Основоположник теории черт. Теории личностных черт

1. Личность представляет собой результат взаимодействия способностей, прошлого опыта и ожиданий индивидуума, с одной стороны, и окружающей среды – с другой, по мнению:

а) бихевиористов;

б) гештальтистов;

в) психоаналитиков;

д) когнитивистов.

2. Личность человека в значительной мере определяет оценку им ситуации, а также то, откуда исходит контроль за его поступками, по мнению:

а) бихевиористов;

б) гештальтистов;

в) фрейдистов;

г) когнитивистов.

3. Влияние интеллектуальных процессов на поведение человека подчеркивает теория личности:

а) аналитическая;

б) гуманистическая;

в) когнитивная;

г) деятельностная.

4. Дж. Келли считает, что когнитивно сложная личность отличается от когнитивно простой тем, что:

а) имеет лучшее психическое здоровье;

б) хуже справляется со стрессом;

в) имеет более низкий уровень самооценки;

г) менее адаптивна к социуму.

5. Основным в когнитивной теории личности является понятие:

а) «схема»;

б) «модель»;

в) «конструкт»;

г) «установка».

6. Ключевое понятие аналитической психологии – это:

а) артефакт;

б) архетип;

а) Э. Эриксон;

б) Г. Айзенк;

в) К. Роджерс;

г) Дж. Келли.

8. Метод семантического дифференциала предложен:

а) К. Спирменом;

б) Г. Айзенком;

в) Ч. Осгудом;

г) Дж. Келли.

9. Метатеория, явившаяся основанием для исследований «имплицитных теорий личности», стала:

а) теорией когнитивного диссонанса;

б) концепцией личностных конструктов Дж. Келли;

в) теорией баланса;

а) Л. Фестингер;

б) К. Левин;

в) У. Джемс;

г) П.В. Симонов.

11. Теории личностных черт пытаются описывать личность человека на основании:

г) его индивидуально-психологических особенностей.

12. Принцип функциональной автономии обоснован:

а) К. Роджерсом;

б) А. Маслоу;

в) Г. Олпортом;

г) К. Юнгом.

13. Теория личности, отрицающая наличие общего фактора, детерминирующего поведение, называется теорией:

а) символического интеракционизма;

б) мультифакторной;

в) социотехнических систем;

г) индетерминизма.

14. Теория личности К. Спенса – это теория личности:

а) бихевиористская;

б) психоаналитическая;

в) гуманистическая;

г) ассоционистская.

а) однофакторной;

б) двухфакторной;

в) трехфакторной;

г) четырехфакторной.

16. Интеракционизм как направление в современной западной психологии основывается на концепции:

а) Р. Бернса;

б) Э. Берна;

в) Дж. Мида;

г) Дж. Морено.

17. В схеме личности Г. Айзенка выделяются два измерения: стабильность/ нестабильность и:

а) подвижность/уравновешенность;

б) экстраверсия/интроверсия;

в) экстрапунитивность/интропунитивность;

г) психотизм/депрессия.

18. Интроверсия и экстраверсия, по Роршаху:

а) непротивоположные и невзаимоисключающие свойства личности;

б) сходные свойства личности;

в) необходимые условия для заболевания неврозами;

г) тенденции, более или менее присущие каждому.

19. Нейротизм как свойство личности входит в структуру личности:

а) по К. Хорни;

б) по З. Фрейду;

в) по Г. Айзенку;

г) по Э. Берну.

20. Согласно концепции Г. Айзенка, эмоционально неустойчивый интроверт – это:

а) холерик;

б) меланхолик;

в) сангвиник;

г) флегматик.

21. Личность рассматривается как совокупность особенностей поведения в концепции:

а) Дж. Кеттелла;

б) К. Леонгарда;

в) Э. Берна;

г) А. Маслоу.

22. Центр сознания и один из ключевых архетипов личности, по теории личности К. Юнга, – это:

а) эго;

б) персона;

г) самость.

23. Понятие «комплекс неполноценности» в научную терминологию ввел:

б) А. Адлер;

в) З. Фрейд;

г) К. Роджерс.

24. Любое поведение определяется своими последствиями:

а) по Б. Скиннеру;

б) по Дж. Уотсону;

в) по А. Бандуре;

г) по В. Кёлеру.

25. Бихевиористский подход рассматривает человека как результат:

а) постижения им последствий своего поведения;

б) когнитивной интерпретации различных ситуаций;

в) конфликтов между познавательными силами и реальностью;

г) взаимодействий между людьми.

26. Направление в психологии, сконцентрировавшее основное внимание в исследовании не на связи между стимулом и реакцией, а на характере их отношений, называется:

а) необихевиоризмом;

б) интербихевиоризмом;

в) социальным бихевиоризмом;

г) нейролингвистическим программированием.

27. Строгое соответствие между определенными биологическими структурами человека и его определенными личностными свойствами пытается установить направление диспозиционной теории личности:

а) жесткое;

б) мягкое;

в) формально-динамическое;

г) структурно-содержательное.

28. Среди «жестких» структурных моделей личности наиболее известной является модель личности, построенная:

а) А. Маслоу;

б) Г. Оллпортом;

в) Г. Айзенком;

г) К. Роджерсом.

29. Основоположником теории черт является:

а) Г. Олпорт;

б) Г. Айзенк;

в) К. Роджерс;

г) К. Левин.

30. Основоположником психодинамической теории личности является:

б) А. Адлер;

в) З. Фрейд;

г) Э. Фромм.

31. Теории личностных черт пытаются описывать личность человека на основании:

а) его физической конституции;

б) тех моделей, которым он подражает;

в) факторов, контролирующих его поступки;

г) индивидуальных особенностей субъекта.

32. Психоаналитическая концепция личности З. Фрейда относится:

а) к теориям черт личности;

б) к теориям типов личности;

в) к теориям инстанций личности;

г) к факторным теориям личности.

33. Рассматривая психическую структуру человека, З. Фрейд показал, что принципом удовольствия руководствуется:

а) «Оно»,

в) «Сверх-Я»;

г) «Супер-эго».

34. По З. Фрейду, бессознательное являет собой инстанцию психики:

а) асоциальную;

б) аморальную;

в) алогичную;

г) здоровую.

35. В теории З. Фрейда не рассматриваются как принцип регуляции психической жизни личности принципы:

а) реальности;

б) удовольствия;

в) постоянства;

г) отражения.

36. Многие черты личности обусловлены половыми влечениями, подавляющимися в детстве, согласно:

а) ассоцианизму;

б) бихевиоризму;

в) когнитивизму;

г) психоанализу.

37. З. Фрейд полагал, что Эдипов комплекс развивается на стадии:

а) оральной;

б) анальной;

в) фаллической;

г) генитальной.

38. Принцип, что чувства и поведение человека следует считать неадекватными, когда истолкование им ситуаций основано на иррациональных мыслях, лежит в основе подхода:

а) бихевиорального;

б) когнитивного;

в) деятельностного;

г) психоаналитического.

39. Проблема механизмов психологической защиты Я была впервые разработана:

а) в гештальтпсихологии;

б) в гуманистической психологии;

в) в бихевиоризме;

г) в психоанализе.

40. Гарантом психологической защищенности не является:

а) адекватная самооценка;

б) чувство принадлежности к группе;

в) склонность к надситуативной активности;

г) ригидность мышления.

41. Психологическую защиту как следствие противоречий в структуре «Я» рассматривает(ют):

а) неофрейдизм;

б) персоналистские теории;

в) отечественная психология;

г) когнитивная психология.

42. Замещение действия с недоступным объектом на действие с доступным называется:

а) рационализацией;

б) вытеснением;

в) забыванием;

г) переносом.

43. Замещение не может проявляться:

а) в изменении чувств;

б) в изменении мотивов;

в) в изменении отношений личности на противоположные;

г) в регрессии.

44. Преобразование энергии инстинктивных влечений в социально приемлемые способы деятельности называется:

а) рационализацией;

б) идентификацией;

в) сублимацией;

г) вытеснением.

45. Возвращение к онтогенетически более ранним, инфантильным стратегиям поведения называется:

а) отрицанием;

б) регрессией;

в) вытеснением;

г) подавлением.

46. Понятие «сублимация» введено в научный словарь:

а) К. Юнгом;

б) А. Адлером;

в) З. Фрейдом;

г) Г. Гельмгольцем.

47. Суть проекции заключается:

а) в приписывании другим людям собственных чувств;

б) в ориентации поведения на доступную цель;

в) в отрицании реальных фактов;

г) в выборе поведения, противоположного подавленному.

48. Более зрелым психологическим механизмом защиты считается:

а) отрицание;

б) вытеснение;

в) проекция;

а) проекция;

б) вытеснение;

в) сублимация;

г) подавление.

50. Справиться с комплексом Эдипа помогает одна из форм психологической защиты. Это:

а) вытеснение;

б) проекция;

в) идентификация;

г) сублимация.

51. У девочки комплексу Эдипа соответствует комплекс:

а) Электры;

б) Афродиты;

г) А.Фрейд.

52. По А. Адлеру, комплекс неполноценности не является:

а) следствием дефекта;

б) универсальной движущей силой развития личности;

в) следствием фрустрации потребности в преодолении неблагоприятных обстоятельств;

г) силой, тормозящей развитие.

53. По А. Адлеру, склонность опаздывать на свидания или потребность любой ценой вызвать восхищение выступает следствием:

а) комплекса неполноценности;

б) комплекса превосходства;

в) чувства неполноценности;

г) неадекватно разрешившегося Эдипова комплекса.

54. Согласно гуманистическим теориям самореализация тесно связана:

а) с комплексом превосходства;

б) с самоуважением;

в) с переоценкой собственного «Я»;

г) со способностью любить.

55. Только поведение, поддающееся наблюдению, может быть описано объективно, по мнению:

а) гештальтистов;

б) фрейдистов;

в) бихевиористов;

г) когнитивистов.

56. Поведение человека в проблемной ситуации, базирующееся на переборе «слепых» двигательных проб, лишь случайно приводящих к успеху, объяснил(а):

а) психология сознания;

б) гештальтпсихология;

в) бихевиоризм;

г) психоанализ.

57. В качестве элементов личности бихевиористская теории личности называет:

а) задатки;

б) рефлексы или социальные навыки;

в) способности;

г) темперамент.

58. Одним из основоположников социального научения в поведенческой теории личности является:

а) Дж. Уотсон;

б) Б. Скиннер;

в) А. Бандура;

г) К. Хорни.

59. По мнению А. Бандуры, формирование уверенности в том, что человек может и чего не может сделать, определяют:

а) 3 основных условия;

б) 4 основных условия;

в) 5 основных условий;

г) 6 основных условий.

60. В соответствии с типологией Э. Шелдона человек эктоморфного типа бывает:

а) застенчивым, предпочитает умственную работу;

б) сильным, мускулистым, динамичным и склонным к доминированию;

в) толстым, круглым, веселым и общительным;

г) маленьким, хрупким и чаще всего экстравертированным.

61. Истоки неврозов в тревожности, возникающей в межличностных отношениях, усматривает:

а) К. Хорни;

б) Г. Салливан;

в) Э. Фромм;

г) Э. Эриксон.

62. В основе человеческой природы лежит намерение, которое и определяет цели и ожидания каждого человека, согласно:

а) Э. Эриксону;

б) К. Бюлер;

в) Э. Шелдону;

г) А. Валлону.

63. «Расцвет» личности зависит от того, как человек справляется с каждым из восьми психосоциальных кризисов, через которые он проходит в своей жизни, согласно:

а) Э. Эриксону;

б) К. Бюлеру;

в) А. Валлону;

г) А. Маслоу.

64. Природу человека можно познать только благодаря аффективному опыту, через который она выражается «в данном месте и в данное время», согласно теориям личности:

а) бихевиоральным;

б) гуманистическим;

в) психоаналитическим;

г) когнитивистским.

65. Личность рассматривается как совокупность Я-состояний в концепции:

а) К. Роджерса;

б) А. Бандуры;

в) Э. Берна;

Последнее обновление: 13/03/2015

Ещё один подход к определению личности - диспозиционные теории.

Если бы кто-нибудь попросил Вас описать личность Вашего близкого друга, как бы Вы это сделали? Сразу приходят на ум описания вроде «общительный», «добрый» и «уравновешенный», не так ли? Всё это - черты характера. А что именно означает термин «черта»? Черту характера можно считать относительно устойчивой характеристикой, из-за которой люди ведут себя определенным образом. Такой подход к характеристике личности является одним из основных теоретических направлений в изучении личности. Теория личностных черт позволяет предположить, что личность каждого отдельного человека состоит из индивидуальных диспозиций.
В отличие от других теорий личности - таких, как, например, психоаналитические или гуманистические - диспозиционный подход к изучению личности ориентирован на различия между людьми. Сочетание и взаимодействие различных черт в каждом человеке образует уникальную во всех отношениях личность. Теории черт нацелены на выявление и возможное измерение этих индивидуальных особенностей личности.

Диспозициональная теория Гордона Олпорта

В 1936 году психолог Гордон Олпорт обнаружил в одном из словарей английского языка более 4000 слов, используемых для описания различных черт личности. В своей классификации он разделил эти черты на три группы (диспозиции):

  • Кардинальные черты характера - черты, которые доминируют в течение всей жизни индивида; часто до такой степени, что человек становится узнаваемым именно благодаря этим чертам. Люди с ярко выраженными особенностями зачастую становятся настолько известными, что их имена становятся синонимом этих качеств - отсюда в языке появляются такие понятия, как «нарцисс», «альфонс», «донжуан» и т.д. Олпорт предположил, что кардинальные черты всё-таки редки и, как правило, проявляются в более позднем возрасте.
  • Центральные черты характера. Это общие черты, которые формируют основные устои личности. Они, хотя и не столь ярко выражены, как кардинальные, являются основными характеристиками, которые мы можем использовать для описания другого человека. «Умный», «честный», «застенчивый» или «беспокойный» - как раз примеры центральных черт.
  • Вторичные черты. Они чаще всего связаны с отношением или предпочтениями, проявляются обычно лишь в определенных ситуациях или при определенных обстоятельствах. В качестве примера можно привести можно привести беспокойство, которое возникает у человека при необходимости говорить перед большой аудиторией, либо нетерпение, которое проявляется во время ожидания в очереди.

Шестнадцатифакторная модель личности Рэймонда Кэттелла

Один из видных психологов этого направления, Рэймонд Кэттелл, сократил количество основных личностных черт с более чем 4000 (в первоначальном списке Олпорта) до 171 - в основном, за счет исключения из составленного его предшественником списка нетипичных черт, а также объединения наиболее общих характеристик. Далее, Кэттелл провёл эксперимент - он попросил испытуемых оценить знакомых им людей при помощи этих признаков. Затем, используя статистический метод, известный как факторный анализ, он, в конечном итоге, сократил список всего до 16 главных качеств. По мнению Кэттелла, эти 16 черт являются источником всего разнообразия личностей. Он также разработал один из наиболее широко используемых способов оценки личности человека −16-факторный личностный опросник (16PF).

Три личностных измерения Ганса Айзенка

Есть что сказать? Оставть комментарий!.

Страница 25 из 42

Концепция черт личности.

Как указывалось в начале данной главы, с точки зрения диспозиционального подхода, не существует двух совсем одинаковых людей. Любой человек ведет себя с определенным постоянством и не так, как другие. Объяснение этому Ол­порт дает в своей концепции «черты», которую он считал наиболее валидной «единицей анализа» для изучения того, что представляют собой люди, и как они своим поведением отличаются друг от друга.

Что такое черта личности? Олпорт определял черту как «нейропсихи­ческую структуру, способную преобразовывать множество функционально эквивалент­ных стимулов, а также стимулировать и направлять эквивалентные (в значитель­ной степени устойчивые) формы адаптивного и экспрессивного поведения». Проще говоря, черта - это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Например, если кто-то по сути своей робок, он будет склонен оставаться спокойным и сдержанным во мно­гих различных ситуациях - сидя в классе, за едой в кафе, занимаясь уроками в общежитии, делая с друзьями покупки. Если человек в основ­ном дружелюбен, он будет скорее разговорчивым и общительным в тех же самых ситуациях. Теория Олпорта утверждает, что поведение человека относительно стабильно с течением времени и в разнообразных ситуациях.

Черты - это психологические особенности, преобразующие множество сти­мулов и обусловливающие множество эквивалентных ответных реакций. Такое понимание черты означает, что разнообразные стимулы могут вызвать одинаковые ответные реакции, как и множество реакций (чувства, ощущения, интерпретации, поступки) могут иметь одинаковое функциональное значение. Для иллюстрации этой мысли Олпорт приводит в качестве примера случай с вымыш­ленным мистером Маккарли, главной психологической особенностью которого является «боязнь коммунизма». Эта его черта делает равнознач­ными для него такие «социальные стимулы», как русские, афро-американцы и соседи-евреи, либералы, большинство преподавателей колледжа, организации борьбы за мир, ООН и т.д. Всем им он наклеивает ярлык «коммунистов». Мистер Маккарли может поддерживать ядерную войну с русскими, писать враждебные письма в местные газеты о чернокожих, голосовать за экстремист­ских политических кандидатов и политиков правого крыла, примкнуть к ку-клукс-клану или обществу Джона Берча, критиковать ООН и/или принимать участие в любом из целого ряда других подобных враждебных действий.

Нет необходимости говорить, что человек может участвовать в подобных ак­циях, не обязательно обладая чрезмерной враждебностью или страхом перед ком­мунистами. И кроме того, любой, кто голосует за кандидатов правого крыла или является противником ООН, не обязательно подпадает под ту же самую личност­ную категорию. Однако этот пример показывает, что черты личности формируют­ся и проявляются на основе осознания сходства. То есть многие ситуации, воспри­нимаемые человеком как равнозначные, дают толчок к развитию определенной черты, которая затем сама инициирует и выстраивает разнообразные виды пове­дения, эквивалентные в своих проявлениях данной черте. Эта концепция эквива­лентности стимула и реакций, объединенных и опосредо­ванных чертой, и является главной составляющей теории личности Олпорта.

Согласно Олпорту черты личности не связаны с небольшим числом специфи­ческих стимулов или реакций; они являются генерализованными и устойчивыми. Обеспечивая сходство ответов на многочисленные стимулы, черты личности при­дают значительное постоянство поведению. Черта личности - это то, что обус­ловливает постоянные, устойчивые, типичные для разнообразных равнозначных ситуаций особенности нашего поведения. Это жизненно важная составляющая нашей «личностной структуры». В то же самое время черты личности могут быть и определяющими в рисунке поведения человека. Например, доминирование как личностная особенность может проявляться лишь тогда, когда человек находится в присутствии значимых других - со своими детьми, с супругом или близким знако­мым. В каждом случае он немедленно становится лидером. Однако черта домини­рования не активируется в ситуации, когда этот человек обнаруживает десятидол­ларовую купюру на пороге приятельского дома. Подобный стимул вызовет скорее проявление честности (или, наоборот, нечестности), но не доминантности. Таким образом, Олпорт признает, что индивидуальные особенности укрепляются в соци­альных ситуациях и добавляет, что любая теория, рассматривающая личность как нечто стабильное, фиксированное, неизменное, неверна. Точно так же вода может иметь форму и структуру жидкости, твердого тела (лед) или субстанции вроде снега, града, слякоти - ее физическая форма определяется температурой окружающей среды.

Следует, однако, подчеркнуть, что черты личности не пребывают в дремлющем состоянии в ожидании внешних стимулов. На самом деле люди активно выиски­вают социальные ситуации, способствующие проявлению их особенностей. Чело­век, обладающий выраженной предрасположенностью к общению, не только явля­ется прекрасным собеседником, когда находится в компании, но и проявляет ини­циативу в поиске контактов, когда оказывается в одиночестве. Иными словами, человек не является пассивным «респондентом» на ситуацию, как мог бы полагать Б. Ф. Скиннер. Скорее наоборот, ситуации, в которых личность оказывается чаще всего, - это, как правило, те самые ситуации, в которые она активно стремится попасть. Эти две составляющие функционально взаимосвязаны.

Не получается решить тест онлайн?

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов.

Закажите консультацию за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. В схеме личности Г.Айзенка выделяются два измерения: эмоциональная стабильность/нестабильность и:
подвижность/уравновешенность
экстраверсия/интроверсия
экстрапунитивность/интропунитивность
психотизм/депрессия

2. Личностные качества, предопределенные, главным образом, социальными факторами — это:
инстинкты
механическая память
ценностные ориентации
музыкальный слух

3. Возвращение к онтогенетически более ранним, инфантильным стратегиям поведения называется:
отрицанием
регрессией
вытеснением
подавлением

4. Как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия, трактует личность:
А.Н.Леонтьев
С.Л.Рубинштейн
К.К.Платонов
А.С.Ковалев

5. Свойства человека, обусловленные генетическими факторами, — это:
воспитанность
авторитет
задатки
равнодушие

6. Проблема психических механизмов защиты была впервые разработана:
в гештальтпсихологии
в гуманистической психологии
в бихевиоризме
в психоанализе

7. Импульсивность, инициативность, гибкость поведения общительность, социальная адаптированность свойственны людям типа:
интровертированного
экстравертированного
интропунитивного
шизоидного

8. Обращенностью на окружающий мир характеризуется тип личности:
интропунитивный
интровертированный
экстравертированный
экстрапунитивный

9. Преобразование энергии инстинктивных влечений в социально приемлемые способы деятельности называется:
рационализацией
идентификацией
сублимацией
вытеснением

10. Рассматривая психическую структуру человека, 3. Фрейд показал, что принципом удовольствия руководствуется:
«Оно»
«Я»
«Сверх-Я»
«Супер-эго»

11. Биологические процессы созревания личности ставит в основу такой подход к развитию личности:
психогенетический
социогенетический
биогенетический
двухфакторный

12. Степень трудности тех целей, к которым стремится человек, и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным, характеризует:
уровень притязаний
локус контроля
самооценка
самоотношение

13. Выражает неделимость, целостность и генотипические особенности человека как представителя рода понятие:
индивида
личности
субъекта деятельности
индивидуальности

14. Суть проекции заключается:
в приписывании другим людям собственных чувств
в ориентации поведения на доступную цель
в отрицании реальных фактов
в выборе поведения, противоположного подавленному

15. Иерархическую пирамиду потребностей разработал:
К.Роджерс
А.Маслоу
Г.Олпорт
З.Фрейд

16. Основоположником теории черт является:
Г. Олпорт
Г. Айзенк
К. Роджерс
К. Левин

17. Переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо -это:
мотив
потребность
интерес
склонность

18. Только поведение, поддающееся наблюдению, может быть описано объективно, по мнению:
гештальтистов
фрейдистов
бихевиористов
когнитивистов

19. Человека как индивида характеризует:
индивидуальный стиль деятельности
креативность
мотивационная направленность
средний рост

20. Система устойчивых предпочтений и мотивов личности, ориентирующих особенности ее развития, задающая главные тенденции ее поведения, — это:
темперамент
характер
способности
направленность

21. Личность формируется обществом, биологические особенности человека не оказывают на этот процесс существенного влияния согласно подходу к развитию:
психогенетическому
социогенетическому
биогенетическому
двухфакторному

22. Наиболее общей формально-динамической характеристикой индивидуального поведения человека является (ются):
темперамент
характер
способности
направленность

23. Согласно концепции Г.Айзенка, эмоционально неустойчивый интроверт-это:
холерик
меланхолик
сангвиник
флегматик

24. Человек как типичный носитель видов человеческой активности — это:
индивид
личность
субъект деятельности
индивидуальность

25. Из следующих понятий: «индивид», «личность», «индивидуальность» — самым широким по содержанию является понятие:
индивида
личности
субъекта деятельности
индивидуальности

26. Высший регулятор поведения – это:
убеждения
мировоззрение
установка
интерес

27. Людям присущи три типа потребностей: власти, успеха и причастности – согласно теории:
А.Маслоу
Д.Мак-Клелланда
А.Акоффа
Ж.Годфруа

28. Система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем называется:
влиянием
мировоззрение
личностным смыслом
потребностью

29. Стремление личности к достижению целей той степени сложности, на которую она считает себя способной, проявляется как:
установка
притязание
мировоззрение
личностный смысл

Преобладающим подходом не только в житейской, но и в научной психологии является теория личностных черт. В Древней Греции, а еще раньше в Китае существовали представления о личности, которые явно напоминают теорию личностных черт. Галлен (200 г. н. э.) считал, что в зависимости от соотношения «соков» (жидкостей) в организме человека складывается один из четырех типов темперамента. В работах многих философов всех эпох до начала XX в. можно найти ясные намеки на существование таких параметров, как экстраверсия - интроверсия и нейротизм - стабильность. С середины 80-х гг. прошлого века теорией черт особенно оживленно занимались Р. Маккрей и П. Коста, которые считают, что личностные черты являются одним из каузальных факторов формирования привычек, установок и умений. В отечественной психологической науке к данному направлению можно отнести теории межиндивидуальных различий (А. Г. Шмелев) и акцентуаций характера (И. Б. Ганнушкин, К. Леонгард).

Очевидно, что типологический подход к исследованию личности и теория черт имеют много общего. Во-первых, они оба универсальны: любого человека можно отнести к тому или иному типу и оценить с точки зрения степени наличия той или иной черты. Во-вторых, при познании личности эти подходы очень удобны в связи с экономичностью во времени. Вполне достаточно найти какой-либо признак типа или черты, как остальная «картина дорисовывается сама» (закон гештальта). Поэтому дальнейшее, более глубокое познание личности не требуется. Оба подхода так или иначе представляют личность как категорию довольно статичную. Изменение маловероятно.

С операциональной точки зрения отличие типологического подхода от подхода «в духе теории черт » заключается в том, что производится обобщение (объединение) не столбцов, а строк характеристических таблиц.

О размытости границ между теориями черт и теориями типов - психосоматических (Э. Кречмер) и психологических (К. Юнг) - свидетельствует и тот факт, что в некоторых концепциях типы формулируются по принципу доминирующей черты, а при наличии нескольких выраженных (акцентуированных черт) говорят про смешанные, амальгамные типы и т. д. Так обстоит дело, например, с отечественной методикой ПДО (патохарактерологический диагностический опросник).

В этой связи важно отметить, что типичное - это общее, присущее определенной группе или классу явлений. Между тем, затрагивая вопрос о соотношении типичного и индивидуального в человеке, нельзя не вспомнить мнение В. С. Мерлина: с незапамятных времен и до настоящего времени принято считать, что одни свойства человека типичны, а другие индивидуальны . Чем больше в человеке типичного, тем менее он оригинален, самобытен, индивидуален, и наоборот. В действительности же в человеке нет двух сортов свойств - типичных и индивидуальных. Каждое отдельное свойство типично по одним проявлениям и индивидуально по другим.

Вместе с тем отметим, что многими (в том числе и психологами) тип понимается по принципу «все или ничего», как, например, в астрологии. Поэтому в научной психологии типов личности существовать не может. Однако никто не уверяет в том, что рассматриваются «чистые» типы, как, допустим, в темпераменте. В результате вопрос до сих пор остается открытым.

В основе диспозиционального направления в изучении личности, приверженцем и основателем которого был Гордон Олпорт (1897-1967), лежат две общие идеи: теория черт и уникальность каждого человека. Их суть в том, что люди демонстрируют определенное постоянство в своих поступках, мыслях и эмоциях независимо от течения времени, событий и жизненного опыта. При этом каждая личность уникальна, а ее уникальность наилучшим образом может быть понята через определение конкретных черт личности. Олпорт ввел свой собственный термин - проприум («свойственный», «присущий») - это то, что во внутреннем мире признается своим и является отличительной чертой. Проприум дает направление жизни человека, это позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы.

Понятие, напрямую связанное с проприумом, - идентичность, рассматривается как внутреннее постоянство. По Олпорту, ядро личности составляют мотивы деятельности. Для объяснения характера мотивации он ввел понятие функциональной автономии, означающее, что мотивация взрослого человека функционально не связана с его детскими впечатлениями, подобно тому, как дерево, выросшее из семени, функционально от семени автономно. Мотивы зрелой личности нельзя выводить из ранних намерений и представлений. Цели взрослого человека определяются текущей ситуацией и нынешними намерениями.

Г. Олпорт внес значительный и разносторонний вклад в персонологию. Предметом его исследований стали жизненные ценности, темперамент, характер личности. Ученый не раз подчеркивал важность объединяющей философии жизни, которая основана на ценностях, т. е. на убеждении человека в том, что поистине важно в жизни, а что нет. Полагая, что усилия человека найти смысл жизни определяются ценностями, он стал одним из авторов теста изучения ценностей. Многим знакома идея Олпорта относительно характера личности: характер - это оцененная личность, а личность - это неоцененный характер. Темперамент, по его мнению, является «первичным материалом», из которого строится личность, а также особенно важным при обсуждении наследственных аспектов эмоциональной природы индивидуума. Тем самым Гордон Олпорт подчеркивает целостность и неделимость всей структуры личности.

Таким образом, теория Олпорта представляет собой соединение гуманистических и индивидуальных подходов к изучению личности. Гуманистичность проявляется в попытке выявить все аспекты человеческого существа, включая потенциал личностного роста, преодоление себя и самоактуализацию. Индивидуальный подход отражается в стремлении исследователя понять и предсказать развитие реальной конкретной личности. Отличительная черта теоретической ориентации Олпорта - его убежденность в том, что поведение человека всегда является результатом той или иной конфигурации личностных черт.

Одним из учеников Г. Олпорта и Г. Мюррея был С. Р. Мадди, который в 1970-е гг. получил известность как автор оригинальных концепций потребностей, стремления к смыслу, экзистенциального невроза и экзистенциальной психотерапии. Последние 15 лет основным направлением его работы является исследование, диагностика и фасилитация жизнестойкости - стержневой личностной характеристики, лежащей в основе «мужества быть», по П. Тиллиху, и во многом ответственной за успешность личности в совладании с неблагоприятными обстоятельствами жизни (Д. А. Леонтьев, 2002). Мадди предлагает довольно сложное и развернутое определение личности - это конкретная совокупность характеристик и стремлений, обусловливающих те общие и индивидуальные особенности поведенческих проявлений (мыслей, чувств и действий), которые обладают устойчивостью во времени и могут или же не могут быть объяснены только через анализ социальных и биологических факторов, влияющих на актуальную ситуацию функционирования человека. Исходя из анализа имеющихся концепций личности, Мадди выделяет ядро и периферию личности. То, что свойственно всем людям, то, что раскрывает неотъемлемые, непременные атрибуты любой личности, автор относит к ядру личности. Эти общие черты почти не претерпевают изменений в течение жизни, они принципиальным образом влияют на все аспекты поведения. Кроме того, существуют и такие атрибуты личности, которые отличаются гораздо большей устойчивостью и связаны с поведенческими проявлениями, поддающимися непосредственному наблюдению. Эти атрибуты не являются врожденными, они появляются в структуре личности вследствие научения, и их влияние на поведение человека не столь велико. Поскольку они являются следствием научения и имеют лишь ограниченное влияние на поведение, он назвал их периферией личности. Связь же между ядром и периферией личности осуществляется через развитие.

В концепции Сальваторе Мадди одним из основных положений является стремление поддерживать привычный, характерный для личности уровень активации. Активация - это возбуждение или напряжение, детерминированное воздействием внутренней или внешней стимуляции. Люди различаются между собой по степени необходимой им активации в зависимости от привычного для них уровня активации. Выделяются следующие типы:

  • высокоактивированная личность, обладающая чертами активности и экстернальности или с характерными для нее чертами активности и интернальности;
  • низкоактивированная личность с чертами активности и экстернальности или с характерными для нее чертами активности и интернальности.

Теоретики факторного анализа Р. Кэттелл (1905-1998) и Г. Айзенк (1916-1997) считали, что в основе структуры личности лежат черты личности. По мнению Кэттелла, черты личности представляют собой гипотетические конструкции, предрасполагающие человека к устойчивому поведению с течением времени и в различных обстоятельствах. Структуру личности он определяет 16 факторами - исходными чертами. Иерархическая модель структуры личности, по Айзенку, включает типы, черты личности, привычные реакции и специфические реакции. Айзенк подчеркивает, что большинство людей не подпадают под крайние категории. В отличие от Кэттелла, Айзенк видит лишь два главных типа: интроверсия - экстраверсия, стабильность - нейротизм.

Многие исследователи (А. Фернхем, П. Хейвен, Д. А. Леонтьев) считают, что самым распространенным подходом в области персонологии является изучение личности с помощью личностных черт. Но несмотря на его распространенность, они же серьезно критикуют его. На наш взгляд, наиболее полно выражает свою точку зрения Д. А. Леонтьев.

«Две основные характеристики черт, - пишет он, - это их устойчивость (устойчивые характеристики личности, которые во времени склонны относительно мало меняться) и обобщенность (т. е. то, что проявляется не в одной ситуации, а в разных)».

В таком случае встает вопрос, в каких пределах сохраняется это постоянство? Можно привести массу примеров тому, что оно является относительным. Тогда получается, что или нам придется описывать каждую ситуацию и характерные черты, проявляемые личностью, по отдельности, или придется двигаться вглубь от поверхности наблюдаемых черт к каким-то глубинным структурам, которые могли бы объяснить разные внешние появления в разных ситуациях. Вторая сложность, которая возникает при описании личности на языке черт, - это субъективность такого описания, его зависимость от критериев оценки. То, что один оценит как принципиальность, другой назовет твердолобостью. Третья сложность заключается в том, что описание человека на языке черт не дает понимания возможностей изменения этого человека. Если он такой, то такой и есть, ничего другого быть не может. Получается, что если мы стремимся к непредубежденному, объективному познанию личности, то понятие черт нас не устраивает.

По мнению Е. Ю. Коржовой, популярность теорий черт мы можем связать с функционально-потребительским отношением к человеку и развитием естественно-научной методологии познания, сопровождающимся распространением измерительного подхода к личности. Похоже, сторонники такого подхода даже не задаются вопросом о том, что существуют такие феномены личности, которые невозможно измерить, и что в личности есть еще что-то, помимо набора черт.