Что такое лексика и фразеология в русском. Тема урока: « Фольклорная лексика и фразеология»

Лексика (от греч. lexikos -- словесный, словарный) - это совокупность слов языка, его словарный запас. Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка, называется лексикологией. Предметом изучения лексикологии являются следующие аспекты:

  • 1. Проблема слова как основной единицы языка и лексикологии.
  • 2. Структура словесного состава языка.
  • 3. Пути пополнения и развития лексики.

Основная функция слова - назывная или номинативная. Слово служит для именования предметов, лиц, процессов, свойств, состояний, признаков, количеств и т.д. Каждое слово имеет свое звучание, буквенную оболочку, индивидуальное лексическое (смысл слова) и типичное грамматическое (признаки слова как части речи) значения , например: [т"ул"] -- тюль; индивидуальное лексическое значение -- «тонкая сетчатая ткань»; слово тюль -- имя существительное мужского рода, 2-го склонения, в единственном числе, в именительном падеже. Лексическим значением слова называется закрепленная в сознании говорящих соотнесенность звукового комплекса с тем или иным явлением действительности.

Слово - понятие двустороннее. Внешняя сторона - это звуковая оболочка, а внутренняя - это семантика (значение). Без внешней стороны слово не может быть воспринято, а без внутренней не может быть понято. Помимо лексического значения слово может заключать в себе эмоциональную, экспрессивную оценку и стилистическую окраску. Слово - это основной элемент языка, так как из слов складываются сочетания, а из сочетаний складываются предложения. Человек активно владеет примерно 20000 слов.

Слово может иметь одно лексическое значение, такие слова называют однозначными, например: диалог, фиолетовый, сабля, настороже . Слово может иметь два или более лексических значения, такие слова называют многозначными, например: слово корень -- многозначное, в «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой указаны четыре значения этого слова: 1. Подземная часть растения. Яблоня пустила корни. 2. Внутренняя часть зуба, волоса, ногтя. Покраснеть до корней волос. 3. перен. Начало, источник, основа чего-нибудь. Корень зла. 4. В языкознании: основная, значимая часть слова. Корень -- значимая часть слова.

Существует несколько способов объяснения лексического значения слов:

  • 1. Толкование (разъяснение) слова в словарных статьях толковых словарей.
  • 2. Подбор синонимов: радость -- веселье, оживление, праздник, торжество, ликование.
  • 3. Толкование, включающее в свой состав однокоренные слова: преподаватель -- тот, кто передает знания, муравей -- тот, кто живет в траве-мураве, пастух -- тот, кто пасет.
  • 4. Иллюстрация смысла слова, рисунок.

Лексические и фразеологические единицы русского языка. Лексико-фразеологическая норма, ее варианты

Основные лексические единицы - синонимы, антонимы, омонимы.

Омонимы - одинаковые по звучанию (написанию), но разные по значению слова . Синонимы - слова, близкие по значению и различающиеся оттенками смысла. Выделяют синонимы:

  • - абсолютные (бегемот - гиппопотам);
  • - идеографические (неточные)(жаркий - знойный );
  • - стилистические (лик - лицо - рожа );
  • - контекстуальные сближаются по значению в конкретном случае.

Синонимический ряд - это синонимы, объединенные общим значением и расположенные в определенном порядке. Общее значение ряда синонимов наиболее ярко выражено стержневым словом, или доминантой. Доминанта начинает синонимический ряд и обычно является стилистически нейтральным словом. Например: жилище - обиталище, берлога, логово; хороший - отличный - прекрасный - превосходный - великолепный.

Антонимы - слова с противоположным значением.

В разных значениях слова могут иметь разные антонимы (забор низкий - высокий, поступок низкий - благородный) . В художественных произведениях, публицистике встречаются слова, которые только в определенном контексте приобретают противоположное значение и поэтому становятся антонимами. Например, слово овца в прямом значении антонима не имеет. Но в пословице «Не считай недруга овцою, считай волком» это слово становится антонимом слова волк.

Паронимы - однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своем значении: абонемент - абонент, великий - величественный, враждебный - вражеский, домашний - домовитый - домовый и др.)

Синонимия и антонимия наблюдаются среди однозначных слов и среди многозначных; одно и то же многозначное слово может входить в несколько синонимических рядов и антонимических пар.

Фразеологизмами (фразеологическими оборотами) - называются устойчивые словосочетания: (хоть пруд пруди, тьма тьмущая, горе горевать и др.)

У фразеологизма лексическое значение имеет не каждое слово в отдельности, а всё словосочетание в целом. Поэтому в предложении он является одним членом предложения.

По стилистической окраске различают следующие фразеологизмы: 1. нейтральные - употребляемые во всех стилях речи: замкнутый круг, правое дело, доживать век, с замиранием сердца, знай себе цену, игра воображения, прийти в сознание. 2. Книжные - употребляются в книжных стилях, преимущественно в письменной речи: зондировать почву, пойти по стопам, искушать судьбу, исчезнуть с лица земли, египетская казнь, камень преткновения, авгиевы конюшни . 3. Разговорные - используемые преимущественно в устной форме общения: жить припеваючи, за семью замками, глаз радуется, как на иголках, сквозь зубы, первый блин комом, семь пятниц на неделе. 4. Просторечные - отличаются от разговорных сниженностью, грубостью: на кудыкину гору, дать промашку, дурить голову, плевое дело, дойти до ручки, заморить червячка, пустить слезу.)

Лексико-фразеологические норма - это норма употребления слов и фразеологизмов в свойственном им лексическом значении и нормы сочетания слов и фразеологизмов с другими словами в предложении.

Лексические нормы, или нормы словоупотребления, - это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.

Лексические нормы отражаются в толковых словарях, словарях иностранных слов, терминологических словарях и справочниках.

Соблюдение лексических норм - важнейшее условие точности речи и ее правильности.

Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии

Основные условия, от которых зависит выразительность речи человека - самостоятельность мышления; неравнодушие, интерес автора речи к тому, о чем он говорит или пишет, и к тем, для кого он говорит или пишет; хорошее знание языка, его выразительных возможностей.

Чаще всего в художественных, публицистических произведениях, в публичных выступлениях, поздравительных текстах и речах как средство выразительности используется слово.

Метафора, метонимия, синекдоха, основаны на переносном употреблении слова. Антитеза, оксюморон строятся в большинстве случаев на противопоставлении, столкновении антонимов. Разнообразны приемы обыгрывания в речи, особенно художественной, публицистической, синонимов, омонимов. Средствами выразительности нередко служат архаизмы, неологизмы.

Метафора -- перенос названия по сходству.

Золотая клетка

На сучке висит,

В этой клетке птица

Точно жар горит.

(Я. Суриков)

Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу.

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу.

(А. Майков)

В первом примере прилагательное золотая имеет прямое значение -- «сделанная из золота» и не обладает выразительностью, а в сочетании лист золотой определение, употребленное в переносном значении «цвета золота», создает красочный образ.

Метонимия в отличие от метафоры основана на переносе наименования по смежности: предметы, явления, получающие одно и то же название, должны быть смежными, как-то соотноситься друг с другом.

Синекдоха -- особый прием, когда название какой-то части становится названием целого. Так, у В. Маяковского читаем: «Литейный залили блузы и кепки», «А в двери -- бушлаты, шинели, тулупы...»

Самой распространенной фигурой, основанной на антонимах, является антитеза. Она строится на сравнении двух противоположных явлений или признаков. Например:

Есть у памяти свойство такое:

После самых суровых невзгод

Забывается быстро плохое,-

А хорошее долго живет.

(К. Ваншенкин)

Антонимы плохое -- хорошее, забывается --живет и образуют антитезу.

Оксюморон -- это соединение слов, выражающих противоположные, несовместимые с точки зрения логики понятия, например: пышное увядание, сладкая скорбь, звучная тишина, молодая старость.

Помимо антонимов выразительностью обладают и синонимы. Русский язык богат синонимами. Например, глаголы истратить, растратить, издержать, расточить, израсходовать, прожить, спустить, промотать, убухать, растранжирить, ухлопать , разбазарить означают «отдать за что-нибудь имеющиеся деньги или вообще какие-либо ценности».

Особый интерес как средство образности, выразительности представляют неологизмы.

В большинстве случаев неологизмы называют новые явления, предметы, действия, состояния, качество (мерчендайзер, брокер, бомж ).

Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологизмов и их исправление. Афоризмы

Лексические ошибки - нарушение лексических норм. Традиционно сюда относят употребление слов в ненормативных с точки зрения языковой системы значениях, нарушения лексической сочетаемости, повторы и тавтологию.

Лексические ошибки)

Вид ошибки

Употребление слова в несвойственном ему значении

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.

Костер все больше и больше распалялся , пылал.

Неправильное употребление паронимов

Человек ведет праздничную жизнь. У меня сегодня праздное настроение

Неразличение синонимичных слов

Употребление слов иной стилевой окраски

Плеоназм - употребление в речи близких по смыслу и потому логически излишних слов

Все гости получили памятные сувениры

Молодой юноша, очень прекрасный

Тавтология - повторение однокоренных слов или одинаковых морфем

Руководители предприятий настроены на деловой настрой.

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях

Нарушение лексической сочетаемости

Употребление лишних слов

Лексическая неполнота высказывания.

Не допускать на страницы печати и телевидения высказывания, способные разжечь межнациональную вражду

Знаете ли, так сказать, фактически, вообще, честно говоря и т. п.

Неудачно образованные неологизмы

На ямочный ремонт было потрачено 23 тысячи рублей.

Ошибки в употреблении фразеологизмов

  • · а) грамматическое видоизменение фразеологизма: Он постоянно сидит сложив руки .
  • · б) лексическое видоизменение фразеологизма. Пора тебе уже взяться за свой ум Большая часть фразеологизмов является непроницаемой: в состав фразеологизма нельзя ввести дополнительную единицу.
  • · в) изменение лексической сочетаемости фразеологизма: Имеют большую роль.

Афоризмы

Афоризм - глубокая обобщающая мысль, облечённая в лаконичную, отточенную языковую форму; пословица литературного происхождения: «Книги - дети разума»

(Дж. Свифт).

Понятие афоризм ещё не получило точного определения: некоторые исследователи относят к афоризмам только авторские изречения, включая в этот разряд крылатые слова, другие - все виды кратких обобщённых высказываний, в том числе пословицы и поговорки.

Лексика. Минимальной единицей речи является слово . Слово имеет внешнюю форму и внутренне содержание. Внешняя форма слова - это его звуковая оболочка, звук или комплекс звуков, оформленных по законам данного языка. Внутренним содержанием слова является его лексическое значение, то есть соотнесенность слова с определенным понятием.

Слово - это комплекс звуков или один звук, обладающий определенным, закрепленным языковой практикой значением и функционирующий как некое самостоятельное целое [Современный 2001: 191].

Слово может утрачивать свое значение и приобретать новое (например: позор - зрелище (древнее значение) и бесчестие (современное значение слова)).

Не все слова в русском языке соотносятся с определенными понятиями. Не имеют лексического значения междометия, служебные слова (предлоги, союзы, частицы), имена собственные.

Слово может быть однозначным (то есть иметь одно значение, например: модельер, могущество, овация ) или многозначным (то есть иметь не одно, а несколько значений, например: модель, золотой ). Новое значение слова - это результат его переносного употребления. Различают два основных вида переносного значения слова - метафорический и метонимический перенос.

В основе метафорического переноса лежит сходство предметов и явлений, например: лапа - конечность у животного и хвойная ветвь; игла - орудие труда, лист хвойного дерева, а также образование на теле некоторых животных (например, рыб).

В основе метонимического переноса лежит смежность, взаимосвязь предметов и явлений, например: золото - вещество и изделия из него; трамвай - вид транспорта и едущие в нем люди; голова - часть тела и умный человек.

В результате переноса у слов образуется новое значение, которое закрепляется речевой практикой.

Омонимы (греч. одинаковый + имя) - это слова, имеющие одинаковую форму, но разное значение. Например: ключ (орудие) и ключ (источник воды); такт (ритмическая единица) и такт (чувство меры).

Слова-омонимы соотносятся с явлениями действительности независимо одно то другого, между ними не существует какой-либо ассоциативной связи, в отличие от значений многозначных слов.

От собственно омонимов (лексических омонимов) следует отличать омонимы фонетические, грамматические и графические, или так называемые омофоны, омоформы и омографы.

· Омофоны (фонетические омонимы) – это слова, имеющие одинаковую звуковую оболочку (одинаковое звучание), но разное написание. Например: бал и балл , вести и везти , под и пот , в месте и вместе , не мой и немой .

· Омоформы (грамматические омонимы) - это слова, которые совпадают в звучании и написании лишь в отдельных грамматических формах. Например: три (числительное) и три (повелительное наклонение от глагола "тереть"), течь (существительное) и течь (инфинитив глагола).

· Омографы (графические омонимы) - это слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное ударение. Например: мука и мука , хлопок и хлопок .

Стилистически неоправданное употребление многозначных слов и слов, имеющих омонимы. Нельзя допускать близкого соседства многозначных слов, так как их столкновение порождает неуместный комизм, неясность высказывания. Например: Повышенный расход электроэнергии связан со значительными расходами. Мы должны работать без жалоб (неясно, с чьей стороны не должно поступать жалоб - со стороны клиентов или самих работников).

В ряде случаев подобные ошибки делают высказывание абсурдным. Например: Снимите череп и запишитесь к хирургу (имеется в виду, что нужно сделать снимок черепа). Мастерская заказы не принимает - заболела поясница (то есть мастер, которая делает пояса).

Паронимы - это слова, похожие по звучанию, но не тождественные ни по звучанию, ни по значению. Например: эскалатор - экскаватор, свершить - совершить, эффективный - эффектный, дипломант - дипломат, вдохнуть - вздохнуть, индиец - индеец.

Паронимы могут различаться оттенками значений (например: будний - не праздничный и будничный - повседневный); значением (индиец - индеец ); сочетаемостью (выплатить долг - оплатить расходы; одеть кого - надеть что ) и т.д.

Ошибки, вызванные смешением паронимов. Причина возникновения таких ошибок – незнание особенностей лексики русского языка, значений слов.

Например: Вы уже ходили вешаться? (в смысле: взвешиваться). Я проблудил два часа (имеется в виду - проблуждал).

Смешение паронимов может привести к нарушению лексической сочетаемости.

Например: красивая и практическая обувь (обувь может быть только практичная); напрягая последние усилия (правильно было бы сказать - силы).

Иногда причиной ошибки может стать неразличение однокоренных слов, не являющихся паронимами.

В таких случаях лучше уточнить значение слова и его сочетаемость по словарю.

Лексические синонимы - это слова, принадлежащие к одной и той же части речи, близкие или тождественные по значению и по-разному звучащие. Например: родина - отечество - отчизна .

Выделяются следующие группы синонимов:

1. Абсолютные синонимы - слова, совершенно одинаковые по значению. Например: азбука - алфавит, самолет - аэроплан .

2. Семантические синонимы - слова, различающиеся оттенками значения. Например: бродить - ходить - шагать - шествовать (действие одно и то же, но совершается оно по-разному).

3. Стилистические синонимы - обозначают одно и то же явление действительности, но различаются по сфере употребления. Например: лоб (нейтр.) - чело (худож.-поэт.), отменить (нейтр.) - аннулировать (офиц.-дел.), отрезать (нейтр.) - оттяпать (разг.-прост.)

4. Семантико-стилистические синонимы - различаются и по значению, и по сфере употребления. Например: сердиться - беситься - серчать .

В синонимические отношения вступают не все слова. Не имеют синонимов существительные с конкретным значением (такие, как дверь, стол, окно в свое прямом значении), имена собственные, числительные, местоимения.

Стилистически неоправданное употребление синонимов. Неудачный выбор и употребление синонимов часто становится причиной стилистических ошибок. Например: необходимо оградить молоко от попадания пыли (нужно: уберечь).

Нередко в результате неточного выбора синонимов нарушается лексическая сочетаемость. Например: моряк вышел на прогулку в своем нарядном кителе (о кителе лучше сказать "парадный").

Нанизывание синонимов, возникающее, если говорящий затрудняется дать точное определение того или иного понятия, приводит к речевой избыточности. Например: нарушение правил пользования газом приводит к беде, к несчастью, к драматическим последствиям и трагическим случаям.

Антонимы (греч. против + имя). Лексические антонимы - это слова, противоположные по значению. Например: друг - враг, горький - сладкий, любовь -ненависть, огорчаться - радоваться, наступать - обороняться.

Не имеют антонимов слова с конкретным значением, имена собственные, числительные, некоторые местоимения.

Особу группу образуют слова, у которых наблюдается энантиосемия , то есть совмещение противоположных значений в пределах одного слова. Например: запустить - начать (запустить производство ) и развалить (запустить учебу ); прослушать - слушать (прослушать лекцию от начала и до конца ) и не слушать (я был на лекции, но все прослушал).

Стилистически не оправданное употребление антонимов. Неуместное употребление антонимов затрудняет восприятие фразы. Например: ответ Иванова был лучшим из худших.

Следует избегать сочетания названий взаимоисключающих признаков предмета. Например: При наличии отсутствия необходимых материалов трудно наладить работу.

В результате неоправданного употребления антонимов может возникнуть случайный каламбур. Например: Старый портфель отца был ещё новый (здесь использованы слова "старый" и "новый" в разных, несоответствующих друг другу значениях).

Искажает смысл высказывания и неуместный антифразис , то есть употребление вместо нужного слова его антонима. Например: Трудность нашего общения с местным населением состояла в знании языка (следовало сказать: в незнании). Он неразговорчив, но и не болтлив (вместо: не молчалив).

Плохое знание лексики может привести к ошибкам в подборе антонимов. Например: Молодые люди живут активно и целеустремленно, они не соглядатаи жизни, а её участники ("соглядатай" значит "человек, тайно наблюдающий за кем-либо", здесь уместно было бы сказать - "созерцатели").

Исконно русская и заимствованная лексика. В русском языке функционируют слова, различные по своему происхождению. С точки зрения происхождения в русском языке можно выделить два пласта лексики: исконно русскую и заимствованную .

К исконно русской лексике относятся наиболее древние по происхождению слов, которые, как правило, являются непроизводными. Это некоторые термины родства (брат, дед, жена, дочь, сын ); названия животных (волк, коза, гусь, кот, змея, сорока и др.); названия растений (горох, дуб, береза, рожь, пшеница ); продуктов питания (вода, мясо, мука ); частей года, суток (год, месяц, день ); орудий труда (коса, игла, грабли, серп, молот, нож, копье, стрела ), а также абстрактная лексика (горе, дело, добро, зло, мысль, счастье ).

Заимствование иноязычной лексики происходит в результате политических, экономических, культурных связей между народами и государствами. Заимствование слов наблюдалось на протяжении всей истории русского языка.

В русском языке есть слова, заимствованные :

1. из старославянского языка (11 - 13 вв.). Это такие слова, как: грех, господь, крест, надежда, одежда, нрав, ладья, вождь, пещера, единый, юг, юный, благодеяние, добродетель, злословие, суеверие, власть, бедствие, уста и т.д.

2. из родственных (славянских языков):

Польского: квартира, замша, кофта, карета, полковник, рисовать;

Украинского: борщ, бублик, детвора ;

3. из неродственных (неславянских) языков:

а) из греческого языка:

Слова из области религии: ангел, демон, икона, лампада, монастырь и др.

Научные термины: грамматика, математика, история, философия, и др.

Бытовые термины: баня, скамья, тетрадь, фонарь и др.

Названия растений и животных: кедр, кипарис, свекла, крокодил и др.

б) из латинского языка:

Научные термины: акцент, валентность, дефис, субъект, суффикс и др.

Элементы слов: -изм , -ист , контр (а)-, про -, аква - и др.

в) из тюркских языков: атаман, барабан, башмак, буран, войлок, казна, казначей, караул, товарищ, чулок, шалаш, базар, сарай, сарафан, тулуп, кабак, серьга, утюг, айда, алмаз, чемодан, чугун, карандаш, ярлык, саранча, кавардак, сундук и др.

4. из скандинавских языков (шведского, норвежского): сельдь, кнут, крюк , пуд, якорь , имена Олег , Игорь и др.

5. из европейских языков (эпоха Петра I):

Немецкого: броня, клеймо, князь, котел, картофель, лук, редька, никель и др.

Голландского: матрос, флаг, флот, штопать (преим. морск. термины)

Английского: баржа, мичман, шхуна, яхта, клуб, лидер, митинг, и др.

Французского: бюро, блуза, ботинок, браслет, вуаль, жилет, пальто и др.

Итальянского: ария, браво, новелла, пианино, сценарий, вилла, газета, и др.

Испанского: гитара, серенада, сигара, карамель, пастила, том ат и др.

Финского: камбала, морж, норка, пельмени, пихта, семга, тундра и др.

Заимствование может происходить устным путем (то есть через непосредственное общение) и письменным (через литературу, книги). Слово при этом может прийти в язык непосредственно или через язык-посредник (например, в русский язык слова многих европейских языков пришли через польский).

Стилистически не оправданное употребление заимствованных слов. Если употребление иноязычного слова не является необходимостью, то лучше его заменить соответствующим по смыслу русским синонимом. Например: Выпас скота на горных лугах следует регламентировать (лучше - "ограничить).

Грубые лексические ошибки возникают при употреблении слов без учета их значения. Например:

В поисках лыж я всюду встречал аншлаг (слово "аншлаг" означает, что все билеты на представление проданы; следовало бы сказать: "Я нигде не мог найти лыжи"). Подобные словоупотребления часто приводят к нарушению лексической сочетаемости. Например: Я очень конспективно говорил (конспективно можно что-либо записывать, говорят же кратко, лаконично).

С употреблением заимствованных слов может быть связана и речевая избыточность. В качестве примеров ошибок можно привести следующие словосочетания: единый монолит, подробности и детали, ускорить и форсировать, внешний антураж.

В зависимости от стилистической окрашенности слова русского языка можно подразделить на стилистически нейтральные и стилистически окрашенные - книжные и разговорные.

Ошибки, связанные со смешением стилей. Причиной этому является неоправданное употребление слов с различной стилистической окраской, поскольку слова, необходимые в одной речевой ситуации, бывают совершенно неуместны в другой. Например, неприемлемо сочетание книжных и разговорных слов в предложениях: Руководство управления сразу же уцепилось за ценное предложение (лучше сказать - заинтересовалось). Чтобы вооружиться неопровержимыми фактами, милиционеры прихватили с собой фотокорреспондента (здесь было бы уместно нейтральное слово "взяли").

Изменения в жизни общества отражаются в языке и, прежде всего, в его словарном составе. Появление нового в жизни приводит к появлению новых слов, исчезновение явлений действительности влечет за собой исчезновение из языка слов, их обозначающих. В языке постоянно сосуществуют два пласта слов:

· слова, постоянно употребляющиеся (активный запас русской лексики);

· слова, не имеющие широкого употребления (пассивный запас).

К пассивному словарному запасу относятся слова устаревшие или устаревающие, а также слова, недавно появившиеся в языке и не ставшие еще общеупотребительными. Среди устаревших слов различаются историзмы и архаизмы .

Историзмы - это слова, которые вышли из употребления потому, что исчезли из жизни обозначаемые ими предметы или явления: названия одежды (зипун, камзол, армяк, кафтан, кокошник ), названия денежных единиц (алтын, грош ), названия должностей, титулов (боярин, князь, царь ).

Архаизмы - слова, обозначающие понятия, предметы, явления, существующие в настоящее время, но вытесненные из употребления другими словами, например: ветрило - парус, заморский - иностранный, сей - этот, око - глаз.

Устаревать может не только все слово, но и отдельное его значение (живот - "жизнь"), звуковая оболочка слова (зерц ало - зерк ало, пач порт - пас порт, музы ка - му зыка), отдельные части слова (дружество - дружба , рыбарь - рыбак ).

Словарный состав русского языка постоянно пополняется новыми словами. Новые слова (неологизмы ) появляются, чтобы обозначить новое понятие, явление. Большинство неологизмов связано с развитием науки, техники, культуры (космонавт, космодром, акваланг, прилуниться, луноход и т.д.). Неологизмы могут приживаться в языке (телепатия, ралли, юниор ), а могут со временем становиться историзмами (например, неологизмы 20-х годов: ревком, колхоз и т.д.)

Фразеология. Фразеологизм - это речевой оборот, обладающий целостным значением. Целостное значение - это такое единое значение фразеологизма, которое не выводится из составляющих его частей в отдельности, а создается именно их сочетанием. Например: ни рыба ни мясо, смотреть сквозь пальцы, руки опускаются, все шишки посыпались (на кого-либо).

По сфере употребления фразеологизмы русского языка могут быть разделены на три основные группы:

1. Фразеологизмы, свойственные разговорной речи. Область их употребления - бытовое общение. Например: задирать нос, кусать себе локти и др.

2. Межстилевые (нейтральные) фразеологизмы - употребляются в разных стилях речи. Например: во всяком случае, время от времени, от всей души и др.

3. Книжные фразеологизмы - свойственны, в основном, письменной речи и характерны для публицистического, официально-делового стилей. Например: зондировать почву, авгиевы конюшни, нить Ариадны.

Ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов. К ошибке может привести незнание точного значения фразеологизма, особенностей его употребления, сочетаемости. К речевым ошибкам, вызванным неправильным употреблением фразеологизмов, относятся следующие:

1. Немотивированное расширение состава фразеологизма в результате употребления уточняющих слов. Например:

Главным гвоздем программы будут танцы. Будем надеяться, что он ещё скажет свое большое слово в науке (есть устойчивые сочетания: гвоздь программы, сказать свое слово).

2. Неоправданное сокращение состава фразеологизма в результате пропуска его компонентов. Например:

Успехи этого ученика желают лучшего (правильно: оставляют желать).

3. Искажение лексического состава фразеологизма. Например:

Он еле убрал ноги (правильно: унес ноги). Он не упал духом (правильно: пал духом).

О богатстве русского языка писали великие классики, восхваляя его и выражая свое восхищение. Известно, что он относится к числу сложнейших для изучения языков мира. Есть множество отраслей лингвистики, каждая из которых занимается определенными вопросами, имеет свой предмет исследования. Предлагаем познакомиться кратко с двумя интереснейшими дисциплинами - лексикой и фразеологией - которые изучают наиболее значимые пласты языка.

Определения

Лексика - это та область языкознания, которая занимается изучением всего многообразия слов, существующих в языке. Исследователи рассматривают не только общеупотребительные слова, которые и составляют основную часть лексического богатства, но и диалекты, профессионализмы, жаргоны. Эта наука постоянно развивается, поскольку каждый год появляются новые предметы и явления и, соответственно, их наименования - слова, а иные, напротив, устаревают и уходят из активной лексики в область устаревших или архаичных. Так, фразу: «Я сделала селфи на "Айфон" и выложила его в "Инстаграмм"» большая половина представителей старшего поколения (65+) попросту не поймет.

Рассмотрим, что такое фразеология. Это особая лингвистическая дисциплина, в изучение которой входят устойчивые слова и выражения - фразеологизмы, использующиеся в речи в неизмененном, всегда одном и том же виде. Их использование делает речь богаче и образнее. На рисунке в виде схемы представлены основные богатства языка - лексика и русская фразеология.

Происхождение и особенности дисциплины

Большая часть наименований наук имеет греческие корни, и фразеология не стала исключением. Она происходит от двух эллинских корней:

  • Logos - знание.
  • Phrasis - оборот, используемый в речи.

Отвечая на вопрос, что такое фразеология, можно отметить, что это раздел знания о языке, который ведет работу с постоянными речевыми оборотами. Такие устойчивые сочетания слов (также их называют идиомами) делают речь богаче, живописнее, ярче, помогает выразить чувства и эмоции.

«Находиться в сложном положении, между двумя опасностями» и «Находиться между Сциллой и Харибдой». Во втором случае использование постоянного оборота привносит в смысл высказывания остроту, говорящий (или пишущий) сейчас явно испытывает серьезные трудности, не знает, как поступить.

Фразеология русского языка является одной из самых молодых наук лингвистического цикла, хотя предметы ее изучения нередко довольно архаичны. Так, фразеологизм «бить баклуши» современному человеку малопонятен, поскольку слово «баклуши» (деревянные заготовки для ложек и чашек) ушло из активного употребления. Но тем не менее, желая сказать, что некто бездельничает, мы произносим: «Вася бьет баклуши» - смысл фразы понятен окружающим.

Отличительные черты фразеологизмов

Объекту изучения науки свойственно два постоянных признака:

  • Устойчивость формы (например, «тришкин кафтан» - фразеологизм, который имеет смысл именно в таком виде. Нельзя сказать «тришкин сюртук» или «тришкина кофта»).
  • Экспрессивность, эмоциональная окраска (подобные единицы языка звучат в речи тогда, когда есть необходимость выразить отношение говорящего к описываемому им предмету).

Наличие двух этих признаков и помогает отличать фразеологические сочетания от обычных словосочетаний, например: красная машина или ласковая кошка.

Рассматривая, что такое фразеология, следует отметить, что эта наука, как и лексика, имеет дело с антонимами и синонимами. Приведем примеры:

  • Фразеологизмы-синонимы: ни рыба ни мясо и ни пава ни ворона, между Сциллой и Харибдой и меж двух огней.
  • Антонимы: и даром не надо - лакомый кусочек, спустя рукава - вкладывать душу, желторотый птенец - стреляный воробей.

Фразеологических оборотов большое количество, часть из них пришла в русский язык из других языков, иные являются исконными. Источников также немало: это и выражения, пришедшие из профессиональной среды («топорная работа», «бросить якорь»), и определенные реалии развития государства (так, выражение «выйти на орбиту» появилось в языке после успеха в освоении космоса), и произведения писателей. Очень много фразеологических единиц стало общеупотребительными благодаря басням Крылова: «А Васька слушает, да ест»; «мартышка и очки»; «слон в посудной лавке»).

Рассмотрев, что такое фразеология, предлагаем ознакомиться с подборкой интересных фактов, которые помогут узнать эту науку с новой стороны:

  • Сочетание слов «попасть впросак» знакомо многим. Но история его необычна: в былые времена просаком называли часть оборудования для вычесывания шерсти. Если рука работницы случайно попадала впросак, то последствия могли быть самыми серьезными, вплоть до потери конечности. Постепенно выражение слегка изменило значение и стало синонимом выражения «попасть в неловкую ситуацию».
  • Не солоно хлебавши - еще одно выражение, которое помогает понять, что жить в России прошлых эпох было нелегко: соль тогда ценилась на вес золота, простые люди не могли солить еду, отсюда и пошло сочетание.
  • Узнать всю подноготную - фразеологизм ведет свое начало от пытки - забивание гвоздя под ногти. После такой боли каждый был готов выложить истину.
  • Филькина грамота - это по современным представлениям безграмотно составленный документ. А появилась идиома во времена Ивана Грозного, который в столь пренебрежительной форме выражался по поводу многочисленных писем московского Митрополита Филиппа, недовольного политикой тирана.

Это всего лишь некоторые из фразеологизмов русского языка, на самом деле список можно продолжать бесконечно, ведь каждое подобное выражение по-своему интересно и полезно.

Фразеология - важнейшая лингвистическая дисциплина, которую можно и нужно изучать.

Наша речь состоит из предложений, а предложения - из слов. Слова - строительный материал языка. При помощи слов мы обозначаем предметы, признаки, действия, выражаем разного рода отношение. Слово несет в себе два значения: лексическое и грамматическое.

Лексическое значение слова - это его основной смысл, содержание слова, г.е. устанавливаемая нашим мышлением соотнесенность между звуковым комплексом и предметом или явлением действительности, которые обозначены определенным набором звуков. Основа слова - носитель лексического значения.

Грамматическое значение слова - эго совокупность его грамматических признаков: часть речи, род, число, надеж.

Если лексические значения индивидуальны, то грамматические значения характеризуют большие классы слов. Слова могут различаться по характеру выражаемых ими значений. Одни слова обозначают виды предметов, действий, свойств, а другие служат обобщающим наименованием этих видов, совокупностей однородных в том или ином отношении предметов, действий или свойств. Например, для существительных стол, стул, шкаф, диван (названия различных предметов меблировки) обобщающее наименование - слово «мебель»; для глаголов подойти , подбежать , подползти, каждый из которых конкретизирует общее для всех значение действия, указывая на способ передвижения (шагом, бегом, ползком) - соответственно, обобщающее значение имеет слово «приблизиться», т.е. сократить расстояние. Отношения между словами, одни из которых обозначают некоторый класс объектов или действий, а другие - разновидности объектов или действий внутри этого класса, называются родо-видовыми.

Слово является минимальной единицей речи. Слово имеет внешнюю форму - звуковую оболочку, звук или комплекс звуков, оформленных по законам данного языка. Однако не всякий комплекс звуков будет словом:

А я придумал слово,

Смешное слово - нлим.

Я повторяю снова:

Плим, илим, нлим!..

(И.П. Токмакова)

Данный набор звуков, хотя и оформлен по законам языка, не имеет значения, он остается лишь комплексом звуков и не становится словом. Помимо внешней формы слово должно иметь внутреннее содержание. Внутренним содержанием слова является его лексическое значение. Значение или семантика слова - это соотнесенность слова с определенным понятием. Слово - это комплекс звуков или один звук, обладающий определенным, закрепленным языковой практикой общества значением и функционирующий как некое самостоятельно целое. Каждое слово представляет собой единство лексического и грамматического значений: например, слово бак обозначает сосуд (лексическое значение) и является существительным мужского рода в форме единственного числа, именительного падежа (грамматические значения).

Основная функция слова - назывная или номинативная (от лат. патеп - имя, название). Значение слова - это явление историческое, в процессе функционирования в речи может изменяться. Если слово приобретают новое (или новые) значение, происходит расширение значения слова; если какое-то из значений слова устаревает, т.е. забывается, происходит сужение значения слова (ср. новые значения у слов космический - огромный, лавинообразный - чрезмерно большой, бурный; ср: позор - зрелище (устар .)). Одно и то же название в разные эпохи может обозначать разные предметы. В романе «Евгений Онегин» читаем о его герое:

Дней минувших анекдоты,

От Ромула до наших дней,

Хранил он в памяти своей.

Во времена А.С. Пушкина слово «анекдот» обозначало краткий прозаический рассказ о малоизвестном историческом факте, рисующем какую-нибудь характерную черту исторического деятеля. Сейчас мы называем «анекдотом» вымышленный короткий рассказ о смешном, забавном происшествии. Слово «пошлый» в наши дни означает: заурядный, низкопробный в духовном и нравственном отношениях, чуждый высших интересов и запросов. В старину оно обозначало то, что пошло, повелось исстари, а потому - нечто общепризнанное, нормальное, безупречное. Связь между словом и понятием устанавливается в процессе совместной деятельности людей. Значение слова должно быть общепризнанным и обязательным для членов данного общества, только в этом случае возможно взаимопонимание людей. В русском языке не все слова соотносятся с определенными понятиями. Не имеют лексического значения междометия, служебные части речи (предлоги, союзы, частицы). Не несут логико-понятийного значения имена собственные.

Слово может не только называть предмет, явление и т.д., но и иметь экспрессивно-оценочное значение: например, ехидна - животное, змей и ехидна - коварный и злой человек; возрадоваться , сморозить; забияка , зануда и т.п. По структуре слово может быть иенроизводным и производным. Ненроизводное слово состоит только из корня или из корня и окончания. Производное слово состоит из корня, других морфем и аффиксов: лес - лесной - лесистый - лесник .

Слово может иметь прямое и переносное значение. Прямое значение слова - это непосредственная связь между звуковым комплексом и понятием.

Прямое значение слова

Переносное значение слова

1. След - отпечаток чего-нибудь на земле, на снегу и т.д.: следы от саней

1. След - последствие чего-нибудь: неизгладимый след впечатлений

2. Тень - темное пространство, куда не проникают лучи света: в тени под дубом; тень от крыши

2. Тень - подозрение: бросить тень на человека

3. Чистый - незагрязненный: чистая посуда , скатерть , рубашка и т.д.

3. Чистый - правдивый, честный, высоконравственный: чистая совесть , от чистого сердца

4. Глаз - орган зрения: Мартышка к старости слаба глазами стала

4. Глаз - надзор, присмотр: За детьми нужен глаз да глаз

Переносное значение вторично, оно «вырастает» из прямого, опираясь на него. Появление переносных значений у слов вызываются теми же общественными явлениями, что и пополнение словаря новыми словами: развитием производства, экономики, изменениями в социальных отношениях и т.п.

Есть два основных типа образования переносных значений:

1) сходство признаков (в основе лежит скрытое сравнение): клубок ниток - клубок событий;

рукав рубахи - рукав реки - пожарный рукав; дно бочки - дно общества; тяжелая ноша - тяжелое горе; плывут корабли - плывут облака.

2) ассоциация по смежности (на основе тесной связи предметов или явлений, при которой упоминание одних слов вызывает в памяти другие):

сочинение стихов - классное сочинение;

пять ртов - вместо пять едоков ;

в стаде сто голов - вместо в стаде сто коров, овец, коз.

Употребление названия одного предмета или явления вместо названия другого предмета или явления на основании внешней или внутренней связи между ними (смежности) называется метонимией (от грен, metonymia - переименование). Переносный смысл существует до тех пор, пока осознается его образность. Частое употребление слова в переносном значении приводит к тому, что различие между прямым и перносным смыслом утрачивается: ножка стула, дверная ручка, спинка стула, стальное перо, черпая измена, кипеть негодованием, колено трубы, носик чайника , хвостик моркови , .год часов.

Синтаксически обусловленное значение - это особый вид переносного значения слова, которое возникает в определенном контексте при выполнении словом необычной для него функции. Синтаксически обусловленное значение слова приобретают довольно часто. Так, названия птиц и животных (ворона, медведь, заяц, лиса), понятия растительного мира {дуб, колючка), предметы обихода {тюфяк, шляпа), использованные в качестве характеристики человека, несут уже некую образность. В переносно-образном значении слова всегда обладают экспрессивной окрашенностью. Как правило, в этом случае они выполняют функцию сказуемого, реже - дополнения, подлежащего: «”Ну и пила этот адмирал}.” - говорили в кают-компании сконфуженные мичмана» (К.М. Станюкович).

Контрольные вопросы

  • 1. Какие разновидности слов называются родо-видовыми?
  • 2. Что такое прямое значение слова?
  • 3. Что такое переносное значение слова?
  • 4. Как образуется переносное значение слова?
  • 5. Что такое метонимия?

Практикум

Задание 1. Из приведенных ниже слов составьте словосочетания, употребляя слова в прямом и переносном значениях.

Задание 2. Со словосочетаниями (на выбор) составьте предложения, обращая внимание на метафоры.

Волна, дорога, облако, лсд, пожар, музыкальный, холодный, острый, тупой, кислый, кудрявый, жаркий, плыть, умереть, дремать, вставать, платить.

Образец: луч - солнечный луч, луч надежды, луч жизни, лучи счастья, лучи таланта. - С самого раннего детства щедро светили ему лучи счастья.

Урок русского языка (игз) в 10 классе по теме: «Лексика и фразеология»

Тип урока: повторительно-обобщающий
Вид урока: практикум
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная и др.

Оборудование урока: мультимедийная презентация, интерактивная доска, материал для учеников.
Цель:

Систематизировать изученное по лексике и фразеологии.

Обучать анализу и редактированию предложений (выявлению и исправлению речевых ошибок).

Отработать навыки решения заданий в тестах ЕГЭ.

Развивать культуру устной и письменной речи.

Развивать монологическую речь учащихся, умение использовать в своей речи фразеологические обороты.

Воспитывать осознанное отношение к изучаемому.

Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы повторяем раздел «Лексика и фразеология». Какие цели и задачи мы поставим перед собой на этом уроке?

(Ответы учеников: систематизировать изученное, выявить степень усвоения полученных знаний и готовность решать тесты ЕГЭ по этому разделу).

Теперь каждый конкретизирует, что он знает по этой теме. Для этого заполним таблицу:

Информация

знаю

не

знаю

хочу

знать

Лексические понятия, умение находить, пользоваться ими:

паронимы,

омонимы,

антонимы,

метафора,

диалектизм,

эпитет,

аллегория,

литота,

гипербола,

олицетворение,

антитеза.

Что такое фразеологизм?

Прежде чем перейти к основной части нашего урока, мы выполним словарную работу. Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку. В ЕГЭ это задание А 1. На столах листы со словами. Ваша задача: в течение 2 минут расставить ударение в предложенных словах. Начинайте работу (учащиеся в теч.2 мин. расставляют ударение).
Сливовый, красивее, закупорить, позвонит, вероисповедание, дефис, начал, отрочество, договоренность, облегчить, средства, шофер, клала, оптовый, прозорлива, банты, шарфы, каталог, жалюзи, аэропорты, плодоносить.

Проверьте себя (На доске слайд с правильными ответами).

(правильно: слИвовый, красИвее, закУпорить,позвонИт, вероисповЕдание, дефИс,нАчал, Отрочество, договорЁнность, облегчИть, срЕдства, шофЁр, клАла, оптОвый, прозорлИва, бАнты, шАрфы, каталОг, жалюзИ, аэропОрты, плодоносИть).

Спасибо за работу.

Обобщение знаний по теме.

Слово учителя:
Теперь мы переходим к основной части нашего урока: повторяем изученное по теме «Лексика».
-
Что такое лексика? (Словарный состав языка, какого-нибудь его стиля, сферы, а также чьих-нибудь произведений, отдельного произведения).
-
Как называется раздел языкознания, где изучается лексика? (Лексикология).

- Что включает в себя понятие «лексическое значение слова»? (Это смысловое содержание слова, одинаково понимаемое людьми, говорящими на данном языке).
Слово учителя:

Лексическое значение устанавливает связь между словом и называемым им предметом, явлением, понятием, действием, качеством, числом:

рьяный - очень усердный, повстречать - случайно встретить. Лексическое значение раскрывает признаки, по которым можно определить свойства, общие для ряда предметов (действий, признаков), а также устанавливает различия, выделяющие данный предмет (действие, признак).

Продолжаем знакомиться с лексическим значением слов.

Интерпретация, менталитет, экспансия . Как вы понимаете значения этих слов?

Интерпретация - лат. Посредничество 1. Истолкование, разъяснение смысла, значения чего-либо. 2.В искусстве актера, режиссера, музыканта и т.п. - творческое раскрытие какого-либо художественного произведения, определяющееся идейно-художественным замыслом и индивидуальными особенностями артиста.

Менталитет - лат. Образ мыслей, душа. 1. Совокупность мировоззренческих (идеологических,религиозных, эстетических, психологических, этических и т.п.) представлений, характерных для отдельной личности и народа в целом. 2. О складе ума, характере мышления.

Экспансия - лат. Расширение, распространение. Расширение сфер влияния монополистических объединений и групп, государств, осуществляемое как экономическими методами (вывоз капитала), так и внеэкономическими (вооруженные захваты новых территорий, дипломатическое давление).

(Учащиеся пытаются дать толкование словам. Далее учитель, помогая учащимся правильно сформулировать свои мысли, дает толкование слов). Ученики записывают в тетради составленные словосочетания).

В дальнейшей работе учащиеся дают определения таким лексическим понятиям, как паронимы, омонимы, антонимы, метафора, диалектизмы, эпитеты, аллегория, литота, гипербола, олицетворение, антитеза.
Самостоятельная работа учащихся
(запись на инд. листы)
1) Определите в предложениях ошибки, связанные со смешением паронимов :

1.Командир части отправил родителям солдата благодарное письмо.

2. Дом покидали хозяева, отправляясь на отдых, и слуги одевали чехлы на мебель.

3. Прозаик написал удачливое произведение о современной жизни.

4. Я являюсь абонементом сотовой связи Мегафон.
Ответ: (на слайде)
Запишите предложения в исправленном виде.

3) Какой словарь поможет вам при затруднении в правильном выборе слова?
4) О каком языковом явлении говорится в стихотворении:
Много разных есть ключей:
Ключ-родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ дверной.

Почему возникают омонимы? Каковы причины появления их в языке? (Омонимы могут возникнуть в результате звуковых изменений, вошедшие из других языков и случайно совпадающие по звучанию., распад полисемии).
5) Задание. Омоформы
Какими частями речи могут быть слова ТРИ, СЕМЬЮ, МОЙ, ПРОСТОЙ, СТЕКЛО в зависимости от контекста?
Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы часть речи не вызывала сомнения.

6) Задание. Омоформы
Какими частями речи является слово «путём» в предложениях?
А) Почта была доставлена водным путём. (сущ.)
Б) Разногласия были устранены путём переговоров. (предлог)
В) И слова-то путём не умеет молвить, а еще петербургский! (наречие)

Вопрос: вам необходимо уточнить значение слов-омонимов, а словаря омонимов у вас нет. Каким словарем вы воспользуетесь?

( Можно воспользоваться толковыми словарями под редакцией Ожегова С.И. и др., а также использовать компьютерную энциклопедию Кирилла и Мефодия).

9. А теперь следующее задание, более сложное, это работа с текстом.
(Организация сопутствующего повторения).

(1)Пустой тратой времени являются попытки оценитьвзаимоотношения, кропотливо и пристально проанализировать то, что насразъединяет. (2)Основным всё-таки является другой вопрос, на который мыдолжны найти ответ, если хотим улучшить или спасти наши отношения: «Что нас объединяет?». (3)Мудрые справедливо говорили, что наши отношения с другими людьми будут длиться столько же, сколько будет существовать то, что насобъединяет. (4)Если нас связывают дом, дача, деньги, внешняяпривлекательность или любые другие краткосрочные вещи, которые сегодняесть, а завтра нет, то с первыми же проблемами в этой сфере будут

поставлены под угрозу и наши взаимоотношения. (5)Связи, в которых людей

уже ничего не объединяет, похожи на потёмкинские деревни, где внешне всё

нормально, но за красивым фасадом - одни проблемы и пустота. (6)Часто

такие формальные связи хуже одиночества.

(7)Людей объединяют совместно пережитые трудности и кризисные

моменты. (8)Если в преодолении препятствий, в поиске решений все стороны

в одинаковой мере прилагают усилия и сражаются за то, чтобы стало лучше,

это не только укрепляет любые отношения, но и рождает новые, более

глубокие, удивительные состояния души, открывающие новые горизонты

и направляющие развитие событий в совсем иное русло.

(9)Нужно научиться делать первый шаг, не теряя при этом самого себя

и своего внутреннего достоинства. (10)Для взаимоотношений нужны двое, и

любой наш шаг должен вызвать резонанс, отклик другого человека, за

которым последует его реакция, его ответные шаги нам навстречу. (11)Если

после наших продолжительных усилий такого не случается, то

напрашивается один из выводов: либо мы делаем неверные шаги, либо наши

взаимоотношения строятся на зыбкой почве, ибо держатся только на одном

человеке и один человек пытается тащить на себе всё, а это уже абсурдно

и искусственно.

(12)Для успеха любых взаимоотношений нужно, чтобы обе стороны

пытались преодолеть чувство собственничества и эгоизма. (13)Очень часто

мы не видим индивидуальности, уникальности людей, которых любим, и

продолжаем рассматривать их как отражение наших собственных взглядов,

требований, представлений о том, какими они должны быть. (14)Мы не

должны пытаться воспитывать и переделывать людей по своему образу и

подобию. (15)Любовь требует ощущения воздуха и свободы души. (16)Люди,

любящие друг друга, не растворяются друг в друге и не теряют своей

индивидуальности; они - две колонны, поддерживающие крышу одного

(По Е. Сикирич*)

Задания к тексту.

1. Укажите предложение, в котором используются антонимы.

2. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста..

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте

на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру

термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой

соответствующую цифру.

Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии

с приведёнными в бланке образцами.

понятиях. С этой целью уже в первом абзаце он использует (А)_____

(«разъединяет» - «объединяет»). Синтаксическое средство - (Б)_____

(в предложениях 4, 13), троп - (В)_____ («они - две колонны,

поддерживающие крышу одного храма» в предложении 16)

и лексическое средство - (Г)_____ («делать первый шаг» в предложении

рассматриваемых понятий».

Список терминов:

1) фразеологизм

3) ряды однородных членов

5) метафора

6) антонимы

7) синтаксический параллелизм

8) экспрессивный повтор

9) восклицательные предложения

К разделу «Лексика» примыкает и раздел «Фразеология». На экзамене вам встретятся задания, которые требуют знаний этого раздела. А что мы называем фразеологизмами? Приведите примеры. (Это устойчивые сочетания, они делают нашу речь яркой, выразительной. Например, обвести вокруг пальца, водить за нос, похожи как две капли воды).

Укажите предложение с фразеологизмом.
а) Не уследила я за ним, барыня, а он кота в лужу посадил.
б) Сел поросенок в лужу и довольно улыбается.
в) С такой подготовкой как бы нам не сесть в лужу.
г) В луже сидеть - любимое занятие свиней.
Верный ответ - в. Выражение
«сесть в лужу» - фразеологизм со значением «опозориться», синтаксически неделимое словосочетание, являющееся в предложении сказуемым.
-
Теперь я предлагаю вам решить фразеологические загадки.
1. Его проглатывают; он подвешен у другого; за него тянут, заставляя высказаться.
2. Ее толкуют в ступе или носят в решете те люди, которые занимаются бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат.
3. Не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают; не белье, а их развешивают доверчивые люди.
4. Он в голове несерьезного человека; его советуют поискать в поле; на него бросают слова и деньги.

Итог урока.

Обратимся к таблице, которую вы заполняли в начале урока.

Я узнал... Я научился...
Я понял, что могу...
Мне понравилось...
Для меня стало новым...
Я приобрёл...
Мне захотелось...
Меня воодушевило...
Итак, русский неизмеримо богат. Нет такого слова, явления, понятия, которое невозможно было бы выразить русским языком. Он насыщен синонимами, омонимами, паронимами, фразеологизмами. Появляются новые слова, исчезают или заменяются другими устаревшие. На этом уроке мы закрепили знания по лексике. Поработали над текстом. Рассмотрели типы заданий ЕГЭ по лексике и фразеологии.
В заключении я предлагаю вам решить тестовые задания, проверить и оценить свои знания
1. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.
1)тщетно 2) тщательно 3) бессмысленно 4) напрасно
2. Укажите слово, имеющее омоним.
1) успех 2) острый 3) топить 4) сидеть
3. Укажите предложение с фразеологизмом.
1) Спектакль всем очень понравился.
2) Зрители приняли спектакль восторженно.
3) Спектакль вызвал восторг у публики.
4) Мы пришли в восторг от спектакля.
4. Какое слово имеет значение «публичная распродажа, при которой покупателем становится тот. Кто предложит более высокую цену»?
1) конкурс 2) вакансия 3) аукцион 4) сделка
5. Какое из четырех слов относится к устаревшим.
1) парусник 2) стражник 3) рубеж 4) дозор.
6. Какое из перечисленных слов имеет значение «недавно появившееся в языке слово»?
1) архаизм 2) фразеологизм 3) неологизм 4) диалектизм
7. Значение какого слова определено неверно?
1) адресант - лицо, отправляющее письмо
2) аукцион - публичная распродажа
3) дезинформировать - сообщить искаженные или ложные сведения
4) импорт - вывоз товара из страны для продажи
8. В каком значении употреблено выделенное слово в предложении?
Убедившись в том, что Иван один, и прислушавшись, таинственный посетитель осмелел и вошел в комнату.
1) не известный другим
2) являющийся секретом, скрываемый
3) многозначительный
4) заключающий в себе тайну, загадочный
9. Каково лексическое значение слова деликатный?
1) тонкий, изысканный 2) главный в отношениях
3) важный, необходимый в обращении
4) затруднительный, требующий чуткого отношения
10. В каком предложении выделенное слово употреблено в переносном значении?
1) добыча серебра - трудоемкий процесс
2) утрами мороз серебром покрывал траву, дорогу, крыш изб
3) Савельич вынул из кармана длинный вязаный кошелек, полный серебра.
4) мундир был расшит серебром.

Здесь будет файл: /data/edu/files/c1454336234.doc (Задания к уроку повторения «Лексика и фразеология».)