Цветопсихология. Становление цветовосприятия в процессе филогенеза Цвет в оформлении школ

Медикам и биологам известен закон, который гласитонтогенез (индивидуальное развитие организма) повторяет филогенез (развитие всего вида). Иначе говоря, развитие любого индивидуума в миниатюре повторяет развитие всего вида, к которому он относится Однако этот закон имеет и обратное соотношениев развитии отдельного индивидуума можно увидеть, как развивался весь вид. Применим этот закон к цветовосприятию Первые ощущения ребенка, связанные с цветом, формировались на ахроматической оси Черный - Белый.

Можно предположить, что это справедливо и для процесса развития человечества: под влиянием природной смены дня и ночи у человека на бессознательном уровне свет ассоциировался с белым цветом, а ночь - с черным (СНОСКА: Важность смены дня и ночи для мироздания отражена даже в Библии - недаром Господь в первый же день Творения не только отделил свет от тьмы, но и назвал их ) Темнота, несущая опасность, неизвестность и угрозу нападения, пугала - и черный цвет стал вызывать тревогу, а белый цвет ассоциировался со светом и создавал ощущение спокойствия и уверенности.

Психологическое действие хроматических цветов сформировалось позднее и сначала оно тоже было связано с суточными ритмами: желтый цвет постепенно ассоциировался со светом дня, а синий - с тьмой ночи. Поэтому и в онтогенезе человек первыми из хроматических цветов начинает различать именно эти. А поскольку смена этих цветов имеет природную причину и не зависит от человека, то их стали называть гетерономными.

Затем человек стал определять следующие два природных цвета - красный и зеленый. Первый ассоциировался с охотой, огнем и кровью, а значит, активностью и агрессией. Второй - с зеленью природы, покоем, а значит, чувством уверенности, уравновешенности и безопасности. Человек относительно свободно мог сам формировать цветовой пейзаж вокруг себя (то есть выбирать - идти ли в лес или разжечь костер, отдыхать или охотиться), поэтому красный и зеленый - цвета были названы автономными. Эти две цветовые пары - Желтый-Синий и Красный-Зеленый и составляют с тех пор основу всего цветового восприятия человека.

Дополнительные цвета стали выделяться позже. Они сочетали в себе свойства тех основных, между которыми располагались. Фиолетовый, например, сочетает в себе ощущение силы Красного и спокойствие Синего и этим создает впечатление скрытого возбуждения, загадочности и тайны. Оранжевый сочетает в себе энергию и активность Красного с легкостью и жизнерадостностью Желтого, а Голубой - спокойствие Синего с глубиной, силой и уравновешенностью Зеленого.

Цветовые впечатления веками внедрялись в сознание и бессознательное людей и определяли цветовосприятие целых социальных групп. Обычно краски, доминирующие в окружающей обстановке, расцениваются как привычные, и люди устают от такого цветового однообразия, их начинает притягивать противоположный цвет. Например, жители сельской местности равнодушны к зеленому цвету, в то время как горожане тянутся к нему, стараясь как-то ввести его в свой быт (окраска стен, цветы, напольные покрытия и др.). По мнению знаменитого отечественного живописца К. С. Петрова-Водкина, красные рубахи русских крестьян - проявление потребности в защитном дополнительном цвете, который уравновешивал бы окружающую их природную зелень. А бирюзовые купола мечетей и стен мавзолеев городов Средней Азии отражают тягу их жителей к прозрачной воде озер и морей, которой им так не хватает.

Бреслав Г.Э. Цветопсихология и цветолечение для всех

1. Агостон Ж Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне М, 1982

2. Ашкенази Г. И. Цвет в природе и технике М., 1985


Е сли вы полноценно различаете цвета, смело можете воспользоваться услугами цветопсихолога. Как известно, разной степенью дальтонизма (к примеру, неразличением красного, синего или/и жёлтого (реже - полным отсутствием цветного зрения) страдают приблизительно до 8% мужчин и менее 0,5% женщин на планете. Всем остальным значительно повезло наслаждаться цветовой гаммой. В Японии, например, названиям цветов и полутонов уделяют большое внимание. Один из них назвали именем Рикю - человека, создавшего новый вид чайной церемонии.

Ч еловек испокон веков стремится подчинить себе дары природы - Землю, Воду, Огонь и Воздух. Цвет стал соотноситься с сезонами (согласно тибетцам, важную роль играет цвет Луны: зимой - белый, весной - красный, летом - золотистый, осенью - тёмно-зелёный), природными явлениями, временами суток и даже частями тела.

М олодая наука цветопсихология обязана своим появлением доктору Марку Люшеру, который в конце сороковых годов прошлого столетия разработал психологический цветовой тест на основе субъективного восприятия цвета. Тест представляет собой ранжирование цветов испытуемыми на основе личных симпатий и антипатий, без учёта моды и общепринятых вкусов. По окончании теста человеку сообщают, как можно избежать психологического стресса и симптомов, к которым он приводит.

Е щё французский поэт Артюр Рембо окрашивал гласные в цвета, композитор Римский-Корсаков видел цветовые музыкальные тональности, а композитор Александр Скрябин - цвет музыкальных нот. Если спросить вас, с каким цветом ассоциируются буквы или цифры, наверняка и у вас сразу или постепенно возникнут образы.

П редпочтительные для душевного спокойствия дома или для работоспособности в офисных помещениях цвета советуют и мастера фэн-шуй, и декораторы помещений. К примеру, с осторожностью нужно использовать красный цвет, так как его перенасыщение может вызвать агрессию или чувство опасности. Также и с белым цветом, который при всей своей особенности зрительно расширять пространство оказывает давление на психику и приводит к депрессиям.

П сихологи определяют настроение и склонности человека и по одежде, и по автомобилю, астрологи же называют цветовые предпочтения даже Знакам Зодиака.

В общем, куда ни глянь - везде тесты и выводы. Человеческий глаз ограничен в восприятии цвета. Люди не видят тех оттенков коричневого, которые видит лошадь, и оттенков белого, которые различает белый медведь - у нас нет в этом необходимости. Природа наделила разных существ то ли особым зрением, то ли особым восприятием действительности.

  • Красный ассоциируется с любовью, красотой (красна девица - значит красивая), страстью, царственностью, агрессией и др. Красный цвет предпочитают люди жизнерадостные, эмоциональные, решительные, мужественные. Это цвет планеты Марс, следовательно, воинственность, искренность намерений и жажда приключений присущи характеру любителя красного. Если вам нужна решительность, окружите себя красными вещами и все проблемы вам покажутся легко разрешимыми.
  • Синий цвет связывают с таинственностью, покоем, стабильностью, глубиной. Синий родственен чёрному цвету - глубокий оттенок индиго способен ввести в депрессию, а голубой, наоборот, цвет беспечности, надежды. Любители синего испытывают потребность в уединении, покое, самопожертвовании. Если вы подвержены частым сменам настроения или болезням, этот цвет уравновесит нервную систему и подарит силу. Планета этого цвета Венера. Раньше в голубой и синий одевали не мальчиков, а девочек. Это на заметку молодым родителям.
  • Жёлтый цвет является дополнением к синему. Может быть, поэтому он заработал себе противоположные значения: жизни и смерти по китайским представлениям, радости, веселья и разлуки, обмана, болезней. Тем, кто любит жёлтый, присуща доля авантюризма. Это открытые и жизнелюбивые люди. Жёлтый способен повысить самооценку, а также бороться с лишним весом.
  • Зелёный состоит из синего и жёлтого цветов, поэтому сочетает в себе качества, присущие обоим. Это символ нового, свежести, юности, успеха, дозволенности. Но его называют и неподвижным. Только зелёный цвет имеет название вечнозелёный - как символ стабильности (может, не зря деньги печатают в таком цвете?). Цвет способствует работоспособности (появляющейся не быстро), поэтому в спальне нежелателен. В зелёном уголке быстро восстанавливается нервная система. Выбрав понравившийся оттенок (салатовый, бирюзовый, оливковый или другой), знайте, что чем цвет темнее, тем сильнее он оказывает угнетающее воздействие на психику.
  • Белый , с одной стороны, цвет чистоты (снега, больниц), невинности (невест), добродетели (святых). Но и холодности (словно айсберг), так как он поглощает все цвета. Кстати, белый в доме лучше использовать в сочетаниях с другими цветами, так как в чистом, неразбавленном виде он способен не только выравнивать настроение, но и вызывать чувство страха. Наверное, поэтому алхимики грустили под белый цвет, а большинство современников испытывает негативное чувство к больницам и врачам. В Китае и Африке, а также у древних славян, это цвет траура. Теперь же славянские народы считают белый цветом праздника и радости.
  • Чёрный в Японии - цвет радости, а в западной культуре это цвет траура, скорби, печали. Чёрный олицетворяет таинственность, ночную темноту, грех и раскаяние. Этот цвет поглощает другие и наделён определённой мистической силой (чёрные дыры, чёрная магия и др.). Обладатели чёрных глаз считаются завистливыми. Но в большей степени это предрассудки. Без чёрного не было бы высокой моды, контраста и зрительной стройности фигуры, а это уже вселяет радость в сердца многих женщин!

Т ак называемые, промежуточные цвета состоят из двух основных. Так что вбирают в себя черты двух: оранжевый - между красным и жёлтым, розовый - между красным и белым...

Психологи утверждают, что сейчас набирает популярность такая тема как цветопсихология. Оказывается любимый цвет может многое рассказать о человеке и его стремлениях. Не верите? Так давайте скорее проверять.
Желтый
Этот цвет выбирают люди, у которых прекрасно развито воображение и отличных кругозор. В большинстве случаев они являются педантами, любят, чтобы все вещи находились на своих местах, а все события - происходили в четкой последовательности. Из толпы их выдаст своеобразное чувство юмора и глаза, наполненные оптимизмом.
Красный
Красный цвет обожают страстные натуры. Жизнь без перемен и приключений кажется им пресной. Эти люди крайне вспыльчивы, но, уже по истечении нескольких минут, от их гнева не остается и следа. Часто такие люди становятся «душой» компании. Они производят впечатление целеустремленных и сильных личностей.
Серый
Человек, выбравший этот цвет, является надежным во всем. На него можно положиться в любой ситуации, даже самой щекотливой и сложной. Такой человек часто является опорой не только для своего избранника, но и для всех своих родственников. Он - не любитель полемики и шумных компаний, он прекрасно себя чувствует в одиночестве.
Коричневый
Предпочтение данному цвету отдают немногие. Но, если Ваш любимый цвет именно коричневый, Вы являетесь трудолюбивым, искренним, терпеливым и глубоко порядочным человеком. Но при этом Вы - натура со сложным характером, способная тонко воспринимать действительность. Вы несколько впечатлительны и ранимы, поэтому остро реагируете на критику в Ваш адрес.
Фиолетовый
Фиолетовый цвет и все его оттенки выбирают творческие люди. Кроме того, данный цвет указывает на то, что человек не склонен к подчинению установленным канонам. Любители фиолетового цвета - хорошие товарищи, они выручат друга из любой беды, на них всегда можно рассчитывать.
Оранжевый
Данный цвет нравится жизнерадостным и активным людям, которые не только умеют разглядеть возможности, но и с блеском их реализовать. Однако эти люди иногда склонны к преувеличению пустяков и драматизации ситуаций, происходящих в их жизни. Они всегда находятся в самой пучине событий и в центре внимания окружающих.
Зеленый
Цвет спокойствия и созидания. Ему отдают предпочтение люди со сложным несговорчивым характером и твердыми жизненными позициями. Эти люди чаще всего интеллектуалы, которые любят рассуждать на философские темы. У них присутствует дух лидерства, поэтому они способны вести людей за собой.

Синий
Люди, предпочитающие синий цвет, больше всего хотят достичь в жизни гармонии. Причем это касается всех сфер - любви, бизнеса, здоровья, карьеры, финансов, личных взаимоотношений. Также эти натуры верны и требовательны не только к себе, но и к своим близким людям. Они не приемлют неискренности, лести и лицемерия. Еще одним отличительным качеством любителей синего цвета является консерватизм, им нелегко избавиться от сложившихся стереотипов. Но зато они дисциплинированны, умеют контролировать свои действия, мысли и слова.
Черный
Многие психологи уверены, что черный цвет чаще всего выбирают загадочные люди. И понять, что у них творится в душе, порой, не могут даже их самые близкие люди. Зачастую они держат дистанцию со всем своим окружением. Также выбор черного цвета говорит о великолепном вкусе и элегантности.
Белый
Символизирует чистоту, надежду и совершенство. Этот цвет предпочитают искренние люди, которые придерживаются порядка во всем, начиная от собственных мыслей, заканчивая своим внешним видом. Они смотрят на мир через призму справедливости и не могут оставаться в стороне, если кого-то незаслуженно обидели. Это люди - «воины», которые всегда будут защищать права и интересы униженных и оскорбленных.

Иногда люди не могут отдать предпочтение единственному цвету, им нравится несколько цветов одновременно. Такое явления вполне естественно, его можно легко объяснить. Дело в том, что эти натуры постоянно меняются в зависимости от конкретной ситуации, что делает их еще загадочней и притягательней для окружающих. Вот такая психология цвета в действии!


Человек - цвет - пространство: Прикладная цветопсихология / Генрих Фрилинг, Ксавер Ауэр; Сокращенный перевод с немецкого О. В. Гавалова. - Москва: Стройиздат, 1973. - 117 с., ил.

В книге систематизирована практика цветового оформления цехов, школ, больниц, ресторанов, столовых, гостиниц, жилых и других помещений на основе цветопсихологии. Показано воздействие цвета на организм человека в разных условиях. Изложены теоретические и практические достижения, на основании которых цветооформитель может решать поставленные перед ним задачи. Текст дополнен цветными иллюстрациями.

Книга предназначена для архитекторов, художников-оформителей, работников техники безопасности, руководителей производственных предприятий.

ОТ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА

Книга Г. Фрилинга, К. Ауэра «Человек - цвет - пространство» представляет определенный интерес для широкого круга советских читателей. Объясняется это следующим. Цвет - древнейшая реальность человеческого бытия. Многообразие этой реальности издавна осваивалось и усваивалось теорией и практикой человеческого опыта, превращая тайны мира цвета в знание о нем.

Книга Г. Фрилинга и К. Ауэра - содержательный опыт такого освоения цветового многообразия, на сей раз отраженного в зеркале цветопсихологии.

Масштаб рассмотрения этого опыта определяется самим названием книги. Поэтому особый отклик проблематика книги может найти у тех читателей, кто средствами своей профессии преобразует существующие или создает новые цветовые конструкции, материализуя в своей практике связи: человек - цвет, человек - пространство, пространство - цвет.

Архитекторы, дизайнеры, художники, решающие комплексные задачи, связанные с цветовым климатом города, производственного и общественного интерьеров, выставочного ансамбля и т. д., познакомятся с некоторыми аспектами цветодинамики, цветопсихологии.

Отвечает ли книга на все вопросы, которые могут возникнуть при рассмотрении связей, обозначенных авторами уже в названии книги «Человек - цвет - пространство»? Нет, не отвечает.

Авторы и не берут на себя подобных обязательств, кадрируя тему подзаголовком: «Прикладная цветопсихология». И здесь следует обратить внимание читателей на основную концепцию авторов, которую можно сформулировать так: трансполяция цветовых закономерностей живой природы на природу искусственную, рукотворную.

Сама по себе концепция эта вызывает несомненный интерес, но прямое проецирование ее на проектную практику зачастую требует осторожного отношения к советам авторов по организации цветодинамической среды. И вот почему. Закрепляя за каждым цветом определенные статичные пространственные характеристики, однозначно оценивая образные возможности каждого отдельного рассматриваемого цвета (а мы редко контактируем с одним цветом, но всегда с цветовыми отношениями), авторы лишают проектирование как вид деятельности ее основного пафоса - пафоса создания новых цветовых ценностей, новых эмоциональных впечатлений, имеющих эстетические корни в само́й искусственной природе.

Это не критика авторской позиции, это сомнение в возможности решения проектных задач лишь на основе данных цветопсихологии (в чем авторы зачастую убеждены), ибо современное проектное мировоззрение ориентировано прежде всего на многообразие и многозначность среды, окружающей человека.

Согласившись с этим утверждением, мы должны согласиться с тем, что исходным моментом в формировании художественно освоенной среды является проектный замысел. Он, и только он, обеспечивает композиционную и цветовую целостность этой среды, ее визуальное содержание, в котором безусловно должны найти свое и весьма важное место данные цветопсихологии.

Не убедительна также абсолютизация символических, знаковых свойств цвета, поскольку рассматриваются они авторами вне конкретных культурно-исторических традиций, вне конкретной географии.

Несколько устаревшим представляется понимание авторами связей: материал - цвет как связей статичных, поскольку научно-техническая революция ежедневно ломает привычность устойчивых представлений о неразрывности этих связей.

Научно-техническая революция выдвигает сегодня перед проектным сознанием задачи, нередко несовместимые с устанавливаемыми авторами цветовыми закономерностями, с ориентацией авторов на цветовые ценности живой природы как на единственный источник творчества, как на единственный эталон цветообразования (где и природа выступает у авторов скорее как статичная цветовая модель).

Но для того чтобы профессиональными средствами решать эти выдвигаемые временем задачи, знание таких закономерностей необходимо, ибо нарушая закономерности, надо знать, что́ и во имя чего нарушаешь. Рассмотрению и определению этих закономерностей (а в этой части книги авторы предельно обстоятельны) в основном и посвящена их книга.

Очень привлекательно выглядит также понимание авторами роли цвета в производственной среде не только как фактора, повышающего производительность труда, но прежде всего как элемента культуры, как жизненной необходимости условий человеческого существования.

Природа всегда дарила человеку бесконечный веер цветовых переживаний. Освоить и усвоить их - насущная социокультурная задача, рассчитанная на коллективные усилия представителей разных профессий. В решении этой задачи определенное место займет и предлагаемая читателю книга Г. Фрилинга и К. Ауэра «Человек - цвет - пространство».

ПРЕДИСЛОВИЕ

В основе настоящей работы лежит экспериментальный материал Института цветопсихологии в Маркварштейне (руководитель д-р Фрилинг) и Цветового центра в Цюрихе К. Ауэра. Этот материал состоит из результатов собственных исследований психологических связей человека и цвета, а также из богатого практического опыта.

Можно надеяться, что эта книга будет полезна не только инженерам и руководителям производства, но и художникам и архитекторам.

За предоставленную возможность собрать имеющийся опыт мы в первую очередь благодарны тем промышленным предприятиям и специальным организациям, чей интерес к цветопсихологии получил отражение на практике. Мы благодарим всех, кто помог ускорить этот труд, и в первую очередь наших сотрудников Г. Бонзельса и К. Гёрсдорфа, а также Перри Мартина, Зёдертелье (Швеция).

Мы выпускаем эту работу с оговоркой, что необходимо дальнейшее исследование и обоснование выдвинутых положений.

Пусть наша книга привлечет внимание к той области, которая позволяет правильным применением цвета добиться удовлетворения требований общественной жизни, при условии, если избегать сверхмеханической рационализации.

От научного редактора. 5

Предисловие. 8

1. ЧЕЛОВЕК И ЦВЕТ.. 9

Систематизация цветов. 9

Интересные опыты... 10

Любимые цвета... 12

Восприятие цвета.. 13

Необычный банкет...14

Обзор естественных цветов... 15

Черные розы и желтый уголь.. 16

Цветовая динамика.. 17

2. СВЕТ И ЦВЕТ. 20

Воздействие цвета на организм. . . . 20

Светлое и темное... 21

Контрасты теплого и холодного.. 22

Живой круг цветов.. 23

Цветовые контрасты. 24

Цветовые рефлексы.. 25