В каком году был канонизирован константин богородский. Архимандрит Иларий (Шишковский)

Библиотека “Халкидон”

___________________

Архимандрит Иларий (Шишковский)

Начало XX-го столетия ознаменовано страшным гонением на Церковь. Как в первые века христианства мученики проливали кровь за Господа, так и в наше время свидетели веры “даже до крове” прославляли Бога и отдавали жизнь за Истину.

Новомученики ХХ века

Один из первых исповедников-новомучеников Российских - Святейший Патриарх Тихон - призывал православную паству в трагическую эпоху мужественно принять испытание и разделить с ним чашу страданий: “Если нужно пострадать за дело Христово, - зовем вас, возлюбленные чада Церкви, на эти страдания вместе с собою. Если нужна искупительная жертва, смерть невинных овец стада Христова, - благословляю верных рабов Господа Иисуса Христа на муки и смерть за Него”.

Бесчислен сонм мучеников Русской Церкви XX-го века - все они, уже знаемые и еще незнаемые, прославлены Богом. В этом многочисленном ряду свидетелей истины не последнее место занимает имя протоиерея Константина Голубева.

Родился Константин Алексеевич Голубев в 1852 году в селе Барановка Вольского уезда Саратовской губернии в семье псаломщика. Во Святом Крещении наречен именем благоверного князя Константина, Ярославского чудотворца (память 19 сентября / 2 октября). Его отец умер, когда мальчику исполнилось девять лет. Вскоре после этого Константин поступил в Саратовскую духовную семинарию, которую окончил по первому разряду.

Миссионер по призванию

Когда ему исполнилось двадцать четыре года, он, почувствовав в себе дар миссионерского служения, вступил в Саратовское братство в честь Креста Господнего и по благословению епископа Саратовского и Царицынского Тихона отправился в качестве миссионера в родное село Барановку.

Константин Алексеевич был уверен, что отход от Православия возможен только тогда, когда нет церковной проповеди и подлинного просвещения. Поэтому первым делом он основал церковно-приходскую школу. Молодому миссионеру помогал настоятель местного храма священник М. Васильев. Местные власти определили ему постоянное жалование за учительскую деятельность.

Круг миссионерской деятельности Константина постепенно расширился. По благословению святителя Тихона, его утвердили учителем русско-славянского языка Вольского духовного училища и назначили миссионером Братства Креста Господнего, руководителем миссионерских бесед и основателем противосектанской библиотеки в Вольском. Еще через три года святитель Тихон, учитывая успех Константина Голубева на миссионерском поприще, назначил его противосектанским миссионером Саратовской епархии.

Их число и исчислить трудно

За время своего самоотверженного подвижнического миссионерского служения в епархии (с 1876 по 1895 годы) Константину Алексеевичу удалось многих удержать от перехода в различные секты, а также утвердить в Православии более пятисот человек, хотя, по свидетельству современников, их число и “исчислить трудно”.

Деятельность Саратовского епархиального миссионерства обратила на себя внимание митрополита Московского и Коломенского Сергия (Ляпидевского). В то время его обеспокоила активность сектантов в Московской губернии, особенно в Богородском уезде.

Именно сюда, в Богородск, 4 марта 1895 года Константин Голубев был определен Митрополитом Сергием на протоиерейскую вакансию - не в этом ли состояла высокая оценка заслуг Константина Алексеевича на миссионерском поприще? - к Богоявленскому собору с правом предстояния между всеми священнослужителями Богородского и Павлово-Посадского уездов.

Награждения и назначения

12 марта епископ Можайский Тихон (Никаноров) рукоположил Константина Голубева во священники. Отец Константин быстро завоевал расположение не только православных верующих, но и старообрядцев. В том же году протоиерей Константин вошел в число обязательных директоров Богородского уездного попечительного отделения о тюрьмах комитета и стал принимать активное участие в его деятельности на пользу заключенных. Так он совершал богослужения в тюремном храме, покуда туда не был определен постоянный священник.

За обращение в Православие опступивших от него отец Константин был награжден наперсным крестом. Весной 1896 года его назначили председателем Богородского Богоявленского отделения Кирилло-Мефодиевского братства. В 1897 году он был поставлен заведующим Истомкинской церковно-приходской школы при фабрике Шибаевых, и с 1901 года состоял законоучителем при ней.

Просвещение женщин

В 1897 году протоиерей Константин Голубев был избран членом попечительного совета Богородской женской прогимназии. Занятия в попечительном совете открыли перед священником проблемы религиозного образования и просвещения женщин в России, от которых в значительной мере зависело религиозно-нравственное воспитание народа.

“Какими будут женщины в стране, - считал он, - какова будет их вера и религиозная просвещенность, такими будут и граждане России”. Это имело особенное значение для фабричных городов, каким был Богородск в то время. И в 1900 году отец Константин открыл при Богоявленском соборе женскую церковно-приходскую школу.

В 1901 году он был избран членом Богородского комитета народной трезвости. Несмотря на загруженность, священнослужитель не оставлял миссионерскую деятельность. И кроме проповедей, в соборе организовал более десяти публичных бесед в городе и в селах Богородского уезда.

Семья отца Константина

Несмотря на огромную пастырскую деятельность, отец Константин находил время и для своей семьи. Семья его была большая, дружная, дети - а их было семеро - воспитывались в строгом православном духе. Две старшие дочери вышли замуж за священнослужителей; старший сын, протоиерей Константин Голубев, в послевоенные годы был настоятелем Свято-Троицкой церкви в Наташине (преставился в 1970 году); а младший, Леонид Константинович, по окончании Московской Духовной Академии был педагогом и директором средней школы.

Отец Константин, по свидетельству членов семьи, был духовно близок протоиерею Иоанну Восторгову. Часто бывал в Москве, служил в Покровском соборе и Пудовом монастыре, а в приезды императора Николая был участником торжественных молебствий в Кремле.

В 1913 году преставилась супруга отца Константина, матушка Мария Никитична. Замечательны обстоятельства ее предсмертной болезни и кончины. Перед всенощной, в день памяти святителя Филарета Милостивого, батюшка прилег отдохнуть. Во сне ему явился святой Филарет и сказал: “Что же ты смотришь, ведь жена твоя серьезно больна”. В тот же вечер Мария Никитична почила о Господе - 1 декабря (14 декабря).

Катастрофа 1917 года

Но вот над Россией разразилась страшная катастрофа 1917 года, а вместе с ней наступили небывалые за всю историю гонения на Церковь Христову. Докатились они и до тихого, жившего своей патриархальной жизнью Богородска, и в первую очередь обрушились на исповедников святого Православия...

Арестовали отца Константина после богослужения в апреле-мае 1918 года (по другим сведениям в сентябре-октябре; точную дату ареста установить невозможно из-за отсутствия архивных документов). Несколько дней его содержали под арестом в Богородской тюрьме. В то время в Богородске жила дочь Маргарита, бывшая замужем за учителем, а вместе с отцом - незамужняя дочь Анна.

Без суда и следствия отец Константин был приговорен к смертной казни. По-видимому, о том, что он будет расстрелян, ему все же объявили, так как он передал из тюрьмы свой наперсный крест и служебник.

Священник не просил, чтобы его освободили. Он знал, что осужден на смерть и был к ней готов. Не знал он только того, что злодеи, вполне испытав силу веры священнослужителя за время его нахождения в тюрьме, избрали для исповедника мучительную казнь. Отец Константин понял это, когда она началась. Но и тогда он не просил, чтобы его отпустили. Но чтобы, уже решив убить, убивали скорее, без того мучительного изуверства, к которому прибегли палачи...

Дата кончины отца Константина неизвестна. В тот день была ненастная погода, дул сильный ветер. О подробностях гибели протоиерея Константина Голубева мы узнаем из доклада члена Всероссийского Церковного Поместного Собора 1917–1918 годов В. П. Шеина. Впоследствии он стал архимандритом Сергием, а еще позже - новомучеником. Его расстреляли в 1922 году вместе со Митрополитом Петроградским и Гдовским Вениамином (Казанским). Не явился ли для В. П. Шеина мученический подвиг многих свидетелей веры первых лет гонения на Церковь Христову, в том числе и мученичество отца Константина Голубева, примером свидетельства за истину “даже до крове”?

Мученичество

И вот, в докладе будущего мученика мы читаем такие слова о смерти отца Константина: “При расстреле в Богородске, Московской епархии, протоиерея Константина Голубева, убийцы нанесли ему только рану; еще живого бросили в яму и стали засыпать землей. Несчастный поднимал из ямы голову и молил прикончить его; находящаяся при этом дочь его на коленях с рыданиями умоляла, чтобы отца не хоронили живым. Но ничего не помогало, и злодейство было доведено до конца - его засыпали живым.”

Отец Константин прослужил в Богородске двадцать три года. Когда отряд красногвардейцев вывел священника из тюрьмы и повел к месту казни, за ним двинулась густая толпа людей. Те, кто шли близко, слышали, как отец Константин вспоминал слова Спасителя: “Не ведают, что творят”.

Вот так расстреляли отца Константина на опушке соснового бора и закопали в неглубоком овраге полуживым - по свидетельству очевидцев земля над погребенным еще некоторое время “дышала”. Впоследствии пришедшие на место расстрела протоиерея закапывали торчавшие из-под земли ступни его ног и концы рясы.

Свидетели расстрела священника также вспоминали, что вместе с отцом Константином были расстреляны женщина, бесстрашно его защищавшая, и воин, отказавшийся привести в исполнение смертный приговор. Их тела были сброшены в тот же ров.

По словам старшей дочери убиенного протоиерея, Марии Константиновны, приговор привел в исполнение некий Белов. Больная совесть, очевидно, тревожила убийцу. Ему не раз являлся покойный отец Константин. И вот однажды, увидев свою жену, вошедшую в дом с неубранными волосами, Белов в припадке умопомешательства принял ее за расстрелянного протоиерея. Он выстрелил в вошедшую и убил ее, а затем застрелился сам.

Многие десятилетия место кончины отца Константина почиталось благочестивыми жителями Богородска, хотя безбожники не раз выравнивали маленький холм, пытаясь уничтожить все признаки погребения мученика. Но духовные дети и почитатели отца Константина вновь и вновь воссоздавали его, приносили на могилу цветы, иконы и свечи, возжигали лампады и служили панихиды по убиенному протоиерею.

Причисление к лику святых

Так память о выдающемся миссионере и мученике дошла до нашего времени, когда Господь со всей силой явил славу Своего свидетеля - 20 ноября 1995 года были открыты нетленные мощи протоиерея Константина, а также останки двух других пострадавших с ним мучеников.

В 1996 году священномученик Константин Богородский был канонизирован как местночтимый святой Московской епархии, а в августе 2000 года - прославлен в лике новомучеников Российских уже для общецерковного почитания. Память его совершается 2 октября (по новому стилю). Мощи священномученика Константина почивают в Богоявленском соборе г. Ногинска (Богородска) - храме, в котором он предстоял Престолу Божию более двадцати лет.

Православные верующие Богородска и паломники из других городов приходят поклониться честным останкам священномученика Константина и иже с ним убиенных. Они хранят в сердцах упование, что эти свидетели веры Христовой первых лет гонения на святую Церковь предстоят ныне Престолу Божию в сонме бесчисленных святых Его избранников - и молятся за нас.

© Официальный сервер УПЦ "Православие в Украине"

Альманах"Богородский край" N 1 (96)

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ПРОТОИЕРЕЙ КОНСТАНТИН БОГОРОДСКИЙ (ГОЛУБЕВ)

«20 ноября 1995 года неподалеку от города Ногинска (Богородска) совершилось обретение мощей пострадавшего за веру Христову в 1918 году протоиерея Константина Голубева...»

Протоиерей Голубев Константин Алексеевич - настоятель Богоявленского собора г. Богородска и благочинный I округа Богородского уезда (1852-1918). Служил в соборе с 1895 г. до момента расстрела в 1918 г.

В «клировой ведомости» за 1902 год читаем:

Благочинный священник Константин Алексеевич Голубев родился в Саратовской губернии, сын пономаря, обучался в Саратовской Духовной семинарии, по окончании курса наук причислен к первому разряду воспитанников семинарии и удостоен звания студента. По окончании курса определен миссионером от Саратовского Братства Св. Креста и Преосвященнейшим Тихоном, епископом Саратовским и Царицынским, утвержден в означенной должности с окладом годового жалования в 250 рублей в село Барановку Вольского уезда, состоял в этой должности с сентября 1876 года до марта 1878 года; в течение этого же времени он состоял учителем и законоучителем в основанной им церковно-приходской школе с пособием от Вольского земства 120 рублей в год.

По сдаче пробных лекций выбаллотирован членами Правления и Его Преосвященством Преосвященнейшим Тихоном, утвержден учителем Вольского Духовного училища по русско-славянскому языку. 1876, марта 27 дня.

Советом Братства Св. Креста назначен миссионером Братства, руководителем бесед и блюстителем противораскольнической библиотеки в городе Вольске с окладом 196 рублей в год. 1879, января 19 дня.

Согласно прошения, определен и утвержден Его Преосвященством Преосвященнейшим Тихоном Саратовским епархиальным миссионером противораскольническим и противосектантским, с окладом 1400 руб. в год.

С 1880 года с 16-го октября до 4-го марта 1895 года беспрерывно состоял в должности Саратовского противораскольнического и противосектантского миссионера. В течение миссионерской своей деятельности с 1876 года по 4-е марта 1895 года своими миссионерскими трудами обратил к Православной церкви из раскола старообрядства и из разных сект мистических и рационалистических свыше 500 человек обоего пола.

Его Высокопреосвященством Высокопреосвященнейшим митрополитом Сергием Московским и Коломенским определен на протоиерейскую вакансию к Богоявленскому собору в г. Богородске с правом первостояния между всеми священниками Богородского уезда. 1895, марта 4 дня.

Высокопреосвященнейшим Сергием, митрополитом Московским и Коломенским, награжден набедренником. 1895, апреля 7 дня.

Назначен противораскольническим миссионером в г. Богородске и его уезде. 1895, апрель 15 дня.

Определен благочинным на два благочиния - градское Богородское и Павлопосадское. 1895, апреля 13 дня.

Богородское уездное Отделение попечительного о тюрьмах Комитета, согласно 77 ст. Уст. о содержании под стражею, включило благочинного священника в число обязательных Директоров Отделения и вместе с тем просило принять участие в деятельности его на пользу заключенных и отправления при тюремной церкви богослужения, что и исполнялось до определения штатного священника к тюремной церкви.

Согласно ходатайству Его Преосвященства Высокопреосвященнейшего Сергия, митрополита Московского и Коломенского, за обращение свыше 500 человек раскольников и сектантов к православной вере удостоен награждения наперсным крестом от Святейшего Синода, выдаваемым вместо испрашиваемого ему Преосвященнейшим Саратовским и Царицынским Николаем ордена Св.Анны 3 ст.по статуту сего ордена (Указ Св.Синода от мая 10 дня № 2163). 1895, мая 10 дня.

Его Высокопреосвященством Высокопреосвященнейшим Сергием, митрополитом Московским и Коломенским, назначен председателем Богородского Богоявленского Отделения Кирилло-Мефодиевского Братства. 1895, сентября 13 дня.

Состоит заведывающим Истомкинской при фабрике Шибаевых церковно-приходской школы с 1897 г.

В оной школе состоит законоучителем с 1901 г.

Избран членом Богородского комитета о народной трезвости, в каковой должности и состоит с 1901 года. Награжден фиолетовою скуфьею. 1896, марта 15 дня.

За ревностное служение Церкви Божией награжден камилавкою. 1897, марта 6-го дня. Назначен депутатом с духовной стороны в Богородское собрание уполномоченных (Указ М.Д. Консистории от ноября 16-го дня 1896 года № 10127). 1896, ноября 16 дня.

Избран членом попечительного Совета Богородской женской прогимназии на трехлетие 1897-1900 годы. 1897, июня 27 дня.

Его заботами и старанием в 1900 году при Богородском Богоявленском соборе открыта женская церковно-приходская школа, которой он состоит заведывающим и законоучителем.

В семье у него: жена Мария Никитина, 38 лет, дети их: Мария окончила курс в Московском Филаретовском епархиальном училище, состоит в замужестве, муж ее Николай Александрович Солодовников состоит священником в селе Преображенском, Разбойщина тоже, Саратовской губернии; Александра 19 лет, окончила курс в Московском епархиальном Филаретовском училище, состоит в замужестве, муж ее студент Саратовской Духовной семинарии Николай Георгиевич Часовников, проживают в доме своего отца протоиерея тюремной в г. Саратове церкви Георгия Виссарионовича Часовникова. Константин 17 лет, обучается в 1-м классе Московской Духовной семинарии, Леонид 9 лет, Анна 7 лет, Борис 5 лет и Марианна 3-х лет.

(ЦИА г. Москвы, ф. 1490, оп. 2, д. 2)

За период с 1902 года, когда эта клировая ведомость составлялась, и до 1918 года, года гибели Константина Алексеевича Голубева, он не раз был отмечен высокими наградами за свое усердие, за большой вклад в торжество Православия, за свою педагогическую и общественную деятельность.

В судьбе О.Константина Голубева роковую роль, по нашему мнению, могло сыграть событие, знаменательное для всего православного населения края и ненавистное для власти того времени.

Вот что об этом писали «Московские церковные ведомости» (№ 11, 1918 г.):

12-13 мая в Богородске происходило церковное торжество, устроенное по инициативе приходского совета Богоявленского собора православным населением города и 85 окрестных сел. Вечером 12 числа из Москвы прибыли в Богородск: Святейший патриарх Тихон, митрополит Владимирский Сергий, архиепископы Кишиневский Анастасий, Коломенский и Можайский Иосаф, Американский Евдоким, епископы Уральский Тихон, Серпуховский Арсений и Верейский Сильвестер с многочисленным столичным духовенством.

В доме В.И. (Василия Ивановича.- Ред.) Елагина Святейшему патриарху были поднесены хлеб-соль от горожан на серебряном блюде, сооруженном в древнерусском стиле.

В храмах городских и подгородних сел Успенского и Глухова всенощное бдение 12 числа и литургия на следующий день совершались архиерейским служением, проповеди произносились архипастырями Москвы.

Стечение молящихся, главным образом рабочих местных фабрик, всюду было чрезвычайное.

В Богоявленском соборе служили Святейший патриарх, митрополит Сергий и архиепископ Анастасий. Пел местный хор, усиленный оперными певцами из Москвы. За всенощным бдением слово было сказано председателем учебного комитета при Священном Синоде К.М. Агеевым, за литургией - Святейшим патриархом.

Разъяснялось спасительное значение веры Христовой как в прошлом, так в особенности по отношению к настоящему бедственному времени.

К собору в конце литургии 13 числа прибыли крестные ходы из окрестных сел. Потом грандиозный крестный ход во главе со Святейшим патриархом, семью архипастырями, многочисленным столичным и местным духовенством двинулся вокруг города.

Когда шествие достигло плаца, здесь на заранее сооруженном возвышении было совершено торжественное молебствие в присутствии не менее 100 000 богомольцев. Многолетним председателем приходского совета Богоявленского собора Д.М. Скворцовым была поднесена патриарху сооруженная в древнерусском стиле икона-складень с писанными на серебре изображениями Богоявления Господня и Св. Ермогена и Тихона и было прочитано приветствие от православного населения г. Богородска и окрестных сел.

Текст приветствия был заключен в особую папку с серебряным плато, изображающим древний русский город с храмами и витязя в полном боевом снаряжении, стоящего на страже Святынь.

Святейший патриарх в сердечных словах благодарил свою Богородскую паству за веру и усердие.

По обхождении города процессия возвратилась к собору, откуда отдельные крестные ходы направились обратно в окрестные села.

Все торжество прошло в примерном порядке и сопровождалось религиозным подъемом, не оставлявшим сомнения в начавшемся духовном обновлении народа.

После трапезы в обширном помещении местной женской гимназии Святейший патриарх, архипастыри и представители столичного духовенства В 5 часов вечера отбыли в Москву.

Патриарх Московский и всея Руси Тихон в Богородске. Трапеза в женской гимназии. Май 1918 год. Из семейного архива Протасовых.

На публикуемой фотографии в зале женской гимназии мы видим Святейшего патриарха Тихона в окружении священнослужителей, узнаем среди присутствующих бывшего Городского голову Я.Я. Смирнова, бывшего фабриканта В.И. Елагина.

В ноябре 1918 года О.Константин Голубев был арестован и после непродолжительного содержания в тюрьме мученически казнен. По преданию, вместе с О.Константином погибли еще два человека - солдат, отказавшийся стрелять в него и женщина, пытавшаяся заслонить собой священника.

Остались живые свидетели, помнящие, как вели О.Константина на расстрел, как долгое время почиталось место его захоронения.

5 марта этого года на заседании Комиссии Священного Синода Русской Православной Церкви был рассмотрен вопрос о их канонизации.

Его Святейшейство Святейший Алексий II, патриарх Московский и Всея Руси, благословил совершить канонизацию протоиерея Константина Голубева как священномученика и иже с ним убиенных в лике местночтимых святых Московской епархии.

18 апреля в Тихвинском храме (настоятель - протоиерей Василий Извеков), где находится рака со святыми мощами, при большом стечении народа состоялось прославление новомучеников российских. Божественную литургию и чин канонизации возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в сослужении епископа Можайского Григория и сонма духовенства Московской епархии.

Публикацию подготовил Всеволод Кузнецов

На протяжении всей истории Церкви вслед за апостолами неисчислимое множество благовестников возвещали миру тайну Воскресения, без которого, по слову апостола Павла, «проповедь наша тщетна, тщетна и вера» наша. Именно в свидетельстве о Христовом Воскресении «даже до крове» Церковь совершала свой исторический путь на земле.

В страшную эпоху гонения на Церковь в России множество мучеников и исповедников подобно первым христианам проливали свою кровь за истину Православия. В многочисленном ряду таких свидетелей Истины одним из первых стоит известный миссионер Богородского края протоиерей Константин Голубев (+1918), прославивший Господа своим мученическим подвигом.

Отец Константин родился в 1852 году в селе Барановке Вольского уезда Саратовской губернии в семье псаломщика. Во святом крещении он был наречен именем святого благоверного князя Константина, Ярославского чудотворца (память 19 сентября / 2 октября). Отец его отошел ко Господу, когда мальчику исполнилось девять лет. Вскоре после смерти отца Константин поступил в Саратовскую Духовную семинарию, которую окончил по первому разряду. Когда ему исполнилось двадцать четыре года, он почувствовал в себе дар миссионерского служения.

Вольский уезд (ныне Вольский район Саратовской области) в то время состоял из полусотни сел с прилегающими к ним деревнями. Причем большинство селений было заражено лжеучениями, православных селений не набиралось и десяти. Центр местного раскола находился в городе Вольске. Из тридцати тысяч человек, населявших Вольск, десять тысяч принадлежало к раскольникам.

Константин Алексеевич был уверен, что раскол и секты образуются там, где недостаточно проповедуется православие, где нет церкви, церковной проповеди и вместе с нею подлинного просвещения. Он начал свою миссионерскую деятельность с того, что основал церковноприходскую школу, где был и директором, и учителем по многим предметам, в частности учителем русско-славянского языка и учителем по Закону Божию.

Вскоре труды церковного просвещения стали приносить свои плоды - число раскольников здесь стало заметно сокращаться. Беседы с православными и старообрядцами Константин Алексеевич проводил в церковной сторожке во все воскресные и праздничные дни. Люди слушали убежденного в правоте Православной Церкви миссионера, спрашивали и спорили с ним. Иногда беседы длились по четыре и по пять часов. И люди потянулись к православной вере и Церкви - за два года, благодаря миссионерским трудам Константина Алексеевича, из раскола к Православной Церкви присоединилось тысяча пятьсот человек.

По благословению Преосвященного Саратовского и Царицынского Тихона Константин Алексеевич был назначен миссионером Братства Святого Креста, руководителем миссионерских бесед. Еще через три года епархиальный архиерей определил его противораскольническим и противосектантским миссионером Саратовской епархии. В обязанности Константина Алексеевича входили поездки по всей обширной Саратовской губернии. Многих православных, склонявшихся к расколу и переходу в мистические и рационалистические секты, Константин Алексеевич удержал от такого перехода, утвердил в Православии и наставил в истинной вере своими беседами. Так, в селе Салтыковском Сердобского уезда (ныне Пензенская область) вначале в храм по великим постам ходили молиться и исповедоваться не более восьми человек, а в 1890 году таковых уже было четыреста человек.

В Московской губернии одним из самых зараженных расколом и сектантством был Богородский уезд (ныне Ногинский район Московской области). Православие здесь становилось едва ли не преследуемой верой. Епархиальные власти в меру сил старались исправить это положение, посылая епархиальных миссионеров в этот донельзя растленный расколом и сектантством уезд, но успеха миссионеры не имели. Успешная деятельность отца Константина обратила на себя внимание митрополита Московского и Коломенского Сергия (Ляпидевского), и тот, видя, в каком плачевном религиозно-нравственном отношении находятся жители Богородского уезда, призвал его в Богородск для служения в Богоявленском соборе. Любимым наставлением митрополита Сергия было правило, что должно достигать торжества правды, а не огорчения противника, и миссионер Константин Голубев был для этого лучшим олицетворением.

Большое внимание отец Константин уделял проблемам религиозного образования и просвещения женщин, от которых в значительной мере зависело религиозно-нравственное воспитание народа. Какими будут женщины в стране, считал он, какова будет их вера и религиозная просвещенность, такими будут и граждане России. В 1900 году отец Константин открыл при Богоявленском соборе женскую церковноприходскую школу.

Несмотря на огромную пастырскую деятельность, отец Константин находил время и для своей семьи. А она была большая, дружная. Семеро детей воспитывались в строгом православном духе.

При наступивших после 1917 года гонениях на Церковь Христову священник был арестован. Это произошло после всенощной в апреле-мае 1918 года.

Несколько дней отец Константин содержался под арестом в Богородской тюрьме, а затем без суда и следствия был приговорен к смертной казни. Ему объявили о том, что он будет расстрелян. Священник не просил, чтобы его освободили, зная, что смерть неизбежна, и был к ней готов. Не знал он только того, что убийцы, вполне испытав силу его веры за время нахождения в тюрьме, избрали для исповедника мучительную казнь.

Когда отряд красноармейцев повел свою жертву к месту казни, за ним двинулась густая толпа людей, и те, кто шли близко, слышали, как отец Константин повторял слова Спасителя: «Не ведят бо, что творят» (Лк. 23:34).

При расстреле священника только ранили. Еще живым его бросили в яму и стали засыпать землей. Находившаяся при этом дочь на коленях с рыданиями умоляла, чтобы отца не хоронили живым, но ничто не помогало, и злодейство было доведено до конца. По свидетельству очевидцев земля над погребенным еще некоторое время «дышала».

Очевидцы расстрела вспоминали, что вместе с отцом Константином были расстреляны женщина, бесстрашно его защищавшая, и воин, отказавшийся привести в исполнение смертный приговор. Их тела были сброшены в тот же ров.

Многие десятилетия место кончины и погребения отца Константина на опушке соснового бора за городским стадионом города Богородска почиталось благочестивыми жителями. На могиле часто служились панихиды, горела лампада, сюда приносились иконы и цветы, ведь всю свою жизнь отец Константин отдал служению Богу и людям.

Учитывая праведное житие и мученический подвиг протоиерея Константина и иже с ним убиенных, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, определено причислить их к лику местночтимых святых Московской епархии.

Великим людям ставятся памятники, а святым созидаются храмы. Под престол этих храмов полагаются мощи святых мучеников, и на них совершается богослужение. Это видимый знак духовного присутствия угодников Божиих. Частица мощей священномученика Константина Богородского положена и в престол храма в честь святителя Николая Чудотворца д. Губино Томской области . И мы верим, что священномученик Константин возносит свои молитвы к Богу о вразумлении к истинной вере всех, почитающих его.

Константин Алексеевич Голубев, будущий священномученик Константин Богородский, родился в 1852 году в селе Барановке Вольского уезда Саратовской губернии в семье псаломщика, и во святом Крещении был наречён именем благоверного князя Константина Ярославского, Чудотворца. Отец его отошёл ко Господу, когда мальчику исполнилось 9 лет. Вскоре после смерти отца Константин поступил в Саратовскую Духовную Семинарию, которую окончил по первому разряду.

Когда Константину исполнилось 24 года, он почувствовал в себе дар миссионерского служения. Он вступил в Саратовское братство Святого Креста и по благословению епископа Саратовского и Царицынского Тихона отправился в качестве миссионера Братства в родное село Барановку, население которого находилось под сильным влиянием старообрядцев. Константин Алексеевич был уверен, что отход от Церкви происходит только тогда, когда нет церковной проповеди и подлинного просвещения. Первым делом он основал церковно-приходскую школу. Помогал молодому миссионеру настоятель местного храма, поддерживало его и Вольское земство.

Круг его миссионерской деятельности постепенно расширялся – по благословению преосвященного Тихона он назначается в 1876 году учителем русско-славянского языка Вольского Духовного училища и миссионером братства Святого Креста, руководителем миссионерских бесед и основателем просветительской библиотеки в городе Вольский. Ещё через три года преосвященный Тихон, учитывая успех Константина Голубева на миссионерском поприще, назначил его противораскольничим и противосектантским миссионером Саратовской епархии.

Деятельность Саратовского епархиального миссионера обратила на себя внимание митрополита Московского и Коломенского Сергия (Ляпидевского). 4 марта 1895 года он определил Константина Голубева в Богородск на протоиерейскую вакансию. 12 марта 1895 года епископ Можайский Тихон (Никаноров) рукоположил Константина Голубева во священники. Отец Константин очень быстро завоевал расположение не только православных верующих, но и старообрядцев. В том же году отец Константин вошёл в число обязательных директоров Богородского уездного отделения попечительного о тюрьмах Комитета и стал принимать активное участие в его деятельности на пользу заключённых – так, он совершал богослужение в тюремном храме, покуда туда не был назначен постоянный священник.

За обращение православных из старообрядчества и сектантства отец Константин был награждён наперсным крестом. Весной 1896 года его назначили председателем Богородского Богоявленского отделения Кирилло-Мефодиевского братства.

В 1897 году отец Константин Голубев избирается на три года членом попечительного совета Богородской женской прогимназии. Занятия в попечительном совете открыли перед священником проблемы религиозного образования и просвещения женщин в России, от которых в значительной мере зависело религиозно-нравственное воспитание народа. Какие будут женщины в стране, считал батюшка, какова будет их вера и религиозная просвещённость, такими будут и граждане России. Это имело особенное значение для фабричных городов, каким был Богородск в то время. И в 1900 году отец Константин открыл при Богоявленском соборе женскую церковно-приходскую школу, в которой состоял заведующим и законоучителем. В 1901 году его избрали членом Богородского Комитета народной трезвости. При этом он не оставлял миссионерской деятельности.

Несмотря на огромную пастырскую деятельность, отец Константин находил время и для своей семьи. Семья у него была большая, дружная, дети – а их было семеро – воспитывались в строго православном духе. Две старшие дочери его были замужем за священнослужителями, старший сын, митрофорный протоиерей Константин Константинович Голубев, в послевоенные годы былнастоятелем Троицкого храма в Наташине, а младший, Леонид Константинович, окончил Московскую Духовную Академию и позднее был педагогом и директором средней школы.

Отец Константин, по свидетельству членов семьи, был духовно близок священномученику протоиерею Иоанну Восторгову (память 23 августа), часто бывал в Москве, служил в Покровском соборе и Чудовом монастыре, а в приезды Государя Императора Николая II был участником торжественных молебнов в Кремле.

После совершённого в 1917 году государственного переворота начались жестокие гонения на Церковь Христову. Докатились они и до тихого Богородска. Хотя новая богоборческая власть ещё не вполне была установлена в Богородске, отца Константина довольно быстро арестовали. Несколько дней его содержали под арестом в Богородской тюрьме, а затем без суда и следствия приговорили к смертной казни. По-видимому, о том, что он будет расстрелян, ему было объявлено, и после этого он передал из тюрьмы на волю свой наперсный Крест и служебник.

О подробностях гибели протоиерея Константина мы узнаём из доклада члена Всероссийского Церковного Поместного Собора 1917-1918 годов В. П. Шеина, впоследствии священномученика архимандрита Сергия (память 31 июля / 13 августа), расстрелянного в 1922 году вместе со священномучеником митрополитом Петроградским и Гдовским Вениамином (Казанским, память 31 июля / 13 августа). Мученический подвиг отца Константина и многих свидетелей веры первых лет гонения на Церковь Христову явился для архимандрита Сергия примером свидетельства за истину «даже до крови».

В докладе будущего мученика мы читаем такие слова о смерти отца Константина: «При расстреле в Богородске Московской епархии протоиерея отца Константина Голубева, убийцы нанесли ему только рану и ещё живого бросили в яму и стали засыпать землёй. Несчастный поднимал из ямы голову и молил прикончить его; находящаяся при этом дочь его на коленях с рыданиями умоляла также, чтобы отца не хоронили живым, но ничто не помогало, и злодейство было доведено до конца. Его засыпали живым».

Свидетели расстрела священника вспоминали, что вместе с отцом Константином были расстреляны женщина, бесстрашно его защищавшая, и воин, отказавшийся привести в исполнение смертный приговор. Их тела были сброшены в тот же ров. По свидетельству старшей дочери убиенного протоиерея Марии Константиновны, приговор привёл в исполнение некий Белов. Больная совесть, очевидно, тревожила убийцу. Ему не раз являлся покойный отец Константин. И вот однажды, увидев свою жену, вошедшую в дом с неубранными волосами, Белов в припадке умопомешательства принял её за замученного священника и, выстрелив, убил её, а затем застрелился сам.

Многие десятилетия место кончины отца Константина на опушке леса за городским стадионом почиталось благочестивыми жителями Богородска. Безбожники не раз выравнивали маленький холм, пытаясь уничтожить все признаки погребения мученика, но духовные дети и почитатели отца Константина вновь и вновь воссоздавали его, приносили на могилу цветы, иконы и свечи, возжигали лампады, служили панихиды по убиенному протоиерею.

Так память о выдающемся миссионере и мученике дошла до нашего времени. В конце 1995 года были открыты мощи отца Константина, а также останки убиенных с ним.

Священномученик протоиерей Константин Голубев был канонизован как местночтимый святой Московской епархии в 1996 году. На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года прославлен в лике новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

Мощи святого почивают в Богоявленском соборе, в котором он 23 года предстоял Престолу Божию.


Протоиерей Константин Голубев

МИССИОНЕР
Памяти священномученика Константина (Голубева)
Игумен Дамаскин (Орловский)
Журнал "Фома" | № 10 (78) | октябрь 2009

2 октября Русская Православная Церковь празднует память священномученика Константина (Голубева).

Священномученик Константин родился в селе Барановка Вольского уезда Саратовской губернии в семье псаломщика Алексея Голубева в 1852 году, незадолго перед тем, как была образована Саратовская епархия, к этому времени оказавшаяся густо заселенной раскольниками. Вольский уезд состоял тогда из полусотни поселений, а православных из них было не более десятка. В самом селе Барановка было четыре раскольничьих секты, и каждая из них исповедовала то, что только она сама почитала за истину.

Тяжел грех раскола, и чем дольше, тем труднее его исцеление, как бывает при всякой застарелой болезни. Всякий отход от Церкви обрастает со временем человеческими преданиями и традициями, над которыми по немощи человеческой все труднее подняться человеческому духу. И тем большая слава и честь от Бога бывает тому, кто своим жизненным поприщем выбрал возвращение заблуждающихся ко Христу, а это возможно совершить не одним только словом или головным знанием, но и личным примером, который действует могущественнее человеческого слова. И таким был священномученик Константин Голубев, который смело выступил против тогдашних заблуждений за души своих соплеменников.

Поступив в Саратовскую Духовную семинарию, Константин сразу же стал уделять особое внимание изучению раскола со всеми его многочисленными ответвлениями и учениями. А когда в числе лучших учеников окончил в 1876 году семинарию, то оказался вполне готовым к миссионерской деятельности и был отправлен епископом Саратовским и Царицынским Тихоном (Покровским) в качестве миссионера в Барановку. Начав свое служение в родном селе, он пошел на трудное дело, ибо подвизаться там, где все тебя знают с детства, - это как быть пророком в своем отечестве, что всегда непросто. За два года его миссионерских трудов к Православной Церкви присоединились из раскола полторы тысячи человек. В 1879 году епископ Тихон назначил Константина Голубева разъездным епархиальным миссионером, а со временем по настоятельным просьбам духовенства и благословению архиереев его стали приглашать и в другие епархии.

В Московской губернии одним из самых зараженных расколом и сектантством был тогда Богородский уезд. Произошло это, в частности, потому, что здесь были расположены фабрики богатых раскольников. Богородско-Глуховская община старообрядцев австрийского согласия была в России второй по величине после Рогожской. Глава семейства Морозовых, владелец текстильных мануфактур в Богородске, Арсений Морозов, помогал раскольничьим обществам по всей России, но в первую очередь - жившим в Богородске и Богородском уезде. Положение хозяина фабрики, где в начале ХХ столетия работало около 10 000 человек, усиливало его влияние, к тому же и на самой фабрике было много старообрядцев, к качеству работы которых он относился более снисходительно. Арсений Морозов, как и многие богатые старообрядцы того времени, оказывал материальную помощь городским учреждениям, и в результате городские власти смотрели сквозь пальцы на распространение раскола, принципиально игнорируя различия между раскольническим религиозным обществом и Православной Церковью. Безразличному к вере городскому чиновнику, каковых было тогда большинство, различия между православными и старообрядцами казались исключительно внешними, формальными: какая разница, к какой внешней форме прибегает человек для своего обращения к Богу, тем более если этот человек - щедрый благотворитель для города.

В результате православие в городе и уезде умалялось, становилось едва ли не преследуемой верой, а раскол торжествовал и укреплялся. Епархиальные власти в меру сил старались исправить это положение, посылая миссионеров в этот донельзя засоренный расколом и сектантством уезд. Однако успеха те здесь почти не имели, потому что и со стороны духовенства местных приходов они вместо поддержки встречали враждебное отношение, так как многие православные священники материально зависели от раскольников, а миссионеры не имели реальной власти для воздействия на священников. Богатое старообрядчество в то материально благополучное время обогащалось, как почти всякое полузакрытое общество, трудами и просчетами чуждых ему по идеологии окружающих, и стало со временем одной из антигосударственных сил - Арсений Морозов впоследствии, когда многие православные пастыри давно уже были убиты, спокойно доживал свой век в Богородске, переименованном большевиками в Ногинск.

В 1895 году Константин Голубев был рукоположен во священника к Богоявленскому собору города Богородска и сразу же назначен его настоятелем, начальствующим над шестнадцатью другими приходами, и возведен в сан протоиерея.

Спустя два года протоиерей Константин был избран на трехлетний срок членом попечительного совета Богородской женской прогимназии. Занятия в попечительном совете прояснили перед священником проблемы религиозного образования и просвещения женщин в России, от которых в значительной степени зависело религиозно-нравственное воспитание всего народа. Какими будут женщины в стране, какова будет их вера и религиозная просвещенность, - такими будут и граждане. Это имело особенное значение для фабричных городов, в том числе и для Богородска, где молодые рабочие в значительной степени были оторваны от благотворного влияния старшего поколения, продолжавшего жить в селах и деревнях. В 1900 году протоиерей Константин открыл при Богоявленском соборе женскую церковно-приходскую школу, в которой стал заведующим и законоучителем. В 1901 году он был избран членом Богородского комитета народной трезвости.

Пришло время гонений на Православную Церковь, и в первую очередь они обрушились на делателей Христовых, на исповедников святого православия. В 1918 году еще не везде была установлена советская власть, а отец Константин уже был арестован, заключен в тюрьму и без суда приговорен к смертной казни. По-видимому, о том, что он будет расстрелян, ему было объявлено, так как вскоре он передал из тюрьмы детям свой наперсный крест и служебник. Священник не просил, чтобы его освободили, он знал, что ему уготована смерть, и был к ней готов. Не знал он только того, что злодеи, вполне испытав в тюрьме силу веры исповедника, избрали для него казнь мучительную. Отец Константин это понял тогда, когда она началась. Но и тогда он не о том просил, чтобы его отпустили, а чтобы, уже решив убить, сделали это скорее, без мучительного изуверства, к которому прибегли палачи.

Неглубокая могила была вырыта у опушки соснового бора на дне небольшого земляного карьера. Архимандрит Сергий (Шеин), которому было поручено на Соборе 1917/1918 годов сделать доклад о гонениях на Церковь и о новых мучениках и который сам вскоре принял мученическую кончину, так описывал смерть отца Константина: «При расстреле в Богородске Московской епархии протоиерея отца Константина Голубева убийцы нанесли ему только рану и еще живого бросили в яму и стали засыпать землею. Несчастный подымал из ямы голову и молил прикончить его; находившаяся при этом дочь его на коленях, с рыданиями умоляла также, чтобы ее отца не хоронили живым, но ничто не помогло, и злодействие было доведено до конца - его засыпали живым».

20 ноября 1995 года были обретены мощи священномученика и перенесены в храм Тихвинской иконы Божией Матери в Ногинске. В 1996 году священномученик Константин был прославлен как местночтимый святой Московской епархии, а в 2000 году его имя было включено в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

Последним к нам по времени благим церковным делом, которое было совершено молитвенной помощью священномученика Константина, стало преодоление возникшего в 1993 году в Ногинске раскола, завершившегося после обретения мощей мученика и его прославления накануне празднования дня его памяти в 1997 году. 2 октября 2004 года мощи священномученика Константина были перенесены на место его служения в Богоявленский собор.

Цитата

"Страшен гнев Божий. Но беспредельно и милосердие Господне; самые ужасы Голгофы оно обратило некогда в святую радость Воскресения. И мы, чада твоей Богородской паствы, веруем, что человеколюбец Господь, с искушениями посылающий и избытие, не только положит предел нашим страданиям, но чрез эти самые страдания приведет нас к спасению.