Педагогические ценности. Педагогические ценности и воспитание Подходы к классификации педагогических ценностей

Педагогические ценности различаются по уровню своего существования, который может стать основой их классификации. Используя это основание, выделим личностные, групповые и социальные педагогические ценности.

Социально-педагогические ценности отражают характер и содержание тех ценностей, которые функционируют в различных социальных системах, проявляясь в общественном сознании. Это совокупность идей, представлений, норм, правил, традиций, регламентирующих деятельность общества в сфере образования.

Групповые педагогические ценности можно представить в виде идей, концепций, норм, регулирующих и направляющих педагогическую деятельность в рамках определенных образовательных институтов. Совокупность таких ценностей имеет целостный характер, обладает относительной стабильностью и повторяемостью.

Личностно-педагогические ценности выступают как социально-психологические образования, в которых отражаются цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие характеристики личности учителя, составляющие в своей совокупности систему его ценностных ориентации. Аксиологическое "Я" как система ценностных ориентации содержит не только когнитивные, но и эмоционально-волевые компоненты, играющие роль ее внутреннего ориентира. В нем ассимилированы как социально-педагогические, так и профессионально-групповые ценности, служащие основанием индивидуально-личностной системы педагогических ценностей.

Эта система включает:

ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и профессиональной среде (общественная значимость труда педагога, престижность педагогической деятельности, признание профессии ближайшим личным окружением и др.);

ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг (общение с детьми, коллегами, референтными людьми, переживание детской любви и привязанности, обмен духовными ценностями и др.);

ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности (возможности развития профессионально-творческих способностей, приобщение к мировой культуре, занятие любимым предметом, постоянное самосовершенствование и др.);

ценности, позволяющие осуществлять самореализацию (творческий характер труда педагога, романтичность и увлекательность педагогической профессии, возможность помощи социально неблагополучным детям и др.);

ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности (возможности получения гарантированной государственной службы, оплата труда и длительность отпуска, послужной рост и др.).

Среди названных педагогических ценностей можно выделить ценности самодостаточного и инструментального типов, различающиеся по предметному содержанию. Самодостаточные ценности -- это ценности-цели, включающие творческий характер труда педагога, престижность, социальную значимость, ответственность перед государством, возможность самоутверждения, любовь и привязанность к детям. Ценности этого типа служат основанием развития личности и учителя, и учащихся. Ценности-цели выступают в качестве доминирующей аксиологической функции в системе других педагогических ценностей, поскольку в целях отражен основной смысл деятельности учителя.

Цели педагогической деятельности определяются конкретными мотивами, адекватными тем потребностям, которые реализуются в ней. Этим объясняется их ведущее положение в иерархии потребностей, к которым относятся: потребность в саморазвитии, самореализации, самосовершенствовании и развитии других. В сознании педагога понятия "личность ребенка" и "Я-профессионал" оказываются взаимосвязанными.

Осуществляя поиск путей реализации целей педагогической деятельности, педагог выбирает свою профессиональную стратегию, содержание которой составляет развитие себя и других. Следовательно, ценности-цели отражают государственную образовательную политику и уровень развития самой педагогической науки, которые, субъективируясь, становятся значимыми факторами педагогической деятельности и влияют на инструментальные ценности, называемые ценностями-средствами. Они формируются в результате овладения теорией, методологией и педагогическими технологиями, составляя основу профессионального образования педагога.

Ценности-средства -- это три взаимосвязанные подсистемы: собственно педагогические действия, направленные на решение профессионально-образовательных и личностно-развивающих задач (технологии обучения и воспитания); коммуникативные действия, позволяющие реализовать личностно и профессионально ориентированные задачи (технологии общения); действия, отражающие субъектную сущность педагога, которые интегративны по своей природе, так как объединяют все три подсистемы действий в единую аксиологическую функцию. Ценности-средства подразделяются на такие группы, как ценности-отношения, ценности-качества и ценности-знания.

Ценности-отношения обеспечивают педагогу целесообразное и адекватное построение педагогического процесса и взаимодействия с его субъектами. Отношение к профессиональной деятельности не остается неизменным и варьирует в зависимости от успешности действий педагога, от того, в какой мере удовлетворяются его профессиональные и личностные потребности. Ценностное отношение к педагогической деятельности, задающее способ взаимодействия педагога с учащимися, отличается гуманистической направленностью. В ценностных отношениях в равной мере значимыми является отношение педагога к себе как к профессионалу и личности. Здесь правомерно указать на существование и диалектику "Я-реального", "Я-ретроспективного", "Я-идеального", "Я-рефлексивного", "Я-профессионального". Динамика этих образов определяет уровень личностно-профессионального развития педагога.

В иерархии педагогических ценностей наиболее высокий ранг имеют ценности-качества, так как именно в них проявляются личностно-профессиональные характеристики педагога. К их числу относятся многообразные и взаимосвязанные индивидные, личностные, статусно-ролевые и профессионально-деятельностные качества. Данные качества оказываются производными от уровня развития целого ряда способностей: прогностических, коммуникативных, креативных (творческих), эмпатийных, интеллектуальных, рефлексивных и интерактивных.

Ценности-отношения и ценности-качества могут не обеспечить необходимый уровень осуществления педагогической деятельности, если не будет сформирована и усвоена еще одна подсистема -- подсистема ценностей-знаний. В нее входят не только психолого-педагогические и предметные знания, но и степень их осознания, умения осуществить их отбор и оценку на основе концептуальной личностной модели педагогической деятельности.

Ценности-знания -- это определенным образом упорядоченная и организованная система знаний и умений, представленная в виде педагогических теорий развития и социализации личности, закономерностей и принципов построения и функционирования образовательного процесса и др. Овладение педагогом фундаментальными психолого-педагогическими знаниями создает условия для творчества, позволяет ориентироваться в профессиональной информации, решать педагогические задачи на уровне современной теории и технологии, используя продуктивные творческие приемы педагогического мышления.

Таким образом, названные группы педагогических ценностей, порождая друг друга, образуют аксиологическую модель, имеющую синкретический характер. Он проявляется в том, что ценности-цели определяют ценности-средства, а ценности-отношения зависят от ценностей-целей и ценностей-качеств и т.д., т.е. они функционируют как единое целое. Данная модель может выступать критерием принятия или непринятия выработанных или создаваемых педагогических ценностей. Она определяет тональность культуры, обусловливая избирательный подход как к ценностям, имеющимся в истории того или иного народа, так и к вновь создаваемым произведениям человеческой культуры. Аксиологическое богатство педагога определяет эффективность и целенаправленность отбора и приращения новых ценностей, их переход в мотивы поведения и педагогические действия.

Синкретический -- слитный, нерасчлененный.

Гуманистические параметры педагогической деятельности, выступая ее "вечными" ориентирами, позволяют фиксировать уровень расхождения между сущим и должным, действительностью и идеалом, стимулируют к творческому преодолению этих разрывов, вызывают стремление к самосовершенствованию и обусловливают мировоззренческое самоопределение педагога.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО "УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Курсовая работа

Тема: Педагогические ценности

Ижевск 2009

Введение

1. Понятие о педагогических ценностях

2. Классификация педагогических ценностей

3. Проблема классификации педагогических ценностей

4. Образование как общечеловеческая ценность

5. Ценностные отношения как содержание воспитательного процесса

Заключение

Список литературы


Введение

В педагогической науке получила развитие новая отрасль научного познания – педагогическая аксиология, которая занимается изучением ценностей образования, их природой, функциями и взаимосвязями. Ценности включают в себя «элементы нравственного воспитания, важнейшие составляющие внутренней культуры человека, которые, выражаясь в личностных установках, свойствах и качествах, определяют его отношение к обществу, природе, другим людям, самому себе» (Асташова Н.А.). Основанием педагогической аксиологии послужили философские теории ценностей, разработанные О.Г. Дробницким,А.Г. Здравомысловым, М.С. Каганом, В.П. Тугариновым и др.

Ценность с точки зрения педагогики рассматривается как психопедагогическое образование, в основе которого лежит отношение воспитуемого к среде и самому себе. Данное отношение представляет собой результат ценностного акта личности , который включает субъект оценки , оцениваемый объект , рефлексию по поводу оценки и ее реализации. В образовательном процессе ценностные ориентации выступают в качестве объекта деятельности воспитателя и воспитанников.

Система ценностных ориентаций обучающихся всегда адекватна системе ценностей общества. Переоценка ценностей, происходящая в обществе, влечет за собой изменения в ценностных ориентациях воспитуемых. Современная социальная ситуация развития школьников, студентов, их поиск ценностных ориентиров обуславливается все еще продолжающейся кардинальной переоценкой ценностей в обществе. В связи с этим все большее значение придается педагогическому процессу в области развития гуманистических ценностных ориентаций воспитанников.

В качестве приоритетной задачи педагогов рассматривается свободный творческий процесс освоения ценностей, который «характеризуется единством опредмечивания и распредмечивания, актуализацией и потреблением ценностей» (Асташова Н.А.). Формирование ценностных ориентаций протекает посредством интериоризации , идентификации и интернализации . (Подробно см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Суть педагогической аксиологии определяется спецификой педагогической деятельности, ее социальной ролью и личностно образующими возможностями. Аксиологические характеристики педагогической деятельности отражают ее гуманистический смысл. В самом деле, педагогические ценности - это те ее особенности, которые позволяют не только удовлетворять потребности педагога, но и служат ориентирами его социальной и профессиональной активности, направленной на достижение гуманистических целей.

Педагогические ценности, как и любые другие духовные ценности, утверждаются в жизни не спонтанно. Они зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе, которые во многом влияют на развитие педагогики и образовательной практики. Причем эта зависимость не механическая, так как желаемое и необходимое на уровне общества часто вступают в противоречие, разрешает которое конкретный человек, педагог в силу своего мировоззрения, идеалов, выбирая способы воспроизводства и развития культуры.

Широкий диапазон педагогических ценностей требует их классификации и упорядочивания, что позволит представить их статус в общей системе педагогического знания. Однако их классификация, как и проблема ценностей в целом, до настоящего времени в педагогике не разработана. Правда, имеются попытки определить совокупность общих и профессионально-педагогических ценностей. Среди последних выделяют такие, как содержание педагогической деятельности и обусловленные им возможности саморазвития личности; общественная значимость педагогического труда и его гуманистическая сущность и др.

Цель курсовой работы: раскрыть понятие «педагогическая ценность», рассмотреть несколько существующих классификаций педагогических ценностей, раскрыть сущность каждой из групп.

1. Провести анализ литературы по данной теме;

2. Дать определение понятию «педагогическая ценность»;

3. Выделить несколько классификаций педагогических ценностей;

4. Раскрыть сущность каждой группы педагогических ценностей.


1. Понятие о педагогических ценностях

Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Они, как и другие ценности, имеют синтагматический характер, т.е. формируются исторически и фиксируются в педагогической науке как форма общественного сознания в виде специфических образов и представлений. Овладение педагогическими ценностями происходит в процессе осуществления педагогической деятельности, в ходе которой совершается их субъективация. Именно уровень субъективации педагогических ценностей служит показателем личностно-профессионального развития педагога (Сластенин В.А.).

Категория ценности применима к миру человека и обществу. Вне человека и без человека понятие ценности существовать не может, так как оно представляет собой особый человеческий тип значимости предметов и явлений. Ценности не первичны, они производны от соотношения мира и человека, подтверждая значимость того, что создал человек в процессе истории. В обществе любые события так или иначе значимы, любое явление выполняет ту или иную роль. Однако к ценностям относятся только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом.

Ценностные характеристики относятся как к отдельным событиям, явлениям жизни, культуре и обществу в целом, так и к субъекту, осуществляющему различные виды творческой деятельности. В процессе творчества создаются новые ценные предметы, блага, а также раскрывается и развивается творческий потенциал личности. Следовательно, именно творчество создает культуру и гуманизирует мир. Гуманизирующая роль творчества определяется еще и тем, что его продукт никогда не бывает реализацией только одной ценности. В силу того, что творчество есть открытие или созидание новых, неизвестных ранее ценностей, оно, создавая даже "одноценностный" предмет, вместе с тем обогащает и человека, раскрывает в нем новые способности, приобщает его к миру ценностей и включает в сложную иерархию этого мира.

Ценность того или иного объекта определяется в процессе его оценки личностью, которая выступает средством осознания значимости предмета для удовлетворения ее потребностей. Принципиально важно понять разницу между понятиями ценности и оценки, которая состоит в том, что ценность объективна. Она складывается в процессе социально-исторической практики. Оценка же выражает субъективное отношение к ценности и потому может быть истинной (если она соответствует ценности) и ложной (если она ценности не соответствует). В отличие от ценности оценка может быть не только положительной, но и отрицательной. Именно благодаря оценке происходит выбор предметов, нужных и полезных человеку и обществу.

Рассмотренный категориальный аппарат общей аксиологии позволяет обратиться к педагогической аксиологии, суть которой определяется спецификой педагогической деятельности, ее социальной ролью и личностно образующими возможностями. Аксиологические характеристики педагогической деятельности отражают ее гуманистический смысл.

Педагогические, как и любые другие духовные, ценности утверждаются в жизни не спонтанно. Они зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе, которые во многом влияют на развитие педагогики и образовательной практики. Причем эта зависимость не механическая, так как желаемое и необходимое на уровне общества часто вступают в противоречие, разрешает которое конкретный человек, педагог в силу своего мировоззрения, идеалов, выбирая способы воспроизводства и развития культуры.

Педагогические ценности, как и другие ценности, имеют синтагматический характер, т.е. формируются исторически и фиксируются в педагогической науке как форма общественного сознания в виде специфических образов и представлений. Овладение педагогическими ценностями осуществляется в процессе педагогической деятельности, в ходе которой происходит их субъективация. Именно уровень субъективации педагогических ценностей служит показателем личностно-профессионального развития педагога.

С изменением социальных условий жизни, развитием потребностей общества и личности трансформируются и педагогические ценности. Так, в истории педагогики прослеживаются изменения, связанные со сменой схоластических теорий обучения на объяснительно-иллюстративные и позже - на проблемно-развивающие. Усиление демократических тенденций приводило к развитию нетрадиционных форм и методов обучения. Субъективное же восприятие и присвоение педагогических ценностей определяется богатством личности учителя, направленностью его профессиональной деятельности, отражая показатели его личностного роста (Сластенин В.А.).

Педагогические ценности имеют гуманистическую природу и сущность, поскольку смысл и назначение педагогической профессии определяется гуманистическими принципами и идеалами.

Педагогические ценности – это нормы, регламентирующие деятельность учителя и выступающие звеном между сложившимся общественным моровоззрением в области образования и деятельностью педагога. Они представляют собой систему общих ценностных ориентаций на эмпатическое общение (эмпатия = сопереживание), творчество в педагогической деятельности, развитие личности, сотрудничество, и пр., образуя гуманистически ориентированное педагогическое мировоззрение учителя.

Ц енностные мировоззренческие аспекты педагогической культуры: - признание ребёнка высшей ценностью; - переориентация целей образования с приоритетности обучения на воспитание и развитие личности; - гибкость мышления, предполагающая возможность многовариативного достижения целей обучения и воспитания; - гуманизм и сотрудничество с детьми; - творческая, созидательная направленность на разработку эффективных методик обучения и воспитания.

Ценностные характеристики педагогической деятельности во многом связываются с утвердившимся в общественном сознании образом УЧИТЕЛЯ как носителя духовных, нравственных ценностей; с отношением к его личности как к своего рода эталону.

Среди нравственных характеристик педдеятельности называются: - нравственная мотивация; - нравственный характер общения и взаимодействия учителя с уч-ся; -целостное влияние учителя на личность ученика, что требует от учителя эмпатии, искусства понимания другого человека; -способность учителя предвидеть и оценивать нравственные последствия своих действий, решений, поступков; -учитель сам должен быть воплощением и носителем духовной, нравственной культуры.

Соединение высокой образованности, профессиональной компетентности и нравственной направленности личности педагога определяет сущностные ценностные характеристики учительства как части интеллигенции.

3. Основы педагогической деонтологии.

« Деонтология» = «Учение о должном».

Педагогическая деонтология –наука (учение) о профессиональном поведении педагога

Термин «деонтология» был введён в научный оборот в начале 19 века для обозначения науки о профессиональном поведении человека. Понятие «Д» в равной мере относится к любойпрофессиональной деятельности: медицинской, юридической, педагогической и пр.

Педагогическая деонтология разрабатывает правила и нормы поведения педагога в сфере его профессиональной деятельности.

Нормы поведения всегда историчны. Они вырабатываются самими людьми в соответствии с представлениями о должном, допустимом, возможном, ценном.

Нормативные требования к профессиональному поведению педагогов разрабатывались задолго до введения термина «деонтология». Влияние оказывали: политический строй, социально – экономические отношения, национальные и религиозные традиции и пр.

Древнеримский учёный Квинтилиан писал, что учителем может быть высокообразованный человек, и только тот, кто любит, понимает, изучает детей. Он должен быть сдержанным, тактичным, знать меру похвал и наказаний, являть пример нравственного поведения для учеников.

Средневековая педагогика доказывала необходимость ломать и подавлять волю ребёнка, а учитель не мыслился без розги.

Большую роль в развитии принципов деонтологии сыграли труды Коменского Я.А. Им разработан кодекс учителя, где он утверждает, что основой воспитания является личный пример учителя.

Песталоцци полагал, что настоящий учитель в любом ребёнке найдёт положительные качества, которые помогут ребёнка сделать полезным обществу гражданином.

А.Дистервег сформулировал чёткие требования к учителю: -в совершенстве владеть преподаваемым предметом; -любить свою профессию и детей; -постоянно заниматься самосовершенствованием; -быть гражданином и отстаивать прогрессивные убеждения; -быть строгим, требовательным, справедливым.

Велика роль русских и советских учёных-педагогов: Ушинского К.Д., Блонского, Шацкого, Макаренко А.С., Сухомлинского В.А. и др.

Все нормы проф-поведения можно представить в виде -норм – рамок , которые жёстко регламентируют поведение педагога в настоящем, и включают с себя: нормы-запреты, нормы-права и нормы- обязанности; а также - -норм – идеалов - обобщённой модели поведения в идеальном будущем.

Субъективно – практические отношения к этим нормам каждого педагога – это его ценностные ориентации.

Нормативное профессиональное поведение - это система действий и поступков, соответствующих формализованным (законодательно закреплённым) и неформализованным (традиционно устоявшимся) нормам.

Предметом педагогической деонтологии, таким образом, и является исследование совокупности формализованных и неформализованных норм профессионального поведения и деятельности педагога.

Формализованные нормы поведения культивируются государством.

Неформализованные – передаются в форме традиций, обычаев, стереотипов массового сознания.

Учитель в своей деятельности руководствуется в первую очередь, формализованными нормами. Они закреплены в Уставах учебных заведений; в Законе РФ «Об образовании»; в Конвенции ООН о правах детей.

Например, Закон РФ обязует педагога: -пропагандировать официально признанные идеалы, -соблюдать приоритет общечеловеческих и гуманистических ценностей, -уважать права личности ребёнка, -признавать самоценность ребёнка, и пр.

Это примеры формализованных норм-обязанностей.

А вот – формализованные нормы-права: -право на участие в управлении учреждением, где он трудится; -право на защиту своей профессиональной чести и достоинства; -право на свободу выбора и использования методов, форм и методик обучения и воспитания, пособий и дидактических материалов, и пр.

Педагогическая профессия предполагает необходимость постоянного регулирования взаимоотношений между участниками педагогического процесса.

Отсюда возникают требования профессиональной морали.

Профессиональная мораль – это единство

Нравственного сознания, нравственного поведения и нравственных отношений в сфере педагогического труда.

Особенности, принципы, содержание профессиональной морали изучает профессиональная этика. 4. Личность педагога.

Начнём с аксиомы: интеллект оттачивается интеллектом, характер воспитывается характером, личность формируется личностью. И ещё : учитель создаёт нацию.

Исследователи предлагают широкий набор характеристик, применимых к личности педагога.

Один из вариантов мы уже рассмотрели в связи с понятием педмастерства.

Елканов С.Б. предлагает КАРТУ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ:

1Общепедагогические качества личности: 1.1.Верность научно-педагогических взглядов на роль наследственности, среды, воспитания и активности самого воспитанника в формировании его личности.

1.2.Понимание причин и движущих сил развития личности.

1.3.Профессиональная направленность личности.

1.4.Социально и профессионально значимые свойства личности: ----идейность и гражданственность, ----любовь к детям, ----любовь к своей профессии, ----гуманность и доброжелательность, ----общительность.

2.Профессиональные качества:

2.1.Теоретическая и методическая подготовленность по специальности.

2.2.Психолого-педагогическая теоретическая и практическая подготовленность.

2.3.Развитость педагогических умений:

Познавательных,

Конструктивных,

Коммуникативных,

Информационных,

Организаторских.

3.Индивидуальные психологические качества:

3.1.Педагогическая направленность психических процессов.

3.2.Эмоциональная отзывчивость.

3.3.Развитость воли.

3.4.Культура темперамента.

Симонов В.П. предлагает следующий вариант КАРТЫ ПЗЛК учителя:

1.Психологические черты личности как индивидуальности:

Сильный, уравновешенный тип нервной системы, -тенденции к лидерству, - уверенность в себе, - требовательность, - добросердечие и отзывчивость, - гипертимность.

2.Межличностные отношения.

Преобладание демократического стиля общения с учащимися и коллегами, -незначительные конфликты только по принципиальным вопросам, -нормальная самооценка, - стремление к сотрудничеству с коллегами, - уровень изоляции в коллективе равен нулю.

3.Профессиональные черты личности педагога.

Широкая эрудиция и свободное изложение материала,

Умение учитывать психологические возможности учащихся,

Темп речи – 120-130 слов в минуту, чёткая дикция, общая и профессиональная грамотность;

Элегантный внешний вид, выразительная мимика и жесты;

Мгновенная реакция на ситуацию, находчивость,

Умения чётко сформулировать цель, организовать всех учащихся сразу, наладить совместную работу, проконтролировать и пр.

Юзефавичус Т.А. в КАРТУ ПЗЛК учителя включает 4 блока:

1Доминантные качества (отсутствие любого влечёт невозможность эффективного осуществления педагогической деятельности) :

1.1.Социальная активность, готовность и способность деятельно содействовать решению общественных проблем в сфере профессионально-педагогической деятельности.

1.2. Целеустремлённость – умение направлять и использовать все качества своей личности на достижение поставленных педагогических задач.

1.3. Уравновешенность –способность контролировать свои поступки в любых педагогических ситуациях.

1.4. Желание работать со школьниками – получение духовного удовлетворения от общения с детьми в ходе учебно-воспитательного процесса.

1.5.Способность не теряться в экстремальных ситуациях.

1.6. Обаяние – сплав духовности, привлекательности и вкуса.

1.7.Честность – искренность в общении, добросовестность в деятельности.

1.8. Справедливость – способность действовать беспристрастно.

1.9. Современность – осознание учителем собственной принадлежности к одной эпохе с учениками (проявляется в стремлении найти общность интересов).

1.10. Гуманность – стремление и умение оказывать квалифицированную помощь ученикам в их личностном развитии.

1.11. Эрудиция – широкий кругозор в сочетании с глубокими познаниями в области преподаваемого предмета.

1.12. Педагогический такт – соблюдение общечеловеческих норм общения и взаимодействия с детьми с учётом их возрастных и индивидуально-психологических особенностей.

1.13. Толерантность – терпеливость в работе с детьми.

1.14. Педагогический оптимизм – вера в ученика и его способности.

2. Периферийные качества (они не оказывают решающего влияния на эффективность деятельности, но способствуют её успеху) :

- доброжелательность; - приветливость; -чувство юмора; -артистичность; - мудрость (наличие жизненного опыта) ; -внешняя привлекательность.

3.Негативные качества (которые влекут снижение эффективности педагогического труда) :

3.1. Пристрастность – выделение из среды учащихся «любимчиков» и «постылых», публичное выражение симпатий и антипатий по отношению к воспитанникам.

3.2. Неуравновешенность – неумение контролировать своё временное психическое состояние, настроение.

3.3. Мстительность – стремление сводить личные счёты с учениками.

3.4. Высокомерие – подчёркивание своего превосходства над учеником.

3.5. Рассеянность – забывчивость, несобранность.

4.Профессионально недопустимые качества (ведущие к профнепригодности учителя) :

4.1. Наличие вредных привычек, признанных обществом социально опасными (алкоголизм, наркомания и пр.).

4.2. Нравственная нечистоплотность.

4.3. Рукоприкладство.

4.4. Грубость.

4.5. Беспринципность.

4.6. Некомпетентность в вопросах преподавания и воспитания.

4.7. Безответственность.

Мижериков В.А. и Ермоленко М.Н. приводят такие противопоказания:

Низкий уровень идеалов и убеждений;

Корыстно-эгоистическая направленность личности;

Равнодушное отношение к детям;

Низкий интеллектуальный уровень развития;

Безволие, отсутствие целеустремлённости, собранности, инициативы, находчивости, выдержки,

Наличие некоторых психических заболеваний (шизофрения, эпилепсия);

Серьёзные нарушения опорно-двигательного аппарата;

Выраженные дефекты речи и слуха.

Подласый И.П. приводит портрет идеального педагога:

1. Как специалиста, его должно отличать:

Знание педагогической теории;

Владение педагогическим мастерством;

Знание психологии;

Владение технологиями обучения и воспитания;

Умение рационально организовать труд;

Любовь к своему делу;

Любовь к учащимся;

Вера в человека;

Педагогические способности;

Общая эрудиция;

Терпеливость;

Оптимизм;

Сдержанность;

Находчивость;

Эмпатия (сопереживание);

Быстрота и точность реакции;

Душевная щедрость;

Эмоциональная уравновешенность;

Понимание детей;

Желание работать с детьми;

Ясность и убедительность речи;

Требовательность;

Тактичность;

Самообладание;

Справедливость;

Организаторские умения;

Общительность;

Умение слушать.

2.Как работника, его должно отличать:

Умение поставить цель и достичь её;

Умение распределить время;

Систематическое и планомерное повышение квалификации;

Нацеленность на повышение эффективности труда;

Способность к творчеству;

Всесторонняя образованность;

Разумный оптимизм, умеренный скептицизм;

Желание трудиться;

Преданность делу;

Умение работать в коллективе;

Настойчивость;

Дисциплинированность;

Ответственность;

Активность;

Ориентация в производственных ситуациях;

Умение распределять работу;

Готовность брать на себя ответственность.

3. Как человека, его должно отличать:

Высокие моральные качества;

Активное участие в общественной жизни;

Активная жизненная позиция;

Личный пример всем и во всём;

Уважение к законам государства;

Национальная гордость;

Патриотизм;

Готовность к защите Родины;

Крепкое здоровье;

Здоровый образ жизни;

Гуманизм;

Духовность;

Потребность в общении;

Открытость;

Нравственность;

Самокритичность.

Личностные качества нужно в себе воспитывать, а профессиональными качествами – овладевать.

Суть педагогической аксиологии определяется спецификой педагогической деятельности, ее социальной ролью и личностно образующими возможностями. Аксиологические характеристики педагогической деятельности отражают ее гуманистический смысл. В самом деле, педагогические ценности - это те ее особенности, которые позволяют не только удовлетворять потребности педагога, но и служат ориентирами его социальной и профессиональной активности, направленной на достижение гуманистических целей.

Педагогические ценности, как и любые другие духовные ценности, утверждаются в жизни не спонтанно. Они зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе, которые во многом влияют на развитие педагогики и образовательной практики. Причем эта зависимость не механическая, так как желаемое и необходимое на уровне общества часто вступают в противоречие, разрешает которое конкретный человек, педагог в силу своего мировоззрения, идеалов, выбирая способы воспроизводства и развития культуры.

Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Они, как и другие ценности, имеют синтагматический характер, т.е. формируются исторически и фиксируются в педагогической науке как форма общественного сознания в виде специфических образов и представлений. Овладение педагогическими ценностями происходит в процессе осуществления педагогической деятельности, в ходе которой совершается их субъективация. Именно уровень субъективации педагогических ценностей служит показателем личностно-профессионального развития педагога.

С изменением социальных условий жизни, развитием потребностей общества и личности трансформируются и педагогические ценности. Так, в истории педагогики прослеживаются изменения, связанные со сменой схоластических теорий обучения на объяснительно-иллюстративные и позже - на проблемно-развивающие. Усиление демократических тенденций приводило к развитию нетрадиционных форм и методов обучения. Субъективное же восприятие и присвоение педагогических ценностей определяется богатством личности учителя, направленностью его профессиональной деятельности, отражая показатели его личностного роста.

Введение

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Предметом педагогической аксиологии является формирование ценностного сознания, ценностного отношения и ценностного поведения личности. Категориальный аппарат этой науки включает в себя понятия ценности, аксиологической характеристики личности (субъекта ценностных отношений), а также общие аксиологические категории (значение, смысл, благо, оценка, потребность, мотивация, ценностные ориентации и отношения и др.).

На основе категориального аппарата общей аксиологии складывается тезаурус педагогической аксиологии, суть которой определяется спецификой педагогической деятельности, ее социальной ролью и личностно образующими возможностями. Педагогические ценности не только позволяют удовлетворять потребности педагога, но служат ориентирами его социальной и профессиональной активности, направленной на достижение гуманистических целей. Педагогические ценности, как и любые другие, утверждаются не спонтанно. Они зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе, которые во многом определяют развитие педагогики и образовательной практики. Причем, эта зависимость не механическая, т.к. желаемое и необходимое на уровне общества часто вступает в противоречие, разрешает которое конкретный человек, педагог, на основе своего мировоззрения, идеалов выбирая способы воспроизводства и развития культуры.

1. Понятие о педагогических ценностях

Суть педагогической аксиологии определяется спецификой педагогической деятельности, ее социальной ролью и личностно образующими возможностями. Аксиологические характеристики педагогической деятельности отражают ее гуманистический смысл.

Педагогические ценности - это те ее особенности, которые позволяют не только удовлетворять потребности педагога, но и служат ориентирами его социальной и профессиональной активности, направленной на достижение гуманистических целей.

Педагогические ценности, как и любые другие духовные ценности, утверждаются в жизни не спонтанно. Они зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе, которые во многом влияют на развитие педагогики и образовательной практики. Причем эта зависимость не механическая, так как желаемое и необходимое на уровне общества часто вступают в противоречие, разрешает которое конкретный человек, педагог в силу своего мировоззрения, идеалов, выбирая способы воспроизводства и развития культуры.

Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Они, как и другие ценности, имеют синтагматический характер, т.е. формируются исторически и фиксируются в педагогической науке как форма общественного сознания в виде специфических образов и представлений. Овладение педагогическими ценностями происходит в процессе осуществления педагогической деятельности, в ходе которой совершается их субъективация. Именно уровень субъективации педагогических ценностей служит показателем личностно-профессионального развития педагога.

С изменением социальных условий жизни, развитием потребностей общества и личности трансформируются и педагогические ценности. Так, в истории педагогики прослеживаются изменения, связанные со сменой схоластических теорий обучения на объяснительно-иллюстративные и позже - на проблемно-развивающие. Усиление демократических тенденций приводило к развитию нетрадиционных форм и методов обучения. Субъективное же восприятие и присвоение педагогических ценностей определяется богатством личности учителя, направленностью его профессиональной деятельности, отражая показатели его личностного роста.

2. Классификация педагогических ценностей

Широкий диапазон педагогических ценностей требует их классификации и упорядочивания, что позволит представить их статус в общей системе педагогического знания. Однако их классификация, как и проблема ценностей в целом, до настоящего времени в педагогике не разработана. Правда, имеются попытки определить совокупность общих и профессионально-педагогических ценностей. Среди последних выделяют такие, как содержание педагогической деятельности и обусловленные им возможности саморазвития личности; общественная значимость педагогического труда и его гуманистическая сущность и другие.

Педагогические ценности различаются по уровню своего существования, который может стать основой их классификации. По этому основанию выделяются личностные, групповые и социальные педагогические ценности.

Социально-педагогические ценности - это совокупность идей, представлений, правил, традиций, регламентирующих деятельность социума в сфере образования.

Групповые педагогические ценности можно представить в виде концепций, норм, регулирующих и направляющих педагогическую деятельность в рамках определенных образовательных институтов. Совокупность таких ценностей имеет целостный характер, обладает относительной стабильностью и повторяемостью.

Личностные педагогические ценности - это социально-психологические образования, в которых отражаются цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие характеристики педагога.

Аксиологическое Я как система ценностных ориентаций содержит не только когнитивные, но и эмоционально-волевые компоненты, играющие роль ее внутреннего ориентира. В нем ассимилированы как социально-педагогические, так и профессионально-групповые ценности, служащие основанием индивидуально-личностной системы педагогических ценностей. Эта система включает:

Ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и профессиональной среде (общественная значимость труда педагога, престижность педагогической деятельности, признание профессии ближайшим личным окружением и др.);

Ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг (общение с детьми, коллегами, референтными людьми, переживание детской любви и привязанности, обмен духовными ценностями и др.);

Ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности (возможности развития профессионально-творческих способностей, приобщение к мировой культуре, занятие любимым предметом, постоянное самосовершенствование и др.);

Ценности, позволяющие осуществить самореализацию (творческий, вариативный характер труда педагога, романтичность и увлекательность педагогической профессии, возможность помощи социально неблагополучным детям и др.);

Ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности (возможности получения гарантированной государственной службы, оплата труда и длительность отпуска, служебный рост и др.).

Среди названных педагогических ценностей можно выделить ценности самодостаточного и инструментального типов, различающиеся по предметному содержанию.