Имя баюн. Славянская мифология

Огромный кот-людоед, обладающий волшебным голосом. Он заговаривает и усыпляет своими сказками подошедших путников и тех из них, у кого недостаточно сил противостоять его волшбе и кто не подготовился к бою с ним, кот-колдун безжалостно убивает. Но тот, кто сможет добыть кота, найдет спасение от всех болезней и недугов - сказки Баюна целебны. Само по себе слово баюн означает «говорун, рассказчик, краснобай», от глагола баять - «рассказывать, говорить» (ср. также глаголы баюкать , убаюкивать в значении «усыплять»). В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком, обычно железном столбе. Обитает кот за тридевять земель в тридесятом царстве или в безжизненном мёртвом лесу, где нет ни птиц, ни зверей . В одной из сказок о Василисе Прекрасной Кот Баюн проживал у Бабы-Яги .

Существует большое количество сказок, где главному действующему персонажу дают задание изловить кота; как правило, такие задания давали с целью сгубить доброго молодца. Встреча с этим сказочным чудовищем грозит неминуемой смертью. Чтобы захватить волшебного кота, Иван-царевич надевает железный колпак и железные рукавицы. Поборов и поймав животное, Иван-царевич доставляет его во дворец к своему отцу. Там побеждённый кот начинает служить царю - сказки сказывать и исцелять царя убаюкивающими словами.

… пришел Андрей-стрелок в тридесятое царство. За три версты стал его одолевать сон. Надевает Андрей на голову три колпака железных, руку за руку закидывает, ногу за ногу волочит - идёт, а где и катком катится. Кое-как выдержал дремоту и очутился у высокого столба.

Кот Баюн увидел Андрея, заворчал, зауркал да со столба прыг ему на голову - один колпак разбил и другой разбил, взялся было за третий. Тут Андрей-стрелок ухватил кота клещами, сволок наземь и давай оглаживать прутьями. Наперво сёк железным прутом; изломал железный, принялся угощать медным - и этот изломал и принялся бить оловянным.

Оловянный прут гнется, не ломится, вокруг хребта обвивается. Андрей бьёт, а кот Баюн начал сказки рассказывать: про попов, про дьяков, про поповых дочерей. Андрей его не слушает, знай охаживает прутом. Невмоготу стало коту, видит, что заговорить нельзя, он и взмолился: - Покинь меня, добрый человек! Что надо, всё тебе сделаю. - А пойдёшь со мной? - Куда хочешь пойду. Андрей пошел в обратный путь и кота за собой повёл.

- «Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что», русская сказка

Как ни взглянешь на Русь, - вкривь да вкось испокон, На полях вместо ржи - лебеда и вьюн, На иконах - упырь, и с дубинкой - закон, На железном столбе - кот Баюн.

Сергей Есенин

Примечания

Ссылки

  • «Кот Баюн», скульптура в национальном парке «Зюраткуль» , Россия

Литература

  • «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве» Сказки/Пересказ А.И. Любарской; Рис. Б. Власова и Т. Шишмарёвой; Оформл.Л.Яценко.-2-у изд.-Л.:Дет., лит., 1991-336с. ил.
  • «Василиса прекрасная», «Семена добра: Русские народные сказки и пословицы»/ Сост., автор предисл. и примеч. Л.П. Шувалова; Худ.А.Сорокин.-М.:Дет.лит., 1988.-175с.: ил.
  • «Василиса прекрасная», «Русские детские сказки, собранные А.Н. Афанасьевым», М., Детгиз, 1961 (АФ.Д.)
  • «Василиса прекрасная», «Народные русские сказки», М., Гослитиздат, 1957, тт. 1-3

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Кот-Адду
  • Кот-Нор

Смотреть что такое "Кот Баюн" в других словарях:

    Кот-Баюн - Баюн Кот Баюн персонаж русских волшебных сказок. В образе кота Баюна соединились черты кота и сирены. Кот Баюн является чудовищем людоедом, обладающим волшебным голосом; он усыпляет своими сказками и песнями случайно встретившихся ему путников и… … Википедия

    Кот учёный - Кот ученый Создатель: Александр Пушкин Произведения: Сказка о царе Салтане, Руслан и Людмила Раса: кот Место жительства: Лукоморье Род занятий: ходит по цепи, рассказывает сказки … Википедия

    Баюн - Баюн: Баюн, Лилия Семёновна (р. 1946) лингвист, доктор филологических наук. Кот Баюн персонаж русских народных сказок Баюн трава народное название ряда растений, обладающих усыпляющим действием. «Баюн трава» литературное… … Википедия

    Кот (значения) - Кот: В Викисловаре есть статья «кот» Кот самец кошки. Дикие коты Дальневосточный лесно … Википедия

    КОТ - (кошка) символ хитрости, обмана, тьмы и злобы. В средневековых суевериях считалось, что Сатана ловит человеческие души, подобно коту, хватающему когтями мышь. Согласно многим преданиям, кошка приносит несчастье, потому что дьявольски изворотлива … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

    Кошка - У этого термина существуют и другие значения, см. Кошка (значения). Запрос «Кот» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Кошка … Википедия

    Ивашка из Дворца пионеров - Тип мультфильма Рисованный Жанр Сказка Режиссёр Геннадий Сокольский Автор сценария … Википедия

    Bajun - Der Kater Bajun („Кот Баюн“, Kot Bajun) ist eine Gestalt des Russischen Volksmärchens, der auf einem hohen Baum auf der sibirischen fiktiven Insel Kidan wohnt. Bajun Seine Kraft und Größe sind gewaltig; mit seinen Krallen vermag er Eisenpanzer zu … Deutsch Wikipedia

    Сказка о царе Салтане - У этого термина существуют и другие значения, см. Сказка о царе Салтане (значения). Иллюстрация И. Я. Билибина (1905) Жанр … Википедия

    Там, на неведомых дорожках… - В Викицитатнике есть страница по теме Там, на неведомых дорожках… … Википедия

Книги

  • Кот Баюн , . Кот Баюн - персонаж русских волшебных сказок, обладающий волшебным голосом. Он заговаривает и усыпляет своими сказками подошедших путников. В этот сборник вошли одни из самых популярных…
ОТКУДА ПОВЕЛИСЬ КОШКИ

Странствовала когда-то Белес, скотий бог, по земле и остановился вечером у стога сена переночевать. В котомке у него был хлеб, а ночью мышки-норушки хлеб-то весь и погрызли.

Рассердился Белес, швырнул в мышь свою рукавицу - а рукавица-то превратилась в кошку.

С той поры и начался кошачий род.

Кошка - зверь, очень любимый народом. С нею связано множество примет и пословиц: «Кто кошек любит - будет жену любить!», «Без кошки не изба», «На мышку и кошка зверь!», «Кошки дерутся - мышкам приволье!».
Кошка свертывается клубком к морозу, крепко спит брюхом кверху - к теплу, скребет лапами стену - к ветру непогожему, умывается - к ведру (и к приходу гостей), лижет хвост - к дождю, на человека тянется - обновку (корысть) сулит. Существует старинное поверье, что кошка так живуча, что только девятая смерть и может ее уморить до смерти.
Загадки загадывает посельшина-деревеншина про этого живучего зверя такие, например: «Две ковырки, две подковырки, один вертун, два войка, третья маковка!»



А. Маскаев

Заводит русский мужик кошек для борьбы со страшным для него зверем, маленьким, но свирепым, когда об иную пору мышиный народ у него чуть не весь хлеб на гумнах да по амбарам поедает! И даже особыми заговорами, из уст ведунов-знахарей, заговаривает свои скудные запасы - «от мышеяди».

А. Маскаев

Кошка у всех народов была спутницею колдунов. Народное суеверие приписывает ее видящим в темноте глазам необычайную силу, почерпнутую из мира таинственного. Трехшерстная кошка, по мнению наших пахарей, приносит счастье тому дому, где живет; семишерстный кот является еще более верным залогом семейного благополучия.

По словам русских сказок, кошка - чуть ли не самое смышленое животное. Она сама сказывает сказки и не хуже дотошного знахаря умеет отводить глаза. Кот-Баюн был наделен голосом, слышным за семь верст, и видел за семь верст; как замурлыкает, бывало, так напустит, на кого захочет, заколдованный сон, которого и не отличишь, не знаючи, от смерти. В некоторых сказках земляная кошка охраняет клады.
Черная кошка является, по народному слову, олицетворением нежданного раздора: «Им черная кошка дорогу перебежала!» - говорят о врагах, недавно еще бывших чуть не закадычными друзьями. В стародавние годы знающие всю подноготную люди говаривали, что на черную кошку можно выменять у нечистой силы шапку-невидимку и неразменный червонец.
Нужна-де ей, окаянной, черная кошка, чтобы прятаться в нее на свят-Ильин день, когда грозный для всякой нежити-нечисти пророк сыплет с небес своими огромными стрелами.
Кошка нужна для того, чтобы добыть кость-невидимку - древнейшее колдовское средство.

А.Маскаев

По мнению ведьм и колдунов, следует отыскать черную кошку, на которой ни единого волоса не было бы другого цвета, и, убив ее и ободрав, сварить в котле. Затем выбрать все кости и, положив перед собой, сесть перед зеркалом. Каждую кость надобно класть себе на голову и при этом смотреться в зеркало. Когда при какой-то кости себя в зеркале не увидишь - она и есть кость-невидимка. С нею можно куда угодно ходить, делать что угодно - и никому об том ведомо не будет.

А.Маскаев

Еще и в наши дни говорят на Руси, что кто убьет чьего-нибудь любимого кота, тому семь лет ни в чем удачи не будет. Кто любит-бережет кошек, того этот хитрый зверь охраняет от всякой «напрасной беды».
Много и других поверий связано с ним в богатом суеверной памятью русском народе.

А. Маскаев

Кот Баюн — персонаж русских волшебных сказок, огромный кот-людоед, обладающий волшебным голосом. Он заговаривает и усыпляет своими сказками подошедших путников и тех из них, у кого недостаточно сил противостоять его волшбе и кто не подготовился к бою с ним, кот-колдун безжалостно убивает. Но тот, кто сможет добыть кота, найдет спасение от всех болезней и недугов — сказки Баюна целебны. Само по себе слово баюн означает «говорун, рассказчик, краснобай», от глагола баять — «рассказывать, говорить» (ср. также глаголы баюкать, убаюкивать в значении «усыплять»).
В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком, обычно железном столбе.
Обитает кот за тридевять земель в тридесятом царстве или в безжизненном мёртвом лесу, где нет ни птиц, ни зверей. В одной из сказок о Василисе Прекрасной Кот Баюн проживал у Бабы-Яги.

Iney aka AnHellica

Существует большое количество сказок, где главному действующему персонажу дают задание изловить кота; как правило, такие задания давали с целью сгубить доброго молодца. Встреча с этим сказочным чудовищем грозила неминуемой смертью. Чтобы захватить волшебного кота, Иван-царевич надевает железный колпак и железные рукавицы. Поборов и поймав животное, Иван-царевич доставляет его во дворец к своему отцу. Там побеждённый кот начинает служить царю — сказки сказывать и исцелять царя убаюкивающими словами.

… пришел Андрей-стрелок в тридесятое царство. За три версты стал его одолевать сон. Надевает Андрей на голову три колпака железных, руку за руку закидывает, ногу за ногу волочит — идёт, а где и катком катится. Кое-как выдержал дремоту и очутился у высокого столба.

Кот Баюн увидел Андрея, заворчал, зауркал да со столба прыг ему на голову — один колпак разбил и другой разбил, взялся было за третий. Тут Андрей-стрелок ухватил кота клещами, сволок наземь и давай оглаживать прутьями. Наперво сёк железным прутом; изломал железный, принялся угощать медным — и этот изломал и принялся бить оловянным.

Кот Баюн

Оловянный прут гнется, не ломится, вокруг хребта обвивается. Андрей бьёт, а кот Баюн начал сказки рассказывать: про попов, про дьяков, про поповых дочерей. Андрей его не слушает, знай охаживает прутом. Невмоготу стало коту, видит, что заговорить нельзя, он и взмолился: — Покинь меня, добрый человек! Что надо, всё тебе сделаю. — А пойдёшь со мной? — Куда хочешь пойду. Андрей пошел в обратный путь и кота за собой повёл.

— «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что», русская сказка

Русский фольклор неизмеримо богат песнями, преданиями, танцами, сказками. Последние представляют собой бесценный пласт народной мудрости. Её носителями выступают самые разные сказочные персонажи. Довольно колоритным среди них является кот Баюн. Он присутствует в большом количестве русских народных сказок. Рассказчики всегда изображали его в виде кота-людоеда, имевшего огромные размеры.

Этот жестокий страшный кот любил сидеть на столбе, чаще всего железном. Греясь на солнышке, он терпеливо поджидал путников. Завидев пилигрима, начинал довольно мурлыкать, предвкушая удовольствие. Ничего не подозревающий путешественник приближался к коту, а тот, распушив хвост, начинал тихим красивым голосом рассказывать сказки и предания.

Голос его обладал волшебной силой. Он убаюкивал человека, погружал в дрёму, делал податливым и беззащитным. В конце концов, путник крепко засыпал, а страшный кот спрыгивал со своего столба, выпускал огромные крепкие когти, разрывал ими несчастного на части и поедал тёплую плоть, плотоядно урча. Вот такие ужасы он вытворял, и не было на него управы.

Само слово «баюн» всегда ассоциировалось с говоруном и краснобаем. Произошло оно от русского глагола «баять» – баюкать, усыплять. Поэтому страшному коту и дали такую кличку. Ведь Баюн как раз и занимался тем, что баюкал, усыплял человека, а затем совершал над ним насильственные действия и лишал жизни.

Обитал кот-людоед за тридевять земель в тридесятом царстве. Вокруг простирался глухой лес, где не было ни зверей, ни птиц. Лесную чащу прорезала узкая дорога, ведущая к столбу, с сидящим на нём чудищем. Считалось, что если кто-то победит кота, то получит спасение от всех болезней. Поэтому многие добрые молодцы отправлялись в далёкие земли, мечтая одержать победу над чудовищем, но погибали, одурманенные волшебным голосом Баюна.

Однако у всех русских народных сказок был счастливый конец. А раз так, то всегда находился молодец, который не поддавался чарам жуткого людоеда. Одним из таких героев являлся Иван-царевич. Он отправился в далёкие земли, чтобы сразиться с чудищем. Увидев его, кот Баюн начал рассказывать сказки своим волшебным голосом. Но царевич надел на голову железный колпак, натянул на руки железные рукавицы и бесстрашно бросился на людоеда.

В этой схватке добрый молодец победил. Измотал он кота, лишил сил, и тот жалобно запросил пощады. Пообещал, что выполнит любое желание Ивана-царевича. Тот забрал кота с собой, привёл к отцу во дворец, и когда-то грозное чудище стало безропотно и покорно служить царю. Сказки ему рассказывало, от разных болезней исцеляло.

Вот такой он был – этот сказочный персонаж кот Баюн. Жуткий, страшный, жестокий по отношению к слабым и беззащитным. Но, как говорится, молодец среди овец, а против молодца и сам овца. Тот, кто побеждал кота-людоеда, становился его полновластным хозяином и господином. Превращалось чудище в послушное и услужливое животное, тратящее свой целебный дар на благие цели.

Станислав Кузьмин

Кот Баюн - персонаж русских волшебных сказок, огромный кот-людоед, обладающий волшебным голосом. Он заговаривает и усыпляет своими сказками подошедших путников и тех из них, у кого недостаточно сил противостоять его волшебству и кто не подготовился к бою с ним, кот-колдун безжалостно убивает.

Но тот, кто сможет добыть кота, найдет спасение от всех болезней и недугов - сказки Баюна целебны.

Само по себе слово баюн означает «говорун, рассказчик, краснобай», от глагола баять - «рассказывать, говорить» (ср. также глаголы баюкать, убаюкивать в значении «усыплять»). В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком, обычно железном столбе. Обитает кот за тридевять земель в тридесятом царстве или в безжизненном мёртвом лесу, где нет ни птиц, ни зверей. В одной из сказок о Василисе Прекрасной Кот Баюн проживал у Бабы-Яги.

Из всех персонажей русских народных сказок и народного же фольклёра Кот-Баюн реже всех поминается в сказках. Почему? Давайте разберемся.


Главный источник современных славянских нечистиков - это по-прежнему русские народные сказки в оформлении Афанасьева, Толстого и т.д. В них и оформился образ Кота-Баюна, и на что же он похож?

Кот Баюн.
Иллюстрация К.Кузнецова к сказке "Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что"

... пришел Андрей-стрелок в тридесятое царство. За три версты стал его одолевать сон. Надевает Андрей на голову три колпака железных , руку за руку закидывает, ногу за ногу волочит -- идёт, а где и катком катится. Кое-как выдержал дремоту и очутился у высокого столба.

Кот Баюн увидел Андрея, заворчал, зауркал да со столба прыг ему на голову -- один колпак разбил и другой разбил, взялся было за третий. Тут Андрей-стрелок ухватил кота клещами, сволок наземь и давай оглаживать прутьями. Наперво сёк железным прутом; изломал железный, принялся угощать медным -- и этот изломал и принялся бить оловянным.

Оловянный прут гнется, не ломится, вокруг хребта обвивается. Андрей бьёт, а кот Баюн начал сказки рассказывать: про попов, про дьяков, про поповых дочерей. Андрей его не слушает, знай охаживает прутом. Невмоготу стало коту, видит, что заговорить нельзя, он и взмолился:
-- Покинь меня, добрый человек! Что надо, всё тебе сделаю.
-- А пойдёшь со мной?
-- Куда хочешь пойду.
Андрей пошел в обратный путь и кота за собой повёл.
("Пойди туда, не знаю куда", русская народная сказка)


Новокрещенных О. И. «Кот Баюн»

В сказке вроде бы описаны все основные детали этого персонажа: сидит на столбе, способен разбить железный колпак, иначе как клещами (тоже железными) его не возьмёшь, и, что самое главное, он разумен , хотя бы на уровне рOботов Азимова, иначе бы с ним нельзя было проводить конструктивный диалог.


Тихонов Игорь Всеволодович «Кот-Баюн»

Стоп. Мы же забыли ещё кое-что - размеры Кота. С какого-то момента принято считать, что Кот-Баюн не только людоед, но и огромадных размеров, с лошадь, наверное.

Гм. Кот... Людоед... Огромного размера... Что же это за животное получается?!
Да известно какое: тигр, лев, другие крупные кошачьи хищники. Все кошачьи, от мала до велика, и домашние, и дикие, похожи: все они хищники, нападающие на свою добычу из засады, добывающие её не только зубами, но и когтями...


Кот Баюн похож на Джека Николсона

Вернёмся к размерам. Огромен ли Кот-Баюн? Более старые рисунки - К. Кузнецова - например - не дают нам возможности судить об этом, но более новые рисунки - О.И. Новокрешённых или И.В. Тихонова - считают, что да, огромен.


Чижиков, который иллюстрировал повесть-сказку Успенского "Вниз по волшебной реке" просто изобразил Баюна огромным чёрным котом (и впрямь, ведь не белым персом и не черно-белым сиамом его ведь изображать?), больше не только лошади, но и лошади со всадником.

Виктор Чижиков. Иллюстрация к книге Э. Успенского "Вниз по волшебной реке."

Одним словом, Кот-Баюн не то "просто" домашний кот "размером со слона", не то просто сверх-большая и волшебная чёрная пантера или тигр-меланист. Но всё не так просто.

В выше приведённой сказке, например, о размерах Баюна не говорится, но то, что он вскочил главному герою на голову, всё-таки указывает, что он меньше тигра, и даже леопарда, пумы и рыси.


Виктор Чижиков. Иллюстрация к книге Э. Успенского "Вниз по волшебной реке."

Крупный родич домашней кошки, напав на свою жертву со спины (рысь на зайца, тигр на оленя, лев на зебру), валит её на землю без особых проблем. То, что Кот-Баюн в битве со своим супостатом (Андреем, Федотом, Иваном) этого не сделал, говорит о том, что он всё-таки небольшого размера, скажем - не больше домашней кошки, раз главный герой (скажем, Андрей-стрелок) смог принести его на родину в клетке. (Правильно, ведь кошка на поводке - это нонсенс и смертельная обида животному к тому же.)

При этом, однако, он обладает достаточной силой, чтобы разбить два железных колпака, а также стальными-железными когтями, которыми он хотел распотрошить царя, когда они были друг другу представлены.
Да, но при всём этом он ещё и обладал не только разумом и речью, но и рассудком, порядочностью, что ли: приказал ему Андрей-стрелок успокоиться и царя не трогать, Кот царя и не тронул.
Кот-Баюн - это кот в квадрате, и победа Андрея над ним - это мечты людей об окончательной победе над кошками - кот, который сохраняет свои урождённые кошачьи качества и слушает человека как собака. (Не дождётесь!)

Кот-Баюн, как не крути, как не верти, он - людоед. (Как и любой другой крупный дикий кот, не важно, сказочный или реальный.)
И вот мы вернулись к изначальному вопросу? Почему Кот-Баюн так не популярен? Е. Прокофьева, которая написала некий справочник о нечистой силе, смогла упомянуть его в только двух инстанциях: в "Руслане и Людмиле" Пушкина и "Вниз по волшебной реке" Успенского.

Что до "Кота учёного" Пушкина, то он не очень похож на Баюна: людей не губит, сон не насылает, хотя подобно Баюну он рассказывает сказки, а также поёт песни-песенки. Вот только в отличие от Баюна - "Под ним сидел, и кот учёный свои мне сказки говорил. Одну я помню: сказку эту, поведаю теперь я свету..." Т.е. данный кот не только Пушкина не тронул, но и рассказывал ему свои сказки без таких аргументов, как те прутья, которыми Баюна охаживал Андрей.

Кот Баюн в славянской мифологии является котом-проводником..По преданию, кот Баюн сидит на железном столбе возле золотой мельницы за тридевять земель. Этот столб (у Пушкина это вековой могучий дуб) является пограничной осью между миром живых и миром мертвых .
Спускаясь, кот поет, поднимаясь - рассказывает сказки. У баюна настолько сильный и громкий голос, что слышно его очень далеко.

А сейчас рассмотрим чудо-кота с современной точки зрения. Точнее, его голос .

Голос по сути это звук . Звук, как и цвет, имеет спектр различных частот. А мы слышим только малую их часть. Существуют такие понятия как ультразвук и инфразвук. Они находятся за пределами восприятия человеческого уха, но его слышат некоторые животные. Здесь-то мы и будем копать…

Может, некоторым известно такое понятие, как «голос моря». Именно этим феноменом объясняют внезапное исчезновение или смерть экипажей кораблей. Голос моря губителен для человека, как и песни Баюна. Тем же самым объясняют и гибель животных в аномальных зонах, называемых «чертовыми полянами».

Дело в том, что некоторые частоты могут оказывать вредное воздействие и не на органы слуха, а на весь организм в целом. Самое страшное то, что человек не слышит эти частоты и не может вовремя удалиться от источника на безопасное расстояние. Сначала болит голова, потом самочувствие ухудшается, человек теряет сознание… и за тем наступает смерть... Но животные могут слышать на этих частотах, и исчезают из опасного места. Все сходится!

А с фантастической точки зрения образ Кота – Баюна, можно даже рассматривать, как древнее - оружие массового поражения с использованием звуковых волн!

И всё-таки Баюна позабыли. Почему? Слишком зыбкий образ он оставил в сказках; у Пушкина он только в прологе, а Успенский сейчас тоже подзабыт, и "помочь" Баюну не может.
А жаль!
В книгах жанра славянского фэнтэзи он бы занял не последнее место, не хуже, чем какого-нибудь Змея Горыныча... Но видно - не судьба.

Но вот домашние кошки процветают и поныне, и быть поласковей с ними не мешает - а вдруг они свою обиду раскажут такому вот Баюну? Худо тогда будет! Т.ч. обращайтесь с ними по-человечески - и вам воздастся сторицей.
Конец

Сказка – ложь, да в ней намёк, говорит народная мудрость. А на кого намекают персонажи русских сказок? Есть ли у них реальные прототипы?
В сказках всех народов мира довольно часто можно встретить истории, связанные с кошками. Будь то маленькие домашние зверьки или их дикие собратья. Они играли все роли – от спутников ведьм и колдунов, до разумных и добрых существ.

Наш славянский фольклор тоже содержит немало подобных сказаний. Обычно кошка представляется хранительницей домашнего очага и уюта, помощницей домового и оберегом семьи. Кота считали мудрым существом, способным общаться с потусторонними силами. Сам бог Велес покровительствовал этим животным. Мохнатый кот являлся его священным тотемом и спутником.

Однако существовала и другая, тёмная, сторона роли кошек в культуре. Знаменитый сказочный персонаж Кот Баюн прославился не только, как обладатель волшебного и исцеляющего голоса. В некоторых сказках он появляется перед нами огромным и сильным, коварным и злым существом, готовым расправиться со всяким, кто не справится с его колдовством. Герои многих былин отправляются на поиски страшного кота. Но только самым отважным и хитрым удаётся изловить кота-колдуна.

Можно ли сказать, что мифический Кот Баюн существовал на самом деле? Был ли у него реальный прототип и о каком «исцеляющем» животном повествуют наши предки? А, может, он – собирательный образ нескольких животных?

В поисках реального прототипа

Поиск прототипа сказочного персонажа похож на игру в загадки. Все описания героя – это вопросы, на которые нужно найти ответы. Чтобы вычислить животное или животных, претендующих на роль кота-людоеда, рассмотрим созданный в сказках образ Баюна.

Этот персонаж обитал в мёртвом лесу, где кроме него нет никакой другой живности. Иногда его помещали в Тридевятое царство, находившееся за тридесять земель, и называли хозяином этой территории.

Увидеть его можно было сидящим на высоком, иногда, железном столбе.

Баюн обладал огромными размерами и волшебным голосом, который можно было далеко слышать. Побороть его мог только молодец не из слабого десятка. Это говорит о недюжинной силе зверя.

Сказки Кота Баюна считались целебными, обладающими способностью избавить человека от любых болезней.

Но самым поразительным свойством Баюна, пожалуй, было людоедство.

«Тридевятым царством за тридесять земель» в русских сказках называли края, попасть в которые можно было, миновав три десятка земель. То есть это очень далёкие, почти недосягаемые территории. Что это за места? Страны, окружавшие русские владения с севера, юга и запада, были знакомы русичам. С ними они давно имели торговые, политические и культурные отношения. Неизведанными были только земли, лежащие за владениями печенегов. Тогда, может, это были Сибирь и Дальний Восток?

Вполне возможно. Русские впервые стали проникать в Сибирь ещё в первой половине XI века. Так свидетельствуют летописи, а на самом деле наши предки могли оказаться там и раньше. Новгородцы совершали в Сибирские земли плавания на ладьях из Белого моря в Карское, а далее – вниз по рекам Обь, Енисей и другим. Они плавали за ценными мехами, которые покупали у местных жителей – кетов, якутов, тувинцев, эвенков, бурятов и других.

От этих же народов русские купцы могли слышать о сибирском или дальневосточном звере, который в народных сказках трансформировался в Кота-Баюна. Сказание о том, что он сидит на высоком столбе сразу наводит на мысль о рыси. В таёжных рассказах писателей-охотников эта хищница нападает на жертву с дерева. Там же она подолгу сидит в засаде. Но никогда не было известно случая нападения рыси на человека – она слишком мала, чтобы справиться с ним. Людоедом быть она не может. Значит, огромные размеры, сильный голос и недюжинную силу Баюн заимствовал у другого хищника.

Животное, которое вероятнее всего положило начало таким сказкам и преданиям – это амурский или уссурийский тигр. В его пользу говорят следующие факты. Во-первых, в те далёкие времена ареал обитания тигров был куда обширнее нынешнего. Этого грозного хищника можно было встретить на востоке Центральной Азии до Аляски, на юге Сибирского края и даже на побережьях Каспийского моря.

Во-вторых, тигр является самым крупным из кошачьих. В холке он достигает метровой высоты, а масса его тела доходит до 350 кг. Тигр настолько силён, что не терпит никаких конкурентов в местах своего обитания. Его владения покидают все другие хищные звери – волки и даже медведи. Путешественник и географ В. К. Арсеньев не раз писал об этом в своих книгах, посвящённых диким краям Дальнего Востока. Вот тебе и настоящий владыка далёких земель «Тридевятого царства»! А выследить и победить самого грозного и крупного таёжного хищника, действительно, было большим подвигом, достойным сказания!


В-третьих, амурский тигр обладает сильным и громким рыком, который слышен на километры вокруг. Так этот хищник предупреждает конкурентов о своём присутствии. Также он, как представитель семейства кошачьих, от удовольствия умеет мурлыкать. У славян издревле кошачье мурлыканье считалось целебным. Возможно, это свойство по аналогии приписали и амурскому тигру.

В-четвёртых, что касается людоедства. Этим качеством чаще славится бенгальский тигр. И то, на людей нападают лишь старые и больные хищники, не способные выследить и убить крупную и сильную добычу.

Тоже самое относится и к амурскому тигру. Обладая огромными силой и размером, он, даже больной и ослабший, легко победит человека, вооружённого копьем или ножом. Ведь полосатый хищник охотится на самых крупных копытных: кабанов, оленей и даже на гигантов-лосей. А в тяжёлое зимнее время он может вынуть из берлоги и медведя. А когда с пищей становится совсем туго, тигр не боится приближаться к людским селениям и нападать на домашних животных.

Но как рысь и грозный тигр могли превратиться в русских сказаниях в домашнего кота?

Представьте, вернулся из далёкой Сибири новгородский купец с пушниной и начал рассказывать про чудеса, увиденные и услышанные там. Рассказывая истории о тигре-людоеде, он мог сравнить его с европейской рысью. А тем, кто не видал рыси, мог пояснить, что тигр как домашний рыжий Кузька, только размером с лошадь. Так и объединил Кот-Баюн в себе три разных зверя.