Язык в кругу других знаковых систем. Язык как знаковая система в ряду других знаковых систем

Естественный язык (в лингвистике) - язык, используемый для общения людей и не созданный искусственно.

Язык имеет внутренний порядок, организацию своих частей в единое целое. Следовательно, системность и структурность характеризуют язык и его единицы как единое целое с разных сторон. Т.е. язык – это система.

Все системы средств, используемых человеком для обмена информацией, являются знаковыми, или семиотическими, т.е. системами знаков и правил их употребления. Наука, изучающая знаковые системы, называется семиотикой, или семиологией (от др.греч. sema – знак).

Семиотика – наука о знаковых системах. Любые знаки (все, что нас окружает) – система.

· - искусственные знаковые системы (ноты)

· - естественные знаковые системы (человеческий язык)

· - первичные знаковые системы (человеческий язык)

· - вторичные знаковые системы

Фердинанд де Соссюр: язык – знаковая система > лингвистика – часть семиотики.

Знак добавляется чем-то материальным, при этом он что-то означает. Знак – материальный, чувственно воспринимаемый предмет, который обозначает нечто, находящееся вне этого знака.

Отличие языка как знаковой системы от других знаковых систем:

· язык – открытая знаковая система

· язык – как знаковая система общедоступен

· язык – первичная знаковая система (все остальные знаковые системы вторичны: либо возникают на базе человеческого языка, либо интерпретируются с помощью базового языка)

Языковой знак: языковая оболочка и предмет который обозначается.

По Соссюру: языковой знак – акустический образ (означающее) и понятие (означаемое).

Свойства языковых знаков:

· знаки языка первичны (другие вторичны)

· знаки языка идеальны и материальны одновременно

· произвольность языкового знака (в противовес мотивированности и немотивированности языкового знака)

· изменяемость и неизменяемость

· асимметрия

· линейный характер означающего

· значение и значимость

материально – означающее

идеально – означаемое



Мотивированность – наличие связи между чем-то и чем-то; наличие логической связи между означающим и означаемым.

Немотивированность – знаки, в которых нет этой логической связи, эта связь произвольна.

Мотивированные:

Все произвольные слова (слова, образованные в результате словообразовательного процесса, нам понятен мотив образования)

Звукоподражательные = ономатопоэтические слова

Небольшая группа простых, непроизводных слов: «стол» - мотивировано от глагола «стлать»

Все остальные – немотивированные.

Асимметрия:

У одного означающего есть несколько означающих

У одного означающего одно означаемое

Линейный характер означающего = линейный характер реализации нашей речи. наша речь имеет протяженность во времени и в пространстве.

Значение у знака мотивированного, значимость проявляется, когда мы определяем наложение знака в системе.

Изменяемость:

Меняется означающее, означаемое – нет

Меняется означаемое, означающее – нет

Меняется и то и другое

Есть некая звуковая оболочка, которая обозначает ряд предметов; со временем круг этих предметов может расширяться и сужаться. Может также добавляться новое слово (расширение – добавление однотипных рядоположенных предметов). Означаемое может улучшить свое значение (негативный оттенок значения переходит в нейтральный), либо может ухудшаться.

Слово может переходить из одной подсистемы в другую.

Изменение означающего: звуковая оболочка может претерпеть изменения.

Неизменяемость: необходимо, чтобы язык был стабильным, чтобы осуществлять преемственность поколений.

· немотивированность

· косность говорящей массы (у общества нет оснований для постоянных изменений)

· язык – система, в которой различные элементы взаимосвязаны.

Функции языка.

Язык - есть язык.

Сущность явления язык определяли как биологическую. Эта теория не оправдалась, так как было доказано, что язык считали явлением психическим. Но эта теория не реализовалась, из-за опыта с развитием человека в изоляции.

Язык - это социальное явление. Он развивается только в обществе и он отражает те явления, которые происходят в обществе. Язык - это словарный состав, это грамматика и.т.д.

Интроспекция - человек сам себя исследует. Он является и объектом и субъектом исследования одновременно.

Однозначное определение языку дать нельзя.

С точки зрения информатики - язык это код, с помощью которого кодируется информация.

С точки зрения семиотики - язык это система знаков и способ их аранжировки.

Язык - есть важнейшее средство человеческого общения.

Язык - имеет одну базовую функцию, коммуникативную, то есть функцию общения

Психолингвисты базовой функцией называют регулятивную функцию.

Другие лингвисты придерживаются того мнения, что у языка гораздо больше чем одна функция:

Гносеологическая (познавательная)

Номинативная (назывательная)

Денотативная (передача информации)

Часто эти три функции объединяют в одну, так как они отражают разные стороны одного процесса. Для того, чтобы что-то назвать, мы должны это вычленить, назвать, а потом мы уже можем это изучать или познавать. Это три стороны одного явления. 311 синонимов слова большой в языке Хауса. Все люди по-разному видят окружающий мир и по-разному его членят.

Есть языки с максимальным объёмом общественных функций - межнациональные языки

Национальные языки - меньший объём общественных функций

Аульные языки - это языки бесписьменные с минимальным объёмом общественных функций.

Коммуникативная функция языка - основная функция языка по мнению большинства лингвистов

Любое явления всегда многогранно и любая вещь может лечь в основу его названия. Снегирь (русский: появляется с первым снегом) - Bovariolus (греческий: сопровождает стадо быков)

Познавая разные языки, мы учимся по-новому видеть наш мир

Аккумулятивная функция - функция передачи информации, знания последующим поколениям.

Денотативная функция.

Описание ситуации зависит от особенностей человека.

Описание одной и той же ситуации зависит от особенностей языка.

Описание ситуации зависит от того, кто говорит - мужчина или женщина. Проявляется в лексике, фонетике, в разном преломлении ситуации.

Сообщение:

Как сказать - поэтическая функция языка. Направлена на то, как передать сообщение. Суть заключается в выборе различных языковых средств и различной аранжировки языковых средств. Этот выбор осуществляется как более, так и менее осознанно. В поэзии всегда было важнее как сказать, чем что сказать. Поэтическая реализуются в повседневной жизни. Именно с помощью поэтической функции мы делаем нашу речь уместной.

Что сказать. За это отвечает метаязыковая функция. Метаязыковая функция - это пояснение разных вещей другими словами, разъяснение какого-то факта. Чаще всего применяется при трудности понимания. Метаязыковая функция используется в словарях, учебниках

Магическая функция языка - корни этой функции уходят в древность. Магическая функция действует тогда, когда вы обращаетесь к высшим силам, силам природы, неодушевлённым предметам. Магическая функция содержится в различных текстах заговоров. В гадательных текстах, в текстах колдунов, шаманов, в текстах детских считалок и т.д.

Игровая функция языка - в самом ярком виде выражается в различных каламбурах, двусмысленностях, перевёртышах. Игровая функция помогает лучше понимать язык.

Изобразительная функция языка - ярче всего проявляется в художественных текстах и очень тесно связана с поэтической функцией. У изобразительной функции присутствует специальная лексика. Для изобразительной цели используются сравнения. В изобразительных целях может использоваться и звуковой символизм. С различными звуками мы что-то ассоциируем. В изобразительных целях может также использоваться интонация. Текст не существует перед тем, как ему не дали определённую интонацию. Перед самыми важными кусками человек делает паузу, глаголы произносятся быстрее. Интонация используется в ораторских целях, оно естественно. Интонацию контролировать сложнее чем другие языковые средства. По интонации об очень многом можно судить.


И. В. Седина


Задачей данной статьи является рассмотрение соотношение языка и культуры с точки зрения семиотики.


Семиотический подход можно назвать одним из наиболее распространенных в рамках гуманитарного знания. Данный подход имеет длительную и насыщенную историю. В наши задачи входит лишь краткое исследование истории вопроса, изучение наиболее важных моментов в динамике его развития.

Подход к языку как интерпретирующей системе характерен не только для представителей семиотики, но и для лингвистов. Так, Э. Бенвенист не занимался непосредственно семиотическими аспектами соотношения языка и культуры, но он был один из тех, кто подготовил почву для того, чтобы в конечном счете этот союз рассматривался в контексте семиотики, поскольку для Э. Бенвениста центральной проблемой семиологии было определение статуса языка среди других знаковых систем.

Э. Бенвенист вывел принципы взаимодействия семиотических систем: во-первых, принцип отсутствия взаимозаменяемости. Однако, это не означает, что в рамках культурного семиозиса среди этих систем не могут действовать отношения дополнительности. В контексте референтного социокультурного пространства культурные формы, представленные конкретными семиотическими системами, могут дополнять друг друга. П. Фарб, занимающийся проблемами английского языка и культуры, говорит о принципе дополнительности как принципе взаимодействия знаковых систем.

М. М. Бахтин в своей концепции социологического метода в науке и языке определял роль языкового знака как "среды сознания". Даже если "принципиально нельзя передать словом музыкальное произведение или живописный образ", тем не менее отрицать тот факт, что все культурные знаки "опираются на слово и сопровождаются словом, как пение сопровождается аккомпанементом", значило бы упрощать и суть проблемы, и смысл выдвигаемого принципа: По выражению М. М. Бахтина наше сознание всегда умеет найти к культурному знаку "какой-то словесный подход".

Таким образом, в своих отношениях с культурой язык функционирует как универсальная знаковая система. Универсальность этой системы объясняется тем, что все другие системы используют язык в качестве посредника. При всей многочисленности знаковых систем характер их взаимоотношений определяется, прежде всего, формами их взаимодействия с языком. Язык играет роль универсальной знаковой системы, на язык которой могут быть, а иногда и должны быть переведены другие системы, входящие в культурный семиозис.

Второй принцип функционирования знаковых систем, выведенный Э.Бенвенистом, сводится к селекции. Он проистекает из следующих положений о семиотических системах: 1)каждая система имеет конечный набор знаков; 2) правила их соединения; 3) полную независимость от видов дискурсов, генерируемых данной системой.

Третий принцип сводится Э. Бенвенистом к тому, что каждая означающая система характеризуется только ей присущим способом обозначения. В связи с этим на первый план выдвигается проблема знаковой единицы. Одновременно, единица знаковой системы является дифференцирующим признаком, на базе которого выделяются системы значимых и системы незначимых единиц. Не всякая единица является знаком, не всякий знак - единицей. Язык состоит из знаковых систем, и эти единицы являются знаками, т. е. язык есть система, в которой значение присуще даже элементарным единицам.

Э. Бенвенист также определил характер взаимоотношения между знаковыми системами. Это прежде всего отношения соответствия, отношения интерпретантности, которые носят семиотический характер и проявляются в том, что одна семиотическая система может интерпретироваться или может быть переведена на язык семиосистемы иного типа. Но эти отношения не означают сводимость одной системы знаков к другой. Данные отношения свидетельствуют о специфичности взаимодействия семиотических систем друг с другом и о большом отличии этих отношений от других.

Специфика языка как одной из семиотических систем культуры заключается в том, что он обладает двумя способами репрезентации: семиотическим и семантическим. Семиотический тип требует узнавания своих единиц; знак "жив", если его узнают, опознают члены языкового сообщества. Семантика же требует понимания.

Большой вклад в разработку вопросов культурной семиотики внес Пражский лингвистический кружок. Его вклад значителен в трех сферах: 1) взаимодействие знаковых систем; 2) разработка идей функционализма систем; 3) разработка идеи системных отношений, заключающейся в том, что другие знаковые системы, отличные от естественного языка, образуют сложную систему систем разнообразных семиотических кодов (искусство, одежда, этнографические информационные системы). Очень кратко суть исследований в области взаимоотношений языка и культуры можно свести к следующим выводам: 1)культура есть сложная семиотическая система, существующая и развивающаяся в еще более сложной социальной системе. Будучи системным образованием, культура, в свою очередь, состоит из других систем, которые находятся относительно друг друга в сложных и исторически изменчивых отношениях. Статус относительной автономии составляющих культуру систем, имманентность источников и характера развития создают динамику устойчивого равновесия во взаимодействии этих систем; 2) язык есть лишь одна из знаковых систем, входящих в систему культуры, хотя и имеющая статус привилегированности. Являясь одной из систем культуры, язык, тем не менее, развивается по своим собственным законам, но обе системы неразрывно связаны между собой сетью бесконечных взаимопроникновений и взаимообусловленностей.

Выходные данные статьи // Традиции и новаторство в гуманитарных исследованиях: Сб. науч. тр. посвящ. 50-летию ф-та иностр. яз. Мордов. гос. ун-та им. Н. П. Огарева / Редкол.: Ю. М. Трофимова (отв. ред.) и др. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2002. - С. 97-99.

Наукой под названием . В круг явлений, исследуемых семиотикой, входят жестовая речь, морские семафоры, дорожные знаки и многие другие явления, но среди них самым распространенным и наиболее глубоко изучаемым является язык. Обычно люди воспринимают язык как порождение человеческой культуры, объединяющее общество и являющееся внешней оболочкой мышления, без которой невозможно понимание мыслей человека. Но, помимо этого, язык также является системой определенных знаков, взаимодействующих друг с другом, согласованных по правилам синтаксиса.

Для того, чтобы какое-либо явление можно было рассматривать как знаковую систему, оно должно иметь определенный набор символов, которые замещают функцию предмета, указывают на него, но не совпадают с его материальной характеристикой. Эти знаки должны быть материальными, то есть доступными для восприятия. Главная функция знака – передача значения. Так как – основная единица – отвечает всем этим требованиям, то язык является знаковой системой.

Но семиотика относится к немного иначе, чем к остальным знаковым системам, выделяя его специфические особенности. Во-первых, в отличие от остальных систем символов, язык развивается самостоятельно, стихийно. Несмотря на то, что человечество в общем или отдельные его группы принимают участие в развитии языка, формируется он естественно, а не изменяется по определенным правилам, принятым в результате договора.

Существуют искусственные языки, созданные намеренно для общения, но, используясь людьми с этой целью, они начинают развиваться и совершенствоваться стихийно.

Во-вторых, все остальные знаковые системы, которые отличаются искусственным созданием, были сформированы на основе естественного языка, то есть являются вторичными. Кроме того, язык выполняет сразу несколько функций и обладает гораздо более сложными и многоярусными отношениями между знаками.

Язык – единственная знаковая система, с помощью которой происходит обучение человека другим подобным системам.

Аспекты языка как системы знаков

Семиотика изучает язык под тремя основными аспектами: семантическом, синтаксическом и прагматическом. Семантика занимается исследованием значения знаков, то есть их содержания, под которыми понимаются какие-либо предметы (предметное значение) или явления (понятийное значение) в сознании людей. В знаковой системе языка это значение виртуально, оно не относится к конкретной ситуации и не обозначает конкретное явление, а в речи знак, то есть слово, становится реальным.

Синтаксис изучает правила сочетания знаков между собой. Любой язык – это не хаотичный набор знаков. Слова сочетаются между собой по определенным правилам, их расположение влияет на конечное значение. Правила построения словосочетаний и предложений между собой называются синтаксическими.

Прагматика исследует способы использования языка в определенных ситуациях: как значение слова-знака меняется в зависимости от времени, места его использования, тех, кто их использует. Прагматический аспект семиотики рассматривает не только содержание языка, но и его оформление.

Информация фиксируется на материальном носителе с помощью знаков и знаковых систем. Существует особая научная дисциплина - семиотика (от греч. semeion - знак, признак), которая занимается изучением природы, видов и функций знаков, знаковых систем и знаковой деятельности человека.

Эти вопросы с древнейших времен, начиная с Платона и Аристотеля, интересовали философов и лингвистов. Термин «знак» ввел в научный оборот английский просветитель Джон Локк в конце XVIII века. Важную роль в становлении науки о знаках сыграли немецкие ученые - филолог Вильгельм Гумбольдт и логик Г. Фреге, швейцарский языковед Фердинанд де Соссюр, а также американский математик Чарльз Пирс, предложивший и само название новой науки - семиотика.

Что же такое знаки и знаковые системы?

Понятие знака, наряду с понятием информации, относится к фундаментальным научным философским категориям, поскольку человек не только пользуется знаками, но и живет в мире знаков.

Знак - это материальный объект (вещь, физическое явление, изображение, символ, слово и т. п.), который служит для замещения какого-либо иного материального или идеального объекта, предмета. При этом замещаемый знаком объект или явление называется денотат (от лат. denotatus - обозначенный), а мысленный образ, представление о данном объекте или явлении - концепт (понятие, значение, смысл). Наименование объекта или явления, принятое в человеческом обществе - имя (слово, символ).

Форма знака может быть различной - как подобной обозначаемому объекту, так и не иметь с ним ничего общего.

Одну из первых классификаций знаков предложил Ч. С. Пирс, разделивший все знаки на три группы:

  • - иконические - качественно или структурно сходные с обозначаемым объектом (произведения живописи, рисунки, фотографии, а также схемы, диаграммы, чертежи и т. п., т.е логические иконические знаки, отражающие аналогию между отношениями частей в самом объекте и его знаке);
  • - индексальные - имеющие определенные причинно-следственные связи с предметом или явлением (дым от огня, флюгер, стрелки компаса и т. п.);
  • - символические - связанные с обозначаемым объектом по договоренности между участниками коммуникационного процесса.

Уже сама форма иконических и индексальных знаков позволяет догадаться об их содержании даже незнакомому с ними адресату. В отличие от них символические знаки по своей форме не дают никакого представления об отображаемом ими предмете, объекте или явлении, поскольку не имеют с ним ничего общего. Это могут быть буквы, цифры, точки, линии, отверстия и т. п. Например, знак сложения «+» никак не связан с обозначаемой им арифметической операцией. Поэтому связь символических знаков с замещаемым ими объектом или явлением определяется особым соглашением между людьми, обусловливающим использование соответствующего значка для передачи данного смысла. Кстати, давно замечено, что животные, так же как и человек, вполне могут усваивать иконические и индексальные знаки. Однако система символических знаков животным недоступна.

В семиотике имеется множество других классификаций знаков, использующихся в социальной коммуникации. Например,

по способу восприятия обозначаемого объекта все многообразие знаков делят на зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые. В человеческой коммуникации, включая документальную, используются в основном первые три типа. Так, к зрительным и слуховым относятся языковые знаки (соответственно в письменной и устной форме). Для слепых людей важнейшими знаками являются осязательные.

По способу воплощения знаки делятся на моментальные (нестабильные) и длительные (стабильные). К моментальным, представляющим собой акты действия в реальном масштабе времени и исчезающим сразу после использования, относятся, например, звучащие слова, в то время как написанные слова являются стабильными знаками, правда, тоже далеко не всегда. К примеру, написанное на воде может сохраняться не более 50 фемтосекунд (1 фемтосекунда равна 10 -15 секунды). Отсюда известная поговорка: «вилами на воде писано», т. е. нечто неопределенное, исчезающее так же быстро, как круги на воде.

В соответствии со строением различаются простые (элементарные) и сложные знаки.

В документоведении, ограниченном сферой документной коммуникации, применяются далеко не все знаки, а следовательно, необходима и своя классификация знаков. Всю совокупность знаков, используемых в процессе создания документов, можно разделить, прежде всего, на языковые (знаки естественных и искусственных языков) и неязыковые (иконические, эмблем- ные) знаки, к числу которых относят произведения живописи, фотографии, кинофильмы, торгово-фирменную эмблематику и т. п.

Среди языковых знаков подавляющее большинство составляют символы. Однако и в языках имеются слова, которые похожи на означаемые предметы, явления (т. е. по существу иконические знаки). К ним, в частности, относятся звукоподражательные или звукоизобразительные слова (идеофоны): кукушка, гром, писк, чавкать, и-го-го, мяу-мяу, бр-р-р и другие.

Некоторые языковые знаки по аналогии с жестами относят иногда к индексальным, например, личные и указательные местоимения, а также отдельные местоименные слова (я, ты, это, здесь, сейчас и др.).

В социальной коммуникации, а равно и в документационной деятельности, как правило, используются не отдельные знаки, а их объединения, которые называются знаковыми системами (например, нотная запись, шахматная нотация, денежная система и т. п.). В основе объединения знаков лежит несколько критериев: общность функций, сходство форм и подобие структур.

Знаковая система включает следующие составные части:

  • - набор элементарных знаков, отношений между ними;
  • - правила их комбинирования;
  • - правила использования знаков при передаче информации.

Отсюда мощность любой знаковой системы определяется количеством элементарных исходных знаков, количеством и сложностью отношений между ними, количеством и разнообразием правил их использования.

Комбинация знаков также, в свою очередь, является знаком, но знаком составным, или сложным. К примеру, слова, предложения, составленные из отдельных букв алфавита, являются сложными составными знаками. Точно так же любой текст, написанный на каком-либо естественном языке, является сложным знаком.

Отношения между знаками изучает особый раздел семиотики, называемый синтактикой. Отношения между знаками и обозначаемыми объектами изучает семантика , а отношения между знаком и человеком - прагматика.

В случае, если знаковая система упорядочена набором синтаксических, семантических и прагматических правил, она образует язык. Языки появились в процессе эволюционного развития человеческого общества и постепенного освоения им информационного пространства как лингвистические средства информационного взаимодействия. Поэтому язык - это исторически сложившаяся система знаков, т. е. язык представляет собой не просто код, но код с его историей. Язык необходим для мысленного расчленения окружающего нас мира на дискретные понятия и для классификации этих понятий.

Все многообразие языков принято делить на:

  • естественные языки, возникшие стихийно на определенном этапе развития человеческого общества (русский, английский, китайский и др.);
  • искусственные языки, специально разработанные человеком для конкретных целей (математический язык, языки программирования, информационно-поисковые и др.).

Строго говоря, естественные языки в действительности тоже являются искусственными, т. е. созданными людьми. Их лишь условно называют естественными, чтобы отличать от языков, созданных для определенных целей. Причем своей наиболее развитой, совершенной формы естественные языки достигают только в процессе их превращения в языки письменные.

По справедливому утверждению Ю. М. Лотмана, в любой человеческой культуре, у каждого народа существует не один, а минимум два языка, например словесный и изобразительный. По мере развития происходит расширение набора семиотических коммуникаций за счет, прежде всего, искусственных языков.

Любой естественный язык можно рассматривать, прежде всего, как набор слов, находящихся в определенных отношениях между собой (словарь и грамматика). Отношения, которые существуют между словами (знаками) в знаковой системе, называются парадигматическими. К их числу относятся, в частности, синонимия, омонимия и другие. Омонимия - это явление, при котором знаки, обозначающие совершенно разные объекты, могут совпадать. Например, в русском языке есть два разных слова, имеющие одинаковое написание: «реквизит». Это слова-омонимы, одно из которых обозначает совокупность предметов для какого-либо представления, зрелищной постановки, другое - элемент оформления документа.

В отличие от естественных, в искусственных языках омонимия практически отсутствует. Там, как правило, каждому знаку соответствует один смысл, а смыслу соответствует один денотат. Особенно неприемлема омонимия в алгоритмических языках, так как при машинной обработке текста программы необходима вполне определенная интерпретация каждого знака 1 .

Синонимия же часто встречается и в естественных, и в искусственных языках. Суть ее в том, что порой два различных знака соотносятся с одним и тем же денотатом.

В процессе коммуникации знаковые системы могут взаимодействовать. К примеру, при подготовке какого-либо документа могут быть использованы, наряду со знаками естественного языка, также знаки математического языка, картографические, нотные знаки и т. п.

1 Агеев В. Семиотика. М., 2002. С. 52.

Знаку Соссюр приписывал 2 свойства первостепенного значения:

произвольность – отсутствие естественной природной связи между означающим и означаемым

линейность (протяженность)

Знак выступает в системе в 4 аспектах:

1) семиотическом (связь знака с предметом)

2) синтаксическом (связь знака с др. знаками)

3) семантическом (интерпретирование знаков и их сочетаний, как средство выражения мысли).

4) прагматическом аспекте (взаимоотношения знаков и людей, кот. ими пользуются).

Знак – материальный предмет, замещающий собой другой предмет и выражающий о нем информацию. У знака можно выделить 2 функции: замещающая и информативная.

Под знаковыми системами понимается широкий круг явлений:

Жестовая речь.

Дорожные знаки.

Морские семафоры.

Азбука для глухонемых.

Изучаются системы в семиотике. С семиотикой у языка отношения особые. Почему? С одной стороны, основная единица языка – слово – отвечает определению знака, т.к. слово материально, выполняет функцию замещения предмета и указания на него и служит средством познания, хранения и передачи информации о замещаемом предмете.

С другой стороны, языковая система очень отличается от других знаковых систем. Специфика заключается в следующем:

1. Язык – возникает стихийно, естественно и развивается исторически. Другие знаковые системы создаются искусственно. Они не развиваются, а изменяются по договору. Язык не имеет договорного характера.

2. Язык первичен по отношению к другим знаковым системам, кот. создаются на его основе.

3. Язык – полифункционален. Другие знаковые системы – однофункциональны.

4. Язык – универсален в своей функции, другие знаковые системы ситуативныю

5. Язык – орудие познания, мышления, а другие языковые системы такой специфики не имеют.

6. Ни одна языковая система, кроме языка, не имеет такой сложности и многоярусности иерархических отношений между уровневыми единицами.

Следовательно, Язык – семиотическая система, но система особого рода. Она несколько оторвана.

Язык является посредником между человеком и другими семиотическими системами. Это означает, что с помощью языка происходит обучение этим системам создание и отмена отдельных знаков, а также осуществляется введение какой-либо системы, и прекращение ее действия.

Языковая система используется всеми носителями данного языка и любой носитель может быть и творцом, и получателем знаков. Тогда как в других семиотических системах этого нет.

Язык как универсальная система знаков, и как посредник обладает следующими качествами:

Язык обладает способности к самоописанию, т.к. нет другой семиотической системы, его описывающей.


Язык доступен для овладения каждому, поэтому его материал должен быть просто организован и всегда готов к использованию.

Каждый автор языкового знака должен создавать знак таким образом, чтобы его аудитория могла возможно более точно определить способ создания знака. Количество знаков языка в силу его посреднической роли и всеобщности не должно быть ограничено.

Каждой языковой единице соответствует речевая единица. Отношения между единицами языковой системы сводятся к 3 типам:

1. парадигматические;

2. синтагматические;

3. иерархические;

1) Отношения сходства и различия, на основании которых единицы объединяются в парадигму.

Парадигма - совокупность системно связанных вариантов одной и той же единицы.

Уровень фонетики: парадигмами можно считать совокупность вариантов одних и тех же фонем. < а > = [а] [л] [ъ]. Совокупность гласных/ согласных фонем – парадигма гласных/ согласных. Общая парадигма: гласные. Частная парадигма: переднего ряда; долгие и краткие.

Уровень лексики: Совокупность значений многозначного слова. Синонимический ряд. Антонимическая пара. Тематическая группа.

Уровень морфологии: падежная парадигма: дом, дома, дому и т.д. Парадигма числа, лица. Временная парадигма.

Уровень синтаксиса: парадигма простого /сложного предложения.

2) Синтагматические отношения – отношения взаимодействия. Члены парадигмы, функционируя в речи вступают в синтагматические отношения. Они организуются в речевую последовательность по законам языковой структуры в соответствии со своими сочетательными возможностями.

Синтагматика языка понимается как совокупность сочетаемых возможностей языковых единиц и их реализацией в процессе речи.

Валентность единиц языка - способность вступать в сочетания с другими единицами, или её синтагматические потенциальные свойства. А дистрибуция – конкретная реализация этих свойств и возможностей.

Синтагматика в языке - потенция (возможность), а в речи реализация этой возможности.

3) Отношения структурно более простых единиц с более сложными. Пример: Между словами и предложениями. Парадигматические и синтагматические отношения объединяют единицы одинаковой степени сложности, а иерархические наоборот.

В связи с этим в пределах каждого яруса возможны только парадигматические и

синтагматические отношения, а между единицами разных ярусов - возможны только иерархические отношения.

Роль данных отношений часто преувеличена, так структуралисты считают их основным фактором языка. Такое преувеличение роли отношений приводит к отрыву языка от внеязыковой действительности. Следует учитывать, что только объекты действительности и языковой системы формируют отношения.

Они (объекты) постоянны и более важны нежели отношения между ними.