Виды вступлений и заключений к сочинению части С ЕГЭ по русскому языку. Виды и заключений к сочинению по русскому языку (С1) Сочинение пишется по определенному плану

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Готовимся к ЕГЭ. Русский язык. Виды вступлений и заключений».

Вступление и заключение к сочинению-рассуждению части С ЕГЭ по русскому языку

Вступление может начинаться: 1) с цепочки вопросительных предложений « Что главное в жизни: созерцать или созидать? Любоваться культурными ценностями, архитектурой дворцов, бесценными полотнами или самому работать так, чтоб обыкновенное обработанное дерево показалось шедевром? Судить о последних новинках кино и литературы или всегда приходить на помощь? Об этом заставляет нас задуматься текст Д. Гранина» Виды вступлений

2) с вопросно-ответного единства « Можно ли оценить человека с первого общения с ним? Скорее всего трудно. Порой поразит тебя человек своей эрудицией, чувством юмора, изысканностью манер, а потом видишь, что перед тобой любитель «порисоваться», «нахватавшийся верхушек «образованности», совершенно забывший при этом о главной своей обязанности – быть человечным. Именно об этом заставляет нас вспомнить автор текста Д. Гранин»;

3) с риторического вопроса «Кто же из нас не слышал, что такое культура? Вы, наверное, встречались с людьми, которые считают себя очень культурными. Конечно, есть разные мнения о том, что значит быть культурным. Об этом и рассуждает в тексте Д. Гранин»

4) с краткой справки о писателе «В.С. Розов дорог каждому человеку, кто ценит русскую драматургию. В своих произведениях он поднимает вопросы нравственности, гражданской ответственности. Его размышления о счастье в данном отрывке заставили и меня задуматься над этим вопросом»

5) с лирического отступления «Каждый из нас, наверное, хоть раз в жизни любовался работой мастера: художника или строителя. Как радуется сердце, когда смотришь на их труд, приносящий добро, красоту, счастье людям. И пусть этот человек не горазд вести ученые беседы, от этого он не становится менее интересным. Именно о таком человеке говорится в очерке Д. Гранина»

6) с назывного предложения «Барклай-де-Толли. Великий полководец. Это имя дорого каждому, кто задумывался над исторической судьбой нашей Родины. Наверное, трудно найти человека, который бы не связывал это имя с событиями Великой Отечественной войны. В.Лаптев – один из тех писателей, который пытается правдиво отобразить этот образ полководца. Автор в своей статье раскрывает внутренний мир героя. «Главное на войне не погибнуть с честью, а победить»,- говорил Барклай-де-Толли»

7) с определения темы «Одиночество гения. Веками эта тема волнует и вдохновляет поэтов, художников, музыкантов. Образ Прометея, забытого людьми, со времен Софокла возникает в нашем воображении при осмыслении роли личности в истории. Только ли в невозможности понимания лежит причина одиночества гения? Или эта проблема лежит на грани морально-этических проблем общества?»

8) с цитаты «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу- кто ты! Знакома поговорка эта с детства. В ней столько чистоты и простоты – Иных веков наивное наследство. Скажи мне, кто твой враг, и я – кто ты?- скажу. Вражда врага надежней дружбы друга…» Эти простые и трогательные строчки Эльдара Рязанова вспомнились мне, когда я прочитала текст М. Худякова»

9) размышления о заглавии «Судьбы великих людей»- вот заглавие, которое я бы дала этому тексту. В.Лаптев в своем тексте действительно пишет о судьбах великих людей, о тяжелых испытаниях, выпавших на их долю. Писатель переносит нас в эпоху того времени и заставляет размышлять о вечных вопросах бытия»

10) с проблемы текста «Что заставляет человека совершать подвиги, подниматься на Эверест, спускаться в глубины океана, испытывать на себе смертельную болезнь, лететь в космос? Луи Пастор, Юрий Гагарин и многие, многие безымянные герои… Не каждого из них ждет заслуженная награда. Но кто- то должен первым идти в бой, доказать, что нельзя погибнуть в океане от жажды, слетать на Марс. В своей статье В. Лаптев поднимает проблему трагедии человека»

11) с указания на тему сочинения личный жизненный духовный опыт «Нужно срочно начинать создавать светлый мир будущего уже сегодня» - так заканчивает свою статью И. Ботов, который поднимает проблему воспитания и образования и придерживается мнения, что образование и воспитание – главное дело в жизни и деятельности людей. Именно от качества образования людей зависит, каким окажется мир завтра. Я с этим полностью согласна и считаю, что ликвидацию проблем, возникших в образовании и воспитании, нужно начать уже сегодня»

12) связь с современностью «Несмотря на то, что у некоторых школьников происходит утрата интереса к знаниям, все же многие понимают, что образование и воспитание – главное дело в жизни и деятельности людей. Даже те, которые оканчивают школу на круглые «тройки», стремятся поступить куда-либо»

13) диалог с воображаемым собеседником «Хочешь поговорить о том, кто такой писатель? Ты, наверное, скажешь, не задумываясь, что писатель тот, кто пишет рассказы, повести и романы. А всякого ли человека, который взялся за перо, можно назвать писателем? Давай прочитаем вместе статью В. Вересаева, где писатель дает нам ответ на этот вопрос»

14) сравнения (прошлого и настоящего, понятий, произведений) «В жизни много таких писателей, которые дают «толчок» в жизни, заставляют думать о смысле жизни, увидеть прекрасное: это А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, А.П.Чехов, Тургенев и многие другие. Чего не скажешь о современном писателе 21 века. Редко встретишь такую книгу, которая отражала бы внутренний мир человека, призывала бы к чему-то, воспитывала бы такие качества как доброта, честь, совесть. Об этом статья В. Вересаева»

15) личные впечатления, чувства и жизненный опыт, связанные с темой, главной мыслью или центральным понятием текста «Я люблю читать книги. Раньше по радио были передачи, где артист читал главы из произведений русских писателей. А теперь таких передач нет. Вот и перебираешь книги в библиотеке, отыскивая ту, которая доставила бы тебе истинное удовольствие. А можно было бы взять книгу того писателя, о котором уже слышал или уже что-то читал, и о котором говорят, что он «классик», «настоящий писатель»

Можно начать с: 1) цитаты, если она является итоговым суждением «Отношение с друзьями описал в своем стихотворении «Разговор с другом» Эдуард Асадов: «И тут мелькнуло: а не так ли я Хвалю порой того, кто не подлец? Но сколько рядом истинных сердец? И все ль друзья действительно друзья?» Эти строки заставляют задуматься о том, уверены ли мы на все сто процентов в своих друзьях? Не стоит ли ждать от них предательства?» Виды заключений

2) спора с воображаемым критиком «Не все, наверное, согласятся с позицией Д.Гранина. Найдутся и те, кто скажет, что он резко судит о людях. Но разве не страшно то, что люди, видевшие прекрасные творения великих мастеров, губят окружающую нас природу, развязывают войны, бросают своих близких, равнодушны к чужому горю. Нужно быть упрямым глупцом, чтобы отрицать то, что все трагедии в мире происходят из-за безнравственных людей»

3) развертывания мысли, выраженной во вступлении А) «Всем лучшим в себе человек обязан приобщению к прекрасному. Любой человек любящий и понимающий прекрасное, знает это. И пока мы все не осознаем роль культуры в нашей жизни, будут происходить трагедии и катастрофы». Б) «Текст М.Худякова о двух тринадцатилетних мальчиках не оставил меня равнодушной. Точно так же, как и автора, меня поразило поведение Сережки Леонтьева. Хотя изложение им всех подробностей того случая можно считать необдуманным, потому что он хотел рассказать о своем геройстве. Но с другой стороны, все его ранее проделанные действия, а именно: пронес 8 километров своего друга на плечах по раскаленной земле, рискуя своей жизнью, можно считать вполне осознанными и обдуманными. Ему хотелось, чтобы его геройство выглядело более внушительным на фоне слабости друга»

4) подведения итогов своим размышлениям «Проблемы, поднятые М.Худяковым, крайне актуальны и в наши дни, и заставляют задуматься над их решением. Ведь человек должен видеть в друге не соперника, не предателя, а соратника, товарища, который в любую минуту готов подставить плечо. И если даже подставит свое плечо в трудную минуту, то не рассказывать об этом, показывая свое превосходство»

5) личного отношения к поднятой в статье проблеме «Размышление В. Лаптева о судьбах великих людей, сумевших найти силы «идти до конца», но «лишенные сочувствия и поддержки» не оставили меня равнодушной. Я согласна с автором в том, что жизнь человека, честно выполнявшего свой долг, зачастую трагична. Но справедливый суд истории обязательно воздаст по заслугам. Мы, благодарные потомки, помним подвиг Берклая- де- Толли»

6) яркого сравнения, подводящего итог «С чем связано ощущение родины у русского человека? С березой, антоновскими яблоками, с бездорожьем, со скворцами, которых мы ждем по весне, с бескрайними полями, лесами … И так бесконечно. У кого-то Россия ассоциируется с именами художников, писателей, композиторов, а кто-то вспомнит строчки из стихотворения любимого поэта. Эстетическое отношение и ощущение родины связано у русского человека невидимыми нитями, которые прочны настолько, что ни время, и никакая сила не могут их разорвать (по тексту Н. Аксеновой)»

7) этически корректного возражения автору «Сложно не согласиться с Н. Гоголем, но есть факты, которые дарят надежду на то, что человечество понемногу освобождается от жажды наживы. Сегодня много людей занимаются благотворительной деятельностью. Строятся ледовые дворцы, игровые площадки, стадионы для детей, работают различные фонды, поддерживающие те или иные идеи, оказывается материальная помощь детским домам и приютам. Конечно, пока еще рано рисовать оптимистические картины, но человечество начало отличать истинные ценности от ложных»

8) яркого примера, обобщающего суждения ученика «После прочтения текста мне вспомнилась маска двуликого Януса. Люди, которые носят эту маску, при одних обстоятельствах выглядят сильными, напористыми, яркими, а при других - вдруг превращаются в «серенькую мышку». О таких людях хочется сказать: «Видом сокол, а голосом ворона» (по тексту Н. Гоголя)

9) энергичного ответа на вопрос, поставленный в начале сочинения (концовка – ответ) «Так что же такое вдохновение? Муки творчества? Обычное рабочее состояние писателя? Душеный подъем? Какую бы характеристику мы не давали этому понятию, важно и ценно одно: вдохновение это состояние внутреннего просыпания и подъема человеческой души, дарящее свежесть и радость восприятия действительности»

10) краткого выразительного изречения, содержащего обобщающий вывод (концовка – афоризм) « Прочитав текст, понимаешь, что проблема, поставленная в данном тексте, М. Матвеевой, актуальна. Я согласна с автором в том, что служить сегодня в России опасно. Но это не может служить причиной отказа от призыва в армию. Не даром говорится: «Родина – мать, умей за нее постоять»

Приводим текст В. Пескова, виды вступлений и заключения к нему (1) Осенью лес молчит. (2) Такая тишина. (3) За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. (4) В предчувствии холодов умолкли птицы. (5) Ни звука. (6) В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. (7) Кажется, не по дереву, а по той струне стучит костяной молоточек. (8) Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. (9) Дятел работал без устали. (10) На заболевшей сосне виднелся узор его «долота». (11). В бинокль видно было, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. (12) Я спрятался за куст, любуясь работой. (13) Дятел косился вниз, но продолжал работать. (14) В эту минуту случилась история, к сожалению, очень нередкая. (15) Из кустов орешника грянул выстрел – дробью сорвало источенную червями кору, и вместе с ней на желтую траву упала птица.(16) Дятел не успел проглотить личинку – она так и осталась белеть в окровавленном клюве.

(17) Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. (18) Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. (19) В довершение всего он не знал, что делать с птицей. (20) – Зачем? (21) – А просто так… (22) Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман. (23) Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюбленных в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? (24) Кто должен их беречь и любить природу? (25) Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? (26) Кто должен научить их радоваться прилету журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?

1.Цепочка вопросительных предложений. Почему человек считает себя вправе жестоко, потребительски относиться к природе? Откуда это равнодушие, пренебрежение к духовным ценностям, страсть к уничтожению, разрушению? Кто должен научить подрастающее поколение бережно относиться к природе, ценить красоту, защищать все живое? Такие мысли возникают … 1.В заключительной части сочинения подводится итог всему сказанному, делается обобщение. В своей статье автор рассуждает о внутренней пустоте сегодняшней молодежи, ее равнодушии и слепоте к той красоте, которая окружает каждого из нас. Любовь к природе должна закладываться в детстве. Научить воспринимать ее красоту – по-настоящему – задача взрослых. Автор призывает беречь и любить родную природу, любить все прекрасное и живое Заключение Вступление Виды вступлений и заключений к тексту В.Пескова

2. Вопросно - ответное единство. Откуда берутся люди, безжалостно и равнодушно уничтожающие природу? Причина, скорее всего в том, что рядом с подрастающими мальчишками и девчонками зачастую не оказывается человека, тонко чувствующего красоту и гармонию всего живого на Земле, ответственного, способного научить детей беречь и любить природу. 2. В заключении может быть выражено личное отношение ученика к решаемой в тексте проблеме. Кому же, если не нам с вами, охранять природу? Жизнь природы идет по своим мудрым глубинным законам. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. Только совместными усилиями мы можем сохранить нашу природу. Заключение Вступление

3 Риторический вопрос. 1.Можно ли сомневаться в том, что с раннего детства должна закладываться любовь к природе? Конечно же воспитание бережного отношения к красоте родной природы у людей необходимо начинать с раннего детства… 2.Разве может быть сомнение в том, что с самого раннего детства с мальчишками и девчонками должен оказаться человек, способный выработать у детей убеждение: сохранить природу – значит сохранить жизнь на земле? 3. В заключении может быть развернута мысль, выраженная во вступительной части. Действительно, человек сам – часть природы. Природа – это окружающий нас мир, где все взаимосвязано, где все важно. И человек должен жить в гармонии с окружающим миром. Природа могущественна и беззащитна, таинственна и чувствительна. С ней надо жить в мире и научиться уважать ее. Заключение Вступление

4.Цитата в качестве зачина. 1. «Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя». Эти проникновенные строки Е. Евтушенко вспомнились мне после прочтения статьи В. Пескова. 2. «Птицы, рыбы, звери В душу людям смотрят. Вы их жалейте, люди, Не убивайте зря! Ведь небо без птиц – не небо! А море без птиц – не море! И земля без зверей не земля». Эти строчки из стихотворения Р. Рождественского вспомнились мне… 4.Заключение в форме яркого сравнения, подводящего итог рассуждению. Планету Земля часто сравнивают с гигантским космическим кораблем, летящим по просторам Вселенной. А человечество – экипаж этого корабля. Красивое сравнение, в чем –то даже мудрое. Но все мы обязаны осознавать, что у нашего корабля ЗЕМЛЯ нет аварийного выхода. Сегодня главное – решить остро стоящую проблему – формирование экологической культуры и экологической грамотности всего населения. А если каждый человек на планете приложит усилия для улучшения обстановки: посадит дерево, сделает скворечник, не растопчет полевой цветок, не будет сбрасывать грязные, отравленные воды в чистые реки, то наш корабль станет вечно процветающим, чистым космическим судном. Заключение Вступление

5.Лирическое отступление. 1. Как хорошо в лесу! Небесная лазурь льется на верхушки высоких сосен, ласковое солнышко золотит косы берез, звенят в траве колокольчики, жужжат пчелы, стрекочут кузнечики, поют птицы. Как интересно наблюдать за жизнью природы! Но как хрупок и раним этот мир красоты и гармонии! Как нуждается он в нашей поддержке и защите! Об этом статья В. Пескова. 5.Заключение может быть написано в форме цитаты, если она является итоговым суждением, отражающим идею или проблематику текста, но она должна быть прокомментирована. «Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык…» Эти строки Ф. И. Тютчева еще раз напоминают нам о том, что к природе необходимо относиться как к живому существу, ценить красоту. А для этого нужно бережно к ней относиться и и защищать все живое. Заключение Вступление

6. Связь с современностью. Человеческая цивилизация достигла сегодня такого уровня, что может «выжать» из природы практически все: энергию, лекарство и т. д. Но, как это не парадоксально, цивилизованный человек прилагает всяческие усилия, чтобы уничтожить источник и условие своего существования. Вряд ли это объясняется незнанием или непониманием человека простых истин. К сожалению, это связано с духовной деградацией общества, и надо спасать подрастающее поколение. Кто должен это сделать? Вот главный вопрос, поставленный автором текста… 6. Заключение может быть написано в форме обобщающего суждения. Погубить невинную птицу, не найти слов для объяснения своего поступка можно расценить как разрушение личности человека. Для такого человека система жизненных ценностей заключается в новой двустволке со скрипящим поясом, полным патронов. Разве это не пример того, насколько жестоким может быть человек? Поэтому стоит задуматься: «А не будет ли данный поступок началом конца для семнадцатилетнего парня?» Заключение Вступление

7.Изложение собственной позиции. Я думаю, что автор текста поднимает важную проблему: кто должен воспитывать человека, тонко чувствующего красоту и гармонию всего живого на Земле, способного научить этому других. На мой взгляд, ведущая роль принадлежит здесь родителям, учителям. А для этого необходимо, чтобы сами наставники ценили красоту, понимали природу и защищали все живое, ибо, как считает выдающийся педагог – гуманист Ш. А. Амоношвили, «знание воспитывается знанием, доброта воспитывается добротой, красота воспитывается красотой». 7.Заключение может быть написано в форме спора с критиками о позиции автора. Наверное, не все согласятся с позицией В. Пескова, и можно будет услышать фразу: «Ну какой мальчишка не стрелял из рогатки?». Однако следует помнить о том, что добыча – это не всегда оружие, а защита - удел сильных духом людей. Но о какой духовности может идти речь, если безвинная птица становится жертвой поступка без объяснения? На мой взгляд, прививать любовь к природе – не значит ломать мечты мальчишек, а уметь доступно объяснить суть понятий «добро» и «зло». Заключение Вступление

8.Формулирование проблемы, поднятой в тексте. Кто ответственен за духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения? Кто должен развивать в детях благородные качества души: любовь к природе, чувство прекрасного, милосердие и сострадание? Кто должен объяснить детям, что, губя природу, человек обрекает себя на смерть? Такие вопросы ставит перед читателем автор статьи… 8. Заключение в форме этически – корректного возражения автору. Сложно не согласиться с В. Песковым в том, что он в своем очерке поставил злободневные и актуальные вопросы. Может быть, в приведенном примере есть момент, который несет положительную мотивацию, Встреча людей, в величественном осеннем лесу – автора и семнадцатилетнего парня – это нравственный урок. Для человека зрелого - это возможность передать долю нравственности, любви, а для юноши – сделать выводы и принять бесценный дар добра и красоты. Описание автором встречи двух поколений позволяет еще раз убедиться, что немой укор, выражение лица человека, зачастую бывают более вескими аргументами по сравнению с криком и назиданиями. Юноша, способный чувствовать неловкость и смущение в данной ситуации, еще способен оценить, что судьба вовремя указала ему на совершенную ошибку. Заключение Вступление

9.Личные впечатления, чувства, связанные с темой текста. Я не представляю своей жизни без общения с природой. Радует и восхищает она меня в любое время года. Нежная зелень вновь проклюнувшихся листочков сжимает сердце беззащитной красотой, а буйное цветение природы наполняет новыми силами для жизни. Осень привлекает обилием оттенков золота, меди, прозрачностью воздуха и туманами, запахом грибов и прелых листьев. А снежное безмолвие равнин заставляет задуматься о загадочности и непостижимости жизни. Как уникальна и как прекрасна эта удивительная, великая, таинственная природа! Как сохранить ее? Об этом заставляет нас задуматься автор статьи… Заключение Вступление

10.Сравнение, сопоставление явлений, понятий, произведений и т. д. Было время, когда огромные территории Земли занимали девственные леса, насчитывалось десятки тысяч различных особей животного мира, разновидностей птиц, рыб. Сегодня же картина сильно изменилась. Исчезающие виды птиц и животных заносятся в Красную книгу, многие леса и озера объявляются заповедниками, иначе их не спасти от жестокости человека. Как и кто может изменить ситуацию в лучшую сторону? Такой вопрос волнует автора статьи В. Пескова … Заключение Вступление

11.Указание на тему через личный духовный опыт. Среди изречений академика Д. С. Лихачева, выдающегося гуманиста, ученого и мыслителя есть такое: «Самая большая ценность в мире – жизнь…». Я думаю, что эти строки соответствуют главной мысли текста. Действительно, что может быть ценнее жизни, что может быть важнее воспитания ответственности за все живое на Земле? Заключение Вступление

12. Во вступительной части определяется тема текста. В тексте В. Песков поднимает важные проблемы: это сохранение природы для будущего поколения, пагубное влияние человека на природу, наша роль в воспитании бережного отношения к природе подрастающего поколения, человечества в целом. Вступление Заключение


Виды вступлений к написанию сочинений (С1).

1.Вопросно-ответное единство. Диалог позволяет сделать вступление более энергичным.

Что такое риск? Словарь дает ответ, что это возможная опасность какого-либо неблагоприятного исхода. Почему же люди рискуют? Об этом и размышляет автор предложенного текста М.Веллер.

2. Цепочка вопросительных предложений. Несколько вопросительных предложений в начале сочинения призваны зафиксировать внимание на ключевых понятиях исходного текста.

Что такое забота? Из чего вырастает чувство сострадания? Такие вопросы возникают после прочтения текста Д.С. Лихачева.

3. Назывные предложения. Должны содержать базовое понятие или имя человека, о котором будет рассказываться в тексте.

Черная обугленная земля до самого горизонта. Мертвая тишина. Жизнь остановилась. Все это ждет человека, если он продолжит тот пагубный путь, о котором пишет автор в своей статье.

4. Риторический вопрос. Предложение, вопросительное по форме и утвердительное по содержанию.

Кто из нас не слышал о том, что в споре рождается истина? Вы, наверняка, сталкивались с «заядлыми спорщиками», которые готовы спорить до хрипоты из-за любой мелочи. Конечно, есть разные способы ведения спора. Их и рассматривает в тексте Л.Павлова.

5. Цитата. «Жизнь сильнее смерти». Это не банальная фраза, а одна из вселенских истин.

6. Лирическое вступление.

Рябина… Это, несомненно, великолепный образ, сочетающий в себе яркую привлекательность ягод-огоньков и скромность ветвей, прогнувшихся под тяжестью полновесных гроздьев, омытых осенним дождем.

7. Краткая справка о писателе.

М. Веллер- современный писатель. За свою жизнь он сменил около тридцати профессий! Был и учителем, и лесорубом в тайге, охотником-промысловиком на Таймыре, журналистом. Огромное число разных людских судеб знакомо ему. Какие качества в человеке главные? Что может человек? Об этом пишет он в своих произведениях, об этом размышляет и в предложенном тексте.

8.Определение темы текста.

Настоящий текст о том, что память- творческий процесс, что с помощью памяти человечество преодолевает время и смерть, что совесть и память- тесно взаимосвязанные вещи .

9. Сравнение прошлого и настоящего, сравнение понятий.

В жизни много таких событий, которые надолго остаются в памяти инее забываются почти никогда. Это могут быть как приятные, радостные воспоминания, так и очень грустные, тяжелые .

10. Заглавие, которое можно дать тексту.

Заклятые друзья природы- вот название, которое я бы дал предложенному тексту. Парадоксально? А разве то, о чем пишет В. Солоухин, не является жутким парадоксом? Обратимся к этому тексту.

11. Связь с современностью.

В человеке существуют два начала- рациональное и духовное. В современном мире разум преобладает над чувством, но, несмотря на это, в нас живет душа поэта. Даже в городе, где, казалось, все заполнено машинами, пылью, в нас живет чувство прекрасного.

12.Личные впечатления, чувства и жизненный опыт, связанный с темой, главной мыслью и центральными понятиями текста.

Я очень люблю слушать музыку. Нельзя не согласиться с В. Астафьевым, который говорил, что «музыка-это самое дивное создание человека, его загадка, услада». Музыка- это часть нашей культуры.

13. Историческая характеристика соответствующей эпохи, анализ социально-экономических, нравственных, культурных особенностей.

В истории человечества есть примеры того, как новая наука, не всеми до конца понятая и принятая, подвергалась сомнениям, нападкам, посягательствам. Не раз бывало отказано даже в самом праве на ее существование.

Виды и заключений к сочинению по русскому языку (С1)

1. Итог и обобщение сказанному.

Прочитав текст Д.С. Лихачева, понимаешь, что заботе, состраданию, добру надо учиться, но творить добро надо каждый день, каждый час и каждую минуту по отношению к родственникам, друзьям, маленьким и беззащитным детям, и ко всему живому.

2. Может быть развернута мысль, выраженная во вступительной части.

Жизнь, действительно, сильнее смерти. Любой человек, не разучившийся быть человеком, знает это. Жизнь никогда не прекращается. Она находит свое отражение в детях и последующих поколениях, в звуках, наполняющих мир, в самых нежных и теплых словах… И пока мы будем осознавать это, жизнь не остановится.

3. Личное отношение к решаемой в тексте проблеме.

Рассуждение Д.С. Лихачева не может никого оставить равнодушным. Я согласна с автором, что из заботы о близких вырастает и чувство сострадания, и любовь к родине, потому что забота- это доброе чувство. Добро порождает добро.

4.Концовка- афоризм.

Снова и снова мы убеждаемся в том, что мужественное начало сильнее разрушающего и обывательского. То, что сделал человек во имя жизни и свободы, никогда не пропадет, наоборот, оно растет, укрепляется, все более утверждает и украшает жизнь на земле.

«Безумству храбрых поем мы песню»!

5. Концовка-ответ. Ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения.

Для чего же люди рискуют? Счастье риска заключено в победе. Над своими страхами. Над самим собой. Преодолевая себя, ты учишься быть настоящим человеком.

6.Цитата, если она является итоговым суждением, отражающим идею или проблему текста.

Отношение к Д.С.Лихачеву как к человеку высокой нравственности хорошо определил Даниил Гранин. «Я привык, что есть человек, по которому можно сверять свои поступки. Его присутствие мешало идти на сделки со своими слабостями. Он защищал нас от того злого, мстительного, циничного, что ежедневно порождало наше время».

Сложно не согласиться с автором текста М.Веллером, что риск ведет к счастью победы. Но где же проходит грань между самоотверженностью и безрассудством? Все- таки нельзя пренебрегать опасностью и принимать осторожность за трусость. Не всякому риску – слава. Не всякая жертва – подвиг.

8.Яркий пример, обобщающий рассуждение.

Когда-то я читала сказку о жадном человек, мечтавшем о том, чтобы все, к чему он прикасался, превращалось в золото. Бог решил осчастливить глупца и выполнил его просьбу. Итог был страшен: человек умер от голода и жажды. Не повторяем ли мы роковую ошибку, стремясь к наживе? Думаю, что это тот самый случай, когда не хочется, чтоб сказка стала былью.

Я считаю, что роль русского языка определяется тем великим значением, которое имел и имеет в истории человечества русский народ - творец и носитель этого языка.

Русский язык - единый язык русской нации, но одновременно это и язык международного общения в современном мире. Русский язык приобретает всё большее международное значение. Он стал языком международных съездов и конференций, на нём написаны важнейшие международные договоры и соглашения. Усиливается его влияние на другие языки. Ещё в 1920 году В.И. Ленин с гордостью говорил: "Наше русское слово "Совет" - одно из самых распространенных, оно даже не переводится на другие языки, а везде произносится по-русски". Во многие языки мира вошли слова большевик, комсомолец, колхоз и др.

В современных условиях русский язык приобретает всё большее международное значение. Его изучают многие люди в разных странах мира.

Русский язык, несомненно, - это язык богатейшей художественной литературы, мировое значение которой исключительно велико.

Список литературы

  • 1. Виноградов В.В. Русский язык. (Грамматическое учение о слове).М. Высшая школа, 1986.
  • 2. Выготский Л.С. Развитие устной речи. М.: Просвещение, 1982.
  • 3. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1975.
  • 4. Современный русский язык. Труды Е.М. Галкиной-Федорчук Ч. II. М. Издательство МГУ. 1997.
  • 5. Ушакова Т.Н., Павлова Н.Д., Зачесова И.А. Речь в общении человека. М.: Наука, 1989

Таким образом, проблема русского литературного языка как основы культуры речи русского народа остается открытой. Она будет решена только тогда, когда каждый научится уважать себя и с уважением относиться к другим, когда научится защищать свою честь и достоинство, когда станет личностью, когда неважно будет, какую должность он занимает, каков его статус. Важно, что он гражданин Российской Федерации.

Повышение культуры устной и письменной речи, забота о правильности и чистоте речи должна быть обязательной для человека, выступающего публично. Особо следует обращать внимание на культуру речевого общения в быту. Важно всегда говорить правильно, точно, ясно и понятно, уметь четко формулировать мысли, образно и эмоционально выражать свое отношение к предмету речи.

Если человек, к примеру, привык неправильно ставить ударение в слове в обиходной речи, то он, скорее всего, по привычке неправильно произнесет его и на трибуне, даже если в тексте выступления в этом слове будет стоять знак ударения.

Я рекомендую всем людям (а учиться можно и нужно в любом возрасте) активно участвовать в деловых разговорах, беседах, обсуждениях различных проблем в кругу друзей, коллег, родственников, чаще выступать на уроках, семинарских и практических занятиях, брать слово в прениях, дискуссиях, писать письма, статьи…

Таким образом, изучив актуальные проблемы культуры речи, определив место русского языка в современном многонациональном мире, изучив нормативные, коммуникативные, этические аспекты культуры речи, я пришла к выводу, что русский литературный язык является основой культуры речи каждого человека .

Список использованной литературы:

    Барлас, Л. Г. Русский язык: Стилистика / Л. Г. Барлас. – М.: Просвещение, 1978.

    Головин, Б. Н. Основы культуры речи / Б. Н. Головин. – М.: Просвещение, 1980.

    Горбачевич, К. С. Нормы современного русского литературного языка / К. С. Горбачевич. – М.: Просвещение, 1990.

Вступление готовит читателя к восприятию всего сочинения, поэтому должно быть тщательно обдумано. Задача пишущего вступление подвести к теме таким образом, чтобы логично перейти к изложению аргументов. Именно по этому от продуманного вступления зависит, в каком направлении пишущий будет развивать свое рассуждение.


Вступление – это важная композиционная часть сочинения, организующая весь текст. Среди важнейших признаков вступления назовем: 1) лаконичность (при написании мини- сочинения, это особо актуально); 2) связь с темой; 3) наличие сформулированного тезиса; 4) связь с заключением.


1) Определение темы текста. Одиночество гения. Веками эта тема волнует и вдохновляет поэтов, художников, музыкантов. Образ Прометея, забытого людьми, со времен Софокла возникает в нашем воображении при осмыслении роли личности в истории. Только ли в невозможности понимания лежит причина одиночества гения? Этот вопрос поднимает автор в данном тексте.


2) Формулировку основных проблем которые поднимает или затрагивает автор исходного текста. Что такое долг? Что такое ответственность? Какая сила помогает человеку идти до конца, даже если его никто не понимает? Именно такие вопросы возникают после про чтения текста В. Лаптева.


3) Изложение собственной позиции пишущего по тем вопросам, которые были затронуты автором исходного текста. Я думаю, что в тексте А. Кондратова подняты исключительно важные проблемы: это влияние прошлого на осознание и осмысление настоящего, значение истории как науки, утверждение гуманистического взгляда на окружающий мир, роль исторической памяти в становлении и развитии личности, нации, человечества в целом.


4) Краткую справку об авторе текста, об основных проблемах, которые он затрагивал в своих произведениях, и о связи проблемы, поднятой в тексте, с общей направленностью творчества писателя или публициста. В. Лаптев - один из тех писателей, которые всегда интересуются историческими событиями. С удивительной точностью он раскрывает характеры своих героев, их внутренний мир. Выразительны, эмоциональны его высказывания о людях. В. Лаптев часто поднимает тему судьбы человека, его веры в будущее.


5) Лирическое размышление, связанное с темой текста. Жизнь каждого человека наполнена неожиданными встречами, знакомствами, новыми впечатлениями... В первые минуты общения, совершенно не задумываясь, мы даем мысленную оценку собеседнику: его внешности, манере говорить и одеваться. Однако забываем о главном: увидеть внутренний мир, узнать истинное лицо человека. О подобной ситуации и пишет Д. Гранин.


6) Назывное предложение в зачине должно содержать базовое понятие или имя человека, о котором рассказывается в исходном тексте. Барклай-де-Толли. Это имя великого полководца, героя Отечественной войны 1812 г., хорошо известно каждому, кто знаком с историей России. Главнокомандующий русскими войсками Барклай-де-Толли – человек чести и долга. Именно эти личные качества полководца раскрывает В. Лаптев в своем тексте.


7) Вопросно-ответное единство. Диалогичность позволит сделать вступление более энергичным. В чем выражается истинная культура человека? Думаю, что это один из сложнейших вопросов, о котором писал в своих сонетах еще Шекспир. В нашем представлении культурный человек - это личность образованная, с хорошими манерами и вкусом, грамотной речью... Но ведь и за внешней молчаливостью, неброскостью может скрываться истинно культурный человек. Именно об этом пишет своей статье Д. Гранин.


8) Риторический вопрос – вопросительное по форме и утвердительное по смыслу предложение. Кто из нас не сталкивался с людьми, подобными героям Д. Гранина, которые за внешним лоском, за показной начитанностью, « за поверхностными знаниями скрывают внутреннее бескультурье, невежество? Ненадежность таких людей настораживает. Не таков плотник Ермаков, который первоначально не привлек внимания автора.


9) Цитата в качестве зачина. Цитируемый фрагмент не должен быть очень объемным, он должен иметь прямое отношение к теме. Цитата может быть взята или из текста, или из другого источника. «Главное на войне не погибнуть с честью, а победить», – так думал полководец Барклай-де-Толли. Ум, талант, прозорливость великого человека спасли жизнь многим воинам. Лишенный славы, он верил в правоту своего решения.


10) Цепочка вопросительных предложений. Несколько вопросительных предложений в зачине призваны зафиксировать внимание на ключевых понятиях исходного текста, выделить в нем главное. Кто такие великие люди? В чем их величие? Как должен жить человек, как поступать, чтобы оставить след в сердцах людей, в истории страны, всего мирового сообщества? Такие вопросы невольно возникают после чтения текста В. Лаптева о главнокомандующем русской армией М. Б. Барклае-де-Толли.


11) Обращение к исторической характеристике. Проблемы дружбы, предательства, взаимопомощи волнуют человека в любую эпоху. И в истории человечества мы встречаем много примеров и великой самоотверженной дружбы, и страшного предательства. Это вечные вопросы, это вечные темы, которые всегда будут находить отражение и в современной литературе. Об этом текст М. Худякова.


12) Диалог с воображаемым собеседником. Давайте поговорим о детстве, о том, что мы будем вспоминать. Какие воспоминания останутся в нашей памяти - светлые, яркие или те, которые вызывают стыд, ужас, сожаление? Чтобы найти ответ на интересующий вопрос, мы можем обратиться к тексту М. Худякова.


13) Рассуждение о заглавии. «Шрам» вот название, которое я дала бы данному тексту. То, о чем пишет М. Худяков, навсегда осталось в его памяти кровоточащей раной. Физическая боль проходит, раны заживают, а душевная боль, нанесенная еще в детстве, напоминает о себе всегда.


14) Сравнение (прошлого и настоящего, понятий и произведений). Так устроено, что жизнь, как и человеческие отношения, очень сложна. Иногда один и тот же человек может оказаться способным и на героический поступок, и на подлое предательство. Как раз такой случай и описывается в рассказе М. Худякова.


15) Связь с современностью. Проблема взаимоотношении подростков особенно актуальна в наше время. Мы часто задаемся вопросом: почему нынешние подростки так жестоки по отношению к кому-то из сверстников? И это не только физическая жестокость, но и душевная. Примеров, доказывающих это, немало: об этом пишут и в газетах, показывают и по телевизору. Об этом и текст М. Худякова.


В заключении обобщаются основные выводы из сказанного, подводится краткий итог, формулируется обобщенный вывод, высказывается свое отношение к проблеме, если это не было сделано раньше, а также может быть обобщенно выражена позиция автора исходного текста отношению к рассматриваемым проблемам. Заключительная часть работы может обобщать микро выводы предыдущих частей, такая композиция придает работе завершенность.




1)Заключение может быть написано в форме цитаты, если она является итоговым суждением, отражающим идею или проблематику текста. Отношения между друзьями выразил Э. Асадов в своем стихотворении «Разговор с другом»: И тут мелькнуло: а не так ли я Хвалю порой того, кто не подлец? Но сколько рядом истинных сердец? И все ль действительно друзья? Эти строки заставляют задуматься над вопросом: можно ли быть уверенным на все сто процентов в своих друзьях?


2) В заключительной части сочинения подводится итог всему сказанному, делается обобщение. Рассуждение В. Лаптева о судьбах великих людей не оставило и меня равнодушной, я согласна с автором в том, что многие вели кие люди беспрестанно терпели невзгоды, но они искренне и честно служили своему Отечеству. Мы должны знать историю России и помнить героев, с которых можно брать пример.


3) Заключение может быть написано в форме яркого примера, обобщающего суждения. Я читала легенду о Данко, страстно желавшем помочь людям. Ради спасения людей он вырвал из своей груди пылающее сердце, осветив им дорогу. Толпа быстро забыла своего спасителя. Не повторяем ли и мы эту ошибку, стремясь стереть из памяти чувство благодарности?


4) Заключение может быть написано в форме спора с воображаемым собеседником. Не все, наверное, согласятся с позицией Лаптева, найдутся те, кто скажет: «Зачем вспоминать войну 1812 года?» Но ведь патриотические чувства должны быть развития в каждом из нас. Мы должны знать свою историю, своих героев, гордиться своей Родиной – Россией.


5) В заключении может быть развернута мысль, выраженная во вступлении. Текст М. Худякова о двух тринадцатилетних мальчишках не оставил меня равнодушной. Точно так же, как и автора, меня поразило поведение Сережки Леонтьева. Как понять его поведение? Как простить? Мне не дают покоя эти вопросы.


6) Краткое выразительное изречение, содержащее обобщающий вывод (концовка – афоризм). Прочитав этот текст, я вспомнила пословицу: «Руку, ногу переломишь, сживется, а друга переломишь, не сживется». Народная мудрость учит, что жить надо по совести. Совесть заставляет нас задуматься о тяжелых последствиях наших поступков.


7) Энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения (концовка – ответ). Почему человек, непоколебимо верный своему призванию, часто оказывается в одиночестве? Почему его деяния непонятны современникам? Я далека от идеализации личности Барклая-де-Толли, но говорю о тех качествах его характера, которые и определили его авторитет. Он обладал большим жизненным опытом, военной мудростью; надменно презирал ненавистного врага, полагавшего сломить его. Несомненно, он был поистине велик. Ведь большое видится на расстоянии.