Формирование взаимоотношений детей в средней группе. Образовательный портал

К.Д. Ушинский.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объём сведений, но должно зажечь в нём жажду серьёзного труда, без которой жизнь его не может быть, ни достойной, ни счастливой»

К.Д. Ушинский.

Актуальность

Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, взаимопомощи, дружбе. У детей сформированы определённые навыки взаимодействия, и тем не менее, наблюдая за играми, я обратила внимание на то, что дети зачастую вступают в конфликтные ситуации, особенно мальчики. Мною было замечено, что при организации конструктивной деятельности, дети более дружны, сосредоточены, активны. Исходя, из этого, я предположила, что строительная игра, может быть эффективным средством для формирования дружеских взаимоотношений. Именно в коллективной строительной игре формируются навыки, необходимые для дальнейшей самостоятельной деятельности, складываются дружеские взаимоотношения, которые облегчают подготовку детей к обучению, к активному общению в условиях школы, закрепляются и совершенствуются умения, приобретённые на занятиях по конструированию

Цель моей работы: формирование дружеских взаимоотношений через конструктивно строительную игру в старшей группе.

Для решения этой цели были поставлены следующие задачи:

  • Формировать этические представления о «доброте», «дружбе», «дружной работе», «товариществе»,«взаимопомощи», «взаимовыручке», «справедливости».
  • Приучать выражать своё отношение к поступкам сверстников, правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей.
  • Развивать коллективные взаимоотношения между детьми посредством создания общего замысла постройки.
  • При помощи речи планировать предстоящую работу.

Этапы моей работы:

  • Подобрать специальную методическую литературу.
  • Создать развивающую среду в соответствии с ФГТ с привлечением родителей.
  • Составить перспективный план работы по формированию дружеских взаимоотношений у детей через строительную игру.
  • Разработать критерии оценки по овладению средствами общения, способами взаимодействия со сверстниками, способностью управлять своим поведением с общепринятыми правилами.
  • Исследовать уровень сформированности дружеских взаимоотношений у детей.
  • Исследовать уровень развития продуктивной (конструктивной) деятельности.
  • Показ принципа интеграции образовательных областей.

Свою работу начала с подбора специальной методической литературы и создания предметно-развивающей среды в группе в соответствии с ФГТ.

С помощью родителей были приобретены наборы строительного конструктора на каждого ребенка. В игровой зоне собран необходимый материал для конструирования: лего, конструктор пластмассовый, схемы, рисунки построек, фотографии, атрибуты для игры (деревья, клумбы, качели, мелкие игрушки от киндер сюрпризов разных размеров) для развития сюжета игры. Все это способствовало строительной деятельности, где ребёнок мог бы не отвлекаясь, сосредоточено и самостоятельно организовывать игры со строительным материалом в свободное время.

Затем составила перспективный план работы по формированию дружеских взаимоотношений у детей через строительную игру. Разработала критерии оценки по формирования дружеских взаимоотношений у детей, по выявлению уровня сформированности дружеских взаимоотношений в конструктивных навыках и умений.

Воспитанию дружеских взаимоотношений в коллективной строительной игре я начала со средней группы , потому что в средней группе речь ребят становится более связной и последовательной. Они способны общаться со взрослыми и сверстниками, проявляют интерес к совместной деятельности, объединяются в небольшие группы. Творческая игра с несложным сюжетом начинает занимать в их деятельности ведущее место.

У ребят формируется умение правильно оценивать поведение своих сверстников, ответственно относиться к общему делу, испытывать радость от достигнутых успехов.

Игра на занятиях выступает в виде несложных сюжетных действий, объединяющих детей выполнением одного задания. Умение развивать строительные сюжеты формируется в основном вне занятий в процессе игр.

Например, прежде чем сделать кровать, дети должны согласовать размер постройки отобрать соответствующие детали. При этом я учила детей обращаться друг к другу вежливо, спокойно выслушивать мнение товарища. Воспитанию дружеских отношений между детьми способствует и четкая организация использования строительных деталей. Строительный материал раскладывается по формам деталей, причем в количестве большем, чем нужно для работы. Дети берут только нужные детали и в той последовательности, в какой выполняется постройка. При выборе сюжета игры в первую очередь следует учитывать детские интересы и пожелания.

Так последовательно решали задачи воспитания дружеских взаимоотношений в средней группе на основе развития игровой строительной деятельности детей.

В старшей группе развитие связной речи и словесного мышления способствует появлению более сложных форм общения детей со взрослыми и сверстниками.

В этом возрасте я знакомила детей с трудом людей творческих профессий и показывала результаты их труда. Для того, чтобы раскрыть взаимоотношение взрослых в труде, показать как важно работать дружно, организовывала экскурсии к строящимся объектам, к ближайшим домам, зданиям. Примеры нравственного поведения людей, собственные взаимоотношения, взаимоотношения с товарищами в труде, помогла моим детям осмыслить художественная литература, пословицы и поговорки например, рассказы Осеевой «Волшебное слово» и т.д. Сформировать представления о дружбе, дружной работе, дружеских взаимоотношений помогали музыкальные произведения, разные виды игр: (хороводные, пальчиковые, сюжетно-ролевые, игры драматизации). Старалась, чтобы во время наблюдения, чтения. пения песен и в других видах деятельности у детей сложилась мнение, что любая сложная работа выполняется коллективом людей в дружной, доброжелательной атмосфере. Как правило, в старшей группе нередко возникает необходимость построить игровой комплекс (улица города, речной вокзал с пристанями и кораблями и др.). Здесь могут быть использованы индивидуальные и совместные постройки. Игра потребует и распределения ролей, и развития сюжета, и умения строить отношения на правильной основе. Я помогаю детям уточнить замысел игры, подумать над тем, как интересней его осуществить, т. е., не навязывая ребятам своего решения.

Проводила занятия по обучению конструированию:

Строительство разных мостов
– Улица
– Строительная игра «Дом»
– Строительная игра «Набережная» (
Приложение 1 )
– Строительство магазинов
– Строительство театра
– Улица и ряд домов разного назначения, соединённых между собой транспортной магистралью
– Строительная игра «Площадь»
– Сюжетно-ролевая игра «Пароход»
– Строительная игра «Город и деревня»
– Сюжетное конструирование по сказке «Пых», «Колобок», «Маша и медведь», «Лиса со скалочкой»

Для детей подготовительной к школе группы формирование взаимоотношений в коллективной деятельности приобретает особенно важное значение. В условиях хорошо организованного педагогического процесса дошкольники становятся более дисциплинированными, организованными, способными контролировать свое поведение и поступки товарищей, правильно оценивать результаты деятельности. В этом возрасте формируется умение мотивировать и отстаивать свои предложения, учитывать интересы коллектива. Старшие дошкольники учатся самостоятельно выполнять правила коллективной строительной игры, у них вырабатывается представление о том, что значит работать дружно, кого можно считать хорошим товарищем. Продолжаю их учить сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рассмотренных рисунков, фотографий, чертежей. Проводила беседы на различные темы: «Почему лучше работать вместе», «Как нужно помогать товарищу, если у него появились затруднения». Эти беседы требуют активного участия дошкольников с привлечением их личного опыта.

Особое внимание уделяю родителям: провожу выставки, нетрадиционные родительские собрания, оформляю папки передвижки, информационные стенды. К концу года дети вместе с родителями разработали словарь добрых слов, обучающие детей формулам выражения приветствия, вежливой просьбы, благодарности. Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека. Таким образом, игры со строительным материалом требуют согласованности действии, совместного обсуждения, умения считаться с мнением товарищей. Детей, увлекающихся конструированием отличают богатые фантазии воображения, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребёнка к школе. В результате систематической работы направленной на повышение коммуникативных навыков по результатам диагностического отслеживания, в конце года у детей наблюдается положительная динамика в развитии навыков поведения, дети научились оценивать свои поступки и поступки других детей; договариваться, понимать важность согласованности действий, настойчивости в преодолении трудностей, дети стали более дисциплинированными, организованными, доброжелательными, умеют контролировать своё поведение. Работу осуществляла совместно с психологом. По данным психологического заключения, у 88% детей моей группы сформированы этические представления о доброте, товариществе, взаимопомощи, справедливости. Так же на конец года могу отметить, что 99% детей освоили программный материал по конструированию. Таким образом, можно сделать вывод: коллективная строительная игра является средством формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.

Информационные ресурсы

  1. Давиднук А. И. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. – М., 1976.
  2. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М., 1986.
  3. Запорожец А.В. Ленинская теория познания и проблемы обучения и умственного воспитания детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 1970. – № 4. – С. 28-36.
  4. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника // Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. А.Д.Кошелевой. – М., 1985.
  5. Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. – М., 1989.
  6. Ильенков Э.В. О воображении // Народное образование. – 1968. – №3.– С. 33-43.
  7. Казакова Т.Г. Развитие у дошкольников творчества: Пособие для воспитателей детского сада. – М., 1985.
  8. Лиштван З.В. Игры и занятия со строительным материалом в детском саду. – М., 1971.
  9. Лиштван З.В. Конструирование / Спец. ред. Л.А.Парамонова. – М, 1981.
  10. Лурия А.Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольников // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А. Н.Леонтьева, А. В. Запорожца. – М.; Л., 1948.
  11. Нечаева В.Г. Конструирование в детском саду. – М., 1961.
  12. Нечаева В.Г., Коржакова Е.И. Строительные игры в детском саду. – М, 1966.
  13. Парамонова Л.А. Формирование обобщенных представлений у детей дошкольного возраста в процессе конструктивной деятельности // Умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н. Н. Поддьякова. – М., 1972.
  14. Парамонова Л.А. Особенности поисковой деятельности в конструировании // Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / Под ред. Н. Н. Поддъякова, – М., 1980.
  15. Парамонова Л.А. Конструирование // Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001.
  16. Парамонова Л.А., Сафонова О.А. Проблема формирования обобщенных способов действий: Старший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание. – 1985. – № 9. – С. 48-49.
  17. Парамонова Л.А, Урадовских Г.В. Роль конструктивных задач в формировании умственной активности детей: Старший дошкольный возраст//Дошкольное воспитание. – 1985. – № 1. – С. 46-49.

В настоящее время в теории и практике педагогической психологии все большее значение придается детской коллективной деятельности. Создание самостоятельных, самоорганизующихся детских коллективов - интересный объект для педагогическо-психологического наблюдения, для изучения детских взаимоотношений.

Совместная деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий. Участвуя в совместной деятельности, ребенок учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результата.

Способы сотрудничества формируются у детей постепенно. Вначале совместной деятельности дети выполняют несложные задания, которые объединяют результаты деятельности всех участников в общий итог. А затем задание постепенно усложняется. Наиболее сложными заданиями являются такие, которые ставят перед детьми задачу идентичного выполнения всех действий, тесной согласованности друг с другом в процессе деятельности, например, расписывание узором волшебных сапожек, скатерти - самобранки. При такой форме объединения особую роль играет совместный поиск: дети должны обсудить, что они нарисуют, какие элементы узора они включают и где их разместят.

Сформированные на занятиях способы сотрудничества оказываются достаточно устойчивыми, если разъяснения воспитателя о нормах поведения и отношения к сверстникам сразу реализовывались детьми в собственной практической деятельности. Накопленный опыт согласования действий дети переносили в другие виды совместной деятельности (в труд, в игру), а также в повседневное общение.

Как известно, что в дошкольном возрасте игра является одной из основных форм организации детской жизни, в процессе которой дети как-то влияют друг на друга, приобретают для себя жизненные привычки. Игровая деятельность влияет на формирование всех психических процессов: произвольности, воображения, образного мышления и др. Именно эта деятельность в дошкольном возрасте является ведущей и определяет дальнейший путь психического развития ребенка.

Детские взаимоотношения кроме совместной деятельности на занятиях, строятся, также в процессе игровой деятельности (в дидактических, сюжетно - ролевых играх и играх подвижного характера).

Возраст 5 лет является периодом расцвета ролевой игры, когда ее содержанием становятся отношения между людьми, а подчинение игровому правилу, заданному в роли, определяет смысл игровой деятельности. В такой игре наиболее интенсивно формируются психические качества и особенности личности ребенка.

В ролевой игре ребенок не обучается жить, а живет своей истинной, самостоятельной жизнью. Игра наиболее эмоциональна, красочна для дошкольников. Очень верно подчеркнул известный исследователь детской игры Д.Б.Эльконин, в игре интеллект направляется за эмоционально - действенным переживанием, функции взрослого воспринимаются, прежде всего, эмоционально, происходит первично эмоционально-действенная ориентация в содержании человеческой деятельности..

В игре как в грядущей деятельности дошкольника осуществляются те поступки, к которым ребенок будет способен в реальном поведении лишь через некоторое время. Совершая поступок, даже если этот поступок проигрывает, ребенок не знает нового переживания, которое связано с выполнением эмоционального порыва, который сразу был реализован в действии этого поступка.

Ролевая игра - самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. При этом, дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в тоже время не в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. По этому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.

Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Однако известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса, в игру усвоенного в повседневной жизни.

Кроме игр и занятий существует трудовая деятельность, пока еще чаще совместная со взрослыми, которые выступают не только в качестве лица, организующего и направляющего труд детей, но и в качестве непосредственного участника трудового процесса. Совместная работа с детьми как форма организации их деятельности может применятся в средних группах, когда осваиваются какие-то новые трудовые процессы. Участие воспитателя предупреждает нежелательное поведение детей. Фиксируя и поощряя промежуточные успехи детей, воспитатель ведет их к достижению конечной цели.

Таким образом, можно сделать вывод, что все виды деятельности детей влияют на их взаимоотношения. Чем чаще они участвуют в совместной деятельности, тем лучше и прочнее их взаимоотношения.

Особенности детских взаимоотношений в группе детского сада обусловлены также генезисом половой роли ребенка. Рождаясь, люди женского и мужского пола сразу попадают в сложившуюся систему отношений, где женщинам отведена пассивная роль, а мужчинам активная. При этом значимость активного («мужского») всегда выше пассивного («женского») в соответствии с иерархией отношений.

В 3-5 летнем возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания. Важный компонент развития - осознание себя как представителя определенного пола. Усвоение образцов поведения, соответствующих полу, неотъемлемой частью входит в общий процесс социализации дошкольника. Оно осуществляется не только через семью, но и через сверстников. В дошкольном возрасте усвоение гендерных признаков поведения может происходить и через игру. Группа детского сада - это, по существу, первое детское общество, возникающее на основе сюжетно ролевой игры, где имеются благоприятные условия для формирования качеств общественности, начал коллективизма.

Например, в образовательных методиках детских садов обучающие игры для девочек и мальчиков различно ориентированы. В игровой комнате отведены части отдельно для девочек и для мальчиков. У девочек воспроизведена домашняя обстановка (внутренний, «пассивный» мир), мальчики изучают типы машин, правила дорожного движения, виды профессий. И если на образовательных занятиях девочек знакомят с понятиями (но не дают навыков), формирующимися у мальчиков в обучающих играх, то мальчиков не учат о ком-нибудь заботиться. Мальчикам дарят книги познавательного характера, а девочкам - детскую кулинарию.

Социально-психологические исследования межличностных отношений общения и взаимодействия дошкольников в детском саду, проводимое Репиной Т.А., Антоновой Т.В., Рояк Л.А. на протяжении многих лет, показало, что неправильно рассматривать связи, устанавливающие между детьми в группе, как случайные, неустойчивые, ситуативные и непосредственно эмоциональные.

Общество сверстников в группе детского сада наряду с другими функциями выполняет и функцию половой социализации. Наблюдая за общением и деятельностью детей можно сказать, что склонность более благожелательно относиться к сверстникам одного пола, участвовать с ними в совместной деятельности проявляется очень рано. Однако к 4 годам она уже ярко выражается, и дети, которые следуют поведению, предписанному полу, лучше принимаются сверстниками.

Дети среднего дошкольного возраста предпочитают вести себя согласно гендерным моделям, поскольку так их больше вознаграждают и меньше критикуют. Это способствует тому, что к концу раннего возраста дети усваивают свою половую принадлежность. Но они еще не знают, каким содержанием должны быть наполнены слова "мальчик" и "девочка". Дальнейшее логическое обретение пола происходит в дошкольном возрасте. Оно является в бурном усилении половой дифференциации поведения и установок, реализующейся в ролевой игре. Детская группа, детское общество является носителем собственной субкультуры и обладает специфическими функциями в формировании психологического пола ребенка.

В игре дети "отрабатывают" различные формы мужского и женского поведения, знакомятся с их возможностями. При этом установлено, что мальчики предпочитают типичное для их пола поведение, отвергая нетипичное. Девочки же, предпочитая типичное поведение, не отвергают нетипичное. В игре обнаруживается и так называемая доброжелательная пристрастность к детям своего пола: мальчики чаще в качестве партнеров по играм выбирают мальчиков, а девочки -- девочек, да и игры мальчиков и девочек различны. Интересы мальчиков чаше сосредоточены на технике, на соревнованиях, интересы девочек -- на сферах семьи и межличностных отношений. Такая стихийная половая сегрегация способствует лучшему осознанию половых различий. .

Психологи предполагают, что особенности взаимоотношения детей в средней группе детского сада, обусловленные гендерными признаками, следующие:

1. Мальчики в любом возрасте имеют позитивное отношение к представителям обоих полов.

2. Девочки в любом возрасте имеют позитивное отношение к представительницам своего пола и негативное к представителям противоположного пола.

3. Мальчики 4-5 лет более высоко оценивают своих сверстников по таким шкалам, как доброта, послушание.

4. Девочки 4-5 лет оценивают своих сверстников по шкале смелость.

5. Мальчиками 4-5 лет родовые супружеские и родительские понятия осваиваются успешнее, чем девочками.

Мальчики 4-5 лет выбирают для описания детей своего пола в 93,3% случаев темные цвета и лишь в 6,6% --светлые, тогда как для описания девочек в 100% случаев выбирают светлые цвета. В выборке девочек 4-5 лет получены прямо противоположные результаты. В 93,3% случаев они присваивают детям своего пола светлые цвета и лишь в 6,6%- темные. Для описания мальчиков в 100% случаев выбираются темные цвета. Таким образом, и мальчики, и девочки 4-5 лет имеют позитивное отношение к представительницам женского пола и негативное к представителям мужского пола.

Известно, что дети указанного возраста оценивают своих сверстников, ориентируясь на мнение взрослых (родителей и воспитателей). Именно мальчики чаще оцениваются взрослым негативно как непослушные, драчливые и пр. Девочки же больше соответствуют требованиям взрослых, они добры, послушны, спокойны и прочее. В силу этого девочки чаще заслуживают похвал и позитивных оценок.

С одной стороны, дошкольники в первую очередь оценивают своих сверстников по параметрам маскулинности и феминности. С другой стороны, они стремятся вести себя в соответствии с тендерными представлениями, поскольку такое поведение не только одобряется родителями, но и обеспечивает успех у сверстников обоих полов. Вместе с тем, в среднем возрасте у детей активно проявляются соревновательные мотивы, что приводит к появлению в поведении девочек маскулинных особенностей.

Мамчур Юлия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №12"
Населённый пункт: Пермский край, город Соликамск
Наименование материала: реферат
Тема: Формирование положительных взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру
Дата публикации: 03.02.2016
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12»
Формирование положительных взаимоотношений

детей среднего дошкольного возраста через

сюжетно-ролевую игру


Составила: Мамчур Ю.С., воспитатель Соликамск,2015

Введение

Параграф 1.
Понятие, уровни и особенности формирования взаимоотношений
Параграф 2.
Понятие, значение и особенности организации сюжетно-ролевой игры детей 4 – 5 лет
Параграф 3.
Влияние сюжетно-ролевой игры на взаимоотношения детей среднего дошкольного возраста
Заключение

Библиографический список

Приложение
2

Введение
Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, т. к. является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между детьми в группе детского сада и тех трудностей, которые у них при этом возникают, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы с дошкольниками. Общение с детьми - необходимое условие психологического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важную роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей в группе детского сада. Дети все имеют разный характер. Немаловажную роль играют личностные качества ребенка, различные его навыки и умения, так и уровень общения и взаимоотношений в группе. Между детьми дошкольного возраста обнаруживается достаточно широкий диапазон взаимоотношений. Но, к сожалению, отношения детей в средней группе детского сада не всегда складываются благополучно. Для создания благоприятных отношений в группе должна быть создана развивающая среда. При создании предметно-развивающей среды для сюжетных игр детей важно помнить, что в игре должны отражаться личный опыт детей и те знания, которые они получают на занятиях, во время экскурсий, наблюдений, чтения художественной литературы. Поэтому игровая среда должна быть гибкой, видоизменяющейся, в нее постоянно вносятся изменения в зависимости от интересов детей, их потребностей. 3
Наряду с положительным характером контактов возникают и осложнения, которые иногда приводят к “выпадению” ребенка из коллектива. Конфликтные взаимоотношения со сверстниками препятствуют нормальному общению с ними и полноценному формированию личности ребенка. Связанное с нарушением общения отрицательное эмоциональное настроение часто приводит к появлению неуверенности в себе, недоверчивости к людям, вплоть до элементов агрессивности в поведении. Поэтому воспитатель должен быть внимателен по отношению ко всем детям группы, знать их отношения и взаимоотношения, вовремя замечать какие-либо отклонения в отношениях и взаимоотношениях детей в группе. 4
Параграф 1
.
Понятие, уровни и особенности формирования взаимоотношений.
Взаимоотношение
- это отношение, идущее от людей к людям, “навстречу друг другу”. Взаимоотношения возникают на основе психологических мотивов: симпатии, общности, взглядов, интересов, комплиментарности и другие. Необходимым условием возникновения данных отношений является постижение друг друга. Именно в ходе познавания устанавливаются взаимоотношения. Взаимоотношения могут прекратиться, как только исчезают психологические мотивы, породившие их. Система личных взаимоотношений выражается в таких категориях, как дружба, товарищество, любовь, ненависть, отчужденность. Проблема взаимодействия личности и коллектива находит отражение в конкретных психолого-педагогических исследованиях (А. В. Запорожец, А. А. Люблинская, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова и др.). Ученые особо подчеркивают влияние характера взаимоотношений на повседневное самочувствие и настроение детей и доказывают необходимость создания педагогических условий, благоприятной окружающей атмосферы для развития положительных взаимоотношений между детьми, начиная с младшей ступени дошкольного возраста. Исследования отечественных психологов И. А. Аржановой, В. А. Горбачевой, Е. И. Кульчицкой показывают, что при целенаправленном педагогическом воздействии у ребенка могут быть рано воспитаны способность к сопереживанию, умение прийти на помощь. Педагогические и психологические исследования доказывают, какую большую роль на формирование отношения детей друг с другом может оказать игра, которая является для маленького ребенка не только школой познания окружающего мира взрослых, но и школой взаимоотношения людей. 5
Межличностные отношения определяют положение человека в группе, коллективе. От того, как они складываются, зависит эмоциональное благополучие, удовлетворенность или неудовлетворенность человека в данной общности. От них, зависит сплоченность группы, коллектива, способность решать поставленные задачи. Ученые особо подчеркивают влияние характера взаимоотношений на повседневное самочувствие и настроение детей и доказывают необходимость создания педагогических условий, благоприятной окружающей атмосферы для развития положительных взаимоотношений между детьми, начиная с младшей ступени дошкольного возраста. Предпосылками, способствующими формированию достаточно высокого уровня взаимоотношений детей четвертого и пятого года жизни, являются; существенные изменения во взаимоотношениях с окружающими, появившиеся в связи с потребностью в самостоятельных действиях, с более осознанным нравственным поведением, активностью, развивающейся способностью к подражанию и своеобразному отображению окружающей действительности в игре, с повышением уровня развития социальных мотивов, познавательных, главным образом игровых, интере сов, нравственных чувств, речи, воли, навыков и привычек. Совместная деятельность детей является основным условием возникновения и развития взаимодействий и взаимоотношений. Общение - это процесс взаимодействия людей, направленный на согласование и объединение их усилий с целью достижения общего результата, взаимоотношения - личностные отношения индивидуумов между собой, возникающие в совместной деятельности, а взаимодействия - компонент совместной деятельности и отношений. Общение жизненно важно для человека и рассматривается психологами как особый способ адаптации к окружающей социальной среде. В результате общения формируется представление о другом человеке и о самом себе, о 6
своих возможностях и способностях. Такая потребность проявляется у ребенка рано, но ее содержание формируется и расширяется с возрастом. Значительный скачок в развитии потребности в общении наблюдается на четвертом-пятом году жизни, однако при этом ярко выявляется несоответствие между стремлением и умением общаться. Отсутствие умения или низкий его уровень отрицательно сказывается на характере участия в совместной деятельности, обусловливает, непрочность, конфликтность контактов между детьми этого возраста. Общение со сверстниками дети реализуют в основном в совместных играх; игра становится для них своеобразной формой общественной жизни. В игре дети по своему усмотрению объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, не испытывая прямой зависимости от взрослого. Положительные взаимоотношения между детьми характеризуются их естественным стремлением быть хорошими, желанием сделать приятное другим, готовностью оказать помощь, проявить уважение к сверстникам, доброжелательностью. Эти качества личности дошкольника определяют не только внутреннюю культуру взаимоотношений, но и форму их выражения. Положительные взаимоотношения выражаются в справедливом, вежливом, скромном, тактичном и предупредительном отношении ребенка к взрослому и сверстникам. На формы и способы взаимоотношений в ранние годы жизни ребенка влияет подражание окружающим людям. Подражательность, легкая внушаемость и самовнушаемость характеризуют основные особенности нервно-психической организации младшего дошкольника. Они оказывают значительное влияние и на характер взаимоотношений между детьми. Пятилетний ребенок не имеет прочно закрепленных представлений, недостаточно разбирается в отношениях и связях между явлениями окружающей жизни, поэтому легко верит всему, следует внушающей силе 7
слова, наглядного примера. Он охотно и энергично повторяет за другими и воспроизводит готовые образцы жестов, манер, слов. Накопление опыта самостоятельного поведения обеспечивает установление между детьми взаимной помощи, сотрудничества как главных компонентов положительных взаимоотношений. В процессе формирования взаимоотношений следует сообщать детям соответствующие знания, вырабатывать умения, навыки и привычки, прежде всего умение организовывать собственную деятельность, вступать в контакт, действовать согласованно с другими, а также умения и навыки игры, нравственного поведения, привычку делать полезное и приятное для других. При формировании навыков общения в группе важно воспитывать у детей доброе расположение к сверстникам, проявление инициативности и первых признаков коллективизма. Однако выработка этих навыков поведения в обществе сверстников возможна только при условии развития у детей общественных интересов и мотивов. Поэтому при организации педагогического процесса особое внимание должно быть уделено развитию социальной мотивации поведения детей, осознанию социальной значимости и мотивов игры. Организуя процесс формирования отношений, педагог должен не только учитывать уровень развития этих качеств у ребенка, но и постоянно прогнозировать и программировать дальнейшее их совершенствование. Взаимоотношения в детском коллективе во многом определяются уровнем развития личности ребенка. И наоборот, именно положительные взаимоотношения способствуют становлению и развитию его личности. Взаимоотношения детей к началу пятого года жизни все еще отличаются значительной неустойчивостью. В связи с этим основной задачей работы в группе пятого года жизни будет формирование устойчивости положительных взаимоотношений. Цель обучения - расширение кругозора детей, укрепление их нравственных позиций. Опираясь на знания и умения ребят, приобретенные в предыдущей группе, работа направляется на усиление и 8
углубление их познавательных интересов, развитие у них активности и самостоятельности. Чем старше дети, тем большее значение в их взаимоотношениях приобретает игра. В группе пятого года жизни в основе педагогической работы по формированию взаимоотношений лежит совершенствование самостоятельной игровой деятельности детей. Определяя взаимоотношения детей четвертого года жизни как положительные, имеем в виду, прежде всего бесконфликтность, умение не мешать сверстнику, не отнимать игрушки, не ссориться, а также начальные попытки оказать помощь, проявить внимание к сверстнику, заботу о нем. При этом следует учитывать широкий круг общения детей, ситуативность и кратковременность их взаимоотношений. На пятом году жизни большое значение приобретают взаимоотношения, основанные на личных склонностях и симпатиях детей. Общение между ними становится более устойчивым и длительным. Однако чаще всего игровые группировки состоят из двух-трех, реже четырех детей. К концу пятого года жизни под влиянием целенаправленной работы дети могут устанавливать взаимоотношения в группе, состоящей из пяти - семи, а иногда десяти человек. Как правило, это коллективы, основанные на принципах взаимоответственности, взаимной требовательно сти, взаимопомощи. В этих коллективах есть общая цель, распределение обязанностей, что позволяет отношения детей в них считать как начальную ступень коллективных отношений. В целях повышения уровня взаимоотношений в коллективе опытные воспитатели стараются обогащать знания детей, развивать интерес к явлениям общественной жизни и на основе этого повышать уровень игр детей и взаимоотношений в них. Общественные представления у детей они формируют в ходе экскурсий, наблюдений, чтения художественной литературы, "рассматривания картин, организуя беседы с интересными людьми (строителями, моряками, шоферами), создавая оптимальные условия развития совместных игр (подбор игрушек и др.). Иногда более 9
результативным является непосредственное руководство творческими играми детей. Итак, в работе по формированию положительных взаимоотношений детей четвертого и пятого года жизни главным является совершенствование педагогического процесса в целом и отдельных его компонентов: обучения, воспитания, организации жизни и деятельности детей, установление связей между различными занятиями, а также между обучением и игрой. (11;52). Формирование положительных взаимоотношений осуществляется, прежде всего, в процессе усвоения детьми норм и правил поведения в обществе. Соблюдение правил поведения в обществе сверстников содействует становлению начал коллективных отношений. Которые проявляются прежде всего в дружной совместной игре (в согласованности действий), в стремлении помогать друг другу, поддерживать общий порядок в группе, в готовности каждого научить другого тому, чему научился сам, в умении считаться с другими, в бережном отношении к общим вещам, игрушкам и т. п. Определение уровня взаимоотношений детей дает возможность строить работу так, чтобы сформировать отсутствующие или недостаточно развитые качества для положительных взаимоотношений. На основе приведенных материалов можно сделать вывод; что, хотя взаимоотношения детей от трех до пяти лет претерпевают некоторую своеобразную эволюцию, необходимость активного воздействия педагога на их развитие все более возрастает. Кроме того, педагогу надо помнить о значительном влиянии опыта семейного воспитания, стиля взаимоотношений в семье на поведение ребенка в коллективе сверстников, что в свою очередь обязывает воспитателей устанавливать тесные контакты и преемственность в работе детского сада и семьи. 10
Параграф 2. Понятие, значение и особенности организации сюжетно- ролевой игры детей 4-5 лет.

Сюжетно-ролевая игра - (согласно взглядам ведущих отечественных психологов (А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина и др.) ведущая деятельность дошкольного возраста. Она представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Она выступает, как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих смыслах человеческой деятельности. Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в работах психологов (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец), и педагогов (Р.И. Жуковская,Д.В.Меджерицкая,А.П.Усова, Н.Я.Михайленко). В сборнике «Аттестация и государственная аккредитация ДОУ» в разделе «Критерии оценки содержания и методов воспитания и обучения, реализуемых в ДОУ» говорится о том, что сотрудники ДОУ способствуют развитию у детей сюжетно-ролевых игр, умению общаться в процессе игры, устанавливать дружеские отношения, предоставляют возможность выбора в процессе игры. Р.И. Жуковская рассматривает возможности сюжетно-ролевой игры для становления взаимоотношений детей младшего дошкольного возраста и использует для этой цели игры-занятия, на которых внимание детей сосредотачивается на доступных их пониманию жизненных явлениях, что помогает формировать культуру поведения и нравственные чувства. В.Г. Нечаева показывает, что средством формирования взаимоотношений между детьми являются правила, регулирующие поведение детей в окружении сверстников. Автор продолжает линию 11
исследований, в которых изучалась роль правил в воспитании дошкольников (Е.Ю. Демурова, В.А. Горбачева, Л.В. Артемова). С развитием сюжетно-ролевой игры возрастает количество ее участников, увеличивается деятельность существования игрового коллектива.Конфликты возникают по поводу обладания привлекательным предметом. Отношения, возникающие между участниками игры, выполняющими различные игровые роли, обеспечивают необходимость подчинения правилам. Игра помогает детям осознать свое поведение и перестроить его в соответствии с требованиями коллектива. Если мы хотим приучить наших детей к коллективным отношениям в жизни, привить способность уверенно и самостоятельно чувствовать себя среди других людей, подчиняясь требованиям общества, дадим им возможность раньше проверить себя в коллективной игре. Совместная игра доставит детям большое удовольствие, именно здесь появляются первые ростки дружбы, начинаются общие переживания. Руководя играми необходимо уделять наибольшее внимание воспитанию у детей дружбы, вежливости, умению считаться с коллективом, включаясь в игру, тактично разбирать конфликты. Самостоятельность детей в сюжетно- ролевой игре одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определяют линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру и т. п. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Объединяясь в сюжетно- ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнера, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения. Но, самое главное в игре - ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. 12
Как всякая творческая деятельность, сюжетно- ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом. В возрасте четырёх лет, игры становятся более содержательными, что связано с расширением представлений детей об окружающем мире. Они начинают комбинировать разные события, включая в игры эпизоды из собственного опыта и из литературных произведений, которые им читали или показывали посредством игр, иллюстраций в книгах, диафильмов. На 4-5 году в играх детей наблюдается целостность сюжета, взаимосвязанность отражаемых событий. Дети живо откликаются на новые впечатления, вплетая их, как сюжетные линии, в знакомые игры. Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет. Основное условие для развития сюжетно-ролевой игры - это совместные игры взрослого и ребенка. Чтобы научить детей развивать содержание игры, педагог обыгрывает жизненные ситуации, привлекая их к активному участию. Следует побуждать детей воспроизводить ранее усвоенные действия в новых вариантах игры, создавать ситуации, стимулирующие ребенка к использованию предметов- заменителей, к действиям в воображаемой ситуации. Эффективны также показы- инсценировки. Детям показывают инсценировки с использованием настольного, кукольного театра, сюжетно- дидактические игры. После показа, педагог предлагает малышам поиграть с игрушками, вызывает желание подражать тому, что они видели на занятиях, активирует речь детей, обращаясь с просьбой спеть вместе с игрушками, рассказать стихотворение. В сюжетно- ролевых играх складываются благоприятные условия для формирования взаимоотношений детей. Исследования, проведенные А.П.Усовой и ее учениками выявили следующие уровни (этапы) становления взаимоотношения детей в игре: 13
1. Уровень неорганизованного поведения, которое ведет к разрушению игр других детей. Главным образом, такое поведение встречается у младших дошкольников, которые еще не умеют занять себя, не представляют последствий своих действий для других. 2.Уровень одиночных игр. Он характерен тем, что ребенок не вступает во взаимодействие с другими детьми, но и не мешает им играть. 3.Уровень игр рядом проявляется в том, что двое-трое детей могут играть за одним столом, на ковре, но каждый действует, реализуя свой замысле. 4.Уровень кратковременного общения, взаимодействия, характеризуется тем, что ребенок на какое-то время подчиняет свои действия общему замыслу и сообразует их с действиями других. 5.Уровень длительного общения- взаимодействия на основе интереса к содержанию игры, к тем действиям, которых она требует. 6.Уровень постоянного взаимодействия на основе общих интересов, избирательных симпатий. Руководство сюжетно- ролевыми играми осуществляется в двух направлениях. -формирование игры, как деятельности. -использование игры, как средство воспитания ребенка, становление детского коллективизма. При ознакомлении с окружающим, педагог заостряет внимание детей на тех моментах, которые можно отразить в игре, в соответствии с их возрастом, для детей 4-6 лет это взаимоотношения людей. 14
Параграф 3 . Влияние сюжетно-ролевой игры на взаимоотношения детей среднего дошкольного возраста. В игре можно выделить два вида взаимоотношений - ролевые и реальные. Вступая в совместную игру, ребёнок, прежде вс его, руководствуется собственным отношением к тем сверстникам, которые будут его партнерами. Наметив сюжет, дети распределяют роли, и каждый стремится соотнести свои действия с действиями партнеров, установить положительные ролевые отношения с ними. При руководстве играми воспитателю необходимо учитывать и ролевые, и реальные отношения, возникающие между ребятами. Дети с более развитыми интересами являются постоянными организаторами совместных игр. Несмотря на то, что общий фон взаимоотношений детей четвертого- пятого года жизни эмоционально положительный, в группах возникает большое количество конфликтов. Следовательно, проблему формирования детских взаимоотношений невозможно рассматривать вне организации содержательной деятельности, вне организации педагогического процесса в целом. Эффективному повышению уровня взаимоотношений способствуют в первую очередь средства, обеспечивающие содержательную игровую деятельность детей. Такая деятельность способствует росту и развитию социальных мотивов, нравственных чувств, коллективных интересов, являющихся основой детских взаимоотношений. На фоне разнообразной содержательной деятельности, целенаправленно можно формировать положительные взаимоотношения. В отличие от индивидуальных в совместных играх возникает процесс взаимодействия, который вызывает детей на то или иное общение, установление отношений друг с другом. При целенаправленном руководстве игры детей становятся более содержательными, в них значительно увеличивается количество ролей, что 15
способствует предотвращению конфликтов, обеспечивает положительные взаимоотношения между играющими. В некоторых случаях воспитатель использует и приемы непосредственного влияния на детей (педагогическая оценка игр других ребят, опора на положительные качества личности каждого). Педагог своими действиями, советами помогает обогатить игру новыми сюжетами, ролями, действием, умело использует представления детей о правилах поведения, взаимоотношений. Хотя в разные периоды развития игры руководство взрослого детскими взаимоотношениями неодинаково, несомненно, то, что главным условием налаживания правильных отношений являются обеспечение единства в обучении, воспитании и организации жизни дошкольников, установление связей между разными видами их деятельности, и прежде всего между обучением и игрой. В педагогической работе на первом этапе учитывая возрастные особенности детей четвертого года жизни (их естественную потребность к подражанию, стремление к общению в совместной игровой деятельности и относительно низкий уровень знаний, умений и навыков, волевых процессов и пр.), надо уделять максимум внимания обучению игре. На характер взаимоотношений влияет личный опыт общения ребенка с взрослыми и сверстниками. Накопление социального опыта в совместной деятельности рассматривается как необходимое условие, без которого не могут развиваться детские взаимоотношения. Включаясь в игру, педагог влияет на развитие интереса к совместной постройке. Совместное участие в игре воспитателя и детей, установление более тесных контактов сближает, активизирует играющих, создает у них положительное эмоциональное отношение к деятельности. Мы отмечали, что, участвуя в совместной деятельности со взрослыми, ребенок испытывает желание быть достойным похвалы, внимания, положительной оценки, в результате чего у него развивается оценка собственных умений, достоинств. 16
Обучение игре сочетает в себе задачи умственного и нравственного воспитания детей, формирование общих интересов. Педагогическая задача заключается в том, чтобы научить ребят самостоятельно развивать сюжетно- ролевые игры, формировать интерес к совместным играм и умение согласовывать собственные действия с действиями сверстников. В процессе формирования положительных взаимоотношений с помощью совместных игр, игр-занятий надо сосредоточивать внимание главным образом на воспитании нравственных чувств: внимательности, сопереживания, заботы, взаимопомощи и др. Одновременно формируются умения вежливо обращаться к товарищам с просьбой, благодарить за оказанную услугу, соблюдать очередность и др. Одним из существенных показателей детских взаимоотношений является увеличение длительности совместных игр. В начале года, когда у детей нет еще достаточного опыта в организации совместной деятельности, одиночные игры, как правило, более длительны, чем совместные. Под влиянием обучения игры становятся более длительными и содержательными, с выраженной гуманной направленностью, интересы детей в них более устойчивы. Детский коллектив в игре формируется постепенно, под влиянием работы воспитателя. Формирование игрового коллектива зависит от содержания игры, богатства замысла, в свою очередь сам факт образования коллектива оказывает влияние на развитие игрового творчества. Умение организовать игру, сговориться, распределить роли необходимо для того, чтобы получилась увлекательная игра. Даже при достаточных знаниях, богатых впечатлениях об изображаемом, замысел не осуществляется, если у детей не воспитаны моральные качества, необходимые для коллективной творческой игры Задача педагога - пробудить в игре чувства симпатии. Работа педагога по воспитанию у детей дружеских чувств должна начинаться с того, что он приучает детей бережно, с уважением относиться к игре товарищей. 17
Воспитатель, прежде всего своим примером учит детей различным приёмам организации игры, помогает в решении организаторских задач. Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес к разным профессиям, воспитывается уважение к труду. Задача воспитателя – помочь ребятам организовать эти игры, сделать их увлекательными, насыщенными действиями. Для правильного руководства играми воспитателю необходимо изучать интересы детей, их любимые игры, полноту и воспитательную ценность бытующих в группе игр; знать, как объединяются дети в игре: кто с кем любит играть, какова нравственная основа этих объединений, их устойчивость, характер отношений в игре и т.д. Наблюдая за играми, воспитатель оценивает степень развития самостоятельности и самоорганизации детей в игре, их умение договариваться, создавать игровую обстановку и справедливо разрешать возникающие конфликты. Взаимоотношения между детьми влияют на саму игру дошкольников. Дети с низким уровнем взаимоотношений не умеют взаимодействовать со сверстниками.

Заключение 18


Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, о собенно сти взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. У детей среднего дошкольного возраста идет активно сплочение коллектива. Взаимоотношения довольно устойчивые. Взаимоотношения детей в совместных играх строятся на основе возникновения нравственных качеств: справедливости, доброты, внимательности, заботливости, взаимопомощи и др. Формирование этих качеств, являющихся основой взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста, лучше всего осуществляется в совместных играх с куклами. Формируя навыки общения, надо поднимать авторитет новичка в глазах детей: наделять такого ребенка дополнительной, неизвестной детям информацией, чтобы вызвать у них интерес к общению с новичком; учить его играть; помогать при затруднениях и постепенно привлекать к участию в коллективных играх. Важным средством формирования отношений со сверстниками является сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевой игре формируется умение сделать выбор, правильно решить конфликтную ситуацию, что в свою очередь способствует формированию нравственных мотивов поведения. Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер. В сюжетно-ролевых играх должны создаваться специальные условия, в которых ребенок может выбрать сверстника по своему желанию. Одновременно должны создаваться возможности свободного общения и тем самым, развития положительных взаимоотношений между сверстниками. Библиографический список 19
1.Аттестация и государственная аккредитация дошкольных образовательных учреждений. Стеркина Р.Б.Москва издательство АСТ. 1997. 2.Гербова В.В. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» Москва «Мозайка-Синтез» 2005. 3.Глебова С. В. Детский сад- семья: аспекты взаимодействия. Воронеж 2005. 4.Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Издательство Мозаика Синтез. Москва. 2006. 5.Козлова С.А.,Куликова Г.А. Дошкольная педагогика. Москва. издат. центр «Академия».2007. 6.Краснощёкова Н. В. Сюжетно- ролевые игры для детей дошкольного возраста. Ростов - на- Дону. 2008. 7.Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. Линка-Пресс. Москва. 2009. 8.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. Москва. Academ А 1998. 9.Целуйко В.Н. Родители и дети. Психология взаимоотношений. Мозырь. 2007. 10.Эльконин Д.Б. Психология игры. Москва. Владос. 1999. 11.Щербакова Е. И. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре. Москва. «Просвещение».2000. 12.Дыбина О. Игра- путь к познанию предметного мира.// Дошкольное воспитание.2005.№4. 13.Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей. // Дошкольное воспитание. 2005. № 10. 14.Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей. // Дошкольное воспитание. 2005. № 11. 15.Широких О. К вопросу о формировании взаимоотношений детей//Дошкольное воспитание.2008.№4. Приложение №1 20
Диагностика уровня взаимоотношений детей среднего возраста в сюжетно-ролевой игре. Фамилия ребенка 1.Взаимодействие со сверстниками в игре (умение не мешать товарищу, организовывать игру или принять участие в совместной игре) 2.Умение играть длительно, увлеченно, сосредоточен но 3.Знание норм поведения и использование положительных форм в общении со сверстниками (разговаривать спокойно, вежливо попросить, предложить товарищу свою игрушку, уступить роль, оказать помощь) 4.Проявление нравственных чувств (сопереживан ие, сочувствие, радость от общения со сверстниками и др.) 21
Приложение №2 4 уровня взаимоотношений: (Т. А. Владимирова) К I уровню относятся дети общительные, умеющие дружно играть, проявлять симпатию и дружеские чувства к товарищам, подчиняться правилам, решать возникающие конфликты. Ко II уровню относятся общительные, инициативные дети, но несколько эгоистичные. К III уровню относятся дети, не умеющие дружно играть, самостоятельно распределять роли и т. д. К IV уровню относятся дети, нарушающие правила поведения в" играх. Как видим, при характеристике уровней автор в основном выдвигает умения ребенка общаться, проявлять инициативу, самостоятельность, черты коллективизма и др. 22

Конспект НОД в средней группе. Этикет

Автор: Наталья Валентиновна Моисеева, воспитатель ГБОУ г. Москва СОШ№1464 (дошкольное отделение)
Цель : Продолжать формирование представлений о правилах этикета.
Задачи : Образовательные
Формировать представление о правилах поведения за столом,в гостях.
Закреплять знание вежливых слов, умение владеть ими в нужной ситуации.
Развивающие
Развивать внимание, память, логическое мышление.
Речевые
Развивать связную речь,обогатить словарь детей(благодарю,доброго пути,только после вас,
будьте здоровы.
Воспитательные
Воспитывать стремление и интерес правильно вести себя в обществе, любознательность,дружбу,
взаимопомощь.
Демонстрационный материал :
Игрушка-кукла волшебник.
Методические приёмы :
Игровая ситуация,беседа-диалог,разгадывание загадок.
Интеграция образовательных областей :
"Познавательно речевое развитие"
"Коммуникативно-личностное развитие"

Ход непосредственно образовательной деятельности

Ребята, в наш детский сад пришёл добрый волшебник.Он тайно,надев шапку-невидимку, чтобы его никто не видел,ходит и наблюдает за всеми детками, которые ходят в наш садик. Очень любознательный этот волшебник, он всё умеет, может сделать любое волшебство, вот только он старый стал и всё время всё забывает.Давайте поможем волшебнику.
Что нужно говорить человеку при встрече?
(ответы детей)
- Правильно,мы говорим" здравствуйте "
Скажите, что означает слово"здравствуйте"?Что мы хочем сказать человеку этим словом?
(рассуждения детей)
-Всё верно,произнося слово "здравствуйте", мы желаем здоровья человеку, мы поднимаем ему настроение на весь день, желаем ему радости и хорошего дня.
Ребята, а вот и наш волшебник пришёл(показываю детям куклу-волшебник),играет музыка "чудесные превращения"
- Ребята, добрый волшебник узнал, что вы очень вежливые и культурные детки и решил прийти к нам в группу. Давайте поздороваемся с ним.
Дети хором:"Здравствуйте"
Волшебник(воспитатель):"Здравствуйте, ребята.Скажите, вы знаете, что слово "здравствуйте"-вежливое слово?
Ответ детей.
- Правильно, а какие ещё вежливые слова вы знаете?Я их немного забыл.Напомните?
(Ответы детей)
-Вот спасибо, ребята, теперь я вспомнил, что есть вежливые слова:"здравствуйте", "спасибо", "пожалуйста".
Ребята, есть ещё вежливые слова: "благодарю","извините","будьте здоровы","доброго пути",только после вас".
Волшебник загадывает детям загадки.

Встретив зайку, ёж - сосед
Говорит ему:"..." (Привет!)
А его сосед ушастый
Отвечает:"Ёжик..." (Здравствуй!)

К осьминожке комбала
В понедельние заплыла.
А во вторник на прощанье ей сказала:"..."
(До свидания!)

Неуклюжий пёсик Костик
Мышке наступил на хвостик
Поругались бы они
Но сказал он:"..." (Извини)

Бегемот и слон, поверь,
Не пролезут вместе в дверь.
Тот, кто вежливей сейчас
Скажет:"..." (Только после вас.)

Какие же вы молодцы, детки, всё отгадали.
Ребята,волшебник забыл, как правильно вести себя за столом.Я предлагаю вам поиграть.
Внимательно слушайте, что я вам скажу и говорите"да", если вы согласны, и "нет", если не согласны.
- За столом надо сидеть прямо и красиво. (Да)
- Есть нужно аккуратно, ложку и вилку держать правильно.(Да)
- Можно громко чавкать и сопеть.(Нет)
- Молодцы, вы умеете вести себя за столом.А наш волшебник всё вспомнил вместе с нами.Давайте угостим нашего гостя, накроем для него стол.(Дети сервируют стол игрушечной посудой и приборами.
Волшебник напоминает детям правила поведения за столом:нельзя разваливаться на стуле, руки и рот нужно вытирать бумажными салфетками, нельзя размазывать еду по тарелке, катать хлебные шарики, облизывать пальцы,не нужно есть слишком быстро, брать в рот слишком много еды и говорить с полным ртом.)
- Как красиво вы накрыли на стол, спасибо.

Разгадайте ещё загадку.

Девочка Рита возле дорожки
Стол накрывает собаке и кошке
Плошки, расставив, скажет им Рита
"Ешьте! Приятного вам..." (Аппетита)

Ребята, а когда вы идёте в гости,там вы не должны без разрешения трогать руками те вещи, которые вас заинтересовали.Нельзя разбрасывать игрушки, а надо класть их на место.Берегите свои игрушки, не ломайте их,если игрушка сломалась, умей вежливо попросить взрослых починить её.Делись игрушками с другими ребятами.Старайтесь помочь другу сделать то, что у него не получается.Не ссорьтесь с друзьями, старайтесь играть дружно.Умейте принять помощь, совет и замечание друга.
Ну вот и всё, мы вспомнили некоторые правила этикета.Волшебнику пора надеть шапку-невидимку и отправиться к другим детям.
Волшебник: "Спасибо, вам, мне было очень интересно с вами поиграть и побеседовать.До свидания, ребята!"

Повышение уровня игры и взаимоотношений детей в средней группе

Взаимоотношения детей к началу пятого года жизни все еще отличаются значительной неустойчивостью. В связи с этим основной задачей работы в группе пятого года жизни будет формирование устойчивости положительных взаимоотношений. Цель обучения -расширение кругозора детей, укрепление их нравственных позиций. Опираясь на знания и умения ребят, приобретенные в предыдущей группе, работа направляется на усиление и углубление их познавательных интересов, развитие у них активности и самостоятельности.

Мышление ребенка в среднем дошкольном возрасте, так же как и в раннем, характеризуется конкретностью, поэтому для его развития необходимо преобладание впечатлений действительности над словом. В связи с этим особое значение в воспитательно-образовательной работе с детьми этого возраста имеют экскурсии, наблюдения. Они позволяют детям непосредственно наблюдать труд взрослых, создают условия для живого эмоционального общения с людьми труда.

Так, для детей пятого года жизни можно организовать прогулки в аэропорт, на речной вокзал, в зоопарк и др. Для развития различных игровых тем используют разное количество экскурсий. Для игры в зоопарк бывает достаточно одной экскурсии. Для развития игры в «летчиков» проводится несколько экскурсий, например: к памятнику летчикам; в аэропорт, где дети ознакомятся с местом посадки и отправки самолетов, узнают, что в аэропорту есть кассы, газетный киоск, парикмахерская, буфет, пассажиры покупают билеты на определенный рейс, к самолету их провожает бортпроводница и т. д.; повторная экскурсия в аэропорт с целью закрепления представлений детей о труде взрослых и ознакомления с устройством (в общих чертах) самолета (салон для пассажиров, кабина для пилотов).

Знания детей о труде взрослых в аэропорту, полученные на экскурсиях, дополняются чтением художественной литературы; на занятиях по родному языку детям читаются отрывки из книги I Б. Житкова «Что я видел» («Самолетный вокзал» и «Как мы летели самолетом из Харькова»), рассматриваются картинки с изображением самолетов (Эти произведения можно заменить отрывками из книги И. Винокурова «Самолет летит» и др. ).

В процессе педагогического руководства игрой основное внимание детей сосредоточивается на взаимоотношениях взрослых в процессе труда. Это способствует развитию у детей психологических основ взаимоотношений: общественных мотивов поведения, нравственных чувств, коллективных интересов, воли, навыков, привычек правильного поведения. Одновременно воспитатель предоставляет возможность широко использовать в играх ручной труд и строительство. Так, в игре в «летчиков» дети строят аэропорт, взлетную полосу, большой самолет для путешествий.

При работе с детьми пятого года жизни меняется соотношение использования в педагогическом процессе различных игр: игр-занятий, игр-бесед, игр-драматизаций и совместных игр с воспитателем и старшими детьми. Опыт показывает, что если в группе четвертого года жизни активно используются указанные педагогические средства, то доля игр-занятий в следующей группе уменьшается. Однако на данной возрастной ступени совместные игры с воспитателем остаются важной формой воспитания и обучения, хотя организуются в основном во вторую половину дня (вне занятий).

Значительно шире используются игры-драматизации (например, по сказке «Кот, петух и лиса», по стихотворению «Усатый - полосатый» С. Маршака). Можно организовать игру-драматизацию по отрывку из книги Б. Житкова «Что я видел» («Как мы летели самолетом из Харькова»). Текст от автора читает воспитатель, а дети выполняют действия соответственно тексту и произносят отдельные реплики.

Драматизации помогают лучше усваивать содержание рассказа, обогащают речь детей, способствуют возникновению желания подражать любимым героям, действовать в соответствии, с содержанием произведения. Под влиянием игр-драматизаций дети приобретают положительный опыт поведения, начинают свободнее чувствовать себя в общении со взрослыми и сверстниками.

В приведенном ниже примере показана роль общения детей средней и старшей групп и перенос характера поведения в совместных играх в самостоятельную деятельность.

В процессе развития игры в «летчиков» ежедневно на протяжении трех дней трое детей из группы пятого года жизни посещали старшую группу и участвовали в совместных играх (в старшей группе в этот период развивалась интересная игра в «летчиков»). Все трое четырехлетних детей проявили интерес к игре, но для развития глубокого содержания им недоставало умения, фантазии.

В первый раз они выполняли роль кассира, второго пилота и пассажира на /самолете. По возвращении из старшей группы с этими детьми педагог провел краткую беседу по вопросам: во что вы играли в старшей группе? Какие роли выполняли? Понравилась ли эта игра? На второй и третий день дети также рассказывали о своих впечатлениях. С каждым посещением их активность повышалась, им поручались в играх роли диспетчера, бензозаправщика, первого пилота. В обращении со сверстниками мальчики стали более сдержанными и вежливыми.

На повышение уровня взаимоотношений в самостоятельной игре в «летчиков» большое влияние оказало подражание. Дети учились наблюдать и тонко подмечать даже мелочи в организации игры (отметили, что при посадке в самолет вначале пропускают матерей с детьми, а потом входят все остальные пассажиры; что экипаж садится в самолет первым и выходит раньше пассажиров и др.).

Педагог широко использовал беседы с детьми, чтение художественной литературы, рассказы детей о поездках в Москву, Киев, Ленинград и впечатления обо всем увиденном. Это способствовало обогащению содержания игровой деятельности ребят.

Для активизации игровых интересов и воображения педагог с детьми изготовил альбомы о разных городах страны, атрибуты к играм в «путешествия».

Ознакомление с правилами поведения

Знакомство детей с основными правилами поведения возможно уже во второй младшей группе. Хотя социальный опыт трех - четырех - летнего ребенка еще ограничен, тем не менее ему вполне доступны такие понятия, как «можно», «нельзя», «хорошо», «плохо».

Прежде всего воспитатель должен определить правила поведения детей на занятиях, в быту, трудовой и игровой деятельности. Основными критериями отбора правил являются их общественная направленность и доступность детям данного возраста.

В небольшом количестве правил должны отразиться основные нормы поведения ребенка в обществе сверстников. Например, для игры характерными правилами будут следующие:

1. Играть нужно дружно: не ссориться с товарищами из-за игрушек, ролей; принимать в игру любого желающего в ней участвовать; вежливо разговаривать, извиняться за неловкость.

2. Игрушки надо беречь: не ломать, не рвать, убирать на место.

3. В группе надо соблюдать порядок: разговаривать вполголоса (тихо), чтобы не мешать другим детям; не разбрасывать игрушки, знать, в какие игры можно играть в группе, а в какие - на улице.

4. Товарищам надо помогать: делиться игрушками, подавать материал, если научился чему-то сам - научи другого.

Педагог стремится, чтобы процесс усвоения правил опирался на естественное стремление ребенка быть хорошим, достойным похвалы и уважения взрослого. Только в таком случае этот процесс мобилизует силу и волю ребенка в соответствии с общественными требованиями.

Детям четвертого года жизни важно показать в правилах конкретные формы поведения в определенной ситуации и добиться их выполнения. Если, например, дети громко разговаривают, воспитатель формулирует требование: в группе надо разговаривать тихо, чтобы не мешать друг другу. Детям пятого года жизни даются не только конкретные указания, как поступить в той или иной ситуации, но и предлагается подумать и найти самостоятельное решение.

Чтобы найти более эффективные формы воздействия на эмоциональную сферу ребенка и подвести его к оптимальному усвоению правилу.в детском саду был проведен эксперимент. В одной группе (дети четвертого года жизни) правила вводились в непринужденной, естественной игровой ситуации, чаще всего во время совместных игр воспитателя с детьми или в индивидуальных беседах после игр. Они предлагались в основном с опорой на игровые методы и приемы: игры-занятия, игры-беседы с использованием кукольного театра, в которых имелась возможность обобщить и уточнить знания о нормах поведения. В другой группе - пятого года жизни - усвоение правил поведения происходило преимущественно в ходе бесед с детьми на занятиях по родному языку и развитию речи. Наряду с фронтальной работой в обеих группах проводились беседы с отдельными детьми, направленные на закрепление основ правильного поведения, осознания их значения в совместной игре.

Опыт показал, что обучение правилам с опорой на игровые приемы наиболее эффективно. Игровые приемы создавали эмоциональное настроение у детей, вызывали большую активность, желание подражать героям.

В качестве иллюстрации одного из приемов ознакомления дошкольников с правилами поведения приводим запись игры-занятия по усвоению детьми правил вежливости («Играть надо дружно, помогать друг другу, делиться игрушками»).

Катание кукол на санках.

Воспитатель встает перед ширмой, обращается к ребятам:

Дети, сегодня к вам в гости приедут куклы. Давайте посмотрим, что они нам покажут.

Воспитатель уходит за ширму. (Куклы Юра, Оксана, Андрей подготовлены заранее.) На сиене появляется Оксана. Она грустна.

Оксана. Как хочется покататься! А санки мои сломались.

Видит, что кто-то идет на горку с санками. Это Юра, у него большие санки. Юра еле-еле их тянет. Вот он упал. Опять везет санки, снова падает.

Оксана (обрадованно). Сейчас мы с Юрой покатаемся.- Бежит Юре навстречу: - Давай я тебе помогу.- Берется за веревочку, и они поднимаются на горку с санками.

Юра (Оксане). А ты зачем на горку пришла? Санок у тебя нет, стоишь тут, только мешаешь...

Оксана. Я не мешаю, я тебе помогаю. А на горку я пришла, потому что очень хочется покататься. А санки мои сломались.

Юра. Если нет санок, надо дома сидеть.- Он ложится на санки и спускается с горки.

Оксана (с грустью глядя ему вслед). Какой жадный мальчик. Даже не пригласил покататься. А ведь санки у него такие большие, как раз для двоих... Вот если бы это были дети из нашего детского сада, они обязательно меня пригласили бы. У нас все дети знают, что надо играть дружно, помогать друг другу. Вот опять он идет в гору, санки еле-еле тянет. Тяжело ему, пойду помогу.

Оксана. Мальчик, мальчик, давай я тебе помогу.

Юра. Это ты мне? Меня Юрой зовут.

Оксана. А я Оксана. Я из детского сада. А ты ходишь в детский сад?

Юра. Нет, я не хожу.

Оксана. Ay нас в детском саду много ребят, и все мы дружные: игрушками делимся, помогаем друг другу.

Оксана и Юра въехали на горку. Юра опять садится на санки один и хочет спускаться с горки.

Оксана. Юра, а можно мне с тобой покататься?

Юра. Ну вот еще. Мне и одному места мало...

Оксана. Ой, что ты, у тебя такие большие санки...

Юра. Ничего и не большие, а как раз для меня...

В это время на горку въезжает Андрейка с санками.

Андрейка. Оксана, а где твои санки, почему ты без санок?

Оксана. Они у меня сломались.

Андрейка. Хочешь со мной вместе кататься?

Оксана. Да у тебя же саночки маленькие!

Андрейка. А мы по очереди: сначала ты, а потом я.

Оксана. Ой, спасибо, Андрюша. Какой ты добрый... Только давай сначала ты, а потом я.

Андрейка. Нет, мальчик должен уступать. Садись, я тебя подтолкну...

Оксана съезжает с горки. Она весело смеется. Андрейка тоже смеется. А Юра стоит в стороне, смотрит и о чем-то думает...Потом с горки съезжает Андрейка, опять Оксана, им очень весело.

Юра. Можно и я с вами буду кататься?

Андрейка. Конечно, мы в детском саду принимаем всех, кто хочет с нами играть. Давай твои санки привяжем к нашим и будет поезд. Садись, Юра, поехали.

Все втроем съезжают с горки и весело смеются.

После спектакля воспитатель проводит беседу с детьми: «Почему Оксана в начале прогулки скучала? Почему ей так весело стало в конце прогулки? А как бы вы поступили, если бы заметили, что кто-то грустит или скучает?» Затем подводится итог: «Дети, запомним правило дружных ребят - не ссориться, делиться игрушками, помогать другу, заботиться друг о друге».

На следующий день после указанного занятия-игры педагог прочитал детям рассказ Е. Серовой «Нехорошая история», а затем провел беседу по вопросам: как Рая играла с детьми? Что дети ответили Рае, когда она у них отнимала игрушки? Почему Рая заплакала?

По мере обогащения социального опыта детей круг правил поведения расширяется, уточняются и закрепляются уже знакомые правила и вводятся новые, в частности такое: «В группе должен быть порядок». Игры с мячами, парными картинками, с участием двух и более детей используются для того, чтобы ввести правило: «Научи товарища тому, чему научился сам».

Большая часть детей, с которыми проводится работа, стремится подчинить свое поведение общеустановленным требованиям, фиксированным в правилах, их отношения становятся более устойчивыми, осознанными.

Чем старше дети, тем большее значение в их взаимоотношениях приобретает игра. В группе пятого года жизни в основе педагогической работы по формированию взаимоотношений лежит совершенствование самостоятельной игровой деятельности детей. Уровень этой деятельности, знание норм поведения имеют решающее значение для становления нормальных отношений. Вследствие углубления знаний детей об окружающем количество ролей значительно возрастает, что дает возможность удовлетворить интересы каждого ребенка в совместной игре.

Однако в этом возрасте увеличивается число ребят, не умеющих поддерживать положительные взаимоотношения со сверстниками, часто вступающих в конфликты с товарищами. Поэтому с ними проводится индивидуальная работа, помогающая сформировать такие нравственные качества, которые являются фундаментом коллективных взаимоотношений: умение организовать совместную деятельность (пригласить в игру, распределить роли, материал); привычка оказывать помощь, проявлять заботу, внимание к товарищам; стремление к установлению взаимоотношений со сверстниками с опорой на усвоенные правила поведения; вежливость и предупредительность в общении с товарищами и др. Формирование этих качеств возможно только при условии организации деятельности детей на более высоком уровне, на уровне коллективных отношений, для которых характерны взаимная зависимость, ответственность, требовательность, взаимопомощь. А это уже начало коллективной деятельности.

Учебно-воспитательная работа проводится с учетом связей между обучением и игрой, с использованием эпизодического тематического планирования, при организации взаимодействия детей на более высоком уровне и усвоении ими правил поведения. Применение этих педагогических средств, во-первых, повышает уровень игровой деятельности, во-вторых, способствует воспитанию у детей нравственных чувств, общественных интересов и мотивов поведения, формированию определенных навыков и привычек, знаний о нормах и правилах поведения в обществе. Развитие волевых процессов, формирование личностных качеств способствует созданию определенного стиля отношений между детьми, когда взаимопонимание и доброта становятся нормой поведения, а жадность, грубость встречают отпор.

Если касаться динамики формирования взаимоотношений, то для характеристики отношений детей четвертого года жизни более целесообразно использовать понятие «положительные взаимоотношения», для детей пятого года - «дружеские» и к концу пятого года жизни взаимоотношения могут характеризоваться как начальная форма коллективных отношений.

Определяя взаимоотношения детей четвертого года жизни как положительные, имеем в виду прежде всего бесконфликтность, умение не мешать сверстнику, не отнимать игрушки, не ссориться, а также начальные попытки оказать помощь, проявить внимание к сверстнику, заботу о нем. При этом следует учитывать широкий круг общения детей, ситуативность и кратковременность их взаимоотношений.

На пятом году жизни большое значение приобретают взаимоотношения, основанные на личных склонностях и симпатиях детей. Общение между ними становится более устойчивым и длительным. Однако чаще всего игровые группировки состоят из двух-трех, реже четырех детей.

К концу пятого года жизни под влиянием целенаправленной работы дети могут устанавливать взаимоотношения в группе, состоящей из пяти - семи, а иногда десяти человек. Как правило, это коллективы, основанные на принципах взаимоответственности, взаимной требовательности, взаимопомощи. В этих коллективах есть общая цель, распределение обязанностей, что позволяет отношения детей в них считать как начальную ступень коллективных отношений.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. В какой мере содержание и приемы педагогического воздействия отражают возросшие возможности детей пятого года жизни?

2. Составьте примерный план учебно-воспитательной работы, обеспечивающей обогащение содержания игр детей пятого года жизни.

3. Покажите возможности и методические приемы, обеспечивающие усвоение детьми правил поведения.

4. На конкретных примерах докажите, что знание правил поведения повышает уровень детских взаимоотношений.

5. По каким показателям можно судить о наличии зачатков коллективизма у детей пятого года жизни?

6. Дайте характеристику известной вам группы пятого года жизни с точки зрения развития в ней коллективных отношений.