Как избавиться от гнева по сунне пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует). Прощальная (последняя) проповедь пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) Мухаммад да благословит

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.

Хвала Аллаху, облачившему богобоязненных в облачение богобоязненности и взявшему на Себя защиту их одеяний, утешающему познавших Его отрадой наслаждения и общением с Утешителем, ибо мягок Он к терпеливым. О, украшение их собраний! Отправил Ты Мухаммада столь красноречивым, что самый витийственный пред ним онемел. Спорил с ним и Мусайлима, достигнув в споре этом лишь презрения, и строили они козни против Мухаммада немыслимые и Абу Джахль был из них самым презренным. Стреляли в него противники веры, но обернулись против них же стрелы их луков. Были сброшены вниз головой их главари в колодец, а ведь знали они его корни и родословную и то, что он был равным им и одним из них. Воистину, облагодетельствовал Аллах верующих, тем, что отправил к ним посланника из их числа, да благословит его Аллах. Да благословит Аллах и сподвижника его Абу Бакра, который в послушании был самым покорным из всех, Умара, победившего персидских императоров, несмотря на их гордыню и жестокосердие, Усмана - самого мягкосердечного и благонравного из них, и Али - любимца приверженцев сунны и их духовного наставника, и других сподвижников. Приветствуй же их благословенно.

Сказал Всевышний Аллах в ясном аяте Своего Великого Писания: «Воистину, облагодетельствовал Аллах верующих тем, что отправил к ним посланника из их числа. Читает он им аяты Его, очищает их, и обучает их Писанию и мудрости, а ведь были они прежде в явном заблуждении ». Сура «Семейство Имрана», 164 аят.

Мы говорим, что помощь в следовании истине только от Всевышнего Аллаха, ибо муфассиры сказали: «Воистину, облагодетельствовал Аллах верующих , …», то есть, оказал милость и одарил тем, что отправил в этот мир своего посланца. В аяте Всевышний Аллах упомянул именно верующих, ибо именно они пользуются больше других милостью его послания, хотя на самом деле Мухаммад, мир ему, милость для всех миров.

«…посланника из их числа , …» … из их рода, или нации, такого же араба как они, такого же человека, не ангела и не джинна. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был обычным человеком, как и все люди, но в тоже время он происходил из самого почётного рода и племени, и в этом должен быть убеждён каждый уверовавший человек».

Пророк Мухаммад, мир ему, является таким же человеком, как и все люди. Аллах не послал нам посланника из ангелов или джиннов, так как они имеют совсем иную природу, невозможно сопоставить возможности человека, его потребности с возможностями и потребностями ангелов и джиннов. К нам пришел пророк из людей, чтобы верующие могли брать пример с него, следовать за ним, стремиться быть таким же как он, это было бы невозможным если бы пророком выступало иное создание Аллаха.

Мы веруем в Мухаммада, мир ему, как в посланца Всевышнего не наделяя его божественными качествами. Мы утверждаем, что он посланник Бога и его раб. В своих молитвах мы обращаемся лишь к Господу Всемилосердному и не обращаемся к рабу Его Мухаммаду (да будет мир над ним). Мы просим у Всевышнего благословения и приветствия пророку Его, ибо он достоин того, так как он является предводителем верующих, последним посланцем Бога, заступником за верующих в День Суда. Мы признаем посланническую и пророческую миссию всех посланников и пророков Аллаха, упомянутых в Священном Коране и в благородной Сунне достохвального пророка Мухаммада, мир ему. Мы веруем и подтверждаем то, что до последнего пророка к каждому народу приходил свой посланник от Аллаха. Некоторых люди принимали, некоторых отвергали. Мы исповедуем свою религию – религию строго единобожества в том виде, в котором она была предоставлена нам Посланником Аллаха, мы ничего не добавляем и ничего не отнимаем из учения его. Мы соблюдаем традиции наших предков, которые не противоречат учению посланника Всевышнего. Мы уважаем и не враждуем с теми, кто не враждует и уважает нас и нашу религию.

"Идите! Вы свободны!"
Эти слова, произнесённые Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) после вхождения в Мекку, являются неопровержимым доказательством его великодушия и прощения. Хотя в его власти были те кто его изгнал, причинял боль, оболгал его и преследовал всех его последователей и помощников. Несмотря на всё это наш благородный Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) не думал о мести, наказании или возмездии.
Он хотел убить Пророка.
Другим примером проявления великодушия и прощения Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), является случай, когда он сам спал под тенью дерева, повесив на него свой меч и один бедуин увидев это захотел его убить.
Джабир (да будет доволен им Аллах) сказал: "Мы были с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в Зат Ар-Рика" (один из походов Посланника). Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сделал привал под деревом и повесил на него свой меч. Пришёл один многобожник и увидел, что меч Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) висит на дереве. Он схватил его и воскликнул: "Боишься ли ты меня?!" "Нет" . Этот бедуин спросил: "Кто защитит тебя от меня?" . Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: "Аллах" . Меч выпал из руки бедуина и его взял Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и обратился к бедуину: "Кто защитит тебя от меня?" . Бедуин ответил: "Будь лучшим из взявших" . Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил его: "Ты засвидетельствуешь, что нет Бога кроме Аллаха и что я - Посланник Аллаха?" .
Он ответил: "Нет, но я обещаю тебе, что не буду сражаться против тебя, и не буду с теми кто сражается против тебя" . Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) отпустил его. Он пришёл к своим людям и сказал: "Я пришёл к вам от самого лучшего человека!" . Достоверность хадиса подтвердил Ибн Хиббан.

Великодушие Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) к соседу иудею.
Соседом Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был один иудей, который всегда желал навредить Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Но он не мог ничего сделать, потому что боялся возмездия со стороны сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). У него оставалась только ночь, когда все люди засыпали он разбрасывал колючки и мусор перед домом Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Когда просыпался наш благородный Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) он обнаружив этот мусор только смеялся, конечно зная, что это делает его сосед иудей. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) убирал этот мусор и продолжал с уважением и милосердием относится к своему соседу, не отвечая злом на его зло. Этот иудей делал это по своему обыкновению, регулярно до тех пор пока не заболел. Он очень мучился от боли и не мог подняться с постели.
Когда он лежал у себя в доме, услышал голос Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), который стучал в дверь и просил разрешения войти. Иудей разрешил ему и войдя Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) пожелал ему скорейшего выздоровления. Иудей спросил Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): "Как ты узнал о, Мухаммад, что я болен?!". Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) рассмеялся и ответил ему: "Традиция твоя, которая прервалась (имея в виду его обыкновение разбрасывать мусор перед его домом)". Услышав это иудей горько заплакал осознав нрав и великодушие благородного Посланника (да благословит его Аллах и приветствует). Иудей произнёс свидетельство и принял ислам.
Дамир-хазрат Нафиков

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, всегда был весел и обходителен, никогда не опускался до грубости и не кричал, подобно тому, как кричат на базарах. Он, да благословит его Аллах и приветствует, чаще всех улыбался, реже всех гневался, быстрее всех склонялся к согласию, всегда выбирал наиболее легкое из двух дел, если это не влекло за собой греха, а если это было связано с грехом, то держался дальше всех от подобного, и он, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не мстил за себя лично, но подвергал наказанию тех, кто нарушал запреты Аллаха.

Кроме того, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был самым щедрым, великодушным, смелым, стойким, достойным и стыдливым из людей, и если ему не нравилось что-либо, то он говорил человеку об этом прямо.

И, наконец, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был самым справедливым, добродетельным, правдивым и честным человеком, получившим прозвище «Амин» (верный, честный) ещё до начала выполнения им его пророческой миссии. И он, да благословит его Аллах и приветствует, являлся также самым скромным из людей, самым далёким из них от высокомерия, никогда не нарушал данного им слова, поддерживал самые лучшие отношения с родственниками, был самым сострадательным и воспитанным из людей, никогда не говорил непристойностей, и избегал произносить проклятия, провожал в последний путь усопших, не гнушался общества бедных и неимущих, откликался на просьбы рабов, ел и носил то же, что и они, и никогда не ругал тех, кто ему прислуживал.

Мы ограничимся только этим кратким упоминанием о нравственных качествах Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, так как обо всех его достоинствах рассказать просто невозможно.

И мы просим Всевышнего Аллаха, слава Ему, принять наш скромный труд и помочь нам следовать путём господина посланников и имама пророков и богобоязненных, Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, который является лучшим из творений Аллаха.

О Аллах, благослови и приветствуй Пророка, членов его семьи и его благочестивых сподвижников, и позволь нам в день Воскресения собраться под его знаменем!

Аминь, о Господь миров!

Месяц зу-ль-хиджжа 1413 года Хиджры.


Верблюды особой породы, высоко ценившиеся в Аравии.

Карат - одна двадцатая или одна двадцать пятая часть тогдашнего динара, что равняется примерно четверти доллара.

Старое название горы, которую в наши дни называют «Джабаль ан-Нур» (Гора света). Она находится на расстоянии примерно двух миль от Мекки. Что же касается пещеры как таковой, то она расположена чуть ниже вершины, слева от ведущей к ней тропы, и добраться до нее можно только через вершину горы. Длина пещеры чуть менее 4 метров, а ширина - около полутора.

То есть таких видений, относительно истинности которых не возникало никаких сомнений.

Сура «Сгусток», 1-5, Священного Корана.

Ко времени возникновения Ислама иудейские поселения имелись во многих оазисах Аравийского полуострова. Сообщение о том, что Варака знал древнееврейскую письменность, свидетельствует о его постоянных контактах с иудеями, которые могли быть как собственно евреями, так и исповедовавшими иудаизм арабами.

Сура «Завернувшийся», 1-7, Священного Корана.

То есть: прояви свою любовь и уважение.

«Кахин» - предсказатель будущего, впадавший в транс и начинавший бормотать нечто невнятное, когда ему задавали вопросы.

Прорицатели говорили рифмованной прозой, отвечая на вопросы своих клиентов.

В доисламской Аравии колдуны зывязывали узлы на верёвках и дули на них, произнося свои заклинания.

Имеется в виду чтение аятов Корана.

То есть: поминал недобрым словом.

То есть: грешники, нарушители запретов Аллаха.

Крупное арабское поселение на Евфрате, где находилась резиденция арабских правителей из династии Лахмидов.

То есть: попросил других записать для себя.

То есть: то, что ждет их после смерти.

См. суру «Румы», 27.

То есть: не отрекайтесь от поклонения своим богам.

Имеется в виду христианство.

Речь идет о знании, ниспосланном людям свыше.

Имеется в виду безумие, якобы поразившее тех, кто осмелился непочтительно отзываться о божествах идолопоклонников.

Подразумевалось, что мусульмане говорят об Исе нечто совершенно отличное от того, что говорили о нем христиане.

Иначе говоря, Малик предложил Абу Бакру, да будет доволен им Аллах, свое покровительство и защиту.

Название места в 90 км к востоку от Мекки..

Название урочища и вади (долины).

Который превращался в змею.

Аллах запретил самудянам причинять ей вред, пообещав в противном случае покарать их.

Эти слова обращены к мусульманам.

Имеется в виду всё то, что свидетельствует об истинности пророческой миссии Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.

Имя лжепророка, выступившего со своей проповедью после смерти Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.

Старое название Медины.

«Камиль» - «совершенный».

То есть до 619 или 620 года.

То есть в течение трех дней после десятого числа месяца зу-ль-хиджа, дня противостояния.

Так называется последний из трех столбов, побиваемых камнями во время исполнения обрядов Хаджа.

Речь идет о соглашениях с иудеями.

Накиб – представитель; уполномоченный; старшина.

Ансары – (мн. число от «насир», в русском языке употребляется только во мн. числе) – жители Йасриба (Медины) из племен Аус и Хазрадж, которые в 622 году заключили договор с Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует, признали его своим верховным вождем и вероучителем, предоставив ему и мухаджирам (переселившимся) право поселиться в их городе и оказав материальную поддержку.

Иблис (дьявол, сатана) – имя джинна, низвергнутого с небес и ставшего врагом Аллаха, сбивающего верующих с истинного пути. Другие прозвания – Шайтан (как глава всех злых духов – шайтанов), ‘Адувв Аллах («враг Аллаха») или просто ‘Адувв («враг»).

Сурака сделал это на случай победы мусульман над курайшитами.

«Йахйа» почетное прозвище Сухайба, да будет доволен им Аллах.

Название мер объема.

При этом доля побратима была меньше доли кровного родственника.

Члены этого племени исповедовали иудаизм.

Компенсации за убийство, ранение или нанесение увечий.

Это означало, что в случае начала войны одна часть мусульман не должна замиряться с врагом без согласия другой.

Это означало, что на данной территории запрещались любые нарушения закона, решение конфликтов с помощью насильственных методов, охота и т.д.

Труднодоступный район Йемена.

Имеется в виду либо захват торгового каравана во главе с Абу Суфйаном, либо разгром отряда мекканцев под командованием Абу Джахля.

То есть: Аллах Один.

Абу Джахль.

Имеется в виду сообщение о победе в битве при Бадре.

Название кладбища в Медине.

Азриат находился в Южной Сирии.

Савик - походное блюдо в виде сухой каши из молотой пшеницы или ячменя, смешивавшихся с молоком (или водой), медом (или финиками) и маслом.

Имеется в виду Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует.

Сариф находится неподалеку от Мекки.

То есть: Абу Бакр, да будет доволен им Аллах.

То есть: да возвысит Хубал свою религию. (Хубал - имя идола).

Аль-Узза - имя божества, которому поклонялись курайшиты.

Ат-Тан‘им находится между Меккой и Сарифом.

То есть до апреля 627 года.

Один са‘ равен примерно 4,2 кг.

Абу Лубаба принадлежал к роду Амр ибн Ауф племени Аус, которое еще до битвы у рва заключило союз с бану Курайза.

Са‘д ибн Му‘аз – соплеменник ауситов, один из самых преданных Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, ансаров.

То есть после 632 года.

Название земледельческого района Восточной Аравии.

Один из лжепророков.

Этого слона вели с собой эфиопы под командованием Абрахи во время нашествия на Мекку в 570 году.

Вали – старший родственник или опекун, который представляет данное лицо и осуществляет над ним власть.

«Семейство Имрана», 64.

См. суру «Йа Син», 70.

«Семейство Имрана», 64.

Ираклий считал, что ему может помешать его же собственное окружение.

Город и область в Южной Сирии.

То есть, после января 630 года.

См.суру: «Йа Син», 70.

Имеется в виду то, что войско мусульман состояло из пяти отрядов: центра, правого и левого крыла, арьегарда и авангарда.

Со слов Абу Хурайны, да будет доволен им Аллах, было передано большое количество хадисов о словах и делах Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Ихрам – специальное для Хаджа одеяние, состоящее из двух кусков белой материи; один оборачивают вокруг бёдер (изар ), другой набрасывают на плечи (рида ’). Голова не покрыта (для женщин обязательно покрывало).

Тальбийа – произнесение слов, обращенных к Аллаху: «Лаббайка» («Вот я перед Тобой»).

См.суру: «Йусуф», 91.

См.суру: «Йусуф», 92.

См. суру «Ночное путешествие», 81.

См. суру «Саба», 49.

Название вади в 80 км к северу от Таифа.

См.суру: «Преграды», 138.

160 000 дирхемов.

Осадные машины (даббаба ).

Город на берегу Евфрата.

Один васк равен примерно 194 кг.

Мудд равен примерно одному литру.

«Таба» - благая, один из эпитетов Медины.

В доисламские времена люди, принадлежавшие к племенам, объединявшимся по принадлежности к культу Каабы, могли совершать ритуальный обход (таваф ) в своей собственной одежде, а все остальные паломники должны были брать одежду у кого-нибудь из этих людей, если они совершали Хадж впервые, или же обходить вокруг Каабы вообще без одежды.

Садака – закат.

Закят – налог в пользу нуждающихся мусульман, благое деяние, материальная помощь, милостыня. Мусульманские правоведы толкуют этот термин как «очищение» (уплата закята «очищает», делает безгрешным пользование богатством, с которого он уплачен).

Имеется в виду «потомок Абд аль-Мутталиба», то есть посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

«Муслимин» - покорившимся воле Господа.

Ихрам – особое состояние, войдя в которое верующий совершает большое паломничество (Хадж) и малое паломничество (Умру ). Добравшись до определенных традицией мест (микат , мн. ч. макавит ), паломник выполняет ряд очистительных обрядов: омовение, обрезание волос, ногтей. В состоянии ритуальной чистоты (тахара ) паломник надевает специальное одеяние – ихрам .

Этого человека убили люди из племени Хузайль.

Обычно Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проводил в мечети последние десять дней Рамадана.

«Воздаяние равным» – кисас – отмщение, разряд наказаний за убийство, ранение и другие телесные повреждения.

Поистине, хвала принадлежит Аллаху, Его мы восхваляем, просим о помощи и прощении и ищем у Него защиты от зла наших душ и наших дурных дел. Кого ведёт Аллах прямым путём, того никто не введёт в заблуждение, а кого Он вводит в заблуждение, того никто не выведет на прямой путь. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Посланник. Да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи и его сподвижников.

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами!» (3:102).

«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил (по земле) много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, Именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Поистине, Аллах наблюдает за вами» (4:1).

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово. Тогда Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот уже достиг великого успеха» (33:70-71).

Всевышний Аллах сказал: «Поистине, ты смертен, и они смертны. А потом, в День воскресения, вы будете препираться у своего Господа» (39:30-31). В этом аяте Всевышний разъяснил людям, что все они рано или поздно умрут, в том числе и лучший из людей – Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует). Всевышний сказал: «Поистине, ты смертен, и они смертны» (39:30).

Мои братья в исламе! Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) действительно скончался после того, как донёс до людей послание Всевышнего, отдал все силы ради Его религии и выполнил свою миссию наилучшим образом. Какова же история его кончины?

Об этом мы поговорим в нашей сегодняшней хутбе, если будет на то воля Аллаха. Просим Всевышнего, чтобы Он благословлял и приветствовал Своего Посланника (Да благословит его Аллах и приветствует), и чтобы Он даровал ему великую награду и собрал нас вместе с ним в День воскресения, и чтобы на нас распространилось его заступничество, и мы смогли напиться из его водоёма и никогда уже не испытывали жажды.

Мои братья по вере! Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) был обычным человеком, только Аллах почтил его, направив его к людям со Своим посланием: «Скажи: “Поистине, я – такой же человек, как и вы. Мне внушено откровение о том, что ваш Бог – Бог Единственный. Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом”» (18:110).

И он болел, подобно всем остальным людям, только страдал он от болезни намного больше, чем другие люди. ‘Абдуллах ибн Мас’уд (Да будет доволен им Аллах) передаёт: «Однажды я зашёл к Пророку (Да благословит его Аллах и приветствует), страдавшему от сильной лихорадки. Я коснулся его рукой и сказал ему: «О Посланник Аллаха, какая у тебя сильная лихорадка!» Он сказал:

«Да, моя лихорадка приносит мне вдвое больше страданий, чем любому из вас». Я спросил: «Это потому, что тебе предназначена двойная награда?» Он сказал: «Да, это так». А потом он сказал: «Любому мусульманину, которого уколола колючка или постигло что-нибудь хуже этого, Аллах обязательно прощает за это его дурные дела, и он освобождается от своих грехов подобно тому, как дерево освобождается от своих листьев» (Аль-Бухари и Муслим).

И Всевышний Аллах предопределил Своему Посланнику (Да благословит его Аллах и приветствует) смерть, как и всем остальным людям. Всевышний сказал: «Никому из людей до тебя Мы не даровали бессмертия. Неужели, если даже ты умрёшь, они будут жить вечно?» (21:34).

Всевышний также сказал: «Мухаммад является всего лишь Посланником. До него тоже были посланники. Неужели, если он умрёт или будет убит, вы обратитесь вспять? Кто обратится вспять, тот ничуть не навредит Аллаху. Аллах же вознаградит благодарных» (3:144). Всевышний также сказал: «Поистине, ты смертен, и они смертны» (39:30).

Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) заболел спустя два с небольшим месяца после прощального хаджа. Во время болезни, от которой он умер, он говорил ‘Аише (да будет доволен ею Аллах):

«О ‘Аиша! Меня до сих пор преследует боль от еды, которую я поел в Хайбаре. Пришло время, и отпущенный мне срок подошёл к концу из-за этого яда» (Аль-Бухари).

После завоевания Хайбара Посланнику Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) подарили зажаренную овцу, положив в неё яд, и попробовав её, он сказал:

«Вы положили яд в эту овцу?» Они сказали: «Да». Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) спросил: «Что заставило вас сделать это?» Они ответили: «Если ты лжец, мы избавились бы от тебя, а если ты истинный пророк, то отрава не повредила бы тебе» (Аль-Бухари).

Когда болезнь Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) усилилась и его состояние ухудшилось, он попросил у своих жён разрешение на то, чтобы за ним ухаживали в доме ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах), и они согласились. Сподвижников встревожила и опечалила его болезнь, и они готовы были пожертвовать жизнью, семьёй и имуществом, лишь бы только он жил.

Они постоянно справлялись о его здоровье и радовались, узнав, что ему стало немного лучше. Анас ибн Малик (Да будет доволен им Аллах) передаёт, что во время болезни Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует), от которой он умер, с ними проводил молитвы Абу Бакр (Да будет доволен им Аллах), и это продолжалось вплоть до понедельника. Когда в этот день люди выстроились рядами для молитвы, Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует), лицо которого было подобно листу с аятами Корана, поднял занавеску своей комнаты и стал смотреть на них, стоя у дверей. А потом он улыбнулся, и при виде Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) люди были готовы вскочить со своих мест от радости. Абу Бакр отошёл назад, чтобы совершить молитву в общем ряду, решив, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует), выйдет на молитву. Однако Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует), сделал присутствующим знак, давая понять, что они должны закончить молитву, после чего опустил занавеску. В тот же день он скончался» (Аль-Бухари и Муслим). Мусульмане едва не оставили молитву, радуясь появлению Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует).

Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) предпочёл встречу со Всевышним дальнейшему пребыванию в этом мире. ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) передаёт: «Когда Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) был здоров, он часто говорил:

“Поистине, ни один пророк никогда не умирал, не увидев своё место в Раю, а потом к нему либо обращались с приветствием, либо ему предоставлялся выбор”». А когда он заболел, и смерть его была уже близка, и голова его лежала на ноге ‘Аиши, он потерял сознание; очнувшись же, он стал смотреть в потолок, а потом сказал: «О Аллах, (позволь мне оказаться) в высшем обществе!» ‘Аиша передаёт: «Тогда я сказала: “Значит, он не останется с нами!” – а потом поняла, что эти его слова подтверждают то, что он говорил нам, когда был здоров» (Аль-Бухари и Муслим).

‘Аиша также передаёт «Я часто слышала (от Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует)), что ни один пророк не умирал, пока ему не предлагалось сделать выбор между миром этим и миром вечным. Кроме того, я слышала, как во время той болезни, от которой Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) умер, он говорил хриплым голосом:

“…с теми, кого Аллах облагодетельствовал, из числа пророков, искренне верующих, павших за веру и праведников. Прекрасные это товарищи!” – и я подумала, что ему был предоставлен такой выбор» (Аль-Бухари и Муслим).

Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) также говорил:

«О Аллах, прости меня, и помилуй меня, и присоедини меня к высшему обществу! » (Ат-Тирмизи; аль-Альбани назвал его достоверным).

Когда у Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) началась агония, он очень сильно мучился. Около него стоял сосуд с водой и перед самой смертью он стал опускать в него руки и протирать водой лицо со словами:

«Нет божества, кроме Аллаха… Поистине, смерть причиняет мучения!» – а потом он опустил руку (Аль-Бухари).

А Анас (Да будет доволен им Аллах) передаёт: «Когда Пророку (Да благословит его Аллах и приветствует) стало совсем тяжко, и он начал терять сознание, Фатыма (да будет доволен ею Аллах) воскликнула: “О, как мучается мой отец!” – и тогда он сказал:

“После этого дня твой отец уже не будет страдать!”» (Аль-Бухари). А когда он умер, она сказала: «О отец мой! Он ответил Господу, призвавшему Его! О отец мой! Обитель его в садах Фирдауса! О отец мой, мы извещаем Джибриля о его смерти!» А когда его предали земле, Фатыма (да будет доволен ею Аллах) сказала: «О Анас, как чувствовали вы себя, засыпая землёй Посланника Аллаха?!».

Несмотря на причиняемые болезнью страдания, Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) продолжал давать добрые советы своей общине и предупреждать мусульман о том, чего он опасался для них. ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) передаёт, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует), уже болевший той болезнью, от которой он умер, сказал:

«Аллах проклял иудеев и христиан за то, что они избрали могилы своих пророков местами для поклонения». ‘Аиша также сказала: «И если бы не это, то могилу его обязательно сделали бы заметной, однако он боялся, что её могут сделать местом поклонения» (Аль-Бухари и Муслим).

‘Аиша и ‘Абдуллах ибн ‘Аббас (да будет доволен ими Аллах) передают, что перед самой своей смертью Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) стал накидывать на лицо покрывало, а когда ему стало трудно дышать, он убрал его с лица и сказал:

«Да проклянёт Аллах тех иудеев и христиан, которые превратили могилы своих пророков в места для совершения молитв!», предостерегая мусульман от повторения того, что делали эти люди (Аль-Бухари и Муслим).

Джундуб (Да будет доволен им Аллах) передаёт, что за пять дней до смерти Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Поистине, я не могу избрать себе возлюбленного друга из вас, потому что Аллах сделал меня Своим возлюбленным другом подобно тому, как сделал Он Своим возлюбленным другом Ибрахима. Однако если бы я решил выбрать из моей общины возлюбленного друга, я выбрал бы Абу Бакра… Поистине, жившие до вас превращали могилы своих пророков и праведников в места поклонения. Вы же не должны превращать могилы в места поклонения. Я запрещаю вам это!» (Аль-Бухари и Муслим).

Да благословит Аллах и приветствует нашего благородного Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует), который заботился о своей общине и думал о ней даже в предсмертные мгновения: «К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он добр и милосерден к верующим» (9:128).

Да сделает Аллах Коран благословенным для меня и для вас! (БаракаЛлаху ли ва лякум фи-ль-Кур’ани-ль-‘Азым).

Хутба вторая

Хвала Аллаху, Единственному, Самодостаточному, Живому, Который не умирает —

при том, что люди и джинны смертны: «Все на ней (земле) смертны. Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием» (55:26-27).

Я восхваляю Его и благодарю, и свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Посланник. Да благословит Аллах и приветствует его самого, членов его семьи и всех его сподвижников!

Веление не превращать могилы в места поклонения не было единственным предсмертным заветом Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует). Он также завещал своей общине неуклонно совершать обязательную молитву и хорошо обращаться с невольниками. Анас ибн Малик (Да будет доволен им Аллах) передаёт: «Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) оставил нам перед самой смертью завет, сказав:

“Молитва и те, кем овладели ваши десницы!”, – и он повторял эти слова до тех пор, пока голос его не перешёл в хрип, так что грудь его вздымалась, но с языка его не слетало ни слова» (Ахмад и Ибн Маджа; аль-Альбани назвал его достоверным).

А ‘Али ибн Абу Талиб (Да будет доволен им Аллах) передаёт:

«Последними словами Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) были слова: “Молитва… и те, кем овладели ваши десницы!” (Ахмад и Ибн Маджа; аль-Альбани назвал его достоверным).

А в версии Ахмада говорится:

Последними словами Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) были слова: “Молитва! Молитва! И бойтесь Аллаха в отношении тех, кем овладели ваши десницы!”».

Последние часы своей жизни Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) провёл, прислонившись спиной к ‘Аише (да будет доволен ею Аллах). ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) передаёт: «К числу благодеяний, оказанных мне Аллахом, относится то, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) скончался в моём доме и в мой день, причём голова его покоилась у меня на груди, и то, что по воле Аллаха моя слюна смешалась с его слюной, когда он умирал. Дело в том, что, когда ко мне зашёл ‘Абду-р-Рахман, державший в руке зубочистку (сивак), я поддерживала Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует). Увидев, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) смотрит на эту зубочистку, я поняла, что он хочет воспользоваться ею, и спросила: “Взять её для тебя?” – и он кивнул головой в знак согласия. Тогда я взяла её, но оказалось, что пользоваться ею для него трудно, и я спросила: “Размягчить её для тебя?” – и он снова кивнул головой. Тогда я разжевала её, а Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) стал водить ею по зубам…». А в другой версии этого хадиса говорится: «Он почистил ею зубы лучше, чем когда-либо, а потом отдал её мне, и рука его упала (или: она упала из его руки). Так Аллах соединил мою слюну с его в последний день земной жизни Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) и в первый день его вечной жизни» (Аль-Бухари).

Когда Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) скончался, его смерть стала тяжёлым ударом для мусульман. Они были потрясены настолько, что некоторые даже отказались верить в то, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) действительно умер. ‘Умар ибн аль-Хаттаб (Да будет доволен им Аллах) поднялся и обратился к людям со словами: «Клянусь Аллахом, Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) не умер, и, поистине, Аллах воскресит его, и он отрубит руки и ноги некоторым людям ».

Абу Бакр (Да будет доволен им Аллах) в это время был далеко от того места, пребывая в своём доме в ас-Сунхе. Он отправился верхом к мечети и, не разговаривая с людьми, зашёл в комнату ‘Аиши. Он подошёл к телу Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует), которое было накрыто покрывалом, открыл его лицо, а потом прижался к нему, поцеловал его и заплакал. Потом он сказал: «Блажен ты, живой или мёртвый! Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, Аллах не заставит тебя пройти через две смерти; что же до той смерти, которая написана тебе на роду, то она уже пришла к тебе!».

Абу Бакр вышел к людям в тот самый миг, когда ‘Умар говорил: «Клянусь Аллахом, Посланник Аллаха не умер!» Абу Бакр сказал: «О клянущийся! Успокойся! Сядь, о ‘Умар!» Однако ‘Умар отказался сесть. Тогда Абу Бакр заговорил и люди обратили всё своё внимание на него, и ‘Умар сел. Абу Бакр восхвалил Аллаха, после чего сказал: «Кто из вас поклонялся Мухаммаду, пусть знает, что Мухаммад умер, а кто поклонялся Аллаху, пусть знает, что Аллах – Живой и не умирает» Затем он прочитал: «Поистине, ты смертен, и они смертны» (39:30) и: «Мухаммад является всего лишь Посланником. До него тоже были посланники. Неужели, если он умрёт или будет убит, вы обратитесь вспять? Кто обратится вспять, тот ничуть не навредит Аллаху. Аллах же вознаградит благодарных» (3:144).

И люди принялись плакать так, словно услышали эти аяты впервые в жизни, и стали передавать их из уст в уста. ‘Умар говорил: «Клянусь Аллахом — услышав, как Абу Бакр читает эти аяты, я был настолько потрясён, что ноги мои отказались держать меня. Услышав их, я упал на землю и только тогда осознал, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) действительно умер».

Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) скончался в возрасте шестидесяти трёх лет.

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) передаёт: «Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) скончался в возрасте шестидесяти трёх лет» (Аль-Бухари).

А Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт: «Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) был направлен к людям, когда ему было сорок лет. Он прожил в Мекке тринадцать лет, на протяжении которых ему ниспосылалось Откровение, затем ему было велено совершить переселение. Переселившись в Медину, он прожил там десять лет и скончался в возрасте шестидесяти трёх лет» (Аль-Бухари).

На этом я завершаю свой небольшой рассказ о предсмертной болезни Посланника Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) и его кончине. Из описанных событий можно извлечь немало уроков. Прошу Аллаха, чтобы Он помог всем нам делать то, что Он любит и что вызывает Его довольство.

Мясо было пищей, которую Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, любил больше всего.

Ибн Самаан, да помилует его Аллах, говорит, что ученые установили, что самым любимым видом еды для Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, было мясо (Мунтаха ас-Суль, т. 2, с. 122) .

Наш господин Джаббир, да будет доволен им Аллах, сообщает: «Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, пришел навестить нас дома. И мы зарезали барана для него. И Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Как будто они знали, как сильно я люблю мясо»» (Ибн Маджа, т. 2, с.237. Кутуб Хана Кадиме. Карачи) .

Мясо крайне полезно для человека и всегда было центром традиционных кухонь разных народов и стран.

Всевышний Аллах сотворит мясо для обитателей Рая:

وَلَحْمِ طَيْرٍ مِّمَّا يَشْتَهُونَ

Смысл: «И мясо птиц, которое они желают» (56:21) .

В «Аль-Мавахиб» (т. 4, с. 427) передается, что имам Али, каррамаллаху ваджхаху, говорит, что мясо улучшает цвет лица и характер человека. Имам аш-Шафии, да помилует его Аллах, сказал, что оно увеличивает ум человека.

Также в «Мунтаха ас-Суль» (Мунтаха ас-Суль, т. 2, с. 123) передается, что мясо не должно быть каждодневным блюдом, потому что может привести к сосудистым и сердечным заболеваниям. И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, не ел мясо каждый день.

Наш господин Абу Дарда, да будет Аллах им доволен, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, никогда не отвергал мясо в виде подарка и не отказывался от приглашения ко столу, на котором подавали мясо (Ибн Маджа, т. 2, с. 237) .

Части мяса, которые Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, любил больше всего

Передняя лопатка

Наш господин Абдуллах ибн Масуд, да будет Аллах им доволен, передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, очень любил переднюю лопатку (Шамаиль, с.11) .

Также наш господин Абу Хурейра, да будет Аллах им доволен, передает, что однажды Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, принесли мясо и, в частности, ему поднесли лопатку. И Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, говорит, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, любил именно эту часть («Сахих» Бухари, т. 2, с. 684, Карачи) .

Мать правоверных Аиша, да будет доволен ею Аллах, также передает, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, больше всего любил лопатку, но мясо было у них дома не каждый день (Шамаиль, с. 11) .

Одно из чудес Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, как раз связано с бараньей лопаткой. Наш господин Абу Убейд, да будет Аллах им доволен, передает, что однажды он приготовил мясо и пригласил Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и подал ему лопатку. Затем Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, попросил вторую, и ее принесли. Затем Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, попросил принести ему еще лопатку. Ему ответили, что у животного есть только две лопатки, а Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, попросил его пойти и поискать внимательнее. И он приносил Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, лопатку каждый раз, как ему говорил Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует (Шамаиль, с. 11) .

Подобные чудеса передаются в большом количестве из сиры Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и мы должны в них верить и принимать их, потому что Аллах наделяет пропитанием Своих рабов, как Он пожелает.

Также с лопаткой связана известная история из сиры, когда иудейка из Хайбара узнала, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, любит мясо и особенно лопатку, и она решила убить Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, отравив мясо, но когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, откусил первый кусок, то через какое-то время он его выплюнул и сказал: «Мясо мне сообщило, что его отравили».

В другом риваяте передается, что это Джибриль сообщил Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, о яде. Когда эту женщину впоследствии нашли и она признала свою вину, то Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, не стал требовать наказания для нее (Мунтаха ас-Суль, т. 2, с. 130) .

Мясо без хлеба

Умм Салима, да будет доволен ею Аллах, передает, что однажды она принесла жареную лопатку Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, и, съев [лопатку], он совершил молитву (Шамаиль, с. 51) .

Также наш господин Абдуллах ибн Аббас, да будет Аллах им доволен, передает, что однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, поел мясо и затем совершил молитву (там же) .

Арабы тех времен ели мясо без приправ, и не смешивали его с рисом, и ели без хлеба (Шамаиль Кубра, муфтий Иршад Касими, т. 1, с.103) .

Как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, ел мясо

Наш господин Суфьян ибн Умайя, да будет Аллах им доволен, передает: «Однажды я ел вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и я отрывал куски мяса от кости и затем ел их. И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поднеси кость ко рту»» (Мунтаха ас-Суль, т. 2, с. 138) . Иными словами, вместо того, чтобы отрывать куски мяса, лучше их откусывать.

Абу Али аль-Ашари