Гавриил Романович Державин: краткая биография. Гавриил Романович Державин — имя России, имя просвещения Вершина служебной карьеры

Великий русский поэт Гавриил Романович Державин родился в Казанской губернии, в 1743. После первоначального домашнего обучения грамоте, цифири и немецкому языку, под руководством церковников, ссыльного немца Розе, Лебедева и Полетаева, Державина отдали в открывшуюся в 1759 казанскую гимназию. Здесь Державин в особенности пристрастился к рисованию и полюбил инженерное искусство. Когда директор гимназии М. И. Веревкин представил работы лучших учеников и в том числе Гавриила Державина куратору Шувалову, Державин был объявлен кондуктором инженерного корпуса. В начале 1762 пришло требование, чтобы Державин явился на службу в Преображенский полк. Шувалов, по-видимому, забыл о том, что он сам же предназначил Державина в инженерный корпус. Впоследствии Гавриилу Романовичу не пришлось пополнить своего образования, и его отсутствие сказывается во всей его поэзии. Он и сам понимал это; позже он писал: «Недостаток мой исповедую в том, что я был воспитан в то время и в тех пределах империи, когда и куда не проникало еще в полной мере просвещение наук не только на умы народа, но и на то состояние, к которому принадлежу».

Гавриил Романович Державин

12 лет военной службы являются самым темным и безотрадным периодом в биографии Гавриила Романовича Державина. На первых порах ему пришлось жить в казарме, вместе с солдатами. О литературном творчестве и науке нечего было и думать: только по ночам можно было кое-что читать и писать стихи. Так как у Державина не было «протекторов», то по службе он подвигался крайне медленно. После восшествия на престол Екатерины II , Державин письмом просил самого Алексея Орлова о повышении и только благодаря этому получил чин капрала. После годичного отпуска, Гавриил Романович вернулся в Петербург и с этого времени стал жить в казарме с дворянами. Если материальные условия несколько улучшились, то явились новые неудобства. Державин начал предаваться кутежам и картам. После вторичного отпуска в Казань (1767), Державин остановился в Москве и провел здесь около 2 лет. Здесь разгульная жизнь едва не привела Державина к гибели: он стал шулером и пускался на всевозможные проделки из-за денег. Наконец, в 1770 он решил оставить Москву и переменить образ жизни.

В 1772 Гавриил Романович Державин получил первый офицерский чин. С этого времени он начинает устраняться от дурного общества, и если играет в карты, то «по необходимости для прожитку». В 1773 А. И. Бибикову было поручено усмирение пугачевского мятежа . Для производства следственных дел Бибиков взял с собой, между прочим, и Державина, по его личной просьбе. Гавриил Романович развил энергичнейшую деятельность во время пугачевщины. На первых порах он обратил внимание Бибикова своим следствием по делу о сдаче Самары. Будучи в Казани, Державин от имени дворян сочинил в ответ на рескрипт Екатерины II речь, тогда же напечатанную в «Санкт-Петербургских Ведомостях». В своих действиях Державин всегда отличался известной самостоятельностью, которая поставила его высоко в глазах некоторых из его начальников, но в то же время наделала ему врагов среди местных властей. Державин мало считался с положением и связями лиц, с которыми он имел дело. В конце концов, война с Пугачевым не принесла Гавриилу Романовичу внешних отличий и он чуть было не подвергся военному суду.

Портрет Гавриила Романовича Державина. Художник В. Боровиковский, 1811

В 1776 через А. А. Безбородко он подал императрице письмо с исчислением своих заслуг и с просьбой о вознаграждении. Указом 15 февраля 1777 г. Гавриил Романович был пожалован в коллежские советники и в то же время получил 300 душ в Белоруссии. По этому поводу Державин написал «Излияние благодарного сердца императрице Екатерине II». Через полгода после своей отставки Державин, благодаря знакомству с генерал-прокурором А. А. Вяземским, получил место экзекутора в сенате. В 1778 Державин женился на Катерине Яковлевне Бастидона. Брак был удачен; эстетическое чувство его жены не осталось без влияния на творчество Гавриила Романовича Державина. В 1780 Державин был переведен на должность советника только что учрежденной экспедиции государственных доходов и расходов. По приказанию Вяземского, Державин написал уложение для этого учреждения, напечатанное в полном Собрании Зап. (XXI, 15 – 120). Раздоры с Вяземским заставили Державина оставить службу в сенате и выйти (1784) в отставку с чином действительного статского советника.

К этому времени Державин уже приобрел в обществе славное литературное имя. Пописывал Гавриил Романович еще в гимназии; в казармах он читал Клейста , Гагедорна, Клопштока , Галлера, Геллерта и переводил стихами «Мессиаду». Первое оригинальное произведение, появившееся в печати в 1773, была ода на первое бракосочетание великого князя Павла Петровича . По возвращении из Приволжья Державин издал «Оды переведенные и сочиненные при горе Читалагае». Здесь были кроме переводов оды На смерть Бибикова, На знатных, На день рождения её величества и др. Первые произведения Державина были подражанием Ломоносову . Но Державину в его творчестве совершенно не удавалось парение и неестественная манера, отличающие поэзию Ломоносова. Благодаря советам П. А. Львова , В. В. Капниста и И. И. Хемницера , Гавриил Романович отказался от подражания Ломоносову и принял за образец оды Горация . «С 1779, – пишет Державин, – я избрал совершенно особый путь, руководствуясь наставлениями и советами друзей моих». Свои оды Державин помещал преимущественно в «Санкт-Петербургском Вестнике» без подписи: «Песни Петру Великому» (1778), эпистола Шувалову, «На смерть князя Мещерского », «Ключ », «На рождение порфирородного отрока » (1779), «На отсутствие государыни в Белоруссию», «К первому соседу », «Властителям и судьям » (1780).

Все эти произведения своим возвышенным тоном, блестящими, живыми картинами обратили на Гавриила Романовича Державина внимание любителей литературы, но не общества. В последнем известность Державину создала известная «Ода Фелице» (см. полный текст , краткое содержание и анализ), напечатанная в первой книжке «Собеседника любителей русского слова» (1783). Державин получил за нее табакерку, осыпанную бриллиантами, с 50 червонцами. «Фелица» поставила Державина высоко во мнении Екатерины II, двора и публики. В «Собеседнике» Державин напечатал «Благодарность Фелице», «Видение Мурзы », «Решемыслу» и, наконец, «Бог» (см. краткое содержание и полный текст). Последним стихотворением Державин достиг апогея своей славы. При самом учреждении Российской академии Державин был избран её членом и принимал участие в словаре русского языка.

В 1784 Державин был назначен правителем Олонецкого наместничества, но у Державина тотчас же начались неурядицы с губернатором Тутолминым и через полтора года поэт был переведен на ту же должность в Тамбовское наместничество. Место тамбовского губернатора Гавриил Романович занимал около 3 лет. Своей энергичной деятельностью Державин принес пользу губернии, ввел более исправности в отправлении рекрутской повинности, улучшил устройство тюрем, исправил дороги и мосты. Но и тут самостоятельный образ действий, вспыльчивость Державина вызвали пререкания с губернатором. В 1788 Державин был отдан под суд и обязан подпиской о невыезде из Москвы, где должно было производиться дело. В 1789 московский сенат, рассмотрев дело Державина, нашел, что он не виновен ни в каких злоупотреблениях по должности. Видя милостивое отношение императрицы, утвердившей решение сената, Державин написал оду «Изображение Фелицы», и, обратившись к покровительству нового фаворита Платона Зубова, посвятил ему оды «На умеренность» и «К лире». Написанная в это же время ода «На взятие Измаила » имела большой успех. Гавриил Романович получил табакерку в 200 руб. Когда в Петербург приехал Потемкин , Державину пришлось лавировать между двух фаворитов. Смерть Потемкина на берегах Прута вызвала одно из самых оригинальных и величественных по замыслу стихотворений в творчестве Державина – «Водопад ». К этому времени относится сближение Державина с Дмитриевым и Карамзиным ; последний привлек его к участию в своем «Московском журнале». Здесь Державин поместил «Песнь дому, любящему науки» (гр. Строганову), «На смерть графини Румянцевой», «Величество Божие», «Памятник герою».

В 1796 Державину было повелено быть при императрице при принятии прошений. Гавриил Романович не сумел угодить ей: в жизни он не мог так тонко льстить, как в поэтическом творчестве, был раздражителен и не умел во время прекращать неприятные Екатерине II доклады. В 1793 Державин был назначен сенатором по межевому департаменту, а через несколько месяцев на него была возложена еще должность президента коммерц-коллегии. В своей сенаторской деятельности Державин отличался крайне неуступчивостью тем мнениям, которые он считал неправильными. И так как его правдолюбие выражалось всегда в резкой и грубой форме, то и здесь у Державина было немало служебных огорчений. В 1794 умерла жена Гавриила Романовича; её памяти он посвятил элегическое стихотворение «Ласточки». Через полгода Державин вступил в новый брак с Д. А. Дьяковой. В 1794 Державин написал оду «На знатность», посвященную похвале Румянцева, и «На взятие Измаила». Последними его одами при жизни Екатерины II были: «На рождение царицы Гремиславы» (послание Нарышкину), «Афинейскому рыцарю» (Алексею Орлову), «Ода на покорение Дербента» (в честь Валериана Зубова), «На кончину благотворителя» (И. И. Бецкого ). Наконец Державин поднес Екатерине II рукописный сборник своих сочинений, предпослав ему «Приношение монархине». Еще до смерти императрицы Державин написал «Памятник» (см. краткое содержание и полный текст), в котором резюмировал значение своего поэтического творчества. На эпоху Екатерины II приходится расцвет таланта Державина и главное его значение в стихотворениях этой эпохи. Поэзия Державина – памятник царствования Екатерины II. «В этот героический век русской истории события и люди своими исполинскими размерами именно соответствовали смелости этой оригинальной фантазии, размаху этой широкой и своенравной кисти». В творчестве Гавриила Романовича Державина живет целая эпопея эпохи.

Творческая деятельность Державина мельчала. Кроме эпиграмм и басен, Гавриил Романович начал писать еще трагедии. Сам он был уверен в их достоинстве, но на самом деле драматические произведения Державина ниже критики. (Добрыня, Пожарский, Ирод и Мариамна, Атабалибо и др.). К 1815 относится читанное в «Беседе» Рассуждение о лирической поэзии. Державин уже считал необходимым комментарии к своим сочинениям и сам сделал «объяснения» к ним. Чувствуя необходимость выяснить настоящий характер своей биографии и служебной деятельности, столь богатой превратностями, Державин в 1812 написал Записки, напечатанные в «Русской Беседе», они вызвали неблагоприятное впечатление своей субъективной оценкой лиц и событий. В этот последний период своей жизни, следуя духу своего времени, Державин старался дать в своём творчестве место народному языку. Пробуждение изучения русской народности вызвало у Державина мнимо-народные баллады и романсы (Царь Девица, Новгородский волк Злогор). Наиболее удачным из таких стихотворений было «Атаману и войску Донскому». Державин и в отставке не переставал отзываться на события, совершавшиеся вокруг него (На мир 1807 , Сетование, Лироэпический гимн на прогнание французов и др.). Будучи в отставке, Державин жил по зимам в Петербурге, а летом в своем имении Новгородской губ. «Званке». Свою деревенскую жизнь Гавриил Романович описал в стихотворном послании Евгению Болховитинову . В Званке и умер Державин 8 июля 1816.

В XIX веке творческий стиль Державина казался уже устаревшим. В эстетическом отношении стихотворения Гавриила Романовича поражают удивительной хаотичностью: среди риторического пафоса открываем и блески настоящего поэтического таланта. Точно так же и язык Державина, обильный народной речью, достигает необычайной плавности и легкости в одних стихотворениях, в других становится неузнаваемым по своей тяжести. В историко-литературном отношении ода Гавриила Романовича Державина важна тем, что в натянутую и далекую от жизни Ломоносовскую оду внесла элементы простоты, шутки и жизненности. Его творчество отразило его ясный сатирический ум, его пылкий нрав, здравый смысл, чуждый всякой болезненной сентиментальности и холодной отвлеченности.

Взгляды критики на Державина менялись. После того благоговения, которым было окружено его имя, пришел период отрицания за ним всякого значения. Только написанные до революции труды Д. Грота по изданию сочинений и биографии поэта сделали возможною беспристрастную оценку его творчества.

14 июля родился Гавриил Романович Державин (1743-1816), знаменитый русский поэт XVIII века, представитель классицизма, государственный деятель, министр юстиции (1802-1803).

Читать также —
Басни Державина

Блестящее образование юному Державину получить не удалось. Его первыми педагогами были церковники: дьячок да пономарь. Впоследствии – немец-каторжник, преподаватель частной школы. И, наконец, обучение в Казанской гимназии, окончить которую ему не представилась возможность. Юный Гавриил был вызван в Петербург в 1762 году и определен в Гвардейский Преображенский полк. Будущий поэт тянул лямку простым солдатом в течение десяти лет.

Характер Гавриил Романович имел взрывной, неуживчивый, но сам он думал, что страдает «за правду». Что касается литературного творчества, то Державин считал, что занятие сие возможно лишь «в свободное от службы время», «от должностей в часы свободны». Тем не менее, по объему написанных произведений русский поэт относится к числу самых продуктивно работавших авторов.

Творчество Державина, включающие элементы новизны, предстает перед современниками, в ином виде, нежели творчество его предшественников, главным образом, сочинителя од, Михаила Ломоносова. Это осознавал и сам поэт. В «выражении и штиле старался подражать г.Ломоносову… но, хотев парить, не мог выдерживать постоянно красивым набором слов свойственного единственно российскому Пиндару великолепия и пышности. А для того с 1779 избрал совсем другой путь».

Этот «другой путь» он продемонстрировал, написав знаменитую оду «Фелица». Казалось бы, тоже хвалебная ода, но, наряду с пафосными настроениями, обычно доминирующими в оде, в ней присутствует острый социально-политический памфлет. Образ Фелицы – Екатерины добродетелен, но ей противопоставляются сомнительные фигуры ее «Мурз», «Пашей», в которых можно узнать различных представителей высшей придворной знати. «Мурзам твоим не подражая…»

Нетривиален слог, которым написана ода — взятая из обычного обихода, знакомая, легкая, разговорная речь, противоположная высокопарной напыщенности од Ломоносова.

«Фелица» была высоко оценена современниками.

Восхваление Екатерины – это одна из тем, проходящих красной нитью в трудах Державина, но наряду с ней, четко проявляется и другой основной мотив его работ — тема остросатирического отношения к придворной знати, к боярам.

Творчество Державина многогранно: в нем нашли отражение героические переживания его времени и класса, а также знакомый ему быт дворянской России. Идеал Державина – довольствоваться малым, придерживаться «умеренности» неприхотливого семейного обихода «бедного дворянина». Вразрез с этим совершенно не приемлемо для него восхваление «вредной роскоши вельмож».

Творчество Державина сильно своей новизной и правдивостью. Поэт одержим необходимостью поведать о екатерининском времени: периоде баснословно пышных торжеств, «гремящих хоров», бесконечно радостной «светозарной» эпохи в жизни русского дворянства.

Гавриил Романович повидал многое. Не его глазах разворачивалась пугачевщина. Он был свидетелем высоко взлетающих и стремительно падающих екатерининских временщиков. Да и сам он – то на «коне», то без него. «Я царь — я раб, Я червь — я бог ».

Противоречивый характер жизни Державин воспел в оде «Водопад». Что такое водопад? Это «алмазная гора», с «гремящим ревом» ниспадающая в долину. Ей очень просто «потеряться» в тени «глухого бора». Образ водопада сходен с жизненной судьбой одного из самых заметных деятелей восемнадцатого века «сына счастия и славы» — «великолепного князя Тавриды», Григо́рия Алекса́ндровича Потёмкина-Таврического. Но не только его. Образ водопада – это знамение времени, символ екатерининской эпохи.

Произведения Державина, летописца своей эпохи, правдиво воссоздают характеры и противоречивые нравы XVIII века.

«Их смелым подвигам страшась, дивился мир;
Державин и Петров героям песнь бряцали
Струнами громозвучных лир».
А.Пушкин

Что бы не писал Державин — сборник «Старина и новизна», «Оды, переведенные и сочиненные при горе Читалагае 1774 года», «Ода к премудрой киргиз-кайсацкой царевне Фелице, писанная татарским мурзою, издавна поселившимся в Москве, а живущим по делам своим в Санкт-Петербурге», «Водопад», «На рождение порфирородного отрока», «На смерть кн. Мещерского», «Ключ», оды «Бог», «На взятие Измаила», «Вельможа», «Снегирь» — все эти произведения обессмертили его. А.С.Пушкин писал: «Державин, со временем переведенный, изумит Европу».

Творчество Державина до конца не изучено, научные изыскания еще ждут своего часа.

Г. Р. ДЕРЖАВИН (1743 - 1816)

Державин начал печататься в 1773 году, однако, это не было началом его литературной деятельности. Молодой поэт стал писать стихи еще на солдатской службе. Сохранились две тетради того раннего периода творчества, когда он “приобщался” к “воителям” нормативного стихосложения. В его ранних несамостоятельных опытах прослеживается влияние не только общепризнанных поэтов того времени, но и таких новаторов, как Чулков, Барков, к которым позднее мы сможем отнести и самого Державина.

Совершенствованию поэта предшествовало становление его как теоретика литературы.

В 1811 году он подвел итог теоретической части своего творчества рядом работ, одной из которых было “Рассуждение о лирической поэзии или об оде”, где он существенно отходит от общепринятых норм литературно-критического очерка того времени не только по форме, но и по содержанию.

Критика русского классицизма имела направленность по преимуществу грамматико-языковую, что не мешало делать заключения о жанрах и других особенностях разбираемых произведений. Критик должен быть исключительно строг к каждому индивидуальному оттенку, мешающему чистоте стиля. Подобная педантичность свойственна критике Тредиаковского и Ломоносова.

Рационализм эстетики классицизма преломился в просветительско-педагогическом понимании цели, стоящей перед нормативно-жанровой критикой.

Задача была до предела проста и в то же время невероятно сложна: просвещение читателей и писателей, формирование правильного (и только!) слога, правильной мысли и чувства. Г. Н. Теплов в статье “О качествах стихотворца рассуждение” пишет: “... стихотворец, не знающий ниже грамматических правил, ниже риторических, да когда еще недостаточен в знании... авторов, ... которые от древних веков образцом стихотворству считались,... уподобляется физику, не знающему математики, химии и гидравлики.” Такой поэт “никогда до познания прямого стихотворства доступить не может.” Итак, не полет вдохновения, а собственно филологическая эрудиция, не полет чувства, но рассудительность творческого процесса - вот что в первую очередь ценит в писателе критик-классицист.

Державин же отходит от вышеобозначенных норм классицистической критики. В уже упомянутой статье “Рассуждение о лирической поэзии или об оде” поэт так, например, объясняет значение слова “ода” : “... в новейших временах... она то же, что Кантата, Оратория, Романс, Баллада, Станс или даже простая песня”. Здесь налицо нарушение не только жанровой иерархии, но и прочих канонов литературы, установленных еще родоначальниками классицизма. Далее Державин разъясняет такие понятия, как “вдохновение”, “высокость”, “беспорядок лирический”. Поэт пишет об оде: “... восторженный ум не успевает чрезмерно быстротекущих мыслей расположить логически, поэтому ода плана не терпит”. Державин рассказывает о “единстве страсти” и о “разнообразии” ее одновременно, преломляя через свое понимание, правило о единстве места, времени, действия.

Далее Державин ратует за краткость оды и за ее правдоподобие, замечая, что “вымыслы истину только украшают”. Поэт поет гимн вдохновению, повторяя, что лишь оно способно “... на бурные порывы чувства, высокие божественные мысли, ... живые лицеподобия, отважные переносы и прочие риторские украшения, о коих было уже говорено”. Однако очень многое из того, что Державин применял на практике, осталось недосказанным в этой статье и получило признание лишь после изучения поэтики автора как стихотворца.

Одной из основных особенностей поэтики Державина является разрушение жанровой иерархии: соединение “высокого” и “низкого”. Традиционно употребление низкой лексики было возможно исключительно в низких жанрах: басня, эпиграмма, комедия. Нередко это создавало лексическую дисгармонию: “Прогаркни праздник сей крестьянский” (“Крестьянский праздник”). Здесь налицо смешение церковнославянской и низовой лексики.

Метрические неточности часто трансформировались в новые размеры. Так, в стихотворении “Ласточка” Державин вводит впервые чередование трехсложных дактилей и трехсложного амфибрахия:

Уж не ласточка сладкогласая

Домовитая со застрехи

Ах! Моя милая, прекрасная

Прочь улетела, - с ней утехи.

Но, пожалуй, наиболее широкое распространение получила так называемая “образная звукопись”, т.е. с помощью которой создается образ. “Глагол времен металла звон” - бой часов (“На смерть кн. Мещерского”), “Северны громы в гробе лежат” - образ полководца Суворова (“Снегирь”).

Державин широко пользуется неточными рифмами: “творенье” “перья”, “во тьме” “во сне” и т.д.

Изобразительность, пластичность находятся у Державина на высоком уровне. В его поэзии появляется конкретный лирический герой (“Приглашение к обеду”). Развитие идеи (не сюжета) связано с ориентацией поэта на публичное риторическое произнесение текста. Так, например, построена духовная ода “Бог” (заметим, что основной принцип построения - антитетичность). Идея в этой оде развивается следующим образом: 1) сравнение величия Бога с ничтожностью человека, 2) но в человеке есть Бог, а следовательно, предшествующая идея опровергнута, 3) человек - центр вселенной только благодаря Богу и единственное, что должен делать человек - стремиться к Богу. Здесь выстраивается определенная оппозиция: БОГ - МИР - Я (ты) (мы).

Однако поэт не проповедует пессимизм: жизнь приобретает особую ценность: Жизнь есть небес мгновенный дар. Для Державина Бог - первоначало, не существующее отдельно от природы. Таким образом, поэт принимает деизм, развитый еще Геродотом и Кантом. О существовании Бога свидетельствуют: “природный чин”, т. е порядок, гармония, стремление человека к субъективному творческому началу: “Тебя душа, быть может, чает...”. Образы здесь крайне эмблематичны и символичны. Стихотворение “Водопад” (1791) является образцом подобного стиля. Здесь символом недолгой славы героев становится образ осыпающейся горы: “Алмазна сыплется гора”. Сам водопад (Кивач - водопад в Карелии) олицетворение бездны, вечности, в которой все тонет. Образ часов перекликается с подобным образом в стихотворении “На смерть кн. Мещерского”.

Особую роль в литературе XVIII века имеет обращение к историческим лицам, которые являются примером для поколения. По мнению классицистов, история - замкнутый круг повторяющихся событий, а следовательно, история скрывает в себе бездну параллелей с настоящим временем. Для Державина Велисарий оклеветанный полководец, сравнивающийся с “неким мужем седым”, то есть, скорее всего, с Румянцевым, напрасно отстраненным от службы.

Заслуженно обращает на себя внимание пейзаж. В 60-е годы XVIII века вышли в свет “Песни Оссиана”, сочиненные шотландским поэтом Макферсоном.

Главным их героем был царь Фенгал и его сын Оссиан. Основными темами стали война и любовь. На фоне повествования выделялся мрачный колоритный пейзаж. Впоследствии подобный пейзаж стал называться “оссиановским”. Державин заимствует мрачность описаний и значительность аллегорий:

Под наклоненным кедром вниз,

При страшной сей красе природы,

На утлом пне, который свис

С утеса на яры воды,

Я вижу - некий муж седой

Склонился на руку главой.

Копье и меч и щит великой,

Стена отечества всего,

И шлем, обвитый повиликой,

Лежат во мху у ног его:....

Сидит и, взор вперя к водам.

В глубокой думе рассуждает:

“Не жизнь ли человеков нам

Сей водопад изображает?

Он так же благом струй своих

Поит надменных, кротких, злых. и т.д.

Итак, Бог для Державина - “источник жизни”, жизни не только духовной, но и жизни в государстве, к которой поэт не раз обращался в своих стихах и одах не только как гражданин, но и как “певец “, а подобное сочетание для классицизма невозможно.

Как уже было сказано, ода XVIII века не терпит и стилевого смешения. Однако обратимся к сравнительному анализу лексики и стиля произведений классика жанра, М. В. Ломоносова, и Г. Р. Державина. В своей “Оде на восшествие...” Ломоносов использует преимущественно возвышенную лексику: “бисер”, “порфира”, “зефир”, “душа”, “зрак”, “рай” и патетический стиль:

Когда на трон она вступила

Как Вышний подал ей венец,

Тебя в Россию возвратила,

Войне поставила конец;

Тебя прияв облобызала:

Мне полно тех побед, сказала,

Для коих крови льется ток.

(“На день восшествия..., 1747 г.”)

Приведем выдержки из произведения Державина “Фелица”: “богоподобная”, “курю табак”, “кофе пью”, “забавлюсь лаем псов”, “играю в дурака с женой”.

Оба поэта дают правительнице наставления. Ломоносов описывает идеальную царицу: “Божественным устам приличен, монархиня, сей кроткий глас”.

Державин же, сравнивая и описывая автора и мурзу, использует вновь антитезу, показывая, каким не должен быть монарх, одновременно прося Фелицу о наставлении: “Подай, Фелица, наставленье как пышно и правдиво жить”. Ломоносов ощущает превосходство государыни над собой и поэзией:

Молчите, пламенные звуки, и колебать престаньте свет:

Здесь в мире расширять науки изволила Елисавет...

В безмолвии взирай вселенна....

Ломоносов - поэт государства, подчиненного “Фелице”, лишь воспевающий ее достоинства. Он заставляет замолчать даже “пламенные звуки поэзии”.

Державин же, обращаясь к Екатерине (Фелица - лат. felix - счастливая), по словам Белинского, “соединяет патетический элемент с комическим..., что есть не что иное, как умение представить жизнь в ее истине.”Не говоря уж о том, что все произведение пронизано сатирическими намеками на высокопоставленных чиновников.

Читаешь, пишешь пред налоем

Подобно в карты не играешь,

Как я, от утра до утра....

Не слишком любишь маскарады,

А в клоб не ступишь и ногой;

Храня обычаи, обряды,

Не донкишотствуешь собой;

Коня парнасска на седлаешь,

К духам в собранье не въезжаешь

Не ходишь с трона на Восток; ....

Монолог формально произносит один человек, мурза, но так ли это по сути? Образ мурзы меняется. Когда Фелица противопоставляется мурзе, как правило, имеет место сатира или едкий намек на множество реальных фактов “зашифрованных” в этом стихотворении. Однако в патетических моментах образ мурзы максимально приближается к авторскому:

Едина ты лишь не обидишь

Не оскорбляешь никого,

Дурачества сквозь пальцы видишь,

Лишь зла не терпишь одного.

В сатирических местах образ мурзы является собирательным образом порочных слуг:

Или музыкой и певцами,

Органом и волынкой вдруг,

Или кулачными бойцами

И пляской веселю мой дух;

Или, о всех делах заботу

Оставя, езжу на охоту

И забавляюсь лаем псов

Или над невскими брегами

Я тешусь по ночам рогами

И греблей удалых гребцов....

Очевидно, “Я” Ломоносова предельно обобщено в любом жанре, а у Державина значение лирического “Я” варьируется на основе тематики.

Тематика классицизма почти всегда предполагала обращение к великой личности в отдельности и к обществу в целом, но даже в этом Державина нельзя считать прямым последователем корифеев классицизма; будучи лишенным сервилизма, он резко выделяется из общего ряда во многом схожих поэтов этой эпохи.

Слово в его произведениях теряет ту плоскостность, которая была свойственна поэзии XVIII века, оно приобретает новые осязаемые формы, становится весомым.

Список литературы

  • 1) Тексты Державина цитировались по книге: Г. Р. Державинъ Избранныя стихотворенiя; С. -Петербург. ; под редакцией П. Бьлодьда; 1913
  • 2) Русская литературная критика XVIII века. Сборник текстовМ., Сов. Россия, 1978
  • 3) В. А. Недзвецкий. Русская литературная критика XVIII-XIX веков Курс лекций. М., Изд-во МГУ, 1994
  • 4) Западов А. В., Державин, М., 1958
  • 5) Краткая литературная энциклопедия, М., Сов. Энциклопедия, 1964

1)Гавриил Романович Державин родился 3 (14) июля 1743 года в деревне Кармачи Казанской губернии.

2)Отец, Роман Николаевич, был армейским офицером, в связи с чем семья постоянно переезжала из города в город.

3)Мать, Фекла Андреевна, происходила из семьи небогатых дворян.

4)В 1750 году, когда Державины жили в Оренбурге, Гаврила был отдан в немецкий пансион. Науки там преподавали не лучшим образом , зато за четыре года Державин выучился немецкому языку .
5)1754 год – умирает отец Державина. Семья оказывается на грани нищеты, все заботы о детях целиком ложатся на плечи Феклы Андреевны. Она принимает решение переехать в Казань.

6)1759 год – Гаврила Державин и его брат отданы в только что открывшуюся Казанскую гимназию. Будущий поэт в числе первых учеников, но особенно хорошо ему даются предметы, предполагающие творческую работу .

7)1762 год – Державин заканчивает гимназию и записывается в солдаты. Служит в Петербурге, прикреплен к гвардейскому Преображенскому полку. Полк участвует в дворцовом перевороте.

8)Период службы был не лучшим в жизни Державина. Из-за своего происхождения Гавриле Романовичу было сложно надеяться на стремительную карьеру. Он пристрастился к картам, начал проигрывать присылаемые матерью деньги. Когда играть было не на что, поэт, по его собственному выражению, «марал стихи».

9)1772 год – Державин произведен в прапорщики.

10)Державин просится с генералом в Казань. Его просьба удовлетворена. В Казани Гаврила Романович пишет речь – ответ казанского дворянства на рескрипт императрицы. Державин с секретными поручениями посещает Самару, Симбирск, Саратов… Заслуги поэта пропадают даром из-за его вспыльчивости; он предан суду. Кроме того, с него требуют чужой карточный долг – Державин имел неосторожность выступить поручителем у приятеля. Суд был, в конце концов, прекращен, но в отставку уйти пришлось.

11)в 1775 году Гавриле Романовичу удалось выиграть в карты 40000 рублей. Что касается наград, то только в начале 1777 года Державину было пожаловано 300 душ в Белоруссии и награда «по неспособности к военной службе». Поэт обижен.
Тот же 1773 год – в журнале «Старина и Новизна» появляется первое произведение Державина (опубликовано без подписи) «Ироида, или Письма Вивлиды к Кавну». Это был переведенный с немецкого отрывок из «Метаморфоз» Овидия.

12)После отставки Державин получил должность в Сенате. Но служба продлилась недолго: Гаврила Романович снова борется с чиновниками за правду и проигрывает. («Нельзя там ему ужиться, где не любят правды».)
1776 год – Державин издает «Оды, переведенные и сочиненные при горе Читалагое».

13) 1778 год – Державин женится на дочери камердинера Петра III Екатерине Яковлевне Бастидон, которой в ту пору было всего 16 лет. Брак с Екатериной – самое счастливое время в жизни Державина, молодая красавица стала музой поэта.

14) 1779 год – Державин отходит в своем творчестве от традиций Ломоносова и создает собственный стиль, признанный впоследствии эталоном философской лирики . Лучшим образцом подобной лирики считается ода «Бог» (1784).
1782 год – Державин пишет «Оду к Фелице», обращенную к императрице. Екатерина II растрогана до слез и награждает автора золотой табакеркой, усыпанной брильянтами и с пятьюстами червонцами внутри.
1784 год – После Сената Державин назначен Олонецким губернатором, но, едва приехав на место новой службы, ссорится с наместником края Тутолминым.
1785 – 1788 годы – Державина переводят в Тамбов, снова на губернаторскую должность. Здесь в точности повторилась олонецкая история. В столицу полетели жалобы на нового губернатора, и под влиянием Сената, вставшего на сторону наместника, императрица повелела удалить Державина из Тамбова. За неполных три года губернаторства Державину, несмотря ни на что, удавалось вести работу по улучшению положения в Тамбовском крае, в частности, бороться с бюрократией. За период своего губернаторства (1784 – 1788 гг.) Державин почти не писал.

15) 1790 год – написана ода «На взятие Измаила».
1790-е годы – Державин, помимо прочих, пишет лирические произведения «К лире» и «Похвала сельской жизни».
1791 – 1793 годы – Державин служит кабинет-секретарем у Екатерины II. Его задача – выявлять нарушения закона в сенатских документах, но Державин снова отстаивает справедливость и борется с «канцелярской крючкотворной дружиной». Императрица жаловалась, что неугомонный кабинет-секретарь «лезет со всяким вздором». В итоге Екатерина удаляет Державина со службы, наградив орденом Владимира II степени и присвоив чин тайного советника. Гаврила Романович снова назначен сенатором, но Сенат при императрице играл малую роль и отправка туда была равносильна императорской немилости. В 1792 году Державин пишет оду «На умеренность», в которой намеками описывает свою службу.
1793 год – умирает Екатерина Яковлевна, жена Державина.
1794 год – закончена ода «Водопад», начатая в год смерти Потемкина. В этом произведении Державин описывает дела князя, достойные жить в памяти потомков. Это происходит в то время, когда имя Потемкина втаптывается светом в грязь.
1795 год – Державин женится на Дарье Алексеевне Дьяковой. По его собственному признанию , второй брак был заключен не по любви, а «чтобы, оставшись вдовцом, не сделаться распутным».
1796 – 1801 годы – эпоха царствования Павла I. Сначала Гавриил Романович заслужил немилость, учинив новому императору на какой-то вопрос «непристойный ответ». Но поэту удалось быстро реабилитироваться, написав великолепную оду на восшествие Павла на престол. При Павле Державин стал кавалером Мальтийского ордена, занимал должности правителя канцелярии Сената и государственного казначея.
1802 – 1803 годы - император Александр I назначает поэта министром юстиции. Державин, как всегда, служит честно. Показателен случай в Калуге: Державин был отправлен туда проверять деятельность губернатора Лопухина, подозреваемого в многочисленных нарушениях и злоупотреблениях. «Дело», составленное Гавриилом Романовичем, занимало 200 страниц...
1803 год – шестидесятилетний Державин уходит в отставку. Начиная с этого года и до самой смерти он живет в основном в деревне Званке Новгородской губернии. В творчестве обращается к драме. Также работает над собранием собственных сочинений, приводя их в порядок и готовя к публикации.
1808 год – изданы четыре тома сочинений Г.Р. Державина.
1809 – 1810 годы – Державин пишет «Объяснения к стихотворениям».
1811 – 1813 годы – Державин составляет «Записки», посвященные его многолетней службе государству. В это же время пишет трактат «Рассуждение о лирической поэзии или об оде».
1811 год – Державин создает литературное общество «Беседа любителей русского слова», объединившее петербургских литераторов.
1815 год – на экзамене в Царскосельском лицее Державин «замечает» юного Александра Пушкина («Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил»).
8 (20) июля 1816 года – Гавриил Романович Державин умирает в Званках. Похоронен в Петербурге.

Одной из наиболее выдающихся личностей в российской культуре конца XVIII - начала XIX веков был Державин Гавриил Романович. Он являлся яркой фигурой, и как государственный деятель , и как поэт, перу которого принадлежат наиболее известные стихотворения своего времени, пропитанные духом эпохи Просвещения. Мало кто из людей смог столько сделать для развития культуры своей страны, сколько сделал Гавриил Державин. Биография и творчество этого великого человека, бесспорно, заслуживают подробного изучения.

История рода

Но прежде чем начать изучать факты из жизни Державина Гавриила Романовича, давайте бегло взглянем на историю его рода.

Семейство Державиных имеет татарские корни. Основателем рода считается ордынский мурза Брагим, который перешел в XV веке на службу к Великому князю Московскому и крестился под именем Илья. Учитывая, что новообращенный татарин был знатного рода князь даровал ему дворянский чин.

У Брагима был сын Нарбек, в крещении названный Дмитрием, от старшего сына которого произошел род Нарбековых, а от младшего - Алексея Нарбекова, прозванного Держава, как раз и образовалась династия Державиных.

Потомки основателей рода полностью обрусели, чему в значительной мере благоприятствовали многочисленные браки с представительницами русского дворянства, занимали значительные посты при князьях и царях Российской державы. В частности, были воеводами и стольниками. Вот как раз потомком этого славного рода и был Державин Гавриил Романович.

Молодость Державина

Жизнь Гавриила Романовича Державина началась 3 июля (по старому летоисчислению) 1743 года. Именно тогда он был рожден в селе Сокуры Казанской губернии в семье военного офицера Романа Николаевича Державина и Фёклы Козловой.

Из-за специфики военной службы Романа Николаевича семейству постоянно приходилось переезжать с места на место. Впрочем, Гавриил Романович лишился отца уже в 11 лет.

Будущий поэт начал получать образование с семи лет, когда был отправлен учиться в пансион. Впрочем, из-за бедности, в которую скатилась семья после утери кормильца, продолжать образование было довольно трудно. Тем не менее, в 1759 году Гавриил Державин поступает в Казани в учебное заведение гимназического типа, которое с успехом через три года оканчивает, демонстрируя одни из лучших результатов в обучении. Впрочем, на этом его обучение заканчивается. Подобное образование даже по тем времена считалось поверхностным.

Сразу же после окончания учебы Гавриил Романович был зачислен рядовым солдатом в Преображенскую гвардию. Там же он начинает писать первые стихи. В составе этого подразделения участвовал в государственном перевороте 1762 года с целью свержения императора Петра III и возведения на престол Екатерины, позже прозванной Великой. Этот факт в немалой степени отразился на его дальнейшей карьере.

Через десятилетие после переворота Гавриил Державин, наконец, получает офицерское звание , а ещё через год впервые были опубликованы его стихотворения. Тогда же он отличился в борьбе против мятежа Пугачева.

На государственной службе

Уйдя с военной службы в 1777 году, благодаря своей личной просьбе в письме к императрице Екатерине, Державин Гавриил Романович переходит на статскую службу. Кроме того, он получил ещё 300 крестьян во владение. Ещё через полгода становится экзекутором в сенате. В 1780 году он стал советником по государственным доходам и расходам, что являлось довольно прибыльной должностью.

Широкую славу как поэт Державин приобрел в 1782 году, благодаря публикации своей оды «Фелица», посвященной прославлению императрицы Екатерины II. Безусловно, данное произведение было переполнено лести к высочайшей особе, но в то же время оно было высокохудожественным и прямо способствовало дальнейшему карьерному росту автора. Именно благодаря ему, завоевал благосклонность императрицы Гавриил Державин. Биография его в дальнейшем состоит из чреды продвижений по служебной лестнице. В том же году он становится статским советником.

В 1783 году была основана Академия в Санкт-Петербурге, и поэт с момента открытия стал её действительным членом.

Впрочем, нельзя сказать, что все у него было абсолютно гладко на государственной службе. Из-за конфликта с высокопоставленным князем Вяземским, своим бывшим покровителем, ушёл в отставку Гавриил Романович Державин. Краткая биография не дает возможности остановиться на всех моментах этого дела.

Впрочем, уже в 1784 году он был направлен для управления Олонецкого наместничества в Карелии. Там Гавриил Романович отличился большим старанием в налаживании общественной жизни и экономики региона, тем самым показав свои высокие организаторские таланты. Этому периоду жизни и краю, которым управлял поэт, посвящен значительный массив поэтического творчества Державина.

Уже через два года ему предоставляют более выгодную должность Тамбовского наместника, сулившую больший доход и привилегии.

Вершина служебной карьеры

Тем временем, все новых и новых служебных высот добивается Державин Гавриил. Кратко говоря, в 1791 году он становится секретарем самой императрицы Екатерины, а ещё через два года повышен до звания сенатора и тайного советника. С этих пор можно смело заявлять, что Державин пробился в элиту российского общества.

В 1795 году Державин Гавриил Романович жалован званием президента Коммерц-коллегии - государственного органа , задачей которого было управление и контроль за торговлей. Безусловно, это была очень доходная должность.

Уже после смерти Екатерины, при императоре Павле I Гавриил Романович стал государственным казначеем и правителем канцелярии Сената. При наследнике Павла Александре I в 1802 году Державин получил министерский портфель, став министром юстиции. Это была вершина его служебной карьеры.

Отставка

Но уже в 1803 году в возрасте шестидесяти лет министр юстиции уходит в отставку и больше никогда не возвращается на государственную службу, прожив до самой смерти в одной из своих усадьб в селе Званка Новгородской губернии. Существует целый ряд причин, которые привели к тому, что вынужден был отойти от дел Гавриил Романович Державин. Краткая биография позволяет лишь перечислить их, без указания подробностей. Это усталость от государственной службы самого Державина, и главное - желание его отстранения новыми фаворитами Александра I.

Ранее творчество

Творчество Гавриила Державина носит знаковый характер для своего времени. Как уже говорилось ранее, первые свои стихотворения он написал, будучи рядовым в Преображенской гвардии . Правда, эту поэзию Державин писал скорее для себя, чем на общий обзор.

Впервые его стихотворения были опубликованы только через десяток лет в 1773 году, когда Державин занимал уже офицерскую должность. Но славу поэта общегосударственного уровня ему принесла ода «Фелица», посвященная Императрице Всероссийской Екатерине II. Данное произведение изобиловало комплиментами и восхвалениями монаршей особе, но в то же время его композиция бала достаточно стройна, а употребляемые метафоры ставили оду на одну ступень с величайшими творениями современной ей поэзии.

Именно после публикации «Фелицы» Державин стал одним из наиболее известных своего времени.

Дальнейший творческий путь

Сложную судьбу имел Гавриил Державин. Факты из его жизни свидетельствует о том, что даже занимая высочайшие государственные посты, он не забывал о поэзии. Именно к этому периоду деятельности относится написание таких знаковых произведений, как «Гром победы раздавайся», «Лебедь», «Бог», «Вельможа», «Водопад» и многих других. Каждое из них обладало своими концептуальными особенностями и актуальностью тематики. Например, «Гром победы раздавайся» был положен на музыку и до середины XIX века считался неофициальным российским гимном . Ещё одно творение поэта «Осень во время осады Очакова» было своеобразным стихотворением-призывом к активным действиям против османской армии. А такие произведения, как «Лебедь» и «Водопад», были написаны под впечатлением пребывания Державина в Карелии.

Державин писал как лирические стихотворения , так и эпические, направленные на поднятие боевого духа и возвеличивание Императрицы и Российской империи. В каждом его произведении была своя неповторимая изюминка.

Примечательно, что большинство наиболее известных творений Гавриила Романовича хронологически приходятся как раз на период его наивысшего продвижения по карьерной лестнице на государственной службе.

Литературная деятельность после отставки

Как уже было сказано выше, отставка с государственной службы позволила Державину уделять больше времени поэзии и литературной деятельности в целом.

В 1808 году было издано новое собрание его сочинений в пяти частях.

В 1811 году совместно с другим значительным деятелем российской культуры Александром Семеновичем Шишковым министр в отставке создает литературное общество. Создание этой организации, безусловно, одно из многих деяний, которыми мог бы гордиться Гавриил Державин. Краткая биография, к сожалению, сужает рамки повествования и не дает подробно рассказать о деятельности данного общества.

Особо следует отметить ставшую в будущем знаменитой встречу Державина с великим русским поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным. Правда, тогда Пушкин был ещё студентом и славы не имел, но Гавриил Романович, принимая экзамен, уже в то время заметил в нем задатки гения. Эта знаменательная встреча произошла за год до смерти Державина в 1815 году.

Семья

Гавриил Державин был женат дважды. В первый раз он женился в возрасте 35 лет на шестнадцатилетней Екатерине Яковлевне Бастидон, которая являлась дочерью камердинера свергнутого императора Петра III, бывшего португальцем. Отсюда и такая странная для России фамилия. Свадьба произошла в 1778 году. Между молодоженами были довольно трепетные чувства, что и неудивительно, учитывая личные качества Гавриила Романовича и красоту Екатерины Яковлевны. Недаром Державин считал свою супругу музой, которая вдохновляет его на творчество.

Но счастье не бывает вечным, и Гавриила Державина постигает большое горе . Его молодая супруга, будучи всего 34 лет от роду, умирает в 1794 году. Упокоена она на Лазаревском кладбище Санкт-Петербурга.

Хотя горю Гавриила Романовича не было границ, уже через полгода после смерти супруги он женился во второй раз. Его суженой стала дочь обер-прокурора и статского советника Дарья Алексеевна Дьякова. В момент их бракосочетания невесте было всего 28 лет, в то время как Державину - 51 год. Нужно сказать, что в отличие от первого брака поэта этот союз строился не на любви, а на дружбе и взаимоуважении. Пережила Дарья Алексеевна своего мужа на целых 26 лет, но тем не менее во второй раз замуж не вышла.

Детей у Гавриила Романовича Державина не было, но он взял на себя присмотр за детьми своего погибшего друга Петра Лазарева, которых звали Андрей, Алексей и Михаил. Последний из них в будущем стал первооткрывателем Антарктиды.

Смерть поэта

Умер Гавриил Романович Державин в своем поместье Званка, в котором и прожил все последние годы после отставки с министерской должности. Случилось это на семьдесят третьем году жизни поэта 8 июля (по старому стилю) 1816 года. Во время кончины с ним рядом находилась его верная жена Дарья Алексеевна.

Но, кроме жены, об утрате такого мощного культурного светоча своего времени, безусловно, горевала значительная часть российской интеллигенции и просвещенных личностей, а также людей, которые просто были знакомы с Гавриилом Романовичем и знали его как отзывчивого и благородного человека.

Похоронен Гавриил Державин в Свято-Преображенском Соборе, что расположен невдалеке от Новгорода.

Итоги жизни и наследие

Довольно сложную, насыщенную и прожил Державин Гавриил Романович. Факты из его биографии свидетельствуют о значительной роли этой личности как в культурной жизни страны, так и в общественной деятельности . Особо следует выделить его службу на благо Российской империи на различных государственных постах. Но главное наследие, которое оставил Гавриил Державин, - это, конечно же, его гениальная поэзия, высоко ценимая как современниками поэта, так и потомками.

И сейчас в России помнят о той лепте, которую внес Гавриил Романович в развитие отечественной культуры. О чествовании памяти великого поэта свидетельствуют многочисленные памятники, стелы и установленные Державину в разных городах России, в частности, в Петрозаводске, Казани, Санкт-Петербурге, Тамбове, и, конечно же, на территории его усадьбы Званка, расположенной в Новгородской области , где гений провел последние годы своей жизни. Кроме того, в честь Гавриила Державина во многих населенных пунктах называются улицы, площади, учебные учреждения и т. д.

Особняком следует выделить Музей-усадьбу великого поэта. Именно в этом особняке во время несения службы в Санкт-Петербурге проживал Гавриил Державин. Фото усадьбы со стороны представлено ниже.


Теперь это здание считается главным музеем, посвященным жизни и творчеству Гавриила Романовича Державина. Сегодняшний свой статус бывшая усадьба приобрела только в 2003 году, хотя решение о создании музея было принято за пять лет до этого. В предыдущие годы тут находилась коммуналка. Теперь же в здании воссоздан интерьер времен жизни Державина.

Безусловно, память такой выдающейся личности , как Гавриил Романович Державин, не заслуживает забвения и забыта никогда в России не будет.

В данной статье мы расскажем Вам кратко о жизни и творчестве Гавриила Романовича Державина, просветителя и представителя русского классицизма.

Г.Р. Державин (1743-1816 гг.) – русский поэт и драматург, а также государственный деятель XVIII века при Екатерине Второй.

Жизнь

Родился Гавриил 3 (14) июля 1743 года в семье дворян, претерпевших бедность, в Казанской губернии. Начал обучение Державин на дому, в имении в селе Сокуру, а в 16 лет поступил в местную гимназию. В 1762 года Гавриил стал рядовым гвардейцем в Преображенском полке, а через 10 лет получил первый офицерский чин. Через год в составе Преображенского полка начал подавление восстания Пугачёва, которое продлилось до 1775 года.

В 34 года Гавриил Романович стал статским советником, а в 1784-1788 годах занимал пост наместничеств: сначала Олонецокого, затем – Тамбовского. Державин был активным чиновником – он занимался улучшением экономики края, способствовал формирования необходимых государственных учреждений.

В 1791 году, в 48 лет, Державин стал кабинет-секретарём Екатерины Второй, а через 2 года уже был назначен её тайным советником , а ещё через два года – президентом Коммерц-коллегии. Около года, уже в начале XIX века, отслужил министром юстиции.

Карьеру чиновника Державина можно назвать выдающейся, а если учитывать тот факт, что в это время он также занимался и литературой, то можно её назвать даже умопомрачительной.

В 1803 году Гавриил Романович окончил службу, уйдя в отставку, чтобы сосредоточиться полностью на литературной деятельности. При этом Державин много путешествовал в последние годы своей жизни. Умер Гавриил Романович Державин в своём имении 8 (20) июля 1816 года.

Творчество

Державин очень много временя посвящал работе и сделал впечатляющую карьеру. При этом он считается крупнейшим представителем русского классицизма.

Начал писать Гавриил Романович ещё во время своей военной службы. Дебют состоялся в 1773 году – тогда появился перевод отрывка из трудов Овидия. А уже через год были напечатаны «Ода на великость» и «Ода на знатность» самого Державина. Первый сборник стихов не заставил себя долго ждать – он появился в 1776 году.

Широкую литературную известность принесла поэту ода «Фелица», которую он посвятил императрице. Стоит отметить, что случилось это за 9 лет до назначения Державина кабинет-секретарём Екатерины II.

После этого появились и другие известные ныне произведения Державина: «Вельможа», «На смерть князя Мещерского», «Бог», «Добрыня», «Водопад» и другие.

    Державин, Гавриил Романович знаменитый поэт . Родился 3 июля 1743 г. в Казани, в семье мелкопоместных дворян. Его отец, армейский офицер, жил то в Яранске, то в Ставрополе, под конец в Оренбурге. Родители Державина не обладали образованием, но… … Биографический словарь

    Знаменитый поэт, государственный человек и общественный деятель второй половины прошлого и первой четверти нынешнего столетия (р. 3 июля 1743, ум. 8 июля 1816). Предок его, татарский мурза Багрим, в ХV столетии, в княжение Василия… … Большая биографическая энциклопедия

    ДЕРЖАВИН Гавриил Романович - Гавриил Романович (3.07.1743, Казань (по др. сведениям, дер. Кармачи или Сокуры под Казанью) 8.07.1816, с. Званка Новгородского у. и губ.), поэт, гос. деятель. Из мелкопоместного дворянского рода татар. происхождения. В 1759 1762 гг. учился в… … Православная энциклопедия

    Державин, Гавриил Романович - Смотри также (1743 1716). На публичном экзамене в лицее (1814) юный Пушкин в присутствии Державина читал свои Воспоминания в Царском Селе. Поэт сохранил память об этом своем первом выступлении на литературное поприще (Послание Жук. , 1816 г.,… … Словарь литературных типов

    Знаменитый поэт; род. 3 июля 1743 г. в Казани; по происхождению принадлежал к мелкопоместным дворянам. Его отец, армейский офицер, почти вслед за рождением ребенка должен был переехать по делам службы еще далее на восток и жил то в Яранске, то в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Державин, Гавриил Романович - (1743 1816) начал свою поэтическую деятельность одами, в которых старался подражать Ломоносову. Однако, начиная с Фелицы, оды в честь Екатерины II, торжественный тон ломоносовской лирики постепенно уступает у Державина место более живой реальной … Исторический справочник русского марксиста

    Державин, Гавриил Романович - Смотри также (1743 1816). Первой книгой, попавшейся Гончарову вне классов, были сочинения Д., которые он и переписывал и учил наизусть (Автобиография) … Словарь литературных типов

    Гавриил Державин Портрет работы Боровиковского Дата рождения: 3 (14) июля 1743 Место рождения: Казань, Российская империя Дата смерти: 8 (20) июля 1816 Место смерти: имение Званка … Википедия

    Гавриил Державин Портрет работы Боровиковского Дата рождения: 3 (14) июля 1743 Место рождения: Казань, Российская империя Дата смерти: 8 (20) июля 1816 Место смерти: имение Званка … Википедия

Книги

  • , Державин Гавриил Романович. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand…
  • Гимн лиро-эпический на прогнание французов из отечества, Державин Гавриил Романович. Внимание! На данный товар не распространяются ни оптовые, ни накопительные скидки. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Print-on-Demand -…

Гавриил Романович Державин – видный политический деятель 18-19 века, русский поэт, творчество которого считается вершиной русской литературы эпохи Просвещения. Он занимал несколько почетных и влиятельны постов на государственной службе, писал сам и обожал стихотворения других.

Азартные увлечения знатного человека

Отправляясь на военную службу , Гавриил Романович познакомился с компанией, в которой его и научили азам карточных игр . Так зародилась страсть картежника. Не умея толком играть, поначалу Державин часто проигрывался в пух и прах. Со временем, будучи уже заядлым картежником, он с легкостью выигрывал крупные суммы. Но азарт не лишал его разума. Он заранее планировал, какую сумму может проиграть и когда следует остановиться.

О его разгулах и увлечении картами знали далеко за округами родного города . Поэтому, когда он, после смерти первой жены, сделал предложение новой избраннице, его ждала неожиданная просьба. Будущая невеста, не желая покрывать долги жениха, пригласила ревизоров. Они проверили имущество и финансовые дела Гавриила Романовича и сделали однозначный вывод – все в порядке. Лишь после этого дама сердца согласилась на свадьбу. Как показала жизнь, она стала отличной хозяйкой мужниного имущества и значительно увеличила его с годами.

Царский подарок

Державин с детства увлекался литературой. Наставником и учителем Гавриила был немец Иосив Розе, научивший его, кроме прочего, немецкому языку. Будущий поэт много книг читал на немецком. Его любимыми были сочинения Клопштока, Геллерта, Гагедорна, Галлера. Именно они сильно повлияли на становление и развитие литературной деятельности Державина. Может быть это и стало причиной увлечения Екатериной II творчеством Гавриила Романовича.

В 1783 году вышла его первая книга «Собеседник любителей русского слова». А с ней пришла и известность во всех кругах общества. Особо популярной и знаменитой стала ода «Фелица», воспевавшая саму Екатерину II. Императрица, прочитав оду, была поражена до глубины души. Восхищение ее трудом Державина выразилось в подарке. Екатерина II преподнесла в дар Гавриилу Романовичу золотую табакерку, усыпанную множеством бриллиантов.

Державин занимал высокую должность генерал-прокурора и министра юстиций, но был уволен. Причиной тому стали не карты, а ревностная служба. Слишком уж хорошо и придирчиво он относился к своей работе. Получив увольнение, Гавриил Романович полностью отдался творчеству. В результате увидело свет лучшее его произведение – «Свобода».