Миронов древнерусская игра. Народные игры

Народная игра - это игра, широко распространенная в национальном сообществе в конкретный исторический период, отражающая особенности этого сообщества. Народные игры отражают культуру и менталитет нации, поэтому претерпевают существенные изменения под влиянием экономических, социальных, политических, и прочих процессов. Игра - деятельность непродуктивная, ее мотивация заключается в самом игровом процессе. Но как бы игровой процесс не строился, и насколько бы сложны или просты ни были правила игры, она остается не только развлечением или физической тренировкой, но и средством психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Без игры не мыслимо формирование человека, как полноценной личности. И культура славян один из лучших тому примеров, т.к. является одной из богатейших в мире по количеству и разнообразию народных игр.

Вряд ли когда-нибудь мы всерьез задумывались, кто и когда слепил первый снежок, кто выдумал кататься на санках с горки; или сколько лет казакам-разбойникам. Эти игры жили с нами с самого детства и воспринимались нами как нечто само собой разумеющееся. А ведь практически все активные детские игры имеют свою историю, которая тесно переплетается с историей нашей страны, просто мы не обращаем на это внимания. Если повнимательнее проследить за возникновением, историей и развитием народных игр, то можно заметить, что сами игры возникали не на пустом месте, а прообразом для них служили реальные события как бытовые, так и культурно-исторические.

Для удобства рассмотрения можно разделить народные игры на несколько типов:

    игры, отражающие отношения человека и Природы

    игры, отражающие повседневные занятия и быт наших предков

    игры по религиозно-культовым мотивам

    игры на находчивость, быстроту и координацию

    игры на силу и ловкость

    военные игры

Игры, отражающие отношения человека и природы

Жизнь человека в старину была очень намного более тесно связана с природой, чем в наши дни. Леса были полны зверей. Полевые работы, охота, промыслы были подчинены природным циклам и погодным условиям. Во многом именно от природы зависело, будет ли община сыта, и жить в достатке или людям придется голодать. Закономерно, что эта связь нашла свое отражение в культуре, обычаях, традициях и праздниках у славянских народов. Дети, в своем стремлении подражать взрослым в их делах, проделывали то же самое в игровой форме. Так возник целый пласт игр игры, в которых отражается отношение человека к Природе. Во многих из них лесные хищники: медведь, волк, лисица - главные действующие лица. Для игр можно изготовить и маски зверей.

Волки во рву На земле чертиться коридор, шириной около метра обозначающий ров . Его можно было делать различным по ширине и зигзагообразным. Во рву располагаются водящие, волки . Их немного, два или три и они не имеют права покидать ров . Остальные играющие - зайцы . Зайцы стараются перепрыгнуть через ров и не оказаться осаленными волками . Если до зайца дотронулись, он выбывает из игры или сам становится волком .

Детали : Зайцы ров не перебегают, а перепрыгивают. Если нога зайца коснулась территории рва , это значит, что он провалился в ров и в этом случае также выбывает из игры.

Волки и овцы На игровой поле отмежевываются площадки, имеющие 3 - 4 шага в ширину и называемые загонами . Играющие назначают одного из участников пастухом , другого - волком , а остальные остаются в роли овец . Пространство между загонами , называется полем . На одной из сторон его отделяют чертой небольшое пространство - логовище волка . После этого овцы размещаются в одном из загонов , а сам пастух становится в поле вблизи загона . Волк , предлагает пастуху погнать стадо овец в поле, а сам в это время старается схватить какую-нибудь из них и увлечь в свое логовище . Пастух старается оградить овец , направляющихся в противоположный загон , от волка . Пойманные волком становятся его помощниками. Помощники не могут ловить овец , но могут их всячески задерживать, мешая вернуться в загон . После очередной поимки волк вновь обращается к пастуху со словами: «гони стадо в поле », и игра продолжается. Число помощников волка постепенно увеличивается, и он каждый раз вместе с ними продолжает выходить на охоту за овцами .

Детали : Волк не должен оставлять логовища до тех пор, пока овцы не выйдут из своего загона и не двинутся по направлению к противоположному. Волк может ловить овец лишь в поле .

Хромая лиса Один игрок выбирается на роль хромой лисы . Остальные игроки становятся утками . На месте, выбранном для игры, очерчивают круг довольно больших размеров - птичий двор , в который входят все, кроме хромой лисы . По сигналу утки бросаются бегом по кругу, а хромая лиса в это время скачет на одной ноге и старается запятнать кого-нибудь из разбегающихся уток , т. е. прикоснуться к ней рукой. Когда лисе это удается - она и присоединяется к уткам , а пойманная утка становится новой лисой .

Детали : Утки не имеют права покидать птичий двор . Лиса ловит их, обязательно прыгая на одной ноге.

Медведь и вожак Для игры необходима веревка длиной в 1,5-2 метра. Одного из участников назначают медведем , другого вожаком . Они берут в руки противоположные концы веревки, а остальные играющие группируются в 4-6 шагах от них. По сигналу, данному вожаком , игра начинается, и все бросаются на медведя , стараясь запятнать его. Вожак, охраняя последнего, в свою очередь пытается запятнать каждого приближающегося к медведю, прежде чем медведь получит 5-6 легких ударов. Если вожаку это удается, запятнанный им игрок становится медведем . А в том же случае, если медведь получит вышеуказанное количество ударов, и вожак не успеет запятнать кого-либо, то он сам становится медведем , а нанесший последний удар? вожаком .

Детали : Пятнающие медведя должны вслух заявить о нанесенном ударе, причем удары могут быть наносимы лишь поочередно, а не одновременно двумя или несколькими играющими. В начале и во время игры, при каждой смене центральных действующих лиц: вожака и медведя ? остальные участвующие не должны подходить к ним ближе, чем на 4-6 шагов, до тех пор, пока вожак не даст сигнала. За нарушение последнего правила, в наказание полагается роль медведя .

Народные игры

игры, которые устойчиво характерны, типичны для данного народа и признаются таковыми национальным сознанием.

Они включают различные виды: подвижные, спортивные, детские, юношеские, музыкальные, речевые, хороводные, фокусы, ролевые игры и т. д. В широком смысле к Н. и. относят обычно и традиционные забавы (ходули, качели, катание с гор и т. п.), народные упражнения и состязания (подъем и метание камня, прыжки, борьбу, скачки и др.).

Признаками народности игр являются: распространенность их на значительной части территории, среди разных слоев народа в целом в отличие от игр сословных (светских, солдатских, студенческих, тюремных и т.п.); традиционность как длительная передача от поколений к поколениям ("Мы играем, и деды наши играли так"); укоренение в традиционной культуре, быту, системе обрядов, праздников (например, качели на весенних праздниках, катание яиц с Пасхи до Троицы, собирание для игры лодыжных косточек - бабок и др.); любительские, самодеятельные формы организации я распространения; вариативность; вхождение названия игры в систему родного языка, его фразеологию (даже если по происхождению название было иностранным: чехарда, футбол и т.п.); осознание, признание большинством, и в особенности авторитетными представителями разных слоев народа, в качестве "своей", "родной", характерной для своего народа, соответствующей его вкусам, заповедям, идеалам игры.

Стихийное восприятие, осознание Н. и. находит отражение игры в фольклоре, литературе, живописи, кино и т. д. Вершиной может стать официальный статус "национальной игры" (городки, лело, маамыкта, улак и др.).


Этнопсихологический словарь. - М.: МПСИ . В.Г. Крысько . 1999 .

Смотреть что такое "народные игры" в других словарях:

    Игры - получить на Академике актуальный промокод на скидку Conte или выгодно игры купить с дисконтом на распродаже в Conte

    народные игры

    НАРОДНЫЕ ИГРЫ - игры, которые устойчиво характерны, типичны для данного народа и признаются таковыми национальным сознанием. Они включают различные виды: подвижные, спортивные, детские, юношеские, музыкальные, речевые, хороводные, фокусы, ролевые игры и т. д. В… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Игры с ножом - Игры с ножом дворовые детские игры мальчиков. Содержание 1 Земля 2 Города 3 Скамейки 4 Ба … Википедия

    Игры народные - санкциониров. традицией совокупность имитационной, развлекательной, состязательно зрелищной деят ности, противопоставленная по функции утилитарно практич. деят ности. В их число входят, помимо собственно игр, разл. забавы, увеселения, зрелища,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    ИГРЫ - (игрища), народные сборища, сходбища для забавы, увеселенья; скачки, ратоборства; представления разного рода, для потехи (В. Даль). У русского народа существовал целый ряд игр, носивших спортивный характер состязания на лошадях, кулачный бой,… … Русская история

    национальные игры - tautiniai žaidimai statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Kuriai nors tautai būdingi žaidimai, atspindintys tam tikro laikotarpio žmonių troškimus, džiaugsmus ir sielvartus, jos papročius, kultūros, charakterio bruožus. Lietuvių… … Sporto terminų žodynas

    Белорусские народные танцы - Почтовая марка. Белорусский народный танец «Лявониха». Белорусские народные танцы белорусское народное танцевальное искусство, представленное в виде народного самодеятельного или пост … Википедия

    Международные Дельфийские игры (МДС) - У этого термина существуют и другие значения, см. Международные Дельфийские игры. Международные Дельфийские игры, проводимые Международным Дельфийским Советом, представляют собой конкурсы, фестивали, выставки и презентации в различных областях… … Википедия

    Зимние Азиатские игры 2011 - VΙΙ зимние Азиатские игры Город организатор … Википедия

    ТРИБУНЫ НАРОДНЫЕ - Tribūni plebis. 1. После 1 й сециссии в 494 г. до Р. X. патриции, сделав народу уступку, согласились на выбор народных Т., обязанность которых была защищать плебеев от притеснений патрициев и консулов. ср. Leges sacratae. Народных Т.… … Реальный словарь классических древностей

Книги

  • Сказания русского народа, собранные И. П. Сахаровым. . Русское народное чернокнижие. Русские народные игры, загадки, присловья и притчи. . Народный дневник. Праздники иобычаи. , И.П. Сахаров. Книга представляет собой репринтное издание 1885 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная работа по восстановлению первоначального качества издания, на некоторых страницах могут… Купить за 2415 грн (только Украина)
  • Сказания русского народа, собранные И. П. Сахаровым.. Русское народное чернокнижие. Русские народные игры, загадки, присловья и притчи.. Народный дневник. Праздники иобычаи. , Сахаров И.П.. Книга представляет собой репринтное издание 1885 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная работа по восстановлению первоначального качества издания, на некоторых страницах могут…
nikalexey , 12 ноября 2010 г.

Очередная книга об очередных попаданцах в прошлое с элементами фентези и юмора. Как обычно, наши попадая «туда» устраивают там форменный переполох, ставят все с ног на голову и начинают наводить«наши современные» порядки. Книги написаны с юмором, хотя подчас и довольно плоским и бородатым. Но в то время, когда русскоязычных фентезийных книг было не так уж много, подобная серия шла на ура, в особенности потому, что была с элементами славянской мифологии, можно было отдохнуть от гномов, орков и прочих эльфов. Сейчас, конечно же на фоне большего выбора, книги бы сразу затерялись, но вот тогда – при практически полном отсутствии конкуренции – пользовались неплохим успехом.

К тому же, к сожалению, качество книг начало падать. Если первая книга прошла на «ура», как чисто юмористическая, то вторая уже пошла намного хуже. Слишком уж схематичная он пошла, автор к тому же попытался прибавить что-то новое и, не так уж и хорошая серия, окончательно скатилась вниз.

Одним словом – книги на любителей юмористической фетези, да и то, многим могут, не понравится. Книга практически для одноразового чтения.

Оценка: 7

Мне серия понравилась. Читал в годы, когда жил в студенческой общаге, и каждый образ ассоциировался с конкретным моим товарищем. Книга пошла по кругу, первая часть в итоге порвалась. Хоть и читал давно, но некоторые фразообороты помню до сих пор типа «капли дождя как юркие сперматозоиды». С тех пор называю чисто на автомате интернет инфернетом. До сих пор интересно, как автор, будучи журналистом настолько хорошо знал и понимал жизнь в общаге, стиль общения, настолько четко прописаны характеры каждого героя, которые встречаются в каждой реальной тусовке: панк, бывший военный, компьютерщик-хакер, интеллектуал. И все попали в такие роли. Запомнилось и то, что в книге достаточно серьезный подход к истории, не просто легкое чтиво: обращение к такому периоду истории, постоянные отсылки к древнерусскому эпосу, былинам. После прочтения я полазил по интернету почитал про Чурилу и т.д. Конечно больше всего нравилось читать дневник панка, это реально шедевр юмористики!!! Со второй книги стало больше отсылки к историческим параллелям, много наукоемкого, приходилось параллельно обращаться к другим источникам, чтобы понять о чем конкретно идет речь. Жаль что серия осталось незаконченной. Ставлю твердую 10, возвращение в золотые студенческие времена. Рекомендую читать студентам общаг, обещаю вы будете приятно удивлены, обнаружив в образах описанных автором своих друзей и себя.

Русские народные игры

1. Зелёная репка
Все играющие встают в круг, берутся за руки, поют песню:
Зелёная репка, держись крепко,
кто оборвётся, тот не вернётся.
Раз, два, три.
На счёт «три» все проворачиваются вокруг себя кому как захочется, но руки стараются не расцеплять. Кто разорвёт руки, входит в круг, остальные повторяют песню. И так несколько раз.

2. На стульчике
Один из играющих сидит в кругу на стульчике или на пенёчке. Все стоят вокруг него и проговаривают слова:
Сам сижу на стульчике,
сам сижу на крашеном.
Кто меня любит,
тот меня скупит.
Кто меня скупит,
три раз поцелует!
Раз, два, три!
На счёт «три» все бегут к сидящему. Кто первый до него добежит и поцелует (или прикоснётся) три раза в щёку, тот садится в круг и всё повторяется сначала.

3. Заря-Зареница
В центре укрепляется (или один из играющих держит) шест, на котором закреплены разноцветные ленты (длиной около 2 м). Выбирается водящий, который стоит или идёт вокруг играющих, остальные берутся за концы лент и начинают ходить вокруг шеста с песней:
Заря-Зареница – Красная девица
по полю ходила, ключи обронила,
ключи золотые, ленты голубые.
Раз, два – не воронь,
беги, как огонь!
На слове «огонь» водящий дотрагивается до того, кто оказался напротив него (или кого он себе заранее приглядел), тот бросает конец своей ленты и они в разные стороны бегут вокруг играющих. Кто первый схватит свободную ленту, тот становится в круг, опоздавший остаётся водить.

4. Дударь
Выбирается Дударь, становится в круг. Вокруг него идёт хоровод и поёт песню:
Дударь, Дударь, Дударище
старый, старый старичище.
Его под колоду, его под сырую,
его под гнилую.
– Дударь, Дударь, что болит?
Дударь показывает и называет, что у него болит (рука, голова, спина, коленка и т.д.), все кладут руки друг другу на это место и снова начинают ходить по кругу с песней.
Дударь, Дударь, Дударище
старый, старый старичище. и т.д.
Когда надоест играть, Дударь говорит: «Выздоровел!»


5. Капустка
Все берутся за руки, начинают петь песню:
Ах, капустка, рассадка моя,
только милому досадка одна.
Ах, капустка, легко стелется –
двое ходят – третий сердится.
Ах, капустка, золотой корешок,
а мой милый – золотой женишок!
Со словами: Вейся, вейся, завивайся круг в одном месте (возле ведущего) разрывается и все начинают, как спираль закручиваться вокруг одного из концов (где нет ведущего).
Затем со словами: Вейся, вейся, развивайся ведущий начинает быстро раскручивать спираль (можно – быстро, змейкой и восьмёркой, рывками).

6. Змея
«Змея» ходит перед игроками со словами:
Я змея, змея, змея,
я ползу, ползу, ползу.
Подходит к одному из игроков:
– Хочешь быть моим хвостом?
– Хочу!
– становись за мной!
Идут вдвоём:
Я змея, змея, змея,
я ползу, ползу, ползу.
Подходят к другому игроку:
– Хочешь быть моим хвостом?
– Хочу!
–Ползи!
Игрок должен проползти между ногами «змеи» и стать её «хвостом». И так далее, пока не соберут всех желающих.

7. Вариант ЖМУРОК .

Выбираются ЖМУРКА и БУБЕНЕЦ.

Они находятся внутри хоровода. Жмурке повязывают повязку, Бубенцу дают в руки бубенец! Кто-нибудь раскручивает Жмурку, все хором скандируют:
Трынцы-брынцы бубенцы
Позолочены концы
Кто в бубенчики играет,
Того жмурка не поймает!
После чего Жмурка ловит Бубенца. Остальные держут круг и активно "болеют" за кого-нибудь и дают подсказки"" Потом Бубенец становится Жмуркой и выбирают (можно по считалке) нового Бубенца. Если народу много, то можно наверное сразу нескольких Бубенцов запустить.

8. Сковорода

Две команды. Играющие встают через одного от каждой команды лицом к центру круга, который они образуют. Они берутся за руки и бегут по кругу. При этом забегать в центр круга, то есть наступать на «сковороду», нельзя - обожжешься, лишив команду одного очка.

Услышав команду: «Сажай!», все останавливаются и начинают тянуть внутрь круга - «сажать на сковороду» - своих сосе-дей-противников. Делать это надо, упираясь ногами, чтобы не попасть туда самому.

По команде: «Поддай огоньку!» - все опять бегут по кругу. Так повторяется до тех пор, пока в одной из команд все не «испекутся».Иногда на «сковороду» кладут комки снега - «оладьи». Тогда можно наступать на круг, главное - не наступить на «оладьи».

9. Игра «В круги»

Выбирается водящий. Играющие образуют круг. В центре с закрытыми глазами стоит водящий. Все ходят вокруг него и поют:

Затем останавливаются, а водящий ощупывает у всех головы. Тот, кого он верно назовет по имени, идет в круг водящим.

10. Игра «Медом или сахаром»

Играющие делятся на две команды: выбирают кем быть – медом или сахаром. Затем берут палку и тянут ее за оба конца. Соревнуются, на чей стороне больше меда или сахара.

11. Игра «Огородник и воробей»

По считалке выбирается «огородник» и «воробей». Остальные берутся за руки, образуя круг, «огородник» поёт:

Эй, воробей, не клюй конопель,
Не своих, ни моих, ни соседовых.
Я за эту конопель тебе ножку перебью.

«Огородник» бежит ловить «воробья». Дети в круг воробья пускают и выпускают. Поймав «воробья», «огородник» меняется с ним местами или выбираются новые водящие.

12. Игра «Солнышко»

По считалке выбирают водящего – «Солнышко». Остальные дети встают в круг. «Солнышко» стоит посредине круга, все поют:

Гори, солнце, ярче!
Лето будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее!

Первые две строчки идут хороводом, на последующие две поворачиваются лицом друг к другу, делают поклон, затем подходят ближе к «Солнцу», оно говорит «ГОРЯЧО!» и догоняет детей. Догнав играющего, дотрагивается до него, ребёнок замирает и выбывает из игры.

СЕРЕБРЯНЫЙ КОЛОКОЛ.(Предисловие Степана Тешипова,предваряющее дневники дебютантов)*

ДНЕВНИК МСТИСЛАВА,залесского вора и скомороха,сына Лыковича,холопа князя Всеволода Властовского *

ДНЕВНИК АПЕКСИОСА,князя Вышградского *

ДНЕВНИК ДАНИЛЫ,мастера-вогника из Морома *

ДНЕВНИК МСТИСЛАВА,верного спуги двух божественных господ,обладателя волшебного сапога(продолжение) *

ДНЕВНИК АЛЕКСИОСА,князя Вышградского, Опорьевского иЖиробрегского, калики перехожего ихранителя Цепи (продолжение)*

ДНЕВНИК ДАНИЛЫ,богатыря Казарина, избранного из воинов,и повелителя железного врана(продолжение) *

ХРОНИКА ЖИРОБРЕГСКОГО СЪЕЗДА.(Послесловие Степана Тешилова,временно и.о. языческого кумира Траяна Держателя,представляющее собой краткий отчето Жиробрегском (Великосиськовском) съезде)*

БЛАГОДАРСТВЕННЫЙ СПИСОКлиц и вообще субъектов, по отношению к которым авторы настоящего сборника игровых этюдов в разное время и по разнообразным причинам испытывали признательность *

СЕРЕБРЯНЫЙ КОЛОКОЛ.

(Предисловие Степана Тешилова,

предваряющее дневники дебютантов)

Неспокойным вечером пятнадцатого июня 199... года - в начале третьего года Второй республики и в самом конце летней сессии Московского университета - желтый трамвай бежал сквозь плотный теплый дождь, ничуть не оглядываясь на перекрестках. Невысокое солнце чумной демократии было еще молодо, и трамваи умели быть желтыми, дожди - теплыми... А я умел быть одиноким и ленивым. Настолько ленивым, что пошел себе от остановки до жилого корпуса через лужи, рельсы и ступени, не раскрыв зонта. Честное слово, теплый дождь.

Я умел быть одиноким и потому ненавидел свою студенческую жизнь: эти вечера, опущенные в разворот французской книги. Еще я болезненно не любил приходить домой первым. "Домом" мы трое называли тогда большую комнату в старом корпусе, где жили вместе вот уже три года. Теперь я приближался к двери с номером "702" и знал, что внутри темно и пусто. Если от тебя сбежала любимая девушка, если больше нет прибыльной работы по вечерам, нет даже доступа в сеть "Инфернет" - ты никуда не денешься. Первым войдешь в безлюдную комнату и поставишь на плитку холодный чайник.

Долго не начинал варить картофелины в надежде, что кто-нибудь появится и поможет отделить кожуру. Но Мстиславка возник, разумеется, в тот самый момент, когда я снял разваренную картошку с плиты и залил сметаной, чтобы томилась в кастрюле. Гулкий удар ногой в дверь - и мой сосед М.Бисеров вошел, задевая окружающее полами белого плаща, гордо вытянув вперед обе руки, в каждой по бутылке.

Привет тебе, любезное дитя! - поприветствовали меня, и я улыбнулся в ответ. Я совсем не похож на любезное дитя, но Бисеру многое прощается, потому что он хороший человек. Вот и сегодня он нежно опустил тяжелые стеклянные предметы на стол и стряхнул с плеч забрызганный плащ. В этом неизменно белом плаще три года назад он влетел в столичную жизнь как в самый грязный и переполненный московский трамвай. Везде, в самой убийственной толчее ему находилось место, и отовсюду он выходил чист и свеж, как поцелуй ребенка. Отечественная грязь, казалось, не приставала к снежной ткани от Джулио Берсотти.

Повторяю, я рад был видеть его. Две кристалловские поллитровки - это потому, что сегодня закончилась сессия. Плюс заветный сосуд с "Бифитером" у меня в тумбочке - бережно хранимый подарок сбежавшей возлюбленной. Начало каникул - прекрасный повод выпустить джинна из бутыли.

Надеюсь, мы успеем разделить твою картошку на двоих, - сказал Мстислав, приближаясь к кастрюле. В серых глазах его отчетливо прорезался голод.

Он зря надеялся. Мягко хрустнул замок, и на пороге появился человек в черном. Некоторые не любят людей в черном и сразу пугаются. Мы, напротив, обрадовались, потому что А. Старцев - чрезвычайно светлая личность, хотя и ходит исключительно в черном. Когда Алексей говорит с преподавателем о серьезных вещах, то часто путается, потому что одинаково хорошо мыслит на русском, английском и греческом - и смешивает разноязыкие слова в одной фразе. Когда он разговаривает с нами о вещах несерьезных, то, напротив, никогда не путается, потому что всегда немного пьян. Как все студенты-историки, он пьет недорогое, но качественное красное вино и во хмелю бывает энергичен и ловок. Узкое лицо с глубокими жесткими глазами за стеклами золотистых очков становится окончательно просветленным, а взгляд по контрасту - темнеет и утрачивает аскетическую холодность.

На жэи хрониа полла! - высказал он какую-то греческую мысль и приветственно взмахнул в воздухе тонкими пальцами. Оставив зонт в передней, Алексис прошел к своему столу, таинственно усмехаясь. Раскрыв черный, поблескивавший дождем дипломат, медленно извлек оттуда небольшой журнальчик. Бросил его на стол в круг желтого света, падавшего от лампы, обернулся - и загадочно блеснул на меня очковыми стеклами.

Гуляем, господа студенты! - Алексис щелкнул пальцами, и в другой руке появилась бутылка шампанского вина, выхваченная из-под пиджачной полы. Насмешливо сощурившись на миг, он тут же придал физиономии торжественное выражение. Мстислав поморщился, и я тоже понял, что Старцев скажет речь.

Quousque tandem }