Сценарий праздника «путешествие по произведениям с.я.маршака. Литературная гостиная по творчеству С.Маршака Сценарий по произведениям маршака для детей

Сценарий праздника

С.Я. Маршак – детям

Ход праздника

Ведущий : Встреча с произведениями Маршака- это праздник для детей. Самуил Яковлевич Маршак всю жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Он показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно вызвать в человеке раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать.

Стихи Самуила Яковлевича Маршака - друзья детских лет всех ребят. Они сопровождают ребенка на всех дорожках его детства. Едва научившись говорить, он перелистывает « Детки в клетке»,замечательную книжку с картинками зверят-малышей из зоопарка.

Слон

Дали туфельки слону.

Взял он туфельку одну

И сказал: -Нужны пошире,

И не две, а все четыре.

Жираф

Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста,

Но тому кто так высок,

Нелегко сорвать цветок!

Тигренок

Эй, не стойте слишком близко –

Я тигренок, а не киска!

Зебры

Полосатые лошадки,

Африканские лошадки,

Хорошо играть вам в прятки

На лугу среди травы!

Разлинованы лошадки,

Будто школьные тетрадки,

Разрисованы лошадки

От копыт до головы.

Белые медведи

У нас просторный водоем.

Мы с братом плаваем вдвоем.

Вода прохладна и свежа.

Ее меняют сторожа.

Мы от стены плывем к стене

То на боку, то на спине.

Держись правее, дорогой,

Не задевай меня ногой!

Совята

Взгляни на маленьких совят –

Малютки рядышком сидят.

Когда не спят,

Они едят.

Когда едят,

Они не спят.

Эскимосская собака

На прутике – записка:

« Не подходите близко!»

Записке ты не верь –

Я самый добрый зверь.

За что сижу я в клетке,

Я сам не знаю, детки.

Ведущий: Самуил Яковлевич Маршак родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже. Отец Самуила Яковлевича Маршака работал мастером на заводах. В поисках лучшего применения своих сил и знаний отец со всей семьей переезжал из города в город, пока наконец не устроился на постоянное жительство в Петербурге. После переезда с родителями в Петербург, С.Я.Маршак поступил учиться в гимназию, рано, еще будучи гимназистом, начал писать стихи и сказки. В 1912 году отправился в Англию, где учился на факультете искусств Лондонского университета, основательно изучил английский язык, что помогало ему делать литературные переводы.

После переезда семьи в Краснодар в 1920 году, организовал там театр для детей. Сам писал пьесы для этого театра: «Теремок», «Кошкин дом», «Петрушка». Это были первые произведения Маршака для детей, но с той поры работа с детьми захватывает его все больше и больше. Через два года, вновь вернувшись в Петербург, Маршак всецело посвящает себя творчеству и работе с детьми.Организовывает журнал «Воробей», где помимо его произведений печатаются работы других детских писателей. Создает детское издательство. По состоянию здоровья, Маршака не призывают на фронт в Великую Отечественную войну, он переезжает в Москву, где не перестает заниматься и творчеством для детей, в 1943 году выходит его сказка «Двенадцать месяцев».

До последних дней Самуил Яковлевич Маршак занимался литературной деятельностью, писал детские книги. С. Я. Маршак был умным, добрым и талантливым поэтом. Он писал для детей, которых очень любил. Стихи Маршака легко запоминаются и надолго сохраняются в памяти, т.к. написаны простым и ясным языком.

Сегодня мы совершим путешествие по детским произведениям С.Я.Маршака. И начнем с того, что попробуем разгадать загадки.

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не иду,

Покуда он идет.

(Дождь)

Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И сиделка на носу.

(Очки)

Принялась она за дело,

Завизжала и запела.

Ела, ела

Дуб, дуб,

Поломала

Зуб, зуб.

(Пила)

Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие, как братья.

Мы за обедом - под столом,

А ночью – под кроватью.

(Сапоги)

Бьют его рукой и палкой.

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут!

(Мяч)

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Но зимние метели

В меха его одели.

(Дерево)

Была зеленой,маленькой,

Потом я стала аленькой.

На солнце почернела я,

И вот теперь я спелая.

Держась рукой за тросточку,

Тебя давно я жду.

Ты съешь меня, а косточку

Зарой в своем саду.

(Вишня)

Под новый год пришел он в дом

Таким румяным толстяком.

Но с каждым днем терял он вес

И наконец совсем исчез.

(Календарь)

Ведущий : С. Я. Маршак делал замечательные литературные переводы на русский язык произведений зарубежных писателей. Еще в одиннадцать лет, будучи гимназистом, он перевел произведения древнеримского поэта Горация. А мы сегодня послушаем старинную английскую песенку в переводе С.Я. Маршака.

Дом, который построил Джек

Вот дом,

Который построил Джек.

А это пшеница,

В доме,

Который построил Джек.

Вот кот.

Которая в темном чулане хранится

В доме,
Который построил Джек.

Вот пес без хвоста,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

В доме,

Который построил Джек.

А это корова безрогая,

Лягнувшая старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

В доме,

Который построил Джек.

А это старушка, седая и строгая,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

В доме,

Который построил Джек.

А это ленивый и толстый пастух,

Которая доит корову безрогую,

Лягнувшую старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

В доме,

Который построил Джек.

Вот два петуха,

Которые будят того пастуха,

Который бранится с коровницей строгою,

Которая доит корову безрогую,

Лягнувшую старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

В доме,

Который построил Джек.

Ведущий: Самуил Яковлевич Маршак написал много сказок для детей. Одну из этих сказок мы сегодня вам покажем.

Инсценирование сказки

Сказка о глупом мышонке

Пела ночью мышка в норке:

Спи, мышонок, замолчи!

Дам тебе я хлебной корки

И огарочек свечи.

Отвечает ей мышонок:

Лучше, мама, не пищи,

Ты мне няньку поищи!

Побежала мышка- мать,

Стала утку в няньки звать:

Приходи к нам, тетя утка,

Нашу детку покачать.

Стала петь мышонку утка:

Га-га-га, усни малютка!

После дождика в саду

Червяка тебе найду.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

Слишком громко ты поешь!

Побежала мышка-мать,

Стала жабу в няньки звать:

Приходи к нам, тетя жаба,

Нашу детку покачать.

Стала жаба важно квакать:

Ква-ква-ква, не надо плакать!

Спи, мышонок, до утра,

Дам тебе я комара.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

Очень скучно ты поешь!

Побежала мышка-мать

Тетю лошадь в няньки звать:

Приходи к нам, тетя лошадь,

Нашу детку покачать.

И-го-го! – поет лошадка. –

Спи мышонок сладко-сладко,

Повернись на правый бок,

Дам овса тебе мешок.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

Очень страшно ты поешь!

Стала думать мышка-мать:

Надо курицу позвать.

Приходи к нам, тетя клуша,

Нашу детку покачать.

Закудахтала наседка:

Куд-куда! Не бойся, детка!

Забирайся под крыло!

Там и тихо и тепло.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

Этак вовсе не уснешь!

Побежала мышка-мать,

Стала щуку в няньки звать:

Приходи к нам, тетя щука,

Нашу детку покачать.

Стала петь мышонку щука-

Не услышал он ни звука:

Разевает щука рот,

А не слышно, что поет…

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

Слишком тихо ты поешь!

Побежала мышка-мать,

Стала кошку в няньки звать:

Приходи к нам, тетя кошка,

Нашу детку покачать.

Стала петь мышонку кошка:

Мяу-мяу, спи, мой крошка!

Мяу-мяу, ляжем спать,

Мяу-мяу, на кровать.

Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

Очень сладко ты поешь!

Прибежала мышка-мать,

Поглядела на кровать,

Ищет глупого мышонка,

А мышонка не видать…

Ведущий: Сегодня мы познакомились только с несколькими произведениями С.Я. Маршака, надеюсь вы будете читать его произведения самостоятельно. А наш праздник хочется завершить словами этого замечательного писателя, обращенными к своим читателям:

Желаю вам цвести, расти,

копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути-

Главнейшее условие.

Пусть каждый день и

каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,

Друзья всего хорошего.

А все хорошее, друзья,

Дается нам недешево!

Участвуют по 5 человек из класса (параллель 3-х или 4-их классов).

Цели:

  • 1.Расширить знания детей о жизни и творчестве С.Я. Маршака.
  • 2.Прививать интерес к чтению.
  • 3.Развивать память, внимание, мышление уч-ся.

Украшение зала:

Портрет С.Я. Маршака (1887 - 1964), выставка книг поэта, рисунки детей к произведениям, воздушные шары, цитаты:

  • 1.С книгой жить - век не тужить.
  • 2.Испокон века книга растит человека.
  • 3.Книга подобна воде: пробьёт дорогу везде.
  • 4.Хорошая книга - лучший друг.
  • 5.Кто много читает, тот много и знает.
  • 6.Ум без книги - что птица без крыльев.
  • 7.Книга - книгой, а своим умом двигай.
  • 8.Больше узнаешь - сильнее станешь.
  • 9.Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает.
  • 10.Легко забыть то, чего не знаешь.

Домашнее задание (было дано заранее):

  • "Почта"
  • "Кошкин дом"
  • "Теремок"
  • "Двенадцать месяцев"
  • "Сказка о глупом мышонке"
  • "Сказка об умном мышонке"
  • "Пожар"
  • "Багаж"
  • "Вот какой рассеянный"
  • "Усатый - полосатый"

2.Выучить наизусть отрывок из стихотворения (20-30 строк по выбору (1 уч-ся).

Ход праздника:

Ведущий: Стихи Самуила Яковлевича Маршака - друзья детских лет всех ребят. Они сопровождают ребёнка на всех дорожках его детства. Едва научившись говорить, он перелистывает "Детки в клетке", повторяет весёлые сказки, в школе заучивает наизусть строки из стихотворений, поёт его песни. Но и взрослый не расстаётся с любимым поэтом, читая в его переводах стихи, сонеты зарубежных поэтов, лирику самого Маршака.

Мы предлагаем вашему вниманию праздник-викторину, посвящённый С.Я.Маршаку и его творчеству. Встреча с произведениями Маршака - это праздник для детей. Самуил Яковлевич Маршак всю жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Он показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно вызвать в человеке раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать.

Биографическая справка.

Учащийся 1 (мальчик держит портрет). Я родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже. Я рано полюбил стихи, четырёх лет от роду уже пытался сам сочинять стихотворные строчки, а в одиннадцать лет, когда стал учиться в гимназии, я уже переводил древнеримского поэта Горация.

Отец работал мастером на заводах. В поисках лучшего применения своих сил и знаний отец со всей семьёй переезжал из города в город, пока наконец не устроился на постоянное жительство в Петербурге.

Я учился в Воронежской гимназии. Позже перевёлся учиться в Петербург. А затем в Ялтинскую гимназию. После я учился в Англии, окончил Лондонский университет, основательно изучил английский язык, что помогало делать литературные переводы.

Большую часть своего творчества я посвятил детям, написав стихи, сказки, загадки, пьесы, делал переводы.

В 1920 году в городе Краснодаре я создал один из первых детских театров и писал для него пьесы-сказки.

Меня считают одним из основоположников детской литературы.

Учащийся 2.

Самуил Маршак

Исчезнет мир в тот самый миг. Исчезнет мир в тот самый час, Когда исчезну я, Как он угас для ваших глаз, Ушедшие друзья. Не станет солнца и луны, Поблекнут все цветы. Не будет даже тишины, Не станет темноты… Нет, будет мир существовать, И пусть меня в нём нет, Но я успел весь мир обнять, Все миллионы лет. Я думал, чувствовал и жил И всё, что мог, постиг. И этим право заслужил На свой бессмертный миг.

Ведущий: Маршак для многих детей и взрослых действительно бессмертен благодаря своему творчеству. А сейчас начинается викторина по произведениям С.Я. Маршака.

Представление команд (названия, капитан).

Ведущий:

1. Разминка. Слово - отгадку написать на листике и по сигналу поднять. Правильная отгадка - 1 балл. Максимально можно заработать 7 баллов (7 отгадок).

1)Шумит он в поле и в лесу, А в дом не попадёт. И никуда я не иду, Покуда он идёт. (Дождь). 2)Что такое перед нами: Две оглобли за ушами, На глазах по колесу И сегодня на носу? (Очки). 3)Всегда шагаем мы вдвоём, Похожие, как братья. Мы за обедом - под столом, А ночью - под кроватью. (Сапоги, ботинки, туфли, тапки). 4)Бьют его рукой и палкой, Никому его не жалко. А за что беднягу бьют? А за то, что он надут! (Мяч). 5)Мы ходим ночью, Ходим днём, Но никуда мы не уйдём. Мы бьём исправно Каждый час, А вы, друзья, Не бейте нас! (Часы). 6)В Полотняной стране По реке Простыне Плывёт пароход То назад, то вперёд. А за ним такая гладь - Ни морщинки не видать! (Утюг). 7)Под Новый год пришёл он в дом Таким румяным толстяком. Но с каждым днём терял он вес И наконец, совсем исчез. (Календарь).

2. Конкурс капитанов. Капитаны становятся в линейку. Если ответ "да", то поднять карточку зелёного цвета, если "нет" - красного (поднять по сигналу одновременно) . Правильный ответ - 1 балл, возможно заработать 5 баллов.

1) Коту - герою стихотворения "Кот и лодыри", которое вы читали в нашем учебнике по чтению, скоро исполнится один год. Это верно или неверно?

Ответ: верно.

"Замяукал жалобно Серый кот: - Мне, коту усатому, Скоро год". 2) Говорит мышонок Мурке: - Ну, тогда сыграем в жмурки! Завяжи глаза платком И лови меня потом.

Ведущий: Я утверждаю, что это строки из "Сказки о глупом мышонке".

Ответ: неверно, это "Сказка об умном мышонке".

3) Главного героя - пожарного из стихотворения "Пожар" зовут Кузьма.

Ответ: да.

4) Кузьма подарил Лене на память кошку, которую тоже спас.

Ответ: верно.

"Плачет девочка навзрыд, А Кузьма ей говорит: - Не зальёшь огня слезами, Мы водой потушим пламя. Будешь жить да поживать. Только чур - не поджигать! Вот тебе на память кошка. Посуши её немножко! 5) Борода твоя долга, Да не выросли рога. У меня длиннее вдвое - Живо справлюсь я с тобою.

Ведущий: эти слова принадлежат козлу, "Кошкин дом".

Ответ: неверно, это коза.

3. Задание "Фейс - контроль". Даётся карточка каждой команде. Написать имя героя, угадав его по словесному портрету, и определить, из какого он произведения. (3 мин). Возможно получить 7 баллов за 7 ответов.

1) Принесла овсяной кашки, Отвернулся он от чашки. Принесла ему редиску, Отвернулся он от миски.

Герой: котёнок.

Произведение: "Усатый - полосатый".

2) Век он в дворниках служил, Дом хозяйский сторожил.

Герой: кот Василий.

Произведение: "Кошкин дом".

3) Кто охранял теремок?

Герой: ёжик.

4)

Герой: Месяц Апрель.

5) Как зовут падчерицу?

Имя: нет имён в сказке.

Карточка для 3 задания.

Класс: 4 " ___"

3. Задание. Написать имя героя, угадав его по словесному портрету, и определить, из какого он произведения.

1) Принесла овсяной кашки,

Отвернулся он от чашки.

Принесла ему редиску,

Отвернулся он от миски.

Герой: _________.

Произведение: "_____________________".

2) Век он в дворниках служил,

Дом хозяйский сторожил.

Герой: ______________________.

Произведение: "_________________________".

3)Кто охранял теремок?

Герой: _________________.

4) В сказке "Двенадцать месяцев" кто подарил колечко падчерице?

Герой: ____________________.

5) Как зовут падчерицу?

Имя: ________________________.

4. Задание "Доскажи словечко" . Дописать слова - восстановить строки знаменитых стихотворений. (3 мин) Возможно заработать 6 баллов (6 слов).

1) Кто стучится в дверь ко мне, С толстой сумкой на ремне, С цифрой 5 на медной бляшке, В синей форменной фуражке? Это он, Это он, Ленинградский почтальон. Маршак С.Я. "Почта". 2) Жил человек рассеянный На улице Бассейной. Сел он утром на кровать, Стал рубашку надевать, В рукава просунул руки - Оказалось, это брюки. Маршак С.Я. "Вот какой рассеянный".

Карточка для 4 задания.

Класс: 4 " ___"

4. Задание: Дописать слова - восстановить строки знаменитых стихотворений.

1) Кто стучится в дверь ко мне,

С толстой сумкой на ____________ ,

С цифрой 5 на медной бляшке,

В синей форменной ________________ ,

Ленинградский _____________________ .

2) Жил человек _____________________

На улице Бассейной.

Сел он утром на ________________ ,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки -

Оказалось, это ___________ .

5. Задание "Кто больше". Перечислить определённые предметы, встречающиеся в произведениях. (6 мин) Можно получить максимально 34 балла.

  • 1)лягушка
  • 2)мышка
  • 3)петух
  • 5)волк
  • 6)лиса
  • 7)медведь
  • 1)мышка
  • 2)утка
  • 3)жаба
  • 4)лошадь
  • 5)свинка
  • 6)курица
  • 7)щука
  • 8)кошка
  • 1)свинья
  • 2)петух
  • 3)курица
  • 4)козёл
  • 5)коза

4.Что сдавала дама в багаж:

  • 1)диван
  • 2)чемодан
  • 3)саквояж
  • 4)картина
  • 5)корзина
  • 6)картонка
  • 7)маленькая собачонка
  • 1)корзина золота (в которой принесли подснежники)
  • 2)бархатная шуба на седой лисе
  • 3)участие в королевском новогоднем катании
  • 1)поэт
  • 2)писатель
  • 3)переводчик
  • 4)драматург

Ведущий: Маршак сделал надпись на книге переводов.

"В одно и то же время океан Штурмует скалы севера и юга. Живые волны - люди разных стран - О целом мире знают друг от друга".

Карточка для 5 задания.

Класс: 4 " ___"

5. Задание: перечислить предметы, встречающиеся в произведениях.

1.Назвать животных - героев сказки Маршака "Теремок":

  • 1)__________________
  • 2)__________________
  • 3)__________________
  • 4)_________________
  • 5)__________________
  • 6)__________________
  • 7)__________________

2.Перечислить, кто пел песню мышонку в сказке "О глупом мышонке":

  • 1)__________________
  • 2)__________________
  • 3)__________________
  • 4)__________________
  • 5)__________________
  • 6)__________________
  • 7)__________________
  • 8)__________________

3.Кто пришёл в гости к кошке в сказке "Кошкин дом":

  • 1)__________________
  • 2)__________________
  • 3)__________________
  • 4)__________________
  • 5)__________________

4.Что сдавала дама в багаж:

  • 1)__________________
  • 2)__________________
  • 3)__________________
  • 4)__________________
  • 5)__________________
  • 6)__________________
  • 7)__________________

5.Что пообещала королева за корзину подснежников в пьесе "Двенадцать месяцев":

  • 1)______________________
  • 2)______________________
  • 3)______________________

6.Кто такой Маршак (его профессии в литературе):

  • 1)____________________
  • 2)____________________
  • 3)____________________
  • 4)____________________

Ведущий (во время выполнения командами 5-го задания).

Игра со зрителями

Вам надо ответить, какой месяц говорит эти слова в пьесе "Двенадцать месяцев".

1) Снег теперь уже не тот - Потемнел он в поле. На озёрах треснул лёд, Будто раскололи. Облака бегут быстрей, Небо стало выше. Зачирикал воробей Веселей на крыше. Всё чернее с каждым днём Стёжки и дорожки, И на вербах серебром Светятся серёжки. (Март). 2) Разбегайтесь, ручьи, Растекайтесь, лужи! Вылезайте, муравьи, После зимней стужи! Пробирается медведь Сквозь лесной валежник, Стали птицы песни петь, И расцвёл подснежник. (Апрель).

5. Конкурс - домашнее задание. Чтение отрывков из стихотворений Маршака наизусть.

Жюри оценивает по пятибалльной системе.

Пример:

Самуил Маршак

Котята.

Два маленьких котёнка поссорились в углу. Сердитая хозяйка взяла свою метлу И вымела из кухни дерущихся котят, Не справившись при этом, кто прав, кто виноват. А дело было ночью, зимою, в январе. Два маленьких котёнка озябли на дворе. Легли они, свернувшись, на камень у крыльца, Носы уткнули в лапки и стали ждать конца. Но сжалилась хозяйка и отворила дверь. - Ну что? - она спросила. - Не ссоритесь теперь? Прошли они тихонько в свой угол на ночлег. Со шкурки отряхнули холодный, мокрый снег. И оба перед печкой заснули сладким сном. А вьюга до рассвета шумела за окном.

Жюри подводит итоги.

Ведущий: Поэт предвидел, что его стихи будет читать не одно поколение. Вот что написал Маршак в 1962 году:

"Читатель мой особенного рода: Умеет он под стол ходить пешком. Но радостно мне знать, что я знаком С читателем двухтысячного года!"

Учащийся 3.

Самуил Маршак

Пожелание друзьям.

Желаю вам цвести, расти, копить, крепить здоровье. Оно для дальнего пути - Главнейшее условие. Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Пусть добрым будет ум у вас, А сердце умным будет. Вам от души желаю я, Друзья всего хорошего. А всё хорошее, друзья, Даётся нам недёшево!

Уч-ся раздаёт напечатанные стихи всем участникам и жюри.

Награждение победителей и участников.

Ведущий. Дорогие ребята, спасибо за игру. Желаем вам дальнейших успехов в изучении детской литературы!

Конец

Литература:

  • 1.С.Маршак. Сказки, песни, загадки. Стихотворения. В начале жизни (Страницы воспоминаний). - М.: "Детская литература", 1981.
  • 2.Журнал "Начальная школа" № 18/2007.
  • 3. Биографии писателей

Конкурсная таблица баллов для жюри

Название конкурса

Разминка

(7 вопросов – максимально 7 баллов)

Конкурс капитанов

(5 вопросов – максимально

5 баллов)

Фейс-контроль

(7 ответов – максимально

7 баллов)

Доскажи словечко

(6 баллов – 6 слов)

Кто больше?

(34 балла максимально –

34 слова)

Конкурс чтецов

(1-5 баллов)

Итого

1 место - класс

2 место - класс

3 место - класс

Благодарность за участие - классы.

Самуил Маршак

Пожелание друзьям.

Желаю вам цвести, расти, копить, крепить здоровье. Оно для дальнего пути - Главнейшее условие. Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Пусть добрым будет ум у вас, А сердце умным будет. Вам от души желаю я, Друзья, всего хорошего. А всё хорошее, друзья, Даётся нам недёшево!

Литературный праздник для детей 6-7 лет «Наш Маршак»

Лапеева Наталья Петровна, учитель-логопед ГБОУ Школа №281 ДО №4 г. Москва
Описание: Предлагаю Вашему вниманию сценарий литературного праздника в детском саду. Сценарий разработан для детей логопедической подготовительной группы, которые являются исполнителями и главными участниками литературного праздника, но может быть использован и для старших дошкольников массовых групп детского сада. На праздник приглашаются дети из других подготовительных групп. Зрители активно вовлекаются в некоторые игры.
Назначение: Материал будет интересен воспитателям, логопедам, работникам детских библиотек, организаторам детского досуга и отдыха.
Цель: Расширение знаний детей о С.Я. Маршаке и его произведениях.
Задачи:
Воспитывать интерес к детской литературе и чтению.
Создать у детей радостное праздничное настроение.
Максимально вовлечь детей в творческую деятельность на мероприятии.
Добиваться выразительного чтения произведений Маршака.
Предварительная работа.
Чтение произведений Маршака, заучивание стихотворений, драматизация. Подготовка рисунков к выставке по произведениям Маршака. Подготовка необходимых атрибутов.
Оформление зала.
В центре у стены импровизированный «Кораблик». Мы задрапировали стулья. Парус – лепесток из гофрированной бумаги. Веревочка с флажками, весла – спортивные палки. Правее от кораблика и ближе к зрителям атрибуты к стихотворению «Багаж». На стене часы. Слева на стене портрет Маршака и рисунки детей по его произведениям. Ниже на столиках расположена выставка книг Маршака.

Оборудование.
Рисунки с изображением животных («Детки в клетке»). Рисунки с изображением персонажей стихотворения «Дом, который построил Джек». Магнитная доска, магниты. Игрушки: маленькая и большая собаки, мяч, флажки для самых внимательных слушателей. Для «Сказки о глупом мышонке»: шапочки персонажей. Карточки с изображением варежек и носочков. Колокол, шапочка утки, рупор, леденцы!

Программа литературного праздника «Наш Маршак»

I. Вступительная часть:
Загадка о книге.
Стихотворение Ю. Энтина. «Давайте представим, хотя бы на миг,..»
Объявление темы праздника.
II. Основная часть:
1. Загадки Маршака.
2. Маршак – поэт (Чтение стихов).
Детки в клетке.
Где обедал, воробей?
Мяч.
Игра «Мяч».
Викторина «Знаешь ли ты этих героев?»
Багаж. (Инсценировка стихотворения)
3. Маршак – сказочник.
Сказка о глупом мышонке. (Инсценировка сказки)
Конкурс «Чьи это слова?» (Награждение самого внимательного слушателя)
4. Маршак – драматург.
Серый волк в густом лесу...
Игра «Теремок».
6. Маршак – переводчик.
Дом, который построил Джек. (Чтение с иллюстрированием на магнитной доске)
Робин – Бобин.
Мыши.
Перчатки. (Инсценировка стихотворения)
Игра «Найди пару» (карточки с изображением варежек и носочков)
Шалтай – Болтай.
III. Заключение.
Кораблик.
Сюрпризный момент. (Угощение всех участников праздника леденцами)

Сценарий праздника.

Дети под музыку входят в зал, садятся на стулья. На праздник приглашаются дети подготовительных групп.

1 Ведущий:
- Ребята, отгадайте загадку.
Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней -
Станешь вчетверо умней. (Книга )

2 Ведущий:
Давайте представим, хотя бы на миг,
Что вдруг мы лишились журналов и книг,
Что люди не знают, что значит поэт,
Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.
Что будто никто никогда в этом мире,
слыхом не слыхивал о Мойдодыре,
Что нету Незнайки, вруна - недотёпы,
Что нет Айболита, и нет дядя Стёпы.
Наверно нельзя и представить такого?
Так здравствуй же, умное, доброе слово!
Пусть книги друзьями заходят в дома!
Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!
(Автор стихов: Ю. Энтин)

1 Ведущий:
- 2015 год объявлен Годом литературы. Литература – это искусство слова. Это искусство несет нам книга. Сегодня у нас в гостях книги советского писателя, поэта и драматурга Самуила Яковлевича Маршака. Мы с удовольствием откроем их и прочтем полюбившиеся стихи.
Начнем с загадок, которые написал для детей С.Я.Маршак.

Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу. (Очки )

Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду
Покуда он идет. (Дождь )

Держусь я только на ходу,
А если встану упаду. (Велосипед )

Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья.
Мы за обедом - под столом,
А ночью - под кроватью. (Сапоги )

Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днем терял он вес.
И наконец, совсем исчез. (Календарь )

2 Ведущий:
- С.Я. Маршак, известный детский писатель, родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже в семье заводского техника. Сочинять стихи он начал очень рано, когда еще даже не умел писать. Первое свое стихотворение он сочинил в четыре года.
В восемь лет он пошёл в школу. Ему очень нравилось учиться. Его любимым уроком был урок литературы. После окончания школы Маршак уехал в Англию и учился в университете. А потом вернулся в Россию и начал писать произведения для детей.
Давайте послушаем некоторые из них.

Дети берут картинки с изображением персонажей стихов, выходят и становятся врассыпную. Читают стихи. Каждый ребенок рассказывает по одному стихотворению из цикла «Детки в клетке».


Детки в клетке
Рано, рано мы встаем,
Громко сторожа зовем:
- Сторож, сторож, поскорей
Выходи кормить зверей!
За обедом, за обедом
Не болтаем мы с соседом,
Забываем обо всем
И жуем, жуем, жуем.
Но вот наступает прохлада.
Чужие уходят из сада.
Горят за оградой огни,
И мы остаемся одни.

Где обедал, воробей?
- Где обедал, воробей?
- В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва за решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы. У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона. С журавлем поел пшена.
Погостил у носорога, отрубей поел немного.
Побывал я на пиру у хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде у мохнатого медведя.
А зубастый крокодил чуть меня не проглотил.

Два кота
Жили-были два кота восемь лапок, два хвоста.
Подрались между собой серые коты.
Поднялись них трубой серые хвосты.
Бились днем и ночью.
Прочь летели клочья,
И остались от котов
Только кончики хвостов.

Мяч
Мой веселый, звонкий мяч, ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой, не угнаться за тобой!
Я тебя ладонью хлопал, ты скакал и звонко топал.
Ты пятнадцать раз подряд прыгал в угол и назад.
А потом ты покатился и назад не воротился.
Покатился в огород, докатился до ворот.
Подкатился под ворота, добежал до поворота.
Там попал под колесо, лопнул, хлопнул – вот и все!

1 Ведущий:
- Все дети знают и любят стихотворение «Мяч». Мы сейчас поиграем в игру с мячом, но не дадим ему попасть под колесо. Ведущий приглашает детей поиграть.

Игра «Мой веселый звонкий мяч»
Один ребенок стоит в центре круга, подбрасывает и ловит мяч.
Дети (хором):

- Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!
Ребенок в центре круга с последними словами катит мяч кому-нибудь из детей. Дети передают мяч из рук в руки по кругу, произносят:
Дети (хором):
- ...Покатился в огород, докатился до ворот.
Стой, я тебя поймаю, дальше мячик не пускаю!
Тот, у кого остался мяч в руках, выходит в круг и игра повторяется. Ведущий приглашает гостей. К игре присоединяются дети из зала.


2 Ведущий:
- Книги С.Я. Маршака знают все. Их читали ваши мамы и папы, бабушки и дедушки, когда были детьми. А насколько хорошо знаете их вы, давайте посмотрим.

Проводится викторина «Знаешь ли ты этих героев?» . Ведущий предлагает детям отгадать, о каком герое идет речь и из какого он произведения.

1. В гости он пришёл ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке…
Ответ: Ленинградский почтальон, «Почта»

2. Перчатки надевал на ноги он.
На голове была сковорода!
Садился он в отцепленный вагон
И ехал в нём неведомо куда!
Ответ: Рассеянный с улицы Бассейной., «Вот какой рассеянный»

3. Она отправилась в Житомир,
Взяла с собой огромнейший багаж.
Но по пути собачку потеряла,
И очень сильно горевала.
Ответ: Дама, «Багаж»

Послушайте стихотворение «Багаж» .
Драматизация стихотворения исполняется ведущим с детьми.



1 Ведущий:
- С.Я. Маршак, писал не только стихи, но и сказки. Послушайте «Сказку о глупом мышонке». (Драматизация сказки в исполнении ведущего и детей).


2 Ведущий:
- А сейчас мы узнаем, кто самый внимательный слушатель. Чьи это слова?
Забирайся под крыло! Там и тихо и тепло. (курица)
Повернись на правый бок, дам овса тебе мешок. (лошадка)
Баю- баюшки- баю! Две морковки подарю! (свинья)
Спи мышонок до утра, дам тебе я комара. (лягушка)
После дождичка в саду червяка тебе найду. (утка)
Спи, мышонок. Замолчи! Дам тебе я хлебной корки и огарочек свечи. (мышка)
Дети, ответившие на вопрос правильно, получают флажок. Самые внимательные слушатели делают круг почета с флажками.

1 Ведущий:
- Самуил Яковлевич Маршак какое-то время жил в городе Краснодаре. Там он создал один из первых в России детских театров и стал писать для него пьесы. Спектакли по пьесам Маршака «Кошкин дом», «Горя бояться - счастья не видать», «Умные вещи», «12 месяцев», «Теремок» и сейчас можно посмотреть в театрах.
Посмотрите в исполнении наших артистов встречу Лисы с Волком из сказки «Теремок».

Серый волк в густом лесу...
Серый волк в густом лесу
встретил рыжую лису.
- Лисавета, здравствуй!
- Как дела, зубастый?
- Ничего идут дела. Голова еще цела.
- Где ты был? - На рынке.
- Что купил? - Свининки.
- Сколько взяли? - Шерсти клок,
Ободрали правый бок,
Хвост отгрызли в драке!
- Кто отгрыз? - Собаки!
- Сыт ли, милый куманек?
- Еле ноги уволок!

2 Ведущий:
- Мы приглашаем всех ребят, поиграть в «Теремок».

Игра – хоровод «Теремок»
Проводится со всеми детьми в зале - участниками и зрителями

Дети становятся в круг. Ведущий выбирает персонажей сказки – мышку, лягушку, зайца, лису, волка и медведя. Дети водят хоровод и поют:
Дети - Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок не высок, не высок.
Вот по полю, полю мышка бежит, у дверей остановилась и стучит...
Мышка
Ведущий - Никто не ответил мышке. Стала она жить в теремочке одна.
Дети - Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок не высок, не высок.
Вот по полю, лягушка бежит, у дверей остановилась и стучит…
Лягушка - Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?
Мышка - Я мышка-норушка, а ты кто?
Лягушка - А я лягушка-квакушка. Пусти меня в теремок.
Мышка - Заходи!
Ведущий - стали они жить вдвоем.
Игра продолжается аналогично до прихода медведя. Мишку-всех-давишку не хотят пускать в теремок - и так тесно. Полез медведь на крышу. Закачался теремок и развалился, только звери успели выбежать. Заканчивается игра словами: - построили звери новый теремок, в котором всем хватило места.

1 Ведущий:
- Ребята, так ли было дело в сказке Теремок, которую написал Маршак? (Ответы детей.)

2 Ведущий:
- Вы уже знаете, что С.Я. Маршак учился в Англии. Там он увлекся переводами стихов английских поэтов на русский язык. Благодаря Маршаку мы с вами знаем многие английские песенки. Послушаем их.

Дом, который построил Джек.
(Стихотворение исполняется детьми по ролям и иллюстрируется картинками на магнитной доске)


1 Ведущий:
- А вот всем известная дразнилка Робин-Бобин .
Дети (выходят, произносят дразнилку хором, стоя врассыпную.)
- Робин-Бобин кое-как
Подкрепился натощак:
Съел теленка утром рано,
Двух овечек и барана,
Съел корову целиком
И прилавок с мясником,
А потом и говорит:
- У меня живот болит!

2 Ведущий:
- Вышли мыши как-то раз
Поглядеть, который час.
Дети (произносят слова хором, выполняют движения по тексту.)
- Раз, Два, Три, Четыре
Мыши дёрнули за гири.
Вдруг раздался страшный звон
Убежали мышки вон.
Дети убегают и садятся на свои места.

1 Ведущий:
- Посмотрите, ребята на этих маленьких котят, давайте узнаем, почему они плачут.

Перчатки
(Драматизация стихотворения)
Потеряли котятки на дороге перчатки
И в слезах прибежали домой.
- Мама, мама, прости, мы не можем найти,
Мы не можем найти перчатки!
- Потеряли перчатки? Вот дурные котятки!
Я вам нынче не дам пирога.
Мяу-мяу, не дам, мяу-мяу, не дам,
Я вам нынче не дам пирога!
Побежали котятки, отыскали перчатки
И, смеясь, прибежали домой.
- Мама, мама, не злись, потому что нашлись,
Потому что нашлись перчатки!
- Отыскали перчатки? Вот спасибо, котятки!
Я за это вам дам пирога.
Мур-мур-мур, пирога, мур-мур-мур, пирога,
Я за это вам дам пирога!

1 Ведущий:
- Мама кошка велела котятам навести порядок в шкафчике.
Проводится игра-эстафета «Найди пару»
Две команды – Барсик и Мурзик соревнуются, кто быстрее выполнит задание.
Для игры используется набор картинок из настольной игры.
Дети собирают пары перчаток, а потом и носочков для котят.
В игре участвуют дети- зрители.

2 Ведущий:
-А вот самая любимая нашими детьми английская песенка в переводе Маршака.

Шалтай – Болтай
Дети, выходят, становятся врассыпную, произносят хором стихотворение, выполняя движения.
Шалтай – Болтай сидел на стене.
Шалтай-Болтай свалился во сне.
Вся королевская конница,
Вся королевская рать
Не может Шалтая, не может Болтая
Шалтая –Болтая, Болтая-Шалтая
Шалтая-Болтая собрать!

Раздается звон колокола, дети бегут на золотой кораблик. Занимают свои места, берут весла. Читают стихотворение Кораблик . По окончании достают корзину леденцов и угощают всех зрителей.

Кораблик
Плывёт, плывёт кораблик, кораблик золотой,
Везёт, везёт подарки, подарки нам с тобой.
На палубе матросы свистят, снуют, спешат,
На палубе матросы четырнадцать мышат.
Плывёт, плывёт кораблик на запад, на восток,
Канаты - паутинки, а парус - лепесток.
Соломенные вёсла у маленьких гребцов.
Везёт, везёт кораблик полфунта леденцов.
Ведёт кораблик утка, испытанный моряк.
Земля! - сказала утка. причаливайте! Кряк!

Ведущие:
- Вот и закончился наш литературный праздник, посвященный творчеству детского писателя С.Я. Маршака. Какие стихи вам понравились? (ответы детей)
- Помните, ребята:
- Книги читать – скуки не знать!
- Кто много читает, тот много знает!
А теперь мы приглашаем посмотреть нашу выставку, на которой представлены книги С.Я. Маршака и рисунки наших детей по его произведениям.

Цели: 1. Закрепить знания детей о жизни и творчестве С.Я.Маршака.

2.Прививать интерес к чтению художественной литературы.

3. Развивать память, внимание, мышление, культуру общения.

4. Воспитывать доброе отношение к людям, трудолюбие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий праздника – викторины по

произведениям С.Я.Маршака

Материал разработала и провела мероприятие

Воспитатель Г.ПД. ГБОУ ЦО № 1085 Леонова С.Г.

Г. Москва ЮВАО

Цели: 1. Закрепить знания детей о жизни и творчестве С.Я.Маршака.

2.Прививать интерес к чтению художественной литературы.

3. Развивать память, внимание, мышление, культуру общения.

4. Воспитывать доброе отношение к людям, трудолюбие.

Оформление зала: Портрет С.Я.Маршака, рисунки детей к произведениям

поэта, выставка книг, пословицы и поговорки о книге и чтении:

  1. Книга - лучший друг.
  2. Книга - книгой, а своим умом двигай.
  3. Испокон века книга растит человека.
  4. Кто много читает, тот много и знает.
  5. Ум без книги - что птица без крыльев.
  6. Книга подобна воде: пробьёт дорогу везде.
  7. Больше узнаешь - сильнее станешь.

Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение С.Я.Маршака

Из книги «Детки в клетке»

В викторине участвуют команды по 8 человек из 2а и 2б классов.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

Вед. Вряд ли найдётся ребёнок в нашей стране, который еще в раннем детстве не слышал, не знал бы стихов С.Я.Маршака. «Багаж», «Сказка о глупом мышонке», «Мяч», «Детки в клетке»…. А вы, ребята, можете продолжить список произведений С.Я.Маршака? (ответы детей)

С.Я.Маршак всю жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Он подружил их с малых лет с поэзией, со звонкой рифмой, показал им чудесную силу родного языка, научил радоваться красоте поэтического слова.

А можете ли вы,ребята, рассказать что-нибудь об этом человеке?

С.Я.Маршак родился 3ноября (22октября) 1887 года в г. Воронеже, в семье мастера-химика. Семья у поэта была большая и дружная.

Всё мне детство дарило,

Чем богат этот свет:

Ласку матери милой

И отцовский совет….

Отец поэта очень любил книги, знал несколько иностранных языков. Мама занималась воспитанием своих шестерых детей.

Раннее детство и первые школьные годы будущий писатель прожил в уездном городке Острогожске Воронежской губернии. Поскольку книга в семье Маршаков была любимым другом, он рано стал увлекаться поэзией. Сочинять стихи стал с 4х лет, а к 11 годам уже написал несколько длиннейших поэм и перевёл оду Горация. С великой благодарностью Маршак вспоминал своего учителя гимназии В.И.Теплых, который научил поэта любить классическую литературу и поощрял его первые поэтические опыты. В 1902г. Одна из первых поэтических тетрадей Маршака попала в руки известного русского искусствоведа и критика В.В. Стасова, принявшего активное участие в судьбе юноши. Благодаря хлопотам Стасова Маршака перевели в одну из лучших гимназий столицы. Переехав в Петербург Самуил Яковлевич стал бывать в домах, где собирались такие известные люди как И.Е. Репин, М.Горький, Ф.И.Шаляпин, А.К.Глазунов и др.

В 1904г. в журнале впервые печатаются стихи С.Я.Маршака. Знакомство с М.Горьким тоже сыграло большую роль в судьбе писателя.

Мы, юноши глухого городка,

Давно запоем Горького читали,

Искали в каждом вышедшем журнале,

И нас пьянила каждая строка.

Детские стихи, сказочные пьесы и спектакли для Краснодарского театра, созданного самим автором, Маршак стал писать в начале 20х г., став детским писателем. Особой популярностью пользуются драматические пьесы- сказки «12 месяцев», «Кошкин дом», «Умные вещи». Умер С.Я.Маршак 4июля 1964г. в Москве, прожив долгую жизнь, работая до конца своих дней. Одним из последних его стихов было:

Исчезнет мир в тот самый час,

Когда исчезну я,

Как он угас для ваших глаз,

Ушедшие друзья.

Не станет солнца и луны,

Поблекнут все цветы.

Не будет даже тишины,

Не станет даже темноты…

Нет, будет мир существовать,

И пусть меня в нём нет,

Но я успел весь мир обнять,

Все миллионы лет.

Я думал, чувствовал, я жил

И всё, что мог, постиг,

И в этом право заслужил

На свой бессмертный миг.

Вы, ребята, познакомились только с небольшой частью произведений великого писателя С.Я.Маршака и сегодня мы ещё раз вспомним их, отвечая на вопросы викторины.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД (название команды, выбор капитана)

1кон. « ЗАГАДКИ – ОТГАДКИ «

Ответы записывать на листке,показать по команде ведущего. Максимальное количество баллов -6.

  1. Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадёт.

И никуда я не иду,

Покуда он идёт. (дождь)

  1. Бьют его рукой и палкой.

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут! (мяч)

3.Всегда шагаем мы вдвоём,

Похожие, как братья.

Мы за обедом под столом,

А ночью- под кроватью. (сапоги)

4.Принялась она за дело,

Завизжала и запела.

Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб. (пила)

5. Под Новый год пришёл он в дом

Таким румяным толстяком.

Но с каждым днём терял он вес

И наконец совсем исчез.(календарь)

6. Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И сиделка на носу? (очки)

2КОНК. « ПРОДОЛЖИ СТРОЧКУ»

За каждый правильный ответ команды получают 1 балл.

  1. Не хотел котёнок мыться – опрокинул он ……(корытце)
  2. У Ваньки, у Встаньки – несчастные….(няньки)
  3. Мой весёлый, звонкий….(мяч)
  4. Выдали даме на станции 4 зелёных ….(квитанции)
  5. Вместо шапки на ходу он надел….(сковороду)

3КОНК. « УГАДАЙ ГЕРОЯ»

Назвать имя героя и из какого он произведения, угадав его по словесному портрету. За каждый правильный ответ команда получит 1балл.

  1. Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой 5 на медной бляшке,
В старой форменной фуражке? (Почтальон из произв.»Почта военная»)


2.Но тут, встревоженный прутом,

Он вылез из корзины,

Вскочил на стол, махнул хвостом

И прыг за борт машины. (Кот из произв.» Приключение в дороге»)

3.Острозубый, остроглазый,

Был он вором и пролазой

И, бывало, каждый день

Крал цыплят из деревень. (Хорёк из произв.» Сказка об умном мышонке)

4.Принесла овсяной кашки-

Отвернулся он от чашки.

Принесла ему редиски-

Отвернулся он от миски. (Котёнок из произведения. »Усатый полосатый»)

5.Двадцать лет тушил пожары,

Сорок душ от смерти спас,

Бился с пламенем не раз.

Ничего он не боится,

Надевает рукавицы,

Смело лезет по стене. (Кузьма из произв. « Пожар»)

6.Век он в дворниках служил,

Дом хозяйский сторожил. (кот Василий из произв. « Кошкин дом»)

4КОНКУРС КАПИТАНОВ:

Если вы согласны с моими словами, покажите карточку зелёного цвета, если не согласны- красного.

  1. Человек рассеянный жил на улице Бассейной. Это верно?
  2. Я утверждаю, что девочке из стихотворения «Усатый полосатый» 5лет. Это верно или нет?
  3. Засмеялась кошка Мурка:

Ах ты, дымчатая шкурка!

Как тебя не называть,

Мышке кошкой не бывать.

Я утверждаю, что это строки из « Сказки о глупом мышонке»

4. Кузьма подарил Лене на память кошку,которую тоже спас от огня. Верно? Да.

Будешь жить да поживать.

Только, чур, не поджигать!

Вот тебе на память кошка.

Посуши её немножко!

5.Ищут пожарные,

Ищет милиция,

Ищут фотографы

В нашей столице,

Ищут давно,

Но не могут найти

Парня какого-то

Лет двадцати.

Эти строки из произведения «Пожар?», верно?

Нет, из» Рассказа о неизвестном герое»

5КОНКУРС. «РАЗГАДАЙ АНАГРАММЫ»

Буквы в словах перепутались, поменяйте их местами, чтобы получить название произведения или его героя.Команда, выполнившая задание первой, получит 3балла.

ж га ба (багаж), онтальпоч (почтальон), ражпо (пожар),макузь (Кузьма)

чецападри (падчерица)

6КОНКУРС. »НАЗОВИ ЖИВОТНОЕ»

Сейчас вы услышите стихи из книги С.Я.Маршака «Детки в клетке». Вы должны отгадать, о каком животном из зоосада в них говорится.

За каждый правильный ответ команда получит 1балл.

  1. Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста,

Но тому, кто так высок,

Нелегко сорвать цветок! (жираф)

2.У нас просторный водоём.

Мы с братом плаваем вдвоём.

Вода прохладна и свежа,

Её меняют сторожа.

Мы от стены плывём к стене

То на боку, то на спине.

Держись правее, дорогой,

Не задевай меня ногой! (белые медведи)

3.Полосатые лошадки,

Африканские лошадки,

Хорошо играть вам в прятки

На лугу среди травы!

Разлинованы лошадки

Словно школьные тетрадки,

Разрисованы лошадки

От копыт до головы. (зебры)

4.Правда,дети, я хорош!

На большой мешок похож.

На морях в былые годы

Обгонял я пароходы.

А теперь я здесь в саду

Тихо плаваю в пруду. (пингвин)

Подведение итогов, награждение победителей.


Цель: Вызвать интерес к творчеству С.Я.МАРШАКА

Задачи:
  • Обобщить знания детей о писателе, его произведениях.
  • Продолжать учить детей заучивать наизусть стихотворения, отгадывать загадки.
  • Закреплять у детей навыки выразительного чтения стихотворений.
  • Развивать артистические способности детей.
  • Воспитывать интерес к литературе, желание знакомиться с творчеством Маршака.
  • Развивать память, внимание, мышление.

Украшение зала:

Портрет С. Я. Маршака. Выставка книг С. Я. Маршака и иллюстраций, к его произведениям, выставка рисунков детей.

Оборудование: Презентация, отрывок мультфильма «Кошкин дом» /Приложение 1 /

Подготовительная работа: Чтение детям произведений Маршака, разучивание наизусть стихов и инсценировка их.

Ход досуга

(На большом мультимедийном экране портрет писателя) (Слайд 1)

Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие вместе с героями произведений С.Я.Маршака.

С.Я.Маршак был очень умным, добрым и талантливым поэтом. Свои стихи он писал для детей, которых очень любил. Врач Сперанский рекомендовал прописывать малышам стихи Маршака как целебное средство, как самый надежный витамин "роста".

Он прожил долгую жизнь – 77 лет. Его книги знаете вы, знали ваши папы, мамы и даже бабушки и дедушки. Поэт предвидел, что его стихи будет читать не одно поколение. Вот что написал Маршак в 1962 году:

"Читатель мой особенного рода:
Умеет он под стол ходить пешком.
Но радостно мне знать, что я знаком
С читателем двухтысячного года!"

С детства всем известны его стихи про веселого пуделя, глупого мышонка, рассерженную барыню, которая сдавала багаж, рассеянного гражданина и многих других.

Сейчас ребята выступят перед нами. А мы посмотрим, послушаем и вспомним названия этих произведений.

«Почему кошку» (Слайд 2)

«Усатый полосатый» (Слайды 3 – 10)

«Котята» (Слайд 10)

(игра с залом)

Ведущий: - Вы внимательно слушали стихотворение? Сейчас я проверю. Мы с вами немного поиграем. Надо показать движением, без слов:

Покажите, как ссорятся котятки.
Покажите, как рассердилась хозяйка.
Изобразите, как замерзли, озябли котятки.
А хозяйка то была добрая? А как она улыбнулась, покажите!
Как котятки заснули сладким сном.
- Молодцы, вы очень внимательные!

Ведущий: - Ребята, а вы любите кататься на каруселях?

Конечно, все дети любят кататься на каруселях. Самуил Яковлевич написал задорный стих, который так и называется Карусель. Стихотворение нам расскажет Никита

«Карусель»

«Радуга дуга» (Игра с залом)

Ведущий: - Это стихотворение как закличка дл игры, давайте с вами поиграем в игру «У оленя дом большой». Повторяйте за мной движения и слова.

Ведущий: - Кто к нам пришел в гости?

(Под музыку ходит дама со словами из стихотворения «Багаж»)

Разбойники! Воры! Уроды!
Собака - не той породы!
Швырнула она чемодан,
Ногой отпихнула диван,
Картину,
Корзину,
Картонку...
- Отдайте мою собачонку!

Ведущий: - Ребята, помогите мне, пожалуйста, чего хочет эта барышня? Давайте вспомним стихотворение

Позвольте, мамаша! На станции,
Согласно багажной квитанции,
От вас получили багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Однако
За время пути
Собака
Могла подрасти!

Дама: Ну хорошо, хорошо пусть собака подросла, а почему чемодан не зеленого цвета?

Ведущий: - Барышня да Вы не сердитесь! Может Вы запамятовали! Проверьте лучше, что там лежит внутри.

(Дама открывает чемодан и достает оттуда перчатки)

Дама: - Вот разбойники и перчатки перепутали. Перчатки то не мои, они мне не налезают.

Ведущий: - Гражданка, ну Вы прям как маленькие котятки, которые потеряли перчатки. Стихотворение « Перчатки» нам расскажет Максим

Дама: - Мне понравилось, как Максим рассказал стихотворение. Сейчас и я свои перчатки найду!

(Дама заглядывает в чемодан и достает оттуда письмо)

Тут, какое - то письмо. Сейчас почитаем. Ой, да оно разорвано. Что же делать?

Ведущий: - Ребята, давайте поможем барыне.

(Вызываются 2 человека из старшей группы, которые собирают пазл на магнитной доске)

Ведущий: - Какая картинка получилась? (бегемот). (Слайд 11) А вы знаете, что бегемота называю иначе? Об этом писал Самуил Яковлевич. Давайте послушаем стихотворение «Гиппопотам» , которое нам расскажет Миша.

Дама: - Спасибо мне понравилось, как ты рассказал стихотворение. (Копается в чемодане). Ой, у меня здесь чей-то мячик. (Дама начинает отбивать мяч)

Ведущий: - Подождите, Дамочка, наши ребята то же любят играть в мяч и знают стихотворение про веселый, звонкий мяч, которое расскажет Сережа. « Мяч»

Дама: - Вот еще одно письмо. И опять ничего не понятно, все перепутано. Помогите, мне, пожалуйста!

(Вызываются 2 человека из подготовительной группы, которые собирают пазл на магнитной доске)

Дама: - Вот какие забавные ежики получились!

Ведущий: - Барыня, а послушай сказку про ежиную семью, ее расскажет Саша. Стихотворение называется «Тихая сказка» (Слайд12)

Дама: - Хороша сказка. Сейчас я посмотрю, что у меня еще в чемодане есть. Это что-то не понятное. А что это?

Ведущий: - Это, Мамаша, мыльные пузыри. Вот посмотри, какая красота! (Ведущий пускает мыльные пузыри)

Про то, как делают мыльные пузыри, нам расскажет Ксюша. «Мыльные пузыри».

Дама: - Вот еще одно письмо. Каким-то очень мелким шрифтом написано. А можно ли с помощью вашей волшебной техники сделать так, что бы мы все увидели это письмо? (На слайде появляется ребус из картинок Волк, Ель, Ложка, Индюк, Кот, Арбуз, Носок)

Ведущий: - Расшифруйте название стихотворения С. Я. Маршака

Отгадайте слово по первым буквам и прочитайте, что получилось. Сейчас мы узнаем кто же этот Великан. (Сдайд 13) Стихотворение про великана, нам расскажет Нелли «Великан»

Ребята, так кто же этот Великан?

Звучит отрывок из песни «Мой щенок похож немного….» (появляются персонажи сценки «Пудель»)

Дама: - Что Маршак и про собак писал стихи?

Ведущий: - Да, стихотворение «Пудель» нам прочитает Захарова Ира, а ребята из ее группы нам его покажут.

Появляется Почтальон с коробкой

Ведущий: - Что ты нам принес?

Почтальон: - Это сюрприз для всех участников!

Ведущий: - Прошу всех участников выйти к нам сюда.

Пожелание друзьям. Самуил Маршак

Желаю вам цвести, расти,
копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути -
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и
каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Даётся нам недёшево!
(происходит награждение грамотами подарками)

Список произведений, упомянутых на празднике

  1. «ГИППОПОТАМ»
  2. «РАДУГА-ДУГА»
  3. «ВЕЛИКАН»
  4. «МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ»
  5. «КАРУСЕЛЬ»
  6. «ПОЧЕМУ КОШКУ НАЗВАЛИ КОШКОЙ»
  7. «КОТЯТА»
  8. «ПЕРЧАТКИ»
  9. «УСАТЫЙ-ПОЛОСАТЫЙ»
  10. «МЯЧ»
  11. «ТИХАЯ СКАЗКА»
  12. «ПУДЕЛЬ»