Правописание ча-ща". Конспект занятия "Дифференциация согласных ч-щ

1. Чистоговорки (повтори чётко и медленно)


2. Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога.


2. Четко проговори пары слов. Уточни их значение.

Горячие щеки. Горячие щи. Ищу точильщика. Ищу чемодан. Колючая щетка. Копченые лещи. Летающая бабочка. Лечащий врач. Молочная пища. Отвечающий учащийся. Почтовый ящик. Прочный щит. Птичий щебет. Сочные овощи. Учу товарища. Черный щенок. Чистящая щелочь. Чужие вещи. Чистое помещение. Чищу чайник. Чудесное угощение.

3. Четко проговори каждое слово.

Вещички. Волчище. Дощечка. Кричащий. Мечтающая. Молчащая. Отвечающий.
Ручищи. Скучающий. Точильщик. Учащийся. Часовщик. Чаща. Чище. Чудовище. Чищу. Щелочка. Щелчок. Щеночек. Щепочка. Щеточка. Щечки. Щучка. Ящичек.

4. Определить позицию звука Ч, Щ в словах



5. Послушай пары слов и составь с ними предложения.

Плащ - химчистка. Пещера - бочки. Чинить - ящик. Встреча - площадь.
Считать - чек. Речка - удилище. Тащить - кирпичи. Черепаха - щенок.
Чебуреки-товарищи. Чулан - вещи. Ящик - ключи. Выключатель - помещение.



Дифференциация звуков Ч - Щ (№3)

Например: Мальчик, который читает книгу. Читающий мальчик.
Девочка, которая скучает. (Скучающая девочка.)
Мальчик, который отвечает у доски. (Отвечающий мальчик.)
Девочка, которая мечтает. (Мечтающая девочка.)
Девочка, которая молчит. (Молчащая девочка.)
Мальчик, который играет. (Играющий мальчик.)
Девочка, которая учится. (Учащаяся девочка.)

Щеночек в чащу дощечку тащит.
У нашей Танечки на щечках ямочки.
В пещере большущие мыши летучие.
Дочку угощали щами и копчеными лещами.
Мяч скакал на чердаке, ищут мячик на песке, тщетно ищут мячик девочка и мальчик.
Два щенка на чердаке грызли щетку в уголке.

У нашей Таечки в ящичке маечки.
У чудовища чудовищные щупальца.
Дюймовочка на щепочке, у Дюймовочки щеточка.
Щеткой я чешу щенка, щекочу ему бока.
Тщетно в роще рыщет хищный волчище.
Щенок у щучки лизнул чешую.


Дифференциация звуков Ч - Щ (№4)

1. По образцу подбери и проговори новые слова так, чтобы появился звук Щ.

Мальчик, который плавает. (Плавающий мальчик.)
Девочка, которая встречает подругу. (Встречающая девочка.)
Девочка, которая улыбается. (Улыбающаяся девочка.)
Мальчик, который танцует. (Танцующий мальчик.)
Девочка, которая кружится. (Кружащаяся девочка.)
Девочка, которая смеется. (Смеющаяся девочка.)
Девочка, которая плачет. (Плачущая девочка.)

2. Не торопясь, произнеси каждую рифмовку 3-5 раз.

Большую морковку зайчата тащили, они от морковки чуть-чуть откусили, потом захотелось еще откусить, потом... уже нечего было тащить.
Я по кочкам на лугу к речке босиком бегу, а трава щекочется, мне смеяться хочется!
Паучище прибыл на базар, щеточкой почистил свой товар, закричал: «Чудесная новинка! Мухи! Подходите! Паутинка!»
Черный чистенький щенок чем-то перепачкал бок, мальчик щетку в руки взял, бок щеночку чистить стал. Два часа терпел щенок, больше вытерпеть не мог. Начал хвостиком вилять, о пощаде умолять: «Для чего мне чистить бок? Я не плащик, я щенок!»

3. Четко проговори скороговорки сначала в медленном, а затем в быстром темпе, сохраняя четкость и громкость произношения.

Плащ чищу, чищу и отчищу.
Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для вас.
Щенок на даче все в ящик тащит.
У щенка, как у овечки, шерстка в маленьких колечках.
Щетинка у чушки, чешуя у щучки.

Занятие № 1.

Тема: Звукии буквыЧ–Щ.

Этап: Дифференциация звуков изолированно, в словах, в предложениях.

  • Уточнить артикуляцию звуков, выделяя сходство и различие.
  • Добиваться четкой дифференциации звуков на основе опоры на звуковые символы.
  • Обучать навыкам словообразования и словоизменения.
  • Расширять активный словарный запас.

Оборудование: проектор, компьютер, инд. зеркала, карточки – символы, схемы звуков.

Презентация 1 );

План занятия.

  1. Орг. момент.
  2. Дифференциация изолированных звуков и букв.
  3. Дифференциация в слогах.
  4. Физкультминутка.
  5. Дифференциация в словах.
  6. Словообразование.
  7. Словоизменение.
  8. Оценка деятельности детей.
  9. Подведение итогов.

Ход занятия

I. Организационный момент. (Слайд 2)

Мы должны научиться:
– слышать и различать близкие по произношению согласные Ч и Щ;
– четко произносить близкие по артикуляции согласные Ч и Щ;
– читать слоги и слова с буквами Ч и Щ;
– правильно изменять слова.

II. Дифференциация изолированных звуков и букв.

1. – Ребята, услышав звук [Ч], хлопните в ладоши: Ш, Ч, Ж, Щ, Ч, Ч, Ш, Ж, Ч, Щ.

2. – Ребята, когда мы можем услышать звук [Щ] на улице? (Слайд 3)

– Дворник подметает двор метлой и слышится звук [Щ–Щ].

3. – Какие органы речи принимают участие в произношении звука [Щ]? (Слайд 4)

  • язык в форме чашечки поднят вверх к альвеолам, образуя в этом месте щель;
  • струя теплого воздуха плавно идет посредине языка;

– А теперь вы расскажите, как мы произносим звук Щ.

Ученик с опорой на символы рассказывает уклад органов артикуляции при звуке Щ.

(Слайд 5)

4. – Ребята, когда мы можем услышать звук [Ч] на улице? (Слайд 6)

– Кузнечик стрекочет: [Ч, Ч, Ч]

5. – Какие органы речи принимают участие в произношении звука [Ч]? (Слайд 7)

  • Губы выдвинуты вперед и округлены;
  • В работе языка различают два момента: 1) кончик языка смыкается с верхними резцами (у их корней);
  • 2) язык отходит немного назад и в форме чашечки поднят вверх к альвеолам, образуя в этом месте щель;
  • струя теплого воздуха толчкообразно выходит изо рта;
  • звук всегда произносится мягко;
  • голосовые связки не работают, звук глухой.

– А теперь вы расскажите, как мы произносим звук [Ч].

Ученик с опорой на символы рассказывает уклад органов артикуляции при звуке [Ч].

(Слайд 8)

6. – В чем сходство и различие укладов артикуляции звуков [Щ] и [Ч]?

Ученик с опорой на символы называет сходство и различие укладов артикуляции звуков [Щ] и [Ч]. (Слайд 9)

– Одинаковое положение губ, язык в верхнем положении, теплый воздух выходит изо рта, оба звука всегда мягкие, глухие.

По-разному выходит воздух изо рта: при звуке [Щ] – плавно, при звуке [Ч] –толчкообразно.

7. Сравнение букв. (Слайды 10, 12)

8. Сравнение характеристик звуков. (Слайды 11, 13)

III. Дифференциация в слогах.

Чтение слогов:
а) обратных (Слайд 14)
б) прямых (Слайды 15, 16)
в) в середине слогов (Слайд 17)

IV. Физкультминутка.

(Слайд 18) “Матрешки”.

V. Дифференциация в словах.

1. Определение места звука [Щ] в словах: щетка, лещ, щенок, ящик.

2. Определение места звука [Ч] в словах: мяч, девочка, перчатки, чашка.

VI. Словообразование.

Игра “ Большой – маленький”.

Щенок – щеночек, ящик – ящичек, щетка – щеточка, щука – щучка.

(Слайды 21, 22, 23, 24)

VII. Словоизменение.

Игра “Один – много”

Волчонок – волчата, щучка – щучки.

(Слайды 25, 26)

VIII. Оценка деятельности детей. (Слайд 27)

– Внимательно следите за полетом пчелы, мысленно соедините буквы. Какое слово получилось? Да, вы сегодня умнички, потому что хорошо работали все занятие, правильно выполняли все задания.

IX. Подведение итогов. (Слайды 28, 29)

Чему мы учились на уроке?

Какое задание было самым сложным?

Нарисуй свое настроение.

Занятие № 2.

Тема: Звукии буквыЧ–Щ.

Этап: Дифференциация звуков в предложениях, в текстах.

  • Добиваться четкой дифференциации звуков на слух и в произношении.
  • Развивать фонематический слух.
  • Развивать зрительное и слуховое внимание.
  • Формировать положительную мотивацию к учебной деятельности;
  • Расширять активный словарный запас причастиями.

Оборудование: проектор, компьютер, инд. зеркала, карточки с буквами Ч, Щ.

Программное обеспечение: презентация, составленная в программе Power Рoint (Презентация 2 );

План занятия.

  1. Орг. момент.
  2. Дифференциация в словах.
  3. Образование причастий.
  4. Физкультминутка.
  5. Дифференциация в предложениях и стихах.
  6. Дифференциация в письменной речи.
  7. Итог занятия.

Ход занятия

I. Организационный момент. (Слайды 2, 3)

Мы должны научиться:
– слышать и различать близкие по произношению согласные Ч и Щ в словах и предложениях;
– четко произносить близкие по артикуляции согласные Ч и Щ в словах и предложениях, стишках;
– читать слова и предложения с буквами Ч и Щ;
– правильно образовывать новые слова.

Будем учиться говорить четко, красиво и правильно.

II. Дифференциация в словах (на слух и в произношении).

1. Игра “Сигнальщики”.

– Просигнальте, какой звук вы услышали в слове: Ч, Щ или оба звука? Покажите карточку с соответствующей буквой.

Чудо, щель, ущелье, училище, удочка, ночь, помощь, волчище, лучина, вещи.

2. Игра “Догадайся, какие слова спрятались среди букв”. (Слайды 4, 5)

– Объясните, как вы понимаете слова: бочка, роща, щеночек, щеточка?

3. Игра “Договори словечко, называя предмет ласково”. (Слайд 6)

Появилась в небе…(тучка )
Капли падают уже.
Плещется в речушке …(щучка )
Рыбаки спешат к реке.

III. Образование причастий.

Игра “Договори двустишия”. (Слайды 7, 8, 9).

Логопед: – Лев рычит, рычит, рычит.

Лев какой? ….

Дети: Рычащий .

Логопед: – Пес ворчит, ворчит, ворчит.

Пес какой?

Дети: Ворчащий .

Логопед: – Бык мычит, мычит, мычит.

Бык какой?

Дети: Мычащий .

Логопед: – А петух кричит, кричит, кричит.

Он какой?

Дети: Кричащий .

Логопед: – Молоток стучит, стучит, стучит.

Молоток какой?

Дети: Стучащий .

Логопед: – Колокол звучит, звучит, звучит.

Дети: Звучащий .

IV. Физкультминутка.

(Слайды 10–17)

V. Дифференциация в предложениях и стихах.

1. Где нам встречаются звуки [Ч] и [Щ]? (Слайд 18)

Читает логопед:

Звук “Ч” – это “чайник” и “чашки”,
Со звуком тем пьется чай,
А “Щ” – то “щелчки” и “ящик”,
Тот звук из слова “прощай”.

– В каких словах вы услышали звуки [Ч] и [Щ]?

2. “Щетки” (Слайд 19)

Читает логопед:

Этой щеткой чищу зубы,
Этой щеткой – башмаки.
Этой щеткой чищу брюки,
Все три щетки мне нужны.

Логопед:

– Дайте полные ответы на вопросы:
– Как называется щетка, которой чистят зубы?
– Зубы чистят зубной щеткой.

– Обувь чистят обувной щеткой.
– Как называется щетка, которой чистят обувь?
– Одежду чистят одежной щеткой.
– Что делают этими щетками? (Слайд 20)
– Половой щеткой подметают пол.
– Массажной щеткой расчесывают волосы.
– Посудной щеткой моют бутылки, банки.

3. Прочитайте стишок (по цепочке), четко произнося звуки [Ч] и [Щ]. (Слайд 21)

Блещут молнии все ярче,
Тучи гуще, гуще.
Капли чаще, чаще, чаще.
Дождик пуще, пуще!

VI. Дифференциация в письменной речи.

1. Прочитайте предложение, вставляя пропущенные буквы: Ч или Щ (с проверкой)

(Слайд 22)

Ебе_ут _уплые _еглы.

– Объясните орфограмму.
– Чу, щу пиши с буквой у.
– Спишите предложение в тетради, подчеркнув орфограммы.

2. Прочитайте скороговорку, вставляя пропущенные буквы: Ч или Щ (с проверкой)

(Слайд 23)

Еткой _и_у я _енка, _екчу ему бока.

3. Прочитайте потешку, вставляя пропущенные буквы: Ч или Щ (с проверкой)

(Слайд 24)

Ука в ре_ке жила.
_еткой воду мела.
_и варила для гостей.
Пригласила трех ле_ей.
Говорили всем ле_и:
_и у _уки хороши!

VII. Итог занятия. (Слайд 25)

  • Какие звуки и буквы мы учились сегодня различать?
  • Какой из них произносится коротко, отрывисто? Почему?
  • Какой из них произносится долго? Почему?
  • Молодцы! Вы старались хорошо работать на занятии. Всем большое спасибо за урок. (Слайд 26)

Использованная литература.

  1. Лопухина И.С. Логопедия. Упражнения для развития речи. “Дельта” С. – П. 1999.
  2. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно “Дельта” “Аквариум” 1996.
  3. Рау Е.Ф., Рождественская В.И., “Исправление недостатков произношения у школьников” М. Просвещение” 1969.
  4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Тетради для закрепления звуков. (Звуки “Ч, Щ”).

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Ч – Щ]

I. Четко произносить слоги парами.

ча – ча – ща

ча – ща – ча

ща – ча – ча

ащ – ащ – ач

ащ – ач – ащ

ач – ащ – ащ

II. Четко произносить слова.

Чаща, чище, щучка, ящичек, вещичка, щеночек, ручища, щепочка, щёточка, учащиеся, точильщик, часовщик, дощечка, волчище, кричащий, скучающий, щёчки, паучище, сундучище, жучище, бычище, рычащий, мычащий, чудовище.

III. Четко произносить слова парами.

гуща – куча

пищать – печать

угощать – укачать

помещать – помечать

щётки – чётки

плащ – плач

помощь – помочь

щадит – чадит

тащу – точу

лущи – лучи

щур – чур

тащить – точить

щель – качель

ущелье – ученье

щегол – чехол

мощёный – мочёный

щёлка – чёлка

горящий – горячий

лещи – лечи

мощу – мочу

щека – чека

трещать – встречать

IV. Четко произносить словосочетания.

Чёрный щенок, коричневый плащ, чужие вещи, сочные овощи, почтовый ящик, колючая щётка, чистое помещение, птичий щебет, молочная пища, прочный щит, копчёная щука, горячая щека, чудесное угощение, поющий чиж, летающие бабочки, щепотка чая, щебечущий щегол, чищеные овощи, меченые вещи, пучок щавеля, куча щебёнки, колючая щепка, чистый плащ, почтовое извещение, плачущий человек, чистильщик обуви, учёный щенок, чугунный щит, овощная начинка.


V. Четко произносить предложения.

Письмо опускают в почтовый ящик.

Для плохой погоды мама купила чёрный плащ.

Надо отдать чужую вещь.

Мы собрали на огороде сочные овощи.

Больному нужна молочная пища.

Очень вкусен копчёный лещ.

В лесу раздавался птичий щебет.

Туристы вошли в чудесное ущелье.

В дощатом ящичке – овощи.

У дочки румяные щёчки.

В лесу рыщет волчище.

По ручейку плывут щепочки.

В бочке – мочёные яблочки, а в ящичке – копчёные щучки.

Почисти юбочку щёточкой.

На щенка напали злющие пчёлы.

Точильщик точит ножи.

У мальчика пушистый щеночек.

Около нашего дома новый почтовый ящик.

Я чищу вещи щёточкой.

Девочки качаются на дощечке.

У мальчика живут в клетке поющие птички.

В чаще грачи.

На двери прибита дощечка.

Свеча едва освещала избушку.

Все три щётки мне нужны.

(С. Маршак )

Лейся, дождик

Дождик, дождик,

Что ты ждешь,

Отчего едва идёшь?

Лейся пуще,

Лейся чаще,

Хочешь – в пуще,

Хочешь в чаще,

Хочешь в поле на ячмень,

Хоть всё утро,

Хоть весь день!

(Б. Асаналиев )

И я бы мог…

козлёнок подошёл.

– Ты кто?

– А я козёл.

Гляди, как я умею:

– И я могу, – сказал щенок.

– А я по травке побегу!

Щенок сказал:

– И я могу…

– А хочешь, я – о стенку лбом?

Гляди, как я умею:

– Не мудрено. И я бы мог,

Да не хочу, – сказал щенок.

(А. Шибаев )

Встреча

Я шёл по улице пешком

и повстречался со щенком.

И неизвестно почему,

я вдруг понравился ему.

И несмотря на летний зной,

щенок всё время шёл за мной.

Дошли мы вместе до ворот,

и вдруг щенок пошёл вперёд.

Я закричал, позвал щенка,


он зарычал издалека.

Он не хотел со мной идти.

Нам просто было по пути.

(А. Барто )

Месяц

Месяц заблудился

У косматой чащи.

Рогом зацепился

За сучок торчащий…

Понял, что попался…

И над спящим лугом

До утра качался,

Бледный от испуга.

(Т. Золотухина )

Щенок

Чёрный чистенький щенок

Перепачкал чем-то бок.

Мальчик в руки щётку взял,

Чистить бок щеночку стал.

Целый час терпел щенок,

Больше вытерпеть не мог.

Начал хвостиком вилять,

О пощаде умолять.

Для чего мне чистить бок?

Я не туфли, я – щенок!

Чижик

Ты мой чижик, ты мой чиж,

Никогда ты не молчишь.

Я ведь тоже не молчу –

Щебечу и щебечу.

И меня за это вот

Мама чижиком зовёт.

Щётки

Я вам быстро перечислю,

Что я каждой щёткой чищу.

Этой щёткой чищу платье,

Этой щёткой чищу обувь,

А вот этой – не забуду –

По утрам я чищу зубы!

Гроза

Блещут молнии всё ярче,

Тучи гуще, гуще, гуще,

Капли чаще, чаще, чаще,

Небо чище, чище, чище,

Солнце ярче, ярче, ярче,

В чаще громче щебет птичий!

(И. Лопухина )

Сверчок

Братец работал,

Шуметь запрещал.

Вдруг у оконца

Сверчок затрещал.

Ищу под оконцем –

Не вижу сверчка.

А он, как нарочно,

Трещит с потолка.

VIII. Пересказывать.

Черныш

У нас щенок. Он чёрный, и потому у него кличка Черныш. Черныш живёт в чулане. В чулане стоит ящик. В ящике он спит. Щенок очень шалит. Черныш тащит в чулан вещи. Там можно найти всё что угодно. Плащ, щётки, чулки, дощечки… Летом Черныш бегает во дворе.

Ящерица

Витя и Вова – товарищи. Поймали они ящерицу. Куда её девать? Они взяли ящичек. Сбоку сделали дверцу. Сверху прибили сеточку. В ящик насыпали речного песочка. Положили травки. Посадили в ящик ящерицу. Наловили мух и жучков. Ящерица их поедала.

Розка

У Розки были щенки. Розка ушла. Дети взяли щенка и снесли на печку. Розка пришла, не нашла щенка и выла. Потом нашла щенка и выла подле печки. Дети дали щенка Розке. Розка отнесла щенка на место.

Осенью у ежей мало добычи. Попрятались черви, скрылись ящерицы. В тёплые осенние дни готовит ёж зимовище, таскает в нору сухие листочки. Скоро он заберётся в зимовище на всю зиму.

Щи не для щенка

Саша тащит щенка на кухню. «Я тебя щами угощу. Таких щей ты, Щеник, ещё не пробовал». Подтащил он щенка и ткнул носом в плошку со щами. Но не хочет щей щенок. Тявкнул он – и наутёк! Видно, хочет молока. Видно, щи не для щенка.

Добрый лев

У входа в цирк стоит заяц и жалобно плачет. Подходит лев и спрашивает:

– Ты чего, заяц, плачешь?

– Хочу в цирк, – отвечает заяц. – Но у двери стоит лиса. Я её боюсь.

– Ладно, – говорит лев, – мы что-нибудь придумаем.

Он купил у мишки две большие пышки и велел зайцу взять их под мышку. Лиса пропустила в цирк льва, но, увидев зайца, закричала:

– Зайца в цирк не пущу!

– Как это не пущу? – возмутился лев. – Разве нельзя взять с собой бутерброд?!

Лиса ничего не могла сказать. Так добрый лев помог зайцу в цирк попасть.

(Н. Майборода )

Заяц

Заяц прячется от лисы в чаще. Он затаился и не шелохнётся, а потом вдруг вскочит и понесётся прочь через рощу. Выскочит заяц на пастбище, а лиса за ним. Но ей не угнаться за быстрым зайцем.

Щенята

У Чапы – щенята. Щенята чёрные. А щёки и чёлка у них светлые. Щенята ещё слепые. Они пищат, щурятся, копошатся в ящике. Чапа охраняет щенят, рычит на нас, щёлкает зубами.

Игры на дифференциация звуков Ч-Щ у дошкольников

Цель: дифференциация звуков Ч-Щ.
Задачи:
1. Формировать у дошкольников правильное звукопроизношение, умение дифференцировать звуки Ч-Щ в своей речи, употреблять их правильно.
2. Разнообразить с помощью дидактической игры работу над закреплением правильного звукопризношения, заинтересовать детей.
Описание: Уважаемые коллеги разрешите вам представить в этот раз игры из своей копилки на дифференциацию звуков Ч-Щ. Данные игры способствуют формированию правильного звукопроизношения в речи ребенка, развивают память, внимание, мышление, мелкую и общую моторику. Эти игры может проводить как логопед, так и воспитатель. Данная работа будет полезна логопедам, диффектологам, воспитателям, родителям."Повтори, не ошибись"
Ча-ща-ча,
Чайка-щавель-и свеча,
Чи-щи-чи,
Чижик-ящик-две свечи,
Чо-що-чок,
Чертик-щетка-кулачок,
Чу-щу-чук,
Чубчик- щучка-каучук.

"Угадай-ка"
Взрослый предлагает ребенку отгадать, какой звук слышится в слове - "Ч" или "Щ". Услышав слово, ребенок должен показать соответствующую букву - "Ч" или "Щ". Если ребенок ще не знает букв, то их можно заменить картинками "поезд" - "Ч", а "щетка" - "Щ".

Слушай внимательно и угадай!
Правильно звуки ты выделяй!

Чай, щавель, угощать, встречать, щебет, чулок, пчелка, врач, щука, чайка, овощ, ящик, роща, молчу, задача, встреча, тащит, внучка, ручейки, защитник.

"Великанище"
Педагог предлагает сказать про того, кто будет еще больше.

Огромный бык - бычище.
Огромный волк - волчище.
Огромный жук - жучище.
Огромный паук - паучище.
Огромный рак - рачище.
Огромный хомяк - хомячище.

"Расскажи о том, кто какой"
Пес рычит. Он.... рычащий.
Бык мычит. Он.... мычащий.
Кот мурлычет. Он.... мурлычущий.
Курица квохчет. Она.... квохчущая.
Ваня плачет. Он.... плачущий.
Маша молчит. Она.... молчащая.
Петух кричит. Он.... кричащий.

Пальчиковая игра "Профессии"
Почту носит почтальон,
Газеты в ящик кидает он.
Имитируем, как "кидает"
Хлеб продает продавщица,
Вкусный, свежий, душистый.
Говорим "Ах!", имитируем, как нюхаем.
Уборщица убирает,
Чистит, моет, пол подметает.
Имитируем уборку.
Чинит часы часовщик,
Щурит глаза он привык.
Щурим глазки.
Учат детей учителя,
Чтобы много знали ты и я.
Показываем на другого ребенка и на себя.

Игра с мячом "Профессии"
Задание направленно на дифференциацию произношения звуков Ч-Щ, на формирование навыков словообразования.
Педагог катит мяч, начиная предложение, а ребенок откатывает мяч, завершая предложение. В случае затруднения взрослый начинает слово, обозначающее профессию, предлагая ребенку добавить суффикс "щик".

Ножи точит.... точильщик.
Стела вставляет.... стекольщик.
Обувь шьет.... обувщик.
Обувь чистит.... чистильщик.
Часы чинит.... часовщик.
На кране работает.... крановщик.
Вещи носит.... носильщик.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ч – Щ ИЗОЛИРОВАННО В СЛОГАХ И СЛОВАХ

Дифференциация на слух и в произношении звуков Ч – Щ

Возьми картинки-символы звуков Ч и Щ из приложения 1. Внимательно послушай. как чихает паровозик и шипит лопнувший шарик. Обрати внимание на длительность звучания: звук Щ можно тянуть, а звук Ч тянуть нельзя. По очереди показывая на обе картинки, протяжно или коротко произнеси соответствующий звук. Повтори 6-8 раз.

Дифференциация звуков Ч – Щ в слогах с одинаковыми гласными звуками

Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога. Выполняй упражнение до тех пор, пока все слоговые ряды не будут произнесены правильно.

Ча – ща, чо – що, чу – щу, чи – щи, че – ще, ща – ча, що – чо, щу – чу, ще – че, щи – чи, ща – ча – ща, що – чо – що, щу – чу – щу, щи – чи – щи, ще – че – ще, ча – ща – ча, чо – що – чо, чу – щу – чу, чи – щи – чи, че – ще – че.

Дифференциация звуков Ч – Щ в слогах с разными гласными звуками

Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога. Выполняй упражнение до тех пор, пока все слоговоый ряды не будут произнесены правильно.

Ча – ще, чо – щу, чу – ща, чи – що, че – щи, ща – чу, що – ча, щу – че, ще – чи, щи – чо – щу, ща – чу – щи, що – ча – щу, щи – чо – ща, ще – чи – що, ча – щу – чи, ча – щу – чи, чо – ще – чу, чуу – ща – че, чи – ще – ча.

Дифференциация звуков Ч – Щ в

Возьми картинки со звуками Ч и Щ в названиях из приложения 12 и 13, переверни их и смешай. Положи перед собой символы звуков Ч и Щ из приложения 1. Бери по одной картинке и клади рядом с символом. Называй звук или Щ, который спрятался в каждом слове.

Дифференциация звуков Ч – Щ в словосочетаниях- скороговорках

Глядя на картинки-символы, назови звук Ч или Щ, спрятавшиеся в каждом слове. Четко проговори пары слов. Уточни их значение.

Горячие щеки, горячие щи, ищу точильщика, ищу чемодан, колючая щетка, копченые лещи, летающая бабочка, лечащий врач, молочная пища, отвечающий учащийся, почтовый ящик, прочный щит, птичий щебет, сочные овощи, учу товарищей, черный щенок, чистящая щелочь, чужие вещи, чистое помещение, чищу чайник, чудесное угощение.

Дифференциация звуков Ч – Щ в одном слове.

Четко проговори каждое слово. Значение незнакомых слов уточни. Если по одному слову ты произносишь легко, повтори их несколько раз по 3-4 слова вместе в быстром темпе.

Вещички, волчище, дощечка, кричащий, мечтающий, молчащий, отвечающий, ручищи, скучающий, точильщик, учащийся, часовщик, чаща, чище, чудовище, чищу, щелочка, щелчок, щеночек, щепочка, щеточка, щечки, щучка, ящичек.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ч – Щ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Дифференциация звуков Ч – Щ в предложения, составленных по опорным словам

Послушай пары слов и составь с ними предложения. Например: щенок увидел черепаху и испугался, присел, а потом начал громко лаять.

Плащ – химчистка, пещера – бочки, чинить – ящик, встреча – площадь, считать – чек, речка – удилище, тащить –кирпичи, черепаха – щенок, чебуреки – товарищи, чулан – вещи, ящик – ключи, выключатель – помещение.

Дифференциация звуков Ч – Щ в предложениях.

Уточнение лексико-грамматических представлений

Возьми картинки девочки и мальчика из приложения 2. По образцу подбери и проговори новые слова так, чтобы появился звук Щ. Например: Мальчик, который читает книгу,читающий мальчик.

Девочка, которая скучает, молчит, учится, встречает подругу, улыбается, кружится, смеется, плачет. Мальчик, который отвечает у доски, играет, плавает, танцует.

Дифференциация звуков Ч – Щ в рифмовках

Не торопясь произнеси каждую рифмовку 3-5 раз. Затем повтори их быстро, сохраняя правильность и четкость произношения. Понравившиеся рифмовки заучи.

Щенок в чащу дощечку тащит. У нашей Танечки на щечках ямочки. В пещере большущей мыши летучие. Дочку угощали щами и копчеными лещами. Мяч скакал на чердаке, ищут мячик на песке, тщетно ищут мячик девочки и мальчики. Два щенка на чердаке грызли щетку в уголке. Большую морковку зайчата тащили, они от морковки чуть-чуть откусили, потом захотелось еще откусит, уже нечего было тащить. Я по кочкам на лугу к речке босиком бегу, а трава щекочется, мне смеяться хочется. Паучище прибыл на базар, щеточкой почистил свой товар, закричал: «Чудесная начинка, мухи, подходите, паутинка». Черный чистенький щенок чем-то перепачкал бок, мальчик щетку в руку взял, бок щеночку чистить стал; две часа терпел щенок, больше вытерпеть не смог, начал хвостиком вилять, о пощаде умолять: «Для чего мне чистить бок, я не плащик, а щенок».

Дифференциация звуков Ч – Щ в скороговорках

Четко проговори скороговорки сначала в медленном, а затем в быстром темпе, сохраняя четкость и правильность произношения. Следи за произношением звуков Ч и Щ.

У нашей Таечки в ящике маечки. У чудовища чудовищные щупальца. Дюймовочка на щепочке, У Дюймовочки щеточка. Щеткой я чешу щенка, щекочу ему бока. Плащ чищу, чищу и отчищу. Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для вас. Щенок на даче все в ящик тащит. У щенка,как у овечки, шерстка в маленьких колечках. Щетина у чушки, чешуя у щучки. В нашей пуще чащи гуще. Мойте чаще рабочие ручищи. В темной чаще волчище рычащий. Тучи гуще, капли чаще, дождик пуще, тучи дальше. В речке плещутся щурята, это – щучкины ребята.