Региональная экономика основные понятия. региональная экономика управление

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ

УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

Факультет менеджмента

Специальность: 080504 «Государственное и муниципальное управление»

Реферат

Дисциплина: Региональная экономика и управление

Тема: «Предмет региональной экономики»

Выполнил:

Студент группы 04-5б

Сапегина Елена Ивановна

Преподаватель:

Ноева Е. Е.

Якутск 2011 г.

Введение…………………………………………………………………………….2

    Предмет и объект региональной экономики………………………………3

    Понятие «регион» и «экономический район»…………………………….4

    Основные черты регионов………………………………………………….5

    Таксономические единицы………………………………………………….6

    Политические и экономические основы регионализации государственного управления…………………………………………………………………..6

Заключение…………………………………………………………………………9

Список использованной литературы…………………………………………….11

Введение

В условиях становления и развития рыночных отношений особое значение для научного обоснования экономических и политических реформ приобретают исследования социально-экономического функционирования отдельных элементов территориальной системы страны. Наукой, посвященной организации хозяйственной жизни территории в структуре национальной экономики, а также территориально-функциональным аспектам экономических отношений, является региональная экономика.

Региональная экономика представляет собой способ организации хозяйственной жизни территориально-производственного комплекса. Особенно важную роль играет региональная экономика в научном понимании и обеспечении экономических преобразований, создании единого экономического пространства при рационализации межрегиональных связей, формировании региональных рынков.

Современная региональная экономика – одна из отраслей экономических знаний. Она изучает размещения производительных сил, территориальную организацию хозяйства, закономерности, принципы, факторы размещения производительных сил, природные, экономические, социальные особенности формирования и развития регионов России, межрайонные, внутрирайонные и внешнеэкономические связи. Вся экономическая деятельность осуществляется на конкретной территории, следовательно, особенности ее ресурсного потенциала, структуры хозяйства и уровня развития непосредственно влияют на функционирование всего хозяйственного комплекса государства. Практически любая проблема, возникающая в процессе экономического реформирования, связана с воздействием региональных факторов. Это обстоятельство обуславливает значимость региональной экономики в современном периоде.

    Предмет и объект региональной экономики

Методологической базой региональной экономики являются теория размещения производительных сил, научные теории экономического районирования, теоретические аспекты формирования территориально-производственных и отраслевых комплексов, целевые федеральные программы развития регионов России.

Объектом исследований в региональной экономике являются социально-экономические процессы, протекающие на территории страны, республик. Областей и других территориальных образований. Т. е. по сути, речь идет о системе территориальных единиц в их взаимосвязи и взаимодействии. К определению территориальной системы России существуют два подхода. Первый заключается в разделении страны на административно-территориальные единицы, второй – на экономические районы. Следовательно, объектом региональной экономики являются элементы административно-территориальной системы страны и экономические районы всех уровней: экономические зоны, укрупненные районы, крупные экономические районы, районы среднего звена, промышленные узлы, промышленные центры, агломерации, территориально-производственные комплексы, свободные экономические зоны.

К предмету исследований этой науки относится изучение пространственного аспекта общественного производства. К основным составляющим предмета исследований можно отнести:

    анализ закономерностей развития всех элементов производительных сил и социальной инфраструктуры в территориальном разрезе;

    прогнозирование рационального размещения производительных сил с учетом общей стратегии социально-экономического развития;

    изучение внутрирегиональных и межрегиональных экономических связей;

    разработку проблем управления социально-экономическим развитием территорий.

Субъектами региональной экономики являются предприятия и организации всех форм собственности, включая домохозяйства, участвующие в региональном воспроизводственном процессе, а также население, как территориально-поселенческие сообщества.

    Понятие «регион» и «экономический район»

Методология региональной экономики опирается на основные понятия, применяемые этой наукой. В первую очередь это такие категории, как «регион» и район». В экономической литературе часто ставится знак равенства между этими понятиями. Другие регионолисты считают, что эти понятия следует разделить. Например, И. Арженовский определяет регион как «выделившуюся в процессе обшественного (территориального) разделения труда часть территории страны, которая характеризуется специализацией на производстве тех или иных товаров и услуг, общностью и специфическим по отношению к другим территориям характером воспроизводственного процесса; комплексностью и целостностью хозяйства; наличием органов управления, обеспечивающих решения стоящих перед районом задач» (1). Всеми перечисленными в определении признаками обладают субъекты Федерации. Это мнение поддерживают многие специалисты, занимающиеся проблемами региональной экономики.

Содержание понятия «район» подразумевает некоторые иные составляющие. Так, В. К. Бугаев, Ю. Н. Гладкий, Э. Л. Файбусович дают следующее определение «экономический район – территориальная социально-экономическая система. Одновременно обладающая выраженной функцией в экономике страны и определенной замкнутостью своих экономических и социальных отношений, индивидуальностью проблем развития, обусловленной спецификой каждой районной системы» (2).

Авторы другого учебного пособия рассматривают район «как специализированную часть единого народнохозяйственного комплекса страны с определенным составом вспомогательных и обслуживающих производств, … специализацию района должны определять такие отрасли, в которых затраты труда, средств на производство и доставку продукции тому или иному потребителю будут наименьшими» (3). Из этих определений вытекает, что основным признаком района является наличие выраженной функции в хозяйственном комплексе страны, иными словами, - специализация.

Подводя итог вышесказанному, можно принять за основу следующие определения исследуемых понятий:

регион – территория субъектов Федерации;

район (экономический район) – часть территории РФ, имеющая однородные природно-климатические условия, свою рыночную специализацию и отрасли, дополняющие хозяйственный комплекс, прочные внутренние экономические связи.

    Основные черты регионов

Среди прочих элементов территориальной системы России регионы, выделяясь как субъекты Федерации, имеют некоторые общие признаки – основные черты регионов:

    единство и целостность;

    комплексность хозяйства;

    место в территориальном разделении труда;

    наличие административных органов управления.

Рассмотрим каждый из этих признаков более подробно.

Единство и целостность означает наличие устойчивых внутрирегиональных производственных и технологических связей, а также сообщества людей с определенными традициями и образом жизни.

Комплексность хозяйства подразумевает сбалансированное и пропорциональное развитие производительных сил региона.

Место в территориальном разделении тр уда или специализация означает производство в регионе определенных видов товаров и услуг и последующий обмен ими.

Наличие административных органов управления подразумевает управляемость, связанную с административно-территориальным делением в России.

    Таксономические единицы

Система, в которой каждый район является частью другого, более крупного, и при этом сам состоит из небольших районов, называется таксономией. Отдельные элементы такой системы называются таксономические единицы. Таксономическая организация экономического пространства вытекает из сочетания его непрерывности и дискретности, с одной стороны, и с другой стороны свойств экономических районов, как открытых и в то же время закрытых систем. Открытость экономических районов обеспечивает межрайонный обмен, закрытость – внутрирайонное воспроизводство.

В практике региональных экономических исследований и прогнозов выделяются также и другие экономико-территориальные единицы:

    экономические зоны;

    укрупненные районы в пределах экономических зон.

    Политические и экономические основы регионализации государственного управления

Экономико-территориальные единицы единой хозяйственной системы России отличаются глубокой дифференциацией. Наличие в стране районов со значительными природными, хозяйственными и социальными различиями обозначается в региональной экономике понятием регионализм . Этот термин подразумевает подход к рассмотрению и решению экономических, социальных, политических и других проблем с точки зрения интересов и потребностей того или иного региона и используется по отношению к таким общественным процессам, как децентрализация государственного устройства и управления и целенаправленная деятельность по формированию региональных политических институтов. Формирование и функционирование экономико-территориальных единиц осуществляется под целесообразным воздействием со стороны органов государственного управления регионального уровня.

Региональное управление является категорией объективной, определяемой следующими факторами:

    общественное разделение труда и кооперация производства;

    наличие собственности субъектов РФ;

    научный подход к организации территориального разделения труда и рациональному размещению производства;

    наличие органов государственной власти и управления;

    комплексный подход к экономическому и социальному развитию всех политических территориально-административных образований страны;

    неограниченные возможности в координации деятельности всех, независимо от форм собственности, объектов на территории;

    исключительные полномочия в организации рационального, с государственной точки зрения, использования трудовых ресурсов с учетом рациональных особенностей, влияющих на характер производственной деятельности

Политико-правовой основой регионализации государственного управления является Конституция РФ, а также социальные законы, определяющие разграничение полномочий между центральным и региональными государственными властями и местным самоуправлением, бюджетно-налоговое регулирование, механизмы регионального стимулирования и т. д.

Законодательное закрепление за органами регионального управления права решать хозяйственные и социальные проблемы, вопросы экономической и экологической безопасности дает основания предполагать, что роль органов власти в регулировании социально-экономической сферы в регионах с очерченными административными границами будет возрастать.

Заключение

Социально-экономическое развитие общества всегда связано с определенной территорией, поэтому изучение пространственных проблем в его развитии имеет такую же длинную историю, как и история наук об обществе. Изучением пространственных аспектов развития общества занимается множество наук, это и география, и демография, и социология, и этнография, и даже литература, однако существуют особая наука, которая изучает регионы, закономерности их развития и взаимодействия, - региональная наука, или регионалистика.

Региональная экономика представляет одну из отраслей региональной науки, связанную с экономическими аспектами пространственного развития. Однако в силу сложности и взаимообусловленности социально-экономических процессов, а также существенного влияния на пространственное развитие неэкономических факторов, определяющих поведение экономических агентов, исследование особого комплекса проблем, являющихся предметом региональной экономики, в отличие от региональной науки, непросто.

В таком случае предметом региональной экономики являются экономические аспекты пространственной дифференциации социально-экономического развития и взаимоотношения территорий в условиях неравномерности распределения и ограниченной мобильности ресурсов.

Как и всякое другое, это определение не может в равной мере отразить все стороны изучаемого явления, в частности, такие важные аспекты региональной экономики, как формирование региональной политики. Однако само определение региональной экономики как одной из сфер экономической науки предполагает, что она направлена на решение практических проблем, а также то, что она включает не только анализ проблем, но и выработку путей и методов ее разрешения.

Поэтому в широком смысле предмет региональной экономики может быть определен как изучение указанных пространственных проблем, определение путей и механизмов их разрешения, а также оценка последствий реализации предлагаемых решений.

Итак, региональная экономика – это, по сути, экономика территориального развития, уделяющая особое внимание тем аспектам экономической жизни, которые связаны с пространством.

Список использованной литературы

    Регионоведение: Учебник для ВУЗов (Под редакцией проф. Морозовой.- М., 2008 г.)

    Бутов В. И.. Игнатов В. Г., Кетова Н. П. Основы региональной экономики: Учебное пособие – М., 2000.

    Пикулькин А. В. Система государственного управления: Учебник для ВУЗов – М., 2000

    Попов Р. Региональный менеджмент: Учебник – Краснодар, 2000

    Россейкина Е. Л. Региональная экономика и управление: Учебное пособие. Часть 1. Воронеж. ВГУ, 2002

    Региональная экономика Предметом региональной экономики является изучение социально-экономического регионального ... , строительство и транспорт. Предмет региональной экономики расширяется за счет включения...

  1. Предмет , задачи региональной экономики

    Реферат >> Экономика

    Касающиеся региональной политики России. ПРЕДМЕТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ Региональная экономика - одна из важнейших отраслей экономических знаний. Предметом региональной экономики является...

  2. Региональная экономика (13)

    Реферат >> Экономика

    Методы анализа, синтеза и сравнения. 1 ПРЕДМЕТ , МЕТОДЫ И ЗАДАЧИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 1.1 Предмет региональной экономики Предметом региональной экономики является изучение социально-экономического...

  3. Региональная экономика (3)

    Контрольная работа >> Экономика

    А. Н. Херсон – 2008 ПЛАН Объект и предмет региональной экономики . Общая характеристика транспортного комплекса. Вывод... обоснованного подхода к решению проблем регионального развития. Объект и предмет региональной экономики В последние годы увеличивается...

Территориальная организация, принципы и факторы развития современной российской экономики

Региональные проблемы играют важную роль в развитии большинства стран мира, особенно на этапах значительных экономических, социальных, политических перемен. Особенность современных региональных проблем России определяется переплетением ряда сложных переходных процессов как внутри страны, так и за её пределами а именно:

· формирование нового геополитического и экономического пространства после распада СССР;

· демонтаж административно-командной экономики и переход к экономике рыночного типа;

· открытие национальной экономики для внешнего рынка;

· санкции в связи с присоединением Крыма к России и конфликтом на Востоке Украины;

· экономический кризис, наложенный на продолжительный трансформационный кризис.

В этих условиях особое значение приобретает подготовка высококвалифицированных специалистов, владеющих методами анализа региональных социально-экономических процессов и современными технологиями управления территориальными объектами. Реализация этой цели становится возможной при изучении нашего курса "Региональное управление и территориальное планирование".

Исходные понятия региональной экономики.

Во всякой науке самым трудным оказывается определение исходных положений и понятий. В математике это понятие о числе, в физике - понятие о материи и энергии, в региональном управлении и территориальном планировании - понятие территории и региона.

"Территория " - это ограниченная часть твердой поверхности земли, характеризующаяся определенной площадью, географическим положением и другими признаками. Категориями, дополняющими понятие "территория" являются акватория (ограниченная часть водной поверхности земли ) и аэротория (часть воздушной оболочки Земли, соотнесенная с определенной территорией или акваторией ). Понятием, объединяющим категории "территория", "акватория" и "аэротория" является понятие "геотория ". В дальнейшем, если это не оговорено особо, мы будем пользоваться термином "территория".

Неоднородность территории по различным признакам или чрезмерная величина территории обусловливает необходимость ее членения на части, которыми являются регионы. На сегодня наряду с термином "регион" активно используется и термин "район". Возникает вопрос: регион и район - это синонимы или разные понятия? Попробуем на него ответить.

Первоначально преимущественное распространение в регионалистике имел термин "район ", французского происхождения «rayon» - радиус, луч. Район – это территориальная единица

С начала 1990-х годов в ряде субъектов Российской Федерации стали образовываться национальные районы и сельсоветы. В ходе муниципальной реформы в 2003-2006 гг. практически во всех регионах России были образованы муниципальные районы, территории большинства из них совпали с административными районами. Сегодня муниципальные районы входят в состав субъектов РФ (субъектов - 85: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Среди них 22 республики, 9 краев, 46 областей, 1 автономная область, 4 округа и 3 города федерального значения (Москва, Санкт – Петербург, Севастополь ). Крупные города делятся на городские районы. В современной России районы Якутии называются улусами, районы Тувы - кожуунами. А ранее районами называли административно-территориальные единицы в союзных республиках, АССР, краях, областях, автономных округах и областях СССР, а также в крупных городах. Районы были созданы в 1923-1929 вместо уездов и волостей, существовавших в Российской империи.

В 1990-х годах в отечественной регионалистике чаще стали использовать выражения "экономический район", "административный район" и т.д. Но со временем этот термин потерял свою научную чёткость.

Регион - это англоязычный термин. Он позднее проник в русский язык, но оказался более гибким и практически вытеснил термин "район". Далее мы будем использовать термин "регион", а термин "район" - только там, где он укоренился для обозначения определенных типов регионов, например, административный район, внутригородской район, крупный экономический район, муниципальный район и т.д.

Что же такое "регион"? В общем смысле , регион - это определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов. Конкретизация и содержательная интерпретация термина осуществляется при выделении определенных типов регионов.

Исходным понятием рассматриваемой области знаний является территория. Производные понятия – регион и экономическое пространство. Территория - это ограниченная часть твердой поверхности Земли, характеризующаяся опре­делœенной площадью, географическим положением и другими признаками. Дополняющими понятиями являются акватория - ограниченная часть водной поверхности Земли и аэротория - часть воздушной оболочки Земли, соотнесенная с определœенной территорией или акваторией. Родовым понятием, объединяющим содержание понятий "территория", "акватория", "аэротория", является геотория .

В дальнейшем изложении будет использоваться главным образом поня­тие "территория", однако понятия "акватория" и "аэротория" также находят применение при изучении экономического пространства.

Неоднородность территории по различным признакам или чрезмерная величина территории с точки зрения определœенных целœей изучения или практической деятельности обусловливают крайне важно сть членения терри­тории на части - регионы.

Регион - это определœенная территория , отличающаяся от других тер­риторий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимо­связанностью составляющих ее элементов. Слово "регион" - латинского происхождения (от корня regio), в переводе означает страна, край, область 1 .

Синонимом понятия "регион" является "район". Ранее термин "район" был более употребительным в русском языке, нежели "регион". Далее мы будем использовать главным образом термин "регион", а термин "район" - только там, где он укоренился для обозначения определœенных типов регионов: адми­нистративный район, внутригородской район, крупный экономический район.

Введенное понятие региона является весьма абстрактным ("регион вообще") и предполагает, что его конкретизация и содержательная интерпре­тация реализуются при выделœении определœенных типов регионов. Итак, регион - понятие типологическое. Регионы выделяются из территории в соответствии с определœенными целями и задачами 2 .

К примеру, Основные положения региональной политики в Российской Федерации, утвержденные Президентом страны в 1996 ᴦ., содержат сле­дующие определœения региона: это "... часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации либо объединять территории нескольких субъектов. В тех случаях, когда регион выступает как субъект права, под ним принято понимать только субъект Российской Федерации" 3 .

Очевидно, что в разных науках и областях практической деятельности используются свои принципы выделœения регионов. В частности, для экономики наибольшее значение имеет выделœение регионов с позиций административного и экономического управления, места в территориальном разделœении труда, функционирования рынков труда, товаров и услуг, типичности социально-экономических проблем и т.п.

1. Вводимые понятия "геотория", "территория", "акватория", "аэротория" и "регион" соответствуют формулировкам понятийно-терминологического словаря Э.Б. Алаева "Социально-экономическая география" (М.: Мысль, 1983. С. 50-51, 67-70).

2. Классик советской регионалистики Н.Н. Колосовский следующим образом подчеркивает роль рассматриваемого фундаментального понятия: "Во всякой науке, как показывает история научных знаний, самым трудным и сложным делом оказываются исходные положения и понятия. В математике таковым является понятие о числе, в физике - понятие о материи и энергии, в биологии -учение о "первичном " живом веществе - клетке, в географии - учение о районах. Эти простейшие на первый взгляд вопросы оказываются в конечном рассмотрении настолько сложными и трудными, что вызывают крайне важно сть вновь и вновь к ним возвращаться по мере углубления научных знаний" (Колосовский Н.Н. Теория экономического районирования. М: Мысль, 1969. С. 15).

Уточним, что понятие регион (район) является ключевым, разумеется, не только в геогра­фии, но и в региональной науке, регионоведении и т. д. (см. параграф 1.3).

3. Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 23. Ст. 2756.

Основные понятия региональной экономики. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Основные понятия региональной экономики." 2017, 2018.

Региональная экономика структурно относится к мезоэкономике и представляет собой особое хозяйственное образование, сложность которого проявляется множественностью форм.

Региональная экономика – это отрасль экономической науки, изучающая территориальную организацию производства. Она описывает экономические явления и процессы, связанные с рыночным развитием хозяйства отдельных регионов и их включением в единое экономическое пространство. Поэтому целью исследователей является, с одной стороны, определение общих черт, присущих регионам, с другой – выявление специфики каждого из них и на базе полученных результатов выработка конкретной программы по их дальнейшему комплексному развитию.

Если мирохозяйственный и геополитический подходы активно используются в таких науках, как мировая экономика и политология, то в национальной экономике важное место занимает территориально-воспроизводственный подход. В условиях административно-распределительной системы, основанной на принципах приоритета отраслевого управления, региональная экономика была наиболее слабым звеном. Свидетельством тому служит отсутствие комплексности в развитии многих регионов России, серьезные диспропорции между различными элементами хозяйственной, социальной и природной систем. В связи с формированием многоукладной экономики, новых экономических отношений, радикальной сменой всей системы управления встала задача разработки нового механизма управления социально-экономическим развитием региона. Создание такого механизма должно базироваться на теории регионального воспроизводства - на изучении законов общественного воспроизводства и их проявления на региональном уровне. Воспроизводственный подход к управлению социально-экономическим развитием региона означает необходимость управления взаимосвязями и зависимостями между всеми элементами региональной системы, обеспечивающими эффективное развитие региональной экономики и рост благосостояния населения.

Исходным понятием теории регионального воспроизводства является понятие «регион». В научной литературе и в повседневней практике часто в качестве синонимов данного термина используются такие понятия, как территориальная система, региональная экономика, район и др. Однако их содержание имеет определенные различия.

В экономике, где территориальная единица является объектом управленческих решений, а сами эти решения могут приниматься на различных уровнях управленческой системы – федеральном, региональном (республика, область, край), муниципальном, необходимы большее единство и строгость при районировании страны и законодательно- правовое закрепление статуса каждого уровня. Не случайно в рамках Европейского экономического сообщества разработано общее для всех стран понятие региона. При этом признаком, по которому ту или иную территорию можно представить как относительно самостоятельную единицу, служит ее социально-экономическое единство со всей национальной экономикой, т.е. протекающие на ней экономические процессы должны отражать определенные закономерности общественного воспроизводства, формирующиеся под влиянием взаимосвязанных экономических, социальных и природных факторов. В этом смысле регион предстает как территориально-специализированная часть народного хозяйства страны, характеризующаяся единством и целостностью воспроизводственного процесса. Таким образом, слова «регион» и «территория» должны соотноситься как часть и целое. Понятия же «район» и «регион», обозначая часть общей территории, являются в широком смысле синонимами и употребляются применительно к некоторой ограниченной части пространства.

В территориальной системе России можно выделить несколько региональных структур.

1.Структура, образуемая в соответствии с экономическим районированием на основе территориального разделения труда. Территории в составе этой структуры имеют определенную специализацию в едином процессе общественного воспроизводства и свои специфические особенности. Территориальное разделение труда – это объективный процесс производственной специализации, обособления экономических районов, развития межрайонной кооперации, обмена продукцией и услугами. Оно определяет основные закономерности и формы территориальной организации производства.

2.Структура, отвечающая критерию национально-государственного устройства и определяющая в соответствии с Конституцией страны совокупность равноправных субъектов Российской Федерации.

3.Региональная структура, отражающая территориально-административное устройство каждого субъекта федерации. Она определяется спецификой расселения населения и сложностью централизованного управления социально-экономическими процессами на обширной территории государства.

4. Районы реализации региональных комплексных программ. Их реализация вызывает серьезные сдвиги в территориальных пропорциях размещения производительных сил и формирование особых регионов.

Целью функционирования региональной экономики является обеспечение высокого уровня и качества жизни населения соответствующего региона. Региональная экономика должна базироваться на использовании трех основных принципов : во-первых, тщательного учета потребностей населения региона, состояния и динамики формируемых рынков, интересов государства и отдельных предприятий; во-вторых, создания условий для максимального приспособления структуры экономики региона к внутренним и внешним факторам; в-третьих, активной реализации региональных интересов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Вопрос 1. Дайте определение понятию «Региональная экономика». Перечислите по дсистемы региональной экономики

Ответ : Региональная экономика - это отрасль экономической науки, изучающая территориальную организацию производства. Она описывает экономические явления и процессы, связанные с рыночным развитием хозяйства отдельных регионов и их включением в единое экономическое пространство. Поэтому целью исследователей является, с одной стороны, определение общих черт, присущих регионам, с другой - выявление специфики каждого из них и на базе полученных результатов выработка конкретной программы по их дальнейшему комплексному развитию.

Основные подходы к региональной экономике

В экономике, где территориальная единица является объектом управленческих решений, а сами эти решения могут приниматься на различных уровнях управленческой системы - федеральном, региональном (республика, область, край), муниципальном, необходимы большее единство и строгость при районировании страны и законодательно- правовое закрепление статуса каждого уровня. Не случайно в рамках Европейского экономического сообщества разработано общее для всех стран понятие региона. При этом признаком, по которому ту или иную территорию можно представить как относительно самостоятельную единицу, служит ее социально-экономическое единство со всей национальной экономикой, т.е. протекающие на ней экономические процессы должны отражать определенные закономерности общественного воспроизводства, формирующиеся под влиянием взаимосвязанных экономических, социальных и природных факторов. В этом смысле регион предстает как территориально-специализированная часть народного хозяйства страны, характеризующаяся единством и целостностью воспроизводственного процесса. Таким образом, слова «регион» и «территория» должны соотноситься как часть и целое. Понятия же «район» и «регион», обозначая часть общей территории, являются в широком смысле синонимами и употребляются применительно к некоторой ограниченной части пространства.

Компонентно-функциональную структуру региона можно представить в виде функциональных подсистем:

· Природно-ресурсная

· Экономическая

· Население

· Производственная инфраструктура

· Социальная инфраструктура

· Рыночная инфраструктура объединяет финансово-кредитную, коммерческую, информационную

· Институциональная инфраструктура

· Экологическая инфраструктура

· Рекреационная

· Политическая

· духовная

Вопрос 2. Дайте определение понятию «Региональная политика». Перечислите к омпоненты региональной политики

Ответ: региональная политика -- составная часть государственного регулирования; комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения.

Является составной частью политики государства, направленная на организацию национального пространства в соответствии с избранной стратегией развития. Основными объектами являются: административно-территориальные деления (области, края, провинции); единицы политико-территориального деления (автономии, образованные на моно- или полиэтнической основе); субъекты федерации. В чрезвычайных ситуациях объектами становятся зоны стихийных и экологических бедствий, конфликтов. Степень самостоятельности регионов в разных странах неодинакова, зависит от государственного устройства. Возникающие между центром и регионами противоречия разрешаются, как правило, путём компромиссов. Успехи или неудачи в проведении региональной политики зависят от правильно выбранной, научно-обоснованной стратегии регионального развития.

Региональная политика охватывает все важнейшие отрасли материального производства, занятость населения, размещение сферы обслуживания, стимулирование туризма и т. д. Главная цель региональной политики заключается в сглаживании наиболее острых социальных и экономических диспропорций между отдельными районами страны.

Внутренняя политика регионов -- целевые действия органов власти региона, направленные на наиболее эффективное использование всех ресурсов региона для повышения благосостояния населения, совершенствования структуры материального производства, улучшения состояния окружающей среды, развитие социально-экономической инфраструктуры.

В государственной региональной политике можно выделить ряд взаимосвязанных элементов: экономическую, социальную, научно-техническую, экологическую, демографическую, гуманитарную и национальную политику.

На основе общих принципов государственной региональной политики формируется региональная экономическая политика. В региональном управлении экономическая политика занимает ведущее положение. Решение социальных, экологических, научно-технических, демографических и других проблем региона возможно в необходимом объеме только при наличии соответствующих финансовых, кредитных и материальных ресурсов. Региональная экономическая политика включает:

Бюджетную и налоговую политику;

Планирование, прогнозирование в регионе;

Создание и реализацию целевых программ;

Использование природных ресурсов и распоряжение собственностью региона:

Размещение производительных сил;

Управление структурой производства;

Политику развития региональных комплексов;

Контрольно-аналитическую деятельность;

Информационное обеспечение.

Целью региональной социальной политики государства является повышение благосостояния и удовлетворение потребностей жизнедеятельности всего населения. Осуществление социальной политики в значительной мере находится в непосредственной зависимости от экономических возможностей страны, той части национального дохода, которая выделяется на потребление. Социальная политика государства и региона имеет общую экономическую и правовую основу, призванную обеспечить реализацию прав и интересов граждан России. Цели современной региональной политики в социальной сфере -- обеспечение достаточного уровня благосостояния в каждом регионе, создание приблизительно одинаковых жизненных возможностей для всех граждан. Региональная социальная политика призвана препятствовать нежелательной миграции населения, ослабить внутреннее социальное напряжение, сберечь целостность и единство страны.

Государственная региональная научно-техническая политика выражает отношение государства к научно-техническим проблемам, которые являются составляющей частью региональной политики. К основным задачам региональной научно-технической политики относятся:

Изучение, анализ состояния научно-технического комплекса региона, выявление местной специфики и проблем;

Определение приоритетов развития научно-технического комплекса;

Сохранение, восстановление и развитие научно-технического комплекса в соответствии с установленными приоритетами;

Определение основных направлений инвестиционной деятельности;

Создание благоприятных условий для инноваций;

Развитие наукоемкой продукции, повышение экспортного потенциала, конкурентоспособности производителей продукции;

Минимизация негативных последствий научно-технического прогресса.

Основная цель региональной экологической политики состоит в создании безопасных условий жизни человека и восстановлении природной среды. К числу конкретных целей региональной экологической политики относятся:

Гарантирование экологической безопасности ядерных объектов, радиационной защиты населения и окружающей среды;

Сведение к минимуму вредного влияния техногенных аварий и катастроф;

Улучшение экологического состояния бассейна рек;

Улучшение экологического состояния в городах и промышленных центрах;

Экологизация технологий в промышленности, энергетике, строительстве, сельском хозяйстве, транспорте и др.

Вопрос 3. Дайте определение понятию « Региональное развитие». Перечислите методы возде йствия на региональное развитие

Ответ: развитие региона - это режим функционирования региональной системы, который ориентирован на позитивную динамику параметров уровня и качества жизни населения, обеспеченную устойчивым, сбалансированным и многофакторным воспроизводством социального, хозяйственного, ресурсного и экологического потенциалов территории.

Социальное-экономическое развитие включает в себя такие аспекты, как:

· рост производства и доходов

· перемены в институциональной, социальной и административной структурах общества

· перемены в общественном сознании

· перемены в традициях и привычках.

Среди тактических целей развития региона можно назвать:

· привлечение новых видов бизнеса

· расширение существующего бизнеса

· развитие малого бизнеса

· развитие промышленности

· развитие сферы услуг

· повышение уровня занятости населения региона

Управление развитием может осуществляться с помощью разнообразного спектра стратегий, программ, конкретных действий и одноразовых управленческих решений, посредством которых местная администрация стремиться стимулировать развитие экономики региона, создать новые рабочие места, увеличить налоговую базу, расширить возможности для определенных видов экономической активности, в которых заинтересовано местное сообщество.

Все возможные методы воздействия администрации на ход экономического развития можно сформулировать так:

· создание в регионе благоприятных общий условий для развития деловой активности. Сюда можно отнести рыночную инфраструктуру, наличие земли и соответствующих прав на нее для развития новых видов экономической активности, хорошо развитые транспорт, связь, офисное хозяйство. Традиционными являются действия по созданию и укреплению инфраструктуры, которая является базовой для всех видов бизнеса: дороги,телефон, городские вокзалы, аэропорт и др.

· регулирование деловой активности. Администрация формирует побудительные мотивы предпринимателей с целью принятия ими необходимых для развития данного региона решений. Это достигается путем уменьшения местных налогов или предоставления дешевого капитала с помощью инструментов займа, субсидий идр.

· прямая кооперация администрации региона и бизнеса. Здесь имеет место непосредственное сотрудничество администрации и частных организаций.

Вопрос 4. Опишите кратко структуру региональных финансов

Ответ:

Ресурсы субъектов хозяйствования (используются для финансирования оборотных средств и капиталовложений, содержания социальных объектов, находящихся в собственности соответствующих субъектов хозяйствования);

Основная особенность финансов региона заключается в том, что здесь действуют как бы три самостоятельные финансовые подсистемы -- государственная (финансовые ресурсы федеральных органов и самого субъекта Федерации); муниципальных образований; а также отдельных юридических и физических лиц, прежде всего (по значимости) хозяйствующих субъектов. Первые две подсистемы традиционно относятся к категории централизованных финансов (бюджетная система и централизованные внебюджетные фонды); третья подсистема -- к категории децентрализованных финансов. Финансы частных юридических и физических лиц, естественно, не находятся в прямой юрисдикции региональных или местных органов власти, однако в значительной степени также являются объектом управления, объектом региональной финансовой политики через инструменты налогообложения, бюджетного финансирования социальных сфер, финансирования.

Финансовые ресурсы, созданные на территории, складываются из следующих важнейших частей:

Ресурсы бюджетов всех уровней (используются для текущего финансирования экономики региона, социальной сферы, финансирования наиболее важных проектов развития соответствующих территорий);

Ресурсы субъектов хозяйствования (используются для финансирования оборотных средств и капиталовложений, содержания социальных объектов, находящихся в собственности соответствующих субъектов хозяйствования);

Ресурсы внебюджетных фондов;

Кредитные ресурсы коммерческих банков и прочих финансовых структур (используются для срочного и возвратного финансирования оборотных средств и капиталовложений);

Дотации, субвенции и другие поступления из вышестоящих бюджетов для покрытия дефицита территориальных бюджетов и централизованные инвестиции (из федерального бюджета или федеральных инвестиционных фондов).

Таким образом, финансовые ресурсы региона определяются как финансовые ресурсы всех институциональных единиц, функционирующих в регионе.

Вопрос 5. Назовите источники финансирования дефицита бюджета

Ответ: Источники финансирования дефицита бюджета субъекта РФ - по законодательству РФ:

Внутренние источники: государственные займы (осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ), бюджетные ссуды (полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ), кредиты (полученные от кредитных организаций);

Внешние источники, определяемые в соответствии с законодательством РФ.

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной власти в законе о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств. Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований при их первичном размещении не служат источниками финансирования дефицита бюджета.

Рассмотрим источники финансирования дефицитов бюджетов различных уровней.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

1) внутренние источники -- кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в национальной валюте; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных; бумаг от имени РФ; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

2) внешние источники следующих видов -- государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ являются внутренние источники в следующих формах:

1) государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ;

3) кредиты, полученные от кредитных организаций. Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах:

1) муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;

2) бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

3) кредиты, полученные от кредитных организаций.

Вопрос 6. Что из себя п редставляет программный бюджет

Ответ: Бюджеты, создаваемые под определенные программы и проекты, получили название программных бюджетов. Поскольку программа может охватывать несколько исполнительных организационных уровней, то и программный бюджет должен быть более широким и интегрированным, чем исполнительный. Программные затраты являются обобщенными суммарными затратами, которые получаются путем агрегирования затрат различных подразделений организации. Подробная детализация расходов подразделений организации для программного бюджета необязательна, поскольку он не всегда базируется на деятельности только этих подразделений, а также потому, что организация может быть занята одновременно в нескольких программах, внутри которых ответственность за деятельность несут конкретные подразделения. Поэтому программный бюджет лучше отвечает организационным потребностям органов управления более высокого уровня, в то время как исполнительный бюджет лучше приспособлен для задач более низкого уровня управления.

Программный бюджет отличается от традиционного тем, что все или почти все расходы включены в программы и каждая программа своей целью прямо увязана с тем или иным стратегическим итогом деятельности ведомства. Стратегический итог - это долгосрочная устойчивая выгода для общества, проистекающая из мандата или прозорливости ведомства. Это изменение, которое ведомство планирует внести в жизнь общества, и которое должно быть измерено и находиться в сфере ведомственного влияния. В свою очередь стратегические итоги деятельности ведомства увязываются с приоритетами и ожидаемыми результатами деятельности правительства.

Программный бюджет обычно нацелен на длительную перспективу и является долгосрочным. Если исполнительный бюджет основывается на опыте прошлой работы, программный бюджет строится на основе оценки того, каких результатов деятельности следует ожидать в будущем. С этой точки зрения программный бюджет лучше приспособлен для формирования долгосрочного государственной социально-экономической политики.

Программный бюджет больше подходит целям всеобъемлющего бюджетного планирования, включая предоставление информации центральному бюджетному органу, главе исполнительной власти и законодательным органам. Исполнительный бюджет также должен содержать информацию, необходимую для анализа, но, кроме этого, должен быть достаточно подробным, чтобы удовлетворять потребности низовых уровней управления.

Программный бюджет организовывает бюджетные расходы по программам или функциональным областям, чтобы обеспечить достижение поставленных целей. Ключевыми элементами этого процесса являются долгосрочное планирование, постановка целей, разработка программы, анализ деятельности. Однако следует учитывать, что ошибки, допущенные в постановке целей и разработке программ, могут болезненно отразиться на эффективности деятельности муниципальных органов власти в целом.

Разработка программного бюджета состоит из четырех важнейших этапов:

1. Постановка целей, выбор методов, последовательности шагов и времени достижения целей.

2. Расчет затрат для реализации каждого необходимого шага.

3. Разработка полной программы работ, необходимых для достижения целей.

4. Определение критериев оценки того, насколько успешно достигнуты поставленные цели.

Программный бюджет позволяет увеличить степень рациональности принимаемых решений. Подход требует рассмотрения последствий реализации программ и результатов предпринимаемых действий. Кроме того, подчеркивается роль планирования для принятия бюджетных решений. Однако постановка целей оказывается затрудненной в силу сложности проблем и различного их видения разными участниками процесса целеполагания. Разработка и использование программного бюджета может потребовать существенных преобразований, которые способны оказать влияние на многие другие тесно связанные с бюджетом области.

На практике реальные события в экономической, социальной и политической сферах часто существенно отличаются от предполагавшихся, что подрывает надежность проводившихся при составлении долгосрочного бюджета плановых расчетов. Плановые расчеты часто оказываются завышенными и нереалистичными для исполнения. Анализ соотношения затрат и результатов далеко не всегда учитывает косвенные последствия или побочные эффекты предпринимаемых или предполагаемых действий. Объективный анализ результатов может оказаться невозможным.

В целом программный бюджет имеют ограниченную сферу применения и не может заменить сложившуюся систему линейно-объектных бюджетов. Использование программного бюджета может быть полезным при централизованном внедрении определенной системы мер, которая не может быть эффективно и оперативно реализована соответствующими службами в рамках текущего планирования и бюджетирования.

Вопрос 7. Перечислите основные п ринципы местного самоуправления

региональная экономика управление

Ответ: Принципы местного самоуправления - это основополагающие идеи обусловливающие организацию и деятельность населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами.

Принципы отражают сущность местного самоуправления как особой формы организации публичной власти, предопределяют построение и функционирование местного самоуправления.

Принципы местного самоуправления закреплены в Европейской Хартии местного самоуправления, Конституции РФ, ФЗ РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и в региональном законодательстве согласно п. "н" ч. 1 ст. 72 КРФ.

Соблюдение принципов местного самоуправления является обязательным для населения муниципального образования, органов государственной власти и местного самоуправления.

Выделяют следующие принципы местного самоуправления.

1. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Конституция Российской Федерации признает человека, его права и свободы высшей ценностью (ст. 2) и устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл и содержание деятельности не только органов государственной власти, но и местного самоуправления (ст. 18).

2. Законность в организации и деятельности местного самоуправления. Принцип законности требует, чтобы организация и деятельность местного самоуправления осуществлялась на основе закона и в рамках закона. Государство, признавая и гарантируя местное самоуправление, обеспечивает вместе с тем соблюдение законности в системе местного самоуправления. Речь идет о контроле за соблюдением органами местного самоуправления правовых норм, а не о целесообразности или качестве принимаемых муниципальными органами решений по вопросам местной жизни.

3. Гласность деятельности местного самоуправления. Реализация принципа гласности в работе органов местного самоуправления означает открытый характер их деятельности, систематическое информирование о ней населения.

4. Коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", закрепляет коллегиальный порядок деятельности представительного органа местного самоуправления (ст. 35). По принципу единоначалия осуществляет свои полномочия глава муниципального образования (ст. 36).

5. Самостоятельность решения населением вопросов местного значения осуществляется путем местного референдума, муниципальных выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления. При этом решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, а также решения органов и должностных лиц местного самоуправления обязательны для их исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм. Неисполнение или ненадлежащее исполнение данных решений влечет ответственность в соответствии с законом.

Муниципальное законодательство, гарантируя самостоятельность местного самоуправления, запрещает органам государственной власти вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

6. Организационное обособление местного самоуправления его органов в системе управления государством и функциональная связь с органами государственной власти. В соответствии со ст. 12 КРФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Государство, таким образом, признает местное самоуправление в качестве самостоятельного уровня, самостоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти.

Органы местного самоуправления вступают во взаимодействие с органами государственной власти, реализуя отдельные государственные полномочия, которыми они могут наделяться законом в соответствии со ст. 132 КРФ, а также осуществляя решения, принятые органами государственной власти, оказывая в соответствии с законом содействие государственным органам в выполнении их задач и функций на местном уровне.

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделяет представительные органы муниципального образования правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации, а также закрепляет обязанность органов государственной власти, государственных должностных лиц рассматривать направленные им обращения органов и должностных лиц местного самоуправления.

Государственные органы обеспечивают соблюдение законности в деятельности местного самоуправления.

7. Соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям. Европейская Хартия местного самоуправления исходит из того, что финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставленным им конституцией или законом полномочий. Этот важнейший принцип местного самоуправления получил свое правовое закрепление в Конститу-ции Российской Федерации, законодательстве о местном самоуправлении.

Конституция Российской Федерации, гарантируя экономическую и финансовую самостоятельность местного самоуправления, признает и защищает наравне с другими формами собственности муниципальную собственность (ст. 8). Статья 132 Конституции Российской федерации предоставляет органам местного самоуправления право самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы.

Важной гарантией реализации рассматриваемого принципа являются конституционные положения о финансировании осуществления отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться законом органы местного самоуправления и о компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти (ст. 132 и 133).

8. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления обусловлено федеративным устройством Российской Федерации. В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится установление общих принципов организации местного самоуправления. В рамках данных общих принципов субъекты Российской Федерации самостоятельно осуществляют более детальную регламентацию организации местного самоуправления.

9. Государственная гарантия местного самоуправления. Государство устанавливает правовые основы организации и деятельности местного самоуправления, правовые гарантии финансовой, экономической и организационной самостоятельности местного самоуправления, принципы взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти.

10. Ответственность в системе местного самоуправления содержит два основных аспекта: во-первых, ответственность всех органов и должностных лиц перед населением, во-вторых, ответственность субъектов муниципального управления перед государством23. ФЗ РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в главе 10 закрепил основания, процедуру и правовые последствия ответственности органов и должностных лиц муниципального образования.

Вопрос 8. Перечислите основные показатели эффективности региональног о воспроизводственного процесса

Ответ: Региональное воспроизводство характеризуется следующими определяющими признаками.

1. Как и в масштабах экономики страны, воспроизводственный процесс представляет собой взаимосвязанное единство про изводства, распределения, обмена и потребления. Наличие всех фаз воспроизводственного цикла и их законченность во времени позволяют говорить о существовании регионального воспроизводства. Оно занимает свое четко обозначенное место в системе отношений общественного воспроизводства, занимая промежуточное положение между макро- и микроуровнями, соответствующими общественному производству и отдельно взятым хозяйствующим субъектам, и служа своего рода опосредствующим звеном между ними.

2. Процесс регионального воспроизводства носит открытый, незамкнутый характер. Его участники имеют между собой различные виды связей (в том числе производственные, трудовые, торговые, информационные, финансовые) как внутри, так и за пределами региона. Отсутствует жесткая зависимость между имеющимися в регионе ресурсами воспроизводства и его результатами, а также первичными доходами и уровнем потребления за счет возможного централизованного перераспределения средств.

3. Региональное воспроизводство имеет двоякий смысл, соответствующий двум важнейшим признакам региона: комплексности и специализации. В широком смысле региональное воспроизводство означает протекание воспроизводственных процессов общества на части его территории. Иными словами, любой уровень воспроизводства может быть назван региональным, потому что протекает на определенной территории.

В узком смысле термин «региональное воспроизводство» означает, что часть процессов общественного воспроизводства обособляется исключительно в пределах границ территории. В конечном счете региональное воспроизводство выполняет две основные функции: обеспечения воспроизводства продуктов специализации региона для хозяйства страны и обеспечения воспроизводства проживающего на его территории населения.

4. Важной особенностью регионального воспроизводства следует признать установление макротерриториальных, региональных и внутрирегиональных пропорций. Это, например, пропорции уровня жизни населения, структуры региональной продукции, межотраслевые экономические пропорции и др. Обеспечение пропорциональности хозяйства территории ведет к гармоничному, сбалансированному развитию экономики, повышает интенсивность внутритерриториальных связей и способствует тем самым образованию межотраслевых территориальных комплексов.

5. В зависимости от степени перераспределения результатов воспроизводства в масштабах страны по отдельным регионам выделяют суженный, эквивалентный и форсированный типы регионального воспроизводства.

6. Для регионального воспроизводства характерна определенная инерционность. Она связана с тем, что воспроизводство трех важнейших частей ресурсов региона -- природных, рабочей силы и основных фондов -- носит долговременный характер и выходит далеко за рамки годового цикла воспроизводства общественного продукта. Например, цикл воспроизводства населения составляет на сегодняшний день в России 25--35 лет в зависимости от конкретного региона.

Механизм управления региональным развитием проявляется в воздействии на региональные воспроизводственные циклы, к числу которых относятся:

· воспроизводство трудовых ресурсов

· воспроизводство финансово-кредитных и денежных ресурсов

· воспроизводство инвестиционно-строительного процесса

· воспроизводство продовольственных ресурсов

· воспроизводство природных ресурсов

· воспроизводство производственных услуг

· воспроизводство социально-бытовых услуг

· воспроизводство услуг рыночной инфраструктуры

· воспроизводство информации и зданий.

Воспроизводственные циклы составляют единую систему и находятся в постоянном взаимодействии. Они представляют собой основу социально-экономического развития региона, обеспечивая условия для взаимодействия всех субъектов региональной экономики.

Вопрос 9. Назовите основные причин ы кризисных ситуаций в регионах

Ответ: В России сейчас можно выделить различные группы проблемных регионов:

Слаборазвитые. Население этих регионов в своем большинстве можно назвать бедным, так как более 80% граждан находятся ниже черты бедности. Здесь можно выделить следующие субъекты федерации: Алтай, Тува, Марий Эл и др.

Депрессивные. К такому типу относятся регионы, производственные мощности которых не используются из-за сокращения государственного заказа и разрыва кооперационных связей. В советские времена было построено большое количество небольших городов, население которых в своем большинстве работало на одном крупном градообразующем предприятии. После того, как государственные заказы прекратились, предприятия оказались в кризисной ситуации. Следствием этого стали задержка или невыплата заработной платы, снижение уровня жизни населения. К таким районам можно отнести отдельные области Западной и Восточной Сибири, Урала и др.

Регионы с экологическими проблемами. Характеризуются наличием вредного производства, либо переживающие последствия различных катастроф (Поволжье, Урал, Кузбасс и др.).

Региональная политика приобретает в настоящее время особенно важное значение, так как она осваивает сейчас самостоятельно новые направления, которые в советские времена регулировались центром.

Региональная политика состоит из нескольких компонентов, которые призваны охватить все сферы деятельности каждого региона в отдельности. Здесь необходимо упомянуть о самой цели региональной политики, которая направлена на развитие рыночных отношений во всех заинтересованных регионах, создание для этого необходимых условий, развитие перспективного производства и предпринимательских способностей граждан.

Среди компонентов региональной политики можно отметить:

Социальные - направлены на социальную защиту и поддержку населения, развитие и поддержание в соответствующем состоянии объектов социальной инфраструктуры.

Экономические - повышение эффективности производства на территории региона с учетом природно-ресурсного потенциала, финансовых и материальных ресурсов, развитие и поддержка малого и среднего бизнеса, экспорта, стимулирование инвестиционной активности и др.

Потребность в проведении грамотной региональной политики находит свое особенно яркое выражение в период кризисных ситуаций.

Региональная кризисная ситуация возникает при ухудшении экономического состояния регионов. Для предотвращения кризиса требуется дополнительное вмешательство федеральных законодательных и исполнительных органов власти, внедрение чрезвычайных методов экономического регулирования.

Перечислим наиболее распространенные причины кризисных ситуаций в масштабе региона:

Значительное падение объемов производства;

Ухудшение демографической ситуации, отрицательный естественный прирост, приводящий к депопуляции населения и ухудшению генофонда;

Увеличение безработицы свыше 15% от экономически активного населения;

Разрушение социально-экономической инфраструктуры;

Неконтролируемый приток беженцев и иностранных рабочих, которые создают атмосферу социальной напряженности.

По показателю спада производства кризисными регионами считаются 9 субъектов Федерации (республика Чечня, Ингушетия, Северная Осетия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Адыгея, Чувашия; Читинская и Ивановская области), а предкризисными 31 субъект (Владимирская, Калужская, Костромская, Орловская, Рязанская, Тверская, Ярославская, Кировская, Воронежская, Пензенская, Ростовская, Курганская, Свердловская, Челябинская, Омская, Камчатская, Сахалинская, Калининградская области, Ставропольский, Алтайский и Хабаровский края, республика Мордовия, Карачаево-Черкессия, Удмуртия, Алтай и ряд национальных округов).

В настоящее время Российская Федерация отличается большой дифференциацией регионов по доходам и уровню жизни, иными словами, происходит процесс расслоения населения различных регионов. Российские регионы различаются также по средней покупательной способности денежных доходов и потребительских расходов. Здесь можно отметить неравномерность распределения доходов между населением, наблюдается массовая бедность.

Вопрос 10. Перечислите методы региональной политики

Ответ: Региональная политика - составная часть государственного регулирования; комплекс законодательных, административных и экономических мероприятий, способствующих наиболее рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровня жизни населения.

Региональная политика охватывает все важнейшие отрасли материального производства, занятость населения, размещение сферы обслуживания, стимулирование туризма и т.д.

Главная цель региональной политики заключается в сглаживании наиболее острых социальных и экономических диспропорций между отдельными районами страны.

Методы проведения региональной политики

Выделение "нуждающихся" районов, по отношению к которым государство должно проводить региональную политику;

- "реанимация" депрессивных районов,

- "стимулирующая" политика,

- "компенсирующая" политика.

Меры региональной политики в депрессивных и нуждающихся районах страны предусматривают:

Прямую финансовая помощь;

Займы на выгодных условиях и налоговые льготы;

Создание за счет государства производственной и социальной инфраструктуры;

Размещение государственных заказов;

Политика направления в необходимое русло миграционных потоков населения.

Различают прямые и косвенные методы проведения региональной политики. В первом случае государство активно участвует в капиталовложениях, направленных на совершенствование территориальной структуры хозяйства (создание центров роста, промышленных парков, инфраструктуры в районах предпочтения и пр.) Во втором - государство через финансовую (налоговую, таможенную) систему стремится создать соответствующий экономический “климат” в них или иных районах для стимулирования их ускоренного развития и для управления миграционными потоками.

Методы прямого участия государства в регулировании регионального развития тесно связаны с административными. В числе этих методов:

Осуществление государственных региональных программ, финансируемых за счет госбюджета, отдельных структурообразующих инвестиционных проектов;

Размещение заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд (в том числе для поддержки проблемных регионов) посредством контрактной системы. Развитие рыночной экономики предполагает- применение методов экономического регулирования, включающих создание специальных фондов регионального развития (федеральных, областных и др.), которые должны аккумулировать финансовые ресурсы для решения различных региональных проблем:

Проведение политики субвенции (централизованные средства из федерального бюджета, выделяющееся региону лишь на достижение таких целей, которые невозможно решить за счет других источников финансирования - это преодоление последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций);

Решение критических социальных проблем, а также на реализацию государственных региональных программ для предприятий, находящихся, в сложных социально-экономических и экологических условиях;

Привлечение частных инвесторов для решения задач региональной политики; компенсации дополнительных затрат, которые несут хозяйственные субъекты при размещении своих предприятий в районах со сложными условиями;

Предоставления налоговой скидки «на истощение недр», т.е. в связи с истощением запасов природных ресурсов, что особенно актуально для районов с экстремальными условиями;

Установление льготных ставок арендной платы при изъятии площадей под строительство предприятий, имеющих, важное значение- для совершенствования отраслевой и территориальной структуры экономики; введения регионально дифференцированной амортизации, позволяющей предприятиям, расположенным в районах со сложными условиями, финансировать ускоренную амортизацию собственного производства;

Применения повышенных цен на экологически чистую продукцию;

Введения санкций для предприятий, загрязняющих окружающую среду, особенно в наиболее неблагоприятных регионах.

На современном этапе экономического развития рыночные структуры в регионах в основном сформированы и функционируют. К их числу относятся; налоговая, банковская, складская и торгово-сбыточная, службы занятости и др. однако они пока еще не в полной мере отвечают рыночным требованиям, поэтому в настоящее время стоит задача дальнейшего их совершенствования. В условиях углубления экономической реформы важнейшими проблемами являются формирование рынка труда и регулирования процессов занятости

Специфика регионов предопределяет целесообразность использования в каждом конкретном случае своего набора экономических рычагов и стимулов.

Вопрос 11. Перечислите основные теории размещения пр оизводительных сил и их авторов

Ответ: Теории размещения хозяйственной деятельности включают в себя:

· Теорию размещения сельскохозяйственного производства

Теория предполагает наличие экономически изолированного от основного мира государства, в пределах которого имеется центральный город, являющийся единственным рынком сбыта сельскохозяйственной продукции и источником обеспечения промышленными товарами. Транспортные затраты прямо пропорциональны весу груза и дальности перевозки. Основоположник теории И.Тюйнен. Он пытается ответить на вопрос: какие формы примет при установленных предпосылках сельское хозяйство, и какое влияние на его размещение будет оказывать расстояние от города. В основе его метода лежит сопоставление транспортных затрат на перевозку продукции от места производства до рынка. В результате появляются зоны, наиболее благоприятные для размещения в их пределах тех или иных видов сельскохозяйственных производств.

· Теорию размещения промышленности.

Ее основоположники - В.Лаундхарт, А.Вебер. Лаундхард разработал теорию рационального штандорта промышленного предприятия. Его главное открытие- метод нахождения пункта оптимального размещения отдельного промышленного предприятия относительно источников сырья и рынков сбыта продукции.. Решающим фактором является транспортные издержки..

Вебер более комплексно формулировал задачу размещения. По его мнению, задачей размещения является минимизация общих издержек производства изолированного предприятия, а не только транспортных издержек. Основными ориентациями в размещении являются: транспортная, рабочая, агломерационная.

· Теорию размещения населенных пунктов

Первую теорию о функциях т размещении системы населенных пунктов в рыночном пространстве выдвинул В.Кристаллер. Центральными местами он называет экономические центры, которые обслуживают товарами и услугами не только себя, но и население своей округи (зоны сбыта). Благодаря этому минимизируется среднее расстояние для сбыта продукции или поездок в центры для покупок и обслуживания.

· Общую теорию размещения.

Основоположник данной теории А.Леш. Он расширяет предмет теории размещения, переходя от уровня предприятий и поселений к проблемам формирования экономических регионов. Наиболее важным вкладом А.Леша считается разработка принципиальных основ теории пространственного экономического равновесия. Состояние равновесия по А.Лешу имеет следующие условия: а) местоположение каждой фирмы характеризуется максимально возможными преимуществами для потребителей и производителей; б) фирмы размещаются так, что территория используется полностью; в) существует равенство цен и издержек; г) все рыночные зоны имеют минимальный размер.

Вопрос 12. Перечислите основные те ории районирования и их авторов

Ответ: Первым ученым разработавшим теорию районирования был Н.П.Огарев. Он предлагает разделить Россию на области « по географическим и промышленным условиям» и по народам0 населяющим страну. Европейскую Россию он предлагает разделить на 10 областей:

· Беломорская

· Прибалтийская

· Белорусская

· Литовская

· Средняя или Кровная Великороссия

· Уральская

· Прикаспийская

· Донское казачество

· Малороссия

· Новороссия.

В отношении Сибири Н.П.Огарев указывал, что ее следует разделить на ряд областей « по направлению к Тихому океану».

Д.И. Менделеев выделяет экономические районы «различного хозяйственного характера», группируя губернии в 14 краев:

· Центральный или Московский

· Балтийский и Петербургский

· Северный

· Восточный

· Западный

· Среднеазиатский

· Юго-Западный

· Северо-Западный

· Малороссийский

· Средний хлебный или Черноземный

· Финлядия

· Полский

Теория экономического районирования.

Основной ее постулат заключается в том, что правильное разделение страны на крупные экономические районы будет способствовать их комплексному развитию. Наиболее полно теоретические основы экономического районирования раскрыты в работах Н.Н. Колосовского, они сводятся к следующему:

· Вся территория страны делится на экономические районы, образованные по производственным признакам и представляющие в своей совокупности законченную систему региональных производительных сил

· Каждый район осуществляет комплексное развитие хозяйства на своей территории для наиболее полного удовлетворения местных производственных и потребительских нужд за счет местных источников сырья и энергии.

· Для каждого экономического района устанавливается три категории производств. Производства районного значения - их продукция потребляется внутри экономического района, производства межрайонного значения - для группы экономических районов, общесоюзного значения, для всей страны.

Теория образования региональных комплексов.

Сегодня большое внимание в стране уделяется размещению производительных сил и проблеме экономического районирования. Экономическое районирование сможет компенсировать недостатки консервативного административно-территориального деления страны и в перспективе дает возможность перейти к государственному управлению по крупным экономическим районам.

Использованная литература

1. Справочник. Социально-экономические проблемы России. / Отв. ред. П.С.Филиппов. СПб.: Норма, 1999.

2. Родионова И.А. Экономическая география и региональная экономика: Курс лекций - М., Московский лицей, 2003

3. Шалмина Г.Г., Территориальные системы регулирования экономики. - Новосибирск, 1994.

4. Прокопчук А.О., Козырев А.А. Стратегическое планирование: Конспект лекций. - СПб.: Питер, 2000

5. Шамхалов Ф. Государство и экономика, основы взаимодействия: Учебник. - М.: Инфра-М, 2000

6. МЭИ.Региональная экономика и управление. М.2008.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Методы исследований в региональной экономике. Региональное развитие: цели, критерии и методы управления. Факторы социально-экономического развития и конкурентоспособности регионов. Методы управления региональной экономикой, классификация методов.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2007

    Положения и цели региональной политики в РФ. Развитие федеративных отношений и роль местного самоуправления. Задача органов местного самоуправления. Основные положения региональной экономической политики. Определение компетенции местного самоуправления.

    лекция , добавлен 25.02.2009

    Региональные проблемы играют важную роль в развитии многих стран мира, особенно на этапах значительных экономических, социальных, политических перемен. Региональная политика США: взаимодействие администраций штатов и органами местного самоуправления.

    реферат , добавлен 27.03.2008

    Общая характеристика региона, региональной экономики и региональной политики. Оценка уровня жизни с учетом особенностей (специфики) региона. Формирование уровня жизни в современных экономических условиях. Особенности региональных инвестиционных процессов.

    курсовая работа , добавлен 02.01.2009

    Место региональной экономики в воспроизводственном процессе страны. Показатели, характеризующие межрегиональные связи страны. Территориальное разделение труда как основа регионального воспроизводственного процесса. Экономика отдельных регионов России.

    контрольная работа , добавлен 03.03.2009

    Место региональной экономики в системе общественно-экономических отношений. Разделение труда и процесс регионального воспроизводства. Хозяйственный механизм деятельности фирмы. Классификация методов управления. Связи и зависимость в сфере потребления.

    реферат , добавлен 17.04.2012

    реферат , добавлен 23.02.2017

    Структура инвестиций, источники их финансирования. Модели инвестиционной политики, ее специфика в переходной экономике. Проблемы реализации инвестиционной политики в Российской Федерации на современном этапе. Региональная инвестиционная политика.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2014

    Региональный рост и межрегиональные неравенства: региональная социально-экономическая динамика, межрегиональная дивергенция и межрегиональная конвергенция. Проблемы социально-экономического развития Центрально-Черноземного экономического района.

    контрольная работа , добавлен 04.04.2009

    Географическое положение, природные ресурсы и население Ростовской области. Рассмотрение уровня развития, структуры и главных отраслей экономики. Оценка внешнеэкономических связей, инвестиционного климата. Анализ проблем и перспектив развития края.