Понятие и классификация функций управления. Понятие, функции и виды управления Что вы понимаете под понятием функция управления

Функции управления - это разнообразные виды работ, которые необходимо выполнять в процессе управления каким-либо объектом.

Выполнение функций может рассматриваться применительно к должности (функции работника, должностного лица), подразделению (функции отдела, службы и т.д.), органу управления (функции министерства, госкомитета и др.). функции управления отражают разделение, специализацию и кооперацию управленческого труда как по горизонтали, так и по вертикали.

Соотношение понятий «цель», «задача», «функции управления». Цель и задачи, как правило, требуют для реализации целого ряда функций. То есть достижение цели, задачи складывается из определения, какие функции нужно выполнять, и практической их реализации (кто и как их выполняет).

Виды функций. Функции подразделяют на два вида - общие (основные) и конкретные (специализированные, специальные).

Впервые общие функции выделил А. Файоль (1841-1925). Обобщая практический опыт деятельности руководителей, он относил к общим функциям предвидение, организацию, руководство, координацию и контроль. А. Файоль писал: «Управлять - это значит предвидеть, организовать, руководить, координировать и контролировать. Предвидеть - значит исследовать будущее и набрасывать программу действий. Организовать - значит создавать двойной организм предприятия, материальный и социальный. Руководить - значит заставлять функционировать личный состав. Координировать - значит связывать, объединять, гармонизировать все акты и все усилия. Контролировать - значит наблюдать за тем, чтобы все происходило сообразно установленным правилам и приказам».

В настоящее время общие функции следующие: прогнозирование (научно-техническое и социально-экономическое), планирование (научно-техническое, социально-экономическое и организационное), организация (имеет несколько смысловых значений), активизация (стимулирование, мотивация), координация, учет и контроль.

Практический смысл общих функций состоит в том, что они охватывают весь цикл управления (от постановки целей, задач в планировании и последующего учета, контроля фактических результатов) и многообразие конкретных функций связано с выполнением общих.

Конкретные функции с разной степенью дробности (что находит отражение в их формулировках) отражают потребности (текущие и перспективные) процесса управления данным объектом, его частью или элементом.

Основные проблемы в области конкретных функций заключаются в следующем:

1) определение состава функций, которые необходимо выполнять при управлении (руководстве) данным объектом. Для этого используются аналоговый подход, рекомендуемые наборы (перечни), модульный принцип (количественно-качественные характеристики объектов и субъектов управления);


2) увязка функций и организационной структуры или определение оргформ, с помощью которых будут выполняться функции;

3) закрепление функций с помощью регламентов - положений о подразделениях и должностных инструкций.

Существует организационный механизм распределения и закрепления функций. Таким механизмом считается организационно-исполнительская система (ОИС). Ее назначение - создание определенности в работе: кто, что и к какому времени должен делать. Элементами ОИС являются:

Цели, задачи (что необходимо достигнуть, выполнить);

Участники (кто выполняет работу);

Функции, обязанности (что нужно делать);

Права (что можно делать);

Ответственность (оценка действий и бездействий, гарантия выполнения работы);

Время (в какой срок выполняется работа).

ОИС используется как при формировании, уточнении организационной структуры, так и в повседневной деятельности при организации выполнения тех или иных задач.

ОИС создается с помощью таких регламентирующих средств, как положения о подразделениях и должностные инструкции.

Положение - это организационно-юридический документ, регламентирующий деятельность подразделений. Как правило, оно состоит из разделов:

общая часть - определение статуса подразделения в системе управления; указания о том, кем оно возглавляется, кому подчиняется; степень самостоятельности; участие (при необходимости) в реализации целевой программы;

основные задачи - определены направления деятельности подразделения, за выполнение которых оно несет ответственность;

функции (обязанности) - содержится перечень функций подразделения с конкретизацией работ по каждой функции;

права - указаны права подразделения, а также (имеется и такой вариант) его руководителя;

организация управления - описана организационная структура подразделения;

взаимосвязи с другими подразделениями - разрабатывается на основе входящей и исходящей документации с определением основных взаимосвязей;

ответственность - установлена ответственность подразделения и его руководителя за выполнение задач и реализацию функций. Этот раздел наиболее сложен для разработки, так как в нем нужно указать применение санкций за невыполнение или некачественное выполнение задач, функций, а также определить условия, при которых наступает та или иная ответственность. При этом чаще делается запись: «Подразделение несет ответственность за выполнение закрепленных за ним функций и задач».

При разработке положений о подразделениях могут использоваться типовые положения, в которые при необходимости вносятся изменения и уточнения (табл. 1).

Другим распространенным регламентом, с помощью которого определяются место и деятельность работников, являются должностные инструкции. Различают типовые и индивидуальные должностные инструкции.

  • 8. Планирование как функция управления: понятие и виды, этапы и принципы осуществления. Стратегическое планирование.
  • 9. Организация как функция управления: понятие, этапы, принципы осуществления. Делегирование полномочий как важная составная часть функции организации
  • 10. Современные модели менеджмента: развитие менеджмента в сша, особенности и основные черты японского менеджмента
  • 11. Организация как объект управления. Понятие организации, ее общие характеристики. Современные формы и модели организаций
  • 12. Управленческие решения: понятие, классификация, требования, предъявляемые к ним
  • 13. Условия и факторы качества управленческих решений
  • 14. Функции мотивации: понятие, теории мотивации
  • 15. Коммуникации в процессе управления: понятие, виды и модели
  • 16. Функция контроля: понятие, состав, виды
  • 17. Лидерство и руководство: понятие, стиль руководства и элементы его определяющие
  • 18. Природа и сущность управления: понятие, соотношение с понятием «менеджмент», субъекты и объекты, разновидности управления
  • 19. Зарождение управления как науки. Периодизация развития управленческой мысли
  • 20. Научные школы менеджмента: основатели, периоды, вклад в развитие теории управления
  • 21. Эффективность управления: понятие, показатели
  • 22. Формальные и неформальные группы в организации. Команда, ее характеристики. Повышение эффективности деятельности групп
  • 23. Функция контроля: понятие, этапы, организация эффективного контроля
  • 24.Основные этапы разработки и реализации управленческого решения
  • 25. Сущность коммуникационной политики и основные принципы ее осуществления
  • 26. Организационные коммуникации: значение в функционировании организации, формы и методы
  • 27. Порядок построения и реорганизации структур управления
  • 28. Внутренняя среда организаций: понятие, характеристика основных внутренних переменных, их взаимосвязь
  • 29. Внешняя среда организаций: понятие и классификация ее факторов. Характеристика состояния внешней среды
  • 30.Власть и влияние руководителя: понятие и формы. Харизма
  • Региональная экономика и управление
  • 2. Современные направления развития территорий региональной экономики: новые объекты исследования, теория полюсов роста
  • 3.Основы построения региональных бюджетных систем
  • 4. Система национальных и региональных счетов как современный инструментарий расчета индикаторов регионального развития
  • 5. Экономическое пространство: основные характеристики, формы пространственной организации хозяйства и расселения
  • 6. Статистическая база регионального анализа. Типологизация регионов.
  • 7. Процедура и принципы разработки системы инструментов регулирования социально – экономического развития
  • 8. Прогнозирование социально – экономического развития регионов: понятие, состав, инструменты
  • 9. Подходы к определению понятия «регион». Территориальное деление (районирование) страны
  • 10. Показатели, характеризующие межрегиональные связи страны
  • 11. Экономическая эффективность производства
  • 12. Стратегический план развития региона: понятие, этапы разработки. Альтернативы регионального развития
  • 13.Индикативное планирование регионального развития
  • 14. Программно – целевое регулирование развития регионов
  • 15. Региональная политика государства: сущность, цели, инструменты проведения
  • 16. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил
  • 17. Понятие самовоспроизводства и саморазвития регионов. Особенности российских регионов как объектов реализации принципов саморазвития
  • 19. Сущность, цели и средства инвестиционной политики регионов
  • 20. Генеральная схема развития и размещения производительных сил страны как инструмент социально – экономического развития региона
  • 21. Задачи, особенности, пути решения проблемы дефицита регионального бюджета
  • 22. Совершенствование финансово – бюджетных отношений в регионе
  • 23. Инвестиционный климат региона и пути его улучшения
  • 24. Региональный экономический интерес. Возможности выравнивания региональных диспропорций
  • 26. Структура и функции органов управления экономикой региона
  • 27. Мониторинг региональных ситуаций и региональных проблем
  • 28. Отраслевая структура производства в регионе
  • 29. Регулирование занятости в регионе
  • 30.Государственное регулирование свободных экономических зон
  • Система государственного и муниципального управления
  • 2. Местное самоуправление: сущность, понятия, признаки. Теории местного самоуправления
  • 3.Концепция и сущностные признаки местного самоуправления
  • 4. Местное самоуправление как составная часть системы управления государством. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления.
  • 5. Фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в рф» №131, его основные положения
  • 7. Организационные основы местного самоуправления
  • 8. Экономическая основа местного самоуправления
  • 9. Правовые основы местного самоуправления
  • 10. Основные научные школы о государстве и управлении
  • 11. Региональное управление: разграничение предметов ведения, органы государственной власти в субъектах рф
  • 12. Типология муниципальных образований. Особенности города как муниципального образования
  • 13. Местные интересы, роль и функции местного самоуправления в обществе
  • 14. Муниципальное образование как территориальное звено местного самоуправления
  • 15. Конституционные основы государственного и муниципального управления
  • 16. Федеральные органы законодательной власти рф
  • 17. Федеральные органы исполнительной власти рф
  • 18. Возникновение и развитие местного самоуправления. Местное самоуправление в России на различных исторических этапах
  • 19. Основы государственной и муниципальной социальной политики
  • 20. Муниципальная служба: понятие, признаки, правовая регламентация, прохождение. Муниципальные должности и квалификации муниципальных служащих
  • 21. Специфика муниципального управления. Муниципальное управление как вид управленческой деятельности. Особенности управления в муниципальной сфере
  • 22. Эффективность муниципального управления: оценка, критерии и измерители. Определение эффективности организации муниципального управления
  • 23. Организационная структура местной администрации
  • 24. Муниципальная деятельность и муниципальная политика
  • 25. Непосредственное участие граждан в местном самоуправлении
  • 26. Устав муниципального образования как его основной нормативно - правовой акт. Положения устава муниципального образования
  • 27. Муниципальные услуги: характеристика, классификация, измерители объема и результативности. Роль органов местного самоуправления в оказании муниципальных услуг
  • 28. Кадровое обеспечение муниципального управления
  • 29. Информационное обеспечение муниципального управления
  • 30. Разработка и реализация государственной политики
  • 4. Функции управления: понятие, значение, классификация

    Функции управления – это относительно самостоятельные, специализированные и обособленные виды управленческой деятельности. Для того чтобы считаться таковой, функция управления должна иметь четко выраженное содержание, разработанный механизм ее осуществления и определенную структуру, в рамках которой завершается ее организационное обособление. Под содержанием подразумеваются действия, которые должны осуществляться в рамках конкретной функции.

    Содержание действий и функций, осуществляемых в процессе управления, зависит от типа организации (административная, общественная, образовательная и т.д.), от размеров и сферы ее деятельности (производство, торговля, оказание услуг), от уровня в управленческой иерархии (высший уровень руководства, средний или нижний), от роли внутри организации (производство, маркетинг, финансы, кадры) и целого ряда других факторов. Однако, несмотря на разнообразие функций управления в организации, существуют однородные виды деятельности. В 1916 г. А. Файоль, который впервые разработал эту концепцию, писал, что существует пять исходных функций: управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать. Речь идет о функциях, которые являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей (размера, назначения, формы собственности и т.д.) той или иной организации, поэтому их называют общими. Современные исследователи разработали несколько иной перечень основных управленческих функций: планирование, организация, распорядительство (или командование), мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок. Практически в каждой работе по управлению перечень основных управленческих функций несколько отличается от других.

    Выделяют пять общих функций управления:

    – планирование (выбор целей и план действий по их достижению);

    – организация (распределение задач между подразделениями или работниками и установление взаимодействия между ними);

    – мотивация (стимулирование исполнителей к осуществлению запланированных действий и достижению поставленных целей);

    – контроль (соотнесение реально достигаемых или достигнутых результатов с запланированными);

    – координация (обеспечивает соответствие и согласованность между различными частями управляемой системы путем установления рациональных связей).

    Эти пять общих функций управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений.

    Планирование является первой, важнейшей функцией процесса управления. Если плановые показатели недостаточно обоснованы, то, как бы хорошо организация ни работала на последующих этапах, результат будет низким.

    – установление целей и задач;

    – разработку стратегий, программ и планов для достижения целей;

    – определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам;

    – доведение планов до всех, кто их должен выполнять и кто несет ответственность за их реализацию.

    Следующей функцией управления является организация. Задача ее – формирование структуры организации, обеспечение ее всем необходимым. Кроме того, деление на части и делегирование выполнения общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий.

    При этом важное значение имеет рациональная организация управленческих процессов. Эти процессы подразделяются на основные, вспомогательные и обслуживающие. При этом в качестве предмета труда выступают управленческое решение, информация, документы. Если операция направлена на изменение параметров предмета труда, то процесс является основным. К обслуживающим управленческим процессам относятся накопление, контроль и передача предмета труда, к вспомогательным – операции, в результате которых создаются нормальные условия для выполнения основных и обслуживающих процессов.

    Мотивация – процесс побуждения себя и других людей к деятельности для достижения целей организации и личных целей. Руководители всегда мотивировали своих работников, осознавали они это или нет.

    Мотивацию по целесообразию рассматривают как процесс. В связи с этим ее можно представить в виде шести следующих одна за другой стадий:

    – возникновение потребности;

    – поиск путей устранения потребности;

    – определение целей (направления) действия;

    – осуществление действия по удовлетворению потребности;

    – получение вознаграждения за осуществление действия;

    – удовлетворение, устранение потребности.

    Функция процесса управления – контроль устанавливает степень соответствия принятых решений фактическому состоянию системы управления, реально достигнутых результатов и целей запланированным, выявляет отклонения и их причины.

    Для осуществления контроля требуется учет выполнения всех планов, программ и заданий. Параметрами при этом могут быть количество, качество, затраты, исполнители и сроки. Расход ресурсов желательно учитывать по всем видам ресурсов и товаров, стадиям жизненного цикла и подразделениям.

    Функция процесса управления – координация обеспечивает его бесперебойность и непрерывность. Главная задача координации – обеспечение взаимодействия и согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Характер этих связей может быть самым различным, так как зависит от координируемых процессов. Поэтому для выполнения этой функции могут использоваться как всевозможные документальные источники (отчеты, докладные, аналитические материалы), так и результаты обсуждений возникающих проблем на совещаниях, собраниях, при интервьюировании и т.д. Большую роль при этом играют технические средства связи, помогающие быстро реагировать на отклонения в нормальном ходе работ в организации.

    "

    УПРАВЛЕНИЕ КАК НАУКА. ВВЕДЕНИЕ В УПРАВЛЕНИЕ

    Понятия «управление» и «менеджмент»; управ­ление как функция и процесс, как аппарат управ­ления и управленческий персонал организации, как искусство (практика), как область человеческого знания (наука).

    Школа научного менеджмента, классическая (административная) школа управления, школы человеческих отношений и поведенческих наук, ко­личественный, системный и ситуационный подхо­ды, теории конца XXв. Принципы менеджмента.

    Современная система взглядов на управление. Особенности управления предприятиями и организациями Российской Федерации в переходный период.

    Управление и менеджмент

    В годы перехода нашей экономики на рыночные основы ведения хозяйства наряду с привычным словосочетанием «управление организацией или предприятием» стало нередким и другое - «менеджмент организации или предприятия». В настоящее время они чаще всего используют­ся как понятия идентичные, взаимозаменяемые. Основанием для этого является одинаковая сущ­ность категорий, выражаемых русским словом «управление» и английским «менеджмент» (management). Это находит отражение в определени­ях данных понятий в фундаментальных работах отечественных и зарубежных авторов, где раскрывается их содержание.

    Менеджмент и управление в специальной управленческой литературе рассматриваются практически с одних и тех же позиций, что в известной мере отражено в табл. где представлены наиболее часто используемые подходы к определению их сущности и роли в обществе.

    Таблица Подходы к определению сущности и роли управления и менеджмента

    Такое совпадение не случайно, так как его основу составляют объективные процессы общественного развития, оказывающие влияние на трактовку понятий и подходы к раскрытию их содержания. С учетом этого мы используем термины «менеджмент» и «управление» как тождественные.

    Управление как функция и процесс

    Многовековое развитие менеджмента предопределило выделение деятельности по управлению в отдельную функцию, которая по своему назначению и содержанию выполняемых работ принципиально отличается от производственной функции. Это произошло в связи с зарождением капитализма и началом индустриального прогресса европейской цивилизации. Главным рево­люционным преобразованием этого периода в области менеджмента было его отделение от собственности и зарождение профессионального менеджмента. В нем существенную роль стали играть менеджеры, профессионально подготовленные для того, чтобы направлять деятельность других членов организации и эффективно решать задачи, отражающие предназначение организации.

    Управление как функция реализуется через выполнение ряда управленческих действий, получивших название функций управления. Впервые их состав был сформулирован А. Файолем, который выделил пять исходных функций управления: планирование, организовывание, распоряжение, координирование и контроль.

    В последующих разработках состав универсальных управленче­ских действий несколько видоизменялся, отражая важность или приоритетность тех или иных видов работ. В течение 20 лет, начи­ная с середины 1950-х гг., во многих зарубежных учебниках функ­ции управления рассматривались как: процессы планирования, организовывания, работы с персоналом, командования и контроллинга. В отечественных работах в 1960-е гг. было введено понятие «общие функции управления». В их составе выделялись: планиро­вание, организация, координирование, мотивация и контроль.

    В настоящее время в большинстве учебников управленческий процесс рассматривается в составе четырех базовых составляющих: планирование, организовывание, руководство (лидерство) и конт­роль. Их содержание раскрывается следующим образом:

    Планирование - вид управленческой деятельности, связанной с установлением целей, разработкой стратегии и планов организации и ее составных частей;

    Организовывание - формирование структуры организации и управления, а также обеспечение всем необходимым для ее нормальной работы: персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами, рабочими местами и пр.;

    Руководство (лидерство) - деятельность по мотивации персо­нала, активизации людей, работающих в организации, выбору наиболее эффективных каналов коммуникации и разрешению организационных конфликтов;

    Контроль - мониторинг исполнения, сравнение результатов с целями, корректировка существенных отклонений, а также количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации.

    Рассмотрение управления как функции связано с разработкой состава, содержания всех видов управленческой деятельности, а также их взаимосвязи в пространстве и времени. Подробно эти вопросы рассматриваются в последующих главах.

    Процессный подход к управлению отражает необходимость интегрировать все виды деятельности по решению управленческих задач в единую цепочку, разорванную в результате «чрезмерного увлече­ния» функциональным подходом, при котором каждая из функций рассматривается вне связи с другими. При этом внимание фоку­сируется на взаимосвязанности отдельных действий, каждое из которых, в свою очередь, является процессом. Таким образом, управление представляется как динамически изменяющиеся в про­странстве и времени, связанные между собою управленческие функции, целью которых является решение проблем и задач орга­низации. Этот подход к управлению детально рассмотрен в ниже.

    Управление - это люди, управляющие организацией

    Процесс управления обеспечивается профессионально подго­товленными специалистами в области управления, которые фор­мируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. Умение ставить и реализовывать цели основатель школы научного менеджмента Ф.У. Тейлор определял как искусство точно знать, что предстоит сделать и как: сделать это самым лучшим и дешевым способом. Этим искусством должна обладать определенная категория людей - менеджеры, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями всего пер­сонала для достижения целей. Они обеспечивают условия для про­изводительного и эффективного труда занятых в организации ра­ботников и получение результатов, соответствующих целям. По­этому управление - это еще и умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, ра­ботающих в организации.

    Отсюда - необходимость внимания к таким факторам, как ор­ганизационная культура*, различные формы демократизаций управления, участие работающих в прибылях, собственности, управлении, стиль руководства и лидерство. Автократический стиль управления должен уступить место более демократическим отношениям между менеджерами и прочими работниками; эта обязательное условие повышения качества менеджмента на совре­менном этапе.

    Организационная культура определяется как наличие у всех работа­ющих единых ценностей, общих целей, их непосредственное участие в выработке путей достижения целей, заинтересованность в обеспече­нии конечных результатов организации.

    Управление нередко идентифицируется с органами или аппаратом управления. Менеджмент - специфический орган современных организаций, как коммерческих, так и некоммерческих. Без него организация как целостное образование не может существо­вать и работать эффективно. Главная задача людей, занятых в этом аппарате, - это эффективное использование и координация всех ресурсов организации (капитала, зданий, оборудования, материа­лов, труда, информации) для достижения ее целей. Поэтому они должны:

    Знать, как планировать, организовать и управлять организацией и людьми;

    Знать и уметь применять технологию управленческих работ в определенной области (например, общем менеджменте, финан­сах или маркетинге);

    Учитывать особенности отрасли и организации, в которой они работают (цели, политику, историю, сильные и слабые стороны, роль в отрасли, культуру).

    Аппаратный подход к управлению фокусирует внимание на его структурном составе, на характере связей между звеньями и элементами структуры управления, на степени централизации и де­централизации распределения функций, на полномочиях и ответственности работников, занимающих разные позиции (должности) в аппарате. Подробно эти вопросы освещаются ниже

    Управление - это искусство и наука

    Понятие об управлении как искусстве , т.е. способности эффективно применять накопленный опыт на практике, сложилось еще в древности, когда границы мира искусства и мира науки не осо­знавались сколько-нибудь отчетливо. Искусство управления накапливалось в течение всей истории развития менеджмента, на­считывающей, как известно, несколько тысячелетий.

    Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации - это сложные социально-технические системы, на функционирование которых воздействуют многочис­ленные и разнообразные факторы как внешней, так и внутренней среды. Люди, работающие в организациях и с организациями, - это самый главный фактор, учет которого требует не только ис­пользования научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях. Ведь каждый работник обладает своим осо­бенным характером, имеет свою систему ценностей и мотивы к труду и т.д. Поэтому нередко менеджмент рассматривается как ис­кусство, которое, подобно медицине или инженерному делу, долж­но опираться на лежащие в его основе концепции, теории, прин­ципы, формы и методы. Такой подход позволяет соединить науку и искусство управления в единый процесс, требующий не только постоянного пополнения научных знаний, но и развития личност­ных качеств менеджеров, их способности применять знания в практической работе.

    Менеджмент выделился в самостоятельную область человече­ских знаний, в науку, только в конце XIX в., хотя достаточно четкое разграничение науки и искусства произошло в XVIII в., когда пред­ставление об искусстве стало соединяться с понятиями «прекрас­ное», «чувственное», «эстетическое», а научная деятельность нача­ла все больше связываться с «разумом», «логикой», «рассудком». Управление как наука имеет свой предмет изучения, свои специфи­ческие проблемы и подходы к их решению. Научную основу этой дисциплины составляет вся сумма знаний об управлении, накоп­ленная за сотни и тысячи лет практики и представленная в виде кон­цепций, теорий, принципов, способов и форм управления. На про­тяжении более чем вековой истории наука управления разрабаты­вает свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целена­правленной деятельности людей в процессе управления.

    Первые работы, в которых была сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования основ научного управления, появились за рубежом к концу XIX - началу XX в. Это было ответом на потребности промышленного развития, которое все больше приобретало такие специфические черты, как массовое производство и массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций и акционерных обществ. Предприятия-гиганты испыты­вали острую необходимость в рациональной организации произ­водства и труда, в четкой и взаимосвязанной работе всех подраз­делений и служб, менеджеров и исполнителей в соответствии с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами.

    Основателем школы научного менеджмента был Ф.У. Тейлор - инженер-практик и менеджер, решавший в своей повседневной работе вопросы рационализации производства и труда с целью по­вышения производительности и эффективности. Изучая способы выполнения работ и трудовых операций, Ф. Тейлор сформулировал четыре принципа управления индивидуальным трудом рабочих:

    Научный подход к выполнению каждого элемента работы;

    Научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего;

    Кооперация с рабочими;

    Разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими.

    Другой известный специалист в области менеджмента А. Файоль предложил формализованное описание работы управляющих в организациях и сформулировал принципы управления, которыми предлагалось руководствоваться при решении управленческих за­дач и выполнении функций менеджмента (табл.). А. Файоль считается основателем так называемой классической (администра­тивной) школы управления.

    В нашей стране идеи научного управления в условиях нового общественного строя и социалистической системы хозяйствова­ния развивали А.А. Богданов, Н.А. Витке, А.К. Гастев, О.А. Ерманский, Е.Ф. Розмирович и многие другие ученые и практики, работавшие в различных организациях и институтах научной ор­ганизации труда. Система взглядов, в течение 70 лет определявшая развитие теории и практики управления, сформировалась под воз­действием марксистской парадигмы экономического развития. В ней критерием социальной ориентации экономики выступало всестороннее развитие личности. Роль экономического фундамен­та справедливого распределения по результатам труда выполняла общественная собственность на средства производства, а план вы­ступал как регулятор производства.

    В процессе построения социалистического общества создава­лась экономическая теория особого типа. Она обосновала не­обходимость реализации таких принципиальных положений, как концентрация производства, его монополизация на госу­дарственных предприятиях, ориентация производственной специализации на народно-хозяйственную эффективность, за­крытость единого народно-хозяйственного комплекса страны. В соответствии с этим управленческая наука развивала фунда­ментальные положения, обосновывающие необходимость цент­рализации управления, моноцентрической системы хозяйствова­ния, прямого управления предприятиями со стороны государства, ограничения хозяйственной самостоятельности предприятий, жесткой системы распределения и связей между предприятиями. Эта система взглядов находила отражение в теоретических разра­ботках и практике управления социалистическим производ­ством.

    ТаблицаПринципы менеджмента (20-е гг. XX в.)

    Принцип Содержание принципа
    1. Разделение труда Специализация работ, необходимая для эффективного использования I рабочей силы (за счет сокращения числа целей, на которые направля­ются внимание и усилия работающего)
    2. Полномочия и ответ­ственность- Каждому работающему должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за выполнение работы
    3. Дисциплина Рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководством предприятия, менеджеры должны применять справедлив вые санкции к нарушителям дисциплины
    4. Единоначалие Работник получает распоряжения и отчитывается только перед одним непосредственным начальником
    5. Единство действий Все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану
    6. Подчиненность личных интересов Интересы организации имеют преимущество перед интересами индивидов
    7. Вознаграждение персонала Получение работниками справедливого вознаграждения за свой труд
    8. Централизация Естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Лучшие результаты достигаются при верной пропорции между централизацией и децентрализацией. Полномочия (власть\ должны делегироваться пропорционально ответственности
    9. Скалярная цепь Неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии («цепь начальников»)
    10. Порядок Рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем рабочем месте
    11. Справедливость Установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи
    12. Стабильность персонала Установка работающих на лояльность по отношению к организации и долгосрочную работу, так как высокая текучесть снижает эффектив­ность
    13. Инициатива Поощрение работающих к выработке независимых суждений в грани­цах делегированных им полномочий и выполняемых работ
    14. Корпоративный дух Гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий («в единении - сила»)

    Одна из важнейших разработок этого периода - обоснование принципов управления, учитывающих такие особенности социа­листической системы хозяйствования, как централизация и прямое управление производственно-хозяйственной деятельностью пред­приятий со стороны государственных органов (табл.). С учетом этих принципов разрабатывалась теория функций, структур и про­цессов управления на предприятиях и в государственных органах.

    Таблица. Принципы управления социалистическим производством

    Принцип __ Содержание принципа
    1. Демократический центра­лизм Централизованное руководство народным хозяйством и пре­доставление хозяйственной самостоятельности коллективам предприятий
    2. Единоначалие и коллеги­альность Единоначалие предполагает железную дисциплину во время труда, беспрекословное подчинение воле руководителя, коллегиальность основана на широком участии трудящихся в управлении
    3. Единство политического и хозяйственного руковод­ства Политические задачи определяются с учетом состояния экономи­ки, уровня ее развития, экономических законов, хозяйствование направляется на выполнение планов
    4. Отраслевой и территори­альный подход Производство, создающее экономические условия жизни людей, управляется преимущественно отраслевыми органами, а инф­раструктура, определяющая социальные условия жизни населе­ния, - преимущественно территориальными органами
    5. Плановое ведение хозяй­ства Установление на длительный период направлений, темпов и пропорций развития производства от предприятия до народного хозяйства в целом
    6. Материальное и мо­ральное стимулирование труда Распределение материальных благ иудовлетворение потребно­стей людей по количеству и качеству затраченного ими труда с помощью материальных и моральных стимулов
    7. Научность Построение всей системы управления производством на достиже­ниях науки управления
    8. Ответственность Каждый работник предприятия должен точно знать свои обязанно­сти и права, а также за что он лично несет ответственность
    9. Подбор и расстановка кадров Каждый работник должен быть подобран так и поставлен на такой участок, где он может выполнять порученную работу наиболее эффективно
    10. Экономичность и эффек­тивность Эффективное сочетание людских и материальных ресурсов, наибольшая экономия сил и наиболее производительное приме­нение труда
    11. Преемственность хозяй­ственных решений Основу составляет единство экономических явлений и процессов как последовательности количественных и качественных измене­ний, осуществляемых во времени и пространстве

    Наряду с этим в отечественной науке управления проводились ак­тивные исследования законов и закономерностей управления со­циалистическим производством. Были сформулированы и обоснова­ны, как объективно отражающие особенности управления социалис­тическим общественным производством, законы единства системы управления, пропорциональности производства и управления, опти­мального соотношения централизации и децентрализации функций управления, участия трудящихся в управлении, соотносительности управляющей и управляемой систем.

    На рубеже 50-60-х гг. XX в. в научных разработках по управле­нию организациями произошел качественный сдвиг, оказавший влияние на все последующие выводы и положения науки. Это было связано с широким использованием предприятиями количествен­ного подхода к принятию управленческих решений на базе разра­боток по исследованию операций, математических и статистичес­ких моделей, применяемых в военных целях во Второй мировой войне. Дальнейшее развитие принципов системного подхода при­вело к тому, что каждое предприятие стало рассматриваться как система, состоящая из взаимозависимых и взаимосвязанных час­тей, вместе реализующих его предназначение. Четко обозначилось деление всех систем назакрытые и открытые . Первые не испыты­вают на себе влияния окружения и не взаимодействуют с ним. Вто­рые, наоборот, функционируют и развиваются на базе тесного взаимодействия со своим окружением и зависят от него.

    Научные разработки, базирующиеся на количественном и сис­темном подходах к менеджменту, углубили понимание сложных управленческих проблем путем их моделирования и позволили шире применять количественные методы при принятии решений в сложных ситуациях. На основе исследования операций и мате­матических моделей стали решаться сложнейшие задачи управле­ния запасами, распределения ресурсов, массового обслуживания и многие другие. Разработки в области системного подхода суще­ственно увеличили возможности управленческого контроля за все­ми переменными, оказывающими воздействие на успех организа­ции.

    Логическим продолжением системных исследований явились также разработки ситуационного подхода, который соединил в себе ряд идей остальных научных направлений. В центре этого подхо­да - конкретная ситуация, т.е. набор обстоятельств, с которыми сталкивается организация в процессе своего функционирования. Управление этой ситуацией осуществляется путем выделения наи­более важных в конкретных обстоятельствах переменных, взаимо­связанное рассмотрение которых позволяет решать возникшие проблемы. Состав и содержание ситуационных переменных пред­определяются системными чертами и свойствами как самой орга­низации, так и ее окружения.

    Научный фундамент управления продолжает пополняться но­выми знаниями. Примерно с середины 80-х гг. XX в. в центре вни­мания теоретиков и практиков оказались проблемы культуры ор­ганизации и инновационного менеджмента, а в 90-е на первое

    место вышли разработки по лидерству, с которым современные организации связывают надежды на будущее.

    В табл. представлены в обобщенном виде ключевые поло­жения концепций главных школ, оставивших заметный след в со­временном понимании проблем науки управления.

    Таблица Вклад в современную науку управления различных школ и научных направлений XX в.

    Научные направления и ключевые положения | концепций Основные щей, используемые современным менеджментом
    I Научное управление и классическая (административная) школа (20-е гг.)
    Научные принципы организации труда Рационализация трудовых операций г Разделение труда в управлении Процессный подход к управлению Научный подход к менеджменту и его принци­пам Анализ способов выполнения работ Управление как серия непрерывных взаимосвя­занных действий
    Школы Человеческих отношений (30-е гг.) и Поведенческих наук (50-е гг.)
    Коллектив как особая социальная группа Межличностные отношения как фактор роста эффективности и потенциала каждого работника Использование факторов коммуникации, группо­вой динамики, мотивации и лидерства Отношение к членам организации как к активным- человеческим ресурсам
    Теория принятия решений и Количественный подход (50-60-е гг.)
    Разделение процесса разработки решений на стадии и серию шагов Применение методов количественных измере­ний Субъективный подход к оценке рациональности решений Использование количественных моделей, мето­дов и измерителей при принятии решений
    Системный (50-е гг.) и Ситуационный (60-е гг.) подходы
    Взаимодействие и взаимосвязь всех частей организации Учет воздействия факторов окружающей среды Анализ ситуационных переменных Рассмотрение организации как целостной системы Значение анализа внешней среды для органи­зации Принятие решений с учетом сложившейся ситуации
    Теории Стратегии (60-е гг.), Инноваций и Лидерства (80-90-е гг.)
    Непрерывность взаимодействия организации с окружающей средой и разработка стратегии развития организации Инновации как основа конкурентоспособности Лидерство Разработка стратегии организации как метод конкурентной борьбы Инновационный подход к изменениям в орга­низации Радикальное изменение взаимоотношений между персоналом и руководством

    Примечание. В скобках приведены годы, характеризующие период активных разработок по данным направлениям.


    Как уже отмечалось, впервые попытки классификации управленческих функций были предприняты представителем классической школы управления – Анри Файолем, который распределил все операции, имеющие место в организации, на шесть групп:

    1. технические (производство, изготовление, переработка);

    2. коммерческие (покупка, продажа, обмен);

    3. финансовые (изыскание капиталов и управление ими);

    4. страховые (по охране имущества и лиц; связанные с безопасностью);

    5. учетные (бухгалтерские; инвентарь, баланс, издержки, статистика);

    6. управленческие (административные), состоящие из элементов планирования, организации, руководства, координации и контроля

    Как видно из предложенной классификации, функции управления появляются в рамках административных операций в организации, которые и составляют сущность управления.

    Однако с позиции классической школы , управленческие функции рассматривались независимо друг от друга. Процессный подход к эволюции менеджмента решает указанную проблему и позволяет рассматривать управление как процесс взаимосвязанных действий, направленных на достижение целей организации.

    Согласно процессному подходу , управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других – это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями (функциями управления). Каждая управленческая функция представляет собой процесс, потому что тоже состоит из взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.

    П. В. Шеметов определяет функцию управления как определенный вид трудовой деятельности, обособившийся в процессе специализации управленческого труда.

    Процесс управления – необходимая последовательность действий, из которых складывается воздействие менеджера на коллектив, т.е. воздействие управляющей подсистемы на управляемую.

    Содержание управления раскрывается в его функциях . Е. П. Михалева считает, что функции как таковые представляют собой совокупность систематически повторяющихся действий менеджеров всех уровней, обеспечивающих процесс управления организацией. Функции (управления) – виды деятельности, с помощью которых субъект управления (руководитель, аппарат управления) воздействует на управляемый объект (трудовой коллектив).

    П. В. Шеметов определяет функции управления в общем виде как совокупность относительно однородных по некоторому признаку действий, направленных на достижение частной цели и в то же время подчиненных общей цели управления.

    Несмотря на разнообразие, функции делятся на общие и конкретные (частные). Общие функции – часть управленческого цикла, характеризующаяся регулярным видом деятельности. П. В. Шеметов считает, что общие функции – это виды деятельности, не связанные с особой спецификой объекта управления и общие для всех органов управления.

    По мнению М. Мескона, М. Альберта, Р. Хедоури, общими функциями являются планирование, организация, мотивация и контроль.

    По мнению И. Н. Герчиковой, работа менеджера заключается в выполнении управленческих функций, к которым относятся планирование, организация, мотивация и контроль.

    Специалисты в области менеджмента также выделяют такие общие функции , как:

    Целеполагание,

    Планирование,

    Прогнозирование,

    Организация,

    Координация и регулирование;

    Мотивация, активизация, стимулирование,

    Руководство,

    Контроль, учет и анализ.

    Они представляют собой части управленческого цикла, определяют специализацию труда. Особенностью функций является их взаимное проникновение друг в друга.

    По мнению Э. М. Короткова, указанные функции являются основными (общими), поскольку они реализуются в управлении любым объектом и составляют содержание управления объекта как такового независимо от особенностей объекта и условий управления.

    Конкретные функции (специальные) определяются по принадлежности к конкретной стадии производственного процесса. Конкретные функции управления могут иметь следующую классификацию:

    1. По признаку воздействия на все сферы деятельности организации в целом: перспективное и текущее экономическое и социальное планирование, организация работы по стандартизации, учет и отчетность и экономический анализ

    2. По признаку воздействия на отдельные стадии производственного процесса : управление технической подготовкой производства, организация производства, управление технологическим процессами, оперативное управление производством, организация метрологического обеспечения, технический контроль и испытания, маркетинг

    3. По признаку воздействия на отдельные факторы производства управление персоналом, управление организацией труда, организация творческой деятельности трудового коллектива, МТС, капитальное строительство, финансы

    Специальные функции – это подфункции конкретной функции управления.

    Функции планирования, целеполагания

    3. ПРИРОДА И СОСТАВ ФУНКЦИЙ МЕНЕДЖМЕНТА

    Логическая структура раздела


    3.1. Понятие и классификация функций управления

    В целом область деятельности, называемая менеджментом фирмы, может быть разделена на отдельные функции, которые сосредоточены в трех основных группах:
    - общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);
    - управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);
    - конкретные области управления (маркетинг, НИОКР, производство, кадры, финансы, основные фонды).

    Если структурные стороны деятельности предприятия определены, то все функции управления разделяются на общие и конкретные.

    Функция управления - вид деятельности, основанный на разделении и кооперации менеджмента и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект со стороны субъекта управления.

    Функции управления и установление объема работ по каждой функции являются основой для формирования структуры управляющей системы и взаимодействия ее компонентов.

    Общие функции выделяются по этапам (стадиям) управления. В соответствии с ГОСТ 24525.0-80 к ним относятся:
    - прогнозирование и планирование;
    - организация работы;
    - мотивация;
    - координация и регулирование;
    - контроль, учет, анализ.

    Функции, выделяемые по сфере деятельности, называются конкретными. ГОСТ рекомендует их типовой состав:
    - перспективное и текущее экономическое и социальное планирование;
    - организация работ по стандартизации;
    - учет и отчетность;
    - экономический анализ;
    - техническая подготовка производства;
    - организация производства;
    - управление технологическими процессами;
    - оперативное управление производством;
    - метрологическое обеспечение;
    - технологический контроль и испытания;
    - сбыт продукции;
    - организация работы с кадрами;
    - организация труда и заработной платы;
    - материально-техническое снабжение;
    - капитальное строительство;
    - финансовая деятельность.