Направления образовательно информационная деятельность для взрослых. Дополнительное образование взрослых

Дополнительное образование, предусматривающее непрерывное повышение квалификации рабочих, включает в себя следующие виды обучения: техническую учебу; переподготовку; обучение вторым (смежным) профессиям; повышение квалификации.

Техническая учеба проводится ежегодно с целью обеспечения непрерывного и последовательного роста квалификации и технических знаний по обслуживанию технологического оборудования, изучения аварийных ситуаций, требований охраны труда и техники безопасности, а также подготовки к ежегодной проверке знаний при выполнении работ, связанных с повышенной опасностью промышленных производств (объектов).

Продолжительность технической учебы (не менее 20 часов) с отрывом или без отрыва от работы, количественный состав групп, тематику, исходя из цели обучения, определяют образовательные подразделения и организации.

Техническая учеба завершается итоговой проверкой знаний с участием представителя местных органов Ростехнадзора (там, где это необходимо) и допуском к выполняемой работе по профессии.

Техническая учеба не является основанием для присвоения или повышения разряда рабочим по профессии.

Переподготовка рабочих организуется с целью освоения новых профессий высвобождаемыми рабочими, которые не могут быть использованы по имеющимся у них профессиям, при ликвидации устаревших массовых профессий и появлении новых, а также лицами, изъявившими желание сменить профессию с учетом потребности производства.

Обучение рабочих вторым (смежным) профессиям организуется для:

  • расширения профессионального профиля рабочих;
  • сокращения внутрисменных простоев;
  • лучшего использования оборудования и рабочей силы;
  • повышения производительности труда без дополнительного привлечения рабочих;
  • подготовки к работе в условиях бригадной формы организации труда, а также по смежным (совмещаемым) профессиям.

Совмещение профессий - это форма организации труда, при которой рабочий наряду с основной работой, обусловленной трудовым договором, выполняет дополнительную работу по другой профессии (должности) в одной и той же Организации.

Выбор наиболее целесообразных вариантов второй (смежной) профессии в каждом конкретном случае должен основываться на изучении затрат рабочего времени и загрузки исполнителей и обеспечивать качественное выполнение основной и совмещаемой работы.

Наиболее целесообразны смежные профессии, которые в процессе производства тесно связаны между собой или близки по содержанию труда и обслуживанию оборудования.

Повышение квалификации рабочих направлено на последовательное совершенствование их профессиональных и экономических знаний, умений и навыков, рост мастерства по имеющимся профессиям.

Повышение квалификации рабочих проводится на производственно-технических курсах, на курсах целевого назначения, в школах передовых приемов и методов труда и на курсах бригадиров.

Производственно-технические курсы (ПТК) организуются для:

  • углубления и расширения профессиональных знаний, умений рабочих;
  • доведения фактического уровня квалификации, необходимого для фактически выполняемых работ или имеющемуся у рабочих тарифному разряду (классу, категории);
  • повышения квалификации (разряда) с низшего до среднего уровня;
  • повышения квалификации (разряда) со среднего до более высокого уровня в пределах данной профессии (специальности).

Эти курсы должны представлять собой систему курсов, тесно связанных друг с другом, построенных по восходящей линии так, чтобы каждая последующая ступень была продолжением предыдущей, чтобы на каждой последующей ступени обучения рабочие получали знания и навыки для выполнения работ более высокой сложности. Такая система дает возможность пройти путь от малоквалифицированного рабочего до рабочего самой высокой квалификации.

На ПТК, как правило, обучаются рабочие, имеющие не менее 1 года стажа работы по профессии в данной организации, достигшие повышенных производственных показателей, проявившие творческую активность на производстве.

КЦН организуются для решения конкретных производственных задач. Они позволяют оперативно удовлетворять запросы производства и обеспечивать текущие нужды по повышению квалификации рабочих.

»: в течение пяти дней мы будем рассказывать, как тратить как можно меньше денег и при этом чувствовать себя в мегаполисе комфортно.

В московской жизни много недостатков, но что у Москвы не отнять, так это высокую концентрацию умных и образованных людей, которые не прочь делиться друг с другом своими знаниями. Выбор бесплатного образования в России огромен: начнём с того, что те, кто успел получить корочку «дипломированного специалиста», пока что ещё имеют право на бесплатную магистратуру по любой специальности.

Выпускникам вузов сейчас выдают бессрочные удостоверения, которые дают право пользоваться библиотекой, медиаресурсами и проходить в родной вуз, а значит - посещать любые лекции и семинары. Кафедры московских вузов регулярно проводят круглые столы и конференции, при них работают лаборатории и семинары, которые бывают дико интересными (например, Лаборатория полевых исследований города в ВШЭ или семинары по культуре детства в РГГУ). Их может посещать любой, кто вовремя подсуетится и попросит лаборанта оформить пропуск.

Если вам этого мало, то The Village собрал самые разные образовательные инициативы на все случаи жизни, за которые не нужно будет платить ни копейки. А в некоторых случаях вдобавок даже дадут стипендию или нальют кофе.

с СЕНТЯБРЯ

Живой английский язык

Пока ещё в Москве работает Американский культурный центр (AMC), грех этим не воспользоваться. Здесь регулярно проводятся встречи Creative Writing Club, дискуссии Public Speaking Club, обсуждают классическую и современную литературу в Literature Club, зовут на встречи интересных людей. Кроме того, здесь всегда помогут подготовиться к сдаче TOEFL, GRE и GMAT, расскажут про специфику этих экзаменов и выдадут учебники для подготовки. В AMC можно найти свежую американскую прессу, в том числе последние журналы Time и New Yorker. Для прохода в библиотеку нужен одноразовый пропуск или читательский билет.

с СЕНТЯБРЯ

Иврит

Во времена, когда многие опять заинтересовались возможностью получить израильское гражданство, предложение бесплатно выучить иврит актуально как никогда. В Израильском культурном центре теперь можно записаться на ульпан (бесплатные курсы изучения иврита), который проводят педагоги, аттестованные министерством образования Израиля. Во время изучения языка слушателей будут знакомить с культурными традициями еврейского народа, с историей и современной жизнью Израиля. Подойдёт тем, кто всё ещё опасается эмигрировать.

Открытый университет
Look At Me

«Открытый университет», который организуют наши коллеги из издания Look At Me совместно с Мосгорпарком и парком искусств «Музеон», только начался. Пока что прошли только две лекции - арт-группы AES+F о современном искусстве и создателя Mediascet Дмитрия Соловьёва о диджитал-детоксе. Об идеях будущего будут рассказывать дизайнеры, архитекторы, учёные, философы и современные художники.

Лекции проходят по средам и субботам в павильоне «Школа» парка «Музеон», всех желающих просят заранее регистрироваться в Facebook или на сайте.

С СЕНТЯБРЯ

Школа будущих мам

Школа будущих мам при «Детском магазине № 1» в сентябре открывает набор на новую серию лекций по воспитанию и уходу за ребёнком. Тут рассказывают о подготовке к родам, грудном вскармливании и уходе за новорождённым. Ведёт занятия врач-педиатр высшей категории и приглашённые эксперты. Занятия проходят по вторникам и четвергам с 13:00 до 15:00, необходимо заранее зарегистрироваться на тот семинар, который вас интересует.

с сентября

Английский язык

Каждую первую пятницу месяца в 17:00 в книжном магазине «Библио-Глобус» и в «Доме книги Медведково» проходят заседания английского клуба Oxbridge, которые помогут поддержать навыки владения языком. Уровень подготовки не важен, предварительная запись не требуется.

раз в месяц по пятницам

Creative Mornings

Пятничные «завтраки» с интересными людьми, которые придумали в Нью-Йорке, сейчас раз в месяц организуют добровольцы в 88 городах мира, в том числе в Москве и в Санкт-Петербурге. Идея проста - вокруг нас происходит куча всего интересного, но всем как всегда некогда. Так почему бы не встретиться в пятницу в 08:30 перед работой и не обсудить с Линор Горалик одежду для людей с особенностями строения тела или посмотреть, как Марат Гельман выливает на себя ведро воды и рассуждает о современном искусстве. Правда, из камерных завтраков Creative Mornings в Москве превратились в лекции TED, но кофе там наливают.

Семинары по японской литературе

Отдел японской культуры Библиотеки иностранных языков по пятницам и субботам проводит открытые семинары по японской литературе: в пятницу – по классической, в субботу - по современной. Ведёт занятия востоковед Татьяна Львовна Соколова-Делюсина . Семинар подразумевает у слушателей знание японского языка, однако здесь рады и участникам с начальным уровнем. Вход на семинары свободный, предварительная запись не нужна, однако для прохода в библиотеку придётся оформить одноразовый пропуск или читательский.

Мастер-класс по правилам оказания первой помощи

«Университетские субботы» - просветительский проект, который объединяет московские вузы и музеи, и задумывался прежде всего для школьников и студентов, но прийти может любой желающий. Тут и лекции о Шухове, и история двигателя внутреннего сгорания, и лекция о гигиене полости рта. Но самым актуальным, на наш взгляд, выглядит мастер-класс «Травмы. Несчастные случаи. Общие принципы и правила оказания первой помощи» , который проведёт профессор кафедры медицины катастроф медицинского университета им. Н. И. Пирогова 13 сентября. На нём расскажут о различных видах бытовых травм и покажут, что и как делать с человеком, на обучающих манекенах.

Курс японской песни

Отдел японской культуры в Библиотеке иностранной литературы - аттракцион неслыханной щедрости. Среди полудюжины мастер-классов на все случаи жизни здесь есть занятия японской песней, который будет вести Хитоми Сомата , выпускница Музыкальной академии Мусасино. Занятия проходят по субботам с 16:00, первое - 13 сентября. Закончится курс, как и полагается, отчётным концертом. Количество мест в группе ограничено, возьмут только 15 человек. Для прохода в библиотеку придётся оформить одноразовый пропуск или читательский.

Театральная мастерская

В Греческом культурном центре открывается театральная мастерская режиссёра Йоргоса Панагопулоса. Её слушатели будут заниматься историей театра, актёрским мастерством, сценодвижением для детей и взрослых. Занятия будут проходить по выходным, первое - 14 сентября.

Игра на корейских барабанах

Школа корейского языка Вон Гван и группа МЭК учит всех желающих игре на чангу - корейском барабане. Мастер Хан Сан Дон преподаст не только азы игры на чангу, но и научит караку (ритму) под названием «Ённам», а также познакомит с историей самульнори (корейской барабанной музыкой). Занятия будут проходить с сентября по декабрь с итоговым выступлением. Записывать всех желающих будут на первом занятии 14 сентября.

Вечерние курсы Университета Дмитрия Пожарского

Университет Дмитрия Пожарского - некоммерческий образовательный проект. Вечерние курсы - самые немыслимые: библейские иврит (1 год), древнегреческий, латинский, аккадский, классический китайский и древнеанглийский языки, церковнославянская письменность, египтология (2 года), история античности и Древней Руси, Средневековья, но самый, пожалуй, интригующий - математика для гуманитариев. Обучение бесплатное, однако пожертвования и помощь в расшифровке лекций и монтаже видеозаписей приветствуется.

Курсы каллиграфии

Отдел японской культуры в Библиотеке иностранной литературы снова проводит набор на курсы каллиграфии. Вести занятия будет профессиональный каллиграф Каори Исидзима. Единственный минус - занятия проходят днём в среду, что

неудобно работающим в офисе людям. Курс включает в себя десять занятий, первое - 17 сентября. Количество участников ограничено. Для прохода в библиотеку нужен одноразовый пропуск или читательский.

Академия журналистики «Коммерсант»

Не в силах заниматься журналистикой, издательский дом «Коммерсантъ» занялся её преподаванием. Если в прошлом году образование в Академии стоило 70 тысяч рублей, то в этом году трёхмесячные курсы проводят бесплатно. Обучение по будням пять раз в неделю с 11 до 17, то есть подойдёт тем, кто уже получил образование и кому не достаёт практических навыков, чтобы начать работу. В Академии три направления: политика, общество и экономика. Подать заявку необходимо до 5 сентября, осенний курс начнётся 22 сентября. Берут только тех, у кого уже есть какие-то публикации в СМИ.

Эта статья не рассказывает о получении второй «вышки». Но получение дополнительного образования доступно любому москвичу вне зависимости от возраста, пола и занятости.

Получить второе высшее образование — это совсем особая история. В этом обзоре мы постараемся объяснить, где, кто и на каких условиях помогает горожанам овладеть новыми компетенциями (попросту говоря, научиться чему-то новому не только в теории, но и на практике). Самое главное, что вы должны знать: пол, возраст, занятость, наличие детей не помешают получить образование. Никаких ограничений нет.

1. Работодатель платит

Во многих отраслях повышение квалификации является очень желательным, а в некоторых случаях — даже обязательным «пунктом» трудового договора. Это лучше всего знают столичные педагоги и медики городских поликлиник, которые массово освоили за последние годы множество компьютерных программ, электронные карты и дневники, регулярно ездят на семинары и курсы повышения квалификации. Но учить своих сотрудников готовы не только бюджетные организации. Многие частные компании сегодня предпочитают тратить деньги не на «тимбилдинг» в пафосных санаториях, а вкладывать средства в «мозги» своих работников. Это означает, что работодатель оплатит обучение конкретных сотрудников на курсах, правда, только по той специализации, которая нужна именно этой компании. И разрешит 2-3 раза в неделю «студентам» уходить с работы пораньше, чтобы те успевали на занятия. Так что узнайте, получение каких дополнительных компетенций готова профинансировать ваша фирма.

2. Знания — для души

Платных курсов по любой теме в Москве — пруд пруди. Но и бесплатных предостаточно. Даже языковых. Это целая «отрасль» столичной жизни.

Например, в столичных библиотеках они проходят регулярно (как и в культурных центрах). Это и разовые мероприятия, и циклы занятий, и постоянные встречи единомышленников. В Саду им. Баумана начались летние открытые уроки испанского языка , в Парке Горького работает English Club, (образовательные семинары на английском языке), в саду «Эрмитаж» всех желающих приглашают на курсы живописи , а давно стал центром притяжения для тех, кого интересует немецкий язык, культура и все остальные аспекты жизни Германии. Библиотека иностранной литературы им. Рудомино — настоящая находка для тех, кого интересует самообразование, особенно по гуманитарному направлению. Здесь есть и тренинг-семинары по поиску информации в электронных базах данных (EBSCO, Pro Quest, Oxford University Press, Cambridge University Press и т. д.).

Каждый национальный центр предлагает массу занятий своим гостям. Вот что говорят о себе, например, японцы: «При Отделе японской культуры проводятся бесплатные курсы по разным её аспектам: каллиграфии, икэбане, чайной церемонии, оригами, живописи суми-э, шахматам сёги, японской песне, вышивке сашико». В Центре американской культуры по средам открыт разговорный клуб, а Центр славянских культур готов научить вас говорить по-словенски. Полный список всех занятий в библиотеке смотрите на сайте libfl.ru .

3. А диплом дают?

Если вас интересуют не краткие курсы и циклы семинаров, а серьёзная учеба, то Москва — идеальное место для самообразования. Вот вам лишь два примера из множества вариантов.

А) Уже более четверти века в МГУ им. Ломоносова работает Французский Университетский Колледж . Это государственный вуз, который выдаёт диплом в области права, истории, социологии, литературы или философии. Бесплатно учиться в нем могут даже те, чей французский язык вовсе не хорош. Правда, если вы хотите поехать от колледжа на стажировку во Францию, его придётся подтянуть.

Б) Тем, чья работа связана с урбанистикой, прямая дорога в . Вот как этот институт рассказывает сам о себе: «В фокусе студенческих исследований и проектов всегда находится город, при этом способы его изучения могут быть заимствованы из различных дисциплин, включая социологию, экономику, политологию, архитектуру и культурологию. Обучение в институте бесплатное, все студенты получают ежемесячную стипендию (39 200 руб)».

Город поможет

Москва готова оплатить обучение тех горожан, которые никак не могут найти работу по своей специальности. На сайте столичного Департамента труда и социальной защиты населения вы найдёте перечень программ по профессиональной подготовке. Чтобы попасть в учебную группу, необходимо обратиться в Центр занятости населения по месту регистрации.

Пожилым москвичам город помогает «самообразовываться» вот каким образом. Ни для кого не секрет, что очень многим пенсионерам невдомёк, как пользоваться планшетом, Skype, электронными госуслугами. Поэтому курсы по «современным реалиям жизни» очень популярны. Обычно они проходят в библиотеках и районных центрах социального обслуживания.

Онлайн-курсы

Онлайн-курсы могут стать настоящим спасением для тех, кто не имеет никакой возможности ездить на лекции и семинары. Качество образования не уступает классическому варианту.

1. N+1 — научно-популярное развлекательное издание о том, что нового творится в науке и технике.

2. Студия переводов и озвучивания Vert Dider — лекции умных людей по всему миру.

Дополнительное образование с каждым годом становится всё более востребованным. В государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы и указах президента указаны целевые индикаторы, отражающие необходимость расширить охват взрослого населения страны этим видом обучения. Долю занятого населения в возрасте 25-65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку, планируется увеличить к 2015 году до 37 процентов.

Дополнительное образование в первую очередь нацелено на быструю коррекцию и повышение профессионального потенциала общества и конкурентоспособности экономики страны, но немаловажное значение играют и общеобразовательные программы, основной задачей которых становится обеспечение социальной защищенности граждан, а также адаптивности взрослых в условиях активной смены технологий и материалов.

В 2013 году в рамках мониторинга экономики образования было проведено социологическое обследование слушателей программ дополнительного образования взрослых, основные результаты которого представлены в предлагаемой статье 1 .

Выбор делает работа

Как показало проведенное обследование, 60 процентов обучающихся составляют женщины, причем 65 процентов слушателей имеют высшее образование. Средний возраст обучающихся - 34 года.

В ходе опроса респондентам было предложено охарактеризовать процесс обучения: содержание программы, квалификацию преподавателей, обеспеченность учебными материалами и их качество, организационные вопросы и ряд других моментов. Нужно было оценить важность этих составляющих при выборе программы, а также степень своей удовлетворенности. Все параметры программ обучения, получив оценку не ниже «4» по пятибалльной шкале, оказались важными и соответствовали потребностям респондентов. Ответы «полностью соответствует» и «скорее, соответствует» составляли 90 процентов и выше.

Что касается вопросов выбора программы, то, как свидетельствует практика, наибольшее влияние оказывает работа, а решающее слово зачастую остается за работодателем. Так, например, 30 процентов обучающихся не видели никакой альтернативы и отправились в поход за знаниями по решению руководства. Еще 40 процентов, самостоятельно узнав об определенной программе, не стали искать какие-либо иные варианты и приняли решение учиться по этому направлению. О сложном, многоступенчатом выборе из двух-пяти программ свидетельствуют не более четверти слушателей.

Информационным источником о месте будущей учебы для половины респондентов стали работодатели, каждый четвертый получил сведения от коллег и знакомых.

О том, что текущее обучение связано с сегодняшней или завтрашней работой, заявили 77 процентов опрошенных. Кроме того, основной целью обучения 62 процента респондентов назвали оттачивание мастерства в своей сфере практики, 23 процента - совершенствование в смежных областях или же необходимость смены деятельности. Для общего развития получают знания, умения и навыки лишь 15 процентов слушателей.

Систематическое обучение персонала зачастую прописано в концепции развития организации и в значительной мере влияет на развитие карьеры. Так, по требованию работодателей проходят обучение 30 процентов респондентов, еще 15 процентов слушателей обязаны повышать квалификацию в соответствии с законодательными актами: например, медицинские работники, аудиторы, педагогические работники и другие. По личной инициативе, без давления со стороны закона или руководителя, за парту сели бы чуть более половины опрошенных - 56 процентов.

Введение обязательного обучения в своей профессиональной области считают целесообразным 54 процента слушателей, такой необходимости не видят 30 процентов респондентов, а 16 процентов ответили, что оно и так уже организовано.

Мотивы к получению дополнительного образования (в процентах от общего количества респондентов)

Временные рамки

Наибольшей популярностью у слушателей пользуются краткосрочные программы - 47 процентов респондентов чаще всего проходят обучение по программам продолжительностью менее 72 часов, еще 48 процентов указали среднесрочные программы от 72 до 500 часов. О популярности краткосрочных программ утверждают и руководители образовательных организаций. Более того, они отмечают, что, несмотря на определенное снижение темпов, в целом наблюдается положительная динамика развития рынка дополнительного образования, а сегмент краткосрочных программ на этом фоне выделяется уверенным ростом. По мнению респондентов, именно такие программы дают наи-больший профессиональный эффект, позволяя получить наиболее актуальную и широкую информацию по интересующей тематике, а затем, при необходимости, слушатель может углублять свои знания и совершенствовать навыки на среднесрочных программах.

Слушателей, получающих знания ежегодно и порой по несколько раз в год, оказалось 37 процентов, третья часть садится за парты раз в два-три года, 30 процентов обучаются один раз в три года и реже.

Если говорить о времени, затрачиваемом на дополнительное обучение, то за 2013 год у 53 процентов слушателей этот показатель возрос, а у 36 процентов остался без изменений. В ближайшей перспективе большинство респондентов планирует оставить всё без изменений, чуть больше четверти респондентов намерены тратить больше времени на профессиональное обучение. Среди опрошенных 60 процентов считают более эффективным увеличить продолжительность программ, на которых обучаются, 40 процентов - их частоту.

Основной фактор, влияющий на изменение временных затрат на обучение, созвучен с главным мотивом обучения - «появление/исчезновение обстоятельств, требующих дополнительного профессионального обучения в сфере трудовой деятельности» (45,5 процента респондентов). А вот ценовой фактор не столь значим, его отметили лишь 6 процентов опрошенных.

Изменение временных затрат на дополнительное обучение (в процентах от общего количества респондентов)


Идеальный формат

В представлении респондентов основные параметры оптимального формата обучения выглядят следующим образом: лучше всего учиться один раз в год и даже чаще по программам продолжительностью от 72 до 500 часов. Замечательно, если обучение будет очным при непосред¬ственном общении с преподавателем в группе численностью до 10 человек. Что касается совмещения трудовой деятельности и учебы, то здесь ответы респондентов распределились равномерно, поскольку многое зависит от конкретной ситуации.

Если сравнить сложившуюся структуру наиболее посещаемых программ с идеальной, можно заметить, что слушатели считают необходимым обучаться чаще и по более длительным программам.

Кошелёк и учёба

Структура финансирования дополнительного образования взрослых в 2013 году заметно изменилась по сравнению с 2008 годом, когда проводился опрос домохозяйств: работодатели стали нести большую финансовую нагрузку. Так, доля обучающихся за счет работодателя выросла на 17 процентных пунктов и достигла 44 процентов слушателей. Доля оплачивающих дополнительное образование самостоятельно снизилась на 11 процентных пунктов и достигла 37 процентов. За счет средств бюджетов различного уровня и других источников обучаются 19 процентов опрошенных, что на 6 процентных пунктов ниже показателя 2008 года. Готовы взять образовательный кредит на дорогостоящие программы 17 процентов обучающихся по программам дополнительного образования: например, для получения диплома мастера делового администрирования или зарубежной стажировки.

Источники финансирования программ дополнительного образования взрослых: 2008 vs. 2013

Респонденты удовлетворены соотношением качества обучения и его стоимости, однако 30 процентов опрошенных готовы заплатить больше за более современное или индивидуализированное содержание программ.

Спрос на услуги дополнительного профессионального образования будет расти и впредь, это прекрасно видно по тому, что и работодатели, и взрослое население готовы охотно тратить как время, так и деньги на повышение качества работы и своей профессиональной ценности.

1 В обследовании приняли участие 3054 слушателя из 600 организаций всех федеральных округов России.

Дополнительное образование – это возможность получения образования на протяжении всей жизни. Слово «дополнительное» в данном контексте является ключевым, постольку, поскольку, означает добавление знаний к уже имеющемуся опыту. Оно служит для взрослой категории неким «билетом» для решения профессиональных и жизненных проблем .

В современных условиях в контексте развития идей непрерывного образования система дополнительного образования становится всё более актуальной. Дополнительное образование представляет собой самую гибкую и эффективную форму образования, которая позволяет реализовать идеи «образования длиною в жизнь» и «образования шириною в жизнь» . На сегодняшний день оно является одной из неотъемлемых форм обучения.

Мотивация обучения взрослых обозначается в повышении уровня квалификации, также в познавательном интересе, актуализации или продвижении образовательного уровня и в саморазвитии.

Функциями непрерывного образования служат развивающая функция, компенсирующая, адаптивная и интегрирующая функции.

Результатом непрерывного образования являются:

  1. Грамотность (социально – педагогическая характеристика личности, которая отражает способность к адекватной переработке и интеграции социокультурной информации, характеризующая меру адаптивности человека к условиям существования.
  2. Компетентность (интегральная личностная характеристика, включающая профессиональную подготовку, развитые личные профессиональные качества, эффективность установки и мотивацию, которые позволяют эффективно выполнять профессиональные функции и решать профессиональные задачи).
  3. Культура.

Значение образовательных программ для взрослых проявляется во влиянии уровня образования на развитие социума, культуры и экономики, выступает средством обеспечения демократических свобод, системообразующим моментом государственной защищенности государства, условием эффективного общественного развития .

Значимость дополнительного образования в России подтверждается созданием Проекта Концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации до 2025 года. Целью данного проекта является создание условий для реализации права на образование в течение всей жизни для взрослого населения Российской Федерации. В данной Концепции закреплено понятие непрерывного образования.

В данной концепции отражены три основных вида непрерывного образования :

  1. Формальное образование – заключается в освоении образовательных программ в тех организациях, которые осуществляют образовательную деятельность.
  2. Неформальное образование – связано с повышением квалификации, основными формами которого являются курсы, семинары, тренинги и т.д.
  3. Спонтанное образование – индивидуальная познавательная деятельность, направленная на саморазвитие человека, для получения новых знаний, не связанных с профессиональной деятельностью (информальное образование).

К основным направлениям реализации Концепции относятся :

  • Создание широких возможностей в приобретении необходимых квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности взрослого населения;
  • Создание условий для формирования ключевых компетенций и повышения функциональной грамотности взрослого населения;
  • Развитие инфраструктуры и технологий сферы образования взрослых для обеспечения личностного роста и самореализации различных категорий взрослого населения.

Для реализации настоящей Концепции формируется соответствующий План мероприятий. План мероприятий разрабатывается и утверждается для каждого этапа реализации Концепции.

В Концепции так же отражено понятие непрерывного информального образования, которое включает в себя следующие напрвления:

  1. Развитие системы оценки и признание квалификаций, приобретенных формальным и неформальным путем (признание online-курсов, дополнительных образовательных программ и т.д.);
  2. Развитие корпоративного образования (дистанционное обучение, наставничество, сетевое взаимодействие образовательных и информационных технологий);
  3. Развитие модульных схем получения квалификаций;
  4. Совершенствование исполнения финансовых механизмов;

Исследуя восприятие и потребность студентов в дополнительном образовании, нами было проведено социологическое исследование в марте 2016 года на базе НГПУ им. К. Минина в форме анкетного опроса .

Целью исследования выступало определение знания студентов о непрерывном образовании и их готовности к посещению курсов дополнительного образования.

Задачами исследования являлись:

  • выявление интереса обучающихся к получению дополнительного образования;
  • определение потребности обучающихся в дополнительном образовании;
  • выявление целей получения дополнительного образования.

Выборка составила 30 человек в возрасте от 20 до 22 лет, в неё вошли студенты очной и заочной формы обучения. Средний возраст опрошенных составил 21 год.

В результате исследования были получены следующие результаты:

Более 86% обучающихся ранее принимали участие в программах дополнительного образования.

Все участники опроса при ответе на вопрос о необходимости посещения курсов дополнительного образования, указали, что для них курсы дополнительного образования являются неотъемлемой частью профессионального образования.

Для большинства анкетируемых (85%) целью посещения курсов – является повышение профессиональной квалификации, меньшая же часть опрошенных (15%) осталась при мнении, что курсы дополнительного образования нужны им для развития и саморазвития.

По результатам исследования сделаны следующие выводы:

  1. в целом студенты адекватно понимают сущность дополнительного образования, рассматривают его в контексте непрерывного образования;
  2. осознают важное значение дополнительного образования в обеспечении качества профессиональной подготовки будущего специалиста;
  3. у студентов выявлена потребность в дополнительном образовании.

Таким образом, можно заключить, что дополнительное образование обеспечивает:

  1. развитие мышления, коммуникативных навыков, установок и изменение самооценки;
  2. развитие креативности обучающихся посредством решения образовательных, научных, профессиональных и общественных проблем;
  3. способствует вторичной социальной и профессиональной ориентации обучающихся;
  4. обеспечивает эффективную адаптацию в современном информационном обществе.

В заключении, можно сделать вывод, что в современном обществе наивысшей целью является получение новых знаний. При стремительном развитии современных технологий общество нуждается в быстрой адаптации и их освоению. Дополнительное образование во многом упрощает сложившуюся ситуацию.


Библиографический список

  1. Прохорова М.П., Булганина С.В. Образовательные инновации глазами студентов //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. № 6 (часть 1). 2016. с. 158-162.
  2. Булганина С.В., Прохорова М.П. Дополнительное профессиональное образование студентов: социологическое измерение // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем: сборник статей по материалам Всероссийской заочной научно-практической конференции (15 мая 2016 г.). – Н.Новгород: Мининский университет, 2016. 197 с. С. 3-5
  3. Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года (проект) [Электронный ресурс] // Союз руководителей учреждений и подразделений дополнительного профессионального образования и работодателей (Союз ДПО). . URL: http://www.dpo-edu.ru/?page_id=13095 (дата обращения 14.10.2016).
  4. Ворошилова О.С., Прихунова Ю.А. Сущность и особенности обучения в течение всей жизни // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 24.05.2016).
  5. Хизбуллина Р.Р. Теоретико-методологические подходы к изучению системы непрерывного образования // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/04/14891 (дата обращения: 02.05.2016).
  6. Ситранова С.Б. Слагаемые педагогической технологии: социальные и технические сервисы // Проблемы и пути развития: сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции (30 ноября 2015). Н.Новгород: Мининский университет, 2015. 436 с. С. 113-115
Количество просмотров публикации: Please wait