Художественные особенности повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба

Гоголь начал свою творческую деятельность как романтик. Однако он обратился к критическому реализму, открыл в нем новую главу. Как ху-дожник-реалист, Гоголь развивался под благородным влиянием Пушкина, но не был простым подражателем родоначальника новой русской литературы.

Своеобразие Гоголя было в том, что он первым дал широчайшее изо-бражение уездной помещичье-чиновничьей России и «маленького чело-века», жителя петербургских углов.

Гоголь был гениальный сатирик, бичевавший «пошлость пошлого чело-века», предельно обнажавший общественные противоречия современной ему русской действительности.

Социальная направленность Гоголя сказывается и в композиции его произведений. Завязкой и сюжетным конфликтом в них являются не лю-бовные и семейные обстоятельства, а события общественного значения. При этом сюжет служит лишь поводом для широкого изображения быта и раскрытия характеров-типов.

Глубокое проникновение в суть основных общественно-экономических явлений современной ему жизни позволило Гоголю, гениальному худож-нику слова, нарисовать образы огромной обобщающей силы.

Целям яркого сатирического изображения героев служит у Гоголя тща-тельный подбор множества подробностей и резкое их преувеличение. Так, например, созданы портреты героев «Мертвых душ». Эти подробности у Гоголя преимущественно бытовые: вещи, одежда, жилье героев. Если в романтических повестях Гоголя даны подчеркнуто живописные пейзажи, придающие произведению определенную приподнятость тона, то в реали-стических его произведениях, особенно в «Мертвых душах», пейзаж яв-ляется одним из средств обрисовки типов, характеристики героев.

Тематика, социальная направленность и идейное освещение явлений жизни и характеров людей обусловили своеобразие литературной речи Го-голя. Два мира, изображаемые писателем, — народный коллектив и «существователи» — определили, основные особенности речи писателя: его речь то восторженна, проникнута лиризмом, когда он говорит о народе, о родине (в «Вечерах...», в «Тарасе Бульбе», в лирических отступлениях «Мертвых душ»), то становится близка к живой разговорной (в бытовых картинах и сценах «Вечеров...» или в повествованиях о чиновно-помещичьей России).

Своеобразие языка Гоголя заключается в более широком, чем у его пред-шественников и современников, использовании простонародной речи, диалектизмов, украинизмов. Материал с сайта

Гоголь любил и тонко чувствовал народно-разговорную речь, умело при-менял все оттенки ее для характеристики своих героев и явлений общест-венной жизни.

Характер человека, его социальное положение, профессия — все это необычайно отчетливо и точно раскрывается в речи персонажей Гоголя.

Сила Гоголя-стилиста — в его юморе. В своих статьях о «Мертвых ду-шах» Белинский показал, что юмор Гоголя «состоит в противоположности идеала жизни с действительностью жизни». Он писал: «Юмор составляет могущественнейшее орудие духа отрицания, разрушающего старое и подготовляющего новое».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • особенность творческого дарования н в гоголя
  • н.в.гоголь особенности творчества для детей
  • особенности творчествуа н.в.гоголя.сочинение
  • в чём своеобразие маленького человека у гоголя
  • особенность творческого дарования гоголя

Разделы: Литература

  • Показать своеобразие повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”.
  1. Обучение приёмам лингвистического анализа художественного текста;
  2. Показать мастерство Гоголя-художника слова, особенности использования изобразительно-выразительных средств в повести.
  3. Научить учащихся быть внимательными, вдумчивыми читателями.
  4. Обсудить нравственные уроки повести.

Оборудование:

  • портрет Н.В.Гоголя;
  • иллюстрации к повести, выполненные художниками (например, Е. Кибриком);
  • репродукция картины И.Е.Репина “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”, которая хорошо передаёт дух гоголевской казачьей вольницы.

Методические приёмы: аналитическая беседа, пересказ, комментированное чтение, чтение наизусть.

Эпиграф к уроку: “ Писать надо сжато, рассказывать обязательно о сильных человеческих переживаниях, острых ситуациях и ярких характерах.” (Джек Лондон )

Ход урока :

Слово учителя:

Итак, ребята, чтобы настроиться нам на беседу, я начну урок с небольшого стихотворения. Послушайте!

Казаки усядутся на брёвна
В тихие донские вечера,-
И неспешно песня повествует,
Как уходит войско на врага, как один лихой казак тоскует,
Ибо нет коня у казака…
Тут велит ему молода жена:
“Ты заложь меня да купи коня,
Врагов выгонишь – меня выкупишь”.

Помню, пронимало аж до дрожи, -
Вон, как надо дело понимать:
Родина родной жены дороже,
Родина любимее, чем мать!
Знать у казаков судьба такая,
Кровные обычаи свои:
Казаки поют об отчем крае
Чаще, чем о ласковой любви… (И. Кобзев)

Так писал поэт о традициях вольных казаков. А как это стихотворение перекликается с повестью Н.В.Гоголя? Что их сближает?

(Ученики говорят, что объединяет эти произведения идея защиты своей Родины. Вспомним: в повести казаки погибают в бою, но последние слова их: “Пусть же славится до конца века Русская земля!”)

Учитель: Наша задача на уроке – научиться быть внимательными, вдумчивыми, размышляющими читателями. Давайте проверим, кто наиболее внимательно читал повесть!

Учителем предлагаются вопросы:

  1. “Посмотрю я, что за человек ты в кулаке?” Кому принадлежат эти слова? К кому обращены? (Говорит Тарас Бульба Остапу -1 глава)
  2. Какого роста был Остап? Какой приём работает и почему используется автором? (в сажень (2,13 см) -1 глава. Автор гиперболизирует героя, Остап – настоящий Герой. Гоголь любуется его силой и мощью.)
  3. Сколько весил сам Тарас? С какой целью Гоголь преувеличивает?
  4. (“Бульба вскочил на своего Черта, который бешено отшатнулся, почувствовав на себе двадцатипудовое бремя…” Сделав нехитрые вычисления, ученики узнают, что Тарас весил 320кг. Конечно, Гоголь намеренно преувеличил, чтобы, возможно, показать неимоверную силу героя. Он выступает в повести как сказочный богатырь.)

  5. Как звали коня Тараса? (Чёрт - 1 глава)
  6. На каком году сыновья Тараса Бульбы были отданы в Киевскую академию? (по 12 году – 2 глава)
  7. Сколько раз закапывал Остап свой букварь? (4 раза – 2 глава)
  8. Сколько лет Остапу? (“ Ни разу не растерявшись и не смутившись ни от какого случая, с хладнокровием, почти неестественным для 22-летнего, он в один миг мог вымереть всю опасность…” - 5 глава)
  9. “Терпи, казак, Атаманом будешь!” Кто и кому говорит эти слова? (Тарас Бульба Андрию – 5 глава)
  10. “Есть ещё порох в пороховницах?” Кому принадлежат эти слова? Когда они были произнесены? Сколько раз? (Тарас спрашивал у казаков, чтобы выдвинуть свежие силы. Трижды.)
  11. “Я тебя породил, я тебя и убью!” Кому принадлежат эти слова?
  12. (С этими словами Тарас казнит Андрия за предательство. – 9 глава)

  13. Сколько человек справилось с Остапом? Почему? (8 человек, герой сильный и мужественный. – 9 глава).
  14. В какую сумму оценили голову Тараса? (2 тысячи червонных – 10 глава).
  15. Сколько человек одолели Тараса? Какой приём работает? (Сила одолела силу. “Мало не 30 человек повисло у него по рукам и ногам…” Гиперболизация героя – 12 глава)
  16. “… и гордый гоголь быстро несётся по [речному зеркалу]…” Кто такой гоголь? Почему написано с маленькой буквы? О ком идёт речь? (Птица из семейства утиных)

Вижу, что некоторые ребята старались быть внимательными читателями. А сейчас давайте поработаем с одним прилагательным “добрый”, посмотрим сколько значений оно имеет. Вы помните, что такое явление в русском языке называется многозначностью.

(Работа с прилагательным добрый ) *

(*Лозинская Т.П. Лингвистический анализ на уроках русского языка 5-6 классы. – М.,-1997.-с.94-95)

  • “Смотрите, добрые (доброжелательные) люди, одурел старый. Совсем спятил с ума! – говорила бледная, худощавая и добрая (ласковая, нежная, любящая) мать их…”
  • “Добрый (храбрый, мужественный) будет казак!”
  • “Гости поздравили и Бульбу, и обоих юношей и сказали им, что доброе дело (почётное дело защиты Отечества) делают и что нет лучшей науки для молодого человека, чем Запорожская Сечь.”
  • “Ваша нежба – чистое поле да добрый (верный, красивый, быстрый, сильный) конь.”
  • “В возу были все баклаги и бочонки старого доброго (крепкое, вкусное) вина, которое лежало у Тараса в погребах”.
  • “О! Да это со временем будет добрый (грамотный, знающий своё дело) , полковник”, - говорил старый Тарас”.
  • “Тут вспомнил он, что вчера кошевой попрекал кашеваров за то, что сварили за один раз всю гречневую муку на саламату, тогда как бы её стало на добрых три раза”. (На целых три раза)
  • “А на Остапа уже наскочило вдруг шестеро, но не в добрый (неудачный, несчастливый) час видно наскочило”.
  • Итак, как влияет на текст употребление прилагательного добрый в разных значениях? (Текст становится более выразительным, ярким.)

    Использование многозначности слова - это своеобразный стилистический приём. Новые смысловые оттенки значений придают языку гибкость, точность, живость.

    И.С. Тургенев писал, что “фиалка своим запахом не разит на двадцать шагов кругом: надо приблизиться к ней, чтобы почувствовать её благовоние…”

    Чтобы понять основную идею художественного произведения, оценить его по достоинству, надо к нему “приблизиться”. Попробуем это сделать!

    (Комментированное чтение 9 главы (эпизод казни Остапа и его товарищей). Начинает учитель, ребята продолжают. Обращаем внимание на отдельные слова, фразы, объясняем, толкуем.)

    1-2 абзацы

    Долженствовала – устаревшая форма (возможно, используется для создания колорита старины).

    Дважды повторяется начало предложений:

    Они шли… Они шли…

    Мы уже встречались у Гоголя с этим приёмом при описании чайки (во 2 главе: Вон она пропала в вышине…Вон она перевернулась крылами… ) Таким образом всё внимание и автора, и читателей, и толпы приковано к героям.

    Шли (как?) “не боязливо, не угрюмо, но с какою-то тихою горделивостью…”

    Синонимический ряд помогает уточнить, дополнить представления читателя. В данном случае, чтобы показать важность и подчеркнуть трагичность момента, выделить героев.

    Почему одежда “болталась на них ветхими лоскутьями”?

    (Целесообразно обратиться к толковому словарю) Узнаём, что лоскутья – это остатки одежды, ветхие – очень изношенные. Таким образом автор показывает, в каком плачевном состоянии была их одежда.

    Как показаны казаки?

    (“Впереди всех шёл Остап…” Остап – предводитель, вождь. Казаки гордые, сильные духом.)

    Почему абзац начинается с риторического вопроса? (Передаётся чрезвычайное волнение автора.)

    Почему Тарас “ни проронил ни одного движения его” ? (Не упустил из виду, внимательно наблюдал) Устаревшее словосочетание, в современном русском языке - не проронил ни слова (в толковом словаре подаётся как устойчивое словосочетание.)

    Что такое лобное место? (Возвышение, помост, с которого читались указы или место, где совершались казни.)

    Как вы понимаете фразеологизм “выпить тяжёлую чашу ”? (Принять страдания. Фразеологизмы делают речь более ёмкой, выразительной.)

    Как небольшая речь, которую произносит Остап, характеризует героя? (Перед нами сильный духом, гордый, несломленный, непобеждённый даже в плену человек.)

    Что такое эшафот? (Помост для казни.)

    - “- Добре, сынку, добре!...” Учитель обращает внимание на то, что в украинском языке сохранилась звательная форма.

    Почему Гоголь подчёркивает старость Тараса, называя его “старый Тарас ”, пишет “опустил седую голову ”? (Тем самым автор показывает, что потеря сына для Тараса - невосполнимая утрата. Он сразу состарился, в народе говорят: “Постарел от горя”.)

    - “Палач сдёрнул с него ветхие лохмотья…” В словаре С.И.Ожегова находим, “лохмотья – ветхая, изорванная одежда” Какая информация добавляется к уже сказанному? (Возможно, одежда была порвана во время жестоких пыток, принятых в то время.)

    - “Ему увязали руки и ноги в нарочно сделанные станки, и …” О чём красноречиво говорит это многоточие? (О страшных пытках.)

    Что значит “адские муки ”? (Очень сильные, невыносимые муки.)

    - “дыбом поднялись волоса…” Этим фразеологизмом Гоголь передаёт состояние сильного испуга, ужаса.

    - “закалиться душою…” Сделаться нравственно крепким, стойким, выносливым.

    - “Остап выносил терзания и пытки, как исполин…” Автором используется такой художественный приём, как сравнение. Можно подобрать синонимы: великан, богатырь.

    Какие чувства испытывает Тарас? (Боль, что теряет сына, и гордость за него.)

    7-8 абзацы

    - “как будто стала подаваться его [Остапа] сила…” (стала уменьшаться)

    “Ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его…”, “И повёл он очами вокруг себя…” Обратим внимание на лексику. С какой целью используются старославянизмы?

    (Устаревшие старославянские слова нужны для возвышения героя и возвеличивания его подвига. Перед нами настоящий герой, и сам автор относится к нему с уважением и восхищением.)

    - “освежить силы” (подбодрить, поддержать);

    - “миллион народа” (очень много).

    Почему Тарас обнаружил себя, ведь ему грозила опасность? (Он хотел поддержать товарищей по борьбе и хоть немного облегчить муки и страдания сына.)

    - “Часть военных всадников бросилась заботливо рассматривать толпы народа…” Здесь чувствуется явная ирония автора.

    - “Но Тараса уже…не было…” Янкель как бы оглянулся, отвлёкся от всадников, переключил внимание на нашего героя, а потом с облегчением добавляет “его след простыл” (очень быстро ушёл, исчез) Вместе с Янкелем Гоголь переживает за Тараса.

    Как же в тексте работают художественные приёмы?

    (В первую очередь, они помогают передать отношение Автора к происходящему и героям. Он восхищается мужеством Остапа, с пониманием и сочувствием относится к Тарасу, переживает, как бы он не попался, ироничен по отношению к военным. Автор не просто отстранённый наблюдатель, а живой человек).

    Если бы мог, Н.В. Гоголь, наверно, согласился со словами американского писателя Джека Лондона, который сказал так: “Писать надо сжато, рассказывать о сильных человеческих переживаниях, острых ощущениях и ярких характерах”.

    Я думаю, что мы сегодня смогли более внимательно вчитаться в страницы повести и, надеюсь, что каждый из вас, ребята, оценил мастерство Н.В.Гоголя по достоинству, как это сделал В.Г.Белинский, который сказал так: “И какая кисть, широкая, размашистая, резкая, быстрая! Какие краски, яркие и ослепительные!.. И какая поэзия, энергическая, могучая, как эта Запорожская Сечь…”

    В качестве домашнего задания отобрать материал об одном из героев для подготовки к сочинению. (По группам.)

    Спасибо за работу!

    В середине 1830-х годов популярность Гоголя стремительно растет. После выхода в свет двухтомного сборника "Вечера на хуторе близ Диканьки" Николай Васильевич порадовал читателей еще несколькими сборниками, каждый из которых тоже состоял из двух томов.

    Появление необычной книги

    Первый назывался "Миргород". В него вошли повести "Вий", "Старосветские помещики", "Тарас Бульба", "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем". А следом выходит еще одна книга, очень необычная. Она называется "Арабески". И в нее входят не только художественные произведения, но статьи и очерки Гоголя. Это что-то вроде собрания пестрых глав, если перефразировать цитату Александра Сергеевича Пушкина.

    Именно в этом сборнике напечатаны три повести, которые в критике получили название Петербургских (по месту действия сюжетных линий). Сам же Николай Васильевич так их не называл. Однако это словосочетание закрепилось на многие десятилетия, актуально оно и сейчас.

    Повести, включенные в собрание сочинений

    Проводя анализ "Петербургских повестей" Гоголя, необходимо отметить произведения "Невский проспект", "Портрет" и "Записки сумасшедшего". Хотя этот цикл повестей воспринимается несколько иначе, так как сегодняшнему читателю более привычно включать в него еще несколько творений Николая Васильевича.

    Это произведение "Нос", которое впервые было опубликовано в пушкинском журнале "Современник". Еще "Шинель", пришедшая к публике уже в 1842 году, когда автор готовился к изданию первого своего прижизненного цикла сочинений. Делая анализ повести "Вий" Гоголя, "Портрет" и других творений Николая Васильевича, вся читающая Россия уже знала и понимала, что этот писатель преемник Пушкина. Он именно тот литератор, который должен принять от Александра Сергеевича эстафету.

    Анализ "Петербургских повестей" Гоголя

    Николай Васильевич - человек и писатель трех культур: малороссийской, российской и итальянской. И когда он из своей Полтавщины приезжает в Петербург, он смотрит на этот мир русской столицы глазами гостя и постороннего. Именно поэтому название "Петербургские" в этом цикле повестей означает нечто большее, чем просто место действия.

    Все события, описанные в этих замечательных произведениях, очень простые, здесь присутствует много бытовых зарисовок. Однако делая анализ "Петербургских повестей" Гоголя, мы видим, что автор сознательно шел на упрощение сюжета и фактуры. Он придавал этому огромное значение.

    По словам самого писателя, чем предмет обыкновеннее, тем больше надо иметь таланта и воображения, чтобы сделать из него нечто неординарное, но в то же время не лишенное истины. А именно это и было для Николая Васильевича важной задачей - подарить читателю не только наслаждение при прочтении своих книг, но и максимально приблизить его к этой истине.

    Знаменитое описание исторической части города

    Петербург - это место, где сталкиваются противоположности, добро и зло оказываются перемешанными причудливейшим образом. Делая анализ повести Гоголя "Невский проспект", читатель в первую очередь видит ярчайшее, знаменитое описание этой части города. Его легко сопоставить с лирическими изображениями Днепра или украинской ночи из цикла повестей "Вечера на хуторе близ Диканьки".

    Но в самом начале описания присутствует фраза: "Я знаю, что ни один из бледных и чиновных ее жителей…" Делая анализ "Петербургских повестей" Гоголя, на нее необходимо обратить внимание. Слова "бледных" и "чиновных" указывают на то обстоятельство, что Невский проспект - это то место, где человек сталкивается с обманом.

    В другой части повествования Николай Васильевич говорит прямо жесткие и страшные слова: "Какой-то демон искрошил весь мир на множество различных кусков и все без толку смешал вместе". Мир Невского проспекта представляет собой образ, лишенный цельности, а нечто демоническое выглядывает из-за каждого поворота.

    Сюжетные и идейные линии

    Какие идейные линии содержат "Петербургские повести" Гоголя? Анализ повестей говорит о том, что в них очень ярко обозначен мотив соблазна. Например, в "Невском проспекте" один из его героев, художник Пескарев, пойдя вслед за красавицей, вдруг понимает, что ее внешнее очарование вовсе не означает добродетели. Симпатичная мишура не обозначает внутренней сущности.

    Поверхностные и глубинные свойства в человеке разобщены. И это очень ярко видно здесь, в центре Петербурга, на Невском проспекте, где каждый час прогуливаются разные люди - то дворники, то высокие чиновники, то беднота. И в этом и состоит та парадоксальная сущность этого средоточия российской столицы.

    Сюжетная линия произведения "Нос"

    Делая анализ повести Гоголя "Нос", читатель сталкивается с еще более причудливым миром. Здесь речь идет о событиях совершенно невозможных. Нос, отделившись от своего владельца, чиновника, называющего себя майором, начинает разъезжать по улицам. Этот текст очень трудно воспринимать.

    Как, допустим, понять такую фразу, как "Нос спрятал подбородок в воротник". Это удивительное свойство гоголевской реальности, которое наводит на очень разные размышления.

    Как бы необычно ни выглядела для читателя та жизнь, которую изображают "Петербургские повести" Гоголя, анализ произведений говорит о том, что практически в каждой повести этого цикла присутствует некая притча. В "Носе", например, это реализуется посредством гротеска. Само это слово обозначает нечто фантастическое, комическое, уродливое начало, которое заложено в самой действительности, но не является в явном облике.

    Анализ повести Гоголя "Нос" заставляет задуматься, где та мера, которая вынуждает человека почувствовать себя ущербным. Чего нужно лишиться, чтобы перестать себя ощущать самим собою - репутации, родных, карьеры? В произведении "Нос" персонаж, лишившийся этой части тела, теряет свое достоинство, вес в глазах общества, и именно эту ущербность автор и передал посредством гротеска.

    Образ маленького человечка

    Проведя анализ повести Гоголя "Шинель", читатель немедленно сопоставит образ Акакия Акакиевича с пушкинским станционным смотрителем. Маленький человек - это стержневой герой русской литературы, который появляется потом в очень многих произведениях разных прозаиков.

    Небольшой человек - это достаточно сложно устроенная личность. Человек как будто бы превращенный в вещь этим большим городом, который несопоставим с потребностями конкретного персонажа. Он то ли нуждается в сочувствии, то ли является человеком праведным и угнетенным внешней реальностью, которая для него чужая и холодная.

    Именно эта метафора является для повести ключевой. А возможно, это просто примитивная личность, которой необходимо простое снисхождение. На самом деле - это простой человек, который нуждается в частичке тепла и внимания, как и все существа, наполняющие мир. И не найдя ее, он, к сожалению, погибает.

    Таинственный и величественный город

    Не только анализ повести Гоголя "Записки сумасшедшего" приводит читателя к мысли, что Петербург Николая Васильевича - это город, где фантастическое и реальное находятся рядом. В каждом творении автора, находящемся в цикле "Петербургские повести", возможны самые необычные происшествия.

    Здесь искатели карьеры и денег сосуществуют рядом с искренними и чистыми людьми. Горячка, сумасшествие и смерть находятся близко от высокого служения искусству, каких-либо добрых качеств человека. Таким открывается писателю подлинный облик этого таинственного и великолепного города.

    1830-е годы, когда появились "Петербургские повести", - это вершинная эпоха творчества Гоголя. Затем начинаются уже совсем другие времена. Николай Васильевич сталкивается с различными трудностями, он воспринимается уже как трагическая фигура. А именно в эти годы автор воспринимается как преемник Пушкина, как главный русский писатель, который представляет собой ориентир для всей российской литературы.

    1) История создания повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». После публикации «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголь пишет цикл повестей «Миргород», который состоит из двух частей. В первую часть вошли повести «Старосветские помещики» и «Тарас Бульба», во вторую - «Вий» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Обе части сборника «Миргород» были опубликованы в начале 1835 года. В повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь обращается к героическому прошлому страны, когда простой человек поднимается над обыденной жизнью и становится настоящим патриотом.

    2) Историческая основа повести. «В «Миргороде» он (Н.В. Гоголь) столкнул норму, высокую возможность народного героизма с ужасной общественной действительностью, не дающей осуществиться этой возможности и опошляющей человека, созданного, по Гоголю, для великих дел», - писал литературный критик Г.А. Гуковский. Историзм повести «Тарас Бульба» близок к фольклорном}": создавая такое историческое произведение, Гоголь не только внимательно изучал документально-исторические материалы (летописи, мемуары, исследования), но и фольклорные произведения. Не преуменьшая роли исторических материалов, первенство следует всё же отдать фольклорным источникам. В центре внимания писателя эпоха национально-освободительной борьбы украинского народа и героические характеры, а не конкретные события и реальные исторические лица. К фактической точности писатель не стремился. Отсюда и условность сообщаемых в «Тарасе Бульбе» хронологических данных. Тарас Бульба был коренным «казаком», жившим в Украине. В те далёкие времена Украина была захвачена польскими и литовскими витязями. Некоторые состоятельные жители Украины перешли на сторону захватчиков. Тарас Бульба и другие патриоты своей Родины организовали Запорожскую Сечь и боролись против захватчиков. Образ народа-воина в повести неразрывно связан с образом народа-труженика. «Современные иноземцы дивились тогда справедливо необыкновенным способностям его. Не было ремесла, которого бы не знал казак: накурить вина, снарядить телегу, намолоть пороху, справить кузнецкую, слесарную работу и, в прибавку к тому, гулять напропалую, - всё это было ему по плечу». Писатель не прибегает ни к каким средствам приукрашивания, смягчения, затушевывания особенностей эпохи, суровости и грубости войны. Гоголь рисует всё величие и героику народной освободительной войны и целиком, безоговорочно присоединяется к народу. Белинский охарактеризовал значение «Тараса Бульбы», указав, что автор «исчерпал в ней всю жизнь исторической Малороссии и в дивном, художественном создании навсегда запечатлел её духовный образ: так ваятель уловляет в мраморе черты человека и дает им бессмертную жизнь...» Гоголь взял историю украинского народа в момент её высокого подъема, в такую минуту, когда, - подобно тому, как это бывает и в решающие минуты жизни человека, - проверяется весь характер народа. Художник-историк запечатлел героический народный характер.

    3) Характеристика героев повести.

    Образ Тараса Бульбы. Тарас Бульба «был создан для бранной тревоги». У него был очень тяжёлый характер. Об этом свидетельствовало всё: убранство его светлицы, отношение к жене, поведение в бою. У Тараса были два взрослых сына: Остап и Андрий. Когда сыновья приехали из бурсы (лицея, школы), Тарас решил отвезти их в Сечь. «Они будут настоящими казаками», - говорил Тарас своим друзьям. Наследующий день отвёз Тарас своих сыновей в Сечь. Образ Тараса проникнут высокой, суровой и нежной поэзией отцовства. Тарас является отцом не только для своих сыновей, но и для всех казаков, доверивших ему командование над ними. И самая казнь Андрия для Тараса - исполнение долга отца. Тарас Бульба - один из наиболее сильных и цельных трагических характеров в мировой литературе. Его героическая гибель утверждает героическую жизнь, величие борьбы за свободу народа. Тарас Бульба- старый казачий полковник. Тарас Бульба прав всегда и во всём; даже если он - в сценах еврейского погрома, страшной мести полякам за убийство старшего из сыновей, избиения младенцев, насилия над женщинами и стариками - действует как самый обычный разбойник, рассказчик изображает эти поступки как эпические деяния, освященные мощью героя.

    Какую цель поставил перед собой Н.В. Гоголь, изобразив в качестве главного героя своей повести Тараса Бульбу? (Н.В. Гоголь вывел в своем произведении настоящего героя-патриота, защитника родной земли.)

    Как встречает своих сыновей Тарас Бульба? Почему Тарас решает сразу же ехать в Запорожскую Сечь? (Для Тараса Бульбы Запорожье - родной дом, поэтому, чтобы проверить своих сыновей: насколько они стали хорошими казаками, он тотчас решает ехать в Запорожскую Сечь.)

    Разделяет ли Тарас Бульба чувства своей жены? Понимает ли её? (Тарас Бульба любит своих детей, как и жена, но не понимает её, поскольку для Тараса главное - быть настоящим воином, защитником, товарищем, патриотом, а не семьянином.)

    Какую роль в жизни Тараса Бульбы играет Запорожская Сечь? (Запорожская Сечь для Тараса - родной дом.)

    Как Тарас относится к своим семейным обязанностям, к жене? (Тарас Бульба считал своим основным делом обязанности казака, поэтому жена «видела мужа в год два-три дня, и потом несколько лет о нём не бывало слуха».")

    Что хочет видеть старый казак в своих сыновьях? (Тарас Бульба хочет увидеть, что его сыновья стали настоящими вояками, казаками.)

    Как Тарас Бульба относится к учению? Почему он посылает учиться своих сыновей в киевскую бурсу? (Сам Тарас учиться не любил, но понимал необходимость образования, поэтому послан своих сыновей в киевскую бурсу.)

    Найдите в тексте повести и выразительно прочитайте речь Тараса Бульбы о товариществе. Что означает товарищество для старого казака? (По мнению Тараса: «Нет уз святее товарищества!... так как породниться родством по душе, а не по крови может один только человек».)

    Почему Тарас Бульба убивает Андрия и чуть не губит себя в сцене казни Остапа? (Андрий предал узы товарищества и стал для отца врагом, а Остап до конца остался верным товарищем, и поэтому Тарас чуть не погубил себя, пытаясь спасти не просто сына, а своего товарища.)

    Как заканчивает свою жизнь Тарас? (трагически, на костре)

    Какими основными чертами характера обладает Тарас Бульба? С какими литературными героями можно сопоставить данного персонажа? (Тараса Бульбу можно сопоставить по силе и мощи с фольклорным богатырем.)

    Образ Остапа.
    Внешность, портрет:
    «...два дюжие молодца, ещё смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого ещё не касалась бритва».
    Отношение к учебе: «...в первый год (из киевской бурсы) ещё бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый». Тарас Бульба пригрозил оставить сына в монастырских служках, если он не выучится всем наукам, только после этого Остап начал заниматься.
    Характер: «Остап считался всегда одним из лучших товарищей.... никогда, ни в каком случае не выдавал своих товарищей... был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки... был прямодушен с равными... имел доброту...»
    Юношеские мечты: мечтал стать настоящим казаком и отправиться в Запорожскую Сечь. Поведение во время боя: «Остапу, казалось, был на роду написан битвенпый путь и трудное знанье вершить ратные дела». Остап хладнокровно вёл бой, «мог вымерить всю опасность», в нём «не могли не быть заметны наклонности будущего вождя».
    Отношение к товариществу: до последней минуты своей жизни оставался настоящим товарищем. Отношение к личному счастью: никогда не стремился к личному счастью. Близость с родителями: ближе к отцу, мечтает до конца остаться верным своим товарищам, до последнего защищать свою родину.

    Образ Андрия.
    Внешность, портрет:
    «. ..два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого ещё не касалась бритва».
    Отношение к учебе:
    «Он учился охотнее и без напряжения... Он был более изобретателен, нежели его брат...»
    Характер: «Андрий имел чувства несколько живее и как-то более развитые... чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда, с помощью изобретательного ума своего, умел увертываться от наказания». Обладал тяжелым и сильным характером.
    Юношеские мечты:
    с одной стороны, кипел жаждою подвига, но иногда любил помечтать и побродить в оди ночестве по улицам Киева.
    Поведение во время боя:
    «Андрий весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей. Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы». Отношение к товариществу: предал товарищей, увидев голод, нищету, страдания людей осаждаемого казаками города, несчастья возлюбленной полячки. Отношение к личному счастью: мечтал о личном счастье. Близость с родителями: ближе к матери, мечтает о любви, стремится к личному счастью.

    Как ведут себя братья во время битвы? (мужественно, храбро)

    Кто из сыновей ближе и понятней Тарасу Бульбе? (Остап)

    Почему Андрий изменил своим товарищам? (Андрий не смог видеть страдания своей возлюбленной.)

    4) Особенности сюжета повести.
    Основные этапы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог.

    Как начинается повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»? (с описания приезда двух сыновей Тараса Бульбы: Остапа и Андрия домой)

    Как встречает Тарас Бульба своих сыновей? Что важно для него? (Для Тараса Бульбы важно, чтобы его дети были добрыми казаками, настоящими воинами и товарищами.)

    Как встречает мать своих детей? Что важно для неё? (Для матери важно, чтобы её дети были здоровы и счастливь! в жизни.)

    Куда Тарас Бульба тотчас отправляется со своими сыновьями? Зачем? (Тарас Бульба решает тотчас отправиться со своими сыновьями в Запорожье, чтобы там они набрались разуму, ведь, по его мнению, только в Запорожской Сечи настоящая школа для казака.)

    Чем занимаются казаки в Запорожье? (Казаки изредка занимались в Сечи военным делом, но в основном их жизнь проходила в гульбе и пиршествах.)

    Как ведут себя Остап и Андрий, находясь в Запорожской Сечи? («Остап и Андрий кинулись со всею пылкостию юношей в это разгульное море и забыли вмиг и отцовский дом, и бурсу, и всё, что волновало прежде душу, и предались новой жизни».)

    О чем мечтает любой настоящий казак? (Казаки мечтали о настоящем деле, где «можно было разгуляться, как следует, рыцарю».)

    Кульминационной сценой повести является осада города Дубно, так как именно здесь ещё раз проверяется ценностный мир каждого из героев повести (Тараса Бульбы, Остапа, Андрия).

    Как ведут себя Остап и Андрий во время боя? (смело, но Остап хладнокровен, а Андрий наслаждается музыкой пуль)

    Как происходит осада польского города Дубно? (Казаки окружили город и ждали, когда его жители начнут сдаваться.) Как Андрий отреагировал на просьбу татарки помочь его возлюбленной полячке? (согласился)

    Что поразило Андрия в осаждаемом городе? (голод, нищета, муки людей)

    Где у казаков принимаются важные военные решения? (на общем совете)

    Как ведут себя казаки в бою? (мужественно, храбро)

    Какую кончину казак считает самой славной? (во время боя)

    Какие чувства владели Тарасом Бульбой, когда он увидел своего сына Андрия во вражеском войске? («Я тебя породил, я тебя и убью!»)

    Чем закончилась осада города Дубно? (поражением казаков)

    5) Художественные особенности повести. Особенности жанра - повесть. Особенности изображения героя в повести «Тарас Бульба»: герой характеризуется через его портрет, поступок, взаимоотношения с другими персонажами. Роль пейзажа в произведении: природа не просто фон, а способ раскрытия характера героя. Для изображения быта, жизни казаков писатель использует различные художественновыразительные средства: эпитеты, сравнения, гиперболы.

    Вспомнить, чем повесть отличается от рассказа и романа. (Повесть - один из способов эпического повествования, больше по объему и охвату жизненных явлений, чем рассказ, но меньше, чем роман.)

    Что такое пейзаж? (описание природы в художественном произведении)

    Как вы думаете, почему А.П. Чехов назвал Н.В. Гоголя «царем степи»? (выявление собственного ученического восприятия и понимания художественного произведения) Вспомните, что такое эпитет, сравнение, гипербола? (Эпитет - образное определение предмета, выраженное, как правило, прилагательным. Сравнение - изображение одного явления с помощью его сопоставления с другим. Гипербола - сильное преувеличение.)