Обозначения растительности на топографических картах. Топографическое обозначение колодца на плане местности

Обозначение колодца на плане местности и на топографических картах имеет большое значение, особенно в пустынных и полупустынных районах. Как и другие гидрографические объекты, они обозначаются синим цветом в виде кружков с рядом стоящей буквой К или подписью «арт.к.» (артезианский колодец). Все обозначения на картах и планах называют условными картографическими знаками. Для того чтобы их было удобно читать и легко запомнить, многие знаки имеют визуальное сходство (вид сбоку или сверху) с обозначаемым объектом.

Классификация условных знаков

На картах и планах все элементы местности обозначаются условными знаками. Их принято делить на 3 самостоятельные группы:

  • масштабные или контурные;
  • внемасштабные;
  • пояснительные.

Для того чтобы изображаемые знаки выглядели более наглядно, все однотипные элементы наносятся одной краской, т. е. любой гидрографический элемент обозначается синим цветом.

Однотипные объекты на картах с разным масштабом обозначаются одинаково и отличаются только размерами. Чем крупнее масштаб карты, тем больше объектов может быть на ней нанесено и информации указано. Мелкие сооружения, имеющие второстепенное значение, как правило, на них не наносятся, тем самым повышается наглядность изображения.

Такой прием называется картографической генерализацией. Наполнение карты или плана элементами местности зависит от особенностей территории. Чем она сложнее и насыщеннее объектами, тем больше будет нанесено элементов на план и тем он труднее станет читаться. Территория, которая изобилует озерами, реками и другими водными объектами, топографируется без мелких объектов, если только они не являются основными ориентирами. Например, на такой местности колодцы не имеют существенного значения, однако в степных районах должны наноситься на план обязательно.

Наряду с повысотными отметками они являются хорошими ориентирами. В пустынной местности главный источник обозначается более крупным значком, а рядом с ним наносятся пояснительные надписи. Слева от условного обозначения шрифтом черного цвета указывается отметка уровня земли, а справа — глубина источника в метрах и наполняемость в л/час.

При съемке плана местности в населенных пунктах обязательно обозначаются водопроводы, канализационные и газовые системы. В местах расположения водопроводных и канализационных колодцев указываются диаметры труб, направление движения среды и тип сооружения. В газовых колодцах, кроме того, отмеается давление в трубопроводах. Кроме этих сооружений в обязательном порядке должны обозначаться газораспределительные пункты с соответствующими пояснениями.

Кроме того, на местности, отстояние подземного трубопровода от зданий и других объектов отмечается на специальных указателях. Этот знак наносится на электроопоры, столбы заборов и т. д. с указанием направления и расстояния до трубы от конкретного ориентира.

Назначение планов и условных обозначений

Для составления плана местности используются те же значки, что и для топографических карт. Планы изготавливаются для небольшого участка территории в крупном масштабе. Они используются коммунальными и аварийными службами, туристическими группами, работниками сельскохозяйственного комплекса. Назначение планов заключается в возможности ориентирования и изучения участков местности для проведения работ. Они являются пособием для обучения детей передвижению по азимуту и азам основы топографической съемки.

Для привития навыков в ориентировании на местности и проведения съемки, все объекты должны обозначаться общепринятыми знаками. Это поможет избежать разночтения карт и путаницы во время туристических походов. Смысл обучения движению по азимуту состоит в привитии ребенку умения самостоятельного хождения по маршруту в незнакомой местности и определения своего местоположения по имеющимся ориентирам.

Возвышающийся колодезный журавль будет хорошей точкой, относительно которой можно определить свое место. Существуют и другие высокие ориентиры, например трубы завода, отдельно стоящее дерево, геодезические знаки и др. Получив навыки чтения карты или плана и сравнив обозначения ориентиров с объектами на местности, ребенок без особых трудностей сможет прочитать топографические карты и планы незнакомой местности.

Лексическое значение слова — это его содержание. Оно может быть однозначным и многозначным. В данном случае слово колодец — многозначное, и может использоваться как в прямом, так и в переносном смысле. Колодцы способны быть источниками питьевой воды и вместе с тем обозначать строительные сооружения, предназначенные для осмотра и управления исполнительными механизмами подземных коммуникаций (электрических, водопроводных, канализационных и т. д.). В переносном смысле — это двор, образованный близко стоящими стенами многоэтажных домов. Вход в них осуществляется с улицы через подворотни.

Топографические знаки и условные обозначения кустов и кустарников

Как обозначаются элементы почвенно-растительного покрова, садов, плантаций и пр.?

Начнём, пожалуй, с болот. По степени проходимости они делятся на

Проходимые: болота, по которым летом в любом направлении возможно передвижение пехоты как в разомкнутых, так и в сомкнутых строях.

Труднопроходимые: болота, по которым пехота может передвигаться с значительными трудностями и лишь в разомкнутых строях.

Непроходимые: даже одному человеку не пройти

Условные пояснительные знаки возраста и породы лесов


Условные знаки и картографические обозначения болот


Условные знаки и картографические обозначения песков и степей


Условные знаки и картографические обозначения угодий, плантаций и т. п.



Иногда Вы можете встретить комбинацию условных знаков. Например, мокрый луг и болота, на которых производится сенокос, обозначаются знаками болота и луга.

Условные знаки бывают контурные, линейные и внемасштабные.

  • Контурными (площадными) знаками показаны, например, озера;
  • Линейными знаками - реки, дороги, каналы.
  • Внемасштабными знаками на планах отмечают, например, колодцы, родники, а на географических картах — населенные пункты, вулканы, водопады.

Рис. 1. Примеры внемасштабных, линейных и площадных условных знаков

Рис. Основные условные знаки

Рис. Условные знаки местности

Изолинии

Есть отдельная категория условных знаков — изолинии, т. е. линии, соединяющие точки с одинаковыми значениями изображаемых явлений (рис.2). Линии равного атмосферного давления называются изобарами , линии равной температуры воздуха - изотермами , линии равных высот земной поверхности — изогипсами ил и горизонталями.

Рис. 2. Примеры изолиний

Способы картографирования

Для изображения географических явлений на картах применяют различные способы . Способом ареалов показывают районы распространения природных или социальных явлений, например животных, растений, некоторых полезных ископаемых. Знаки движения используют для показа морских течений, ветров, транспортных потоков. Качественным фоном показывают, например, государства на политической карте, а количественным фоном - подразделение территории по какому-либо количественному показателю (рис. 3).

Рис. 3. Картографические способы: а — способ ареалов; б — знаки движения; в — способ качественного фона; г — количественный фон — точечные знаки

Для показа средней величины явления на какой-либо территории наиболее целесообразно использовать принцип равных интервалов. Один из путей получения интервала — деление разности между самым большим и самым маленьким показателем на пять. Например, если самый большой показатель — 100, самый маленький — 25, разность между ними — 75, ее 1/5 -15, то интервалы будут: 25-40, 40-55, 55-70, 70-85 и 85-100. При показе этих интервалов на карте более светлый фон или редкая штриховка изображают меньшую интенсивность явления, более темные тона и густая штриховка — большую. Такой способ картографического изображения называется картограммой (рис. 4).

Рис. 4. Примеры картограммы и картодиаграммы

К способу картодиаграммы прибегают, чтобы показать суммарную величину явления на какой-либо территории, например производство электроэнергии, численность учащихся школ, запасы пресной воды, степень распаханности земли и т. д. Картосхемой называют упрошенную карту, не имеющую градусной сети.

Изображение рельефа на планах и картах

На картах и планах рельеф показывают при помощи горизонталей и отметок высот.

Горизонтали, как вы уже знаете, — это линии на плане или карте, соединяющие точки земной поверхности, которые имеют одинаковую высоту над уровнем океана (абсолютную высоту) или над уровнем, принятым за точку отсчета (относительную высоту).

Рис. 5. Изображение рельефа горизонталями

Для того чтобы на плане изобразить холм, нужно определить его относительную высоту, которая показывает, на какое расстояние по вертикали одна точка земной поверхности выше другой (рис. 7).

Рис. 6. Изображение холма на плоскости

Рис. 7. Определение относительной высоты

Относительную высоту можно определить с помощью нивелира. Нивелир (от фр.niveau - уровень, нивелир) — прибор для определения разности высот между несколькими точками. Прибор, устанавливаемый обычно на треножник (штатив), оборудован зрительной трубой, приспособленной к вращению в горизонтальной плоскости, и чувствительным уровнем.

Провести нивелирование холма - это значит произвести замеры западного, южного, восточного и северного его склонов от подошвы до вершины с помощью нивелира и вбить колышки в тех местах, где был установлен нивелир (рис. 8). Таким образом, четыре колышка будут вбиты у подошвы холма, четыре — на высоте 1 м от земли, если высота нивелира равна 1 м, и т. д. Последний колышек вбивается на вершине холма. После этого положение всех колышков наносят на план местности и плавной линией соединяют сначала все точки, имеющие относительную высоту 1 м, затем — 2 м и т. д.

Рис. 8. Невелирование холма

Обратите внимание: если склон крутой, горизонтали на плане будут расположены близко друг к другу, если же пологий — далеко друг от друга.

Маленькие черточки, проведенные перпендикулярно к горизонталям, — это бергштрихи. Они показывают, в каком направлении склон понижается.

Горизонталями на планах изображают не только возвышенности, но и впадины. При этом бергштрихи обращены во внутреннюю сторону (рис. 9).

Рис. 9. Изображение горизонталями различных форм рельефа

Крутые склоны обрывов или оврагов на картах обозначают мелкими зубцами.

Высота точки над средним уровнем океана называется абсолютной высотой. В России все абсолютные высоты исчисляют от уровня Балтийского моря. Так, территория Санкт-Петербурга находится выше уровня воды в Балтийском море в среднем на 3 м, территория Москвы — на 120 м, а город Астрахань ниже этого уровня на 26 м. Отметки высот на географических картах указывают абсолютную высоту точек.

На физической карте рельеф изображают с помощью послойной окраски, т. е. цветом разной интенсивности. Например, участки, имеющие высоту от 0 до 200 м, закрашиваются в зеленый цвет. Внизу карты помещена таблица, из которой видно, какой цвет какой высоте соответствует. Эта таблица называется шкалой высот.

Эта группа включает в себя одиннадцать важнейших топографических знаков, которые необходимо знать каждому туристу.

Туристы-пешеходы очень часто пользуются дорогами для движения по своим маршрутам, но даже тогда, когда туристы идут без дорог и троп, они могут служить им как ориентиры.

Все дороги можно разделить на три основных вида: железные дороги для движения поездов, шоссейные автомобильные дороги и грунтовые автомобильные дороги (раньше все эти дороги назывались гужевыми; гужевой транспорт — это перевозка грузов в телегах, санях, арбах, в которые с помощью гужи (ременной петли) запрягались лошади.

. Шоссейные и грунтовые дороги

Шоссейными называются дороги, имеющие специально сделанное твердое искусственное покрытие — каменное (булыжник, брусчатка), асфальтовое или бетонное. Кое-где еще можно встретить и деревянное шоссе: на севере нашей страны на заболоченной местности под Архангельском можно еще встретить дощатые дороги, а в Германии в прошлом веке были сделаны кое-где дороги из деревянных чурбачков, укрепленных в фунте торчком. Встречаются и плиточные покрытия дорог наподобие паркета из природного тесаного камня.

В прошлом веке очень распространено было булыжное покрытие мостовых (мостовая — это проезжая часть улиц и переулков) и даже дорог между городами. Нередко дороги покрывались щебнем — мелко битым камнем. Но с появлением в XX веке автомобиля возникла необходимость делать скоростные дороги с твердым гладким покрытием. Так с 20-х годов прошлого столетия люди стали строить шоссейные дороги с асфальтовым, а затем бетонным покрытием.

Всякая шоссейная дорога с твердым искусственным покрытием делается всегда немного выпуклой, чтобы дождевая вода скатывалась с нее на стороны. По бокам оставляют часть насыпи, не покрытую асфальтом, но посыпанную песком, гравием или щебнем (гравий или галька — мелкий речной камень). Это так называемые обочины. А за обочинами прорываются с обеих сторон канавы (или — кюветы), куда стекает вода.

Условный топографический знак шоссе представляет собой две тонкие, черного цвета; параллельные друг другу линии, промежуток между которыми шириной и 0,8 или 1 мм заполняется красной (оранжевой) краской.

Как уже говорилось, знак шоссе является немасштабным по ширине, то есть нельзя по ширине знака на карте (например, 1 мм) определить точно ширину шоссе на местности (длина знака, конечно, соответствует действительной длине шоссе с очень небольшим отклонением).

Но всем, кто пользуется шоссейными дорогами для проезда по ним (как гражданским, так и особенно военным людям), очень важно знать заранее ширину каждого шоссе — ведь от этого многое зависит. Поэтому у каждого знака шоссейной дороги на карте дается дополнительный знак — буквенно-цифровая характеристика этого шоссе. Эта характери-

стика состоит из трех элементов: цифры, еще одной цифры в скобках и буквы. Буквой обозначается материал, которым покрыто шоссе: если это асфальт, то ставится буква «А», если бетон — буква «Б», а если шоссе покрыто булыжником или брусчаткой (то есть камнем), то буква «К». Первая цифра обозначает ширину покрытия шоссе в метрах (то есть заасфальтированной, забетонированной или покрытой камнем части полотна шоссе ), а в скобках дается цифра, обозначающая ширину всего полотна шоссе в метрах, то есть вместе с обочинами от внутреннего края одного кювета до внутреннего края другого кювета (рис. 4).

Этот знак характеристики ставится поперек самого знака шоссе в удобном месте; при вычерчивании знака шоссе делается разрыв в черных параллельных линиях, но красный цвет в промежутке между ними не прерывается.

Мы, туристы-пешеходы, редко ходим по шоссе. Это, во-первых, небезопасно, а, главное, — неинтересно. Лучше уж идти по тропинкам и дорогам, которые часто проложены рядом с шоссе параллельно ему. Но так или иначе наши маршруты пересекаются с шоссейными дорогами, и поэтому нам надо знать знак шоссе.

Следующий тип автомобильных дорог — грунтовые дороги. Грунт — это почва, земля. Следовательно, грунтовые дороги, это дороги земляные, ничем искусственным не покрытые. Они могут быть частично или целиком усыпаны песком, гравием, щебнем, шлаком (щАж — перегоревший каменный уголь), битым кирпичом, но это не является твердым покрытием.

Все фунтовые дороги подразделяются на три вида: простые грунтовые дороги (их называют еще полевыми или лесными дорогами), проселочные дороги и так называемые улучшенные грунтовые дороги (сокращенно — УГД).

Простая грунтовая дорога обозначается на картах штриховой (прерывистой) черной тонкой линией, длина штрихов должна быть 3-4 мм, а длина промежутка между штрихами — около одного миллиметра (рис. 5).

Проселочная дорога — это тоже дорога фунтовая, но она имеет более важное значение, она более наезжена и существует, как правило, многие десятки и даже сотни лет. Проселочная дорога соединяет село с селом, деревню с городом, поселком, железнодорожной станцией, с шоссе. Если простая фунтовая дорога, идущая через лес к вырубке или через поле к стогу сена, может вдруг кончиться где-то в лесу или в поле, то проселок не оборвется неожиданно, а обязательно выведет вас к какому-либо населенному пункту или к другой крупной дороге. Проселочная дорога обозначается на топофафических картах сплошной тонкой черной линией (рис. 6).

Из самого названия видно, что улучшенная грунтовая дорога — это тоже дорога земляная, не имеющая твердого искусственного покрытия. Улучшенной она называется потому, что ей придают слегка выпуклую форму (профилируют) для лучшего стока воды, посыпают фавием или щебнем, утрамбовывают катком и вырывают по бокам кюветы. Топографический знак УГД, как и шоссейной дороги, состоит из двух тонких черных параллельных друг другу линий, но промежуток между ними имеет ширину 0,6-0,8 мм и заполняется не оранжевым, а желтым цветом (рис. 7).

Чаще всего туристы пользуются в походах пешеходными тропами. Пешеходная тропа — это тоже дорога, по ней можно проехать на велосипеде, на мотоцикле, на лошади. Но она, как правило, слишком узка для машины и телеги.

Тропы никто специально не прокладывает, они возникают сами собой от постоянной ходьбы людей в одном и том же направлении. Тропинки имеют коварное свойство: они могут неожиданно исчезать, а где-то в другом месте вновь возникать. Подумайте, в силу каких причин это может происходить?

В густонаселенной местности нередко в одном и том же направлении может идти сразу целая сеть тропинок, которые то смыкаются, то вновь расходятся. Особенно часто это встречается в тех местах, где постоянно гоняют стада коров, коз, овец. Такое множество тропинок изобразить на карте невозможно, поэтому группу троп показывают одной условной тропой в соответствующем направлении.

Кроме того, бывают очень короткие тропки от дома к колодцу, к пруду, к проселку; встречаются временные тропинки-одногодки. Все такие тропы на картах не показывают. Это необходимо учитывать путешественникам. Только достаточно длинные по протяженности и постоянно существующие (их называют иногда «вековыми») тропы наносятся на карты крупных масштабов.

Условный знак тропы почти такой же, как и простой грунтовой дороги — тонкая черная прерывистая (штриховая, а не пунктирная, как ее неправильно иногда называют) линия, но каждый штрих имеет уже меньшую длину равную 2 мм, а промежуток между штрихами — чуть меньше миллиметра (рис. 5).

На шоссейных и некоторых других крупных дорогах ставятся километровые столбы, которые тоже обозначаются на топографических картах. На старых топокартах знак километрового столба изображался фигурой в виде маленького квадратика на ножке (рис. 8 а), теперь он изображается простым черным коротким штрихом, который располагается перпендикулярно знаку шоссе от его осевой линии в ту сторону за пределы знака шоссе, на обочине которой стоят столбы с километровыми обозначениями (рис. 8 б).

. Железные дороги

Топографический знак железной дороги в последние 25 лет тоже претерпел изменения.

Железные дороги бывают в одну или несколько колей. Одна колея — это две рельсы, уложенные на шпалы, по которым идет поезд. Если железная дорога имеет две колеи, это значит, что на участке уложено два пути — 4 рельса, по которым одновременно могут двигаться в разных направлениях два состава. Не следует путать двухколейную железную дорогу с так называемыми разъездами на одноколейных дорогах. Такие разъезды показывают только на очень крупномасштабных картах.

Могут быть, конечно, не только двухпутные, но и трех-, четырехпут-ные железные дороги. Кроме того, надо знать, что железнодорожные пути бывают узкоколейные и широкой колеи, по которой ходят обычные пассажирские и товарные поезда. А узкая колея предназначается для небольших вагончиков и платформ, на которых перевозят небольшие грузы — лес, торф, фунты (песок, гравий, щебень) и др.

Раньше знак железной дороги изображался двумя тонкими черными параллельными линиями, просвет между которыми заполнялся попеременно черными и белыми «шашечками» по 4 мм длиной каждая (рис. 9 а). Теперь знак представляет собой сплошную толстую черную линию (рис. 9 б). Ее толщина достигает 0,6 мм.

Но читателям топофафической карты бывает необходимо знать, сколько путей имеет железная дорога на каждом данном участке, а кроме того, необходимо знать — электрифицирована или неэлектрифицирована та или другая железная дорога. Эту информацию тоже дает топографическая карта (рис. 9).

Два коротких шфиха поперек знака железной дороги обозначают, что она имеет две колеи. Если колея одна, то ставится один штрих. Три штриха обозначают, что эта железная дорога многоколейная. Если у поперечного штриха имеется еще короткий штришок, параллельный знаку железной дороги, то это значит, что дорога электрифицирована. На старых знаках железных дорог вся эта информация содержалась в белых просветах знака.

У знака железнодорожной станции черный прямоугольничек внутри белого прямоугольника ставится с той стороны, с какой от полотна железной дороги расположено здание вокзала (пристанционное строение).

. Мосты

На простых грунтовых дорогах, как правило, строят деревянные мосты, на шоссейных, улучшенных грунтовых дорогах и на важных проселках мосты чаще всего бывают бетонные (каменные), но иногда и деревянные. На железных дорогах большие мосты через крупные реки всегда бывают металлическими, а через маленькие речки — бетонными. Топографические знаки мостов — это знаки фигурные и немасштабные.


Там, где на карте размещается знак моста, знаки дороги и реки разрываются (рис. 10). Пояснительным знаком у мостов служит буквенно-цифровая характеристика моста.

Здесь буква «Д» обозначает материал, из которого построен мост, — дерево (если мост бетонный, ставится буква «К»). Коэффициент 3 — это высота моста над; поверхностью воды в реке. В числителе дроби первая цифра, 24, — длина моста в метрах, вторая цифра, 5, — его ширина в метрах. В знаменателе цифра 10 показывает грузоподъемность моста в тоннах, то есть на какой максимальный вес машины рассчитан мост при его проектировании.

Очень часто дороги пересекаются с небольшими сухими овражками, лощинками, по которым ручьи текут только весной, когда тает снег. Чтобы проложить дорогу через овраг, надо поперек оврага сделать насыпь: — ведь не могут машины всю дорогу то круто съезжать вниз, то круто подниматься вверх по склонам. Но насыпь перегородит овраг, и когда весной станет таять снег, выше от насыпи по течению образуется целое озеро. Скопившаяся вода постепенно размоет насыпь, и дорога обвалится,

разрушится. Чтобы этого не произошло, на всех дорогах в местах, где они пересекают овраги, под насыпи укладывается широкая бетонная труба для стока воды. Иногда строят даже большую кирпичную арку под дорогой. У таких труб есть свой топографический знак (рис. И). Для туристов эти трубы под дорогами могут служить хорошими ориентирами. На пешеходных тропах часто тоже делаются мосты, но очень маленькие — только для пешехода. Такие мостики (жители часто называют их то кладями, то лавами) иногда представляют собой просто два бревна, положенных над речкой с берега на берег. Но иногда бывают и хорошо оборудованные пешеходные мостки с перилами с одной или даже двух сторон. Топографический знак пешеходного моста очень прост (рис. 12).

Условные обозначения топографической съемки микрорайона - это специальные знаки, с помощью которых на плане можно отразить любой объект: будь то особенности рельефа или результат деятельности человека. Планы различают по масштабам на 1:5000, 1:2000, 1:1000 и 1:500. В зависимости от характеристик объекта на местности применяется широкий ряд обозначений, который регламентируется Правительством РФ и обязателен к исполнению всеми организациями и учреждениями. Условные обозначения на топосъемке по ГОСТ различаются на линейные (гидрография, инженерные коммуникации), площадные, внемасштабные, специальные и пояснительные.

Различные обозначения на топографической съемке местности помогают «читать» местность и на основе данных создавать новые проекты. От обычных географических карт топографическая съемка отличается универсальностью: здесь указаны не только объективные особенности рельефа (топографические карты), состав растительности (природные карты), объекты промышленности, производства, инженерные коммуникации и расположение населенных пунктов и их частей: условные обозначения топографической съемки микрорайона имеют частичное сходство с генпланом города.

Применение в повседневной жизни

Большинство людей не сталкиваются в обиходе с топографической съемкой. Чаще всего удел чтения, расшифровки и составления подобных карт достается картографам и строителям, причем наиболее востребованной считается топосъемка инженерных коммуникаций.

Условные обозначения инженерных сетей на топосъемке являются обязательным условием их объективности. Сюда входят телефонные сети, водопровод, линии электропередач, газопровод и иные коммуникации.

Условные обозначения на топосъемке инженерных коммуникаций осуществляются линейным способом - прямыми сплошными или штриховыми линиями:

  • все надземные действующие трубопроводы и коммуникации обозначаются прямой сплошной линией толщиной 0,3 мм;
  • все проектные, поврежденные либо недействующие надземные коммуникации обозначаются пунктирной линией толщиной 0,2 мм;
  • все подземные коммуникации обозначаются пунктирной линией.

В местах пересечения с другими объектами или коммуникациями, возле рамки (не реже, чем через каждые 5 см) в линию, обозначающую инженерную коммуникацию, интегрируют буквенное обозначение, которое характеризует транспортируемый материал (продукт).

Буква определяет характер коммуникаций:

  1. Литера Г подразумевает, что инженерная сеть транспортирует газ, обозначение газопровода на топосъемке может осуществляться сплошной (для надземных) и прерывистой (для подземного способа прокладки) линиями;
  2. В - водопровод, сплошной или прерывистой будет линия, также зависит от способа проведения коммуникаций;
  3. Т - теплотрасса;
  4. Н - нефтепровод;
  5. К - канализация.

Часто подобную информацию в топографическом плане подают максимально информативно, указывают давление в магистралях (газ), материал и толщину труб, количество проводов и напряжение в ЛЭП.

По этой причине нередко на обозначениях к первой заглавной литере добавляют пояснительную букву меньшего регистра или цифры. Например, обозначение Кл на топосъемке обозначает: канализация ливневая, в свою очередь схожее обозначение кб на топосъемке будет подразумевать уже бытовую канализацию.

Оформление инженерных сетей в топографической съемке

Часто вопрос «как обозначается канализация на топосъемке» подразумевает интерес к цвету линий. Существует много споров относительно цвета коммуникаций на топосъемке. С одной стороны, существует специальное пособие: "Правила начертания условных знаков на топографических планах подземных коммуникаций масштабов 1:5000 ... 1:500" Москва, "НЕДРА" 1989 г.

В справочнике указано, что все знаки наносятся черным цветом, и даже предписана рекомендуемая толщина этих линий. В то же время, справочник разрешает «для большей наглядности» передать линии в ином цвете. Общепринятыми считаются:

  • обозначение водопровода на топосъемке - зеленым цветом;
  • обозначение канализации на топосъемке - в коричневом цвете;
  • газопроводы - в голубом;
  • тепловые сети - в синем и т.п.

Часто в практике встречаются расхождения между обозначениями на топосъемке и генпланом - цвета коммуникаций нарисованы линиями разного цвета. Так обозначение кабеля связи на топосъемке по нормам картографии должно быть черного цвета, а в генпланах он может быть для удобства оформлен желтым, красным или другим удобным для визуализации цветом.

Кабеля энергоснабжения и связи оформляются следующим образом:

Стандартное обозначение кабеля на топосъемке

Чтобы различить действующие и проектные линии применяются дополнительные маркеры

Проектируемая сеть

Действующая линия

Дополнительные знаки и пояснения

С помощью топографической съемки все нюансы местности отображаются на бумаге: от природных пещер вплоть до вполне рукотворных бензоколонок, поэтому для полноты картины графические элементы сочетаются с буквенными. Расшифровка топосъемки считается объективной только в том случае, когда учтены все элементы «знаки плюс буквы».Некоторые элементы, такие, например, как обозначение колодцев на топосъемке, могут быть представлены в нескольких вариантах.

Буквенные обозначения на топосъемке нередко придают схематическим изображениям новый смысл, так, например, обычный прямоугольник будет обозначать просто немасштабные жилые строения - только в комплекте с буквенными пояснениями карта имеет смысл. Так, обозначение на топосъемке тп внутри этого прямоугольника будет означать, что строение является трансформаторной подстанцией.

Элементы графики

Условные графические обозначения на топосъемках используются для отражения различных явлений и объектов на местности.

Людям, далеким от геодезии и картографии многие условные обозначения на топосъемке покажутся бессмысленным набором геометрических фигур. Сюда стоит включить условные знаки и сетку координат.

На топографических планах или картах приняты координаты двух видов:

  • прямоугольные;
  • географические.

Координаты дают специалистам информацию о точном расстоянии между объектами.

Наиболее распространенные условные знаки топосъемки

1. Пункты государственной геодезической сети и сетей сгущения

  • Жилые строения немасштабные

  • Жилые строения масштабные

Цифра указывает на количество этажей. Буквенное обозначение характеризует огнестойкость. К примеру:

  • обозначение кн на топосъемке обозначает каменное нежилое;
  • ж - жилое неогнестойкое (деревянное);
  • н - нежилое неогнестойкое;
  • кж - каменное жилое (часто кирпичное);
  • смж и смн - смешанное жилое и нежилое.

3. Откосы. Обозначение для естественных и искусственных форм рельефа с резким перепадом высоты.