Сочинение на тему “Родина в лирике Лермонтова”. Тема родины в лирике А.А

ПЛАН ОТВЕТА

1. Значение” темы Родины в творчестве А. Блока.

2. Нераздельность судеб поэта и России:

“Осенняя воля”; “Русь”: “Стихи о России”; “Новая Америка”; “Россия”; “Коршун”.

3. Цикл “На поле “Куликовом”:

События русской истории – связь прошлого, настоящего и будущего;

Тема и идея цикле;

Композиция;

Символика.

4. Оптимистическое звучание темы Родины в творчестве А. Блока.

Тема Родины, России занимала в творчестве Блока особое место и была для него поистине всеобъемлюща.

В 1908 году в письме к К. С. Станиславскому он писал: “…Стоит передо мной моя тема, тема о России… этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный.

К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни”.

2. Особое значение приобретают стихотворения, где поэт развертывает “широкоохватный” образ Родины и подчеркивает свою неразрывную связь с ней. В стихотворении “Осенняя воля” отчетливо прослеживаются лермонтовские традиции:

Выхожу я в путь, открытый взорам,

Ветер гнет упругие кусты,

Битый камень лег по косогорам.

Желтой глины скудные илисты…

Вот оно, мое веселье, пляшет

И звенит, звенит, в кустах припаи!

И вдали, вдали призывно машет

Твой узорный, твой цветной рукав.

Над печалью нив твоих заплачу,

Твой простор навеки полюблю…

Лирический герой Блока не случайный прохожий, а один из сыновей России, идущий “знакомым” путем и сопричастный горькой судьбе тех, кто “умирает, не любя”, но кто стремится к слиянию с родиной:

Приюти ты в далях необъятных!

Как и. жить и плакать без тебя!

По-иному раскрывается образ отчизны в стихотворении “Русь” . Русь – это тайна. Сначала кажется, что тайна Руси проистекает из “преданий старины”: “мутного взора колдуна”, ведунов с ворожеями, ведьм, чертей… Но постепенно начинаешь понимать, что тайна Руси не в этом.

Разгадка – в самой “живой душе” народа, и, чтобы ее постичь, надо жить одной жизнью с народом.

…где разноликие народы

Из края в край, из дола в дол

Ведут ночные хороводы

Под заревом горящих сел.

В 1915 году выходит в свет книга Блока с названием “Стихи о России”. В лирическом трехтомнике, который автор назвал “романом в стихах”, есть цикл “Родина”, который объединял написанное с 1907 по 1916 год. Никто до Блока не сказал таких пронзительно-щемящих слов о родине, которые хранятся в душе каждого русского человека. “Родина – это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку…” Что-то древнее, языческое встает в прапамяти художника. Недаром он говорит, что любит родную страну “по-народному, как можно любить мать, сестру и жену в едином лице – России”.

Смысловое ядро цикла составляют стихи, посвященные непосредственно России. О своей неразрывной связи с Родиной, с ее во многом темной и трудной судьбой поэт говорит в стихотворении “Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..”

Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?

Царь, да Сибирь, да Ермак, да тюрьма!

Эх, не пора ль разлучиться, раскаяться..

Вольному сердцу на что твоя тьма? Возникающий в последней строфе символический образ –

Тихое, долгое, красное зарево

Каждую ночь над становьем твоим…

Что же молчишь ты, сонное марево?

Вольным играешься духом моим?

– предвестие грядущих перемен, в которых сам автор пока себя не видит.

Совсем по-иному раскрывается тема России в стихотворении “Новая Америка”. Сначала мы видим “убогую” Русь с ее “страшным простором” и “непонятной ширью”. Но постепенно облик России проясняется:

Нет, не старческий лик и не постный

Под московским платочком цветным!

Поэтический образ будущей России возникает перед нами, и крепнет вера поэта в ее обновленное будущее. Самое значительное стихотворение этого цикла – “Россия”. В нем слиты воедино чувство любви к Родине и вера в ее будущее. Поэт принимает ее и “нищей”, с “тоской острожной” глухой песни ямщика.

В строках этого стихотворения выражено чувство нераздельности судеб поэта и Родины.

Его Россия – прекрасная женщина с сильным характером и нелегкой судьбой.

В заключительных строках Блок обращается к гоголевской теме пути, теме тройки. Она устремлена вперед, в будущее:

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснет в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика!..

Цикл “Родина” завершает стихотворение “Коршун”, где сосредоточены все ведущие мотивы, прозвучавшие в цикле. Тут и приметы неброской российской Природы, и напоминание о подневольной судьбе русского человека, и вехи отечественной истории, и обобщенный образ родины. А коршун – символ тех зловещих сил, которые тяготеют над Россией. В конце стихотворения автор ставит вопросы:

Идут века, шумит война,

Встает мятеж, горят деревни.

Л ты все та ж, моя страна,

В красе заплаканной и древней. –

Доколе матери тужить?

Доколе коршуну кружить?

3. Цикл “На поле Куликовом” включает пять стихотворений. В примечании к циклу Блок написал: “Куликовская битва принадлежит… к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение.

Разгадка их еще впереди”. Таким образом, автор указывает на связь прошлого, настоящего и будущего. “Прошлое страстно глядит в грядущее”, – сказал Блок в стихотворении “Художник”, и эти слова можно поставить эпиграфом к циклу “На поле Куликовом”. Первое стихотворение выполняет роль пролога и вводит в цикл тему России:

О, Русь моя! Жена моя!

Нам ясен долгий путь!..

Поле – место битвы, “вечного боя”, который шел, идет и будет идти на необозримых просторах России:

И вечный бой!

Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль.

Летит, летит степная кобылица

И мнет ковыль…

И нет конца! Мелькают версты, кручи…

В третьем стихотворении перед героем появляется некий символический образ –

И с туманом над

Непрядвой спящей,

Прямо на меня

Ты сошла, в одежде,

Свет струящей,

Не спугнув коня

Серебром волны

Блеснула другу

На стальном мече,

Освежила пыльную кольчугу

На моем плече.

Кто же это? Может быть, сама Россия? Или Богородица? Ясно одно – это воплощение светлого идеала, который помогает герою выстоять в суровых испытаниях:

И когда, наутро, тучей черной

Двинулась орда,

Был в щите

Твой лик нерукотворный

Светел навсегда.

Но узнаю тебя, начало

Высоких и мятежных дней!

Не может сердце жить покоем,

Недаром тучи собрались.

Доспех тяжел, как перед боем.

Твой час настал. Теперь – молись.

4. Россия народная, с ее историей, традициями, с нераскрытым, но огромным, непредсказуемым потенциалом ее народа, давала поэту надежду на будущее преображение. Именно она, с ее прекрасными и величественными картинами природы, помогала ему противостоять “страшному миру”.

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы расписные

В расхлябанные колеи…

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые –

Как слезы первые любви!

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу… Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет, –

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты…

Ну что ж? одной заботой боле –

Одной слезой река шумней,

А ты все та же – лес, да поле,

Да плат узорный до бровей…

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика!..


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Тема России, Родины возникает в творчестве Блока с самых первых стихов, но особенно остро начинает ощущаться поэтом как одна из основных после революции 1905 г. В таких стихах, как “Осенняя воля”, “Осенняя любовь”, “Россия” чувство любви к Родине близко лермонтовской двойственной, “странной” любви: Над печалью нив твоих заплачу, Твой простор навеки полюблю. Блок воссоздает образ […]...
  2. Тема Родины, России, органически вошла в русскую поэзию, вобрав в себя все лучшее, что было свойственно русским поэтам. Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Есенин, Блок… Каждый из них находил в этой теме свое, глубоко личностное, и в то же время нечто общее, что составляет суть русского национального характера, без чего теряется смысл жизни на земле. “Этой теме […]...
  3. ТЕМА РОССИИ В ЛИРИКЕ А. БЛОКА Тема родины, России занимала в творчестве А. Блока особенное место. Россия народная, природная, с ее историей, традициями, нераскрытым, но огромным духовным потенциалом давала мужество поэту и надежду на будущее. В декабре 1908 года А. Блок напишет К. С. Станиславскому: “…стоит передо мной моя тема, тема о России. Этой теме […]...
  4. Моя тема – тема о России. А. Блок Творчество одного из величайших в истории литературы поэта А. Блока ярко, самобытно, многопланово. Наверное, нет человека, который смог бы остаться равнодушным, прикоснувшись к его великому наследию. Неприятие “страшного мира” действительности и жажда обновления жизни заставили поэта отойти от идеалов, выраженных в цикле “Стихи о Прекрасной Даме”, и […]...
  5. КЛАССИКА А. А. БЛОК ТЕМА РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ А. БЛОКА А. Блок жил и творил в эпоху исторических и социальных перемен, когда всю Россию лихорадило. Блок начал свой путь в конце 90-х годов XIX столетия как лирик, отрешенный от реальной жизни, целиком погруженный в свои смутные душевные переживания. Однако все сочинения, колебания и приступы отчаяния, […]...
  6. И в тайне ты почиешь, Русь. А. Блок Как Пушкин, Лермонтов, Некрасов, которые в своих произведениях воспели великую Россию, Блок также не прошел мимо этой актуальной для всех поэтов темы. Развивая ее, А. Блок опирался на опыт предшественников, не останавливаясь на достигнутом. Он уловил наступление нового времени в истории России – времени социальных потрясений. Поэт […]...
  7. Одним из самых тяжелых периодов в истории нашей страны можно назвать время перелома в первой половине 20 века. Годы были страшными и жестокими, многие люди пострадали в это время. Но данный период явил на свет также большое количество талантливейших писателей и поэтов. Многие из них были истинными патриотами, не мыслящими свою жизнь без родной страны. […]...
  8. Моя тема – тема о России. А. Блок Описание событий в романах и других произведениях одного из величайших в истории литературы поэта А. Блока ярко, самобытно, многопланово. Наверное, нет человека, который смог бы остаться равнодушным, прикоснувшись к его великому наследию. Неприятие “страшного мира” действительности и жажда обновления жизни заставили поэта отойти от идеалов, выраженных в […]...
  9. Вопрос экзаменационного билета (билет № 18, вопрос 2) Тема родины в стихотворении А. А. Блока “Россия” Поэтическое творчество Александра Александровича Бло­ка принадлежит к числу замечательнейших явлений русской национальной художественной культуры. Блок по силе своего песенного голоса, по глубине его, искренности, по охвату темы, по огромности своего поэтического характера, по связи его с исторической жизнью нашей […]...
  10. По словам Блока, теме Родины он посвятил жизнь. Поэт утверждал, что абсолютно все его стихотворения – о Родине. Стихи цикла “Родина” подтверждают это высказывание автора. В третьем томе лирических стихотворений Блока цикл “Родина” ярко свидетельствует о величине и глубине поэтического дарования его создателя. Этот цикл принадлежит к позднему этапу творчества Блока. Как и большинство поэтов […]...
  11. Александр Блок необычный писатель-символист. Его талант настолько ценен, что многие события того времени отразились в блестящих его стихотворениях. В основе творчества Блока лежит философия Соловьева, благодаря учению которого нашел свое предназначение еще один человек. Александру Блоку никогда не была чужда тема России, ибо родина в сердце писателя занимала особое место. Образы Отечества стали раскрываться еще […]...
  12. Образ России создан в лирике многих русских поэтов. Так, С. А. Есенин в стихотворении “Гой ты, Русь, моя родная”, рисует возвышенный образ прекрасной, дорогой сердцу Родины, где лирический герой, “захожий богомолец”, чувствует себя словно в храме. Как и стих А. Блока, “Гой ты, Русь, моя родная” проникнуто чувством беспредельной любви к России. Однако если у […]...
  13. Александр Блок и Владимир Маяковский – два великих русских поэта. Сравнивать их творчество нелегко, так как в идейном и стилевом отношении они очень сильно отличаются друг от друга Если Блок относился к символистам (представителям наиболее сильного литературного течения конца XIX-начала XX в.) и его творчество во многом основывалось на традициях золотого – пушкинского – века […]...
  14. Александр Блок пишет: “Тема о России не только больше меня, она больше всех нас, и она всеобщая наша тема… Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь”. Блок понимает трагичность своего времени и не хочет создавать иллюзорную сказку-обман, которая даст человеку забвение и отвращение к жизни. Поэтому в лирике Блок постоянно обращается к России, так […]...
  15. В стихотворении “Русь” (1906) Россия предстает перед читателем таинственной, колдовской землей: Русь, опоясана реками И дебрями окружена, С болотами и журавлями, И с мутным взором колдуна. Русь сказочно прекрасна, но за этим обликом скрываются печальные картины реальной современности (“утлое жилье”, “вихрь в голых прутьях”). Главным в эти годы стало кровное родство со всем русским и […]...
  16. Хорошо известна поэтическая метафора: “Родина-мать”. Русские художники часто изображали Родину в виде женщины-матери, например, на плакатах времен Великой Отечественной войны. В литературоведении этот способ называется “олицетворением”. Так, образ Правды может предстать в виде женщины в отрепьях, что символизирует ее гонимость и неприкаянность, а образ Справедливости – в виде женщины с весами в руках и завязанными […]...
  17. Центральная тема творчества. Для А. А. Блока тема России была основополагающей: “Тема о России… Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в основном своем устремлении – как […]...
  18. На мой взгляд, смело можно сказать, что А. А. Блок – поэт одной темы. Все творчество этого художника, так или иначе, посвящено теме Родины – теме России. Хрестоматийным является ответ Блока на просьбу прочитать что-то из его сочинений о родной стране – “Это все о России”. Именно поэтому, чтобы полно охватить данную тему, следует рассматривать […]...
  19. Теме России я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. А. Блок Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким “Русь”. С. Есенин Пою мое отечество… В. Маяковский Тема любви к Родине всегда была близка русскому человеку. Ведь все мы желаем, чтобы страна жила хорошо, а каждый ее гражданин был счастлив. Но […]...
  20. Предчувствую Тебя… А. Блок Александр Александрович Блок – величайший, выдающийся поэт “серебряного века”. В литературу он вошел как певец Прекрасной Дамы, тонкий лирик. Первый сборник А. Блока, появившийся в печати в конце 1904 года, -“Стихи о Прекрасной Даме”. Предчувствую Тебя. Года проходят мимо – Все в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне – […]...
  21. Тематика поэтических произведений А. А. Блока многообразна. Поэт пишет о России, ее судьбе, о природе, поднимает социальные проблемы. Но большое место в поэзии Александра Блока занимает тема любви. Ранний цикл стихотворений поэта на эту тему называется “Стихи о Прекрасной Даме”. В основе поэтического цикла реальная, полная драматизма любовь Александра Блока к Любови Менделеевой. Неуловимый образ […]...
  22. Тема Родины – одна из главных в творчестве С. Есенина. Этого поэта принято связывать прежде всего с деревней, с родной для него Рязанщиной. Но из деревни Константинове поэт уехал совсем молодым, жил потом и в Москве, и в Петербурге, и за границей. На мой взгляд, именно разлука с Родиной придала его стихам ту теплоту воспоминаний […]...
  23. Легко ли читать стихи? Легко ли писать стихи?.. Уходят в прошлое произведения одних поэтов, творчество других продолжает жить в веках. Но есть поистине бессмертные творцы, стихи которых читаешь и перечитываешь, каждый раз открывая для себя что-то новое и становясь богаче душой. Одним из таких поэтов для меня является Михаил Юрьевич Лермонтов. Почему? Поэт решал проблемы […]...
  24. О чем бы ни писал Есенин, образ родного края, тема Родины всегда незримо присутствует в его стихах. Еще в ранних юношеских стихах, в стихотворении “Гой ты, Русь, моя родная…”, написанном в стиле русской народной залихватской песни, поэт кричит на всю страну: Если крикнет рать святая:”Кинь ты Русь, живи в раю!”Я скажу: “Не надо рая. Дайте […]...
  25. А. Блок жил и творил в эпоху исторических и социальных перемен, когда всю Россию лихорадило. Блок начал свой путь в конце 90-х годов XIX столетия как лирик, отрешенный от реальной жизни, целиком погруженный в свои смутные душевные переживания. Однако все сочинения, колебания и приступы отчаяния, свойственные Блоку, отступали перед спасительной верой в прекрасное будущее. Источником […]...
  26. Сергей Есенин… В самом звучании этого имени слышны певучесть, музыка родных раздолий, шум зеленых дубрав. “Страна березового ситца” породила яркого, самобытного поэта, воспевшего в своих удивительных стихах ее синие озера, малиновую ширь полей, желтые дороги, седые вербы. Есенин создает зримые поэтические образы заросшего пруда, поля, белого сада. Сколько добра, красоты, любви к родным местам слышится […]...
  27. Тема родины является центральной в творчестве С. Есенина. Всю силу своего поэтического таланта он устремил на то, чтобы воспеть красоту родной земли, миролюбивый, но гордый нрав ее суровых жителей, утонченную прелесть мира среднерусской природы. С самого раннего периода творчества тема родины овладела Есениным практически безраздельно. Ближе всего поэту была Русь деревенская, патриархальная. Об этом свидетельствует […]...
  28. Важное место в творчестве М. Ю. Лермонтова занимает тема Родины. Она проходит через все его творчество и является одной из центральных в лирике поэта. В ранний период творчества родина осмысляется Лермонтовым в философско-романтическом контексте, как земля, давшая жизнь и страдание. Таково стихотворение “Я видел тень блаженства”: …я родину люблю И больше многих: среди ее полей […]...
  29. Ведущая тема творчества С. А. Есенина. Образ России в творчестве многих поэтов представал в сложном единстве необычайной красоты и граничащей с нищетой убогости, силы духа народа, его внутренней непобедимой мощи и многовековой рабской психологии. Не обошел своим вни­манием “загадку русской души” и С. А. Есенин, пронесший через всю жизнь преданную любовь к Родине, создав ее […]...
  30. Тема родины – одна из главных тем в творчестве С. Есенина. Этого поэта принято связывать прежде всего с деревней, с родной для него Рязанщиной. Но из рязанской деревни Константинове поэт уехал совсем молодым, жил потом и в Москве, и в Петербурге, и за границей, в родную деревню приезжал время от времени как гость. Именно разлука […]...
  31. В эпоху николаевской реакции важным вопросом, волновавшим умы русской интеллигенции, был вопрос о судьбе России, о русском национальном характере. Та же проблема оказывается главной в русской литературе начала XX века, в эпоху революций и потрясений, поэтому тема России становится преобладающей в произведениях ведущих художников обеих эпох, таких, например, как М. Лермонтов и А. Блок. Оба […]...
  32. Блок, Есенин и Маяковский являются крупнейшими русскими поэтами начала 20 века. Волею судеб, они стали свидетелями крупнейших исторических событий, впавших на долю России: революции 1905 года, периода жестокой реакции, империалистической войны, Февральской и, наконец, Октябрьской революции 1917 года. Будучи большими патриотами, искренне переживая за свою родину, эти поэты не могли не отразить в своем творчестве […]...
  33. Тема родины в лирике Марины Цветаевой. О неподатливый язык! Чего бы попросту – мужик, Пойми, певал и до меня: -Россия, родина моя! М. Цветаева. Марина Цветаева – поэт, чьи стихи необычны и наполнены огромной силой переживания. Как на палитре художник смешивает несколько цветов, образуя неповторимый оттенок, так и в творчестве Цветаевой основные темы: любви, поэта […]...
  34. Тема России в творчестве А. А. Блока По словам самого Блока, тема России – главная в его поэ­зии. Блок обратился к этой теме уже в самом начале своего творческого пути и остался верен ей до конца жизни. Стихо­творение “Гамаюн, птица вещая” стало первым произведением юного Блока, посвященным судьбе России. Уже в нем вста­ет тема исторического […]...
  35. Жизненная тропа Есенина берет начало в лучах и полесьях Рязанщины. Талант его рожден ощущением прозрачной синевы вечернего неба, желтизны полей, хвойной позолотой леса, грустной деревенской песней. Но главное – необычайно острой любовью к России, к Руси – сельской, деревенской: Изба крестьянская, Хомутный запах дегтя, Божница старая, Лампады короткий свет, Как хорошо, Что я сберег те […]...
  36. На долю А. Твардовского выпало тяжелое время – Великая Отечественная Война, послевоенная разруха, годы великих потрясений, строительство нового мира. Но какими бы суровыми не были испытания, он всегда оставался верным идеалам служения Родине. Именно поэтому он пошел добровольцем на войну, был вместе со своей страной в горе и радости. В самом слове “родина” заключен великий […]...
  37. Москва, Москва/ Люблю тебя как сын! Как русский, – сильно, пламенно и нежно. М. Ю. Лермонтов С именем Лермонтова открывается новая страница русской литературы. Жизнь и твор- чество этого замечательного поэта протекали в самое тяжелое и мрачное для России время, время засилья “голубых мундиров” и жесто- чайшей реакции. Поэтому его стремление к прекрасному связано с […]...
  38. В 1837 года М. Ю. Лермонтов создал свое стихотворение “Когда волнуется желтеющая нива…”, в котором отобразил гармоничный и целостный образ человека и природы. Здесь мы видим, что данный образ природы у поэта встречается очень редко. Чаще она изображалась в качестве определенного фона и отражала душевное состояние героя, его порыв и смятение, неудовлетворенность. Здесь экс лирический […]...
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока.

  • Образовательная цель: найти традиционные мотивы темы Родина и увидеть своеобразие представления этой темы А.А.Блоком.
  • Развивающая цель: развитие навыка анализа стихотворений А.Блока.
  • Воспитательная цель: воспитание чувства любви к своей стране через поэтику А.Блока.

Оборудование к уроку: тексты, презентация с репродукциями картин М. Врубеля. “Царевна – лебедь”, “Пан”, “Сирень”, “Лебедь”, “К ночи”.

Вступительное слово учителя.

В 1911 -1912 годах Блок переработал свои пять сборников в трёхтомное “Собрание сочинений”. С тех пор поэзия Блока в сознании читателей существует как единая лирическая трилогия, а по словам поэта, “трилогия вочеловечения”. Собирательным образом всех книг становится Родина. На одном из литературных вечеров Блок читал стихи из разных циклов. Его спросили, нельзя ли что-нибудь из темы Россия. Блок сдержанно ответил: “Это - всё о России”. Действительно, какое бы стихотворение он ни написал, это радость, боль, тревога, восхищение -это всё о России. Кто может поспорить, что “Прекрасная Дама”, “Снежная маска”, “Фаина”, “Страшный мир”, “Скифы”, “Возмездие”, “Двенадцать” не о России. Но объять необъятное на одном уроке невозможно. Существует у Блока цикл стихов “Родина”. На уроке прочитаем несколько стихотворений из этого цикла.

Ещё в 1006 году Блок писал: “Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это - первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в основном своем устремлении - как стрела, прямой...”. (Слайд №1, №2, №3).

Беседа о целях и задачах урока.

Вопрос к классу: Тема Родины новая в литературе?

Ответ: Нет.

Учитель: Следовательно, какие задачи урока мы поставим перед собой.

Ответ учащихся: Найти традиционные мотивы и увидеть своеобразие представления этой темы А.А.Блоком.

Учитель: В конце урока вы должны будете к уроку подобрать эпиграф. Это будет вашим пониманием темы урока. (Слайд №4)

Первое задание.

Учитель: Я предлагаю вам послушать стихотворение “Русь”. (Слайд №5)

С какой интонацией я читала?

Ответы учащихся: Интонация молитвы.

Учитель: Это не Россия – это Русь.

Какая она? Подобрать эпитеты. Найти излюбленные мотивы Блока.

Ответы учащихся: Древняя, дикая, колдовская. Русь, опоясана реками / И дебрями окружена,/ С болотами и журавлями, / И смутным взором колдуна Здесь и ночные хороводы, и ведуны, и ведьмы. Русь сказочная и непредсказуемая. Излюбленный мотив вьюги сопровождает колдовской образ девушки, придаёт особую поэзию древнего мира.

Учитель: Каково состояние лирического героя?

Ответы учащихся: Душевные метания, заблуждения и глубокая любовь к родине. Именно Русь спасает человека от потери духовной чистоты.

Живую душу укачала,
Русь на своих просторах ты,
И вот – она не запятнала
Первоначальной чистоты.

Учитель: В композиции стихотворения какую особенность можно увидеть?

Ответ учащихся: Кольцевая композиция. С каким светлым молитвенным чувством начинается стихотворение, таким и заканчивается.

Учитель: То, что встречалось на пути, поэт часто узнавал по врубелевским картинам. - День спустя после похорон Михаила Александровича Врубеля Блок.А.А напишет: “С Врубелем я связан жизненно и похож на него лицом”. Обратимся к репродукциям картин Врубеля, найдём символические образы, ассоциативные ряды. (Слайд №6).

Учитель обращает внимание на картины “Царевна Лебедь”. 1990г, “Пан”,1899г,”Сидящий Демон”, 1890г, “Сирень”, “Лебедь” и другие.

Стихотворение из цикла Родина. “Россия”

(Слайд №7 прослушивание стихотворения “Россия”)

Второе задание. (Слайд №8).

Учитель: Найти общие черты изображения России с братьями по перу золотого века.

  • 1 ряд сравнивает стихотворение Лермонтова “Россия и стихотворение Блока “Россия”.
  • 2 ряд-стихотворение Пушкина “ Зимняя дорога” и стихотворение Блока “Россия”.
  • 3 ряд - отрывок из поэмы Гоголя “Мёртвые души” и стихотворение.Блока “Россия”.

Какие традиции русской классической литературы отчётливо прослеживаются в стихотворении “Россия”.1908 г.

Ответы учащихся: Образ дороги со всеми ее приметами проходит через все произведение. Он возникает в первой строфе:

Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи.

Эти емкие художественные детали: “три стертых... шлеи”, “спицы росписные”, “расхлябанные колеи” - опора для воображения читателя, дорисовывающего общую картину.

Образ мчащейся тройки возникает перед мысленным взором.

И на него ложатся пронзительные по силе чувства признания в любви к России:

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые-
Как слёзы первые любви.
Образ человека - патриота.

Крест любви, веры, преданности и самопожертвования художника во имя спасения родины, быть верным долгу.

Образ женщины-труженицы, “с тоской острожной”.

Но здесь уже не колдуны и ворожеи, а русская женщина – крестьянка.

Анализ некоторых стихотворений из цикла “На поле Куликовом”. 1908 г. (Слайд №9, №10)

Учитель: Бесспорно, лучшее, что написал Блок о Родине, о её истории и современности, о подвиге служения своей стране – это цикл “ На поле Куликовом”. Цикл “На поле Куликовом” включает 5 стихотворений, связанных своим содержанием с известным историческим событием - Куликовской битвой 1380 года, когда русские воины под предводительством великого князя Московского Дмитрия Ивановича Донского разгромили полчища золотоордынского хана Мамая. “На поле Куликовом” - цикл не только и не столько произведение на историческую тему, сколько произведение о современности, а точнее, о неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего.”..

Именно в этом стихотворении звучит “О, Русь моя! Жена моя!”. Это совсем звучит по – новому. Никогда ещё в литературе так лично, предельно откровенно не была любима родина. Думается, что поэт – символист образ родины видит как любимую жену, мать, Божью Матерь-всё светлое, не запятнанное ничем. Символический образ допускает различные толкования. Но бесспорно одно: это воплощение светлого идеала, который помогает герою выстоять в самых суровых испытаниях времени:

Завершающее стихотворение цикла окончательно проясняет его общий замысел. Обращаясь к прошлому, Блок не ставил перед собой цели воспитания современников в духе воинской доблести и патриотизма. В прошлом он искал соответствия настоящему, а в настоящем - прошлому. “Куликовская битва, - писал он в примечании к циклу,- принадлежит к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение, Разгадка их еще впереди”. И, по его убеждению, время “возвращения” наступает. Грядут решающие перемены, по своей суровости, размаху и значению не только не уступающие битве на поле Куликовом, но, может быть, и превосходящие ее. Отказавшись от слишком подвижного, “частушечного” четырехстопного хорея (первый черновой набросок), Блок обращается к более “строгому” классическому четырехстопному ямбу:

Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал.
Молись!

Этими мужественными стихами, устремленными в будущее, поэт завершает свой замечательный цикл.

Задание третье.

Учитель: Выписать образы символы Родины.

Ответы учащихся: Скудная глина. О, Русь моя! Жена моя, тоска безбрежная, и вечный бой, степная кобылица, закат в крови, покоя нет. Ты сошла в одежде свет струящей. Белый конь. лик нерукотворный, лебеди, всегда символизирующих верность, чистоту, преданность, в стихах Блока они в тревоге, в смятении, образ неба, идут, идут испуганные тучи, красный, кровавый цвет, поле Куликово и так далее.

Из сердца кровь струится – так мог сказать только поэт, осознавший свою жизнь, свою долю, кровно связанной с трагической судьбой родины. Поле Куликово – символ Родины, как в те далёкие времена, опять перед битвой.

Задание четвертое. (Слайд №12).

Учитель: Прочитаем ещё одно стихотворение Блока. “На железной дороге” 1910 год. Это стихотворение также их цикла “Родина”. Как вы считаете, почему А.А.Блок включил это стихотворение в цикл “ Родина”? Россия - это прежде всего люди. Какие они?

Ответы учащихся: Всеобщее безразличие людей порождает пустоту души, обессмысливает жизнь. Вот это и есть “тоска, дорожная, железная”. В такой мертвящей атмосфере человек может быть только жертвой. Если счастье невозможно, стоит ли жить? Цену теряет и сама жизнь. Не подходите к ней с вопросами. Автор отказывается объяснить причины гибели молодой женщины. Мы не знаем, “любовью, грязью, иль колёсами она раздавлена”. Если были при жизни равнодушны, зачем теперь проявлять неискреннее, кратковременное и бестактное участие. Весь трагизм передаётся кольцевой композицией. (Слайд 13).

Другое стихотворение “Грешить бесстыдно, непробудно” 1914 год. (Слайд 14).

Учитель: Какое сословие предстаёт в стихотворении?

Ответы учащихся: Попы – ничтожество. Но и от такой России не откажется поэт, хотя стыдно, очень больно, что такие люди есть.

Итоги урока. (Слайд 15).

Мы прослушали стихи Блока о Родине, отметили классические мотивы в его стихах, нашли отличительные черты. Какой эпиграф вы бы подобрали к уроку? Ответы учащихся могут быть разнообразные, но следует обратить внимание учащихся, что поэт к судьбе России подходит с интимной любовью. Родина для него жена. Надежда и утешение. С ней и невозможное возможно, она ведёт на вечный бой, покой нам только снится, заставляет человека самосовершенствоваться.. Она так любима, как слёзы первой любви.

Домашнее задание. (Слайд 16).

  • Прочитать стихотворение “Скифы” 1918 г.
  • Объяснить смысл названия.
  • Опираясь на текст стихотворения и полученные знания на уроке, ответить письменно на вопрос: В чём поэт видит высшее предназначение России?

Список литературы.

  1. Агеносов В. В. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа Москва 2006.


« Русь моя, жена моя!»

Тема Родины в лирике А.А.Блока.

Урок-исследование.

11 класс

Учитель МКОУ «КСОШ №2» Фролова Л.В.

Дата проведения: 25.12.2018г.

Цели урока:

образовательная – путём анализа стихотворений показать, как развивалась тема Родины в творчестве поэтов России на протяжении 19-20 веков, каким видел поэт прошлое, настоящее и будущее России.

развивающая создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и интеллектуальных навыков сравнения, обобщения, готовить учащихся к исследовательской деятельности; обучение выразительному чтению стихотворений.

воспитательная прививать любовь к поэзии как к особому виду искусства, учить понимать авторскую позицию, философские идеи, формировать интерес к филологическому анализу как особому виду творческой деятельности, учить чувствовать, воспитывать чувство патриотизма.

Методические приёмы: слово учителя, выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам, комментарии учителя.

Оборудование: мультимедимедийное.

Ход урока

Эпиграф: … Стоит со мной моя тема, тема о России…

Этой теме я сознательно и бесповоротно

Посвящаю жизнь…

Учитель:

Тема Родины относится к числу вечных в поэзии. К ней обращались поэты во все времена. Ей посвящали вдохновенные строки Жуковский и Рылеев, Кюхельбехер и Баратынский, Лермонтов и Тютчев, Евтушенко и Тальков. В Пушкинской любви к Отечеству главное – высокая гражданственность: «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы». М.Ю.Лермонтов пишет: «Люблю Отчизну я, но странною любовью». Любовь поэта к Родине сочетается с ненавистью к стране господ. Любовь – ненависть особенно характерна для поэзии Н.А.Некрасова. Но в творчестве А.Блока, на мой взгляд, эта тема обретает особое звучание. Какое? Это и предстоит выяснить на сегодняшнем занятии. Подумайте, пожалуйста, каковы цели урока?

1) какая же она, Россия, у Блока?

2)определить, какой видится нам Родина в стихах Блока,

3)из чего складывается наше чувство Родины.

Изучение нового материала

I .Слово учителя

Блок назвал своё творчество процессом “вочеловечивания” и поделил его на три этапа.

Первым было поклонение идеалу – «Прекрасной Даме».

Вторым – жизненное разочарование, связанное с утратой идеала.Россия предстает в лирике Блока с совершенно новой, неожиданной стороны. Переживания лирического героя носят личный, интимный характер.

На третьем этапе происходит “синтез”- обретение новых положительных ценностей.

Собирательным образом всех утраченных ценностей становится Родина. Поэт охвачен тревогой за её судьбу.

Россия – это сама жизнь, она неотделима от сердца поэта: «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?» Это вопрос риторический. Ответ ясен: вместе.

Тема России – центральная в творчестве А.А.Блока. Разные обличья, в которых она предстает в лирике поэта, отражают её противоречивость, ее драматическую историю, ее неизменную притягательность. Блок стремится проникнуть за внешнюю оболочку видимого мира и интуитивно постигнуть его глубинную сущность, его незримую тайну.

Попробуем ответить на вопрос: какая же она, Россия у Блока, определить, какой видится нам Родина в стихах Блока, подумаем, из чего складывается наше чувство Родины.

Кто впервые заговорил о «странной» любви к Отчизне?

Звучит стихотворение М.Ю.Лермонтова «Россия».

Попробуем разобраться, как «странная» любовь к родине прозвучала в творчестве А.Блока.

В 1908 году в письме к К.С.Станиславскому он писал: «…Стоит со мной моя тема, тема о России… этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь.

2. Индивидуальное задание: презентация «Тема Родины в творчестве А.А.Блока».(Представлена в мультимедийном приложении).

I I . Чтение и анализ стихотворений.

Россия народная, с её историей, традициями, нераскрытым, но огромным потенциалом давала мужество поэту и надежду на будущее преображение. Именно она помогала противостоять «страшному миру», направляла движение к человеку «общественному»

Образ Родины проявляется в стихах Блока постепенно . Она будто открывает то один свой лик, то другой. Одно чувство пронизывает все стихи – чувство безоглядной любви: «Как и жить и плакать без тебя» («Осенняя воля» 1905г.), понимание того, что свою судьбу невозможно отделить от судьбы Родины. В 1915 году выходит книга под названием «Стихи о России». В лирическом трёхтомнике, который автор назвал «романом в стихах», в третьей части цикл «Родина» объединяет написанное в 1907-1916 гг.

Никто до Блока не сказал тех пронзительно-щемящих слов, которые хранятся в душе каждого русского. «Родина – это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку...». Что-то древнее, языческое встаёт в памяти художника. Недаром он говорил, что любит родную страну «по-народному, как можно любить мать, сестру и жену в едином лице – России»

1.Стихотворение «Русь» ( 24 сентября 1906 ) - одно из первых, посвящённых Родине.

Вопросы для анализа:

Какова история создания этого стихотворения?

Краткая история создания . Стихотворение «Русь» написано 24 сентября 1906 года и вошло во второй том лирики . В этом произведении чувствуются отголоски творчества , образы из фольклора и старинных преданий.

Какова тема стихотворения?

Тема стихотворения . С приходом революции 1905-1907 гг. тема Родины становится одной из ключевых в творчестве Блока.

Установите элементы сюжета. О каком важнейшем событии в жизни героя здесь рассказывается?

Сюжет . На улице ночь и автор находится в легком состоянии дремоты, где переплетаются грани реальности и сна. Мысленно он пытается перенести нас в те далекие времена, когда Русь была «необычайна» : «где ведуны с ворожеями» , «и ведьмы тешатся с чертями» . Все стихотворение пропитано духом древности. И даже вихрь поет нам «преданья старины» .

Какой рисуется родина в представлении Блока?

Но вместе с необычайностью своей Руси поэт с грустью замечает «страны родимой нищету» и лоскутки «ее лохмотий» . Мы видим Русь разную: и сказочную, и волшебную, и убогую, но все же необычайную

Почему именно Русь, а не Россия? (древняя, языческая, заколдованная)

Каковы поступки лирического героя?

Лирический герой стихотворения влюблен в свою Родину и относится к ней с трепетом и благоговением. Для него Русь таинственна и необычайна. Даже во сне лирический герой не решается приоткрыть завесу этой тайны «твоей одежды не коснусь». Она разная - его Русь. В ней есть не только очарование древности, сказка, тайна, но и нищета, печаль, страдания. Однако, живая душа лирического героя при этом не потеряла своей душевной чистоты. И в этом главная загадка Руси, которую наш герой пытается постичь. В начале стихотворения он обращается к Руси «ты и во сне необычайна» , а в конце подводит итог своим размышлениям «она и в снах необычайна»

Какими средствами создается образ Руси?

Художественные средства.

    стихотворный размер , четырехстопный ямб (ударение на втором слоге), чередующийся с пиррихием (два кратких безударных слога). Схема:

    Ты/ и/ во/ сне′/ не-/о-/бы-/ча′й-/на.
    Тво-/е′й/ о-/де′ж-/ды/ не/ кос-/ну′сь.
    Дрем-/лю′/ - и/ за/ дре-/мо′-/той та′й-/на,
    И/ в та′й-/не/ - ты/ по-/чи′-/ешь/, Ру′сь.

    _ _ /_ _′/_ _ /_ _′/_
    _ _′/_ _′/_ _ /_ _′
    _ _′/_ _ /_ _′/_ _′/_
    _ _′/_ _ /_ _′/_ _′

    рифма перекрестная (АбАб), чередуются мужская (ударение падает на последний слог) коснусь-Русь и женская (ударение на предпоследнем слоге) необычайна-тайна рифмы. По точности созвучия рифма считается богатой, т.к. совпадают опорные согласные звуки.

    • Необычайна.(А)

      Коснусь.(б)

      Тайна,(А)

      Русь.(б)

    тропы :

    • гипербола (преувеличение) опоясана реками, дебрями окружена. Блок показывает нам, насколько велика Русь .

      олицетворение (персонификация) Русь сравнивается с женщиной: твоей одежды не коснусь, ты почиешь, живую душу укачала .

      метонимия (переименование) горящих сел .

    стилистические фигуры :

    • кольцо (повтор речевой конструкции) - в данном случае повторяется целая строфа. С нее начинается стихотворение, ею и заканчивается. Таким образом, автор выделяет главную мысль, что Русь была и будет всегда непостижимой тайной.

      эпитеты (образные определения) мутным взором, ночные хороводы, снеговых столбах, утлое жилье, злого друга, живой клюкой, голых прутьях, страны родимой, тропу печальную, ночную, первоначальной чистоты .

Если прислушаться к ритму стихотворения, то все оно звучит как заклинание того самого колдуна, который стоит над костром и монотонно приговаривает «опоясана реками и дебрями окружена» . Магия звучит в каждой строфе «ночные хороводы» , «ведуны с ворожеями» , «ведьмы с чертями» . Но постепенно общая картина становится более реальной «вьюга» , «утлое жилье» , «девушка» , «злой друг» . Такой автор видит «страны нищету» . Трагическую атмосферу нагнетают образы «тропы печальной, ночной» , погоста, кладбища. И все же торжествует светлое «живая душа» и незапятнанная первоначальная чистота. .К какому литературному направлению относится творчество Блока?

Блок относится к поэтам-символистам. В его стихотворениях, посвященных Родине, наблюдается глубина эмоций и переживаний. Блоковское понимание России трагическое, лиричное и очень личное. Автор идеализирует прошлое, в котором переплелись сказочные и реальные события.

- “Русь” - одно из первых посвященных Родине стихотворений - появилось в 1906 году. Посмотрите на 1 строфу. В каком состоянии оказывается Русь? (сон, тайна)

Как вы понимаете слово “почиешь? Зачем его использует Блок? (устаревшая форма “спать”, придает торжественность стихотворению)

2 строфа. С какой стихией сливается Русь? (природа)

3 и 4 строфы. Откуда поэт взял эти образы? (из фольклора) . Найдите однокоренные слова (ведут, ведьмы, ведуны). Что обозначает этот корень?

Какой символ отражен в 5 и 6 строфах? (символ движения – вьюга, вихрь) О чем поет этот вихрь? (предания старины)

Посмотрите на следующие строфы. Какой теперь видится лирическому герою Русь? (нищая)

Предпоследняя строфа. Действительно ли нищета – это главный признак Руси? Что еще отмечает поэт? (первоначальную чистоту)

Последняя строфа. Какую строфу она повторяет? Зачем нужен этот кольцевой повтор? (сон связывает героя и Русь)

Почему стихотворение звучит так мелодично? (ассонанс: а, о, у) На какой фольклорный жанр это похоже? (на песн

2. Стихотворение «Россия» .

- Что видит и слышит Блок на просторах России?

Видит «плат узорный до бровей», т. е. крестьянку; лес, поле и дорогу, «расхлябанные колеи», серые избы; слышит «песни ветровые» и как «гремит тоской острожной глухая песня ямщика»

-Как звучит главная мысль стихотворения? Прочитайте.

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые,

Как слёзы первые любви.

4.С каким художественным произведением вызывает ассоциацию это стихотворении?

Самое начало произведения вызывает ассоциацию с поэмой , точнее, со знаменитым лирическим отступлением про «Русь-тройку», которая мчится куда-то вдаль и не дает ответа куда. Очевидно, поэтому блоковская «Россия» начинается со слова «опять»:

Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи…

Именно образ мчащейся гоголевской тройки возникает перед мысленным взором читателя. И вслед за этим он слышит пронзительное признание в любви к «нищей России» с ее «серыми избами». Конечно, в невольно возникает вопрос:

За что же любить нищую страну, которая ничего взамен не может дать?

В первой публикации Блок давал ответ на этот вопрос, ведь в стихотворении содержалось больше строф, и в них говорилось об ископаемых богатствах России:

Россия, нищая Россия,
Обетованный край твой щедр!

Конечно, намного легче любить страну за ее богатство. Но любовь героя рождена совсем не этим. Он принимает ее и в нищете, и в унижении. Для лирического героя это «как слезы первые любви» , а значит, раздумывать, за что любить Россию, он и не пытается. Кстати, у Блока в соответствии с орфографией того времени - «как слезы первыя любви» , что означает «как слезы первой любви» . Так поэт подчеркнул, что любовь к родине является первой и самой главной для каждого русского человека.

Обратимся к следующей строке «И крест свой бережно несу» . Какие ассоциации вызывает у вас эта строка?

Она обращает читателя к еще одной традиции русской литературы – ассоциации с подвигом Иисуса Христа. Нести на себе свой крест означало, что человек не волен выбирать себе судьбу, а должен проживать ту, что определена свыше. Кому суждено родиться в России, значит, и жизнь его должна быть связана с этой страной.

Традиционно образ родины ассоциируется с образом матери, поэтому и принято говорить «Родина-мать». Однако символисты, следуя идее философа Владимира Соловьева о Вечной Женственности, создали совершенно новый образ – Родины-жены . Жена, как известно, не рукавица: с руки не сбросишь. Поэтому у Блока Россия – Вечная Жена, и признание в любви, горькой и неизбежной, звучит совершенно искренно. Герой нисколько не рисуется: он действительно любит свою Родину-жену такой, какая она есть.

В то же время предчувствие трагической судьбы своей страны прозвучало в таких пророческих строках:

Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!

В них можно наблюдать чисто блоковское чудо преображения образа женщины в образ родины, и наоборот. Его Россия – красавица, но уже не спящая, как в стихотворении «Русь». Ее красота – «разбойная» , непокорная. Поэтому даже во власти «чародея» она не пропадет, «не сгинет» . Только «забота затуманит» ее «прекрасные черты» .

Прочитай строчки, где эти прекрасные черты проступают особенно ясно?

В последних строчках, когда вновь возникает образ русской женщины с ее строгим старообрядческим ликом: «Да плат узорный до бровей» .

Да, действительно, такое сдержанное описание русской красоты – тоже своеобразная традиция, ведь вплоть до начала XXI века не принято было подчеркивать физическую красоту.

Какой мотив звучит в конце стихотворения?

В конце вновь звучит мотив пути , дороги, устремленной в будущее. Вера в светлое будущее очень традиционна для русского человека, поэтому «и невозможное возможно» .

Однако звенящая «тоской острожной глухая песня ямщика» возвращает к «разбойной красе» России и напоминает о начале «высоких и мятежных дней» , приближение которых пророчески было предсказано в цикле «На поле Куликовом» поэтом, осознающим ответственность за судьбу Родины.

Учитель:

Постепенно Блок уходит от мистицизма и символизма, в его поэзию вливается реальная жизнь со своими печалями и радостями, тревогами и заботами. В этом плане стихотворный цикл «На поле Куликовом» имеет большое значение.

Цикл «На поле Куликовом», включающий 5 стихотворений, - одно из центральных произведений третьего тома «Родина». Цикл не только и не столько произведение на историческую тему, сколько произведение о современности, точнее о неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего России .

«Куликовская битва принадлежит… к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение.
Разгадка их еще впереди».
(А. Блок)

3. Стихотворение «Река раскинулась» (из цикла «На поле Куликовом»)

Вопросы для анализа:

Что такое цикл? Объясните порядок слов в названии цикла.

Какая картина предстаёт перед нами в первой строфе?

Как поэт обращается к родине? В чем необычность обращения? Какое изобразительно-выразительное средство использует автор для создания образа?

Какое слово во 2 и 3 строфах повторяется четырёхкратно? Что вы понимаете под словом «путь»?

Как показано движение воинов? Что вы можете сказать о движении в стихотворении? Проанализируйте, как автор использует глаголы - движения и с какой целью?

Какой образ противопоставлен ленивой грусти текущей реки? Опишите движение степной кобылицы – что оно символизирует? Традиции русской литературы в этом образе.

Какие строчки стихотворения отражают не только сущность времени, но и человеческой жизни в целом?

Тема родины связана непосредственно с представлениями поэта об историческом процессе. В примечании к циклу « На поле Куликовом » Блок написал: «Куликовская битва принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их ещё впереди». Таким образом, указано на современное звучание стихов, на тесную связь истории, искусства, жизни прошлого, настоящего и будущего. «Прошлое страстно глядит в грядущее»,- сказал Блок в стихотворении «Художник»(1913 г.). Эти слова можно поставить эпиграфом к циклу.

Цикл «На поле Куликовом» - предчувствие грядущих бурь, предвидение трагедии. Поэт видит весь исторический путь страны – от «поля Куликова» до современных ему событий. Лирический герой – и древний русич-воин, и современник поэта.

Сюжет цикла «На поле Куликовом» имеет историческую основу – вековое противостояние Руси татаро-монгольскому нашествию. Лиро-эпический сюжет совмещает конкретно- историческую событийную канву: битвы, военные походы, картину овеянной пожарищем родной земли - и цепь пережи­ваний лирического героя, способного осмыслить весь многове­ковой исторический путь Руси.

Когда был создан цикл?

Цикл создан в 1908 году. Это время реакции после поражения революции 1905 года.

Какая тема является центральной?

Цен­тральной темой в цикле становится тема родины, мысли о ее сложной исторической судьбе.

Анализ стихотворения «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…»

1) Как начинается стихотворение? (неторопливо, дважды упоминается грусть описываемой неяркой красоты)

- Какой пейзаж предстаёт в стихотворении?

«Скудная глина жёлтого обрыва», « в степи грустят стога».

Вспомним пейзаж у Пушкина «Дорога, изрытая дождями», «мельница скривилась» Пушкинские мотивы звучат в стихах Блока.

2) Почему поэт обращается к родине? (вводит в цикл тему России)

3) Какое слово во 2 и 3 строфах повторяется четырехкратно? (путь – степной, в тоске безбрежной)

4) Как показано движение воинов? (Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами степную даль)

5) - Какое настроение создает отрывистость этого ритма? (напряженное, тревожное, ожидание предстоящего, темп скачки и настроение тревоги нарастают: «Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль»)

У Блока по степи мчится степная кобылица. А какой образ находим у Гоголя?

У Гоголя Русь сравнивается с птицей-тройкой.

«Не так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка несёшься?»

6) Какой образ противопоставлен ленивой грусти текущей реки народной жизни? (образ степной кобылицы, которая «несется вскачь»)

7) Какие строчки отражают сущность времени и человеческой жизни в целом? («И вечный бой! Покой нам только снится.»)

В третьем стихотворении образ Руси многогранен. В каких же образах проявляется Русь?

Кому адресовано обращение «Ты» в 3-ей части?

(это слова к образу Богородицы, к жене, к матери. К родине? Как вы поняли?

Какими чувствами наполнено это стихотворение?

Четвёртое стихотворение полно тревоги и тяжких предчувствий, но здесь и смысл победного движения. В чём он?

И мглою бед неотразимых

Грядущий день заволокло.

Вл. Соловьёв

В пятом стихотворении Куликово поле осмысливается автором как что?

Какой показывает Россию Блок?

- Почему последняя часть заканчивается словами:

Не может сердце жить покоем,

Недаром тучи собрались.

Доспех тяжел, как перед боем,

Теперь твой час настал. - Молись!

К кому обращены последние слова?

Здесь родина – любимая и единственная жена, с которой связано будущее, и поэт, его лирический герой, как и герои древности, не мыслят себя без России.

Какие образы и картины напоминают ту далёкую эпоху?

(Река Непрядва, хан Мамай; «И Непрядва убралась туманом, что княжна фатой», «лик нерукотворный», «тихие зарницы князя стерегли»)

4. Стихотворения из цикла «На поле Куликовом» прозвучат в литературно-музыкальной композиции, составленной на музыку нашего земляка, композитора, поэта и исполнителя Игоря Талькова.

Почему поэзия А. Блока была в композиции связана именно с творчеством Игоря Талькова?

Тальков во многом продолжал традиции М.Ю Лермонтова и А.А.Блока. Творчество нашего земляка, родившегося в Щёкинском районе Тульской области, будет изучаться позже. Из прочитанных стихотворений и прослушанных песен мы уже сделали вывод, что чувство родины Талькова было таким же пронзительным, честным и страстным, как у Лермонтова и Блока. Стихотворения А.Блока из цикла «На поле Куликовом» наложены на песню В.Талькова «Россия», и нам кажется, что звучат они очень гармонично.

Композиция представлена в мультимедийной презентации.

5. Вершиной творчества А.Блока стало стихотворение А.Блока «Скифы». В нем заложен глубокий философский смысл, понимание им великой роли России для развития человечества.

Стихотворение звучит в исполнении учащихся. (Представление в мультимедийном приложении).

6.Выводы:

Александр Блок в своих произведениях создал удивительно точный образ Родины, рассматривая его в историческом развитии, от языческих времен («годы золотые») до современных ему испытаний. Поэт доказал необыкновенное своеобразие России, ее силу и способность возрождаться несмотря на трудные времена. Блок подчеркнул необходимость любить и защищать эту страну. Поэт считает, что путь России – особенный, и этот путь никогда не был легким. Во все времена Россия любила, боролась и возрождалась.

Любовь, если она настоящая, выражается в делах. И чем глубже и трепетнее будет у нас чувство Родины, тем более действенны и нужны для народа станут наши дела. Ведь, в конце концов, жизнь каждого из нас – во имя Родины, во имя Человека.

7. Подведение итогов урока.

1. Чем взгляд на Россию у Блока отличается от взгляда историков? (Россия для Блока – это не государство, это символ единения духовного, женского и природного начал.)

2. Каким чувством наполнены стихотворения А.Блока?

В своей статье о творчестве А.Блока поэт Михаил Дудин писал: “Россия! Сколько раз А.Блок прикасался к твоим ранам и к твоей истории, какой верой в твою судьбу он наполнил музыку твоего имени, прославляя тебя!”.

3. Какой след в душе оставила лирика Блока?

4.Что нового вы узнали о личности поэта и о его лирике?

В стихах о России А.А. Блок достиг пронзительного понимания ее разнообразия, языческого, сказочного и исторического. Блок создал особенный поэтический образ России. Ее необъятные просторы, песни ветровые, дороги дальние, тройки удалые, туманные дали – такова прекрасная, неповторимая блоковская Россия. Он ее любил, ждал ее перемен, надеялся, что с приходом 1917 года свет одолеет ТЬМУ.

Любовь, если она настоящая, выражается в делах. И чем глубже и трепетнее будет у нас чувство Родины, тем более действенны и нужны для народа станут наши дела. Ведь, в конце концов, жизнь каждого из нас – во имя Родины, во имя Человека.

VI. Домашнее задание.

Написание мини-сочинения.

    Тема родины в творчестве А. Блока.

    Тема родины в творчестве М.Лермонтова, А.Блока, И.Талькова.

    Что такое патриотизм в моём понимании?

    Какой след оставила в душе лирика А.Блока?

1. Вечная тема лирики А. С. Блока.
2. Образ Родины в стихотворениях разных лет.
3. Вера поэта в будущее России.

Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь... Ведь здесь — и жизнь и смерть, счастье или погибель.
А. А. Блок

Образ России у А. А. Блока сложен и многогранен. Он вобрал в себя все: и радость, и горе, двойственность и противоречивость. Родина имеет важное значение в жизни народа и каждой отдельной личности. Образ России в творчестве Блока с годами наполняется все более значительным содержанием, становится конкретнее и реалистичнее. Любовь к своей стране дает поэту мощный творческий толчек, она вызывает восторг даже скромными приметами: «наша русская дорога, наши русские туманы, наши шелесты в овсе...». Россия может быть нищей, но нет страны дороже ее сердцу Блока. Тема родины звучит уже в ранних стихотворениях поэта. В «Осенней воле» (1905) образ родины неотделим от родной русской природы. И пусть этот осенний пейзаж невзрачен, поэт восклицает:

Приюти ты в далях необъятных!
Как и жить и плакать без тебя!

Стихотворение «Русь» вышло в свет в 1906 году, оно посвящено России. В нем Русь представляется как нечто святое, священное. Она древняя, заколдованная, языческая: Русь, опоясана реками

И дебрями окружена,
С болотами и журавлями,
И с мутным взором колдуна...

Молитвенная тональность стихотворения завораживает читателя:

Она и в снах необычайна.
Ее одежды не коснусь.

Лирический герой благодарит Русь за спасение души:

Живую душу укачала,
Русь, на своих просторах ты,
И вот — она не запятнала
Первоначальной чистоты.

Поэт говорит о постижении тайны духа русского народа, духа Руси, которым она жива. Образ России поэт отождествляет с женщиной. В цикле стихотворений «На поле Куликовом» он восклицает:

О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!

Никто из поэтов до А.. А.. Блока так не обращался к России. Блок сравнивает Русь с женщиной, женой, с которой ему предстоит проделать долгий путь, полный лишений, разочарований и потерь. «На поле Куликовом» — предчувствие грядущих бурь, трагедий. Поэт видит весь путь страны — «от поля Куликова» до современных дней. Блок придает исключительное значение Куликовской битве как историческому событию. Он называет ее «символическим событием русской истории», которому «суждено возвращение» и разгадка которого впереди.

Ряд символов передает нам переживания лирического героя, полные тревоги, внутренней силы и энергии:

И нет конца! Мелькают версты, кручи...
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!

Образ России многогранен: «слышал я Твой голос сердцем вещим / В криках лебедей», «Твой лик нерукотворный». Образ Руси отождествляется и с образом Богоматери.

Образы у Блока имеют глубокую внутреннюю наполненность, а символы обретают новые смыслы:

Опять с вековою тоскою

Пригнулись к земле ковыли.

Опять за туманной рекою
Ты кличешь меня издали...

Много тревоги, тяжелых предчувствий. Неоднократно встречаются словосочетания «вековая тоска», «тоска могучая». Как бы ни описывал поэт настоящее своей отчизны, он всегда верил в ее будущее. В пятом стихотворении цикла «На поле Куликовом» лирический герой предвидит «начало высоких и мятежных дней». Тревога, беспокойство подчеркнуто словами «как бывало». Последняя строфа звучит как предостережение:

Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал. — Молись!

Любовь к Родине, к народу А, А. Блок выразил в стихотворении «Россия», датированным 1908 годом. Это произведение сочетает в себе реалистическое начало и романтическую приподнятость:

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые —
Как слезы первые любви!

Реальный образ России лишен ярких красок:

Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы расписные
В расхлябанные колеи...

Но поэт верит в родину, он восхищается ей:

Пускай заманит и обманет, —
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...

И вновь Блок сравнивает Россию с женским образом:

Ну что ж? одной заботой боле —
Одной слезой река шумней,
А ты все та же — лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...

Несколькими словами поэт рисует яркий, знакомый образ.

В судьбе и творчестве А. А. Блока Россия — совершенно особенная тема. Именно Россия стала счастьем и болью поэта, надеждой и утешением. По словам В. М. Жирмунского, «от своих предшественников Блок отличался тем, что к судьбе России он подходит не как мыслитель — с отвлеченной идеей, а как поэт — с интимной любовью». Россия в творчестве А. А. Блока предстает как стихия, как страна еще непознанной энергии и силы. Она ведет на «вечный бой», указывает путь вперед, в будущее.

Тема родины в литературе раскрыта у многих поэтов, в том числе:

  1. В лирике М. Лермонтова. Поэт признаётся в любви к местам, где он родился («Я видел тень блаженства; но вполне». 1831), прославляет подвиги отцов («Бородино», 1837) и осуждает своих современников за бесславно прожитую жизнь («Дума», 1838). Он пишет о своей стране, где стонет человек от рабства и цепей («Жалобы турка», 1829). Его скорбь сменяется ненавистью к стране рабов, стране господ («Прощай, немытая Россия». 1841). Люблю отчизну я, но странною любовью — признаётся поэт («Родина», 1841).
  2. В лирике С. Есенина. Его поэзия прежде всего выражает любовь к родной природе, стране берёзового ситца. «Чувство Родины — основное в моём творчестве». Он представлял Русь синей и связывал этот образ с небесами и водной гладью: Не видать конца и края/ Только синь сосёт глаза. Поэт ощущает себя частью природы и готов отказаться от библейского рая во имя Родины («Гой ты, Русь, моя родная», 1914). Есенин воспевал русскую деревню («В хате», 1914), не любил городскую цивилизацию («Я последний поэт деревни», 1920) и стремился принять революционные перемены («Русь советская», 1924).
  3. В лирике Н. Некрасова. Народ и родная земля — главный источник вдохновения поэта: лишь возвращаясь домой, переживал творческий подъём («Дома — лучше!», 1868). Нищета крестьян, тяжёлая доля русской женщины, произвол властей — всё это волновало поэта. О родине Некрасов писал: Ты и убогая, Ты и обильная,Ты и могучая,Ты и бессильная, Матушка-Русь («Кому на Руси жить хорошо», 1877), но страстно верил в её счастливое будущее («Что ни год — уменьшаются силы», 1861).
  4. В лирике А. Блока. Патриотическая тема пересекается с любовной лирикой, и образ родины часто предстаёт как образ прекрасной возлюбленной — это образ светлой жены в цикле «На поле Куликовом». Этот образ вместо Нерукотворного Спаса появляется на щите русского воина, он же охраняет спящих воинов. Иногда родина у Блока — женщина с разбойной красой («Новая Америка», 1913). Иногда он видит Россию нищей, убогой, с тоской острожной, но верит в её светлое будущее. Россия — это образ прекрасной женщины с.сильным характером и нелёгкой судьбой («Россия»,1908). Блок говорит о своей неразрывной связи с родиной («Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?», 1910).

Ярким примером темы родины в поэзии является стихотворение М. Лермонтова «Родина».

Общие сведения. Одно из последних произведений Лермонтова.

Тема. Поэт говорит о своём отношении к отчизне и о любви к ней.

Композиция. Состоит из двух частей. В 1-й части поэт отвергает казённый патриотизм, а во 2-й — признаётся в любви к России, к её природе и к русскому народу. В основе стихотворения — принцип антитезы. Разве не странно любить отчизну, в которой столько противоречий? Тема родины развивается от широкого плана к более узкому. Сначала описывается восприятие родины (слава, купленная кровью; старины заветные преданья), затем — общее изображение родной природы (степей холодное молчанье, лесов безбрежных колыханье, разливы рек), потом — деталей народного быта (изба, покрытая соломой, с резными ставнями окно).

Средства художественной выразительности. Эпитеты (печальные деревни, безбрежные леса), метафоры (слава, купленная кровью; полный гордого доверия покой), олицетворение (степей холодное молчанье), анафора (Её степей …Её лесов), аллитерация (Разливы рек её, подобные морям), ассонанс (полный гордого доверия покой).

Стихотворный размер и рифма . Разностопный ямб; перекрёстная, парная и кольцевая рифма.