Празднование обретения мощей преподобного Макария, игумена Калязинского, чудотворца (1521). Обретение святых мощей преподобного макария калязинского Макарий калязинский икона о чем молятся

В воскресенье 30 марта Церковь отмечает память преподобного Макария, Калязинского чудотворца . У русского человека имя этого подвижника ассоциируется не только с историей отечественного иночества и монастырестроительства, но и с печальным символом периода безбожия - затопленными храмами и монастырями древнего Калязина, от которых осталась лишь печально возвышающаяся из-под воды колокольня.

Среди русских святых, чьи память и наследие были тщательно уничтожены в период государственного атеизма, особое значение имеет преподобный Макарий Калязинский. Он являлся основателем Калязинского Троицкого монастыря, находившегося на северо-востоке Тверского княжества, взорванного, а затем затопленного при строительстве Угличского водохранилища.

Жизнь в миру

Преподобный Макарий, в миру - Матвей, родился в селе Грибково (позднее село стало именоваться Кожино), в 198 верстах от Твери, вблизи города Кашин. До середины XVI в. в Кожине стояла деревянная церковь; считается, что в ней крестили Матвея и там же он венчался. У Василия и Ирины Кожиных было четверо детей: Матвей, Александр, Григорий, Ксения.

Александр стал единственным, кто продолжил род Кожиных. Григорий (в иночестве Геннадий) был архимандритом легендарного Отроч монастыря в Твери, а в 1461-1477 гг. - тверским епископом. Дочь Ксения вышла замуж за Ивана Ивановича Гавренева, угличского боярина. Датой рождения старшего сына Кожиных - Матвея - называют 1400 г. или 1402 г.

Дворяне Кожины происходили от выходца из Священной Римской империи (либо из Швеции), который был послом, но позднее оказался на русской службе, в православном крещении имел имя Анания. Его сын, Василий Ананиевич, получил прозвище Кожа, по семейному преданию - за победу над Дмитрием Шемякой в 1450 году. Он якобы нагнал Шемяку и убил под ним коня, из которого и вырезал в память о том кусок кожи. За сей подвиг Василию были пожалованы достоинство российского дворянства.

Кожины готовили своего старшего сына Матвея к воинской службе. Матвей же любил проводить время за чтением духовных книг - он не увлекался играми, и в душе своей непрестанно возносил дорогие сердцу молитвы, псалмы и духовные песнопения, стараясь как можно больше послужить Богу. Когда он стал приходить в совершенный возраст, то решил удалиться от мирской суеты. Однако, все же исполнив волю родителей, Матвей женился.

Его жена - Елена Яхонтова - приходилась племянницей боярину и дворецкому тверского великого князя Михаила Александровича. После того, как упокоились родители Матвея, а потом и его жена, с которой он договорился в случае смерти одного из них не вступать во второй брак, он ушёл в монастырь. «И он, прожив в браке всего три года, около 1420 г. раздал все свое имущество нищим, и постригся с именем Макарий, в Николаевском Клобуковом монастыре в г. Кашин».

(Интересно, что на Тверской земле есть несколько монастырей, имеющих говорящие названия или прозвища. Так, кашинский Клобуков монастырь имеет такое необычное наименование, поскольку старинное предание гласит, что новгородский архиепископ Иоанн, пролетая на бесе в Иерусалим, потерял над этой местностью свой иноческий клобук. Отроч монастырь , о котором говорилось выше, был основан отроком, молодым слугой князя Ярослава Ярославича, который был вынужден расстаться со своей возлюбленной по приказу князя, возжелавшего самому жениться на юной красавице).

Устроитель градообразующего монастыря

«С ревностью проходил Макарий все монастырские послушания, смирением и кротостью превосходя всех, и подвиги молодого инока возбуждали удивление братии». Спустя несколько лет, стремясь к уединению, Макарий покинул монастырь, чуть позднее к нему пришли еще семь монахов.

Начало новой обители было положено возведением за 40 дней храма во имя Святыя Троицы. Еще до прихода сюда Макария на правом берегу Волги существовал монастырь Николы на Жабне . Местные жители, спасшиеся от татар, построили вблизи него слободку Пирогово, за речкой Жабней. Напротив, в лесу, и обосновался Макарий. Время основания монастыря различные исследователи определяют по-разному: не позднее 30-х гг. XV в., не позднее 1434 г., первая половина XV в., 1444 г., около 1450 г., 1459 г. Дата 1444 г. принимается большинством авторов.

Сам Макарий обладал необычайной скромностью. Известно, что он не только сначала отказался возглавить монастырь, но жил в нем «яко един от последних инок, пребываше во всяких службах тружаяся и одеяние всех хужьше ношаше, смирен и кроток зело». В «Записке о Макарии Калязинском », составленной в начале XVI в., можно увидеть: «Наипаче же вдасть себе болшему подвигу, посту и бдению, и любви нелицемерной, и смирению, и худость ризней, и изнуряти плоть свою злострастием, и въ время глада нищих без пристани кормяше ».

Такой образ жизни быстро снискал Макарию славу великого подвижника: «И начаша мнози приходити къ святому отъ князь, и боляръ, и вельможъ». Известны имена двух его учеников - Маркела и Сергия, которые пришли к нему «от знаемых ему благородни суще». В калязинских актах существуют сведения об общении Макария по поводу монастырских земель с тверским великим князем Михаилом Борисовичем. Настойчивость Макария в земельной политике свидетельствует о том, что он разделял взгляды Иосифа Волоцкого.

В этой связи можно вспомнить легенду о соседе основанного Макарием монастыря, некоем богатом землевладельце Иване Коляге . Наблюдая за деятельностью Макария, он начал опасаться за судьбу своих владений: «…мних, сеи обладает местом сим и мене изженет, и землю мою к пустыне своей присовокупит ».

Иван Коляга, вынашивавший план убийства Макария, был наказан Богом. Он заболел и едва смог дойти до игумена, чтобы покаяться в злом умысле. Прощенный, Коляга принял пострижение и передал свои владения монастырю. Существует мнение, что от имени Ивана Коляги якобы получил название Троицкий монастырь, а впоследствии и сам город Калязин. По данным Волоколамского патерика, не упоминающего легенды о Каляге, преподобный Макарий «смирения ради не повелел его нарицати своим именем, но нарече его Калязин».

Макарий внимательно относился к формированию калязинской вотчины. Вначале далеко не все соседи стремились отдавать земли монастырю. Можно сказать, что Макарий желал не просто расширить монастырскую вотчину, но включить в нее наиболее подходящие земли (заселенные, освоенные). Среди крупных монастырей-вотчинников Троицкий монастырь выделялся удивительной компактностью своей вотчины. Известны случаи, когда Макарий вылечил человека, мучимого бесами. После молитвы Макарий осенил его крестным знамением, и тот стал здоров. Обрадованный ниспосланной Божией милостью, он постригся в монахи.

Наградил Господь основателя Троицкого монастыря также и даром прозорливости. «Однажды украли монастырских волов. Внезапно воры были поражены слепотой и, долго блуждая в окрестностях, опять оказались у ворот обители. Макарий осматривал в то время хозяйство и, как бы не зная, в чем дело, спросил, увидев их, почему они здесь, да к тому же с волами. Похитители сознались во всем и раскаялись».

Преставился Макарий 17 марта 1483 года и был погребен в построенной им деревянной церкви. 26 мая 1521 года при ремонтных работах в храме был обнаружен гроб с телом Макария. При вскрытии гроба были обнаружены нетленные мощи, от которых исходило благоухание. Даже ризы Макария не изменились. Множество исцелений расслабленных, бесноватых, страдавших различными болезнями происходило при мощах. В 1547 году на церковном Соборе Макарий был прославлен в лике святых.

В 1700 году для мощей преподобного Макария Калязинского была изготовлена серебряная рака. В 1732 г. над могилами родителей, жены и других родственников преподобного был возведен каменный храм в честь Рожества Пресвятыя Богородицы с приделом во имя преподобного Макария Калязинского.

Память преподобного Макария, Калязинского чудотворца, принято совершать 30 марта - в день его преставления, и 8 июня - в день обретения святых мощей.

Тропарь, глас 8.

П лотьская мудрования, отче Макарие воздержанием и бдением умертвил еси. Место на нем же поты своя излиял еси, яко же труба вопиет к Богу, поведающи твоя исправления. И по смерти честныя ти мощи источают исцеления. Тем же вопием ти, моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак, глас 2.

В ышних желая, воздержании и труды и поты напитався. Желание плоти твоея обуздав, чудес дар прием от Христа Бога, светильник явися пресветлыи, тем же Христова церкви песньми славит тя, преподобне Макарие отче наш.

Затопленная святыня

Троицкий Макариев монастырь был одним из крупнейших и богатейших на Тверской земле. В начале XVI века в монастыре велось каменное строительство на средства удельного князя Юрия Ивановича. Тогда мастерами из Ростова Великого были воздвигнуты Троицкий собор, теплая церковь и большая трапезная. Троицкий собор был расписан фресками работы выдающихся мастеров: Василия Ильина, Симеона Авраамова.

Известно, что царь Иоанн IV посетил Макариев Калязинский монастырь в 1544 и 1553 гг. В 1599 г. в нем побывал новый правитель страны - Борис Годунов со своим семейством. В 1609 году под стенами Троицкого Макарьева монастыря формировал свою армию против польско-литовских интервентов полководец Михаил Скопин-Шуйский.

Однако в мае 1610 года Троицкий Макарьев монастырь был взят и разграблен подразделением польско-литовской кавалерии, при этом погибли все защитники. После событий Смутного времени Макарьев монастырь был довольно быстро восстановлен. В первой половине XVII века были построены надвратная Макарьевская церковь, братские кельи, столпообразная колокольня, башни и стены.

В 1776 году указом Екатерины II калязинскому поселению был присвоен статус уездного городка. Известно, что в ризнице Макарьева Троицкого монастыря в начале XX века хранились рукописные книги XVI века.

После октябрьской революции монастырь был закрыт. Случилось это в начале 1920 года. В 1930-е годы мощи преподобного Макария были перевезены в Тверь и впоследствии переданы в Троицкий собор.

Старинный монастырь, стены которого видели множество событий русской истории, как и вся старая часть города Калязина, навсегда ушли от людей в 1940 году, когда были погребены под водами строящегося Угличского водохранилища.

Такая же печальная участь настигла и не менее древний Покровский монастырь, стоявший напротив Углича, и колокольню Никольского собора, бывшего Николо-Жабенского монастыря (перед строительством водохранилища собор разобрали, а колокольня частично ушла под воду).

Ценители старины перевезли из поруганного монастыря в краеведческий музей фрагменты фресок XVII века, облачения духовенства и шитье XVII-XIX вв., церковную утварь. Известно, что в Новоторжском Борисоглебском монастыре была найдена икона Спасителя. По ее краям были изображены преподобные Ефрем Новоторжский, Нил Столобенский и Макарий Калязинский. В описях монастыря икона значилась как дар царя Иоанна IV.

Также известно, что в стену Донского монастыря был вмурован портал Троицкого собора Макарьева Калязинского монастыря. В 2008 году в городе Калязине был установлен и освящен памятник преподобному Макарию Калязинскому.

Памятник, выполненный из бронзы, стал достопримечательностью города. За спиной Макария - водохранилище, поглотившее его великую обитель и весь исторический центр города Калязина: осталась видна только частично затопленная колокольня Никольского собора.

Долгие годы мощи преподобного Макария оставались в Твери, они лежали в старинной серебряной раке, сделанной еще калязинскими купцами. В 2012 году тверской митрополит Виктор (Олейник) РПЦ МП наконец решился вернуть мощи жителями Калязина. Впрочем, серебряная калязинская рака так и осталась в областном центре.

В июне 2012 года с Крестным Ходом мощи преподобного Макария были перенесены на место его трудов в город Калязин и положены в Вознесенском храме. На Монастырском острове в восстановленной угловой башне Троицкого монастыря была построена часовня во имя преподобного Макария.

Сколько же уничтоженных святынь и памятников архитектуры было в Калязине и других городах, через которые проходит Угличское водохранилище. Неблагодарные потомки стерли с лица земли то, что строили, ради чего жили их великие предки. Люди, воспитанные безбожным советским временем и не осознающие этой беды, одним мановением уничтожили одну из богатейших обителей Тверского княжества.

Но сейчас заметно оживает память о великих русских святых и их творениях. Например, люди, посещающие Калязин, начинают интересоваться его поруганными святынями, которые словно хотят вырваться из, казалось бы, навечно поглотившего их Угличского водохранилища и пролить свет христианской веры.

Преподобный Макарий Колязинский 1 происходил от благородного рода тверских бояр Кожиных. Он родился в селе Грибкове, верстах в восьми от города Кашина 2 ; теперь это селение называется Кожино. Родители его, отец Василий Кожа, прославившийся военными подвигами при великом князе Василии Васильевиче Темном 3 , и мать Ирина, отличались благочестием и воспитывали детей своих в добрых нравах. До пострижения в монашество Макарий носил имя Матфея. На седьмом году родители отдали его в обучение грамоте; юному Матфею она далась скоро, и он скоро пристрастился к чтению. Читая Божественные книги, он вникал в их содержание и принимал к сердцу прочитанное. Родители видели это и радовались. Матфей удалялся от детских забав и, когда стал приходить в более совершенный возраст, начал думать о суете мирской жизни и помышлять об удалении от неё. Он постоянно помнил слова Спасителя: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19:21), он хотел последовать сим словам. Родители его однако не желали, чтобы он принял монашество, хотя и видели, что желание его искренне. Они говорили ему, что и в миру можно спастись, напоминали слово святого Иоанна Златоуста «На возбраняющих брак», приводили библейские примеры и новозаветных святых, спасшихся в миру и живших брачною жизнью. Матфей как ни горячо желал удаления от мира, всё таки понимал силу родительских доводов и, как покорный сын, не хотел огорчать их; он сказал: «Да будет воля Господня, я не противлюсь вашему желанию».
Родители были рады такому решению сына; они сочетали его браком с девицей Еленой из семьи дворян Яхонтовых. Вступивши в брак, Матфей однако не переставал думать о том, чтобы со временем удалиться от мира. Проводя в супружестве благочестивую и чистую жизнь, он заключил с женою условие, что тот из них, кто переживет другого, не останется в миру, не вступит во второй брак, а примет монашество.
Через год после женитьбы Матфея умерли его родители, а потом еще через два года, по воле Божией, скончалась и его супруга Елена.
Теперь Матфей ничего другого не желал, как исполнить давнее свое намерение – покинуть мир и принять иноческое пострижение; ничто не мешало ему теперь осуществить свое желание. Немедленно он по заповеди Христовой, роздал свое имущество нищим и ушел в ближний монастырь Клобуковский 4 , подле города Кашина, и постригся в иночество с именем Макария.
С горячею ревностью стал он проходить монастырские послушания, повинуясь не только игумену, но даже самым младшим из братии со всяким смирением и кротостью. Неуклонно посещая храм Божий и неустанно трудясь в разных монастырских работах, он остальное время посвящал молитве и бдению, усердно читая жития святых и другие Божественные книги, стараясь подражать примерам прежних подвижников и сохраняя в сердце назидательные слова, почерпнутые из прочитанных книг. Подвиги молодого инока возбуждали удивление всей монастырской братии.
Немало лет поживши в Николаевском Клобуковском монастыре, Макарий стал помышлять об уединенной жизни. Укрепившись в сей мысли, он открыл ее игумену и стал просить его благословения. Игумен, видя искренность желания Макария, дал ему отеческое наставление и благословил на новый путь подвижнической жизни.
Макарий нашел для себя место, соответствовавшее его желаниям, не вдалеке от Кашина, в восемнадцати верстах, близ реки Волги, между двух небольших озер, в густом лесу. Здесь он поставил себе келлию и стал подвизаться в посте, молитве и бдении. Никто не мешал его уединенному подвигу. Дикие звери не нападали на него, а ласкались, и он делил с ними свою скудную пищу.
Но не долго Макарий подвизался в полном уединении. К нему скоро стали собираться другие подвижники и прежде всего пришли семь старцев из Клобуковского монастыря. Собралось немало иноков и из иных мест. Около келлии Макария возникли новые келлии и составилось пустынное братство.
Это новое братство нуждалось в храме Божием для общей молитвы и принятия Святых Таин. Преподобный Макарий со своими сподвижниками построил небольшую деревянную церковь во имя Живоначальной Троицы с благословения тверского архипастыря.
Братия пустынная постоянно умножалась, и явилась неизбежная потребность иметь своего священника и вместе игумена. Сам Макарий по своему смирению не хотел принять сего звания, а предлагал его другим, хотя руководил всею подвижническою жизнью новой обители сам. Он ввёл строгий порядок монастырского общежития со строгим уставом. Он установил правило не держать в обители хмельного питья, не есть и не пить по келлиям, а только в общей трапезе.
Сам он показывал пример строгой жизни, трудолюбие и смирение. Со всеми он обращался просто и ласково. При встрече с каждым из своей братии, не взирая на возраст, он говорил «старчушко добрый» и называл по имени.
Устав монастырской жизни, введенный преподобным Макарием, был такой строгий, что не все могли соблюдать его так, как желал основатель обители. Один за другим смещены были два игумена за нарушение сего устава.
Братия умолили наконец Макария, чтобы он сам принял сан священства и власть игумена. После долгих отказов Макарий наконец согласился и в сопровождении нескольких иноков отправился в Тверь, где и поставлен был в игумена епископом Моисеем 5 . Невыразимо обрадована была братия, когда узнала, что преподобный Макарий возвращается в монастырь в сане игумена, и устроила ему торжественную радостную встречу.
Несмотря на принятие игуменского сана, Макарий по-прежнему вёл самый простой образ жизни, ходил в худых одеждах и показывал пример во всех монастырских трудах.
Основание Макарием новой обители хотя и в пустынном месте, в диком лесу, не всем однако было приятно. Владелец окрестных земель, некто Иван Коляга, с самого поселения Макария посмотрел на него не благосклонно; а когда устроена была церковь, увеличилось братство и Макарий стал игуменом, то нелюбовь эта превратилась в злобу и открытую вражду. Коляга боялся, что с возникновением обители так или иначе отойдут к ней его земли, и решился устранить Макария, хотя бы пришлось для сего прибегнуть и к убийству. Но по воле Божией, такой злой умысел не только не осуществился, но лишь послужил к пользе обители и славе преподобного Макария. Сначала постигла смерть семью Коляги, а потом и сам он впал в тяжкую болезнь. В таком несчастии он усмотрел наконец Божие наказание за сей тяжкий грех, за злой умысел против Макария, раскаялся и приказал нести себя к преподобному. У ног Макария он со слезами рассказал о своем замысле и просил прощения и молитв. Макарий, видя искреннее раскаяние своего врага, сказал: «Бог простит тебя» и долго поучал его, говоря о тленности земных сокровищ и о мирской суете. Кроткое поучение Макария так подействовало на Колягу, что он решился сам оставить мир, постригся у преподобного Макария и все земли свои отдал в пользу обители, которую с тех пор сам Макарий, ради смирения, стал именовать Колязино.
Слухи о строгой иноческой жизни Макария в новой обители, получившей от него строгий устав общежительных монастырей, стали распространяться не только в окрестностях, но и в местах отдаленных. К Макарию стали стекаться разные люди, жаждавшие спасения, миряне и иноки, из мест ближних и дальних.
Раз пришли к нему два юноши боярского рода, которых он давно знал. Принявши их в своей келлии, как обыкновенных путников, он стал расспрашивать, куда и зачем они идут. Путники ответили, что они возымели желание оставить мир и поселиться в какой-либо пустыне.
– Зная тебя с детства, – говорили они, – и помня твою прежнюю любовь и поучение от Божественного Писания и слыша теперь о твоем строгом иноческом житии, пришли просить тебя принять нас к себе на послушание.
Преподобный, желая испытать их, сказал:
– Человек я грешный, а потому и поселился в пустыне, чтобы молить Бога о прощении моих грехов, вы же возвратитесь к своим родителям, чтобы не огорчать их.
Но юноши пришли с решительным намерением остаться в монастыре под руководством славного, хотя и смиренного подвижника; они со слезами стали умолять его принять их в общину.
Видя в юношах искреннее и нелицемерное желание посвятить себя иночеству, Макарий принял их в свой монастырь и после достаточного искуса удостоил их пострижения в иночество.
Мудро правя всё умножавшимся братством, Макарий проводил время в посте, молитве, трудах и бдении. Он усердно читал Святое Евангелие и другие Божественные Писания и непрестанно поучал спасительному пути как братию, так и всех приходящих.
Очевидцем и свидетелем подвижнической жизни Макария и строгости его монастырского общежительного устава был знаменитый подвижник монашества того времени, святый преподобный Иосиф Волоколамский, вознамерившись основать новый монастырь по правилам строгого общежития, из Пафнутиева боровского монастыря он отправился путешествовать по северным русским обителям, чтобы видеть иноческую жизнь и изучать монастырские порядки и уставы. В этом странствии зашел он и в Макариев Колязин монастырь, видел преподобного Макария, беседовал с ним и оставил следующее повествование в своем «Сказании о святых отцах».
– Видел я, – говорит преподобный Иосиф, – и блаженного старца Макария, игумена, создателя монастыря Колязинского. Он поведал мне следующее: «Когда я пришел на это место, – сказал он, – со мной пришли семь старцев из монастыря Клобуковского; они были так совершенны в добродетелях и в постническом и иноческом житии, что вся братия приходила к ним принимать поучение и пользу; и они, просвещая всех, учили полезному; тех, которые проводили жизнь в добродетелях, они укрепляли, а которые уклонялись в бесчинство, тем воспрещали и возбраняли и не допускали поступать по своим волям».
Такое, по словам Макария (продолжает преподобный Иосиф), было тогда в монастыре благоговение и благочиние; всё делалось согласно отеческим и общежительным преданиям, так что дивился великий старец Митрофан Бывальцев. Он пришел тогда со Святой Горы Афонской, прожив на Святой Горе девять лет. Он говорил братии:
– Напрасно я трудился и без успеха совершил такой дальний путь в Святую Гору – мимо Колязинского монастыря: ибо можно спастись и в нем живущим; здесь всё делается подобно киновиям, находящимся в Святой Горе.
Из Колязинского монастыря, отличавшегося такою благочестивою жизнью, еще при жизни преподобного Макария вышло несколько основателей новых монастырей. Таков преподобный Ефрем Перекомский 6 , кашинский уроженец, основатель монастыря в Новгородской области на озере Ильмень; он начал свое подвижничество в Макариевой пустыне. Преподобный Паисий Угличский был родной племянник преподобного Макария, сын его родной сестры Ксении, бывшей в замужестве за Иваном Гавреневым, служилым дворянином Угличского удельного князя Андрея Васильевича Большого 7 , брата великого князя Иоанна Васильевича 8 . Он подвизался в Колязинском монастыре своего дяди, преподобного Макария, и оттуда вызван был Угличским князем Андреем Васильевичем и по его желанию основал Покровский монастырь 9 , в трех верстах от Углича, собрал не малую братию и ввел строгое общежитие, подавая братии пример в трудах, посте, молитве и бдении.
Благочестивая жизнь Макария была славна перед людьми и угодна Богу. Молитва его была чудодейственна. По силе сей молитвы Бог даровал многим утешение в скорбях и исцеления от недугов и болезней.
В Кашинском уезде было и теперь существует село Кесово, или Кесова Гора. Жил там некто Захарий; он долго болел, был расслабленный. Много он слышал о силе молитвы Макария перед Богом и стал просить близких, чтобы свезли его к преподобному игумену Колязинскому. Когда его привезли, то он горько плакал перед игуменом и умолял:
– Преподобный отче Макарий! Помоги мне, лежащему в расслаблении.
Преподобный отвечал:
– Принесли тебя, брат, искушать мою немощь: как ты просишь помощи от грешника, едва нечто малое стяжавшего себе для исправления!
Но расслабленный продолжал вопиять:
– Знаю, раб Божий, знаю, что молитва твоя перед Богом обо мне грешном и окаянном не останется тщетною!
Видя искреннюю и глубокую веру больного, Макарий сказал:
– Чадо! преблагий Бог не хочет смерти грешника, а жизни и обращения ко спасению, и какими ведает судьбами, приведет его ко спасению чрез покаяние. Тебя постигло Божие посещение, и если покаешься и оставишь прежние обычаи, Бог пошлет тебе исцеление; если же нет, то пострадаешь и больше сего.
Больной тогда со слезами исповедал пред Макарием свои грехи от дней юности, и преподобный, помолившись, преподал ему благословение, а с сим вместе возвратил здоровье больному. После он стал священником в своем селе и всю жизнь не забывал наставлений преподобного Макария.
Чрез некоторое время к преподобному привели юношу боярского рода, Василия Рясина, страдавшего беснованием. Преподобный, видя страдание больного и скорбь приведших его людей, пришел в умиление и стал служить молебен о его здравии. Когда после молитвы преподобный осенил больного крестным знамением, тот исцелился тотчас и обрадованный милостью Божиею не хотел уже возвращаться в родительский дом, а решился остаться в обители и принял иноческое пострижение от Макария.
Однажды воры захватили монастырских волов, которых братия употребляли для полевых работ. Только хищники хотели угнать свою добычу, как внезапно поражены были слепотою и долго блуждали по окрестностям монастыря. В конце концов они оказались опять у обители с похищенным. Преподобный Макарий, обозревая монастырское хозяйство, увидел похитителей и, как бы не зная, в чем дело, спросил, зачем они тут и как оказались у них волы. Преступники сознались в своем злом умысле и, повергшись к ногам его, просили прощения. Преподобный простил им грех, молитвою избавил от слепоты и запретил впредь покушаться на подобные злые дела.
Устроивши строгое монастырское общежитие и привлекши святостью своей жизни и неусыпными трудами многочисленную братию, преподобный Макарий еще при жизни своей успел создать обеспечение для материального существования братии. Он отдал в новооснованный монастырь свою родовую вотчину. Кроме упомянутого ранее соседнего землевладельца Ивана Коляги, были и другие постриженники Макария, которые записывали за его монастырем свои земельные владения и клали вклады вещами и деньгами. Слава подвигов Макария привлекала жертвы в монастырь с разных сторон, о чем свидетельствуют дошедшие до сего времени документы. Тверской князь Борис Александрович около 1461 г. приписал к Колязину монастырю Николаевский монастырь на Жазне с его землями; княгиня Феодосия Ивановна, дочь князя Ивана Борисовича, пожертвовала село Васильевское с деревнями Селищем и Спировым; Князь Александр Романович – село Константиновское с семью деревнями. Было много и других вкладов пустошами и населенными землями.
Но преподобный Макарий заботился не столько о материальных благах обители, сколько о своем душевном спасении и об указании другим спасения пути примером и учительным словом; он поступал по евангельскому слову: «ищите прежде Царствия Божия и правды его, а прочее всё приложится вам» (Мф. 6:33). В такой жизни преподобный достиг глубокой старости. Несмотря на то, что телесные силы его слабели, он продолжал предаваться бдению и молитве; ноги его, как твердые столпы, стояли на молитве день и ночь. В 1483 году в марте месяце его постиг тяжкий недуг. Он почувствовал приближение своей кончины и стал безмолствовать. Потом призвал к себе братию и сказал:
«Возлюбленные отцы и чада! я, как и все земнородные, отхожу в путь отцов моих, а вас предаю Господу Богу, могущему наставить вас и дать вам наследие вечное. Всячески пекитесь о своем спасении, пребывайте всегда в трудах, посте, бдении и непрестанной молитве; блюдите чистоту душевную и телесную; не воздавайте зла за зло или досаждение за досаждение. Разумейте, братия: если я имею дерзновение к Богу, то по моем отшествии сия обитель не оскудеет, но распространится».
Благословив и облобызав братию, преподобный сподобился приобщиться святых таин и, сказав: «Слава Богу о всех, аминь», предал дух свой Господу.
Кончина преподобного Макария последовала 17 марта 1483 г., на восемьдесят первом году его жизни.
Оплаканный братиею, преподобный Макарий погребен был близ построенной им деревянной церкви. Над его могилой сооружена была деревянная часовня и украшена святыми иконами.
Подвиги преподобного при жизни создали почитателей основанного им монастыря и после его блаженной кончины. Пожертвования притекали непрестанно. Так в 1486 году князь тверской Михаил Борисович пожаловал монастырю село Андреевское на Борщине. Позже, в 1511 г., князь дмитровский Юрий Иванович числил за Калязинским монастырем несколько сел и деревень. Было много пожертвований и других менее знатных лиц.
Построенный преподобным Макарием деревянный храм Пресвятой Троицы постепенно стал приходить в ветхость. Почитатели обители и её основателя не замедлили придти на помощь в сей нужде.
В 1521 г. Дмитровский купец Михаил Боронков пожелал построить на месте старой деревянной церкви каменную. Боронков в детстве видал преподобного Макария, от своих родителей много слышал о его подвижнической благочестивой жизни и всю жизнь питал к обители благоговейное почтение. Колязинский монастырь находился в уделе Дмитровского князя Юрия Ивановича, родного брата великого князя Московского Василия Ивановича. С разрешения сего князя, также усердного почитателя памяти преподобного Макария и его обители, и по благословению Тверского и Кашинского епископа Нила 10 , Боронков приступил к исполнению своего намерения, при игумене Колязинского монастыря Иоасафе.
Тщательно была осмотрена местность для построения нового каменного храма, которому не вредила бы вода от озер. Остановились на более возвышенном месте с более твердым грунтом, саженях в десяти от старой деревянной церкви. После водоосвятного молебна игумен Иоасаф водрузил крест на месте, предназначенном для алтаря, и благословил копать ров для основания церкви. Стали копать. Место оказалось удобным, вода не выступала. При копании попадались кости прежде погребенных братий. Но вот на том месте, где был погребен преподобный основатель монастыря, нашли целый гроб, не подвергшийся тлению; от него исходило благоухание. Не смея тронуть его, рабочие тотчас известили игумена Иоасафа, который с умилением и слезами лобызал откопанный гроб, ни минуты не сомневаясь, что эта драгоценная находка есть гроб Макария. По его распоряжению ударили в колокол; собрались братия и множество окрестного народа. Сейчас же подле старой церкви устроили палатку и, благоговейно подняв гроб из земли, перенесли его туда и отслужили над ним панихиду. Затем вскрыли гроб: разнеслось из него еще большее благоухание и тело преподобного, лежавшее в земле тридцать восемь лет, оказалось нетленным, даже ризы не пострадали и светлы были седины старца. Это событие произошло 26 мая 1521 г. Народ с умилением прославлял Господа, дивно прославляющего избранных Своих. Многие недужные и немощные, с верою притекавшие к ново-обретенным мощам, получили исцеление.
Игумен и братия, обрадованные такой благодатью, поспешили известить об этом Дмитровского князя Юрия Ивановича. Посланный иеромонах устно известил обо всем князя. Обрадованный князь стал ждать письменного извещения от игумена о совершившихся от мощей чудодейственных исцелениях. Игумен Иоасаф позаботился о том, чтобы были записаны важнейшие чудеса от мощей с именами получивших исцеление и отправил эти записи к князю. Юрий Иванович немедленно отправился в Москву и известил обо всем, совершившемся в Колязине, брата своего, великого князя Василия Ивановича, равно как и митрополита Даниила 11 .
Великий князь и митрополит поручили князю Юрию Ивановичу представить в Москву самолично хоть некоторых, получивших исцеление от мощей преподобного. Представлены были многие и засвидетельствовали истину. Тогда великий князь и митрополит послали в Колязинский монастырь архимандрита московского Чудова монастыря Иону для исследования на месте относительно всего, касающего открывающихся мощей. Архимандрит Иона явился в Колязинский монастырь, убедился в нетлении мощей Макария и в их чудодейственной силе и засвидетельствовал о сем в Москве пред великим князем и митрополитом.
Тогда великий князь и митрополит созвали в Москве собор из епископов, архимандритов, игуменов и других духовных лиц. Собору доложены были все обстоятельства явления мощей преподобного Макария, рассмотрена его святая жизнь и чудотворение как при жизни, так и по смерти, от его мощей. Собор постановил причислить преподобного Макария Колязинского к лику святых и установил местное празднование ему в день кончины 17 марта и открытие мощей 26 мая.
Нетленные мощи преподобного Макария вскоре из временной палатки перенесены были в старую деревянную церковь, а потом переложены в новую дубовую раку и торжественно поставлены открыто на правой стороне новой каменной церкви, построенной купцом Боронковым.
В Колязинском монастыре на обретение мощей стали петь службу, составленную Феодосием Тверитянином. Простота жизни Макария смущала некоторых и при его жизни, и заставляла сомневаться в святости его даже после открытия его мощей. Так, уже спустя десять лет по открытии мощей Макария, вельможный инок, старец Вассиан Патрикеев с укоризной говорил о простоте жизни Макария и называл его «мужиком сельским». Но митрополит Даниил на соборе заметил Вассиану, что если захочешь судить святых, так осудишь многих и в числе пророков, и Апостолов, и архиереев, и праведных, и преподобных; для Бога в деле святости важно не телесное, наружное благородие, а духовное, внутреннее 12 . На московском церковном соборе 1647 г. установлено было «петь и праздновать повсюду» в числе других и преподобному Макарию Колязинскому, причем он помещен в числе «великих чудотворцев» 13 .
При открытии мощей преподобного Макария было записано иноками Колязинского монастыря четырнадцать чудес. Приведем некоторые из них.
В странноприимнице или Богадельне монастырской жил убогий человек, по имени Иоанн: у него иссохли ноги, как дерево, и скорчились; он целых двенадцать лет только ползал, опираясь руками на маленькую клюку. Увидев однажды, что у гроба преподобного священники служат молебствие, с трудом подполз к ним и просил помолиться о нем Господу и Его угоднику. Священники, окропив его святою водою и открыв раку, хотели приподнять страдальца, чтобы он мог приложиться к святым мощам, но в это самое время ноги его выпрямились, он встал сам и смог приложиться к святым мощам, к изумлению и ужасу всех. С тех пор он стал совсем здоров.
Диакон Колязинского монастыря, по имени Андрей, долго страдавший от сильнейшей боли в костях, принесен был к мощам преподобного, и когда с верою приложился к ним, немедленно получил исцеление.
И другие лица получили исцеление от различных болезней: два монастырских крестьянина от умопомрачения; у одного странника, имевшего на правой руке три пальца пригнутыми и приросшие к ладони, скорченная рука разогнулась, когда он с молитвой прикоснулся ко гробу чудотворца. Одна женщина страдала опухолью, отеком всего тела, другая продолжительною глухотою и обе получили исцеление после усердной молитвы угоднику Божию. Некто юноша Григорий, неподвижно лежавший десять лет в расслаблении, был принесен на одре и положен при гробе преподобного; с умилением он смотрел на раку, плакал и молился об исцелении. Мало-помалу он стал чувствовать, что его ноги и руки начинают двигаться; собравшись с силами он встал с одра, чтобы припасть к святым мощам. Принесшие больного вместе с исцелившимся прославили Бога и Его угодника.
Однажды пришел в обитель некий человек, по имени Лаврентий, и рассказывал, что он два года страдал болезнью в ноге, а, когда дал обещание постричься в Колязином монастыре, то получил исцеление. Когда он шел в монастырь, то на него напали разбойники; израненный, он повернул в Москву. Здесь постигла его слепота. В недоумении и отчаянии он вспомнил о своем обещании постричься в обители Макария и – прозрел. Теперь он пришел в монастырь исполнить свое обещание.
Один знатный человек боярского рода, по имени Иоанн, пришел в Колязин монастырь и был встречен игуменом с подобающею честью. При возвращении домой игумен благословил богомольца иконою преподобного Макария. Боярин дома много рассказывал о чудесах преподобного. В числе его людей был расслабленный, Феодор по имени, шесть лет лежавший в постели без движения. Благочестивый господин его принес к нему икону преподобного и велел служить молебен с водосвятием. Когда больного окропили святою водою, он встал с постели здоровым к удивлению и утешению всех окружающих.
Некто Онуфрий, бесноватый, привезенный с трудом из Новгорода, никак не хотел приблизиться к раке чудотворца и произносил хульные речи, так что его родственники хотели уже везти его обратно и некоторые дерзнули даже укорять преподобного, что он не может исцелить больного. Напоследок однако они решились силою подвести его к чудотворной раке. Как только бесноватый коснулся раки, то с воплем упал на землю с пеною у рта; присутствовавшие думали, что он уже умирает, и окропили его святою водою. Но страдалец внезапно очнулся и стал с полным сознанием спрашивать, где он находится. Получив ответ, он благоговейно облобызал мощи преподобного, вознес благодарственную горячую молитву и, подав милостыню в обители, здоровым возвратился на родину.
Особенно много исцелений получили больные из соседних городов, где слава Макария распространялась как при жизни его, так и по смерти. Так получили исцеление Кашинские жители: инок Варсонофий, бывший архимандрит монастыря Димитриевского 14 , а теперь оставшийся до конца жизни в Колязинском монастыре; Кашинская инокиня Мария, долго страдавшая ногами; дьячёк обители Макариевой, по имени Тимофей, заболевший расслаблением в городе Дмитрове, и наконец другой инок по имени Симеон, внезапно заболевший на Волге тяжкою болезнью.
Предсмертные слова преподобного Макария оправдались: оставленная им обитель не оскудела, а распространилась: ее посещали Московские цари и делали в нее богатые вклады. Так в 1553 г. царь Иван Васильевич Грозный посетил обитель и пожаловал ей село Городище со всеми пустошами и 28 деревнями. В 1599 г. приезжал в Колязинский монастырь царь Борис Федорович Годунов с супругой и детьми, чтобы помолиться и испросить благословение угодника Божие на предполагавшийся брак царевны Ксении с датским принцем Иоанном. Посетители принесли в дар преподобному Макарию великолепную серебряную раку, в которую в их присутствии переложены были мощи угодника.
В смутное время самозванцев и царя Василия Ивановича Шуйского Колязин монастырь сделался средоточием важных событий и испытал великие бедствия. В 1609 г. находилась в монастыре главная квартира знаменитого вождя русских войск князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского, который 14 августа нанес здесь жестокое поражение Яну Сапеге с другими польскими вождями и русскими ворами или изменниками. Но в 1610 г. монастырь постигло тяжкое бедствие; князя Скопина-Шуйского не было уже там, но часть войска еще оставалась. Один из польских вождей, смелый и алчный грабитель Лисовский, отовсюду отрезанный, решился силою пробиться к польской границе из Суздаля. Переправившись через Волгу, он неожиданно напал на Колязин монастырь. Находившийся там воевода Жеребцов отчаянно защищался и делал вылазки из монастыря, но неприятелям удалось поджечь деревянные стены монастыря, причем загорелись и другие здания. Жеребцов вынужден был сдаться. Враги перебили монахов и других находившихся в монастыре людей, не исключая и воеводы Жеребцова; монастырь был разграблен; мощи преподобного Макария были изринуты из раки, а самая рака, дар Годунова, была рассечена на три части и увезена неприятелями.
Не легко было монастырю оправиться после такого страшного разгрома. Но усердие богомольцев, возросшее вследствие важных заслуг монастыря при Скопине-Шуйском и скорби о несчастном бедствии обители, равно как и старание настоятелей дали возможность в скорое время все привести в порядок, возобновить попорченное и приступить даже к сооружению новых храмов и других зданий.
В 1619 г. царь Михаил Федорович посетил Колязинский монастырь и с теплою молитвою и благоговением прикладывался к чудотворным мощам преподобного Макария. Царь тогда пожертвовал в монастырь колокол, а после, в 1635 г., тот же царь пожертвовал другой большой колокол по отце своем, патриархе Филарете Никитиче. В 1648 г. построена была каменная стена вокруг всего монастыря. В 1654 г., когда в Москве свирепствовало моровое поветрие, супруга царя Алексея Михайловича Мария Ильинична с детьми и всем двором нашли убежище в Колязине монастыре; с нею был там и патриарх Никон; царица с двором помещалась в построенном в 1641 г. братском корпусе, с того времени получившем название царского, а патриарх Никон в настоятельском, получившем с тех пор название патриаршего. Царица Мария в следующем, 1655 г., в память своего пребывания в Колязином монастыре исходатайствовала ему степень архимандрии.
Как в семнадцатом столетии, так и позже сооружались в монастыре новые храмы – и перестраивались прежние, перестраивались и возобновлялись вновь и прочие здания. Всегда, как и теперь, монастырь посещался и посещается богомольцами, особенно из окрестных уездов тверской и ярославской губерний, а также из губерний владимирской и московской. Особенно много стекается богомольцев к 17 марта и 26 мая – дню обретения мощей преподобного; в этот день рака со святыми мощами преподобного Макария обносится вокруг главного монастырского храма Пресвятой Троицы, в котором она и находится всегда, в арке в приделе Нерукотворенного образа Спасителя 15 .
В 1764 г., при учреждении монастырских штатов, по описи владений Колязина монастыря числилось за ним 2803 крестьянских двора с 12 000 человек мужского пола. Монастырь отнесен к числу первоклассных.

Тропарь преподобному Макарию, игум. Калязинскому, чудотворцу, глас 8

П лотская мудрования, отче Макарие,/ воздержанием и бдением умертвил еси,/ место бо, на немже поты твоя излиял еси,/ яко труба, вопиет к Богу,/ поведающи твоя исправления,/ и по смерти честныя твоя мощи источают исцеления./ Темже вопием ти:/ моли Христа Бога, да спасет души наша.

Ин тропарь преподобному Макарию Калязинскому, глас 2

Я ко древо насаждено при водах воздержания,/ струями слез твоих напаяемь,/ преподобне отче Макарие,/ сеяв бо со слезами, в радости жнеши добродетельный рукояти,/ тем Великий Мздодавец плоды трудов твоих прият/ и в житницах Небесных тя сокровище положи,/ но поминай чтущих любовию пресветлую память твою/ и моли Святую Троицу, преподобне Макарие,/ спастися душам нашим.

Ин тропарь преподобному Макарию Калязинскому, глас 8

С лез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси/ и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси,/ и был еси светильник вселенней, сияя чудесы,/ Макарие отче наш, моли Христа Бога/ спастися душам нашим.

Кондак преподобному Макарию, игум. Калязинскому, чудотворцу, глас 2

В ышних желая, воздержанием, и труды, и поты насладився,/ желание плоти твоей обуздав,/ чудес дар прием от Христа Бога,/ светильник явился еси пресветлый./ Темже Христова Церковь песньми славит тя,/ преподобне Макарие, отче наш.

Ин кондак преподобному Макарию Калязинскому, глас 8

Я ко финикc псаломский во удолиих постнических процвел еси,/ трудов своих поты, яко плоды духовными, возвеличил еси над всеми Бога,/ но яко имея дерзновение ко Святей Троице,/ поминай нас, чтущих любовию святую память твою, да зовем ти:/ радуйся, преподобне Макарие, отче наш.

Молитва преподобному Макарию, игумену Калязинскому, чудотворцу

О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Макарие! Не забуди убогих своих до конца, но поминай нас во святых своих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо свое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад своих. Моли за ны, отче священный, за дети своя духовныя, яко имея дерзновение к Небесному Царю. Не промолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас, недостойных, у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу: ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва: аще бо и телом преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих, и всякия прелести бесовския, и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа с ангельскими воинствы, с безплотными лики, с Небесными Силами у Престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится. Ведуще бо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: еже молитися о нас Всесильному Богу о пользе душ наших и испросити время на покаяние, и о невозбранном преитии от земли на Небо, мытарств же горьких, бесов воздушных князей и вечныя муки избавитися, и Небесному Царствию наследником быти со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу: Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцом, и Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.


Примечания


Житие преподобного Макария Колязинского, составленное в 1546–1547 году по монастырским воспоминаниям и рассказам отчасти даже очевидцев жизни преп. Макария, равно как в по некоторым записям, встречается во многих рукописях начиная с 16-го столетия, но сполна в подлиннике не напечатано. Здесь в основу изложения положен текст сборника Синод. Библ. ЛЗ 555. В рукописи Свод. Библ. № 927, содержащей так называемый волоколамский патерик, находится рассказ о Макарии Колязинском Досифея Топоркова со слов преподобного Иосифа волоцкого; этот рассказ здесь принят во внимание, равно как и отзыв о Макарии в его монастыре в повести Иосифа волоцкого о русских подвижниках. – Много данных о преподобном Макарии и его монастыре содержится в подлинных документах, хранящихся в монастыре. См. книжки: «Описи древних грамот и др. документов, хранящихся в архиве первоклассного Троицкого Колязина мовастыря. Тверь 1891»; Кормовая книга Колязина монастыря» И. А. Иванова. - Тверь. 1892 г.; «Описание Троицкого Колязина мужского первоклассного монастыря Тверской Епархии», составленное Алексеем Лебедевым. - Ярославль, 1867.


1 Наименование Макария Колязинским произошло от наименования самого монастыря, о чем сказано ниже.


2 Кашин – уездный город Тверской губернии на левом берегу Волги в 12 верстах от нее, на реке Кашинке, и в 19 верстах от уездного же города Тверской губ. Колязина.


3 Василий Васильевич Темный княжил с 1425 г. по 1462 гг.


4 Клобуковский Николаевский монастырь подле города Кашина с 1764 г. – заштатный. В нем до настоящего времени сохраняется келлия преподобного Макария.


5 Епископ Моисей управлял тверской епархией с 1453 г. по 1459 гг.


6 Преподобный Ефрем Перекомский, уроженец города Кашина, начал подвизаться в Макариевом Калязинском монастыре, а пострижение принял в обители преподобного Саввы Вишерского. Удалившись в пустынное место на западный берег озера Ильменя, он положил начало обители в 25 верстах от Новгорода. Ныне заштатный Перекомский Николаевский монастырь. Память преп. Ефрема празднуется 10 мая.


7 Князь Андрей Васильевич большой был четвертый сын великого князя Московского Василия Василевича Темного и родной брат Московского великого князя Иоанна Васильевича III. Он получил в удел город Углич по духовному завещанию своего отца, скончавшегося в 1462 году. В 1492 г. князь Андрей был посажен в заточение в Переяславле-Залесском и скончался в 1494 году.


8 Великий князь Иоанн Васильевич III, сын Василия Васильевича Темного, правил русским государством с 1462 по 1505 гг.


9 Основанный преподобным Паисием Покровский монастырь находится в трех верстах от города Углича (Ярославской губернии), на левом берегу Волги, в настоящее время третьеклассный. Паисий основал монастырь по просьбе угличского князя Андрея Васильевича, у которого был восприемником детей Иоанна и Димитрия. Преподобный Паисий скончался в глубокой старости в 1606 году, июня 6, когда и празднуетоя его память.


10 Епископ Нил, грек, управлял тверскою епархиею с 1509 по 1521 гг.


11 Митрополит Даниил, ученик Иосифа волоколамского, хиротонисован из игумнов Иосифова монастыря в 1522 году; оставил кафедру в 1539 году.


12 Инок князь Вассиан Патрикеев был судим на соборе в 1531 г. и мнения свои о новых русских чудотворцах высказал здесь в прении с митрополитом Даниилом. «Прение» ж то см. в «Чтениях. Общ. Ист и Древн. Росс. при Моск. Унив.» за 1847 год; изложение в Истории Русской Церкви преосв. Макария, т. 6, стр. 200.


13 После открытия мощей в 1521 году было установлено местное празднование прп. Макарию, а на соборе 1547 г. – всецерковное, и он наименован «великим чудотворцем». См. Е.Е. Голубинский, История Канонизации святых в Русской Церкви, стр. 83 и 100.


14 Димитриевский или Дмитровский монастырь в городе Кашине на берегу реки Кашинки основан в пятнадцатом столетии; с 1764 г. доныне заштатный.

20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...

Родился преподобный Макарий, игумен Троицкого Калязинского монастыря, в 1402 году, в селе Гридцине (Грибкове, ныне Кожино), вблизи Кашина, в боголюбивой, строго чтущей заповеди Господни семье. Родители, боярин Василий Ананиевич Кожа, прославившийся своими воинскими подвигами при великом князе Василии Васильевиче II Темном, и супруга его Ирина (память их чтится местно) с детства воспитывали Матфея (имя в миру) в вере и богопочтении.

Отрок любил проводить время за чтением духовных книг, и все прочитанное глубоко западало в его сердце. Он не увлекался играми и в душе своей непрестанно возносил дорогие сердцу молитвы, псалмы и духовные песнопения, задумываясь при этом, как послужить Богу.

Когда стал приходить в совершенный возраст, начал Матфей помышлять об удалении от суетной мирской жизни; родители его, однако, не желали, чтобы он принял монашество, и приводили библейские примеры жития новозаветных святых, спасшихся в миру. Послушный сын, не желая огорчать родных и повинуясь, согласился на брак и вскоре женился на девице Елене Яхонтовой. Молодые супруги пообещали друг другу, в случае если один из них умрет, овдовевший примет монашество. Спустя год после свадьбы Матфей потерял отца и мать, а еще через два — скончалась Елена; и двадцатипятилетний Матфей оставил временное, взыскуя вечного, и поступил в находивший неподалеку Николаевский Клобуков монастырь, где постригся с именем Макарий.

С ревностью проходил он все монастырские послушания, смирением и кротостью превосходя всех, и подвиги молодого инока возбуждали удивление братии. Спустя некоторое время, тяготясь многолюдием обители, преподобный по благословению игумена удалился в пустынь. Он избрал место в лесу, лежавшее в 18 верстах от Кашина, неподалеку от Волги, между двух небольших озер. Здесь он срубил себе келию, и никто не мешал его подвигу уединенной молитвы, лишь дикие звери приходили и ласкались к нему, и он делил с ними пищу. Прознав об отшельнике, стали стекаться иноки к преподобному Макарию, желая молиться вместе с преподобным в его келии. Он смиренно принимал их и наставлял в правилах иноческого жития. Так уединенная лесная чаща обратилась в монастырь, где игуменом был избран преподобный Макарий.

Земля, на которой жила братия, принадлежала боярину Ивану Коляге, который со времени поселения там преподобного Макария с неприязнью смотрел на инока. Когда же была устроена церковь и число пустынников увеличилось, Коляга испугался, что к обители может отойти часть его земли; и так это его угнетало, что он замыслил даже убийство преподобного… Но Божие наказание не замедлило сказаться: смерть постигла семью Коляги, а сам он тяжело заболел. Пребывая в несчастии, строивший недобрые планы боярин раскаялся в своем грехе и, исповедав его Макарию, был прощен.

Вскоре Коляга под воздействием проповеди преподобного вступил в Макариев монастырь, подарив ему все свои земли. С тех пор, ради смирения, сам Макарий именовал обитель Калязинскою (ныне г. Калязин Тверской губ.). Довольно быстро она приобрела широкую известность, ибо ученики преподобного Макария, следуя примеру своего духовного отца и наставника, совершенствовались в иноческом подвиге и держали строгую аскезу. Множество людей — и знатных, и простолюдинов, — просили преподобного принять их в число братии. И, надо сказать, еще при жизни преподобного Макария из обители Калязинской вышли преподобный Ефрем Перекомский (память 16 мая) и преподобный Паисий Угличский (память 6 июня).

Чудодейственна была молитва преподобного Макария, получившего при жизни своей от Бога дар исцеления недугующих и страждущих. Так, он освободил от болезни некоего расслабленного Захарию из села Кесова Гора, вразумив его с любовью: «Чадо! Преблагий Бог не хочет смерти грешника, а жизни и обращения ко спасению, и какими ведает судьбами, приводит его ко спасению через покаяние. Тебя постигло Божие посещение и, если покаешься и оставишь прежние обычаи, Бог пошлет тебе исцеление; если же нет, то пострадаешь и больше сего». Принесший покаяние грешник исцелился, а после того стал священником в своем селе и всю жизнь помнил наставления преподобного Макария.

Другой раз преподобный вылечил мучимого бесами боярского Василия Рясина. После молитвы преподобный Макарий осенил его крестным знамением, и тот очистился. Обрадованный ниспосланной милостью Божией, он избрал иноческий путь.

Наградил Господь духоносного старца также и даром прозорливости. Однажды украли монастырских волов. Внезапно воры были поражены слепотой и, долго блуждая в окрестностях, опять оказались у ворот обители. Преподобный Макарий осматривал в то время хозяйство и, как бы не зная, в чем дело, спросил, увидев их, почему они здесь, да к тому же с волами. Похитители сознались во всем и раскаялись. Преподобный отпустил им грех и, исцелив, наказал впредь не посягать на чужое.

Незадолго перед своей кончиной преподобный Макарий заболел. Некоторое время он безмолвствовал, а в предчувствии исхода, призвав братию, благословил и поцеловал каждого и простился: «Предаю вас Господу Богу! Пребывайте всегда в трудах, посте, бдении и непрестанной молитве; блюдите чистоту душевную и телесную, не воздавайте зло за зло или досаждение за досаждение. Разумейте, братия: если я имею дерзновение к Богу. то по моем отшествии сия обитель не оскудеет, но распространится».

Преставился игумен Калязинский 17 марта 1483 года глубоким старцем, на 82-м году жизни, и был погребен близ построенной им деревянной церкви. Над могилой его была сооружена и украшена образами деревянная часовня. Когда храм обветшал, жертвователи решили обновить его, выстроив на том месте каменную церковь. Во время копания рвов для ее основания был обретен гроб преподобного. От его нетленных мощей исходило благоухание, седины старца были чисты, и даже ризы не изменились. Случилось это 26 мая 1521 года.

Множество исцелений расслабленных, бесноватых, страдавших костной болью, слепотою, болезнью ног происходило при мощах святого. Это привлекало в обитель множество паломников. До 1547 года преподобного Макария чтили местно. Чудотворения и народная любовь способствовали тому, что на Московском Соборе 1547 года он был причислен к лику святых Божиих угодников и память его было постановлено праздновать по всей России. В Калязин к преподобному ходили пешком простые люди, ездили цари: в 1553 году обитель посетил царь Иоанн Васильевич Грозный, в 1599-м — Борис Годунов с супругой и детьми прибыл испросить у преподобного Макария благословение на вступление дочери Ксении в брак. Тогда царственными богомольцами была устроена серебряная рака, куда были переложены честные мощи святого.

В 1610 году обитель была разграблена поляками, многие из братии убиты. После Смуты государи нового правящего дома Романовых также неоднократно молились в ней: в 1619 году царь Михаил Федорович, в 1635-м — его отец, Патриарх Филарет. В 1654 году, во время морового поветрия, царица Мария Ильинична и Патриарх Никон имели местопребывание в Калязинской обители. В 1700 году для мощей благочестивыми жертвователями была устроена новая серебряная рака, в коей угодник Божий почивал вплоть до закрытия монастыря советской властью. По его разграблении в 1930-е годы мощи перевезли в Тверь, где они покоятся и ныне в кафедральном соборе Белая Троица, в правом приделе.

Вконтакте

Преподобный Макарий Калязинский - основатель Троицкого Калязинского монастыря в XV веке. Память чудотворца совершается 17/30 марта, в день его кончины, и 26 мая/8 июня - в день обретения святых мощей.

Немало воспитал преподобный Макарий на примере своей святой жизни стойких воинов Христовых. Некоторые из его учеников сами стали основателями монастырей. Преподобный Ефрем Перекомский основал обитель близ Новгорода, а преподобный Паисий, родной племянник преподобного Макария, устроил обитель Покрова Пресвятой Богородицы около Углича. Преподобный Макарий достиг такой степени духовного совершенства, что удостоился особой благодати Божией. По его молитвам верующие избавлялись от различных недугов, отрешались от преступных дел лихие люди.

Непрестанно служа ближним, пребывая во всегдашней молитве и посте, достиг преподобный Макарий глубокой старости. Преставился он на 83 году жизни 17/30 марта 1483 г.
Обретение мощей преподобного Макария Калязинского произошло 26 мая 1521 г. Купец из Дмитрова Михаил Воронков пожертвовал средства на строительство каменной церкви вместо обветшавшей деревянной в Калязинском монастыре. Игумен монастыря Иоасаф водрузил крест на месте, предназначенном для алтаря, и благословил копать рвы под фундамент. Во время работ был обретен неразрушившийся гроб, от которого исходило благоухание. Игумен Иоасаф тотчас узнал гроб основателя монастыря - преподобного Макария. Братия монастыря и множество собравшегося народа совершили панихиду над перенесенным ко храму гробом. С этого дня у нетленных мощей святого стали совершаться исцеления.

Об обретении нетленных и чудотворных мощей преподобного Макария игумен монастыря Иоасаф известил дмитровского князя Юрия Ивановича. В скором времени об этом радостном событии узнал и великий князь московский Василий Иванович ІV. По указу великого князя и митрополита посланный в Калязинский монастырь архимандрит московского Чудова монастыря Иона после подробного исследования всего происходящего вокруг новоявленной святыни подтвердил нетленность мощей. Вскоре нетленные мощи были установлены в Троицком храме и составлена рукописная служба.

В 1547 г. Московский Собор постановил праздновать дни памяти Калязинского чудотворца повсеместно во всех городах и церквах России.

День обретения святых мощей преподобного Макария отмечался в Калязине с особым торжеством. Крестные ходы со всех церквей города с крестами и хоругвями приходили в монастырь, где раку с мощами по окончании литургии обносили вокруг Троицкого собора с колокольным звоном при многочисленном стечении народа.


Среди богомольцев в Калязинском монастыре бывали великие князья и цари российские, которые оказывали особую рачительность о нуждах монастыря.

Так, царь Иоанн Васильевич Грозный посетил Калязинский монастырь дважды: в 1544 и 1553 гг. и приписал к нему богатое село Городище со всеми деревнями и пустошами. В 1599 г. Борис Федорович Годунов, пребывая в монастыре с супругой и детьми, принес в дар преподобному Макарию богатую серебряную раку.

В начале XVІІ века, когда Русское государство было охвачено Великой смутой, Троицкий Калязин монастырь внес немалый вклад в освобождение страны от польско-литовских захватчиков и сохранению российской государственности. 28 августа 1609 г. полководец князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский и его ополченцы под стенами Калязинского монастыря с молитвенным призывом к преподобному Макарию бросились в решительную атаку на превосходящего числом и боевым опытом польско-литовское войско и, потеснив его ряды, обратили в бегство. Калязинский монастырь стал в тот период главным военным лагерем русского войска. Первый отряд, который, прорвав кольцо осады, пришел на помощь Троице-Сергиевой Лавре в момент, когда силы ее защитников почти иссякли, был из обители преподобного Макария Калязинского.


Через год польский воевода пан Лисовский неожиданно напал на Троицкий Калязинский монастырь. Небольшой гарнизон, возглавляемый воеводой Давидом Жеребцовым, игумен и братия монастыря пали в неравном бою. Серебряная рака с мощами преподобного Макария была рассечена палашами и вывезена неприятелем как военный трофей. Несмотря на столь страшные последствия нападения врага, выброшенные из раки святые мощи сохранились. Нашли и собрали их на пепелище оставшиеся в живых жители подмонастырской слободы и благодаря этому обитель к концу XVII века полностью оправилась.

Вокруг монастыря поднялись кирпичные крепостные 10-аршинные стены с восемью башнями. Над сооружением каменного Троицкого собора и других церквей монастыря трудились лучшие мастера.


Нетленные мощи преподобного Макария были помещены в арке между соборным храмом и приделом во имя Нерукотворного Образа Спасителя. Рака была обложена позолоченным серебром, а над нею на четырех вызолоченных колоннах, убранных бархатною драпировкой, - резная сень. Рака была устроена взамен обветшавшей в 1700 г. по грамоте и благословлению преосвященного Сергия архиепископа Тверского и Кашинского при архимандрите Исаии и келаре старце Макарии Сафонове с братиею на собранные деньги разных вкладчиков. На сторонах раки были вычеканены девять надписей. В первой говорилось о времени построения раки и о том, при каком монастырском начальстве она сооружена, во второй сообщались имена мастеров, а в остальных семи надписях - эпизоды из жития преподобного Макария. Мощи в раку переложены в 1700 г. Тверским архиепископом Сергием с четырьмя архимандритами.

На восточной стороне раки находилась древняя икона преподобного Макария во весь рост. На этой иконе преподобный держит в руке грамоту, на которой выбито предсмертное предсказание ученикам его:

«Разумейте, убо братие, аще имам дерзновение к Богу, по отшествии моем, обитель сия не оскудеет, но распространится».


По слову преподобного Макария его обитель непрестанно умножала свое духовное значение, обогащалась многими святынями христианского мира, украшалась внешним благолепием церквей на протяжении более пяти столетий.

Охватившая Россию в начале XX века новая смута, разметавшая основы Русского государства, не обошла стороной и Калязинский монастырь. Одним из эпизодов масштабной богоборческой кампании по вскрытию мощей русских святых стал акт, произведенный Калязинской уездной ЧК 7 февраля 1919 г. по вскрытию раки с мощами преподобного Макария Калязинского.
Вскоре монастырь был закрыт, на его территории разместилась детская колония и школа коммунистической молодежи, а затем их сменил дом отдыха Московского электролампового завода. Тогда же в трапезной монастыря был организован и Калязинский краеведческий музей. Благодаря первому директору музея Ивану Федоровичу Никольскому многие церковные предметы нашли место в этом музее. Простая фелонь и деревянный напрестольный крест, по преданию принадлежавшие преподобному Макарию, а главное - его святые мощи, были перенесены И.Ф. Никольским в хранилище музея.


При утверждении в 1935 году советским правительством планов по строительству каскада плотин на Волге Калязинский монастырь вошел в зону затопления Угличского водохранилища. К 1940 г. на месте монастыря образовался пустынный остров, покрытый обломками кирпича, мощи же преподобного Макария оказались на Заречной части Калязина в Богоявленской церкви, помещение которой стало использоваться под краеведческий музей.

Минули десятилетия забвения памяти о великом угоднике Божием, когда о месте нахождения и состоянии мощей преподобного Макария знал лишь директор краеведческого музея. С началом перестроечных процессов в России о святыне, хранящейся под спудом в Калязинском музее, заговорили вновь. В Калининский областной обком партии поступила просьба от верующих Калязинского района вернуть церкви не являющиеся музейным экспонатом мощи преподобного Макария. В ответ на это обращение была предпринята попытка местного руководства, разделяющего позиции воинствующего атеизма, в очередной раз лишить православный мир святых мощей преподобного Макария. Директору музея настойчиво предлагали избавиться от мощей, предав их огню. Однако твердость и благоразумие молодого директора музея А.В. Землякова не дало осуществиться этим намерениям.


В 1988 г. мощи преподобного Макария Калязинского были официально возвращены Русской Православной Церкви. По благословению митрополита Калининского и Кашинского Алексия рака с мощами была перенесена в Тверь и установлена в соборе Белой Троицы.

Митрополит Тверской и Кашинский Виктор принял решение о переносе мощей небесного покровителя града Калязина в Вознесенскую церковь. Святые мощи преподобного Макария Калязинского 14 июня 2012 г. вернулись на Калязинскую землю по водам великой русской реки с Большим Волжским крестным ходом. Перенос мощей совпал с 465-летием прославления преподобного Макария Калязинского на Московском соборе.

Д ревнейшая история Николаевского Клобукова монастыря связана с житием преподобного Макария Калязинского, пришедшего в обитель около 1420 года и принявшего в ней монашеский постриг.

Преподобный Макарий (в миру Матфей) родился в 1402 году в селе Гридкове (ныне Кожино), что в семи верстах от Кашина, в благочестивой семье боярина Василия Кожина и супруги его Ирины (память их почитается местно). В семь лет мальчик научился грамоте и на всю жизнь полюбил чтение духовных книг, принимая близко к сердцу все прочитанное. Матфей мечтал о монашестве, но, повинуясь воле родителей, по достижении необходимого возраста женился на Елене Яхонтовой. Вступая в брак, молодые дали друг другу обет — если кто из супругов скончается первым, то второй, не заходя с кладбища домой, отправится в монастырь и пострижется в монахи. Через год умерли родители Матфея, а еще через два года умерла и Елена. Матфей исполнил обет — так он оказался в Николаевском Клобуковом монастыре, где около 1425 года выстроил себе маленькую деревянную келью, а на берегу Кашинки — монастырскую мельницу. По преданию, преподобный уединялся здесь для молитв.

Тропарион

Тропарь преподобному Макарию, игумену Калязинскому, чудотворцу, глас 8

Плотская мудрования, отче Макарие, воздержанием и бдением умертвил есй, место бо, на нёмже поты твоя излиял есй, яко труба вопиет к Богу, повёдающи твоя исправлёния, и по смёрти честныя твоя мощи источают исцеления. Тёмже вопием ти: моли Христа Бога, да спасёт души наша.

Будучи благородного происхождения, святой Макарий смирял себя ниже всех, с любовью повиновался не только игумену, но и всяком брату, старшему и младшему, день после монастырских богослужений и послушаний проводил в чтении житий святых, а ночи — в пении псалмов. Но преподобный, имея склонность к истинному пустынножительству, желал совершенного отшельничества — житейский же шум Кашина долетал до Клобуковской обители, расположенной в непосредственной близости от города. В 1444 году преподобный Макарий исполнил свое заветное желание и, с благословения настоятеля, с семью другими подвижниками покинул монастырь, отправившись искать новое место в более уединенной пустыни. По преданию, от слез, которые он проливал по случаю ухода «вон» из Кашина, образовалась речка Вонжа, впадающая близ монастыря в Кашинку.

Пустынь, основанная преподобным, располагалась в красивом месте в лесу, между двух озер. Долго не соглашался святой принять сан игумена, но вынужден был уступить просьбам собравшейся вокруг него братии. Случались и скорби. Земля, на которой выросла обитель, принадлежала боярину Ивану Коляге, невзлюбившему преподобного Макария — боярин подозревал, что монахи покушаются на его владения. Он даже подумывал об убийстве святого, и тут же его настигла Божия кара — умерли его близкие, а сам боярин тяжко заболел. Готовясь к смерти, он раскаялся и, исповедовавшись святому, был прощен. Исцелившись, Иван Коляга подарил монастырю свои земли, а сам вступил в него простым иноком.

Так было положено начало Троицкому Калязинскому (по имени боярина Ивана Коляги) монастырю, устав которого отличался такой строгостью, что многие, не выдержав, уходили. Тогдашнему монастырскому благочинию и благолепию дивился старец Митрофан Бывальцев, проживший на Горе Афонской девять лет. «Напрасно трудился я, — сокрушался он, — и совершил такой дальний путь на Святую Гору мимо Калязинского монастыря, Ибо можно спастись и в нем живущим: здесь все делается подобно сыновьям Святой Горы».

Полузатопленная калязинская колокольня Никольской церкви — то немногое, что осталось от старого Калязина, сполна испытавшего на себе все прелести материального «переустройства мира».

Преподобный Макарий Калязинский, беседуя с преподобным Иосифом Волоколамским, так говорил о своей братии, вышедшей из стен Клобуковского монастыря: «Когда я пришел в это место, со мной пришли из Клобукова монастыря семь старцев. Все они были так совершенны в добродетелях и духовной жизни, что другие братья приходили к ним принимать наставления». Из этой среды вышли великие подвижники, и в их числе — преподобный Ефрем Перекомский (память 29 мая и 9 октября по новому стилю). Он основал впоследствии храм в честь Богоявления на острове, находившемся в устье реки Веренды. Для удобной доставки воды в монастырь святой прокопал в озеро Ильмень проток, отчего обитель получила название Перекопской, или Перекомской.

Преставился преподобный Макарий, игумен Калязинский, 17 марта 1483 года на 82-м году жизни. Его похоронили близ построенной им деревянной церкви, соорудив над могилой часовню. Когда деревянный храм обветшал, решено было возвести на его месте каменную церковь. Стали копать рвы под фундамент — и обрели гроб преподобного. От его нетленных мощей исходило благоухание, седины старца были чисты, и даже ризы не изменились. Случилось это 26 мая 1521 года.

Поначалу преподобного Макария чтили местно. А на Соборе 1547 года он был канонизирован для общецерковного почитания.

Память преподобного Макария Калязинского совершается 30 марта, в день его кончины, и 8 июня — в день обретения святых мощей. Даты даны по новому стилю.