Накопление и хранение новых знаний, норм, ценностей, ориентаций и значений;

Воспроизводство духовного процесса через поддержание его преемственности;

Коммуникативное обеспечение знакового взаимодействия между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство;

Создание социализированной структуры взаимоотношений, опосредованных культурными компонентами;

Снятие производственного утомления, восстановление утраченных сил, предоставление психологической разрядки посредством игр и развлечений.

К анимационному обслуживанию относятся малые и крупные формы представлений, развлекательные мероприятия, конкурсные игровые программы, дегустация спиртных напитков с привлечением элементов театрализации.

Оживление достигается не столько драматургической и сценарной работой, сколько вовлечением туристов в действие, их участием в нем.

Анимация в туризме может быть представлена:

Анимационными мероприятиями (праздники, кинофестивали, конкурсные программы, шоу-маскарады, карнавальные шествия и т.д.)

Анимационными театральными действиями (рыцарские турниры, юмористические шоу-клоунады, гладиаторские бои, костюмированные балы, вечера встречи со сказочными героями и т.п.)

Анимационными экспозициями (музейное шоу, костюмированные экспозиции). Сюда могут входить анимационные шоу-музеи, когда туристов и экскурсантов на экспозиции встречают «ожившие» исторические персонажи или когда вечером в гостинице организуется шоу, но не созерцательное, а с непосредственным активным участием туристов. Например, скучный когда-то и редко посещаемый музей первых английских переселенцев в г. Плимуте (США) превратился сегодня в национальное шоу при помощи анимационной организации экспозиции в натуральную величину (деревня с живыми персонажами, осуществляющими основные работы по дому, огороду и др.);

Анимацией в тематических парках (аттракционы, встречи с героями мультфильмов, супершоу). Первые развлекательные парки появились в Европе уже в конце 60-х годов. Но настоящий туристский бум они стали испытывать лишь в последние годы. Ежегодно наиболее крупные центры развлечений посещает до 10 млн. гостей. Наибольшей популярностью подобные туры пользуются у любителей семейного отдыха, молодоженов и небольших молодежных групп. Интересно, что большинство посетителей парков – не дети, на которых они были рассчитаны, а взрослые. Основные посетители парков в разных странах – зарубежные туристы. Наряду с интересными и захватывающими аттракционами главной привлекательной чертой тематических парков является происходящее вокруг действо. Так например, американский парк Уолта Диснея – это настоящая индустрия отдыха и развлечений, устроенная с истинно американским размахом. Его уникальность как туристского продукта состоит не только в том, что он имеет свою собственную сложную инфраструктуру, предназначенную для развлечений, размещения, питания, обучения, и свою собственную жизнь, в которую включаются туристы, встречая на улицах парка и среди аттракционов различных героев мультфильмов и художественных фильмов Диснея. Привлекательны для туристов завтраки и ужины в окружении героев Диснея. Кроме того, ни за какие деньги не купишь ощущение сказки, в которой находишься круглосуточно;

Спортивной анимацией (коллективные и индивидуальные спортивные игры, соревнования, состязания, аэробика, шейпинг, йога, танцевальные вечера);

Гостиничной анимацией (развлекательные, спортивно-оздоровительные мероприятия, вечера отдыха, работа миниклубов, кафе, баров в гостиницах). Аниматоры (чаще всего молодые люди) работают с туристами постоянно, можно сказать, круглые сутки. Основная задача этих работников – не дать людям соскучиться.

Путешествующих туристов объединяет не только интерес к культуре, обычаям, традициям народов мира, желание познакомиться с уникальными памятниками художественной культуры человечества, лучшими образцами мировой и отечественной литературы, музыки, театра, но и желание отдохнуть и развлечься.

Итак, обобщив все вышесказанное, формулой анимации в туризме можно признать следующий комплекс: использование интереса + оживление экспозиции + включение туристов в действие + разнообразие развлечений.

Основная задача – создать туристу комфорт, чтобы ему было интересно, чтобы он чувствовал себя участником программы, чтобы отдых запомнился ему как лучшее его времяпрепровождение.

2. Aнимация в туризме начала развиваться как таковая с 70-х годов ХХв. на Востоке, и только с середины 90-х она появилась в России. Сначала аниматоры освоили Египет и ОАЭ. Позже – Турцию, где музыкальные и цирковые коллективы представляли свои программы преимущественно в отелях. Танцорам и циркачам была предложена несколько иная сфера деятельности – не просто концертные программы, но еще и общение с гостями в непринужденной обстановке.В середине 90-х годов получили распространение школы аниматоров, где обучались как сами турки, так и иностранцы, в том числе прибывшие из России.

В последнее время все больше туристских предприятий стали заботиться о предоставлении анимационных услуг. Как нам уже известно, аниматорами называют специалистов по организации досуга на туристских предприятиях, в санаторно-курортных и других оздоровительных учреждениях. Очень часто, произнеся слово "аниматор", тут же поясняют: "массовик-затейник". Однако современное понятие анимации несколько шире. Анимация в туризме рассматривается как деятельность по разработке и предоставлению специальных программ проведения свободного времени. Анимационные программы включают спортивные игры и состязания, танцевальные вечера, карнавалы, игры, хобби, занятия, входящие в сферу духовных интересов. Следовательно, тураниматор - специалист, занимающийся разработкой индивидуальных и коллективных анимационных программ.

Под анимационной программой мы подразумеваем объединенный общей целью или замыслом план проведения туристских, физкультурно-оздоровительных, культурно-массовых, познавательных и любительских занятий. Кроме понятия "анимационная программа" часто используется понятие "анимационное мероприятие", которое является составной частью анимационной программы. Например, если мы составляем анимационную программу на день, то она включает несколько анимационных мероприятий: спортивные соревнования, вечернюю развлекательную программу, игры на пляже и т.д.

Разработка анимационных программ– особый вид деятельности, поэтому подготовка высококвалифицированных специалистов-аниматоров является социально-значимой задачей. Аниматор занимается разработкой индивидуальных и коллективных программ проведения досуга, ориентирует туристов в многообразии его видов, организует им полноценный отдых, который является не только средством избавления от усталости, но и средством нейтрализации негативных сторон повседневной жизни. Профессионал аниматор должен выработать в себе такие важные качества, как компетентность, коммуникабельность, организаторские способности, умение работать с людьми, высокая культура общения, нестандартность мышления, деловая смекалка, лидерство, фантазия.

Днем туристы могут их видеть за прилавком бутика или обучающими новичков на корте, на спортивных состязаниях или рыбалке, организованных для туристов. Вечером те же аниматоры организуют красочное шоу, предусматривающее участие в нем туристов. В качестве формы аниматоры обычно имеют яркие футболки, позволяющие туристам видеть и узнавать их издалека. На футболке – карточка с именем аниматора и флагами стран, языками которых он владеет. Они приветливы. Здороваются с туристом как со старым знакомым: «Ну как вчерашняя экскурсия, понравилась? Пойдемте с нами играть в волейбол». Хорошая память на лица – их профессиональная обязанность.

Работа аниматоров интересна и весела. Но все же хлеб этот нелегкий. Утром аниматоры проводят занятия по аэробике, развлекают туристов на пляже. Днем сопровождают их на экскурсиях и за покупками (помогут найти магазин, где подешевле, и поторговаться с продавцом). Вечером – шоу, а потом еще надо проследить, чтобы не скучали посетители бара. Кого-то надо пригласить потанцевать, с кем-то просто поговорить. Поэтому традиционно аниматорами работают молодые люди.

Культурно - досуговая деятельность - это процесс приобщения к культуре, выраженный в материальной и духовной форме. Культурно - досуговая деятельность функционирует в разнохарактерной, динамично развивающейся природной и социальной среде и представляет собой ценности, образцы и признанные способы поведения, объектированные в нашем обществе, зафиксированные и передаваемые последующим поколениям в качестве результата. Формы, методы и средства культурно - досуговой деятельности присущи данному типу общественных и производственных отношений общества и отражают уровень овладения человеком духовной и материальной культуры. Поэтому культурно - досуговая деятельность рассматривается нами целостно, в виде исторически конкретной системы в единстве всех культурных институтов и особой структуры художественного сознания, обусловленной общим социокультурным контекстом современности. Одно из направлений культурно - досуговой деятельности является анимационный сервис в туристической деятельности.

Организация анимационной деятельности связана с формированием и реализацией программ развлечений (анимационных программ), которые смогли бы отвлечь отдыхающего от повседневных жизненных проблем, способствовать его эмоциональной разрядке, являясь не только средством избавления от усталости, но и средством нейтрализации негативных сторон повседневной жизни.

Под анимационной программой мы будем понимать объединенный общей целью или замыслом план проведения туристских, физкультурно-оздоровительных, культурно-массовых, познавательных и любительских занятий .

Разнообразие функций туристской анимации, которые были рассмотрены в 1.1., обусловило многообразие видов анимационной деятельности, а, следовательно, многообразие видов и форм самих анимационных программ, используемых в туристской деятельности.

Известно несколько классификаций анимационных программ, в основе которых лежат различные критерии основания, например, психологические характеристики анимационной туристской программы, степень физической активности участников, виды деятельности туристов, продолжительность, вид восприятия, коммерческое значение, технологии выполнения, вид развлекательной деятельности, степень значимости и значения для туристской организации и др.

Согласно одной из классификаций, предложенных Н.И. Гараниным и И.И. Булыгиной туристская анимация подразделяется на три основных типа по важности, приоритетности и объему анимационных программ в общей программе путешествия:

1. Анимационные туристские маршруты - целевые туристские поездки ради одной анимационной программы, либо непрерывный анимационный процесс, развернутый в пространстве в форме путешествия, переезда от одной анимационной услуги (программы) к другой, осуществляемых в разных географических точках. В данном случае анимационная программа является целевой, приоритетной и доминирующей в турпакете услуг не только по физическому объему, но и по "духовному", стимулирующему душевные силы. Такая анимационная программа представляет собой ценообразующий фактор в турпродукте. Обычно эти программы предназначены для индивидуалов или однородных туристских групп, объединенных одним духовным интересом (профессиональным, хобби).

К данному типу относятся такие виды анимационных программ как: культурно-познавательные и тематические; фольклорные, литературные, музыкальные, театральные, искусствоведческие, научные, фестивальные, карнавальные, спортивные. Или, например, турпоездки, организованные для любителей игры в казино по казино-центрам, расположенным в разных странах.

  • 2. Дополнительные анимационные услуги - анимационные программы, предназначенные для "поддержки" основных туристских услуг, оговоренных в турпакете, в технологических перерывах, обусловленных переездами, задержками в пути (судно, поезд, автобус, гостиница, вокзал и т.д.), в случае непогоды (при организации спортивных и самодеятельных туров, на пляжных курортах), отсутствии снега в горнолыжных курортах и др.
  • 3. Гостиничная анимация - комплексная рекреационная гостиничная услуга, основанная на личных человеческих контактах тураниматора с туристом, на человеческой близости, на совместном участии аниматора и туриста в развлечениях, предлагаемых анимационной программой туркомплекса, преследующая цель реализации новой философии гостиничного обслуживания, повышения качества обслуживания, уровня удовлетворенности туриста отдыхом и используемая в маркетинговой стратегии гостиницы как одна из главных привлекательных услуг.

Несколько иную типологию туристской анимации приводит Л.В. Курило в своей работе "Теория и практика анимации. Теоретические основы туристской анимации". Автор добавляет ко всем видам анимации приставку "оздоровительная", подчеркивая тем самым выполнение анимацией оздоровительной и рекреационной функций (см. табл.1) . Соответственно, целевыми установками каждого из видов анимации будут являться туризм и туристские соревнования, спортивные состязания и занятия спортом, зрелищные мероприятия, познавательная и экскурсионная деятельность.

Таблица 1

Типология анимационной деятельности

В основе классификации А.С. Кускова лежит понимание туристской анимации как способа удовлетворения специфических туристских потребностей в общении, движении, культуре, творчестве, приятном времяпровождении, развлечении . Диапазон этих потребностей очень широк, поскольку люди, отправляющиеся на отдых, вкладывают в это понятие совершенно разный смысл, а именно: для одних отдых - это путешествие, для других - чтение книг, для третьих - прогулка по лесу, для четвертых - рыбалка и т.д. Соответственно этому спросу, считает автор, в практике туристского обслуживания сложились следующие виды анимации, удовлетворяющие различные потребности туристов (отдыхающих):

  • § Анимация в движении - удовлетворяет потребность современного человека в движении, сочетающемся с удовольствием и приятными переживаниями.
  • § Анимация через переживание - удовлетворяет потребность в ощущении нового, неизвестного, неожиданного при общении, открытиях, а также при преодолении трудностей.
  • § Анимация через общение - удовлетворяет потребность в общении с новыми людьми, в открытии внутреннего мира людей и познании себя через общение.
  • § Анимация через успокоение - удовлетворяет потребность людей в психологической разгрузке от повседневной усталости через успокоение, уединение, контакт с природой.
  • § Культурная анимация - удовлетворяет потребность людей в духовном развитии личности через приобщение к культурно-историческим памятникам и современным образцам культуры страны, региона, города.
  • § Творческая анимация - удовлетворяет потребность человека в творчестве, демонстрации своих созидательных способностей и установлении контактов с близкими по духу людьми через совместное творчество.

Достаточно подробная классификация туристской анимации представлена в учебном пособии Т.Н. Третьяковой . В основу классификации автором положены такие признаки как территориальный охват, возрастной признак, национальный признак, место проведения, отраслевой признак. Классификация туристской анимации в этой связи выглядит следующим образом.

  • 1. По территориальному охвату:
    • § национальная
    • § государственная
    • § городская
    • § муниципальная
    • § локальная
    • § специальная
  • 2. По возрастному признаку
  • § детская
  • § юношеская
  • § студенческая
  • § молодежная
  • § семейная
  • § социальная
  • § для пенсионеров или инвалидов
  • 3. По национальному признаку:
    • § этнографическая
    • § межнациональная
    • § национальная
  • 4. По месту проведения
  • § парковая
  • § уличная
  • § клубная
  • § ассоциативная
  • § специальная
  • § производственная
  • § в учебных заведениях
  • 5. По отраслевому признаку
  • § туристская
  • § рекреационная
  • § гостиничная
  • § трансферная

Программное анимационное воздействие на человека во время его отдыха в той или иной мере способствует сохранению и восстановлению его здоровья: соматического, физического, психического, нравственного. Эти компоненты, по мнению автора, и определяют соответствующую условную типологию направлений и программ туристской анимации:

  • § туристско-оздоровительная анимация - спортивное направление анимационных программ (спортивные, спортивно-оздоровительные, спортивно-развлекательные программы);
  • § зрелищно-оздоровительная анимация - культурно-досуговое направление анимационных программ (зрелищно-развлекательные, приключенческо-игровые программы);
  • § познавательно-оздоровительная анимация - познавательные, спортивно-познавательные, культурно-познавательные, экскурсионные, обучающие, любительские и творческо-трудовые программы;
  • § комплексная анимация - комбинированные программы на базе однородных программ.

Е.М. Приезжева предлагает следующую классификацию анимационных программ в туризме:

  • § анимационные мероприятия (праздники, кинофестивали, конкурсные программы, шоу-маскарады, карнавальные шествия и т.п.);
  • § анимационные театрализованные действия (рыцарские турниры, юмористические шоу-клоунады, гладиаторские бои, костюмированные балы, вечера встречи со сказочными героями и т.п.);
  • § анимационные экспозиции (музейное шоу, костюмированные экспозиции);
  • § анимационные программы в тематических парках (аттракционы, встречи с героями мультфильмов, супершоу);
  • § спортивная анимация (коллективные и индивидуальные спортивные игры, соревнования, состязания, аэробика, шейпинг, йога, танцевальные вечера);
  • § гостиничная анимация (развлекательные, спортивно-оздоровительные мероприятия, вечера отдыха, работа мини-клубов, кафе, баров в гостиницах).

И, наконец, по средствам воздействия на аудиторию, согласно классификации Т.И. Гальпериной, можно выделить четыре вида анимационных программ:

  • § монтаж - способ организации драматургического (литературного) материала: поиск документального и художественного материала, отбор и фрагментирование, соединение фрагментов в единое целое по замыслу программы
  • § иллюстрирование - организация содержательного материала в виде показа, иллюстрации, которая делает информацию зримой, что, несомненно, усиливает эмоциональное воздействие. Иллюстрирование средствами искусства создает художественную форму, углубляет и конкретизирует тему.
  • § театрализация - организация единого действия на основе драматургического (сценарного) и режиссерского замысла. Подчиняющего себе все составляющие происходящего события. Суть театрализации - в соединении движения света, звука, предметов, людей во времени и пространстве.
  • § игра - организация мнимой ситуации, в которой действуют реально, используя свои знания, умения, опыт, но по установленным правилам, сообразно своей роли в игре .

Таким образом, мы убедились, что виды анимаций и анимационных программ, используемых в туристской деятельности, достаточно разнообразны. С каждым годом количество способов и методов развлечений туристов во время пребывания в туристских комплексах возрастает. К настоящему времени известны более ста видов наиболее популярных развлечений, но благодаря фантазии организаторов и техническому прогрессу появляются все новые и новые.

Необходимо отметить, что реальные анимационные программы носят чаще всего комплексный характер, а отдельные виды анимации являются составляющими элементами программ, как бы кирпичиками того здания, которое представляет собой анимационная программа. Как правило, анимационные программы одновременно с чисто развлекательными мероприятиями включают в себя разнообразные спортивные игры, упражнения и соревнования, шоу и костюмированные экспозиции, экскурсионные программы. Такое сочетание делает анимационные программы более насыщенными, интересными и полезными для здоровья, поэтому именно их взаимосвязь и обеспечивает наибольший восстановительно-оздоровительный и развлекательный эффект клиентов туристских комплексов.

Материальная база для обеспечения работы анимационной службы. Разработка анимационной программы для отеля. Для российского гостиничного сервиса анимация это совершенно новое направление которое стало активно развиваться так как анимационный сервис оживляет отдых и создает впечатления от личного участия гостя в игровых и театрализованных шоу-программах спортивных и культурно-развлекательных мероприятиях. Научная новизна работы заключается в разработке анимационной программы для отеля Кемпински Гранд Отель Геленджик в изучении роли...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

3100. Гражданско-правовое регулирование отношений по удовлетворению потребностей граждан в социально-культурном сервисе и туризме 3.57 KB
Понятие законодательство и система гражданского права. Защита гражданских прав: понятие и способы. Понятие признаки и виды гражданских правоотношений. Объекты гражданских прав: понятие и виды.
11502. Социально- педагогическая деятельность с семьями, имеющими детей-инвалидов 203.45 KB
Социально педагогическая деятельность. Организация социально педагогической деятельности с семьями воспитывающими детей-инвалидов на примере Калининградской Региональной Общественной Организации Инвалидов Мария.
5438. Этические проблемы обслуживания клиентов в современном сервисе 26.01 KB
Понятие и сущность стандартов обслуживания клиентов. Этические стандарты и основные принципы обслуживания клиентов в сервисе на примере ресторанного бизнеса. Исследование этических стандартов обслуживания в ресторане BeermnПельмени.
17312. Управление внутренними делами. Безопасность личности, общественный порядок и общественная деятельность как социально-правовые категории сферы управления внутренними делами 21.98 KB
Понятие и основные элементы общественного порядка и общественной безопасности. Соотношение общественного порядка и общественной безопасности с другими сферами жизнедеятельности. Общественная безопасность как социально-правовые категории сферы управления внутренними делами
21386. Проблемы этики обслуживания в сервисе (на примере гостиницы «Венец», г. Ульяновск) 121.6 KB
Специфика профессионального обслуживания в гостинице составляет систему социально – культурных мер, исключающих малейшее условие для конфликтной ситуации, поэтому, культуре обслуживания необходимо уделять постоянное внимание. Сервис ни в коем случае не может носить признак временности и избираемости, и заключается исключительно в удовлетворении потребностей гостей.
5795. МЕДИЦИНСКИЕ ФОРМАЛЬНОСТИ В ТУРИЗМЕ 31.25 KB
Для предотвращения распространения опасных заболеваний органами здравоохранения могут вводиться особые меры санитарного контроля. №52 ФЗ О санитарно эпидемиологическом благополучии населения и Федеральной целевой программой по охране территорий Российской Федерации от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей животных и растений а также токсических веществ Постановление Правительства РФ от 5 июня 1994 г. Такие меры осуществляются санитарноэпидемиологическими службами Российской Федерации в пунктах...
207. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ В ТУРИЗМЕ. НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ 26.46 KB
Численность населения это общее количество людей проживающих обитающих на данной территории. Численность или количество населения это демографический потенциал в значительной степени определяющий место данного государства в мировой экономике и политике. По численности населения все государства можно разделить на следующие группы: крупнейшие крупные средние и малые. В совокупности на них приходится три пятых населения Земли.
7668. Теоретические основы учета в туризме 14.92 KB
Теоретические основы учета в туризме. Цели задачи учета в туристской отрасли. Разнообразие видов деятельности которыми занимается туристская фирма требует применения различных методов и способов учета и отображения хозяйственных операций. Учет в туризме ставит следующие задачи: обеспечение единообразия и сопоставимости учетной информации с плановыми показателями; обеспечение аналитического бухгалтерского учета за счет рационального распределения учетной работы на отдельных участках хозяйственной деятельности...
3088. Правовые основы страхования в туризме 18.41 KB
Социально-экономическая сущность страхования. Функции страхования в современной экономике. Формы и классификация страхования. Риск как основа возникновения страховых отношений. Юридические основы страхового дела в РФ. Личное страхование. Основные принципы и подходы в личном страховании. Страхование жизни
20743. Роль экстремальных видов спорта в туризме 515.01 KB
Для достижения цели исследования поставим следующие задачи: - дать определение понятий Парашютизм и Дайвинг; - обозначить их особенности развития парашютизма и дайвинга; Теоретико-методологическая основа курсового исследования. Так велосипед для новичка стоит от 300 до 500 долл. Такая сумма - для новичка профессиональный байкер тратит значительно больше денег. Им интересно проникновение в какие либо подземные городские структуры недоступные либо неинтересные для остальных.