Речевой аппарат человека. Речевой аппарат: как происходит формирование звуков речи Как устроен речевой аппарат человека

Общая схема строения речевой сенсорной системы.

В общую схему строения речевой сенсорной системы входят три отдела: периферический, проводниковый и центральный отделы.

Периферический аппарат (исполнительный) включает три отдела: дыхательный, голосовой, артикуляционный. Его основная функция – воспроизводящая.

Дыхательный отдел состоит из грудной клетки и легких. Речевая деятельность тесно связана с дыхательной функцией. Речь осуществляется на фазе выдоха. Воздушная струя выполняет как голосообразующую, так и артикуляционную функцию. В момент речи выдох длиннее вдоха, т. к. именно на выдохе происходит процесс говорения. В момент речи дыхательных движений человек совершает меньше, чем при обычном физиологическом дыхании. В момент речи увеличивается число вдыхаемого и выдыхаемого воздуха примерно в 3 раза. Вдох во время речи становится короче и глубже. Выдох в момент произнесения фразы осуществляется при участии дыхательных мышц брюшной стенки и межреберных мышц. Благодаря этому появляется глубина и длительность выдоха, а из-за этого образуется сильная воздушная струя, которая необходима для звукопроизношения.

Голосовой аппарат включает гортань и голосовые складки. Гортань – это трубка, которая состоит из хрящей и мягких тканей. Сверху гортань переходит в глотку, а снизу в трахею. На границе гортани и глотки находится надгортанник. Он служит клапаном при глотательных движениях. Надгортанник опускается и предотвращает попадание пищи и слюны в гортань.

У мужчин гортань крупнее и голосовые связки длиннее. Длинна голосовых связок у мужчин примерно 20-24 мм, а у женщин - 18-20 мм. У детей до пубертатного возраста длинна голосовых связок у мальчиков и девочек не отличается. Гортань мала и растете в разные периоды не равномерно: заметно растет 5-7 лет, 12-13 лет у девочек и в 13-15 лет у мальчиков. У девочек увеличивается на одну треть, у мальчиков на две трети, у мальчиков обозначается – кадык.

У детей раннего возраста гортань воронкообразной формы, с возрастом она приобретает цилиндрическую форму, как у взрослых. Голосовые связки практически застилают гортань, оставляя небольшой просвет - голосовую щель. При обычном дыхании, щель приобретает форму равнобедренного треугольника. При фонации голосовые связки смыкаются. Струя выдыхаемого воздуха несколько раздвигает их. В силу своей упругости голосовые связки принимают свое первоначальное положение, продолжающееся давление снова раздвигает голосовые связки. Этот механизм продолжается пока происходит фонация. Этот процесс называется колебанием голосовых связок. Колебание голосовых связок происходит в поперечном направлении, т. е. кнутри и кнаружи. При шепоте голосовые связки практически полностью смыкаются, лишь в задней части остается щель, через которую проходит воздух при вдохе.

Артикуляционный отдел сформирован органами артикуляции: языком, губами, челюстями, твердым и мягким небом, альвеолами (см. Профиль органов артикуляции).

Из перечисленных органов артикуляции язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо являются подвижными органами артикуляции, а все остальные – не подвижные.

Язык – участвует в образовании всех, кроме губных. Органы артикуляции при приближении друг к другу образуют щели или смычки. В результате таких сближений произносятся фонемы.

Громкость и отчетливость речи образуется благодаря резонаторам. Резонаторы располагаются в надставной трубе. Надставная труба образована глоткой, ротовой и носовой полостью. У человека, в отличие от животных, рот и глотка имеют одну полость, поэтому выделяют только ротовую и носовую полость. Надставная труба благодаря своему строению может меняться по объему и форме: ротовая полость расширена, глотка сужена, глотка расширена, ротовая полость сужена. Эти изменения создают явление резонанса. Изменение надставной трубе ведет к изменению громкости и отчетливости звука.

Надставная труба при образовании звуков речи выполняет две функции: резонатора и шумового вибратора. Функцию звукового вибратора выполняют голосовые связки. Шумовым вибраторам так же являются щели между губами, между языком и губами, между языком и твердым небом, между языком и альвеолами, между губами и зубами. Смычки, прерываемые струей воздуха, также как щели образуют шумы, поэтому они относятся к шумовым вибраторам

При помощи шумового вибратора образуются глухие согласные. А при включении тонового вибратора образуются звонкие и сонорные звуки.

Носовая полость участвует в образовании звуков: м, н, м`, н`.

Необходимо подчеркнуть, что первый отдел периферического речевого аппарата (дыхательный) служит для подачи воздуха, второй отдел (голосовой) служит для образования голоса и третий (артикуляционный) - для создания явления резонанса, которое обеспечивает громкость и отчетливость звуков нашей речи.

Итак, для того, чтобы произошло произнесение слова, должна быть реализована программу. На первом этапе проводится отбор команд на уровне КГМ для организации речевых движений, т. е. формируются артикуляционные программы. На втором этапе - артикуляционные программы реализуются в исполнительной части речедвигательного анализатора, подключаются дыхательная, фонаторная и резонаторная системы. Команды и речевые движения осуществляются с высокой точностью, поэтому появляются определенные звуки, система звуков, формируется устная речь.



Контроль над исполнением команд и работой речедвигательного анализатора осуществляется через кинестетические ощущения и с помощью слухового восприятия. Кинестетический контроль предупреждает ошибку и привносит поправку до момента произнесения звука. Слуховой контроль реализуется в момент звучание звука. Благодаря слуховому контролю человек может исправить ошибку в речи, исправить ее и произнести слово или речевое высказывание правильно.

Проводниковый отдел представлен проводящими путями. Различают два вида нервных путей: центростремительные пути (проводят информацию от мышц, сухожилий и связок в центральную нервную систему) и центробежные пути (проводят информацию от центральной нервной системы к мышцам, сухожилиям и связкам).

Центростремительные (чувствительные) нервные пути начинаются проприоцепторами и барорецепторами. Проприоцепторы располагаются в мышцах, сухожилиях и на суставных поверхностях двигающихся органов артикуляции. Барорецептор располагаются в глотке и возбуждаются при изменениях давления в ней. Когда мы говорим происходит раздражение проприорецепторов и барорецепторов. Раздражение преобразуется в нервный импульс и по центростремительным путям нервный импульс достигает речевых зон коры головного мозга.

Центробежные (двигательные) нервные пути начинаются на уровне коры головного мозга и доходят до мышц периферического речевого аппарата. Все органы периферического речевого аппарата иннервируются черепно-мозговыми нервами: тройничным V, лицевым VII, языкоглоточным IX, блуждающим X, добавочным XI, подъязычным XII.

Тройничный нерв (V пара черепно-мозговых нервов) иннервирует мышцы нижней челюсти. Лицевой нерв (VII пара черепно-мозговых нервов) иннервирует мимическую мускулатуру лица, движение круговой мышцы рта и осуществляет движение губ, надувание и втягивание щек. Языкоглоточный (IX пара черепно-мозговых нервов) и блуждающий (X пара черепно-мозговых нервов) нервы иннервируют мышцы гортани, голосовых связок, глотки и мягкого неба. Кроме того, блуждающий нерв принимает участие в процессах дыхания и регуляции сердечно-сосудистой деятельности, а языкоглоточный нерв является чувствительным нервом языка. Добавочный (XI пара черепно-мозговых нервов) нерв иннервирует мышцы шеи. Подъязычный (XII пара черепно-мозговых нервов) нерв иннервирует язык, способствует реализации различных движений языка, создает его амплитуду.

Центральный отдел представлен речевыми зонами на уровне коры головного мозга. Начало изучения речевых зон заложено Брока в 1861 году. Он описал нарушения артикуляционной моторики при поражении нижних отделов прецентральной извилины лобной области. В дальнейшем данную область назвали моторным центром речи Брока, отвечающую за движение органов артикуляции.

В 1873 году Вернике описывает нарушение понимания речи при поражении задних отделов верхней и средней височных извилин. Данная область определяется как сенсорный центр речи, отвечающий за распознавание звуков родной речи на слух и понимание речи.

На современном этапе рассмотрения речевой деятельности принято говорить не о моторной и сенсорной речи, а об импрессивной и экспрессивной речи.

Считается, что и у правшей и у левшей центр речи находится в левом полушарии. Данное утверждение было сформулировано после наблюдений за оперированными больными. Нарушения речи наблюдается у 70 % правшей, оперированных на левом полушарии и у 0,4 % правшей, оперированных на правом полушарии. Нарушения речевой функции наблюдается у 38 % левшей, оперированных на левом полушарии и у 9 % левшей, оперированных на правом полушарии.

Развитие центров речи в правом полушарии возможно только в тех случаях, если в раннем детском возрасте левосторонние речевые области были повреждения. Формирование центров речи в правом полушарии выступает как компенсация нарушенных функций.

Письменная речь и процесс чтение являются составляющими речевой деятельности. Эти центры располагаются в теменно-затылочной области коры головного мозга больших полушарий.

Подкорковые область коры головного мозга участвуют в формировании речевого высказывания. Подкорковые ядра стрио-паллидарной системы отвечают за ритм, темп, выразительность речевого высказывания.

Необходимо отметить, что реализация речевой деятельности возможна только при условии интегративной деятельности всех структурных образований мозга и протекающих в них процессов, взаимодействия всех отделов реализации речевой функции: периферического, проводникового и центрального.

Содержание:

Речевой аппарат – совокупность и взаимодействие органов человека, которые принимают участие в процессе речевого дыхания, звуко- и голосообразовании, а также обеспечивающие возникновение самой речи у говорящего. К последним относятся органы слуха, зрения, артикуляции и центральная нервная система человека. В узком смысле под голосовым аппаратом понимают все те органы, непосредственно участвующие в процессе образования звуков (дыхательные органы, гортань, надгортанные полости) и дыхания.

Как образуются звуки

В наши дни строение речевого аппарата можно считать полностью изученным. Оно позволяет нам понять, каким образом рождается звук, какие устранить возможные проблемы и нарушения голосо-речевого аппарата.

Как же происходит процесс звукопроизношения? Звуки их сочетания зарождаются в результате сокращения мускульных тканей, из которых состоит периферический аппарат речи. Человек, начиная говорить, делает выдох на автомате, неосознанно. Создаваемый поток воздуха из легких проходит в гортань, вследствие чего, возникшие нервные импульсы воздействуют на голосовые связки. Они вибрируют и способствуют образованию звуков, которые складываются в слова и предложения.

Строение речевого аппарата

Голосовой аппарат состоит из двух отделов: центрального и исполнительного . Первый представляет собой головной мозг с его корой, подкорковыми узлами, проводящими путями, ядрами ствола (в первую очередь продолговатого мозга) и соответствующих нервов. А периферический отдел – вся совокупность исполнительных речевых органов, которые включают в себя кости и хрящи, мышцы и связки, а также периферические нервы (чувственные и двигательные). С их помощью осуществляется работа перечисленных органов.

В свою очередь, исполнительный отдел состоит из трех основных отделов, каждый из которых действует совокупно:

1. Дыхательный отдел

Ни для кого не секрет, что образование дыхания человека является важнейшим физиологическим процессом. Люди дышат рефлекторно, особо не задумываясь об этом. Дыхание осуществляется особыми центрами нервной системы человека, и оно состоит из трех непрерывных и следующих друг за другом фаз:

  • пауза
  • выдох

Человек всегда говорит на выдохе и создаваемый им поток воздушной струи осуществляет одновременно две функции: голосообразующую и артикуляционную. Любое нарушение этого правила искажает звучание речи. Именно поэтому, очень важно уделять время работе над .

К дыхательным органам относятся легкие, бронхи, трахея, межреберные мышцы, а также диафрагма. Именно на нее опираются главные мышцы человека. Диафрагма – эластичная мышца, имеющая форму купола в расслабленном состоянии. Когда она и межреберные мышцы сокращаются, то объем грудной клетки человека увеличивается и происходит вдох. И наоборот, когда они расслабляются – выдох.

2. Голосовой

Необходимо помнить о правильной осанке, благодаря которой лучше функционирует голосо-речевой аппарат. Для этого держите голову прямо, а спину ровно, не сутультесь, плечи расправьте, лопатки немного сведите вместе. Кроме этого, такая привычка к правильной осанке способствует улучшению вашего внешнего вида.

Для людей, чья деятельность связана с длительным говорением, большое значение имеет умение расслаблять органы речи и восстановить работоспособность речевого аппарата. Релаксация подразумевает отдых и расслабление, которая обеспечивается специальными упражнениями. Их рекомендуется выполнять в конце занятий по технике речи и сразу после продолжительного говорения, когда наступает усталость голосовых .

1. Поза релаксации

Возможно, вы читали в специальной литературе о позе и маске релаксации. То есть о расслаблении, снятии мышечных «зажимов». Чтобы принять такую позу, вам нужно сесть и слегка наклониться вперед, при этом согнув спину и склонив голову. Ноги опираться на всю стопу и должны быть расставленными под прямым углом друг к другу. Ваши руки лежат на бедрах, кисти свободно свисают. Глаза закройте. И максимально расслабьте все свои мышцы.

В такой позе релаксации можно применять отдельные формы аутотренинга, которые будут обеспечивать наиболее полное расслабление и отдых.

Сидя, максимально расслабьте все свои мышцы

2. Ее маска

Владение маской релаксации является не менее важным для оратора или говорящего. Для этого следует попеременно напрягать и расслаблять различные группы мышц лица. Как бы «надевать» маски радости, удивления, тоски и так далее. После этого расслабить все мышцы. Чтобы это сделать, произнесите звук «Т » на слабом выдохе и оставьте нижнюю челюсть в опущенном положении.

Кривляйтесь, напрягайте и расслабляйте лицо — это может вам улучшить свое звукопроизношение

Релаксация – один из гигиены речевой деятельности. Ее общие требования: предохранение от нежелательного переохлаждения и от простудных заболеваний. Избегайте всего, что раздражает слизистую оболочку. Следуйте определенной методике тренировки речевого аппарата, соблюдайте правила выполнения упражнений по технике речи и разумно чередуйте нагрузки и отдых.

Подробнее

Ортогнатия (орто- + греч. gnathos верхняя челюсть) - прикус, характеризующийся таким смыканием зубов, при котором верхние передние и боковые зубы прикрывают одноименные нижние (вариант нормального прикуса).

Носоглотка - верхняя часть глотки, расположенная позади полости носа, сообщающаяся с ней посредством хоан и условно ограниченная от ротовой части глотки плоскотью, в которой лежит твердое небо. Носовой ход - часть полости носа, расположенная между носовыми раковинами.

Резонаторные полости (в логопедии, фониатрии, вокальной педагогике) - четыре пары придаточных пазух носа: верхнечелюстные (гайморовы), лобные (фронтальные), основные и решетчатые; вместе с полостью носа выполняют роль резонатора голоса.

Небная занавеска (velum palatinum, palatum molle) - задняя подвижная часть нёба, представляющая собой мышечную пластинку с фиброзной основой, покрытую слизистой оболочкой.

Нарушения (дефекты) артикуляционного аппарата

Любые нарушения в строении А. А. врожденного или рано приобретенного (травма) характера (в возрасте до 7 лет) неизменно влекут за собой трудности в формировании и развитии речи. Более поздние приобретенные дефекты А. А., как правило, не приводят к тяжелой речевой патологии, но могут существенно влиять на качество и отдельные характеристики устной речи.

Варианты нарушений артикуляционного аппарата

  • Расщелина - врожденная щель, или зазор, в нёбе. Малая щель включает только мягкое нёбо, хотя в серьезных случаях она может расширяться до твердого нёба, альвеол и верхней губы.

Расщелина верхней челюсти (gnathoschisis) - аномалия развития: расщепление альвеолярного отростка верхней челюсти в следствие несращения в эмбриональном периоде верхнечелюстного и среднего носового отростков. Является причиной нарушения речи типа ринолалии и голоса (ринофонии).

Расщелина губы - (labium fissum; cheiloschisis; син.: заячья губа, незаращение губы, хейлосхизис) - аномалия развития: наличие щели верхней губы, идущей от ее красной каймы к носу. При изолированном дефекте может быть нарушение или затруднения в артикулящии губно-зубных звуков.

  • Передний открытый прикус как следствие прогнатии, прогении или отсутствия/дефектов фронтальных зубов.

Прогения (про- + греч. genys нижняя челюсть) - дефект прикуса при котором нижняя челюсть выступает вперед (по сравнению с верхней) в следствии ее чрезмерного развития.

Прогнатия (про- + греч. gnathos верхняя челюсть) - нарушение прикуса при котором верхняя челюсть выступает вперед вследствие чрезмерного развития верхней челюсти, или наоборот, при недоразвитии нижней челюсти. Прикус - взаимоотношение зубных рядов верхней и нижней челюстей при их смыкании.

  • Передний закрытый прикус.
  • Прямой прикус - Ортогения (орто- + греч. genys нижняя челюсть) - прикус, при котором верхние и нижние зубы находятся в одной фронтальной плоскости.
  • Диастема (diastema; греч. diastёma расстояние, промежуток) - аномалия положения зубов; чрезмерно широкий промежуток между резцами верхней челюсти. Различают Д. истинную (d. verus) - Д. наблюдающаяся по окончанию прорезывания всех зубов и Д. ложную (d. falsum) -Д., наблюдающуюся при незаконченном прорезывании зубов.
  • Иные нарушения целостности зубного ряда.
  • Короткая подъязычная связка (Уздечка языка короткая) - врожденный дефект, заключающийся в укарачении уздечки языка (подъязычной связки); при этом дефекте движения языка могут быть затруднены. Частая причина нарушения произношения звуков верхнего подъема языка.
  • Нарушения подвижности языка при паразах и параличах, а также при врожденном чрезмерном его развитии (макроглоссия - массивный язык) или недоразвитии (узкий - микроглоссия). В норме язык выполняет все необходимые для артикуляции звуков речи движения: легко упрощается, выгибается, поднимается к верхним альвеолам, опускается к нижним альвеолам, совершает круговые движения (облизывание верхней и нижней губы), сворачивается в трубочку и даже поворачивается в вертикальную плоскость. На этой его способности сконструирована диагностическая и коррекционная технология («Сказка про веселый язычок»).
  • высокое и «готическое» нёбо - нёбо арковидное (готоческое) - нёбо с острым углом у вершины; наблюдается как аномалия развития.

Литература

  1. Понятийно-терминологический словарь логопеда /Под ред. В. И. Селиверстова. - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. - 400 с.
  2. Правдина О. В. Логопедия. - М.: Просвещение, 1973. - 272 с.
  3. Энциклопедический словарь медицинских терминов: В 3-х томах /Гл. ред. Б. В. Петровский. - М.: Сов. энциклопедия. - Т. 2. - 1983. - с. 217, 218
  4. Энциклопедический словарь медицинских терминов: В 3-х томах /Гл. ред. Б. В. Петровский. - М.: Сов. энциклопедия. - Т. 3. - 1984. - С.27.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Речевой аппарат" в других словарях:

    РЕЧЕВОЙ АППАРАТ - (от лат. apparatus – оборудование). Совокупность органов, принимающих участие в образовании звуков речи при их произнесении (фонации). Р. а. можно разделить на три группы на основе роли органов речи в процессе фонации: 1) органы, являющиеся… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    речевой аппарат - Органы человеческого организма, приспособленные для производства и восприятия звуковой речи. В широком смысле слова речевой аппарат – это и центральная нервная система, органы слуха (и зрения), необходимые для восприятия звуков и коррекции… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    РЕЧЕВОЙ АППАРАТ - [от лат. аpparatus] система органов, принимающих участие в образовании звуков речи и речепроизводстве в целом. Различают центральный и периферический отделы Р. а. (см. Речевой аппарат периферический, Речевой аппарат центральный) …

    См. organi vocali … Пятиязычный словарь лингвистических терминов

    Совокупность органов речи (губы, зубы, язык, нёбо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма). см. органы речи … Словарь лингвистических терминов

    Речевой аппарат - система дыхательных и жевательных органов, приспособившихся в процессе эволюции человека для речепроизводства. В систему Р. а. входят: диафрагма, легкие с межреберными мышцами, бронхи, трахея, гортань с голосовыми складками, глотка, язык, нижняя… … Педагогическое речеведение

    РЕЧЕВОЙ АППАРАТ ПЕРИФЕРИЧЕСКИЙ - отдел речевого аппарата, состоящий в свою очередь из трех основных отделов: дыхательного (легкие с дыхательным горлом); голосообразовательного (гортань с голосовыми складками и расположенной над ними системой резона торных полостей);… … Психомоторика: cловарь-справочник

    РЕЧЕВОЙ АППАРАТ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ - отдел речевого аппарата, представленный в головном мозге; состоит из корковых центров, подкорковых узлов, проводящих путей и ядер соответствующих нервов, обеспечивающих совокупностью своей работы производство речевых актов … Психомоторика: cловарь-справочник

Речевой аппарат - это совокупность и взаимодействие органов человека, необходимых для производства речи. Он состоит из двух отделов: центрального и периферического. Центральный отдел - это головной мозг с его корой, подкорковыми узлами, проводящими путями и ядрами соответствующих нервов. Переферический отдел - это вся совокупность исполнительных органов речи, включающая в себя кости, хрящи, мышцы и связоки, а также периферические чувственные и двигательные нервы, при помощи которых осуществляется управление работой указанных органов.

Периферический речевой аппарат состоит из трех основных отделов, которые действуют совокупно.

1-й отдел - дыхательные органы, поскольку все звуки речи образуются только при выдохе. Это легкие, бронхи, трахея, диафрагма, межреберные мышцы. Легкие опираются на диафрагму - эластичную мышцу, которая в расслабленном состоянии имеет форму купола. Когда диафрагма и межреберные мышцы сокращаются, объем грудной клетки увеличивается и происходит вдох, когда расслабляются - выдох;

2-й отдел - органы речи пассивные - это неподвижные органы, служащие точкой опоры для активных органов. Это зубы, альвеолы, твердое небо, глотка, полость носа, гортань. Они оказываеют наибольшее влияние на технику речи ;

3-й отдел - органы речи активные - это подвижные органы, производящие основную работу, необходимую для образования звука. К ним относятся язык, губы, мягкое небо, маленький язычок, надгортанник, голосовые связки. Голосовые связки - это два небольших пучка мускулов, прикрепленные к хрящам гортани и расположенные поперек нее почти горизонтально. Они эластичны, могут быть расслабленными и напряженными, могут раздвигаться на разную ширину раствора;

Первый отдел периферического речевого аппарата служит для подачи струи воздуха, второй - для образования голоса, третий является резонатором, дающим звуку силу и окраску и таким образом образующим характерные звуки нашей речи, которые возникают в результате деятельности отдельных активных частей артикуляционного аппарата. К последним относятся нижняя челюсть, язык, губы и мягкое нёбо.

Нижняя челюсть опускается и поднимается; мягкое нёбо поднимается и опускается, таким образом, закрывая и открывая проход в носовую полость; язык и губы могут принимать самые разнообразные положения. Изменение положения речевых органов влечет за собой образование затворов и сужений в различных частях артикуляционного аппарата, благодаря чему и определяется тот или иной характер звука.

Язык богат мышцами, делающими его весьма подвижным: он может удлиняться и укорачиваться, делаться узким и широким, плоским и выгнутым.

Мягкое нёбо, или нёбная занавеска, оканчивающееся маленьким язычком, лежит вверху ротовой полости и является продолжением твердого нёба, начинающегося у верхних зубов альвеолами. Нёбная занавеска имеет способность опускаться и подниматься и таким образом отделять глотку от носоглотки. При произнесении всех звуков, кроме м и н, нёбная занавеска поднята. Если нёбная занавеска почему-либо бездействует и не поднята, то звук получается носовой (гнусавый), так как при опущенной нёбной занавеске звуковые волны проходят преимущественно через носовую полость.

Нижняя челюсть благодаря ее подвижности является весьма важным органом артикуляционного (звукопроизносительного) аппарата, так как способствует полному развитию ударных гласных звуков (а, о, у, э, и, ы).

Болезненное состояние отдельных частей артикуляционного аппарата отражается на правильности резонирования и четкости произносимых звуков. Поэтому для воспитания необходимой артикуляции все органы, принимающие участие в образовании звуков речи, должны работать правильно и согласованно.

Органы речи представлены на следующем рисунке:

1 - твердое небо; 2 - альвеолы; 3 - верхняя губа; 4 - верхние зубы; 5 - нижняя губа; 6 - нижние зубы; 7 - передняя часть языка; 8 - средняя часть языка; 9 - задняя часть языка; 10 - корень языка; 11 - голосовые связки; 12 - мягкое небо; 13 - язычок; 14 - гортань; 15 - трахея..

Строение речевого аппарата.

РА - совокупность органов человека, необходимых для производства речи.

Состоит из 3 отделов:

  • дыхательный
  • голосовой
  • артикуляционный

Дыхат. отдел (ниж.этаж): грудная клетка, легкие, бронхи, трахеи

Произнесение речи связано с дыханием: речь образуется в фазе выдоха. Дыхание в момент речи вдвое реже обычного дыхания.

Расширенная часть трахеи – гортань, состоит их хрящей, между которыми натянуты 2 мускулистые пленки – голосовые связки.

Артикуляционный отдел (верхний этаж): надгортанные полости и органы, находящиеся над гортанью.

Артикуляция - от лат. articulare – (членораздельно произносить) деятельность органов речи, связанная с произнесением звуков и различных их компонентов, которые составляют слоги и тд.

Каждый звук имеет 3 артикуляционные базы:

  • приступ (экскурсия; переход органов речи из спокойного состояния в положение, требуемое произносительным звуком),
  • выдержка (сохранение положения органов для произнесения звуков),
  • отступ (рекурсия; выход органов речи и положения выдержки или приступа к артикуляции следующего звука)

Основные органы артикуляции: язык, губы, челюсть, тв и мг нёбо, альвеолы.

Артикуляционный уклад – положение, которое органы речи принимают при движении.

Особое значение для артикуляции имеют органы ротовой полости и сама ротовая полость, именно в ней голос многократно усиливается и дифференцируется на определенные звуки, т.е. обеспечивается возникновение фонем.

Т.о. происходит формирование фонем.

Надгортанные полости: рот, нос, глотка.

Надгортанные полости явл. резонаторами (воздуш. столбы), благодаря которым усиливаются составные тоны звука, пройдя ротовую и носовую полости звук окончательно оформляется и приобретает характерный тембр, который свойственен только этому звуку.

Непосредственно к гортани примыкает глотка. Верхняя часть глотки – носоглотка. Полость глотки переходит в 2 полости – ротовую и носовую, которые разделены нёбом. Передняя, костная часть – тв. нёбо, задняя, мускулистая – мг нёбо.

Мг нёюо+язычок(увула) = нёбная занавеска

Если небная занавеска приподнята, то воздух идет через рот =˃ротовые зв.

Если она опущена, то через нос=˃носовые звуки

Полость рта:

  • активные органы
  • резонатор

Благодаря движениям языка, губ, ниж. челюсти образуется звук.

Все органы речи делятся на активные и пассивные.

Активные органы речи подвижны и выполняют основную работу при артикуляции: голосовые связки, задняя стенка зева (глотки), нёбная занавеска, язык и губы.

Пассивные органы речи неподвижны и исполняют вспомогательную работу при артикуляции: твердое нёбо, альвеолы и зубы, иногда пассивную роль выполняет задняя стенка зева (глотка).

Функции органов речи:

Основная функция:

Подача воздуха

Основная функция гортани:

Артикуляционная (произносительная)

Функции полости рта:

Образование различных преград

Шейная мышца:

Замыкает и образует определенный уклад совместно с мышцей рта для произнесения звуков, изменяет форму ротовой полости.