Знакомство с буквой ъ знак подготовительная группа. Подготовка к школе ч.16

Конспект логопедического занятия на тему: « Буква Ъ.»

Цель: раскрыть особенность использование этой буквы.

Развивать фонематическое восприятие через различение твёрдых и мягких фонем. Формировать навыки звуко -буквенного и слогового анализа. Закреплять понятия "звук - буква",Сформировать у учащихся устойчивые навыки правильной записи слов с разделительным твердым знаком. Развивать познавательные процессы

Развивать фонематический слух, речь. Воспитывать любовь к произведениям устного народного творчества.

Наглядные пособия и раздаточный материал: тетради, карточки. Сюжетные картинки.

Ход урока.

1. Орг.момент.

На занятии наши глаза внимательно смотрят и всё ……….(видят)

Наши уши внимательно слушают и все …….(слышат)

Голова запоминает и ……(думает)

II. Актуализация опорных знаний.

1. Вступительная беседа.

Какие дети учатся в нашем классе?

(На доске буквы а, б, в, д, з, к, л, с, т, у, ч. Учитель показывает на букву, дети называют слова на эту букву.)

А – аккуратные.

Б – бодрые.

В – весёлые.

Д – добрые.

З – здоровые.

К – красивые.

Л – любознательные.

С – сильные.

Т – трудолюбивые.

У – умные.

Ч – честные.

III. Новый материал.

Отгадайте загадку.

Был мягкий знак высоковат…

Сказали буквы строго

: -Эй, наклонись немного!-

И так согнулся он, чудак,

Что превратился в….… твѐрдый знак.

Как вы думаете, какова же тема нашего сегодняшнего урока?

Сегодня будем знакомиться с буквой « разделительный твердый знак». Это буква является братом мягкого знака.

Закрепление оптического образа буквы

На что похожа буква Ъ?

Из ведра не просто так

Нам воды напиться:

Нужен ковшик – твѐрдый знак,

Чтобы не облиться

Опершись на длинный хвост,

В цирке кобра встала в рост: - Ш-Ш-Ш-Ш…

Я вам не угрожаю,

Я твѐрдый знак изображаю.

Сегодня мы познакомимся с буквой «ъ» . Узнаем, в каких случаях пишется эта буква в словах.

2. Знакомство с буквой.

Молчаливый твёрдый знак

Не произносится никак!

Но нужен многим он словам.

Его учить придётся вам:

Хотите – не хотите

Стоит он в алфавите!

Это буква «ъ» (показать на плакате).

А еще букву Ъ называют хитрой буквой. Послушайте рассказ про мальчика Мишу и хитрую букву Твердый знак. Почему она хитрая?

Пришел Миша из школы довольный. Зашел на кухню, посмотрел хитро на мать и говорит:"Сел и съел!"

"У кого ж ты пообедал? - всполошилась мать. - А я наготовила-напекла!"

"Ни у кого я не обедал, - грустно сказал Миша. - Я тебе о другом. Сел и съел... Не поняла?"

"А чего же тут не понять? - проговорил дедушка. - Все ясно: СЕЛ без твердого знака пишется, а СЪЕЛ - с твердым."

"Правильно, дедушка! - обрадовался Миша. - Мы сегодня букву проходили. Твердый знак. Хитрая буква - так её не произнесешь, а без неё - СЕЛ, а с ней - СЪЕЛ."

Почему же буква Ъ такая хитрая? (с ее помощью одно слово превращается в другое).

Прочитаем слова в схеме (на доске): подЪезд, разЪезд, обЪезд, вЪезд.

Что общего между этими словами? (-езд- корень).

3. Знакомство с правилом правописания разделительного твердого знака: разделительный твердый знак пишется после твердого согласного перед гласными я,е, ё, ю.

Развитие навыков звуко-буквенного анализа слов

сравнение схем слов

ели-съели

Сколько букв? Сколько звуков?– Почему так получилось: букв больше, чем звуков? (Ъ звука не обозначает)

4. Развитие фонематического восприятия

Дидактическая игра «Камень - вата».

Дети поднимают синий кружок, если услышат твердый согласный звук, и поднимают зеленый кружок, если услышат мягкий звук.

Словарный материал: листья, подъезд, коньки, тюльпан, съехали, пеньки, съел, объявление, вьюга, варенье, съёмка, льёт, кольца, съедобный, вьюн, съезжать.

5. Работа в тетрадях.

6. Физкультминутка.

Встаньте дружно, потянитесь

Пошагайте, покрутитесь

Руки право, руки влево, а потом присядьте смело!

Снова встаньте, потянитесь

И друг другу улыбнитесь!

7. Чтение сказки Г. Юдина «Как Мыша за сыром ездил». Запомни слова с ъ в сказке.

КАК МЫША ЗА СЫРОМ ЕЗДИЛ

Утром мышонок Мыша сел на трехколесный велосипед и поехал в магазин за сыром. Только отъехал от дома, смотрит - кот на дороге разлегся и спит.

Только въехал на горку, видит - кот проснулся. Потягивается.

«Посижу-ка я пока под кустиком, - думает Мыша, - съем кусочек сыра».

Сел и отъел кусочек. Потом еще отъел и еще. Так весь кусок вокруг и объел. Остался малюсенький кусочек.

Эх! Только сел, а уже всё съел... Но уж лучше я сыр съем, чем меня кот вместе с сыром.

9. Подведение итога занятия. Рефлексия- Сколько вы теперь знаете букв, которые не обозначают звуков?– Что показалось самым трудным на уроке?– С чем справились быстрее всего?– С чем бы хотели поработать на следующем уроке?

Записать предложения с разделительным твердым знаком.

Девочка села на пенёк и съела пирожок. Семья обедает. Коза объедает листья с кустов.

Записать предложения с разделительным твердым знаком.

Девочка села на пенёк и съела пирожок. Семья обедает. Коза объедает листья с кустов.

Записать предложения с разделительным твердым знаком.

Девочка села на пенёк и съела пирожок. Семья обедает. Коза объедает листья с кустов.

Записать предложения с разделительным твердым знаком.

Девочка села на пенёк и съела пирожок. Семья обедает. Коза объедает листья с кустов.

8. Придумать предложения с данными словами.

Сел-съел ехал- съехал обедал-объедал ели- съели

8. Придумать предложения с данными словами.

Сел-съел ехал- съехал обедал-объедал ели- съели

8. Придумать предложения с данными словами.

Сел-съел ехал- съехал обедал-объедал ели- съели

8. Придумать предложения с данными словами.

Сел-съел ехал- съехал обедал-объедал ели- съели

8. Придумать предложения с данными словами.

Сел-съел ехал- съехал обедал-объедал ели- съели

02.04 д/з. Выучить

Качели для паучат.

На смолистой ели

Новые качели.

Это деда-паучок

Их повесил на сцчок:

Пусть качаются внучата-

Озорные паучата.

02.04 д/з. Выучить

Качели для паучат.

На смолистой ели

Новые качели.

Это деда-паучок

Их повесил на сцчок:

Пусть качаются внучата-

Озорные паучата.

02.04 д/з. Выучить

Качели для паучат.

На смолистой ели

Новые качели.

Это деда-паучок

Их повесил на сцчок:

Пусть качаются внучата-

Озорные паучата.

02.04 д/з. Выучить

Качели для паучат.

На смолистой ели

Новые качели.

Это деда-паучок

Их повесил на сцчок:

Пусть качаются внучата-

Озорные паучата.

02.04 д/з. Выучить

Качели для паучат.

На смолистой ели

Новые качели.

Это деда-паучок

Их повесил на сцчок:

Пусть качаются внучата-

Озорные паучата.

02.04 д/з. Выучить

Качели для паучат.

На смолистой ели

Новые качели.

Это деда-паучок

Их повесил на сцчок:

Пусть качаются внучата-

Разделы: Работа с дошкольниками

Раздаточный материал:

  • листы бумаги,
  • карандаши,
  • набор цветных фишек для каждого ребенка (квадратики 2*2 см красного, синего и зеленого цветов),
  • касса букв с изученными буквами.

Демонстрационный:

  • схемы предложений;
  • желтая коробочка с мелом;
  • цветные фишки для обозначения звуков;
  • буквы;
  • лист со словами СОЛ, ДЕН, РОЛ, КОН, ЛЕН, НОЛ, написанными в столбик;
  • маркер;
  • картонная буква “Ь”,
  • клей,
  • кисточка,
  • вата,
  • горох,
  • шарики пенопласта.

Ход занятия

1.Закрепление написания изученных букв.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вспомнить, какие буквы мы уже изучили. Но, к сожалению, у нас кончился мел. Как же мне показывать вам буквы, не называя их?

Дети: Можно рисовать в воздухе.

В: Действительно, это выход. Тогда я буду рисовать для вас букву в воздухе, а вы записывайте ее на листочке. (Воспитатель “рисует” в воздухе буквы Н, К, Ж, О, Ю, Ы, Ш, Р, А, Л правой рукой, повернувшись спиной к детям. Дети записывают буквы у себя на листочках).

2.Закрепление знаний о буквах.

Какие из этих букв обозначают на письме гласные звуки? (О, Ю, Ы, А).

А остальными буквами, какие звуки обозначаются? (согласные).

Какими буквами обозначаются всегда твердые согласные? (Ж, Ш)

Какая буква лишняя? Почему? (буквой Ю иногда обозначаются два звука)

3.Работа с предложениями.

Воспитатель произносит предложения:

Была зима.

Алеша с папой гуляли.

Мальчик слепил снеговика.

Дети самостоятельно чертят схемы на листочках. Затем воспитатель вывешивает схемы на доске, но с ошибками (в схеме первого предложения не поставлена точка, в схеме второго предложения указано только три слова, схема последнего предложения начинается с “ маленькой буквы”)

Дети выделяют ошибки, исправляют их, объясняют.

В: Давайте закончим этот маленький рассказ. Придумайте другое предложение к последней схеме, подходящее к этому рассказу.

4.Физкультминутка.

Каждый день по утрам делаем зарядку (ходьба на месте)
Очень нравится нам делать по порядку:
Весело шагать (ходьба),
Руки поднимать (руки вверх),
Приседать и вставать (приседание 4-6 раз),
Прыгать и скакать (10 прыжков)

5.Звуко-буквенный анализ.

В: Пока мы отдыхали, я вспомнила, что утром нашла вот эту коробочку. В ней спрятана отгадка на загадку. (Показывает коробочку).

Отгадайте: Белый камешек растаял,
На доске следы оставил.

Д: Это мел.

В: Предлагаю разобрать это слово.

Назови первый звук. Какой он?

Каким цветом обозначим?

Назови второй звук. Какой он?

Каким цветом обозначим?

Назови третий звук. Какой он?

Каким цветом обозначим?

Сколько всего звуков в этом слове?

Сколько согласных?

Сколько гласных?

Какой по счету гласный звук?

Какой по счету согласный мягкий?

Какой по счету согласный твердый?

(Вопросы задаются индивидуально, схему слова дети выкладывают фишками на партах, воспитатель на доске.)

6.Знакомство с буквой “Ь”.

В: Посмотрите, последний твердый звук [л] я превращу в мягкий (меняет синюю фишку на зеленую). Как теперь прозвучит это слово?

Д: Мель.

В: Получилось новое слово. Что такое “мель”?

Д: Мелкое место. Где не глубоко, где мало воды…

В: Да, мель – это неглубокое место в водоеме. Выложите эту схему рядом со схемой слова “мел”. Чем отличаются эти схемы?

Д: В слове “мел” последний звук – твердый согласный, а в слове “мель” - мягкий.

В: А чем эти слова похожи?

Д: Всего по три звука, первые два одинаковые.

В: Давайте теперь обозначим звуки буквами. (Цветные фишки заменяются буквами, которые называют дети). Сначала слово “мел”, затем – “мель”. (Получилось два слова “мел”). Звук [л] обозначается буквой “л”, но как же сделать, чтобы последний звук читался мягко? Есть такая буква-помощник, она ставится после согласной буквы, чтобы показать, что ее следует читать мягко. Эта буква называется мягкий знак. (Воспитатель добавляет на доске к слову “мел” мягкий знак).

Сколько букв в этом слове? А сколько звуков в схеме? Почему же букв больше, чем звуков?

Дело в том, что буква “ь” не обозначает звука сама по себе, а только подсказывает, как читать согласный звук. (Объяснение дается в том случае, если дети затрудняются сами сформулировать этот вывод).

Давайте напишем эту букву:

Нарисуем мягкий знак
Нежно капелькой вот так:
Букву капелька смягчит,
Слово мягко прозвучит.

(Дети пишут букву вместе с воспитателем в воздухе, пальчиком на парте, на листочках). Добавьте фишку с этой буквой ко второму слову.

7.Игра “Отгадай слово”.

Дети выходят на ковер, садятся полукругом перед прикрепленным к стене или подставке листом бумаги. На листе слова:

В: Чтобы слово отгадать, нужно смягчить последний звук. Как показать это на письме?

Д: Добавить букву “ь”.

(Дети дописывают по очереди букву “ь” к словам и читают их)

8.Подведение итога. Совместная работа.

Дети остаются на ковре, но садятся вокруг модуля, накрытого салфеткой.

Что сегодня узнали нового?

С какой буквой познакомились?

Для чего она нужна?

А хотите сделать портрет мягкого знака?

Воспитатель убирает салфетку с модуля, на нем большая, вырезанная из картона буква “ь”, клей, кисточка, вата, крошки пенопласта, горох и т.п.

В: Какой материал вы бы выбрали для мягкого знака?

Д: Вату, она самая мягкая.

Каждый ребенок берет кусочек ваты и приклеивает его к картону с обеих сторон.

В: Теперь буква “ь” будет гостем в нашей группе.

Цель занятия: изучаем мягкий знак, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой Ь, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву Ь по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Лось Львица и лев Гусь Медведь

Повтори: Л. Напиши: Л.
Повтори: Р. Напиши: Р.

Повтори: РЬ. Как же написать «РЬ»? Если мы напишем только букву Р - получится «р», а нам надо - «рь».
Чтобы написать «рь», нужно после буквы Р написать вот такую букву Ь. Эта буква называется мягкий знак.
Напиши эту букву после буквы Р. Буква мягкий знак показывает, что читать надо не «р», а «рь».

Прочитай, что у тебя написано:

  • Если мягкий знак написать после буквы Л - получится «ль» (Напишите «ль»). Напиши: ль.
  • Если мягкий знак написать после буквы М - получится «мь» (Напишите «мь»). Напиши: мь.

Напиши: зь; нь.

На какую букву похож мягкий знак?

Задание: печатная буква Ь для дошкольников

Рассмотри мягкий знак. Нашили букву Ь в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Продолжи фразу

В яме спит зимою длинной,
Но чуть солнце станет греть.
В путь за медом и малиной
Отправляется … (медведь).

Уж очень вид у них чудной:
У папы локоны волной,
А мама ходит стриженой.
За что она обижена?
Недаром часто злится
На всех мамаша … (львица).

Сказка про букву Ь

Отец и мать

Была весна. На ветке в лесу сидели две маленькие птички. Он и она.
- Спеть?! Спеть?! - спрашивает он.
- Спеть! Спеть! - отвечает она.
- Свить?! Свить?! - Это он уже про гнездо.
- Свить! Свить!
Через некоторое время у них появились птенцы.
- Пять! Пять! - радостно поет отец.
- Точь-в-точь! Точь-в- точь!! - Это он о том, что птенцы на него похожи.
А дети уже пищат:
- Пить! Пить! Есть! Есть!
Принес отец червячка. Спрашивает у матери:
- Дать? Дать?
А дети хором:
- Дать!!. Дать!!. Дать!!.- и ну рвать червяка на части.
- Жуть,- говорит отец.
Выросли птенцы и полетели из гнезда.
- Вернуть? - спрашивает отец.
- Пусть, пусть…- тихо ответила мать.

Загадки для детей на букву Ь

Кто приходит.
Кто уходит -
Все ее за ручку водят.
(Дверь)

Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко.
Рога раскинув широко.
(Лось)

Спит или купается,
Все не разувается:
День и ночь на ножках
Красные сапожки.
(Гусь)

Веселые стихи про букву Ь для детей

Буква Р перевернулась
- Мягким знаком обернулась.
(В. Степанов)

Нарисуем мягкий знак
Нежно капелькой вот так:
Букву капелька смягчит
- Слово мягко прозвучит.
(А. Шибаев)

Белка хвостик изогнула,
У пенечка отдохнула.
Распушила хвост, да так -
Стал похож на мягкий знак!
(Е. Тарлапан)

Мягкий знак живет беспечно,
Он без кепки ходит вечно.
(Л. Шибаев)

Все короче наша тень,
Это значит - скоро день.
Тень растет, уходит прочь,
Это значит - скоро ночь.
(В. Лунин)

Вьюга хлещет так и сяк,
Бьет в лицо крупой сыпучей,
Очень жесткой и колючей,
Несмотря на мягкий знак.
(Я. Аким)

Вьется недалечко
Реченька-река.
Маленькая речка,
Меньше ручейка:
Ни поплыть,
Ни нырнуть,
Только ножки
Окунуть чуть-чуть!

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

Конспект занятия № 66 по «Букварёнку» Г. Юдина.

Тема: «Знакомство с буквами Ь и Ъ.»

Цели: Развивать логическое мышление, речь, память; используя непроизвольное внимание повторить изученные звуки и буквы. Познакомить с буквами Ь и Ъ.

    Оборудование: у каждого ребёнка: индивидуальная доска, мел, тряпочка; «Букварёнок» Г.Юдина (с. 130-133, 194-195), тетрадка с буквами и картинками, дневник;

    для экипажей: деревянные кубики с буквами, табло букв с картинками, «Аквариум» с буквами.

Ход занятия:

    Игра «Путаница».

Называем буквы и слияния по заданию учителя.

1 экипаж называет, 2 контролирует. Затем наоборот.

    Знакомство с Ь знаком.

К нам сегодня пожаловали две буквы, которые не имеют ни одного звука. Что это за буквы?

Проблемная ситуация.

(Обсуждаем, слушаем рассуждения детей.)

«Буква Р перевернулась-

Мягким знаком обернулась.» (В. Степанов)

«Мягкий знак – хитрый знак.

Не назвать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь?

Без пожара, просто так?

Это буква МЯГКИЙ ЗНАК

Действительно, буква «Ь» знак- это немой командир согласных букв, стоит ему только встать в слове за согласной, она тут же становится МЯГКОЙ.

Хотите проверить? Пожалуйста!

УГОЛ – УГОЛЬ

МЕЛ – МЕЛЬ

ШЕСТ – ШЕСТЬ

МОЛ - МОЛЬ (Объясняем значение каждого слова.)

А, ведь, были времена, когда буквы не хотели дружить с мягким знаком…

Вот послушайте сказку: «ПРО МЯГКИЙ ЗНАК».

(«Занимательное азбуковедение» с. 368- 369)

Работаем с кассой и магнитной доской.

«Жили-были в Азбуке буквы, разные - гласные, согласные. Ходили к друг другу в гости.

Вот как-то раз С пошла в гости к Я.

Покажите, ребята, на слоговых линейках, что у вас получилось. (СЯ). Буква Л пошла в гости к Е. Теперь, что стало? (ЛЕ).

Буква Д отправилась к И. Они запели: ДИ. Т к Ё. Стало… ТЁ.

Какими стали согласные? МЯГКИМИ.

Буквы жили, не тужили, потому что все дружили. И жила среди них одна буква, похожая на половинку Ы, с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она не обозначает звука.

Что это за буква?- возмущались они.

Она не обозначает никакого звука, не умеет говорить, постоянно молчит…

Никто с этой буквой не дружил, не разговаривал. Жилось мягкому знаку плохо, очень одиноко.

Как- то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. Своё слово они зашифровали загадкой.

«Без головы, а в шляпе,

Одна нога – и та без сапога». (Ребята отгадывают.)

Гвоздь,- догадались буквы. Стали составлять это слово.

Дети тоже составляют слово «гвоздь».

А у букв получается «ГВОЗД»…

Что-то у нас не то получается!- возмущаются буквы. Звук [ д]

в этом слове мягкий, а у нас он твёрдый…

И говорит: «Встану я и обозначу мягкость». Она быстро пристроилась в конце. Что получилось?

Дети читают : «ГВОЗДИ».

«Лучше я встану», - сказала буква Я.

Получилось… «ГВОЗДЯ». « Опять не то…, ведь, ты обозначаешь звук [а]» ,- сказали буквы.

Что же делать? Ребята, подскажите. (Надо подставить Ь знак.)

Иди к нам МЯГКИЙ ЗНАК!- позвали буквы.

Он с радостью согласился помочь буквам и быстро встал в конец.

Что получилось? « ГВОЗДЬ» ,- читают ребята.

Развеселились буквы, всем захотелось пригласить в гости Ь знак. Давайте мы отгадаем загадки и посмотрим, какие слова получились у букв…

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога, раскинув широко. (ЛОСЬ)

Спит или купается,

Всё не разувается:

День и ночь на ножках

Красные сапожки. (ГУСЬ)

Кто приходит,

Кто уходит –

Все её за ручку водят. (ДВЕРЬ)

    Игра «Баскетбол». (Соревнование.)

Чей экипаж придумает больше слов с мягким знаком?

    Физкультминутка «Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три…

(варианты: лебедь лети, морж плыви, рачок ползи…)

    Загадки Ь знака:

Вы так хорошо работали, что мягкий знак решил загадать вам свои загадки. Но отгадки нужно напечатать на магнитной доске.

СОРЕВНОВАНИЕ: чей экипаж напечатает отгадку быстрее?

«В яме спит зимою длинной,

Но чуть солнце станет греть,

В путь за мёдом и малиной отправляется…(МЕДВЕДЬ)».

«Уж очень вид у них чудной:

У папы локоны волной,

А мама ходит стриженной.

На что она обижена?

Недаром часто злится

На всех мамаша …. (ЛЬВИЦА).»

    Физкультминутка «капитаны».

    Знакомство с Ъ знаком.

Но, оказывается, у Ь знака есть его братец. Тоже немой. Это Ъ.

Чем они похожи и чем отличаются?

А) «Мягкий знак живёт беспечно,

Он без кепки ходит вечно.» (Показ Ь знака.)

«А упрямый ТВЁРДЫЙ ЗНАК,

Кепку носит только так!» (Показ Ъ знака.) (А Шибаев)

На что ещё похож Ъ знак? (Обсуждение.)

«Зачерпни воды ковшом,

Суп съедим, чайку попьём!» (Г. Виеру)

«Из ведра не просто так

Нам воды напиться:

Нужен ковшик- ТВЁРДЫЙ ЗНАК,

Чтобы не облиться.» (В. Степанов)

    Чем ещё отличаются эти знаки?

Если МЯГКИЙ знак делает согласную МЯГКОЙ.

То ТВЁРДЫЙ знак делает её ТВЁРДОЙ, стоит между согласной и гласной и приказывает им ЗВУЧАТЬ ОТДЕЛЬНО!

Например:

СЕМЬ (Мягкий знак сделал согласный звук МЯГКИМ.)

СЪЕМ (Твёрдый знак стоит между согласной и гласной и требует, чтобы они звучали ОТДЕЛЬНО.)

    Игра «Хоккей».

На доске написаны слова с Ь и Ъ знаками.

Представители экипажей читают эти слова по очереди.

СОРЕВНОВАНИЕ: чей экипаж не ошибётся и правильно прочитает слово, подчиняясь приказу немых знаков?

РЫСЬ ПЫЛЬ СЪЕЛ СЕЛ ПОДЪЕЗД КОНЬ РАЗЪЯРЁН СЪЕДОБНЫЙ РУСЬ СЛОВАРЬ

    Игра «Разведка».

А) Поиск Ь знака в рассказе «Букварёнка» «ОТЕЦ И МАТЬ».

Б) Поиск Ъ знака в рассказе «Букварёнка» «КАК МЫША ЗА СЫРОМ ЕЗДИЛ».

    Домашнее задание: продолжить поиск этих знаков дома.

    Итог занятия.

    Подведение итогов соревнования экипажей.

    Выставление улыбающихся солнышек.

Игры в картинках для детей 4-5 лет

Задания для детей средней группы детского сада на тему «Учимся читать»

Задание 1

Назови предметы в каждой группе. Соедини их с буквой, на которую начинаются их названия.

Задание 2

На какую букву начинаются эти слова? Дорисуй предмет, название которого начинается на нужную букву, в каждой группе.

Задание 3

Соедини предметы, названия которых начинаются на одну и ту же букву.

Задание 4

Соедини предметы, названия которых заканчиваются на одну и ту же букву.

Задание 5

Раскрась лишнюю картинку в каждой группе. С какой буквы начинаются названия картинок?

Задание 6

Выбери и раскрась только те картинки, в названиях которых есть буква «Ш».

Задание 7

Раскрась только те предметы, в названиях которых есть буква «Л».

Задание 8

Раскрась только те предметы, в названиях которых есть буква «П».

Задание 9

Раскрась только те предметы, в названиях которых есть буква «К».

Задание 10

Назови картинки. Соедини их цепочкой: в первом слове - названии картинки звук [М] стоит в начале слова, во втором звук [М] - в середине слова, в третьем звук [М] - в конце слова.

Задание 11

В названии какого предмета слышится звук [Д], а какого - звук [Т]?

Задание 12

В названии какого предмета слышится звук [Б], а какого - звук [П]?

Задание 13

В названии какого предмета слышится звук [З], а какого - звук [С]?

Задание 14

Где находится звук [Р] в словах: в начале, в середине или в конце слова? Соедини схемы с подходящими словами.

Задание 15

Сколько звуков в каждом слове - названии картинки? Назови их. Соедини картинки с нужными цифрами.

Задание 16

С каких звуков начинаются названия этих предметов? Если убрать первые звуки в этих названиях, получатся другие слова. Какие?

Проверь себя.

Удочка - дочка; муха - уха; бусы - усы; гроза - роза.

Задание 17

Произнеси названия этих предметов. В каких словах первый звук звучит твёрдо? Раскрась квадратик рядом с этим словом синим цветом. В каких словах первый звук звучит мягко? Раскрась квадратик зелёным цветом.

Задание 18

Соедини каждую картинку со слогом, на который начинается её название.

Задание 19

Слова, в названиях которых один слог, соедини с одним квадратиком, слова, в которых два слога, - с двумя квадратиками, а слова, в которых три слога, - с тремя квадратиками.